Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование подготовки студентов техникума при изучении дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий: Для группы специальностей «Информатика и вычислительная техника»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в выделении основных подходов к формированию содержания подготовки специалиста технического профиля в области ИТ при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техникиобосновании и уточнении применительно к системе СПО общеметодических и дидактических принципов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ современного состояния исследований применения информационных технологий в процессе преподавания дисциплин математического цикла в системе среднего профессионального образования
    • 1. Анализ методической литературы по применению информационных технологий в образовании
    • 2. Анализ стандартных программных продуктов применительно к изучению курса математических дисциплин
    • 3. Требования к отбору программных продуктов, использование которых целесообразно при изучении предметов цикла математических дисциплин
    • 4. Требования к формированию структуры содержания курса математических дисциплин системы СПО
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. Структура, содержание и методические аспекты преподавания курса математических дисциплин в системе среднего профессионального образования с использованием ИТ
    • 1. Формирование блочно-модульной уровневой структуры подготовки специалиста для группы специальностей
  • Информатика и вычислительная техника"
    • 2. Уровневые требования к знаниям и умениям специалиста технического профиля в области использования ИТ в курсе математических дисциплин
    • 3. Методические аспекты преподавания дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий
  • Выводы по Главе 2
  • Глава 3. Педагогический эксперимент
    • 1. Цель и задачи эксперимента
    • 2. Организация и проведение эксперимента
    • 3. Результаты эксперимента
  • Выводы по Главе 3

Совершенствование подготовки студентов техникума при изучении дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий: Для группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап информатизации образования характеризуется активным внедрением профильных курсов информатики во все уровни системы непрерывного образования.

Основополагающие исследования в области подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям (ИТ) в условиях информатизации образования на различных его уровнях нашли отражения в трудах Ваграменко Я. А. 30], Зайнутдиновой JI.X. [73], Козлова O.A. [81,82], Колина К. К. [83], Кравцовой А. Ю. [86], Кузнецова A.A. [89], Кузнецова Э. И. [92], Лапчика М. П. [95], Могилева A.B. [115], Пака Н. И. [120], Панюковой C.B. [122], Роберт И. В. [128−132], Софроновой Н. В. [148] и др. Эти исследования направлены не только на решение проблем структуры и содержания подготовки по информатике, применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности учебного процесса, но и на формирование у обучаемых различных навыков и умений для самостоятельного пополнения знаний в рамках курсов информатики.

Важной составляющей частью информатизации современного общества является использование средств ИКТ в образовании. Процесс информатизации этой важнейшей сферы человеческой деятельности создает предпосылки для широкого внедрения информационных технологий в педагогическую практику преподавания различных предметов. В этом направлении ведется много исследований, которые отражены в работах специалистов (Брановский Ю.С. [26], Ваграменко Я. А. 32], Глейзер Г. Д. [42], Джонассен Д. Х. [62], Жданов С. А. [72], Извозчиков В. А. [76], Кузнецов A.A. [91], Лапчик М. П. [97], Майер В. Р. [104, 105], Роберт И. В. [134], и др.).

Темпы усложнения технологических процессов, необходимость обработки значительных объемов информации для принятия решений во всех сферах деятельности человека обозначили проблему быстрого «устаревания» знаний в обществе высокой технологической и информационной культуры, которая, в свою очередь, вызвала к жизни концепцию непрерывного информационного образования (Козлов O.A. [81], Харченко P.A. [154] и др.). В связи с этим в последние годы значительный импульс приобрели интегративные процессы по созданию университетских комплексов, реализующих по ступенчатому принципу уровни среднего и высшего профессионального образования. Система среднего профессионального образования (СПО), занимающая промежуточный уровень между общим средним и высшим профессиональным образованием, рассматривается как первая ступень при получении высшего профессионального образования1. Перед системой СПО стоит задачаподготовить специалиста соответствующего уровня и профиля, востребованного рынком труда, и в то же время создать базу учебных знаний для получения высшего образования в сокращенные сроки. Оценивая.

1 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 23.-М.: Новая школа, 1996.-c.21. современный уровень реализации методов и средств информатики и информационных технологий в системе СПО, можно отметить, что он значительно ниже по сравнению со средним и высшим профессиональным образованием. При этом система СПО, занимающая промежуточный между ними уровень, имеет не только общие подходы к подготовке студентов к использованию ИТ, но и свои специфичные для системы проблемы. Значительно возросшая потребность рынка труда в специалистах, владеющих средствами и методами информатики и ИТ в процессе решения математических задач, а также появление на рынке множества интегрированных программных пакетов, помогающих изучению математики, обозначила три основные группы противоречий между потребностью обучения в области информатики и ИТ в дисциплинах математического цикла и уровнем подготовки специалистов технического профиля системы СПО:

1. Преобладание теоретического компонента при изучении курса математических дисциплин по отношению к практической подготовке в области содержания курса и методике его обучения, что не способствует формированию профессиональной базы учебных знаний, а влечет за собой недостаточность реализации принципа пропедевтического обучения и ориентированности на приобретение умений и навыков, диктуемых потребностями рынка труда сегодняшнего дня.

2. Отсутствие в образовательных стандартах СПО четких требований к содержанию обучения в области информатики и информационных технологий в дисциплинах математического, общепрофессионального и специального циклов порождает неопределенность содержания обучения по дисциплинам естественно-научного, общепрофессионального и специального циклов. Это обуславливает отсутствие преемственности, непрерывности и ступенчатости в содержании обучения математике, информационным и коммуникационным технологиям в циклах этих дисциплин.

3. Нереализованность потребности обучаемого в системе СПО на базе основного общего образования в знаниях теоретической информатики, которые являются неотъемлимой частью подготовки специалиста технического профиля, определяет недостаточный уровень формирования базы фундаментальных и прикладных учебных знаний по информационным технологиям.

Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между высоким уровнем развития современных ИТ, реализация возможностей которых определяет пути совершенствования подготовки студентов технического профиля при изучении математических дисциплин, и недостаточным уровнем использования этих возможностей в научно-методических разработках для обучения математическим специальностям в системе СПО.

Объектом исследования является процесс подготовки студентов начального высшего образования технического профиля при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники с использованием ИТ.

Предмет исследования — структура содержания подготовки специалистов технического профиля при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники с использованием ИТ.

Цель исследования состоит в разработке структуры содержания подготовки специалистов среднего профессионального образования технического профиля применительно к изучению автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники с использованием средств ИТ.

Гипотеза исследования. Применение информационных технологий в процессе преподавания дисциплин математического цикла для группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» на основе:

— изучения курса математических дисциплин с точки зрения достижений дидактики и методики обучения математики с использованием теории и практики создания и использования средств обучения, функционирующих на базе ИТ;

— усиления межпредметных связей математических дисциплин, основанных на осуществлении информационной деятельности;

— блочно-модульного структурирования содержания обучения в области математики и других математических дисциплин, позволит обучаемым повысить уровень обученности, создаст базу фундаментальных знаний в области математических дисциплин для дальнейшего применения их в профессиональной деятельности и учебе.

Задачи исследования, сформулированные, исходя из цели исследования, и направленные на проверку гипотезы, состоят в следующем:

1. Провести анализ содержания обучения в области математических дисциплин, а также квалификационных характеристик специалистов со средним профессиональным образованием при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники с использованием средств ИТ в системе СПО.

2. Выявить цели и требования к формированию структуры содержания подготовки специалиста технического профиля при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, а также программного обеспечения вычислительной техники.

3. Сформулировать уровневые требования к знаниям, умениям и навыкам в области изучения математики с использованием средств и методов информационных технологий.

4. Разработать структуру подготовки специалистов технического профиля группы специальностей 2200 «Информатика и вычислительная техника» и содержание модулей «Математика и информационные технологии», «Элементы высшей математики с применением информационных технологий», «Математическое моделирование с использованием средств информационных технологий», «Технология разработки программного продукта».

5. Обосновать выбор программных средств общего и прикладного назначения в условиях информатизации образования.

6. Разработать методические требования обеспечения профессионально-ориентированной подготовки специалистов технического профиля группы специальностей 2200 «Информатика и вычислительная техника» при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, а также программного обеспечения вычислительной техники.

7. Экспериментально проверить результаты исследований по разработке структуры подготовки при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, а также программного обеспечения вычислительной техники.

Методологической основой исследования явились фундаментальные работы в области: педагогики и психологии, в том числе СПО — Бабанский Ю. К. [7−9], Беспалько В. П. [12−15], Давыдова H.A. [58], Дрига В. И. [65], Краевский В. В. [87], Лернер И. Я. [102−103], Поляков В. А. [126]- теории и методики информатизации образования — Ваграменко Я. А. [31], Кузнецов A.A. [91], Кузнецов Э. И. [92], Лапчик М. П. [97], Роберт И. В. [128, 130], Савельев А. Я. [137]- теоретических и практических разработок в сфере подготовки по информатике, информационным и коммуникационным технологиям — Добудько Т. В. [127], Захарова Т. Б. [75], Козлов O.A. [82], Кузнецов A.A. [91], Кузнецов Э. И. [92], Лапчик М. П. [95], Могилев A.B. [115], Пак Н. И. [121], Панюкова C.B. [123], Роберт И. В. [132], Сердюков В. И. [138], Софронова Н. В. [148], Скибитский Э. Г. [142]- теории и методики профильного обучения математике с использованием средств ИТ — Бешенков.

СЛ. [20], Кравцов С. С. [85], Мартиросян Л. П. [107−109], Роберт И. В. [131], и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— научно-теоретический анализ литературы по математике, педагогике, методике преподавания математики и других дисциплин: психологии, информатики, теории эксперимента;

— изучение и обобщение передового опыта преподавания курсов математики, информатики, физики;

— наблюдение, беседа, анкетирование, проведение занятий в дисплейном классе, педагогический эксперимент.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в выделении основных подходов к формированию содержания подготовки специалиста технического профиля в области ИТ при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техникиобосновании и уточнении применительно к системе СПО общеметодических и дидактических принципов содержания учебных модулей образовательной области математики и информационных технологийобосновании уровневых требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов группы специальностей 2200 «Информатика и вычислительная техника» при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники, ориентированных на усиление инвариантной фундаментальной составляющей, единой для этих групп, с отдельными модулями вариативной профильной подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в разработке структуры содержания подготовки специалиста технического профиля при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники на основе реализации средств и методов информатики и информационных технологий для группы технических специальностей 2200 «Информатика и вычислительная техника», направленной на формирование фундаментального базового уровня знаний с учетом профессиональной направленности, а также с учетом ресурсов программно-прикладных средств обучения, которые могут быть использованы в учебных заведениях СПО, системе дополнительного образования, а также в профильных классах общеобразовательной школы.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на научных семинарах по проблемам информатизации образования при Вяземском филиале Московской государственной технологической академии (ВФ МГТА), Институте информатизации образования РАО, представлены на международной научно-практической конференции «Системы компьютерной математики и их приложения», проходившей 29−31 мая 2002 года в г. Смоленске на базе физико-математического факультета Смоленского педагогического университета, на II научно-практической конференции «Технологии, научно-информационное обеспечение в образовании и производстве», проходившей в г. Вязьма, на научных семинарах Института информатизации образования РАО.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реализация блочно-модульной структуры содержания подготовки специалиста технического профиля системы СПО при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления и программного обеспечения вычислительной техники, включающая учебные курсы «Математика», «Элементы высшей математики», «Компьютерное моделирование», «Технология разработки программных продуктов», ориентированной на пропедевтический принцип создания базы учебных знаний, обеспечивает сочетание фундаментального и прикладного аспектов изучения математики с использованием информационных технологий, систематизирует приобретенные умения и навыки, учебные знания, расширяет возможности применения средств ИТ в учебном процессе.

2. Формирование структуры учебных курсов на базе сочетания фундаментального и прикладного аспектов математики, основ изучения информатики и информационных технологий в виде образовательных модулей позволяет создать базу учебных знаний, сформировать целевую направленность умений и навыков, повысить уровень обученности студентов, обеспечить им базу для постоянного самообразования в области изучения автоматизированных систем обработки информации и управления и программного обеспечения вычислительной техники с использованием информационных технологий в системе начального высшего профессионального образования.

ВЫВОДЫ по Главе 3.

1. Для проведения педагогического эксперимента определены цель (проверка эффективности использования предложенной блочно-модульной структуры обучения) и задачи (доказать повышение качества подготовки студентов техникума при изучении курса математических дисциплин с использованием ИТколичественно оценить повышение уровня обученности), выбраны методы, позволившие достигнуть описанных целей и решить поставленные задачи. На основе приведенных оценок и анализа результатов выявлен качественный рост показателя уровня обученности студентов Вяземского политехнического техникума, рост среднего балла, устойчивое повышение и тенденция стабилизации коэффициента усвоения учебного материала, увеличение количества верных ответов студентов при тестировании. Для оценки эффективности образовательного процесса использована методика Симонова В. П., в основу которой положены понятия степени обученности, а также критерий оценки коэффициента усвоения учебного материала. Кроме того, использованы непараметрические методы математической статистики, описанные М. И. Грабарь и К. А. Краснянской, в частности метод критериев %2. а также методы оценки результатов на основании вычисления средних показателей успеваемости.

2. Результатами педагогического эксперимента подтверждена эффективность построенной структуры подготовки специалиста группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» при изучении курса математических дисциплин и выбранной методики обучения, адекватность отобранного теоретического и практического содержания целям и задачам образовательной области математики для технических специальностей системы СПО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании результатов исследования и педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. Анализ содержания обучения в области математических дисциплин при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники с использованием средств ИТ в системе СПО показал, что недостаточно изучены возможности обучения с применением ИТ в средних специальных технических учрежденияхнеобходимо детальное рассмотрение основных форм организации обучения с использованием ИТ. При проектировании и реализации образовательного процесса необходима особая работа по выявлению опыта каждого обучаемого, контроль за складывающимися способами учебной работы, сотрудничество обучаемого и педагога, а также обучаемого и средств ИТ. Несмотря на все многообразие исследований по использованию ИТ в учебном процессе не найдена оптимальная структура таких занятий и нет достаточного программно-методического обеспечения их.

2. Сформулированы и обоснованы цели (подготовка специалистов, владеющих информационной культурой в области профессиональной деятельностивнедрение современных инновационных технологий в управление и организацию учебного процесса на примере пакета прикладных программ МаШсаё) и требования к формированию структуры содержания подготовки студентов группы специальностей 2200 «Информатика и вычислительная техника» при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники (подготовка специалиста технического профиля в области дисциплин математического цикла с использованием информационных технологий должна обеспечивать взаимосвязь различных дидактических единиц как внутри каждой дисциплины, так и между дисциплинами на основе акцентирования межпредметных связей).

3. Сформулированы уровневые требования к знаниям, умениям и навыкам в области изучения математики с помощью средств ИТ. Выделены три уровня подготовки в соответствии с задачами реализации образовательных стандартов различных уровней. На каждом уровне подготовки в соответствии с интегрированной моделью деятельности специалиста группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» сформулированы требования к инвариантной составляющей, что позволило усилить фундаментальную теоретическую подготовку и создать базу знаний для дальнейшего непрерывного самообразования.

4. Разработана блочно-модульная структура подготовки студентов группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» и содержание модулей «Математика и информационные технологии», «Элементы высшей математики с применением информационных технологий», «Математическое моделирование с использованием средств информационных технологий» и «Технология разработки программных продуктов" — предложенная совокупность учебных модулей связана общими конечными образовательными целями, непрерывностью содержательных линий и межпредметными связями.

5. Обоснован выбор программных средств общего и прикладного направления, ориентированных на организацию познавательной деятельности, реализацию наиболее полной системы учебных действий, создание новых форм учебного процесса.

6. Разработаны методические требования обеспечения профессионально-ориентированной подготовки при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники с применением ИТ на основе выбора программного средства прикладного назначения МаШСАО (содержание каждого модуля необходимо определять в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по группе специальностей «Информатика и вычислительная техника» на основании модели будущей профессиональной деятельности в части представлений, знаний и умений сбора, обработки, хранения и передачи информации, применения математических методов при решении задач с помощью средств ИКТ).

7. Для проведения педагогического эксперимента определены цель (проверка эффективности использования предложенной блочно-модульной структуры обучения) и задачи (доказать повышение качества подготовки студентов техникума при изучении курса математических дисциплин с использованием ИТколичественно оценить повышение уровня обученности), выбраны методы, позволившие достигнуть описанных целей и решить поставленные задачи. На основе приведенных оценок и анализа результатов выявлен качественный рост показателя уровня обученности студентов Вяземского политехнического техникума, рост среднего балла, устойчивое повышение и тенденция стабилизации коэффициента усвоения учебного материала, увеличение количества верных ответов студентов при тестировании.

8. Результатами педагогического эксперимента подтверждена эффективность построенной модели подготовки студентов при изучении автоматизированных систем обработки информации и управления, программного обеспечения вычислительной техники и выбранной методики обучения, адекватность отобранного теоретического и практического содержания целям и задачам образовательной области математики для технических специальностей СПО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин: Аспект использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе. Автореф. дис. докт. пед. наук. — Ташкент, 1990. -32с.
  2. М.М. Содержание пакета программ учебного назначения и методика его применения для компьютерной поддержки вузовского курса «Методика преподавания информатики». Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992. -23с.
  3. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения//Информатика и образование. -1993. № 5. -с.7−19.
  4. A.A., Меркулов В. П. Современные телекоммуникационные системы в образовании //Педагогическая информатика. 1995. — № - 1. -с. 55−63.
  5. И.Н. О методике преподавания информатики в педагогическом вузе//Педагогическая информатика. 1994. — № - 1. — с.40−46.
  6. Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в школе. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994.
  7. Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Новое в жизни, науке, технике. Педагогика и психология. М.: Знание, — 1987. — № - 6.
  8. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.-192 с.
  9. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  10. Ю.Бардо М. С., Коцик Б. Я., Лишин А. Н. Образовательная программа «Формирование компьютерной грамотности и навыков использования информационных технологий». М.: Валент, 1996. — 54 с.
  11. П.Бережнова Е. В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика. 2001- № 9 — с.33−39.
  12. В.П. Не пора ли поменять стратегию образования? // Педагогика. 2001- № - 9 — с.87−95.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  14. В.П. Теория учебника. М.: Педагогика, 1988. — 160с.
  15. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 336с.
  16. В.К. Мир как информационная структура//Информатика и образование. 1998. — № - 5. — с.3−9.
  17. С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -М., 1994.-35с.
  18. С.А., Бекзатов Б. А. О перспективах развития курса информатики в общеобразовательной школе //Педагогическая информатика. 1998. № - 1. — с.9−16.
  19. С.А., Гейн А. Г., Григорьев С. Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педвузов. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1995. — 198с.
  20. С.А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики //Информатика и образование. 1998. — № - 2. — с. 17.
  21. Е.Ы., Шалбаев Е. Б. Многоуровневое образование по информатике в условиях рынка: Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы/Тезисы докладов Международной конференции. -М.:МПГУ, 1994. с. 66.
  22. Н.В., Северова Т. С., Соколовский М. В., Толстых Г. Д. О концепции обучения информатике в школе //Информатика и образование. -1997. № - 1. — с.19.
  23. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии//Педагогика, 1993, № 5. — с. 12−16.
  24. Т.А. Концепция школьного курса информатики: Учебное пособие. СПб., 1995. — 67 с.
  25. Т.А., Лебедева И. А., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Школьная информатика: отбор содержания курса //Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы//Тезисы докладов Международной конференции. М.: МПГУ, 1994.
  26. Ю.С. Информатика и информационные технологии обучения в системе подготовки учителя в педвузе//Непрерывное педагогическое образование. Ставрополь: 1994. — № - 6. — с.49−60.
  27. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования. Автореф. дисс. докт. пед. наук, М., 1996. — 24с.
  28. М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем: Дис.докт. пед. наук. М., 1992.-350с.
  29. М.М. и др. Новые информационные технологии в школе и педагогическом институте: из опыта работы. М.: изд. «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — 69 с.
  30. Я.А. Педагогическая информатика. Программное обеспечение компьютерного всеобуча./Межвузовский сборник трудов. -М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1990. с.34−69.
  31. Я.А. Информатизация общего образования: итоги и направления дальнейшей работы //Педагогическая информатика. 1997.-№ - 1. — с.41−51.
  32. Я.А., Роберт И. В., Львовский В. Л., Марченко Е. К., Апреленко Н. Ю. Концепция использования НИТ в организационно-методическом обеспечении учебного заведения. М.: РОСЦИО, 1992.
  33. Василенко J1.A. Проблемы развития информационных технологий и их социальные последствия. Дисс. канд. филос. наук. М., 1993. — 174с.
  34. Ю.Ю. Изучение процессов восприятия и переработки информации человеком в школьном курсе информатики: Дис. канд. пед. наук. М., 1998.-167 с.
  35. Высшее образование за рубежом: информационно-аналитический справочник. Выпуск 1. Тверь: Полиграфкомбинат, 1996. — № - 1. — 324с.
  36. И.В. Методика обучения информационному моделированию в базовом курсе информатики. Дис. канд. пед. наук-М., 2001.- 139с.
  37. Галыгина J1.B. Изучение информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики. Дис. канд. пед. наук -М., 2001. 148с.
  38. А.Г., Сенокосов А. И., Шолохович В.Ф, «Информатика» 7−9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 1998. -243с.
  39. А.Г., Сенокосов А. И. Программа курса информатики//Информатика и образование. 1996. — № - 6. — с. 17−19.
  40. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  41. .С. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе.//Вопросы психологии. -1987.-№- 1. с.60−61.
  42. Г. Д. История математики в школе 7−8 классов: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.
  43. В.Н., Лопаткин В. М., Одинцов П. К. Многоуровневая подготовка в педагогическом университете //Педагогика. 1994. — № 1. -с. 17−19.
  44. Ю.П., Жевнов И. И., Иванников А. Д., Татарников Ю. А. Основные направления программы информатизации высшего образования //Педагогическая информатика. 1993. — № - 2. — с. 38−47.
  45. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (утвержден постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 № 940).
  46. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 96с.
  47. Е.И. Автоматизированный учебный курс как средство активизации обучения математике//Активные формы и методы обучения ввузе: Тез. докл. межвуз. конф./Под ред. Л. К. Гребенкиной. Рязань: РГПУ, 1994.-с.186−188.
  48. Е.И. Компьютер как объединяющее звено в подготовке инженеров//Интегративные процессы в подготовке специалиста на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Рязань. 1997. — с. 167−169.
  49. Е.И., Гужвенко Г. И. Компьютерная поддержка учебного взаимодействия (гуманизация учебного взаимодействия), отягощенного пропуском занятий//ХХУ научно-методическая конференция: тезисы докладов. Рязань. 1995.
  50. С. Б. Разработка содержания школьного курса информатики экономической ориентации в системе профильной дифференциации образования. Дис. канд. пед. наук М., 2001. — 127с.
  51. E.H. Методика применения инструментальных средств для создания учебных компьютерных курсов в системе базовой подготовки по информатике студентов педагогических вузов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 19с.
  52. Н. А. Углубленное изучение информатики в школе.// Информатика и образование- 2000 № - 8. с. 54.
  53. В.А. Новые информационные технологии в обучении геометрии//Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1(57). М., 1991.
  54. A.JT. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1994. — 36с.
  55. М.И. Активизация учебно-познавательной деятельности школьников в процессе обучения математике//Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы. Л., 1986. с. 119−125.
  56. Джонассен Девид X. Компьютеры как инструмент познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии//Информатика и образование.1996. № - 4. — с. 117−131.
  57. Дик В. В. Информационные системы в экономике: Учебное пособие для студентов экономических специальностей ВУЗов. М.: Финансы и статистика, 1996.-346с.
  58. В.П. Методические аспекты разработки базового курса информатики для средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1992.-24с.
  59. Дрига В.И., Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1985. — 271с.
  60. В.П. Справочник по MathCAD PLUS 6.0 PRO. М:. СК Пресс.1997.-328с.
  61. A.M., Кузьмин К. А. Использование компьютерных технологий при изучении математических дисциплин в Вяземскомполитехническом техникуме/Системы компьютерной математики и их приложения. Смоленск: Изд-во СГПУ. — 2002. — с 149−152.
  62. A.M., Кузьмин К. А. Опыт применения компьютерных лабораторных практикумов в ВПТ/ Материалы II научно-практической конференции ВФ МГТА. Вязьма: -2002.- с 34−36.
  63. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование//Информатика и образование. 1992. № - 5 — 6. -с.3−12.
  64. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование//Математика в школе. 1989. № - 1 -с. 14−30.
  65. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование//Информатика и образование. 1990. № - 5 -с.3−5.
  66. С.А. Применение информационных в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях. Автор. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 32с.
  67. Зайнутдинова J1.X. Создание и применение элктронных учебников. -Астрахань: ЦНТЭП, 1999. 364 с.
  68. С.А. Подготовка в области информатики студентов педагогического факультета в условиях информатизации образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997. — 23с.
  69. Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике на старшей ступени школы. М., 1997. — 212 с.
  70. В.А. Новые информационные технологии обучения: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1991. — 120с.
  71. Информатика и информационные технологии обучения в учебном плане математического факультета педвуза: методические рекомендации. -Составитель М. П. Лапчик. Омск: ОмГПИ, 1992. — 104 с.
  72. В.А., Щеголев А. Г., Ерохина Е. А., Федюшин Д. П. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1989. -272с.
  73. Т.В. Новые информационные технологии обучения математическим дисциплинам в педвузе (на основе компьютерной системы Mathematical) -М.: МПУ, 2001. 92 с.
  74. Т. А. Построение дифференцированного содержания обучения информатике в ВУЗе с использованием компьютерно-ориентированных технологий. Дис. канд. пед наук. М.: 2000.
  75. О.А. Военная информатика. Модуль 2. ЭВМ как техническое средство реализации информационных технологий. Серпухов: Серпуховской военный институт ракетных войск. — 2001. — 146с.
  76. О.А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Дисс. докт. пед. наук. Серпухов, 1999. — 247с.
  77. К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учебное пособие для высшей школы. М.: Академический проект. Деловая книга. — 2000. — 196с.
  78. Н. С. Профильная подготовка учащихся кадетских классов в области информатики и информационных технологий. Дис. канд. пед наук. -М. 2000. — 19с.
  79. С.С. Методика проведения занятий с отстающими по математике с использованием технологии мультимедиа: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.
  80. А.Ю. Развитие содержательных линий базового курса информатики в общеобразовательной школе на основе анализа опыта Великобритании. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 22с.
  81. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: методологический анализ. М., 1977. — 264 с.
  82. Кудрявцев Е.М. Mathcad 8: Символьное и численное решение разнообразных задач. М.: ДМК. — 2000. — 318 с.
  83. A.A. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе.// Информатика и образование. 2000.- № 7. — с.2.
  84. A.A. Базовый курс информатики //Информатика и образование.- 1997. №- 1.-С.12−17.
  85. A.A., Кариев С. Н. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах //Информатика и образование. 1997. — № - 6. — с. 13−20.
  86. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Дис. докт. пед. наук. — М., — 1990. — 277с.
  87. К.А. Использование информационных технологий при обучении цикла математических дисциплин в системе среднего профессионального образования/ХН конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». М.: МИФИ. — 2002. — с.212.
  88. Т.А. Содержание подготовки студентов педагогических вузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 23с.
  89. М.П. Информатика и НИТО в стандартах высшего педагогического образования // Педагогическая информатика. 1998. — №- 1.-С.49−56.
  90. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Омск: изд-во Омского гос. пед. университета. — 1999. — 321с.
  91. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.- 304с.
  92. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- М.: Высшая школа, 1991.-263с.
  93. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе//Информатика и образование. 2000. — № - 2. с. 13.
  94. B.C., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе.//Информатика и образование. 1998. — № - 3. с.76−78.
  95. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание. -1980. -96с.
  96. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика. — 1981. — 185с.
  97. В.Р. Компьютерная поддержка курса геометрии. В 2 ч. 4.1. Геометрия на плоскости: Методическое пособие. Красноярск: КГПУ, 1995.
  98. В.Р. Компьютерная поддержка курса геометрии. В 2 ч. 4.2. Геометрия в пространстве: Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1996.
  99. В.Г. Программные системы в школе//Информатика и образование. 1998. — № - 2 — с. 101 -108, — № - 4. — с.78−86.
  100. Л.П. Информатизация учебной деятельности по математике в средних классах школы//Информатика и образование, 2002.- № 9. — с.127−128.
  101. Л.П. Информационные технологии и области их применения на уроках математики в средней школе/Ученые записки ИИО РАО. 2002. — вып. 6. — с.63−68.
  102. Л.П. Реализация возможностей информационных технологий в процессе преподавания математики//Информатика и образование. 2002. — № - 12. — с.78−82.
  103. Д. Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу//Информатика и образование. 2000. — № - 8. — с.9.
  104. П. Г. Переориентация образовательного процесса на модульное обучение//Среднее профессиональное образование. 1999. — № - 12.-c.19.
  105. Д. В. Совершенствование подготовки в области информатики студентов факультетов социальной работы. Дис. канд. пед. наук. М., 2000. 23с.
  106. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание. 1986.-80с.
  107. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  108. A.B., Титоренко С. А. Дидактические принципы в компьютерном обучении//Педагогическая информатика, 1993. № 2. -с.10−16.
  109. В.М. Перспективы разработки и внедрения новой информационной технологии на уроках математики//Математика в школе, 1991. № 3. — с.58−62.
  110. В.М. Что такое новая информационная технология обучения//Математика в школе. 1991. № 2. — с.47−54
  111. М.В. Компьютерные телекоммуникации в системе повышения квалификации учителей средних школ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1997. — 19 с.
  112. A.B. Мультимедиа технологии раскрывают возможности компьютера//Компьютерные технологии в высшем образовании/ред. Кол.: А. Н. Тихонов и др. М.: изд. Моск. ун-та, 1994. — 370с.
  113. Пак H.H. Информатика в средней школе//Сборник организационно-методических материалов. Омск: Издательство Омского пединститута. -1993.-37с.
  114. Пак Н.И., Симонова A.A. Методика составления тестовых заданий//Информатика и образование. 1997. — № - 5. — с.27−32.
  115. C.B. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО. — 1998. -225с.
  116. C.B. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: «Про-пресс», 1998.
  117. Ю.А. Информационная культура и информатика: раздельно или слитно?//Информатика и образование. 1995. — № - 3. — с. 11−14.
  118. Политика в области образования и НИТ: Национальный доклад РФ на И Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика».// Информатика и образование. 1996. — № - 6. — с. 1−20.
  119. В.И. Технологии и методическое обеспечение компьютерной подготовки будущих учителей информатики. Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1994. -с.ЗЗ.
  120. В.И., Добудько Т. В. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультетов педагогических институтов. Самара, 1993. — 297с.
  121. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы / НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР. -М., 1990.
  122. И.В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде.//Ученые записки ИИО РАО. М. -2001.-c.3−12.
  123. И.В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования. М., 1999. — 193с.
  124. И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. — 204с.
  125. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика и образование. 1991. — № - 4. — с. 18−25.
  126. И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения//Педагогическая информатика. 1993. — № -1. — с.54.
  127. И.В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. М., 1998. — 178с.
  128. В.В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения//ИНФО. 1987. — № -3.-c.3−16.
  129. И.А. Многоуровневое образования по информатике новый этап подготовки педагогических кадров // Педагогическая информатика. -1993.-№- 1. — с.29−36.
  130. А .Я. АОС на базе ЭВМ. М.: Знание, 1977. — 33с.
  131. В.И. Повышение эффективности обучения курсантов математическим дисциплинам с использованием стандартных офисных продуктов фирмы МюгоБой/Научно-методический сборник. М.: Военное из-во. — 2000. — 0,2 п.л.
  132. В.А. Подготовка педагогических кадров: опыт, проблемы, перспективы. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М., — 1981.
  133. Т.А. Программно-методическое обеспечение курса ОИВТ на естественнонаучных факультетах педвуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 1998.- 18 с.
  134. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -с. 192.
  135. Э.Г. Теория и практика проектирования и применения в учебном процессе целостных компьютеризированных курсов: Автореф. дис. докт. пед. наук. Барнаул, 1997. — 36с.
  136. В. В. Методика совершенствования содержания обучения информатике курсантов высших военно-учебных заведений на основе использования телекоммуникационных технологий. Дис. Канд. пед. наук. М., — 2000. — 20с.
  137. .Я. Методологические проблемы компьютерной поддержки учебного процесса в условиях перехода к информационному обществу//Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». -1995. № - 4. — с.61−64.
  138. В.С. Реальная политика в области образования и содержание предстоящих преобразований//Стандарты и мониторинг в образовании. -1998. -№ 1. -с.8.
  139. Е.А. Синергетические модели в педагогике.// М.: Синергетика, 2003. № - 6. — МГУ. — с. 157−168.
  140. Н.К. Подготовка учителя-предметника в системе повышения квалификации к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Тамбов. 1997. — 23с.
  141. Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе образовательной школы. М.: ИИО РАО, 1998. — 178с.
  142. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста.- М.: Знание, 1986. 187с.
  143. Н.Ф. Компьютеризация и программированное обучение//Вопросы психологии. 1987. — № - 6. — с.43−45.
  144. Д. Ю. Сравнительный анализ возможностей современных средств обработки аудиовизуальной информации для создания педагогических приложений//Компьютерные инструменты в образовании.- 1999. -№-3. -с. 48−56.
  145. P.A. Подготовка кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий в среднем профессиональном образовании по экономическим специальностям//Ученые записки Института информатизации образования РАО. М., 2001. — с.252−257.
  146. P.A. Подготовка кадров со средним профессиональным образованием по экономическим специальностям//Среднее профессиональное образование. 2002. — № - 1. — с.42−43.
  147. P.A. Совершенствование непрерывной информационной подготовки студентов экономических специальностей (на примере первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования). Дис. канд. пед. наук. М., 2000. 129 с.
  148. М.С. Актуализация готовности учителей информатики к профессиональной деятельности в системе подготовки и повышении квалификации: Дисс. канд. пед. наук.- М., 1995. 34с.
  149. JI. 3. Информатика. Учебное пособие для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000. — 178с.
  150. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом ВУЗе в условиях двухступенчатого образования. Автор. дис. докт. пед. наук. М., 1994. -36с.
  151. В.Ф. Информационные технологии обучения// Информатика и образование. 1998. — № - 2. — с.5−13.
  152. А.Е., Герасименко С. А. Новые информационные технологии в обучении математике в вузе//Образовательные технологии. Воронеж: изд. ВГПУ, 1998.-с. 163−173.
  153. А.Е., Герасименко С. А. Информационные технологии как средство повышения качества обучения математике в вузе. Управление качеством образования//Материалы межвузовской научно-практ. конф. -Оренбург: изд. ООИПКРО, 1999. с.52−54.
  154. А.Е. Подготовка учителя к применению информационных и коммуникационных технологий//Ученые записки ИИО РАО. М., 1999. -с.27−36.
  155. А.Е. Совершенствование содержания подготовки педагогических кадров к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Дис. канд. пед. наук. М., — 2000. — 149с.
Заполнить форму текущей работой