Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившаяся в течение ряда десятилетий система образования существенно отстает от развития самой жизни, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения самых разнообразных запросов современного общества. Несмотря на постоянно растущую потребность общества в творчески мыслящих личностях, современная средняя школа с существующим в ней набором форм и методов обучения скорее препятствует, чем… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАТИВНО-НАПРАВЛЕННОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • J 1.1. Философский и психолого-педагогический аспекты решения про-1 блемы развития творческих способностей старшеклассников
    • I. 1.2. Роль коммуникативной деятельности как фактора развития творfi ческих способностей личности старшеклассников
      • 1. 3. Модель процесса развития творческих способностей старшеклассников на основе коммуникативных методов обучения
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 2. 1. Общая технологическая характеристика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Экспериментальная методика организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности
    • I. ^ 2.3. Результаты, оценка и
  • выводы опытно-экспериментальной работы по реализации экспериментальной методики организации про
    • I. цесса развития творческих способностей старшеклассников
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема нашего исследования заключается в обеспечении высокого уровня развития творческих способностей старшеклассников в условиях современной средней общеобразовательной школы.

Актуальность данной проблемы определяется рядом социальных, педагогических и практических факторов:

— требованием повышения качества подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни, к саморазвитию и самовыражению;

— необходимостью формирования всесторонне развитой личности учащихся в рамках учебно-познавательной деятельности вследствие обязательной включенности в образовательный процесс средней школы;

— необходимостью повышения качества учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся на основе полноправного сотрудничества участников 'учебно-воспитательного процесса.

Сложившаяся в течение ряда десятилетий система образования существенно отстает от развития самой жизни, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения самых разнообразных запросов современного общества. Несмотря на постоянно растущую потребность общества в творчески мыслящих личностях, современная средняя школа с существующим в ней набором форм и методов обучения скорее препятствует, чем способствует развитию творческих способностей учащихся.

Вопросами активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которая бы способствовала оптимальному развитию их творческих способностей, занимались видные психологи и педагоги — Г. С. Альт-шуллер, Ю. К. Бабанский, B.C. Ильин, М. М. Левина, П. И. Пидкасистый, C. J1. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. И. Щукина, B.C. Юркевич и другие. В работах этих авторов обосновываются цели, задачи, содержание и структура учебно-познавательной деятельности учащихся, анализируются факторы ее оптимизации.

Проблема роли индивидуально-психологических особенностей личности учащихся в процессе развития их творческого потенциала нашла свое отражение в исследованиях В. И. Андреева, Д. Н. Богоявленского, JI.C. Выготского, И. С. Кона, Б. Т. Лихачева, Н. А. Менчинской, И. С. Якиманской и других.

Интерес представляли для нас работы Н. С. Лейтеса, В. М. Слуцкого, К. Тэкэкс, Д. В. Ушакова и других ученых, анализирующих особенности развития творческих способностей у одаренных детей, в которых творчество представлено как механизм эволюции личности.

Разработкой коммуникативного направления в обучении в той или иной мере занимались многие научно-исследовательские коллективы. К ним следует отнести представителей метода активизации резервных возможностей личности (Д.И. Говорун, Г. А. Китайгородская и др.), методистов и психологов (ИЛ. Бим, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, В. Л. Скалкин и др.).

Обзор современных исследований и практика педагогического образования позволяют говорить о постоянно растущем интересе общества к данной проблеме. Однако, несмотря на возросшую потребность современного общества в творчески мыслящих людях, в области развития творческих способностей учащихся недостаточно изученными остались такие вопросы как:

— выявление условий организации учебно-познавательной деятельности учащихся, обеспечивающей оптимальное развитие их творческих способностей в процессе обучения;

— использование комплекса коммуникативных методов обучения в условиях современной школы как фактор успешного развития творческих способностей учащихся;

— формы и методы эффективного включения учителя в процесс формирования творческой личности учащихся.

Организация процесса обучения, существующая в средней общеобразовательной школе, мало способствует оптимальному генезису свойств творческого мышления учащихся.

Таким образом, актуальность нашей проблемы определяется необходимостью устранения несоответствия между практическими запросами современного общества, нуждающегося в процессе эволюции в творчески активных личностях, с одной стороны, и существующей в общеобразовательной школе организацией учебно-познавательной деятельности, не обеспечивающей должного уровня творческого развития учащихся, с Другой.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для нужд современной средней общеобразовательной школы послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Комплекс коммуникативных методов обучения как основа развития творческих способностей старшеклассников» .

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной апробации комплекса коммуникативных методов обучения, способствующих развитию творческих способностей старшеклассников и реализуемых в рамках принципов коммуникативного подхода в обучении.

Объектом исследования является образовательный процесс в современной средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования — оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное развитие творческих способностей старшеклассников средней общеобразовательной школы может быть обеспечено в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности, обязательным составным компонентом которой является предлагаемый нами комплекс коммуникативных методов обучения, включающий следующие методы:

— коммуникативно-информационный;

— коммуникативно-репродуктивный;

— коммуникативно-проблемный;

— коммуникативно-эвристический;

— коммуникативно-исследовательский.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить уровень разработанности проблемы развития творческих способностей старшеклассников в теории и практике современной средней общеобразовательной школы.

2. Выявить и теоретически обосновать комплекс коммуникативных методов обучения, обеспечивающих оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности.

3. Разработать модель процесса развития творческих способностей старшеклассников на основе структуры коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.

4. Экспериментально проверить предложенный комплекс коммуникативных методов обучения, способствующих оптимальной организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.

5. Разработать методические рекомендации по использованию результатов исследования в образовательном процессе средней школы.

Методологической основой исследования выступают положения теории познанияположения об активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, П. Л. Лавров, А. Г. Спиркин и др.) — положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности (в том числе и учебно-познавательной деятельности) (В.И. Андреев, А. А. Баранов, А. Матей-ко, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.) — положение о коммуникативном взаимодействии учащихся друг с другом и с учителем как необходимое условие всестороннего развития личности школьников (А.А. Бодапев, А. К. Граудина, К. Ингенкамп, А. В. Мудрик, Е. И. Пассов, Л. А. Петровская, А. А. Реан и др.).

Большое значение для нашего исследования имеют идеи организации процесса формирования творческих способностей учащихся с позиций личностно-ориентированного (В.А. Беликов, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская и др.), системного (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), инновационного (Ш.А. Амонашвили, А. А. Арламов, М. С. Бугрин, М. М. Поташник, В. А. Сластенин и др.) подходов.

Исследование существенным образом опирается на следующие современные теории: теорию формирования и всестороннего развития личности (Д.Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, А. Н. Лук, Я. И. Пономарев, А. Т. Шумилин и др.), теорию развития творческих способностей учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности (Г.С. Альтшуллер, Д. Н. Богоявленский, И. П. Волков, И. А. Зимняя, Р. Д. Левит, Н.А. Менчин-ская, В. Г. Разумовский и др.).

Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ № 33, 59, 48 г. Магнитогорска. Всего исследованием было охвачено 125 старшеклассников средних общеобразовательных школ.

Исследование по выбранной нами проблеме осуществлялось в три этапа в течение 1998;2001 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (1998;1999 гг.) был посвящен анализу состояния работы современной средней общеобразовательной школы по формированию и развитию творческих способностей старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности, а также анализу литературы по проблеме исследования с целью определения ее актуальности в теоретическом аспекте и обоснования исходных теоретических установок.

На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент.

Метод системного анализа, методы наблюдения, анкетирования, тестирования учащихся старших классов позволили определить уровень развития творческих способностей школьников. Теоретический анализ научно-методической литературы по выбранной проблеме дал возможность определить исходные позиции исследования.

Второй этап (1999;2001 гг.) был посвящен поиску новых подходов к решению проблемы развития творческих способностей старшеклассников в процессе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности, что позволило нам выявить и теоретически обосновать комплекс коммуникативных методов обучения, обеспечивающих оптимальный генезис творческих способностей школьников.

Данный этап включал в себя экспериментальную работу по апробации комплекса коммуникативных методов обучения в процессе развития творческих способностей учащихся, уточнение полученных выводов, оценку итогов эксперимента и анализ полученных результатов.

На данном этапе использовались следующие методы: моделирование, наблюдение за реальным процессом обучения в рамках средней общеобразовательной школы, анкетирование, тестирование, методы математической статистики, метод диагностического опроса.

Третий этап (2001 г.) был посвящен уточнению теоретико-экспериментальных выводов по проведенному исследованию, обобщению, систематизации и описанию полученных результатов, оформлению диссертационного исследования, внедрению результатов исследования в практику работы современной средней общеобразовательной школы.

При оценке результатов формирующего эксперимента были использованы методы математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в выявлении и теоретическом обосновании комплекса коммуникативных методов обучения, применение которого в рамках модели процесса развития творческих способностей старшеклассников обеспечивает эффективную организацию данного процесса в ходе учебно-познавательной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении признаков понятия «коммуникативные методы обучения», а также в уточнении особенностей процесса развития творческих способностей старшеклассников на основе коммуникативных методов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержательно-технологическое обеспечение процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе учебно-познавательной деятельности. Совокупность положений, выводов и научно-методических рекомендаций по использованию результатов исследования позволяют конкретизировать механизм развития творческих способностей учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности, научно обоснованно отбирать содержание и методы обучения, способствующие эффективности данного процесса. На их основе стало возможным совершенствование процесса развития творческих способностей учащихся средней общеобразовательной школы путем использования в рамках учебно-познавательной деятельности комплекса коммуникативных методов обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на методологию личностно-ориентированного и системного подходовкомплексной методикой исследованиярезультатами педагогического экспериментаколичественным и качественным анализом результатов педагогического экспериментарезультатами работы автора диссертационного исследования в качестве учителя средней общеобразовательной школы № 33 г. Магнитогорска.

Апробация и внедрение полученных в ходе диссертационного исследования результатов осуществлялась путем выступлений на ежегодных внутривузовских научно-практических конференциях, проводимых Магнитогорским Государственным университетом (1998;2001 гг.) — публикаций в печати, отчетов на заседании кафедры педагогики МаГУвыступлений на методических семинарах учителей школ г. Магнитогорскаа также в рамках курсов повышения квалификации на кафедре английской филологии МаГУ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Модель процесса развития творческих способностей старшеклассников должна быть построена на основе структуры коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности и включать активное использование в учебном процессе специальных коммуникативных методов и приемов, призванных совершенствовать процесс генезиса творческих способностей учащихся.

2. Комплекс коммуникативных методов обучения, направленных на оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников, основывается на коммуникативном взаимодействии участников учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать в классе благоприятную психологическую атмосферу, способствует учету индивидуальных особенностей личности учащихся.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (185 наименований).

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотезу исследования. Действительно, экспериментальная методика, разработанная нами на основе комплекса коммуникативных методов обучения, обеспечивает оптимальную организацию процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.

В результате выполненного экспериментального исследования проблемы эволюции свойств творческого мышления старшеклассников посредством организации коммуникативной учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя нами были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы:

1. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы доказывают, что процесс развития творческих способностей старшеклассников в условиях современной средней общеобразовательной школы происходит недостаточно эффективно. Для его активизации необходимо создать специальные условия.

2. Содержательными элементами реализованной нами экспериментальной методики являются:

— социальный заказ общества на воспитание социально активной, творческой личности учащихся;

— цель формирования и развития творческих способностей учащихся в ходе учебного процесса;

— разработка комплекса организационно-педагогических условий и приемов, способствующих оптимальной организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности;

— разработка и реализация в соответствии с данными приемами комплекса коммуникативных методов обучения, обеспечивающих развитие свойств творческого мышления старшеклассников в условиях современной средней общеобразовательной школы;

— максимально полное использование в рамках данных методов обучения коммуникативных задач репродуктивного, поискового, исследовательского и творческого характера.

3. Выделенный нами комплекс коммуникативных методов обучения является необходимым и достаточным для эффективной активизации процесса развития творческих способностей старшеклассников в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности посредством коммуникативного взаимодействия школьников друг с другом и с учителем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе выполненного исследования нами была проведена теоретическая и опытно-экспериментальная работа по проблеме оптимальной организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики в современных средних общеобразовательных школах в области формирования творчески активной личности школьников показал, что необходима целенаправленная, систематически организованная работа учителей общеобразовательных школ по формированию и развитию у старшеклассников свойств творческого мышления.

Опираясь на методологический анализ поставленной проблемы, мы четко сформулировали цель, гипотезу и задачи научно-исследовательской работы.

Цель диссертационного исследования заключалась в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса коммуникативных методов обучения, способствующих в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности эффективному развитию творческих способностей старшеклассников.

В аспекте поставленной цели нам удалось в целом подтвердить гипотезу исследования о том, что повышение эффективности процесса развития творческих способностей учащихся старших классов в условиях средней общеобразовательной школы может быть обеспечено путем реализации комплекса коммуникативных методов обучения, в полной мере учитывающих особенности протекания коммуникативно-направленного.

134 * учебно-воспитательного процесса. Методами обучения, составляющими предлагаемый нами комплекс, являются:

— коммуникативно-информационный;

— коммуникативно-репродуктивный;

— коммуникативно-проблемный;

— коммуникативно-эвристический;

— коммуникативно-исследовательский.

В ходе диссертационного исследования был решен следующий комплекс задач, вытекающих из поставленной цели и сформулированной гипотезы:

1. Оценена роль творческих способностей личности школьников как одного из факторов повышения эффективности процесса обучения в рамках современной средней общеобразовательной школы.

2. Выявлен и теоретически обоснован комплекс коммуникативных методов обучения, обеспечивающих оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников в процессе обучения.

3. Разработана и апробирована на практике структурно-функциональная модель активизации процесса развития свойств творческого мышления старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.

4. Разработаны методические рекомендации по реализации выявленного нами комплекса коммуникативных методов обучения, обеспечивающих повышение эффективности процесса развития творческих способностей старшеклассников в условиях средней общеобразовательной школы.

Мы полагаем, что выполненное исследование проблемы и полученные в ходе него результаты свидетельствуют о решении в целом поставлен}]ых задач.

В рамках экспериментальной методики нами была осуществлена экспериментальная проверка эффективности всего комплекса коммуникативных методов обучения, обеспечивающих оптимальное развитие творческих способностей старшеклассников в процессе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности. Основными компонентами данной методики являются:

1. Осознание социального заказа общества на воспитание социально активной, творчески развитой личности учащихся.

2. Формулировка и осознание цели образовательной деятельностиформирования и развития творческих способностей учащихся в ходе учебного процесса.

3. Выделение комплексов педагогических условий и приемов, способствующих оптимальной организации процесса развития у старшеклассников свойств творческого мышления в рамках коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности.

4. Реализация данных комплексов и достижение поставленной цели посредством использования в процессе обучения комплекса коммуникативных методов формирования творчески активной личности учащихся старших классов.

5. Использование в рамках данного комплекса коммуникативных задач репродуктивного, поискового, исследовательского и творческого характера.

Критериями, характеризующими эффективность предложенной экспериментальной методики развития творческих способностей старшеклассников в ходе обучения, являются:

1. Сформированность у учащихся способности продуцировать большое количество идей (беглость мышления).

2. Сформированность у школьников быстроты модифицирования информации (гибкость мышления).

3. Восприятие учащимися всего необычного, нестандартного, неординарного (оригинальность мышления).

4. Владение учащимися умениями детальной разработки возникших идей (разработанность мышления).

Обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы показали, что предлагаемая нами методика организации процесса развития творческих способностей старшеклассников в ходе коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности в целом эффективна. По всем критериям наблюдается положительная тенденция развитияпосле завершения педагогического эксперимента количество учащихся экспериментальных групп, продемонстрировавших достаточно высокий уровень развития свойств творческого мышления, значительно возросло, что свидетельствует о положительном влиянии разработанной методики.

Вместе с тем мы считаем, что выполненная нами научно-исследовательская работа не исчерпывает всех аспектов проблемы организации коммуникативно-направленной учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающей эффективное развитие свойств творческого мышления старшеклассников в условиях современной средней общеобразовательной школы.

В частности, достаточно актуальным представляется дальнейшее исследование роли и особенностей формирования конкретных коммуникативных умений школьников и учителя в активизации процесса развития творческих способностей старшеклассников в рамках коммуникативно-направленного учебно-воспитательного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.П. Основы педагогического мастерства. М.: Академия, 1999. — 160 с.
  2. Г. Проверьте свои способности. Пер. с англ. СПб.: Ut, 1994. -159 с.
  3. Ю.Б., Петровская JI.A. Психологическая компетентность пропагандиста. (Организация дискуссии и индивидуальной беседы). М.: Знание, 1989.-63 с.
  4. Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. М.: Сов. радио, 1979. — 175 с.
  5. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
  6. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1998. — 207 с.
  7. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой деятельности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  9. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: КГПИ, 1994.-237 с.
  10. Э.Р. Психологические тесты. М.: Светотон ЛТД, 1995. -320 с.
  11. П.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  12. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов-н/Д, 1972. — 347с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  15. Ф.Я. Ученье и творчество. -J1.: Лениздат, 1979. 135 с.
  16. Н.А. Личностная ориентация учебной деятельности как фактор развития творческой одаренности младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 168 с.
  17. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности. Монография. Челябинск.: Изд-во ЧГГ1И «Факел», 1995. — 141 с.
  18. Н.А. Самопознание: опыт филос. автобиогр. М.: Книга, 1991. — 445 с.
  19. Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
  20. Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х т. М.: Искусство, 1994. — Т. 1. — 544 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  22. B.C. Мышление как творчество // Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  23. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  24. Бим М. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1988.-255 с.
  25. И.В. Проблема становления в марксистской философии. М.: Высш. шк., 1963. — 96 с.
  26. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н/Д: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. — 173 с.
  27. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопр. психологии. 1971. — № 1. — С. 144−146.
  28. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. Т. 16. — № 5. — 1995. — С. 49−57.
  29. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981.- 96с.
  30. Д.Б., Богоявленская М. Е. Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 36−42.
  31. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
  32. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
  33. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 272 с. -(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).
  34. А.А. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика. -1990.-№ 5.-С. 77−78.
  35. А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей в современной психологии: Сб. научн. тр. / АПН СССР, НИИ общей и пед. психологии. М.: НИИОП, 1984. — С. 5−18.
  36. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения//Сов. педагогика, 1990.-№ 12.-С. 65−71.
  37. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187 с.
  38. Е.Д., Шеина Е. Г. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков // Психологическая наука и образование. -1999.-№ 2.-С. 64−76.
  39. Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 144 с.
  40. И.П. Приобщение школьников к творчеству /Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 136 с.
  41. И.П. Учим творчеству: Опыт, работа учителя труда и рисования шк. № 2 г. Реутова Моск. обл. М.: Педагогика, 1982. — 86 с.
  42. И.П. Художественная студия в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
  43. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-93 с.
  44. ЛС. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1935. — 135 с.
  45. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1986. -272 с.
  46. .А. Моделирование как метод научного исследования. М.: Высшая школа, 1965. — 234 с.
  47. Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства. Киев: Выща школа, 1980. — 141 с.
  48. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: Дис.. докт. пед. наук Челябинск: ЧГПУ, 1993. — 398 с.
  49. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. — 465 с.
  50. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  51. Дурай-Новакова К.М. (ПНР) Профессиональное самоопределение как педагогическая проблема // Совершенствование трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в школах Узбекистана. Ташкент, 1983. — С. 49−53.
  52. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. докт. пед. наук. М., 1983.-340 с.
  53. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1988.- 167 с.
  55. В.И. Противоречия процесса обучения. Свердловск: Урал. кн. изд-во, 1971. — 183 с.
  56. Занков J1.B. О предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР, 1962.- 148 с.
  57. И.А. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. -Ростов-н/Д: Феникс, 1997. 480 с.
  58. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Пособие для учителей ср. школы. М.: Просвещение, 1978.- 159 с.
  59. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 219 с.
  60. И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). М.: Рус. яз., 1989. — 221 с.
  61. В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление. -М.: Просвещение, 1991.- 128 с.
  62. Изучение мышления и интеллектуальные таблицы Равена /Методические рекомендации. Магнитогорск: МГПИ, 1985. — 42 с.
  63. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  64. Какой быть новой педагогике? / Сост. Найн А. Я., Гостев А. Г. Челябинск: ЮУКИ, 1993.- 273 с.
  65. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -Изд-во Московского университета. 1983. — 168 с.
  66. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  67. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188 с.
  68. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Высш. шк., 1982. — 141 с.
  69. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 175 с.
  70. Г. А. Французский язык: Интенсивный курс обучения: Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1986. — 269 с.
  71. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 295 с.
  72. А.И. Организационно-педагогические условия формирования социально-активной личности сотрудников правоохранительных органов: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. — 138 с.
  73. .И. Ученье процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989. -158 с.
  74. Культура русской речи. Учебник для вузов /По ред. проф. П.К. Грауди-ной и проф. Е. Н. Ширяева. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1998. — 560 с.
  75. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография /Под ред. проф. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999.- 151 с.
  76. Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности взрослых. Л.: НИИ ООВ АПН, 1971.-276 с.
  77. JI.M. Анализ и проектирование педагогической деятельности: Программа и методические указания по курсу. Челябинск: ОблИУУ, 1991. — 103 с.
  78. П.Л. Три беседы о современной о современной философии // Философия и социология. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1965.
  79. В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1993. — 63 с.
  80. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. Мн.: ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1996. — 232 с.
  81. Р.Д. Развитие творческих способностей у школьников //Завуч. -1999.-№ 6.-С. 94−97.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- L86 с.
  84. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  85. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  86. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Просвещение, 1976. — 127 с.
  87. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  88. Лук А. Н. Творчество // Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1990. — С. 175 190.
  89. В.Н. Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах: Дис. .канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 186 с.
  90. Л.И. Воспитание в современной школе: Кн. для учителя-воспитателя. М.: Пед. общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999. -330 с.
  91. А. Условия творческого труда: перевод с польского. М.: Мир, 1970.-300 с.
  92. М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.-367с.
  93. Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы: Сб. науч. тр. Тюмень, ТГУ, 1980. — 112 с.
  94. Методология и методы научного исследования/ Авт.-сост. А. Я. Найн. -Челябинск: Челяб. ФИПО, 1993. 52 с.
  95. Методы обучения в современной школе: Сб. статей/ Под ред. Н. И. Кудряшева. М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
  96. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1991.-672 с.
  97. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике: Науч.-метод. пособие для педагогов-исследователей, математиков, аспирантов и науч. работников, занимающихся вопросами методики пед. исследований. М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
  98. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969.-384с.
  99. Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1981. — 119 с.
  100. Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств: Сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1983. — 106 с.
  101. В.А. Проблемы психологии творчества // Вопр. психологии. -№ 5.- 1995.-С. 86−95.
  102. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. -Пенза, 1994. 168 с.
  103. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  104. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УГАФК, 1996. — 143 с.
  105. Р.С. Психология: Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. М.: Просвещение, 1990. — 301 с.
  106. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования: Учебное пособие. М.: РИПКРО, 1995. — 194 с.
  107. И. Джеральд. Искусство творческого мышления: Пер. с англ., ООО Попурри, 1996. 240 с.
  108. Е.И. Коммуникативные упражнения: Пособие для преподавателей. М.-Л.: Просвещение Ленингр. отд-ние., 1967. — 99с.
  109. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  110. Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи: Учебное пособие. Воронеж, 1974. — 164 с.
  111. Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Рус. яз., 1989. — 276 с.
  112. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. — 159 с.
  113. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1986. — 608 с.
  114. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 604 с.
  115. Педагогический словарь. Т.1 /Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова. М.: Академия пед. наук, 1960. — 774 с.
  116. Педагогический словарь. Т.2 /Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова.- М.: Академия пед. наук, 1960. 776 с.
  117. В.Н. Педагогическое сотрудничество, или Когда нравится учиться и учить. М.: Сентябрь, 1999. — 128 с.
  118. JI.A. Компетентность в общении. М- Изд-во МГУ, 1989.- 208 с.
  119. А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995.-494с.
  120. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  121. ЯЛ. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  122. Прикладная социальная психология /Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. М.: Изд-во Институт практ. психологии- Воронеж: Изд-во НПД МОДЭК, 1998.-688 с.
  123. Проблемы организации речевого общения. АН СССР, институт языкознания. — М., 1961. — 300 с.
  124. Психология влияния. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 512 с.
  125. Психология одаренности детей и подростков /Под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Изд. центр «Академия», 1996. 416 с.
  126. Развитие креативности личности: Методическая разработка /Магнитогорск, гос. пед. ин-т- Мусийчук М. В. Магнитогорск, 1994. — 47 с.
  127. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  128. Резерв успеха творчество /Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна: пер. с нем. — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
  129. И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская наву-ка, 1998.-319 с.
  130. В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь. Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2001.- 108 с.
  131. В.Г., Москвина А. В. Личность. Творчество. Развитие. /Учебно-методическое пособие/ Авт.-сост.: В. Г. Рындак, А. В. Москвина. Под ред. В. Г. Рындак. М.: Педагогический вестник, 2001.-290с.
  132. Л.И. Межличностное познание, общение и понимание: Хрестоматия. Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 204 с.
  133. Л.И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1995. — 159 с.
  134. В.Н. Основания общей теории систем. М., 1976.
  135. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  136. В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. 1994. — №, 5. — С. 16−21.
  137. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 1996. — 96 с.
  138. М.Н. О диалектических основах связи обучения с трудом учащихся. М.: Учпедгиз, 1960. — 70 с.
  139. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-95 с.
  140. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.- 208 с.
  141. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.- 800 с.
  142. Г. Е. Развитие коммуникативных умений педагога //Школьные технологии. 1997. — № 2. — С. 100−104.
  143. А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 816 с.
  144. Творческая природа научного познания /Отв. ред. Д. П. Горский. М.: Наука, 1984.-288 с.
  145. Творческие сочинения в старших классах. Сб. статей. /Под ред. Н. В. Колокольцева. М: Просвещение, 1966. — 166 с.
  146. Творческий метод. Сборник статей. М.: Искусство, 1960. — 343 с.
  147. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 1989. — 91 с.
  148. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Дис.. докт. пед. наук. Л., 1991.-396 с.
  149. Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб.: ГП «Иматон», 1998. — 172 с.
  150. Учитель: мастерство и вдохновенье: Кн. для старшеклассников /А.В. Мудрик. М.: Просвещение, 1986. — 160 с.
  151. Д.В. Государственное и негосударственное образование для одаренных детей. Проблемы и возможные решения //Образование. 1999. -№ 4. — С. 19−24.
  152. В.П. Теоретико-методические ориентиры формирования творческой активности личности школьника: Методическое пособие для учителей и студентов педвузов. М.: Прометей, 1996. — 32 с.
  153. Факторы одаренности: Методики диагностики одаренности /Магнитогорск, гос. пед. ин-т- Сост.: Т. М. Витик, В. И. Малков, Магнитогорск, 1996. — 46 с.
  154. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. — М.: Политиздат, 1972. — 496 с.
  155. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.- 839 с.
  156. А.В. Творческий учитель //Школьные технологии. 1999. -№ 3. — С. 90−97.
  157. В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. -1994. -№ 5.
  158. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  159. Т.И., Нефедова Н. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. — 229 с.
  160. И.В. Ценностные ориентации как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1997. — 167 с.
  161. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. — № 8. — 80 с.
  162. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 27−32.
  163. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989. -141 с.
  164. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  165. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  166. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  167. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  168. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1962. — 229 с.
  169. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. — 250 с.
  170. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высш. шк., 1972.-216с.
  171. С.Н. Организационно-педагогические требования подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности в условиях современной школы: Дис. .канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 169 с.
  172. В.В. Современный словарь по психологии. М.: Современное слово, 1998. — 800 с.
  173. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  174. И.С. Принципы активности в педагогической психологии //Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 5−13.
  175. Barron .р., Harrington J. Creativity, Intelligence and Personality. 1981.
  176. Eysenek H. The Scientific Study of Personality. 1952.
  177. Hadlleld Jill. Advanced Communication Games: a collection of games and activities for intermediate and advanced students of English, Longman, 1990. -128 p.
  178. Hadfield Jill. Intermediate Communication Games: a collection of games and activities for low to mid intermediate students of English, Longman, 1990.
  179. Hopatcong High School: Gifted/Talented Identification Process. — 1997.
  180. Hopatcong Schools: K-12 Gifted and Talented, Program Guides and Schedules 1997−1998. Mary Takacs, Renee Spear, Sharon Moran, Frederick Koenig, Vincent Poisella.
  181. Sheils Joe. Communication in the Modern Language Classroom. Europe Council Press, 1995.
  182. Takacs Card. Enjoy Your Gifted Child, New York, 1986.
  183. Torrance E.P. The Torrance Test of Creative Thinking: Technical-norm manual. Ill, 1974.
Заполнить форму текущей работой