Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников
Сложившаяся в течение ряда десятилетий система образования существенно отстает от развития самой жизни, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения самых разнообразных запросов современного общества. Несмотря на постоянно растущую потребность общества в творчески мыслящих личностях, современная средняя школа с существующим в ней набором форм и методов обучения скорее препятствует, чем… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНО-НАПРАВЛЕННОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- J 1.1. Философский и психолого-педагогический аспекты решения про-1 блемы развития творческих способностей старшеклассников
- I. 1.2. Роль коммуникативной деятельности как фактора развития творfi ческих способностей личности старшеклассников
- 1. 3. Модель процесса развития творческих способностей старшеклассников на основе коммуникативных методов обучения
- I. 1.2. Роль коммуникативной деятельности как фактора развития творfi ческих способностей личности старшеклассников
- 2. 1. Общая технологическая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Экспериментальная методика организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности
- I. ^ 2.3. Результаты, оценка и
- I. цесса развития творческих способностей старшеклассников
Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема нашего исследования заключается в обеспечении высокого уровня развития творческих способностей старшеклассников в условиях современной средней общеобразовательной школы.
Актуальность данной проблемы определяется рядом социальных, педагогических и практических факторов:
— требованием повышения качества подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к саморазвитию и самовыражению;
— необходимостью формирования всесторонне развитой личности учащихся в рамках учебно-познавательной деятельности вследствие обязательной включенности в образовательный процесс средней школы;
— необходимостью повышения качества учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся на основе полноправного сотрудничества участников 'учебно-воспитательного процесса.
Сложившаяся в течение ряда десятилетий система образования существенно отстает от развития самой жизни, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения самых разнообразных запросов современного общества. Несмотря на постоянно растущую потребность общества в творчески мыслящих личностях, современная средняя школа с существующим в ней набором форм и методов обучения скорее препятствует, чем способствует развитию творческих способностей учащихся.
Вопросами активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая бы способствовала оптимальному развитию их творческих способностей, занимались видные психологи и педагоги — Г. С. Альт-шуллер, Ю. К. Бабанский, B.C. Ильин, М. М. Левина, П. И. Пидкасистый, C. J1. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. И. Щукина, B.C. Юркевич и другие. В работах этих авторов обосновываются цели, задачи, содержание и структура учебно-познавательной деятельности учащихся, анализируются факторы ее оптимизации.
Проблема роли индивидуально-психологических особенностей личности учащихся в процессе развития их творческого потенциала нашла свое отражение в исследованиях В. И. Андреева, Д. Н. Богоявленского, JI.C. Выготского, И. С. Кона, Б. Т. Лихачева, Н. А. Менчинской, И. С. Якиманской и других.
Интерес представляли для нас работы Н. С. Лейтеса, В. М. Слуцкого, К. Тэкэкс, Д. В. Ушакова и других ученых, анализирующих особенности развития творческих способностей у одаренных детей, в которых творчество представлено как механизм эволюции личности.
Разработкой коммуникативного направления в обучении в той или иной мере занимались многие научно-исследовательские коллективы. К ним следует отнести представителей метода активизации резервных возможностей личности (Д.И. Говорун, Г. А. Китайгородская и др.), методистов и психологов (ИЛ. Бим, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, В. Л. Скалкин и др.).
Обзор современных исследований и практика педагогического образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе общества к данной проблеме. Однако, несмотря на возросшую потребность современного общества в творчески мыслящих людях, в области развития творческих способностей учащихся недостаточно изученными остались такие вопросы как:
— выявление условий организации учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей оптимальное развитие их творческих способностей в процессе обучения;
— использование комплекса коммуникативных методов обучения в условиях современной школы как фактор успешного развития творческих способностей учащихся;
— формы и методы эффективного включения учителя в процесс формирования творческой личности учащихся.
Организация процесса обучения, существующая в средней общеобразовательной школе, мало способствует оптимальному генезису свойств творческого мышления учащихся.
Таким образом, актуальность нашей проблемы определяется необходимостью устранения несоответствия между практическими запросами современного общества, нуждающегося в процессе эволюции в творчески активных личностях, с одной стороны, и существующей в общеобразовательной школе организацией учебно-познавательной деятельности, не обеспечивающей должного уровня творческого развития учащихся, с Другой.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для нужд современной средней общеобразовательной школы послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников» .
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации комплекса коммуникативных методов обучения, способствующих развитию творческих способностей старшеклассников и реализуемых в рамках принципов коммуникативного подхода в обучении.
Объектом исследования является образовательный процесс в современной средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования — оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное развитие творческих способностей старшеклассников средней общеобразовательной школы может быть обеспечено в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности, обязательным составным компонентом которой является предлагаемый нами комплекс коммуникативных методов обучения, включающий следующие методы:
— коммуникативно-информационный;
— коммуникативно-репродуктивный;
— коммуникативно-проблемный;
— коммуникативно-эвристический;
— коммуникативно-исследовательский.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить уровень разработанности проблемы развития творческих способностей старшеклассников в теории и практике современной средней общеобразовательной школы.
2. Выявить и теоретически обосновать комплекс коммуникативных методов обучения, обеспечивающих оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.
3. Разработать модель процесса развития творческих способностей старшеклассников на основе структуры коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.
4. Экспериментально проверить предложенный комплекс коммуникативных методов обучения, способствующих оптимальной организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.
5. Разработать методические рекомендации по использованию результатов исследования в образовательном процессе средней школы.
Методологической основой исследования выступают положения теории познанияположения об активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, П. Л. Лавров, А. Г. Спиркин и др.) — положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности (в том числе и учебно-познавательной деятельности) (В.И. Андреев, А. А. Баранов, А. Матей-ко, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — положение о коммуникативном взаимодействии учащихся друг с другом и с учителем как необходимое условие всестороннего развития личности школьников (А.А. Бодапев, А. К. Граудина, К. Ингенкамп, А. В. Мудрик, Е. И. Пассов, Л. А. Петровская, А. А. Реан и др.).
Большое значение для нашего исследования имеют идеи организации процесса формирования творческих способностей учащихся с позиций личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др.), системного (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), инновационного (Ш.А. Амонашвили, А. А. Арламов, М. С. Бугрин, М. М. Поташник, В. А. Сластенин и др.) подходов.
Исследование существенным образом опирается на следующие современные теории: теорию формирования и всестороннего развития личности (Д.Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, А. Н. Лук, Я. И. Пономарев, А. Т. Шумилин и др.), теорию развития творческих способностей учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности (Г.С. Альтшуллер, Д. Н. Богоявленский, И. П. Волков, И. А. Зимняя, Р. Д. Левит, Н.А. Менчин-ская, В. Г. Разумовский и др.).
Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ № 33, 59, 48 г. Магнитогорска. Всего исследованием было охвачено 125 старшеклассников средних общеобразовательных школ.
Исследование по выбранной нами проблеме осуществлялось в три этапа в течение 1998;2001 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.
Первый этап (1998;1999 гг.) был посвящен анализу состояния работы современной средней общеобразовательной школы по формированию и развитию творческих способностей старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности, а также анализу литературы по проблеме исследования с целью определения ее актуальности в теоретическом аспекте и обоснования исходных теоретических установок.
На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент.
Метод системного анализа, методы наблюдения, анкетирования, тестирования учащихся старших классов позволили определить уровень развития творческих способностей школьников. Теоретический анализ научно-методической литературы по выбранной проблеме дал возможность определить исходные позиции исследования.
Второй этап (1999;2001 гг.) был посвящен поиску новых подходов к решению проблемы развития творческих способностей старшеклассников в процессе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности, что позволило нам выявить и теоретически обосновать комплекс коммуникативных методов обучения, обеспечивающих оптимальный генезис творческих способностей школьников.
Данный этап включал в себя экспериментальную работу по апробации комплекса коммуникативных методов обучения в процессе развития творческих способностей учащихся, уточнение полученных выводов, оценку итогов эксперимента и анализ полученных результатов.
На данном этапе использовались следующие методы: моделирование, наблюдение за реальным процессом обучения в рамках средней общеобразовательной школы, анкетирование, тестирование, методы математической статистики, метод диагностического опроса.
Третий этап (2001 г.) был посвящен уточнению теоретико-экспериментальных выводов по проведенному исследованию, обобщению, систематизации и описанию полученных результатов, оформлению диссертационного исследования, внедрению результатов исследования в практику работы современной средней общеобразовательной школы.
При оценке результатов формирующего эксперимента были использованы методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в выявлении и теоретическом обосновании комплекса коммуникативных методов обучения, применение которого в рамках модели процесса развития творческих способностей старшеклассников обеспечивает эффективную организацию данного процесса в ходе учебно-познавательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятия «коммуникативные методы обучения», а также в уточнении особенностей процесса развития творческих способностей старшеклассников на основе коммуникативных методов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержательно-технологическое обеспечение процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе учебно-познавательной деятельности. Совокупность положений, выводов и научно-методических рекомендаций по использованию результатов исследования позволяют конкретизировать механизм развития творческих способностей учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности, научно обоснованно отбирать содержание и методы обучения, способствующие эффективности данного процесса. На их основе стало возможным совершенствование процесса развития творческих способностей учащихся средней общеобразовательной школы путем использования в рамках учебно-познавательной деятельности комплекса коммуникативных методов обучения.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию личностно-ориентированного и системного подходовкомплексной методикой исследованиярезультатами педагогического экспериментаколичественным и качественным анализом результатов педагогического экспериментарезультатами работы автора диссертационного исследования в качестве учителя средней общеобразовательной школы № 33 г. Магнитогорска.
Апробация и внедрение полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась путем выступлений на ежегодных внутривузовских научно-практических конференциях, проводимых Магнитогорским Государственным университетом (1998;2001 гг.) — публикаций в печати, отчетов на заседании кафедры педагогики МаГУвыступлений на методических семинарах учителей школ г. Магнитогорскаа также в рамках курсов повышения квалификации на кафедре английской филологии МаГУ.
Положения, выносимые на защиту.
1. Модель процесса развития творческих способностей старшеклассников должна быть построена на основе структуры коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности и включать активное использование в учебном процессе специальных коммуникативных методов и приемов, призванных совершенствовать процесс генезиса творческих способностей учащихся.
2. Комплекс коммуникативных методов обучения, направленных на оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников, основывается на коммуникативном взаимодействии участников учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать в классе благоприятную психологическую атмосферу, способствует учету индивидуальных особенностей личности учащихся.
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (185 наименований).
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования. Действительно, экспериментальная методика, разработанная нами на основе комплекса коммуникативных методов обучения, обеспечивает оптимальную организацию процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.
В результате выполненного экспериментального исследования проблемы эволюции свойств творческого мышления старшеклассников посредством организации коммуникативной учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя нами были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:
1. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы доказывают, что процесс развития творческих способностей старшеклассников в условиях современной средней общеобразовательной школы происходит недостаточно эффективно. Для его активизации необходимо создать специальные условия.
2. Содержательными элементами реализованной нами экспериментальной методики являются:
— социальный заказ общества на воспитание социально активной, творческой личности учащихся;
— цель формирования и развития творческих способностей учащихся в ходе учебного процесса;
— разработка комплекса организационно-педагогических условий и приемов, способствующих оптимальной организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности;
— разработка и реализация в соответствии с данными приемами комплекса коммуникативных методов обучения, обеспечивающих развитие свойств творческого мышления старшеклассников в условиях современной средней общеобразовательной школы;
— максимально полное использование в рамках данных методов обучения коммуникативных задач репродуктивного, поискового, исследовательского и творческого характера.
3. Выделенный нами комплекс коммуникативных методов обучения является необходимым и достаточным для эффективной активизации процесса развития творческих способностей старшеклассников в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности посредством коммуникативного взаимодействия школьников друг с другом и с учителем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и опытно-экспериментальная работа по проблеме оптимальной организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики в современных средних общеобразовательных школах в области формирования творчески активной личности школьников показал, что необходима целенаправленная, систематически организованная работа учителей общеобразовательных школ по формированию и развитию у старшеклассников свойств творческого мышления.
Опираясь на методологический анализ поставленной проблемы, мы четко сформулировали цель, гипотезу и задачи научно-исследовательской работы.
Цель диссертационного исследования заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса коммуникативных методов обучения, способствующих в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности эффективному развитию творческих способностей старшеклассников.
В аспекте поставленной цели нам удалось в целом подтвердить гипотезу исследования о том, что повышение эффективности процесса развития творческих способностей учащихся старших классов в условиях средней общеобразовательной школы может быть обеспечено путем реализации комплекса коммуникативных методов обучения, в полной мере учитывающих особенности протекания коммуникативно-направленного.
134 * учебно-воспитательного процесса. Методами обучения, составляющими предлагаемый нами комплекс, являются:
— коммуникативно-информационный;
— коммуникативно-репродуктивный;
— коммуникативно-проблемный;
— коммуникативно-эвристический;
— коммуникативно-исследовательский.
В ходе диссертационного исследования был решен следующий комплекс задач, вытекающих из поставленной цели и сформулированной гипотезы:
1. Оценена роль творческих способностей личности школьников как одного из факторов повышения эффективности процесса обучения в рамках современной средней общеобразовательной школы.
2. Выявлен и теоретически обоснован комплекс коммуникативных методов обучения, обеспечивающих оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения.
3. Разработана и апробирована на практике структурно-функциональная модель активизации процесса развития свойств творческого мышления старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.
4. Разработаны методические рекомендации по реализации выявленного нами комплекса коммуникативных методов обучения, обеспечивающих повышение эффективности процесса развития творческих способностей старшеклассников в условиях средней общеобразовательной школы.
Мы полагаем, что выполненное исследование проблемы и полученные в ходе него результаты свидетельствуют о решении в целом поставлен}]ых задач.
В рамках экспериментальной методики нами была осуществлена экспериментальная проверка эффективности всего комплекса коммуникативных методов обучения, обеспечивающих оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников в процессе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности. Основными компонентами данной методики являются:
1. Осознание социального заказа общества на воспитание социально активной, творчески развитой личности учащихся.
2. Формулировка и осознание цели образовательной деятельностиформирования и развития творческих способностей учащихся в ходе учебного процесса.
3. Выделение комплексов педагогических условий и приемов, способствующих оптимальной организации процесса развития у старшеклассников свойств творческого мышления в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.
4. Реализация данных комплексов и достижение поставленной цели посредством использования в процессе обучения комплекса коммуникативных методов формирования творчески активной личности учащихся старших классов.
5. Использование в рамках данного комплекса коммуникативных задач репродуктивного, поискового, исследовательского и творческого характера.
Критериями, характеризующими эффективность предложенной экспериментальной методики развития творческих способностей старшеклассников в ходе обучения, являются:
1. Сформированность у учащихся способности продуцировать большое количество идей (беглость мышления).
2. Сформированность у школьников быстроты модифицирования информации (гибкость мышления).
3. Восприятие учащимися всего необычного, нестандартного, неординарного (оригинальность мышления).
4. Владение учащимися умениями детальной разработки возникших идей (разработанность мышления).
Обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы показали, что предлагаемая нами методика организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности в целом эффективна. По всем критериям наблюдается положительная тенденция развитияпосле завершения педагогического эксперимента количество учащихся экспериментальных групп, продемонстрировавших достаточно высокий уровень развития свойств творческого мышления, значительно возросло, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной методики.
Вместе с тем мы считаем, что выполненная нами научно-исследовательская работа не исчерпывает всех аспектов проблемы организации коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающей эффективное развитие свойств творческого мышления старшеклассников в условиях современной средней общеобразовательной школы.
В частности, достаточно актуальным представляется дальнейшее исследование роли и особенностей формирования конкретных коммуникативных умений школьников и учителя в активизации процесса развития творческих способностей старшеклассников в рамках коммуникативно-направленного учебно-воспитательного процесса.
Список литературы
- Адриади И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999. — 160 с.
- Айзенк Г. Проверьте свои способности. Пер. с англ. СПб.: Ut, 1994. -159 с.
- Алешина Ю.Б., Петровская JI.A. Психологическая компетентность пропагандиста. (Организация дискуссии и индивидуальной беседы). М.: Знание, 1989.-63 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. М.: Сов. радио, 1979. — 175 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1998. — 207 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой деятельности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КГПИ, 1994.-237 с.
- Ахметжанов Э.Р. Психологические тесты. М.: Светотон ЛТД, 1995. -320 с.
- П.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов-н/Д, 1972. — 347с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Байков Ф.Я. Ученье и творчество. -J1.: Лениздат, 1979. 135 с.
- Бахольская Н.А. Личностная ориентация учебной деятельности как фактор развития творческой одаренности младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 168 с.
- Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. Монография. Челябинск.: Изд-во ЧГГ1И «Факел», 1995. — 141 с.
- Бердяев Н.А. Самопознание: опыт филос. автобиогр. М.: Книга, 1991. — 445 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х т. М.: Искусство, 1994. — Т. 1. — 544 с.
- Беслалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество // Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Бим М. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1988.-255 с.
- Блауберг И.В. Проблема становления в марксистской философии. М.: Высш. шк., 1963. — 96 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопр. психологии. 1971. — № 1. — С. 144−146.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т. 16. — № 5. — 1995. — С. 49−57.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96с.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 36−42.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с. -(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
- Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика. -1990.-№ 5.-С. 77−78.
- Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей в современной психологии: Сб. научн. тр. / АПН СССР, НИИ общей и пед. психологии. М.: НИИОП, 1984. — С. 5−18.
- Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения//Сов. педагогика, 1990.-№ 12.-С. 65−71.
- Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187 с.
- Божович Е.Д., Шеина Е. Г. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков // Психологическая наука и образование. -1999.-№ 2.-С. 64−76.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 144 с.
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству /Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 136 с.
- Волков И.П. Учим творчеству: Опыт, работа учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Моск. обл. М.: Педагогика, 1982. — 86 с.
- Волков И.П. Художественная студия в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-93 с.
- Выготский ЛС. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1935. — 135 с.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1986. -272 с.
- Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования. М.: Высшая школа, 1965. — 234 с.
- Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Выща школа, 1980. — 141 с.
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: Дис.. докт. пед. наук Челябинск: ЧГПУ, 1993. — 398 с.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. — 465 с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дурай-Новакова К.М. (ПНР) Профессиональное самоопределение как педагогическая проблема // Совершенствование трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в школах Узбекистана. Ташкент, 1983. — С. 49−53.
- Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. докт. пед. наук. М., 1983.-340 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1988.- 167 с.
- Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Урал. кн. изд-во, 1971. — 183 с.
- Занков J1.B. О предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР, 1962.- 148 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. -Ростов-н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей ср. школы. М.: Просвещение, 1978.- 159 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Рус. яз., 1989. — 221 с.
- Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. -М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
- Изучение мышления и интеллектуальные таблицы Равена /Методические рекомендации. Магнитогорск: МГПИ, 1985. — 42 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Какой быть новой педагогике? / Сост. Найн А. Я., Гостев А. Г. Челябинск: ЮУКИ, 1993.- 273 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -Изд-во Московского университета. 1983. — 168 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188 с.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высш. шк., 1982. — 141 с.
- Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 175 с.
- Китайгородская Г. А. Французский язык: Интенсивный курс обучения: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1986. — 269 с.
- Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
- Кондрух А.И. Организационно-педагогические условия формирования социально-активной личности сотрудников правоохранительных органов: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 138 с.
- Корогяев Б.И. Ученье процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. -158 с.
- Культура русской речи. Учебник для вузов /По ред. проф. П.К. Грауди-ной и проф. Е. Н. Ширяева. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998. — 560 с.
- Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография /Под ред. проф. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999.- 151 с.
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности взрослых. Л.: НИИ ООВ АПН, 1971.-276 с.
- Кустов JI.M. Анализ и проектирование педагогической деятельности: Программа и методические указания по курсу. Челябинск: ОблИУУ, 1991. — 103 с.
- Лавров П.Л. Три беседы о современной о современной философии // Философия и социология. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1965.
- Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. — 63 с.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Мн.: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996. — 232 с.
- Левит Р.Д. Развитие творческих способностей у школьников //Завуч. -1999.-№ 6.-С. 94−97.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- L86 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
- Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Просвещение, 1976. — 127 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Лук А. Н. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1990. — С. 175 190.
- Максимова В.Н. Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 186 с.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. М.: Пед. общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999. -330 с.
- Матейко А. Условия творческого труда: перевод с польского. М.: Мир, 1970.-300 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.-367с.
- Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы: Сб. науч. тр. Тюмень, ТГУ, 1980. — 112 с.
- Методология и методы научного исследования/ Авт.-сост. А. Я. Найн. -Челябинск: Челяб. ФИПО, 1993. 52 с.
- Методы обучения в современной школе: Сб. статей/ Под ред. Н. И. Кудряшева. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1991.-672 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
- Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969.-384с.
- Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1981. — 119 с.
- Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1983. — 106 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества // Вопр. психологии. -№ 5.- 1995.-С. 86−95.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. -Пенза, 1994. 168 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УГАФК, 1996. — 143 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
- Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования: Учебное пособие. М.: РИПКРО, 1995. — 194 с.
- Ниренберг И. Джеральд. Искусство творческого мышления: Пер. с англ., ООО Попурри, 1996. 240 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения: Пособие для преподавателей. М.-Л.: Просвещение Ленингр. отд-ние., 1967. — 99с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи: Учебное пособие. Воронеж, 1974. — 164 с.
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
- Пассов Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1986. — 608 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604 с.
- Педагогический словарь. Т.1 /Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова. М.: Академия пед. наук, 1960. — 774 с.
- Педагогический словарь. Т.2 /Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова.- М.: Академия пед. наук, 1960. 776 с.
- Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, 1999. — 128 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М- Изд-во МГУ, 1989.- 208 с.
- Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995.-494с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пономарев ЯЛ. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Прикладная социальная психология /Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М.: Изд-во Институт практ. психологии- Воронеж: Изд-во НПД МОДЭК, 1998.-688 с.
- Проблемы организации речевого общения. АН СССР, институт языкознания. — М., 1961. — 300 с.
- Психология влияния. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 512 с.
- Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Изд. центр «Академия», 1996. 416 с.
- Развитие креативности личности: Методическая разработка /Магнитогорск, гос. пед. ин-т- Мусийчук М. В. Магнитогорск, 1994. — 47 с.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
- Резерв успеха творчество /Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна: пер. с нем. — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская наву-ка, 1998.-319 с.
- Рындак В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2001.- 108 с.
- Рындак В.Г., Москвина А. В. Личность. Творчество. Развитие. /Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост.: В. Г. Рындак, А. В. Москвина. Под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001.-290с.
- Савва Л.И. Межличностное познание, общение и понимание: Хрестоматия. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 204 с.
- Савва Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1995. — 159 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1976.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. — №, 5. — С. 16−21.
- Симаковский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1996. — 96 с.
- Скаткин М.Н. О диалектических основах связи обучения с трудом учащихся. М.: Учпедгиз, 1960. — 70 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.- 208 с.
- Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.- 800 с.
- Смирнова Г. Е. Развитие коммуникативных умений педагога //Школьные технологии. 1997. — № 2. — С. 100−104.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 816 с.
- Творческая природа научного познания /Отв. ред. Д. П. Горский. М.: Наука, 1984.-288 с.
- Творческие сочинения в старших классах. Сб. статей. /Под ред. Н. В. Колокольцева. М: Просвещение, 1966. — 166 с.
- Творческий метод. Сборник статей. М.: Искусство, 1960. — 343 с.
- Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
- Тряпицына А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис.. докт. пед. наук. Л., 1991.-396 с.
- Туник Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб.: ГП «Иматон», 1998. — 172 с.
- Учитель: мастерство и вдохновенье: Кн. для старшеклассников /А.В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
- Ушаков Д.В. Государственное и негосударственное образование для одаренных детей. Проблемы и возможные решения //Образование. 1999. -№ 4. — С. 19−24.
- Ушачев В.П. Теоретико-методические ориентиры формирования творческой активности личности школьника: Методическое пособие для учителей и студентов педвузов. М.: Прометей, 1996. — 32 с.
- Факторы одаренности: Методики диагностики одаренности /Магнитогорск, гос. пед. ин-т- Сост.: Т. М. Витик, В. И. Малков, Магнитогорск, 1996. — 46 с.
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. — М.: Политиздат, 1972. — 496 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.- 839 с.
- Хуторской А.В. Творческий учитель //Школьные технологии. 1999. -№ 3. — С. 90−97.
- Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. -1994. -№ 5.
- Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
- Шамова Т.И., Нефедова Н. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. — 229 с.
- Шманева И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997. — 167 с.
- Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — № 8. — 80 с.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 27−32.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989. -141 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. — 229 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. — 250 с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высш. шк., 1972.-216с.
- Юревич С.Н. Организационно-педагогические требования подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности в условиях современной школы: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 169 с.
- Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. М.: Современное слово, 1998. — 800 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Якиманская И.С. Принципы активности в педагогической психологии //Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 5−13.
- Barron .р., Harrington J. Creativity, Intelligence and Personality. 1981.
- Eysenek H. The Scientific Study of Personality. 1952.
- Hadlleld Jill. Advanced Communication Games: a collection of games and activities for intermediate and advanced students of English, Longman, 1990. -128 p.
- Hadfield Jill. Intermediate Communication Games: a collection of games and activities for low to mid intermediate students of English, Longman, 1990.
- Hopatcong High School: Gifted/Talented Identification Process. — 1997.
- Hopatcong Schools: K-12 Gifted and Talented, Program Guides and Schedules 1997−1998. Mary Takacs, Renee Spear, Sharon Moran, Frederick Koenig, Vincent Poisella.
- Sheils Joe. Communication in the Modern Language Classroom. Europe Council Press, 1995.
- Takacs Card. Enjoy Your Gifted Child, New York, 1986.
- Torrance E.P. The Torrance Test of Creative Thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.