Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование колористического единства в процессе живописного изображения: На начальном этапе обучения студентов педагогических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различные аспекты проблемы построения колористического целого в живописи исследовали в разное время известные художники и ученые: С. С. Алексеев, Г. В. Беда, Н. Н. Волков, А. С. Зайцев, А. А. Унковский, С. А. Чуйков, Г. М. Шегаль. В их работах рассматривалась проблема цвета в живописи с точки зрения теории и методики изображения, ставились вопросы, касающиеся восприятия цвета и связанные с его… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ
    • 1. 1. Психологические основы зрительного восприятия и специфика этого восприятия для создания живописного изображения
    • 1. 2. Педагогические аспекты проблемы активизации изобразительной деятельности студентов 1-го и 2-го курсов на занятиях по живописи
    • 1. 3. Основные критерии оценки живописного изображения
  • Глава 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА В ПРОЦЕССЕ ЖИВОПИСНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ
    • 2. 1. Типичные ошибки студентов начальных курсов при живописном изображении натюрморта (констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Научно-методическое обоснование формирования целостного живописного восприятия при создании колористического единства в живописном изображении у студентов начальных курсов
    • 2. 3. Методические особенности обучения живописи студентов начальных курсов (формирующий эксперимент)

Формирование колористического единства в процессе живописного изображения: На начальном этапе обучения студентов педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость постоянного совершенствования процесса обучения в высшей школе диктуется современными достижениями научно-технического прогресса. Современное обучение в вузе строится на активных формах учебной деятельности и поисках научно-обоснованных методов обучения, способствующих развитию творческих способностей будущих специалистов.

Методика обучения изобразительному искусству совершенствуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми высшей школой к учебному процессу. При этом учитывается большое значение самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов при освоении художественных дисциплин.

Одной из главных проблем обучения живописи является проблема формирования у студентов способности восприятия цветового единства и создания грамотного колористического живописного изображения. Целостное восприятие является качеством целостной и гармоничной личности, создание оптимальных условий для становления такой личности — важнейшая составляющая педагогического процесса. В связи с этим необходим постоянный поиск новых форм и методов организации учебного процесса, а также требуется разработка эффективной методики развития целостного восприятия и формирования профессиональных умений построения целостного изображения в живописи.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что процесс формирования способностей владения цветом и построения цветового единства в живописном изображении требует дополнительных исследований по методике обучения живописи.

Художественная практика накопила разнообразный интересный опыт в области методики воспитания целостного видения и построении цветового единства на изобразительной плоскости в живописи. Проблема развития художественного восприятия цвета, особого видения художника осознавалась уже в эпоху Возрождения в трактатах JL Альберти, Ч. Ченнини, Леонардо да Винчи. Например, JL Альберти косвенно обосновывает необходимость работы отношениями, а также целостной организации живописного произведения, намечает некоторые принципы целостного видения. Ценность взглядов Леонардо да Винчи, изложенных в сочинении «Книга о живописи», заключается в том, что он впервые ставит вопросы о важности воспитания целостного видения живописца, о методической последовательности работы от целого к деталям. Кроме того, в его заметках встречаются положения, связанные с анализом некоторых существенных особенностей зрительного восприятия.

К отдельным аспектам исследуемой проблемы художники-ученые обращались в разные времена. В частности, Д. Рейнольде особое место в подготовке художника отводил проблеме «постановки глаза»: «художник никогда не достигнет совершенства ни в рисунке, ни в цвете или объемности, если не привыкнет смотреть на предмет в целом». Он одним из первых сформулировал проблему целостности во всем ее многообразии. «Вы должны помнить, что, когда я говорю о целом, я подразумеваю, целое не только в композиции, но целое в отношении общего решения колорита, и целое в отношении света и тени, и целое во всем, что только может стать главным предметом художника».

Отдельные мысли, высказывания, наблюдения оставленные в литературном наследии Э. Делакруа представляют для нашего исследования большой интерес. Он писал о том, что «.нужно прежде воспитать глаз, а не ум ученика», о необходимости развивать способность «видеть более точно и более широко» цвет. Особый интерес представляют его работы по колористи-ке.

Необходимо отметить исследования И.-В. Гете, посвященные проблеме цвета и цветового зрения, представляющие интерес с точки зрения психофизической теории цветовой гармонии и изучения явления цветового контраста.

Отечественные художники-педагоги, исходя из собственной творческой практики, достаточно убедительно отстаивали необходимость воспитания целостного восприятия цветовых сочетаний и построения грамотного колористического изображения. Известны методические установки выдающихся русских художников: А. А. Иванова, К. А. Коровина, И. Е. Репина, В. А. Серова, В. И. Сурикова, П. П. Чистякова.

Наиболее интересные методические материалы, посвященные формированию художника, оставил П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду замечательных художников-колористов. Основополагающим фактором, определяющим начальную стадию обучения, он считал воспитание у молодого художника способности образно мыслить на живописной плоскости, понимать движение цвета по форме, владеть образным характером цвета.

Ценный эмпирический и теоретический материал по проблемам обучения живописи оставили выдающиеся отечественные художники: А. А. Дейнека, Б. И. Иогансон, А. В. Куприн, P.P. Фальк, К. Ф. Юон и др.

Современные ученые-методисты внесли значительный вклад в развитие вузовской художественной педагогики и методики: Г. В. Беда, Н. Н. Волков, Б. Г. Гагарин, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, А. И. Иконников, В. В. Корешков, B.C. Кузин, В. К. Лебедко, Б. Ф. Ломов, ЛГ. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Г. Б. Смирнов, Н. М. Сокольникова, АА. Унковский, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин и др.

Различные аспекты проблемы построения колористического целого в живописи исследовали в разное время известные художники и ученые: С. С. Алексеев, Г. В. Беда, Н. Н. Волков, А. С. Зайцев, А. А. Унковский, С. А. Чуйков, Г. М. Шегаль. В их работах рассматривалась проблема цвета в живописи с точки зрения теории и методики изображения, ставились вопросы, касающиеся восприятия цвета и связанные с его ролью в создании единства живописного изображения. Вместе с тем теория колорита еще не получила должного завершения, многие вопросы остаются открытыми или требуют более глубокого изучения.

Большую ценность для разработки методики обучения представляют исследования, связанные с психологией зрительного восприятия в процессе изобразительной деятельности Б. Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, B.C. Кузина.

Например, Н. Н. Волков выявил и обосновал особенности восприятия цвета для построения на живописной плоскости, указал на неизбежное различие восприятия красок природы и красок на картине.

Исследуя психологические особенности деятельности художника, B.C. Кузин подчеркивает важность формирования целостного видения в любом изобразительном процессе: «Умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении — одна из основных и конечных целей в изобразительной деятельности».

Психофизиологической основой поисков методов формирования целостного восприятия цвета и способности построения цветового целого на двухмерной изобразительной плоскости стали исследования физиологов и психологов Б. Г. Ананьева, Р. Арнхейма, В. А. Барабанщикова, Н.А. Берштей-на, С. В. Величковского, Р. Вудвортса, В. Вундта, JI.C. Выготского, Г. Гельмголь-ца, Дж. Гибсона, Р. Грегори, А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, С. В. Кравкова, А. Н. Леонтьева, Ч. Педхема, И. Рока, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсона.

Известный психолог Р. Арнхейм рассматривал восприятие как активный динамический процесс, он сделал важный вывод о продуктивном, творческом характере визуального мышления, где факт восприятия заключается в образовании «перцептивных понятий».

Для нашего исследования особую ценность представляют труды, посвященные психологии восприятия цвета и выявлению способности владения цветом для построения колористического единства (Н.Н. Волков, Е. И. Игнатьев, B.C. Кузин).

Необходимость и важность разработки проблемы формирования и развития художественного восприятия отмечались во многих научных трудах. Отдельные вопросы по исследуемой нами проблеме рассматривались в диссертациях Н. И. Долгоаршинных, НА. Басманова, Е. Ф. Кузнецова, Н. Н. Лукина, В. Н. Масленникова, Р. Мизанбаева, О. В. Шаляпина и др.

В этих исследованиях подчеркивается важность формирования целостного восприятия, намечены отдельные показатели, описаны отдельные составляющие структуры целостного восприятия, рассмотрены некоторые направления взаимодействия цвета и формы в восприятии, однако ряд важных аспектов проблемы целостного восприятия и особенностей колористического построения в живописи требуют основательных исследований.

Уровень сформированности способностей владения цветом определяется умением создавать цветовую гармонию и колористический образ в соответствии с содержанием задания, с выбором адекватных техник и технических приемов.

Решение задачи целостного колористического изображения в живописи возможно прежде всего при условии целостного восприятия цвета у студентов на начальных этапах обучения. Целостное восприятие — это качество личности, формирующееся в процессе выявления целостности цветового богатства мира и предполагающее сложную работу восприятия.

Анализ существующей литературы по проблеме исследования определил актуальность изучения условий, методов и форм развития целостного восприятия цветового единства и формирования у студентов умения организовывать целостное колористическое изображение в живописи, что определило общую направленность исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа психологических особенностей зрительного восприятия, педагогических исследований, экспериментальной работы сформулировать, теоретически обосновать и разработать научно-практические методы, способствующие эффективному формированию целостного колористического восприятия и умения работать цветовыми отношениями, что значительно активизирует учебно-творческую деятельность студентов на начальных этапах обучения живописи.

Объект исследования — процесс обучения живописи студентов начальных курсов в системе художественно-педагогического образования.

Предметом исследования является методика обучения, направленная на формирование целостного восприятия цветового единства и способности создавать колористическое целое на живописной плоскости у студентов на начальных этапах обучения живописи.

Изучение и анализ теоретических трудов и литературных источников по философии, физиологии, психологии, педагогике, методике обучения изобразительному искусству, истории искусства, учебных программ по живописи, осмысление личного педагогического и творческого опыта позволили сформулировать гипотезу исследования;

— формирование колористического единства в живописном изображении, и как следствие творческая деятельность студентов начальных курсов значительно активизируется, если в процессе обучения живописи прежде всего целенаправленно развивать у студентов живописное восприятие посредством выполнения специальных упражнений на композиционную передачу цветового пространства, краткосрочных упражнений, способствующих выявлению структуры света и длительных заданий на выявление гармонии цветовых взаимосвязей и образную трактовку цвета.

Для решения проблемы и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

— изучить труды по проблеме исследования в области методики обучения рисунку, живописи и композиции, философии, педагогики, искусствоведения, физиологии, психологии;

— проанализировать особенности визуального восприятия цвета, процесс формирования и развития профессионального живописного восприятия и построения колористического единства в живописном изображении, установить при этом взаимосвязь дидактических принципов с академическими требованиями по живописи;

— обосновать критерии оценки учебных и творческих живописных работ, позволяющих достаточно объективно оценить степень колористического единства и уровень целостного восприятия цветового единства у студентов начальных курсов;

— научно обосновать и экспериментально проверить методику, способствующую эффективному формированию колористического единства на начальных этапах обучения.

Методологическими и теоретическими основами исследования явились:

— основополагающие положения философии и искусствоведения о художественном познании и отражении, специфики существования художественного образа, особенностей эстетического воспитания личности в процессе творчества (B.C. Асмус, Г. С. Батищев, А. И. Буков, С. А. Васильев, Е. С. Громов, АЛ. Зись, В. В. Знаков, А. С. Доценко, A.JI. Казин, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов, М. С. Коган и др.);

— основополагающие исследования по психологии, раскрывающие специфические особенности процесса зрительного восприятия, механизмов деятельности, формирования способностей, а также касающиеся основных закономерностей развития личности (Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма,.

B.А. Барабанщикова, Н. А. Берштейна, С. В. Величковского, В. Вундта, Л. С. Выготского, Р. Грегори, AJ3. Запорожца, ВП Зинченко, B.C. Кузина, АЛ Леонтьева,.

C.П. Ломова, Ч. Педхема, И. Рока, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, П. М. Якобсона и др.);

— теоретические положения методики обучения изобразительному искусству (Г.В. Беда, Н. Н. Волкова, Б. Г. Гагарина, Е. И. Игнатьева, А. И. Иконникова, В. В. Корешкова, Н. В. Масленникова, Л. Г. Медведева, Н. Н. Ростовцева, Г. Б. Смирнова, Н. М. Сокольниковой, А. А. Унковского, Н. К. Шабанова, Е. В. Шорохова, А. П. Яшухина и др.).

Методы исследования;

1) анализ исследований по философии, психологии, эстетике, теории и методике обучения изобразительному искусству, а также общепедагогического опыта;

2) анализ программ по живописи, композиции, цветоведению, методических пособий, художественно-творческой практики мастеров живописи;

3) анкетирование, опрос, беседы со студентами, педагогические наблюдения за их учебно-творческой деятельностью на занятиях по живописи;

4) анализ произведений мастеров живописи;

5) анализ учебно-творческих работ студентов;

6) педагогический эксперимент.

Базой для исследования явился факультет искусств Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ).

Этапы исследования.

1-й этап (1995;1997):

— изучение и осмысление теоретического материала по проблеме исследования;

— определение целей и задач опытно-экспериментальной работы;

— определение исходных позиций исследования, его предмета, задач, разработка гипотезы и методов экспериментальной работы;

— проверка гипотезы исследования, проведение констатирующего этапа экспериментальной работы.

2-й этап (1997;1999):

— научно-теоретическое обоснование методики обучения, направленной на формирование у студентов на начальном этапе обучения колористического единства в живописном изображении и развитие целостного живописного восприятия;

— апробация данной методики в экспериментальных группах, проведение формирующего эксперимента со студентами 1-го и 2-го курсов факультета искусств ОмГПУ с последующим анализом и выводами;

3-й этап (1999;2003):

— систематизация и обобщение результатов эксперимента, выводы и подготовка методических рекомендаций;

— внедрение материалов диссертационного исследования в практику работы кафедры живописи ОмГПУ.

Научная новизна исследования определяется теоретической разработкой и экспериментальной проверкой методики обучения, обеспечивающей эффективное формирование колористического единства в процессе живописного изображения и развитие целостного живописного восприятия цветового единства на начальных этапах обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики формирования у студентов начальных курсов колористического единства и целостного восприятия, позволяющей активизировать творческую деятельность будущих учителей изобразительного искусства.

Практическая значимость исследования состоит:

— в использовании результатов исследования в практике преподавания живописи, для совершенствования учебных планов и программ по живописи в педагогических учебных заведениях;

— в разработке методики проведения занятий по живописи, включающей в себя самостоятельную работу, направленную на эффективное формирование колористического единства у студентов начальных курсов.

Достоверность и обоснованность обеспечиваются:

— научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству;

— научно-обоснованными критериями оценки учебных живописных работ студентов;

— опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в практической работе со студентами 1-го и 2-го курсов факультета искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования:

— результаты диссертационного исследования апробированы и внедрены в учебно-методический процесс факультета искусств Омского государственного педагогического университета, Омского художественно-промышленного колледжа, художественно-графического факультета Новосибирского государственного педагогического университета;

— материалы проведенного исследования обсуждались на межрегиональных научно-практических конференциях в гг. Омске, Новосибирске, Магнитогорске;

— результаты исследования были опубликованы в статьях и представлены на научно-методических конференциях по проблемам художественного образования, на международном семинаре-секции пятой Всероссийской научной конференции в г. Омске.

На защиту выносятся следующие положения:

1) научно-методическое обоснование психолого-педагогических аспектов восприятия цвета;

2) научное обоснование методики формирования целостного колористического построения на изобразительной плоскости;

3) выявление зависимости творческой активности изобразительной деятельности студентов от степени сформированности колористического единства в живописном изображении.

Структура и объем диссертации

Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, последовательно раскрывающих основные положения исследования, выводов, заключения, приложения, иллюстрирующего направление и ход экспериментальной работы, и списка литературы (189 наименований).

Результаты исследования могут широко использоваться в учебном процессе педагогических вузов, художественных училищ, где проблемы формирования восприятия цветового единства и развития колористических способностей, а также активизации учебно-творческой деятельности у студентов в настоящее время актуальны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Прежде всего необходимо отметить, что качественным показателем выражения активности студентов в процессе обучения живописи при изображении натюрморта является осознание особенностей целостного восприятия и представления о колористическом единстве.

Обучение студентов мастерству владения цветом нужно ориентировать на изучение методов профессиональной деятельности и мышления. Первостепенное значение в учебной живописи, прежде всего, необходимо уделять организации восприятия натуры, формированию колористического представления о ней и развитию способностей владения цветом для построения колористического единства на живописной плоскости.

Экспериментально-педагогическое исследование показало, что предлагаемая система заданий и упражнений, используемая в процессе обучения живописи, а также целенаправленное руководство процессом восприятия при живописном изображении натуры оказывают существенное влияние на уровень развития способностей владения цветом для создания колористического единства. Это в свою очередь способствует активизации учебно-творческой деятельности студентов.

Уровень сформированности способности владения цветом определяется степенью воплощения образного замысла в живописную форму, умением создавать цветовую гармонию и колористическое единство.

Для формирования целостного колористического представления о натуре необходимо выполнять кратковременные цветовые упражнения, которые активизируют целостное восприятие студентов и их творческую деятельность.

Педагогические особенности формирования целостного восприятия цветового единства в живописном изображении на начальных этапах обучения заключаются в том, чтобы ориентировать процесс обучения на целостное восприятие живописных цветовых пятен, что формирует представление о цветовой гармонии.

Для оценки живописных качеств учебных и творческих работ студентов начальных курсов целесообразно использовать критерии оценки, которые позволяют определить уровень сформированности восприятия цветового единства, уровень развития колористических представлений и уровень развития способности владения цветом для построения колористического целого на живописной плоскости.

В содержание учебной живописи необходимо включать практические занятия с цветом, способствующие формированию колористических умений владения цветом, обеспечивающие грамотное построение цветового единства при живописном изображении натюрморта. Работа над цветовой композицией является важным моментом учебной деятельности студентов, особенно на начальных этапах обучения. Цветовая композиция базируется на таких понятиях, как: форма, валер, контраст, нюанс, тепло-холодные отношения, ритм, пластика.

Специальные подготовительные и краткосрочные упражнения всегда предшествуют длительным заданиям. В диссертационном исследовании определена последовательность заданий и упражнений, необходимых для формирования и развития способностей целостно воспринимать колористическое единство и передавать его в живописном изображении, что в свою очередь способствует осознанному отношению к живописному процессу и ведет к активизации учебно-творческой деятельности студентов на начальных этапах обучения.

При разработке заданий и упражнений целесообразно использовать следующие целевые и дидактические установки:

— конкретное и точное определение учебных задач, предполагаемых каждым заданием и упражнением;

— применение разнообразных типов упражнений;

— творческое и сознательное отношение студентов к выполнению упражнений;

— тесная связь теории и практики.

Экспериментально проверена и раскрыта на конкретном материале целесообразность, практическая значимость и эффективность предлагаемой методикитаким образом, в ходе исследования полностью подтверждена гипотеза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М.: Мир, 1982. — 187 с.
  2. Ю.Г., Левидова М. М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисованию и живописи. М.: Сов. художник, 1986. — 253 с.
  3. С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. — 223 с.
  4. С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1978. — 189 с.
  5. С.С. Цветоведение. М.: Искусство, 1952. — 178 с.
  6. М. Композиция в живописи. М.--Л.: Искусство, 1940. — 271 с.
  7. Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Всесоюз. акад. архитектуры, 1937. — 792 с.
  8. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. АПН СССР. — М.- Просвещение, 1968. 335 с.
  9. А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981. — 167 с.
  10. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974. 392 с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 151 с.
  12. Г. И. Цвет в природе и технике. Изд. 4-е. М.: Энергоатамиз-дат, 1983. — С. 96.
  13. Ю.К. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  14. Г. С. Введение в диалектику творчества. — М.: СПб РХГИ, 1997. -213 с.
  15. Беббит Эдвин Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996.-319 с.
  16. Г. В. Цветовые отношения и колорит. М.: Просвещение, 1963. -184 с.
  17. Г. В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. М.: Сов. художник, 1964. — 176 с.
  18. Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977.- 188 с.
  19. Г. В. Живопись. М.: Просвещение, 1986. — 192 е., ил.
  20. Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  21. Бер, Ульрих. Что означают цвета: Пер. с нем. Рост.-нД.: Феникс, 1997. -87 с.
  22. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Наука, 1995., — 352 с.
  23. И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М.: Сов. художник, 1989. — 192 с.
  24. Дж. Психология познания. М.: Наука, 1977. — С. 26.
  25. И.Д., Зязин Б. П. О критериях оценки труда учителей и учащихся. Алма-Ата: Мектеп, 1985. — С. 88.
  26. С.И. Глаз и солнце. О «теплом» и «холодном» свете. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 248 с.
  27. Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: Искусство, 1963. — 685 с.
  28. П. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. — 504 с.
  29. Ван Гог. Письма. JI.-M.: Искусство, 1966. — 380 с.
  30. Г. Симметрия. М., 1968. — 287 с.
  31. В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.-192 с.
  32. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: ЛГУ, 1964.-194 с.
  33. .М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982. -336 с.
  34. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. — Психология восприятия. М.: Наука, 1973. — 246 с.
  35. Л.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  36. А.В., Осипов Н. Ф. Магия цвета. М.: Знание, 1965. — С. 56.
  37. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 508 с.
  38. Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. — С. 25.
  39. Н.Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1984. 320 е., ил.42^ Волков Н. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977.- 263 с.
  40. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978.-234 с.
  41. Ю.А. Работа над живописными этюдами. М.: Наука, 1984. — 176 с.
  42. Восприятие. Механизмы и модели. — М.: Мир, 1974. 368 с.
  43. Р. Зрительное восприятие глубины // Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М.: Изд-во МГУ, 1976. 274 с.
  44. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1972. — 163 с.
  45. .Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи (в системе подготовки учителей изобразительного искусства): Дис. канд. Пед. Наук. М., 1975. — 172 с.
  46. Г. О восприятии вообщеА Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. — С. 64.
  47. М. Модернизм. С.-П.: Азбука-классика, 2003. — 477 с.
  48. И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. — 623 с.
  49. К. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1962. -211 с.
  50. Р. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.: Прогресс, 1975.-271 с.
  51. Р. Разумный глаз. М.: Прогресс, 1972. — С. 8.
  52. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972. — С. 72.
  53. Ю.А. Искусство как социологический феномен. М.: Педагогика, 1968.-С. 111.
  54. С.М. Искусство видеть. JL: Искусство, Ленинградское отд., 1990. — 224 с.
  55. С.М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве. С.-П.: Искусство-СПБ, 2002. — 304 с.
  56. XX век. Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур.: Материалы международного научного семинара-секции 5 Всероссийской научной конференции. Омск: Изд-во ОмПГУ- ООО Издательский дом «Наука», 2003. — 246 с.
  57. Дейнека, А А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Ак. Худ. СССР, 1961. 123 с.
  58. Э. Мысли об искусстве. М.: Искусство, 1980. 409 с.
  59. М.В. Воспоминания. — М.: Наука, 1987. 477 с.
  60. А.С. Проблема стиля в эстетике и искусстве. — М.: Знание, 1983. — С. 45.
  61. А. Дневники, письма, трактаты М.-Л.: Искусство, 1957. — 432 с.
  62. Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970. -124 с.
  63. Л.Ф. Пространственно-временное единство живописного произведения. Тарту, 1965. — 213 с.
  64. Е.В. Константин Андреевич Сомов. М.: Искусство, 1980. — 624 с.
  65. Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая.- М.: Искусство, 1975. 274 с.
  66. А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986. — 158 е., ил.
  67. А.В., Венгер Л. А., Зинченко В. П. и др. Восприятие и действие. М.: Педагогика, 1967. — 324 с.
  68. В.П. Движение глаз и формирование образа. Вопросы психологии, 1958, № 5. — С. 63.
  69. В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа. М.: Наука, 1969. — 106 с.
  70. В.В. Понимание в познании и общении. М.: Наука, 1994. — 187 с.
  71. JI.A. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства / Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. Омск- Изд-во ОмГПУ, 2003. — 130 е., ил.
  72. P.M. Введение в теорию цвета. М.: Сов. художник, 1964. — 112 с.
  73. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Учпедгиз., 1961. — 223 с.
  74. Ч.А., Соколов Е. Н., Черноризов А. М. Психология цветового зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989. 210 с.
  75. Ч.А. Сферическая модель цветоразличения. М.: Наука, 1980. С. 69.
  76. .В. Молодым художникам о живописи. М.: Знание, 1959. — С.110.
  77. A.JI. Художественный образ и реальность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-С.43.
  78. А.К. Акварельная живопись. М.: Искусство, 1986. — С. 65
  79. В.В. О духовном в искусстве. — М.: Искусство, 1992. С. 21.
  80. A.M. Предмет и среда в живописи. М.: Сов. художник, 1981.-С. 47.
  81. С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Сов. художник, 1981. С. 87.
  82. Д.Н. Об искусстве. М.: Изд-во Ак. Худ. СССР, 1960. -С. 72.
  83. Н.К. Цвет и тон — как основа изобразительной грамоты в живописи. Омск: ОГИС, 1999. — С. 12.
  84. ЕА. Об искусстве и художниках. М.: Изд-во АХ СССР, 1961. — 311 с.
  85. Д.И. Техника живописи. — М.: Наука, 1950. С. 23.
  86. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 113 с.
  87. Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев: Искусство, 1989. — 178 с.
  88. Константин Коровин вспоминает. М.: Изобраз. искусство, 1990. — 587 с.
  89. О .Я. Живописная система В.Э. Борисова-Мусатова. М.: Искусство, 1980. — 234 с.
  90. Краткий словарь по эстетике. — М.: Наука, 1983. 221 с.
  91. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Наука, 1965.-С. 24.
  92. B.C. Психология. Учебник. -М.: Агар, 1997.-304 е., ил.
  93. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-144 с.
  94. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты, Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 5-е изд., доп. — М.: Ось 89, 2000. — 197 с.
  95. Е.Ф. Формирование целостного видения на начальных этапах обучения рисунку студентов художественно-графических факультетов пед. Вузов: Дис. .канд. пед. Наук. -М., 1986. 138 с.
  96. В.Н. Старые европейские мастера. М.: Искусство, 1974. — С. 97.
  97. О.П. Художественное восприятие: опыт построение общетеоретической модели. Киев: Наук. Думка, 1987. — С. 47.
  98. Д.Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 342 с.
  99. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. — М.: Искусство, 1934. -312 с.
  100. А.Н. О формировании способностей / Вопросы психологии. -1960.-№ 1.-С. 15.
  101. Леонтьев А. Н Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1975. — С. 44.
  102. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-С. 74.
  103. А.Д. Психология восприятия. М.: МГУ, 1987. — С. 82.
  104. .Ф. Психология восприятия. М.: Наука, 1989. — 194 с.
  105. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Наука, 1995. — 231 с.
  106. А.В. Инерция зрения. М.: Наука, 1961. — С. 85.
  107. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.: Наука, 1974. 104 с.
  108. Т.Д. История психологии. — М.- Академия, 2003. — 544 с.
  109. Мастера искусств об искусстве: В 7 т. — М.: Искусство, 1965−1970.
  110. А. Сборник статей об искусстве. М.: Иностр. Лит., 1958. — С. 78.
  111. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Наука, 1972. 176 с.
  112. Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. М.: Просвещение, 1986. — 159 е., ил.
  113. Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов I-II курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе обучения живописи: Дис. .Канд. Пед. Наук. — М., 1987. 145 с.
  114. .С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования./ Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980.-318 с.
  115. М. Свет и цвет в природе. М.: Наука, 1959. — 198 с.
  116. Л.Н. Цветоведение. — Минск: Высш. шк., 1984. 282 с.
  117. Н. и Белютин Э. П. П. Чистяков теоретик и педагог. — М.: Изд-во АХ СССР, 1953. — 390 с.
  118. Н. и Белютин Э. Выдающиеся русские художники-педагоги. -М.: Просвещение, 1991. 282 с.
  119. У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., Прогресс, 1981. — 189 с.
  120. Г. А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.:Сов. художник, 1972. — С. 48.
  121. Г. А. Беседы о живописи. М.: Молодая гвардия, 1964. — 144 с.
  122. В.М. Натюрморт. М.: Галарт, 2002. — 215 с.
  123. А.А. Произведение искусства и художественный образ. М.: Знание, 1978. — 123 с.
  124. А.Н. Формирование приемов эффективного решения творческих задач: автор. Дис. канд. псих. Наук, 1985. С. 56.
  125. З.С. О художественном образе. М.: Госполитиздат, 1961. -С. 68.
  126. Петров-Водкин К. С. Пространство Эвклида. Самаркандия. Д.: Искусство, 1970. — 362 с.
  127. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Словарь. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  128. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. — С. 56.
  129. К.К. Структура и развитие личности. М.: Изд-во Наука, 1986.-356 с.
  130. Познавательные процессы: ощущение, восприятие (сб. статей). М.: Педагогика, 1982. — 342 с.
  131. Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. — М.: Искусство, 1972.-217 с.
  132. В.П. Сознание и творчество. Л.: Искусство, 1960 — С. 32.
  133. Проблемы межвузовского образования.: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1997. — 107 с.
  134. Проблемы композиции на занятиях по изобразительному искусству: Межвузовский сборник научных трудов. Омск: ОмГПУ, 1992. — 184 с.
  135. Программы педагогических институтов: Сборник № 14. Рисунок, живопись, композиция. Пленэр. Для спец. № 30 800. М.: Просвещение, 1988. 150 с.
  136. Психология ощущений и восприятия: Хрестоматия по психологии. — М.: ЧеРо, 1999.-610 е., ил.
  137. А.С., Триселев А. В. Методы работы над натюрмортом. М.: Знание, 1982. — С. 47.
  138. Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Мир, 1978. -С. 75.
  139. Е.Б. Атлас цветов. М.: Медгиз, 1956. — 153 с.
  140. Н.Э. Рисование с натуры. М.: Искусство, 1988. — 178 с.
  141. .В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. -287 с.
  142. Рок И. Введение в зрительное восприятие. / Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1980.-312 е., ил.
  143. Н.Н. О педагогической деятельности и методах преподавания. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — 246 с.
  144. СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. — М.: Педагогика, 1989.-720 с.
  145. И.Г. Предмет и форма. — М.: Сов. художник, 1984. 302 с.
  146. Н.В. Античный хроматизм. С.-П.: Лисс, 1995. — 475 е., ил.
  147. Г. Б. Живопись. М.: Просвещение, 1975. — 189 с.
  148. Смолкин А. М Методы активного обучения. М.: Педагогика, 1991. — 212 с.
  149. ИМ. Основы композиции. Обнинск: Титул, 1996. — С. 67.
  150. Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. — М.: Наука, 1997. — 242 с.
  151. К.А. Письма, дневники, суждения современников. М.: Искусство, 1979.-252 с.
  152. ПК. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1964. — 162 с.
  153. М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. М.-Рост.-н/Д.: Март, 2003. — 340 с.
  154. М.О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики. М.-Рост.-н/Д.: Март, 2003. — 352 с.
  155. . М. Проблемы индивидуальных различений. М.: АПН РСФСР, 1963.-252 с.
  156. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. — М.: Наука, 1969. 260 с.
  157. Ю.М. Формирование специальных и профессиональных навыков краткосрочного изображения в живописи.: автор. Дис. Кан. Пед. Наук. М., 2001.- 16 с.
  158. B.C. О природе образа. М.: Высш. Шк., 1963. — 223 с.
  159. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси, 1961.-178 с.
  160. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -186 с.
  161. А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980. -128 с.
  162. Учебно-методический комплекс по изобразительному искусству. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. 98 с.
  163. P.P. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. — М.: Сов. художник, 1981. 253 с.
  164. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М.: Наука, 1991.-С. 53.
  165. П. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство, 1996. — 333 с.
  166. Формирование профессиональных художественных и педагогических навыков у студентов художесвенно-графического факультета Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 1987. — 70 с.
  167. Фрейд 3 Психология бессознательного. М.: Наука, 1989. 448 с.
  168. А. Анализ красоты. — М.: Искусство, 1983. — 328 с.
  169. Н.В. Современные теории и технологии образования.: Уч. Пособие. Омск: Омский гос педуниверситет, 1993. — С. 12.
  170. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998. 507 с.
  171. Г. Колорит в живописи. М.: Искусство, 1951. — 169 с.
  172. Д. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. — С. 84.
  173. B.C. Обучение и творчество. — М.: Просвещение, 1969. 272 с.
  174. П.А. О константности цвета. Исследования по психологии восприятия. М.: Изд-во АН СССР, 1948. — С. 42.
  175. Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. — 285 с.
  176. Ш. М. Искусство и тайна. М.: Алетейа, 1999. — 347 с.
  177. Шульц ДП История современной психологии. — М: Евразия, 1998. — 508 с.
  178. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  179. Юнг К. Архетип и символ. — М.: Наука, 1991. 323 с.
  180. Юнг К. Психологические типы. М.: Наука, 1995. — 582 с.
  181. Юон К. Ф. Об искусстве. М.: Сов. художник, 1960. 213 с.
  182. А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. — 315 с.
  183. П.М. Психология художественного творчества. М.: Искусство, 1964.-С. 69.
  184. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. — 482 с. т
Заполнить форму текущей работой