Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное управление структурно-инвестиционными преобразованиями в промышленном секторе экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическую основу исследования составили теории, концепции и модели регулирования рыночной экономики и управления структурно-инвестиционными процессами, которые изложены в трудах ведущих зарубежных и отечественных экономистов. В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные социально-экономического развития Российской Федерации… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические аспекты структурно-инвестиционных процессов в промышленном секторе и их роль в стабилизации национальной экономики
    • 1. 1. Сущность и роль структурно инвестиционных процессов в экономике
    • 1. 2. Государственное управление структурно-инвестиционными процессами, понятийный и методический аппарат
    • 1. 3. Методические основы разработки и реализации структурно-инвестиционной политики
    • 1. 4. Проблемы управления структурно-инвестиционными процессами в промышленном секторе экономики России
  • 2. Направления повышения эффективности управления структурно-инвестиционными процессами в промышленном секторе народнохозяйственного комплекса
    • 2. 1. Особенности российской модели экономики и обоснование стратегических ориентиров структурно-инвестиционных преобразований в промышленном секторе
    • 2. 2. Состояние развития структурообразующих секторов экономики. Цели и задачи структурно-инвестиционных преобразований
    • 2. 3. Разработка стратегии управления структурно-инвестиционными преобразованиями в промышленном секторе
    • 2. 4. Концептуальные подходы к формированию модели национальной структурно-инвестиционной политики
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Государственное управление структурно-инвестиционными преобразованиями в промышленном секторе экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Важнейшим условием ускорения экономического роста и изменения его качества на основе перехода от доминирования сырьевых источников развития к приоритету промышленности высоких технологий является проведение национальной структурно-инвестиционной политики.

Действенная структурно-инвестиционная политика становится возможной, если в стране имеется концепция развития экономики, в которой определены генеральная цель и вектор индустриального преобразования производственно-хозяйственного комплекса страны.

Однако, в значительной степени из-за отсутствия общепризнанной концепции развития национальной экономики России в реформационном периоде не была разработана научно-обоснованная и практически действенная структурно-инвестиционная политика. Соответственно, отсутствует ее теоретико-методическое и понятийно-концептуальное обоснование.

Отсутствие концепции структурных изменений в процессе рыночных преобразований в экономике привело к тому, что ни инвестиционная, ни структурная сферы не имели четких ориентиров в своем развитии, в то время как формирование действенной структурно-инвестиционной политики государства на основе восстановления взаимосвязи структурной и инвестиционной политик является важнейшим условием положительных сдвигов в хозяйственном развитии как России в целом, так и ее регионов.

Необходимость использования позитивного зарубежного опыта теоретических и практических моделей структурных преобразований, предусматривающих различную степень участия в них государства, а также учет специфики развития рыночных отношений и хозяйственно-технологической специализации отечественного народнохозяйственного комплекса обуславливают актуальность, а также сложность и неоднозначность подходов к исследованию данной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время структурно-инвестиционная политика в той или иной форме присутствует в большинстве теоретических и практических моделей государственного управления экономикой, обобщающих опыт развитых стран и рекомендуемых для применения в государствах с переходной экономикой, включая Россию.

Исследованию структурно-инвестиционной политики как функции государственного управления экономикой, ее достоинств и недостатков посвящены работы таких зарубежных исследователей, как А. Бхадури, К. Ласки, Ф. Левчика, К. Оппенлендера, В. Танци, П. Самуэльсона, К. Херра и др.

Среди отечественных исследователей обоснованию необходимости формирования эффективной структурно-инвестиционной политики государства посвятили свои работы А. Белоусов, Г. Власкин, Р. Воскеричян, С. Глазьев, И. Кац, В. Кириченко, Ш. Магомедов, Н. Мухетдинова, М. Николаев, О. Пчелинцев, Н. Скворцов, Ю. Шишков и другие.

Определенный вклад в разработку общих моделей развития экономики переходного периода, предусматривающих определенное видение решения структурно-инвестиционных проблем, как в рамках государства, так и на региональном уровне внесли работы кубанских ученых Л. Ворониной, Л. Дробышевской, Л. Мищенко, Р. Попова, С. Трунина, И. Шевченко и других.

Однако, большинство работ посвящено исследованию направлений стабилизации национальной экономики, разработке практических мер по активизации инвестиционных процессов без увязки со структурными. Вопросы системного рассмотрения проблем управления структурно-инвестиционными преобразованиями в народно-хозяйственном комплексе являются недостаточно разработанными как в теоретико-методическом аспекте, так и с точки зрения практического использования в экономической практике государства.

Научная значимость системного изучения данной проблемы и ее практическая актуальность предопределили выбор темы исследования, его цели, задач, объекта и субъекта, а также направлений использования полученных результатов.

Цель диссертационной работы состоит в теоретико-методическом обосновании и построении новой концептуальной модели структурно-инвестиционной политики государства, а также в определении механизмов и инструментов ее практической реализации на федеральном уровне.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

— определить роль и место структурно-инвестиционной политики в теории и практике государственного управления, проанализировать теоретические основы понятийного аппарата структурно-инвестиционных процессов в экономике;

— исследовать развитие теоретико-методических основ управления структурно-инвестиционными преобразованиями, экономическую сущность, методы, формы и механизмы управления;

— проанализировать состояние развития структурообразующих секторов экономики, определить цели, задачи, стратегические ориентиры структурно-инвестиционных процессов в них;

— разработать стратегию управления структурно-инвестиционными процессами в промышленном секторе национальной экономики;

— предложить концептуальные подходы к построению модели национальной структурно-инвестиционной политики и сформировать теоретико-методические основы ее построения.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления структурно-инвестиционными процессами в промышленном секторе, и определяющие структурно-инвестиционную политику государства.

Объектом исследования является промышленный сектор национальной экономики и сфера его структурно-инвестиционных преобразований.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теории, концепции и модели регулирования рыночной экономики и управления структурно-инвестиционными процессами, которые изложены в трудах ведущих зарубежных и отечественных экономистов. В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные социально-экономического развития Российской Федерации, официальные материалы Министерств промышленности и энергетики, экономического развития и торговли, финансов Российской Федерации, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки. В рамках исследования современной отечественной теоретической базы рассматриваемой проблемы использованы научные доклады экономических институтов РАН, материалы экономических форумов, симпозиумов, научные разработки вузов и отдельных ученых.

Выполненные в диссертации исследования базируются на использовании таких общенаучных методов исследования, как анализ и синтез, системный подход, методы сравнительного анализа и других.

В процессе проведения исследования были также использованы различные теоретико-методологические подходы и методы исследования: структурно-функциональный, системного и статистического анализа, экономико-математического моделирования и прогнозирования.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена программными и нормативно-законодательными документами Правительства Российской Федерации, данными официальной статистики России, аналитико-статистическими обзорами, справочными и аналитическими материалами, результатами проводимых автором исследований. Использование полноценных информационных материалов, их современная компьютерная обработка и применение традиционных и новых прогрессивных методов анализа обеспечили достоверность и обоснованность представленных в диссертации результатов исследования.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. В трансформационной экономике актуализируется структурно-инвестиционная составляющая государственного управления преобразованиями в народнохозяйственном комплексе. На ее основе выстраивается эффективная модель структурно-инвестиционной политики, адекватная постиндустриальной модели развития экономики.

2. Управление структурно-инвестиционными преобразованиями в промышленном секторе должно базироваться на системе взаимодействия государственных, общественных, корпоративных институтов с целью обеспечения наиболее полного использования инвестиционного потенциала промышленности в формировании оптимальной структуры народнохозяйственного комплекса России.

3. Понятие и экономическое содержание сопряженных категорий: «структурно-инвестиционная политика», «промышленная политика», «структурная политика», «экономическая структура», «структура промышленности», «структурно-промышленная» и «инвестиционная политика», оставаясь в рамках общетеоретического системного понятия управления структурно-инвестиционными процессами, могут эволюционизировать на каждом этапе социально-экономического развития. На современном этапе развития экономики России — этапе структурной перестройки — понятия промышленной, структурной и структурно-инвестиционной политики могут быть равнозначными.

4. В системе мер управления инвестиционной сферой, которая в рамках структурно-инвестиционной политики должна не только обеспечить приток инвестиций, но и их эффективное использование, выделяются два направления: первое — создание благоприятного инвестиционного климата с целью активизации действующих источников инвестирования и усиления их направленности на реализацию приоритетов структурной перестройкивтороемобилизация и формирование инвестиционных ресурсов, предусматривающую систему мер по стимулированию направления накоплений в реальные инвестиции, то есть задействование или разблокирование невостребованных потенциальных инвестиционных ресурсов, с одновременной их ориентацией на приоритеты реального сектора экономики. Необходимо законодательное обоснование последнего направления как сферы инвестиционной деятельности.

5. Сущность структурно-инвестиционных преобразований может быть определена следующими теоретико-методическими элементами: целе-полаганиенабор конкретных механизмов и инструментов взаимодействия структурно-инвестиционных составляющих процесса преобразования, которые должны стать базовыми при формировании структурно-инвестиционной политики. Формирование же критериев для выбора приоритетов структурно-инвестиционной политики должно вестись по уровням управления с учетом временных и рыночных аспектов, что имеет важное методическое значение для ее реализации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке базирующейся на системном подходе модели формирования национальной структурно-инвестиционной политики.

К конкретным результатам исследования, обладающим научной новизной, можно отнести следующие:

— уточнено понятие структурно-инвестиционной политики, как системы мер государственного воздействия на структуру общественного воспроизводства путем перераспределения инвестиций в соответствии с приоритетами экономического развития, обеспечивающими достижение прогрессивных структурных сдвигов в экономике;

— раскрыта совокупность методических принципов и подходов к формированию структуры и содержания структурно-инвестиционной политики, включающая принципы: комплексности, целостности, селективности или приоритетности, конкретизации целей и ориентиров, дифференциации объектов управляющих воздействий, обеспеченности законодательной базой;

— разработан механизм взаимодействия структурно-инвестиционных преобразований с сопряженными элементами промышленной и инвестиционной политики, позволяющий рассматривать их во взаимосвязи, и представляющих методическую основу формирования модели участия государства в структурной перестройке экономики;

— определены этапы формирования структурных приоритетов развития промышленности России: на первом этапе — прямого государственного инвестирования отраслей промышленностина втором — «селективного» инвестирования отраслей с быстрой окупаемостьюна третьем — структурной перестройки в целом промышленного комплексана четвертом — активной, долгосрочной структурно-инвестиционной политикина пятом — целостной индустриальной системы структурных преобразований;

— разработаны методические рекомендации по формированию стратегии управления структурно-инвестиционными преобразованиями в промышленном секторе национальной экономики, включающие следующие разделы: определение взаимосвязи факторов внешней и внутренней среды в системе обеспечения рациональной структуры воспроизводственных процессовопределение направлений и последовательности разработки стратегии (определение и мониторинг факторов, влияющих на структурно-инвестиционные процессы) — разработку инвестиционно-инновационной и структурной политикиопределение направлений реализации стратегий управлениянормативно-правовое обеспечениеанализ и контроль полученных результатов применения стратегии;

— сформированы концептуальные подходы построения модели национальной структурно-инвестиционной политики, в соответствии с которой, на первом этапе, на базе экономического анализа состояния развития промышленности и определения сфер инвестирования, производится выбор ключевых задач и приоритетов структурно-инвестиционных преобразований, определение в них роли государства и инвестиционных бизнес-групп, а на втором — определяются ключевые задачи, составляющие сущностное содержание и технологические принципы построения модели: оптимальности структурно-воспроизводственных процессов, рациональности институциональной среды, устойчивости конкурентных преимуществ предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретико-методические положения, выдвинутые автором и обоснованные в диссертации, дополняют и развивают экономическую теорию государственного регулирования структурно-инвестиционной сферы, выбора стратегии промышленного развития, активизации и обеспечения структурной направленности инвестиционных процессов, то есть формирования действенной структурно-инвестиционной политики на всех уровнях управления.

Диссертационное исследование развивает недостаточно разработанное в отечественной науке направление управления структурно-инвестиционными процессами, расширяет его методическую базу и представляет системное решение важной научной и практической проблемы, актуальность которой значительно возрастает в связи с созданием в стране экономических предпосылок для проведения структурных преобразований.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании реализации модели национальной структурно-инвестиционной политики. В ней сформулированы методические основы и конкретные предложения по определению стратегии развития национального хозяйственного комплекса, выбору приоритетов долгосрочного развития, формированию инвестиционной политики, ориентированной на реализацию структурных приоритетов, обоснованию организационно-экономических механизмов, инструментов и мер для организации взаимодействия и регулирования этих процессов.

Исходя из этого, положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы:

• в практике работы государственных органов управления на всех уровнях:

— для развития и совершенствования законодательного и нормативно-методического обеспечения системы государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов в национальном промышленном секторедля разработки концепций промышленной, структурной, инвестиционной и структурно-инвестиционной политик на федеральном и региональном уровнях;

• в научных исследованиях — при разработке проблем промышленной, структурной, инвестиционной и структурно-инвестиционной политики в условиях трансформационной экономики;

• в учебном процессе при изучении базовых и специальных дисциплин: Макроэкономика, Регулирование инвестиционно-инновационных процессов в народнохозяйственном комплексе, Управление структурно-инвестиционными преобразованиями в народнохозяйственном комплексе и др.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на международных, российских и региональных научно-практических конференциях в Москве, Краснодаре, Сочи в 2004;2006 годах.

Сформулированные в работе теоретико-методические подходы, аналитические данные и выводы диссертационного исследования используются в процессе преподавания базовых и специальных учебных дисциплин: «Макроэкономика», «Управление структурно-инвестиционными преобразованиями в народнохозяйственном комплексе».

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы автором в семи публикациях (трех статьях и четырех тезисах), общим объемом 1,05 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 204 источника и одного приложения.

Заключение

.

Основным результатом диссертационного исследования является теоретически и методологически обоснованная концептуальная модель национальной структурно-инвестиционной политики, базирующаяся на представлении ее как комплексной системы мер государства по обеспечению прогрессивных структурных преобразований в соответствии с разработанной долгосрочной стратегией его развития, осуществляемых посредством регулирования и стимулирования инвестиций на эти цели.

По результатам работы нами сделаны следующие выводы:

1. Анализ эволюции научно-теоретических исследований формирования механизмов устойчивого развития рыночной системы хозяйствования, обусловленной усложнением самой экономической жизни, изменением условий и возникновением проблем, характерных для разных этапов становления рыночной экономики, позволяет утверждать, что в теории периодически происходит изменение представлений о допустимой степени и масштабах вмешательства государства в экономику. Систематизация большого количества факторов, отражающих специфические условия функционирования экономики России, позволяет аргументировать необходимость увеличения роли государства в условиях трансформационных процессов в экономике России.

2. В настоящее время структурно-инвестиционная трансформация является ведущим направлением государственного управления в условиях переходной экономики, а структурно-инвестиционная политика в той или иной форме присутствует в большинстве теоретических и практических моделей государственного регулирования экономики, и во всех моделях, предлагаемых для развития транзитивной экономики России.

3. Построение действенной структурно-инвестиционной политики становится возможным, если в стране имеется разработанная концепция развития экономики, в которой определены генеральная цель и стратегия развития промышленного комплекса страны, отражено четкое видение того, на формирование какой модели промышленного развития должна быть направлена структурно-инвестиционная политика государства. В соответствии с выбранной моделью развития индустриальной системы строится адекватная ей система приоритетов структурно-инвестиционной политики.

Изучение мирового и отечественного опыта теории и практики модернизации индустриальной системы показывает, что в России назрела острая необходимость проведения активной промышленной политики государства и ее важнейшего ядра — структурно-инвестиционной политики.

4. В рамках развития концептуальных основ понятийного и методологического аппарата структурно-инвестиционной сферы проведено исследование экономической сущности и классификационной структуры инвестиций, сформирован концептуально-понятийный аппарат структурно-инвестиционной политики:

• промышленная политика — это комплекс мер по реализации ее современной основной цели — созданию эффективной структуры индустриальной системы, совершенной по важнейшим направлениям, характеру и методам воздействия (воспроизводственному, научно-техническому, инновационному, организационному и другим);

• структурная политика, как разновидность экономической политики по направлениям воздействия, предполагает государственное воздействие на ускорение прогрессивных структурных изменений по всем видам экономической структуры национального хозяйства;

• структурно-инвестиционная политика определяется как система мер государственного воздействия на целенаправленную перестройку структуры общественного производства в сторону оптимальной путем направления инвестиций в отрасли, предприятия и отдельные производства с учетом общественного и индивидуального спроса и использованием прогрессивных сдвигов в науке, технике и технологии.

5. Концептуальное моделирование структурно-инвестиционной политики на федеральном уровне должно проводиться по следующим направлениям:

Разработка и уточнение теоретико-методических положений формирования государственной структурно-инвестиционной политики, а также выявление в систематизированном виде совокупности предпосылок, принципов и подходов к формированию структуры и содержания новой парадигмы структурно-инвестиционной политики государства, которая соответствует современным реалиям трансформационного периода и задачам экономического развития страны. К важнейшим из них относятся детально раскрытые в работе принципы комплексности и целостности, селективности или приоритетности, конкретности целей и ориентиров, дифференциации объектов управляющих воздействий, обеспеченности законодательной базой.

Выбор стратегии хозяйственного развития и структурной перестройки экономики. Решение данной проблемы и определение в ее рамках системы приоритетов инвестирования составляют основное содержание структурной составляющей структурно-инвестиционной политики на уровне государства и отдельных регионов.

Выделение и анализ укрупненных этапов в формировании структурных приоритетов развития промышленности России, складывавшихся в зависимости от конкретной экономической ситуации в стране и соответствующей ей трансформации целей и задач развития экономики и определение ключевых позиций в подходах к выбору этих приоритетов с целью селективной поддержки государства, среди которых: признание необходимости осуществлять перераспределение ресурсов не по отраслям, а в соответствии с более детализированными признаками (предприятие, вид продукции, инвестиционный проект) — обращение к объектам потребительского сектора, ориентированным на выпуск недорогой массовой продукции, имеющей устойчивый спроснахождение оптимального сочетания долговременных высокотехнологичных проектов с эффективными быстро окупаемыми проектамиформирование системы взаимосвязанных приоритетов, порождающих агрегированный спрос в смежных производствах и отраслях.

Систематизация критериев формирования приоритетов структурной политики выявила необходимость их более четкой дифференциации по уровням управления, с соответствующей разработкой на региональном уровне, в котором они представлены в меньшей степенивременному признаку (разграничению критериев долгосрочной политики и критериев приоритетности государственной поддержки на более короткий период) — использованию сугубо рыночных критериев.

6. Формирование инвестиционной составляющей структурно-инвестиционной политики должно предусматривать разработку системы мер прямого (административно-правовые методы регулирования, вложение бюджетных средств) и косвенного (экономические методы) регулирования инвестиционной деятельности, имеющих различные перспективы и содержание. Совершенствование прямого бюджетного инвестирования структурных преобразований в экономике следует проводить посредством повышения качества государственных инвестиций (под качественными понимаются инвестиции, формирующие прогрессивные структурные сдвиги) и их эффективного использования, рыночной трансформации его форм, методов и механизмов, включая повышение действенности Бюджета развития и развитие программно-целевого метода.

7. Система мер косвенного регулирования инвестиционной сферы должна реализоваться по следующим основным направлениям:

— создание благоприятных условий (климата) для развития инвестиционной деятельности, предусматривающих активизацию действующих источников инвестирования и усиление их направленности на реализацию выбранных структурных приоритетов;

— мобилизация и формирование инвестиционных ресурсов, объединяющих систему мер по стимулированию перелива накоплений, имеющихся у различных сберегателей, в реальные инвестиции.

Сдерживающими факторами структурно-инвестиционных преобразований, требующих их устранения, являются следующие: незавершенность системных рыночных преобразований, сдерживающие инвестиционный спросотсутствие рыночных механизмов капитализации в реальном секторе сберегаемых ресурсовневосприимчивость реального сектора к инвестициямнедостаток высокоэффективных инвестиционных проектовотсутствие четкого механизма доведения финансовых ресурсов (бюджетных средств, амортизационных отчислений, налоговых платежей, платежей во всевозможные внебюджетные фонды, кредитной эмиссии и т. д.) до запроектированных пунктов их использования.

Мы считаем, что предложенная нами модель структурно-инвестиционной политики в сочетании с методическими разработками по ее реализации могла бы стать полезным инструментом регулирования структурно-инвестиционных процессов в промышленном комплексе и значительно активизировать процессы эффективного развития национальной экономики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е., Потапова А. Отраслевые закономерности рыночной трансформации российской экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2000. №> 6.
  2. А.Я. Антиинвестиционная и переходная экономика // ЭКО, 2006.-№ 7.
  3. В., Косарев А. Формирование системы государственного регулирования // Экономист, 1999. № 5.- с.38−48.
  4. В.В. Вопросы инвестиционного обеспечения структурной перестройки // Финансы, 2003. № 1. — с. 15−18.
  5. М. Системный кризис экономики России // Мировая экономика и международные отношения, 2000. № 3.
  6. С., Петров Ю. Промышленная политика в реформационном выборе России // Российский экономический журнал, 1999.-№ 10.
  7. А.Р. Сценарии экономического развития на 15-ти летнюю перспективу // Проблемы прогнозирования, 2006. № 1.
  8. А.Р. Долгосрочные тренды российской экономики. Материалы ЦМАКП, 2005, www.forecast.ru.
  9. А.Р. Проект Путина на развилке концептуального кризиса. Интервью, 2003, www.opec.ru.
  10. В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1999.
  11. Е., Гумен Р. Мировая промышленность: статика и динамика // Мировая экономика и международные отношения, 2003, — № 5.
  12. , А. В. Институциональные аспекты промышленной политики Японии. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006.
  13. А., Ласки К., Левчик Ф. Переход от командной к рыночной системе: что не получилось и что теперь делать? // Венский институт сравнительных, экономических исследований (ВИЭИ). Вена, 2000.
  14. В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск, 1999.
  15. Ф. Теория общественного хозяйства. В кн. «Австрийская школа в политической экономике». М.: Экономика, 1999.
  16. С. Об обосновании эффективности государственных инвестиций // Общество и экономика, 2006. № 2.
  17. Г. А., Ленчук Е. Б. Промышленная политика в условиях перехода к инновационной экономике: опыт стран Центр, и Вост. Европы и СНГ. М.: Наука, 2006. — 245 с.
  18. А. Дилемма инвестиционной стратегии государства // Российский экономический журнал, 2002. № 10.
  19. А., Рамилова А. Возможности и задачи привлечения иностранного капитала в постдефолтовских условиях // Российский экономический журнал, 1999. № 8.
  20. .С. Инновационный механизм развития рыночной экономики. М.: Московский банковский институт, 2005. — 247 с.
  21. А. Индустриальная, инновационная и инвестиционная независимость // Экономист, 2003. № 4.
  22. А. Будущее создается эффективной промышленной политикой // Экономика и жизнь, 2003. № 39.
  23. Л.А., Годжуров Н. В. Инвестиционная система России: новые рубежи развития // Вековой поиск модели хозяйственного развития России. Региональное экономическое пространство: интеграционные процессы/
  24. Материалы международной научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2005.-244 с.
  25. Л.А., Годжуров Н. В. Комплексная оценка эффективности управления инвестиционной деятельностью в рыночном хозяйстве региона // Вестник СНО КубГУ. Краснодар: КубГУ, 2005.
  26. P.O. Проблемы концепции промышленной политики России в условиях глобализации. -М.: ИПК РУДН, 2005. 351 с.
  27. P.O. Инструменты промышленной политики России в условиях глобализации. М.: ИПК РУДН, 2005. — 247 с.
  28. Р.К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход. М.: ИМЭМО РАН, 2005. — 217 с.
  29. А. И., Максимцова С. И., Мишина В. Ю. Инвестиционный кризис и тенденции развития производственного аппарата России // Проблемы прогнозирования, 2001. № 3.
  30. С.Ю. В очередной раз на те же грабли? (К оценке «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года») // Российский экономический журнал, 2004. — № 5−6.
  31. С.Ю. Желаемое или действительное? // Экономика и жизнь, 2004. № 27.
  32. С.Ю. Пути преодоления инвестиционного кризиса // Вопросы экономики, 2000. -№ 11.
  33. С.Ю. Состоится ли в 1999-м переход к политике роста? // Российский экономический журнал, 1999. № 1−2.
  34. Ф. Деловая активность промышленных предприятий в 2002—2010 гг.. // Инвестиции в России, 2003. № 3.
  35. Ф. Инвестиционная деятельность в промышленности в 2004 г. // Инвестиции в России, 2006. № 1.
  36. Т.Ю. Особенности структурной политики России на современном этапе.- СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004.
  37. Д., Кузнецова И. Экономический рост? Без инноваций? // Экономика и жизнь, 2004. № 46.
  38. К. Государственное регулирование частных инвестиций // Экономист, 2004. № 5.
  39. К., Федотов А. Механизм взаимодействия Федерации и ее субъектов при реализации инвестиционно-структурной политики // Экономист, 2003. № 9.
  40. В.Е. «Догоняющая постиндустриализация» и промышленная политика. М.: ЦЭМИ РАН, 2006. — 83 с.
  41. А., Попов А. Социально-экономическая трансформация хозяйственной системы России. Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГУЭиФ, 2001.-71 с.
  42. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Макроэкономика. Санкт-Петербург, 1994.
  43. Э.Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: макроэкономическая модель. -Санкт-Петербург, 1999.
  44. Л.Н. Концептуальные положения инновационно-инвестиционной политики в условиях трансформации хозяйственной системы.-Краснодар: КубГУ, 2005.
  45. И.К., Ким Е.Н. Социальные аспекты промышленной политики на федеральном уровне. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2006. — 15 с.
  46. И.К. Взаимодействие различных уровней экономического управления в реализации промышленной политики Российской Федерации. -Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2006. 179 с.
  47. И.А., Романов В. А. Стратегические ориентиры формирования инвестиционной политики на предприятиях машиностроения. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2005. — 174 с.
  48. А.А. Национальная промышленная политика конкурентоспособности (опыт Запада в интересах России). — М.: ИМЭМО РАН, 2002.
  49. А.А., Иванов Н. И. Инновационная экономика,— М.: Наука, 2001.
  50. Л.И., Харченко Е. А. Современные зарубежные концепции государственного регулирования инвестиционной деятельности // Инвестиционная экономика в зеркале устойчивого развития: Сб. науч. тр. Ч 1. -Краснодар: КубГУ, 2005. с. 164−168.
  51. Л.И., Харченко Е. А. Оценка инвестиционной активности России (на начало 2005 г.) // Инвестиционная экономика в зеркале устойчивого развития: Сб. науч. тр. Ч 1.-Краснодар: КубГУ, 2005. с. 167−170.
  52. Л.И., Яковлева В. А. Регулирование экономического и социального развития. Краснодар: Краснодарские известия. — 1999. — с. 172.
  53. Е.Ф. Самофинансирование при капитализме: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1999.
  54. П.В. Отрываясь от гнезда. Структурно-инвестиционная политика России // Рос. Предпринимательство, 2003. № 5. — с.3−6.
  55. Заключение ЦЭМИ РАН на среднесрочную программу Правительства Российской Федерации на 2000−2005 гг. ЦЭМИ РАН, 2000.
  56. Закон РСФСР № 1488−1 от 26.06.91 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями от 10.01.03 г.) // «Российская газета», 15.01.2003.
  57. Е. Продуктивная инвестиционная политика. Взгляд из провинции на подходы к ней // Инвестиции в России, 2004. № 10.
  58. В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития // Инновации, 2002. № 4,5.
  59. Н. Активизация нематериального ресурса в стратегии возрождения России // Мировая экономика и международные отношения, 2002. № 4.
  60. В. База возрождения производства // Экономист, 2003. № 8.
  61. Инвестиционный климат в России // Вопросы экономики, экспертный институт, 2006. № 5.
  62. В.Я. Экономическая теория. М.: Юристь, 2000. — 35 с.
  63. Итоги развития промышленности в 2004 году. Доклад ЦМАКП, 2005, www.forecast.ru.
  64. С.В. Структура иностранных инвестиций. Экономический обзор//ЭКО, 2006.-№ 4.
  65. Ю.В. Механизм активизации инвестирования в России конца XX века (теория и практика) // Монография.- Ростов-н/Д: Изд-во «Книга», 1999.
  66. Калачев Ю В., Черненко О. Б., Калачева Т. М. Инвестиции и инвестиционная политика в переходной экономике // Учебное пособие. -Ростов- н/Д: Ростиздат, 1999.
  67. В. Отраслевые и региональные проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Материалы ученого совета ИМЭМО РАН // МЭМО, 2005. № 9.
  68. С. Тенденции, задачи и приоритеты в сфере инвестиций в промышленности и науке // Инвестиции в России, 2004. № 9.
  69. Кац И. Роль и задачи государственного регулирования экономики // Экономист, 2001. № 9.
  70. В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики в России // Российский экономический журнал, 2004. № 8.
  71. В. Усиление госрегулирования: углубление или приостановка реформационных преобразований? // Российский экономический журнал, 2001. № 2.
  72. В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт // Российский экономический журнал, 2001. № 4.
  73. В. Макроэкономические предпосылки активизации промышленной политики// Российский экономический журнал, 2002. № 1.
  74. Р., Дедова И. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение // Вопросы экономики, 2004. № 12.
  75. Конкурентные преимущества российской экономики. Специальный доклад. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. 2000 г. Ш: Пер. с англ. М., 2000.
  76. В., Куренков Ю. Институт мировой экономики и международных отношений: вчера, сегодня, завтра. Промышленно-инвестиционные исследования // МЭМО, 2006. № 4- с. 30.
  77. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: Международные отношения, 2003.
  78. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 2001−2005 гг. // Российский экономический журнал, 2001 г.
  79. Концепция промышленной политики // Российский экономический журнал, 1996. -№ 12.
  80. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000 годы. Структурная перестройка и экономический рост// Вопросы экономики, 1997. № 1.
  81. Кормишкина Л. А. Формирование новой инвестиционной парадигмы: инвестиции в человека (региональный аспект). Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2002.
  82. И. Россия в мировой экономике: проблема самоопределения // Мировая экономика и международные отношения, 2000. № 10.
  83. С.Н. Краснодарский край. Инвестиционная ситуация и инвестиционная привлекательность. Краснодар: Краснодарские известия, 1999.-60 с.
  84. .Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. — М.: Изд-во «Экономика», 2004.- 175 с.
  85. В. Уроки кризиса и задачи экономической политики // Российский экономический журнал, 1999. № 9−10.
  86. А., Скворцов А. Место финансово-промышленных групп в экономике // Экономист, 2004.- № 3.
  87. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: Логос, 2003.
  88. И. Экономика. Инвестиционное сотрудничество между Россией и Японией // Проблемы Дальнего Востока, 2005. № 6
  89. В.И. Траектории экономических трансформаций. М.: Изд-во «Экономика», 2004. — 215 с.
  90. В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: РАГС, 2-е изд., 2002.
  91. С.М. Современная региональная промышленная политика. Проблемы формирования и механизм реализации. Саратов: Поволж. акад. гос. службы им. П. А. Столыпина, 2004.- 202 с.
  92. Л.И., Мусатова М. М. Промышленная политика. Институты регионального промышленного развития // ЭКО, 2006. № 6.
  93. Д., Дементьев В. Новая промышленная политика России // Экономист, 1999.-№ 10.
  94. С.В. Макроэкономика. Часть I. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2000.
  95. С.В. Макроэкономика. Часть II. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУК, 2000.
  96. Магомедов ILL, Петросян Д., Шульга В. Государственное регулирование рыночной экономики // Экономист, 2002. № 8.
  97. Макаров B. J1. Вычислимая модель российской экономики (RUSEC). -М.: ЦЭМИ РАН, 2002.
  98. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1. М., Республика, 1992. — 341 с.
  99. ЮО.Марголин A.M. Инвестиционная политика государства: какие критерии выбрать // Государственная служба, 2001. № 3.
  100. Ю1.Матросова Е. Структурные преобразования в промышленности -основа экономического роста // Экономист, 2000. № 5.
  101. И. Современные тенденции инвестиций в информационной индустрии // Мировая экономика и международные отношения, 2004. № 8.
  102. И. М. Государственная инвестиционная политика в России на современном этапе рыночных преобразований. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2004.
  103. Л.Я., Пономаренко Е. Е. Проблемы формирования новой архитектуры российской экономики: теоретико-методические основы формирования корпоративного сектора российской экономики. -Краснодар. 2002. — 435 с.
  104. К.Б. Экономические обзоры. Влияние расширения Евросоюза на приток инвестиций американских ТНЭК в Россию // Экономика, политика, культура, 2006. № 2.
  105. Н. Инвестиционная политика: диалектика федерального и регионального уровней // Российский экономический журнал, 2003.- № 1.
  106. Национальная промышленная политика конкурентоспособности (Опыт Запада в интересах России) // Институт мировой экономики и международных отношений, 2004 г.
  107. Инвестиции в России в 2000—2004 гг. // Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 2005.
  108. А. Снова о выборе экономического курса России // Российский экономический журнал, 2004. № 5−6.
  109. А. Экономический рост на основе институциональных изменений // Вопросы экономики, 2002. № 7.
  110. А., Липсиц И. Промышленная политика: выбор будущего // Экономика и жизнь, 2003. № 7.
  111. Н. Ориентиры инвестиционной и инновационной деятельности // Экономист, 2004. № 3.
  112. К. Технический прогресс: воздействие, оценки, результаты (пер. с нем.). М.: Экономика, 1981.
  113. К. Научно-технический прогресс и экономия материальных ресурсов в промышленном производстве. М.: Экономика, 1987.
  114. И. Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией // Мировая экономика и международные отношения, 1999. № 1.
  115. А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: «Республика», 1996.
  116. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // Официальное издание. -М., 2000.
  117. Основные направления структурной политики и регулирования отраслевых рынков. ГУ — ВШЭ, 2000 .
  118. В., Витин А. Высокие технологии: перспективы, инвестиции, стимулы // Инвестиции в России, 2004. № 8.
  119. Ф., Новицкий В. Тенденции структурных изменений и промышленная политика в странах СНГ // Вопросы экономики, 1999. № 1.
  120. Приоритетные задачи Правительства Российской Федерации на 2000−2001 годы. Официальное издание. М., 2000.
  121. Программа Правительства Российской Федерации «Реформа и развитие российской экономики в 1995—1997 годах» // Вопросы экономики, 1995.-№ 4.
  122. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999.
  123. Пчелинцев О. С, Арянин А. Н., Верхунова М. С., Щербакова Е. М. Новые тенденции развития регионов России и экономическая политика Федерального Центра // Проблемы прогнозирования, 2000. № 3.
  124. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1183-р «Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 гг.)».
  125. Я., Куренков Ю., Попов В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Инвестиции в России, 2004. № 7.
  126. Роджер Дж.Воган. Как американские штаты привлекают инвесторов // Экономика и организация общественного производства, 1994, № 1.
  127. Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 2002.
  128. Российский статистический ежегодник// Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 2003.
  129. Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 2004.
  130. Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. -М.: Госкомстат, 2005.
  131. Россия 2015: оптимистический сценарий //Под ред. Л. Абалкина. -М.: ММВБ — ИЭ РАН, 2000.
  132. Рыночные преобразования и структурная перестройка в России. Материалы семинара // Российский экономический журнал, 2004. № 1.
  133. Д. Государственная поддержка промышленности и технологии в США // Мировая экономика и международные отношения, 1999. -№ 12.
  134. Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: «Дело», 1996.
  135. В.А. Трансформация отраслевой структуры промышленности: концептуальные основы исследования // Проблемы прогнозирования, 2003. № 5.
  136. А. Международный антиинвестиционный форум // Профиль.- с.56−57,28.11.2005.
  137. , П.А. Экономика, Т.1. М.: МГП «Алгон», 1992.
  138. Н.К. Научные основы разработки и реализации структурно-инвестиционной политики в регионах России. СПб., 2001. — 260 с.
  139. Н.К., Зубарев А. А., Сущенко Т. А. Обоснование эффективности вариантов инвестирования структурной перестройки экономики. -1-е изд.СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2001.- 211 с.
  140. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. Официальное издание. М., 2000.
  141. Стратегия реформирования экономики России. Аналитический доклад. М.: Изд-во ФЭИ, 2003.
  142. Структурная политика: цели, направления, средства (по материалам парламентских слушаний) // Проблемы прогнозирования, 2000. № 3.
  143. С.С., Амосов А. И., Баранов Э. Ф. Государственная политика промышленного развития России: От проблем к действиям. М.: Наука, 2004.-215 с.
  144. B.C. О соотношении научных прогнозов и государственных программ социально-экономического развития // Проблемы прогнозирования, 2002. -№ 1.
  145. С. Классификация инвестиций в западной и отечественной экономической науке // Инвестиции в России, 2004. № 8.
  146. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций // Мировая экономика и международные отношения, 1998. № 10.
  147. Теория и практика международного бизнеса. Учебник для вузов // Под. ред. И. В. Шевченко, Л. Я. Мищенко. Т.1. Краснодар: КубГУ, 2001.- 576 с.
  148. Т.И. Основы и современные формы региональной промышленной политики. Учебное пособие. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2005. — 176 с.
  149. С.Н., Борисов С. Т. Влияние инвестиционной среды на рыночные отношения // Транзитивная экономика на постсоветском пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Краснодар, 2002.
  150. С.Н., Терещенко И. Ю. Проблемы перестройки инвестиционной политики в условиях современной России // вестник студенческого научного общества. Краснодар: КубГУ, 1998.
  151. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.96 г. № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Российская газета, 1999. № 67.
  152. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 (ред. от 18.12.2006) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Парламентская газета. -№ 214−215,21.12.2006.
  153. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (ред.от 03.06.2006) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Российская газета. № 134, 08.06.2006.
  154. И. С. Кластерный подход: от концепции к промышленной политике региона. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-т, 2005. — 105 с.
  155. Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала (пер. с англ.). -М.: Вершина, 2006.
  156. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмолензи Р. Экономика: пер. с англ. со 2-го изд. М: «Дело ЛТД», 1995.
  157. Е.А. Принципы формирования концепции структурно-инвестиционной политики государства // Инвестиционная экономика в зеркале устойчивого развития. Сб. научных трудов 4.2., 2005. — с. 251−253.
  158. Е.А. Территориальный аспект размещения иностранных инвестиций в Краснодарском крае / Наука Кубани // Библиотека журнала. Вып.6: Экономика России: новые вызовы и альтернативы развития. -Краснодар. Кубанский учеб., 2004. — с. 9−12.
  159. К. Манн-Пилат, Шлехт О., Вюнше Х. Ф. Цель рыночное хозяйство: хозяйство и общество в процессе перехода от плана к рынку. (Пер. с нем.). — М.: «ВлаДар», 1995.
  160. В.А. Экономический обзор. Российская экономика в 2005 г.: Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре // ЭКО, 2006,-№ 5.
  161. Черненко О. Б Структурно-инвестиционная политика в регионе. -Ростов-н/Д: Ростиздат, 2001.
  162. В.А. Инвестиционная политика и рыночное реформирование России. М.: МГУ, 2002.
  163. М. К формированию системы индикативного планирования и ее инвестиционно-бюджетного инструментария // Российский экономический журнал, 2004.- № 7.
  164. М. Механизм реализации индикативных планов // Экономист, 2002. № 7.
  165. У.Ф., Александер Г. Дж., Бэйли Дж.В. Инвестиции. М.: ИНФРА, 2004.
  166. Ю. Государственное воздействие на процесс формирования и функционирования российской экономики // Вестник Моск. ун-та. Сер.6. Экономика, 2000. № 6.
  167. И.В., Александрова Е. Н. и др. Стратегические направления политики стимулирования экономического роста в России // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежедневник. -Вып.6. Волгоград, 2005. — 702 с.
  168. И.В., Внукович Г. Г. и др. Проблемы инвестиционного регулирования переходной экономики Российской Федерации // Ресурсы регионов России, 2005. № 4.
  169. И.В., Шеремет А. Г. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности // Инновационная экономика взеркале устойчивого развития. Материалы международной научно-практической конференции. Сочи, 2005.
  170. Ю. Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // Российский экологический журнал, 2004. № 9−10.
  171. Ю. Экономическая роль государства в современном мире //Экономист, 2000. -№ 1.
  172. Экономика. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. // Под ред. А. С. Булатова. М.: Экономист, 2003. — 896 с.
  173. Экономические итоги 2005 года. Доклад Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования // Обзор макроэкономических тенденций, 2006. № 63.
  174. Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России. Доклад Ernst&Young, 2005.
  175. Экономический подъем России в 1998—2005 годах: стратегия действий. Научный доклад Института народнохозяйственного прогнозирования РАН // Проблемы прогнозирования, 1998. № 3.
  176. Ю. Стратегия инвестирования //Экономист, 2000. № 9.
  177. Ю. Стратегия стабилизации и развития производства // Экономист, 2000. № 10.
  178. Н.В. Стратегические перспективы и реалии российских предприятий // Экономика и математические методы, 2005. № 12.
  179. Ю.В., Узяков М. Н., Ксенофонтов М. Ю. Экономические реформы в России: анализ результатов и необходимость альтернативы. Реформы глазами американских и российских ученых // Российский экономический журнал, 1996.
  180. Е., Алексашенко С, Гавриленков Е. и др. Национальная экономическая стратегия России // Инвестиции в России, 2005. № 5.
  181. Е., Алексашенко С, Гавриленков Е., и др. Структурная перестройка экономики России // Инвестиции в России, 2005. № 6.
  182. David J.T. Foreign investment and technological development in Silicon valley. California management rev. Berkley, 1992. № 2.
  183. Dittus P., Prowse S. Corporate Control in central Europe and Russia // Corporate Governance in Central Europe and Russia. Central European University Press, 2003.
  184. Dreaming with BRICs: The Path to 2050 // Goldman- Sachs Global Economic Paper, 2003. № 99.
  185. Globalization and Linkages to 2020: Challenges and Opportunities for OECD countries. OECD Working Paper, Paris, 1996.
  186. Graham, Otis L. Losing time: The industr. policy debate // Cambridge (Mass.) — London: Harvard univ. press, 1992.
  187. Introducing Competition into Network Industries in Russia: Justification, Option, Constraints // RECEP’s Reports, 2005. № 4.
  188. John A. Mullaney. REITS: Building Profits with Real Estate Investment Trust, 1997.-290 p.
  189. Studies in industrial development and innovation policy // Bureau of industry economics. Canberra: Austral, gov. publ. service, 2004.
  190. Russia: A Market in Transition. Outlook 2002−2004 London, 2004.
  191. William A. Kelley. Real Investment Trusts Handbook, 1990.199. http://www.economy.gov.ru200. http://www.minfin.ru201. http://www.cbr.ru202. http://www.tpprf.ru203. http://www.minprom.ru204. http://www.gks.ru
Заполнить форму текущей работой