Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессионально-личностное самосознание как фактор педагогической подготовки преподавателей военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти особенности общепедагогической подготовки относительно кадров военного вуза раскрыты в работах A.B. Барабанщикова, В. А. Вострова, A.A. Капустина, Э. Н. Короткова. В них остро ставится вопрос о развитии именно творческого педагогического мышления преподавателей, готовящих офицерские кадры, о педагогическом творчестве как условии развития творческого военного мышления будущих офицеров… Читать ещё >

Содержание

  • введете
  • 1. Состояние педагогической подготовки преподавателей военного вуза
    • 1. 1. Современное состояние педагогической подготовки преподавательского состава военного вуза
    • 1. 2. Анализ основных теоретических подходов к проблеме педагогической подготовки преподавателей вуза
    • 1. 3. Пути совершенствования педагогической подготовки преподавателей военного вуза
    • 1. 4. Анализ взглядов отечественных и зарубежных психологов на структуру личности
  • 2. Модель педагогической подготовки преподавателя военного вуза на основе профессионально-личностного самопознанч
    • 2. 1. Структура личности преподавателя военного вуза
    • 2. 2. Структура профессионально значимых характеристик преподавателей военного вуза
    • 2. 3. Модель педагогической подготовки преподавателей военного вуза
  • Педагогическая подготовка преподавателей военного вуза по экспериментальной модели и # анализ ее результатов
    • 3. 1. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
    • 3. 2. Экспериментальная педагогическая подготовка преподавателей

Профессионально-личностное самосознание как фактор педагогической подготовки преподавателей военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из наиболее важных целей проводимой в России реформы Вооруженных сил является повышение качества подготовки офицеров-выпускников военных вузов. Значительным фактором достижения успеха в этой работе является высокая квалификация их профессорско-преподавательского состава.

Это требование отражено в Программе совершенствования системы военного образования (введена приказом МО РФ от 29 июля 1998 г. № 338): «В целях непрерывного совершенствования профессиональных знаний, навыков и умений офицеров предусмотреть обязательное повышение ими квалификации и профессиональную переподготовку., ввести обучение по программам, предусматривающим получение квалификации «Преподаватель высшей школы» .

Существует «социальный заказ» на исследования в этой области. Так, письмом Генерального штаба ВС РФ от 26 апреля 1991 г Xs 317/3/284 рекомендована тематика д" ссертационных работ по проблемам военного образования, разработанная Г. м,-яым управлением военно-учебных заведений. В частности, рекомендованы темы по напразлению- «Обоснование предложений по совершенствованию содержания, форм и методов подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава». V.

Данная проблема в науке не рассматривалась недостаточно. Большинство исследований посвящено вопросам подготовки специалиста в гражданских вузах. Выявлены три ее существенные стороны: система педагогических знаний, умений и навыков, необходимых для продуктивной педагогической деятельностикомплекс основных личностных и педагогических качеств, важных для педагогического взаимодействия и построения адекватных гибких педагогических отношенийпедагогическая направленность личности педагога, включающая педагогическое самосознание, педагогическое мышление, педагогическое творчество (O.A. Абдулина, Н. В. Кузьмина).

Работами С. И. Архангельского, A.B. Барабанщикова, В. В. Краевского, В. Я. Лившиц, М. И. Потеева, В. А. Сластенина определен стержень общепедагогической подготовки преподавателя высшей школы: профессиональная компетентность, профессиональная опытность и профессиональное психолого-педагогическое мышление. В этом плане установлены следующие особенности общепедагогической подготовки:

— решающее значение принадлежит опережающему развитию педагогического мышления, без которого невозможно решение любой задачи подготовки высококвалифицированных кадров для вуза;

— критериями профессиональной готовности педагога выступает профессиональное самосознание, сформированность личностных качеств и эффективность педагогического творчества;

— существует дв&основных пути повышения профессиональной культуры преподавателя: система повышения квалификации и исследовательский подход к обучению и воспитанию.

Непосредственно росту профессионального мастерства педагогических кадров в системе повышения квалификации посвящены работы Н. В. Борисовой, В. А. Вострова, Б. Б. Исправникова, Р. Ф. Жукова, Ю. Н. Кулюткина, М. И. Потеева, Н. Ф. Талызиной и др. Установлены три закюмерности: связь диагностики и самодиагностики профессиональной компентности является ведущим мотивом активности слушателейопора на анш .

Все исследователи, рассматривающие проблему общепедагогической подготовки специалиста для вуза и школы, исходят из общих законов учебной деятельности (Т.В. Габай, М. С. Каган, Э.Г. Юдин) — связи обучения и развитияцелостности системы и ее структуры, единства цели и конечных результатов (И.И. Ильясов).

Эти особенности общепедагогической подготовки относительно кадров военного вуза раскрыты в работах A.B. Барабанщикова, В. А. Вострова, A.A. Капустина, Э. Н. Короткова. В них остро ставится вопрос о развитии именно творческого педагогического мышления преподавателей, готовящих офицерские кадры, о педагогическом творчестве как условии развития творческого военного мышления будущих офицеров, о культуре педагогического наставничества в военной подготовке, об овладении основными дидактическими технологиями на основе активизации и индивидуализации обучения. И. Д. Сергеев напрямую связывает военную реформу с реформой высшего военного образования.

В целом создана определенная научная база, общая для гражданских и военных вузов, что позволяет углубленно изучать проблему повышения эффективности военного педагогического образования.

Современный подход к педагогической подготовке военной) специалиста осуществляется в самом общем виде, когда объектами изучения и влияния являются отдельные составляющие, а не целостная педагогическая система. А важнейший ее элемент — преподаватель — выступает в ви гбстрактной обобщенной модели. Личность военного педагога не является объектом изучения и профессиональной подготовки, поэтому не создаются и необходимые условия для ее самопозг ния, самооценки и профессионального самосовершенствования.

Вместе с т м, в настоящее время возрастает роль активности самой личности в социальном прогрессе в деятельности и общении. Эта активность проявляется в целостной «Я — концепции» человека (Р.Ф. Берне, И. С. Кон, А.И. Кочетов).

Ядром «Я-концепции» является самопознание, самореализация и самосовершенствование. Причем именно самопознание является исходным в образовании и развитии «Я-концепции» (C.J1. Рубинштейн).

В этом аспекте для нашего исследования были важны характеристики процесса самопознания, выявленные как психологами, так и педагогами:

— объективное отношение обучаемого к ходу и результатам своей деятельности (М.С. Каган);

— объективное отношение к информации, которую воспринимает обучаемый (П.Я. Гальперин);

— адекватная оценка деятельности других людей и возникающих с ними отношений (Зязюн И. А.);

— четкое видение своих перспектив, выбор идеала человека или образца деятельности (Г. Г. Салмина);

— объективная самооценка своих достоинств и недостатков, жизненных успехов и неудач (A.B. Захарова, А. Г. Спирин и др.);

— самокритичность и требовательность к себе (А.Я. Арет, Л. И. Рувинский, М.С. Тайчинов).

В развитие этих идей установлено, что самопознание выступает в тсачеетве ведущего фактора педагогического творчества (Н.Д. Никандров, А.И. Кочетов), является основой гчдивидуального подхода в обучении и воспитании (H.H. Верцинская).

Все это в определенной степени относится к проблеме нашего исследования, поскольку профессионально-личностное самопознание еще не стало фактором педагогической подготовки в военном вузе. Именно поэтому целостную систему педагогической подготовки преподавателей военного вуза необходимо построить по такой модели, которая ориентирована на его личность. Это обусловило выбор темы исследования «Профессионально-личностное самопознание как фактор педагогической подготовки преподавателей военного вуза» .

Проблема исследования: каковы методолого-организационные основы педагогической подготовки преподавателей военного вуза во взаимосвязи с его профессионально-личностным самопознанием.

Объект исследования — педагогическая подготовка преподавателей военного вуза.

Предмет исследования — взаимосвязь педагогической подготовки и профессионально-личностного самопознания преподавателя военного вуза.

Цепью диссертационного исследования является разработка модели процесса педагогической подготовки преподавателя военного вуза на основе его профессионально-личностного самопознания.

Стратегия исследования состоит в построении такой модели педагогической подготовки преподавателя, которая обеспечивает целостное представление о структуре личности специалиста военного вуза, формирование мотивов самопознания и самооценки, повышение аутопсихологической компетентности.

Гипотеза исследования: поскольку одним из основных показателей эффективности профессионально-педагогической подготовки выступает психолого-педагогическая компетентность, то модель ее профессионально-личностного осуществления должна включать в себя, по-видимому, опору на сложившийся к началу подготовки профессиональный опыт обучающегосяразвитие его самооценочной деятельности в личностном аспектедиагностико-эмпатийный компонент педагогического взаимодействияпрактико-технологический компонент предстоящей самостоятельной преподавательской деятельности. Все это в совокупности, вероятно, выступает движущей силой профессиональной подготовки и самоподготовки специалиста.

Отсюда можно предположить, что данная модель удет осуществляться по следующим этапам: диагностика и целеполаганиесофжательно-технологический этапкоммуникативно-технологическийкреативно-исследовательскийсамосозидательный.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили его задачи:

— проанализировать современное состояние педагогической подготовки специалистов указанного профиля;

— построить модель педагогической подготовки преподавателей военного вуза на основе его профессионально-личностного самопознания;

— осуществить ее опытно-экспериментальную проверку;

— охарактеризовать профессионально-личностное самопознание как фактор педагогической подготовки преподавателей военного вуза.

В качестве методологических основ исследования выступают идеи целостного подхода к человеку, его личности (холистический подход) — системной иерархической структуры личностинаправленности обучения и воспитания на формирование личностных качествопределяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формированииединства личностного и деятельностного подходов. Диссертант при проведении исследования опирался на одну из основных методологических установок в педагогике — использование междисциплинарных связей.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: изучение специальной научной литературы, теоретическое моделирование, анкетирование, рейтинг, диагностическая беседа, изучение методических документов, последовательный педагогический эксперимент, математическая обработка результатов.

Источниками исследования являлись научные тр] < по педагогике, психологии, материалы научно-практических и методических конференций, материалы научно-исследовательских работ, проводившихся в Краснодарском военном институ анкеты, материалы бесед с преподавательским и научным составом инстит а.

Основные этапы исследования. Первый этап исследований (1990;1996 гг.) состоял в поиске, систематизации, обобщении материалов, описывающих опыт педагогической подготовки преподавателей. Осуществлялся теоретический анализ основных концепций личности и формировался собственный взгляд на проблему повышения эффективности педагогической подготовки. Было установлено, что содержание педагогической подготовки важно рассматривать не только с позиций педагогической деятельности, но и с позиций формирования (самоформирования) личности педагога.

Второй этап исследования (1997;1998 гг.) — построение модели личности преподавателя военного вуза и соответствующей модели его профессиональной подготовки.

Третий этап (1998;1999 гг.) состоял в проверке экспериментальной модели педагогической подготовки и оценке полученных результатов. Разрабатывались документы, позволяющие организовать такую подготовку, выявлялись условия, при которых обеспечивается эффективность этого процесса, формировалось основное содержание диссертации.

Базой исследования были Краснодарский военный институт, Краснодарский авиационный институт и Краснодарский юридический институт МВД.

Научная новизна полученных результатов заключается в определении специфической совокупности профессионально значимых характеристик личности преподавателя военного Вуза и его деятельности, включающей семь уровней — мировоззренческий, ценностно-ориентационный, событийно-деятельностный, ментальный, эмоционально-волевой, психофизиологический, соматическийразработке многовариантного и поэтапного содержания подготовки специалиста, предоставляющего ему возможность осуществить выбор целей и содержания педагогической подготовки на основе самопознания, самооценки и с учетом факторного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в рас >ытии специфики профессиональной подготовки преподавателя в военном взеопределении методологических основ взаимосвязи нескольких объективно выраженных моделей: деятельности, личности и ее отдельных характеристиквыявлении содержания и этапов самопознания преподавателя соответственно содержанию и этапам его педагогической подготовки.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что предложен инструментарий для педагогической поддержки профессионального роста преподавателей военного вуза, а также вариант локально-нормативных актов и программ, определяющих организацию профессиональной подготовки преподавателей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается их проверкой с использованием независимых баз исследования (два военных института и институт МВД) и разными методами оценки (решение профессиональных задач и анкетирование), всесторонним анализом полученных фактов, сравнением данных своего и других исследований.

Личный вклад соискателя состоит в том, что им определена специфика структуры личности преподавателя военного вузаразработана параметрическая модель профессионально значимых характеристик его личностиопределены этапы, цели и содержание педагогической подготовки преподавателей военного вуза включающей профессионально-личностное самопознаниеразработаны методические и нормативные документы, определяющие ее как систему.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель педагогической подгс х>вки преподавателей военного вуза представляет собой совокупность основ" .латающих и личностно направленных компонентов профессиональной деятельности, связанных с целеполаганием, диагностикой и самодиагностикой, профессионально-личностной оценкой и самооценкой, определением и индивидуальной коррекцией ее содержания, форм и методов. Компоненты модели строго соотнесены со структурой профессионально значимых характеристик специалиста на соответствующих уровнях: мировоззренческом, ценностно-ориентационном, событийно-деятельностном, ментальном, эмоционально-волевом, психофизиологическом, соматическом.

2. Профессионально-личностное самопознание преподавателей как фактор педагогической подготовки выполняет пять функций: ценностно-мотивационную, активно-стимулирующую, деятельностно-мотивационную, самооценочную, ориентационно-регулирующую.

3. Все функции самопознания полноценно реализуются при условии творческой и исследовательской направленности педагогической подготовки кадров, которая оптимально осуществляется на основе сочетания коллективных форм обучения и индивидуально-ориентированных образовательных программ роста их профессионализма.

Апробация результатов исследования.

Промежуточные результаты исследования излагались на X региональной научно практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы социально-психологической и медико-психологической службы» (Краснодар, КубГУ, 1996 г.), III Всероссийской научно-методической конференции: «Педагогические нововведения в высшей школе: технология, методики, опыт» (Краснодар, КубГТУ, 1997 г). На XX научно-методической конференции Краснодарского военного института «Сегодня и завтра военной школы» (Краснодар, КВИ, 1999 г.) и Межрегиональной научно-практической конференции «Образование взрослых: психолого-педагогические аспекты» (Краснодар," Северо-Кавказский ш региональный учебный центр дополнительного образования, 1999 г.), а также в 11 научных публикациях автора.

Результаты диссертационного исследования используются г проведении педагогической подготовки преподавателей специальных дисципздш Краснодарского военного института, Краснодарского авиационного института и Краснодарского института МЗД РФ.

Структура диссе нации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка лите лтуры, приложения. Общий объем работы 190 страниц, из них 24 страницы — приложение, 8 рисунков, 6 диаграмм и 13 таблиц.

Результаты исследования показали и направления дальнейшей работы. Предстоит изучить характер и содержание связей между различными иерархическими уровнями в структуре личности преподавателя и их проявления в педагогическом труде. Кроме того, необходимо разработать дополнительные тестовые методики для оценки уровня сформированности профессионально значимых характеристик, уточнить цели и содержание этапов педагогической подготовки, совершенствовать методическое обеспечение профессионально-личностного самопознания.

Исследование показало, что повышение эффективности педагогической подготовки немыслимо без увеличивающейся ориентации ее на личность конкретного педагога.

Заключение

.

Педагогическая подготовка преподавателей военного вуза становится одним из важнейших рычагов повышения качества обучения в военных вузах РФ, поэтому повышение ее эффективности — это одна из важнейших задач реформирования высшей военной школы.

Наш взгляд на педагогическую подготовку состоит в необходимости включения в нее дополнительного компонента, который обеспечивает профессионально-личностное самопознание преподавателей. Основой такого компонента является модель структуры личности преподавателя и построенная в ее логике модель профессионально значимых характеристик.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. -2-е изд.,-М: Просвещение, 1990.-141 с.
  2. Агапова ОН, Вербицкий A.A. Червяков В. А. Перестройка ВУЗа как звена педагогической системы и сферы социальной практики- Современная высшая школа, № 2/70/, 1990, с. 56.
  3. Ю.Б. Реализация системного подхода в частных методиках преподавания военно-технических дисциплин. -JL: ВАС, 1980.- 21 с.
  4. A.C. Креативная педагогика: время «Ч». Вестник высшей школы № 1,1992, с 14.
  5. Х.Г., Новиград Д. С. Принципы дидактики и последипломное обучение. -Современная высшая школа, № 4/44/1983, с. 25.
  6. О.С. Педагогические аспекты системы последипломного образования . -Вестник высшей школы, № 9/1990, с. 18.
  7. О.С. Профессиональное мышление преподавателя. Вестник высшей школы,, № 9/1987, с.22−23.
  8. О. С. Чсрнушкевич В. А. Учебная и педагогическая деятельность в учебном процессе.- М., 1990, с. 17−31.
  9. А.Ф. Экспериментальное исследование свойств ориентировочной основы при решении диагностических задач. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1978.-19 с.
  10. П.Архангельская Ю. С. Формирование обобщенного способа овладения техническими средствами профессиональной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.М., 1985.-18 с.
  11. Архангельский С И. Учебный процесс в высшей школе. Его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980, с. 6−15.
  12. JI.M. Педагогическое призвание и динамика его развитая у студентов. Д., 1972.- 34 с.
  13. В.Г. Системность и общество. -М: Политиздат, 1980, с >-41.
  14. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности, vi., 1981, с.36−38.
  15. С. А., Решетова З. А. Проблемы единства фундаментальны: профессиональных знаний и построения учебного предмета в ВУЗ* Современная высшая школа № 4/52/1985, с.15−18.
  16. A.B. Дидактические проблемы высшей военной школы. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М., ВПА. 1980, -263 с.
  17. A.B., Звягинцев В. Г. Педагогика высшей военной школы. Учебн. пособие. М.: ВПА, 1985.- 190 с.
  18. A.B., Иванов В. Н. История отечественной и зарубежной педагогики: в 3 ч.: Учеб. пособие. М.: Голицынский военный институт ПВ РФ, 1994. -298 с.
  19. В.П., Татур Ю. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. М., 1991.- 144 с.
  20. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., Политиздат, 1973, с.45−57.
  21. Н.В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук., 1987. 19 с.
  22. H.H., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов, М.: Наука, 1986. -544с
  23. Я. Ноше ориентиры последипломной подготовки. Вестник высшей школы, № 6/1991, с. 15−18.
  24. Вазина К. Я, Петров Ю. Н., Беликовский В. Д. Вариант современной модели обучения, -Вестник высшей школы, № 1/1989, с. 23−2S.
  25. Н.М. Управление учебным процессом в системе повышения квалификации. -Киев: Вища школа, 1987.-144с.
  26. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -M., Высшая школа, 1991, с.33−54.
  27. A.A. Сфера духовного производства. Вестник высшей школы, № 9/1990, с.15−18.
  28. C.B., Штыркин A.A., Реализация принципов системного подхода при составлении учебных программ. Методпособие, Краснодар, КВВУ, 1990 г.~46 с.
  29. C.B., Кочубей Л. Г., Штыркин A.A. Педагогические основы организации учебного процесса в выспи" военных учебных заведениях (учебное пособие для преподавателейХ МО РФ, КВВУ, Краснодар, 1993.- 9S с.
  30. C.B., Зеленков В. А., Штыркин A.A. Методические рекомендации по подготовке, выполнению и защите курсантами дипломных работ., МО РФ, КВВУ,
  31. Краснодар, 1995 г.- 52 с. .
  32. C.B., Штыркин A.A., Кочубей Л. Г. Структурный анализ npcxj юнальных качеств личности преподавателя., Методич. пособие, Краснодар, KBBV, 996.- 48 с.
  33. И. А., Минина А. М. Педагогические цели обучения в современной высшей школе. -М: Знание, 1988, с.31−32.
  34. В.А. Педагог высшей военной школы. Военная мысль, № 5/1991, с.4−10.
  35. .Л., Малькова З.А Сравнительная педагошка.-М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996, с.4−7.
  36. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. -Издательство МГУ, 1988, с. 10−43.
  37. Галузяк В. М, Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика, № 3,1998, с 18−24.
  38. П.Я. Введшие в психологию. М, 1976, с. 19−58.
  39. П.Я., Данилова В. П. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творцеских задач. -Вопросы психологии, № 1/1980, с. 20−25.
  40. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования. -Вестник высшей школы, № 8/1978, с.6−11.
  41. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа Пресс, 1995 г.- 448 с.
  42. Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии., -М. :изд."Прогресс", 1976 г., 495с.
  43. В.Г. Знать, чтобы делать. -М.: Знание, 1987, с.56−89.
  44. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. -М., Педагогика, 1988 г.
  45. С.С., Тульчинский Г. Л. Проблема понимания в философии. -М.: Полюиздат, 1985, с-143−156.
  46. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972, с. 98−132.
  47. В.В., Неверкович С. Д., Самоупсина Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей. • вопросы психологии, № 3/1990, с.43−44.
  48. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга.Д., 1985, с. 67−95.
  49. Л.Я. Системность качество знаний. -М.: Знание. Серия Педагогика и психология, № 1/1976, с. 15.
  50. Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте псгесологии образования. Вопросы психологии, X® 3−4/1992, с. 18−19.
  51. И. И. Структура щюцесса учения. -М.: Изд-во МГУ, 1986, с. 10−45.
  52. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974, с.34−67.
  53. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983, с. 17−24.
  54. А. А., Азарнов Н. Н. Перестройка психолого-педагогической подготовки офицеров. -Военная мысль, № 1/11)91, с.23−28.
  55. А.Ю. Инновационный подход к подготовке преподавателей научно-технического творчества. В сборнике «Теория и практика обучения научно-техническому творчеству». -М., НПО «Поиск», 1992, с. 145−160.
  56. И.М. Психолого-педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в условиях перестройки высшей школы. -Л.: ВАС, 1990, с.34−38.71 .Константинов Н. А. и др. История педагогики: учебн. М- Просвещение, 1982.-447с
  57. Э.Н. Развитое творческого мышления офицеров в процессе обучения. М, ВПА, 1988. -122 с.
  58. Коротов В. М Воспитывающее обучение. -М.: Просвещение, 1980. <192 с.
  59. А.И. Культура педагогического исследования.-2-е изд., Минск.: Ред. журнала «Адукацыя 1 выхаванне», 1996.-312 с.
  60. А.И. Теория формирования личности: В 2 ч.- Мн.: НИО, 1997.-207 с.
  61. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров. -Педагогика, № 78/1992, с. 28−34.
  62. А. О структурно-организационных основах последипломного образования. -Вестник высшей школы, № 9/1990, с.33−37.
  63. М.В., Шетурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии, № 2/1983, с. 51−59.
  64. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. М.: «Ось-89», 1998. 208 с.
  65. Н.В. Очерки психологии труда учителя., Ленинград., 1967, с. 201−207.
  66. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя, (г омощь лектору), Л., Знание, 1985. -32 с.
  67. Н.В. Профессионализм личности преподавателя I . стера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.-111- ¦>
  68. Культура военного мышления. /Под ред. Ф. Ф. Гайворонского и М.И. Галкина/. М., Военное издательство, 1991,-153 с.
  69. Ю.Н. Психология обучения взрослых. -М.: Просвещение, 1985, с.33−66.
  70. Кучина Т. В 1сихологическая структура деятельности преподавателя инженерно-техническог. вуза. Автрреф. Дне.Л., 1984.- 17 с. ?
  71. Куш-Жарк* К.Л., Поляков И. Н. Еще раз концепции обучения. Военная мысль, № 10/1991, (28−34.
  72. Леднев В. О Содержание образования. -М.: Высшая школа, 1989.- 360 с.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975, с.8−143.
  74. А.Н. Избранные психологические произведения, в 2 томах, — т. 2, М.: Педагогика, 1983, с. 20−201.
  75. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981, с. 23 144.
  76. В.Я., Нечаев Н. Н. Деятельность преподавателя ВУЗа как развивающийся процесс. В сборнике Проблемы повышения квалификации преподавателей. -Издательство МГУ, 1987, с. 78−90.
  77. Ля ликов А. П. Интенсивный метод обучения творчеству.// В сб. «Теория и практика обучения научно-техническому творчеству».: М, НПО «Поиск», 1992, с. 56−59.
  78. Э.Г. Автоматизированная обратная связь как средство совершенствования процесса обучения. Изд. Саратовского университета, 1989.-181 с.
  79. Э.Г. Категория обратной связи в педагогике под ред. А. А. Кирсанова. -Майкоп: изд-во Адыгейского госуниверсигета, 1998. -74 с
  80. С.JI., Мошкова И. Н. Психология производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990, с. 74−88.
  81. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельности. Киев: Вища школа, 1987, с. 5−98.
  82. Г. И. Психологические особенности гностической деятельности учителя. JL, 1979, с. 14−33.
  83. Методы системного педагогического мышления. /Под редакцией Н.В. Кузьминой/. -JL, 1980, с. 15−26.
  84. Миро любо в A.A., Маркова А. К. Повышение квалификации преподавателей педвуза. -Советская педагогика, Ks 10/1988, с. 33−43.
  85. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике М.- Высшая школа, 1987 г.-280с.
  86. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат /Под редакцией Ю. Н, Кулюткина, Г. С.Сухобской/. -М.: Педагогика, 1990, с. 102−140.
  87. H.H. Психолого-педагогическис основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд МГУ, 1988, с. 40−80.
  88. Ю5.Никандров Н. Д., Кан-Калик В. А. творчество как условие профессиональной подгоовки бу, т щего учителя. Советская педагогика, № 4/1982, с. 18.
  89. Юб.Никандров 1- Ценности как основа целей воспитания.// Педагогика, № 3/1998, с. 310.
  90. Новиков В. i*/ Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки преподавателей высшей военной школы.,/монография/, ВА РВ СН им. Петра Великого, М., 1998.-101.
  91. Ю.Общая психология. М., 1973, с.202−301.
  92. Ш. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, с.50−260.112.0пыт системного исследования психики ребенка/ Под ред. H.H. Непомнящей. М., 1975.-144 с.
  93. Основы общей и прикладной акмеоологии. Коллектив авторов. Российская академия государственной службы, Военная академия имени Ф И. Дзержинского., Москва. 1994.- 388 с.
  94. Основы педагогики и психологии высшей школы. /Под ред. A.B. Петровского/. -Изд МГУ, 1986, с.9−189.
  95. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И. Я Зазюна/. М.: Просвещение, 1989, с.78−97.
  96. Педагогические основы организации учебного процесса в высших военных учебных заведениях (учебное пособие для преподавателей), Министерство обороны РФ, КВВУ, Краснодар, 1993.- 95 с.
  97. Ф.А. Системная деятельность и образование Информатика и образование, № 1/1990, с.43−57.
  98. Плато1ЮВ К.К. О системе психологии. М, 1972, с.23−89.
  99. Положснис о высших военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, введено в действие Приказом МО РФ № 110 от 5 апреля 1994.
  100. Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.4.95 г. № 390 с изменениями и дополнениями от 22.10.98 г. № 1232, Москва.
  101. Полгорак В. И Вуз и подготовка руководителей производства. Вестник высшей школы, № 1/1992, с.59−87.
  102. М.И. Повышению квалификации преподавателей новый импульс. -Современная высшая школа, № 4/68/1989, с. 37−39.
  103. Проблемы повышения профессиональной квалификации руководителей школ /Под ред. Е.П. Тонконогой/. М: Педагогика, 1987, с.45−90.
  104. Психологические проблемы образования взрослых. Вопросы психологии, № 2/1989, с.33−37.
  105. Психология и педагогика. Учебное пособие/Под ред. Абульхановой К. А., Васиной Н. В., Лаптева Л. Г., Сластенина, — «Совершенство», 1998.-320 с.
  106. Психология личности. В 2-х томах. Хрестоматияю.-Самара: изд. дом «Бахрах», 1999.-544с.
  107. Решетова 3 .А. Психологические основы профессионального обучения.- М., Изд. МГУ, 1985,-157с.
  108. З.А. Реализация Гфинципов системного подхода в учебных предметах^ М.: Знание, 1986, с.2−45.
  109. З.А., Беляева С. А. Один из подходов к построению учебной дисциплины. -Вестник высшей школы, № 1/1985, с. 31−42.
  110. З.А., Мищик С. А. Формирование политехнического мышления в условиях подготовки школьников к широкопрофильному труду. -Вест. Моск. Ун-та. Серия 14. Психология, № 1/1984, с.47−50.
  111. З.А., Самоненко Ю. А. Системный тип ори • тровки в предмете и эвристические возможности учащихся. Вест. Моск. 1 — та. Серия 14. Психология, № 1/1982, с.78−83.
  112. С. Л. Основы общей психологии. -М.: П «агогика, 1989, с.78−90.
  113. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархии: Пер. с англ. М: «Радио и связь», 1993.- с.22
  114. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974, с.6−26.
  115. Г. Г. Знак и символ в обучении. М., 1989, с.23−34.
  116. В.Ф., Ннкев Г. П. Психологический аспект самоопределения личности. -Психологический журнал, т.5, № 4/1984, с. 33−43.
  117. В.И. Избранные психологические произведения. Рязань, изд. Рязанского пед. института, 1992, с.20−25.
  118. И.Д. Реформа военного образования важнейшая часть военной реформы в России., Красная звезда № 182 (22 671), 14.8.98 г.
  119. Л.В. Особенности педагогической деятельности наставника в условиях современного производства. Л., 1979, с.2−5.
  120. В. А. Формирование личности учителя в процессе ее профессиональной подготовки. -М., 1976, с.10−101.
  121. Совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе активизации и индивидуализации обучения., Отчет по НИР, Краснодар, КВВУ, 1991. 160 с.
  122. М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения, М: Московский психолого-социальный инсткгут, изд. «Флинта», 1998, с. 168.
  123. Е.И. Человек: возраст, труд, образование. Вопросы психологии, № 1/, 1986, с. 11−19.
  124. Стросвой устав Вооруженных сил Российской федерации. Введен в действие приказом МО РФ от 15 декабря 1993 г. № 600. -М.: Военное издательство, 1994 г. -526с.
  125. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста, М.: Знание, 1986, с. 2−33.
  126. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд. МГУ, 1984, с.45−55.
  127. Н.Ф., Печенюк Н. Г., Хихловский Б. Пути разработки профиля специалиста . Изд. Саратовского ун-та, 1987, с. 12−15.
  128. Теоретические основы непрерывного образования. /Под ред. В.Г. Онушкина/. -М.: Педагогика, 1987, с 233−245.ш.Теория и практика обучения научно-техническому творчеству (под редакцией В. Я Ляудис). -М., НПО «Поиск», 1992, с. 88−95.
  129. A.C. Изучение учителем результатов своей деятельности как фактор самосовершенствования. JL, 1982, с. 10−35.
  130. A.A. Повышение педагогической квалификации в контекстном обучении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 1989.- 20 с.
  131. Формирование учебной деятельности студентов. /Под ред. В. Я Ляудис/.- Изд. МГУ, 1989, 320 с. *
  132. В.И. Педагогические основы совершенствован! ¿-следовательских умений у слушателей военных академий. Автореферат диссертацк-. * соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1993.- 18 с.
  133. Л., Зиглер Д. Теории личности. «Питер», г. Санкт-Петербург, 1977. 608 с.
  134. Р.Г. Ситуативные задачи в системе повышения квалификации (часть П).
  135. М., Знание, 1985, с. 230−250.
  136. Шамсут/"лова И. Г. Педагогические основы высшего заочного образования (учебное пособие). % 1991, с. 15−60.
  137. Шць1рев Н С. Научное познание как деятельность. -М.: Политиздат, 1984, с. 11−104.
  138. A.A. Особенности переподготовки специалистов к преподавательской деятельнее т. Материалы Всероссийского семинара руководителей институтов (центров) усовершенствования учителей. Краснодар, 1993. — 22 с.
  139. A.A. Особенности переподготовки специалистов к преподавательской деятельности в системе повышения квалификации. Автореферат на соискание уч. степени канд.пед.наук, Краснодар, КВВУ, 1993.-19 с.
  140. A.A. Учебная программа как средство управления познавательной деятельностью: Педагогическое руководство процессом профессионального самосовершенствования будущих специалистов. Методические рекомендации, Краснодар, 1991.- 57 с.
  141. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986, с. 2−15.
  142. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978, с. 5−69.
  143. В.Г. Эффективность профессиональной деятельности человека в зависимости от его физиолого-психологических особенностей. Физиология человека, т. 10, № 1/1984, с. 94−103.
  144. Brown R.W. A determinants of relationships between rigidity and authoritarianism. Journal of abnormal and social psychology, 1953, v.8.
Заполнить форму текущей работой