Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика обучения основам компьютерного моделирования в педагогическом вузе и школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании» (Новосибирск, 1996; Новосибирск, 1998; Томск, 2000), II Международной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования» (Новосибирск, 1997), региональной конференции ЮНЕСКО «Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях» (Новосибирск… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление курса информатики в школе и педагогическом вузе
    • 1. Тенденции развития курса информатики в школе и педагогическом вузе
    • 2. Понятие модели и классификация моделей
    • 3. О различных подходах к обучению моделированию в школе и педагогическом вузе
  • Глава 2. Психолого-педагогические и методологические основы обучения компьютерному моделированию
    • 1. Психолого-педагогические основы обучения моделированию в школе и педагогическом вузе
    • 2. Методологические основы обучения моделированию
  • Глава 3. Разработка методики обучения основам компьютерного моделирования
  • §-1.Учебные среды компьютерные моделирования
    • 2. От Лого к Паскалю и Бейсику
    • 3. Моделирование в среде Лого
    • 4. Моделирование в средах Паскаля, Бейсика и визуальных языков
    • 5. Моделирование в среде Excel
    • 6. Методические замечания по работе над мини-проектами
    • 7. Методические рекомендации
    • 8. Описание педагогического эксперимента

Методика обучения основам компьютерного моделирования в педагогическом вузе и школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приближающееся новое тысячелетие отмечено кардинальными изменениями во многих областях, располагающими к попыткам осмысления пройденного пути и поиску адекватных решений. Система образования не является в этом смысле исключением и находится в состоянии перманентного реформирования. Педагогические вузы должны ориентироваться на такой ход событий. При этом важно, чтобы учитель не приходил в школу с уже «устаревшими» знаниями, а мог бы «подстраиваться» под изменения в учебной программе.

Прошло 15 лет с тех пор, как информатика была включена в курс общеобразовательной школы. За это время преподавание информатики претерпело множество изменений, как в отношении содержания курса, так и в отношении преподавательского состава. Если раньше уроки по информатике проводили, в основном, бывшие программисты или математики, получившие навыки работы с компьютером и изучившие программирование, то в настоящее время в школах все больше учителей, имеющих педагогическое образование по специальности «информатика».

Большой вклад в развитие содержания и методики преподавания информатики внесли С. Пейперт, А. П. Ершов, СЛ. Бешенков, И. М. Бобко, А. Г. Гейн, Г. А. Звенигородский, В. А. Каймин, А. А. Кузнецов, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчик, B.C. Леднев, Н. В. Макарова, В. М. Монахов, Ю. А. Первин, А. Л. Семенов, Е. К. Хеннер и ряд других исследователей.

К настоящему времени написано много учебников информатики, сильно различающихся по содержанию и методическим подходам. К тому же большинство из них не учитывает возраст, с которого учащиеся начинают изучение информатики. Но, если школьный курс как-то методически обеспечен (кроме того, что написано несколько общероссийских учебников, существуют региональные программы информатизации), то с пособиями для педагогических вузов ситуация проблематичнее. Хотя от того, как будет поставлен курс информатики в педагогическом вузе, зависит будущее этого предмета в школе. Ведь, в основном, будущим учителям придется решать проблемы обучения школьников информатике и решать вопросы, связанные с применением новых информационных технологий в образовании. В то же время, учебников по информатике для педвузов очень мало. Очевидно также, что многие существующие учебные пособия быстро устаревают в связи с тем, что меняется техника, уточняются концепции преподавания информатики.

Ведущими разделами курса информатики, как в школе, так и в педагогическом вузе, несмотря на все изменения, остаются моделирование и алгоритмизация.

Н. Винер, характеризуя возможности компьютеров, сказал, что любая машина полезна настолько, насколько глубокие и продуманные задачи мы перед ней ставим. Человек должен иметь идеи, и тогда машина ускорит их проверку и воплощение, т. е. основой всего является хорошая модель исследуемого явления.

В статье «О предмете информатики» А. П. Ершов пишет: «Как самостоятельная наука информатика вступает в права тогда, когда в рамках соответствующей частной науки строится информационная модель того или иного фрагмента действительности — в информатике рассматриваются методологические принципы построения таких моделей и манипулирования ими».

Математическое, а в последнее время и компьютерное моделирование широко используются во многих областях знаний и в народном хозяйстве, что позволяет значительно экономить ресурсы.

На необходимость и важность применения моделирования в процессе обучения математике указывают В. И. Арнольд, Н. Н. Красовский, В. В. Давыдов, В. А. Далингер, А. Ж. Жафяров, В. М. Монахов, А. Г. Мордкович, Л. М. Фридман, А .Я. Цукарь и др. Вопросы методики обучения моделированию и алгоритмизации к школьном курсе математики рассматривались в ряде диссертационных работ, в том числе М. В. Крутихиной, А. А. Михно, А. А. Шрайнера и др. Более широкое внедрение такого подхода в курс математики средней школы способствовало бы лучшему пониманию и усвоению его и на уроках информатики.

Вопросам методики преподавания алгоритмизации и моделирования в курсе информатики большое внимание уделяется в работах А. И. Бочкина, А. Г. Гейна, Н. Н. Красовского, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, Н. В. Макаровой, Е. М. Островской, Н. И. Пака, В. Л. Селиванова, Е. К. Хеннера и др.

Анализ программы школьного курса информатики показывает, что на моделирование и алгоритмизацию отведено малое число учебных часов (в том случае, когда изучение информатики начинается с 10 класса, на моделирование отведено 8 или 12 часов при общем числе часов на весь курс соответственно 68 и 136, на алгоритмизацию — 16 и 26). Кроме того, психолого-педагогический аспект этого курса, на наш взгляд, мало разработан. В большинстве учебников используются подходы, слабо стимулирующие творчество учащихся.

В настоящее время ощущается недостаток квалифицированных учителей, которые могли бы проводить занятия по моделированию на должном уровне. Таким образом, получили противоречие: с одной стороны, компьютерное моделирование является одним из важнейших разделов как школьного, так и вузовского курсов информатики, а, с другой стороны, его методическая и психолого-педагогическая проработанность недостаточна, ощущается недостаток учебных пособий. Этим определяется актуальность проблемы нашего исследования, состоящей в устранении указанного противоречия.

Целью настоящей работы является повышение уровня подготовки студентов педагогических вузов и школьников в области компьютерного моделирования.

Объектом исследования является процесс обучения информатике студентов педагогических вузов и школьников.

Предметом исследования является методика обучения компьютерному моделированию в курсе информатики педагогического вуза и школы.

Гипотеза исследования состоит в том, что обучение студентов и школьников основам компьютерного моделирования по предлагаемой методике, основанной на интегрирующей роли моделирования, методе проектов и активном использовании компьютерной графики, будет способствовать повышению качества знаний по таким разделам информатики, как моделирование, алгоритмизация, языки программирования.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи: изучить современное состояние методйки преподавания компьютерного моделирования в педагогическом вузе и школепровести психолого-педагогический и методологический анализ научной разработанности данной тематики для выявления недостатков и слабых мест в существующих подходах к преподаванию компьютерного моделированияразработать содержание курса компьютерного моделирования и методику его преподавания с учетом различного уровня математической подготовки студентов и школьников и количества времени, выделяемого на данный раздел информатикисформулировать методические рекомендации по выбору программной среды моделированияразработать модули и библиотеки программ, упрощающие реализацию рассматриваемых компьютерных моделейразработать учебные мини-проекты по компьютерному моделированиюсоставить типовые блоки и фрагменты программпровести анализ педагогического эксперимента. При работе над диссертацией применялись следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, публикаций научного характера в периодической печатианализ учебных пособий по информатике для педагогических вузов и общеобразовательной школынаблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с педагогами, студентами и школьникамианализ личного опыта автора, а также опыта работы преподавателей вузов и школьных учителей.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили основные положения работ, связанных с математическим и компьютерным моделированием (Х.-О. Пайтгена и П. Х. Рихтера, У. Бекка, В. Вольтерра, П. Прусинкевича и А. Линденмайера, В. М. Монахова и др.), с педагогикой, психологией и физиологией (С.

Пейперта, Ю. К. Бабанского, П. И. Пидкасистого, Е. Я. Голанта, М. Н. Скаткина, И .Я. Лернера, Е. С. Полат, Ж. Пиаже, B.C. Ротенберга, Л. Я. Балонова и В. Л. Деглина, В. Л. Деглина, A.M. Иваницкого, В. Б. Стрельца и др.), с информатикой и методикой ее преподавания (А.П. Ершова, А. И. Бочкина, А. Г. Гейна, Н. В. Макаровой, Е. К. Хеннера, В. Л. Селиванова, Л. Г. Алсынбаевой и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем: сформулированы условия применения мини-проектов по компьютерному моделированию в курсе информатики педагогического вуза и школыразработана авторская методика обучения основам компьютерного моделирования в педагогическом вузе и школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: сформулированы методические рекомендации по выбору программной среды компьютерного моделированиясформулированы различные варианты построения курса компьютерного моделирования в зависимости от учебной программы.

Практическая значимость работы состоит в том, что: произведен отбор моделей для изучения в курсе информатики педагогического вуза и школыразработаны сценарии мини-проектов по моделированию для педагогических вузов и школыразработаны модули и библиотеки программ, упрощающие реализацию важного класса рассматриваемых компьютерных моделей.

На защиту выносятся: разработанный автором дидактический и программный материал для проведения занятий по компьютерному моделированиюметодика проведения занятий по компьютерному моделированию в педагогическом вузе и школе.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечиваются опорой на теоретические разработки в областях психологии, физиологии, педагогики, теории и методики обучения информатикеиспользованием методов, адекватных поставленным задачам, а также результатами педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические и практические положения исследования докладывались на следующих конференциях:

Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании» (Новосибирск, 1996; Новосибирск, 1998; Томск, 2000), II Международной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования» (Новосибирск, 1997), региональной конференции ЮНЕСКО «Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях» (Новосибирск, 1998), Международного конгресса ИНПРИМ (Новосибирск, 1998), конференции «Проблемы развития образования в Новосибирске и области» (Новосибирск, 1998), на научных семинарах кафедры информатики и дискретной математики НГПУ.

Апробация результатов и внедрение их в практику осуществлялось в учебном процессе школы № 98 г. Новосибирска и математического факультета Новосибирского государственного педагогического университета. Элементы данной методики использовались дипломниками автора в некоторых школах Новосибирской области и г. Братска.

Исследование проводилось с 1995 по 2000 год как часть комплексной научной темы «Информатизация образования в педагогическом вузе и школе», разрабатываемой в НГПУ под руководством доктора физико-математических наук, профессора B. J1. Селиванова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В заключение изложим основные выводы и результаты исследования.

С учетом анализа психолого-педагогической и методической литературы определено, что моделирование является ядром, интегрирующей частью курса информатики, мотивирующей изучение алгоритмизации и программирования. При этом выявлено, что в имеющейся методической литературе существуют различные подходы к изучению моделирования, не сформулированы принципы отбора моделей, не учитывается психолого-педагогический аспект при обучении компьютерному моделированию.

В ходе изучения опыта практической работы в вузе и школе выявлено, что традиционная методика обучения компьютерному моделированию недостаточно стимулирует интерес и творчество студентов и школьников. Теоретически и экспериментально установлено, что мотивирующим и стимулирующим творческую работу средством для обучения моделированию является метод проектов. Разработана методика обучения основам компьютерного моделирования в курсе информатики педагогического вуза и школы с использованием мини-проектов. Существует ряд факторов, влияющих на возможность применения проектов и мини-проектов в учебном процессе. С учетом этих факторов были сформулированы условия применения мини-проектов по компьютерному моделированию в курсе информатики:

1) наличие соответствующего аппаратного и программного обеспечения;

2) наличие дидактических материалов: литературы, разработанных сценариев, необходимых фрагментов программ и т. д.;

3) соответствующая квалификация преподавателя: он должен понимать суть каждой программы и, при необходимости сориентировать учащихся на усовершенствование программы;

4) задания для мини-проектов должны быть дифференцированы по сложности;

5) проекты должны быть сформированы в нескольких, последовательно усложняющихся вариантах.

Работа над мини-проектом занимает обычно 6−10 часов (в зависимости от учебного плана и уровня учащихся).

Проекты можно рассматривать также как связующее звено между курсами информатики в педагогическом вузе и школе. Так, проекты, написанные студентами, применялись при работе со школьниками, а проекты, написанные школьниками, обсуждались на занятиях со студентами.

Работа над проектом ведется по разработанному сценарию. Обучаемые могут как сами создавать сценарии, так и писать проекты по уже готовым сценариям. Нами предлагается алгоритм работы по написанию сценария. Кроме того, нами разработаны сценарии мини-проектов, модули и библиотеки программ, упрощающие реализацию важного класса компьютерных моделей.

На основе анализа научной и методической литературы по моделированию и программному обеспечению сформулированы принципы и требования отбора моделей, которые целесообразно использовать в курсе информатики педагогического вуза и школы. Сформулируем основные принципы, по которым подбираются модели:

1) возможность графической иллюстрации;

2) при простоте построения — сложность поведения;

3) влияние параметров на качественные свойства моделей;

4) наличие межпредметных связей;

5) возможность реализации в различных средах;

6) должны отражать современные научные направления;

7) должны представлять различные области знаний.

Нами также сформулированы рекомендации по выбору среды компьютерного моделирования. На основе предложенных рекомендаций и принципов осуществлен отбор моделей для изучения компьютерного моделирования и сред для их реализации.

Таким образом, при предложенном в диссертационном исследовании подходе изучение моделирования служит одновременно средством для обучения основам программирования. Такой подход, на наш взгляд, может оказаться особенно актуальным в том случае, когда изучение информатики начинается с 10 класса и на моделирование отведено 8 или 12 часов при общем числе часов соответственно 68 и 136. На алгоритмизацию — 16 или 26 соответственно.

Резюмируя, характерные основные черты разработанной методики можно описать следующим образом:

1) моделирование рассматривается как интегрирующее звено всего курса информатики;

2) принципы подбора моделей и сред моделирования способствуют установлению межпредметных и внутрипредметных связей;

3) используемый вариант метода проектов и гибкость предлагаемой методики стимулирует индивидуальное и коллективное творчество студентов (школьников).

Проведенный педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанной методики. Было установлено, что применение разработанной методики оказалось доступным для большинства студентов и школьников и позволило повысить уровень обучения.

Нами сформулированы различные варианты построения курса компьютерного моделирования в зависимости от учебного плана. Разработанные в диссертации практические рекомендации могут быть использованы как школьными учителями, так и преподавателями вузов в их практической деятельности для повышения эффективности обучения. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программ, учебников и учебных пособий по информатике.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.

1. Составление обучающих программ как средство обучения информатике. //Материалы Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». -Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1996,-с. 122.

2. Индивидуальное творчество школьников на уроке информатики. //Тезисы докладов II Международной конференции «Развитие личности в системе непрерывного образования». -Новосибирск: НГПУ, 1997,-с. 166−167.

3. Компьютерное моделирование в школьном курсе информатики. //Материалы Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». -Новосибирск: НИИ МИОО НГУ, 1998, -с. 128.

4. Информатизация образования: Эволюция, проблемы, перспективы. //Международная региональная конференция ЮНЕСКО «Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях». -Новосибирск: 1998, т.2,ч.1, -с. 170−177 (в соавторстве, 50%).

5. Математическое моделирование в курсе информатики. //Материалы Международного конгресса ИНПРИМ. -Новосибирск: Институт математики СО РАН, 1998, -с. 153−154.

6. Компьютерное моделирование: от ЛОГО к ПАСКАЛЮ и БЕЙСИКУ. //Материалы конференции «Проблемы развития образования в Новосибирске и области». -Новосибирск, НГПУ, 1998,-с. 78−79.

7. Метод мини-проектов в обучении основам математического и компьютерного моделирования. //Материалы Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». -Томск: ТГТУ, 2000, -с.112−113.

8. О различных подходах к изучению моделирования в курсе информатики. //Аспирантский сборник НГПУ, под редакцией А. Ж. Жафярова. -Новосибирск: НГПУ, 2000, 13с.

9. Компьютерное моделирование некоторых геометрических объектов. -Новосибирск: НГПУ, 2000, 58с.(в соавторстве, 50%).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Г. Начальное профессиональное обучение информатике в высшем колледже информатики Новосибирского университета (ВКИ НГУ). www.nsu.ru/conf/nit/95/sect2/a2.html.
  2. Л.Г., Голубева Л. А., Москвина Л. А., Хисамиева Г. Г. Моя первая программа на Паскале: от компьютерных игр к профессиональному программированию. Новосибирск, 1994, Вып. 1−3.-45с.
  3. В.И. Для чего мы изучаем математику? Что об этом думают сами математики //Квант. -½. -1993. -С. 5−15.
  4. Л.О. Невропатология. Москва. -Просвещение. -1987. -317с.
  5. А.С. Высшая нервная деятельность: Учеб. Для вузов по специальности «Биология», «Психология», «Философия». М.: Высшая школа, 1991.
  6. М.М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша. http://ru.laser.ru/recYcle/hemispherology.
  7. В., Лесневский А. Основы информационного моделирования. //Информатика и образование.-1989. 3. -с 17−24.
  8. С.А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В., Ракитина Е. А. Формализация и моделирование.//Информатика и образование.-1998. -5−7.
  9. С.А., Матвеева Н. В., Власова Ю. Ю. Два пути в школьном курсе информатики. //Информатика и образование.-1998. -2. -с. 17−18.
  10. Ю.Бирюков Б. В., Гутчин И. Б. Машина и творчество. М., Радио и связь, 1982.
  11. А.И. Концепция открытой программы. //Информатика и образование.-1997. -7. С47−53.
  12. А.И. Методика преподавания информатики. Минск, «Вышэйшая школа», 1998. -431с.
  13. З.Бурова Н. А. Курс истории математики как фактор гуманизации и гуманитаризации математического образования в педагогическом вузе. Дисс. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.
  14. Э.В. Задачи по физике для компьютера: Учебное пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1991.-256 с.
  15. Э.В. Физика. 100 задач для решения на компьютере: Учебное пособие.-СПб.: ИД «МиМ», 1997.-256 с.(учебная серия).
  16. Ю.С. Проекты-задания на языке Лого для учащихся старших классов.//Информатика и образование.-1997. -5.
  17. Ю.С. Проекты-задания на языке Лого для учащихся старших классов.//Информатика и образование,-1997. 6. -68−71.
  18. В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1975.
  19. В. Математическая теория борьбы за существование.М.: Наука, 1976.
  20. А.Г. Земля Информатика: спецвыпуск: в 5 выпусках. //Информатика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».- B. I, 1996, № 20.- В. И, 1996, № 22. B. III, 1996, № 24.-B.IV, 1996, № 26.- B. V, 1996, № 37.
  21. А.Г., Линецкий Е. В., Сапир М. В., Шолохович В. Ф. Информатика. Учебник для 8−9 классов общеобразовательных учркждений., 1996. -256с.
  22. Н.А. Содержание и методы дистанционного обучения информатике на примере заочной школы программиривания.
  23. Автореферат диссертации кандидата пед. наук. М.: 1994.
  24. Годом рождения курса является 1961. Интервью B.C. Леднева, академика РАО, академика-секретаря отделения среднего образования РАО// Информатика и образование.-1999. -10. С. 2−6.
  25. Т.В. Коллективный проект на уроках по Лого.//Информатика и образование, -с. 61−64.
  26. С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике. Автореферат диссертации кандидата пед. наук, Санкт-Петербург, 1995.
  27. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием. М., Знание, 1991. -160с.
  28. А.Б., Чердынцева М. И. Информатика для школьников и всех-всех всех. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996. -544с.
  29. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977 136 с.
  30. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.
  31. Гулд Х. Дабочник Я.Компьютерное моделирование в физике. 4.1, ч2. -М.: Мир, 1990.-350с.+ 400с.
  32. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, Луйс, 1981. -220с.
  33. В.А. Методика реализации внутрипредметных связейпри обучении математике. М.: Просвещение, 1991. -81с.
  34. В.А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей.- Омск, ОмИПКРО.- 1993.-323с.
  35. B.JI. Парадоксальные стороны человеческого мышления. Нейропсихологический анализ. -Санкт-Петеобург, 1996.
  36. B.JI. Функциональная асимметрия мозга человека. Автореферат дисс.. док. мед. наук. Ленинград, 1984.
  37. Т.В., Кужелева Н. Ю., Задорожная Е. А. Региональный инвариант курса информатики. //Информатика и образование.- 1996.- № 3.- С.9−14.
  38. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1982.
  39. А.Р., Ефимов В. И. и др. Информатика. Учеб. пособие для пед. спец. высш. завед. М.: Просвещение, 1991. -288с.
  40. А.П. Избранные труды.- Новосибирск: ВО Наука, 1994. -416с.
  41. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы) //Информатика и образование.- 1995.- 1.- С. 3−19.
  42. А.Ж. Теория устойчивости динамических дискретных моделей экономики и демографии: Монография. -Новосибирск, изд-во НГПУ, 1996. -340с.
  43. А.Ж., Жафяров Р. А. Математическая статистика. -Новосибирск: НГПУ, 2000. -249с.44.3алогова Л., Плаксин М., Русаков С., Русакова О. и др. Информатика. Задачник практикум. В двух томах. Под редакцией
  44. И., Хеннера Е, т1, т.2. М.: Лаборатория Базовых Знаний. 1999.-304с. + 280с.
  45. A.M. Физиологические основы психики. //Природа, -1999. -8. -с. 156−162.
  46. Иванов-Муромский К.А. Нейро-электроника, мозг, организм. -Киев, Наукова думка, 1983. -174с.
  47. Т. А. Педагогика. Курс лекций. -М.: Просвещение. -1984.
  48. Информатика. 6−7 класс. Под редакцией проф. Макаровой. Питер, Санкт-Петербург, 2000. -256с.
  49. Информатика. 7−8 класс. Под редакцией проф. Макаровой. Питер, Санкт-Петербург, 2000. -368с.
  50. Информатика. 9 класс. Под редакцией проф. Макаровой. Питер, Санкт-Петербург, 2000. -304с.
  51. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. -Владимир, 1972. -264с.
  52. Кауэлл Джон. Visual Basic 4.0: просто о самом существенном. -Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1998. -200с.
  53. М. Математика. Поиск истины: -М.: Мир. -1988. -295с.
  54. Концепция информатизации образования.//Информатика и образование.-1990. -1.
  55. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе .//Информатика и образование.-2000. 2. С. 17−22.
  56. Н.Н., Решетова Т. Н. Моделирование математика, информатика, логика — в школе. //Информатика и образование.-1997. -2−4.
  57. М.В. Обучение элементам моделирования при решении сюжетных задач в курсе алгебры 8-летней школы как путь реализации прикладной направленности школьного курса математики: Автореф. дис. канд. пед. наук.- JL: 1986. 16 с.
  58. А.В., Миков А. И., Хеннер Е. К. Осовременном этапе программы информатизации образования Пермской области. //Информатика и образование.-1999. -4. с. 16−21.
  59. А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе. Автореф. дис.. док. пед. наук. -М.: -1988.
  60. А.Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы Информатики и вычислительной техники. М., Просвещение, 1991. -224с.
  61. М.П. Использование общеобразовательных аспектов программирования для ЭВМ в совершенствовании среднего математического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. :-М, 1974.
  62. М.П. Обучение алгоритмизации (Учебное пособие). Омск: ОГПИ им Горького, 1977.- 32с.
  63. М.П. Проблема формирования алгоритмической культуры школьников// Новые исследования в педагогических науках. 1976,-1(27), 2(28).
  64. М.П. Вычислительная техника и программирование. М.: -Просвещение. 1987.
  65. Левченко И.В. http://murmansk.org.ru/mcit/gazeta/23.htm.
  66. М.Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютеров. //Информатика и образование.-1999. -5. с.49−54.
  67. Математическая Энциклопедия: Гл. ред. И. М. Виноградов. М.: Советская Энциклопедия, 1982.- Т.З. -1184 с.
  68. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. -М.: Педагогика. -1988. -192с.
  69. В.Ю., Степанников В. М. Современный Бейск для IBM PC. -М.: Издательство МАИ, 1993. -288с.
  70. А.А. Формирование общих алгоритмических умений учащихся при изучении математики в средних специальных учебных заведениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев- 1988. -20 с.
  71. А.В., Хеннер Е. К. О понятии «информационное моделирование». //Информатика и образование.-1997, -8. -с. 3−7.
  72. В.М. Введение в школу приложений, связанных с использованием ЭВМ. Автореферат дис.. док. пед. наук. -М.: -1973.
  73. В.М. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе : Опыт и перспективы. -М.: -Просвещение. -1987.
  74. В.М. Обучение программированию в средней школе.
  75. М.: Просвещение. -1967. -152с.
  76. В.М. Практикум по программированию для школ с математической специализацией. М.: Просвещение. -1968. -55с.
  77. Д.В. Программирование в интегрированной среде Турбо-Паскаль: Справ. Пособие. -Минск: Беларусь, 1992.-240с.
  78. Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. М: Мир. -1993. -176с.
  79. Пак Н. И. Компьютерное моделирование в примерах и задачах: Учебное пособие. Красноярск: КГПУ, 1994.
  80. Пак Н.И. О технологии компьютерного моделирования в образовании//Педагогическая информатика. -1994. -1. С. 47−53.
  81. А.В., Ярахмедова С. Д. Вычислительная практика: методические рекомендации для студентов математического и физического факультетов. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990. -43с.
  82. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.
  83. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Педагогическое общество России. -1998. -640с.
  84. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. -М., 1988.
  85. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
  86. В.В. Проблемы индивидуальности: общие и специально человеческие типы ВНД. http://intra.rfbr.ru/pub/knigi/teplov/3-l -2.htm.
  87. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. -М., -1998.
  88. Е.С. Новые педагогические технологии. Курс дистанционного обучения, http://scholar.urc.ac.ru: 8002/courses/ Technology /index.html.
  89. Е.С. Учимся вместе, учимся в сотрудничестве. -М., -1996.
  90. А.С. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации. Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Новосибирск. -1999.
  91. Примерная программа курса информатики. //Информатика и образование.-1999. -8.
  92. Проект концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).//Информатика и образование.-2000. 1.С. 19−26.
  93. А.И. Философия компьютерной революции. -М.: Политиздат, 1991.
  94. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. -М.: Просвещение, 1989.
  95. Н.В. Педагогика. М., 1978.
  96. В.А. Информатика в Черногорской школе-лицее № 18 //Информатика и образование. -3. -1998. -с. 44−54.
  97. B.JI. Динамические системы и фракталы в курсе информатике. Труды 2-го Конгрсса ИНПРИМ, Новосибирск, 1998, т. 3, с. 254.
  98. B.JI. О внеурочных формах обучения информатике. М-лы конф. «Новые информационные технологии в университетском образовании» Новосибирск, 1998, с. 111.
  99. И.Г. Системы, структуры, модели. //Информатика и образование.-1998. -1, 2.
  100. И.Г., Русаков С. В. Региональная программа базового курса информатики. //Информатика и образование.-1999. -4. с.22−32.
  101. С.А., Котов И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С. А. 3-е изд., -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  102. О.Л. Диагностика по учебнику. http://www. imaton.spb.su.
  103. Стихи матушки Гусыни. Сборник / Сост.Н. М. Демурова. На англ. яз. С избранными русскими переводами. -М:. Радуга, 1988. -684с.
  104. А.А. Как математика ум в порядок приводит. Минск, 1. Вышэйшая школа, 1991.
  105. А.Д. Происхождение изобразительного искусства. -М: Искусство, 1985.
  106. В.Б. Болезнь раздвоенного мозга. //Природа, -1999. -8. -с.163−171.
  107. Н.А., Алсынбаева Л. Г. Структура учебно-профессионального проекта. -Новосибирск: 1994.
  108. В.Н. Метод мини-проектов при обучении программированию//Материалы международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании»: Новосибирск: ИДМИ, 2000. -с 113—114.
  109. Турбо Паскаль 7.0. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1996.
  110. Федоров А.Г. Delfi 2.0 для всех. М.: ТОО фирма «КомпьютерПресс», 1997. -464с.
  111. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. -М.: Просвещение, 1984. -80с.
  112. И.Ф. Педагогика. 2-е изд. — М.: -Просвещение. -1990.
  113. Е.К. Математическое моделирование. Пермь, ПГПУ, 1995.
  114. Е.К., Шестаков А. П. Курс «Математическое моделирование» //Информатика и образование. -4. -1996. -с. 17−23.
  115. А.Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в математике. -Новосибирск, НГПУ. -1998.-216с.
  116. С.И. О подготовке программистов в среднейшколе.//Математика в школе, 1961.
  117. В.Ф. Информационные техногии обучения.//Информатика и образование. -1998. -2. с. 5−13.
  118. А. А. Повышение качества математического образования учащихся посредством формирования и развития их алгоритмической культуры.//Дисс.. канд. пед. наук. -Новосибирск. -1997.
  119. А. Применение ПЭВМ в решении задач по физике. Механика: Методическое пособие к спецкурсу для студентов физического факультета. -Новосибирск: НГПУ, 1999. -112 с.
  120. А.Г. Лого, рекурсия, фракталы. //Информатика и образование.-1996. -1. с. 61−67.
  121. Beck U. Computer-Graphik: Bilder und programme zu Fraktalen, Chaos und Selbstaendichkeit. -Basel- Boston: Birkhaeser, 1987.-291c.
  122. Prusinkiewicz P., A. Lindenmayer. The Algorithmic Beauty of Plants. New York Inc. -Springer. -1996. -228c.
Заполнить форму текущей работой