Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Общие принципы налогообложения и сборов в России и США: сравнительно-правовой анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бщие принципы налогообложения и сборов как в России, так и в США проистекают из общих принципов права, имеющих фундаментальное значение для правовых систем каждого из указанных государств. Общие принципы налогообложения и в России, и в СШАэто те принципы, которые получили непосредственное нормативное закрепление в тексте Конституции или выводятся из этого текста путем толкования общих принципов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Соотношение общих принципов налогообложения и сборов с общими принципами права в России и США
    • 1. 1. Проблемы формирования общих принципов налогообложения и сборов в России и США
      • 1. 2. 0. бщие принципы права в России и США
    • 1. 3. Налоговое право России и США: краткая характеристика и значение общих принципов права
  • Глава 2. Правовая сущность общих принципов налогообложения и сборов в России и США
    • 2. 1. Понятие и классификация общих принципов налогообложения и сборов в России и США
    • 2. 2. Функции общих принципов налогообложения и сборов в России и США
    • 2. 3. Законодательное оформление общих принципов налогообложения и сборов в России
  • Глава 3. Нормативное содержание общих принципов налогообложения и сборов в России и США
    • 3. 1. Общие принципы налогообложения и сборов в сфере установления и взимания налогов и сборов
      • 3. 2. 0. бщие принципы налогообложения и сборов в сфере прав и свобод налогоплательщиков
    • 3. 3. Общие принципы налогообложения и сборов в сфере налогового федерализма

Общие принципы налогообложения и сборов в России и США: сравнительно-правовой анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Налоги являются главным источником доходной части бюджета России. Отсюда огромное внимание, уделяемое государством правовому регулированию налогообложения. Налоговое право — одно из самых динамично развивающихся явлений современной правовой системы России. Вопросы становления и развития налогового права, уяснение его места в системе права являются предметом широкого обсуждения ученых-юристов, представителей государственных органов, специалистов в области налогообложения. Налоговое законодательство России характеризуется с одной стороны обширным нормативным материалом, с другой — частым внесением всевозможных изменений и дополнений. Безусловно, это не придает стабильности налоговым правоотношениям. Проведенная в последние годы кодификация налогового законодательства не сняла проблему нестабильности в регулировании налоговых правоотношений. Поэтому актуальным остается вопрос об общих принципах налогообложения, т. е. тех основных началах, главных идеях, на которых зиждется налоговое право, которые не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений при осуществлении ими своих прав и обязанностей.

Однако, актуальность выбранной темы не ограничивается необходимостью теоретического рассмотрения общих принципов налогообложения, уяснением их места в налоговом праве, определением роли и значения общих принципов в налоговой системе государства. В подтверждение практической необходимости диссертационного исследования надо отметить следующее. Часть 3 статьи 75 Конституции РФ предписывает установление общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом. Таким федеральным законом следовало бы считать Налоговый кодекс Российской Федерации. Тем более, что в пункте 2 статьи 3 Налогового кодекса РФ записано, что кодекс устанавливает общие принципы налогообложения и сборов. Однако, остается неясным, какие именно положения кодекса считаются такими принципами. В кодексе нет четкого определения и конкретного перечня общих принципов налогообложения и сборов. Статья 3 Налогового кодекса, которая называется «Основные начала законодательства о налогах и сборах», частично содержит положения, которые можно считать общими принципами налогообложения. Однако, прямого указания на то, что основные начала законодательства и общие принципы налогообложения тождественные понятия, не имеется. Не усматривается и косвенной связи между пунктом 2 статьи 1 Налогового кодекса, которая провозглашает установление кодексом общих принципов налогообложения и сборов, и статьей 3 Налогового кодекса, устанавливающей основные начала законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, актуальность темы диссертации состоит в том, что несмотря на прямое указание в Конституции России о необходимости установления общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом, этого до настоящего времени не сделано, т. е. федеральным законодателем не выполнено прямое конституционное требование, что является нарушением конституционной законности в сфере налогового законотворчества.

Соединенные Штаты Америки, одно из самых развитых в экономическом и правовом отношении государств, безусловно имеют устоявшуюся систему общих принципов налогообложения.

Общеизвестно, какую большую роль в США играет правовое регулирование жизни общества вообще и налогообложения в частности. Правовое регулирование налоговых вопросов, в т. ч. общих принципов налогообложения, имеет здесь более чем двухсотлетнюю историю. В США в этой сфере накоплен огромный материал, сравнительно-правовое исследование которого, несмотря на всё различие правовых систем России и США, было бы полезным с разных точек зрения. Как справедливо отмечает К. Бельский «.объективной основой для сравнения налоговых систем России и США является их однопорядковая сущность, общие выполняемые ими функции, структурные построения. Такое сопоставление, изучение очень полезно и с теоретической, и с практической точек зрения, ибо дает важный и нужный материал для обмена опытом, заимствования, унификации и совершенствования отечественной налоговой системы, совершенствования правовых норм, регулирующих налоговые отношения"1.

Касаясь актуальности темы исследования, следует обратить внимание также на следующие обстоятельства. Во-первых, в условиях стремительного развития средств коммуникации, взаимообогащения достижениями различных национальных культур все более актуальной становится проблема гармонизации правового регулирования жизни общества в разных странах. Постепенно стираются различия в правовом регулировании одних и тех же вопросов в странах с разными правовыми системами. Однако, этот процесс идет дальше. Отчетливо наблюдается тенденция к сближению различных правовых систем на основе общих ценностей. Так, в странах континентальной правовой системы, к которой относится Россия, усиливается регулирующая роль судов, в первую очередь высших судебных органов. «В качестве источника финансовое право: Учебник./ Отв.ред. Горбунова О. Н. М., Юристь. 2006. С. 63. российского права в последние годы в теории права все чаще признается судебный прецедент"1. В странах англосаксонской системы, изначально основанной на судебном прецеденте, напротив, растет роль нормативного регулирования общественных отношений законодательной и исполнительной властью2. Во-вторых, общеизвестно, что наиболее отчетливо различия в правовых системах проявляются прежде всего в частно-правовой сфере, тогда как налоговое право — это область публичного права, где не оспаривается ведущая роль государства в правовом регулировании. Поэтому, сравнительные исследования в публично-правовой сфере менее подвержены опасности поверхностного понимания правовых проблем страны англосаксонской системы права исследователем из страны, принадлежащей к континентальной системе права. В-третьих, и Российская Федерация, и Соединенные Штаты Америки, являются федеративными государствами. Опыт США в регулировании налоговых отношений между федеральной властью и властью штатов, в т. ч. в сфере разграничения полномочий в налоговой области, может быть полезен в современной России.

Степень научной разработанности проблемы. В современный период принципы налогообложения (принципы налогового права) получили отражение в работах таких ученых, как В. Р. Берник, Н. С. Бондарь, А. В. Брызгалин, О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева, В. И. Гуреев, М. В. Карасева, А. Н. Козырин, Ю. А. Крохина, И. И. Кучеров, Г. В. Петрова, С. Г. Пепеляев, Э. Д. Соколова, Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичева, Цыганков Э. М. и др.

Теоретические выводы и обобщения сделаны автором на основе изучения и анализа трудов отечественных исследователей общей теории.

Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. М., Юристъ, 1999. С. 80.

2Общая теория государства и права. Академический курс. Т.2. М., Зерцало, 1998. С. 137. права, конституционного права и сравнительного правоведения: И. А. Алебастровой, С. С. Алексеева, К. С. Бельского, С. В. Боботова, А. М. Васильева, В. М. Ведяхина, Н. В. Витрука, В. А. Власихина, Г. А. Гаджиева, И. Ю. Жигачева, О. А. Жидкова, Д. А. Керимова, Д. А. Ковачева, Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина, Р. З. Лившица, В. В. Лузина, Е. А. Лукашевой, В. О. Лучина, М. Н. Марченко, А. Н. Медушевского,.

A.А.Мишина, А. Х. Саидова, В. А. Сивицкого, В. М. Сырых, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, И. А. Умновой, Ю. А. Юдина и др.

В процессе исследования автор опирался также на выводы и положения, содержащиеся в диссертационных работах: Д. В. Винницкого, М. В. Колодиной, Ю. А. Крохиной, С. В. Овсянникова, Д. А. Смирнова, Г. П. Толстопятенко, О. А. Фоминой.

Учитывая экономико-правовую сущность налогообложения, автором были проанализированы также работы российских экономистов в области налогообложения: И. Ю. Архангельского, В. А. Кашина,.

B.Б.Романовой, И. Г. Русаковой, И. Ю. Соколовой, В. Б. Супяна, Н. М. Травкиной, Т. Ф. Юткиной.

С целью анализа исторического развития такого понятия, как «принципы налогообложения» были использованы труды ученых дореволюционного периода: В. А. Лебедева, Н. И. Тургенева и др., а также представителей советской науки финансового права: Л. К. Вороновой, Л. А. Давыдовой, М. И. Пискотина и др.

Использованы и проанализированы работы зарубежных авторов: Ж-Л Бержеля, Р. Давида, Р. Дернберга, Х. Кётца, К. Осакве, Р. Саммерса, Л. Фридмэна, К.Цвайгерта.

В ходе исследования автором использованы труды таких ученых-юристов, как: 1. Вапктап, С. В1оск, Я. ВпёшеН, У. Вигп11ат, М. СЫгеЫет, в. С1агк, .Шос^е, К. ЕтегБоп, D. Engdahl, М. Сгае1г, Т. впШШ, .ШагсЫске,.

А.Мез, ИлеЬегтап, 8.1лпс1, С. Мау, ШсЬеос!, ШсШку, К. РгаК, О. Робш, Я. Роипс1, К. Яоззит, Э^Ьепк, аТагг, Э. ТоЫп, О. Тгоу, К.ШПеп.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является юридическое обоснование необходимости законодательного оформления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловило постановку задач исследования, которые состоят в следующем:

— выявить социально полезные цели, выполнению которых служат общие принципы налогообложения;

— проанализировать проблемы формирования общих принципов налогообложения в России и США;

— исследовать взаимосвязь общих принципов налогообложения с общими принципами права в России и США;

— обосновать возможное решение проблемы законодательного оформления общих принципов налогообложения в России;

— выявить сходство и различие общих принципов налогообложения в России и США.

Объектом исследования являются действующее законодательство о налогах и сборах, судебная практика по налоговым спорам, некоторые доктринальные вопросы налогового права России и США.

Предметом диссертационной работы являются формирование и действие общих принципов налогообложения и сборов в России и США.

Методологическая и информационная основа исследования. Методологическую основу диссертации составили учения о методологии научного познания. В процессе работы над диссертацией использовались следующие общенаучные методы познания: диалектический, исторический, метод системного анализа и обобщения.

В работе применялись специально-юридический, логический, историко-политический и системный методы толкования норм права, а также осуществлялся структурный и функциональный анализ источников права. Вместе с тем, главным методом, используемым автором, является сравнительно-правовой метод или метод сравнительно-правового анализа.

Диссертационная работа основана на анализе обширного перечня нормативных источников, включая Конституцию Российской Федерации, Налоговый кодекс РФ, другие акты законодательства о налогах и сборах РФ, судебные акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, а также Конституцию США, Кодекс Внутренних Доходов США, судебные акты Верховного Суда США и др.

Научная новизна исследования. Принципы налогового права России (принципы налогообложения, принципы налогового законодательства, принципы построения налоговой системы и др.) рассматриваются в качестве отдельных глав или параграфов в составе многочисленных учебников по налоговому и финансовому праву1. Наиболее подробно принципы налогообложения рассматриваются у С.Г.Пепеляева2 и у Г. В.Петровой3. Принципы налогового права США.

Финансовое право. (Отв.ред. Горбунова О. Н., М, Юристъ, 2006), Кучеров И. И. Налоговое право России. (М., ЮрИнфоР, 2006), Налоговое право России. (Отв.ред.Крохина Ю. А., М., НОРМА, 2005), Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право. (М., Юристь, 2005), Налоговое право.(Отв.ред.Пепеляев С. Г., М., Юристь, 2003), Парыгина В. А., Тедеев A.A. Налоговое право Российской Федерации. (Р-н-Д, Феникс, 2002), Налоговое право. (Отв.ред.Пепеляев С. Г., М., Юристь, 2000), Финансовое право. (Отв.ред. Химичева Н. И., М., Юристь, 1999), Брызгалин A.B. и др. Налоги и налоговое право. (М., Аналитика-Пресс, 1998), Химичева Н. И. Налоговое право. (М., Бек, 1997), Петрова Г. В. Налоговое право. (М., Норма, 1997), Гуреев В. И. Российское налоговое право. (М., Экономика, 1997) и др.

2Гаджиев Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель-налогоплательщик-государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: учебное пособие. М., ФБК-ПРЕСС, 1998. 'Петрова Г. В. Общая теория налогового права. (M., ФБК-ПРЕСС, 2004). рассматриваются в работах Козырина А. Н., 1 Толстопятенко Г. П., Федотовой И.Г.2, Фоминой О. А3.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней общие принципы налогообложения и сборов в России рассматриваются не только как базовые, фундаментальные положения теории налогового права, но и как нормы права, в обязательном порядке подлежащие закреплению в действующем законодательстве РФ под своим собственным названием — «общие принципы налогообложения и сборов». В диссертации впервые выделены функции, выполняемые общими принципами налогообложения и сборов. Научная новизна работы состоит и в том, что в ней общие принципы налогообложения и сборов в России исследуются в сравнительно-правовом плане с такими же принципами, действующими в правовой системе США, впервые в отечественной юридической литературе приводится ряд прецедентных решений Верховного Суда США по налоговым делам, вводится в научный оборот большое количество источников права США. В диссертации впервые предлагаются конкретные формулировки общих принципов налогообложения и сборов для их возможного использования в законотворческой работе.

Разработка темы диссертации позволила автору сформулировать следующие основные положения, обладающие научной новизной и выносимые на защиту:

1 .Необходимость общих принципов налогообложения наглядно проявляется в выполняемых ими функциях. Функции общих принципов налогообложения показывают для чего они предназначены, какие.

Козырин А.Н. «Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики» (М., Манускрипт, 1993).

2Толстопятенко Г. П., Федотова И. Г. Налоговое право США. Терминология .(М., Анкил, 1996). 3Фомина O.A. Дис. канд. юрид. наук «Закон в системе источников налогового права (на примере англосаксонской правовой системы)» М. 1996 г. общественно полезные цели достигаются существованием таких принципов, какова социально-правовая роль общих принципов налогообложения в финансово-правовой системе государства. Общие принципы налогообложения и в России, и в США выполняют следующие функции: установление основ налоговой системы странынепосредственное регулирование налоговых отношенийуказание вектора развития налогового праваобеспечение стабильности правового регулирования налогообложенияограничение налоговой политики государства правом. В конечном счете, наличие общих принципов налогообложения призвано обеспечить конституционно-правовой порядок в налоговой сфере.

2.В деле формирования общих принципов налогообложения в России существует серьезная проблема, не получившая разрешения до настоящего времени. Несмотря на указание в части 3 статьи 75 Конституции РФ о необходимости установления общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом, указанные принципы прямо и непосредственно не установлены в Налоговом кодексе РФ, что является грубым нарушением конституционной законности в сфере налогового законотворчества.

В США не было и нет необходимости установления общих принципов налогообложения в законе (статуте), ибо такого требования не содержит Конституция США. Однако, это не означает, что в американском налоговом праве такие принципы отсутствуют.

3.С середины 90-х годов XX века в России наблюдается процесс конституционализации налогового права, что выражается в укреплении конституционно-правовых начал в регулировании налогообложения, в решении важнейших проблем налогового права с учетом общих принципов права. Данный процесс положительно влияет на развитие правовой системы государства в целом, ибо переносит на конституционный уровень налоговые отношения между государством и налогоплательщиками, что делает невозможным произвольное изменение государством основных юридических условий налогообложения путем изменения текущего налогового законодательства. В США конституционно-правовое регулирование налогообложения имеет глубокие исторические корни. Здесь формирование общих принципов налогообложения происходило одновременно с образованием государства в конце XVIII века. США, как государство, возникли во многом в результате налогового конфликта. Поэтому, неудивительно, что вопросам налогообложения уделялось первостепенное значение с момента создания государства. Идеология и правовая модель налогового устройства государства были основательно разработаны политическими деятелями, стоявшими у истоков создания США.

4.0бщие принципы налогообложения и сборов как в России, так и в США проистекают из общих принципов права, имеющих фундаментальное значение для правовых систем каждого из указанных государств. Общие принципы налогообложения и в России, и в СШАэто те принципы, которые получили непосредственное нормативное закрепление в тексте Конституции или выводятся из этого текста путем толкования общих принципов права, но получают свое особое «звучание», раскрывают свои специфические черты применительно к налогообложению. В России это следующие принципы: взимания налогов в публичных целяхфинансовой цели взимания налоговустановления налогов только закономустановления налогов в особой процедурезапрета обратной силы налоговых законоввсеобщности налогообложенияравенства налогоплательщиковравного налогового бременинедопустимости чрезмерного налогообложенияразделения полномочий в сфере налогообложения и сборовединства системы налогов и сборовединой налоговой политики и недопустимости установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. В США общими принципами налогообложения являются принципы: взимания налогов в публичных целяхфинансовой цели взимания налоговустановления налогов только закономустановления налогов в особой процедурезапрета обратной силы налоговых законоввсеобщности налогообложенияравной защиты налогоплательщиковравенства привилегий и льгот, разделения полномочий в сфере налогообложениясамостоятельности федеральной налоговой системы и налоговых систем штатовнедопустимости установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.

5.В деле обоснования и формулирования общих принципов налогообложения как в России, так и в США главная заслуга принадлежит высшим судебным органам, осуществляющим конституционный надзор за налоговым законодательством. В России это Конституционный Суд РФ, в США — Верховный Суд США. Именно в правовых позициях Конституционного Суда РФ впервые были сформулированы и обоснованы общие принципы налогообложения, разъяснен их конституционно-правовой смысл. Деятельность Верховного Суда США в этой области заключалась преимущественно не в формулировании самих принципов, а в раскрытии их нормативного содержания. В этом смысле, деятельность Верховного Суда США характеризуется большим самоограничением в сравнении с аналогичной деятельностью Конституционного Суда РФ. б. Налоговый федерализм в России и США носит различный характер. Это обусловлено разными моделями федерализма, исторически сложившимися в двух странах: в России это конституционный федерализм с централизованной налоговой системой, а в СШАдоговорно-правовой федерализм с децентрализованной системой налогообложения. В США, в отличие от России, нет единства системы налогов — единая система существует лишь в отношении федеральных налогов. Все остальные налоги — прерогатива штатов и местных органов власти.

7.Необходимость законодательного оформления общих принципов налогообложения и сборов, установлена статьей 75 (часть 3) Конституции РФ. Требование указанной статьи предопределяет прямое и непосредственное формулирование общих принципов в тексте федерального закона. Это прямое конституционное требование, которое должно быть выполнено федеральным законодателем. С этой целью необходимо сформулировать общие принципы налогообложения и сборов, и отразить их в Налоговом кодексе РФ, введя в первую часть кодекса специальную главу, посвященную общим принципам налогообложения и сборов. В указанной главе Налогового кодекса РФ должны быть отражены следующие общие принципы налогообложения и сборов: принцип взимания налогов в публичных целяхпринцип финансовой цели взимания налоговпринцип установления налогов только закономпринцип установления налогов в особой процедурепринцип запрета обратной силы налоговых законовпринцип всеобщности налогообложенияпринцип равенства налогоплательщиковпринцип равного налогового бременипринцип недопустимости чрезмерного налогообложенияпринцип разделения полномочий в сфере налогообложения и сборовпринцип единства системы налогов и сборовпринцип единой налоговой политики и недопустимости установления налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, связанной с изучением российского и зарубежного финансового и налогового права, в рамках законотворческой деятельности по совершенствованию актов законодательства о налогах и сборах РФ, а также в учебном процессе.

Апробация результатов диссертационной работы. Выводы и практические рекомендации нашли отражение в публикациях автора и использованы в учебном процессе на кафедре административного и финансового права Российского Университета Дружбы Народов.

Заключение

.

1. Во второй половине XX века в США зародилось особое течение экономической мысли, впоследствии сформировавшееся в «конституционную экономику». Экономика развитых стран всегда регулировалась в нормативном порядке, путем издания соответствующих законов и подзаконных актов. Однако, перевод основ экономического регулирования на конституционный уровень способствует качественно новому воздействию права на хозяйственную жизнь общества. Конституционная экономика основана на тезисе о том, что масштабы вмешательства государства в экономику должны быть ограничены в конституционном порядке. Вместе с тем, конституционная экономика предназначена для достижения компромисса между свободным экономическим развитием, не сдерживаемым бюрократическими и иными искусственными препятствиями, с одной стороны, и конституционными принципами, не позволяющими экономическим отношениям выходить за пределы общеправовых ценностей, с другой стороны. Это обосновывается тем, что развитие экономики в рамках конституционного поля в конечном счете выгодно всему обществу: государству, крупным корпорациям, малому бизнесу, наемным работникам, пенсионерам. Составной частью конституционной экономики является налогообложение, основанное на общих принципах права, закрепленных в Конституции. Роль и значение налогообложения столь велики для общества и государства, что важнейшие вопросы его регулирования решаются на конституционном уровне. Общие принципы налогообложения как в России, так и в США проистекают из общих принципов права, имеющих фундаментальное значение для правовых систем каждого из указанных государств. Общие принципы налогообложения и в России, и в США-это те принципы, которые получили непосредственное нормативное закрепление в тексте Конституции или выводятся из этого текста путем толкования общих принципов права, но получают свое особое «звучание», раскрывают свои специфические черты применительно к налогообложению.

2.Теоретическое и практическое значение общих принципов налогообложения наиболее полно раскрывается в выполняемых ими функциях. Функции общих принципов налогообложения показывают для чего они предназначены, какие общественно полезные цели достигаются существованием таких принципов, какова социально-правовая роль общих принципов налогообложения в финансово-правовой системе государства. Общие принципы налогообложения в России выполняют следующие функции: установление основ налоговой системы странынепосредственное регулирование налоговых отношенийуказание вектора развития налогового праваобеспечение стабильности правового регулирования налогообложенияограничение налоговой политики государства правом. В конечном счете, наличие общих принципов налогообложения призвано обеспечить конституционно-правовой порядок в налоговой сфере.

Для налогоплательщиков общие принципы налогообложения имеют важное значение в связи с тем, что они устанавливают своего рода юридические границы налоговой политики государства. Государство может регулировать вопросы налогообложения, не выходя за пределы этих правовых границ. Таким образом, общие принципы охраняют налогоплательщиков от возможного налогового произвола со стороны государства.

3.Общие принципы налогообложения в России начинают формироваться в период проведения экономических реформ начала 90-х годов XX века, одновременно с внедрением в финансово-правовую систему страны правовых норм, регулирующих налоговые отношения. С середины 90-х годов XX века в России наблюдается процесс конституционализации налогового права, что выражается в укреплении конституционно-правовых начал в регулировании налогообложения, в решении важнейших проблем налогового права с учетом общих принципов права. Данный процесс должен быть оценен исключительно положительно, ибо переносит на конституционный уровень налоговые отношения между государством и налогоплательщиками, что делает невозможным произвольное изменение государством основных юридических условий налогообложения путем изменения текущего налогового законодательства.

4. Однако, в деле формирования общих принципов налогообложения в России остается нерешенной серьезная проблема. Несмотря на указание в части 3 статьи 75 Конституции РФ о необходимости установления общих принципов налогообложения и сборов федеральным законом, указанные принципы прямо и непосредственно не установлены в Налоговом кодексе РФ, что является нарушением конституционной законности в сфере налогового законотворчества.

В США конституционно-правовое регулирование налогообложения имеет глубокие исторические корни. Конституционные основы налогообложения установлены здесь с момента создания государства, задолго до возникновения идей о конституционной экономике. Формирование общих принципов налогообложения происходило одновременно с образованием государства в конце XVIII века. США, как государство, возникли во многом в результате налогового конфликта. Поэтому, неудивительно, что вопросам налогообложения уделялось первостепенное значение с момента создания государства. Идеология и правовая модель налогового устройства государства были основательно разработаны политическими деятелями, стоявшими у истоков создания США. Вместе с тем, в США не было и нет необходимости установления общих принципов налогообложения в законе (статуте), ибо такого требования не содержит Конституция США. Однако, это не означает, что в американском налоговом праве такие принципы отсутствуют.

5.В деле обоснования и формулирования общих принципов налогообложения как в России, так и в США главная заслуга принадлежит высшим судебным органам, осуществляющим конституционный надзор за налоговым законодательством. В России это Конституционный Суд РФ, в США — федеральный Верховный Суд. Именно в правовых позициях Конституционного Суда РФ впервые были сформулированы и обоснованы общие принципы налогообложения, разъяснен их конституционно-правовой смысл. В дальнейшем идеи, содержащиеся в правовых позициях Конституционного Суда РФ были в полной мере восприняты федеральным законодателем и получили непосредственное отражение в Налоговом кодексе РФ.

В решениях Верховного Суда США, носящих прецедентный характер, также были обоснованы общие принципы налогообложения. Однако, деятельность Верховного Суда США в этой области заключалась преимущественно не в формулировании самих принципов, а в раскрытии их нормативного содержания. В этом смысле, деятельность Верховного Суда США характеризуется большим самоограничением, в сравнении с аналогичной деятельностью Конституционного Суда РФ. б. Общие принципы налогообложения и в России, и в США действуют в трех основных сферах конституционно-правового регулирования: в сфере установления и взимания налогов, в сфере прав и свобод налогоплательщиков, в сфере федерализма.

Общие принципы налогообложения, действующие в сфере установления и взимания налогов регулируют важнейшие вопросы налоговой системы страны и в концентрированном виде отражают социально-экономическую и юридическую сущность налогов, уделяя главное внимание целям налогообложения и законодательному установлению налогов. Общие принципы, посвященные защите прав и свобод налогоплательщиков, предназначены внести определенность в отношениях государства и налогоплательщика, показывают специфику действия конституционных прав и свобод человека и гражданина (а также организаций) в налоговой сфере, выявляют главные черты правового статуса налогоплательщика, отражают понятия равенства и справедливого налогообложения.

7.Налоговый федерализм в России и США носит различный характер. Это обусловлено разными моделями федерализма, исторически сложившимися в двух странах: в России это конституционный федерализм с централизованной налоговой системой, а в СШАдоговорно-правовой федерализм с децентрализованной системой налогообложения. В США, в отличие от России, нет единства системы налогов — единая система существует лишь в отношении федеральных налогов. Все остальные налоги — прерогатива штатов и местных органов власти. Но это нельзя считать недостатком американской налоговой системы. Напротив, как показывает двухсотлетний опыт США, отсутствие единства системы налогов в масштабах всей страны не стало основанием для ослабления или, даже, распада федерации. В США удалось создать сбалансированную модель налогового федерализма, которая обеспечивает единство экономического пространства страны и гарантирует достаточное финансирование государственных расходов всех уровней власти.

8.Необходимость законодательного оформления общих принципов налогообложения и сборов в России установлена статьей 75 (часть 3) Конституции РФ. Требование указанной статьи предопределяет прямое и непосредственное формулирование общих принципов в тексте федерального закона. Это прямое конституционное требование, которое должно быть выполнено федеральным законодателем. С этой целью необходимо сформулировать общие принципы налогообложения и сборов, и отразить их в Налоговом кодексе РФ, введя в первую часть кодекса специальную главу, посвященную общим принципам налогообложения и сборов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. // «Российская газета» № 237 от25.12.1993г.
  2. Федеральный конституционный закон РФ от21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».// СЗ РФ от 25.07.1997 г. № 13. Ст. 1447.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г.№ 146-ФЗ// СЗ РФ от 03.08.1998 г.№ 31.Ст.3824.
  4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ// СЗ РФ от 07.08.2000 г. № 32. Ст. 3340.
  5. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.// СЗ РФ от 03.08.1998 г. № 31. Ст. 3823.
  6. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.// СЗ РФ от 05.12.1994 г. № 32. Ст. 3301.
  7. Ю.Федеральный закон РФ № 154-ФЗ от 9 июля 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ».// СЗ РФ от 12.07.1999 г. № 28. Ст. 3487.
  8. Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2268 //Собрание актов Президента и правительства РФ от 27.12.93 г. № 52. Ст. 5074.
  9. Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2270 //Собрание актов Президента и Правительства РФ от 27.12.1993 г. № 52. Ст. 5076.
  10. Указ Президента РФ от 18.08.1996 г.№ 1412 //СЗ РФ от 26.08.1996 г. № 35. Ст. 4146.
  11. Постановление правительства РФ № 197 от 28.02.1995 г. «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции». //СЗ РФ от 24.04.1995 г. № 17. Ст. 1532.1. Нормативно-правовые акты США1.
  12. The Constitution of the USA.// http//www.findlaw.com/casecode/ constitution
  13. The Internal Revenue Code of the USA.// http://caselaw.lp.findlaw.com/ scripts/tssearch.pl?title=26&sec=1.I. Судебные акты РФ.
  14. Постановление Конституционного Суда РФ № 1-П от 27.01.93 г./Ведомости РФ, 1993, № 14. Ст. 508.
  15. Тексты нормативно-правовых актов США см. во всемирной сети Интернет.
  16. Постановление Конституционного Суда РФ № 9-П от 4.04.1996г.//Вестник КС РФ № 2 от 1996 г.
  17. Постановление Конституционного Суда РФ № 17-П от 24.10.1996 г.// Вестник КС РФ № 5 от 1996 г.
  18. Постановление Конституционного Суда РФ № 20-П от 17.12.96 г.// СЗ РФ от 06.01.97 г. № 1.Ст.167.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ № 3-П от 18.02.1997 г.// Вестник КС РФ № 1 от 1997 г.
  20. Постановление Конституционного Суда РФ № 5-П от 21.03.1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1602.
  21. Постановление Конституционного Суда РФ № 6-П от 01.04.1997 г.// Вестник КС РФ № 4 от 1997 г.
  22. Постановление Конституционного Суда РФ № 13-П от 08.10.1997 г. // Вестник КС РФ № 5 от 1997 г.
  23. Постановление Конституционного Суда РФ № 16-П от 11.11.1997 г.// Вестник КС РФ № 6 от 1997 г.
  24. Постановление Конституционного Суда РФ № 7-П от 24.02.98 г.//СЗ РФ от 09.03.98 г. № 10. Ст. 1242.
  25. Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 30.01.2001 г.// СЗ РФ от 12.02.01 г. № 7. Ст. 701.
  26. ЗО.Определение Конституционного Суда РФ № 22−0 от 5 февраля 1998 г.// Вестник КС РФ № 3 от 1998 г.
  27. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 8 от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия"//Бюллетень Верховного суда РФ № 1 от 1996 г.1. Судебные акты США1.
  28. Hylton v. United States 3 U.S. (3 Dall.)171 (1796).
  29. Calderv.Bull, 3 U.S. 386 (1798).
  30. McCulloch v. Maiyland 4 Wheat (17U.S.) 316 (1819).
  31. Bank of Augusta v. Earle, 38 US (13 Pet.) 519 (1839).
  32. License Tax Cases, 72 U.S.(5 Wall) 462,471 (1867).
  33. Pacific Ins.Co v. Soule, 74 U.S. 433 (1868).
  34. Paul v. Virginia 75 US (8 Wall.) 168 (1869).
  35. Veazie Bank v. Fenno, 75 U.S. 533 (1869).
  36. Collector v. Day 78 U.S.(11 Wall.)l 13(1871).
  37. Railroad v. Pennsylvania, 82 U.S. 232 (1873).
  38. Hamilton v. Dillin 88 U.S.73(1874).
  39. Stockdale v. Insurance Companies 20 Wall. 323 (1874). 44. Scholey v. Rew, 90 U.S.(23 Wall.)331 (1875). 45. Davidson v. City of New Orleans, 96 U.S. 97,106 (1878). 46. Springer v. United States, 102 U.S.586 (1881).
  40. Hagarv.ReclamationDistrict, 111 U.S. 701 (1884).
  41. Head money cases 112 U.S. 580 (1884).
  42. Bell’s Gap R.R. v. Pennsylvania, 134 U.S.232 (1890).
  43. Pollock v. Farmer’s Loan & Trust Co. 157.U.S. 429 (1895).
  44. Kollock, in re 165 U.S. 526 (1897).
  45. Twin City National Bank v. Nebeker, 167 U.S. 196 (1897).
  46. Turpin v. Lemon, 187 U.S. 51 (1902).
  47. McCray v.U.S., 195 U.S.27 (1904). 55. South Carolina v. U.S. 199 U.S. 437(1905). 56. Millard v. Roberts, 202 U.S. 429 (1906).
  48. Тексты судебных решений Верховного Суда США см.: всемирная сеть Интернет: 11йр//ууу. findiaw.com/casecode/supreme.htrnl.
  49. Londoner v. Denver, 210 U.S. 373 (1908). 58 Jlint v. Stone Tracy Co., 220 U.S. 107 (1911).
  50. Rainey v. United States, 232 U.S. 310 (1914).
  51. Brushaber v. Union Pacific R. Co., 240 U.S. 120 (1916).
  52. Hammer v. Dagenhart, 247 U.S.251 (1918).
  53. Doremus v.U.S, 249 U.S.86 (1919).
  54. Travis v. Yale & Towne MFG. Co., 252 U.S.60 (1920).
  55. New York Trust Co. v. Eisner 256 U.S. 345 (1921).
  56. Bailey v. Drexel Furniture Co., 259 U.S.20 (1922).
  57. Cook v. Tait265.U.S.47 (1924).
  58. Hemphill v. Orloff, 277 US 537 (1928).
  59. Louisville Gas Co. v. Coleman, 227 U.S.32,37 (1928).
  60. J.W.Hampton jr.Co. v. U.S. 276 U.S.394 (1928).
  61. Bromley v. McCaughn 280 U.S. 124 (1929).
  62. Cooper v. United States, 280 U.S. 409(1930).
  63. Milliken v. United States, 283 U.S. 15 (1931).
  64. Reinecke v. Smith, 289 U.S. 172 (1933).
  65. A. Magnano Co. v. Hamilton, 292 U.S. 40 (1934).
  66. Fox v. Standard Oil Co., 294 U.S.87 (1935).
  67. Constantine v. U.S.296 U.S.287 (1935). 77. Stewart Dry Goods Co. v. Lewis, 294 U.S. 550 (1935).
  68. U.S. v. Butler 297 U.S. 1 (1936).
  69. Chas.C.Steward Mach.v.Davis, 301U.S.548 (1937). 80. Sonzinsky v. U.S.300 U.S.506 (1937).
  70. United States v. Hudson, 299 U.S.498 (1937).
  71. Welch v. Henry, 305 U.S.134 (1938).
  72. Graves v. New York, 306 U.S.466 (1939).
  73. Fernandez v. Wiener, 326 U.S. 340(1945).
  74. New York v. United States 326 U.S. 572 (1946).
  75. Toomer v. Witsell, 334 US 385 (1948).
  76. Northwestern States Portland Cement Co. v. Minnesota 358 U.S.450 (1959).
  77. Department of Employment v. U.S. 385 U.S. 355 (1966).
  78. First Agricultural National Bank v. State Tax Comm’n 392 U.S. 339 (1968).
  79. WHYY v. Glassboro, 393 U.S.I 17 (1968).
  80. Lehnhausen v. Lake Shore Auto Parts Co., 410 U.S.356 (1973).
  81. City of Pittsburgh v. Alco Parking Corp., 417 U.S. 369 (1974).
  82. Kahn v. Shevin, 416 U.S.351 (1974).
  83. Standard Pressed Steel Co. v. Dept. of Revenue 419 U.S. 560 (1975).
  84. Buckley v. Valeo, 424 US 1,(1976).
  85. Complete Auto Transit Inc.v. Brady, 430 U.S. 274 (1977).
  86. National Geographic Society v. California Board of Equalization 430 U.S. 551 (1977).
  87. Baldwin v. Montana fish and game commission, 436 U.S. 371 (1978).
  88. Exxon Corp. v. Wisconsin Department of Revenue 447.U.S. 207 (1980).
  89. United States v. Darusmont 449 U. S 292 (1981).
  90. Asarco v. Idaho State Tax Commission 458 U.S. 307 (1982).
  91. U.S. v. New Mexico 455 U.S. 720, 735 (1982).
  92. Metropolitan Life Ins. Co v. Ward, 470 U.S. 869 (1985).
  93. Tyler Pipe Industries, inc. v. Washington Dept. of Revenue 483 U.S. 232 (1987).
  94. New Energy Co. of Indiana v. Limbach 486 U.S. 269 (1988).
  95. South Carolina v. Baker, 485 U.S. 505 (1988).
  96. Amerada Hess corp. v. New Jersey Div.ofTax.490 U.S.66 (1989).
  97. United States v. Munoz-Flores, 495 U.S.385 (1990).
  98. Allied-Signal Inc. v. Director, Div. of Tax. 504 U.S. 768 (1992).
  99. Department of revenue of Montana v. Ranch 511 U.S.767 (1994).
  100. Northwest Airlines v. County of Kent, Michigan, 510 U.S. 355 (1994).
  101. United States v. Carlton 512 U. S 26 (1994).
  102. West Lynn Creamery inc. v. Healy, 512 U.S.186 (1994). 114.0klahoma Tax Com. v. Jefferson lines Inc., 514 U.S. 175 (1995).1. V. Монографии, учебники.
  103. И.А. Основы американского конституционализма. М., Юриспруденция, 2001.
  104. С.С. Право на пороге третьего тысячелетия. М., Статут, 2000.
  105. И.Ю. Методы налогового регулирования местных и иностранных предприятий в США. М., ИСКР АН, 1999.
  106. Бержель Ж-Л. Общая теория права. М., Нота Бене, 2000.
  107. С.В., Жигачев И. Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997.
  108. A.B., Берник В. Р. и др. Налоги и налоговое право. М., Аналитика-Пресс, 1998.
  109. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991−2001гг.): очерки теории и практики. М., Городец-издат, 2001.
  110. Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., Юристъ, 2002.
  111. Г. А., Пепеляев С. Г. Предприниматель-налогоплательщик-государство. М., ФБК-ПРЕСС, 1998.
  112. Государство и рынок: американская модель./Под.ред. Портного М. А., М., Анкил, 1999.
  113. Е.Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебник. М., Юристъ, 2005.
  114. Е.Ю., Толстопятенко Г. П. Финансовое право.Учебник. М., ТК Велби, Проспект, 2007.
  115. Давид.Р. Основные правовые системы современности. М., Прогресс, 1988.
  116. P.JI. Международное налогообложение. М., ЮНИТИ, 1997-
  117. М.В. Финансовое право. Общая часть. М., Юристъ, 1999.
  118. Д.А. Философские проблемы права. М., Мысль, 1972.
  119. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России: Учебник. М., Юристъ, 2000.
  120. А.Н. Налоговое право зарубежных стран. Вопросы теории и практики. М., Манускрипт, 1993.
  121. И.И. Налоговое право зарубежных стран: курс лекций. М., ЮрИнфоР, 2003.
  122. И.И. Налоговое право России. М., ЮрИнфоР, 2006.
  123. И.И. Международное налоговое право (Академический курс). М., ЮрИнфоР, 2007.
  124. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий./Под.ред.Топорнина Б. Н., М., Юристъ, 1997.
  125. В.А. Финансовое право.Учебник./серия «Золотые страницы финансового права России». Том II. М., Статут, 2000.
  126. Р.З. Теория права. М., Бек, 2001.
  127. Е.А. Право, мораль, личность. М., Наука, 1986. 140Лучин.В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., Юнити-Дана, 2002.
  128. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., Зерцало, 2001.
  129. А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: курс лекций. М., ГУ ВШЭ, 2002.
  130. Налоги и налогообложение. /Под ред. Русаковой И. Г., Кашина В. А., М., Финансы. Юнити, 1998.
  131. Налоговое право: Учебник./Отв.ред. Пепеляев С. Г., М., Юристъ, 2003.
  132. В.А., Тедеев A.A. Налоговое право Российской Федерации. Р-н-Д., Феникс, 2002.
  133. Г. В. Налоговое право: Учебник для вузов. М., Норма, 1997.
  134. Г. В. Общая теория налогового права. М., ФБК-ПРЕСС, 2004.
  135. А.К. Правовая система Англии. М., Дело, 2000.
  136. В.Б. Американский опыт формирования налоговой системы на разных уровнях власти. М, ИСКР АН, 1999.
  137. А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник. М., 2000.
  138. И.Ю. Опыт США в применении систем налогообложения на местном уровне. М., ИСКР АН, 1999.
  139. В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М., Анкил, 2001.
  140. В.М. Логические основания общей теории права. Том I. Элементный состав. М., Юстицинформ, 2000.
  141. Теория государства и права: Учебник./Под ред.В. К. Бабаева, М., Юристъ, 1999.
  142. Теория права и государства. Учебник для вузов./Под. ред.Г. Н. Манова, М., Бек, 1996.
  143. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., Бек, 1995.
  144. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., НОРМА, 1996.
  145. Г. П., Федотова И. Г. Налоговое право США. Терминология. М., Анкил, 1996.
  146. Г. П. Европейское налоговое право. М., Норма, 2001.
  147. Н.М. Современные особенности законодательного бюджетного процесса в США. М., ИСКР АН, 1998.
  148. У истоков финансового права. Золотые страницы финансового права России./Под.ред.Козырина А. Н. T.I. М., Статут, 1998.
  149. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., Дело, 2000.
  150. Федерализм. Теория и история развития./Отв.ред.Марченко М. Н., М., Юристъ, 2000.
  151. Федералист. Политическое эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Д.Джея., М., Весь мир, 2000.
  152. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование). /Отв.ред.Топорнин Б. Н., М., Юристъ, 2001.
  153. JI. Введение в американское право. М., Прогресс, 1993.
  154. Финансовое право: Учебник./Под.ред.Горбуновой О. Н., М., Юристъ, 1996.
  155. Финансовое право: Учебник./Отв.ред.Горбунова О. Н., М., Юристъ, 2006.
  156. Финансовое право: Учебник./Отв.ред. Химичева Н. И., М., Юристъ, 1999.
  157. Н.И. Налоговое право: Учебник. М., Бек, 1997.
  158. Э.М. Вопросы налогообложения в соотношении с конституционным, гражданским и административным законодательством (теория, практика, комментарий). Тверь, «GM», 2001.
  159. Ю.А., Шульженко Ю. Л. Конституционное правосудие в федеративном государстве (сравнительно-правовое исследование). М., ИГПАН РАН, 2000.
  160. Bankman J. Griffith T.D. Pratt К. Federal income tax. N/Y. Aspen Publishers Inc. 1998.
  161. Block C.D. Corporate taxation. Gaithersburg. Aspen Publishers Inc. 2001.
  162. Bridwell R., Whitten R. The Constitution and the Common Law: the decline of the doctrines of separation of powers and federalism. Lexington, Mass. Lexington Books. 1977.
  163. Burnham W. Introduction to the law and legal system of the United States. St.Paull. MN. West.Pub.co. 1999.
  164. Chirelstein M.A. Federal income taxation. N/Y. Foundation Press. 2002.
  165. Clark G. Outline of the U.S. legal system. W., D.C. Bureau of IIP. 2004.
  166. Dictionary of law. L. Peter Collin Publishing. 2000.
  167. Dictionary of Tax terms. N/Y. Barron’s ES, 1999.
  168. Dodge J.M. The logic of tax. Federal income tax theory and policy. St. Paul, Minn. West.Pub.co. 1989.
  169. Emerson R.W., Hardwicke J.W. Business law. N/Y. Barron’s Ed. Series Inc. 1997.
  170. Engdahl D.E. Constitutional federalism. St. Paul, Minn. West.Pub.co. 1987.
  171. Graetz M.J., Shenk D.H. Federal income taxation: principles and policies. N/Y. Foundation Press. 2002.
  172. Lieberman J.K. A practical companion to the Constitution: how the Supreme Court has ruled on issues from abortion to zoning. L/A. University of California press, 1999.
  173. Lind.S.A. Fundamentals of business enterprise taxation: cases and materials. N/Y. Foundation Press. 2002.
  174. May C., Ides A. Constitutional law: national power and federalism. N/Y. Aspen Publishers Inc. 2001.
  175. McLeod I. Legal theory. L. Macmillan press Ltd. 1999.
  176. McNulty J. Federal income taxation of individuals. St.Paul. MN. West.Pub.co. 1999.
  177. Posin D.Q., Tobin D.B. Federal income taxation of individuals. St.Paul. MN. West Group. 2000.
  178. Posin D.Q., Tobin D.B. Principles of federal income taxation. St.Paul. MN. Thomson/West. 2003.
  179. Rossum R.A., Tarr G.A. American constitutional law. V.l. N/Y. St. Martin’s Press Inc. 1995.
  180. Smith R.S. West’s tax law dictionary. St.Paull. MN. West.Pub.co. 2004.
  181. The Oxford guide to United States Supreme Court decisions./Edited by K.L.Hall. Oxford University Press, 1999.1. VI.Статьи.
  182. B.M., Ведяхина K.B. Понятие и классификация принципов права./Право и политика № 4(28), М., Nota Bene, 2002.
  183. P.JI. О понятии принципов права.// Вестник Омского университета, вып.2/1996.
  184. В.В. Методы толкования Конституции в деятельности Верховного Суда США.//Государство и право, № 10/1997.-М.
  185. А. Налоговый суд США и его место в судебной системе государства. /Хозяйство и право № 3 (278), М., 2000.
  186. P.C. Господствующая правовая теория в США.// Советское государство и право. № 7/1989, М.
  187. В.А. Некоторые решения Конституционного Суда РФ по вопросам защиты конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере налогообложения.// Гражданин и право № 2/2000, М.
  188. Ю.Смирнов Д. А. Классификация принципов налогового права: постановка проблемы.// Журнал «Финансовое право», 2006, № 4.
  189. .Н. Налоговое право в правовой системе России.//в кн.: Налоговый кодекс. Сегодня и завтра. Сб.статей. М., ФБК-Пресс, 1997.
  190. A.A. Подоходный налог в США.// Ваш налоговый адвокат, вып.З. ФБК-ПРЕСС, 1998, М.
  191. Тгоу D.E. Retroactive tax increases and the Constitution. Heritage Lecturers, Washington, № 613, 1998. http://www.heritage.org/Research/Taxes/ HL613.cfm.
  192. VII. Авторефераты диссертаций.
  193. Д.В. Основные проблемы теории российского налогового права. Автореф. дис. докт. юрид. наук. Екатеринбург. 2003.
  194. Д.А. Правовые принципы налогообложения имущества в Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов. 2003.
  195. Г. П. Европейское налоговое право (проблемы теории и практики). Автореф. дис. докт. юрид. наук. М. 2001.
  196. O.A. Закон в системе источников налогового права (на примере англосаксонской правовой системы). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 1996.
Заполнить форму текущей работой