Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие культуры духовного и физического здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диагностическое исследование, убедившее в недостаточности медико-биологического образования учителей, подтвердило необходимость пересмотра подходов к этой части подготовки. Дальнейшее теоретико-экспериментальное исследование проблемы позволило предположить, что валеологическое образование будущего учителя будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано в контекст культуры… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития культуры духовного и физического здоровья учителя
    • 1. 1. Анализ феномена «культура духовного и физического здоровья» («валеологическая культура»), его философское и педагогическое освещение
    • 1. 2. Валеологическая культура как профессионально-значимое качество педагога
    • 1. 3. Диалектика развития валеологической культуры учителя (энергоинформационный и синергетический подход)
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование развития культуры духовного и физического здоровья будущего учителя в процессе обучения в вузе
    • 2. 1. Диагностическое исследование проблемы валеологического образования учителя
    • 2. 2. Разработка комплекса организационно-педагогических условий развития культуры здоровья
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности организационно-педагогических условий развития культуры здоровья будущих учителей
  • Выводы по второй главе

Развитие культуры духовного и физического здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рубеж веков и тысячелетий акцентирует внимание образования на необходимости осмысления путей дальнейшего совершенствования. «Культура» и «здоровье» — составляющие, без которых не возможен прогресс не только в образовании, но и в развитии цивилизации в целом.

С одной стороны, здоровье актуально во все времена, на всей планете, во все периоды жизни — от рождения и до смерти. С другой, именно в настоящее время опасные тенденции к ухудшению здоровья в России стали угрожающими: рождаемость падает, коэффициент смертности достиг 12,2 промилле (самый высокий со времен Великой Отечественной войны), идет деградация генофонда, растут заболевания детей, психические и злокачественные заболевания, растет уровень хронической патологии.

На этом кризисном фоне стремительно и емко возросла значимость здоровья как непреходящей ценности. Осознание обществом многоаспектности проблемы здоровья, невозможности решения ее средствами здравоохранения, понимание необходимости новых стратегических подходов, перестройки мировоззрения привело к формированию новой социокультурной парадигмы здоровья, представляющей его как магистральный путь развития культуры, как результат деятельности государства.

Необходимость развития культуры здоровья как требование сегодняшнего времени, как российский социальный заказ просвещению, рассматривают в своих работах многие известные ученые (Е.М. Казин, В. П. Казначеев, В. В. Колбанов, M. JL Лазарев, В. П. Петленко, Л. Г. Татарникова и др.).

Культура здоровья — категория, имеющая глубокие исторические и национальные корни. На протяжении столетий формировались особенности укрепления здоровья каждой нации, связанные с географическим положением, менталитетом, историческими условиями. В настоящее время в России идет новый виток осознания значимости культурных ценностей, и образование, несомненно, должно подключиться к этому процессу. Корни российской культуры, традиции воспитания здоровья неразрывно связаны с православием, а о том, что «мир души — здоровье для тела» знали еще древние, но мы растеряли эти представления в эстафете поколений. Духовная культура — не только путь к здоровью, но и основа безопасности самой жизни. Историческими примерами этнограф JI.H. Гумилев (1980) подтверждает тот факт, что потеря духовной культуры («совести — заслонки от зла») превратила ландшафты в мертвые зоны, привела к болезням и исчезновению народов с лица земли. «Всякая культура (даже материальная) есть культура духа.» (Н.А. Бердяев), поэтому основной целью образования должно стать духовное развитие человека.

Развитие культуры здоровья населения требует современного переосмысления феномена «культура здоровья» с позиции нового интегративного научного направления «валеология». Многие авторы отождествляют понятие «культура духовного и физического здоровья» с понятием «валеологическая культура» (М.Я. Виленский, В. П. Казначеев, JI.A. Майборода, И. В. Муравов, В. П. Петленко, P.O. Серебрякова, А.И. Суббето). При этом структура, функции, содержание, взаимопреемственные связи и закономерности развития ва-леологической культуры исследованы явно недостаточно.

Между тем развитие культуры здоровья учителя и учащихся сегодня уже не предмет выбора, а условие выживания школы. По оценкам многих специалистов лишь 10−20% выпускников могут считаться здоровыми. Качественное снижение уровня здоровья школьников связано не только с воздействием экономических, социокультурных и экологических факторов, но и таких негативных педагогических факторов, как интенсификация учебного процесса, не соответствующая физиологическим возможностям организманепобедимая авторитарная педагогиканарушение существующих гигиенических норм обучениянедостаточная подготовка учителей в вопросах развития и охраны здоровья детей, усугубляющая разрушающее воздействие перечисленных выше факторов (М.М. Безруких, Е.Е. Чепурных).

Концепция реформирования образования до 2005 года особое внимание уделяет сохранению здоровья детей и подростков в процессе обучения, эту же мысль настойчиво подчеркивают руководители системы образования и ученые (В.И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. Г. Кинелев, Е. В. Ткаченко, В.М. Чи-маров и др.).

Гуманизация образования включает в себя не только заботу о здоровье, но и широкое понимание культуры, что означает изменение направленности содержания и смысла образования в контексте культуры, так как передача знаний и развитие культуры далеко не одно и то же (В.И. Андреев, B.C. Биб-лер, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Ю.М. Лотман). «Неготовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования — вот чем должен обладать выпускник школы» (B.C. Библер). Подготовку таких учащихся должны осуществлять педагоги с высоким уровнем профессиональной культуры, способные к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию, а также к прогнозированию и корректированию творческого саморазвития своих учеников (В.И. Андреев).

Низкий уровень физического и психического здоровья выпускников школ говорит о неудовлетворительной работе по формированию гармонически развитой личности, несмотря на множество инноваций в обучении и воспитании. За период обучения в школе число детей с нервно-психическими расстройствами увеличивается с 15 до 40% (Д.Н. Крылов, Т.П. Кулакова). Груз ответственности за здоровье учащихся в значительной мере ложится на учителя, так как одной из наиболее веских причин заболеваемости школьников является стрессовая тактика обучения, превышение учебной нагрузки. Вышесказанное свидетельствует о недостаточной профессиональной культуре учителей, важным компонентом которой является валеологическая культура. Статистические данные нервно-психической патологии школьников показывают, что сегодня в центре внимания должна лежать не проблема накопления знаний, а проблема сохранения психического здоровья детей, без которого не может быть и здоровья физического.

Культура здоровья, включающая в себя культуру духовную, медико-гигиеническую и физическую необходима сегодня образованию как воздух.

Развитие культуры здоровья педагога способно разрешить важнейшие противоречия в системе образования: противоречие между увеличением объема знаний и здоровьем детей, между социальной программой образования и биологическим развитием ребенка. Самым ценным в культуре здоровья является то, что она заставляет поверить в возможность возрождения нации через ее духовно-нравственное оздоровление. Приобщаясь к валеологической культуре, будущий учитель формирует у себя установку на непреходящую ценность здоровья, уникальность жизни, на готовность строить свою педагогическую деятельность в соответствии с потребностями и физиологическими возможностями ребенка. Эти качества необходимы любому учителю предметнику, так как они заложены в слагаемых его профессиональной культуры.

Создание условий для развития валеологической культуры студентовбудущих учителей — желаемая перспектива, проблема давно назрела и нуждается в разработке. Будучи социокультурным феноменом, образование в настоящее время перестраивает свою деятельность в соответствии с идеей, определяющей роли личностной культуры учителя в современной школе, и необходимость формирования культуры здоровья в связи с резким снижением его уровня не вызывает сомнений. Несомненно и то, что валеологическое образование будущего учителя будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано в контекст культуры, а студенты будут активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры здоровья нации, страны, мира.

Существующая система медико-биологического образования учителя должна быть изменена. В большинстве вузов медико-биологический аспект образования не отражает концептуального подхода к здоровью. Излишний академизм преподавания анатомии и физиологии требует значительных усилий и времени студентов, которые в дальнейшем не оправдываются в практической реализации.

Для развития культуры здоровья следует, как минимум, перейти от информационной модели обучения медико-биологическим дисциплинам к модели развивающей. Обучение только тогда станет развивающим и в действительности разбудит научную мысль, когда избавится от догм, представляющих научные положения конечными. При этом переориентацию и обновление педагогического мышления необходимо строить на основе социокультурной парадигмы здоровья.

Формирование культуры здоровья учителя является приоритетной задачей профессионального образования, которая должна найти свое отражение в государственных образовательных программах.

Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между выдвигаемой жизнью задачей развития культуры здоровья и недостаточностью современного осмысления феномена «культура духовного и физического здоровья» («валеологическая культура») — между потребностью общества в педагогах с высоким уровнем валеологической культуры и отсутствием адекватных условий ее развития у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.

Указанные противоречия обозначили проблему, сущность которой заключается в разработке структуры, функций и содержания категории «валеологическая культура» и определении педагогических условий развития валеологической культуры будущих учителей. Решение данной проблемы составило цель исследования и определило выбор темы «Развитие культуры духовного и физического здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки».

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учителя в системе высшего образования.

Предмет исследования: развитие культуры здоровья будущего учителя в процессе обучения в вузе.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие валеологической культуры студентов будет эффективным при соблюдении следующих условий:

— теоретическом исследовании содержания категорий «валеологическая культура», «валеологическая культура личности», «валеологическая культура педагога»;

— создании интегрированной программы дисциплин медико-биологического блока, концепций современного естествознания и педагогической валеологии, представляющей оптимальный по структуре курс;

— введении поэтапной диагностики уровня развития валеологической культуры студентов;

— введении спецкурсов по педагогической валеологии на старших курсах, направленных на формирование готовности к здоровьесберегаю-щей профессиональной деятельности и защиты творческих работ по развитию культуры здоровья школьников;

Цель и гипотеза определили постановку основных задач.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность категорий «валеологическая культура», «валеологическая культуры личности», «валеологическая культура учителя».

2. Определить и конкретизировать структуру, содержание, формы и методы развития культуры здоровья студентов и создать технологическое обеспечение данного процесса.

3. Провести обоснованный отбор показателей и критериев оценки уровня валеологической культуры.

4. Разработать и апробировать комплекс педагогических условий развития культуры здоровья будущего учителя.

Методологической основой исследования послужили: современные философские, культурологические, социологические, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу культуры общества как социальный феномен, культуру личности как психолого-педагогическое явление, образование как процесс трансляции и реализации культуры, развитие как стимулируемый педагогом процесс саморазвития личности и др.

Аксиологический подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе, и культурологический с его идеей «диалога культур» (М.М. Бахтин, B.C. Библер) составили общую методологию исследования. Аксиологический подход способствовал раскрытию гуманистического смысла валеологической культуры, определив ее значимость не только для общества, но и для каждого человека. В диссертации реализованы также синергетический и энергоинформационный подходы к анализу объекта исследования, предполагающие синтез философских, культурологических, психофизиологических и валеологических знаний.

Теоретическому анализу феномена «валеологическая культура» способствовали также философские учения, раскрывающие духовное совершенствование человека (Н.А. Бердяев, И. Кант, В. А. Розанов, В. В. Соловьев, П.А. Флоренский), в том числе и в русле космической эволюции (Н.Н. Моисеев, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковский, A. J1. Чижевский), идеи приоритета духовности (В.И. Андреев, Г. В. Мухаметзянова, Н. Д. Никандров, Е.В. Сушурова) и значимости духовно-нравственного развития личности для физического здоровья (С .Я. Долец-кий, Д. А. Дубровин, В. П. Казначеев, В. П. Петленко, Л. Г. Татарникова и др.).

Методологическое значение для исследования имели продуктивные идеи обогащения педагогики методами других наук (В.И. Загвязинский), идеи стратегического приоритета развития образования (П.С. Гершунский), идеи гуманизации образования, целостной личности, идеи теорий творческой педагогической деятельности и развивающего обучения (Ш.А. Амонашвили, В. И. Андреев, В. В. Краевский, А. Маслоу, Н. Ю. Посталкж, C.JI. Рубинштейн), идеи педагогической валеологии (И.И. Брехман, И. М. Воронцов, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, В. П. Казначеев, В. В. Колбанов, Л.Г. Татарникова).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались методы двух уровней.

Методы теоретического уровня: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, аналогия, синтез эмпирического материала, интерпретация, экстраполяция, моделирование.

Методы эмпирического уровня: прямое и косвенное наблюдение, тесто-анкетирование, собеседование, количественный и качественный анализ экспертных оценок, обобщение эмпирического материала, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

Собранный эмпирический материал обрабатывался методами математической статистики. Для обработки части экспериментального материала была использована методика расчета и анализа корреляционных матриц для изучаемых признаков, разработанная с учетом рекомендаций Д. Стенли и Д. Гласса.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, гуманитарный лицей при МОСУ, школы №№ 10, 30 г. Йошкар-Олы.

Работа над темой исследования осуществлялась в несколько этапов.

На первом, поисковом этапе (1986;1992 гг.) — накапливался и сопостав-лся опыт работы в разных системах образования и воспитания (марийской сельской школе, монгольском детском саду, педагогическом вузе), который убедил в том, что корни педагогических проблем часто кроются в состоянии здоровья детей и недостаточности медико-гигиенической культуры педагога.

В период пребывания в Монголии изучались традиции и культура Востока, древние каноны медицины, методы нетрадиционного оздоровления. Анализировалась философская, этнографическая, психолого-педагогическая, медицинская и методическая литература. В дальнейшем полученный опыт способствовал выбору темы исследования, формулировке рабочей гипотезы и составлению программы ее экспериментальной проверки.

На втором этапе (1992;1996 гг.) — были созданы и апробированы учебные интегрированные программы по валеологии, проводилось констатирующее исследование по выявлению уровня валеологической культуры будущих учителей. Одновременно на основе диагностики осуществлялся отбор и структурирование содержания валеологической подготовки студентов, эффективных форм и методов преподавания, апробировался комплекс педагогических условий развития культуры здоровья будущих учителей.

На третьем этапе (1996;2000 гг.) — осуществлялась поэтапная диагностика уровня развития культуры здоровья студентов, продолжался формирующий эксперимент, обобщались его результаты, оформлялись выводы исследования, совершенствовалось методическое обеспечение данного процесса. Итогом проделанной работы стала публикация учебного пособия «Валео-логическая культура. Тенденции развития».

Статистическая обработка и обобщение полученных экспериментальных данных уточнили отдельные теоретические положения диссертационного исследования и подтвердили состоятельность гипотезы.

Научная новизна исследования состоит в том, что.

— на основе полидисциплинарного подхода определены структура, функции, содержание категорий «культура духовного и физического здоровья» — «валеологическая культура», «валеологическая культура личности», «валеологическая культура учителя»;

— установлены общие и педагогические закономерности процесса развития культуры здоровья;

— выявлено, что духовное развитие личности, ее нравственные ориентации являются системообразующим компонентом валеологической культуры как инновационного направления профессиональной культуры учителя;

— обосновано системное представление и конкретизированы педагогические условия развития валеологической культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что.

— раскрытие сущности и педагогических закономерностей развития ва-леологической культуры учителя как компонента профессиональной культуры вносит определенный вклад в педагогическую науку, направленный на воспитание духовно и физически здоровой личности школьника;

— предложенные теоретически и экспериментально обоснованные показатели и критерии оценки уровня валеологической культуры личности могут быть использованы в различных сферах обновляющегося российского образования.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в создании методического обеспечения развития валеологической культуры будущего учителя, включающего: учебное пособие по культуре духовного и физического здоровья, интегрированные учебные программы и методические рекомендации по педагогической валеологии, диагностические средства определения уровня культуры здоровья личности, которые могут быть применены в системе среднего и высшего педагогического образования, системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

На защиту выносятся:

— структура, функции, содержание категорий «культура духовного и физического здоровья» — «валеологическая культура», «валеологическая культура личности», «валеологическая культура учителя»;

— общие и педагогические закономерности развития валеологической культуры;

— потенциальные возможности валеологической культуры как фактора оздоровления и совершенствования образования и воспитания подрастающего поколения;

— теоретическое обоснование развития валеологической культуры учителя на основе культурологического, энергоинформационного и синергетического подходов, способствующего формированию саногенного мышления, культуры чувств, духовного и физического здоровья;

Достоверность основных положений и выводов обеспечена опорой на научную методологию, непротиворечивостью исходных теоретических положений и понятийно-терминологического аппарата исследования, многолетним характером опытноэкспериментальной работырепрезентативностью выборкипрактическим подтверждением теоретических положений в экспериментальной работе, непротиворечивостью промежуточных результатов исследования, применением компьютерных программ при статистической обработке данных. (Выводы, полученные при статистической обработке экспериментальных данных, принимались, если значения критерия достоверности были не ниже уровня, используемого в педагогических исследованиях (95−99%).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи и результаты исследования обсуждались на Всероссийских и республиканских научно-практических конференциях: «Учебно-воспитательный комплекс: опыт, проблемы, перспективы», «Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях», «Проблемы форм гармонически развитой личности учащихся в современных условиях» (Чебоксары, 1993, 1995) — «Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности» (Йошкар-Ола, 1994, 1995, 1996) — «Дидактические проблемы курса «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» (Москва, 1995) — «Диалог наук и глобальные проблемы современности», «Диалог наук и проблемы современного общественного развития», «Социум в преддверии XXI века: итоги пройденного пути, проблемы настоящего и контуры будущего» (Йошкар-Ола, 1996, 1997, 1999) — «Диагностико-технологическое обеспечение преемственности в системе образования» (Зеленодольск, 1996, Йошкар-Ола, 2000) — «Образование и здоровье» (Калуга, 1998) — «Субъект федерации на рубеже веков» (Йошкар-Ола, 1998);

Проблемы адаптации первокурсников" (республиканская межвузовская конференция, Йошкар-Ола, 1999) — «Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования», «Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга», «Проблемы мониторинга качества образования», «Духовность, здоровье, творчество» (Казань, 1997, 1998, 1999, 2000).

Промежуточные и конечные результаты исследования докладывались на заседании Ученого совета МГПИ им. Н. К. Крупской, на преподавательских научнопрактических конференциях, заседаниях кафедры. Апробация проводилась также в процессе работы с учителями и директорами школ города Йошкар-Олы и Республики Марий Эл, в средствах массовой информации (в цикле радиопередач «Искусство быть здоровым», 1998;2000 гг.).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (302 источника) и приложений, содержит 10 таблиц, 23 рисунка и графика. Общий объем работы составляет 214 страниц машинописного текста.

Выводы по диссертации.

1. Современный уровень осмысления культуры духовного и физического здоровья — валеологическую культуру — можно определить как исторически обусловленный образ жизни и деятельности людей, уровень развития их творческих сил и способностей, репродуктивного здоровья и продолжительности активной жизни.

2. Валеологическая культура личности является частью общей культуры, отражающей приверженность к общечеловеческим здоровьесберегающим ценностям, владение современным уровнем саногенных знаний, умений и навыков, ведущих к самосовершенствованию и активному долголетию.

3. Компонентами валеологической культуры личности являются: духовно-нравственный, гносеологический, праксиологический, эстетический, коммуникативный, трансляционный и креативный, из которых духовно-нравственный выступает системообразующим, сообщая высокий смысл и общую направленность развития другим компонентам.

4. Валеологическую культуру педагога обуславливают следующие личностные детерминанты: здоровьесберегающая направленность педагогической деятельности, опыт практической интериоризации культуры здоровьяпсихические процессы, способствующие проявлению валеологической культуры, психофизиологические особенности, определяющие выбор здоровьесбе-регающих методик.

5. Система медико-биологической подготовки учителя должна быть направлена на формирование глубокого философского представления о здоровье, связанного со смыслом жизни и высшими ценностями бытия, с развитием саногенного мышления, определяющего жизненные ориентации, реальные поступки, принципы воспитания и обучения, созидающие здоровье.

6. К организационно-педагогическим условиям развития культуры здоровья будущих учителей относятся: 1) создание интегрированных программ медико-биологических дисциплин, педагогической валеологии и концепций современного естествознания на основе культурологического подхода- 2) отбор оптимального содержания учебного материала- 3) организация самостоятельной работы и проведения инновационных занятий, НИРС, олимпиад, конкурсов в атмосфере сотворчества, адекватных целям развития культуры здоровья- 4) поэтапная диагностика уровня развития культуры здоровья студентов- 5) введение курсов по выбору «Педагогическая валеология» и «Валеологическая культура» на старших курсах с защитой творческих работ по развитию культуры здоровья школьников.

7. Показателями культуры духовного и физического здоровья студентов является развитие компонентов валеологической культуры личности, а критериями оценки — уровень сформированности качеств личности, отражающих сущность этих компонентов.

8. Разработанная методика и средства диагностики позволяют отслеживать динамику развития валеологической культуры будущих учителей.

9.Эффективность предложенных организационно-педагогических условий доказана значительным опережением динамики развития культуры здоровья студентов экспериментальных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разработка теоретических основ формирования культуры духовного и физического здоровья учителя имеет глубокий социальный смысл. От ее реализации зависят перспективы развития образования и общества в целом. Здоровьесберегающая педагогическая деятельность, связанная с отказом от стрессовой тактики обучения и информационной перегрузки учащихся, требует от учителя любого профиля не только профессиональной, методической, но и валеологической культуры. Попытка обрисовать соврменные контуры культуры духовного и физического здоровья, определить ее структуру, функции и содержание, выделить компоненты валеологической культуры личности и организационно-педагогические условия их развития в высшей школе составило цель данного исследования.

Будучи социокультурным феноменом, образование в настоящее время перестраивает свою деятельность в соответствии с идеей определяющей роли личностной культуры учителя. В теоретической части исследования впервые дано определение «валеологической культуры личности», уточнено понятийное поле данной категории, подробно представлен ее компонентный состав, где духовно-нравственные качества личности являются системообразующими. В этом положении убеждает не только опыт собственных исследований, но и ключевые формулировки многих известных авторов, в том числе И. Гофмиллера: «Душа культуры — это культура души,. нравственность.. всегда формируется в рамках культуры».

Овладение системообразующими представлениями обеспечивает возможность правильного понимания проявлений валеологической культуры в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и профессиональной. Часть представлений о развитии культуры духовного и физического здоровья учителя дана с позиций энергоинформационного и синергетиче-ского подходов, подтверждающих концептуальные положения исследования и позволяющих выделить личностные детерминанты валеологической культуры педагога, а именно:

1. Валеологическая культура педагога относится к сфере приобретаемого опыта, включающего в себя не только когнитивную составляющую, но и развитое сознание, валеологический компонент которого откладывает отпечаток на поведение учителя, его творческую оздоравливающую деятельность и педагогическое мастерство. При этом валеологический опыт всегда выше и шире предметного поля деятельности. Данное качество распространяется на все жизненные процессы благодаря наработанным валеологическим стереотипам и развивается благодаря приобщению личности учителя к общей культуре.

2. Процесс развития валеологической культуры зависит от направленности личности на здоровьесберегающую деятельность, которая включает в себя: сформированные мировоззренческие представления в области культуры здоровьявысокие ценностные и гуманно-нравственные ориентации, наполняющие валеологическим смыслом каждый педагогический поступокустойчивые мотивации на расширение опыта здоровьесбере-гающей деятельности, способствующей формированию педагогического мастерства.

3. Формирование валеологической культуры личности зависит также от особенностей ее психического развития («обучение + биогенетические факторы»): способностей к восприятию и аккумуляции энергии окружающего мира, развития валеологической рефлексии, эмпатии, культуры чувств, сформированности саногенного мышления, эмоциональной реактивности и волевых качеств, позволяющих осваивать, интерпретировать и передавать накопленный валеологический опыт. Развитие данных психических процессов, гармонизируя взаимодействие обеих гемисфер, способствует расширению интуиции в области оздоровления.

4. Валеологическая культура учителя детерминирована также нейрофизиологическими особенностями личности: особенностями темперамента,.

147 динамичностью и лабильностью нервной системы, что накладывает определенный отпечаток на выбор здоровьесберегающих методик. Однако биологические особенности не являются определяющими, так как сам процесс здоровьесберегающей деятельности учителя корректирует типологические недостатки нервной системы, нормализуя психосоматику. То есть, накопление валеологического опыта педагогом влияет, прежде всего, на его собственное оздоровление.

Движущими силами развития валеологической культуры учителя являются противоречия между необходимостью оздоровления школьников и самих учителей и низким уровнем культуры здоровья и медико-биологических знаний и умениймежду возросшими духовными запросами и низким уровнем духовной культурымежду потребностью общества в здоровьесберегающей деятельности учителя и несформиро-ванными умениями и навыками данного вида профессиональной деятельности.

Культура духовного и физического здоровья населения в целом закономерно связана с преемственностью лучших здоровьесберегающих традиций и норм поведения, с особенностями и качеством воспитания в семье и школе, что в дальнейшем определяет и состояние здоровья, и, в определенной степени, судьбу каждой личности.

Диагностическое исследование, убедившее в недостаточности медико-биологического образования учителей, подтвердило необходимость пересмотра подходов к этой части подготовки. Дальнейшее теоретико-экспериментальное исследование проблемы позволило предположить, что валеологическое образование будущего учителя будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано в контекст культуры, станет не информационным, а развивающим, и даст возможность активно овладевать лучшими образцами культуры духовного и физического здоровья. Результаты экспериментальной работы выявили основные принципы, содержание, структуру, формы и методы развития валеологической культуры, реализованные через организационно-педагогические условия обучения студентов, к числу которых относятся: создание новых интегрированных программ медико-биологической подготовкиотбор оптимального содержания учебного материалаорганизация инновационных занятий, НИРС, олимпиад, конкурсов, адекватных целям развития культуры здоровьясоздание атмосферы сотворчества преподавателя и студентоворганизация самостоятельной работы студентов с переходом от контроля к самоконтролювведение спецкурсов по педагогической валеологии и культуре здоровья на старших курсах и защиты творческих самостоятельных работпоэтапная диагностика уровня развития культуры здоровья студентов.

В процессе такой подготовки у будущих учителей возрастает эмоционально-личностный потенциал обучения, акцентирующий ценность духовно-нравственного развития, способствующий формированию главного побудительного мотива здоровьесберегающей деятельности — профессионального интереса к кругу валеологических проблемактивизируются волевая, когнитивная, деятель-ностная сферы личности, оказывающие влияние на готовность к самореализации в области культуры здоровья.

Для проверки эффективности комплекса организационно-педагогических условий обучения на основе статистической обработки многофакторных анкет были выявлены показатели и критерии оценки валеологической культуры, которые легли в основу диагностических карт определения уровня культуры здоровья студентов. Разработанная методика и средства диагностики позволили проследить динамику развития валеологической культуры будущих учителей на этапах обучения и доказать эффективность реализуемых условий.

Выполненная работа не исчерпывает проблем развития валеологической культуры учителя, но выбранные подходы могут быть применены для продолжения исследований в различных сферах образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — С.73−94.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Просвещение, 1977. — С. 5−11.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 220с.
  4. А.В. Психология детей и подростков. Монография. СПб.: Наука, 1994.-260с.
  5. Н.А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. М.: Знание, 1990. С. 8−10.
  6. Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1985. — 276с.
  7. К.З. Эстетическое: диалоги о таинственном. Нижний Новгород: НГЛУ, 1996−350с.
  8. С.В., Петленко В. П. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека. // Медицина. Культура. Философия / Под ред. Юрьева В. К. -СПб., 1994.-С. 58−72.
  9. С.В., Петленко В. П. Научно-технический прогресс, гигиена и педиатрия: единство и противоречия // Методология и социология в педиатрии. Сборник научных трудов. СПб., 1991, — С. 42.
  10. Ю.Алишев Н. В., Зайцев Т. К., Колбанов В. В., Татарникова Л. Г. Основные направления школьной валеологии. // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. СПб., 1993. — Т. 2. — С.51−56.
  11. Ш. А., Алексин А. Г. и др. Педагогика здоровья. — М.: Педагогика, 1990.-286с.
  12. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1986 — 240с.
  13. З.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 1. Казань: КГУ, 1996. — 567с.
  14. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. Казань: КГУ, 1998. — 318с.
  15. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. -М.: Наука, 1978−247с.
  16. В.В., Сосновский Б. А. Психологические механизмы дезадаптации и адаптации к меняющимся социальным условиям // Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994. — С. 42−56.
  17. Антология философской мысли. Русский космизм / Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 364с.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая Школа, 1980. — 560с.
  19. Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. — 128с.
  20. Архимандрит Феодор (A.M. Бухарев). О духовных потребностях жизни. -М.: Столица, 1991.- 165с.
  21. В.В. Межполу тарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988. — С. 72−74.
  22. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 1982. — С. 42−53.
  23. И.А. Физиология развития детей. Пущино, 1985. — 266с.
  24. Р. Психология личности. М.: Мир, 1998. — 240с.
  25. В. Сила мысли. Память и уход за ней. М.: «Келвери ЛТД», 1996.-202с.
  26. Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Логос, 1990 — 236с.
  27. В.Г. Человек как система и система деятельности человека // Социальные исследования. 1976. — № 4. — С.24−33.
  28. Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. М.Ю. Бабан-ский. М.:1989. — 560с.
  29. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. 192с.
  30. Г. С. Философская концепция человека и креативности в наследии С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии, 1989. № 4. — С. 32−45.
  31. Л.А., Дёмин Е. А. Культурологические и валеологические аспекты петербургской школы // «Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. Материалы Всероссийского научно-практического семинара. СПб.: УПМ, 1994, — С.49−51.
  32. В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Самара: СГПИ, 1990.-С. 14−26.
  33. Е.Н., Прохода А. А. О санитарно-эпидемиологической обстановке в России. Проблема социальной гигиены и история медицины. М.: Медицина, 1994.- 158с.
  34. Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. -М., 1990.-С. 11−14.
  35. Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 234с.
  36. Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусство. М., 1994. — Т. 1. — С. 38−56.
  37. Н.А. Философия свободного духа. М.: Мысль, 1994. — 267с.
  38. Н.А. О назначении человека. М.: Мысль, 1993. — С. 64−69.
  39. И.П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. М.: Московский рабочий, 1989. — 140с.
  40. Р. Развитие «я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -212с.
  41. Т.А. Валеологический аспект урока // «Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии». Матер. Всерос. Науч.-практ. семинара. -СПб.: УПМ, 1994. С.46−49.
  42. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 336с.
  43. В.Н. Человек: Пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.-290с.
  44. Бесстужев-Лада И.В. К школе XXI века. М.: Педагогика, 1993. — 286с.
  45. Н.П. О мозге человека. СПб.: Наука, 1994. — 364с.
  46. B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. — С.31.
  47. B.C. Нравственность. Культура. Современность. (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Мысль, 1990. — С. 28−46.
  48. B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Мысль, 1991. С. 5−12.
  49. Бим-Бад В.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии. Педагогика, 1988. № 11. — С.42−58.51 .Биоэнергетика человека. Энциклопедия. /Под. ред. В. И. Донцова. М., 1994.- 140с.
  50. Ф., Лейзерсон А., Хорстедтер Н. Мозг, разум и поведение. М., 1988.- 184с.
  51. И.И. Валеология наука о здоровье. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Физкультура и спорт, 1990. — С. 5−12.
  52. И.И. Валеология. СПб.: Наука, 1993. С. 14−23.
  53. А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления // Мышление: процесс, деятельность, общение. М.: Логос, 1982.-С. 8−19.
  54. Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кусбассе / Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, Н. П. Неворотовой. Кемерово, 1995. — 203с.
  55. Валеология человека. Здоровье любовь — красота. В 2-х книгах, 5 томах. -СПб., 1998.
  56. А.А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. М., 1991 — 201с.
  57. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1988. — С.56−70.
  58. В.И. Научное мировоззрение // Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990.-320с.
  59. С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования //Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб.: Наука, 1994, с.5−14.
  60. С. Вдохновенные беседы. М., 1993. — С.20.
  61. Д.В. Профессиональное мышление учителя и его формирование у студентов педагогического вуза // Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Казань: КГУ, 1968−204с.
  62. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Пер. с англ. М.: Советское Радио, 1968 — 326с.
  63. Н.В. Креативная психопедагогика. Минск: МГЛУ, 1995. -226с.
  64. И.М. К обоснованию некоторых методологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии. // Методология и социология педиатрии. Сборник научных трудов СПб.: Институт педиатрии, 1991. — С.8−27.
  65. В.Г. Аксеологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования. // Гуманизация образования Теория. Практика. — Спб.: УПМ, 1994. — С.15−36.
  66. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1. — М., 1982. — С.250−257.
  67. П.Я., Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М.: Педагогика, 1972. — С.52−63.
  68. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х т. М.: «МИР», 1968. — Т.1. С. 7.
  69. Гегель Г. В. Ф. Философия энциклопедических наук. М.: Мысль, 1986. -320с.
  70. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Мысль, 1994. — 294с.
  71. .С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика. Киев: Вища школа, 1986. — 200с.
  72. Г. Избранное. М.: «Голос», 1984. — 560с.
  73. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — С.64.
  74. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496с.
  75. И.Ю. Валеологический подход в экологическом образовании молодёжи. // Биология и экология: Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб.: УПМ, 1994. — С. 132−133.
  76. И.Ю. Реформа педВУЗа основа оздоровления общества. //Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. -СПб: УПМ, 1994. -С.37−40.
  77. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989. — 157с.
  78. Г. Путь к сверхсознанию. М.: «Гумус», 1992. — 184с.
  79. Л.П. Резервы человеческой психики. -М.: Знание, 1987. 220с.
  80. С. Область человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. М.: ИНИОН РАН, 1993. — 3Юс.
  81. С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Логос, — 1993. — 240с.
  82. С. Трансперсональные опыты // Человек, 1991. -№ 5. С. 60.
  83. А.В. Принципы эстетики. М.: Мысль, 1987. — 380с.
  84. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Советский писатель, 1989.-236с.
  85. Л., Панченко А. Чтобы свеча не погасла. Л.: Сов. Писатель (Ленингр. отд.), 1990. — 260с.
  86. Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии, 1986. № 3. — С. 115.
  87. Э. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология // Логос, 1992. № 3. — С.70−86.
  88. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С.80.
  89. С. Дневник одного гения. М.: «МИР», — 1991. — 320с.
  90. Ч. Сочинения в 6-ти томах. М., 1953. — Т. 5. — С. 440.
  91. X. Мозг и сознание. М.: Мысль, 1973. — 234с.
  92. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для руководителей школ / Под ред. Ш. Е. Дреминой. Козьмодемьянск, 1994. -74с.
  93. Диалектика и системный анализ: Сб. науч. ст. / Под ред. Д. М. Гвишиани. -М.: Наука, 1986.-335с.
  94. Н.П. Биологическое и социальное в развитии человека. М.: Наука, 1977.-С. 5−28.
  95. А.П., Пушкин. В. Н. Парапсихология и современное естествознание. -М.: СОВАМИНО, 1989. С.16−32.
  96. А.А. Лечебная педагогика. М.: АПН СССР, 1989. — 180с.
  97. А.А. Особенности педагогической деятельности в детских учебно-воспитательных учреждениях оздоровительного типа. — М.: АПН СССР НИИ теории и истории педагогики, 1991. С.27−46.
  98. Д.И. К анализу методологических аспектов биосоциальной проблемы // Биология и современное научное познание. Сборник научных трудов М., 1980. — С.325.
  99. В.К. Общие формы организации процесса обучения. Красноярск: КГУ, 1984. — 184с.
  100. В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. — 146с.
  101. В.И. Методология и методика дидактических исследований. -М.: Педагогика, 1982 160с.
  102. В.И. Педагогическое предвидение. М.: Знание, 1987. -77с.
  103. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1971. — С. 12−13.
  104. В.И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. -С.48−52.
  105. Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. Т. Педагогика здоровья. Образовательные программы по валеологии. СПБ.: УПМ, 1994. — 75с.
  106. В.Н. Кольцо ускорения в системе образования. Йошкар-Ола: ИУУ, 1992.- 128с.
  107. В.Н. Практическая дидактика. М.: Народное образование, 1999.-224с.
  108. В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. М.: УЦ «Перспектива», 1998. — 112с.
  109. Здоровый образ жизни. / Под ред. Д. К. Соколова. Всероссийский научно-исследовательский институт здорового образа жизни. М., 1988. — 94с.
  110. Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. /Под ред. В. В. Колбанова. СПб.: УПМ, 1995. — 68с.
  111. Здоровье и образование: проблемы педагогической валеологии. /Под ред. В. В. Колбанова. СПб: УПМ, 1995. — 112с.
  112. Здоровье школьников. Сборник нормативных и методических документов. СПб.: УПМ, 1994. — 76 с.
  113. Здоровье, развитие, личность. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетера. М.: Медицина, 1990. — 336с.
  114. Е.М. Неприрывная допрофессиональная и профессиональная подготовка учителя. Монография. Казань: КПУД999. — 211с.
  115. A.M., Стрелец В. Б., Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М.: Наука, 1984. — С.72−85.
  116. Из истории русской гуманистической мысли. М.: Просвещение, 1993. -360с.
  117. И.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал.- 1995. № 2. — С.27−41.
  118. И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М.: Мысль, 1993. -342с.
  119. М.С. Философия культуры. СПб.: Наука, 1996. -364с.
  120. В.П., Михайлова JI.JI. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1981. ~ С. 16.
  121. В.П., Михайлова JI.JI. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1985.- С. 22−27.
  122. В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. М.: Издательство «Института практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997.-48с.
  123. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.- 120с.
  124. В. О духовном в искусстве. М.: Мысль, 1992. 442с.
  125. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 580с.
  126. Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблемы человека в западной философии. 1991. — С. 9−27.
  127. Н.М. Ключ к тайнам мозга. М.: «Триада», 1995. — 240с.
  128. В.Г. Доклад министра общего и профессионального образования Российской Федерации «Об итогах работы Минобразования России в 1996 году и основных направлениях деятельности на 1997 год».
  129. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригоженым. //Вопросы философии. 1992. -№ 12. С. 3−20.
  130. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика: начала нелинейного мышления. //Общественные науки и современность. 1994. -№ 3. — С.17.
  131. JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. — 290с.
  132. В.В., Баев В. И. О взаимосвязи наук в системе непрерывного валеологического образования // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии: Матер. Всерос. Науч.-практ. семинара. СПб.: УПМ, 1994. — С. 7−9.
  133. В.В., Зайцев Г. К. Валеология в школе. Методическое пособие. СПб.: УПМ, 1992. — С. 4−6.
  134. И.А. Как приблизить педагогику учителя к потребностям школы. М.: Педагогика. — 1992. — № 5. — С.71−78.
  135. И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. СПб.: СПбГПУ, 1994, С.37−45.
  136. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин. Л.: ЛГИ У, 1991.-С.32.
  137. Я.А. Великая дидактика. // Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1955. — С. 248.
  138. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983. — 228с.
  139. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, СГПИ, 1994.- 165с.
  140. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. Волгоград: ВГПУ, 1994. — С.6−8.
  141. В.В. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система // Внедрение достижений педагогики в практику школы. -М, 1981. -С.64−65.
  142. Краткий словарь по эстетике. М., 1983. — С. 205.
  143. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя // Педагогическое общество России. М., 1999. — С48−64.
  144. Т.П. Динамика состояния здоровья детей и подростков в школьный период жизни // Здоровье, развитие, личность. М., 1990. -С.27−43.
  145. Культура и экология./ Под ред. Е. П. Мелкумовой. М.: Интеллект, 1997.-240с.
  146. В.А. Алгебра, убивающая Гармонию. // Человек. 1991. — № 3. — С.31−42.
  147. М.Л. Здравствуй! (Руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений) // Академия здоровья. М.: «Школа», 1997.-С. 5−9.
  148. B.C. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. -236с.
  149. В.М. Модели мира и образ человека. М.: Политиздат, 1982. -С. 32.
  150. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304с.
  151. Л.Ф. Избранные сочинения / М. И. Кондаков, Ю. К. Бабанский и др. М.: Педагогика, 1988. — 340с.
  152. Д.С. Экология культуры. // Знание сила. 1982, № 6.
  153. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Мысль, — 1991−360с.
  154. И.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М.: Мысль, 1992.-284с.
  155. И.О. Бог и мировое зло. М.: Мысль, 1994. — 360с.
  156. Ю.М. Культура и взрыв. М. Мысль, 1992. — 326с.
  157. А.Р. Внимание и память. М.: МГУ, 1975. — С.57−68.
  158. А.К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека // Русский космизм. М., 1994. — С. 357−364.
  159. Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. — М.: Флинта, 1997. 240с.
  160. А. Самоактуализация. // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982.-С. 36−47.
  161. А.К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека // Русский космизм. М., — 1995. — С.357−368.
  162. А. Культура и духовное возрождение. М.: Мысль, 1992. — 262с.
  163. Методологические и организационные подходы к проблеме валеоло-гического образования и воспитания / Под ред. Э. М. Казина, Т. С. Паниной, В. П. Казначеева, Г. А. Кураева. Кемерово: Обл. психолого-валеологический центр, ЮГУ, 1997. — 109 с.
  164. Д.М. Самоуправление и управление: Вопросы общей теории систем: Монография / Предисловие С. С. Волкова. Красноярск: КГУ, 1991. -248с.
  165. А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М.: Педагогика, 1993. — С. 95−104.
  166. Мозг и разум. М.: Наука, 1994. — 31 Ос.
  167. Н.Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям. — М.: Международный независимый эколого-политологический университет, 1995. С. 5−9.
  168. Н.Н., Александров В. В., Гарко A.M. Человек и биосфера. -М.: Наука, 1985.-274с.
  169. М.В. Об искусстве жить достойно. М.: Мысль, 1975. — С.75.
  170. Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика. 1991. — № 10.
  171. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. — 224с.
  172. Мышление учителя. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. — С.69−86.
  173. Н.Е. Воробьев, В. К. Суханцева, Т. В. Иванова. О педагогической культуре будущего учителя. // Педагогика. 1998. № 4. — С. 28.
  174. А.Е., Маслиева О. В. Проблемы развития детского мышления. Генезис духовной культуры и психосоматика // Медицина, Культура, Философия. Сборник научных трудов /Под ред. В. К. Юрьева, Г. Г. Ершова. -СПб., 1994. С.77−89.
  175. В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Мысль, 1989. — 260с.
  176. В.В. На грани третьего тысячелетия. М.: Мысль, 1994. -210с.
  177. В.В. Вездесуще ли сознание? // Человек, 1991. № 6. — С. 21.
  178. Наука о Здоровье: Учебно-методическое пособие по курсу «Валеоло-гия» для средних и высших заведений. Томск: Знамя Мира, 1997. — 110с.
  179. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Учительская газета. 1999. — 19 окт.
  180. Р.С. Психология: Учеб. Для студ. пед. вузов: В 3 кн. 3-е изд. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 632с.
  181. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: Педагогика, 1997−204с.
  182. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: КГУ, 1975. — 304с.
  183. A.M. О преемственности образовательных программ // Специалист, 1997. -№ 4. С.2−4.
  184. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко и др. М.: Образование, 1994. — 112с.
  185. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Байтной. М.: Финансы и статистика, 1994. — 296с.
  186. А.А. Формирование педагогического мышления. Сов. Педагогика, 1990. № 1 — С.82−86.
  187. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-242с.
  188. Л.А. Валеология в школе и дома // Народное образование. -1996. № 10. — С.53−62.
  189. Педагогический мониторинг качества образования / Под ред. В. И. Андреева. Казань: КГУ, 1999. — 265с.
  190. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987. -544с.
  191. Первая Российская Ассамблея «Здоровье человека». / Под ред. А.Г. Чуча-лина, B.C. Воробьева. -М: Голос, 1992.
  192. Г. Что дает метод уму и сердцу. Избр. Пед. соч. в 2 т. М., 1981.
  193. Н.Е. Путь к совершенной радости. М.: Центр Благо, 1997. -163с.
  194. П. Познай и сотвори себя: основные проблемы педагогической валеологии // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. Матер. Всерос. Науч.-практ. семинара. СПб.: УПМ, 1994. — С.26−28.
  195. А. Человеческие качества. М.: Мысль, 1985.- С. 135−149.
  196. П.И. Сначала диагностика, а потом развитие // Учительская газета. -1993 .-№ 11.
  197. Письма Елены Рерих. Т. I, И. Минск: «Гумус», 1992.
  198. К.К. Личность как объект медицинсой психологиии. В кн.: Этико-психологический проблемы медицины. М.: Медицина, 1978. -С.34−36.
  199. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-224с.
  200. К.К. Слово как лечебный и физиологический фактор. М., Медицина, 1957. — 182с.
  201. Р.Ф. Христианизация и секуляризация науки. // Современное гуманитарное знание и социальная практика в поисках новой парадигмы: Опыт междисциплинарного диалога. Материалы постоянно действующего научного семинара. Йошкар-Ола, 1999. — С. 148−154.
  202. Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Диссертация на соискание степени доктора педагогических наук. Казань, 1993.
  203. М.М. Как развивать педагогическое мастерство. — М.: Педагогика, 1987.-286с.
  204. В.П. Уроки здоровья. М.: Просвещение, 1992. — 96с.
  205. А.И. Организации: системы и люди. М.: Просвещение, 1983.-218с.
  206. Проблемы педагогической валеологии. /Под ред. В. В. Колбанова. -СПб.: УПМ, 1995.- 108с.
  207. И., Стингере И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Мысль, 1986. — 390с.
  208. Прогнозирование развития общеобразовательной школы: (Методологический аспект): Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общей педагогики- (Под ред. М. Н. Скаткина, Б.С. Гершунского). М.: АПН СССР, 1988. -142с.
  209. В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году //Педагогика. 1993. — № 3. — С.92−100.
  210. Н.К. Листы дневника. Т. I, II, III. М., 1996.
  211. Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1992. -246с.
  212. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, — 1991. — С.31- 59.
  213. В. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Alma mater. Вестник высшей школы. 1991. — № 1.
  214. Э. Открытие основных законов жизни. М.: Мир, 1978. — 329с.
  215. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., Просвещение, 1989. 228с.
  216. Сартр Ж.-П. Воображение // Логос. 1992. — № 3. — С. 108.
  217. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе! -СПб.: СЗЦПЛ «Диоптра», 1998. 560с.
  218. Г. От мечты к открытию (как стать ученым). М.: Мысль, 1987.
  219. П.В. Эмоциональный мозг. М.: Логос, 1981. — 216с.
  220. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152с.
  221. М.Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта // Народное образование. 1981. — № 9. — С. 103−111.
  222. В.А. Учитель и время // Советская педагогика. 1990. — № 9.
  223. В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М.: Образование, 1993. 212с.
  224. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 221с.
  225. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. 1990. — № 10.
  226. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя. // Советская педагогика. 1990. — № 7. — С.82−87.
  227. А.Н. Профессиональная культура учителя // Педагогика. -1999.- № 9 С.11−16.
  228. Н.К. Психологические аспекты педагогической валеологии // Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. Матер. Всерос. Науч.-практ. семинара. СПб.: УПМ, 1994. — С.32−33.
  229. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 270 с.
  230. Советы православного врача. М.: Отчий дом, 1998 — 124с.
  231. Е.Н. Нейрофизиологические механизмы сознания. //Журнал высшей нервной деятельности.- Т.40. Вып.6. — 1990. — С.32.
  232. В. П. Семенов Ю.Л. Варшамов Ю. Л. К вопросу о концепции воспитания здорового человека // Материалы Всероссийского научно-практ. семинара. СПб.: СПбГПУ, 1994. — С.21.
  233. Л.Р. Природа эстетической ценности. М., 1972. С. 137−142.
  234. А.И. Творчество жизнь здоровье и гармония. Этюды креативной онтологии. М.: Логос, 1992.
  235. Е.В., Новоселова И. И. Культура духовного и физического здоровья. Йошкар-Ола: МГПИ, 1999. — 240с.
  236. В.А. Сто советов учителю. Киев: Радяньска школа, -1984.- 254с.
  237. Л.Г. Валеологические основы интеграции образовательных систем // Проблемы интеграции в естественно-научном образовании: Тезисы Международной научно-практической конференции СПб.: УПМ, 1993. — С.36−38.
  238. Л.Г. Гуманистическая школа путь к формированию здорового образа жизни ребенка-учителя // Теория и практика социальной работы, отечественного и зарубежного опыта: Сборник научных трудов -Москва — Тула, 1993. — Т.2. — С.38−43.
  239. Л.Г. Педагогическая валеолгия. Генезис. Тенденции развития.- СПб.: «Петроградский и К», 1995. 352с.
  240. Л.Г., Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. Валеология основы безопасности жизни ребенка. 2-е изд. — СПб.: «Петроградский и К», 1995.- 240с.
  241. Л.Г. Теоретические основы педагогической валеологии // Экополис. Образование и здоровье: Материалы VII Международного Конгресса-СПб.: УПМ, 1995. -С.28−35.
  242. П. Божественная среда. М.: Мысль, 1987. — 256с.
  243. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208с.
  244. Тер-Акопян А. Агни-йога о тонком мире. М.: Гумус, 1994. — 156с.
  245. Л.Н. Чем люди живы. Собр. Соч. Т.9. М.: Правда, 1987. -С.269.
  246. Тэн И. Лекции об искусстве (Философия искусства). В 5-ти ч. М., 1913. Ч. — 1. -С. 15−27.
  247. мл. Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990. — С.32−42.
  248. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения в 6-ти томах М., 1990. -Т.5. — С. 233.
  249. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  250. П.А. Из богословского наследия // Богословские труды. -М., 1997.-С. 48−67.
  251. П.А. Культ, религия, культура // Богословские труды. -М., 1997 С.24−26.
  252. П.А. Столп и утверждение Истины. М., 1994. — С.75.
  253. П.А. Общечеловеческие корни идеализма // Флоренский П. Оправдание Космоса. СПб., 1994. — С.38−39.
  254. В. Человек в поисках смысла / Под. ред. Л. Я. Гозмона, Д. А. Леонтьева. М.: Мысль, 1990. — 284с.
  255. С.Л. Духовная основа общества. — М.: Логос, 1992. — 268с.
  256. А. Е. Пути к науке будущего. М.: Прогресс, 1992. — С. 49−50.
  257. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. -440с.
  258. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Логос, 1994. С. 7.
  259. Э. Психоанализ и религия. В.кн.: Сумерки богов / Под ред. А. А. Яковлева. М.: Просвещение, 1989. — С.30−51.
  260. Э.Фром Душа человека. М.: Республика, 1992. — С.72−96.
  261. Р., Швайдак Ю. Прелесть тайны. Киев, 1992. — 320с.
  262. Р. Дианетика: современная наука душевного здоровья. М.: «Воскресенье», 1993.-570с.
  263. М. Цолликонеровские семинары // Логос, 1992. № 3. -С.83.
  264. М. Бытие и время. М.: Мысль, 1997. — С. 143−157.
  265. Е.Д. Нейропсихология. М.: Флинта, 1987. — 324с.
  266. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Але-тея, 1994.-С. 9.
  267. К.Э. Монизм Вселенной // Русский космизм. М., 1994. -С. 166−265.
  268. А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. Пособие для филос. Фак. и отделений универс. М.: Высшая Школа, 1981. 260 с.
  269. A.JI. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1973. -186с.
  270. Чижевский A. J1. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм. М., 1993. С. 324−329.
  271. В.А. Мир малой плотности или дух вокруг нас? // Человек, -1991.-№ 4.-С. 89−93.
  272. П. Тейяр. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 310с.
  273. А. Благоговение перед жизнью. М.: Мысль, 1992. — С.57.
  274. А. Культура и этика. М.: Мысль, 1973. — 340с.
  275. Шеллинг Ф.В. Й. Философия искусства. М.: Наука, 1966. С. 337−339.
  276. JI. Непознанное в психике человека. Пер. с франц. М., 1982. — 260с.
  277. Школа и психическое здоровье учащихся /Под ред. С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1988 272с.287. «Школа 2100». Образовательная программа и пути ее реализации // Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Выпуск 3. М.: «Баласс», 1999. -288с.
  278. М.П. Объять необъятное. М.: Педагогика, 1986. 180с.
  279. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогика, 1997. — С.42−73.
  280. .П. Подготовка учителя: профессия и специальность // Советская педагогика. 1985. — № 5. — С.89−93.
  281. Юнг К. Архетип и символ. Пер. с нем. -М., 1991. С. 134−142.
  282. Юнг К. Проблемы души нашего времени. Пер. с нем. М., 1993. -С.77.
  283. П.М. Психология чувств и мотивации / Под редакцией Е. М. Борисовой. М.: Изательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 304с.
  284. Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1992. — С.94.
  285. К. Цели и истоки истории. М.: Мысль, 1991. — 280с.
  286. Basic One Brain. A Three in One Concepts Course. Handbook/ Carol Ann Honts, Carolyn Deal, Martin Scher. New Jersey. 1996. P. 38.
  287. Davis P. The Cosmic Blueprint. New York,)988. P. J 76−184.
  288. Health education. (Edited by Beryll Ford: Pergamon press), 1977, P. 120 124.
  289. Penfield W. The Mystery of the Mind/ A Critical Study of Consciousness and the Brain. Princeton. 1975. P. 180.
  290. Weber R/ Reflections on David Bohm 's Holmovement: A Physicist’s Model of Cosmos and Consciousness // The Metaphors of Consciousness. New York -London, 1981. P. 134.
  291. Wilber K. Psychologia Perennis. The Spectrum of Consciousness //Beyond Ego. Transpersonal Dimensions in Psychology. Los Angeles, 1980. P. 70−83, 224.
  292. P.H., Walzer G. (Hrsg) Minimal cerebral dysfunction in children. -Grune and Stratton? New York London, 1993.
Заполнить форму текущей работой