Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической базой исследования является совокупность научных знаний о социально-деятельностной сущности личности (М.А.Галагузова, Р. А. Литвак, В. А. Сухомлинский и др.) — о социальных и психолого-педагогических проблемах развития личности (А.Г.Асмолов, В. А. Караковский, А. Я. Коломинский, А. А. Реан и др.) — об особенностях организации и содержания деятельности старших подростков, в том… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. 1. Теоретический анализ современных концепций социально-педагогической адаптации
    • 1. 2. Педагогическая технология процесса социально-педагогической адаптации старших подростков
    • 1. 3. Педагогические условия процесса социально-педагогической адаптации старших подростков в учреждении дополнительного образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    • 2. 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация педагогических условий процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей
    • 2. 3. Оценка результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Задача социального становления подростка, его адаптация в обществе всегда являлась значимой для любого государства. В период же острого социально-экономического кризиса, переживаемого нашей страной, в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социально-экономического опыта детей и подростков, эта проблема приобретает особую остроту. Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентирует всю систему образования на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, а также на формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Решение этой проблемы во многом зависит от организации экономического воспитания. От того какие ценности будут сформированы и насколько молодые люди будут готовы к новому типу социально-экономических отношений, зависит судьба нашего общества.

В связи с этим возрастает значимость деятельности государственных и общественных институтов, направленных на социальную адаптацию подростка. Учреждения дополнительного образования занимают в этом ряду особое место, поскольку социально-педагогическая адаптация является одной из основных функций дополнительного образования.

Новая экономическая реальность, в которой оказалась наша страна, стала причиной преобразования внешкольного образования детей. Эта система переживает сейчас период становления. Разрабатываются теоретические основы уточняются содержание, формы и методы работы, идет процесс переосмысления теории и методики социально-педагогической адаптации личности подростка в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Содержание деятельности учреждений дополнительного образования детей ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации и социально-педагогической адаптации.

Это принципиально новые задачи, которые прежде перед системой внешкольного воспитания не ставились, поэтому теория, методика работы учреждений дополнительного образования детей по социально-педагогической адаптации личности ребенка нуждаются в серьезном осмыслении и уточнении.

Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности, разработанные Л. С. Выготским (40), И. С. Коном (76), А. Н. Леонтьевым (89), С. Л. Рубинштейном (160) и др.

Влияние социальной среды на развитие личности ребенка раскрыто в трудах A.B. Мудрика (119, 120), А. Я. Найна (124), В. Д. Семенова (169) и др.

Проблема социального становления личности отражена в исследованиях В. Г. Бочаровой (28), Р. А. Литвак (96, 97), Т. Н. Мальковской (109)и др.

Исследованию понятий «социальная адаптация» посвящены труды К.А.Абульхановой-Славской (1), И. А. Милославовой (113), Л. М. Растовой (154), Ю. О. Яблоновской (212) и др.

Особенности деятельности учреждений дополнительного образования освещаются в трудах А. Г. Асмолова (9), Г. П. Будановой (30), Е. Б. Евладовой (61), Г. Н. Поповой (180) и др.

Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы ученых, таких как Л. И. Божович (24), Л. С. Выготского (40), И. С. Кона (77), Э. Эриксона (211) и др.

Проблемы педагогических технологий рассматривались в работах В. П. Беспалько (17,18), М. В. Кларина (72), Г. К. Селевко (169) и др.

Вопросам экономического обучения и воспитания посвящены труды А. Ф. Аменда (5), И. В. Липсица (92, 93), И. А. Сасовой (165)идр.

Вместе с тем проблема социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей недостаточно разработана, не раскрыт механизм данного процесса, не разработаны формы и методы деятельности педагога дополнительного образования по социально-педагогической адаптации старших подростков.

Отсюда, вытекает противоречие между необходимостью организации работы по социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью теоретических основ и психолого-педагогических условий ее реализации.

Возникшее противоречие обусловило несоответствие между: — определением социально-педагогической адаптации как одной из основных функций дополнительного образования и не разработанностью методик и технологий ее реализации;

— потребностью использовать многочисленные программы экономического воспитания в практике работы учреждений дополнительного образования детей и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий их применения;

— возможностью использовать программы экономического образования в целях социально-педагогической адаптации подростков и недостаточной разработанностью таких технологий применительно к условиям дополнительного образования детей;

— необходимостью объективной оценки уровня адаптированности подростка и недостаточной разработанностью критериев и методик оценки адаптированности;

— потребностью разработки и внедрения педагогических технологий, способных дать гарантированный результат работы педагога по социально-педагогической адаптации подростка и отсутствием таких технологий.

Таким образом, проблема исследования состоит в том, что не выделены особенности процесса социально-педагогической адаптации старших подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей, не разработаны педагогические условия процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания.

Вышеназванная проблема объясняет выбор темы нашего исследования «Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей» .

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и реализовать педагогические условия процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в учрежденияхдополнительного образования детей.

Объект исследования — социально-педагогическая адаптация старших подростков в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования — оптимизация процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Концептуальная идея исследования нашла отражение в следующей гипотезе, согласно которой процесс социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования будет эффективен, если:

— конкретизировано и развито понятие «социально-педагогическая адаптация старших подростков» средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей;

— определены и учтены особенности процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического обучения и воспитания в условиях учреждения дополнительного образования, необходимые для эффективной организации данного процесса и выявления педагогических условий его протекания;

— разработана педагогическая технология процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Выявить и проанализировать состояние проблемы исследования в психолого-педагогической теории и практике.

2. Конкретизировать и развить сущность понятия «социально-педагогическая адаптация старших подростков» средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей.

3. Разработать и экспериментально проверить разработанную педагогическую технологию процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей.

4. Выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей.

5. Разработать образовательную программу коммерческой школы, научно-методические рекомендации по эффективному осуществлению процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

Методологической базой исследования является совокупность научных знаний о социально-деятельностной сущности личности (М.А.Галагузова, Р. А. Литвак, В. А. Сухомлинский и др.) — о социальных и психолого-педагогических проблемах развития личности (А.Г.Асмолов, В. А. Караковский, А. Я. Коломинский, А. А. Реан и др.) — об особенностях организации и содержания деятельности старших подростков, в том числе в педагогических учреждениях (Д.Б.Богоявленская, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.) — о сущности дополнительного образования (Е.Б.Евладова, М. Б. Коваль, Г. Н. Попова, Н. И. Фуникова и др.) — о экономическом обучении и воспитании (А.ф.Аменд, А. С. Прутченков, И. А. Сасова и др.) — о педагогических технологиях (В.П.Беспалько, Г. К. Селевко, М. А. Чошанов и др.).

Опытно-экспериментальные исследования проводились в три этапа в течение 1993;1999 гг.

На первом этапе (1993;1995гг.) — определились исходные позиции исследования, проводился отбор эмпирических данных о состоянии процесса социально-педагогической адаптации личности, изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная философская, психолого-педагогическая, методическая литература, диссертационные исследования по проблеме социально-педагогической адаптации, определялись методологические основы и понятийный аппарат исследования. На этом этапе была сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства разработки педагогической технологии социально-педагогической адаптации старших подростков и выявлены педагогические условия ее эффективного функционирования, проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (1995;1998гг.) — осуществлялся поиск новых концептуальных подходов к исследуемой проблеме. Были проведены поисковые эксперименты с целью апробации педагогической технологии процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания, проверялась эффективность созданных педагогических условий в учреждении дополнительного образования детей. Проводился формирующий этап эксперимента, работа по обработке, анализу, систематизации полученных результатов, по уточнению теоретических и экспериментальных выводов, по внедрению результатов исследования в практику учреждения дополнительного образования детей.

На третьем этапе (1998;1999гг.) — проводилось уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщение, систематизация, описание полученных результатов исследования, осуществлялась подготовка диссертационного исследования к защите.

Экспериментальной базой исследования является Челябинский Дворец творчества учащейся молодежи.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных предмету и задачам исследования: анализ, синтез, обобщение и сравнение философской, психолого-педагогической литературымоделирование, опытно-экспериментальная работаэмпирические методы исследования (наблюдение, описание, диагностирование) — опросные методы (беседа, анкетирование) — статистические методы обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Конкретизировано и развито понятие «социально-педагогическая адаптация старших подростков» средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей определяемое как педагогически организованный процесс восприятия старшими подростками опыта социально-экономической жизни, познания ими многообразных социальных ролей, развития их личностного потенциала средствами экономического воспитания в условиях дополнительного образования, способствующий активному включению их в существующую социально-экономическую среду.

2. Разработана педагогическая технология процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей, способствующая усвоению социально-экономического опыта, познанию социальных ролей, включению в существующую социально-экономическую среду, развитию их личностного потенциала через формирование адекватной оценки окружающей действительности, адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей, креативности.

3. Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей, к которым относятся: создание развивающей среды через социокультурную и психолого-педагогическую систему, субъект-субъектные отношения педагога и ребенка, вариативность образования, создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка.

Теоретическая значимость исследования заключается в анализе роли педагогической технологии социально-педагогической адаптации и педагогических условий ее реализации в учреждении дополнительного образования детей средствами экономического воспитания в процессе социально-педагогической адаптациив конкретизации и уточнении понятия «социально-педагогическая адаптация старших подростков» средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе выявленных педагогических особенностей и условий процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания разработана педагогическая технология и образовательная комплексная программа коммерческой школы в двух вариантах: «Путь к успеху», «Предпринимательство», а также методические рекомендации для педагогов дополнительного образования разных типов педагогических и социально-педагогических учреждений.

Данная программа и методические рекомендации позволяют эффективно осуществлять процесс социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях разных типов педагогических и социально-педагогических учреждений.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена: исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных объекту, целям, задачам исследования, этапным характером опытно-экспериментальной работы, личным участием в ней автора, апробацией выводов, сделанных в изыскании, в педагогической практике учреждения дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов, отчетов на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии (1996;1999 гг.).

Результаты исследования излагались и были одобрены на областном конкурсе педагогических программ (Челябинск, 1993 г. 1 место), на научно-практических конференциях «Учащаяся молодежь России: прошлое, настоящее, будущее» в рамках международного научного форума «Общество — молодежьличность: опыт, уроки, перспективы» (Челябинск, 1998 г.), «Состояние и перспективы развития системы дополнительного образования (Челябинск, 1998 г.), «Педагогические технологии эффективного развивающего взаимодействия педагога и ученика» (Челябинск, 1997 г.), «Особенности и проблемы развития понятий в социальной педагогике психологии» (Челябинск, 1999 г.).

Материалы диссертационного исследования, разработанная автором педагогическая технология, образовательные программы коммерческой, экономико-юридической школ используются в образовательном процессе Дворца творчества учащейся молодежи г. Челябинска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социально-педагогическая адаптация старших подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей базируется на конкретизированном и развитом понятии «социально-педагогическая адаптация старших подростков» средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей, трактуемом нами как педагогически организованный процесс восприятия подростками опыта социально-экономической жизни, познания ими многообразных социальных ролей, развития их личностного потенциала средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей, способствующий активному включению их в существующую социальную среду.

2. К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей относятся: субъект-субъектные отношения педагога и ребенка создание развивающей среды через социокультурную, психолого-Педагогическую систему, вариативность образования, создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка.

3. Педагогическая технология процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания должна способствовать усвоению социально-экономического опыта, познанию социальных ролей, включению в существующую социально-экономическую среду через формирование абстрактного мышления, аналитико-синтетическое восприятие мира и, как следствие, адекватную оценку окружающей действительностиразвитие коммуникативной культурыформирование адекватной самооценкиразвитие креативностирешение проблемы профессионального самоопределения.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Список используемой и цитируемой литературы включает 218 наименований.

Результаты исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. В ряду важнейших педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из первых мест выдвигается проблема социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей. Ее актуальность обуславливается социальным заказом общества на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, а также на формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, а также недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы социально-педагогической адаптации подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей.

2. Теоретико-методологический анализ, проведенный нами, позволил уточнить понятия: «социально-педагогическая адаптация старших подростков» средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей, под которой мы понимаем педагогически организованный процесс восприятия подростком опыта социально-экономической жизни, познания им многообразных социальных ролей, развития его личностного потенциала средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей, способствующий активному включению его в существующую социально-экономическую среду.

3. Разработана и экспериментально проверена педагогическая технология социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей, способствующую формированию опыта социально-экономической жизни, познанию социальных ролей, активному включению в социально-экономическую жизнь через адекватную оценку окружающей действительности, коммуникативную культуру, адекватную самооценку, развитие креативности, решение проблемы профессионального самоопределения.

4. Составляющими элементами этой технологии являются: коллективная познавательная допрофессиональная деятельность, самостоятельная творческая работа, программа развития коммуникативных способностей.

5. Выявлены, обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия процесса социально-педагогической адаптации в учреждении дополнительного образования детей, к которым относятся: субъект-объектные отношения педагога и ребенка, вариативность образования, создание развивающей среды через многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему, создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка.

6. Разработаны образовательные программы, способствующие социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания, методические рекомендации по эффективному осуществлению процесса социально-педагогической адаптации для педагогов дополнительного образования детей.

Проведенное исследование подтвердило поставленную нами гипотезу. Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как влияние личностных особенностей и структуры интеллекта старших подростков на процесс социально-педагогической адаптации средствами экономического воспитания, управление процессом социально-педагогической адаптации средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей и другие аспекты проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема социально-педагогической адаптации подростков средствами экономического воспитания является актуальной социально-педагогической проблемой в силу, во-первых, особенностей возраста, характеризующееся серьезными психофизиологическими изменениями, результатом которых является формирование самосознания, выработка мировоззрения, осознание своей индивидуальности, профессиональное определениево-вторых, экономическая реальность нашей страны предъявляет новые требования к молодому поколению, такие как наличие экономических знаний и умение ими пользоваться, гибкость, коммуникабельность, наличие творческого потенциала, умение реализовать свои идеи, умение работать с информацией, принимать адекватные решения.

Теоретический анализ, изучение практики деятельности учреждений дополнительного образования детей по социально-педагогической адаптации детей показали многоаспектность данной проблемы, ее сложность и многообразие, позволили рассмотреть проблему как педагогическое явление в развитии социально-экономического опыта подрастающего поколения о жизни общества посредством формирования адекватной самооценки и адекватной оценки существующей реальности, развития коммуникативных и творческих способностей, что, на наш взгляд, составляет структуру социально-педагогической адаптации.

Исходя из анализа современных теорий социализации и социальной адаптации, закономерностей развития системы дополнительного образования, педагогических технологий нами: была определена специфика процесса социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей (создание развивающей среды через многоуровневую социокультурную и психолого-педагогическую систему, субъектные отношения педагога и ребенка, создание ситуации выбора и успеха, вариативность образования);

— определены факторы, влияющие на процесс социально-педагогической адаптации ребенка: его способность адекватно оценивать ситуацию, уровень самооценки, креативность, ценностные ориентации семьи, педагога, референтной группы сверстников, педагогические условия, создаваемые в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования для успешного вхождения личности в социальную среду;

— разработаны критерии социально-педагогической адаптации подростков средствами экономического воспитания в условиях дополнительного образования детей: степень развития способности обобщать, анализировать информацию и на ее основе адекватно оценивать ситуацию, степень сформированное&tradeсоциального опыта общения и развития коммуникативных способностей, уровень самооценки, уровень креативности, проявляющийся в разработке и реализации новых идей;

— разработана педагогическая технология социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания, способствующая усвоению социально-экономического опыта, познанию социальных ролей, активному включению в существующую социально-экономическую среду, отвечающая следующим требованиям: формирование абстрактного мышления, аналитико-синтетического восприятия мира и, как следствие, адекватная оценка окружающей действительностиформирование коммуникативной культурыформирование адекватной самооценкиразвитие креативностирешение проблемы профессионального самоопределения;

— созданы вариативные программы социально-педагогической адаптации старших подростков средствами экономического воспитания «Путь к успеху» ,.

Предпринимательство" на базе коммерческой и экономико-правовой школ Дворец творчества учащейся молодежи;

— разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, занимающихся проблемами социально-педагогической адаптации детей.

В своем исследовании мы учитывали особенности социально-экономической реальности, сложившейся в нашей стране, психофизиологические особенности возраста, возможности системы дополнительного образования, где подрастающее поколение получает полноценные знания и умения участвовать в активной, продуктивной жизнедеятельности.

В ходе исследования была выявлена и доказана необходимость теоретической разработки данной проблемы: «Социально-педагогическая адаптация старших подростков средствами экономического воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей» .

Поставленные в начале исследования задачи определили ход опытно-экспериментальной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стра тегии исследования // Психологический журнал.- том 14.- 1994. № 4. -С.39−54 .
  3. Авторские педагогические проекты и программы внешкольных объединений детей и подростков (инновационные подходы).- Челябинск, 1993. 248 с.
  4. А.Ф. Взаимодействие школы и семьи в экономическом воспитании детей: Метод, рекомендации.- М., 1991. 21 с.
  5. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся 4−10 (5−11) классов: Учеб. пособие /Челяб. пед. ин-т, Челяб. обл.ИУУ.- Челябинск, 1988.- 164 с.
  6. А.Д., Гуткина Н. И., Дубровина И. В., Круглов Б. С., Прихожан A.M., Снегирева Т, В. и др. Формирование личности старшекласника.- М.: Педагогика, 1989.-169 с.
  7. Г. М., Хелкама К., Дубовицкая Е. М., Стефаненко Т. Г., Тихомандрицкая O.A. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте //Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.- 1997.- № 4.- С. 31−41.
  8. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития: от традиционной педагогики к педагогике развития //Внешкольник .- 1997. -№ 9.- С.6−8.
  9. А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
  10. А.Г. Содействие ребенку развитие личности /Сб.ст.Новые ценности образования: забота — поддержка — консультирование.
  11. М. :Инноватор, 1996. 162 с.
  12. Афанасьев В. Г, Общество: системность, познание, управление.-М.:Политиздат, 1981,-432 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. .П. Новые аргументы в педагогических технологиях //Школьные технологии. 1997. — № 4 — С.47−52.
  15. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории практике. Екатеринбург, 1994. — 152 с.
  16. Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений //Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 1997 .- № 4. — С.25−31
  17. М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //Педагогика.- 1996.-№ 1.-С.9−11.
  18. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 153 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, — 192 с.
  20. Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации //Педагогика. 1996.-№ 1. — С.3−8
  21. Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества //Вопросы психологии, — 1999.- № 2. С.35−41.
  22. A.A., Малькова ЗА., Новикова Л. И., Караковский В. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. М., 1991.- 98 с.
  23. A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 463 с.
  25. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — 351 с.
  26. E.B. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11−17.
  27. Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995 .- № 4. — С.29−36.
  28. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5.- С. 12−15
  29. В.Г. Социальная работа и социология педагогики.-М.:РАО, ИГЛ, 1993.- 198 с.
  30. A.B. Я-концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя // Педагогика. 1995. — № 5.- С.24−31.
  31. Г. Свободное время: за и против подростков //Воспитание школьников.- 1996 .-№ 1. С. 17−21 .
  32. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. -202 с.
  33. Д.А. Социально-педагогическая адаптация подростков с ограниченными физическими возможностями в условиях оздоровительного образовательного учреждения: Автореф.канд. пед. наук. Челябинск, 1998. -20 с.
  34. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997.- № 2. — С.3−8.
  35. Ю.К., Сасова И. А. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения // Сов.педагогика. 1988. — № 1.- С.89−96.
  36. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой 2-е исправленное изд. — М.:Смысл, 1996.373 с.
  37. Введение в психологию /Под ред. A.B. Петровского. М.: изд. Центр «Академия», 1996 .-328 с.
  38. В., Ямщикова Н. Образования профессиональную ориентацию //Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — С.29−32.
  39. Внешкольные учреждения: пособие для работников внешкольных учреждений /Под ред. Л. К. Балясной .- М.: Просвещение, 1978. 255 с.
  40. .З. Воспитание и рынок в переходный период //Педагогика.- 1993.-№ 2.-37−40 с.
  41. Л.С. Педалогия подростка // Выготский Л. С. Собр.соч.: в 6 т. т.4 — М.: Педагогика, 1984. — 404 с.
  42. О. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. / Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Сб.ст. — М.: Инноватор, 1996.- С. 4−38 с.
  43. О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  44. М.А. Развитие системы подготовки социальных педагогов в Российской Федерации //Социальный педагог: подготовка и деятельность: Сб.ст. Челябинск: Изд-во Челяб. гос.пед.ин-та, 1994. — с.7−16.
  45. М.А., Штинова Г. Н. Понятийно- терминологические проблемы педагогики и образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 15−20.
  46. A.M., Сергеев М. И. Профориентация школьников //Социс. -1996. -№ 8. -С. 66−72
  47. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989.- 207 с.
  48. . Что такое психология: В 2-х т. Т.2: Пер. с франц. М.: Мир, 1992.-376 с.
  49. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агенство, 1995.- 43 с.
  50. Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое //Педагогика. 1998.- № 5. — С.42−45.
  51. В.А. Дополнительное образование. Экспериментальные материалы. 1,2 выпуски. М., 1993. — 275 с.
  52. В.А. Концепция дополнительного образования //Внешкольник. -1996.- № 1.-С.6−12 .
  53. В.В., Лушин П. В. Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА «Москва», 1990.- 64 с.
  54. С.С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентацйонной работе //Школа и производство. 1994. — № 6. — С. 9−14.
  55. С.С. Самооценка и выбор профессии /Из цикла ст. по пробл. профориентационной работы со школьниками //Школа и производство. -1995. № 1. — С.9−13.
  56. В.В. Инновационные идеи в современном образовании //Школьные технологии. 1997 .- № 1. — С.3−10.
  57. Т.П. Представления старшеклассников о ценностях .//Педагогика. -1995.-№ 4.-С. 45−51.
  58. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.176 с.
  59. В.В. О понятии развивающего обучения //Педагогика. 1995.- № 1.- С.29−39.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  61. А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. Учебное пособие.- М.: Российское педагогическое агенство, 1998. 210 с.
  62. Е.Б., Николаева Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. М.: Центр развития системы дополнительного образования детей. МОРФ, 1996.- 47 с.
  63. JI.B. Избранные педагогические труды /Вступительная статья Ш. А. Амонашвили. М.: Новая школа, 1996. — 432 с.
  64. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З. И. Васильева и др. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  65. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Учебно-методическое пособие. Псков, 1994. — 92 с.
  66. М.И. Роль деловой игры в формировании профориентационных знаний (школьников) // Школа и производство. -1990. № 1. — С. 20−21.
  67. К. Педагогическая диагностика: пер. с немец. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  68. Инструментарий изучения эффективности воспитательной работы с учащимися вне школы. Методические рекомендации /Под ред. А. З. Иоголевича.- Челябинск: ЧПИ, 1984. 87 с.
  69. Ю., Путилов Г., Тумковский С. Актуальные вопросы информатизации системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи //Внешкольник .- 1999. С.27−30.
  70. А.П., Прутченков A.C. Школьнику о рынке /Центр развития экон. мышления и культуры /.-М.: Рос. пед. агенство, 1992. 48 с.
  71. В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1994. 223 с
  72. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образований // Педагогика. 1996. — № 2. — С.40−48
  73. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.- 80 с.
  74. H.A. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: Автореф.канд.пед.наук Челябинск, 1999. — 25 с.
  75. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников /Под ред. И. Б. Первина. М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
  76. А. Насущные проблемы дополнительного образования //Народное образование. 1997.- № в.- С.2−6.
  77. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989 255 с.
  78. Кон И. С. Социология личности. М.: Просвещение, 1967. 312 е.
  79. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного, процесса и управления школой. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  80. Конвенция о правах ребенка /Положение детей в мире.Сб.ст.- Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991.-С.77−99.
  81. И.М. Диагностика профессиональных установок подростков //Вопросы психологии. 1997.-№ 2.-С. 122−129.
  82. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков //Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С.69−78. .
  83. Н., Буева И. Модель образовательной деятельности учреждения дополнительного образования инновационного типа //Внешкольник. 1999.№ 1. С.26−27.
  84. Ю.И. Проблемы социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике: Дисс. канд.пед.наук. М., 1992.
  85. Л.Ю. Формирование творческой самостоятельности подростков в учреждении дополнительного образования детей: Автореф.канд.пед.наук. -Челябинск, 1997. 24 с.
  86. Н. Некоторые аспекты креативности подростков //Журнал практического психолога. 1998. — № 2. — С.38−42.
  87. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  88. В.А. Социально-профессиональное самоопределение школьников //Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 18−26.
  89. Е. Психология изменений и психический мир подростка //Журнал практического психолога. 1998. — № 2. — С.42−52.
  90. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. :Политиздат, 1975. -304 с.
  91. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций //Педагогика.-' 1996.- № 2.-С.21−26.
  92. И.В. Бизнес-план основа успеха: Практ. пособие.- М.: Машиностроение, 1992. -11 с.
  93. И.В. Экономика без тайн.-М.: Дело, 1993. 352 с.
  94. И.В., Антонова Л. Структура обучения экономическим знаниям средней школе //Рос. экон. журн. 1992. — № 12. — С. 110−121.
  95. С.Н. Школа юных менеджеров //Шк. и пр-во. 1991. — № 7.- С. 38.
  96. В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования //Педагогика. 1998.- № 4. — С.43−50 .
  97. P.A. Сотрудничество детей и социального педагога: Учебное пособие. Челябинск: ГУПО адм. Чел. обл., ЧИПКРО, 1996. — 76 с.
  98. P.A. Социальная педагогика (экспресс-учебное пособие) -Челябинск.: ЧГПУ, 1994. 152 с.
  99. P.A. Социально-педагогическая поддержка детства: региональный аспект. Челябинск: ЧПРПО, 1997. — 88 с.
  100. . Рыночные отношения и воспитание школьников //Воспитание школьников.- 1991.- № 5. С.5−6.
  101. .Т. Образование: идеология и политика //Педагогика. 1995. -№ 4. — С.42−45.
  102. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. уч. зав. и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1996. 452 с.
  103. Л.Г. Технология и технологический подход в образовании. Проблемно-информационный материал //Внешкольник. 1998. — № 9.1. С.27−31.
  104. С.Е., Суворов A.B. Тест рисуночной ассоциации С.Розенцвейга. Руководство по использованию. Санкт-Петербург.: Госстандарт России Г. П. «Иматон», 1993. 69 с.
  105. Н.В. Подготовка будущего учителя к разработке и внедрению гибких педагогических технологий как фактор повышения профессионально-творческой деятельности: Автореф.канд.пед.наук. Челябинск, 1998. — 24 с.
  106. Л. Основы экономических знаний: Проект прогр. для 10−11 кл. //Рос. экон. журн, — 1992. № 8. — С. 125−135.
  107. A.A. Детская психология: Учебное пособие для студентов педаг. ин-тов. М.: Просвещение, 1971. — 415 с.
  108. A.A. Детская психология. М.: Просвещение, 1971.- 415 с.
  109. Г. Н. Воспитание социальной активности школьников старших школьников: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук. Л.: изд-во Ленинград, гос. пед. ин-та, 1974. — 42 с.
  110. Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л., 1973. — 175 с.
  111. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Издательская группа «Евроазия», 1997. — 430 с.
  112. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.П. Азаров, Л. М. Байтенова, Е. П. Белозерцев и др.- Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1989.- 335 с.
  113. Методика проведения аттестации учреждений дополнительного образования //Приложение к ж.Внешкольник. Выпуск № 4 .- М., 1997. С. 55.
  114. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Дисс. канд. пед. наук. М., 1994.
  115. МилославскийТО.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 151 с.
  116. Молодежь и профессиональная карьера (учебно-методический комплект) /Под ред. Чистяковой С. Н., Журкиной А. Я., М.: РАО, 1993. 26 с.
  117. В.В. Социализация личности (философский аспект).- Киев.: Рад.шк., 1986. 205 с.
  118. Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся) /Под ред. Чистяковой С. Н., Журкиной А. Я., М.: РАО, 1993. 77 с.
  119. A.B. Социализация и воспитание.-М.: Сентябрь, 1997. 95 с.
  120. A.B. Введение в социальную педагогику. Пенза: Изд-во Пензенс. гос.пед.ин-та, 1993. — 206 с.
  121. На довузовском уровне /Н. Яицкий, Ю. Игнатов, Н. Петрищев, Н. Ванчакова, О. Джалиашвили //Высшее образование в России. 1998. — № 4. -С.33−36.
  122. Т.С. Педагогические технологии: новый этат эволюции? //Педагогика. 1997.- С.20−27.
  123. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике.- Челябинск, 1996. 142 с.
  124. А.Я., Гостев А. Г. Какой быть новой педагогике?: Учебное пособие. Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 1993. — 212 с.
  125. С. Психология. Учебник для студентов высших пед.уч. завед. В 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.-М.: Владос, 1994.- 496 с.
  126. О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Решение коллегии МО РФот 25.5.94 г., № 12/1.
  127. Обучение и развитие /Экспериментально-педагогическое исследование/. Под ред. Действительного члена АПН СССР Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975. — 440 с.
  128. Общая психология. Учебник для студентов пед. инст-тов /Под ред.A.B.Петровского. Изд. 2-е доп. и перер. М.: Просвещение, 1976.- 478 с.
  129. В.Я. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях оздоровительного образовательного учреждения: Автореф.канд.пед.наук. Челябинск, 1999. — 22 с.
  130. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. Т. И. Пидкасистого.- 2-е издание дораб. и исправл.) М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
  131. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И. Б. Кошова, E.H. Шиянов, Т. И. Бабаева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 512 с.
  132. Педагогические инициативы во внешкольной работе с детьми и подростки. Аннотированный указатель /Под ред. А. З. Иоголевича. -Челябинск: ЧИПКРО, 1993. 68 с.
  133. Педагогические основы экономического воспитания в трудовой подготовке школьников: Сб.науч.тр. НИИ труд. обучения и проф. ориентации АПН СССР /Под ред. И. А. Сасовой.- М.: 1986. 99 с.
  134. Педагогические технологии эффективного развивающего взаимодействия педагога и ученика /Тезисы научно-практической конференции Дворцатворчества учащейся молодежи. Челябинск: Дворец творчества учащейся молодежи, 1997. — 67 с.
  135. Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988.544 с.
  136. A.B. Популярные беседы по психологии. М.: Педагогика, 1977.-208 с.
  137. В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагенство», 1997.- 176 с.
  138. И.П. Педагогика.- М.: Просвещение: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
  139. К.Н. Психологический анализ кризисов развития //Вопросы психологии. 1994. — № 1. — С.61−69.
  140. С.Д. Психопедагогика воспитания: очерк популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.:1. Новая школа, 1996. 134 с.
  141. Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб. науч. тр. /Отв. Ред. Е. В. Ткаченко.- Вып. 1.- Екатеринбург, 1995. 224 с.
  142. В.Д. Экономика плюс педагогика: Очерки о экономическом воспитании молодежи.- М.: Мол. гвардия, 1986. 288 с.
  143. H.H., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  144. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей общеобразовательных учреждений /Вступит, ст. B.C. Лазарева.- М.: Новая школа, 1996.-320 с.
  145. М.М., Вульфов Б. С. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. — 144 с.
  146. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования /Под ред.Н. Ф. Родионовой.- СПб: Санкт-Петербургский Дворец творчества юных, 1995.-162 с.
  147. E.H. Свойства нервной системы и профессиональная деятельность: Практ. задания в помощь проф. подгот. школьников //Школа и производство. 1994. — № 5. — С. 18−25.
  148. A.C. Специализированный тренинг «Предприниматель»: Метод.разр. соц.-психол. тренинга .-М.: МП «Новая школа», 1997.-79 с.
  149. A.C. Школа и рынок: Метод.разраб. деловой финансово-экон. игры /Науч.-метод. об-ние «Творческая педагогика» /Под.ред. Б. А. Райзберга.-М.:МП «Новая школа», 1993. 48 с.
  150. A.C., Райзберг Б. А. Практическая экономика: Метод.разраб. практикумов и деловых игр /Науч.-метод. об. ние «Творческая педагогика».-М.:МП «Новая школа», 1993.- 79 с.
  151. Психология современного подростка /Под ред. Д. Н. Фельдштейна. М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
  152. Психология. Словарь /Под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990 г., 494 с.
  153. Растова J1.M. Социальная адаптация личности в коллективе. М.: Мысль, 1990. — 446 с.
  154. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер Ком, 1999. 416 с.
  155. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  156. М.И., Волохов A.B. Детские организации: возможности выбора. -М.-.СПО-ФДО, 1996.- 111 с.
  157. Российская педагогическая энциклопедия /Гл.ред. В. В. Давыдов.- Т.4.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608 с.
  158. С.К. Предпринимательская деятельность: психология и идеология //Психологический журнал. 1997.- том 16, № 1, — С. 31 -42.
  159. C.JI. Проблемы общей психологии. Изд.2-е /Отв.ред. Е. В. Шорохова.- М.: Педагогика, 1976.- 416 с.
  160. Х.Ф. Человек как социологическая проблема: Дисс. канд. фил. наук.- Барнаул, 1973. 178 с.
  161. М.Г., Семенов С. Д. Новые технологии социально-педагогической работы // Школьные технологии. 1997.- № 2. — С.41−45.
  162. Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении//Вопросы психологии. 1990.-№ 1. — С.69−77.
  163. П. Экономика: (Учебник): В 2-х т.:пер. с анг.-М.: НПО «Алгон» ВНИИСИ, 1992.- Т.1. 332 е.- Т.2. — 415 с.
  164. И.А. Экономическое воспитание детей в семье: В помощь лектору /О-во «Знание» РСФСР.- М., 1989. 48 с.
  165. Сборник локальных нормативно-правовых документов по дополнительному образованию детей. Челябинск, Дворец творчества учащейся молодежи, 1998. — 73 с.
  166. Сборник нормативных и методических материалов по дополнительному, образованию детей. Челябинск: Управление по делам образования, 1997.66 с.
  167. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  168. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. Опыт исследования. М.: Педагогика, 1986. — 112 с.
  169. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Спб.: Социально-психологический Центр, 1996. — 346 с.
  170. H.A. Дополнительное образование как фактор социальной адаптации //Особенности и проблемы развития понятий в социальной педагогике и психологии: Материалы научной конференции.- Челябинск, издательство ЧГПУ, 1999.-С.56−57.
  171. H.A. Педагогическая технология социальной адаптации старшеклассников в условиях коммерческой школы Дворца творчества учащейся молодежи //Сборник научных статей аспирантов.- Челябинск: издательство ЧГПУ, 1999.-С. 134−138
  172. Соколова H.A. Технология управления учебно-воспитательным процессом в коммерческой школе Дворца творчества учащейся молодежи
  173. Педагогические технологии эффективного развивающего взаимодействияпедагога и ученика: Сборник учебно- методических трудов / Под ред. Быковой
  174. В.И., Товстухи Н.М.- Челябинск: ДТУМ, 1997, — С. 14−15
  175. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. инс-тов /Под ред. A.B. Петровского.-М.: Просвещение, 1987. 224 с.
  176. Социально-педагогическая и образовательная деятельность детских внешкольных учреждений /Под ред. Поповой F.H. Челябинск: Главное Управление по делам образования, 1995. — 162 с,
  177. Социология /Г.В. Осипов (руководитель), Ю. П. Коваленко и др. М.: Мысль, 1990, — 446 с.
  178. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  179. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 272 с
  180. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. Университета, 1984.- 272 с.
  181. Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение, 1980. — 206 с.
  182. Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка//Советская педагогика .- 1989.- № 5.- 71−77 с.
  183. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М.: Педагогика, 1990.- 160 с.
  184. P.A. Статистические методы для исследований. М.: Мысль, 1958.132 с.
  185. Философия образования для XXI века /Под ред. Б. В. Зинченко. Сб ст. -М.: Логос, 1992.- 198 с.
  186. Философия образования. «Круглый стол» журнала «Педагогика». //Педагогика. 1995.-№ 4.-С.3−27.
  187. Философский энциклопедический словарь /Под ред. С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичева и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989.- 814 с.
  188. А.Б. Основы управления учреждением дополнительного образования детей. М.: МО РФ, 1996. — 85 с.
  189. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  190. Н.И. Комплексный подход как фактор организации дополнительного образования детей: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Челябинск, 1998. 32 с.
  191. Н.И. Региональные особенности дополнительного образования детей //Внешкольник. 1998. — № 1. — С.24−28 .
  192. А.Г. Социология воспитания (о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. — 220 с.
  193. Хрестоматия по социальной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 222 с.
  194. Л., Зинглер Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  195. С., Щеглова С. Какие они подростки 90-х //Воспитание школьника. 1996. — № 1−3.
  196. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М.: Народное образование, 1996. — 160 с.
  197. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения //Педагогика.-1997. № 2. — С.21−29.
  198. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1996. — 320 с.
  199. Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.- 544 с.
  200. С.Н. Социология детства. М.: Институт молодежи, 1996. — 128 с.
  201. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов. М.: Педагогика, 1988. — 208 с.
  202. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
  203. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
  204. Н.Е. Новое в воспитательной работе школы. М.: Просвещение, 1981. — 111 с.
  205. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития //Вопросы психологии. 1971.- № 4.- С. 25−32.
  206. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  207. Э. Детство и общество. СПб: Ленато, фонд «Университетская книга», 1996. — 586 с.
  208. Ю.О. Социально-педагогическая адаптация детей-сирот в условиях учреждения начального профессионального образования: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед.наук. Челябинск: ЧГПУ, 1997. -25 с.
  209. Н.О. Гибкие педагогические технологии как фактор повышения качества образования у школьников: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд.пед. наук. Челябинск: ЧГГТУ, 1998. — 18 с.
  210. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. N.Y., Henry Holt & Co, 1937. — 240 c.
  211. Amabile T.M. The sjcial psychology of creativity, N.Y., 1983.-132 c.
  212. Rogers, C. Towards a theory of sreativity //ETS: A Review of General Semantics. 1954. 11 P. 249 260c.
  213. Vernan P.E. Effects of administration and Scoring on divergent thinking tests -Br. J. educ. Psychol. 1971. — 41 c.
  214. HJ. (Ed) A model for intelligence. P. 13 — 43., N.Y., Springer, 1982. -82 c.
Заполнить форму текущей работой