Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактическая система обучения школьников в школе искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модель дидактической системы музыкально-эстетического обучения школьников на интегрированных занятиях искусством в системе дополнительного образования, построенная на основе системного, интегративного и культурологического подходов, принципов системности, прогностичности, универсальности, принципа предпроектного моделирования и принципа культурологичности и состоящая из компонентов, среди которых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ
    • 1. 1. Концептуальные идеи исследования проблематики творчества школьников
    • 1. 2. Педагогическое моделирование дидактической системы обучения школьников в школе искусств
    • 1. 3. Структурно-содержательные характеристики модели музыкально-эстетического развития школьников в дополнительном образовании
    • 1. 4. Теоретические основы интеграции дисциплин при обучении школьников в школе искусств в системе дополнительного образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Возрастные особенности обучения школьников в школе искусств
    • 2. 2. Структура и содержание занятий по музыкально-эстетическому развитию школьников
  • Выводы по второй главе
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложения

Дидактическая система обучения школьников в школе искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стратегической направленностью школы XXI века согласно государственным документам (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года») становится подготовка ученика, обладающего опытом творческой деятельности, способного осмысленно, творчески и продуктивно реализовать знания на практике. Среди важнейших задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений. Эти задачи можно решить в процессе интеграции школьного и дополнительного образования в условиях школы искусств.

Гуманизация, как современная стратегия совершенствования образовательной системы, предполагает ориентацию на личностно-ориентированную модель обучения, в которой каждый обучаемый — субъект педагогического процесса, а учебная деятельность предполагает творческое преобразование учебного материала, в процессе которого происходит внутренние изменения в самом действующем субъекте — развитие его творческих способностей. Суть современной личности — единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству как залог успешности их жизненной самореализации является в настоящее время чрезвычайно актуальной.

Творчество в любом виде деятельности способствует приобщению человека к материальной культуре общества, опирается на созидательные процессы, возвышает и облагораживает личность.

Анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы показал, что отечественные и зарубежные ученые выдвигали идею целенаправленного формирования творческой личности (Г.С. Альтшуллер, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, А. И. Савенков, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

Актуальность приобщения школьников к художественно-эстетической культуре охарактеризовали: А. Блахут, JI.C. Выготский, Б. Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Н. Е. Щуркова и др.

Значению народного искусства в культуре, его влиянию на развитие современного художественного творчества посвящены труды A.B. Бакушинского, И. Я. Богуславской, B.C. Воронова, H.A. Некрасовой, Т. Н. Разиной и др.

Специфику искусства и музыкальной деятельности исследовали такие ученые как Б. В. Асафьев, J1.C. Выготский, АЛ. Готсдинер, М. С. Каган, Н. И. Киященко, A.B. Лосев, Е. В. Назайкинский, Б. М. Неменский, A.C. Соколов, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, Г. Уоллес, В. А. Цуккерман, Г. М. Цыпин, Б. М. Целковников и др.- музыкальную культуру общества и личности Г. А. Гонтарев, Р. И. Груббер, J1.H. Коган, Э. В. Соколов, А. Н. Сохор, P.A. Тельчарова, В. А. Цуккерман и др.- особенности художественного и музыкального образования, музыкально-педагогической деятельности, личностные качества педагога-музыканта исследовали Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Аржачникова, Л. В. Горюнова, О. В. Дедюхина, Д. Б. Кабалевский, Л. П. Маслова, В. В. Медушевский, A.A. Мелик-Пашаев, Г. Г. Нейгауз, М. А. Олейник, О. В. Ощепкова, В. Г. Ражников, Я. А. Рапацкая, Н. В. Серегин, H.A. Терентьева, Б. М. Целковников, Н. П. Шишлянникова, Л. В. Школяр, А. Д. Яковлева и др.

Исследования ученых показывают, что приобщение учащихся к художественному творчеству необходимо осуществлять на протяжении всего обучения, как в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования. В последнее время появляются интересные исследования в этой области: разрабатываются различные варианты музыкально-эстетического, художественного воспитания школьников в различных кружках, секциях, школах. Идет поиск наиболее эффективного содержания и структуры учреждений дополнительного образования детей (В.А. Горский, О. В. Дедюхина, Л. В. Желондиевская, А. Я. Журкина, Г. А. Мочалов, С. М. Мурзина, М. С. Мырзаканов, О. Б. Передреева, H.H. Пучкова, Н. С. Ульянова и др.). Докторская диссертация Н. А. Рыбаковой посвящена художественно-творческой самоактуализации учителя музыки, кандидатская диссертация О. Б. Передреевой посвящена различным аспектам формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании, кандидатская диссертация А. Д. Яковлевой посвящена анализу образовательной среды интегративного комплекса «общеобразовательная школа — школа искусств», кандидатская диссертация О. В. Дедюхиной посвящена особенностям подготовки педагога-музыканта.

Анализ психолого-педагогической литературы и современного состояния образовательной деятельности позволил выявить противоречия между:

— потребностью общества в творческих, инициативных работниках и реальным состоянием готовности выпускников образовательных учреждений к осуществлению творческой деятельности;

— накопленной богатой эмпирической базой обучения в системе дополнительного образования школьников и недостаточной разработкой содержательного и процессуального компонентов музыкально-эстетического образования.

Разрешение этих противоречий обусловило проблему исследования: какова должна быть дидактическая система обучения учащихся в школе искусств, которая бы в наибольшей степени содействовала развитию их творческих способностей в процессе интегрированных занятий в школе искусств.

Теоретическая и практическая значимость выдвинутой проблемы определили выбор темы исследования: «Дидактическая система обучения школьников в школе искусств».

Цель исследования — теоретически обосновать, практически разработать и апробировать модель дидактической системы развития художественного творчества школьников в процессе обучения их в школе искусств средствами интегрированных занятий в системе дополнительного образования.

Объект исследования — процесс обучения учащихся школы искусств в системе дополнительного образования.

Предмет исследования — моделирование дидактической системы обучения школьников в школе искусств в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования: при обучении школьников в школе искусств в системе дополнительного образования (на примере интегрированных занятий искусством) развитие художественного творчества будет эффективным, если:

— учтены исторические предпосылки и выявлены новые социальноэкономические и социокультурные особенности использования музыкально-эстетических занятий в учебно-воспитательном процессе;

— спроектирована модель дидактической системы, раскрывающая основные характеристики дополнительного музыкально-эстетического образования и воспитания как совокупность структурных компонентов: целевого, содержательного, процессуально-управленческого, диагностического и оценочно-результативного, которая осуществляет развитие художественного творчества учащихся;

— разработан учебно-методический комплекс музыкально-эстетического развития школьников, включающий содержание обучения в виде учебной программы, методические рекомендации для проведения занятий, индивидуальные и групповые творческие задания с использованием современных информационных технологийпроведена апробация эффективности разработанной модели дидактической системы и учебно-методического комплекса при обучении детей младшего, среднего и старшего возраста в школе искусств.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Выявить исторические, социально-экономические и социокультурные предпосылки музыкально-эстетического развития школьников в системе дополнительного образования.

2. Разработать модель дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников в школе искусств.

3. Разработать дидактический комплекс по музыкально-эстетическому развитию школьников в системе дополнительного образования в школе искусств, предполагающий гибкость применения и воспроизводимость его в образовательных системах разного типа.

4. Осуществить экспериментальную проверку предложенной системы обучения и комплекса методического обеспечения музыкально-эстетического развития школьников в системе дополнительного образования в школе искусств.

Методологической основой исследования являются личностный, деятельностный и культурологический подходы как конкретно-методологические принципы педагогических исследований, идеи гуманизации и демократизации образовательной системы России, концептуальные положения о формах, методах и средствах обучения.

Теоретической основой исследования являются: гуманистическая направленность современного образования (Ю.К. Бабанский, Б. С. Гершунский и др.) — положения о решающей роли деятельности в развитии личности (Л.В. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) — целостный подход к изучению и организации образовательных систем ведущих отечественных ученых дидактов (Ю.К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др) — положения личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе (В.И. Андреев, М. А. Викулина, Л. В. Выготский, И .С. Якиманская и др.) — концепция развития дополнительного образования (В.А. Горский, А. Я. Журкина, С. А. Иванов и др.) — теория интеграции образования (А.Я. Данилюк, В. Н. Максимова, Г. Ф. Федорец и др.).

Методы исследования. Для достижения поставленных задач использовались: общенаучные методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ и обобщение передового педагогического опыта по проблеме музыкально-эстетического развития школьниковэмпирические исследования: наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью учащихся на интегрированных занятиях искусством, изучение продуктов деятельности учащихся, их концертной деятельности, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов. Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2003;2004) проводился анализ философской, научно-педагогической и методической литературы, уточнялся понятийный аппарат, определялась степень разработанности исследуемой проблемы и общих подходов к ее решению, определение рабочей гипотезы.

На втором этапе (2004;2005) разрабатывалась модель дидактической системы, раскрывающая основные характеристики процесса музыкально-эстетического развития школьников на интегрированных занятиях искусством в учреждении дополнительного образования, был разработан вариант учебно-методического комплекса интегрированных занятий искусством с использованием новых информационных технологий.

На третьем этапе (2005;2006) проводилась корректировка программы и методики проведения интегрированных занятий по искусству, издана авторская программа курса по музыкально-эстетическому обучению и воспитанию детей, осуществлялся эксперимент по определению уровня творческой деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования, статистически обрабатывались результаты эксперимента. Оформлялись результаты диссертационного исследования.

База опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Детской школе искусств № 18 Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. Экспериментальным исследованием было охвачено 150 учащихся.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная совокупность теоретических положений и выводов содержит решение значимой научной задачи музыкально-эстетического развития школьников на интегрированных занятиях искусством, а именно:

• теоретически обоснована и разработана модель дидактической системы музыкально-эстетического обучения школьников в учреждениях дополнительного образования, раскрыта взаимосвязь и содержание структурных элементов дидактической системы;

• разработан и реализован дидактический механизм целенаправленной регуляции учебной деятельности на интегрированных занятиях искусством;

• разработана и внедрена идея о применении виртуальных средств при музыкально-эстетическом обучении и воспитании учащихся. Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в теорию и методику музыкально-эстетического развития школьников средствами интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы:

— Разработана система принципов, положенных в основу модели дидактической системы музыкально-эстетического развития школьников при интегрированном обучении искусству в процессе дополнительного образования в школе искусств, обоснованы ее типологические характеристики и принципы построения, выявлена взаимосвязь структурных и функциональных компонентов, раскрыты особенности ее функционирования в условиях интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы с использованием современных информационных технологий.

— Дано авторское определение уровней (низкого, среднего, высокого) творческой активности школьников в области музыкально-эстетического образования и воспитания.

— Разработана и внедрена авторская система проведения занятий в школе искусств, основанная на принципе межпредметной интеграции музыкального, изобразительного искусств и литературы.

— Предложены научно-методические рекомендации о формах, методах и средствах обучения учащихся в школе искусств.

Практическая значимость исследования заключается в том, что освещение исторических, философских, психолого-педагогических, содержательных и процессуальных аспектов музыкально-эстетического обучения школьников позволяет определить конкретные пути, методы совершенствования процесса обучения в системе дополнительного образования.

Методически оснащенный процесс музыкально-эстетического обучения обеспечивает создание эффективной системы дополнительного обучения школьников в школе искусств.

Предлагаемый авторский вариант программы музыкально-эстетического образования и воспитания может способствовать в выборе учителем собственной модели музыкально-эстетического развития школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на Международных научно-методической конференциях преподавателей вузов, ученых и специалистов «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Н. Новгород: ВГИПУ, 2005, 2006) — на Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Инновации в современном музыкально-художественном образовании» (г. Екатеринбург, 2006) — на Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства»: (Н. Новгород: ВГИПА, 2005) — на межвузовской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, Нижегородский филиал Университета РАО, 2006 г.) — на заседаниях кафедры профессиональной педагогики ВГИПУ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений педагогического исследования, основными положениями дидактики и методики обучения, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным задачам, всесторонним анализом экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель дидактической системы музыкально-эстетического обучения школьников на интегрированных занятиях искусством в системе дополнительного образования, построенная на основе системного, интегративного и культурологического подходов, принципов системности, прогностичности, универсальности, принципа предпроектного моделирования и принципа культурологичности и состоящая из компонентов, среди которых в качестве основных выделены целевой (цели и задачи дидактической системы), содержательный (система музыкально-эстетических знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности школьника), процессуально-управленческий (формы деятельности, методы, средства, используемые в процессе музыкально-эстетического развития школьников), оцепочно-резулыпативпый (характеристика результатов применения дидактической системы).

2. Дидактический комплекс целенаправленной регуляции учебно-воспитательной деятельности учащихся, включающий в себя комплект методического обеспечения, программу, творческие индивидуальные и групповые задания, компьютерные программы, диагностические материалыявляющиеся инструментом активизации творческой деятельности школьников и направленные на музыкально-эстетическое развитие учащихся в школе искусств.

3. Результаты практической реализации разработанной дидактической системы подтверждают возможность использования интегрированных занятий искусством для музыкально-эстетического обучения и воспитания школьников с использованием современных информационных технологий.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

1. Разработанная дидактическая система музыкально-эстетического обучения учащихся в школе искусств построена на основе личностного, деятелыюстного и культурологического подходов и принципах: научности, доступности, системности, прогностичности, универсальности, кулыпурологичности.

2. В школе искусств обучаются дети дошкольного и младшего школьного возраста (5−7 лет), среднего школьного (11−13 лет) и старшего школьного возраста (14−15 лет), их возрастные особенности проанализированы и учтены при построении дидактической системы обучения в школе искусств.

3. Выявлена структура занятия по музыкально-эстетическому развитию школьников, предъявляемые к структуре занятия:

— комплексность цели (обучающие, воспитательные, общеразвивающие, профориентационные);

— адекватность содержания поставленным целям, а так же их соответствие особенностям детского коллектива;

— соответствие методов работы поставленным целям и содержанию;

— оптимальный выбор типа занятия;

— определение места данного занятия с предыдущими и последующими занятиями;

— наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

— стремление к созданию благоприятной психолого-педагогической атмосферы на занятиях;

— активная позиция обучаемого (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучаемого в деятельность) — полное методическое обеспечение и оснащение занятий необходимыми средствами;

— обеспечение систематического и разнообразного контроля знаний и умений учащихся;

— составление системы повторения и закрепления изученного материала;

— поиск оптимального места домашнего задания, которое является тщательно продуманным продолжением данного занятия и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывающим индивидуальные возможности учащихся.

4. Авторская программа по музыкально-эстетическому обучению детей, содержащая перечень тем и их краткое содержание, например:

— знакомство с инструментами симфонического оркестра;

— сказка в музыке;

— танец в музыке;

— природа в музыке;

— пьесы западноевропейских и русских композиторов-романтиков и т. д.

5. В школе искусств реализованы коллективные, групповые, индивидуальные формы занятий, в процессе проведения которых используются Интернет-сайты, DVD-ROM диски (11 111 «шедевров мировой живописи», выставки живописи рисунков, навеянных прослушанной музыкой, подбор репродукций картин, литературных произведений и т. д.

6. Нами использована система оценки уровней творческой активности учащихся, разработанная О. Б. Передреевой, которая адаптирована к нашим интегрированным занятиям в школе искусств, также путем личных наблюдений и анализа, так и путем экспертных оценок: опрос преподавателей детской школы искусств (по результатам отчетных школьных концертов, выставок художественного творчества), опрос учителей общеобразовательных школ, в которых обучаются дети, участвующие в эксперименте, опрос родителей.

7. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной модели дидактической системы музыкально-эстетического обучения и воспитания учащихся в школе искусств, основанной на принципах научности, системности, доступности, прогностичности, универсальности, культурологичности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении обобщены и систематизированы результаты диссертационного исследования, сформулированы следующие выводы:

1. Показана возможность и необходимость создания системы дополнительного образования в области музыкально-эстетического развития школьников на базе школы искусств в системе дополнительного образования детей.

2. Дано определение творческой активности школьников: это важнейшее интегративное качество личности, выражающееся в устойчивой потребности школьника в творческой самоактуализации и предполагающее реализацию своих задатков и возможностей в творческой деятельности, направленной на создание качественно новых для общества или собственно для личности, ценностей.

3. Выделены три уровня творческой активности школьников в области музыкально-эстетического образования: низкая творческая активность школьника в области музыкально-эстетического образования — учащийся пассивен в обучении, проявляет неустойчивый интерес к музыкально-эстетическому образованию, выполняет задания на репродуктивном уровне, не проявляет интереса к истории создания художественного произведения, не стремится прочитать книги, биографию автора произведения, не стремится расширить свой кругозор;

— средняя творческая активность школьника — учащийся достаточно активен в обучении, вносит элементы самостоятельности в изучение музыкального произведения, читает рекомендованную педагогом дополнительную литературу, стремится подобрать репродукции картин, навеянные музыкальным произведением, но ему необходима поддержка педагога, родителя, старшего товарища;

— высокая творческая активность школьника — учащийся проявляет устойчивый интерес к музыкально-эстетическому образованию, высокий уровень самостоятельности, он сам предлагает к исполнению произведение, импровизирует на тему произведения, глубоко вникает в суть исполняемого произведения, читает книги, подбирает картины, рисует на тему произведения. Этот уровень характеризуется полной сознательностью деятельности учащегося.

4. Дано авторское определение музыкально-эстетического обучения учащихся. Музыкально-эстетическое обучение — целенаправленный процесс передачи (трансляции) опыта человека, накопленного в области музыкальной культуры, изобразительного, театрального и других искусств, а также литературы, приводящий к формированию человека культуры.

5. Сконструирована модель дидактической системы музыкально-эстетического обучения школьников в школе искусств, раскрыты особенности ее функционирования в условиях интеграции музыкального, изобразительного, драматического искусств и литературы с использованием современных информационных технологий.

6. Дано авторское определение понятий «интеграция», «педагогическая интеграция», «интеграция в области музыкально-эстетического развития детей», «творческая активность учащихся в области музыкально-эстетического образования».

7. Разработан и реализован дидактический механизм целенаправленной регуляции учебной деятельности на интегрированных занятиях по музыкально-эстетическому обучению и воспитанию учащихся.

8. Выявлена структура занятия по музыкально-эстетическому развитию школьников и предъявляемые к структуре занятия требования:

— комплексность цели (обучающие, воспитательные, общеразвивающие, профориентационные);

— адекватность содержания поставленным целям, а так же их соответствие особенностям детского коллектива;

— соответствие методов работы поставленным целям и содержанию;

— оптимальный выбор типа занятия;

— определение места данного занятия с предыдущими и последующими занятиями;

— наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

— стремление к созданию благоприятной психолого-педагогической атмосферы на занятиях;

— активная позиция обучаемого (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого обучаемого в деятельность) — полное методическое обеспечение и оснащение занятий необходимыми средствами;

— обеспечение систематического и разнообразного контроля знаний и умений учащихся;

— составление системы повторения и закрепления изученного материала;

— поиск оптимального места домашнего задания, которое является тщательно продуманным продолжением данного занятия и подготовкой к следующему, минимальным по объему, своевременным и всем понятным, учитывающим индивидуальные возможности учащихся.

9. Разработана авторская программа по музыкально-эстетическому обучению детей, содержащая перечень тем и их краткое содержание, например:

— знакомство с инструментами симфонического оркестра;

— сказка в музыке;

— танец в музыке;

— природа в музыке;

— пьесы западноевропейских и русских композиторов-романтиков и т. д.

10. В школе искусств реализованы коллективные, групповые, индивидуальные формы занятий, в процессе проведения которых используются Интернет-сайты, DVD-ROM диски (11 111 «шедевров мировой живописи», выставки живописи рисунков, навеянных прослушанной музыкой, подбор репродукций картин, литературных произведений и т. д.

И. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной модели дидактической системы музыкально-эстетического обучения и воспитания учащихся в школе искусств, основанной на принципах научности, системности, доступности, прогностичности, универсальности, культурологичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. При разработке авторской программы по музыкально-эстетическому развитию школьников (Приложение 1) мы исходили из следующих основополагающих требований:
  2. Данная учебная программа может быть использована в любом учреждении дополнительного образования школьников или школьном кружке для учащихся 5−7 классов.
  3. Программа музыкально-эстетического обучения и воспитания учащихся 5−7 классов включает в себя: цели, отобранное содержание занятий, формы и методы работы, позволяющие интегрировать различные виды искусств (приложение 1).
  4. Перейдем к рассмотрению структуры занятий по музыкально-эстетическому развитию школьников.
  5. Основные формы деятельности школьников в школе искусств приведены в таблице (Табл. 1).
  6. , O.A. Левина, И.И. Гуманистические ценности в практике работы учителя // Наука и школа. 1996. № 1. — С. 27−29.
  7. , С.Ш. Формирование эстетических педагогических умений и навыков у студентов педагогических вузов: Дисс. канд.пед.наук. -Алма-Ата. 1991.- 187 с.
  8. , Ю.П. Учиться, чтобы учить // Новый мир. 1981. № 4. — С. 228 244.
  9. , Е.Я., Быховская, И.М, Апология культурологии: Опыт становления научной дисциплины // Общественные науки и современность. 1997. № 3. — С. 133−145.
  10. , В.Г. Ценностные ориентации личности и проблемы их формирования // Советская педагогика. 1991. № 8. — С. 61−69.
  11. , Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1997.-380 с.
  12. , И.О. Кульутрологическая направленность мукально-педагогического образования в колледже: Дисс. канд.пед.наук. М.: 1997.- 157 с.
  13. , О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления.-М.: Экономика, 1991.-416 с.
  14. Антология культурологической мысли / Ун-т Рос. акад. образования. Сост. С. П. Мамонтов, A.C. Мамонтов. М.: РОУ, 1996. — 351 с.
  15. , А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечел. ценностей, 1993. — 349 с.
  16. П.Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе: егозакономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. — 368 с.
  17. , C.B. Художественное творчество как фактор развития индивидуальности и воспитанности личности школьника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 2000. — 21 с.
  18. , П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. 1996. № 2. — С. 62−71.
  19. , Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-48 с.
  20. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. M.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  21. Балясная, J1.K. Воспитание школьников во внеурочное время. М.: Просвещение, 1980.- 188 с.
  22. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  23. , JI.M. Пристрастия: Избранные эссе и статьи о культуре. М.: Курсив-А, 1994.-282 с.
  24. , М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (на материале народов Дагестана): Дис. д-ра пед. наук.-М., 2002.-319 с.
  25. , A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Знание, 1925.- 145 с.
  26. , В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства: Дис.канд. пед. наук. М., 2000. — 167 с.
  27. , В.А. Возрождение народных художественных ремесел // Школа и производство. 2001. — № 4. — С.35−36.
  28. , E.H., Петрова, Т.И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание // Современные подходы к методологии итехнологии воспитания. СПб, 1997 — С. 68−75
  29. , С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997. — 168 с.
  30. , Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. М.: Просвещение, 1992.-С. 48−54.
  31. , А.И. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб: ПИТЕР, 1996. — 227 с.
  32. , В.П. Основы теории педагогических систем / Воронеж, Воронежский ун-т, 1977. 304 с.
  33. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  34. , В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  35. , В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб, 1909.-39 с.
  36. Бим-Бад, Б.М., Петровский, А. Ф. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1 — С.3−8
  37. , B.C. От научения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  38. , Р.У. Теоретико-педагогические основы развития творческой индивидуальности субъектов образования: Дис.док. пед. наук. СПб, 2000. — 392 с.
  39. , А. Роль эстетического воспитания в развитии творческих способностей личности: Дис.канд. филос. наук. Киев, 1984. — 198 с.
  40. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. -М: Сов. Энциклопедия, 1991
  41. , A.A. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения // Сов. педагогика. 1995. — № 7 — С. 38−47
  42. , B.M. Методическая система подготовки учителя к эстетическому воспитанию школьников: Дис. д-ра. пед. наук. М., 2000. — 324 с.
  43. , В. А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе изобретательской деятельности: Дис.канд. пед. наук. М., 1997. — 419с.
  44. , М. Модели: репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 508 с.
  45. , М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе: Монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 136 с.
  46. , М.А. Реализация личностно-ориентированного процесса подготовки педагогов. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — 153 с.
  47. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пос. для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, A.A. Хвостов. М.: Академия, 1999. — 624 с.
  48. , И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982- 144с.
  49. , И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск. / Сост. И. Н. Баженова М.: Педагогика. -1988. — 472с.
  50. , А.П., Червова A.A. Педагогические условия развития физико-технического творчества школьников: Монография. Н. Новгород: ВГИПА, 2003.- 164 с.
  51. Воспитание учащихся по месту жительства. М.: Знание, 1997. — 127с.
  52. , Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1984. — T.I. — 474 с.
  53. , Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344с.
  54. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб:1. Союз, 1997.-92с.
  55. , О.С. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М.: Новая школа, 1989. — 114с.
  56. , С.А. Возрастная психология (Краткий курс): Учебное пособие. Н. Новгород: НГПУ, 1999. — 112 с.
  57. , Т.В. Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Магнитогорск: 2003 24 с.
  58. , В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Центр «Школьная книга», 2001. — 224с.
  59. , В.А., Журкина, А .Я. и др. Система дополнительного образования детей. Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО // Дополнительное образование. 199. -№ 3−4.-С. 6−14
  60. , Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  61. , В.А. Техническое творчество школьников. М.: Просвещение, 1981.-96 с.
  62. , В.В. Психологическое развитие и воспитание // Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцев. -М.: Междунар. пед. акад., 1995. С. 151 — 168.
  63. , В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М., 1989.-278 с.
  64. , В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. -327 с.
  65. , C.B. Педагогическая система воспитания творческой направленности личности школьников в условиях коллективной деятельности: Дис.док. пед.наук. -М., 2002. -476с.
  66. , Т. В. Эстетическое воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования / Т. В. Ерофеева // Дополн. образование и воспитание. 2006. — № 8. — С. 33−34.
  67. , Т. В. Индивидуальные интегрированные занятия с учащимися детских школ искусств / Т. В. Ерофеева // Педагогика и жизнь: Междунар. сб. науч. тр. / Воронеж, гос. пед. ун-т. Воронеж: 2006. — Вып. 1.-С. 30−34.
  68. , А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. 2000. — № 9. — С. 6
  69. , Р.Т. Декоративно-прикладное искусство как средство формирования творческой активности личности учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. M., 1998. — 19 с.
  70. , С.А. Дополнительное образование пространство для творчества и самореализации личности школьника // Непрерывное образование. -Орехово-Зуево, 2001. — 185с.
  71. , С.Н. Диалог о культуре. М.: Лениздат, 1987. 203 с.
  72. Исследование художественных интересов / Под ред. Е. В. Квятковского и Ю.У. Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. — 160 с.
  73. История зарубежного искусства / Под ред. М. Т. Кузьминой, И. Л. Мальцевой. М.: Изобр. искусство, 1984. — 504 с.
  74. , М.С. Искусство как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. — С. 6−22.
  75. , М.С., Холостова Т. В. Культура-Философия-Искусство. М.: Знание, 1988.-63 с.
  76. , М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
  77. , М.С., Хилтурина Е. Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: Взаимодействие художественной культуры. М.: Наука, 1994. — 158 с.
  78. , В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Педагогическое общество России, 200. — 256с.
  79. , H.B. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Нижний Новгород: 2005 22 с.
  80. Коган, JLH. Художественная культура и художественное воспитание. -М.: Знание, 1979.-63 с.
  81. , В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии 1996. 6. С.49−53.
  82. , Б.М. К вопросу о психологии научного творчества // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С.29 — 35.
  83. , А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-339 с.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 11 -42.
  85. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М., 1997. — 76 с.
  86. , O.A. Искусство и мир человека. М.: Знание, 1986. — 112 с.
  87. , Н.К. Избранные труды. М.: Просвещение. 1982. — 362 с.
  88. , Н.Б. Эстетический потенциал культуры. М.: Прометей, 1990. — 144 с.
  89. , Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М.: Высшая школа, 1994.-96 с.
  90. , Н., Леонтьева, О. Образование, ориентированное на свободу и самоопределение ребенка // Директор школы. 2001. — № 2 — С. 65−76
  91. , B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  92. , И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет).- М.: РОУ, 1996. 180 с.
  93. , А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Л.: ГИЗ, 1925. — 290с.
  94. , И.Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства: Дис.. канд. пед. наук. -Н.Новгород: 2003.-318 с.
  95. , В.С. Содержание образования М.: Высшая школа, 1989. -360 с.
  96. , Н.С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека. М.: Знание, 1974. — 78 с.
  97. ЮО.Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000. -320 с.
  98. , Е.В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования. Дисс.канд.пед.наук. М., 2000. — 152с.
  99. , А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-30 с.
  100. ЮЗ.Лернер, И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978.-47 с.
  101. Ю4.Лернер, И. Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  102. Ю5.Лернер, И.Я., Скаткин М. Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -338 с.
  103. Юб.Лабунская, Г. В. Художественное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.- 110 с.
  104. , Э.Н. Забытое искусство. М.: Знание, 1992. — 59с.
  105. Ш. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.-279 с.
  106. , А.Н. Формирование художественной культуры подростков в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1996. 21 с.
  107. , Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  108. Маркова, С. М, Проектирование педагогического процесса в условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования. -Н.Новгород: ВГИПИ, 1999. 88 с.
  109. , С.М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: ВГИПИ, 2001. — 301 с.
  110. Ш. Маркова, С. М. Основные дидактические категории общей ипрофессиональной педагогики. Н. Новгород: ВГИПА, 2001. — 60 с.
  111. Маркова, С. М. Теоретические основы проектирования образовательной деятельности в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб, 2002. — 50 с.
  112. , Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 1997. — 176 с.
  113. , М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности (на материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике): Дис. д-ра. пед. наук.-М., 2002.-349 с.
  114. , B.JI. Сластенин В. А. Новой школе нового учителя // Педагогическое образование. М., 1990. С. 8−14.
  115. , А. Мотивация и личность. СПб: Евразия, 1999. — 487 с.
  116. , A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии -1982. № 4. — С. 5−17.
  117. , В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  118. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1982.-96 с.
  119. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. -Минск: Изд-во МиГУ, 1965. 248 с.
  120. Моделирование обучения и поведения / Под.ред. М. С. Смирнова М.: Наука, 1975. -238 с.
  121. Моделирование социальных процессов / Под. ред. Э. П. Андреева. М.: Наука, 1970.-228 с.
  122. , Б.Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостногоосмысления. М.: ГГУК, 1998. — 168 с.
  123. , Г. А. Методические аспекты обучения художественной обработки материалов в образовательной области «Технология» с использованием компьютерных технологий (на примере обработки керамики): Дис.канд. пед. наук. М., 2002. — 137 с.
  124. , С.М. Формирование умений и навыков у учащихся сельских школ в процессе занятий художественной вышивкой на основе народных традиций Орловской области: Дис.канд. пед. наук. Орел, 2002.-153 с.
  125. , О.И. Особенности преподавания раздела «Художественная обработка материалов // Школа и производство. 2000. — № 2. — С.69−70
  126. , Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: просвещение, 1997. — 225 с.
  127. , Б.М. Культура-искусство-образование: цикл бесед. М.: Центр ХКО, 1993.-79 с.
  128. , О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1998.- 23 с.
  129. , Н.Д., Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  130. Одаренные дети. Концептуальные основы работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования / Составители В. А. Горский и др.-М., 1998.-60с.
  131. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии / Отв. Ред. В. Г. Кинелев. М.: Наука, 1999. -302 с.
  132. , Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1996. -360 с.
  133. , С.И. Словарь русского языка / Под ред. НЛО. Шведовой. М.: Русский язык, 1991. — 917 с.
  134. , В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. -381 с.
  135. , Н.В., Смирнов, А.И., Осин, A.B. Книга и электронные средства в образовании. М.: Издательский сервис, 2002. — 166 с.
  136. , A.B. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. -М.: Издательский сервис, 2004. 320 с.
  137. , И.М. Каждый школьник талантлив по своему // Директор школы. 2000. — № 2 — С. 67−72
  138. , Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 41−47.
  139. , Е.Г. Педагогическая наука в Российском зарубежье: Истоки и ориентиры // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 88−94.
  140. Педагогика / Бабанский, Ю.Н., Сластенин, В.А., Сорокин, H.A. и др. / Под. ред. Ю. Н. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  141. Педагогическая энциклопедия / Гл.ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. -М.: Советская энциклопедия, 1964.
  142. , О.Б. Педагогические условия формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании: Дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002. — 182с.
  143. , В.М. Прогнозирование художественной культуры. Вопросы методики и методологии. -М.: Наука, 1991.-151 с.
  144. , A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. — 112 с.
  145. , К.К. Проблемы способностей.-М.: Наука, 1972. 312с.
  146. , В.У. Художественные традиции саамского народа в эстетическом воспитании учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М, 1998.-22 с.
  147. , М.Н. Творчество педагога творчество ребенка // Внешкольник. — 2000. — № 11 — С. 2−4
  148. , И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2002. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  149. , Я. А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976. 303 с.
  150. , Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  151. Подготовка специалистов в области образования / Под ред. Г. А. Бордовский. СПб.: Образование, 1994. — 120 с.
  152. Профессиональное образование словарь / Под ред. С. М. Вишнякова. -M.: НМЦСПО, 1999.- 538 с.
  153. , Э.Э. Управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе: Дис. д-ра. пед. наук. -Оренбург, 2001.-338 с.
  154. , В.Т. Российская культура и реформирование общества // Социально-политический журнал. 1998. — № 2. — С. 3−17.
  155. Пути и средства эстетического воспитания / Н. И, Киященко, H.JI. Лейзеров и др. М.: Наука, 1989. — 192 с.
  156. Развитие творческой активности школьников. / Под ред. A.M. Матюшина.-M.: Педагогика, 1991.- 160 с.
  157. , В.М. Культура и психическое развитие человека//Вопросы психологии. 1988. — № 3. -С.123−132.
  158. , К. Взгляд на психотерапию: становление человека: Пер с англ. -М.: Прогресс, 1994. 479 с.
  159. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т /Гл.ред. В. В. Давыдов.-М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
  160. Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. -904 с.
  161. , C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.- 416 с.
  162. , Э. Закономерности формирования модели «культурного человека» // Вопросы философии. 1990. — № 5. — С.61−75.
  163. , В.В. Образовательный смысл современной культуры // Культура. Традиции. Образование. М.: Прогресс, 1990. -С.54−62.
  164. , Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  165. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 150с.
  166. , Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986. -144 с.
  167. , В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвящение, 1976. -160с.
  168. , А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  169. , К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процесс распространения и освоения художественных ценностей. -М.: Наука. 1990.-244 с.
  170. , Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Дис.док. пед. наук. -М., 1997.-419 с.
  171. , Э.В. Культура и личность. —М.: Наука, 1972. 228 с.
  172. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. — 200 с.
  173. , Ю. Созидание мира в себе: Проблема человека в художественной культуре // Искусство в школе. 1998. — № 5. — С.49−52.
  174. , Г. П. Синтез искусств. М.: Знание, 1976. — 32 с.
  175. , Б.М. Избранные труды: В 2-х т. T. I М.: Педагогика, 1985. -382 с.
  176. Технология. Трудовое обучение. М.: Просвещение, 2002. — 230с.
  177. , Ю.Ф. Системно-модульный подход к формированию творческой личности учителя технологии: Дис.док. пед.наук. М., 2000.-439с.
  178. , В.Н. Источники развития творческих способностей М.: Россельхозакадемия, 2001. — 88с.
  179. , А.Ю. Продуктивное обучение как средство профессионального самоопределения школьников (на примере предметной области «Технология»): Автореф. дис.канд. пед. наук. -Н. Новгород, 2001.-24 с.
  180. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Собр.соч. М.: Издательство АПН, 1950.-Т. 9, 564 с.
  181. , Н.С. Формирование эмоциональной культуры младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ижевск: 2006 — 19 с.
  182. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовный мир человека. М.: Просвещение, 1982. — 157 с.
  183. Философский энциклопедический словарь / Под. ред. С. С. Аверинцеваи др. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  184. , И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. М.: Юристъ, 1997.- 512 с.
  185. , JI.B. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1999. 20 с.
  186. , М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции // Внешкольник. 2000. — № 10. — С. 8−9
  187. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству. Проблемы управления / Ю.У.Фохт-Бабушкин, BJ1. Нейгольдберг. В. Н. Дмитриевский и др. Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. М.: Наука, 1982. -335 с.
  188. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  189. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М., 1996.-322 с.
  190. , В.Д. Позновательные процессы и способности в обучении. -М: Педагогика, 1990. 215 с.
  191. , Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. -208 с.
  192. , В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск. -М.: Педагогика, 1988.-С. 135−152
  193. , A.A. Развивающие возможности образовательной среды учебного заведения // Актуальные вопросы развития образования и производства. Н. Новгород, 2002. — С. 30−31
  194. , Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно-педагогического образования: Дис.докт. пед. наук М.: 1988. — 406 с.
  195. , В.В. Формирование творческой активности подростков втрудовой деятельности. Дисс. .кан. пед. наук.- М., 1992. 188 с.
  196. , И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии, -1989. № 6. — С. 5−13
  197. , П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1984. — 85 с.
  198. Яковлева, E. J1. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  199. , Х.В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. СПб.: АОЗТ «Икар», 1996.-512 с.
  200. , В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7−14 лет. М.: ВЛАДОС, 2003. — 184 с.
  201. Levin К. The field theory approach to adolescence / I.M. Siedman (ed)/ The Book of Reading. N.Y., 1960 187 p.
  202. Pratt D. Carriculum Planning. A Handbook for Professionals. New York: Harcourt Brace College Publishers, 1994. 324 p.
  203. Krech D., Grutchfild R., Livson N. Elements of psychology. N.Y., 1974. -180 p.
Заполнить форму текущей работой