Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Литературу по теме исследования можно разделить на два блока. Первый посвящен изучению исторического жанра в России с момента образования Академии художеств и выделения исторической картины в самостоятельный жанр. Основные закономерности развития русской исторической живописи отражены в «Очерках о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» под… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование традиций отечественной исторической живописи в XVIII — XIX веке
    • 1. 1. Специфика отечественной исторической картины как жанра станковой живописи
    • 1. 2. Становление традиций отечественной исторической картины в XVIII веке
    • 1. 3. Развитие традиций исторического жанра живописи в русском искусстве первой половины XIX века
    • 1. 4. Расцвет исторического жанра в русском искусстве второй половины XIX — начала XX века
  • Глава 2. Особенности воплощения традиций русской исторической картины в живописи Алтая второй половины XX века
    • 2. 1. Традиции и преемственность в историческом жанре живописи в советском искусстве. Формирование «усеченной культуры»
    • 2. 2. Зарождение исторической живописи в искусстве Алтая
    • 2. 3. Влияние столичных мастеров на деятельность Алтайского отделения Союза художников РСФСР и на развитие исторического жанра живописи Алтая в 40-х годах XX века
    • 2. 4. Проблематика исторической живописи Алтая в середине
    • XX. века
  • Глава 3. Ведущие мастера исторической живописи на Алтае второй половины XX века
    • 3. 1. Общая характеристика исторической живописи Алтая во второй половине XX века
    • 3. 2. Историзм живописи алтайского художника
  • Г. Ф.Борунова
    • 3. 3. Тема войны в творчестве мастеров живописи Алтая второй половины XX века
    • 3. 4. Исторический портрет в творчестве алтайских художников второй половины XX века

Интерпретация традиций отечественной исторической живописи в творчестве художников Алтая XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с историческими и экономическими изменениями в российском обществе пересматривается с новых позиций искусство социалистического реализма: одни исследователи отвергают художественную ценность советского наследия, другие идеализируют, эстетизируют его. Однако теоретики искусства XXI века не могут игнорировать факт влияния социалистического реализма на отечественную культуру. В отечественном искусствознании практически отсутствует систематизированная фактологическая база, позволяющая объективно оценивать сибирскую живопись. Столь же насущным является воссоздание картины развития исторического жанра в сибирской живописи. В искусствоведческой литературе отмечается, что среди всех живописных жанров наибольшее значение для развития образных представлений имеет исторический жанрвоссоздающий перед зрителями события, лица, взаимоотношения людей, отражая представление о времени и его героях, он помогает лучше понять прошлое. Между жанрами наблюдается тенденция взаимопроникновения. Картины, написанные современниками изображаемых событий, могут служить историческими документами. Произведения, в которых позднейший художник воссоздает прошлое, представляют собой более или менее достоверную реконструкцию исторических событий и явлений.

В настоящее время происходит переоценка места исторического жанра в искусстве. Чистый исторический жанр — редкость. Но нельзя отрицать того факта, что исторический жанр, являясь ведущим в русской живописи на протяжении нескольких столетий, заложил глубокие традиции и отражает историческую намять народа, являясь выражением русской духовности. Произведения исторического жанра советского периода на Алтае не были предметом специального изучения. Не сформулированы особенности исторического жанра, не определено его место и роль в творчестве алтайских художников второй половины XX века. Данное исследование является попыткой восполнить этот пробел.

Степень разработанности проблемы. Литературу по теме исследования можно разделить на два блока. Первый посвящен изучению исторического жанра в России с момента образования Академии художеств и выделения исторической картины в самостоятельный жанр. Основные закономерности развития русской исторической живописи отражены в «Очерках о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» под редакцией А. И. Леоновав работах Т. Н. Горина «Русская историческая живопись середины XIX века», «Русское искусство второй половины XIX века», «Русское искусство XIX века — начала XX века» М. М. Раковойа также в обобщающих трудах «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря., В. С. Кеменова., В. Н. Лазарева., Л. С. Алешина, в сборнике исследований и публикаций под редакцией Е. А. Борисовой, Г. Г. Поспелова, Г. Ю. Стернина «Из истории русского искусства второй половины XIX века — начала XX века». В трудах А. Г. Верещагиной, в частности, в ее работе «Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XX века», наиболее полно представлена проблематика жанра, осуществлен комплексный подход к вопросам жанра, принципам историзма, рассматриваются сюжеты, идеи, темы исторической живописи XVIII ~ начала XX века. Особая заслуга А. Г. Верещагиной состоит в том, что именно она выявила и проанализировала устойчивые традиции русской исторической картины, которые оказывают столь длительное влияние на историческую живопись России. В работе Н. А. Яковлевой «Жанры русской живописи» на обширном материале русской станковой живописи даются теоретические основы системно-исторического жанрового анализа, поднимается проблема жанра исторического портрета, в частности — «исторического героя и художественного образа». Русский исторический жанр в его эволюции достаточно подробно рассмотрен в статьях Г. Жидкова, К. Шмидта, С. Гольштейн, Н.Гейнике. Среди исследователей 1970 — 80-х годов отметим статьи О. Буткевича «Заметки об исторической и историко-революционной живописи последних лет», И. Горина «Историческая живопись на современном этапе», А. Рощина «За новый подъем исторической картины» и «Проблемы развития советской исторической революционной картины 1960;1980 годов». Проблема многослойности отечественной культуры разработана в исследованиях A.M.Кантора, признающего важность понимания особенностей взаимовлияния пластов культуры, заложенных разными поколениями художников, А. И. Морозова, отмечавшего многообразие стилистических исканий мастеров XX века, начало которым было положено на рубеже 1950;х — 1960;х годов. Проблеме динамики развития исторического жанра посвятил ряд статей В. С. Манин. Круг литературы, посвященной изучению сибирской живописи, узок и не обладает спецификой постановки проблемы исторического жанра. Первую попытку прикоснуться к сибирскому искусству 1960;х — начала 1970;х гг. сделали историки искусства П. Д. Муратов, Л. И. Снитко, В. И. Эдоков, позднееГ.И.Прибытков, Т. М. Стеианская, М. Ю. Шишин, Л. Н. Шамина, И. К. Галкина, Ю. Н. Сорокин, Л. Г. Красноцветова, Л. И. Леонова, Л. Н. Новикова, еще позднее, в начале XXI века, — Л. Н. Лихацкая, Л. И. Пехвядович, Е. В. Орловская, А. Л. Усанова. Ценные материалы содержат вступительные статьи к каталогам выставок, написанные названными авторами, а иногда художниками (Б.Н.Лупачев, Ф. С. Торхов, Л. Р. Цесюлевич и др.): каталог «Алтай в дни Великой Отечественной войны» (Барнаул, 1944), каталог XII краевой выставки произведений алтайских художников (Барнаул, 1959), XIII краевой художественной выставки (Барнаул, 1962), каталог «Алтайской краевой художественной выставки» (Барнаул, 1967), каталог «Алтайской краевой художественной выставки, посвященной 40-летию победы» (Барнаул, 1986), каталог выставки «Сибирь социалистическая» (Барнаул, 1980) и т. д. Гражданская война является темой, к которой обращались многие художники Алтая. О мастерах, оставивших след в исторической живописи Алтая (Г.И.Гуркине, А. О. Никулине, А.Н.Борисове), писали В. И. Эдоков, Л. И. Снитко, И. К. Галкина, ряд новых материалов из архива государственного художественного музея Алтайского края ввели в научный оборот в коротких, но ценных публикациях Е. И. Дариус и В. В. Глебов. В региональной литературе наиболее широко представлено отражение в живописи темы Великой Отечественной войны. Серьезную работу «В годы суровых испытаний и радости победы советского народа. Алтайский художник-педагог Д.И.Кузнецов» посвятил исторической теме военных лет исследователь искусства Г. И. Прибытков. Развернутые и глубокие анализы темы Великой Отечественной войны существуют в статьях И. К. Галкиной, Н. Гусельниковой и других авторов. Важным событием явилось издание «Художники Алтая. XX век», которому предпослана обширная, содержащая ценную информацию о живописцах, посвятивших творчество историческим сюжетам, статья Л. И. Леоновойданное издание содержит биографические справки и включает репродукции.

Таким образом, анализ литературы позволяет заключить, что исторический жанр в трудах сибирских искусствоведов и, в целом, в отечественном искусствознании не представлен трудом обобщающего характера, не воссоздана динамика развития исторического жанра в изобразительном искусстве Алтая, — все это актуализирует тему исследования.

Цель исследования: выявить степень влияния традиций отечественной исторической живописи на развитие исторического жанра в творчестве алтайских художников XX векаопределить динамику развития и особенности исторической живописи Алтая.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть процесс становления, формирования и развития традиций в русской исторической живописи.

2. Показать преемственность традиций русской исторической живописи в советском искусстве.

3. Проследить зарождение исторической живописи в искусстве Алтая.

4. Выявить влияние столичных мастеров живописи на развитие алтайского исторического жанра в 1940;х гг.

5. Проанализировать творчество художников, оставивших наиболее заметный след в развитии исторической живописи Алтая.

6. Определить типологию исторической живописи Алтая.

7. Сформулировать особенности развития исторической живописи, показать характер интерпретации традиции русского исторического жанра в творчестве алтайских художников XX в.

Объект исследования: историческая живопись России.

Предмет исследования: специфика преломления традиций русской исторической живописи в творчестве алтайских художников и динамика развития исторического жанра в искусстве Алтая XX века.

Хронологические рамки: XX вв.

Территориальные рамки: Алтайский край.

Методологическая база и методы исследования. На общей концепции работы сказались идеи, представленные в трудах ведущих историков искусства в области исследования исторического жанра, таких как А. Г. Верещагина, Н. А. Яковлева. Использовался системный подход. Тема рассматривалась в контексте исторических и социокультурных процессов на основе принципа междисциплинарности. Использовалась комплексная методика: исторический, типологический методы, методы сравнения, аналогии, метод искусствоведческого стилистического анализа.

Источники. В основу исследования легли разнообразные источники, систематизированные с учетом специфики проблематики: картины алтайских авторов, хранящиеся в фондах Государственного художественного музея Алтайского края, в Музее истории, литературы, искусства Алтайского края, в фондах Бийской картинной галереи, были использованы фонды частных галерей города Барнаула: А. П. Щетинина и С. Г. Хачатуряна. Кроме того рассматривались произведения, выставлявшиеся на различных выставочных площадках региона. В основу работы легли архивные материалы краевой организации Союза художников Алтая, а также каталоги художественных выставок: персональных, групповых, областных, краевых, зональных, республиканских. Привлекались материалы центральной и местной периодической печати: журналы «Художник», «Творчество», «Искусство», газеты «Алтайская правда», «Молодежь Алтая», «Вечерний Барнаул», «Бийский рабочий». Документальную основу изучения темы составили также правительственные документы: постановления высших государственных органов, но вопросам искусства, принятые в исследуемый нами периоднормативные документы партийного аппарата (сообщения, записки), характеризующие текущие процессы в сфере культурыфонды отделов культуры — краевые, городские. Также использовались источники мемуарного характера, интервью с художниками. Таким образом, источниковая база разнообразна и позволила развернуть исследование.

Научная новизна диссертации:

1. На основе анализа процесса становления отечественной исторической живописи сформулированы наиболее устойчивые традиции исторического жанра в России.

2. Рассмотрены истоки зарождения исторической живописи в искусстве Алтая в начале XX векаопределено влияние столичных мастеров на развитие исторического жанра в алтайской живописи.

3. Выявлена типология исторической картины в искусстве Алтая XX века.

4. Определены особенности и степень влияния на развитие исторической живописи Алтая традиций исторического жанра русского искусства.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования служат основанием для осуществления дальнейшего изучения сибирской живописи XX векамогут быть востребованы для разработки музейной комплексной экспозиции по историческому жанру алтайской живописи XX векаматериалы исследования могут использоваться для разработки специальных учебных курсов по истории искусства, а также при написании студентами курсовых и дипломных работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Историческая живопись, являясь динамичным и сложным понятием, к началу XXI в. не сохранила чистоты и границ жанра, что объясняется частично такими явлениями, как тенденция к стиранию границ между жанрами вообще, размывание понятий «художественность» и «искусство" — перспективы развития исторического жанра в изобразительном искусстве требуют специального исследования.

2. В советском искусстве были широко востребованы традиции русского исторического жанра в живописи, традиции «передвижнического» характера.

3. У истоков исторической живописи Алтая стояло творчество художников двух направлений: академической (Г.И. Гуркин) и европейской художественной школы (А.О. Никулин).

4. На развитие исторического жанра живописи в период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы существенное влияние оказали столичные мастера (М.Черемных, С. Лучишкин, М. Шипулин, Д. Цаплин, И. Чашников), чьи консультации, творчество, выставочная и педагогическая деятельность поднимали общую культуру живописи региональных художников.

5. Историзм присущ многим художникам Алтая, но яркий след в исторической живописи оставили немногие авторы. К ведущим мастерам исторического жанра принадлежат Г. Ф. Борунов, И. С. Хайрулинов,.

A.П.Ботев. Основной темой этих художников стали главные исторические события XX века (1917 год, гражданская война, Великая Отечественная война).

6. Историческая тема находила воплощение в развитии на Алтае историко-архитектурного пейзажа (М.Я.Будкеев, А. П. Фризен,.

B.В.Коньков,), в жанре исторического портрета (Г.Ф.Борунов, И. Р. Рудзите, И. С. Хайрулинов, Л. Цесюлевич), в пейзаже и натюрморте (М.Я.Будкеев, В. П. Марченко, М. Д. Ковешникова, А.Е.Емельянов).

7. Исторический жанр на Алтае воспринял и интерпретировал на основе особенностей исторического прошлого Алтайского края, неповторимости географической среды, уникальности творческих индивидуальностей, рожденных на Алтае, традиции русской исторической живописи. Преемственность проявилась в обращении к сюжетам национальной истории, присутствии в многофигурных исторических полотнах образа народа («хоровое» начало), в высоком статусе исторической картины. К особенностям алтайской живописи можно отнести утраты таких традиций, как внимательное отношение к деталям исторического костюма, подмена исторической картины индустриальным пейзажем, такими сюжетами, как новостройки и т. п., появилась такая черта, как репортажностьиными словами, в настоящее время чистота исторического жанра в алтайской живописи отсутствует, его заменило понятие сюжетно-тематической картины, границы жанра «размылись» и расширились, приняв в свои рамки и целинный пейзаж, и городскую среду, и элементы традиционной культуры, отраженные в натюрморте. Лейтмотивом в исторической картине алтайских художников проходит тема Великой Отечественной войны, разрабатывается тема современных «малых» войн, к концу XX в. в историческую картину возвращаются религиозные сюжеты, развивается исторический портрет. Апробация исследования:

Основные положения исследования были представлены в докладах и сообщениях на таких научно-практических конференциях и семинарах, как Седьмая Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 2001) — республиканский семинар по проблемам культурного наследия Сибири (Барнаул, 2001, 2002) — научно-практический семинар «Наследие и современность» (Барнаул, 2005) — международная конференция «Языки и литературы народов Горного Алтая» (Горно-Алтайск, 2006), всероссийский научно-практический семинар «Модернизация гуманитарного знания в сфере искусства» (Барнаул, 2006), региональная научная конференция аспирантов, магистрантов и студентов «Молодежь — Барнаулу» (Барнаул, 2006). Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих по четыре параграфа, заключения, списка используемой литературы и источников, приложений, иллюстраций. Общий объем диссертации — 178 страниц стандартно оформленного текста.

Заключение

.

На основании анализа изученных источников и литературы можно сделать некоторые обобщающие выводы в соответствии с поставленными целью и задачами. Несмотря на тенденцию размывания границ жанров в живописи, историческая картина в историческом искусстве Алтая заняла в XX веке значительное место, именно в ней отразились особенности отечественной истории XX века.

Традиции исторической картины, сложившиеся до 1917 года, были унаследованы советской исторической живописью, но некоторые из них трансформировались и изменились. В 20−30-х годах XX века советская историческая живопись развивается преимущественно в форме историко-революционной картины. Будучи по содержанию и по форме новым явлением, историко-революционная картина опирается на наследие дореволюционной исторической живописи. Прежде всего реалистической, второй половины XIX века, находя там примеры анализа и обобщения явлений прошлого. Однако, уже в этот период намечаются отличительные черты и особенности исторической картины. К таким особенностям можно отнести сокращение дистанции между событием и воссоздаваемым образом этого события в связи с глобальностью и новизной происходящих перемен в жизни общества. В первые послереволюционные годы исторические полотна носили батальный характер и по традиции второй половины XIX были проникнуты передовыми демократическими идеями. С начала развития советского батального жанра сложились новые черты, которые отличали его от дореволюционного. Красная Армия показывалась исключительно как армия нового типа, ведущая справедливую борьбу. В работах четко определилась социальная характеристика образов, наполненная положительными чертами. Под влиянием идеологии, последующие работы художников выражали единый порыв народа в борьбе за новое будущее. Это единение проявлялось в «хоровых» композициях сцен парадов, собраний, митингов. «Хоровое» начало этих работ являлось продолжением традиций «передвижников». Официальное искусство, развивая лишь одну «передвижническую традицию», создавало в стране ситуацию развития «усеченной культуры». «Железный занавес» отделил советскую страну от мировой культуры и от многих традиций отечественной культуры. Как бы ни была богата и плодотворна «передвижническая линия», она не могла выразить всю многогранность творческих возможностей художников. В условиях следования официальной политике рождается творческий метод «социалистического реализма», который являлся основным во все последующие периоды существования советского искусства. Идеологическое воздействие деформирующе влияло на трактовку историко-революционных событий, воспроизводя их в духе гипертрофированного пафоса. Небрежение истиной приводило к художественным утратам, нарушение правды исторической вело к потере образной достоверности, снижению эстетического и нравственного воздействия произведения. Однако, лучшие исторические картины, воплощавшие в подлинном, а не в декларативном смысле героическое, приобретали патриотическое звучание. С большой силой это качество исторического жанра проявилось в годы Великой Отечественной войны.

Историческая живопись этого периода прошла путь от точного документального воспроизведения отдельных событий и фактов, наивной символики и аллегорий к развернутому рассказу, художественным обобщениям, созданию эмоциональных образов. К концу 30-х годов историческая и батальная картина сформировались в своих основных принципах, выработали новый художественный язык и новые формы художественного воплощения героических тем времени. С точки зрения преемственности эволюции жанра, историческая живопись, выработала ведущие принципы обращения к истории в прямом ее отражении и реализованные как «идея исторической памяти», степень сопричастности современности как сущностное качество советского исторического жанра.

Историческая картина периода Великой отечественной войнызначительное идейно-творческое явление. Неслучайно в первый послевоенный период, на новых рубежах шестидесятых годов, на всем протяжении современного этапа живет и действует, обретая новые черты, традиция отношения к трагической и героической теме, находя опору в памяти прошедших войну, представлениях младшего поколения, стремящегося сделать свое открытие прошлого.

С конца пятидесятых годов на развитие советского искусства, прежде всего исторической живописи, оказали влияние изменения в обществе после XX съезда партии. Первоосновой образных поисков было стремление сделать свое открытие в истории. Уже на выставках 1957 года появились работы с более объективной трактовкой событий. Активнее применяются плодотворные художественные традиции. Общественный интерес к истории, соединившись со стремлением художников разных поколений дойти до истоков событий и характеров, утвердить человека главной фигурой истории, обусловил создание разных по стилевым подходам произведений.

Период 1960 — 1970;х годов можно охарактеризовать, как период в котором при всей неоднозначности процессов общественного развития, происходит заметное пробуждение исторического самосознания, начавшееся во времена «оттепели» и своеобразно проявившееся в семидесятые годы постепенным утверждением идеи исторической памяти. Она воплощалась в прямом изображении исторических сюжетов и в стремлении соединить прошлое с настоящим в структуре произведения. Второй этап в развитии исторической живописи — с середины 1960;х годов до рубежа 1970;х и 80-х годов определяется в целом созданием произведений, отмеченных стремлением к масштабности образов, раскрываемых в достаточно широком живописном спектре, включавшем черты развитой сюжетной драматургии, романтической, символической, фольклорной интерпретации художественного документализма.

Историческая живопись на Алтае начала формироваться только после 1917 года. Причиной тому явилось отсутствие профессиональной художнической среды. На волне новых преобразований в послереволюционный период создаются благоприятные условия для развития художественного творчества в крае. В означенный период творчество многих художников было посвящено революционным преобразованиям, событиям гражданской войны и другим изменениям в социальной и политической жизни страны. В этом смысле творчество таких известных живописцев как, Г. И. Гуркин (1870−1937г.г), А. О. Никулин (1875−1945г.г), не осталось в стороне от новых тем времени. Творчество художников этого периода вызывает интерес, так как на заре формирования профессиональной живописи на Алтае они являлись основными носителями живописных традиций русской школы и своими работами создавали фундамент для последующих художников края не только в пейзаже, портрете, но и в жанре исторической картины. Живописцы настолько глубоко восприняли традиции русского искусства, что в их произведениях прослеживается связь с общей современной культурой и национальным художественным наследием.

Период Великой отечественной войны в искусстве Алтая ознаменован влиянием в художническую среду края мастеров, эвакуированных из центральных городов России. Среди них были такие мастера, как С. Лучишкин, М. Шипулин, И. Порошин, Д. Цаплин, В. Риттер, Л. Месс, И.Чашников. Это существенно повлияло на общую культуру живописи в целом и на развитие исторической картины, в частности. Произведения маститых мастеров были серьезной школой для начинающих и самодеятельных художников. Их творчество и деятельность оказали благотворное влияние на уровень работ местных авторов. Художественная жизнь Алтая 1941;1945 годов интересна и многообразна. В этот период были созданы работы, различные по своему художественному уровню, с различной мерой профессионального мастерства и таланта, однако все они отразили подлинность времени, его события и настроения. В годы войны творчество профессиональных живописцев из центра страны определяло лицо краевого отделения Союза художников и уровень выставок, проходивших как в крае, так и за его пределами. Влияние их творчества на дальнейшее развитие профессионального искусства в крае, несомненно, велико. Местное отделение за годы войны окрепло, начали складываться определенные традиции.

В послевоенные десятилетия искусство Алтая выступало активным участником преодоления тяжелых последствий войны и развивалось в русле идеологических задач построения развитого социализма. С приходом политической «оттепели» с конца 1950;х годов делались попытки расширить теоретическую базу социалистического реализма, так как заданные рамки были слишком тесными для действительно содержательных произведений искусства. Перед художниками стояла задача создать образ-тип советского человека. Истории социалистического преобразования сел Алтая, труду и быту жителей села посвящены лучшие произведения живописцев этого периода. Таким образом, в послевоенное время сложилось и в 1970— 1980;е гг. наиболее полно и широко раскрылось видовое и жанровое разнообразие искусства Алтая. Творчество алтайских художников развивается в единой системе всей многонациональной культуры страны. Особое место в исторической картине алтайских художников занимает тема Великой Отечественной войны. В творчестве художников Алтая эта тема нашла свое преломление — вместо хроникально-документальной фиксации фактов войны, широкого панорамного показа крупнейших сражений появляются композиции, более глубоко раскрывающие душевные переживания и чувства отдельного человека. Такой подход к теме обусловлен не только удаленностью Алтайского края от линии фронта, но и глубоким проникновением в судьбы, горести и проблемы тех, кто участвовал в войне не с оружием в руках, а нес это бремя на своих плечах в тылу. Труженики тыла: женщины, дети, подростки, старики — вот настоящие герои полотен алтайских живописцев в немеркнущей теме войны.

Еще одним аспектом исторического звучания является тема крестьянства, которая широко отражена в творчестве Г. Ф. Борунова. В своих произведениях художник синтезировал традиции русского исторического жанра и специфику исторической картины советского времени. Создавая своеобразную художественную ипостась русского крестьянина, в чем-то близкую васнецовским богатырям, репинским бурлакам и деревенским мудрецам Пластова", Г. Ф. Борунов интуитивно выстраивает художественно-этическую концепцию образа русского человека, развивая ее как некое житие «долготерпеливого земледельца». В этом же ключе развивается художником тема исторической личности, а в работе над образом Ползунова можно проследить путь автора к истокам русского характера.

Следуя идеологическому заказу, требованиям времени, а также собственным творческим потребностям, художники создавали сюжетно-тематические картины, которые отразили все исторические вехи времени. Историзм был присущ многим художникам Алтая, но яркий след в исторической живописи оставили немногие авторы. К ведущим мастерам исторического жанра принадлежат Г. Ф. Борунов, И. С. Хайрулинов, А. П. Ботев. Основной темой этих художников стали главные исторические события XX века. Их творчество не останавливалось на документальном цитировании исторических фактов, а создавало прочувствованное обобщенное решение народной жизни. Полотна этих мастеров несут в себе не только авторскую концепцию истории, но и общенародное ее понимание.

Историческое прошлое Алтая, неповторимость его географической среды, уникальность творческих индивидуальностей — все это воплотилось в историческом жанре края на основе традиций русской исторической живописи. Преемственность проявилась в обращении к сюжетам национальной истории, присутствии в многофигурных исторических полотнах образа народа, в высоком статусе исторической картины. Однако в период развития исторического жанра на Алтае можно выделить и утраты таких традиций, как внимательное отношение к деталям исторического костюма, подмена исторической картины индустриальным пейзажем, такими сюжетами, как новостройки и т. п., появилась такая черта, как репортажность. Иными словами, в настоящее время чистота исторического жанра в алтайской живописи отсутствует, его заменило понятие сюжетно-тематической картины, границы жанра «размылись» и расширились, приняв в свои рамки и целинный пейзаж, и городскую среду, и элементы традиционной культуры, отраженные в натюрморте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. За мир и счастье / Л. Алексеева // Алт. правда. 1977. — 7 июля.
  2. Алтай в дни Великой Отечественной войны: каталог. Барнаул, 1944.
  3. Алтайская краевая художественная выставка произведений художников ветеранов Великой Отечественной войны: каталог: Живопись. Графика. Скульптура. — Барнаул, 1981.
  4. Алтайская краевая художественная выставка, посвященная 40 -летию победы: каталог. Барнаул, 1986.
  5. Алтайская краевая художественная выставка: каталог. Барнаул, 1967.
  6. Алтайская краевая художественная выставка: каталог. Барнаул, 1968.
  7. , В. Картины рассказывают о мужестве / В. Белозерцев // Бийский рабочий 1980. — 22 марта.
  8. , Е. Священная песня: 35-я краевая выст. произведений алт. художников участников войны, посвященная 50-летию Победы. / Е. Берсеньев // Веч. Барнаул. — 1995. — 13 мая.
  9. Г. Ф. Художники Алтая. XX век // Барнаул, 2001. — С. 46−47.
  10. А. П. // Выставка произведений художников педагогов Новоалтайского художественного училища: каталог. — Барнаул, 1983.
  11. , М. И.: каталог: Живопись. Графика. Барнаул, 1984.
  12. , А. Год 42-ой. Элеватор на Оби. Хлеб фронту Об истории создания картин рассказывает автор — алтайский художник Г. Борунов. / А. Волобуева // Алтайская правда — 1993 — 22 июня.
  13. , И.К. Барнаул: творческое наследие первых художников Алтая Г. Гуркина, А. Никулина, А. Борисова и др. на выставке, посвященной 25-летию Алт. музея изобразит, искусств. / И. К. Галкина // Художник. 1985. -№ 9.
  14. , И.К. Из истории художественных коллекций на Алтае / И. Галкина // Итоги деятельности музея изобразительных и прикладных искусств. в 1992 году: сб. докл. на науч.-нракт. конф. Барнаул, 1993. — С. 42−51.
  15. , И.К. Первые художники Алтая: о выст. «Становление профессионального искусства Алтая». / И. К. Галкина // Алт. правда. -1985.- 19 февр.
  16. Геннадий Борунов: Открытки / Комитет администрации Алт. края по культуре и туризму, Гос. худож. музей Алт. края- авт. Текста Л. Г. Красноцветова. Барнаул: Б.И., 2001.
  17. , А. Сибирская целина в живописи / А. Гольденблюм // Сельское хозяйство в Сибири 1956. — № 5. — С. 85 — 88
  18. , II. Воспевая подвиг целины: о выставке в краевом музее изобразительного искусства, посвященной 25-летию освоения целины. / Н. Гончарик // Молодежь Алтая 1979. — 16 марта.
  19. , Н. Художники о целине: о выставке в краевом музее изобразительного искусства, посвященной 20-летию освоения целины. / Н. Гончарик // Алт. правда 1974 — 6 апреля.
  20. , Н. Не погаснет огонь памяти о художественной выставке в честь 50-летия Победы. / Н. Гусельникова // Алт. правда 1995 — 20 мая.
  21. , Е. И. Коллекция работ с видами Барнаула в Государственном художественном музее Алтайского края / Е. И. Дариус. // Ползуновский альманах. Барнаул. — 2004. — №. 2. — С. 116 — 122.
  22. , Т. Картины, пришедшие с войны: выставка работ самодеятельных художников участников ВОВ А. А. Мякина и Р. Н. Смольникова в Славгороде. / Т.Дмитриенко. // Свободный курс. -1995.-11 мая.
  23. Ильбек Хайрулинов: каталог. Барнаул: РИО, 1985.
  24. Ильбек Хайрулинов: каталог: Живопись. Графика. Барнаул, 2003.
  25. Ильбек Хайрулинов: кталог: Живопись. Барнаул, 1995.
  26. , П. Боец и художник: о художнике Л. С. Рыбальченко, участнике партизанского движения в годы ВОВ. Летопись Великой Победы. / П. Каменский // Алт. правда 1965. — 11 апреля.
  27. , А. Еще один экзамен: 15-я краевая выставка. / А. Карпова // Алт. правда 1967. — 16 декабря.
  28. , Ю. И грусть, и радость: о творчестве алт. художника И. Хайрулинова. / Ю. Козлов // Алт. правда 2000. — 15 августа.
  29. Колпаков Геннадий: каталог: Живопись. Графика. Барнаул, 1980.
  30. , Л. Дорогой всем образ: интервью с алтайским художником Г. Боруновым. Ленинская тема в творчестве художника. / Л. Кошкарева // Алт. правда 1980. -12 января.
  31. Краевые художественные выставки (1938 1995)// Художники Алтая. XX век. — Барнаул, 2001
  32. , В. Над чем работают художники Алтая / В. Курзин // Алт. правда 1955 — 18 декабря.
  33. , Е. Искусство грядущей победы / Е. Левина // Алт. правда -1942. 29 ноября.
  34. , Е. Художественная выставка, посвященная Красной Армии / Е. Левина // Алт. правда 1942. — 1 марта.
  35. , Л.И. Особая тема: образ Ленина в произведениях художников Алтая. / Л. И. Леонова // Алт. правда 1986. — 22 апреля.
  36. Петр Семенович Панарин: каталог: Живопись. Персональная выставка. Барнаул, 1985.
  37. Победа. Май. 55: Краевая художественная выставка: каталог. -Барнаул, 2000.
  38. , Б. Добросердечие: о выставке, посвященной Дню Победы. Авторы работ алтайские художники — участники ВОВ. / Б. Прохоров // Алтайская правда — 1997. — 27 мая.
  39. Рисунки Григория Ивановича Гуркина в собрании АМИИ. -Барнаул, 1984.
  40. Сорокин, 10. Высокий полет: о персональной выставке алтайского художника И. С. Хайрулинова. / Ю. Сорокин // Алт. правда. 1997. — 15 мая.
  41. Сорокин, 10. Земная тема: тема целины в творчестве алтайских художников. / Ю. Сорокин //Алт. правда. 1979. — 25 фев.
  42. , Ю. И стали солдаты художниками: с 3-ей краевой выставки художников-участников ВОВ в Барнауле. / Ю. Сорокип // Алт. правда. 1981.-9 мая.
  43. , Ю. Когда бы не было войны.о художественной выставке, посвященной ВОВ. / Ю. Сорокин // Алт. правда. 1995. — 8 июня.
  44. , Ю. О подвиге, о доблести, о славе: 50-ти летию Великой победы посвящается / Ю.Сорокин. Барнаул, 1995.
  45. , Ю. Ощущение надежды: выставка произведений алтайских художников, посвященная 45-ти летию Победы в ВОВ. / Ю. Сорокин // Алт. правда. 1990. — 23 мая.
  46. , И. О родине, о судьбе народной / И. Хайрулинов // Алтай. 2000. — № 3. — С. 184−186.
  47. , И. Человек из легенды / И. Хайрулинов // Алт. правда.- 1982.-20 фев.
  48. И. Е.: каталог. Барнаул, 1995.
  49. Художественная выставка: каталог: Живопись, графика, скульптура. -Барнаул, 1997.
  50. Художники на целине // Целина продолжается. Барнаул, 1981. — С 224−225.
  51. , А. Подарок художника / А. Цыбинов // Алт.правда. 1986.- 15 марта.
  52. , А. Советские художники XXVI съезду КПСС: искусство — целине / А. Богаткин // Искусство — 1961. -№ 10 — С. 14−21.
  53. , А.Б. Художественная жизнь Алтая в первые годы освоения целины (1954−60 гг.): автореф. дис. канд. ист. наук / А. Б. Белецкий. Барнаул, 2003.
  54. , Б.М. Традиция и канон. Два парадокса / Б. М. Бернштейн // Советское искусствознание 80.- 1981.- № 2. С. 121 -126.
  55. , Т. С. Русская историческая живопись / Т. С. Айземан / М.: Большая советская энциклопедия, 1955.
  56. Верещагина, А.Г.: Русская историческая живопись и проблемы искусства «шестидесятых годов» XIX века: Автореф. дис. докт. искус.: 17.00.04. / А.Г. Верещагина- Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Ленинград, 1976.
  57. , А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII начала XX века / А. Г. Верещагина. — Л.: Искусство, 1973.
  58. Владимирские пейзажисты: альбом / авт.-сост. О.Воронова. М.: Советский художник, 1987.
  59. , И.К. Искусство периода Великой Отечественной войны / И. К. Галкина // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. — С. 67−78.
  60. , И.К. Основные проблемы творчества Г.И. Гуркина советского периода / И. К. Галкина // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.-С. 28−43.
  61. , И.К. Развитие изобразительного искусства Алтая в годы Великой Отечественной войны / И. К. Галкина // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. — С. 35−42.
  62. , И. К. Художник А.Н. Борисов / И. К. Галкина // Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г. И. Гуркина. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1996. — С. 61−64.
  63. , В. В. Архивное наследие И. Е. Харина в ГХМАХ. / В. В. Глебов // Первые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. мат-ов научн.- практ. конф. и Всерос. научн. конф. Барнаул, 2005. С. 164 — 168.
  64. , Е. Русская академическая живопись 50 60-х годов XIX века. Жанровая структура, иконография, особенности стиля / Е. Гордон // Искусство. — 1983. — № 9. — С. 58 — 67.
  65. , Е. Основоположник советской батальной живописи / Е. Востоков // Искусство. 1982. — № 6. — С. 6 — 12.
  66. , В. В. Архивное наследие И. Е. Харина в ГМАХ. / В. В. Глебов // Первые искусствоведческие Снитковские чтения: сб. материалов научно -практической конференции и Всероссийской научн. конф. Барнаул, 2005. С. 164 — 168.
  67. , К. Художественный образ и его историческая жизнь / К.Горанов. М.: Искусство. 1970.
  68. , Т. Н. Русское искусство второй половины XIX века / Т. Н. Горина. М.: Академия художеств СССР, 1962.
  69. , И. Э. История русского искусства / И. Э. Грабарь, В. С Кименов, В. Н Лазарев. М.: Академия наук СССР, 1963.
  70. Добровольский Владимир Федорович // Художники Алтая. -Барнаул, 1973.
  71. , JI. Образ человека труда в советской живописи 60 70-х годов / Л. Зингер // Искусство. — № 3. — С. 30−36.
  72. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1956.
  73. Изобразительное искусство Алтая. / Под ред. Л. И. Снитко. -Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1977.
  74. Изобразительное искусство Алтая. Сборник очерков /Состав, и автор, предисл. Л. И. Снитко. Барнаул: Алт. кн. изд.- во, 1977.
  75. Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Составитель И. К. Галкина. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.
  76. , А.А. О смысле духовной традиции / А. А. Каменский // Советское искусствознание 82. — 1983. — № 1. — С. 205−208.
  77. Г. А. // Художники Алтая. Барнаул, 1973.
  78. Г. А. // Художники Алтая. Барнаул, 1980.
  79. , А.Л. Николай Иванович Чевалков и его воспоминания /
  80. A.Л. Коптелов // Алтай. 1972. — № 1. — С 14−17.
  81. , А.Л. Николай Иванович Чевалков / А. Л. Коптелов -Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 1972.
  82. , В. Изобразительное искусство Алтайского края /
  83. B.Коренако / Искусство. 1987. — № 8. С 19 -23.
  84. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1965.
  85. , А.И. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны / А. И. Леонов. М.: Академия художеств СССР, 1951.
  86. , Л.И. От выставки к выставке / Л. И. Леонова // Художники Алтая. XX век. Барнаул, 2001. — С. 6−27.
  87. , Л. И. 75 лет со дня рождения художника Г. К. Тарского (1928 1981): страницы истории Алтая. Календарь памятных дат. В том числе тема целины и революции в творчестве художника. / Л. Н. Лихацкая // Барнаул — 2003. — С. 49−52.
  88. , Л. II. Образ И. И. Ползунова в изобразительном искусстве на Алтае / Л. Н. Лихацкая // Труды Алтайского государственного краеведческого музея. Барнаул, 2003. С 196 — 199.
  89. , Л. Н. Ползуновская тематика в творчестве алтайского художника И. Е. Харина / Л. Н. Лихацкая // Ползуновский альманах. Барнаул, 2004.-№ 2. С 157−160.
  90. , Л., Глебов В. .И времени свидетель: творчество алтайского художника И. Е. Харина, в том числе тема Великой Отечественной войны. / Л.Лихацкая. В. Глебов // Алтай. 1995. — № 1−2. -С. 183−184.
  91. , Л.Н. О тенденциях развития Алтайского портрета / Л. Н. Лихацкая // Первые искусствоведческие чтения/ Под ред. Т. М. Степанской. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001. С. 69−72.
  92. , М.В. Полное собрание сочинений / М. В. Ломаносов. -М.: АНСССР, 1959. Т-8.
  93. Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г. И. Гуркина. 18−19 окт. 1996 г. / Ком. адм. Алт. края по культуре и туризму, Гос. худож. музей Алт. края- сост. И. К. Галкина. -Барнаул: ГИПП «Алтай», 1996.
  94. Мировая художественная культура. Словарь справочник. СЛ56.
  95. , П. Д. Диалог с Н. И. Чевалковым. / П. Д. Муратов // Сибирские огни. 2005. — № 11. С 213 — 220.
  96. , П.Д. Письма художника П.И.Чевалкова / П. Д. Муратов // Сибирские огни. 1971. — № 6.
  97. , П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов / П. Д. Муратов. Л: Художник РСФСР, 1974. — 143 с.
  98. , Л.И. Пейзажная живопись Алтая 1960 1970-х г.г. / Л. И. Нехвядович. — Барнаул: Изд. Алт. ун-та, 2004.
  99. , Л.И. Тенденции развития индустриального пейзажа на Алтае в 1960 1970-е г.г. / Л. И. Нехвядович // Культурное наследие Сибири. Вып. № 4. — Барнаул: Изд-во Алт. университета, 2002.
  100. , Л. Н. Радость отдавать себя людям: творчество заслуженного художника Российской Федерации А. П. Малышева. / Л. Н. Новикова. Бийск: ЗАО Алтайвитамины, 2002.
  101. , Г. А. Гуркин алтайский художник-пейзажист / Г. А. Образцов. — Горно-Алтайск: Кн. изд-во, 1958.
  102. , Г. Есть что сказать людям.: о выставке алт. художника И. Хайрулинова, посвященной 40-летию Победы в ВОВ. / Г. Октябрь // Алтайская правда 1985. — 4 июня.
  103. , П. А. Дмитрий Жилинский / П. А. Павлов. Л.: Художник РСФСР, 1974.
  104. В. Живопись послевоенного десятилетия // Искусство. -1987. № 11. С.43−52.
  105. , И. О том, что помнится всегда: о творчестве художника Борунова. / И. О. Почков // Художник 1986. — № 7 — С. 63.
  106. Г. И. От энтузиастов-одиночек до творческого коллектива Союза художников / Г. И. Прибытков. Бийск: Алт. краев, орг. общества «Знание» РСФСР, 1990.
  107. , Г. И. Алтайский художник педагог Д. И. Кузнецов. По следам борьбы партизан в Горном Алтае: тема партизанского движения в годы гражданской войны в творчестве художника. / Г. И. Прибытков // Бийск — 1995.
  108. , Г. И. Кузнецов Дмитрий Иванович / Г. И. Прибытков // Энциклопедия образования в Западной Сибири. Барнаул, 2003. — С. 153 154.
  109. , Г. И. По следам борьбы партизан в Горном Алтае Алтайский художник-педагог Д.И.Кузнецов / Прибытков Г. И.- Бийск, 1995. С.54−59.
  110. , Г. И. Чорос-Гуркин / Г. И. Прибытков. Горно-Алтайск: Горно-Алт. респ. тип., 2000. — 188 с.
  111. , М. М. Русская историческая живопись середины девятнадцатого века / М. М. Ракова. М.: Искусство, 1984.
  112. , Г. Тема: Мужество: о картинах алт. художника И. Хайрулинова. / Г. Рассомахина // Алт. правда. 1983 — 7 мая.
  113. Рудзите-Цесюлевич Илзе Рихардовна // Художники Алтая -Барнаул, 1980.
  114. Рымаренко, 3. Время собирать урожай о творчестве И. и Л. Цесюлевичей. / З. Рымаренко // Молодежь Алтая 1967. — 4 июня.
  115. Рымаренко, 3. Главная мастерская жизнь: XII краевая выставка. В числе др. о картине Г. Колпакова ((Черный год. 1919″. / 3. Рымаренко // Молодежь алтая — 1959 — 11 декабря.
  116. , Е. Дыхание истории: о творчестве художника Г. Колпакова. / Е. Рябова // Алтайская правда 1980. — 10 февраля.
  117. , В.В. Творчество А.О.Никулина / В. В. Сазонова // Искусство Алтая: в краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. — С.44−54.
  118. , Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. Курс лекций / Д. В. Сарабьянов. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  119. , Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х гг. / Д. В. Сарабьянов. — М: Искусство, 1969.
  120. , О.С. О категории процесса как структуры временного потока / О. С. Семенов // Музыкальное искусство и наука. 1978. Вып. 3. С. 43−51.
  121. , Л. Хотите знать, что снилось Шукшину? / Л. Сидоренко // Веч. Барнаул 2002 — 14 августа.
  122. Словарь справочник по обществоведению и основам Советского государства и права. — М.: Просвещение, 1990,
  123. , Л. Борунов Г. Ф. / Л.Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977 — С. 46 — 49.
  124. , Л. Впереди новые полотна. / Л. Снитко // Алт. правда. -1978.-20 апр.
  125. , Л. Глазами художника / Л. Снитко // Молодежь Алтая. -1967, — 16 дек.
  126. , Л.И. Первые художники Алтая / Л. И. Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977. — С. 15−34.
  127. , Л.И. Первые художники Алтая / Л. И. Снитко. Л.: Художник РСФСР, 1983.
  128. , Л.И. Становление реалистической живописи на Алтае: автореф. дис. канд. иск. / Л. И. Снитко. М., 1977.
  129. , Л.И. Художественная жизнь советского Алтая / Л. И. Снитко // Изобразительное искусство Алтая. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1977.-С. 5−14.
  130. , Л. И. Чашников И. Д. / Л.И.Снитко // Искусство 1981. -№ 8. С 35 -40.
  131. , Ю. Печальник земли русской: К 60-летию художника И.Хайрулинова. / Ю. Сорокин //Алтай. 1999.- № 5.С. 176 — 178.
  132. Т.М. Мотовилов Николай Никанорович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997.- Т.2. — С. 231.
  133. , Т.М. 65 лет творческому Союзу художников Алтая. / Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. Вып. 6 — 7 — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005.
  134. , Т.М. А.О. Никулин и Алтай / Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. Вып. 6−7: Степанская, Т. М. Избранные статьи и очерки. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. — С. 17−21.
  135. , Т.М. Альбом к 60-летию Великой Победы. И. С. Хайрулинов / Т. М. Степанская. Барнаул: ГИПП «Алтай», 2005.
  136. , Т.М. Архитектура. Изобразительное искусство 18 611 917 гг. / Т. М. Степанская // Очерки истории Алтайского края. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. — С.235−242.
  137. , Т.М. Борисов Алексей Николаевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т. 2. -С. 81.
  138. , Т.М. Будкеев Михаил Яковлевич / Т. М. Степанская // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 57- 58
  139. , Т.М. Будкеев Михаил Яковлевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т. 2. -С. 84−85.
  140. , Т.М. Вступительная статья. Альбом к 60-летию Великой Победы. И. С. Хайрулинов / Т. М. Степанская. Барнаул: ГИПП Алтай, 2005. — С 6.
  141. , Т.М. Гуляев Вадим Николаевич / Т. М. Степанская // Барнаул: энцикл. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. — С. 91.
  142. , Т.М. Гуляев Вадим Николаевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т. 2. -С. 115.
  143. , Т.М. Гуркин Григорий Иванович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С.116−117.
  144. , Т.М. Карев Василий Васильевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 170.
  145. , Т.М. Культура и искусство / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.1. -С.281−293.
  146. , Т.М. Курзин Михаил Иванович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 202.
  147. , Т.М. Очерки истории Алтайского края / Т. М. Степанская. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1987.
  148. , Т.М. Никулин Андрей Осипович / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 245−246.
  149. , Т.М. Первая художественная выставка в Барнауле / Т. М. Степанская // Степанская Т. М. Служили Отечеству на Алтае. -Барнаул: Пикет, 1998. С. 97−101.
  150. , Т.М. Развитие культуры на Алтае в послевоенный период / Т. М. Степанская // Культурное наследие Сибири. Вып. 6−7: Степанская, Т. М. Избранные статьи и очерки. — Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2005.-С. 31−34.
  151. , Т.М. Филонов Федор Андреевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 382.
  152. , Т.М. Харин Иван Евсеевич / Т. М. Степанская // Энциклопедия Алтайского края. В 2 т. Барнаул: «Пикет», 1997. — Т.2. -С. 387.
  153. , Т.М. Художественная жизнь Барнаула / Т. М. Степанская // Барнаул. История культуры. Барнаул, 2000. — С.84−91.
  154. , Т. М. Художник А.О. Никулин / Т. М. Степанская // Наука, культура, образование. Горно-Алтайск, 2000. — № 4−5.
  155. , Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.еков / Г. Ю. Стернин. М.: Искусство, 1970.
  156. , С.А. Григорий Иванович Гуркин / С. А. Стрельцов. JL: Художник РСФСР, 1966.
  157. , В. Обь целинная О серии работ художников Чернова и Добровольского. / В. Татаренко // Алтай 1964. -№ 1. С 8 — 9.
  158. А. Полн. Собр. Соч. / А.Толстой. М.: Сов. Писатель, 1950. Т. 14. С.356
  159. , А. Наш город историческими глазами: картины И. Харина — бесценные документы, приобщающие потомков к истории родного города. / А. Федотов // Вечерний Барнаул. — 2003, 29 апреля.
  160. , А.В. Художник и город / А. В. Федотов // Вестник культуры.- 2002. -№ 3. Барнаул. С.41- 42.
  161. Философский словарь. М., 1980.
  162. Художники Алтайского края: библиограф, слов. В 2 т. Т.1 / науч. ред. Т. М. Степанская. Барнаул, 2005. — 435 с.
  163. Художники Алтая, XX век. Барнаул, 2001.
  164. , Н. Неожиданная Сибирь / П. Царева // Мир музея. 2003. -№ 6.-С. 43−51.
  165. , Н.С. Дыхание истории в трех картинах: Алт. живописцу А. Борисову 110 лет. / Н. С. Царева // Алт. правда. 1999. — 27 марта.
  166. Чернов Семен Ипатьевич // Художники Алтая. Барнаул, 1980.
  167. , JI.H. Изобразительное искусство Алтая / J1.H. Шамина. -Барнаул, 1987.
  168. , М.Ю. Жизнь и творчество художника Борисова / М. Ю. Шишин // Искусство Алтая: В краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989. — С.55−66.
  169. Д. Музыка и время // Коммунист. 1975. -№ 7. -С.38
  170. В.И. Продолжение традиций / В. И. Эдоков // Алтайская правда. -1985.- 12 апреля
  171. , В. Ветер Октября: тема революционных преобразований в Горном Алтае в творчестве Г. И. Гуркина и Н. И. Чевалкова. / В. Эдоков // Звезда Алтая. 1985. — 6 ноября.
  172. , В. Революция и искусство: страницы истории изобразительного исксства Алтая. / В. Эдоков // Звезда Алтая. 1982. — 7 ноября.
  173. , В.И. Возвращение мастера / В. И. Эдоков. Горно-Алтайск: Фонд им С. С. Суразакова «Чалтыган», 1994.
  174. , В.И. Г.И. Гуркин первый алтайский художник: автореф. дис. канд. иск. / В. И. Эдоков. -Л., 1971.
  175. , В.И. Г.И. Гуркин. Очерк о жизни и творчестве / В. И. Эдоков. Барнаул, 1967.
  176. , В.И. Мастер из Аноса / В. И. Эдоков. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1984.
  177. , В.И. Н.Чевалков: очерки о жизни и творчестве / В. И. Эдоков. Горно-Алтайск, 1972.
  178. , В.И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая / В. И. Эдоков. Горно-Алтайск: Горно-Алт.отд. Алт.кн.изд-ва, 1981.
  179. , И. А. Жанры русской живописи. Основы теории и методики системно- исторического анализа. Учебное пособие / Н. А. Яковлева. Л.: Министерство просвещения РСФСР, 1986.
Заполнить форму текущей работой