Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идеалом совершенного человека и задачами воспитания гуманистически направленной личности народ определял совершенные для соответствующего времени общечеловеческие гуманные средства и методы педагогического воздействия, а именно: пробуждение в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением, личным примером. Любовь к ребенку сочеталось с требовательностью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В АБАЗИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    • 1. 1. Воспитание совершенного человека — цель трудового воспитания в народной педагогике абазин
    • 1. 2. Задачи трудового воспитания в абазинской народной педагогике
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В АБАЗИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    • 2. 1. Средства, методы и приемы педагогического воздействия и их использование в воспитании молодого поколения
    • 2. 2. Социализация личности в процессе трудового воспитания
  • Выводы по второй главе

Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития российского общества характеризуется кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и ценностей в сознании людей. Эти изменения отразились и на системе образования, направив его течение в демократическое русло. Однако в психолого-педагогических исследованиях Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, Г. Н. Волкова, Н. Д. Никандрова отмечается низкий уровень развития ценностных ориентаций у молодежи.

Исследования, посвященные регионализации образования, обновлению и развитию национальных систем воспитания (И.А. Арабов, К. И. Бузаров, Л. Ф. Греханкина, М. Н. Кузьмин, В. В. Макаев, Ш. А. Мирзоев, К. Б. Семенов, Л. Л. Супрунова, Е. Троицкий, С. Б. Узденова, И.А.Шоров), подчеркивая важность происходящих в системе образования перемен в плане сохранения и развития самобытных образовательных и этнокультурных традиций, вместе с тем отмечают кризис духовности, утерю некогда представляющих национальную гордость идеалов, утрату связи поколений. Очевидно, что возрождение России невозможно без национальной ориентации, учета психолого-этнических особенностей народов, изучения богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания.

Возросшая общая культура народов России усиливает интерес к истории и собственному духовному наследию. В исследованиях ученых традициями называются исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимодействия людей в обществе, охраняемые общественным мнением.

В контексте сказанного представляет интерес традиционная педагогическая культура абазинского народа. Обобщенный опыт воспитания абазин отражает особенности материальных, культурных условий жизни, религии народа. Национальная школа на современном этапе призвана стать государственно-общественным учебным заведением, обеспечивающим оптимальные условия передачи подрастающему поколению накопленных народом духовно-нравственных ценностей, традиций с учетом особенностей данного этноса, уникальности его социокультуры.

В 20-е годы народную педагогику исследовал географ и этнограф Г. С. Виноградов. Он раскрыл ее сущность как составную часть педагогической культуры народа (называл народную педагогику «совокупностью навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении»).

Педагогический опыт воспитания, накопленный абазинами, является частью народной педагогики. Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма, абазинская народная педагогика признает ведущими идеями следование прогрессивным трудовым традициям, чувство долга, послушание, свободные и гуманные отношения между людьми и другие.

Значительный вклад в теорию трудового воспитания внесли русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов, Д. И. Писарев. Особенно большое влияние на развитие проблем трудового воспитания в русской педагогике оказали взгляды Н. Г. Чернышевского на труд и его роль в формировании человеческой личности. Он утверждал, что человек имеет естественную потребность в труде.

Большая роль в разработке теории трудового воспитания принадлежит К. Д. Ушинскому. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860г) он раскрывает значение свободного физического труда для всестороннего развития человека. Прогресс страны, общества педагог связывал с развитием просвещения, культуры, науки, формированием духовности. В решении этих задач, по его глубокому убеждению, призвана принять участие школа, опирающаяся на идею народности в общественном воспитании. Успех воспитания подрастающего поколения он не мыслил без опоры на достижения народной педагогики.

Взгляды К. Д. Ушинского на национальное воспитание разделял П. Ф. Каптерев. Он характеризовал народность в воспитании как развитие у подрастающего поколения не только национальных, но и общечеловеческих черт, приобщение его к общечеловеческим ценностям.

Историк В. О. Ключевский показал, что отличие народных взглядов на воспитание подрастающего поколения от научных состоит в том, что знания, передаваемые народом детям, предназначались для того, чтобы научить их жить в мире и гармонии с окружающим миром. Эти знания были востребованы молодежью, потому что в их основе был труд.

Характеристика воспитания в труде как основы народной педагогики нашла отражение в исследованиях Г. Н. Волкова. Являясь целью и средством воспитания, труд, по словам современного этнопедагога Г. Н. Волкова, выступает венцом всей воспитательной системы, а воспитание в труде — основной проблемой всех народов. Труд являлся и продолжает оставаться действенным средством достижения гармонии природно-биологического, социального и духовного баланса в развитии человека, а воспитание в трудеспособом естественного, природосообразного воспитания, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.

В абазинской народной педагогике ведущей является идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество.

Вопросы трудового воспитания являются центральной, проблемой народной педагогики абазин. Развитие ума, нравственное, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.

Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания абазин изучены недостаточно. Незначительно количество публикаций и по общим проблемам абазинской народной педагогики. В исследованиях В. Б. Огузова, С. У. Пазова, К. Б. Семенова, В. Б. Тугова освещены некоторые вопросы народного воспитания абазин. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания в абазинской народной педагогике.

Предпринятый нами анализ научной литературы, сопоставленный с данными педагогического опыта, позволяет заключить, что в исследовании проблемы трудового воспитания абазин наблюдаются пробелы и недостатки.

Острота проблемы обуславливается, накопившимися противоречиями между:

— необходимостью стать гражданином мира и участием в жизни своего народа;

— традициями абазинского народа и современными тенденциями развития российского общества;

— сложившейся системой трудового воспитания и требованиями времени;

— возможностью использования традиций трудового воспитания абазинской народной педагогики и современными требованиями к личности работника.

Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики трудового воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме трудового воспитания, а также наличие обозначенных противоречий позволили нам сформулировать проблему: каковы средства и методы трудового воспитания абазинского народа и их использование в повышении эффективности воспитания и социализации личности учащихся в национальной школе.

Решение данной проблемы является целью исследования. Учитывая актуальность проблемы, мы выбрали тему настоящего исследования — «Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры».

Объект исследования: абазинская народная педагогика как продукт исторического развития и социального опыта народа.

Предмет исследования: ценностные ориентации трудового воспитания в абазинской народной педагогике и их использование в социализации личности школьника.

Задачи исследования:

— раскрыть идеал, цель, задачи и содержание трудового воспитания как проявление педагогической мудрости абазинского народа;

— выявить и проанализировать созданные народом основные средства, методы и приемы трудового воспитания;

— рассмотреть средства и способы социализации подрастающего поколения в процессе трудовой деятельности;

— показать актуальность традиций абазинской народной педагогики в трудовом воспитании для современной педагогической науки и практики.

Методологическую основу исследования составили аксиологический подход к воспитанию, в том числе признание человека наивысшей ценностью в обществедопустимость использования плюрализма философских, гносеологических концепций в оценке гуманистических, культурных и духовно-нравственных ценностейизучение педагогических явлений в их диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимообусловленностипризнание целостности мирового педагогического процесса и своеобразия его проявления в различных странах, регионахконкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явленийсвязь объективного и субъективного, логического, исторического и современного, раскрытие прогностического значения результатов исследования.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие: сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, Б. З. Вульфов, П. Ф. Каптерев, Б. Т. Лихачев, A.C. Макаренко, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, Г. К. Селевко, С. А. Смирнов, Т. А. Стефановская, В. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) — историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.В. Богуславский, В. П. Борисенков, В. Л. Вульфсон, Г. Н. Волков, Л. Н. Гончаров, Г. Б. Корнетов, В. В. Макаев, З. А, Малькова, А. И. Пискунов, М. Г. Плохова, В. Г. Пряникова,.

B.Д.Семенов, Л. Л. Супрунова, Ф. А. Фрадкин, И.А. Шоров) — роль национальной педагогической культуры (И.А. Арабов, К. А. Баталов, Х. Х-М. Батчаева, Б. Х. Бгажноков, Б. М. Борлакова, К. И. Бузаров, В. К. Кочисов, В. Б. Огузов,.

C.У.Пазов, К. Б. Семенов, Б. А. Тахохов, В. Б. Тугов, С. Б. Узденова, П. К. Чекалов, И.А.Шоров).

При изучении вопросов педагогической психологии автор опирался на труды Б. Г. Ананьева, В. В. Давыдова, Н. Д. Левитова, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, К. К. Платонова.

Методы исследования: изучение первоисточниковсравнительно-исторический и ретроспективный методытеоретический анализ и синтезизучение документацииобобщение и систематизация полученных результатов.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература. Научная новизна:

— выявлены содержание, средства и методы трудового воспитания абазин, нашедшие отражение в легендах, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх;

— установлено, что народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имели гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности абазинского народа;

— определены составные части трудового воспитания в абазинской народной педагогике;

— раскрыты средства и способы социализации личности в труде в условиях семьи и общества.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

— систематизированный педагогический опыт трудового воспитания детей абазинского народа представляет собой научную характеристику понятий и идей, составляющих основу трудового воспитания;

— система трудового воспитания, выработанная абазинским народом представляет собой совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики, включавшей в себя идеал, цель, задачи, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и социализацию личности в условиях семьи и общины, а также результаты воспитательного процесса.

Практическая значимость исследования. Материал диссертации, положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных заведений. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе. Результаты исследования представляют интерес для учителей и родителей народов Карачаево-Черкесской республики в их воспитательной работе.

Этапы исследования: Первый этап (2001;2002гг.) — определение темы исследования и выявление ее актуальности. Изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая литература и абазинский фольклор по проблеме исследования. Определялась методология, была намечена цель, выбраны методы исследования и поставлены задачи исследования.

Второй этап (2002;2003гг.) — сбор, изучение и анализ полевых материалов, разработка теоретико-методологических подходов к исследованию. Третий этап (2003;2004гг.) — осмысление и обобщение полученных результатов, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов и выводов, обеспечивается опорой на логику исследования и теоретический анализ литературы по исследованной проблеме, на современные методы исследования, а также обеспечены правильным методологическим подходом к решению поставленной проблемы, применением комплекса исследовательских методик, адекватных его задачам, апробацией результатов и внедрением их в учебный процесс школ, вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Цель трудового воспитания в народной педагогике абазин детерминирована социальными и природными условиями, своеобразием национальной культуры и состояла в формировании человека, соответствующего идеалу воспитания абазин, то есть человека, способного защитить свою семью, родину и готового к пожизненному труду.

2. Характеристика созданных абазинским народом основных средств, методов и приемов трудового воспитания подрастающего поколения, нашедших отражение в легендах, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх.

3. Народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имели гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности абазинского народа.

4. Особенности трудового воспитания в абазинской народной педагогике заключались в таких видах деятельности, как игра, труд, общение у домашнего очага, искусство, традиции и религия, беседа, упражнение и приучение, пример, убеждение, поощрение и наказание.

5. Специфика социализации в абазинской народной педагогике определяется следующими факторами: образ жизни, детская воспитательная среда, народные праздники, аталычество, взаимопомощь, трудовые семейные династии, общественное мнение, гостеприимство, свадьба, похороны и др.

Апробация и внедрение результатов. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2001;2004 гг.), на ежегодных конференциях преподавателей и аспирантов в Карачаево-Черкесском государственном университете (2001;2002 гг.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами кафедрами педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского университета, Адыгейского государственного университета, докладывались на городской практической конференции учителей по вопросам теории воспитания (г. Карачаевск, 2004, Черкесск, 2003).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Результаты исследования позволили выявить и охарактеризовать такие основные средства педагогического воздействия, как общение, игра, труд, занятия физкультурой и спортом, художественная деятельность детей. Спецификой общения родителей и детей являлась его высокая педагогическая культура: проявление педагогического такта, создание атмосферы доверия и любви, направленность общения на развитие природных сил и способностей, включение детей в систему отношений, желательных родителям и обществу.

Своеобразными формами общения являлись встречи у родного очага, костра в поле, прием гостей с соблюдением правил этикета. Большое воспитательное и образовательное значение имела ранняя посильная трудовая деятельность детей. Она обусловливала формирование трудолюбия, осознанный выбор профессии, выработку нравственности, формирование самосознания. В музыкальной культуре, которую осваивали дети, отражались требования народа к духовному становлению совершенной личности, овладению национальной культурой. Такие методы семейного воспитания, как уход за детьми, пример родителей, убеждение, упражнения, поощрения и наказания отличаются глубоким гуманизмом. Эти методы стимулировали развитие положительных черт личности. Глубокий педагогический смысл имели такие приемы воздействия на детей, как благопожелания, назидания, ирония, шутка, испытания, клятва. Эти средства, методы и приемы дополнялись организацией родителями активного самовоспитания молодежи, которое народная педагогика рассматривала в то же время как итог воспитательной деятельности семьи. Наряду с педагогическим воздействием родителей, старших членов семьи, формирование личности включало в себя процесс социализации. Важнейшими и специфическими для абазинской народной педагогики средствами и методами социализации подрастающего поколения в условиях семьи выступали обряды, посвященные рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий, фамильные сборы, деятельность советов старейшин, участие детей в обрядах, связанных с похоронами. Национальные традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и приемах педагогического воздействия родителей и социализации подрастающего поколения в условиях семьи является источником обогащения современной теории и методики трудового воспитания.

Решение задач трудового воспитания происходило в часы досуга. Систематическое участие детей в интересных и практически полезных делах способствовало возникновению преемственности поколений, передаче трудового опыта. Отношение к досугу как заслуженной награде за работу формировало положительные стимулы к труду. Труд на благо общества вел к осознанию причастности народу, становлению гражданской позиции труженика, выработке умения считаться с общественным мнением. Участие в общественно полезных делах подготавливало к выполнению функций в обществе.

Народные традиции осуществляли связь поколений. С помощью традиций создавались основы трудового воспитания, происходило включение детей в трудовую деятельность, усвоение социальной практики. Традиции как интегрированное явление включали в свой состав обряды и обычаи. Развитию творческих способностей детей помогало искусство. Отражая трудовую жизнь народа, искусство формировало представление об идеальном, возвышенном, совершенном, способствовало раскрытию задатков и способностей. Творческая деятельность детей развивала самостоятельность, ответственность, эстетический вкус.

Народ ценил такие методы воспитания в труде, как приучение и упражнения, способствовавшие выработке умений и навыков самообслуживания, производительного труда. Рациональная организация трудовой деятельности в семье способствовала становлению морально-нравственной позиции труженика. Народ применял большое количество приемов трудового воспитания. Среди них благопожелание, обещание, клятва, испытание, зарок и другие.

Эффективному освоению социальных норм и культурных ценностей способствовало участие детей и молодежи в народных праздниках, культурно-досуговой деятельности: аграрных (сезонных), религиозных праздниках, торжествах, посвященных рождению, вступлению в брак. В процессе социального взаимодействия взрослые своим примером возбуждали в детях ту положительную мотивацию, ориентировали их на сотрудничество.

Специфическим фактором социализации подрастающего поколения выступал похоронный обряд. Символизирующий собой преемственность поколений, похоронный обряд способствовал единению тружеников, воспитанию у детей гуманного отношения к людям. Детям внушалась мысль о том, что лишь о достойно прожившем свою жизнь человеке будут вспоминать.

Социализация личности в труде — явление многоаспектное. Народной педагогикой абазин широко использовались все способы познания и оптимальной передачи трудового и социального опыта, духовных ценностей от поколения к поколению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Трудовому воспитанию молодежи абазины придавали большое значение и относились к этому с должным вниманием и усердием, в полной мере осознавая его необходимость. Воспитывали своим поведением, своим отношением в обществе, наглядным примером соблюдения всех правил и норм поведения по горскому этикету своей повседневной жизнью. Проблемы трудового воспитания невозможно решать без учета национального состава населения, особенностей этнической культуры, ориентирующей личность на творческое саморазвитие в современном открытом, культурном мире. Такой подход означает необходимость использования в воспитании национальных традиций и обычаев, достижений народной педагогики соответствующего этноса. Круг идей горской народной педагогики весьма обширен. Идеи народной педагогики и средства их выражения — фольклорные произведения, прогрессивные обычаи и традиции, памятники материальной культуры абазин — играют большую роль в воспитании подрастающего поколения. Поэтому использование их в процессе воспитания и обучения детей должно быть в центре внимания всех учителей и родителей.

Результаты проведенного исследования показали, что в абазинской народной педагогике основой формирования нравственно целостной личности выступал труд. Духовные ценности народа, отраженные в устных и письменных памятниках народного творчества и выступающие как коллективная помощь в воспитании подрастающего поколения, свидетельствуют о том, что труд для абазин являлся основной формой жизнедеятельности, а трудолюбие — ведущим духовно-нравственным качеством.

Исследованы источники трудового воспитания в докапиталистический период: мифы, предания, легенды, сказы, сказки, пословицы и поговорки, песни, игрушки и др. Герои фольклорных произведений выступают носителями высокой нравственности, гуманизма, стремления к воле, трудолюбия, коллективистских начал, направленных на объединение народа для созидательной деятельности.

Опыт трудового воспитания обобщался семьей, целым народом. По мере обобщения этого опыта вырабатывалось коллективное представление о человеке, его сущности, об идеале воспитания, формах и методах деятельности родителей по воспитанию подрастающего поколения. Формировалась педагогическая культура родителей. Из единства природы и человека возникла необходимость приспособления человека к окружающей природе и преобразования ее. Это обусловило зарождение общечеловеческого и национального идеалов воспитания, разработку конкретных задач воспитания, форм и методов их реализации. Народом выработанный идеал и цель воспитания определялись как подготовка совершенного человека, способного к самореализации, а составными частями воспитания являлись физическое развитие, духовность, трудолюбие, гуманность, проявление единения и сплоченности с другими людьми, житейская мудрость, умение ценить и создавать прекрасное. Таким образом, семья приобщала подрастающее поколение к этнокультурным традициям на основе овладения родным языком и в то же время способствовала овладению молодежью общечеловеческими культурными ценностями. Как мы подчеркивали в нашей работе, ценности каждого народа являются общечеловеческими.

Идеалом совершенного человека и задачами воспитания гуманистически направленной личности народ определял совершенные для соответствующего времени общечеловеческие гуманные средства и методы педагогического воздействия, а именно: пробуждение в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением, личным примером. Любовь к ребенку сочеталось с требовательностью к нему. Доверие родителей к детям выражалось в многообразных формах поощрения и в организации самовоспитания. Система средств и методов воспитания в народной педагогике исключала подавление, окрики и наказания. Народ это отрицал потому, что на основе векового жизненного опыта убеждался в том, что жестокость и хула отрицательно сказываются на воспитании .

Анализ источников устного народного творчества абазин позволил выявить и охарактеризовать сложившиеся в опыте народной педагогики средства и методы педагогического воздействия, формирующие сознательное отношение к труду. Средством педагогического воздействия народ считал игру как одну из форм постепенного вовлечения детей в производственную деятельность семьи, в процессе которой ребенок выступал как самостоятельная личность, активно самовыражающаяся и самоутверждающаяся в мире общественных отношений. Народ осуждал азартные игры, считая их нравственным злом, способствующим развитию алчности, жадности, тунеядства. Особенностью использования этого средства воспитания является приоритет коллективных игр, совместное участие в игре девочек и мальчиков.

Тесная связь трудового воспитания с жизнью проявлялась в том, что народ рассматривал труд как ведущее средство педагогического воздействия. Оценивая труд как источник развития ума, физической силы, эстетического вкуса, народ считал конечным этапом формирования трудолюбия умение молодежи трудиться в полную силу, творчески и сознательно относиться к своим трудовым и гражданским обязанностям, подчинять личные интересы целям и задачам семьи, общества.

Педагогическая мудрость народа проявилась в использовании досуговой деятельности для выработки у детей творческого отношения к труду, передачи секретов мастерства. Совместное с взрослыми проведение свободного от работы времени еще больше сплачивало общину и служило для детей школой социализации.

Народ высоко ценил воспитательную силу изобразительного, декоративно-прикладного искусства, музыки, пения. В произведениях фольклора, художественном творчестве отражался нравственный идеал трудового народа, стремление к созидательной деятельности на благо семьи и общества. Произведения народного творчества создавались коллективно и являли собой связь и преемственность поколений.

Гуманно-демократическая направленность взглядов народа на сущность и процесс трудового воспитания проявилась в активном вовлечении детей в общественно полезный труд, общинную помощь особо нуждающимся. Большим воспитательным потенциалом обладал бескорыстный труд на благо общины, связанный с уборкой урожая, строительством и ремонтом домов. Народ развивал в растущем человеке потребность заботиться о ближнем.

В выявлении творческой индивидуальности, формировании представлений о трудовой деятельности семьи, в развитии устойчивого интереса к труду народ использовал педагогическое общение. Родители передавали детям свой трудовой опыт, знакомили их с произведениями устного народного творчества, отражавшими взгляды народа на трудолюбие, коллективизм, сотрудничество. Педагогическое общение народ использовал для передачи эмпирических знаний.

Источником и средством трудового воспитания абазин выступали традиции — элементы духовно-нравственного наследия предков, связанные с трудовым воспитанием подрастающих людей. Трудовые традиции передавались из поколения в поколение и сохранялись в различных социальных группах.

Традиции культивировали добросовестное отношение к труду, бережливость, ответственность за свою землю. Соблюдались обычаи гостеприимства, коллективного труда. Выработке ответственности за результаты своего труда способствовали религиозные правила.

К числу наиболее распространенных методов трудового воспитания абазинская народная педагогика относила беседу и убеждение. Они применялись народом для выработки у детей осознания нравственной обязанности вносить посильный вклад в производительный труд на благо семьи и общества, формирования умения применять в труде знания, следовать трудовым традициям предков. Воздействие словом способствовало раскрытию отрицательного отношения к труду, внушению детям важности этических норм, обязанностей человека. В беседах раскрывались значение понятий: «трудолюбие», «честность», «добросовестность», «качество труда», «бережливость» и другие. Широко использовались словесные средства эмоционального воздействия на детей: благопожелания, клятвы, проклятия.

Действенным методом трудового воспитания, способствовавшим выработке умений и навыков труда, народ считал приучение и упражнение. Каждодневные трудовые поручения, обслуживающий труд способствовали осознанию ребенком важности личного трудового вклада. В ходе активного участия в трудовой жизни семьи у детей вырабатывались умения, навыки и привычки труда. Немаловажная роль в трудовом воспитании отводилась положительному примеру. Использовался отрицательный пример, наглядно и образно показывавший, к чему ведет лень, тунеядство, воровство. Для стимулирования трудолюбия народ применял поощрение. Наивысшей формой похвалы в трудовом воспитании являлось всенародное признание трудолюбия и мастерства. Поощрялись только хорошие, полезные для семьи и общины дела. Для пресечения лени, пренебрежительного отношения к труду использовались наказания, в том числе и телесные. Они формировали страх, подавляли волю, вызывали озлобленность и агрессию. Наиболее эффективным считалось наказание стыдом.

Таким образом, исследование показало, что система средств и методов трудового воспитания отличалась своеобразием, отражавшим особенности бытия этноса. Вместе с тем нами выявлена общность взглядов на средства и методы трудового воспитания у абазинского и других народов, населявших.

Северный Кавказ, в равной доле обладавших богатейшим гуманистическим потенциалом. Это обусловлено сходными условиями окружающей среды, длительным совместным проживанием и постоянным взаимодействием, ориентацией традиций на духовно-нравственные идеалы.

Исследование показало, что одной из важнейших задач трудового воспитания абазинский народ считал поэтапную интеграцию подрастающего поколения в трудовую жизнь семьи, общины, коллектива. Народная педагогика широко использовала педагогическое общение, знакомство с произведениями устного народного творчества, систематическое выполнение ребенком трудовых обязанностей в семье, соблюдение норм и правил трудовых отношений.

Средствами социальной адаптации являлись образ жизни семьи и общины, традиции, народные праздники, трудовые династии и др. Видами социальной деятельности в народной педагогике выступали участие детей, подростков в общественно полезной работе, производительный труд на благо семьи и коллектива, выполнение обрядов, имевших общественную значимость, жизнедеятельность в гармонии с природой.

В процессе исследования выявлена актуальность использования трудовых традиций народной педагогики в современных условиях. Неоспоримо важным для современной действительности становится формирование таких нравственных качеств, как чувство долга перед народом, соблюдение трудовой чести и достоинства, трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам труда, бережное, хозяйственное отношение к природе. Знание основ народной мудрости о воспитании личности в труде, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимо родителям и учителям, поскольку эти знания обогащают их педагогическую культуру, а также способствуют углубленному пониманию роли семьи, общества в воспитании детей.

Многовековой опыт семейного воспитания абазин подчеркивает, что педагогическая культура родителей здесь была высокой. Сложившиеся воспитательные традиции оказались весьма жизненными. Эмпирически созданная народом система целей, задач, содержания, средств и методов педагогического воздействия и социализации личности отражает логику их воспитательной деятельности и свидетельствуют о созидательной роли народа в сфере воспитания, об умелом выборе им наиболее действенных средств, методов и приемов, являющихся вкладом в сокровищницу мировой педагогической мысли. Выводы и положения, установленные народной педагогикой, составляют научную источниковую основу современной педагогики.

Проведенное исследование не претендует на полноту изучения рассматриваемой проблемы. На наш взгляд, для современной педагогики и практики воспитания представляется важным дальнейшее углубленное изучение особенностей воспитания и социализации личности девочек, развития творчества в труде, использование положений народной педагогики в современной школе и семье.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абазины Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1898. — 240с.
  2. Абаза. Журнал международной абхазо-абазинской ассоциации // Под ред. Ю. Аргуна и др. АО «Агент». — М., № 3. -2001. — 67с.
  3. Абхазские народные историко-героические сказания: Запись, подготовка текстов, предисловие и примечания С. Л. Зубха. Сухуми, 1978.-C.il.
  4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII—XIX вв. Нальчик, 1974. — 688 с.
  5. Адыгский фольклор в 2-х книгах. Кн. I. Под ред. Шибинской Е. П. и Гадагатля A.M. Майкоп, Адыгейский НИИЭЯЛИ, 1980. — 178 с.
  6. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, 608с.
  7. М. Карачаевские сказания. Вып. 3, отд. 2.- СМОМПК, 1883.
  8. Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1971.-201 с.
  9. Ю.Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. -253с.
  10. П.Ананьев Ю. В. Культура как интегратор социума. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1996. — 171с.
  11. A.A. Абхазский фольклор и действительность. Тбилиси, 1982. — С.93.
  12. И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, 104С.
  13. JI.M. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. -М., 1974.-318 с.
  14. Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков И Дисс.. канд. пед. наук. М., 1994. — 185с.
  15. К.И. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа. Автореферат дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. — 21 с.
  16. П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1957.
  17. В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии // Нар. образование, 1994, № 4, С. 4−8.
  18. А. Горские племена Кавказа // Живописная Россия Т.9. Т.9. -М., 1883. — С.74.
  19. .Х. Очерки этнографии общения адыгов, — Нальчик, 1983.-С.8.
  20. .Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978. — 160 с.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.
  22. H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 445 с.
  23. И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // АБКИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 740 с.
  24. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. — М.: Политиздат, 1990. — 413с.
  25. К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, С. 48−50.
  26. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1. Педагогика, 1988.- 160 с.
  27. Введение в научное исследование по педагогике / Ю. К. Бабанский и др. Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  28. Г. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, № 4, С. 68−71.
  29. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. — 376 с.
  30. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа.-Чебоксары, 1966. -340 с.
  31. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии // Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. — 139 с.
  32. Вопросы фольклора Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1983. — 186 с.
  33. Воспитание бесценное богатство. / Пословицы и поговорки народов Востока/. Под ред. Брагинского И. С. — М.: Изд. вост. литер., 1961.-329с.
  34. A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987. — 407 с.
  35. Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Т. П. Махачкала, 1989.-413 с.
  36. Р.Г. Берегите матерей// Комсомольская правда. 1979. — 26 авг.
  37. А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970. -84 с.
  38. А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -Т.1.
  39. .С. Менталитет и образование.-М.:Флинта, 1996. 340 с.
  40. С.И., Грехова Л. И. и др. Культура мира: взгляд из России. -М., 1999.-87 с.
  41. Н.В. Собр. соч. М., 1953, — Т.6.
  42. Л.Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 1994.
  43. Л.Н. Этногенез и биосфера человека. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1989.
  44. М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания.1. Нальчик, 1974.
  45. Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. — 136 с.
  46. И.Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов Х. Х. Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992.
  47. Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1951. — 284 с.
  48. А. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. — 140 с.
  49. A.M. Русско-абазинский разговорник. Ставропольское книжное издательство, Карачаево-Черкесское отделение. — Черкесск, 1991.-208с.
  50. Джапыуа 3. Нартский эпос абхазов: сюжетно-тематическая и поэтико-стилевая система. Сухуми, 1995. — С.69.
  51. К.Ф., Хуранов Ш. Ш. Из истории взаимоотношений абазин и кабардинцев 16 первой половине 19 вв. // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаево-Черкесии. — Черкесск, 1998. С. 66.
  52. С.Ф. Российское образование: методология и проблемы // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки. М.: РАО, 1992, С. 47−50.
  53. Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Ставропольск. кн. изд., 1964. 78 с.
  54. В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. — 418 с. 58.3агазежев М. Г. Очерки по адыгской народной педагогике. — Нальчик,
  55. Эльбрус", 1996.- 168 с. 59.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -223 с.
  56. И.И. и Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы, 1886, кн. 1-я, с. 83 112- кн. 2-я, С. 553−580.
  57. А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
  58. И.А. О семье. Собр. соч., T.I. М.: Русская книга, 1993, С. 142 167.
  59. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — С. 201 — 228.
  60. Искандер Фазиль. Софичка // Знамя, 1995, № 11, С. 3−80.
  61. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. Под. ред. З. И. Равкина. М.: РАО, 1994. -88 с.
  62. Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии: Сборник научных трудов / Отв. ред. В. П. Кобычев. Черкесск, 1989. -230с.
  63. И.Х. Черкесы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1974.-282 с.
  64. М.В. О некоторых пережитках аграрной культуры в быту кабардинцев. УЗАНИИ.Т.8, С.357−361.
  65. П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи и основы семейного воспитания/. СПБ, 1913. 180 с.
  66. А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. — 256 с.
  67. C.B. Психология современной семьи. М.: 1988. — 224 с.
  68. М.М. Законы и обычаи на Кавказе. Т.1. — М., 1890. -С.38.
  69. Э. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем //
  70. Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. ист. наук. М., 1954.- 14 с.
  71. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер., 1993. — 64 с.
  72. В.З. Песни Абазашты. Сборник народных песен. -Ставрополь. ГУП СК «Ставропольская краевая типография», 2003. -240с.
  73. М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы/.- М., 1961.
  74. М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, № 2, с. 109−144.
  75. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974. 740 с.
  76. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: 1994. — 124 с. 81 .Крупнов Е. И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. — М., 1969. — С. 21.
  77. К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 271 с.
  78. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. — 224 с.
  79. Культура семейных отношений. Сб. статей.- М.: Знание, 1980.-112 с.
  80. B.C. и др. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов- на-Дону, 2000. — 448с.
  81. В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе //ВДИ. -М.-Л., 1949.-С. 52−53.
  82. Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. — 182 с.
  83. .Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, № 10, с. 13−19.
  84. .Т. Простые истины воспитания.-М.: Педагогика, 1983. -192 с.
  85. С.Д. Древнерусская культура и современность// Декоративное искусство СССР, 1970. № 1. — С.43.
  86. А.Ф. Гомер. М., 1960. — С.22.
  87. Дж.А. Год среди черкесов // АБКИЕА, 1900. 600 с.
  88. Л.Я. О натухажцах, шапсугах и абадзехах, ЗКОРГО, 4, 1857.
  89. A.C. Организация и воспитание ученического коллектива, кн., М., 1959.
  90. A.C. Методика организации воспитательного процесса, пед. соч. в 8тт., т 1, М., 1983, с.267−329.
  91. К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», «Архив Маркса и Энгельса», т.9, 1941.
  92. С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1984, 1984. — 260 с.
  93. Е.И. Происхождение героического эпоса. Ранние и архаические памятники. М., 1963. — С. 43.
  94. В.Н. Пословицы и поговорки абазин // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983, С. 57−78.
  95. М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981, С. 138−139.
  96. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994, — 228 с.
  97. М.И. Детский песенный фольклор адыгов.-Майкоп, 1980.-160с.
  98. Ш. А. Народная педагогика Дагестана.-Махачкала, 1986.124 с.
  99. Ш. А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИНШ, 1987.-22 с.
  100. Ш. А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. — 111 с.
  101. В. А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс исовременные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 38−40.
  102. Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании // Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990. — 198 с.
  103. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований //Педагогика, 1995, № 5, С. 44−49.
  104. Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей // Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Вып. 1. -Майкоп, 1957, С. 159.
  105. Народное воспитание у адыгов / черкесов /. / По известиям европейских авторов XIII—XIX вв./. Краснодар, 1974, С. 65.
  106. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов.-М. «Советский композитор» 1980, Т.1.- С. 35.
  107. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов.-М. «Советский композитор» 1980, Т.1.- С. 40.
  108. Нарты. Адыгский эпос на адыгейском языке. Собранные тексты в 7 томах. Составитель A.M. Гадагатль.-Майкоп, 1970. Т.З.-С.55.
  109. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994.-656 с.
  110. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, № 9, С. 41−47.
  111. Нравственное воспитание через возрождение национальных традиций / сост. Бежанов М. Х., Шебзухова JI.K. -Изд-во КЧРИПКРО, Черкесск, 2000. 59с.
  112. А. и др. Советуют социологи // Нар. образование, 1994, № 4, С.10−14.
  113. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. Первая половина XIX в. / Отв. ред. М. Ф. Шабаева. М.: Педагогика, 1973. — С. 34.
  114. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. С древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989, С. 25.
  115. JI. Быт и игры кавказских народов // СевероКавказский край, 1925, № 10, С. 8−16.
  116. P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания и народной педагогики Дагестана. М., 1972. — 160 с.
  117. Песни народов Северного Кавказа. Л.: Сов. писатель, 1976.-127 с.
  118. И.П. Педагогика. Новый курс: в 2кн. М.: изд. ВЛАДОС, 2000, 256с.
  119. В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки // Педагогика, 1995, № 5, С. 18−24.
  120. С.Н. Кавказские спартанцы: Игры народов Дагестана // Вестник знаний, 1926, № 2, С. 23−32.
  121. Пословицы и поговорки народов Востока. Под ред. Брагинского И. С. М.: изд. вост. литер., 1961. — 736 с.
  122. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990. — 366 с.
  123. Пригоршня жемчужин. Ростов-на-Дону, 1988. — 192 с.
  124. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. — М.: Новая школа, 1994. — 449 с.
  125. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  126. З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993, — 93 с.
  127. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / концепция исследования/ //Педагогика, 1995, № 5, С. 87−90.
  128. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образовании //Вестник образования.-М.: Просвещение, 1992, № 10, С. 2−25.
  129. Российская педагогическая энциклопедия: в двух томах / гл. редактор В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-608с., Т.1.- М.
  130. Ш. Х. Абхазский народный героический эпос. Тбилиси, 1968.-С. 41.
  131. Сборник сведений о Кавказских горцах. Народные сказания Кавказских горцев. Тифлис. Вып. VI, 1876, С. 33−40.
  132. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988, — 162с.
  133. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
  134. В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе: Дис. канд. филос. н. СПб., 1992. — 152 с.
  135. Л.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. — 280 с.
  136. К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: АГУ, 2000. 307с.
  137. Сказания о нартах эпос народов Кавказа.-М.: Наука, 1969.- 548 с.
  138. Сказки народов Карачаево-Черкессии. Ставропольское книжное издательство, Карачаево-Черкесское отделение. 1992. — 336с.
  139. Словарь педагогических терминов / Под ред. В. В. Макаева. -Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. 51 с.
  140. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М.: 1983.- 120 с.
  141. Я.С. Искусственное родство народов Северного Кавказа: формы и эволюция //Кавказский этнографический сборник, IX. -М., 1989, С. 73.
  142. Я.С. Воспитание ребенка в адыгейском ауле в прошлом и настоящем // Учен. зап. Адыгейского НИИ, Т.8. Майкоп, 1968, С. 35.
  143. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. 336с.
  144. Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981. — 64 с.
  145. Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX XX вв.): Дис. .докт. пед. наук. — М., 1998. -358с.
  146. К.Ф. Кавказский сборник. T. XXI. Тифлис, 1900. — С.43.
  147. М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Ивано-Франковск, 1989. — 380 с.
  148. Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков, 1881, С. 66.
  149. В.А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1990. — 287 с.
  150. A.A. Адыгэ фольклор.- Ростов на- Дону. -1977.- С. 33.
  151. Н.Т. Афористическая поэзия абазин (пословицы, поговорки, приметы и крылатые выражения) Черкесск. -1977. -142с.
  152. . Б. Шесть путешествий. //АБКИЕА.
  153. С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии //Дисс.канд.пед.наук. -М., 1979. 197с.
  154. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах.- 1996.
  155. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.1. М., 1994.-9с.
  156. Ф. Воспоминания кавказского офицера. «Русский вестник», 1864. № 53, 54 (рукописная копия работы находится в АРИГИ).
  157. В.Б. Из истории общественной мысли и просветительства у абазин в 19 веке: Адиль-Гирей Кешев. Карачаевск: КЧГПУ, 2000. -86с.
  158. В.Б. Память и мудрость веков (фольклор абазин: жанры, темы, идеи, образы, поэтика) Карачаевск: КЧГПУ, 2002. — 349с.
  159. С.Б. Самообслуживание как средство трудового, нравственного и гигиенического воспитания младших школьников. -Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1988. — 24с.
  160. С.А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа //Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994, -720с.
  161. К.Д. Биографические материалы /Собр. соч., т. 11. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1952, С.11−136.
  162. К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. М. — Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69−167.
  163. К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., — Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554−574.
  164. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953. -Т.1.-260 с.
  165. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333−361.
  166. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 814 с.
  167. Фольклор народов Карачаево-Черкесии /Жанр и образ/: сб. научных трудов. Черкесск, 1988. — 144с.
  168. Фромм Аллан. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. — 319с.
  169. Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
  170. Хан-Гирей. Черкесские предания // Адыгские писатели -просветители XIX века. Краснодар, 1986, С. 56.
  171. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989. — 286 с.
  172. Хан-Гирей. «Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем» ч.1, -СПб, 1836, л.49.
  173. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. — 367с.
  174. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Нар. педагогика, 1993. — 132с.
  175. А.З. К вопросу о балкаро-карачаевском нартском эпосе //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. — М.:Наука, 1969, С.282−294.
  176. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, КБИИФЭ, 1981, С.65−77.
  177. Хут Ш. Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп: Адыг. отделение Краснодарск. кн. из-ва, 1981. — 192с.
  178. К.Д., Коблев Я. К., Куприна Н. К. Адыгейские народные игры в системе физического воспитания детей. Майкоп, 1989, С. 27.
  179. И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. -336с.
  180. А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. — М., 1969. — 255с.
  181. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.21, С.23−178.
  182. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А. А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. — 447с.
  183. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987. -235с.
Заполнить форму текущей работой