Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление профессиональной ответственности будущих инженеров в образовательном пространстве вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявлено и доказано, что с помощью использования технологий ситуационного центра в вузе решается актуальная проблема профессионального образования, и студенты получают навыки и знания, которые необходимы и востребованы при выполнении требований профессиональной деятельности. Создание ситуационного центра по-новому выстраивает технологический процесс обучения, что существенно повышает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ВУЗЕ
    • 1. 1. Научные подходы к проблеме становления профессиональной 16 ответственности будущих инженеров
    • 1. 2. Современный инженер как субъект деятельности
    • 1. 3. Модель становления профессиональной ответственности будущих 56 инженеров в образовательном пространстве вуза
  • Выводы по I главе
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СТАНОВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ВУЗЕ
    • 2. 1. Организация и методическое обеспечение исследования профессиональной ответственности будущих инженеров
    • 2. 2. Реализация модели становления профессиональной 102 ответственности будущих инженеров
    • 2. 3. Анализ результатов исследования и их интерпретация
  • Выводы по Пглаве

Становление профессиональной ответственности будущих инженеров в образовательном пространстве вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования.

Глобальная информатизация общества и реализация инновационной политики государства предъявляют новые требования к профессиональной подготовке инженера. В метасистеме глобального мира инженер рассматривается в рамках общецивилизационных стандартов. Об усиливающемся интересе государства к проблемам инженерного образования свидетельствуют положения Национальной доктрины образования Российской Федерации об обеспечении эффективной продуктивности инженерной деятельности. Вместе с тем, согласно глобальному рейтингу вузов АИЛ^И-бОО, ТНЕ8-С)8, ?еЬоте1:пс8, российские ВУЗы уступают таким странам, как Великобритания и США, Сингапур, Китай, Гонконг, Тайвань. Отсутствие взаимосвязи технико-технологических знаний, опыта на стадии обучения, профессиональной ответственности, интегрированной системы подготовки инженеров свидетельствуют об отставании российской модели профессиональной подготовки инженеров от мировой.

Согласно решению Высшего горного совета об усилении поддержки в профессиональной подготовке инженеров (04.06.2010), определен статус Забайкальского государственного университета как базового по организации подготовки горного инженера для восточных регионов России, поскольку Забайкальский край является одним из основных субъектов РФ по природному потенциалу.

Профессионализм выражается в понимании социальных и глобальных контекстов профессии, в гибкости и критичности мышления, в развитии профессиональных навыков, в том числе, эффективной работы в команде, управления временем, организации и личной ответственности (ЗауПогш & 8рапа§ е1, 2010). В ФГОС ВПО по специальности «Горное дело» — 130 400.65 предусматривается формирование и развитие у будущих выпускников не только основных профессиональных компетенций, но и формирование такой компетенции, как способность к поиску правильных технических и организационно — управленческих решений и усилению ответственности за них. Однако профессиональная подготовка не в полной мере способствует становлению профессиональной ответственности специалистов горной промышленности, поскольку усвоение фактов и фиксированного содержания учебных предметов ограничивает целостное развитие ответственного субъекта инженерной деятельности.

В настоящее время инженерная деятельность эволюционирует в направлении целостности системы «социум"->природа-<�—>техника"—"субъект» (Е.П. Ермолаева, A.JI. Журавлев, Л. Г. Дикая, В.А. Бодров). Глобальный характер деятельности инженера требует понимания влияния инженерных решений на экономические, политические, экологические, социальные и личностные отношения. В связи с этим, профессиональная ответственность связана с нормативами, регулирующими производственные, технико-технологические и организационно-управленческие отношения в контексте глобально-профессиональных, социально и личностно-профессиональных императивов деятельности. Анализ научной литературы показывает, что процессу становления профессиональной ответственности будущего инженера в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Таким образом, подготовка горного инженера к решению производственных задач, актуализированных заказом общества, представляется значимой в условиях реформирования профессионального инженерного образования.

Степень разработанности. Будучи предметом междисциплинарного исследования, профессиональная ответственность разрабатывается в рамках различных подходов. В работах К.А. Абульхановой-Славской, К. Муздыбаева, A.B. Петровского, В. Н. Мясищева, В. А. Крутецкого рассматривались психологические аспекты проблемы развития ответственности как свойства личности: определены ее существенные признаки, отражены закономерности развития в различные возрастные периоды, доказано, что формирование ответственности происходит в процессе выполнения деятельности и отражает социальную, нравственную позицию и типичность личности. Проблема профессиональной ответственности инженера особенно активно обсуждается в начале XX века, что связано с интенсивным развитием науки и техники. Трансформация инженерного образования обусловлена поиском новых средств и технологий интенсификации процесса развития профессиональной ответственности инженера, что подтверждается результатами научных исследований В. И. Андреева, Е. А. Климова, JI.M. Митиной, Н. В. Ореховой, О. Н. Филатова, В. Н. Харькина, Д. В. Чернилевского и др. Особое внимание вопросам инженерной ответственности уделяли в своих работах X. Ленк, Адорно Т. В., Г. Йонас, А. Хунинг, А. Рубенис, Э. Гуссерль, К. Митчем и др.

Проблемы, связанные с воспитанием ответственности, представлены в трудах А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, С. П. Шацкого. Возрастные особенности развития ответственности у младших школьников рассматривали А. Д. Грибанова, Т. Г. Самойленко, В. А. Иванников, Г. Н. Сартрану подростков — В. В. Давыдов, М. В. Аплетаев, Э. А. Пасниченко, Д. И. Фельдштейн, Н. В. Кузнецовау юношейС.А. Маврин, А. Г. Ковалев, В. И. Новосельцев, А. И. Маврина, М. И. Совчин, А. Г. Пашков, М. В. Панасенко, М. А. Осипенко, И. Г. Шендрик. Проблема воспитания ответственности у студентов разрабатывалась JI.A. Барановской, В. В. Игнатовой, В. А. Халиловым, Г. И. Аксеновой, Т. К. Клименко.

Ответственность как одно из профессионально значимых качеств педагога рассматривалось в работах В. А. Сластенина, В. Н. Ильина, Ш. А. Амонашвили, Э. А. Гришина, З. И. Палиевой, Д. С. Яковлевой. Актуальное значение для нашего диссертационного исследования имеют работы зарубежных ученых, в которых с разных позиций рассматриваются вопросы инженерной подготовки в высшем профессиональном образовании: по организации коммуникаций (N. Luhmann, W. Schramm, С. Cooley) — разработке e-portfolio (Dorothy М. Campbell, D. Montgomery, A. Wiley, K. Kathleen, Dorothy M.

Campbell, Beverly J. Melenyzer, PamelaBondi Cignetti, G. Grima, D. Chetcuti,.

R. Johnson, A. Doyle-Nichols, J. S. Mims-Cox), по разработке инновационных моделей управления знаниями (J. Bousquet, J.F. Schreinemakers).

Между тем до настоящего времени нет работ, посвященных непосредственно проблеме становления профессиональной ответственности инженера в образовательном пространстве вуза.

В целом актуальность нашего исследования обусловливается наличием следующих противоречий:

— между инновационной политикой государства, внедрением новых информационных технологий и существующей практикой профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля;

— между требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), выдвигающего при определении качества подготовки выпускника его способность принимать ответственные решения, и недостаточной разработанностью содержания, путей и средств осуществления этого процесса;

— между потребностью рынка труда в ответственных специалистах, отвечающих запросам современного производства, и недостаточной разработанностью содержания и структуры подготовки инженеров, способствующей становлению профессиональной ответственности как профессионально значимого качества.

Наличие выдвинутых противоречий обусловило проблему исследования, каковы сущностная характеристика, структура и содержание основных компонентов профессиональной ответственности личности, педагогические условия ее становления у будущего инженера в образовательном пространстве вуза.

Ведущая идея исследования. В новой социокультурной ситуации изменились требования к профессионально важным качествам личности современного инженера. Значительным среди них является становление профессиональной ответственности в процессе выполнения трудовой деятельности, что ведет к необходимости изменений в профессиональной подготовке будущего инженера в вузе. Возникла идея становления профессиональной ответственности будущего инженера посредством использования кросс-технологий ситуационного центра.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость и личный интерес автора обусловили выбор темы исследования: «Становление профессиональной ответственности инженера в образовательном пространстве вуза».

Диссертационная работа выполнена в рамках госбюджетных тем Министерства образования и науки РФ: «Кросскультурные исследования адаптационных способностей субъекта деятельности в информационном пространстве глобализирующегося мира (ГБ № 1 201 155 578)" — «Системные исследования сознания субъекта инновационного развития на основе психосемантического подхода» (ГБ 1.1.12 № 656 192 011).

Цель исследования — разработать модель становления профессиональной ответственности инженера в образовательном пространстве вуза.

Объект исследования — процесс становления профессиональной ответственности инженера в вузе.

Предметом исследования являются педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели становления профессиональной ответственности инженера в образовательном пространстве вуза.

В ходе работы была выдвинута гипотеза: процесс становления профессиональной ответственности горного инженера будет эффективным, если:-выявлены структурно-содержательные характеристики профессиональной ответственности как интегративного качества личности;

— использована модель становления профессиональной ответственности горного инженера, реализованная на принципах системного, субъектно-деятельностного, акмеологического подходов и включающая в свою структуру следующие компоненты: ценностно-мотивационный, информационно-когнитивный, эмоционально-волевой, содержательно-технологический, результативно-рефлексивный;

— для реализации интегративной модели должны быть соблюдены следующие педагогические условия: развитие ценностно-смысловой сферы как основы отношения к профессии горнякаосуществление интегрированной системы подготовкиопределение и обоснование образовательного потенциала внедрения кросс-технологий ситуационного центра во внеучебную деятельность горного инженера, средства, формы и методы которой обеспечивают рефлексивное согласование целей и социокультурных образовательных смыслов, структурируют деятельность участников как ответственных субъектов обучения по достижению целей в рамках творческого режима деятельности.

В соответствии с целью исследования решались задачи:

Определить сущностные характеристики профессиональной ответственности как интегративного качества личности на основе анализа тенденций становления высшего инженерного образования.

2.Разработать модель, определить ее структуру и содержание как фактора становления профессиональной ответственности инженера в образовательном пространстве вуза.

3. Доказать целесообразность комплекса социально-педагогических, психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, которые обеспечивают реализацию модели становления профессиональной ответственности инженера в вузе.

4. Выявить и обосновать средства методического обеспечения становления профессиональной ответственности инженера с использованием образовательного потенциала технологий ситуационного центра.

Научная новизна исследования:

1 .Установлено, что понятие «профессиональная ответственность» в рамках смыслового методологического поля теоретических принципов рассматривается с позиции личностного смысла, социальной полезности, профессиональной компетентности.

2.Уточнены структурно-функциональные характеристики профессиональной ответственности инженера в образовательном пространстве вуза.

3. Разработана модель становления профессиональной ответственности горного инженера, которая включает систему взаимосвязанных блоков: целевого, содержательно-технологического, диагностико-результативного.

4. Доказана целесообразность комплекса социально-педагогических, психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, которые обеспечивают реализацию модели становления профессиональной ответственности инженера в вузе.

5. Определен и обоснован образовательный потенциал ситуационного центра на базе ВУЗа как технологии становления профессиональной ответственности горного инженера.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— уточнена структура профессиональной ответственности горного инженераобоснована система критериев (ценностно-мотивационный, информационно-когнитивный, эмоционально-волевой, содержательно-технологический, результативно-рефлексивный), показателей (эмоциональная зрелость, работоспособность, выдержка, стремление к самосовершенствованию, ответственность перед другими, чувство своей полезности, осознание общего долга, рефлексивный самоанализ, планирование, предвидение будущего, осознанное соблюдение норм и правил, инициативность в принятии решений, контроль эмоций и поведения, оценка производственной ситуацииготовность держать ответ за результаты и последствия принятых решений в процессе обеспечения инженерной деятельности, предвидение последствий) и уровней развития (продуктивный, адекватный, алгоритмический) профессиональной ответственности горного инженера.

Практическая значимость исследования состоит в разработке элективного курса, который обеспечивает возможность становления профессиональной ответственности инженера в образовательном пространстве вуза. В технологическом аспекте полученные результаты могут быть использованы для совершенствования содержания, форм и методов профессионального образования студентов.

Внедрена в образовательный процесс ФГБОУ ВПО Забайкальский государственный университет модель становления профессиональной ответственности горного инженера, функционирующая при соблюдении комплекса педагогических условий.

Разработан учебно-методический комплекс дисциплины.

Профессиональная ответственность будущего инженера как субъекта деятельности" для специальностей «Горное дело» — 130 400.65, «Прикладная геология» — 130 101.65.

Разработано учебно-методическое обеспечение дисциплины «Психология управления», методические указания для студентов ОЗО и ИППК, ориентированные на реализацию модели становления профессиональной ответственности горного инженера («Психологические особенности инженерной деятельности и ответственность инженера в современном мире», 2011 г.). Учебные пособия используются в учебном процессе вузов г. Читы и г. Иркутска.

Разработан и внедрен в образовательный процесс курс «Профессиональная ответственность как фактор компетенции современного инженера «в рамках дополнительных образовательных услуг. Результаты внедрения данного курса позволили внести коррективы в содержание профессионального образования по специальностям «Горное дело» — 130 400.65.

Теоретической основой исследования являются:

— компетентностный подход (К.А. Абульханова, Э. Ф. Зеер, В. И. Байденко,.

A.M. Новиков, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, A.B. Хуторской и др.) — личностно-ориентированный подход (A.A. Вербицкий, Э. Ф. Зеер,.

B.В. Сериков, Е. В. Бондаревская, А. В. Рогова и др.) — методология педагогических исследований (A.M. Новиков, И. Р. Пригожин, В. В. Краевский, С. Н. Чистякова, и др.).

Методологическая основа исследования представлена:

— системным подходом (В.И. Андреев, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, Э. С. Маркарян, Е. И. Рогов, Э. Г. Юдин и др.);

— акмеологическим подходом (Б.Г. Ананьев, О. С. Анисимов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. Ю. Панасюк и др.);

— субъектно-деятельностным подходом (К.А.Абульханова Славская, К. Муздыбаев, C.JI. Рубинштейн, Т. Н. Сидорова, JT.C. Славина и др.).

Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы использован комплекс методов:

— теоретических: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, а также диссертационных исследований по проблеме, изучение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных характеристик и других документов для уточнения требований к знаниям и умениям современных специалистов горной промышленности;

— эмпирических: анкетирование, тестирование, наблюдение, моделирование, беседа, опросэкспериментальных: констатирующий, контрольный эксперимент, педагогическое проектирование и моделирование;

— статистических: качественная и количественная обработка результатов исследования (факторный анализ с применением пакета SPSS, версия 19).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Профессиональная ответственность инженера — это интегративное профессиональное качество социально и экологически ориентированного субъекта, которое проявляется в способности осознанно соблюдать нормы и правила, проявлять инициативу в принятии решений, контролировать эмоции и поведение, предвидеть и оценивать производственную ситуациюв готовности держать ответ за результаты и последствия принятых решений в процессе обеспечения инженерной деятельности. Профессиональная ответственность инженера предполагает ответственность за результаты инженерного труда, инженерную мысль и инженерные решения.

В структурном плане профессиональная ответственность представлена ценностно-мотивационным, информационно-когнитивным, эмоционально-волевым, содержательно-технологическим, результативно-рефлексивным компонентами.

Создание ситуационного центра на базе университета с применением кросс-технологий усиливает интеграцию социогуманитарных, естественных, технических дисциплин и обеспечивает моделирование контекста профессиональной деятельности инженера горного дела, характеризующейся высокой степенью ответственности его труда и эффективностью принятия решений, что позволяет решить проблему становления профессиональной ответственности.

2. Педагогическая модель становления профессиональной ответственности инженера представляет систему взаимосвязанных структурных блоков, которые обеспечивают ее функционирование на основе принципов акмеологического, системного, субъектно-деятельностного подходов. Модель становления профессиональной ответственности инженера включает совокупность взаимосвязанных блоков: целевого, отражающего цели и задачи развития профессиональной ответственности горного инженерасодержательно-технологического, включающего систему знаний о профессиональной деятельности горного инженера, содержание субъектного опыта и опыта ответственного поведения, совокупность форм, средств и методов, этапы становления профессиональной ответственноститехнологического, представляющего технологии ситуационного центрадиагностико-результативного, позволяющего оценить динамику повышения уровня профессиональной ответственности.

3. Модель становления профессиональной ответственности горного инженера функционирует при соблюдении следующих педагогических условий: развитии ценностно-смысловой сферы как основы отношений к профессии горнякаосуществлении интегрированной системы подготовкиопределении и обосновании образовательного потенциала внедрения кросс-технологий ситуационного центра в учебную деятельность горного инженера, средства, формы и методы которого обеспечивают рефлексивное согласование целей и социокультурных образовательных смыслов, структурируют деятельность участников как ответственных субъектов обучения по достижению целей в рамках творческого режима деятельности.

4. Создание ситуационного центра в образовательном пространстве вуза является инновационной учебно-исследовательской технологией становления профессиональной ответственности горного инженера, которая состоит из следующих направлений: формирования компетентности в контексте производственно-технологической деятельности в отношении разработки, согласования и утверждения нормативных документоворганизации деятельности и управлении проектной командой на основе современных принципов управления с учетом субъектного опыта на производственной практике, финансово-экономических, технико-технологических, личностных и социальных факторовнаучно-исследовательской деятельности, включающей реализацию патентного поискапроектной деятельности, связанной с технико-экономической оценкой месторождений полезных ископаемых Забайкальского края, эффективностью использования оборудованияпроектной деятельности, предполагающей обоснование проектных решений по обеспечению эффективности производства по добыче и переработке полезных ископаемых.

Организация, экспериментальная база и этапы исследования. В качестве экспериментальной базы исследования был выбран горный факультет Забайкальского государственного университета. В эксперименте также принимали участие студенты Иркутского государственного университета. Всего в исследовании на всех этапах принимали участие 120 студентов — будущих инженеров.

Этапы проведения исследования. Данное диссертационное исследование осуществлялось в четыре этапа в период с 2008 по 2012 гг.

1. Подготовительный этап (2008;2009 гг.): определен общий исследовательский замысел, сформулированы основная исследовательская проблема и цельопределена база исследования, сформулированы его предмет и объектпоставлены общие исследовательские задачи.

2. Теоретический этап (2009;2010 гг.): научно обоснованы и определены методологические основы исследования развития профессиональной ответственности горного инженерапроанализированы и выявлены сущностные характеристики профессиональной ответственности личности как научной категории и психолого-педагогического феноменаопределен и обоснован комплекс педагогических условий становления профессиональной ответственности студентов в образовательном пространстве вуза.

3. Экспериментально-подготовительный этап (2010 г.): исходя из результатов теоретического анализа, определены и обоснованы критериинравственно-этические, информационно-когнитивные, функционально-практические и личностные показатели сформированности профессиональной ответственностив контексте обоснованных критериев и показателей подобран и разработан комплекс методов и методик по выявлению исходного уровня сформированности профессиональной ответственности у горного инженера.

4. Опытно-экспериментальный этап (2010;2012 гг.): осуществлен констатирующий этап исследования исходного уровня сформированности профессиональной ответственности у горного инженерана основе полученных первоначальных констатирующих данных разработана программа становления профессиональной ответственностиосуществлен формирующий эксперимент по становлению профессиональной ответственности в процессе учебной деятельностипроанализирована динамика развития профессиональной ответственности студентов в процессе учебной деятельности.

Достоверность полученных результатов базируется на методологической обоснованности теоретических позиций с опорой на современные научные концепции, категориальный аппарат педагогической науки в контексте становления профессиональной ответственности горного инженерана применении комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели, объекту, предмету, гипотезе и задачамна сочетании количественной обработки данных и их качественного анализа. Теория согласуется с опубликованными экспериментальными данными.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные положения диссертационного исследования и полученные материалы представлены в виде публикаций на международных (Чита, 2009; 2011; Краснодар, 2012; Кемерово, 2010) — всероссийских (Вологда, 2012; Красноярск, 2010) — региональных (Чита, 2009;2012) научно-практических конференцияхна заседаниях кафедры педагогики ЗабГУ. Разработанная в исследовании модель становления профессиональной ответственности горного инженера апробирована в ходе реализации учебного процесса горного факультета ФГОУ ВПО ЗабГУ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы (214), приложений (17).

Выводы по II главе.

Результаты проведенной экспериментальной работы по оценке эффективности предложенной модели становления профессиональной ответственности будущих инженеров в образовательном пространстве вуза позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Для диагностики уровня сформированности профессиональной отвественности будущих инженеров нами были определены соответствующие компоненты: ценностно-мотивационный, информационно-когнитивный, эмоционально-волевой, содержательно-технологический, результативно-рефлексивный. Сформированность профессиональной ответственности по каждому компоненту рассматривалась по трем основным уровням: продуктивному, адекватному, алгоритмическому. Для каждого компонента и каждого показателя были подобраны соответствующие диагностические материалы.

2. На констатирующем этапе экспериментальной работы с помощью различных опросников, тестов и анкет мы определяли исходный уровень сформированности профессиональной ответственности будущих инженеров (всего 120 человек).

3. На опытно-поисковом этапе было проведено констатирующее исследование первоначального состояния профессиональной ответственности студентов. Выявлено, что структурные компоненты профессиональной ответственности личности будущего инженера, как в контрольных группах, так и в экспериментальных группах сформированы в недостаточной степени.

4. Результаты формирующего этапа работы показали, что становление профессиональной ответственности будущих инженеров будет проходить более эффективно, если организация эксперимента будет соответствовать разработанной нами интегративной модели, в совокупности с выделенным комплексом педагогических условий.

К ним относятся:

— разработка и внедрение в образовательный процесс элективного курса «Профессиональная ответственность современного инженера»;

— внедрение кросс-технологий ситуационного центра во внеучебную деятельность горного инженера, средства, формы и методы которой обеспечивают рефлексивное согласование целей и социокультурных образовательных смыслов, структурируют деятельность участников как ответственных субъектов обучения по достижению целей в рамках творческого режима деятельности.

5. В экспериментальной группе в результате реализации модели и создания определенных педагогических условий произошли изменения в распределении респондентов по уровням: за весь период обучения количество студентов, демонстрирующих высокий уровень профессиональной ответственности, увеличился на 42% в экспериментальной группе и на 16% в контрольной. В то же время, число студентов с низким уровнем в контрольной группе уменьшилось на 34%, в экспериментальной группе — на 49%. Проверка достоверности различий результатов экспериментального обучения осуществлялась с помощьюкритерия Стьюдента на зависимых выборках (результаты группы респондентов до эксперимента и после его проведения). Отсроченное тестирование проводилось с целью определения информационно-когнитивного компонента профессиональной ответственности студентов, принимавших участие в экспериментальном обучении. Через месяц динамика потери знаний в контрольной группе составила 0,18 б., в экспериментальной группе — 0,07.

Таким образом, качественные и количественные изменения результатов подтвердили эффективность предлагаемой модели становления профессиональной ответственности будущих инженеров в образовательном пространстве вуза, обеспечивающей достижение более высокого уровня сформированности профессиональной ответственности студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы.

При изучении сущностных характеристик профессиональной ответственности будущего инженера проанализировано основополагающее понятие «ответственность». Данный анализ был проведен в рамках методологических системного, акмеологического, субъектно-деятельностного подходов.

Установлено, что понятие «профессиональная ответственность» в рамках смыслового методологического поля теоретических принципов рассматривается с позиции личностного смысла, социальной полезности, профессиональной компетентности.

Проведенный анализ позволил дать следующее определение понятию профессиональной ответственности: профессиональная ответственность будущего инженера — это важное качество личности будущего инженера, которое проявляется в способности принимать самостоятельные и ответственные решения в профессиональной сфере и готовности держать ответ за результаты и последствия принятых решений.

На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что инженер нового поколения не только владеет «базой данных» для реализации инженерной деятельности, но и способен в процессе достижения целей ответственно управлять информацией, учитывая многомерный характер отношений. Субъектность инженера проявляется в ответственности за реализацию профессиональной деятельности.

Анализ специфики профессиональной деятельности горного инженера в аспекте профессиональной ответственности позволяет определить следующие особенности:

— ответственность инженера за будущую жизнь общества, в т. ч. за экологическую обстановку;

— ответственность за безопасность использования результатов инженерного труда в других сферах деятельности;

— ответственность за организацию производственного процесса, работу коллектива;

— ответственность за безопасность коллег и подчиненных;

— ответственность инженера за результаты своего труда;

— ответственность перед самим собой, своим призванием и т. д.

Модель становления профессиональной ответственности инженера включает совокупность взаимосвязанных блоков: целевого, отражающего цели и задачи развития профессиональной ответственности горного инженерасодержательно-технологического, включающего систему знаний о профессиональной деятельности горного инженера, содержание субъектного опыта и опыта ответственного поведения, совокупность форм, средств и методов, этапы становления профессиональной ответственноститехнологического, представляющего технологии ситуационного центрадиагностико-результативного, позволяющего оценить динамику повышения уровня профессиональной ответственности.

В ходе исследования определены компоненты, критерии и уровни становления профессиональной ответственности будущих инженеров, позволяющие отслеживать динамику уровня и эффективность ее становления в образовательном пространстве вуза:

— ценностно-мотивационный компонент определяет отношение к освоению профессиональной деятельности, стимулирование интереса к ней и трансформацию интереса в мотивы, ценностные ориентации инженера, ценностное отношение к инженерной профессии и деятельности, ценностное отношение к профессиональному самосовершенствованию;

— информационно — когнитивный компонент содержит обобщённость теоретических знаний о содержании профессиональной ответственности горных инженеров, система усвоенных личностью знаний о нормах правилах и поведения, через которые реализуется это качествоэмоционально — волевой компонент выявляет переживание положительных или отрицательных эмоций в процессе выполнения профессиональной деятельности и при принятии ответственных решений;

— содержательно — технологический компонент — формирование субъектного опыта и его перевод в профессиональный, информационные технологии раскрывают содержательный аспект обучения;

— результативно-рефлексивный компонент — самоанализ и самооценка владения субъектным опытом, самооценка и наличие способности к профессиональной рефлексии, умения целеполагания, планирования, самоконтроля, коррекции своей деятельности, соответствующей нормам профессионально ответственного поведения.

Теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного становления профессиональной ответственности будущих инженеров в образовательном пространстве вуза. К ним относятся:

— разработка и внедрение в образовательный процесс элективного курса «Профессиональная ответственность современного инженера" — внедрение кросс-технологий ситуационного центра во внеучебную деятельность горного инженера, средства, формы и методы которой обеспечивают рефлексивное согласование целей и социокультурных образовательных смыслов, структурируют деятельность участников как ответственных субъектов обучения по достижению целей в рамках творческого режима деятельности.

Выявлено и доказано, что с помощью использования технологий ситуационного центра в вузе решается актуальная проблема профессионального образования, и студенты получают навыки и знания, которые необходимы и востребованы при выполнении требований профессиональной деятельности. Создание ситуационного центра по-новому выстраивает технологический процесс обучения, что существенно повышает эффективность учебного процесса, исходя из того, что происходит визуализация и реализация ситуационного моделирования профессиональных проблемных ситуаций. Внедрение комплекса деловых имитационных игр позволяет повысить эффективность обучения студентов. В ходе имитационных игр студенты могут выполнять различные роли (экспертов, лиц, принимающих решения, аналитического центра и т. д.). При использовании режиссерских сценариев деловых игр и в процессе анализа проблемных ситуаций студенты могут формулировать производственные ситуации и участвовать в разработке новых сценариев рефлексивного театра.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

В заключение текста диссертации обозначены перспективы дальнейшего исследования: изучение влияния становления профессиональной ответственности инженеров на результаты их дальнейшей профессиональной деятельностиразработка совместных программ подготовки горных инженеров с западными и восточно-азиатскими университетами, изучение роли инжиниринговых центров и бизнес-компаний как предикторов развития профессиональной ответственности инженеровсоздание сети образовательно-инжиниринговых центров трансфера социально-гуманитарных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды /К. А. Абульханова-Славская. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 224 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Проблема личности в психологии / К. А. Абульханова-Славская // Психологическая наука в России XX столетия, проблемы теории и истории. М.: Изд-во ИП РАН, 1997. — С.362.
  3. , Э. Д. Компетентностный подход в инженерном образовании. М.: Изд-во РАЕ, 2010.- 160 с.
  4. , Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалёва и др. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 287 с.
  5. Аристотель. Соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1984. — Т.2.- С. 105.
  6. , Г. А. Деятельностный подход в обучении / Г. А. Атанов. -Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. 298 с.
  7. , Ю. К. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1998. — 479 с.
  8. , Н. Г. Еще раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях инженеров / Н. Г. Багдасарьян, Е. А. Гаврилина // Высшее образование в России. 2010. — № 6. — С.23−26.
  9. , В. И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. -2007.-№ 5. С.4−9.
  10. , В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. Байденко //Высшее образование в России.- 2006.- № 11.-С.4−17.
  11. , В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
  12. , Jl. А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве : дис. .д-ра пед. наук: 13.00.01/JI. А. Барановская. -Чита, 2011.-305 с.
  13. , В. Б. Факторы и механизмы развития креативности российских и китайских студентов: кросс-культурное исследование / В. Б. Батоцыренов, К. Г. Эрдынеева // Мир науки, культуры, образования. -2012. № 6. — С.320−323.
  14. Батоцыренова-Эрдынеева, К. Г. Компетентность как психологическая категория // Профессиональная компетенция как социальный феномен: междунар. сб. науч. трудов. -М., 2005. С. 253−257.
  15. , B.C. Ситуационные центры и социально-экономическое моделирование / B.C. Бекренев // Управление персоналом. -2000.- № 12.-С. 23−31.
  16. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — С.6−11.
  17. , А. Научно-техническая революция и инженерное образование / А. Блажей, Д. Дриенски, И. Перлаки. М.: Высшая школа, 1988. -285 с.
  18. , Е. Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов н/Д, 2005.-23 с.
  19. , В. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход. / В. Богословский // Высшее образование в России. 2007. — № 10. — С. 3−9.
  20. , О. Н. Проблема формирования профессиональной ответственности студентов вуза / О. Н. Большакова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. -№ 10. — С. 24−31.
  21. Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. А. Ребер. -М.: ACT, 2001.-Т.1.-592 с.
  22. Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. А. Ребер. М.: ACT, 2001. — Т. 2. — 560 с.
  23. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
  24. , Е. В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2000. — № 1. -С. 17−24.
  25. , М. В. Факторы становления начальных форм ответственности личности: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. -Краснодар, 2007. -24 с.
  26. , Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова- под ред. Н. М. Борытко. М.: Академия, 2008. — 320 с.
  27. , М. А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М. А. Бочарникова // Начальная школа. 2009.- № 3.-С. 86−92.
  28. , А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Институт практической психологии- Воронеж: Модэк, 1996. 392 с.
  29. , А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. -С.230−237.
  30. , А. В. Психология субъекта. СПб: Алетейя, 2003.268 с.
  31. , И. Е. Воспитательная система как фактор формирования ответственного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности / Булатников И. Е. // Ярославский педагогический вестник- 2009. -№ 4(61).- С.92−97.
  32. , И. В. Основы технологии группового тренинга. -М.: Ось-89, 1999.-446 с.
  33. Введение в философию ответственности: монография / А. И. Ореховский и др. — под общ. ред. А. И. Ореховского. Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.
  34. , Ю., Инженерное образование: смена парадигмы / Ю. Ветров, Т. Майборода // Высшее образование в России, 2009. № 5. — С.4819.
  35. , А. С. Развитие персональной ответственности будущего специалиста в условиях образовательной среды вуза: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2006. — 175 с.
  36. , А. С. Социально-педагогическое моделирование процесса развития персональной ответственности будущего специалиста в условиях вуза / А. С. Вершков, А. О. Кошелева // Психолого-педагогический поиск. 2009. -№ 3. — С.93−107.
  37. , С. М. Профессиональное образование: словарь, ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: ИМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  38. , JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. Проблемы общей психологии. Отечественная психология: классические труды. М., 1982. — Т. 2. -1573 с.
  39. , Т. Г. Моральная ответственность как качество личности: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1984. — 56 с.
  40. Ганс Ионас. Принцип ответственности: Опыт этики для технологической цивилизации / пер. с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.
  41. , И. А. Проблема моральной ответственности в марксистской этике / И. А. Головко. Киев: БИ, 1973. — С. 83.
  42. , Н. А. Свобода и моральная ответственность / Н. А. Головко. -М.: Знание, 1973.- 63 с.
  43. , Е. JI. Значение ответственности в синтаксическом представлении / Е. JI. Григорян // Логический анализ языка: Языки этики. М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 90−96.
  44. , В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание / В. И. Даль. М.: Астрель, 2006. — 1536 с.
  45. , А. Н. Принципы построения информационно-аналитической системы учебно-исследовательского ситуационного центра / А. Н. Данчул // НТИ. Серия 1. 2009. — № 2. — С.5−9.
  46. , А. Н. Ситуационный центр РАГС: возможности и проблемы использования в учебном процессе / А. Н. Данчул // Информационные ресурсы России. 2006.- № 3 (91). — С.23−25.
  47. , Л. И. Типология ответственности личности // Актуальные проблемы психологии: сб. науч. трудов. Омск, 2000. — С. 5−19.
  48. , Л. И. Ответственность в семейных отношениях// Актуальные проблемы психологии: сб. науч. трудов. Омск, 2000. — С. 27−31.
  49. , Jl. И. Ответственность как социальная и личностная ценность / Л. И. Дементий // Материалы Всерос. науч. конф. «Идейное наследие
  50. B. С. Соловьёва и проблемы наступающего века». Омск, 2000. — С. 197−202.
  51. , Л. И. Ответственность и индивидуальность: постановка и исследование проблемы / Л. И. Дементий, Н. В. Евченко // Теоретические и эмпирические исследования активности личности. Омск, 2001.- С. 25−35.
  52. , Л. И. Ответственность как копинг-ресурс в ситуации экзамена / Л. И. Дементий // Теоретические и эмпирические исследования активности личности. Омск, 2001. — С. 5−13.
  53. , Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: монография. Омск: Омск. гос. ун-т, 2001. — 192 с.
  54. , Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.05. -М., 2005. 357 с.
  55. , Л. И. Проблема ответственности в научном наследии
  56. C. Л. Рубинштейна и ее современный статус // Сергей Леонидович Рубинштейн / под ред. К. А. Абульхановой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 394−411.
  57. , Л. И. Ответственность как характеристика субъекта жизнедеятельности / Л. И. Дементий // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 2830 июня 2004 г. Казань, 2004. — С. 124−125.
  58. , Л. И. Ответственность как способ жизни / Л. И. Дементий // Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность: материалы Сиб. психол. форума. 16−18 сентября 2004 г. Томск: Том. гос. ун-т, 2004, — С. 116−120.
  59. , Л. И. Ответственность как ресурс личности: монография. -М.: Информ-Знание, 2005. 188 с.
  60. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1993.
  61. , А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития: монография / А. А. Деркач, Е. В. Селезнёва. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та — Воронеж: МОДЭК, 2006. — 496 с.
  62. , А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. М., 1993. — 420 с.
  63. , Д. Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности / Д. Н. Завалишина //Психологический журнал. -2003.- № 6(24).-С.5−16.
  64. , В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2001. — 192 с.
  65. , В. И. Практическая методология педагогического поиска / В. И. Загвязинский. Тюмень, 2004.
  66. , М. А. Развитие ответственности в юношеском возрасте : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13. Казань, 2010. — 23 с.
  67. , Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер — Рос. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. -126 с.
  68. , Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. психолого-социол. ин-та, 2003.- 480 с.
  69. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. М.: Моск. психол. ин-т, 2005. — 216 с.
  70. , И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И. А. Зимняя // Интернет журнал «Эйдос». — 2006. Режим доступа: ?луу/е1ё08.ш /]оигпа1/ 2006/0505.ЫтЦдата обращения 12.03.2011.
  71. , И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методол. аспект) / И. А Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. — № 8. — С.20−26.
  72. , Л.А. Язык компетенций в современном профессиональном образовании / Л. А. Золотовская // Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. -Балашиха: Депо, 2011. С. 73−78.
  73. , Р. Г. Формирование профессиональной ответственности за экологическую безопасность производства у будущего специалиста технического профиля: дис. .канд. пед. наук. Казань, 2010. -23 с.
  74. , В. В. Современные педагогические технологии обучения в техническом вузе: монография / В. В. Игнатова, А. В. Андриенко. Красноярск: СибГТУ, 2008. — 200 с.
  75. Информационные технологии и ситуационные центры / О. С. Анисимов, А. А. Берс, Ю. П. Дубенский и др. / под науч. ред. В. А. Филимонова.- Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2010. 228 е.: ил.
  76. , В. Ю. Обучающий ситуационный центр в вузах культуры и искусств / В. Ю. Иотова // Вестник МГУКИ. 2008. — № 1. — С. 163−165.
  77. Исследования мнения профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО ТГТУ. Проектирование системы формирования профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания: монография
  78. Н. В. Молоткова, В. А. Гриднев, А. Н. Груздев. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.- 144 с.
  79. , Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Г. Йонас — пер. с нем., предисл., примечания И. И. Маханькова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 480 с.
  80. , И. Соч.: в 6 т. / И. Кант М.: Мысль, 1963−1966. -Т.4. — 4.1: Основы метафизики нравственности. — С. 276.
  81. , М. В. Педагогическая технология в учебном процессе : анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  82. , Т. К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя: автореф. дис. .д-ра пед. наук: 13.00.08 / Т. К. Клименко.-Хабаровск, 2000. 43 с,
  83. , Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 400 с.
  84. , Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е. И. Козырева // Методология и методика естественных наук Вып. 4 — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 24 с.
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. 2002. — № 4 (175). — С.1−14.
  86. , А. О. Становление личности в инновационных условиях высшего профессионального образования: монография /А. О. Кошелева, В. П. Кузовлев. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — 102 с.
  87. , А. О. Становление личностной зрелости будущих специалистов в инновационных условиях высшего профессионального образования: монография / В. П. Кузовлев, А. О. Кошелева // Елец, 2009. 102 с.
  88. , В. В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  89. , В. В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня / В. В. Краевский // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: сб. науч. статей. М., 2001. — С. 29.
  90. , А. Ю. Воспитание профессиональной ответственности личности (на примере сотрудников таможенных органов): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Ю. Красильников- Пятигорск, 2009. -24 с.
  91. Краткий психологический словарь / сост. JI. А. Карпенко- под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  92. С. М. Развитие ответственности у студентов педагогических вузов в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. М. Куницына. Краснодар, 2011. — 23 с.
  93. , И. А. Психологические особенности ответственности у различных групп учителей: дис.. канд. психол. наук. М., 1994. — 122 с.
  94. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев. М.: Высш. шк., 1991. — 223 с.
  95. , X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники. // В кн.: Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1982. — С. 372−392.
  96. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  97. , Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачёв. М.: Прометей, 1996. -452 с.
  98. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии /Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  99. , Б. Ф. О системном подходе в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
  100. , В. А. Организационные аспекты учебного процесса в университетах Германии / В. А. Лукас // Изв. вузов. Горный журнал. 2008. -№ 2.- С. 130.
  101. , Т. А. Формирование профессиональной ответственности социального педагога в вузе: автореф. дис. .канд. пед. наук :13.00.08 / Т. А. Манцурова. Нижний Новгород, 2007. — 23 с.
  102. , А. К. Профессионализм, компетентность, квалификация / А. К. Маркова // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С. 331.
  103. , А. К. Психология профессионала /А.К.Маркова. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. — С. 22.
  104. , А. И. Акмеолого-педагогические особенности информатизации профессионального обучения управленческих кадров (автоматизированные рабочие места) / А. И. Митин, под общ. ред. Э. А. Манушина. М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2003. — 381 с.
  105. , Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии : науч.-метод, пособие / Л. М. Митина — МПСИ. М., 2003. — 184 с.
  106. , В. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе / В. Меськов, Ю. Татур // Высшее образование в России— 2006. -№ 1.- с. 73.
  107. Методика и инструментальные средства построения информационно-аналитических систем (ситуационных центров): Заключительный отчет по НИР / Руководитель А. Н. Данчул. М.: Рос. акад. гос. службы, 2002. — 63 с.
  108. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2003. — 208 с.
  109. Методы и средства информационно-аналитической поддержки учебного процесса и научных исследований в ситуационном центре РАГС: Заключительный отчет по НИР / Руководитель А. Н. Данчул. М.: Рос. акад. гос. службы, 2003. — 273 с.
  110. , Ю. Д. Психолого-педагогические условия развития ответственности у студентов педагогических вузов: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08. Томск, 2002. — 23 с.
  111. , К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. М.: Изд-во Либроком, 2010. — 248 с.
  112. , С. X. Кросс-технологии ситуационного центра в управлении коллективной проектной деятельностью / С. X. Мухаметдинова, В. А. Филимонов. Омск, 2012 — С. 33−35.
  113. , А. Г. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной ответственности будущего специалиста: автореф. дис.. .канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Г. Мухаметшин. -М., 2010. 23 с.
  114. , A.B. Формирование ответственности как профессионально-личностного качества у студентов младших курсов военного ВУЗа: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.B. Немчининов. Саратов, 2005.-25 с.
  115. Новейший философский словарь / сост. A.A. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  116. Новейший психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещеряковой, В. П. Зинченко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 806 с.
  117. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: монография / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Байденко и д-ра техн. наук, проф. Н. А. Селезнёвой. Изд. 2-е. М.: Иссл. центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 206 с.
  118. , С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: А ТЕМП, 2004. — 944 с.
  119. , А. И. Ответственность и ее социальная природа: методологический аспект / А. И. Ореховский. Томск: изд-во СибГУТИ, 2004.102 с.
  120. Особенности социальной ответственности у старшеклассников / Т. Н. Сидорова // Вопросы. 1987. — № 5 (сентябрь-октябрь). — С. 56−62.
  121. , Н. А. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: монография / Н. А. Переломова. Иркутск: Изд-во Иркут гос. пед. ун-та, 2001. — 176 с.
  122. , А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
  123. , В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский. -Ростов-н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
  124. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. М.: Просвещение, 1994. — 600 с.
  125. Платон. Собрание соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т.2.- С. 108.
  126. , A.B. Проблема ответственности в философии техники: историко-философская реконструкция: дис.. канд. филос. наук: 09.00.03/ A.B. Платонова. Томск, 2007. — С.6.
  127. , А. Ф. Свобода и ответственность. Харьков, 1972. — 159с.
  128. , Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — С. 544.
  129. Полный энциклопедический справочник по психологии: / ред. В. Б. Шапарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 890 с.
  130. Проектирование системы формирования профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания: монография / Н. В. Молоткова, В. А. Гриднев, А. Н. Груздев. Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010.- 144 с.
  131. , В. П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: дис.. д-ра психол. наук: 19.00.01/ В. П. Прядеин. Екатеринбург, 1999. — 299 с.
  132. , В. П. Ответственность как системное качество личности: учеб. пособие / В. П. Прядеин- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. -209 с.
  133. , В. П. Фактор ответственности в многоуровневом педагогическом образовании / В. П. Прядеин // Многоуровневое высшее педагогическое образование. Омск, 1996. — С. 22−27.
  134. , В. П. Ответственность как предмет психологического исследования / В. П. Прядеин. Екатеринбург. 2007. — 209 с.
  135. Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. А. В. Брушлинского и А. В. Карпова. Ярославль: Институт психологии РАН, 2001. — С.42−64.
  136. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ- Логос, 2007. — 855 с.
  137. Психологический словарь / под общ. ред. Ю. Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 640 с.
  138. Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  139. , Jl. А. Система подготовки горных инженеров России. Стратегический подход в определении прогнозов развития / Л. А. Пучков,
  140. B. Л. Петров // Изв. вузов. Горный журнал. 2008. — № 1. — С. 128−145.
  141. , Л. А. Тенденции развития высшего горного образования России / Л. А. Пучков, В. Л. Петров // Изв. вузов. Горный журнал. 2006. -№ 4.1. C.145−148.
  142. Рефлексивный театр ситуационного центра //Всерос. конф. с междунар. участием: сб. статей / под общ. ред. проф. В. А. Филимонова. Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2007. — 140 с.
  143. Реформы образования: аналитический обзор / под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр образовательной политики, 2003. — 82 с.
  144. , H. М. В поисках универсального языка: госстандарты третьего поколения / H. М. Розина // Платное образование. 2006. — № 9. — С.4— 11.
  145. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. Г. Панов.- М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 608 с.
  146. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г. В. Осипова. -М.: НОРМА-ИНФА, 1998. 672 с.
  147. , С. Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М.: Академия, 1997. — 518 с.
  148. , С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.-679 с.
  149. , В. В. Проектирование критериев оценки качества подготовки и переподготовки специалистов Электронный ресурс. / В. В. Рябов, Ю. В. Фролов.- Режим доступа: http:// www.testor. ru /page aspxid=67.
  150. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. -М.: Республика, 2000. 639 с.
  151. , Н. С. Этический анализ проблемы ответственности : автореф. дис.. д-ра. философ, наук / Н. С. Сафаров. Баку, 1991. — 38 с.
  152. , H.H. Профессиональная ответственность военнослужащих как объект психологического исследования : сб. науч. статей / H. Н. Семененко. Орел: Институт ФАПСИ, 1996.
  153. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб: Речь, 2003.-350 с.
  154. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. — 304 с.
  155. , Г. JI. Демократия, свобода и ответственность личности / Г. Л. Смирнов. -М., 1968.
  156. , С. И. Технологии в образовании / Смирнов С. И. // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 109−112.
  157. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 160 с.
  158. Современный словарь по психологии / авт.-сост. В. В. Юрчук. -Минск: Элайда, 2000. 704 с.
  159. , А. Г. Сознание и самосознание / Спиркин А. Г. М.: Политиздат, 1972. — 303 с.
  160. , В. В. Тест-опросник субъективной локализации контроля. Модификация шкалы 1-Е Дж. Роттера / В. В. Столин // Практикум по психодиагностике. -М.:МГК, 1988.- 25 с.
  161. , Л. Д. Особенности развития личности студента / JI. Д. Столяренко // Педагогика и психология высшей школы / под ред. С. И. Самыгина. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — С. 291.
  162. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. -С.14−21.
  163. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. -T. 1.-М., 1935- T. 2.-М., 1938- Т. З.-М., 1939- Т. 4.-М., 1940. (Переиздавался в 1947—1948 гг.). Репринтное издание. М., 1995- М., 2000.
  164. , В. П. Личность и общество / В. П. Тугаринов. М.: Мысль, 1965.-.С.75.
  165. И. Инженерное образование: состояние, проблемы, перспективы / И. Фёдоров // Высшее образование в России. 2008. — № 1. -С.3−11.
  166. , В. А. Информационные технологии и ситуационные центры: точки роста / В. А. Филимонов // Информационные технологии и ситуационные центры / под науч. ред. В. А. Филимонова. Омск: Омский гос. инт сервиса, 2010. — С. 10−32.
  167. , В. А. Рефлексивный театр ситуационного центра: пейзаж после премьеры / В. А. Филимонов // Рефлексивные процессы и управление. -2008.-№ 2.-С. 111−119.
  168. , В. А. Технологии ситуационного центра для социальной инженерии / В. А. Филимонов // Проблемы управления в социальных системах. -Вып. 3.-2010.- Т. 2, — С. 21−32.
  169. , А. Ю. Интеграция систем ситуационного, имитационного и экспертного моделирования / А. Ю. Филиппович. М.: ООО Эликс+, 2003. -300 с.
  170. , Ю. Н. Обучающие ситуационные центры Электронный ресурс. / Ю. Н. Филиппович. Режим доступа: http://iu5.bmstu.ru/— philippovicha/Articles/SitCentresEducation.html.
  171. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. — 719 с. (7-е изд., перераб. и доп.).
  172. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
  173. , Н. А. Система исследования ответственности студентов будущих управленцев / Н. А. Фомина, А. Г. Алейкин // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Рязань: РГУ, 2010. — С. 480—485.
  174. , С. JI. Реальность и человек / С. JI. Франк- сост. А. А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997. — 448 с.
  175. , В. Человек в поисках смысла / С. Л. Франк. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
  176. , М. Н. Становление гуманитарного базиса профессиональной компетентности / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская, В. Г. Шкунов // Образование и наука. 2008. — № 2 (50). — С. 48−55.
  177. , М. Н. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская,
  178. B. Г. Шкунов // Мир науки, образования, культуры. 2009. — № 4 (16).1. C.192−196.
  179. , Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М.: Прогресс. 1995.-256 с.
  180. , Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-437 с.
  181. , В. С. Особенности гуманитарных технологий ситуационного центра / В. С. Чернявская // Материалы 5-й Всерос. конф. с междунар. участием. РТСЦ-2011. Омск: Омский гос. ин-т сервиса, 2012. — С. 3336.
  182. , В. С. Кросс-технологии: развитие метакогнитивных стратегий с помощью информационных технологий / В. С. Чернявская, Н. JI. Слугина // В мире научных открытий. 2012. — № 10(34). — С. 17−19.
  183. , B.C. Психологический потенциал обратной связи в гуманитарных технологиях ситуационного центра / В. С. Чернявская, О. С. Смогунова // В мире научных открытий. 2011. — № 9.5 (21).
  184. , А. Требования к компетенциям выпускников инженерных программ / А. Чучалин, О. Боев // Высшее образование в России. 2007. — № 9. -С.25−29.
  185. , А. И. Модернизация бакалавриата в области техники и технологий с учетом международных стандартов инженерного образования. /А.И. Чучалин // Высшее образование в России. 2010. — № 10. — С.20−29.
  186. , А. К. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций / А. К. Чучалин, О. А. Боев // Высшее образование в России. 2006.- № 8.- С.9−17.
  187. , В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. М., 1994.-С. 144.
  188. , О. Н. О субъекте ответственности / О. Н. Шалдыбина // Психология XXI века. Актуальные проблемы и тенденции развития: материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: МНЭПУ, 2007. — С. 62−64.
  189. , Т. Г. К вопросу выявления критериев и уровней сформированности ответственности у подростков / Т. Г. Шатунова // Наука и образование: тезисы конференции. Белгород, 2005. — С. 87−89.
  190. , Ю. П. Воспитание профессиональной ответственности у офицеров подразделений боевого обеспечения Военно-воздушных сил Российской Федерации: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Швыдков Ю. П. М., 2007. — 23 с.
  191. , С. В. Формирование профессиональной ответственности у среднего медицинского персонала в условиях лечебного учреждения: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. В. Шевцова. М., 2008. — 23 с.
  192. , В. М. Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера / В. М. Шепель. М.: Народное образование, 2010. -544 с.
  193. , Д. В. Становление профессиональной ответственности будущих специалистов в условиях модернизации современной высшей школы: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. В. Шепетько. Орел, 2011.-23 с.
  194. , К. Г. Кросс-культурный анализ суицидальных тенденций у студентов: педагогические ресурсы использования технологий ситуационного центра / К. Г. Эрдынеева, В. П. Филиппова // Мир науки, культуры, образования. 2012. -№ 6. -С.318−320.
  195. , К. Г. Интегративный подход к профессиональной ответственности инженера как предиктор успешной профессиональной деятельности / К. Г. Эрдынеева, JI. Р. Толстых // Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2010. — № 5. — С. 48−51.
  196. , К. Г. Ответственность в понятийном базисе профессионального образования / К. Г. Эрдынеева, JI. Р. Толстых // Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2010. — № 2. — С.78−84.
  197. , И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1995. -№ 2.- С. 31−37.
  198. Deci E.L. Intrinsic motivation, extrinsic reinforcement and inequity // J. Pers. Soc. Psychol. 1972.V. 22. P. 113−120.285. deCharms R. Personal causation training in the schoois. — J. of Applied Soc. Psychol., 1972. V.2(2). P.95−113.
  199. De Charms R. Affiliation motivation and productivity in small groups. -Journal of Abnormal and Social Psichology, 1957, 55.
  200. Davis T. M, Murrell P. Turning Teaching into Learning: The Role Student Responsibility in the Collegiate Experience. 1994.
  201. Davis W.L., Davis D.E. Internal external control and attribution of responsibility for success and failure // Journal of Personality. 1974. № 40.
  202. Genther R.W. Personal Responsibility // Encyclopedia of Clinical Assessment by Robert Henley Woody. San Francisco. California. 1980. P. 410.
  203. Heider F. Social perception and phtnomenal causality.- Psychological Reviem, 1944,-51,358−374.
  204. Kohlberg L. The philosphy of moral development: Moral studes and the ideal of justige. San-Francisko, 1981, -v. 1. 441 p.
  205. Lefcourt H.M. Lokus of control: Current trends in theory and research. Hill-cdale, 1976.-211 p.
  206. Realising the European Higher Education Area" Communique of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003 Preamble)
  207. Kuhl J. Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle. Berlin- Heidelberg- N. Y.: Springer, 198
  208. J., Beckmann J. (eds). Action control: From cognition to behavior. Berlin- Heidelberg- N. Y.: Springer, 1985.
  209. Sameroff A. J., Haith M.M. The Five to Seven Year Shift: The Age of Reason and Responsibility (John D. And Catherine N. Macarthur Series on Mental Health and Development). 1996. http//www.amazon.com.213.1. Модель инженеров
Заполнить форму текущей работой