Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Качества и свойства учащегося, входящие в феномен аутопсихо-логической компетентности и детерминируемые им, выявляют себя на разных уровнях — от собственно исполнительского уровня, сопряжённого с технической (двигательно-моторной) реализацией художественного замысла, до уровня персонально-личностного, на котором обнаруживают себя явления характерологического и социокультурного порядка. Иными… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Гл. I Психолого-педагогические аспекты саморегуляции
    • 1. 1. К истории вопроса
    • 1. 2. Современные подходы к повышению качества учебной (музыкально-исполнительской) деятельности
    • 1. 3. Психологическая саморегуляция в теоретической и практической деятельности выдающихся музыкантов-педагогов и исполнителей
  • Гл. II Технология саморегуляции как средство формирования в учебном процессе аутопсихологической компетентности учащегося-музыканта
    • 2. 1. Сущность и содержание аутопсихологической компетентности музыканта-исполнителя
    • 2. 2. Технология психологической саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности
    • 2. 3. Психолого-педагогическая организация учебной деятельности учащихся музыкально-исполнительских классов
  • Гл. III Опытно-экспериментальное исследование процессов формирования аутопсихологической компетентности учащихся-муз ы канто в
    • 3. 1. Педагогические наблюдения
    • 3. 2. Педагогические собеседования и анкетирование
    • 3. 3. Обучающий (формирующий) эксперимент
  • Выводы

Аутопсихологическая компетентность как компонент учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное общество идет по пути быстрого научно-технического прогресса. Открываются новые горизонты знаний и технических достижений. Однако при всем том формы эмоционально-психической жизни человека остаются практически неизменными. Большинство людей с трудом приспосабливается к новой ситуации, созданной самим же человеком — к увеличению объёма и сложности воспринимаемой и перерабатываемой информации, к скорости протекания интеллектуальной деятельности.

На этом фоне всё острее встает вопрос о совершенствовании психологической адаптации человека к быстро меняющимся условиям бытия. Создаются специальные психологические технологии, облегчающие приспособление личности к сложным формам деятельности, указывающие пути её рационализации.

Сказанное в полной мере относится и к профессиональному образованию, важнейшей задачей которого является психологическая подготовка будущего специалиста, приобретение им комплекса знаний и умений, позволяющих преодолевать возникающие по ходу профессиональной деятельности трудности объективного и субъектиЬного характера. Наличие подобного комплекса стало обязательным требованием, предъявляемым сегодня к квалифицированному специалисту и прочно вошло в структуру профессиональной компетентности.

Не остаётся в стороне от этих тенденций и система профессионального музыкального образования. В числе её приоритетов — совершенствование всех компонентов подготовки учащихся к музыкально-исполнительской деятельности.

В специальных музыкальных учебных заведениях страны (училищах, колледжах, вузах) вводятся лекционные курсы, посвященные различным аспектам музыкально-исполнительской деятельности. Отмечается необходимость обучения будущих профессиональных музыкантов приёмам и способам преодоления так называемого сценического волнения, сопутствующего в подавляющем большинстве случаев публичным выступлениям пианистов, скрипачей, дирижёров и др. Возрастает интерес к психологически целесообразной организации самостоятельной работы учащихся-музыкантов, повышению «коэффициента полезного действия» этой работы.

Вместе с тем, теоретическая (педагогическая) разработка проблемы оптимального творческого самочувствия учащегося-музыканта в процессе публичного выступления находится, по признанию многих специалистов, в неудовлетворительном состоянии. Отдельные педагогические наблюдения и соображения, касающиеся этой принципиально важной для музыкантов проблематики, не поднимаются пока что над уровнем разрозненных, не связанных друг с другом рекомендаций.

В этой связи ведущими российскими педагогами-музыкантами подчеркивается насущная необходимость создания комплексной системы психолого-педагогической подготовки учащегося-музыканта, аналоги которой имеются в других отраслях профессиональной деятельности — в театральном искусстве, в спорте и т. д. Решение данной задачи предполагает внедрение современных психолого-педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, разработку специальной методики преподавания музыки. Сказанным определяется АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего исследования.

Его ЦЕЛЬ — оптимизация процессов формирования механизмов психологической саморегуляции учащихся-музыкантов в ходе занятий профессиональной деятельностью, связанной, в частности, с публичными выступлениямивыявление основных теоретических и методических аспектов реализации указанных механизмов в учебной практике.

ОБЪЕКТ исследования — учебно-воспитательный процесс в профессиональных музыкальных учебных заведениях среднего и высшего звена.

ПРЕДМЕТ исследования — подготовка учащихся-музыкантов (пианистов. скрипачей, дирижёров и др.) к дальнейшей профессиональной деятельности, к той её «составляющей», которая связана с публичными выступлениями перед аудиторией.

ЗАДАЧИ исследования:

— раскрыть содержание аутопсихологической компетентности учащегося-музыканта;

— определить основные компоненты, этапы и стадии процесса регуляции и контроля учащихся за собственными состояниями, побуждениями и практическими действиями в ходе занятий музыкой (музыкально-исполнительской деятельностью);

— разработать с научно-теоретических позиций педагогические технологии, направленные на совершенствование механизмов психологической саморегуляции учащихся в процессе профессиональной деятельности (публичное исполнение музыки);

— охарактеризовать основные факторы, детерминирующие эффективность освоения учащимися приёмов и способов саморегуляции в ходе индивидуальных музыкальных занятийпроанализировать педагогические условия, позитивно либо негативно влияющие на этот процесс;

— предложить и обосновать систему методических рекомендаций, нацеленных на повышение аутопсихологической компетентности учащихся-музыкантовуточнить в ходе соответствующих педагогических экспериментов меру и степень эффективности этих рекомендаций.

В качестве ГИПОТЕЗЫ исследования выдвигаются следующие положения:

1. Произвольное, осознанное управление собственными психическими и психофизиологическими состояниями и поведением может способствовать повышению эффективности деятельности учащегося-музыканта.

2. Одним из важнейших направлений работы педагога-музыканта является специальная психологическая подготовка учащегося. Она должна быть нацелена на повышение природного уровня психической саморегуляции молодого музыканта, формирование у него аутопсихологической компетентности, овладение соответствующими приёмами и способами самокоррекции и, что принципиально важно, должна учитывать возрастные и индивидуально-типологические особенности учащегося.

3.Учёт психологических факторов важен как в аспекте публичных выступлений учащегося-музыканта (экзамены, концерты, академические вечера и т. д.), так и в контексте всего процесса его учебной деятельности — от первых стадий разучивания тех или иных музыкальных произведений и вплоть до завершения работы над ними. Из этого следует, что оптимизация внутренних (психических) состояний учащегося должна осуществляться на всех этапах и стадиях его деятельности, постоянно находиться в поле зрения педагога.

4. Помимо тактических целей, связанных с повышением коэффициента успешности учебных действий, психологическая подготовка учащегося реализует также цели стратегические, направленные на развитие личности, формирование индивидуального стиля деятельности (что, в свою очередь, также сказывается на конкретных результатах учебной практики).

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ соответствуют комплексному характеру проблемы и включают в себя: а) основные положения отечественных дидактов, касающиеся оптимизации процесса обучения, его содержания и целей (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), а также внедрения интенсивных педагогических технологий в профессиональное образование (A.M. Столяренко, А. П. Беляева и др.) — б) теоретические исследования, связанные с проблемами самовоспитания, саморазвития и повышения творческой активности учащихся (В.А. Кан-Калик, В. А. Сластёнин и др.) — в) основные положения отечественных и зарубежных авторов, разрабатывающих вопросы личностного развития и психологии творческой деятельности (Я.А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) — г) методологические принципы общей и прикладной психологии, фигурирующие в русле современных исследований проблемы саморегуляции и закономерностей использования её приёмов в различных отраслях профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, О. А. Конопкин и др.) — д) психолого-педагогические механизмы саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности, теоретические положения, занимающие приоритетные позиции в современной музыкальной педагогике (Л.Г. Арчажникова, Л.А. Ра-пацкая, Л. И. Уколова, Г. М. Цыпин и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Теоретический уровень: а) анализ научной литературы по проблемам дидактики, общей и прикладной психологии, музыкознания и методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплинб) изучение научно-исследовательских подходов к проблеме саморегуляции в педагогике и педагогической психологиив) обобщение передового педагогического опыта в области преподавания музыкально-исполнительских дисциплинг) обобщение личного педагогического и музыкально-исполнительского опыта автора исследования.

2. Эмпирический уровень: целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом профессионального обучения учащихся-музыкантов различных специальностей (фортепиано, струнные и духовые инструменты) — педагогические беседы, анкетирование, интервьюирование, обучающий (формирующий) эксперимент.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ отражены в таких результатах исследования как:

— Введение ранее не фигурировавшего в методической литературе понятия аутопсихологическая компетентностьраскрытие и точнение его содержания применительно к практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.

— Постановка проблемы совершенствования аутопсихологической компетентности учащихся-музыкантов (в контексте предстоящей им профессиональной деятельности).

— Рассмотрение содержания и технологии психологической саморегуляции учащегося-музыкантатрактовка саморегуляции как комплексной системы самовоспитания учащегося, затрагивающей все личностные уровни — от регуляции общего эмоционального фона профессиональной деятельности до коррекции ценностно-мировоззренческой и мотивацион-но-потребностной сфер.

— Определение состава структурных элементов, образующих в своей совокупности процесс саморегуляции, самокоррекции внутренних состояний учащегося-музыкантарассмотрение технологии саморегуляции как в информационно-содержательном (сущностном), так и в координационном, операционно-деятельностном аспектах. Анализ всего комплекса вопросов, возникающих в данной связи, в педагогическом ракурсе.

— Выявление и описание основных направлений внедрения указанной технологии в учебно-воспитательный процессуточнение педагогических условий, способствующих наиболее эффективному освоению её учащимися, а также разработка конкретных методических рекомендаций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ.

Предложенная автором система педагогических мер и способов учебной деятельности, экспериментально проверенная в ходе исследования, позволяет: а) существенно оптимизировать музыкально-исполнительскую деятельность учащихся, полнее реализовать их творческий потенциал, повысить качественный уровень обученияб) осуществлять на практических занятиях в музыкальных учебных заведениях моделирование личностно-ориентированного творческого процесса (со всеми присущими ему индивидуально-характерологическими особенностями и свойствами).

Результаты настоящего исследования могут быть использованы на индивидуальных занятиях в музыкально-исполнительских классах музыкальных училищ, колледжей, вузовв лекционных курсах и семинарах по методике обучения музыкев рамках специальных факультативных курсов, посвященных психологической подготовке музыкантов к будущей профессиональной деятельности.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечена применением системного подхода, обусловившего всестороннее и комплексное рассмотрение исследуемых явленийопорой на фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов, обращением к широкому кругу научно-литературных источников, принадлежащих различным отраслям знания (педагогика, психология, музыкознание и др.) — соответствием методов исследования его задачам и специфике рассматриваемых явленийподтверждением правомерности выводов диссертанта теми данными, которые были получены в экспериментальной части работы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Одним из принципиально важных факторов профессионализации учащихся-музыкантов является фактор психологической готовности к предстоящей деятельности, связанной во многих случаях с публичными выступлениями перед слушательской аудиторией. Отсюда следует, что психолого-педагогическая подготовка должна быть выделена в особое, самостоятельное направление учебно-воспитательного процесса в музыкальных учебных заведениях (училищах, колледжах, вузах).

2. К числу первоочередных задач, стоящих перед педагогом, следует отнести формирование аутопсихологической компетентности учащегося-музыканта, которая на практике предстает в виде комплекса умений и навыков управления (регуляции) личностью собственными психическими процессами в специфических условиях музыкально-исполнительской деятельности.

3. Формирование аутопсихологической компетентности учащегося-музыканта требует специальной системы подготовки, базирующейся на особой технологии психологической саморегуляции музыкальноисполнительской деятельности. Сущность последней раскрывается через взаимодействие четырёх компонентов, тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных: информационного, психотехнического, содержательно-смыслового и функционального. Координационная структура технологии, её внутренняя логика обеспечиваются временной последовательностью действий и операций, среди которых основополагающими являются самодиагностика, самокоррекция и саморазвитие. Данное строение и последовательность операций включают основные уровни психической саморегуляции учащегося и отражают специфику музыкально-исполнительской деятельности.

4. Внедрение указанной технологии в учебно-воспитательный процесс осуществляется посредством специально разработанной методики, учитывающей возрастные и индивидуально-типологические особенности учащихся. Организацию процесса освоения данной технологии учащимися-музыкантами целесообразно возложить на преподавателяпри этом принципиально важную роль приобретают два основных направления в его деятельности: а) обеспечение учащегося необходимой информацией о приёмах и способах психологической самокоррекцииб) создание на занятиях музыкой (уроках в индивидуальных классах, репетициях и др.) осознанных учащимися моделей целесообразного поведения, выработка адекватных мыслительных установок с целью последующего самостоятельного применения учащимися закрепленных в сознании (и подсознании) положительных стереотипов.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась в процессе рассмотрения материалов диссертации на заседании кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С В. Рахманиновав докладе на межвузовской научно-практической конференции (Тамбов, 2002 г.) — в ходе выступлений автора с методическими сообщениями и лекциями для преподавателей детских музыкальных школ г. Тамбовапосредством публикации материалов диссертации, а также в ходе проведения опытно-экспериментальной работы на музыкально-исполнительских отделениях ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.

По теме диссертации опубликованы следующие материалы:

1. Базикова А. А. К вопросу о саморегуляции музыканта-исполнителя (психолого-педагогический и профессионально-исполнительский аспекты) // Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству: Межвуз. сб. науч. тр. Серия: Теория обучения музыкальному искусству / Ред. — сост. П. А. Хазанов. — М.: МГИМ, 2000. Вып.2. — С.95−105 (0, 68 п.л.).

2. Базикова А. А. К проблеме психической саморегуляции в процессе работы учащегося над музыкальным произведением // Музыкальное произведение: вопросы анализа и исполнительской интерпретации. Тезисы докладов научно-практической конференции. — Тамбов: ТГМПИ, 2002. -С.28−29 (0,15 п.л.).

3. Базикова А. А. Сущность и содержание аутопсихологической компетентности музыканта-исполнителя: Методические рекомендации для студентов средних и высших (профессиональных) музыкальных учебных заведений. — Тамбов: ТГМПИ, 2002. — 15 с. (0,80 п.л.).

4. Базикова А. А. К проблеме психологической саморегуляции в теории и практике музыкально-исполнительской деятельности /педагогический аспект/: Теоретико-методические рекомендации для студентов средних и высших (профессиональных) музыкальных учебных заведений. -Тамбов: ТГМПИ, 2002. — 17 с. (0,93 п.л.).

ВЫВОДЫ.

1. Формирование аутопсихологической компетентности, предполагающей теоретическое и практическое овладение учащимся-музыкантом комплексом соответствующих знаний, умений и навыков, является одной из главных, принципиально важных задач преподавателя. Сказанное может быть отнесено к представителям различных музыкальных специальностей, но в первую очередь к тем, которые связаны с публичным исполнением музыкальных произведений в процессе учебной деятельности.

2. Аутопсихологическую компетентность следует трактовать как достаточно полную и всестороннюю осведомлённость учащегося-музыканта об основных «механизмах» психологической саморегуляции и самокоррекции профессиональных (музыкально-исполнительских) действийосведомлённость, сочетающуюся с профессионально грамотным и эффективным владением этими «механизмами» в практической деятельности.

3. Автором исследования доказано, что позитивное воздействие аутопсихологической компетентности обнаруживает себя на различных ступенях и стадиях работы над музыкальным произведением — от первоначального этапа ознакомления с новым музыкальным материалом вплоть до завершающего этапа, т. е. публичного исполнения данного произведения на экзамене, зачёте, концертном выступлении и проч. При этом проведённое исследование подтвердило, что вопреки распространённому мнению готовность и умение корректировать по мере необходимости свои внутренние (психические) состояния, создавать оптимальный эмоционально-волевой фон для занятий музыкой необходимы не только в условиях открытого, публичного выступления учащегося-музыканта, но и в процессе его самостоятельной, закрытой для сторонних наблюдателей домашней работы.

4. В результате проведённого исследования подтверждено, что структура саморегуляции музыкально-исполнительской деятельности учащегося, представляющая собой основанную на динамическом соподчинении иерархию внутренних взаимосвязей и отношений, складывается из 4-х основных компонентов: а) психотехнического (связанного с воздействием мозговых импульсов на двигательно-моторную сферу исполнителя) — б) содержательно-смыслового (детерминирующего систему личностных ценностей, мотивов, аксиологических ориентиров и прочих факторов, опосредованно влияющих на качество учебной деятельности) — в) психофизиологического (определяющего внутренние эмоционально-волевые процессы, а также явления релаксации, тонизации, аутосуггестии и др., сказывающиеся на общем характере и тонусе музыкально-исполнительской деятельности) — г) информационного (обеспечивающего знание учащимся «технологии» саморегуляции, её внутренних «механизмов», способов применения и проч.). Каждый из перечисленных компонентов, как видно из вышесказанного, обладает своими специфическими функциями, обеспечивающими в совокупности успешность учебной деятельности учащегося-музыканта.

При этом обеспечение учащегося необходимой информацией, тренировка и выработка соответствующих умений (приёмов, способов, связанных с использованием методов саморегуляции в рамках учебной деятельности) является прерогативой педагога, который лишь постепенно, поэтапно, по мере возрастания аутопсихологической компетентности учащегося передаёт ему (учащемуся) свои функции.

5. В исследовании доказано, что владение техникой саморегуляции, аутопсихологическая компетентность учащегося как таковая не только оптимизирует учебный процесс, улучшает качество музыкально-исполнительских действий. Способность музыканта (как и любого представителя художественно-творческого труда) в той или иной мере управлять своей внутренней жизнью, тонизировать её, регулировать эмоционально-волевые и художественно-творческие процессы — всё это создаёт благоприятные условия для формирования собственного, индивидуально-характерного стиля профессиональной деятельности будущего специалиста.

6. Качества и свойства учащегося, входящие в феномен аутопсихо-логической компетентности и детерминируемые им, выявляют себя на разных уровнях — от собственно исполнительского уровня, сопряжённого с технической (двигательно-моторной) реализацией художественного замысла, до уровня персонально-личностного, на котором обнаруживают себя явления характерологического и социокультурного порядка. Иными словами, и мотивационная сфера, и жизненные позиции учащегося, его связи и отношения, потребности и интересы, ценностно-аксиологические и мировоззренческие ориентиры — весь этот многослойный комплекс, определяемый обычно термином «ментальность», также отнюдь не нейтрален по отношению к самовоздействиям со стороны индивидуума, к самовоспитанию в широком смысле этого слова. Я — Концепция учащегося в такой же мере субъект, как и объект саморегуляции и самокоррекции, что должно учитываться педагогом-музыкантом, определяя и стратегию, и тактику его действий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. — 262 с.
  2. JI.M. Эмоциональная устойчивость и пути её повышения // Вопр. психол. 1989. — № 4. — С. 141 — 149
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 300 с.
  5. Ю.А. Глазами психиатра. М.: Сов. Россия, 1977. — 224 с.
  6. А.Д. История фортепианного искусства. 4.1−2. М.: Музыка, 1988.-414 с.
  7. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.-288 с.
  8. Х.М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. М.: Молодая гвардия, 1990.-223 с.
  9. Альманах музыкальной психологии. Сб. 34. — М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2001. — 228 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  11. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
  12. А.Б. К вопросу об устойчивости мотивации в работе над музыкальным произведением // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — С.90 -101.
  13. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  14. Л.Г. Методика музыкального воспитания. М.: МГЗПИ, 1990. — 52 с.
  15. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  16. JI.Г. Формирование обобщенных приёмов и действий в музыкально-исполнительской подготовке учителя // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. -Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1985. С.62−69.
  17. В.Б. Формирование способности к самоорганизации, самоуправлению и саморегуляции у будущего музыканта-педагога: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1998. — 264 с.
  18. Ю.К. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  20. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981.-96 с.
  21. А.А. Сущность и содержание аутопсихологической компетентности музыканта-исполнителя: Методические рекомендации для студентов средних и высших (профессиональных) музыкальных учебных заведений. -Тамбов: ТГМПИ, 2002. 15 с.
  22. Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336 с.
  23. Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов. композитор, 1979. — 352 с.
  24. В.М. Избранные произведения. М.: Медгиз, 1954. — 528 с.
  25. Л.Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту // Проблемы высшего музыкального образования: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных, вып.19. М.: ГМПИ, 1975. — С. 43−58
  26. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., Институт психологии РАН, 1997. — 352 с.
  27. М.Е. Самовнушение и аутогенная тренировка // Учебное телевидение. М.: Институт усовершенствования врачей, 1975. — 20 с.
  28. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. — 304 с.
  29. Великие мысли великих людей: В 3-х томах. Т.1. Древний мир / Сост. А. П. Кондратов. М.: Рипол классик, 1998. — 512 с.
  30. А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением // Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М. С. Старчеус. М.: Моск. коне., 1992. — С. 186−203
  31. Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1984. Вып.5. — 134 с.
  32. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-534 с.
  33. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  34. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве / Общ. ред. С. М. Хентовой. М. — Л.: Музыка, 1966. — 316 с.
  35. Г. Ш. Формирование способности самоуправления психическим состоянием // Прикладная психология в высшей школе / Научн. ред. Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. — С.222−253.
  36. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118 с.
  37. Л.М. О значении самонастройки и возможности использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей // Психорегуляция: Сб. статей. Алма-Ата, 1973
  38. В.А. Древние педагогические писатели в биографиях и образцах. СПб., 1903
  39. . Что такое психология: В 2 т.: Пер. с фр. М.: Мир, 1992. — Т.1.-491 е., Т.2.- 370 с.
  40. Н.И. О музыкальном исполнительстве. JL: Музыка, 1985. — 143 с.
  41. A.JI. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. — 193 с.
  42. A.JI. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб. статей: Вып. 3 / Ред.- сост. А. Лагутин. М.: Музыка, 1991. — С.182−193
  43. И. Фортепьянная игра. Ответы на вопросы о фортепьянной игре: Пер. с англ. — М.: Музгиз, 1961, — 224 с.
  44. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности: Дис.. канд. психол. наук. М., 1995. — 154 с.
  45. В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., Магнитогорск: Моск. гос. коне., Магнитог. гос. коне., 1998. — 156 с.
  46. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 319 с.
  47. А.Л. Психогигиена творческого труда студентов театральных вузов. М.: ГИТИС, 1982. — 111 с.
  48. А.А., Ситников А. П. Развитие аутопсихологической компетентности руководителей: прикладные психотехнологии. М., 1994
  49. Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Музична Украина. 1987. — 111 с.
  50. Н.Ю. Формирование саморегуляции поведения старшеклассников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1997. — 20 с.
  51. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
  52. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования: Психология. Теория. Практика. СПб: Деан — Ферт, 1993. — 264 с.
  53. Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., 1997. — 166 с.
  54. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. — 172 с.
  55. В.И. Методология и методика дидактических исследований -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  56. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. — 418 с.
  57. .Я. О музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1987. — 140 с.
  58. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2001.-384 с.
  59. Л.Н. Индивидуальные особенности саморегуляции неблагоприятных психических состояний спортсменов: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1992.-156 с.
  60. Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  61. С. А. От урока к концерту. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — 343 с.
  62. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
  63. М.В. Сольфеджио психотехника развития современного музыкального слуха // Воспитание музыкального слуха. Вып.4. / Сб. научн. тр. Моск. гос. коне. — Сб. 26 / Сост. Л. Н. Логинова. — М.: Моск. коне., 1999. — 136 с. — С.67−85
  64. И.С. Структура личностной саморегуляции как фактор успешности учебной деятельности студентов: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 1992. — 223 с.
  65. Г. М. Работа пианиста. М.: Музгиз, 1963. — 201 с.
  66. Г. М. У врат мастерства. М., Сов. композитор, 1961. — 115 с.
  67. А.П. Умей владеть собой. Киев: Здоров’я, 1987. — 118 с.
  68. Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогических дошкольных учреждений. -М., 1995. 160 с.
  69. Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. М.: Рос. пед. агентство, 1998. — 105 с.
  70. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования. М.: МГК им. Чайковского, 1986. — 153 с.
  71. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  72. Н.А., Медынский Е. К., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1974. 447 с.
  73. Н.И. Психическая саморегуляция как средство повышения успешности учебной деятельности курсантов и слушателей ВВУЗов: Дис.. канд. пси-хол. наук. М., 1994. -175 с.
  74. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  75. .Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: Музыка, 1966. — 120 с.
  76. Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза. -.М.: Музыка, 1984. 89 с.
  77. Курт Эрнст. Музыкальная психология (Области и границы музыкальной психологии) // Homo musikus, 1995: Альманах музыкальной психологии / Ред.-сост. М. С. Старчеус. М.: МГК им. Чайковского, 1994. — С.7−27.
  78. Куэ Э. Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения. Н. Новгород, 1929
  79. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллинн: Валгус, 1980. 334 с.
  80. Е.А. Формирование готовности к субъекту взаимодействия // Проблемы педагогического образования: Сб. научн. статей. М., 2000
  81. Е.А. Формирование практической готовности педагога к взаимодействию с учащимися // Проблемы педагогического образования: Сб. научн. статей. М., 1998
  82. В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. — 208 с.
  83. Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия: Избр. труды. М.: Воронеж: Ин-т практ. психол.- НПО «Модек», 1997. — 448 с.
  84. А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. -Т.1. -391 е., Т.2. -318 с.
  85. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  86. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  87. Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М: Фигаро-центр, б/г. — 138 с.
  88. X. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. М.: Физкультура и спорт, 1980 — 135 с.
  89. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986
  90. Ю.Н. О психологической подготовке учащихся к концертному выступлению // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа училище — вуз). — Новосибирск, 1984. — С.119−125
  91. Л. Игра наизусть. Л., Музыка, 1967 — 144 с.
  92. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Изд-во «Феникс», 1999. — 256 с.
  93. К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звуко-творческой воли: Пер. с нем. М.: Музыка, 1966. — 220 с.
  94. О.В. Формы работы по активизации самообразовательной деятельности в процессе фортепианного обучения // Профессиональная направленность музыкального образования в педвузе: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов: СГПИ им. К. А. Федина, 1985. — С.23−30.
  95. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  96. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  97. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М.: Музгиз, 1963.-96 с.
  98. П.К. Воспоминания, статьи, материалы. М.: Сов. композитор, 1981.-352 с.
  99. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Сов. композитор, 1983. — 262 с.
  100. B.JI. Справочник психотерапевта. М.: Консалтбанкир, 1999. — 360 с.
  101. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр. психологии. 1988. — № 3. — С.48−52
  102. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: Дис.. докт. психол. наук. М., 1995. — 362 с.
  103. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. ст. М.: Музыка, 1991.-238 с.
  104. В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984. — 54 с.
  105. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-384 с.
  106. И.Л. Самостоятельный учебный- труд студентов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. — 148 с.
  107. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. М.: Музыка, 1982. — 300 с.
  108. Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: Вла-дос, 2001. — 688 с. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 2000. — 608 с. Кн. З: Психодиагностика. — М.: Владос, 1998. — 632 с.
  109. Оборин Л.Н.: Статьи. Воспоминания. М.: Музыка, 1977. — 223 с.
  110. А. Подготовка ученика к открытому выступлению // Вопросы методики начального музыкального образования. М., 1981. — С. 145−160
  111. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Карпол, 1997.-216 с.
  112. Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  113. Н.М. Система понятий теории психического самоуправления // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тез. докл. науч. конф. Казань, 1982. — С.5−8.
  114. В.И. Артистизм это и тренировка // Сов. музыка. -1971. — № 12.
  115. В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: Владос, 1997. — 384 с.
  116. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  117. И.П. Педагогика: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с. — Кн.2: Процесс воспитания. — 256 с.
  118. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  119. Прикладная психология в высшей школе / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: изд-во Казан, ун-та, 1979. — 271 с.
  120. Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. М.: Музыка, 1974. — 336 с.
  121. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ин-т профтехобразования, 1995. -227 с.
  122. Профилактика психических расстройств: Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Медицина», № 5. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  123. А.О. Методы психической саморегуляции: Учеб. пособие. Казань: Казан, пед. ин-т, 1990. — 108 с.
  124. А.О. Особенности психических состояний личности в обучении // Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 1. — С.47−54.
  125. А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопр. психол. 1991. — № 5. — С. 156−161.
  126. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 319 с.
  127. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. — 141 с.
  128. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  129. Л.А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учеб. пособие по курсу «История русской музыки». М.: МГОПУ, 1996. — 146 с.
  130. Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998. — 608 с.
  131. Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М.: Прометей, 1991
  132. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности // Психологическая служба в вузе: Сб. статей. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981. — С.90−105.
  133. Д. Это в ваших силах: Как стать собственным психотерапевтом. -М.: Прогресс-Универс, 1993. 240 с.
  134. В.А. Содержание методов педагогического воздействия при индивидуальной форме обучения // Вопросы исполнительской подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. М.: Ml ИИ им. В. И. Ленина, 1982. — С.30−46.
  135. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  136. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  137. С.И. Пианист и его работа. Л.: Сов. композитор, 1961. — 271 с.
  138. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.: Музыка, 1964. 187 с.
  139. В.И., Гаврилина С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности // Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 5. — С.44−50
  140. Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  141. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
  142. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  143. В.А. Формирование социально активной личности учителя // Советская педагогика. -1981. № 4. — С.76−84.
  144. JI.E. Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей. (Из опыта работы фортепианного факультета МГК им. П.И. Чайковского): Дис. канд. искусствоведения. М., 2000. — 180 с.
  145. Г. В. Аутогенная тренировка. Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1988. — 38 с.
  146. М.А. Воспитание музыканта-исполнителя / Проблемы образования и воспитания в музыкальном вузе. М.: Моск. коне., 1978. — С.18−34
  147. К.С. Работа актёра над собой. М.: Искусство, 1985. — 479 с.
  148. М.С. Формирование личности как проблема музыкального образования // Музыкальное образование личность — культура: Сб. науч. тр. -М.: Моск. коне. — 1989. — С.42−61.
  149. В.И. Психическая саморегуляция деятельности (информационный аспект): Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1991. — 46 с.
  150. А.М. Психология и педагогика. М.: Юнити-Дана, 2001. — 423 с.
  151. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
  152. Г. Н. Божественные настрои: Помоги себе сам. М.: Животворящая сила, 1995. — 284 с.
  153. К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма И Генезис сенсорных способностей. М., 1976.
  154. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. — 176 с.
  155. К.В., Гребельник С. Г. К вопросу о психологической природе абсолютного слуха // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду: Сб.науч.тр. М., 1984.
  156. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности / Ред. сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Изд. Дом БАХРАХ, 1996. — 480 с.
  157. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А.И. Писку-нова, Г. В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  158. .М. Психология музыкальных способностей. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР, 1947. — 335 с.
  159. Е.М. Воспитание пианиста: Методическое пособие. Изд. 2-е. -М.: Сов. композитор, 1989. — 144 с.
  160. Е.А. Регуляция неблагоприятных психоэмоциональных состояний: Учеб. пособие для студентов вузов. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — 69 с.
  161. Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. — 17 с.
  162. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. — Т.1. — 584 е., Т.2. — 438 с.
  163. М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М.: Сов. композитор, 1973. — 158 с.
  164. С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. — 598 с.
  165. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
  166. А.Т. Аутогенная тренировка. Киев, 1979
  167. П.А. Оптимизация самостоятельных домашних занятий учащихся-музыкантов: (На материале работы класса общего фортепиано).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996. — 25 с.
  168. Ю.А. Процессы самоорганизации, самоуправления и саморегуляции в музыкальной деятельности // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции: Тез. докл. науч. конф. Казань, 1982. — с. 11−13.
  169. Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дис. докт. психол. наук. Л., 1989. — T.I. — 425 с. — Т. II (прилож.) -155 с.
  170. Г. М. Исполнитель и техника. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 192 с.
  171. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. -СПб.: Алегейя, 2001. 320 с.
  172. Г. М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988. 384 с.
  173. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  174. Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. — 384 с.
  175. В.И. О самообразовании студентов будущих учителей музыки // Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки: Сб. науч. тр. — Ярославль: ЯГПИ, 1982. — С.58−66
  176. К. Как снять стресс: 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты. М.: Прогресс-Универс, 1993. 268 с.
  177. Р. Жизненные правила для музыкантов: Пер. с нем. М.: Музгиз, 1959.-40 с.
  178. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  179. В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Мн.: Белорус, акад. Музыки, 1993. — 147 с.
  180. Alt М. Didaktik der Musik. Dusseldorf, 1966
  181. Antholz H. Zur Aktualitatsproblematik in der Musikpedagogik. Munchen, Doblinger, 1979
  182. Fuhr C. The German Education system since 1945: outlines and problems. -Bonn: Inter Nationes, 1997
  183. Green Barry, Gallwey W. Timothy. Der Mozart in uns / The Inner Game of Music, oder eine Anleitung zum Musizieren / Deutsch von Gerhard Hamann. -Frauenfeld: Verlaglm Waldgut, 1993
  184. Maslow A. Motivation and Personality. New-York, 1954
  185. Nineteenth-Century Piano Music: Essays in Performance and Analysis. New-York — London: Garland Publishing, 1997
  186. Schultz I. Ubungsheft fur das Autogene Training (Konzentrative Selbstentspan-nung). Stuttgart.: Georg Thieme Verlag, 1969
Заполнить форму текущей работой