Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Строгановская школа монументальной живописи 1960-х — 1980-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное исследование может послужить основой для создания базового курса по истории Строгановской школы, а также существенно дополнить специализированный курс истории монументально-декоративной живописи. Материалы диссертации мо1уг быть применены в специальных статьях, лекциях по истории Строгановской школы монументальной живописи и представляют интерес для историков искусства и специалистов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Советская монументальная и станковая живопись в отечественном 11 искусствознании
    • 1. 2. Монографические исследования, посвященные отдельным 21 представителям отечественного монументализма 1960-х-1980-х годов
  • Глава. СЛОЖНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА КОНЦА 1950-х — КОНЦА 1980-х ГОДОВ
    • 2. 1. Истоки советской живописи второй половины XX века
    • 2. 2. Основные учебные заведения, выпускавшие художников- 30 монументалистов в советский период
    • 2. 3. Смена поколений. Стилевые ориентиры и индивидуальные черты
  • Глава. ИСТОРИЯ СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ 41 ЖИВОПИСИ XX ВЕКА
  • 1901−1918 Становление щколы. От живописного класса до 42 декоративно-рисовальной и декоративно-театральной мастерских
  • 1918−1941 ВХУТЕМАС, традиции и новаторство. 44 Монументалисты-Строгановцы в 1930-е годы
  • 1945−1958 Послевоенный период. «Возрождение» школы
  • 1959−1989 Период расцвета «От оттепели до Перестройки»
  • 1990−2010 Современный этап развития
  • Глава. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВЕДУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ КОНЦА 1950-х — КОНЦА 1980-х ГОДОВ
    • 4. 1. Станковая по форме, но монументальная по содержанию картина. 60 Г. М. Коржев, А. Л. Орловский, О.П.Филатчев
    • 4. 2. Различные виды стенописи в интерьере. В. К. Замков, 93 АЛ. Орловский, О.П.Филатчев
    • 4. 3. Монументальная живопись в экстерьере. В. К. Замков, 118 А. Л. Орловский, Б. П. Неклюдов, В.П.Неклюдов

Строгановская школа монументальной живописи 1960-х — 1980-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Творчество художников-монументалистов, выпускников и педагогов ранее — училища, института, университета и ныне — академии им. С. Г. Строганова, до последнего времени оставалось на периферии научного интереса. В последнее десятилетие ситуация начинает меняться, и сейчас, на фоне изменившегося отношения к наследию XX века и в связи с прошедшим 185-летием с момента основания училища, начинает проявляться интерес к этой яркой странице в истории отечественного искусства.

В научной и критической литературе, посвященной тематике монументального искусства, ни в советский период, ни в последние два десятилетия понятие Строгановской школы никогда не звучало.

Во времена Советского Союза подобное отношение было вполне естественным по причине пропаганды интернациональности и всеобщего единства в искусстве. В последние годы подобное восприятие перестало быть актуальным, а все возрастающий интерес к наследию эпохи социализма, связанный как с обилием памятников, так и с огромной разницей в их оценке представителями разных поколений, породил интерес как к личностям художников, так и к тем направлениям и школам, к которым они принадлежат.

Современное искусствознание, стремящееся к обобщению художественного опыта отечественного искусства прошедшего столетия, освободившееся от определенной идеологической направленности, тяготеет к созданию более цельной картины, не исключающей проблем художественной эволюции.

В этой связи кажется целесообразным обратиться к истории Строгановской школы монументального искусства в целом, сыгравшей значительную роль в развитии отечественной художественной культуры XX века.

Важно отметить, что, начиная с середины 1940;х годов, Строгановка собирает и аккумулирует в своих стенах ведущих мастеров старшего поколения, которые связывают творчество молодых с мощной художественной традицией русского искусства начала XX века.

Если исследования в области скульптуры, предпринятые.

М.А.Бургановой и Ю. А. Смолянковой принесли известный результат, выделив основные периоды и направления развития этого вида искусства применительно к Строгановской традиции, то история монументальной живописи не подвергалась столь тщательному изучению.

Актуальность темы

.

Само понятие Строгановской школы стало появляться на страницах научных изданий относительно недавно. До сих пор точные рамки для данного понятия никем не определены.

В данном исследовании предпринята попытка обозначить наиболее важные моменты становления и развития Строгановской школы монументальной живописи XX века. Для дальнейших исследований по данной теме следует обратить внимание на основные моменты при формировании стилистических особенностей, этапы и художественные аксиомы. В первую очередь, необходимо обозначить границы исследования и очертить круг вопросов, связанных с жизнью кафедры монументально-декоративной живописи МГХПА им. С. Г. Строганова, ее преподавателей и выпускников, а также крута художников, так или иначе связанных с ней.

Строгановская школа монументальной живописи — это историческая данность, сложившийся пласт отечественной культуры, объединяющий художников-монументалистов разных поколений. Творчество выпускников и преподавателей дореволюционного Строгановского училища (позднее училища-института-университета) отличали особые методы и подходы в преподавании художественных дисциплин студентам, уникальные принципы конструктивной моделировки формы, декоративной трактовки цвета и, что наиболее важно, реалистического направления в изображении фигуры человека.

Монументальная живопись, в отличие от станковой, во все времена была связана с архитектурной средой, в которой она существовала. Архитектурный стиль всегда диктовал живописи условия и границы существования. Живопись так же претерпевала изменения, как и все другие виды искусства. Важно также отметить особенности пространственного восприятия, характерные для каждого стиля монументальной живописи отдельно, и общие законы пространства для монументальной живописи в целом. Связь между театральным и монументальным искусством всегда была неразрывной. Так театральная декорация по масштабу и форме есть монументальное панно, а монументальная живопись в интерьере часто базируется на принципах и приемах организации сценического пространства.

Географические границы исследования.

География исследования достаточно широка, в первую очередь, это связано с тем, что памятники, созданные художниками-монументалистами представителями Строгановской школы, создавались для организаций и учреждений, находившихся в различных частях Советского Союза, а также за его пределами. Несмотря на это, основное внимание в исследовании уделено творчеству наиболее известных авторов, работы которых находятся в Москве и других крупных городах на территории бывшего СССР.

Хронологические рамки исследования.

Основной упор в исследовании сделан на этап расцвета школы и, как следствие, художников — представителей школы, активная творческая деятельность которых приходится на 1960;е — 1990;е годы, что выделено в заглавии. Для наиболее полного понимания происхождения феномена Строгановской школы монументальной живописи хронологические рамки нашего исследования также охватывают более широкий период, включающий в себя практически весь XX век. Эти хронологические рамки дают возможность проследить не только эволюцию стиля отдельных г г I представителей школы, но и составить общее представление об этапах развития школы как таковой, от момента начала ее формирования до современного периода. Такой временной охват создает предпосылки для формирования наиболее полного представления о феномене Строгановской школы монументальной живописи, в том числе наглядно подтверждает сам факт его существования.

Предметом исследования является Строгановская школа монументальной живописи, а также то место, которое она занимает в истории отечественного искусства второй половины XX века. В работе рассмотрено творчество художников-монументалистов, представителей Строгановской школы монументальной живописи, а также творчество других художников, представителей различных направлений в Советской монументальной живописи второй половины XX века.

Объект исследования.

В центре внимания нашего исследования находятся произведения монументально-декоративной живописи, созданные ведущими мастерамипредставителями Строгановской школы, активная творческая деятельность которых приходится на 1960;е — 1990;е годы. Также в рамках исследования проанализирован целый ряд станковых произведений этих мастеров, дающий возможность составить наиболее полную картину как эволюции их творчества в частности, так и изменения, которые с течением времени претерпевает школа в целом. Особое место в исследовании уделено взаимоотношениям и взаимовлиянию станкового и монументального творчества мастеров — представителей школы. В рамках исследования сделана попытка выделить общие особенности, характеризующие не только отдельные этапы эволюции творческого стиля отдельных авторов, но и то, как эти изменения проявляются в произведениях^ относящимся к различным по отношению к архитектуре категориям монументальной живописи.

Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить то место, которое занимает Строгановская школа монументальной живописи в истории отечественного искусства XX века, в то же время, обозначив основные этапы ее развития.

Задачи исследования:

— дать определение и четкую характеристику самому понятию Строгановской школы монументальной живописи;

— определить основные этапы и хронологию развития школы, обозначить ее путь от истоков до современного состояния;

— выявить основных мастеров — представителей школы;

— проследить основные этапы эволюции творчества представителей школы в период ее наибольшего расцвета;

— составить общую картину основных направлений и течений в рамках советской монументальной живописи второй половины XX века;

— обнаружить и проанализировать связь художников Строгановской школы монументальной живописи с представителями различных направлений в советском монументальном искусствеввести в научный оборот ряд неизвестных памятников монументального искусства, выполненных художниками Строгановской школыобозначить базовые принципы, объединяющие творчество художников-представителей школы;

— охарактеризовать влияние мастеров-представителей школы на нынешнее поколение художников-монументалистов.

Источники исследования.

В качестве источников было использовано художественно-критическое наследие мастеров — представителей Строгановской школы монументальной живописи. В исследовании использованы материалы личных архивов семей художников А. Л. Орловского и О. П. Филатчева, в составе которых — личные дневники, записные книжки, черновики и стенограммы докладов, фрагменты личной переписки, а также обширный фотоматериал, насчитывающий более 500 единиц негативов и позитивов.

В ходе работы над диссертацией были изучены фонды периодической печати РГБ им. В. И. Ленина, ВГБИЛ им. М. И. Рудомино и научный фонд библиотеки МГХПА им. С. Г. Строганова, Московского филиала научной библиотеки PAX.

Использованы личные дела художников из архива МГХПА им. С. Г. Строганова и РГАЛИ.

Методы исследования.

При изучении наследия Строгановской школы монументальной живописи был применен ряд традиционных для искусствознания методов. Прежде всего, это культурно-исторический методу который позволил лам, проанализировав исторический контекст, воссоздать основные этапы развития школы. Кроме того, формально-стилевой метод позволил нам воссоздать картину стилевой эволюции творчества отдельных мастеров — представителей школы и выявить отдельные вехи ее развития. В четвертой главе нашего исследования применены шонологический и иконографический методы. Иконографический метод помог нам проследить, как иконография образов отдельных сюжетов европейской и отечественной живописи повлияли на формирование сюжетов работ, выполненных мастерамипредставителями школы. Иконологический метод позволил выявить те первоисточники, к которым на различных этапах творчества обращаются мастера школы, и то, как отдельные образы возникшие в одной работе мастера, трансформируясь и видоизменяясь, проявляются в других его работах.

Сравнительно-исторический метод основан на классификации, изучении и анализе архивных материалов, среди которых главное место занимают оригинальные произведения представителей школы, фотографии, эскизы, графические изображения и письменные источники.

На основе художественно-стилистического анализа были выявлены особенности композиционного, графического, цветового решений.

Научная новизна работы.

Необходимо отметить недостаточную изученность истории монументальной живописи Строгановской школы и разрозненность материалов по данной теме. Само понятие Строгановской школы монументальной живописи никогда не звучало на страницах научных изданий. В очерках и монографиях таких авторов, как В. П. Толстой, М. НЛблонская, С. Б. Базазьянц, Н. В. Воронов, А. И. Морозов и В. ЕЛебедева рассматривалось лишь творчество отдельных авторов, а также общие тенденции развития монументализматого или иного периода.

Впервые: дано обоснованное определение понятия Строгановской школы монументальной живописи. выявлены и проанализированы основные этапы развития Строгановской школы монументальной живописи, обозначены истоки и предпосылки возникновения школы, а также ее современное состояние. дана характеристика основных направлений в рамках советской монументальной живописи второй половины XX века. вводится в научный оборот ряд памятников, созданных различными художниками-монументалистами, представителями Строгановской школы (в том числе памятники, на данный момент утраченные безвозвратно).

Практическая значимость.

Исследование вводит в научный оборот понятие Строгановской школы монументальной живописи и обозначает основные этапы ее развития.

Данное исследование может послужить основой для создания базового курса по истории Строгановской школы, а также существенно дополнить специализированный курс истории монументально-декоративной живописи. Материалы диссертации мо1уг быть применены в специальных статьях, лекциях по истории Строгановской школы монументальной живописи и представляют интерес для историков искусства и специалистов в области станковой и монументальной живописи. Вводимые в оборот памятники, в особенности те, что на данный момент уже перестали существовать, также могут стать предметом дальнейших исследований для следующих поколений историков искусства.

Апробация исследования.

Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры истории искусства МГХПА им. С. Г. Строганова. Основные ее положения изложены в статьях и докладах на российских и международных научных конференциях.

Материалы исследования использованы автором в практических и факультативных занятиях со студентами І-ПІ курса по кафедре монументально-декоративной живописи МГХПА им. С. Г. Строганова.

Гчаи-. 1 игтприд мя «„.Ма1*“ А.» я-м.-^* ШМ. Я. ЖЖ". Ж-Ш-^4' V «¦ — Ш Ш Лш.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При подведении общего итога исследования определяется круг проблем, требующих дальнейшего изучения, и формируются выводы.

Автор предлагает первое монографическое исследование, посвященное Строгановской школе монументальной живописи, рассматривающее ее в широком контексте отечественного монументального искусства второй половины XX века.

В исследовании впервые дано обоснованное определение понятия Строгановской школы монументальной живописи, на основании которого можно сделать вывод о стилевых особенностях школы.

Строгановская школа монументальной живописи — это историческая данность, сложившийся пласт отечественной культуры, объединяющий художников-монументалистов разных поколений. Творчество выпускников, и преподавателей дореволюционного Строгановского училища (позднее училища-института—университета-академии) отличали особые методы и подходы в преподавании художественных дисциплин студентам, уникальные принципы конструктивной моделировки формы, декоративной трактовки цвета и, что наиболее важно, реалистического направления в изображении фигуры человека.

Таким образом, можно выделить несколько основных стилевых особенностей школы.

Во-первых, основную роль в формировании индивидуального стиля каждого из художников-представителей школы играет крепкая база академических дисциплин. Подготовка именно по академическим стандартам рисунка и живописи, основанная на классических пропорциях и правильной геометрии, позволяет говорить о единой базовой части для всех представителей школы.

Во-вторых, одним из важнейших признаков, отмеченных в третьей главе нашего исследования, характеризующих Строгановскую. школу монументальной живописи, является отношение всех представителей школы к изображению человека как к своеобразному символу или проводнику, упрощающему процесс введения зрителя во внутреннее пространство изображения.

В-третьих, целый ряд принципов и приемов, основанных на конструктивном подходе не только к формированию внутренней структуры композиционного решения, но и к восприятию живой формы через призму ее конструктивного костяка.

В-четвертых, целый набор различных приемов декоративной трактовки цвета, не исключающий при этом его сложности и многообразия и позволяющий приспособить натуралистичную гамму цвета для нужд монументальной живописи. Это особенно ярко проявляется в композициях, где цветовая гамма, в силу ряда индивидуальных особенностей, не может быть выстроена только на ограниченном наборе колеров, а многообразие окружающего мира не может быть передано на основе импрессионистической трактовки цвета, чуждой идеям монументализма.

В рамках второй главы исследования впервые собраны воедино данные, касающиеся различных периодов развития Строгановской школы монументальной живописи. Выделены отдельные периоды, на основании которых можно проследить основные изменения стилевых ориентиров школы и вести дальнейшие исследования.

На основании архивных документов была выявлена точка отсчета на рубеже Х1Х-ХХ веков, с которой начинается история монументальной живописи Строгановского училища.

А также выявлены следующие этапы:

Первый — Становление школы. От живописного класса до декоративно-живописной и декоративно-театральной мастерских.

1900;й -1918;й годы, период главенства стиля модерн и сложения основных художественных ориентиров.

Второй — ВХУТЕМАС, традиции и новаторство. МонументалистыСтрогаиовцы в 1930;е годы — 1918;й -1941;й годы, период революционных преобразований, повлекший коренные изменения во всех сферах жизни и давший новый импульс развитию школы.

Третий — Послевоенный период. «Возрождение» школы — 1945;й —.

1958;й годы, период восстановления Строгановского училища, формирования новых приоритетов, передачи традиций старых мастеров новому поколению.

Четвертый — Период расцвета «От оттепели до Перестройки —.

1959;й — 1989;й годы, период самых ярких представителей и наиболее масштабных свершений, позволяющих говорить о масштабности вклада Строгановской школы монументальной живописи в историю отечественного искусства XX века.

Пятый — Современный период развития — 1990;й — 2011;й годы, период, наиболее сложный для школы и не имеющий однозначной характеристики.

Особое место в рамках данного исследования уделено изучению творческого наследия основных мастеров школы, таких как Г. М. Коржев, В. К. Замков, А. Л. Орловский, О. П. Филатчев.

В отдельных разделах рассмотрены различные направления станкового и монументального творчества авторов. Сделан ряд выводов, позволяющих по-новому взглянуть на творческое наследие этих авторов.

В частности, выделена важная роль оригинальных тем и сюжетов в творчестве А. Л. Орловского, в том числе, многообразие темы весны в его произведениях.

Выявлены раннее не охарактеризованные и не описанные стилевые ориентиры в творчестве О. П. Филатчева, указывающие на то, с каким вниманием художник воспринимает творчество северного Ренессанса и, в частности, Лукаса Кранаха Старшего.

В творчестве В. ТСЗамкова выделена роль, которую играет в творчестве художника его знания, связанные с историей искусства, и использование им наследия православного искусства, в частности, символики цвета и внутренней композиционной структуры.

Впервые введен в научный оборот ряд памятников, в том числе несколько на данный момент утраченных. В их числе комплекс мозаик гостиницы «Россия» АЛ. Орловского, мозаики зале дворца Культуры в Усть-Илимске О. П. Филатчева.

Также в рамках исследования сделана попытка обобщить опыт советской монументальной живописи на основании выделения ряда характерных признаков. Таким образом, выработан перечень пяти основных направлений, в рамках которых индивидуальные творческие принципы отдельных авторов имеют общие сходные черты.

В рамках исследования сделана попытка обобщить опыт советской монументальной живописи на основании выделения ряда характерных признаков. Таким образом, выработан перечень пяти основных направлений, в рамках которых индивидуальные творческие принципы отдельных авторов имеют общие сходные черты.

В рамках приложения впервые публикуются фотографические материалы из личных архивов АЛОрловского и О. П. Филатчева, отражающие некоторые произведения авторов в том виде, в котором они находились сразу после завершения работы художником. Также на основе личных записей и более ранних публикаций собраны каталоги основных работ художников.

Необходимо также отметить необходимость дальнейших исследований направлений, обозначенных в различных частях данного исследования, но невозможных в рамках данного диссертационного исследования.

Необходимо более детально проанализировать каждый из этапов развития Строгановской школы монументальной живописи, создав подробную характеристику каждого из них.

Также необходимо продолжить изучение творческого наследия мастеров школы, расширяя их круг и вводя отдельные характеристики каждого из этапов их творческого пути. Нет сомнения, что каждый из приведенных в данном исследовании художников достоин отдельного исследования, но целью данной диссертации было выявить основные направления и взаимосвязи, обозначив тем самым путь для дальнейших исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Я. Ленинский план монументальной пропаганды в действии. — М.: 1978.
  2. . Теория цвета и его применение в искусстве и дизайне.- М.: Мир, 1982.-С. 168−173.
  3. Н.И. Этика профессии //Художник, № 8,1977
  4. Н.И., Васнецов А. М. Освоение архитектуры //Творчество, № 4,1978.
  5. Н.И. Когда я рисую //Советская графика-77.- М.: Советский Художник.- 1979.- С. 18−22.
  6. Ассоциация художников революционной России: Сборник воспоминаний, статей, документов. М., 1973.
  7. Ю. Новая архитектура и ее требования //Декоративное искусство СССР.- 1962.- № 1.- С.9−21
  8. Ю. К вопросу о синтезе // Творчество.- 1963.- № 4 -С.21
  9. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974
  10. В.Р. Художник и предметное творчество.- М.: Советский художник, 1987.
  11. В.Р. Художник в архитектуре 1980 годов //Художник и город.-М.: Советский Художник.- 1988.- С.41−56
  12. Баженов В. Почётное звание // Тамбовская Правда. 06.05.1970.
  13. С.Б. Со зрителем один на один //Декоративное искусство СССР.- 1979.-№ 1
  14. С.Б. Образ человека в монументальной живописи. -Искусство, 1975.-№ 2.- С.21−31
  15. С.Б. Гуманистическая повесть // Художник.- 1976.- № 7.
  16. С.Б. Художник, пространство, среда.- М.: Советский художник, 1983.
  17. С.Б. Монументальное искусство в координатах среды // Художник и город.- М.: Советский Художник.-1988.- С.18−40.
  18. АЛ. Г.М. Коржев. Триптих «Коммунисты».- JL: Художник РСФСР.- 1988.
  19. Н.В. АЛ.Орловский: Чувство жизни и движения // Юный художник.- 2008.- № 7.- С.39−41.
  20. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. М.: 1971.
  21. М.А. А.Н.Бурганов и Строгановская школа //Юный художник.- 2010.- № 9.- С. 16−18.
  22. В.В. О сюжетно-тематической картине на выставке «Советская Россия» // Искусство.- 1970.- № 7.- С.6−14.
  23. Ванслов В.В.0 станковом искусстве и его судьбах. М.: 1972.
  24. В.В. О реализме социалистической эпохи.- М.: Изобразительное искусство, 1982.
  25. В. В. О монументализме в станковом искусстве // Творчество.-1971.-№ 10.- с.10−11.
  26. А. Великое переселение образов.- СПб.: Азбука-классика.-2008.
  27. JI.P. Советское изобразительное искусство. Основные этапы развития. М.: Советский художник, 1961.
  28. A.B. Пространство архитектуры и пространство живописи // Художник и город.- М.: Советский художник.- 1988.- с. 57−66.
  29. .В. Искусство молодых // Искусство.- 1969.- № 1.- С. 68.зо.
Заполнить форму текущей работой