Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Графовое моделирование как средство оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся 8-10 классов решению алгебраических и физических текстовых задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При построении модели наглядно проявляются структура задачи и ее характеристики. Выступая в процессе решения задачи как продукт мыслительной деятельности, модели затем сами становятся особым средством мыслительной деятельности. Поэтому моделирование задачи с помощью fc материализованных средств можно рассматривать также как метод формирования умственных действий, а сами модели — как средство… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ 14 ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8−10 КЛАССОВ РЕШЕНИЮ АЛГЕБРАИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ТЕКСТОВЫХ Ш ЗАДАЧ.

1.1. Основные критерии и принципы оптимизации процесса обучения решению задач.

1.2. Графовое моделирование структур решений алгебраических и физических текстовых задач.

1.3. Моделирование как средство оптимизации межпредметных связей, реализуемых при обучении решению алгебраических и физических текстовых задач.

1.4. факторы сложности и трудности в решении задач.

1.5. Педагогические измерения: дидактометрия сложности решения текстовых задач.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 8−10 КЛАССОВ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ АЛГЕБРЫ И ФИЗИКИ.

2.1. Сравнительная характеристика сложности решения алгебраических и физических текстовых задач.

2.2. Система уровневых текстовых задач как средство г* повышения эффективности обучения.

2.3. Методика обучения учащихся 8-ю классов решению текстовых задач алгебры и физики на основе моделирования как средства оптимизации j j 1 межпредметных связей между ними.

2.4. Организация и результаты педагогического эксперимента.

Графовое моделирование как средство оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся 8-10 классов решению алгебраических и физических текстовых задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема оптимизации межпредметных связей в процессе обучения решению задач. Эта проблема в условиях динамических процессов, происходящих в современном образовании, обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Модернизация школьного образования предполагает, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, позволяющих ученику, используя арсенал всевозможных теорий и моделей профессионально самоопределиться.

2. В связи с дальнейшей демократизацией и гуманизацией общественной жизни на первый план выдвигается разработка качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования.

3. Происходящая в настоящее время перестройка средней школы включает в себя, помимо всего прочего, процессы дифференциации и индивидуализации обучения в разных типах школ и классов. Это позволяет на принципиально новом уровне решать вопросы, связанные с повышением эффективности обучения и качества знаний.

Совершенствование различных сторон педагогического процесса и поиск путей повышения его эффективности привели к возникновению идей оптимизации в педагогике, которые, в основном, связаны с оптимизацией процесса обучения. Вопросам оптимизации процесса обучения посвящены работы С. И. Архангельского [12], Ю. К. Бабанского [17], В. П. Беспалько [33], М. Б. Воловича [54], И. И. Дьяченко [74], В. К. Дьяченко [73], Т. А. Ильиной [93, 95], В. М. Монахова [140], И. Т. Огородникова [148], М. М. Поташника [20], И. П. Раченко [162], А. А. Ченцова [218], В. А. Черкасова [220, 221] и др.

В качестве важнейших критериев оптимизации процесса обучения Ю. К. Бабанский выделяет, прежде всего, эффективность и качество решения учебно-воспитательных задач [17]. Для повышения эффективности и качества обучения решению задач существенное значение имеет реализация ё межпредметных связей. Оптимизация межпредметных связей в процессе обучения решению задач — одна из существенных сторон повышения эффективности и качества самого процесса.

Изучению межпредметных связей посвящены исследования Н. С. Антонова [10], Г. И. Батуриной [178], Н. Ф. Борисенко [43], В. А. Далингера [67], М. А. Данилова [68], Б. П. Есипова [68], И. Д. Зверева [86], Л. Я. Зориной [89], В. Н. Максимовой [87], Е. Е. Минченкова [137, 138], А. А. Пинского [154, 155], В. Н. Ретюнского [164], М. Н. Скаткина [178], А. В. Усовой [199, 200], В. Н. Федоровой [207, 208], В. Н. Янцен [235, 236] и др.

Исходным в трактовке межпредметных связей считается понятие преемственности. Преемственность в обучении может выступать как дидактическое условие повышения его эффективности и качества, следовательно, и как условие оптимизации процесса обучения, а моделирование — как средство реализации межпредметных связей в условиях преемственности в обучении (А.А. Пинский [154], В. А. Черкасов [220], Э. С. Черкасова [222]).

В психолого-педагогических исследованиях широко применяются методы структурного и количественного анализа. Вопросы специфики системного анализа педагогических процессов рассмотрены в работах отечественных и зарубежных философов (Р. Акофф [2], В. Г. Афанасьев [13, 14, 15], Д. М. Гвишиани [59], В. П. Кузьмин [119], В. И. Садовский [172], А. И. Уемов [195, 196], Г. П. Щедровицкий [230]). Среди этих методов важное место занимает метод математического моделирования.

При построении модели наглядно проявляются структура задачи и ее характеристики. Выступая в процессе решения задачи как продукт мыслительной деятельности, модели затем сами становятся особым средством мыслительной деятельности [66]. Поэтому моделирование задачи с помощью fc материализованных средств можно рассматривать также как метод формирования умственных действий, а сами модели — как средство обучения Ф решению задач. Изучение с позиций системно-структурного анализа структуры задачи и ее решения создает объективную основу для определения сложности задачи и ее места в соответствующей системе задач.

Системно-структурному подходу к задаче как к сложной системе посвящены исследования Ю. М. Колягина [107], А. А. Столяра [183], JI.M. Фридмана [212] и др. Количественная оценка сложности задачи введена В. И. Крупичем [114, 115]. Основы моделирования структур решений алгебраических задач с помощью графов изложены в работах Н. Г. Рыженко [167, 168], Н. А. Жигачевой [79, 80]. Теоретические основы построения системы дифференцированных по сложности задач рассмотрены в исследовании JI.A. Болотюк [40].

За последние годы в школе существенно обновлены формы и средства обучения, направленные на оптимизацию процесса обучения решению задач (различные виды самостоятельных работ, дидактические материалы разной степени сложности, усложнились критерии школьных оценок).

Высоко оценивая научную и практическую значимость работ по проблеме оптимизации процесса обучения, можно, вместе с тем отметить, что ряд ее аспектов нуждается в дальнейшей разработке (в частности, оптимизация Л межпредметных связей в процессе обучения решению текстовых задач).

Необходимость оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся решению текстовых задач связана с существующими рассогласованиями между ожидаемыми и реальными результатами обучения решению задачмежду полученными при обучении знаниями и нарушением преемственности в обучении решению текстовых задач, в формировании и дальнейшем развитии обобщенной структуры деятельности по решению задачмежду заложенными авторами пособий и учебников по алгебре и физике и потенциально присутствующими связями и существующей практикой обучения в школе, в которой алгебра и физика трактуются как обособленные друг от друга предметы.

Представляет несомненный интерес рассмотрение влияния моделирования на оптимизацию межпредметных связей в процессе обучения решению алгебраических и физических текстовых задач. Использование моделирования при решении текстовых задач потребовало проведения анализа таких понятий как оптимизация процесса обучения, межпредметные связи, преемственность, педагогические измерения, задача, текстовая задача, структура, модель и др. Возникает необходимость исследовать проблему оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся решению текстовых задач на основе понятия «задача», предварительно исследовав само понятие «задача» (структурный анализ понятия «задача», выявление факторов сложности и трудности в решении текстовых задач и их количественная оценка и т. д.).

В ходе проведенного исследования определены противоречия между:

— необходимостью реализации концепции модернизации образования (Концепция модернизации содержания общего образования, 2001 г.- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.), направленной на принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения.

Л образования, повышение роли педагогической науки в проектировании и поддержке образовательных инноваций, оптимизации образовательного процесса и теоретической необоснованностью возможности использования моделирования как средства оптимизации межпредметных связей в процессе обучения решению текстовых задач алгебры и физики в условиях преемственности в реальной школьной практике;

— необходимостью обеспечения развития вариативности и индивидуализации обучения с учетом способностей и интересов учащихся и неразработанностью в обучении технологии косвенного измерения сложности решений текстовых задач по шкале порядка на основе метода графового моделированияб* - введением профильного обучения в старшей школе и существующей практикой обучения решению задач, не позволяющей проводить сравнительную характеристику сложности структур решений алгебраических и физических текстовых задач;

— востребованностью современной школой представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов и неиспользованием графового моделирования как средства выявления структур решений алгебраических и физических текстовых задач на основе реализации межпредметных связей между ними.

Отмеченные выше противоречия определяют актуальность данного исследования, проблема которого состоит в разрешении противоречия между востребованностью современной школой оптимальной концепции реализации среднего (полного) общего образования и существующей системой обучения решению текстовых задач, не учитывающей возможности моделирования как средства оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся решению алгебраических и физических текстовых задач в школе.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся решению текстовых задач по алгебре и физике в 8−10 классах.

Предметом исследования является моделирование структур решений текстовых задач по алгебре и физике в 8−10 классах как средство оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся их решению.

Изложенное выше послужило основанием для формулировки темы нашего исследования, цель которого — обоснование необходимости использования методики обучения учащихся решению текстовых задач на основе использования моделирования как средства оптимизации межпредметных связей алгебры и физики для совершенствования обучения решению текстовых задач.

В своем исследовании мы исходили из следующей гипотезы: если использовать графовое моделирование как средство оптимизации межпредметных связей в процессе обучения решению алгебраических и 1У физических текстовых задач, то это будет способствовать:

— повышению эффективности и качества процесса обучения учащихся решению текстовых задач алгебры и физики;

— формированию обобщенных и общих умений и навыков в решении алгебраических и физических текстовых задач.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие частные задачи:

1. На основе теоретико-методологического анализа обосновать возможность и целесообразность использования моделирования как средства оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся решению алгебраических и физических текстовых задач в условиях преемственности.

2. На основе графового моделирования разработать технологию косвенного измерения сложности структур решений текстовых задач по шкале порядка.

3. Методом графового моделирования провести структурный анализ решений текстовых задач алгебры и физики и сравнительную характеристику сложности структур их решений, на основе которой систематизировать задачи по нарастающей сложности структур их решений.

4. Разработать методику обучения учащихся решению текстовых задач на iM основе моделирования как средства оптимизации межпредметных связей алгебры и физики в условиях преемственности в обучении и осуществить экспериментальную проверку ее эффективности.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили:

— системно-структурный анализ (Р. Акофф [2], И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин [36], Ю. А. Конаржевский [108], И. Д. Пехлецкий [153], В. Н. Садовский [172], А. И. Уемов [196, 197], А. Д. Холл и Р. Е. Фейджин [216] и др.);

— деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению.

О.Б. Епишева [76], C.JI. Рубинштейн [166], Н. Ф. Талызина [186,187] и др.);

— теория развивающего обучения (JI.C. Выготский [56], В. В. Давыдов [65, 66],.

A.Н. Леонтьев [123] и др.);

— теория внутрипредметных и межпредметных связей (Г.И. Батурина [178],.

B.А. Далингер [67], И. Д. Зверев [86, 87], Л. Я. Зорина [89], К. П. Королева [111], М. Н. Скаткин [177], А. В. Усова [200, 201, 202], В. Н. Федорова [207, 208] и др.);

— теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский [16, 17, 18, 19], В. П. Беспалько [33], В. М. Монахов [140], М. М. Поташник [20] и др.).

В работе использованы также результаты исследований, посвященных проблеме количественной оценки сложности и трудности учебных задач (Р.А. Гильманов [60], Н. А. Жигачева [79], Р. Я. Касимов [102], Ю. М. Колягин [107], В. И. Крупич [114], И. Я. Лернер [126], В. П. Мизинцев [134], И. Д. Пехлецкий [153], Н. Г. Рыженко [167], А. А. Столяр [183] и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, школьных программ, учебников и учебных пособийизучение и анализ состояния исследуемой проблемы в школьной практике (наблюдение за процессами обучения физике и математике, анкетирование учителей и учащихся, беседы с ними, анализ письменных работ и устных ответов учащихся), проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его результатов.

Научная новизна исследования заключается в создании методической системы организации обучения учащихся 8−10 классов решению текстовых задач с учетом сложности их решения и в разработке основных положений методики обучения учащихся решению текстовых задач на основе моделирования как средства оптимизации межпредметных связей алгебры и физики, обеспечивающих реализацию полученной методической системы.

Теоретическая значимость исследования заключается в основных результатах теоретического уровня:

1. Обоснована целесообразность и выявлены возможности использования графового моделирования как средства оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся решению алгебраических и физических текстовых задач в условиях преемственности.

2. На основе анализа теории педагогических измерений разработана и реализована на конкретном содержании технология косвенного измерения сложности решений текстовых задач по шкале порядка на основе метода графового моделирования.

3. На основе структурного анализа систем задач в сборниках задач по алгебре и физике для 8−10 классов средней школы проведен сравнительный анализ сложности структур решений алгебраических и физических текстовых задач.

4. Проведена систематизация текстовых задач по соответствующим рангам сложности, выделены критерии формирования рангов сложности.

Практическая значимость исследования заключается:

— в проектировании системы текстовых задач, дифференцированных по нарастающей сложности структур их решений;

— в разработке методики формирования обобщенных и общих умений и навыков в решении алгебраических и физических текстовых задач в 8−10 классах на основе моделирования структур их решений;

— в разработке научно-методических рекомендаций по использованию моделирования в обучении решению текстовых задач в 8−10 классах.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в практике преподавания алгебры и физики, авторами учебников, методических пособий и сборников задач по физике, методистами в научных исследованиях.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивается использованием различных методов исследования, адекватных предмету и целям работы: проведенным анализом сложившейся практики обучения решению текстовых задачсогласованностью полученных выводов и конкретных рекомендаций с результатами ряда психолого-педагогических и методических исследований, лежащих в русле проблемы диссертацииf результатами педагогического эксперимента и статистической обработкой этих результатовположительной оценкой материалов экспертами, учителями и методистами, участвующими в экспериментальной и опытной работе.

Основные этапы исследования:

Исследование проводилось с 2000 по 2005 г. и включало несколько этапов. На первом этапе (2000;2001 гг.) осуществлялось изучение теоретических основ и анализ педагогических исследований проблемы использования моделирования как средства оптимизации межпредметных связей в процессе обучения решению задач. Проведение констатирующего эксперимента позволило выявить основное противоречие, определить цели и задачи исследования.

На втором этапе (2001;2002 гг.) осуществлялись: разработка и теоретическое обоснование проблемы исследования, выявление методических путей и средств реализации основных теоретических положений, разработка методики экспериментальной работы, разработка материалов для обучающего эксперимента. Проведение поискового эксперимента позволило сформулировать гипотезу исследования. м На третьем этапе (2002;2005 гг.) осуществлялось уточнение разработанных дидактических материалов, внедрение результатов исследования в практику обучения решению задач, проведен обучающий эксперимент, обобщены результаты исследования и сделаны выводы.

Положения, выносимые на защиту: 1. Реализация графового моделирования как средства оптимизации межпредметных связей алгебры и физики в процессе обучения учащихся решению алгебраических и физических текстовых задач обеспечивает совершенствование процесса обучения решению текстовых задач на основе критериев оптимизации процесса обучения.

2. Структурный анализ решений текстовых задач алгебры и физики методом графового моделирования позволяет провести сравнительную характеристику сложности структур решений алгебраических и физических текстовых задач 8−10 классов, на основе которой систематизировать задачи по нарастающей сложности структур их решений.

3. Разработанная методика обучения учащихся решению текстовых задач на основе моделирования как средства оптимизации межпредметных связей алгебры и физики с использованием системы дифференцированных по сложности текстовых задач способствует повышению качества и эффективности процесса обучения учащихся решению текстовых задач, формированию обобщенных и общих умений и навыков в решении алгебраических и физических текстовых задач.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на Международной научной конференции, посвященной 70-летию образования СибАДИ «Общие проблемы организации учебного процесса в вузе. Инновационные технологии, методики организации учебного процесса и средства обучения» (2000, г. Омск) — на 6-ой Международной конференции «Физика в системе современного образования» (2001, г. Ярославль) — на региональной научно-методической конференции межрегиональной ассоциации «Агрообразование» Сибирского федерального округа ОмГАУ (2001, г. Омск) — на конференции, посвященной 85-летию кафедры физики ОмГАУ (2003, г. Омск) — на конференции профессорско-преподавательского состава факультета МОЕНД ОмГАУ «Естественные науки в ОмГАУ» (2003, г. Омск) — на пятой Всероссийской научно-практической конференции (2004, г. Барнаул).

Эксперимент проводился в 2000;2005 г. в школах № 37 и № 157 г. Омска. Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное диссертационное исследование было нацелено:

— на обоснование целесообразности и выявление возможностей использования графового моделирования для создания методической системы организации обучения учащихся решению алгебраических и физических текстовых задач с учетом сложности их решения;

— на выделение основных положений методики обучения учащихся решению текстовых задач на основе моделирования как средства оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся решению алгебраических и физических текстовых задач, обеспечивающей реализацию полученной методической системы.

В процессе решения задач, поставленных перед исследованием, были получены следующие результаты:

— на основе анализа научно-педагогической, научно-методической литературы и диссертационных исследований проведен системно-структурный анализ понятия задачи;

— обоснована возможность использования графового моделирования как средства оптимизации межпредметных связей алгебры и физики в условиях преемственности для разработки научно-обоснованной методики обучения учащихся решению текстовых задач на основе моделирования;

— на основе анализа теории педагогических измерений разработана и реализована на конкретном содержании технология косвенного измерения сложности решений текстовых задач по шкале порядка;

— проведена сравнительная характеристика сложности структур решений текстовых задач учебных пособий по уровням сложности в курсе алгебры 8−9 классов;

— проведен сравнительный анализ сложности структур решений алгебраических и физических текстовых задач;

— разработана система текстовых физических задач по нарастающей сложности структур их решений;

— выделены критерии рангов сложности текстовых физических задач по изучаемым темам;

— экспериментально доказана педагогическая эффективность разработанной методики обучения учащихся решению текстовых задач алгебры и физики на основе моделирования для формирования обобщенных и общих умений и навыков.

В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Проведенный теоретико-методологический анализ показал, что моделирование может выступать как средство оптимизации межпредметных связей алгебры и физики в процессе обучения учащихся решению текстовых задач в условиях преемственности в обучении.

При этом было установлено, что:

— возможен локальный подход к оптимизации процесса обучения, т. е. оптимизировать процесс обучения может учитель на локальном уровне;

— возможно использование моделирования как средства оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся решению текстовых задач;

— критериями оптимизации межпредметных связей в процессе обучения учащихся решению текстовых задач являются основные критерии оптимизации.

— эффективность и качество процесса обучения решению задач.

2. Проблема оптимизации процесса обучения решению задач, являясь, прежде всего, психолого-педагогической проблемой, решается посредством метода графового моделирования, который позволяет спроектировать дидактически обоснованную уровневую систему задач в обучении и способствует повышению эффективности и качества обучения, формированию обобщенных и общих умений и навыков в решении текстовых задач алгебры и физики. Формирование обобщенных умений при решении задач происходит в процессе построения последовательности моделей при переходе от одного уровня моделирования к другому, более общему.

3. Основываясь на теории педагогических измерений, можно констатировать, что измерение сложности решения текстовых задач является косвенным измерением по шкале порядка, построить ранговую порядковую шкалу и систематизировать задачи по соответствующим рангам сложности.

4.

Введение

дополнительных отношений для моделирования физических задач позволяет моделировать структуры решений не только алгебраических, но и физических задач.

5. Сравнительный анализ сложности структур решений задач в курсе алгебры и физики показал:

— отсутствие учета объективной характеристики сложности решений текстовых задач не дает возможности авторам сборников задач составлять системы дифференцированых по сложности задач;

— в сборниках задач представлено много несложных задач, дублирующих друг друга;

— в сборниках задач практически отсутствует выбор задач большой сложности, ввиду незначительного их количества;

— в сборниках задач не обеспечивается постоянное возрастание сложности решения задач.

6. Обязательным этапом педагогического исследования является дидактический эксперимент, необходимость которого обусловлена задачей подтверждения достоверности предлагаемой методики для целей обучения. Проведенный эксперимент подтвердил, что разработанная методика является средством повышения эффективности и качества процесса обучения решению алгебраических и физических текстовых задач.

7. В дальнейшем целесообразно продолжить исследование в плане формализации системы структур решений задач и создания исчисления задач.

Наиболее важные положения и результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Концептуальные основы психодидактического проектирования в курсе физики. Вестник ОмГАУ. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2000. — № 4. — С. 26−36 (в соавторстве).

2. Психодидактическое проектирование в вузовском курсе физики //Тезисы докладов на Международной научной конференции, посвященной 70-летию образования СибАДИ. Том 6. — Омск: Изд-во СибАДИ, 2000. — С. 78−79 (в соавторстве).

3. Дидактическая система задач в термодинамике. Вестник ОмГАУ, 2001. — № 4. — С. 20−23.

4. Исследование проблемы структуры и трудности учебных физических задач. Вестник ОмГАУ. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. — № 1. — С. 91−95 (в соавторстве).

5. Методология психодидактического проектирования систем учебных задач в курсе физики // Тезисы шестой Международной конференции «Физика в системе современного образования». (ФССО-01). Ярославский гос. пед. ун-т. 28−31 мая 2001 г. Том 1. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2001. -С. 145 (в соавторстве).

6. Моделирование физических задач, заданий и тестов. Вестник ОмГАУ. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. № 4. — С. 23−26.

7. Факторы сложности в решении физических задач // Материалы региональной научно-методической конференции межрегиональной ассоциации «Агрообразование» Сибирского федерального округа ОмГАУ. Р. 4 — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. — С. 137.

8. Графовое моделирование как средство оптимизации построения системы задач в курсе физики. Омский Научный Вестник. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. — Выпуск восемнадцатый, март. — С. 246−249 (в соавторстве).

9. Факторы сложности в решении задач на закон сохранения энергии. Вестник ОмГАУ. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. — № 2. — С. 9−11.

10. Факторы сложности и трудности в решении задач. Вестник ОмГАУ. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. -№ 2. — С. 11−13 (в соавторстве).

11. Методологические основы проектирования систем учебных задач// Сборник статей преподавателей факультета МЕНД «Естественные науки в ОмГАУ». Изд-во ОмГАУ, 2003. — С. 7−10 (в соавторстве).

12. Моделирование задач как путь достижения дидактических целей их решения // Сборник научных статей «Исследования по методике преподавания физики». Изд-во ОмГАУ, 2003. — С. 8−14.

13. Определение сложности физических задач путем моделирования структуры их решения. Омский Научный Вестник. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. — выпуск 23, июнь. — С. 43−47 (в соавторстве).

14. Педагогические измерения: дидактометрия сложности физических задач. Вестник ОмГАУ. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2003. — № 3. — С 56−61.

15. Графовое моделирование структур решений задач как средство их систематизации. Математические структуры и моделирование. — Омск, 2004. — Выпуск 14. — Декабрь. — С. 128−139.

16. Межпредметные связи физики и математики на уровне структур решений задач // Сборник научных работ «Методологические основы преподавания физики в ОмГАУ». Изд-во ОмГАУ, 2004. — С. 12−15.

17. Методика формирования обобщенных умений на основе моделирования задач физики и математики. Омский Научный Вестник. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. — № 3 (28), сентябрь. — С. 225−229.

18. Моделирование в обучении решению задач // Материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции. Барнаульский гос. пед. ун-т. 2−4 ноября 2004 г. Психодидактика высшего и среднего образования. Часть II. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — С. 133−136 (в соавторстве).

19. Моделирование как средство реализации преемственности в обучении решению задач. Омский Научный Вестник. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. -№ 3 (28), сентябрь. — С. 221−225 (в соавторстве).

20. Система многоуровневых задач как средство дифференцированного обучения. Омский Научный Вестник. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. — № 4 (29), декабрь. — С. 214−218 (в соавторстве).

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Психологические особенности формирования теоретических обобщений в процессе решения технических задач: Дис.. канд. психол. наук. М., 1979.- 150 с.
  2. Р. О природе систем // Известия АПН РСФСР. 1971. — № 3. -С. 68−75.
  3. Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1996. — 239 с.
  4. Алгебра: Учеб. для 8 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 1991.-320 с.
  5. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1995.-223 с.
  6. Алгебра: Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- под ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 1990. — 320 с.
  7. Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2000. -255 с.
  8. Н.М. Некоторые вопросы моделирования сложных систем // Кибернетику на службу коммунизму. — M.-JL: Энергия, 1967. — Т. 4. -С. 255−267.
  9. .Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. -1953.-№ 2.-С. 23−25.
  10. Н.С. Слагаемые знания (о межпредметных связях в учебном процессе). Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд., 1969. — 152 с.
  11. М.В., Херц М. М. Математические методы в лингвистике. — М.: Наука, 1974.-167 с.
  12. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  13. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования: Методологические проблемы (Ежегодник). -М.: Наука, 1982. С. 26−46.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  15. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -254 с.
  18. Ю.К. Оптимизация процесса обучения с целью повышения эффективности учения школьников: Межвузовский сборник статей. -Ростов на Дону, 1976. 166 с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  20. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: В вопросах и ответах. 2-е изд. — Киев: Рад. шк., 1984. — 287 с.
  21. Ю.К., Харьковская В. Ф. Проблема оптимизации процесса обучения математике // Изучение возможностей школьников в усвоении математики. М.: Просвещение, 1977. — С. 3−28.
  22. Л.Б., Бирюков Б. В., Спиркин А. Г. О философских аспектах кибернетики // Клаус Г. Кибернетика и философия. М.: И.Л., 1963. -С. 484−530.
  23. В.А. О некоторых преемственных связях в обучении математике в средней школе // Преемственность в обучении математике: Сб. статей / Сост. A.M. Пышкало. М.: Просвещение, 1978. — С. 18−24.
  24. В.А. Применение графов в обучении // Математика и методика ее преподавания. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1972. — С. 41−56.
  25. В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1964.-384 с.
  26. В.А. Сборник задач по курсу общей физики: Учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1978. — 208 с.
  27. Г. А. Методы оценки количественных характеристик задач // Программированное обучение. Киев: Вища школа, 1985. — Вып. 22. — С. 21−28.
  28. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Политиздат, 1968.-97 с.
  29. М.П. Элементы прикладной математики (графы и экстремальные задачи на графах) на факультативных занятиях в старших классах средней школы: Дис.. канд. пед. наук. JL, 1975. -229 с.
  30. А.В. Преемственность обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Теоретико-методический аспект / Под. ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1996. — 80 с.
  31. С.Я. Введение. В сб.: Проблемы учебника для средних ПТУ. — М.: Педагогика, 1978. С. 3−10.
  32. Л.Ю. Графы и их применение: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. — 191 с.
  33. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы / Ред. И. И. Драчик. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
  34. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Пегагогика, 1989.-188 с.
  35. .П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии.-Вильнюс, 1971. -242 с.
  36. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
  37. В.М. О дидактической трактовке понятия эффективности. М.: Педагогика, 1977. — 48 с.
  38. В.М. Эффективность обучения. М.: Педагогика, 1976. — 190 с.
  39. В.М. Эффективность обучения: Методологический анализ определения этой категории в дидактике. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
  40. JI.A. Графовое моделирование как средство уровневой дифференциации текстовых задач в курсе алгебры 8−9 классов: Дис.. канд. пед. наук. Омск, 2002. — 196 с.
  41. Ю.П. Сетевое планирование в школе. М.: Просвещение, 1980. -80 с.
  42. Большая Советская Энциклопедия. — М.: Сов. Энциклопедия, 1973. — Т. 12. 600 с.
  43. Н.Ф. Об основах межпредметных связей // Советская педагогика. 1971.-№ 11.-С. 24−31.
  44. Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  45. Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов ВУЗа: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 1995.- 136 с.
  46. Н.П. Методика формирования обобщенных умений на основе моделирования задач физики и математики // Омский Научный Вестник. — 2004. № 3 (28), сентябрь. — С. 225−229.
  47. Н.П. Педагогические измерения: дидактометрия сложности физических задач // Вестник ОмГАУ. 2003. -№ 3. — С. 56−61.
  48. Н.П., Рыженко Н. Г. Графовое моделирование как средство «оптимизации построения системы задач в курсе физики // Вестник ОмГТУ.- 2002. Выпуск 18. — С. 246−249.
  49. Н.П., Рыженко Н. Г. Моделирование как средство реализации преемственности в обучении решению задач // Омский Научный Вестник.- 2004. № з (28), сентябрь. — С. 221−225.
  50. Н.Е. Основы познания в школьном естественнонаучном образовании // Наука и школа. -2004.- № 2. С. 26 — 31.
  51. С.В. Технологические процедуры оптимизации при проектировании учебного процесса по математике: Дис.. канд. пед. f наук.-М., 2000.- 171 с.
  52. Н.М. Методы преподавания в биологии // О методах обучения в школе / Под ред. Д. И. Трайтак. М.: Педагогика, 1977. — С. 23−39.
  53. В.Ф. Графовые модели в методике преподавания математики: Дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 216 с.
  54. М.Б. Наука обучать. М.: LINKA — PRESS, 1995. — 279 с.
  55. Воронина J1.B. Реализация преемственности в обучении математике (на материале 1 6 классов): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999.- 19 с.
  56. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-425 с.
  57. М.В., Герасимова B.C. Знаковое моделирование в процессе решения учебных текстовых задач // Психологические проблемы переработки знаковой информации. М.: Наука, 1977. — С. 237−251.
  58. И. Описание решений некоторых задач на языке математической логики // Роль и место задач в обучении математике. М., 1973. — Вып. 1, разд. 1,2.-С. 103−115.
  59. Д.М., Митин М. Б., Рихта Р. Техника, общество, человек. Критика буржуазных концепций «философии техники». М.: Знание, 1981.-64 с.
  60. Р.А. Измерение трудности учебных упражнений посредством моделирования процесса их выполнения: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1987.- 156 с.
  61. Т.К. Особенности формирования у учащихся стратегии решения задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1970. 23 с.
  62. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  63. Я.И. О принципах построения систем упражнений // Народное образование. 1963. -№ 11. — С. 56 — 59.
  64. Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Воронежский университет, 1976. — 327 с.
  65. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  66. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  67. В.А. Межпредметные связи математики и физики: Пособие для учителей и студентов. Омск: ОмПИ, 1991. — 96 с.
  68. М.А., Есипов Б. П. Дидактика / Под общей ред. Б. П. Есипова. -М.: АПН РСФСР, 1957.-518 с.
  69. .И., Дегтярева И. Б. Уровневые задания по физике для 9 и 10 классов. Киев: Рад. школа, 1988. — 176 с.
  70. В.П., Демкович Л. П. Сборник задач по физике. 10−11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. — 253 с.71
Заполнить форму текущей работой