Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста: На материале гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется гуманизацией образования, в ходе чего происходит переоценка ценностей и человек признается творцом собственной жизни. В связи с этим возрастает роль дисциплин гуманитарного цикла, решающих в комплексе как образовательные задачи, так и задачи воспитания и развития личностных качеств. В содержание гуманитарного знания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития мышления в процессе изучения гуманитарных предметов
    • 1. 1. Краткий обзор исследований природы мышления
    • 1. 2. Психологические теории (концепции) развития мышления
    • 1. 3. Анализ проблемы понимания в учебно-познавательном процессе
    • 1. 4. Текст гуманитарного предмета и процесс его понимания как предмет психолого-педагогического исследования
    • 1. 5. Особенности разработки системы учебных и познавательных задач при изучении гуманитарных предметов
  • Выводы по главе I
  • Глава II. Формирование когнитивного понимания текста гуманитарного предмета и развитие у обучаемых вербалыюлогиче (Гкого мышления
    • II. 1 Разработка теоретической модели формирования приемов понимания текста и экспериментируемой методики
    • II. 2 Описание педагогического эксперимента и обсуждение его результатов
  • Выводы по главе II

Развитие вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования когнитивного понимания текста: На материале гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется гуманизацией образования, в ходе чего происходит переоценка ценностей и человек признается творцом собственной жизни. В связи с этим возрастает роль дисциплин гуманитарного цикла, решающих в комплексе как образовательные задачи, так и задачи воспитания и развития личностных качеств. В содержание гуманитарного знания входят вечные вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, проблемы человеческой свободы, социального и экзистенциального, ценностей абсолютных и относительных, взаимопонимания между разнотипными культурами и понимания между индивидами, а также проблемы герменевтического истолкования текста. Обучение готовности понимания текстов является важной задачей образования, так как современное состояние развития общества характеризуется стремительным ростом информации, чаще всего поступающей в виде различных текстов. Это обусловливает необходимость формирования личности, обладающей творческим потенциалом и способной к критическому восприятию текстов, что предполагает наличие умений и навыков применения определенных мыслительных операций.

Проблема развития мышления в психолого-педагогической науке не является новой. Ей посвящены труды отечественных (К.А. Абульхановой-Славской, JI.C. Выготского, ПЛ. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, C.JI. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной и др.) и зарубежных (Дж. Гилфорда, Р. Кеттела, Ж. Пиаже, JI.JI. Терстоуна и др.) ученых.

В исследовании проблемы понимания текста также есть интересные труды: В. П. Белянина, Г. И. Богина, А. А. Брудного, JI.C. Выготского, И. Р. Гальперина, Г. Г. Гранин, Л. П. Доблаева, Н. И. Жинкина, Л. Я. Зориной, Л. А. Концевой, В. В. Красных, А. А. Леонтьева, A.M. Сохора, С. Шаповал и др.

Однако, как показывает анализ изученной литературы, проблема развития мышления именно в процессе формирования приемов понимания текста гуманитарного предмета все еще не получила должного решения. Об этом свидетельствует также практика, которая на сегодняшний день такова, что приемам понимания текста специально фактически не обучают. В практике закрепился многолетний опыт обучения так называемому «готовому пониманию», не формирующему и не требующему от обучающихся творческой мыслительной деятельности. Исследования показывают, что лишь 3 из 1 ООО человек самостоятельно применяют приемы понимания текста и лишь 6 из 100 — полноценно понимают текст. Важным является то, что обучающиеся чаще всего не осознают своего непонимания и остаются в ситуации псевдопонимания. В случае осознания непонимания у обучающихся возникает другая проблема: они не могут определить причины непонимания, а также наметить дальнейшие действия, необходимые приемы для преодоления возникшего затруднения. Кроме того, многими учеными, находящимися в плену традиционных бинарных оппозиций («естественнонаучное-гуманитарное», «логика-интуиция» «рациональное-иррациональное» и т. д.), все еще не акцентируется необходимость целенаправленного развития мышления на предметах не только естественнонаучного, но и гуманитарного цикла.

Итак, можно сказать, что в теории и практике обучения сложились следующие противоречия: между актуальной необходимостью развития мышления в процессе формирования приемов понимания текста гуманитарного предмета и дефицитом исследований по данной проблеме в педагогической науке, между высокими требованиями современного информационного общества к уровню развития мышления и понимания текстов и несовершенством содержания и методик обучения студентов. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие не только эффективное формирование у обучаемых приемов понимания текста гуманитарного предмета (реализация его образовательного потенциала), но и успешное развитие их мышления (реализацию и его развивающего потенциала)?

Объект исследования — процесс обучения студентов гуманитарному предмету.

Предмет исследования — методы и средства обеспечения эффективного развития вербально-логического мышления обучаемых в процессе формирования приемов понимания текста гуманитарного предмета.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель формирования приемов понимания текста, направленную на развитие мышления обучаемых.

Гипотеза исследования: если традиционный процесс изучения гуманитарных предметов (предусматривающий работу со структурными компонентами текста «слово-микротекст-текст») организовать таким образом, что: а) цель будет включать в качестве своих составных частей прохождение этапов понимания текста, соответствующих этапам развиваемых мыслительных операций обучаемыхб) поэтапное формирование навыков понимания текста будет осуществляться как реализация диагностично сформулированных частно-дидактических целей, которые выявлены на основе сущностного анализа различных интерпретаций понятий «текст», «понимание», «понимание текста" — в) будет разработана и реализована модель формирования приемов понимания текста, учитывающая иерархию целей и специфику системы адекватных приемов по их поэтапному достижению, то можно добиться эффективного формирования приемов понимания текста и, соответственно, развития мышления обучаемых.

Задачи исследования:

— проанализировать и установить состояние изученности проблемы и выявить теоретико-методологические основы реализации образовательной и развивающей функции процесса обучения умениям и навыкам понимания текста гуманитарного предмета;

— разработать модель формирования приемов понимания текста гуманитарного предмета и развития мышления обучаемых, связывающую элементы текста, виды знаний и функции познания, ступени формирования индивидуального опыта, соответствующие уровни познавательной деятельности и типы познавательных задач;

— разработать и систематизировать дидактико-методическое обеспечение реализации предложенной модели, включающей алгоритмы обучения пониманию текста и систему учебных и познавательных задач с методиками и указаниями для их решения;

— провести опытно-экспериментальную апробацию разработанной модели и предложенного дидактического инструментария ее реализации.

Методологическую основу исследования составили: философское учение об общих законах развития мышления, диалектический метод познания как основа научной педагогики, положения философии о диалектике эмоционального и рационального, деятельностная теория формирования знаний, умений и навыков, системный подход к исследованию образовательных процессов как общенаучный и дидактический принцип, идея гуманизации образования, принцип единства внешнего и внутреннего (C.JI. Рубинштейн), принцип развития (JI.C. Выготский), принцип иерархичности.

Теоретической основой исследования явились: психологические теории развития мышления, идеи взаимосвязи психического развития с обучением и воспитанием (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, C. JL Рубинштейн и др.) — труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященные теории развития мышления (Дж. Брунер, Дж. Гилфорд, В. П. Зинченко, И. Я. Лернер, Н. А. Менчинская, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Л. Л. Терстоун и др.) — работы психологов и дидактов по теории и практике проблемно-развивающего обучения (А.Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, A.M. Матюшкин, З. К. Меретукова и др.) — работы по методологическим основам педагогического исследования (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, А. И. Кочетов, В. В. Краевский, М. Р. Кудаев, B.C. Леднев, З. К. Меретукова и др.) и педагогическому проектированию (В.П. Беспалько, E.JI. Белкин, Ю. С. Тюнников и др.) — работы лингвистов и психолингвистов по проблеме понимания текста (Г.И. Богин, В. В. Красных, А. Н. Леонтьев и др.).

Методы исследования. Исследование проводилось с помощью комплекса методов, сочетающих теоретические, эмпирические и методы обработки результатов с помощью математического аппарата.

Теоретические методы: теоретический анализ научно-методической и общепедагогической литературы, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования.

Эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ продуктов деятельности обучаемых.

Методы математической обработки полученных данных (регистрация, ранжирование).

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось на базе педагогического факультета Адыгейского государственного университета (АТУ) и Адыгейского педагогического колледжа им. X. Андрухаева (АПК). Исследованием было охвачено 232 студента.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом (2000;2001 гг.) осуществлялся анализ философской, психологической, педагогической и другой специальной литературы по проблемам мышления, понимания текста. Разрабатывались фрагменты дидактических материалов и методик для предстоящего эксперимента.

На втором (2001;2002 гг.) продолжалось теоретическое исследование, одновременно с ним выполнен констатирующий эксперимент, позволивший получить первичный материалфрагменты разработанных заданий апробировались, при этом дорабатывалась и уточнялась модель процесса формирования у студентов приемов понимания текста и развития структур мышления, корректировались программа и план формирующего эксперимента, дорабатывалась система задач (учебных и познавательных).

На третьем (2002;2004 гг.) был организован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого реализованы выявленные ранее педагогические условия, обеспечивающие развитие мышления обучаемых в процессе формирования приемов понимания текста. Проведены обработка, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, оформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретические положения, лежащие в основе разработки модели формирования приемов понимания текста.

2. Модель формирования приемов понимания текста.

3. Результаты реализации модели формирования приемов понимания текста в реальном учебном процессе.

Научная новизна исследования.

Разработана модель процесса поэтапного формирования приемов понимания текста гуманитарного предмета, обеспечивающего целенаправленное развитие мышления обучаемыхпри этом:

— соотнесены ступени формирования приемов понимания текста с видами информации в нем (фактуальная, концептуальная, подтекстовая);

— показана необходимость при построении модели процесса поэтапного формирования приемов понимания текста учета специфики и взаимообусловленности трех типов учебных и познавательных задач, частно-дидактических целей, ступеней формирования индивидуального опыта (знание-значение-смысл), уровней понимания (семантизирующее, когнитивное, распредмечивающее).

Теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены содержательная база и логика взаимодействия теорий развития мышления, психолингвистических и дидактических концепций понимания текста.

2. Установлена зависимость степени алгоритмизируемое&tradeпроцесса обучения пониманию от характеристики особенностей текста.

3. Показан эффективный путь развития мышления средствами формирования приемов понимания текста гуманитарного предмета.

Практическая значимость исследования заключается в разработанном комплексе дидактических и методических материалов, способствующем эффективной реализации целей и этапов процесса формирования приемов понимания текста, развивающего мышление обучаемых. Комплекс может быть использован для организации учебного процесса в образовательных учреждениях различных типов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается ориентацией автора на современные методологические подходы к проблемам развития мышления и понимания текстовопорой на теоретические концепции и научные исследования других авторовориентацией на фундаментальные философские, психологические и педагогические теориииспользованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследованияпозитивными психолого-педагогическими изменениями, полученными в результате формирующего эксперимента, а также репрезентативностью выборки участников эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментального обучения в АГУ и АПК. Основные положения исследования и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологийдокладывались на научных конференциях молодых ученых и аспирантов «На старте тысячелетия» (Майкоп, 2002), «Наука — 2003» (Майкоп, 2003) — международной научно-практической конференции.

Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования" (Тамбов, 2003) — всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива — 2003» (Нальчик, 2003) — научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Майкоп, 2004) — Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной педагогики и системы образования» (Майкоп, 2004).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Выводы по главе II.

При разработке дидактической модели и соответствующей экспериментируемой методики с необходимыми дидактическими материалами по текстам гуманитарных предметов должны быть учтены следующие специфики.

1. Элементам структуры текста (слово-предложение-текст) как объектам понимания соответствует как иерархия видов информации (фактуальная, фактуальная и концептуальная, фактуальная, концептуальная и подтекстовая), так и выделенные нами ступени формирования индивидуального опыта (информация-знание, информация-знание-значение, информация-знание-значение-смысл) и иерархия уровней понимания (семантизирующее, когнитивное, распредмечивающее).

2. Каждому из выделенных уровней понимания соответствуют доминирующие типы учебно-познавательных затруднений, для успешного преодоления которых в каждом случае подобрана совокупность адекватных приемов и техник понимания.

3. Для формирования умений преодоления фактуальных затруднений у обучаемых (на уровне понимания фактуальной информации) предложены типы задач, вариант № 1 алгоритма «Работа со словом» и конкретные примеры и упражнения на понимание фактуальной информации с опорой на этот алгоритм, включающий инвариантную и вариативную части.

4. Преодоление затруднений, связанных с пониманием концептуальной информации и достижением уровня перехода «знания — значение» обеспечивает совокупность приемов и техник, работа с соответствующим типом задач по алгоритму «Работа с высказыванием» и даны примеры его реализации для вариантов микротекстов, носящих концептуальный характер.

5. Понимание подтекстовой информации частично достижимо при работе с текстами концептуального характера в рамках когнитивного поля. Здесь возможно как выделение адекватных этой цели приемов работы обучаемых, так и разработка примерного алгоритма «Работа с текстом» (алгоритм № 3).

6. В рамках рационалистической модели понимания текста, когда формируется логическая культура обучаемых и доминирует мышление в понятийной форме, возможно аглоритмизировать процесс понимания текста и реализация его развивающей функции за счет приведения в соответствие частно-дидактических целей, типов учебных и учебно-познавательных задач, формируемых видов умственных операций и комплекса адекватных приемов и техник понимания.

7. Экспериментальная проверка предлагаемой методики развития вербально-логического мышления в процессе формирования когнитивного понимания обучаемыми текста подтвердила ее эффективность. В экспериментальных группах заметна положительная динамика общего уровня развития мышления и коэффициента понимания текста.

Заключение

.

1. В теоретической части диссертационного исследования установлено состояние изученности проблемы и выявлены теоретико-методологические основы реализации образовательной и развивающей функций процесса обучения пониманию текста гуманитарного предмета.

Определены теоретико-методологические основы развития вербально-логического мышления в процессе изучения гуманитарных предметов.

2. Раскрыта философская, культурологическая, лингвистическая, психолингвистическая, психолого-педагогическая сущность понятий «понимание», «текст», «понимание текста».

3. Определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование у обучаемых приемов понимания текста гуманитарного предмета и успешное развитие их мышления.

4. Эффективное решение проблемы развития вербально-логического мышления стало возможным, благодаря специально разработанной в диссертационном исследовании модели формирования приемов понимания текста, ориентированной на развитие мышления обучаемых.

5. Проведена опытно-экспериментальная апробация разработанной модели, в результате которой отмечена положительная динамика развития вербально-логического мышления и сформированности приемов понимания текста у экспериментируемых.

Таким образом, результаты исследования подтвердили правильность предположенной гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности./ К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 336 с.
  2. Агафонов А. Ю Человек как смысловая модель мира. / А. Ю Агафонов. Самара, 2000. — 336 с.
  3. Айзенк Г. Ю Проверьте свои способности. / Г. Ю Айзенк. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. 176 с.
  4. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд. / Г. Ю Айзенк. // Вопросы психологии. 1995.-№ 1.- С. 111 — 115
  5. Г. Ю. Структура личности. /Г.Ю Айзенк. -М., 1999.
  6. Н.Г. О психологических методах изучения творчества / Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин. // Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971.
  7. З.С. Практическое значение гуманитарного знания. / З. С. Алябьева, С. П. Щавелев // Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвузовский сборник. / Под ред. Г. А. Подкорытова. — СПб., 1991.-С. 57−87.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общепедагогический аспект). / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. -256 с.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. -208 с.
  10. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. / Ю. К. Бабанский М., 1987 (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология». — № 6). — 80 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества. / М. М. Бахтин. -М., 1979.
  12. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 237 с.
  13. ЕЛ. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения ТСО. / E.JI. Белкин. Ярославль: Верхнее-Волжское книжное издательство, 1982. — 106 с.
  14. E.JI. Памятка для преподавателей вузов, исследующих педагогические проблемы. / ЕЛ. Белкин. М., 1985. — 14 с.
  15. ЕЛ. Основы проектирования эффективного учебного процесса (методические рекомендации). / E.JI. Белкин, Н. А. Теребулина Б.Е. Хабев.-М., 1992.-42 с.
  16. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект./ В. П. Беспалько. -М., 1988.-160 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / В.П. Беспалько- Изд. Института развития профессионального обучения.-М., 1995.
  19. И.В. Проблема целостности и системный подход. / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 450 с.
  20. В.М. Эффективность обучения: методологический анализ этой категории в дидактике. / В. М. Блинов. М.: Педагогика, 1976. — 192 с.
  21. Д.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Д. В. Боголевская. Ростов — н/Дону, 1983.
  22. Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М., 1959.
  23. М.Б. Развитие умственных способностей у младших школьников. / М. Б. Богус. — Майкоп, 2002. 98 с.
  24. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы. / Е. Д. Божович. // Педагогика. 1997.- № 2 — С. 14−20.
  25. А.А. Бессознательные компоненты в понимании текста. // Бессознательное: В 4 т./ Под общ. Ред. А. С. Прангишвили, А. Б. Шерозия, Ф. В. Бассина. Т 3. — Тбилиси, 1978.
  26. А.А. Понимание и общение. / А. А. Брудный. М., 1989.
  27. Дж. Процесс обучения./Дж. Брунер.- АПН РСФСР, 1962.
  28. Дж. Психология познания. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1989.-415 с.
  29. А.Б. Мышление и прогнозирование. / А. Б. Брушлинский. М., 1979. — 73 с.
  30. К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. / К. И. Бузаров. — Майкоп: Краснодарское книжное изд-во, 1987. — 180 с.
  31. Г. Х. Формулировка новизны исследования. / Г. Х. Валеев. // Педагогика. 2003.- № 7. — С. 25−29.
  32. А.А. Моделирование элементов мышления. / А. А. Веденов. М.: Наука, 1988. — 160 с.
  33. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. / Н. В. Видинеев. М.: Мысль, 1989. — 175 с.
  34. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского.-М., 1973.
  35. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. /Под ред. И. С. Якиманской. М., 1989. — 224 с.
  36. А.Н. Тренинг интеллекта. / А. Н. Воробьев. — М., 1989. — 218 с.
  37. А. А. Лингвориторическое образование как инновационная пед. система (принцип проектирования и опыт реализации). / А. А. Ворожбитова. Дис. докт. пед. наук. — Сочи, 2002. — С. 14.
  38. Восприятие школьниками художественного текста Электронный ресурс. /Г.Г. Граник, П. А Концевая-2004 -Режим доступа: http://psyberlink.flogiston.rWintemet/joumru/jvp96.htm
  39. JI.C. Избранные психологические исследования./ JI.C. Выготский. — М., 1956, — 520 с.
  40. JI.C. Мышление и речь. // Собр. соч.: Т. 2. М., 1982. -С. 5−561.
  41. JI.C. Педагогическая психология. / JI.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1991.- 481 с.
  42. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. / И. Р. Гальперин. М., 1981.
  43. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. / П. Я Гальперин. М., 1985.
  44. Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. / Дж. Гилфорд. М.: Прогресс, 1965. — 210 с.
  45. Р.А. Основы конструктивной дидактометрии учебных задач. Поиск идеи. / Р. А. Гильманов. Казань: Изд-во Казанского гос. унта, 1990.-40 с.
  46. М. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Перевод с англ. А. Е. Петрова./ М. Голдстейн, И. Ф Голдстейн. — М.: «Знание», 1984.
  47. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. / М. И. Грабарь. М.: Педагогика, 1977. -323 с.
  48. Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвузовский сборник. / Под ред. Г. А. Подкорытова. СПб, 1991. — 152 с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. / В. В. Давыдов. М., 1986. — 240 с.
  50. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения. / М. Д. Дворяшина. // Человек и общество. -Вып. 13.-Л., 1973.-С. 97−105.
  51. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. / Л. П. Доблаев. — М., 1982. 176 с.
  52. В.Н. Когнитивные способности. Структура. Диагностика. Развитие. — М.-СПб., 2001.
  53. Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим). Перевод с англ. Н. М. Никольской. / Дж. Дьюи. М., 1999. -192 с.
  54. Т.К. Лингвометодические основы активизации устойчивых оборотов русского языка в речи младших школьников. / Т. К. Емельянова. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Майкоп, 2003. — 26 с.
  55. М.И. Методические указания по повышению эффективности учебного труда. / М. И. Ерецкий. — М., 1981. — 55 с.
  56. М.И. Введение в системно-структурную концепцию дидактики. / М. И. Ерецкий, М. Р. Кудаев. // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. (Сборник научных трудов). Вып. 2. -Майкоп, 1997.-С. 83−101.
  57. Н.И. Речь как проводник информации. / Н. И Жинкин. -М., 1985.-124 с.
  58. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. / З. И. Журавлев. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  59. Загадка человеческого понимания. / Под общ. Ред. А. А. Яковлева. Сост. В. П. Филатов. М., 1991. — 352 с.
  60. В.И. Противоречия процесса обучения. / В. И. Загвязинский. -Сред.-Урал, 1971. 183 с.
  61. В.И. Методология и методика дидактического исследования. / В. И. Загвязинский. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  62. А.Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания. / А. Ф. Закирова // Педагогика. 2004. — № 1. — С. 32−42.
  63. И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. / И. А. Зимняя. Ростов н/Д, 1997. — 480 с.
  64. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. М., 2001. — 384 с
  65. В.П. Работа понимания. /В.П. Зинченко.// Психологическая наука и образование. М. — 1997. — № 3. — С. 42−52.
  66. В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы. / В. П. Зинченко // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 24−31.
  67. Л.Я. Программа-учебник-учитель. / Л. Я. Зорина. М.: «Знание», 1989.-80 с.
  68. А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. / А. А. Ивин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  69. В.В. О специфике гуманитарного знания. / В. В. Ильин. // Вопросы философии. 1985. — № 7. — С. 45−53.
  70. И.И. Структура процесса учения. / И. И. Ильясов. — М., 1986.-199 с.
  71. История зарубежной психологии 30−60 гг. XX века. — М., 1986. — С. 231−292.
  72. А.Б. Математические методы в педагогике и педагогической психологии. / А. Б. Ительсон. М.: Знание, 1988. — 137 с.
  73. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  74. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. / В.А. Кан-Калик. М.: Педагогика, 1992. — 186 с.
  75. .М. О творчестве в науке и технике. / Б. М Кедров. -М.: Молодая гвардия, 1987. — 192 с.
  76. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. / З. И. Клычникова. М., 1973. — 188 с.
  77. А.И. Культура педагогического исследования. (2-е изд., испр. и доп.)./ А. И. Кочетов. Минск, 1996. — 312 с.
  78. В.В. Воспитание или образование? / В. В. Краевский. // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 3−10.
  79. В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. / В. В. Красных. М., 2001. — 270 с
  80. Краткий психологический словарь. / Сост. А. А. Карпенко./ Под общ. Ред. А. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. — 431 с.
  81. Краткий словарь по философии. / Под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 4-е изд. — М., 1982. — 431 с.
  82. Н.Н. Понятия «трудность» и «сложность»: психологический и дидактические аспекты (статья). / Н. Н. Крафт. // Молодые исследователи об актуальных проблемах современной педагогики (сб. статей). Вып. № 1. — Майкоп: Аякс, 2000.- С. 25−32.
  83. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. / В. А. Крутецкий. -М., 1975.- 302 с.
  84. Н. Что такое «личностное знание»? / Н. Крылова. // Народное образование. 2003. — № 9. — С. 25−34.
  85. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. 2-е изд., доп. /Л.П. Крысин. -М., 2000. -856 с.
  86. К созданию модели стратегической обработки текста Электронный ресурс. / Т. А. Ван Дейк. 2004. — Режим доступа: http://philologos.narod.ru71ing/dijk.htm
  87. М.Р. Дидактические основы повышения эффективности корректирующего контроля на учебных занятиях. / М. Р. Кудаев: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов, 1989. — 24 с.
  88. М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализация его системы. / М. Р. Кудаев -Майкоп, 1997.- 194 с.
  89. М.Р. Познавательная задачам логико-содержательный и психолого-дидактический аспекты проблемы. / М. Р. Кудаев. // Ежеквартальный научный журнал АГУ. Вестник АГУ. Серия: Педагогика. Март, 1998.-С. 70−81.
  90. М.Р. Программированные и проблемные задания по истории педагогики. (Новое время). Учебное пособие. / М. Р. Кудаев. -Майкоп, 2001.-52 с.
  91. М.Р. «Педагогический ландшафт»: возможность выбора верных ориентиров. / М. Р. Кудаев. // Ab ovo. Студенческий научный журнал АГУ. Майкоп, 2002.- С. 10−23.
  92. М.Р. Методология и методика педагогических исследований. Учебное пособие. / М. Р. Кудаев. Майкоп, 2003. — 144 с.
  93. А.С. Активизация учения: сущность и содержание. / А. С. Кульгина. // Педагогика. М.- 1994. — № 1. — С. 7−11.
  94. B.C. Требования к диссертациям по педагогическим наукам: научно-методические рекомендации. Издание 3-е дораб. / B.C. Леднев. М.-Сочи, 2003. — 83 с.
  95. Н.С. Умственные способности и возраст. / Н. С. Лейтес. -М., 1971
  96. Е.Н. Система дидактических условий формирования рече-мыслительной деятельности на основе моделирования процесса усвоения родного языка. / Е. Н. Леонович: Автореф. дис. докт. пед. наук. Майкоп, 2000. — 40 с.
  97. А.А. Основы психолингвистики. / А. А. Леонтьев. — 3-е изд. М.: Смысл--СПб.: Лань, 2003. — 287 с.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  99. А.Н. Избранные психологические произведения. / А. Н. Леонтьев. Т 2. — М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  100. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. / И. Я. Лернер: Дис. докт. пед. наук. — М., 1971.
  101. И.Я. Проблемное обучение и его закономерности. / И. Я. Лернер. М., 1980. — 96 с.
  102. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. / И. Я. Лернер. М.: «Знание», 1980. — 195 с.
  103. И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И. Я. Лернер. -М. 1981.- 186с.
  104. И.И. Природа дидактического знания. / И. И. Логвинов. // Педагогика. 2000. -№ 6. — С. 13−18.
  105. С.М. Краткий словарь иностранных слов. / С. М. Локшина. 9-е изд., испр. — М., 1987. — 632 с.
  106. А.Н. Автоматизация общематематической подготовки будущего учителя математики и информатики с опорой на учебно-познавательный барьер. / А. Н. Лощилов: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Сочи, 2004. 22 с.
  107. А.Р. Язык и сознание. / А. Р. Лурия. М. Изд-во МГУ, 1979.-319 с.
  108. А.Г. Общая психология. / А. Г. Маклаков. — СПб., 2001.
  109. .Г. Нетрадиционная педагогика. / Б. Г. Матюнин. — М.: Школа-Пресс, 1994. 96 с.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1976. — 168 с.
  111. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. / A.M. Матюшкин. // Вопросы психологии. 1982.-№ 4 .-с. 15−20.
  112. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. / М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  113. М.М. Организация проблемного обучения в школе: Кн. Для учителей. / М. М. Махмутов. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  114. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития учащихся. / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989.
  115. Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н. А. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  116. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. / З. К. Меретукова. Майкоп, 1994. — 228 с.
  117. З.К. Методология научного исследования и образования. Учебное пособие. / З. К. Меретукова. Майкоп, 2003. —268 с.
  118. Методика совершенствования учебно-познавательного процесс в вузе. / Сб. науч. трудов. Волгоград, 1984. — 213 с.
  119. Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. — 286 с.
  120. Р.С. Психология. // Немов Р. С. Собр. соч.: В 3 т. / Р. С. Немов. М. Д 995. — Т. 1.
  121. Н.И. Педагогические условия корректировки ошибочных представлений младших школьников в процессе развивающего обучения. / Н. И. Нескромных. Автореф. дис. канд. пед. наук.-Сочи, 2001.- 18 с.
  122. С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. — 4-е изд., доп. / С. И Ожегов, Н. Ю. Шведова. М: Азбуковник, 1999. — 944 с.
  123. JT.A. Гуманистическая функция знания. / JI.A. Орнатская. // Гуманитарное знание. Сущность и функции. Межвузовский сборник. / Под ред. Г. А. Подкорытова. — СПб., 1991С.
  124. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -3-е изд.-М., 2000.-512 с.
  125. А.В. Психологический словарь. / А. В Петровский, М. Г Ярошевская. -М., 2000.
  126. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. / Ж. Пиаже. М., 1994.
  127. П.И. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. / П. И Пидкасистый, M. JI Портнов. М.: Педагогическое общество России, 1999. —212 с.
  128. Н.А. Изучение приемов логического мышления у взролсых. / Н. А. Подгорецкая. М., 1980. — 218 с.
  129. В.И. Педагогика: В 2 кн. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  130. Д. Как решать задачу: Пособие для учителей. / Пер. с англ. В. Г. Звоноревой, Д. Н. Белла. / Д. Пойя. М.: Учпедгиз, 1961. — 207 с.
  131. Понимание текста: проблемы земные и космические. -Электронный ресурс. / Г. Г. Граник, О. В. Соболева. 2004. — Режим доступа: http://www. voppsyl.ru/4y/AUTHORS/soboleov.php
  132. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. / Я. А. Пономарев. — М., 1967. — 263 с.
  133. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983−448 с.
  134. Психология и педагогика. / Под ред. А. А. Радугина. М., 2000
  135. А.А. Философия. — 2-е изд., перераб. и доп. / А. А Радугин.-М.: Центр, 1997.-272 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1./ Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1993. — 608 с.
  137. B.C. Мозг. Обучение. / B.C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. М., 1989. — 178 с.
  138. C.JI. О мышлении и путях его исследования. / C.JI. Рубинштейн. М., 1958. — 397 с.
  139. C.JI. Проблемы общей психологии. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976.
  140. C.JI. Основы общей психологии. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  141. Ю.А. Очерки психологии ума. / Ю. А. Самарин. М., 1962.-209 с.
  142. Г. К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  143. Ю.В. Понимание текста в работе учителя-практика. / Ю. В. Сенько, Ш. Н Фроловская. // Педагогика.- 2003 № 6. — С. 53−59.
  144. Словарь иностранных слов. / Под ред. С. М. Локшина. М., 1949.
  145. С.А. Технология как средство обучения второго поколения. / С. А. Смирнов. // Школьные технологии. — М. 2001. — № 1. -С. 3−9.
  146. Советский энциклопедический словарь. / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров. -М., 1981. 1600 с.
  147. Современная философия: Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д., 1995.-511 с.
  148. Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. — 752 с.
  149. А.С. Функции образования. / А. С. Сокурова. // Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. Сборник научных трудов. Вып. 2. — Майкоп, 1997. — С. 165−176.
  150. A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического анализа. / A.M. Сохор. -М.: Педагогика, 1974. 192 с.
  151. A.M. Объяснение в процессе обучения: Элементы дидактической концепции. / A.M. Сохор. — М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  152. Л.Д. Основы психологии. / Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 672 с.
  153. Э. Психопедагогика. М., 1984. — 317 с.
  154. В.А. Об умственном воспитании. / В. А. Сухомлинский. Киев, 1983. — 345 с.
  155. Д. Психология проектирования умственного развития детей. / Д. Талингерова. М., 1994.
  156. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. / Н. Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  157. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. — 344 с.
  158. Н.Ф. Что значит знать? / Н. Ф. Талызина.//Специалист. 1980.-№ 8.-С. 97−104.
  159. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. / Н. Ф. Талызина. М., 1983. — 96 с.
  160. O.K. Психология мышления. / O.K. Тихомиров. — М., 1984.-272 с.
  161. М.К. Лингвометодические основы развития связной русской речи учащихся начальных классов адыгейской школы. / М. К. Тлехурай. // Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 1999. — 22 с.
  162. А.Б. Адаптивная система обучения: адаптация к механизмам усвоения. Владикавказ, 1996. — 18 с.
  163. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методологический анализ. / Под ред. А. А. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987. -176 с.
  164. Три парадигмы понимания. Электронный ресурс. / Л. Г. Васильев. 2004. — Режим доступа: http://newasp.omskreg.ru/ intellect/f54.htm
  165. Ю.С. Проектные характеристики учебно-познавательных барьеров. / Ю. С. Тюнников. // Развитие творческих способностей личности в условиях гуманизации образования. Сочи, 1996.-С. 15−18.
  166. Ю.С. Учебно-познавательные барьеры как проектная основа лингвориторического образования. / Ю. С. Тюнников. // Проблемы социолингвистики и многоязычия. М., 1997. — Вып. 1. — С. 144−148.
  167. Ю.С. Метод обучения: Методологический анализ дидактической категории. / Ю. С. Тюнников. Сочи, 2003. — 48 с.
  168. Упражнения на понимание и построение текста Электронный ресурс. / Н. А. Шапиро. 2004. -Режим доступа: http://sch57.msk.ru/collect/shapirol.htm
  169. Филологическая герменевтика как деятельность Электронный ресурс./ Г. И. Богин. 2004. — Режим доступа: http://pall.hoha.rU/learn/boginbible/0.htm
  170. Философия: Учебник для высших учебных заведений Ростов н/Д, 2000. — 576 с.
  171. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 840 с.
  172. Философский энциклопедический словарь. М., 2001. — 576 с.
  173. П.А. Философская антропология. / П. А. Флоренский // У водоразделов мысли. М., 1990. — С. 35.
  174. С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом ВУЗе. / С. К. Фоломкина. — М.: Высшая школа, 1987. С. 196.
  175. И.Ф. Педагогика. 4-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. — М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
  176. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Учебное пособие. — Киев, 1990. — 411 с.
  177. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. / М. А. Холодная. Томск -М.: «Барс», 1997. — 392 с.
  178. JI.C. Мозг и интеллект. / JI.C. Цветкова. М., 1997.
  179. B.C. Доступность и трудность в обучении. / Педагогика и психология. / B.C. Цетлин. М.: Знание, 1981.- 80 с.
  180. Человек в зеркале наук. Межвузовский сборник. / Под ред. проф. Н. Д. Бороноева. Ленинград, 1991. — 123 с.
  181. Н.В. Проектирование учебно-познавательной деятельности младших школьников с использованием учебно-познавательных барьеров. / Н. В. Черненко: Автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2000. — 18 с.
  182. Т.И. Активизация учения школьников. / Т. И. Шамова. — М., 1982.
  183. В.Б. Практическая психология. Инструментарий. / В. Б. Шапарь, А. В. Тимченко, В. Н. Швыдченко. Ростов н/Д.: «Фенкикс», 2002.-688 с.
  184. Шаговая СА Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр. / СА Шаповал.//Русскаясловесность.-2000.-№ 3.-С.4043,№ 4-С.3640.
  185. В. О специфике гуманитарного знания. / В. Шаповалов. // Общественные науки и современность. М., 1994. — № 1. -С. 85−92.
  186. В.И. Психологические основы педагогической науки. / В. И. Шахов. // Педагогика. 2002. — № 4 — С. 9−15.
  187. Г. П. Избранные труды. / Г. П Щедровицкий. М., 1995.-800 с.
  188. В.И. Теория сильного мышления учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников. / В. И. Ширяева. // Школьные технологии. -М., 2001.-№ 3.-С. 23−37.
  189. П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии. / П. Н. Шихирев: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1993.-38 с.
  190. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. / Г. И. Щукина. М., 1979.
  191. М.Х. Сложное синтаксическое целое как единица языка и речи. / М. Х. Шхапацева. // Актуальные проблемы теории и практики преподавания русского и иностранного языков. Краснодар, 1991.
  192. Энциклопедический словарь. / Под ред. Б. А. Введенского. Т.2. -М., 1964.-736 с.
  193. Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. / Э. Г. Юдин. М., 1997. — 95 с.
  194. И.С. Знания и мышление школьника. / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1985. — 80 с.
Заполнить форму текущей работой