Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эволюция представлений о загробном мире: Религиозно-мифологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как бы не относился любой ученый к возможности загробного существования, он не может не признать, что эта проблема остается актуальной в настоящее время для всех верующих людей, а таких на сегодняшний день на земле подавляющее большинство. Уже одного этого достаточно для того, чтобы привлечь внимание культурологов к данной теме. Представления о загробном мире, присущие той или иной культуре (как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Зарождение и первые стадии развития представлений о загробном мире
    • 1. 1. Возникновение и эволюция представлений о посмертном существовании души в первобытной культуре
    • 1. 2. Учение о загробном мире в культуре древнего Египта
    • 1. 3. Учение о загробном мире в мифологии Древнего Междуречья
    • 1. АРазвитие представлений о загробном мире в культурах Древней Греции и Древнего Рима
      • 1. 5. Культура доколумбовых цивилизаций Америки и представления о загробном мире
      • 1. 6. Выводы
  • Глава II. Формирование и развитие циклической и линеарной концепции посмертного существования души
    • 2. 1. Формирование и эволюция циклической концепции
      • 2. 1. 1. Развитие ведическо-индуистских представлений о загробном мире
      • 2. 1. 2. Учение о загробном мире в тибетском буддизме (ламаизме)
      • 2. 1. 3. Эволюция представлений о загробном мире в культуре древнего и средневекового Китая
      • 2. 1. 4. Выводы
    • 2. 2. Эволюция линеарных представлений о посмертном существовании души
      • 2. 2. 1. Учение о загробном мире в зороастризме
      • 2. 2. 2. Эволюция учения о загробном мире в культуре древних евреев
      • 2. 2. 3. Становление и развитие учения о загробном мире в христианской культуре
      • 2. 2. 4. Учение о загробном мире в мусульманской культуре
      • 2. 2. 5. Выводы
  • Глава III. Эволюция представлений о посмертном существовании души в культуре Нового времени
    • 3. 1. Эммануэль Сведенборг и его видения загробного мира
    • 3. 2. Исследование видений людей, переживших клиническую смерть, и их влияние на современные представления о загробном мире

Эволюция представлений о загробном мире: Религиозно-мифологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы культурогенеза, несомненно, занимают важнейшее место в современной культурологии. Анализ общих закономерностей эволюции культуры и особенностей развития конкретных культур, проблем взаимодействия и взаимовлияния различных культур, общей типологии культур и конкретной их классификации на базе выделенных признаков и т. п., могут рассматриваться как в плане изучения цельных культур отдельных народов и исторических эпох, так и в аспекте развития определенных феноменов духовной и материальной культуры.

Те или иные представления о загробном мире имели место на протяжении практически всей истории человечества, но, как показывает анализ, на протяжении истории культуры изменялись не только они сами, но и та роль, которую они играли в духовной культуре. Поэтому вопрос об их эволюции и ее связи с общим развитием культуры представляется важным и актуальным для истории и теории культуры.

Как бы не относился любой ученый к возможности загробного существования, он не может не признать, что эта проблема остается актуальной в настоящее время для всех верующих людей, а таких на сегодняшний день на земле подавляющее большинство. Уже одного этого достаточно для того, чтобы привлечь внимание культурологов к данной теме. Представления о загробном мире, присущие той или иной культуре (как и весь остальной комплекс религиозных воззрений) важны для культурологов еще и потому, что они позволяют лучше понять другие сферы духовной и материальной культуры, например, такие как литература, изобразительное искусство, архитектура и т. д. Исследование данной темы позволяет нам приблизится к изначальному смыслу многих обрядов и обычаев, возникших в древности, первоначальное значение которых утеряно или изменено так, что стало непонятным для современного человека. Благодаря подобным исследованиям открывается возможность проследить не только происходящую со временем трансформацию самих этих обычаев, но и изменение отношения к ним в различных культурах.

Не вызывает сомнения и то, что наши представления о любой системе религиозных верований будут не полными без глубокого исследования мифов о потусторонней жизни. Мифологические представления являются неотъемлемой частью жизни различных этносов и играют важнейшую роль в формировании мировоззрения каждого человека. Мифология — важнейшая составляющая любой культуры, она возникла в эпоху первобытного мира и продолжает существовать до наших дней (хотя в разное время ее значение и роль, которую она играла в духовной культуре, была различна). Мифы — это один из способов понимания мира, которое зависит от конкретных природных, общественных и исторических условий возникновения самих мифов. Они дают обширный материал любому исследователю. В самых различных культурах загробный мир всегда представлял собой некий далёкий, иной мир, противостоящий миру живых. Важную роль в комплексе мифов о загробном мире занимают рассказы о путешествиях в «иной» мир и возвращениях живых персонажей из него. С помощью этих рассказов объяснялось наличие у людей знаний о законах существования в загробном мире. Анализ данной темы позволяет установить крайне интересный с культурологической точки зрения факт: в учениях о загробном мире прослеживается ряд общих черт даже у народов, не имевших культурных контактов. Уже это делает данную тему достойной подробного и всестороннего культурологического анализа.

Кроме того, необходимо отметить, что представления о загробном мире нашли широкое отражение в художественной культуре человечества, и многие произведения искусства прошлых эпох не могут быть адекватно поняты без знания соответствующих религиозно-мифологических идей.

И, наконец, говоря об актуальности данной темы, нельзя пройти мимо того, что это одна из «вечных» проблем, стоящих перед каждым человеком, поскольку смерть рано или поздно настигнет любого, и потому она сохраняет свое значение на протяжении всей истории мировой культуры.

Проблема общей эволюции представлений о загробном мире в культурах мира на сегодняшний день остается недостаточно изученной. Есть исследования, охватывающие отдельные сферы этого процесса, например, в рамках «религий откровения». В других работах в центре внимания оказывается отдельная страна или регион, сравнительная мифология исследует общие черты мифов, рожденных в различных культурах. Может быть именно потому, что представления о загробном мире широко известны, эта тема до сих пор не привлекала особого внимание культурологов, и такого типа идеи традиционно являлись предметом исследования этнографов, религиоведов, историков, психологов и т. п. И до сих пор не имеется культурологических исследований, где был бы проведен систематический и последовательный анализ основного массива этих представлений, выявлены закономерности их развития и изменения.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку проводимое исследование эволюции представлений о посмертном существовании души носит синтетический и, отчасти, междисциплинарный характер, необходимо коснуться вопроса о разработанности проблемы в различных дисциплинах.

К проблеме загробного мира и посмертной судьбы души в различных культурах в разное время обращались такие известные мыслители различных эпох, как Безант А., Блаватская Е. П., Бонгард-Левин Г. М., Брагинский М., Грантовский Э. А., Грейвс Р., Гече Г., Кнорозов Ю. В., Косидовский 3., Кры-велев И.А., Лосев А. Ф., Мень А., Рерих Ю. Н., Рерих Н. К., Сведенборг Э., Стеблин-Каменский И. Дайлор Э. Б., Темкин Э. Н., Торчинов Е. А., Токарев С. А., Фрезер Д. Д., Элиаде М.

В целом проводимое исследование опирается на общие культурологические исследования таких авторов, как Амфитеатров А., Апт С., Аронов A.A., Беккер К. Ф., Гриненко Г. В., Вардугин В. И., Вентц Э., Голосовкер Я. Э., Германович A.B., Дмитриева H.A., Евсюков В. В., Жданов Н. В., Игнатенко.

A.A., Каргаманов Ю., Кун Н. А, Кэ Ю., Медведко Л. И., Менар Р., Муравьёв.

B.C., Нейхардт A.A., Немировский А. И., Шантепи де ля Соссей Д. П., Тройский И. М., Хлопин И. Н., Черкассий Л. Е., Эрман В.Г.

Для анализа развития данных представлений в контексте историко-культурного процесса очень важным оказалось обращение к работам этнографов, культурологов, теологов, непосредственно посвященных разработке идеи «загробного мира» в разных религиях. Это труды таких исследователей, как Авдиев В. И., архиепископ Аверкий, епископ Александр (Семёнов-Тян-Шан ский), Анагарика Г., Ахмедов А., Бадж У., Бауэр В., Беккер К. Ф., Белов.

A., Борхес X. JL, Бреславец А. И., епископ Брянчанинов И., Бьой Касарес А., Винничук JL, Виногродский Б. Б., Глазенапп X. фон, Головин С., Грюнебаум Г. Э., Датта Д., Дюмотц И., Евсюков В. В., Зелинский Ф. Ф., Калягин Н. В, Ка-рягин K.M., Каутский К., Климович Л. И., Кузнецов Б. И., Лепехов С. Ю., Ли-пин Л., Липинская Я., Лопухин А. П., Мавлютов P.P., Малявин В. В., Марци-няк М., Морозов Н., Окулов А. Ф., Островская Е. П., Пиотровский М. Б., Пиотровский С., Померанцева Л. Е., Прозоров С. М., Ранович А. Б., Радхакришнан.

C., Рижский М. И., иеромонах Роуз С., Рудой В. А., Сказкина С. Д., Соловьёв.

B., Струве В. В., Хейердал Т., Целлер Э., Цултэм Н.-О., Чаттерджи С., Шиф-ман И.Ш.

В XX веке в рамках танатологии («науки о смерти») разрабатывались различные ракурсы этой проблемы, однако, мифологический аспект был исследован недостаточно. Так в трудах Ф. Арьеса рассматривается отношение к смерти, похоронные обряды в европейской культуре со времен Древней Греции и до Нового времени, но они не связываются с мифологической подоплекой этой проблемы. Некоторая связь смерти и мифологических представлений о ней прослеживаются в работах Моуди Р., Грофа С., Кюблер-Росс Эл., Хелифакс Дж. и других. Они исследуют сходство религиозных образов и впечатлений людей, переживших клиническую смерть.

Особый блок источников составляют сакральные тексты, такие как Библия, Коран, Авеста, Веды, Пополь-Вух, Бардо Тодол, Египетская книга мертвых и другие. Кроме канонических текстов используются и апокрифическиеа также мифы и сказки, содержащие рассказы о «путешествиях» людей в загробный мир. Представления о загробном мире и посмертном существовании души, характерные для той или иной исторической эпохи, содержатся в трудах современников, которые являются важным источником сведений (например, для античности: Аполлодор, Геродот, Павсаний, Платон, Плутарх, Страбон, Флавий И., Аристофан, Вергилий, Гомер, Гораций, Еврипид, Эсхил, Лукиан, Софокл, Овидий и др.).

В связи с тем, что в советский период в нашей стране проблема смерти и загробного существования попросту замалчивалась, работ отечественных авторов в этой области крайне мало. Одно из редких исключений — статья И. Т. Фролова «О жизни, смерти и бессмертии. Этюды нового (реального) гуманизма», где мифологический аспект проблемы практически не анализируется.

Не смотря на большой объем и глубину работ, посвященных учениям о загробном мире, вопрос об эволюции этих представлений в духовной культуре ставился крайне редко, и до сих пор нет полного и систематического исследования на эту тему.

Объектом исследования являются представления о загробном мире и посмертном существовании души в мифологии различных народов.

Предметом исследования являются наиболее общие закономерности и тенденции эволюции представлений о загробном мире в истории мировой культуры.

Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на мифологические источники, проследить эволюцию представлений о загробном мире в мировой культуре и ее связь с общей эволюцией культуры, а также выявить характер и степень взаимосвязей и взаимовлияний различных культур в данном вопросе.

Задачи исследования: проанализировать генезис и основные этапы становления представлений о загробном мире в первобытной культурепроследить основные тенденции развития представлений о загробном мире, рае и аде в истории мировой культуры, выявить те функции, которые в культуре выполняют эти представлениявыявить связь определенных картин загробного мира с конкретными системами верований эпохи Древнего мира и Средневековья и существенные особенности представлений о загробном мире в культурах разного типа (первобытной, культуре Древнего мира, средневековой, культуре Нового времени) — проследить взаимосвязи и взаимовлияния ряда важнейших систем религиозных верований в вопросе о загробном мире и посмертном существовании душивыявить и проанализировать черты сходства и различия в линеарной и циклической концепциях существования душипроанализировать новации, возникшие в европейской культуре в Новое время в вопросе о загробном мире (на примере творчества Эм. Све-денборга) — проследить черты сходства в представлениях о посмертном существовании традиционных мифологий и исследований современных ученых, полученных при анализе впечатлений людей, переживших клиническую смерть.

Методологическая основа исследования. Главным принципом, лежащим в основе данного диссертационного исследования, был принцип историзма, в соответствии с которым любые события и явления рассматриваются в контексте исторических событий. В работе использовался эволюционистский подход, основанный на идее развития от простого к сложному как самой мировой культуры, так и конкретных представлений о загробном мире. В исследовании вопроса о взаимодействии культур важную роль сыграл диффузионизм. В последней главе использовался также психоаналитический подход, построенный на интерпретации мифов на базе информации, полученной в результате погружения человека в трансовое состояние. Особое место в работе занимает принцип культурной толерантности — признание равной ценности всего, что создано разными народами, а значит признание самоценности каждой культуры.

В качестве конкретных методов исследования использовались метод аналогии, компаративный, типологический, генетический и структурный анализ и другие аналитические приемы.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении и анализе общих тенденций становления и генезиса представлений о загробном существовании, в выявлении взаимосвязей и взаимовлияний различных культур в вопросе об онтологическом статусе и имманентных характеристиках представлений о загробном мирев изучении роли картины загробного мира в решении проблем сотериологиив анализе влияния представлений о посмертном существовании на отношение к смерти и психологическую подготовку к ней.

Научная новизна исследования состоит в том, что на базе мифологических источников в нем рассмотрен процесс эволюции представлений о загробном мире от первобытных времен до наших дней:

— установлено, что представления о загробном мире возникли не сразу, а лишь после возникновения анимизма и на определенном уровне развития первобытной культуры. Эти представления прошли несколько стадий развития. К числу первичных характеристик загробного мира относилось лишь его местоположение;

— показано, что представления о загробном мире, которые в мировых религиях являются основой религиозно-компенсаторной и регулятивной функций, в первобытных верованиях не играли такой роли, а в национальных религиях Древнего мира лишь постепенно и в разных культурах по-разному начинали ее выполнять;

— выявлено, что линеарная и циклическая концепции, при всем их принципиальном различии, имеют некоторые черты сходства, например, в вопросе конечности или бесконечности существования души;

— проанализированы новации, возникшие в европейской культуре в Новое время в вопросе о загробном существовании души на примере воззрений Эм. Сведенборга, который рассматривает данную проблему через призму рационализма, присущего его эпохе;

— показано, что некоторые представления о загробном существовании, имеющее место в традиционных мифологиях, в ряде черт сходны с теми данными (полученными при проведении современных научных исследований), о которых сообщают люди, пережившие состояние клинической смерти или трансовое состояние.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Как только смерть перестает восприниматься первобытными людьми на уровне простых животных инстинктов, факт ее наличия в жизни требует объяснений, которые уже на этом раннем этапе претерпевают некоторую эволюцию. Так, у племен, находящихся на самом низком уровне развития (аборигены Австралии и Огненной земли), зафиксированы представления, по которым душа умирает вместе с телом. На более высоких уровнях развития культуры возникает вера в ее посмертное существование, но только у особых людей, таких, как жрецы и вожди (например, у полинезийцев и народов Океании). На стадии родоплеменного строя посмертное существование приписывается уже душам всех людей. В связи с этим возникает потребность в разработке учения о загробном мире как месте, где обитают души умерших. Свое развитие такого рода идеи получили в культурах древних цивилизаций и их национальных религиях, а затем и в мировых религиях.

2. Одной из особенностей первобытных представлений о душе является вера в существование у каждого человека нескольких душ. Эта идея, возникшая в первобытном обществе, продолжает свое развитие и в дальнейшем — в национальных религиях Древнего мира. Однако в процессе эволюции древних религий она утрачивает свое значение, и в мировых религиях людям приписывается существование только одной души.

3. Сравнительный анализ первобытной культуры и культуры Древнего мира позволяет выявить важную особенность эволюции соответствующих представлений: происходит постепенный переход от веры в недифференцированный загробный мир к разделению его на «рай» и «ад" — а в ряде случаев — и к появлению различных сфер внутри них (в культуре Междуречья вплоть до персидского завоевания эта дифференциация так и не появиласьв египетской мифологии имелось разработанное учение о полях Иалу и малоразвитые представления о Дуатв греческой мифологии намечается аналогичное разделение в Аиде, выраженное в появлении представлений о Ели-сейских поляха в римской мифологии царство Орка получает уже более четкое деление на Тартар и Элизиумв культурах народов американского континента также возникают представления о разной посмертной судьбе душ и местах их обитания). Таким образом, явно прослеживается тенденция к дифференциации загробного мира, но не везде она явно и одинаково выражена.

4. Одной из важнейших характеристик культур Древнего мира являются представления о характере загробного существования и о причинах того, что душа оказывается в «раю» или в «аду». На ранних этапах развития религиозной культуры решение этого вопроса было непосредственно связано с использованием религиозно-магических процедур. Но постепенно утверждается идея о том, что в загробном мире осуществляется воздаянии за поведение человека в жизни. Однако в религиях Древнего мира эта идея еще не носит доминирующего характера, и только в эпоху Средневековья в таких мировых религиях, как христианство и ислам, идея воздаяния становится решающей. Одна из современных интерпретаций идеи посмертного суда, которая прослеживается по впечатлениям людей, переживших клиническую смерть — это угрызения совести, переживаемые душой в момент осознания своих дурных поступков.

5. Как показал анализ имеющегося материала, в средневековой культуре Евразии происходит постепенное становление двух основных концепций посмертного существования души: в христианско-мусульманском мирелинеарнаяв буддистском мире — циклическая. В некоторых моментах они сближаются: в циклической (в буддизме) возможно прекращение перерождений благодаря уходу в нирвануа в линеарной — предполагается воскрешение умерших в конце времен для нового существования. Кроме того, результаты исследования позволяют выявить и проанализировать ряд других общих черт в линеарной и циклической концепциях: очищение души от грехов с помощью мучений, сложная структура загробного мира, в которой выделяются различные места (круги, ярусы) для качественно разных душ и т. д.

6. Сложившиеся в эпоху Средневековья в рамках мировых религий представления о загробном мире и посмертной судьбе души не претерпели принципиальных изменений в эпоху Нового времени внутри учений официальной церкви. Но за пределами канона, например, в видениях и основанных на них учениях мистиков они продолжают меняться. Наиболее яркая концепция такого рода была предложена Эм. Сведенборгом. В его представлениях находят свое отражение черты современной ему культуры, как светской, так и религиозной.

7. Исследования XX века (Р.Моуди, Эл. Кюблер-Росс, С. Грофа, Дж. Хелифакс и др.) позволили по-новому взглянуть на проблему посмертного существования человека и связанную с ней мифологию. В результате выявлено некоторое сходство между впечатлениями людей, переживших клиническую смерть, и традиционными религиозными представлениями, что позволяет по-новому взглянуть на мифы, рассказывающие о смерти и посмертном существовании.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в данной работе, могут быть использованы при преподавании истории мировой культуры, в лекционных курсах и семинарах по религиоведению, философии, социологии, социологии культуры, культурной антропологии и др., а также при разработке спецкурсов.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств.

Основные положения диссертации отражены в публикациях автора.

Основные результаты исследования докладывались на конференции «Этнокультурное многообразие и проблема взаимодействия культур», МГУ-КИ, 2004 г.

Материалы, представленные и проанализированные в этой работе, а также сделанные в ней выводы и обобщения, используются в преподавании теории и истории мировой культуры на кафедре истории культуры МГУКИ.

2.2.5. Выводы.

Подводя итоги проделанного анализа, здесь мы сначала сделаем некоторые выводы по поводу развития линеарной концепции, а затем сравним ее с циклической.

1.Линеарная концепция, получившая развитие в двух мировых религиях (христианстве и исламе) и широкое распространение в эпоху Средневековья, своими корнями уходит в религиозно-мифологические представления Древнего мира и даже в первобытные верования. Именно оттуда идут представления о душе как особо тонкой субстанции, продолжающей существовать после смерти тела. Если в мифологии первобытного общества и национальных религиях древних цивилизаций еще часто встречалось представление о существовании у каждого человека нескольких душ с различной судьбой, то в мировых религиях мы уже имеем дело с верой в единственную душу, которая уходит в определенный загробный мир.

2.Представления о двух сферах загробного мира — месте блаженства (рае) и месте наказания (аде), появившиеся уже в культурах Древнего мира, со временем претерпевают определенную трансформацию. Так, если местоположением загробного мира ранее могло считаться небо, подземный мир или какое-то место на поверхности земли, то в христианстве и исламе этотолько небо и подземный мир (правда, у Данте чистилище, как промежуточное место между адом и раем, все-таки располагается на поверхности земли).

3.Происходит размежевание и резкая поляризация двух сфер обитания душ на «том свете»: теперь это уже не один мир, хотя и, возможно, с различными местами обитания внутри него (как было в Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Греции и Риме), а два принципиально иных мира — рай, находящийся на небе, и ад, находящееся под землей. И при переходе от линейной к линеарной концепции загробная жизнь перестала пониматься как простое продолжение земной, а стала трактоваться как наказание или воздаяние за деяния земной жизни. Ад — это место жутких мучений для всех попавших туда душ, тогда как рай во многом сохраняет характер счастливой земной жизни. Впервые это учение в отчетливой форме появляется в зороастризме, оказывает влияние на иудаизм и через него приходит в христианство и ислам.

4.Представления о рае (небесах) и аде усложняются: эти сферы обитания душ все больше дифференцируются, возникают учения о множестве небес и множестве адов (или «кругов» ада). Каждый слой рая или ада предполагает различное вознаграждение или наказание. Эта концепция не получила особого развития в зороастризме, но идея дифференциации наказаний грешников — в зависимости от совершенных грехов, была намечена уже в древнем иудаизме, а также имела место в греко-римской культуре. Интересно, что подобные же идеи параллельно и примерно в то же время (вторая половина I тыс. до н.э. — начало I тыс. н.э.) развивались в культуре Востока — Индии и Китае.

5. Судьба человека в загробном мире зависит только от того, как он прожил свою жизнь, а не от похоронных обрядов и религиозно-магических действий. Этот перенос акцентов на морально-нравственный аспект фиксируется в различных культурах Древнего мира примерно с середины I тыс. до н.э. В своей полноте эта идея присутствует только в зороастризме, тогда как в иудаизме, христианстве и исламе похоронные обряды продолжают сохранять некоторое значение, хотя и не считаются решающими. С точки зрения православия и католицизма, живые могут оказать некоторое влияние на судьбу умершего — путем церковных служб, молитв и т. д., протестантизм это отвергает.

6. По мере развития национальных религий Древнего мира в них стала проявляться тенденция к монотеизму, возможно, являющаяся следствием развития рационального мышления. Дуализм исходных богов в зороастризме и более или менее строгий монотеизм в иудаизме, христианстве и исламе, пришедшие на смену более древнему политеизму, привели к поляризации сверхъестественных сил, разделившихся теперь на два лагеря — силы добра и силы зла. В учении о загробном мире это отразилось в том, что владыкой ада ставится олицетворение зла (Ангро-Манья, Самаэль, Сатана, Иблис), а царем рая — олицетворенное добро (Ахура-Мазда, Ягве, Христос, Аллах). Интересно, что в монотеистических религиях антагонистом бога становится его же творение — ангел, восставший против бога.

7. Примечательно, что в христианстве и исламе мы опять встречаемся с древним сюжетом — путешествием на «тот свет». Но если Мухаммед просто совершает нечто вроде «ознакомительной экскурсии», то Христос спускается в ад, чтобы освободить души всех ветхозаветных праведников (или даже, по православному учению, — вообще все души, попавшие туда до его прихода).

8.Уже в религиях Древнего мира укоренилась идея суда над каждой душой, попавшей в загробный мир, но там такой суд часто носил формальный характер, а приговор оказывался одинаковым (за исключением отдельных грешников, которым назначалось специальное наказание). В зороастризме утверждается идея подлинного суда, на котором учитываются все хорошие и все плохие поступки человека и приговор зависит именно от них. В зороастризме же впервые появляется и идея второго суда — Страшного суда в конце света, решение которого уже окончательно. В христианском вероучении некоторые души, обреченные первым судом на мучения, своими страданиями могут искупить свои грехи и на Страшном суде получить «оправдательный» приговор.

9.В линеарной концепции важное место занимает учение о спасителе (спасителях) и конце света, связанного с приходом спасителя. В ряде философских учений античности (например, в стоицизме) разрабатывались идеи конца света, но только как естественного природного процесса. Заметим, что учение о катастрофических событиях конца света перекликается с более древними учениями о многочисленных препятствиях, которые душа должна преодолеть, прежде чем упокоится в загробном мире.

10.В зороастризме впервые появляется идея телесного воскрешения (т.е. нового соединения души и тела), нашедшая свое дальнейшее развитие в религиях Откровения.

Сравнивая циклическую и линеарную концепции, необходимо отметить, что, несмотря на то, что они в целом противоречат друг другу, тем не менее они имеют ряд общих моментов:

1. И в циклической, и в линеарной концепции похоронные обряды и религиозно-магические действия уже не оказывают доминирующего влияния на посмертную судьбу каждого человека. Она теперь определяется, прежде всего, его собственными деяниями в течение земной жизни.

2. И в линеарной, и в циклической концепциях происходит значительная «демократизация» посмертного существования: высокий социальный статус в земной жизни более не оказывает влияния на характер реинкарнации или положение в загробном мире: у Данте, в индийской и китайской литературе в различных кругах ада находятся и мучаются вместе с простолюдинами цари, вельможи и даже высшие священнослужители.

3.Хотя по логике циклической концепции основное воздаяние совершается в новой земной жизни, тем не менее во всех религиях циклического типа утвердилась характерная для линеарной концепции идея рая и адаправда, как промежуточного состояния перед новым рождением.

4.Хотя по логике линеарной концепции пребывание души умершего в раю или аду должно длиться вечно, оно прерывается на Страшном суде воскрешением (получением тела), т. е. мы имеем дело с чем-то вроде реинканации, правда, единственной, а не множественной, как в циклической концепции.

5. Буддизм представляет собой любопытный синтез циклической и линеарной концепций: хотя здесь предполагается множество реинкарнаций для каждого индивида (циклическая концепция), при уходе в нирвану имеет место бесконечное однотипное существование (как в линеарной концепции).

Заключение

.

Как показало проведенное исследование, представления о загробном мире претерпели заметные изменения в истории мировой культуры, при этом их развитие обнаруживает тесную связь с типами культуры — первобытной, древней, средневековой и культурой Нового времени. Эта эволюция является результатом общего развития культуры и рационального сознания, выделением индивидуального сознания из родового, изменением социально-политических реалий жизни и т. д.

Зародившиеся еще в период палеолита представления о наличии у человека души, привели к формированию идеи о том, что и после смерти тела душа продолжает свое существование, и, соответственно, представления о загробном мире как месте, где она обитает. При этом в первобытной культуре и на ранних стадиях существования древних цивилизаций загробный мир понимался как «копия» земного, а загробное существование — как продолжение земного. При этом считалось, что решающую роль в обретении «хорошего» или «сносного» существования на «том свете» играют различного рода похоронные обряды и религиозно-магические действия.

Примерно в середине I тыс. до н.э. в представлениях о загробном мире и посмертной судьбе человека обнаруживаются принципиальные изменения. Загробная жизнь трактуется теперь не как простое продолжение земного существования, а воздаяние (наказание или вознаграждение) за земную. При этом похоронные обряды и религиозно-магические действия уже не оказывают доминирующего влияния на посмертную судьбу каждого человека: прежде всего она теперь определяется собственными деяниями человека в течение его земной жизни. При этом происходит значительная «демократизация» посмертного существования: высокий социальный статус в земной жизни более не оказывает влияния на положение в загробном мире (в «Божественной комедии» Данте, в индийской и китайской литературе в различных кругах ада находятся и мучаются вместе с простолюдинами цари, вельможи и даже высшие священнослужители).

Особенно интересно, что эта идея получает свое воплощение в двух противоположных концепциях посмертного существования, развивающихся в различных культурах: циклической (брахманизм и буддизм в Индии, а позднее даосизм и буддизм в Китае и буддизм в Южно-Восточной Азии) и линеарной (зороастризм, иудаизм, христианство, ислам).

И циклическая, и линеарная концепция не являются вполне последовательными. Так, хотя по логике циклической концепции основное воздаяние совершается в новой земной жизни, тем не менее, во всех религиях циклического типа утвердилась характерная для линеарной концепции идея рая и ада — правда, как промежуточного состояния перед новым рождением. А хотя по логике линеарной концепции пребывание души умершего в раю или аду должно длиться вечно, оно прерывается на Страшном суде воскрешением (получением тела), т. е. мы имеем дело с чем-то вроде реинканации, правда, единственной, а не множественной, как в циклической концепции. Особенно любопытный синтез циклической и линеарной концепций представляет собой буддизм: хотя здесь предполагается множество реинкарнаций для каждого индивида (циклическая концепция), при уходе в нирвану имеет место бесконечное однотипное существование (как в линеарной концепции).

Сложившиеся в эпоху Средневековья в рамках мировых религий (буддизма, христианства и ислама) представления о загробном мире и посмертной судьбе души не претерпели принципиальных изменений в эпоху Нового времени внутри учений официальной церкви. Но за пределами канона, например, в видениях и основанных на них учениях мистиков они продолжают меняться. Наиболее яркая концепция такого рода в рамках христианского мировоззрения была предложена Эм. Сведенборгом. В его представлениях находят свое отражение черты современной ему культуры, как светской, так и религиозной: это и более высокая степень гуманизма (например, в решении судьбы некрещенных младенцев), и значительная веротерпимость (попасть на небеса может любой человек, вне зависимости от его вероисповедания), и рациональное переосмысление того, кто такие черти и т. д.

Принципиальные изменения в культуре Нового времени, базирующейся на развитии науки и техники, оказали значительное влияние на сознание людей, в том числе, и на представления о «жизни после смерти». На протяжении всего Нового времени в европейской культуре наблюдался рост негативного отношения к учению о «рае и аде». И если XVIII век (эпоха Просвещения) был временем вольнодумства и скептицизма, то XIX, и особенно, XX век, стали временем широкого распространения материалистических и атеистических идей и усиливающего процесса секуляризации общественной жизни, особенно заметного в XX в.

На этом фоне сенсационными стали научные исследования, проводимые рядом психологов в последней трети XX века относительно переживаний во время клинической смерти, медитативных состояний или состояний экстаза, вызываемых психоделическими веществами или методами психотренинга. Они показали, что основой различных мифов, рассказывающих в загробном мире, могут быть психофизические процессы, протекающие в человеческом сознании и подсознании. А это переворачивает все наши представления о процессе мифообразования. Новое прочтение мифов может существенно помочь антропологии и культурологии в их изучении человека. С другой стороны, анализ мифологии через призму психологических идей может дать ключ для понимания ряда психических процессов и лечения различных фобий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. История Древнего Востока. М.: Политиздат, 1953. -758с.
  2. Аверкий архиепископ. Четвероевангелие. Руководство к изучению священного писания. М.: Издательство Православного Свято-Тихвинского Богословского Института, 1999. 336с.
  3. Авеста: Избранные гимны: Из Видевдата. Пер. с авест. И. Стеб-лин-Каменского. М.: Дружба народов- КРАМДС Ахмед Ясови, 1992. -207с.
  4. Алигьери Данте. Божественная комедия. Перевод с ит. М. Лозинского. Илл. Боттичелли. Пермь: Пермская книга, 1994. 479с.
  5. А. Тени Люцифера. Ташкент: Главн. редакция из-дательско-полиграфического концерна «Шарк», 1993. 528с.
  6. Анагарика Говинда. Путь белых облаков. Буддист в Тибете. М.: Сфера, 1997.-448с.
  7. Античность как тип культуры. Ответственный редактор А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1988. 336с.
  8. Антология даосской философии. / Сост. В. В. Малявин и Б.Б. Ви-ногродский. М.: Тов-во «Клышников-Комаров и К», 1994. 448с.
  9. Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. / Академия Обществ. Наук при ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма- Ред-кол.: А. Ф. Окулов (пред.) и др. М.: Мысль, 1989. 336с.
  10. Аполло дор. Мифологическая библиотека. М.: Научно-издательский центр «Ладомир» «Наука», 1993. — 216с.
  11. Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с фр. Общ. ред. Оболенской С. В., Предисл. Гуревича А. Я.М.: Издательская группа «Прогресс» «Прогресс-Академия», 1992. — 528с.
  12. Атеистические чтения: Сборник. М.: Политиздат, 1988.-343с.
  13. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1983. 559с.
  14. А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. 270с.
  15. Ашвагоша. Пятьдесят строф благочестивого почитания учителя (Гурупаньчашика). Пер. с англ. А. И. Бреславеца. СПб.: Ясный свет, 1995. -48с.
  16. У. Легенды о египетских богах. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, 1997. 304с.
  17. У. Путешествие души в царстве мёртвых. М.: АДЕ «Золотой век», 1997. 448с.
  18. Ю.П. Критика эсхатологии современного протестантизма: Дис. .канд. филос. наук: 09.00.06 Л, 1982. — 178с. Библ. с 164−178.
  19. В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов / Пер. с нем. Г. И. Гаева. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 512с.
  20. A.A. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. 241с.
  21. Безант Анни. Братство религий (Нет религии выше истины)/ Пер. Е. Писаревой // Вестник теософии, 1912. 96с.
  22. Безант Анни. В преддверии храма. Пер. А. Каменской. Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1910. 91с.
  23. Безант Анни. Древняя мудрость. / Пер. Е. Писаревой. 3 испр. изд. Paris: Adyar, 1925. — 219с.
  24. Безант Анни. Дхарма. / Пер. Н. В. Пшенецкой // Вестник теософии, 1910.-48с.
  25. Безант Анни. Эзотерическое христианство или Малые мистерии. Пер. Е. Писаревой // Вестник, 1930. 275с.
  26. К.Ф. Мифы древнего мира. Всемирная история. Саратов: Надежда, 1995. 720с.
  27. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Протестант, 1991. 1224с.
  28. Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древнии арии: мифы и история. М.: Мысль, 1983. 206с.
  29. Бонгард-Левин Г. М., Тюляев С. И. Искусство Шри Ланка. М.: Искусство, 1974. 205с.
  30. Буддизм в переводах. Альманах. Выпуск 2. / Редактор-составитель Е. А. Торчинов. СПб.: Андреев и сыновья, 1993. -447с.
  31. Буддизм: Словарь / Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др.- Под общ. ред. Жуковской Н. Л. и др.— М.: Республика, 1992.
  32. Буддийский взгляд на мир. Редакторы-составители Е. П. Островская и В. А. Рудой. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 464с.
  33. Бхагаватгита. Философские тексты Махабхараты. Вып. 1. Кн.1 Ашхабад: Ылым. 1978.
  34. A.C. Колумбы каменного века. М.: Знание, 1985. -160с.
  35. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Руковод. автор, колл. и отв. ред. Е. В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1996. 336с.
  36. Введение в философию: Учебник для вузов / Сост. Фролов И. Т., Арат-Оглы Э.А., Арефьева Г. С. В 2ч. М.: Политиздат, 1989. 367с.
  37. Ю. Мои посмертные приключения. М.: Лепта, 2002. 296с.
  38. Восток и Запад о жизни после смерти. / Сост. Н. Г. Шкляева. СПб.: Лениздат, 1993.- 476с.
  39. Геродот. История. В 9-ти кн. / Пер. Г. А. Стратановского. М.: ООО «Изд-во ACT», «Ладомир», 2001. 752 с.
  40. Г. Библейские истории: Пер. с венг. М.: Политиздат, 1988. -367с.
  41. X. фон. Буддийские таинства (тайные учения и ритуалы «алмазной колесницы») // Вопросы философии. 1994. № 7−8.— С. 208— 236.
  42. Я.Э. Сказания о титанах. М.: Нива России, 1993. -265с.
  43. Голубиная книга: Русские народные духовные стихи Х1-Х1Хвв. / Сост., вступит, статья, примеч. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошина. М.: Моск. рабочий, 1991.-351 с.
  44. Гомер. Илиада. Пер. с древнегреч. Н. Гнедича. М.: Правда, 1984. -432с.
  45. Гораций. Собрание сочинений. СПб.: Биографический институт Студиа биографика, 1993. 448с.
  46. Р. Мифы древней Греции. М.: Наука, 1992. 624с.
  47. Г. В. История философии: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.-688с.
  48. Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М.: Новый век, 2000. 448с.
  49. Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт, 1998.-669с.
  50. С. За пределами мозга. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Издательство Трансперсонального Института, 1993. 504с.
  51. С. Путешествие в поисках себя. Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: Издательство Трансперсонального Института, 1994.
  52. Гроф Станислав, Хэлифакс Джоан. Человек перед лицом смерти. Перевод с англ. А. Неклесс. Киев: AlrLand, 1996.
  53. H.A. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времён по XVI век. Очерки. 3-е изд., доп. М.: Искусство, 1985. — 319с.
  54. H.A., Виноградова H.A. Искусство древнего мира. -М.: Дет. лит., 1989. 207с.
  55. Древнегреческая трагедия. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993. 600с.
  56. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1, Т. 2. М.: Мысль, 1973. -363с.
  57. Древний Восток. Под ред. акад. В. В. Струве. М.: Учпедгиз, 1961. 240с.
  58. Древний Восток. Сост. М. В. Воскобойников. СПб: Респекс, 1998. -446−461с.
  59. Дхаммапада. Пер. В. Н. Топорова, под ред. Ю. Н. Рериха. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. 354с.
  60. В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб.: Азбука-классика, 203. 320с.
  61. М.Е. Мировоззренческий комплекс в культуре китайского простонародного буддизма (по материалам письменных памятников V—VI вв.). Дис. д-ра филос. Наук: 09.00.03, СПб, 1993. — 370с. Библ. С 351−370.
  62. Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. 352с.
  63. Жив Бог. Семейный катехизис, сост. группой православных христиан. Пер. с фр. Введение прот. Г. Сидоренко и прот. К. Фотиева. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1989. 508c.
  64. Жизнь земная и последующая. Сост. П. С. Гуревич, С. Я. Левит. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. 415с.
  65. Ф.Ф. Сказочная древность Эллады: Мифы Древней Греции. / Сост., Г. Ч. Гусейнов. М.: Моск. рабочий, 1993. 382с.
  66. Иллюстрированная история религий. В 2-х тт. Под ред. проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей. М.: Издат. отдел Спасо-Преобра-женского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1992. 528с.
  67. Искусство стран Востока. / А. Н Анисимов, JI.H. Гумилёв, А. Н. Желоховцев и др.- Сост. Д. Б. Пюрвеев, В.И. Скурлатов- Под. ред. P.C. Василевского. М.: Просвещение, 1986. 303с.
  68. Ислам: Словарь атеиста./ Авксентьев A.B., Акимушкин О. Ф., Акиниязов Г. Б. и др.- Под общ. ред. Пиотровского М. Б., Прозорова С. М. М.: Политиздат, 1988. 254с.
  69. Исповедь в порядке двадцати мытарств. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997. 33с.
  70. Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). М.: Просвящение, 1996. 252с.
  71. Ю. Неизвестное об исламе / Новый мир. М.: Известия, № 1(933) янв., 2003.
  72. Карманный словарь атеиста. Ю. А. Бахныкин, М. С. Беленький, A.B. Белов и др.- Под ред. М. П. Новикова. М.: Политиздат, 1985. 217с.
  73. K.M. Сакиа-муни (Будда). Соловьёв В. Магомет. Репринт. воспроизведение изд. 1902, 1897. Волгоград: Сов. Фонд милосердия и здоровья. Хозрасчет, предприятие «Темп», 1990. 160с.
  74. К. Происхождение христианства. М.: Политиздат, 1990. -463с.
  75. Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон +, 1996. 496с.
  76. Клемен Карл. Жизнь мертвых в религиях человечества. М.: Intrada, 2002. 224с.
  77. Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифология. М.: Полтиздат, 1986. 270с.
  78. Книга ада и рая. Сост. Х. Л. Борхес, А. Бьой Касарес. СПб.: Амфора, 2002. 271с.
  79. Косидовский 3. Библейские чтения- Сказания евангелистов- Пер. с пол. М.: Политиздат, 1990. 479с.
  80. Косидовский 3. Часы веков. Тайны археологии. М.: Остожье, 1997.-496с.
  81. Космические легенды Востока. М.: Сфера, 1991. 208с.
  82. С. Н. История начинается в Шумере. М.: Политиздат, 1991.- 168с.
  83. И.А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1985. 255с.
  84. И.А. История религий: Очерки в 2 т. Т. 1, Т. 2. М.: Мысль, 1988. -446с., 384с.
  85. В.Ю. Ритуальная чистота в зороастризме и исламе (смерть и похоронный обряд).: Дис. .канд. ист. наук: 07.00.07 СПб, 1996 -136с. Библ. с 125−136.
  86. .И. Древний Иран и Тибет (История религии Бон). Предисл. Б. М. Нармаева, послесл. А. Н. Зелинского. СПб.: Евразия, 1998.
  87. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. / Под ред. проф. А. Н. Марковой. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 660с.
  88. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 576с.
  89. Кун H.A. Легенды и мифы Древней Греции. Боги и герои. Троянский цикл / Предисл. Н. К. Тимофеевой. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1992. 320с.
  90. Кэ Ю. Мифы древнего Китая. Пер. с кит. Предисловие Б. Л. Риф-тина. М.: Гл. ред. вост. литерат. издательства «Наука», 1987. 527с.
  91. Д. Сообщения о делах в Юкатане. М.: Ладомир, 1955.321с.
  92. И.В. Понятие о воздаянии в обыденном религиозном сознании христиан и буддистов: общее и особенное. Дисс. .канд. фил. наук: 09.00.06 СПб, 1999 — 105с.
  93. Легенды и сказания древней Греции и древнего Рима. Сост. A.A. Нейхардт. М.: Правда, 1987. 576с.
  94. С.Ю. Праджняпарамита в ранней махаяне. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1995. 254с.
  95. Я. Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Пер. с польского ЭЛ. Гессен- Перевод и редактирование древнеегипетских текстов О. И. Павловой. М.: Искусство, 1983. 223с.
  96. А.П. Библейская история Ветхого завета. Монреаль: Adyar, 1986.-402с.
  97. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.- 620с.
  98. А.Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977.207с.
  99. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
  100. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. A.A. Тахо-Годи- Общ. ред. A.A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. М.: Мысль, 1993.-959 с.
  101. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-525с.
  102. Лукиан. Избранная проза: Пер. с древнегреч. / Сост. И. Нахова. М.: Правда, 1991.-720с.
  103. P.P. Ислам. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974.-168с.
  104. Л.И., Германович A.B. Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики. М.: Политиздат, 1988. 255с.
  105. А. «История религии» т. III, М: Слово, 1992.
  106. А. протоиерей. Сын человеческий. М.: P. S., 1991.-464с.
  107. Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: РИПОЛ, 1995.-416с.
  108. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон +, 1998.-432с.
  109. Мифологический словарь. Книга для учителя / Б. М. Коган, М. Н. Ботвиник, Б. П. Селецкий, М. Б. Рабинович. М.: Политиздат, 1985. 176с.
  110. Мифы в искусстве Старом и Новом (по Рене Менару). М.: Современник, 1993.
  111. Мифы Древней Греции. Сост. И. С. Яворская. СПб.: Лениздат, 1990.-366 с.
  112. Мифы исчезнувших цивилизаций. Сост. В. И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1996. 512с.
  113. Мифы народов мира. / Сост. В. И. Коровин, В. Я. Коровина, Е. С. Абелюк, 3-е изд., испр. и доп. М.: Росткнига, 1999. -480с.
  114. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1997.
  115. Н. История возникновения Апокалипсиса. Откровение в грозе и буре. Репринт, воспр. изд. 1907 г. M.: АОН, 1991. 310с.
  116. Р. Жизнь после жизни. М.: МПКЦ «Перспектива», 1991. -160с.
  117. Ф. Путешествие на тот свет: / Повесть. Авториз. пер. с тадж. Ю. Смирнова. Душанбе: Маориф, 1983. 212с.
  118. Настольная книга атеиста. Под. ред. С. Д. Сказкина. М.: Политиздат, 1985. 460с.
  119. А.И. Мифы Древней Эллады. М.: Просвящение, 1992.-319с.
  120. А.И. Мифы и легенды древнего Востока. М.: Просвящение, 1994. 368с.
  121. О’Гир Э., Гроувз Д. Иисус. Серия «Экспрес-эрудит». Ростов н/Д: Феникс, 1997. 176с.
  122. А.Г. Легенды и мифы Древнего Востока. СПб: Литера, 2002.-512с.
  123. А. Древняя Месопотамия. М.: Наука, 1990. 434 с.
  124. Павсаний. Описание Эллады: В 2 т. М.: Ладомир, 1994. -364с.
  125. Парнас. Антология античной лирики. Сост.С. А. Ошеров. М.: Моск. рабочий, 1980. 512с.
  126. H.A. Словарь русских личных имен: Ок. 2600 имён. / Спец. научн. ред. О. Д. Митрофанова. 3-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1984. -384с.
  127. Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Общ. ред. А.Ф. Лосева- Примеч. A.A. Тахо-Годи- Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1990.
  128. Плутарх. Избранные биографии. Пер с греч, под. ред. и с пре-дисл. проф. С. Я. Лурье. М.: Гос. соц.-экономич. изд., 1941. -492с.
  129. H.A. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.: Искусство, 1985. 255с.
  130. Пополь Вух. Отв. ред. Ю. В. Кнорозов. М.: Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», 1993. — 253с.
  131. По ту сторону смерти. Сборник. М.: Летавр, 1993.- 288с.
  132. Православный Катихизис. Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шаньский). М.: Издание московской патриархии, 1990. с. 36−38.
  133. С. Индийская философия. В 2 т. Пер. с англ. М.: Миф, 1993.
  134. А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. 479с.
  135. Н. К. Сердце Азии. Минск: Университетское, 1991.
  136. М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: Политиздат, 1987. 366с.
  137. Роуз Серафим (иеромонах). Душа после смерти. М.: Мысль, 1991.-236с.
  138. Сад вечности. Восточные афоризмы. Сост. И. И. Трофимкин. СПб.: Паритет, 2001. 272с.
  139. Э. О небесах, о мире духов и об аде. Киев: Украина, 1993. 336с.
  140. Э. Тайны неба. Киев: Пресса Украины, Пор-Рояль, 1993.-256с.
  141. JI. Дзурхай: Буддийская астрология. Владивосток: Рубеж, 1994. — 63с.
  142. А. Книга Еноха. Казань: Пресса, 1888 — 134с.
  143. Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Т.5. Приношение современному монашеству. Изд. 3-е, исправ. и пополненное. СПб.: Издание книгопродавца И. JI. Тузова, Гостиный двор, № 45, 1905. 464с.
  144. Страбон. География. Репринтное воспроизведение издания 1964 г. М.: Науч.- изд. центр «Ладомир», 1994. 944с.
  145. Строители погребальных холмов и обитатели пещер. / Пер. с англ. Е. Красулина. М.: ТЕРРА, 1997.- 168с.
  146. Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573с.
  147. Тайны загробного мира. Сост. архимандрит Пантелеймон. Калуга: Синтагма, 1999. 320с.
  148. Тибетская книга мёртвых. Пер. Э. Вентца и ламы Кази Давы Самдупы, М: Фаир, 1999. 336с.
  149. С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. -662с.
  150. С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976. 576с.
  151. Троицкий Благовестник. Молитвы церкви за усопших. Сергиев Посад: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990. 12с.
  152. Философский словарь. / Под ред. Фролова И. Т. М.: Политиздат, 1986. 588с.
  153. И. Иудейские древности: В 2 т. Т. 1, Т. 2. / Пер. с греч. Г. Г. Генкеля / Подгот. Текста, предисл., и примеч. Г. И. Довгяло, К. А. Ревяко, В. А. Федосика. Минск: Беларусь, 1994. 558с., 606с.
  154. Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций. Методика и техника психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998. 224 с.
  155. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. Пер. д-ра М. В. Вульфа, с пред. Проф. И. Д. Ермакова. М.: МЦ «Система» при МК ВЛКСМ, 1989. 85с.
  156. Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1983. 703с.
  157. Д.Д. Фолклор в Ветхом завете. / Пер. с англ. М.: Политиздат, 1985.-511с.
  158. И.Т. О жизни, смерти и бессмертии: Этюды нового (реального) гуманизма//Вопросы философии. 1983, № 1,2.
  159. Т. Экспедиция «Кон-Тики». «Ра». Пер. с норвежек. По-слесл. А. А. Губера. М.: Мысль, 1972. -486с.
  160. И.Н. А что было до потопа?: Исторические корни древнейших мифов человечества. Л.: Лениздат, 1990. 155с.
  161. Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. 1, Ч. 2/Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М.: Высш. школа, 1980. 328с., 256с.
  162. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В Зч. Ч. 1 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. -448с.
  163. Э. Очерк истории греческой философии / Пер. с нем. С. Л. Франка, примечания М. А. Солоповой. М.: Канон +, 1996. 336с.
  164. Цултэм Н.-О. Искусство Монголии. М.: Изобразительное искусство, 1984. 232с.
  165. Чаттерджи Браман. Сокровенная религиозная философия Индии. Лекции, читанные в Брюсселе в 1898 году. Предисловие и пер. с 3-его французского издания. Калуга: Тип. Губ. Зем. Управы, 1905.
  166. Чудеса и видения как доказательства различных истин христианской православной веры. Сост. прот. Ф. Ласкеев. Ростов-на-Дону: Благовест, 1997.-248с.
  167. И.Ш. Ветхий завет и его мир. М.: Политиздат, 1987. -239с.
  168. Г. Мифы классической древности: В 2 т. Т. 1. М.: Высш. шк&bdquo- 1993. 272с.
  169. М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. При участии Г. С. Винер. СПб: Университет, книга, 1997. 415с.
  170. Е.М. Библия для верующих и неверующих. М.: Политиздат, 1977. 376с.
  171. Cerny J. Ancient Egyptian religion, London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1952. 327c.
  172. Cook A.B. Zeus. A study in ancient religion, v. 1−3, Camb.: Air, 1914−40. 144c.
  173. Grunebaum G.E. von. Classical islam. A History 600—1258. London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1970. 276c.
  174. Nicholson J. Mexican and Central American mythology, London -N.Y.: Land, 1967. 234c.
Заполнить форму текущей работой