Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующие образовательные структуры, в которых осуществляется подготовка преподавателей для ВУЗов МВД России, не обеспечивают выполнение государственных аккредитационных требований по коэффициенту укомплектованности должностей преподавательского состава учеными на уровне 60%. Так, согласно результатам исследования, в 2001 г. средняя укомплектованность учеными должностей преподавательского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ
    • 1. Методологический и теоретический анализ проблемы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки в высших учебных заведениях МВД России
    • 2. Историко-педагогический анализ повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки в высших учебных заведениях МВД России
    • 3. Определение содержания процесса повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки в высших 61 учебных заведениях МВД России
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ
    • 1. Экспериментальное обоснование программы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки в высших учебных заведениях МВД России
    • 2. Определение критериев и показателей повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки в высших учебных заведениях МВД России
    • 3. Ход и проверка результативности экспериментальной работы
  • ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ
    • 1. Структурно-функциональное совершенствование системы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки в высших учебных заведениях МВД России
    • 2. Оптимизация организации, содержания и технологий повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки в высших учебных заведениях МВД России
    • 3. Профессионально-педагогическое самосовершенствование преподавателей кафедр огневой подготовки высших учебных заведений МВД
  • России

Педагогические основы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Силовые структуры Российской Федерации находятся сегодня в процессе реформирования. При этом существует острая необходимость обеспечения безопасности России в условиях изменений в современной военно-политической обстановке, связанных с появлением ряда новых дестабилизирующих факторов как в геополитической и региональной сфере, так и внутри страны.

Эти факторы выдвигают особые требования к системе высшего образования и определяют актуальность проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров для органов внутренних дел МВД России. Качественное решение задач формирования кадрового потенциала МВД России во многом зависит от состояния высшей школы. В настоящее время остро встали задачи воспроизводства научно-педагогического потенциала, сохранения лучших традиций обучения и воспитания. В значительной степени это относится к высшим учебным заведениям (далее — ВУЗам) МВД России.

Важнейшую роль в решении задач подготовки будущих офицеров играет педагогика и ее отрасли — военная педагогика и педагогика высшей школы.

Значительный вклад в совершенствование образовательного процесса в учебных заведениях МВД вносят разработки современных представителей отечественной педагогической и психологической мысли Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, П. Я. Гальперина, Н. А. Гейжан, Н. В. Кузьминой, В. В. Карпова, С. В. Кошелевой, В. В. Лаптева А.Н.Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. А. Реана, Н. Ф. Талызиной, В. А. Якунина и военных педагогов и психологов, таких, как.

A.В.Барабанщиков, В. И. Вдовюк, М. И. Дъяченко, М. П. Коробейников,.

B.Я.Кикоть, В. С. Олейников, К. К. Платонов, В. Я. Слепов, И. А. Скопылатов,.

C.И.Съедин, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзов, Я. Я. Юрченко и др.

Динамичность всех процессов в жизни общества диктует необходимость дальнейшей разработки и внедрения положений педагогики применительно как к силовым структурам в целом, так и к образовательному процессу в ВУЗах МВД России.

Одной из перспективных задач педагогики высшей школы является исследование проблемы педагогических основ повышения эффективности методического мастерства преподавателей специальных дисциплин и в частности преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России. Актуальность исследования данной проблемы обусловлена: — необходимостью повышения эффективности методического мастерства преподавательского состава кафедр огневой подготовки учебных заведений МВД. В настоящее время проблеме повышения эффективности методического мастерства преподавателя огневой подготовки ВУЗа уделяется недостаточное внимание. Об этом свидетельствует анализ материалов, посвященных реформированию системы специального образования в МВД России за 19 912 001 гг. Проводимые и планируемые мероприятия почти не затрагивают сферу повышения эффективности методического мастерства преподавательских кадров специальных дисциплин, где накопилось немало недостатков, обострились старые и появились новые противоречия. Они обусловлены тем, что существующая организационная структура подготовки преподавательских кадров не удовлетворяет потребности ВУЗов МВД России по численности, профилю и специальностям подготовки педагогов.

Результаты проведенного исследования показывают: в ВУЗах МВД России 40−45% преподавателей огневой подготовки не имеют не только ученых степеней и званий, но даже необходимой педагогической подготовки. Данная категория педагогов составляет около 70% преподавателей ВУЗов МВД. Должности преподавателей военно-профессиональных дисциплин и в частности преподавателей огневой подготовки комплектуются, как правило, офицерами из войск. Однако имеющаяся сеть факультетов (курсов) переподготовки способна обеспечить подготовку не более 30% офицеров, назначаемых на преподавательские должности в ВУЗы. Не получая профессионально-педагогического образования, они испытывают значительные трудности в педагогической деятельности.

— в современных условиях в связи с тенденциями гуманизации образования, повышения роли человеческого фактора в деятельности специалистов в число приоритетных функций преподавателя выдвигаются такие как: развитие творческого потенциала личности и формирование нравственных качеств будущих работников силовых структур. Из этого следует, что преподаватель должен быть профессионалом не только в той или иной области профессиональной деятельности, но и специалистом в области формирования и развития качеств личности другого человека. Формула преподавателя, синтезирующая профессионала-специалиста и педагога, находит все большее понимание среди руководителей и профессорско-преподавательского состава ВУЗов МВД России.

— существующие образовательные структуры, в которых осуществляется подготовка преподавателей для ВУЗов МВД России, не обеспечивают выполнение государственных аккредитационных требований по коэффициенту укомплектованности должностей преподавательского состава учеными на уровне 60%. Так, согласно результатам исследования, в 2001 г. средняя укомплектованность учеными должностей преподавательского состава ВУЗов МВД России составила 40%. Подобная ситуация может привести к тому, что многие учебные заведения МВД не смогут пройти государственную аккредитацию и получить (продлить) лицензию на право ведения образовательной деятельности. важным обстоятельством, обусловливающим необходимость исследования проблемы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки для ВУЗов МВД России, является введение в действие Государственных требований к уровню профессиональной подготовки выпускников для получения квалификации «Преподаватель высшей школы». В соответствии с данными требованиями преподаватель должен пройти педагогическую подготовку и получить диплом, удостоверяющий право ведения преподавательской деятельности.

— актуальность проблемы повышения эффективности методического мастерства преподавательского состава кафедр огневой подготовки ВУЗов МВД подтверждается и результатами анализа диссертационных исследований по педагогике высшей школы за последние 10 лет. Так, в ходе анализа установлено, что в 27 диссертациях отмечается необходимость совершенствования психолого-педагогической и предметной подготовки преподавательского состава.

Таким образом, в современных условиях существует объективная необходимость в обобщении и дальнейшем развитии педагогических основ повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России.

Объектом диссертационного исследования является процесс педагогической подготовки преподавателей в высших учебных заведениях МВД России.

Предметом исследования является процесс повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России.

Цель исследования — обоснование основных путей и условий повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России на современном этапе реформирования образования.

В соответствии с целью в диссертации решались следующие задачи:

1. Обосновать сущность, содержание и особенности процесса повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД в современных условиях.

2. Осуществить опытно-экспериментальное исследование процесса повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов и эффективности программы его совершенствования.

3. Определить пути совершенствования эффективности методического мастерства преподавательского состава кафедр огневой подготовки ВУЗов МВД России в современных условиях и разработать практические рекомендации по их реализации.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение:

Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку преподавателей (особенно дисциплин боевой подготовки), не обеспечивают потребности высших учебных заведений МВД по следующим параметрам: коэффициенту укомплектованности должностей преподавательского состава ученымиуровню педагогической подготовленности преподавателейпрофессиональной переподготовке каждого офицера, впервые назначаемого на преподавательскую должность в ВУЗ, что в современных условиях обостряет противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки преподавателей, и ее реальным состоянием в ВУЗах МВД России.

Эффективность образовательного процесса, качество подготовки сотрудников, уровень личностного развития и педагогической культуры преподавателей огневой подготовки в ВУЗах МВД повысятся, если теоретически разработать и практически реализовать комплексную программу повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России.

Методологическую основу исследования составляют:

1. Положения философии о законах развития и познания природы, общества и мышления, о научном подходе к изучению предметов, процессов и явлений.

2. Системный подход к анализу объектов и явлений, при котором они рассматриваются как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства множества.

3. Принципы педагогики и психологии, педагогики высшей школыпринципы детерминизма, единства сознания и деятельности, развития, активности.

Для решения задач исследования использовалась совокупность методов:

— теоретических методов: историко-педагогического и системно-структурного анализа и синтеза, обобщения и классификации, прогнозирования (экстраполяция, экспертиза), моделирования (конструирование, имитирование, программирование);

— эмпирических методов: наблюдения, письменных и устных опросов, изучения опыта, экспертного оценивания, констатирующего и формирующего педагогических экспериментов, анализа результатов деятельности, обобщения независимых характеристик, самонаблюдения и самоотчета, методов статистической обработки результатов и др.

Теоретическую базу исследования составляют:

Положения педагогики и психологии о сущности обучения и воспитания, о факторах формирования педагогической культуры преподавателей, исследования по проблемам подготовки преподавателей школы, концепция личностно-социально-деятельностного подхода, исследования педагогических систем.

Исследование проводилось с 1996 по 2002 год на базе 4-х высших учебных заведений МВД, а опытно-экспериментальная работа — в Санкт-Петербургском университете МВД России и Санкт-Петербургском институте внутренних войск МВД России.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследованияметодологической обоснованностью исходных позиций исследованияиспользованием педагогической теории и практического опытаприменением комплекса теоретических и эмпирических методов исследованияадекватностью применяемых методик, репрезентативностью выборки, математико-статистической обработкой материалов исследованияпедагогической экспертизой полученных результатовпубликацией основных выводов автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Факторы и тенденции в разрешении противоречий подготовки педагогических кадров (в частности специально-боевых дисциплин) для ВУЗов МВД. Педагогическая характеристика сущности, содержания, особенностей, закономерностей и принципов повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России, а также основных компонентов данного процесса.

2. Комплексная программа повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России в современных условиях.

3. Основные пути совершенствования подготовки преподавателей огневой подготовки для ВУЗов МВД включающие: а) оптимизацию организации, содержания и технологий повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД Россииб) структурно-функциональную перестройку системы педагогической подготовки преподавателейв) организацию профессионального самосовершенствования преподавателей высшей школы.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что в нем:

1. Разработаны, уточнены и систематизированы, с учетом специфики деятельности преподавательского состава кафедр огневой подготовки ВУЗов МВД, объект, предмет, цели, задачи, понятийно-категориальный аппарат, методы, формы и средства повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России.

2. Разработаны и обоснованы мотивационный, задачно-целевой, содержательный, деятельностиый и результативный компоненты процесса повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России.

3. Создана и реализована комплексная программа совершенствования процесса повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России.

4. Определены и экспериментально проверены основные пути повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России на современном этапе реформы.

Практическая значимость исследования в том, что оно направлено на повышение эффективности специального и методического мастерства офицерских кадров, профессионального и личностного роста преподавателей в ВУЗах МВД России.

Предложенные в диссертации пути повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России могут быть положены в основу создания целостной системы подготовки преподавателей как подсистемы высшей школы в системе МВД России.

Разработанная в диссертации комплексная программа повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России может быть использована для повышения эффективности организации, содержания и технологий подготовки педагогических кадров. Ее реализация в ВУЗах МВД обеспечивает получение офицерами дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», установленной.

Министерством образования РФ.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем проведения пилотажных исследований, констатирующего и формирующего педагогических экспериментов в 4 ВУЗах МВД России по внедрению программы педагогической подготовки преподавателей в подразделениях дополнительного и послевузовского образования. Полученные результаты сопоставлялись с гипотезой диссертационного исследования и обсуждались на научно-теоретических семинарах, заседаниях кафедр и учебно-методических сборах. Основные идеи и положения диссертации докладывались на теоретических, научно-практических и межвузовских конференциях в 1996 -2000 годах в Санкт-Петербургском университете МВД России и в Санкт-Петербургском институте внутренних войск МВД России. Материалы диссертации использованы при подготовке четырех учебных пособий, статей, также в ходе выполнения НИР: «Формирование культуры управленческой деятельности в ввузах» (шифр «Культура», 1995;1999гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в Санкт-Петербургском институте внутренних войск МВД России. Материалы исследования были учтены при организации образовательного процесса в данном учебном заведении.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные выводы и предложения автора по теме диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

1. Подготовка педагогических кадров для высших учебных заведений МВД России (история и теория) Санкт-Петербург: СПбГУ, 1999. 2,0 п.л.

2. Повышение эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России. СПб.: БИТУ, 1998. 0,1 п.л.

3. Диагностика уровня подготовки педагогических кадров для ВУЗов МВД России. СПб.: СПВВИУС, 2000. 1,7 п.л.

4. Методическая подготовка преподавателей огневой подготовки высших учебных заведений МВД России. СПб.: ВУС, 2000. 2,1 п.л.

Общий объем публикаций более 5,9 п.л.

II. Практические рекомендации.

Проведенное исследование позволяет сформулировать совокупность практических рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать дальнейшему повышению эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России.

I. В целях успешного решения организационных задач в области методической подготовки преподавателей ВУЗов МВД России предлагается:

1. Управлению кадров МВД в ходе реформы системы военного образования целесообразно рассмотреть возможности использования разработанных в диссертации: а) основных направлений структурно-функциональной перестройки системы повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России и поэтапных стратегий ее реформированияб) предложений по открытию педагогических специальностей для подготовки преподавателей специальных дисциплин с включением их в перечень специальностей и специализаций, устанавливаемых Министром Внутренних Делв) предложений по усилению общественной составляющей в управлении процесса повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России за счет создания соответствующего учебно-методического объединенияг) диверсификационной модели, разработанной в соответствии с многоуровневой структурой образования России и предусматривающей создание новых или задействование имеющихся образовательных учреждений (подразделений) для организации плановой методической подготовки преподавателей негуманитарных дисциплинд) предложений в новое Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в ВУЗах МВД РФ по методической подготовке преподавателей-офицеров в магистратуре.

2. Направлениям высшего образования МВД РФ рекомендуется: а) рассмотреть варианты организации плановой методической подготовки преподавателей негуманитарных дисциплин в системе высшего образования путем создания педагогических групп (отделений) и в магистратуре путем реализации профессионально-образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» — б) использовать разработанные в диссертации критерии и показатели эффективности для организации постоянного мониторинга качества методической подготовки преподавателей ВУЗов МВД России.

II. В целях эффективного решения содержательных задач в области методической подготовки преподавателей ВУЗов МВД России предлагается:

1. Управлению кадров МВД РФ рассмотреть возможности использования экспериментальной профессионально-образовательной программы для разработки учебных планов и программ методической подготовки преподавательских кадров в системах дополнительного и послевузовского образования.

2. Руководящему составу ВУЗов МВД России, начальникам кафедр при планировании и проведении занятий рекомендуется использовать изложенные в диссертации положения о методической деятельности преподавателей ВУЗов МВД России и способах овладения ею.

3. Руководству адъюнктур и факультетов (курсов) переподготовки и повышения квалификации в целях оптимизации содержания педагогической подготовки преподавателей целесообразно реализовать комплексную программу ее совершенствования;

4. Слушателям подразделений послевузовского и дополнительного образования в целях повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России рекомендуется использовать изложенные в диссертации: а) положения о сущности, структуре и содержании методической подготовки преподавателя ВУЗов МВД Россииб) модель и профессиограмму деятельности преподавателя ВУЗа, квалификационные требования к подготовке преподавателей.

III. В целях результативного решения методических задач и материального обеспечения педагогической подготовки преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России предлагается:

1. Кадровым органам рассмотреть возможности совершенствования материального стимулирования деятельности преподавателей ВУЗов за счет приведения норм выплат надбавок за ученые степени и звания в соответствие с федеральным законодательством.

2. ГУК МВД РФ изучить возможности открытия в информационно-методическом бюллетене рубрики под названием «Новые педагогические технологии» и «Методическая подготовка» .

3. Руководящему составу ВУЗов, начальникам кафедр в ходе аттестации преподавательского состава целесообразно применять методику оценки методической подготовленности преподавателей, изложенную в диссертации.

4. Руководству адъюнктур и факультетов (курсов) переподготовки и повышения квалификации для контроля эффективности процесса методической подготовки преподавателей рекомендуется использовать методику определения уровня индивидуальной педагогической подготовленности каждого слушателя.

5. Преподавателям ВУЗов в целях повышения своего методического мастерства целесообразно использовать методики профессионально-педагогического самосовершенствования.

6. Слушателям подразделений послевузовского и дополнительного образования в целях повышения эффективности процесса овладения педагогической деятельностью предлагается использовать изложенные в диссертации модель и методику профессионального самосовершенствования преподавателя ВУЗа МВД России.

Дальнейшие исследования, способствующие повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России, целесообразно сосредоточить на следующих направлениях: разработка методик отбора офицеров для прохождения методической подготовкиформирование организационно-методических и содержательных основ методической подготовки преподавателей в магистратуресовершенствование технологий методической подготовки преподавателей в различных образовательных учреждениях (подразделениях) — разработка профессионально ориентированных технологий повышения эффективности методического мастерства преподавателей огневой подготовки ВУЗов МВД России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.А. Развитие военно-педагогической мысли в России в XV1.I веке: Дис.. канд.пед.наук. М.: ВУ, 1995.304 с.
  2. .Г. О проблемах современного человеке знания. М.: Наука, 1977. 380с.
  3. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.186 с.
  4. А.Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Дис. докт. психол. наук. М.: ГАВС, 1993. 382 с.
  5. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974. 220с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и основные методы. М.: Высш.шк., 1988. 150с.
  7. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 1 .С.59−72.
  8. А.И. Профессиональная подготовка унтер-офицерского состава Вооруженных Сил ФРГ: Дис.канд. педагогич. наук. М.: ГАВС, 1994. 211с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 182 с.
  10. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 331с.
  11. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов: Дис. .д-ра.пед. наук. М., 1968. 746 с.
  12. А.В., Звягинцев В. Г. Педагогика высшей школы: Учебное пособие. М.: ВПА, 1985. 136 с.
  13. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М.: ВПА, 1985. 159 с.
  14. А.В. и др. Методика исследования проблем педагогики и психологии. М.: ВПА, 1987.
  15. А.В. и др. Основы психологии и педагогики. М.: Просвещение, 1988, 271 с.
  16. А.В. Научно-педагогические принципы самостоятельной работы слушателей и руководство ею со стороны кафедр и факультетов. М.: ВПА, 1982. 182 с.
  17. А.В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М.: ВПА, 1967. 209 с.
  18. А.В., Конюхов Н. И. Теоретические и практические разработки профессиограммы выпускников академии. М.: ВПА, 1988.169с.
  19. С.Я. Подготовка технических кадров в новых экономических условиях. М.: НИИ профтехобразования, 1994. 367 с.
  20. Л.Г. Русская армия и флот в XIX веке. М.: Наука, 1973. 615с.
  21. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1997.
  22. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.236 с.
  23. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 256с.
  24. И. Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. № 2. С.22−27.
  25. С.В. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в школе дореволюционной России второй половины XIX начала XX века: Дис. .канд.пед. наук. М., 1991. 291 с
  26. А.В. С.Л.Рубинштейн родоначальник деятельностного подхода в психологической науке//Психол.журн. 1989. № 3. С.23−37.
  27. Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. 1997. № 3.
  28. Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. 1997. № 7.
  29. В.И. Формирование и развитие педагогического такта у советского офицера: Дис.. канд.пед.наук. М., 1970.
  30. В.И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки советских офицеров: Дис. .д-ра.пед. наук. М., 1983.
  31. В.И., Шабанов Г. А. Педагогика высшей школы. Современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах: Учеб.пособие. М.: ВУ, 1996. 68 с.
  32. А. Армия дворянской России // Российский военный сборник. М.: ГА ВС, 1994. Выпуск 4.
  33. Взятышев В, Романкова Л. Социальные технологии в образовании // Высшее образование в России. 1998. № 1. С.28−38.
  34. Военная доктрина Российской Федерации. Проект // Красная звезда, 1999. 9 октября.
  35. Военная академия имени М. В. Фрунзе. М.: Воениздат, 1973.
  36. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1984.
  37. С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
  38. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М., 1994. 53 с.
  39. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях. М.: Воениздат, 1976.
  40. A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в ввузах: Дис. .канд.пед. наук. М.: ВПА, 1978.
  41. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1981. 291 с. 43. «Выстрел» полевая академия: Исторический очерк. М.: Воениздат, 1969. 229 с.
  42. Ю., Колесников А. Школа Российского офицерства. Исторический справочник. М.: Русский мир. 1993. 223 с.
  43. П.Я., Талызина Н. Ф. Современная теория поэтапного формирования умственных действий. М., 1979. 217 с.
  44. Г. И. Формирование военно-педагогической направленности у курсантов высших военно-политических училищ: Дис. .канд.пед. наук. М.: ВПА, 1990. 264 с.
  45. М.Г., Семушина JI. Г., Фокин Ю. Г., Чернышев А. П. Этюды дидактики высшей школы. М.: НИИВО, 1994. 136 с.
  46. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. 126с.
  47. В.Н. Перевоспитание воинов с негативными качествами личности в процессе воинской службы: Дис. .канд.пед наук. М., 1989.
  48. В.Н. Основы превентивной педагогики. М.: ВУ, 1995. 199 с.
  49. В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России: Дис. .д-ра.пед. наук. М.: ВУ, 1996. 545 с.
  50. И.В. Развитие педагогической системы профессионального образования в учебных заведениях МВД России: Дис. в виде научного доклада д-ра.пед. наук. М., 1999. 56 с.
  51. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результатов воспитания курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1973.
  52. П.Н. Оптимизация процесса воспитания в высшей школе. М.: ВПА, 1983. 136 с.
  53. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей школе. М.: ВПА, 1990.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования // Бюллетень Госкомвуза. М.: Московский лицей. 1994. № 2.
  55. Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700−1910. М., 1910. 190с.
  56. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 214с.
  57. В.П. Убеждение основной метод коммунистического воспитания советских воинов: Дис. .канд.пед. наук. М., 1964.
  58. В.П. Методика военно-педагогического исследования. М., 1967. 64с.
  59. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов ВВУЗов в процессе обучения: Дис. .д -ра. пед. наук. М., 1977.
  60. В.П., Мардахаев JI.B. Педагогические основы воспитания идейной убежденности и формирование активной жизненной позиции у личного состава полка (корабля). М.: ВПА, 1980.
  61. Н.А., Бойченко Н. А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь: Таврия, 1992. 113 с.
  62. В.В. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в обращении с подчиненными:
  63. Дис.канд.психол.наук. М.:ВПА, 1990. 198с.
  64. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 31 с.
  65. A.M. Подготовка офицеров русской армии в 60−90-е годы XIX века: Дис. .канд.историч. наук. М., 1994. 270 с.
  66. А.П. Методология и методы военного исследования. М.: ВПА, 1973. 217 с.
  67. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза Минск: Изд-во БГУ, 1978. 159 с.
  68. Ю.М. Активные методы социально-психологического обучения. Л., 1987.
  69. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, ее функционирование и развитие: Дис.докт.псих.наук. М.: ВПА. 1982.416 с.
  70. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. 282 с.
  71. В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Советская педагогика. 1978. № 10.
  72. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 162 с.
  73. Л. Основы педагогических технологий // Высшее образование в России. 1997. № 4. С.97−98.
  74. П.А. Военные реформы 1860−1870 годов в России М.: МГУ, 1952. 371 с.
  75. П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. М.: Мысль, 1973. 351 с.
  76. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. М., 1996. № 2.
  77. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966. 162 с.
  78. М. Вузовский педагог XXI века // Высшее образование В России. 1998. № 3. С.13−15.
  79. В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей // Высшее образование в России. 1997. № 3. С.73−77.
  80. В. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России. 1998. № 2. С.62−64.
  81. В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. 1997. № 4. С.44−49.
  82. В.И. Оптимизация учебно-воспитательного процесса ввуза // Военная мысль. 1991. № 11−12.
  83. Е.М. Технология психологической оценки профессионала // Вопросы психологии. 1981. № 4. С.43−52.
  84. Т.Л. Развитие концепций педагогических технологий в современной дидактике за рубежом. М.: Знание, 1986. 63 с.
  85. А.Н. О формировании руководителя нового типа // Военная мысль. 1992. № 2. С.21−36.
  86. Инженерная психология в военном деле. М.: Воениздат, 1983. 278 с.
  87. Г. В. Педагогические проблемы нормирования труда профессорско-преподавательского состава: Дис. .канд.пед. наук. М., 1976.
  88. Л. Подготовка педагогов в классических университетах // Высшее образование в России. 1998. № 3. С.58−62.
  89. А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М., 1990. 187 с.
  90. А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР. М., 1991. 261с.
  91. И.Н. Назревшие проблемы реформирования управления военным образованием и пути их разрешения: Сборник материалов 38 научной конференции по проблемам и перспективам развития военного образования. М.: Общевойсковая академия ВС, 1999.
  92. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. д-ра. психолог, наук. Л., 1981.
  93. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982
  94. А.Н. Культура общения преподавателя высшего военно-учебного заведения: Дис. .канд.пед. наук. М., 1986.
  95. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореферат дис. .докт.пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1992. 36 с.
  96. З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования: Дис. докт. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1995. 311 с.
  97. .М. Проблемы логики и методологии науки. М.: Наука, 1990. 152 с
  98. А. История русской армии // Российский военный сборник. М.: ГА ВС, 1994. Выпуск 4.
  99. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. СПб., 1996. 320с.
  100. В.Г. Проблемы инженерного образования в России // Высшее образование. 1993. № 2.
  101. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М, 1995. 328 с.
  102. В.К. Теоретические основы межпредметных связей в профессионально-педагогической подготовке учителей в вузе. Дис.докт.пед.наук. М.: Ак.пед.наук, 1990. 328 с.
  103. А.А. Самовоспитание будущего офицера. Рига: РВВПУ, 1985.
  104. В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики. М.: МО СССР, 1983. 216 с.
  105. И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. М.: 1987.
  106. Н.Д. Центр подготовки научно-педагогических кадров // Военно-политической академии им. В. И. Ленина 60 лет. М.: ВПА, 1979.
  107. Л.Ф., Гурченко В. Н., Борисова Л. Г. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991. 271 с.
  108. Коменский Я.-А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз. 1955.
  109. М.А. Прогнозирование приоритетных проблем и направлений научных исследований по педагогике высшей школы: Дис. .канд.пед. наук. М., 1992.
  110. Н.А. и др. История педагогики. М.: Просвещение. 1982. 447 с.
  111. Концепция развития высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование в России. 1993. № 2.
  112. Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров: Дис.. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1973.
  113. Э.Н. Современные методы обучения в учебном процессе академии. М.: ВПА, 1988. 132 с.
  114. П.А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1986. 136 с.
  115. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.
  116. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.
  117. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976. 57 с.
  118. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, 1983.
  119. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
  120. И., Иванов В. Подготовка инженеров-преподавателей в технологическом вузе // Высшее образование в России 1997. № 2. С.53−57.
  121. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. 143 с.
  122. А.Д. Педагогические основы формирования авторитета преподавателя военного училища: Дис. .канд.пед. наук. М, 1988.
  123. М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. СПб., 1880. 283 с.
  124. B.C. Содержание образования: сущность, структура перспективы. М.: Высшая школа, 1991.
  125. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 576 с.
  126. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
  127. И.А. Прогнозирование в педагогике. М.: ГАВС, 1993. 216с.
  128. И.А. Прогнозирование военно-педагогических исследований: Дис. .докт.пед.наук. М.: ГАВС, 1995.
  129. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992. 528 с.
  130. .Ф. Личность в психологии с позиций системного подхода // Психологический журнал. 1987. № 1.
  131. А.А. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к работе по укреплению воинской дисциплины в подразделении: Дис. .канд.пед. наук. М., 1990.
  132. В.К. Психолого-педагогические основы формирования авторитета советского офицера: Дис. .канд.пед. наук. М. 1986.
  133. М.А. Педагогические основы совершенствования психологопедагогической подготовки слушателей военных академий. Дис. .канд.пед. наук. М., 1991.
  134. М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) ВУЗов. Дис. .д-ра.пед наук. М.: ВУ, 1997.
  135. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. М., 1977.
  136. А.Н. Педагогические курсы для подготовления офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. СПб., 1902. 119 с.
  137. В. Новая военная доктрина России адекватный ответ на вызов времени // Красная звезда. 1999, 8 октября.
  138. Материалы международной конференции: Образование XXI века. М., 1994.
  139. В.В., Рюмин В. П., Бурова М. В. Понятийный аппарат концептуальных основ формирования и функционирования системы военного образования офицерских кадров. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1994.
  140. В.В. и др. Основы деятельностного подхода в подготовке кадров. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 56 с.
  141. Н. Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России // Сухопутное ведомство. СПб., 1860. Т.4.
  142. Место и роль психологии и педагогики в подготовке и совершенствовании профессионализма офицерских кадров: Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей психологии и педагогики вузов МО РФ. М.: ВУ, 1997. 156 с.
  143. Методические рекомендации по разработке квалификационных требований, учебных планов и программ для подготовки офицеров с высшим военно-специальным образованием. М: МО РФ, 1995.
  144. В.Г. Акмеологические основы профессионального становления офицерских кадров. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995. 244 с.
  145. В.Г. Методологические основы профессионального становления военных кадров: М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1995.
  146. Н.Д. Как развиваться вузовской дидактике? // Вестник высшей школы, 1974. № 12.
  147. Н.Д. Как развиваться вузовской дидактике? // Вестн.высш.школы. 1994. N 2. С.29−45.
  148. Современные теории и концепции обучения // Психология и педагогика // Под ред. К. А. Абульхановой, Л. Г. Лаптева. М.: Совершенство, 1998. С. 182−195.
  149. В.Н. Теория и практика развития военно-педагогического образования. М.: В, А РВСН им. Петра Великого, 1999. 169 с.
  150. О развитии системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ 1993 г. № 191.
  151. Об утверждении требований и контрольных нормативов лицензирования: Постановление Государственного комитета РФ по высшему образованию от 30.07.93 г. № 34. М., 1993.
  152. И.Г. Сегодня и завтра школы // Красная звезда. 1998. 4 августа.
  153. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
  154. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864−1914. Ист.очерк. СПб., 1914.
  155. П.И. Педагогические проблемы сплочения коллективов кафедр общественных наук военных училищ: Дис. .канд пед наук. М., 1977.
  156. В. А. Исторический опыт развития военного образования в России. М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1996. 55 с.
  157. Л.А. Компетентность в общении. М., 1990. 143 с.
  158. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
  159. М.С. Высшая военная школа делу защиты Родины // Вестник высшей школы. 1980. № 4.
  160. Повышение эффективности психолого-педагогической подготовки преподавателей вузов. М.: МГУ, 1988. 103 с.
  161. И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса: Дис.докт.пед.наук (в виде научного доклада). Киев, 1991. 51 с.
  162. Н. Реформирование образования и национальная безопасность // Высшее образование в России. 1997. № 4. С.3−5.
  163. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в МО РФ: Приказ МО РФ № 310. 1999.
  164. С.А. Модель личности офицера как средство реализации его сущностных качеств.: Дис. .канд. филос. наук. М.: ГАВС, 1992. 189 с.
  165. Проект программы совершенствования системы военного образования в Министерстве обороны РФ // Армейский сборник. 1998. № 8.
  166. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. Казань, 1997.
  167. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  168. Психология и педагогика высшей школы. М.: Воениздат, 1989.
  169. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся.М., 1990.176с.
  170. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. № 2. С.30−43.
  171. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т. М., 1993.
  172. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. 432 с.
  173. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 167с.
  174. A.M. Развитие системы подготовки педагогических кадров для военно-учебных заведений Вооруженных Сил СССР. М.: ВПА, 1981.
  175. И.Д. Новая Россия, новая армия // Красная звезда. 1997. 19 сентября.
  176. И.Д. Реформа военного образования важнейшая часть реформы в России // Красная звезда. 1998. 14 августа.
  177. М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. М., 1981.
  178. И.А. Индивидуализация обучения в высшей школе России. СПб., 1994. 74с.
  179. И.А. Индивидуализация обучения в высшей школе России. Автореферат диссертации. докт. пед. наук. СПб., 1995. 32с.
  180. И.А. Педагогические основы индивидуализации обучения курсантов военно-инженерных училищ. Дис.. канд.пед.наук. М., 1992. 328с.
  181. Советские Вооруженные Силы: История строительства. М.: Воениздат. 1978.
  182. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.
  183. В. А. Становление молодого преподавателя военного училища: Дис. .канд.пед. наук. М., 1982.
  184. Социальная и военная психология // Под ред. Н. Ф. Феденко. М.: ВПА, 1990. 388 с.
  185. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны. Автореф. дис.. докт. пед. наук. Jl., 1973. 41с.
  186. В.Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских моряков. Учебное пособие. Л., 1982. 98с.
  187. В.Я. Коллектив курсантов подразделения и пути его сплочения и укрепления. Л., 1982. 58с.
  188. В.Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (воинской части) в условиях боевых действий. СПб.: СПб ВВКУВВ МВД России, 1996. 16с.
  189. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: ЛГУ, 1988. 168 с.
  190. В.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1981.
  191. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалиста // Современная высшая школа. М.: МГУ, 1986. 84 с.
  192. Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования // Красная звезда 1999.31 июля-
  193. А.И. Некоторые методологические проблемы профессионализации воинской деятельности. М.: МО СССР, 1982. 32 с.
  194. JI.H. Повышение эффективности самовоспитания слушателей военных академий: Дис. канд.пед.наук. М.: ВПА, 1981. 198 с.
  195. Ю.Н. Подготовка курсантов ВВУЗА к самообразовательной деятельности как фактор непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1993.
  196. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974.
  197. В.И. Педагогические основы повышения учебно-воспитательной работы офицера подразделений внутренних войск. Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1991. 32с.
  198. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей военно-учебных заведений: Дис. .канд.пед. наук. М., 1991. 218 с.
  199. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.189 с.
  200. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988. 160с.
  201. В.А. Педагогическая оценка как фактор формирования личности учащихся // Вестник ЛГУ, 1983, № 17.
Заполнить форму текущей работой