Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Любовь как социокультурная константа бытия человека

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая эпоха формирует свое отношение к любви, определяет ее значимость и смысл. Социокультурная история общества говорит об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и к богу, любви к жизни и родине, любви к истине и красоте, любви к добру и справедливости, любви к свободе и власти и т. д. Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Феномен любви как константа в социокультурных традициях
    • 1. 1. Любовь как экзистенциальная константа бытия личности 15 1.2 Полисмысловое понимание любви в ценностной системе культуры
  • Глава II. Ответственность — субстанциальная основа любви
    • 2. 1. Ответственность и любовь: социокультурный контекст взаимосвязей и отношений
    • 2. 2. Благотворительность как проявление социальной ответственности

Любовь как социокультурная константа бытия человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В начале XXI в. формируется качественно новая система мировоззренческих установок «постсовременной» культуры, связанная с поливариантным восприятием мира. В течение последних десятилетий социокультурная ситуация предъявляет новые требования к пониманию любви как в общественном сознании, так и в теоретических исследованиях. Современная цивилизация привносит новое (но не всегда самое удачное) в межличностные отношения, которые так или иначе связаны с проблемой любви.

Постмодернистская культура, значительно трансформировав социокультурную среду и социокультурные смыслы жизни, отрицает ее интимность, «деконструирует» эстетико-сакральное пространство любви, превращает ее в сферу сугубо материальных удовольствий. В этих условиях возрастает необходимость социокультурного анализа феномена любви в качестве константы культуры.

На фоне девальвации нравов XXI в. истинная любовь в ее классическом понимании, несущая в себе социальную ответственность, способна преобразовать экзистенциальное бытие человека, стать универсальным детерминантом социальных процессов. В этом плане любовь как форма экзистенциального переживания человека, выступая как средство преодоления отчуждения человека от человека, человека от мира, представляет собой гармонический объединяющий принцип.

В рамках современной культуры требуется новое прочтение таких разновидностей любви, как любовь человека к Богу, гражданина к своей Родине, любовь к власти, любовь между мужчиной и женщиной, между братом и сестрой, между родителями и детьми, любовь к себе, к эстетике природы, любовь как милосердие и благотворительность. Как пишет М. М. Бахтин: «Только любовь может увидеть и изобразить внутреннюю свободу предмета. Только для любви раскрывается абсолютная непотребимость предмета, любовь оставляет его целиком вне себя и рядом с собой (или позади). Любовь милует и ласкает границыграницы приобретают новое значение. Любовь не говорит о предмете в его отсутствие, а говорит о нем с ним самим"1.

Разнообразие и множественность накопленных мировой культурной и философской традициями трактовок, касающихся проблемы человеческой любви, их противоречивость и эклектичность в рамках частнонаучных гуманитарных парадигм, определили особую необходимость в глубоком и всестороннем анализе данного феномена в свете достижений современной философской и культурологической мысли. Многогранность феномена любви как сферы бессознательного и сознательного, спонтанного и упорядоченного, рационального и иррационального актуализирует исследование ее в качестве социокультурной константы экзистенциального бытия современного человека в контексте современной постмодернистской культуры.

Степень научной разработанности проблемы.

Любовь как элемент культуры всегда привлекала внимание ученых, мыслителей в различных областях гуманитарных знаний. Культурфилософские идеи о любви связаны с мировой культурой и находят истоки в следующих образцах зарубежной философской мысли: работах Аристотеля, А. Августина, Дж. Бруно, Ф. Бэкона, М. Вебера, Г. В. Ф. Гегеля, И. В. Гёте, Л. Валла, И. Канта, Конфуция, С. Кьеркегора, Ф. Ларошфуко, А. Макинтайра, Ф. Ницше, X. Ортеги-и-Гассета, Платона, Плутарха, Ж.-П. Сартра, Софокла, Л. Фейербаха, М. Фичино, В. Франкла, У. Эко и др. Наряду с этим диссертант вводит в научный оборот труд по проблемам любви англоязычного автора Л. Секомб, который на данный момент не имеет публикаций в переводах на русский язык.

Интерпретация любви находит широкое распространение в отечественной социокультурной мысли, где во главу угла ставится жертвенная,.

1 Бахтин М. М. Риторика, в меру своей лживости. // Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. — СПб.: Азбука, 2000. — С. 235. бескорыстная любовь. В этом контексте феномен любви рассматривали крупные мыслители и философы: М. М. Бахтин, С. Н. Булгаков, Б. П. Вышеславцев, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, Д. С. Лихачев,.

A. Ф. Лосев, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, С. Н. Трубецкой и др.- современные отечественные философы: Р. Г. Апресян, О. И. Мачульская,.

B. М. Розин, О. К. Румянцев, Ю. Б. Рюриков, П. А. Сорокин, Е. Н. Шапинская,.

B. П. Шестаков и др. Эти ученые сформировали философско-антропологический и культурологический дискурсы по проблемам любви. Вопросы духовного бытия человека находят отражение в трудах отечественных ученых: Н. И. Ворониной, А. А. Гусейнова, Т. Ф. Кузнецовой, Е. А. Мартыновой, Е. В. Мочалова, В. С. Степина и др.

Любовь как единый универсальный мировой принцип представлен в трудах отечественных исследователей — Н. А. Берядева, В. С. Соловьева, и зарубежных — Гесиода, Дж. Бруно, М. Фичино, Эмпедокла и др. Любовь как духовное основание бытия человека находит отражение в трудах Аврелия Августина, Д. Алигьери, И. Канта, С. Кьеркегора, Ф. Петрарки, Платона, Сократа, М. Фичино, Э. Фромма, М. Фуко и др.

Философско-психологический контекст любви стал предметом исследования в трудах Г. Маркузе, А. Маслоу, 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни.

Исследованием феномена любви в контексте экзистенциального бытия человека занимались М.-А. Бейль (Стендаль), С. Кьеркегор, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, В. Франкл и др.

В социально-философском аспекте любовь исследовалась в работах И. Канта, Дж. Локка, Л. Фейербаха и др. Любовь как один из концептов языка и культуры рассматривал Ю. С. Степанов.

Для освещения проблемы полисмыслового понимания любви диссертант анализирует труды многих авторов, в частности Д. Алигьери, И. Канта,.

C. Кьеркегора, К. С. Льюиса, Э. Паунда, Ф. Петрарки, Плутарха, Сократа, Софокла, Э. Фромма, М. Фуко, Эмпедокла и др.

Для анализа взглядов философов прошлого на проблему любви автор обращается к работам отечественных ученых — Г. В. Драча, Е. JI. Дубко, И. А. Ильина, А. Ф. Лосева, В. М. Розина, Ю. Б. Рюрикова, В. С. Соловьева, А. В. Семушкина, Е. Н. Шапинской и др.- зарубежных — А. Боннара, А. Нигрена, Д. Ружмона, Дж. Сантаса и др.

Виды любви исследовались следующими мыслителями: родительская любовь — X. Йонасом, Э. Фроммом, К. Хорни, В. С. Соловьевым и др.- половая любовь — М. Фуко, 3. Фрейдом, Н. А. Бердяевым, В. В. Розановым и др.- куртуазная любовь — К. С. Льюисом, Э. Паундом, М. М. Бахтиным и др.- любовь к Родине (патриотизм) — И. Кантом, К. С. Льюисом, Алексием II, Н. М. Карамзиным, В. А. Кольцовой, В. А. Сосниным, Л. Н. Толстым и др.

Этический аспект любви присутствует в Библии, Коране, а также в трудах Аристотеля, Л. Валлы, Г. Гегеля, И. Канта, С. Кьеркегора, А. Ф. Лосева,.

A. Макинтайра, Ф. Ницше, Плутарха, Ф. Петрарки, Л. Фейербаха А. Швейцера, Р. Г. Апресяна, Б. П. Вышеславцева, А. А. Гусейнова, Ф. М. Достоевского,.

B. М. Розина, А. П. Скрипника, Л. Н. Толстого и др.

Концептуальные идеи философии любви проанализированы экзистенциалистами — X. Ортега-и-Гассетом, Ж.-П. Сартром, М. Хайдеггероми представителями «диалогической философии» XX века, которая в отечественной науке представлена М. М. Бахтиным, С. Л. Франкомв западноевропейской — М. Бубером, Э. Фроммом и др.

Дискурс любви в культуре и философии постмодерна охватывают работы Ж. Бодрийара, П.-Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, М. Сарупа, П. Слотердайка, М. Фуко и др.

Кроме того, в последние десятилетия феномен любви анализировался в ряде диссертационных исследований следующих направлений: этико-философские аспекты эроса в духовной культуре (А. Г. Абрамова, 1998) — как смысложизненная ценность (М. В. Базарова, 2008) — как стремление к социальному благу посредством социальной ответственности (А. В. Белов, 2011) — с точки зрения аффективного морального зла — ревности (С. В. Журавлева, 2009) — как объект мистико-трансцендентного исследования.

О. А. Канышева, 1994) — как лингвокультурный эмоциональный концепт (Л. Э. Кузнецова, 2005) — в русской языковой картине мира (Е. В. Лобкова, 2005) — как исторический пример благотворения и милосердия (И. В. Антонович, 2003; Б. Т. Покотилова, 1998) — как культурно-историческая форма экзистенциального переживания (А. В. Севастеенко, 2002) — как социокультурная универсалия (Е. Н. Шапинская, 1997).

Проблемы констант широко исследованы в научной литературе: естественнонаучные — И. А. Акчуриным, И. Н. Барыгиным, В. В. Васильковой, В. С. Степиным, И. П. Яковлевым и др.- различные стороны констант культуры — А. А. Давыдовым, В. А. Луковым, С. В. Лурье, Н. А. Люрья, В. С. Степиным и др. и Г.-Г. Гадамером, Г. Зиммелем, Г. Лейбницем. Феномен констант культуры как вечных образов изучал Б. Н. Гайдин в диссертационном исследовании (2009).

Сравнительный анализ констант с концептом и универсалиями культуры провели П. С. Гуревич, Е. С. Кубрякова, Д. С. Лихачев, В. А. Маслова, Л. А. Микешина, O.K. Румянцев Ю. С. Степанов, П. А. Сорокин и др.

Ответственность как методологическое основание человеческого бытия и как социальный регулятор раскрыта в сочинениях Аристотеля, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Конфуция, К. Маркса, Э. Фромма, Ф. Энгельса и др.- социальный аспект ответственности — Аристотелем, М. Вебером, В. В. Знаковым, Э. Гидденсом, Э. Дюркгеймом, X. Ионасом, А. Маслоу, Ж. П. Сартром, Л. Фейербахом, и др.- правовой аспект — Аристотелем, П. А. Гольбахом, А. Ш. Арутюняном, Б. Л. Назаровым, И. Е. Туркиной и др.- этический аспектБ. Т. Лихачевым, Н. А. Минкиной, С. И. Соболевским Э. Фроммомпсихологический — Н. А. Бердяевым, Г. Блумером, В. В. Знаковым В. Франклом и др.

В социальной жизни любовь находит свое выражение в конкретных действиях. Определенный круг источников посвящен практическому проявлению любви в виде благотворительности и меценатства в России конца XIX — начала XX вв. Культурологический аспект благотворительности и меценатства рассматривается в отечественной историко-культурной мысли О. П. Алексеевой, Р. Г. Апресяном, 3. В. Бражниковым, П. В. Власовым, М. Л. Гавлиным, Ф. А. Дорофеевым, О. П. Зубец, Ю. М. Лотманом, Т. В. Миташкиной, А. Е. Соболевской, Г. Н. Ульяновой, М. В. Фирсовымв западноевропейской — П. Чичовачки и др. Проблемы благотворительности региона (Мордовии) рассмотрены И. Д. Ворониным, Ю. Л. Цинговатовым и др.

Таким образом, на достигнутом уровне разработанности проблемы стало возможным осуществить анализ полифункционального феномена любви от классики до постмодерна и репрезентировать ее в качестве социокультурной константы. Исследования проблемы под таким углом зрения ранее не проводилось.

В основу научной гипотезы диссертации положено предположение, что любовь как сложное социокультурное явление в общественном и индивидуальном сознании обретает значение константы культуры только в сопряжении с конкретными принципами: ответственностью, уважением, верностью, милосердием, состраданием, заботой, долгом, патриотизмом и т. д., среди которых базовым является ответственность. Посредством проявления ответственной любви личность реализует свои социально значимые действия и поступки, в том числе благотворительность, способствует духовной самоорганизации общества, разрешению многих социальных и культурных кризисных проблем, развитию общества в целом.

Объект исследования — любовь как феномен культуры.

Предмет исследования — любовь как социокультурная константа бытия человека.

Цель исследования — комплексный теоретико-методологический анализ полисмыслового феномена любви в качестве социокультурной константы бытия человека, как фактора общественной самоорганизации и социальной устойчивости.

Для достижения поставленной цели в работе формулируются и решаются следующие задачи:

— исследовать содержание социокультурных констант;

— раскрыть полисмысловую сущность любви в ценностной системе культуры;

— обосновать понятие «ответственная любовь» как социокультурное состояние;

— раскрыть феномен благотворительности как проявление любви.

Теоретико-методологическая основа работы.

Диссертационное исследование, проводившееся на стыке таких наук, как философия, культурология, этика, психология, история предполагало комплексный характер методологии, позволившей всесторонне и целостно раскрыть сущность любви как социокультурной константы.

В основу работы положены следующие подходы: конкретно-исторический, системный, функциональный, культурологический, антропологический и синергетический. Также в работе применяется личностно-деятельностный подход, на основе которого выявляется соотношение различных антропологических и социокультурных констант человеческого и социального бытия: долга, свободы, духовности, любви.

Обозначенные подходы конкретизируются в философско-культурологических принципах, ключевыми среди которых являются принципы историзма, конкретности, целостности, развития, гуманизма, объективности, самоорганизации.

Сложность и многогранность предмета исследования предопределили использование следующих методов:

— сравнительно-исторического, с помощью которого выявлено общее и особенное в историко-культурном понимании любви, достигается познание различных исторических ступеней развития одного и того же явления ответственности, анализируется социокультурная взаимосвязь любви как константы с принципом ответственности;

— интегративного, позволившего синтезировать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;

— аксиологического, обосновывающего место констант культуры в системе социокультурных ценностей;

— логической реконструкции, который позволил представить любовь не только как психоэмоциональное чувство, но и как социокультурную константу, базирующуюся на принципе ответственности. В частности, на основе реконструкционного метода выделены основные этапы формирования социокультурной ответственности в России конца XIX — начала XX веков на примере благотворения и меценатства конкретных исторических лиц, также раскрыта духовно-патриотическая обусловленность этого принципа.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Дополнена иерархия социокультурных констант посредством введения понятия любви в ее структуру. В этой иерархии любовь представлена не только аксиологической, но и праксиологической составляющей духовности человека.

2. Комплексно проанализированы основные методологические и теоретические подходы к полисмысловому феномену любви и определена ее роль в ценностной системе культуры.

3. Выявлены сущность, содержание, структура и смысл феномена социальной ответственности как субстанциальной основы (фактора) формирования в общественном сознании идеала любви и ее константного проявления.

4. Доказано, что благотворительность и меценатство как социокультурные процессы России конца XIX — начала XX веков выступают проявлением ответственной любви и выражением патриотической гражданской любви к отечеству.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная иерархия констант представлена естественными и социокультурными науками. Первые имеют количественное выражение в рамках природы, а вторые — качественное выражение действий человека по отношению к другому, обществу и миру. Константы культуры выступают стандартами-эталонами, регулирующими экзистенциальную устойчивость общества независимо от динамики социальной жизни. Они остаются актуальными культурными ориентирами, которые в исторически преходящих культурных контекстах сохраняют свой изначальный смысл и при этом легко адаптируются с содержаниями, актуальными для конкретной исторической ситуации. Репрезентация любви как одной из социокультурных констант бытия человека обусловлена тем, что в ней сливаются две ипостаси — духовная и витальная. Сведение ее лишь к физиологическим потребностям человека неминуемо ведет к кризису общественной морали и культуры в целом.

2. Ретроспектива конкретных «образов» любви, сформированных в зависимости от исторической ситуации и соответствующих потребностей, с одной стороны, подчеркивает полисмысловую сущность любви, с другойсвидетельствует о том, что в ценностной системе каждого культурно-исторического контекста она сохраняет свой постоянный смысл: любовь как единый универсальный космический принцип бытия мира (античность) — смиренная любовь, свободная от плотских страстей, в центре которой только бог (средневековье) — романтически-возвышенная, но при этом жизненно обусловленная любовь (Возрождение) — телесная любовь, фривольный эротизм, «игра в любовь» (Новое время).

Современная постмодернистская культура, основываясь на принципе деконструкции, перестала видеть в любви стандарты культуры и нормы морали, в связи с чем меняются акценты в принципах и смыслах любви. Сегодня для того, чтобы стать «нивелиром» пограничного состояния между созидательной и разрушительной силами развития общества, любовь должна основываться на принципе ответственности.

3. В настоящее время выделяют две концепции ответственности: классическую и неклассическую. Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за последствия своих действий. Как носитель ответственности он самостоятелен и сам определяет свои действия и их следствие. Классической концепции соответствует понятие свободы субъекта.

Неклассическая концепция ответственности принадлежит постсовременной культуре и состоит в том, что субъект является представителем мира, группы и так далее, наполненных взаимосвязями, случайностями, неопределенностями. Эта концепция предполагает, что достаточно трудно выделить ответственность каждого человека, поэтому в поисках эффективного действия принципа ответственности рождается «круговая порука».

Объединяющим свойством обеих концепций является свойство личности отвечать, готовность (установка) к ответу и экзистенциальная потребность человека в самореализации и самопознании, когда его становление осуществляется в рамках готовности измениться, принять ответственность за другого человека, культуру, общество, цивилизацию, будущее.

Таким образом, ответственность является, прежде всего, культурным и социальным отношением, необходимым для прогресса общества и культуры. Это обусловливает связь ответственности и любви. Базовыми условиями формирования любви, на наш взгляд, являются ответственность личности и нравственно-ответственное сознание. Принцип социальной ответственности обеспечивает солидарность, взаимопомощь, сопричастность, сострадание другому. Через такую заботу человек обретает самого себя, смысл своего бытия в жизни.

Ответственная любовь формирует границу между дозволенным и недозволенным, свободой и ответственностью, добром и злом. Отклонение в противоположную сторону и безответственное отношение к объекту любви превращает последний в средство физического потребления, а процесс любви в волюнтаризм. В таком контексте ответственность, выступая субстанциальной основой любви, самоорганизует личность и общество.

4. Духовное содержание благотворительности и меценатства как проявлений ответственной любви в России конца XIX — начала XX вв. заключается в том, что субъект, проявляя заботу о другом человеке в процессе благотворительной деятельности, выполняет свой долг перед обществом, государством, нравственно совершенствуется. Здесь любовь выступает не как эмоциональный порыв, а как моральный закон солидарности, взаимопомощи, сопричастности, сострадания.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты проведенного исследования, раскрывая особенности развития феномена любви как социокультурной константы, расширяют возможности современной теории культуры и задают новые направления в исследовании данного феномена. Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по культурологии, философии, этике, психологии.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы изложены в трех главах коллективных монографий (общий объем 2,3 п.л.) — в 18 статьях, девять из которых опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК: «Гуманитарные науки и образование: научно-методический журнал» (Саранск, 2011, 2012, 2013), «Теория и практика общественного развития: научный журнал» (Краснодар, 2011, 2013), «Сибирский педагогический журнал» (Новосибирск, 2012), «В мире научных открытий: научно-методический журнал» (Красноярск, 2013). Результаты исследования обсуждались на международных (Баку, 2010; Саранск 2009;2012) — всероссийской (Саранск, 2010) — межвузовской (Иваново-Шуя, 2011) научно-практических конференциях.

Результаты исследования вошли в проект в рамках реализации федеральной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 -2013 годы «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво развивающегося общества» (Соглашение № 14.В37.21.0989 от 07 сентября 2012 г.).

Структура работы. Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации. Она содержит 166 страниц и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 234 наименования.

Заключение

.

XXI век — время постмодернизма, вмещающее в себя множество историко-моральных представлений, плюральной и многогранной информации, накопленной человеческими сообществами. Как замечает Н. И. Воронина в статье «Культура XXI века: модернизация или прорыв в новую реальность»: «В результате полученной свободы сегодня культура расслоилась, стала напоминать вавилонское столпотворение: „новые русские“ и высшая интеллектуальная элита, молодежные и детские субкультуры на фоне устоявшихся традиций, резкое противопоставление столичного и провинциального, смешение иностранных диалектов с инвективной лексикой, „массовая культура“ со своей иерархией форм и жанров на фоне возрождения академической и фольклорной культуры и т. д. При этом очень важно подчеркнуть особую культурную ситуацию в мире, не без оснований названную постмодернистской» [49- 191]. Культура постмодерна описывается Ж.-Ф. Лиотаром как «монстр», образуемый переплетением радикально различных, но при этом абсолютно равноправных мировоззренческих парадигм: «Эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают регги, в кино смотрят вестерн, на ланч идут в McDonald’s, на обед в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и одеваются в стиле ретро в Гонконге» [225- 334].

Современные сообщества, подчиняясь требованиям глобализации и информационно-виртуального пространства, стремятся объединиться в одно мировое общество, формируя и выдвигая в авангард истории нового человекаaction man, пребывающего в постоянном потоке информации, нравственных мнений, взглядов и позиций. XXI век — время постмодернизма, вмещающее в себя множество историко-моральных представлений, плюральной и многогранной информации, накопленной человеческими сообществами.

Устойчивыми становятся только вещи материального свойства и личная нравственная позиция, сосредоточенная лишь на внутреннем мире. Все это формирует материальные потребности и узкую социальную роль. В конечном итоге такой человек отказывается связывать себя узами одного мнения (общественного), ограничивать свои материальные потребности. Проблемы других перестают его затрагивать. На смену глубоким чувствам приходит стремление к постоянному накалу ощущений. Это в свою очередь губит любые нравственные и моральные начала отношений людей на корню, ведет к коллапсу любых чувств.

В частности, Петер Слотердайк говорит о смерти философии, подразумевая тем самым смерть культуры, моральных норм, любви и ответственности: «На протяжении столетия философия лежит на смертном одре и не может умереть. Перед лицом смерти ей захотелось стать честной и выдать свою последнюю тайну. Она признается: все великие темы были сплошь уловками и полуправдой. Тщетны прекрасные взлеты мысли: Бог, Универсум, Теория, Практика, Субъект, Объект, Тело, Дух, Смысл, Ничто — всего этого не существует» [170- 5].

В авангард духовной жизни выходит поиск культурных констант, обеспечивающих устойчивость социальной жизни общества. На наш взгляд, одной из таких констант эпохи постмодернизма выступает любовь. Эта мысль подчеркивалась многими философами в разное время, которые, в частности, утверждали, что «.для совершения нравственных поступков человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе.» [119- 28]. Люди же в данном контексте понимаются как социальные элементы, действующие в конкретных социокультурных условиях. Взаимодействие человека с другими людьми сопровождается также соотнесением человеком своего нравственного мира с той или иной моральной константой общественной жизни. При данном взаимодействии необходима некая социальная норма (или эталон поведения), в соответствии с которой люди моделируют свои действия. Именно соответствие этой норме свидетельствует о том, что человек выполняет свой долг и обязательства или живет на уровне своих физических инстинктов, т. е. это показатель ответственности или безответственности, где чувство ответственности выполняет по отношению к любви-константе функцию положительной обратной связи, которая оказывает вместе с тем регулирующее воздействие на общество, позволяет его мобилизовать, управляя при этом значительными людскими массами, потоками, потребляя при этом незначительные ресурсы (экономики, природы и т. д.).

Каждая эпоха формирует свое отношение к любви, определяет ее значимость и смысл. Социокультурная история общества говорит об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и к богу, любви к жизни и родине, любви к истине и красоте, любви к добру и справедливости, любви к свободе и власти и т. д. Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская, харизматическая и т. п. Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и любовь женщины и т. д. «Любовь — единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека», — отмечает в книге «Искусство любви» американский социолог Э. Фромм. В желании любить и получать это ответное чувство взамен заключается существенное проявление человеческих положительных духовных качеств.

Однако очень важно не просто желать любить, но и уметь. В этом отношении любовь уподобляется саморазвитию, духовной работе над собой или искусству. Вот как характеризует христианский феномен любви И. А. Ильин, один из религиозных философов: Любовь к Богу есть для него (христианина) источник веры. Брак оправдывается в его глазах любовью. Он не возлагает надежд на ученого, которым владеет не любовь к изучаемому предмету, а пустое и жадное любопытство. Он не ждет разрешения социального вопроса от классовой ненависти или хитро-расчетливого интереса. И в самую политическую жизнь он вносит начало любви — любви к родине, к нации, к государю" [86- 10].

Любовью отмечена вся человеческая созидательная деятельность, в том числе и социальная. В этом плане все формы и виды проявления любви пронизываются единой духовной субстанцией — ответственностью, которая не становится конкретной, не может быть сведена даже к сопровождающему или высказывающемуся голосу фактической совести. Ответственность с точки зрения философии, есть нечто большее, чем эмпирическое, рациональное или духовное явление, она есть факт морального разума.

Процесс развития социальной ответственности личности — есть не что иное, как процесс совершенствования ее духовной и социальной культуры, раскрываемой в виде системы принципов социального взаимодействия, регулирующих бытие человека в мире и внутренний мир самого человека. Высшие ценности бытия, предельные значения совершенного (Вера, Любовь, Надежда) составляют внутренний аксиологический конструкт феномена социальной ответственности личности. Диалектическое единство внутреннего и внешнего конструктов определяет целостность феномена социальной ответственности личности, а через это и целостность самой личности.

По нашему мнению, исходной основой чувства ответственности, как и любви, является умение сопереживать, т. е. проникнуться личным участием. Это их взаимосоединяет и структурирует. Все эти духовные явления есть попытки исследования сущности милосердия и благотворительности как уникального духовно-практического феномена предельной степени сложности. Нравственная сущность благотворительности — проявление одной из важнейших культурно-нравственных норм человеческой жизни. Основой этой нормы является человеколюбие. Благотворительность — это и есть любовь к ближнему, как к самому себе. При этом в этическом смысле милосердие имеет два уровня. Первый — уровень справедливости. Это требование призвано снимать противоречие между конкурирующими, противопоставленными интересами людей в соответствии, отметим, с их правами и заслугами. Второй уровень содержит в себе более высокую степень милосердия. На этом уровне любовь преодолевает различия, заслуги и принципы справедливости. Культура милосердия призывает человека не сопоставлять свое и чужое, ego и alter, а жертвовать ради других.

Требование благотворительности — более высокий уровень нравственности и культуры, связанных с заповедью любви. Точка зрения любви предполагает убрать любые различия между людьми, будь то имущественные, правовые или расовые. Подобное описывал В. Г. Белинский, говоря о мировоззрении Ф. М. Достоевского: «Честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах и говорит о них обитателям раззолоченных палат: «Ведь это тоже люди, ваши братья!» [23- 131]. Подобное требование встречаем у JI. Н. Толстого: «Я говорю про любовь к человеку, которая, смотря по большей или меньшей силе души, сосредоточивается на одном, на некоторых или изливается на многих, про любовь к матери, к отцу, к брату, к детям, к товарищу, к подруге, к соотечественнику, про любовь к человеку» [190- 258]. Посредством благотворительности человек достигает своего нравственного идеала, где человеколюбие становится не только способом удовлетворения другого, но и средством собственной реализации.

Стоит вспомнить, что основные религии мира избирают своей основой «любовь к ближнему», что позволяет ей заменить высшую небесную справедливость на справедливость земную, социальную. Естественно, высшее выражение любви — это любовь к Родине, самопожертвование, что подразумевает ответственность за будущее страны и каждого человека в отдельности.

В деятельности П. М. Третьякова, С. Т. Морозова, С. И. Мамонтова и многих других благотворителей и меценатов отражено переосознание от личного к общественному благу, сменившееся глубоким чувством взаимосвязи блага личности и блага общества. Они раскрыли таланты Шаляпина, Мусоргского, Врубеля и многих представителей отечественной культуры. Благодаря этим людям российская культура получила мощный толчок в своем развитии. На их средства устраивались выставки живописи и вечера поэзии, строились театры и больницы. Жизнь этих людей, не ставивших перед собою цель наживы, несправедливого обогащения, была целиком отдана служению своему Отечеству. Они считали необходимым помогать народу, церкви и, конечно же, поощрять развитие науки и промышленности.

Итак, за промышленным ростом и стремлением обрести материальное благо теряется духовная составляющая человека, а это подразумевает ответственность за будущее, за каждого человека в отдельности. Милосердное поведение в процессе благотворительности является выражением совершенства.

Общество как обособленная от природы сфера человеческого существования должно жить по законам человеческим, то есть моральным. Но поясним, даже если человек обладает сильными качествами характера, являясь лидером, в нем должен присутствовать компонент нравственного сознанияспособность почувствовать другого человека, его боль, страх, радость и т. д. И не только почувствовать, но и проявить сочувствие. Таким образом, ответственность становится социальным качеством, так как не существует без ситуации взаимодействия, взаимозависимости, проявляющимся, когда от поведения одного человека зависит благо другого. Социальная ответственность обращается к любви как выразителю неповторимости и своеобразию существования каждого индивида в рамках общества.

На сегодняшний день стало уже очевидным, что ответственность неразрывно связана с такой важнейшей потребностью человеческого существования как любовь. Более того, взятая вне рамок ответственности любовь довольно быстро утрачивает свойства моральности и гуманности как категорий человеческого бытия. Феномен ответственности оказывается в диалектической взаимосвязи с духовностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Г. Проблема Эроса в истории духовной культуры Этико-филос. аспект: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.05 / А. Г. Абрамова. Саранск, 1998.- 189 с.
  2. Августин Блаженный. Исповедь / Августин Блаженный — пер. и коммент. М. Е. Сергеенко. -М.: Эксмо, 2006. 525 с.
  3. И. А. Виртуальные миры и человеческое познание / И. А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. — 320 с.
  4. II. Интервью / Алексий II // Труд-7. 2005. — 3 ноября. — № 206 Электронный ресурс. / Алексий II. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/55 442.html (дата обращения: 25.06. 2013).
  5. О. П. Благотворительное движение: регионы России / О. П. Алексеева. М.: CAF, 1995.- 132 с.
  6. Д. Божественная комедия Электронный ресурс. / Д. Алигьери. URL: http://bookz.ru/authors/dante-aligeri/dantealig01/l-dantealig01.html (дата обращения: 12.10.2009).
  7. И. В. Благотворительность как социокультурное явление: социологический анализ (на примере Алтайского края): Дис.. канд. соц. наук: 22.00.06 / И. В. Антонович. Барнаул: АГУ им. А. М. Горького, 2003. -197 с.
  8. Анти-Эдип. Википедия Электронный ресурс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%ED%F2%E8-%DD%E4%E8%EF (дата обращения: 12.12.2012).
  9. Р. Г. Дилеммы благотворительности / Р. Г. Апресян // Общественные науки и современность. 1997. — № 6. — С. 58−63.
  10. Аристотель. Этика к Никомаху / Аристотель // Философы Греции. Основы основ: логика, физика, этика / сост. В. В. Шкода. М.: Эксмо-Пресс- Харьков: Фолио, 1999. — С. 793−1027. — (Антология мысли).
  11. Аристотель Соч. в 4 т. Т. 4 / Аристотель — пер. с др. греч. — [общ. ред. А И. Доватура]. М.: Мысль, 1984. — 830 с. — (Философское наследие).
  12. А. А. Золотой век русского меценатства / А. А. Аронов. -М. :МГУК, 1995.- 115 с.
  13. Н. М. Во славу России. Трудовая мотивация и образ отечественного предпринимателя конца XVIII первой половины XIX в. / Н. М. Арсентьев, А. М. Дубодел. — М.: Наука, 2002. — 288 с.
  14. А. Ш. Ответственность и свобода / А. Ш. Арутюнян // Коституционное и муниципальное право. 2008. — № 2. — С. 2−5.
  15. М. В. Любовь как смысложизненная ценность : Дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / М. В. Базарова — Место защиты: Ставроп. гос. ун-т. -Ставрополь, 2008. 173 с.
  16. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт — пер. с фр.- сост., общ. ред. и вступ, ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. -616 с.
  17. М. М. Проблемы поэтики Достоевского Электронный ресурс. / М. М. Бахтин. URL: http://philosophy.allru.net/perv305.html (дата обращения: 22.11. 2010)
  18. М. М. Риторика, в меру своей лживости. / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — С.232−240.
  19. М. М. Работы 20-х годов / М. М. Бахтин. Киев: Next, 1994.384 с.
  20. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Электронный ресурс. / М. М. Бахтин. URL: http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html (дата обращения: 22.11. 2010)
  21. Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. М.: Стеле, 1995.-303 с.
  22. В. Г. Собрание сочинений : в 9 т. Т. 8. Статьи, рецензии и заметки: сентябрь 1845 март 1948 / В. Г. Белинский. — М.: Худож. лит., 1982. — 784 с.
  23. А. В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: автореф. дис.. канд. фил ос. наук / А. В. Белов — ВолГУ. -Волгоград, 2011. 14 с.
  24. С. Притязания культуры / С. Бенхабиб. М.: Логос, 2003.350 с.
  25. Н. А. Философия неравенства / Н. А. Бердяев // Собр. соч. в 4 т. Т. 4. Париж: YMCF-Press, 1990. — 598 с.
  26. Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  27. Н. А. Философия свободы Электронный ресурс. / Н. А. Бердяев. URL: http://www.modernlib.ru/books/berdyaevnikolay-aleksandrovich/filosofiyasvobodi/read/ (дата обращения: 26.06.12).
  28. В. В. Слово Петрарки / В. В. Бибихин // Петрарка Ф. Эстетические фрагменты / пер., вступ. ст., прим. В. В. Бибихина. М.: Искусство, 1982. — 367 с.
  29. В. С. Нравственность, культура, современность (философские раздумья о жизненных проблемах) / В. С. Библер // Этическая мысль: науч.-публицист. чтения / редкол.: А. А. Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. -С. 16−58.
  30. Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во Московскогоуниверситета, 1984.-С. 173−179.
  31. . Соблазн Электронный ресурс. / Ж. Бодрийар. -URL: http://www.gramotey.com/?openfile=1 269 056 270 (дата обращения: 22.11. 2012).
  32. А. Греческая цивилизация. В 2-х т. Т. 2. От Антигоны до Сократа А. Боннар — пер. с фр. О. В. Волкова. М.: Искусство, 1991. — 334 с.
  33. X. JI. Девять эссе о Данте / X. JI. Борхес // Вопросы философии. 1994. — № 1. Электронный ресурс. / X. JI. Борхес. — URL: http://www.philosophy.ru/library/vopros/07.html (дата обращения: 22.11. 2010).
  34. А. П. Павел Михайлович Третьяков / А. П. Боткина. М.: Искусство, — 1986. — 288 с.
  35. Д. О героическом энтузиазме / Д. Бруно. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. — 212 с.
  36. С. Н. Героизм и подвижничество (Из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции) / С. Н. Булгаков // Вехи. Интеллигенция в России: сб. ст. 1909−1910 гг. / сост. коммент. Н. Казакова. -М.: Молодая гвардия, 1991. С. 43−84.
  37. П. А. Москва купеческая : записки / П. А. Бурышкин — сост., вступ. ст., указ. канд. филол. наук С. Б. Михайлова. М.: Современник, 1991. — 301 с. — (Серия мемуаров «Память»).
  38. В. В. Эстетика отцов церкви. В 2 ч. Ч. 2 Электронный ресурс. / В. В. Бычков. URL: http://www.agnuz.info/tlfiles/library/books/-estetika7page24.htm (дата обращения: 24.12.2009).
  39. Ф. Сочинения. О достоинстве и усовершенствовании наук: в 2 т. Т. 1 / Ф. Бэкон. -М.: Мысль, 1977. 575 с. — (Философское наследие)
  40. JI. О наслаждении / JI. Валла // Мир и Эрос: Антологияфилософских текстов о любви / сост. Р. Р. По дольный. М.: Политиздат, 1991. — С. 69−87.
  41. В. В. Волновые процессы в общественном развитии /
  42. B. В. Василькова, И. П. Яковлев, И. Н. Барыгин. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. — 228 с.
  43. М. Протестантская этика и дух капитализма Электронный ресурс. / М. Вебер. URL: http://www.koob.ru/weber/-protestantskayaetika (12. 05.12).
  44. Е. Н. Насилие и этическое образование / Е. Н. Викторук // Образование и насилие. Сборник статей / под ред. К. С. Пигрова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.1. C. 226−242.
  45. П. В. Благотворительность и милосердие в России / П. В. Власов. М.: Центрполиграф, 2001. — 443 с.
  46. А. Н. История философии в кратком изложении / А. Н. Волкова, В. С. Горнев, Р. Н. Данильченко и др. М.: «Изд-во ПРИОР», 1997.-464 с.
  47. И. Д. Саранск. Историко-документальные очерки / И. Д. Воронин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961. — 268 с.
  48. . П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. — 368 с.
  49. М. Л. Предприниматели и становление русской национальной культуры / М. Л. Гавлин // История предпринимательства в России. Книга 2. Вторая половина XIX начало XX века. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. — С. 467−548.
  50. Е. Т. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире / Е. Т. Гайдар // Вестник Европы. 2003. — № 10 Электронный ресурс. — URL: http://magazines.russ.ru/vestnik/2003/-10/gaid2.html (23.04.11),
  51. . Н. Вечные образы как константы культуры (интерпретация «гамлетовского вопроса»): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.13. -религиоведение, философская антропология, философия культуры / Б. Н. Гайдин. М., 2009. — 17 с.
  52. И. Благотворительность и предпринимательство Электронный ресурс. / И. Гайдель. URL: http://www.vdohnovenie.org/blago/history/blagoipr.php (дата обращения: 10.04.13).
  53. И. Благотворительность и ислам Электронный ресурс. / И. Гайдель. URL: http://www.vdohnovenie.org/blago/history/islam.php (дата обращения: 10.04.13)
  54. И. Основные понятия благотворительности Электронный ресурс. / И. Гайдель. URL: http://www.vdohnovenie.org/blago/history/ponayat.php (дата обращения: 10.04.13).
  55. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель. М.: «Мысль», 1974. — 452 с. — (Философское наследие. Т. 63).
  56. И. Коринфская невеста — пер. А. К. Толстой. [Электронный ресурс] / И. Гёте. URL: http://ru.wikisource.org/wiki/-Коринфскаяневеста (Гёте/А.К.Толстой) (дата обращения: 11.04.11),
  57. Э. Социология Электронный ресурс. / Э. Гидденс. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/gidd/03.php (11.05.12).
  58. П. Карманное богословие, или краткий словарь христианской религии, написанный аббатом Бернье, лиценциатом богословия / П. Гольбах. -М.: Госполитиздат, 1959. 208 с.
  59. Грудцына J1. Ю. Гражданское общество и средний класс в России / JI. Ю. Грудцына // Адвокат. 2008. — № 4. — С. 100−104.
  60. М. Ю. Ценностные ориентации и проблема культурной идентичности / М. Ю. Грыжанкова // Регионология. № 4. — 2012. Электронный ресурс. — URL: http://regionsar.ru/node/1033 (дата обращения: 12.06.13.)
  61. П. С. Универсалии культуры / П. С. Гуревич // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. — С. 588−599.
  62. А. А. Введение в этику / А. А. Гусейнов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.-208 с.
  63. А. А. Этика: учебник / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. М.: Гардарики, 2004. — 472 с.
  64. А. А. Константы в социальных системах / А. А. Давыдов // Вестник РАН. 1993. — № 8. — С. 733−736.
  65. . Что такое философия? Электронный ресурс. / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. URL: http://www.proza.ru/2011/08/29/803 (дата обращения: 30.10.2012).
  66. А. Б. Феномены человеческого бытия Электронный ресурс. / А. Б. Демидов. URL: http://www.klex.ru/31a (дата обращения: 30.10.2012).
  67. Ф. А. Православные братства: генезис, эволюция, современное состояние / Ф. А. Дорофеев. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.-251 с.
  68. Ф. М. Дневник писателя: избранные страницы / Ф. М. Достоевский. М.: Современник, 1989. — 557 с. — (Классическая библиотека «Современника»).
  69. Н. Патриоты и негодяи / Н. Ефимов // Молодая гвардия. -2010-№ 4. -С. 157−163.
  70. Э. А. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века / Э. А. Жильсон — пер. с фр. А. Д. Бакулова. М.: Республика, 2004. — 678 с.
  71. С. В. Феномен ревности: этико-философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.05 / Журавлева С. В. Саранск, 2009. — 184 с.
  72. В. Н. Благотворительность и милосердие: Историко-документальное издание / В. Н. Занозина, Е. А. Адаменко. СПб.: Лики России, 2000. — 248 с.
  73. В. П. В доме Третьякова / В. П. Зилоти. М.: Искусство, 1998. — 402 с.
  74. Г. Гете / Г. Зиммель Г. // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. Философия культуры / Г. Зиммель. М.: Юристъ, 1996. — С. 158−334.
  75. Г. К Социологии религии / Г. Зиммель // Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т. 1. Философия культуры / Г. Зиммель. М.: Юристъ, 1996. -С. 618−636.
  76. В. В. Понимание как проблема человеческого бытия / В. В. Знаков // Психологический журнал. Т. 21. — 2000. — № 2. — С. 7−15.
  77. О. П. Дискуссия о даре: возможности аристократического в морали / О. П. Зубец // Этическая мысль. Вып. 8 / Рос. акад. наук, ин-т философии — отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2008. — С. 128−153.
  78. X. Принцип ответственности Электронный ресурс. / Ханс Йонас. URL: http://makhankov.ucoz.ru/load/tekstrusskogoperevoda-knigigansaj onasaquotprincipotvetstvennostiquot/1−1-0−15 (дата обращения: 28.08.2012).
  79. А. А. Многообразный мир любви / А. А. Ивин // Философия любви. В 2 ч. Ч. 1 — общ. ред. Д. П. Горского. — [сост. А. А. Ивин]. — М.: Политиздат, 1990. С. 380−509.
  80. И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Без любви Электронный ресурс. / И. А. Ильин. URL: http://ruskolokol.narod.ru/-biblio/iljin/pojusheeserdze/l.html (дата обращения: 30.09.2012).
  81. И. А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин. Мюнхен: Издание Братства преп. Иова Почаевского, 1990. — 21 с.
  82. И. Критика чистого разума / И. Кант // Кант И. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М.: Мысль, 1964. — 780 с.
  83. И. Критика практического разума / И. Кант // Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 1 / И. Кант. М.: Мысль, 1965. — 544 с.
  84. И. Может быть это верно в природе, но не годится для практики / И. Кант // Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. — С. 59 105.
  85. О. А. Духовные основания любви : Дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / О. А. Канышева. СПб., 1994. — 128 с.
  86. Н. М. О любви к отечеству и народной гордости Электронный ресурс. / Н. М. Карамзин. URL: http://az.lib.rU/k/karamzinnm/text0330.shtml (дата обращения: 24.06.2013).
  87. В. О. Исторические портреты / В. О. Ключевский. М.: Правда, 1991.-624 с.
  88. Книги нового завета. Первое послание к коринфянам // Библия. Книги Священного писания. Ветхий и Новый завет — пер. Б. Геце. Стокгольм, 1988. -С. 214−230.
  89. Книги нового завета. Послание к римлянам святого апостола Павла // Библия. Книги Священного писания. Ветхий и Новый завет — пер. Б. Геце. -Стокгольм, 1988.-С. 198−214.
  90. Книги нового завета. От Иоанна Святое благовествование // Библия. Книги Священного писания. Ветхий и Новый завет — пер. Б. Геце.
  91. Стокгольм, 1988.-С. 109−140.
  92. Книги нового завета. От Матфея Святое благовествование // Библия. Книги Священного писания. Ветхий и Новый завет — пер. Б. Геце. -Стокгольм, 1988. С. 3−44.
  93. В. А.Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современной России / В. А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. 2005. — Т. 26. — № 4. — С. 89−98.
  94. Кон И. С. Психология доброго поступка / И. С. Кон // Этическая мысль: науч. публицист, чтения. — М.: Политиздат, 1988. — С. 46−61.
  95. Константа // Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1989. — С. 253.
  96. Константа Электронный ресурс. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/encphilosophy/2516/KOHCTAHTA (дата обращения: 30.07.2012).
  97. Конфуций. Лунь юй. Беседы и суждения Электронный ресурс. / Конфуций. URL: http://www.modernlib.ru/books/-konfuciy/lunyuy/read (дата обращения: 02.04.2013).
  98. Концепт // Новейший философский словарь — под ред. А. А. Грицанова: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003. — С. 503. -(Мир энциклопедий).
  99. И. А. Обращение к античности во второй половине XVIII века / И. А. Кузнецова // Античность в европейской живописи XV начала XX веков. -М.: Советский художник, 1984. — С. 18−23.
  100. Л. Э. Любовь как лингвокультурный эмоциональный концепт: ассоциативный и тендерный аспекты: Дис.. канд. филол. наук :1002.19 / Л. Э. Кузнецова. Краснодар, 2005. — 206 с.
  101. С. Наслаждение и долг / Серен Кьеркегор — пер. с дат. П. Ганзена. — [ил. М. Вайсберга]. 3-е изд. — Киев: AirLand, 1994. — 504 с.
  102. Ларошфуко Франсуа де. Максимы и моральные размышления Электронный ресурс. / Франсуа де Ларошфуко. URL: http://lib.ru/INOOLD/LAROSHFUKO/laroshl3.txt (дата обращения: 30.03.2012).
  103. П. Благотворительность / П. Лафарг // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1988. — С.334−363.
  104. Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии / Г. В. Лейбниц // Сочинения. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1983. — С. 47−545.
  105. . Т. Философия воспитания / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995.-281 с.
  106. Е. В. Образ-концепт «любовь» в русской языковой картине мира : Дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. В. Лобкова. Омск, 2005. -288 с.
  107. Дж. Элементы натуральной философии. Соч. в 3 т. Т. 2 / Дж. Локк. М.: Мысль, 1985. — 560 с.
  108. А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). Ч. 1. Рождение эстетики Электронный ресурс. / А. Ф. Лосев. URL: http://www.philosophy.ru/library/losef/antaesth/index.html (дата обращения: 30.02.2012).
  109. А. Ф. История античной эстетики. Т. 2 Электронный ресурс. / А. Ф. Лосев. URL: http://psylib.org.ua/books/lose002/txtl0.htm (дата обращения: 30.12.2012).
  110. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1993. — 962 с. — (Юбилейное собрание сочинений в 9 т.).
  111. Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. — СПб: Искусство-СПБ, 1999.-415 с.
  112. Лу Синь. Повести и рассказы. Былое Электронный ресурс. / Лу Синь. URL: http://prochtu.ru/text.php?avtor=673&kniga=l&f=html"fep=view (дата обращения: 23. 03.2012).
  113. С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы / С. В. Лурье. М.: Академический проспект, 2005. -624 с.
  114. Любовь // Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. — 960 с.
  115. Любовь // Словарь философских терминов Электронный ресурс. — URL: http://www.slovari.info/philosophical/590.html (дата обращения: 30.06.2013).
  116. Любовь // Словарь-справочник по психоанализу Электронный ресурс. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/881/word/lyubov (дата обращения: 30.06.2013).
  117. Любовь // Словарь конфликтолога Электронный ресурс. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/887/word/lyubov (дата обращения: 30.06.2013)
  118. Любовь // Новейший философский словарь- под ред. А. А. Грицанова: 3-е изд., исправл. Мн.: Книжный Дом, 2003. — С. 578. -(Мир энциклопедий).
  119. Н. А. Образование и культура (социально-философский анализ образовательных проблем) / Н. А. Люрья. Томск: Изд-во ТПУ, 2004.252 с.
  120. К. С. Просто христианство Электронный ресурс. URL: http://lib.ru/LEWISCL/mere.txt (дата обращения: 12.10.2011).
  121. Львофф Базиль Патриотизм как архетип Электронный ресурс. // http://www.proza.ru/2006/05/17−309 (дата обращения: 28.07.2013).
  122. Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе — пер с англ.
  123. A. А. Юдина. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. -312 с. — (Философия. Психология).
  124. Е. А. Благотворительность как проявление социальной ответственности / Е. А. Мартынова, Р. Г. Костина // Гуманитарные науки и образование: науч.-метод, журнал. 2012. — № 1 (9). — С. 4446.
  125. А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу — пер. с англ. Е. Рачковой. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
  126. В. А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособ. /
  127. B. А. Маслова. Мн.: ТетраСистемс, 2004. — 256 с.
  128. О. И. Тема любви в этической концепции И. Канта Электронный ресурс. / О. И. Мачульская. URL: http://www.iph.ras.ru/page51154253.htm (дата обращения: 30.06.2013).
  129. Л. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания / Л. А. Микешина. Изд. 2-е, дополн. — М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2009. — 560 с.
  130. Милосердие: учеб. пособ. / под ред. М. П. Мчедлова. М.: РНИСИНП, 1996.-217с.
  131. Н. А. Воспитание ответственности / Н. А. Минкина // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М.: Политиздат, 1988. -С. 202−219.
  132. О-11--1 -ru-50—20-preferences—31 -001 -1 -OwindowsZz-1251−10&a=d&c=kongress&cl=CL 1 &d=HASHd86a733 87a667baal 2f7 df. 1.2 (датаобращения: 17.03.2011)
  133. Т. В. Этика. История и теория морали / Т. В. Миташкина, 3. В. Бражникова. Минск: БГПА «ВУЗ-ЮНИТИ», 1996. -345 с.
  134. Е. В. Антропология всеединства в русской философии / Е. В. Мочалов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. — 244 с.
  135. . Л. Ответственность юридическая / Б. Л. Назаров // Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984.-415 с.
  136. А. Джон Д. Рокфеллер. Промышленник и филантроп Электронный ресурс. / Аллан Невинс. URL: http://www.bookz.ru/authors/allan-nevins/djon-rok659.html (дата обращения: 12.11.2012).
  137. Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше. М.: Интербук, 1990.-156 с.
  138. Норма социальная // Психологическая энциклопедия Электронный ресурс. URL: http://mirslovarei.com/contentpsy/norma-socialnaja-38 431.html (дата обращения: 20.11.2012).
  139. Норма социальная // Социологический словарь Электронный ресурс. URL: http://mirslovarei.com/contentsoc/norma-socialnaja-4589.html (дата обращения: 20.11.2012).
  140. А. П. Этнометодология и этнографическое изучение науки / А. П. Огурцов // Социология науки: хрестоматия / сост. Э. М. Мирский
  141. Электронный ресурс. URL: www. az-libr.ru/
  142. Persons/0B5/84e77bbb/0001/230 8102e.shtml (дата обращения: 20.11.2012).
  143. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. — 797 с.
  144. Ортега-и-Гассет X. Этюды о любви Электронный ресурс. / X. Ортега-и-Гассет. URL: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/-gasset/etlub.php (дата обращения: 20.11.2010).
  145. Э. Психология и трубадуры Электронный ресурс. / Эзра Паунд. URL: http://www.lib.guru.ua/POLITOLOG/POUND/-Troubadm.txt (дата обращения: 20.11.2010).
  146. Платон. Пир Электронный ресурс. / Платон. URL: http://www.philosophy.ru/library/plato/pir.html (дата обращения: 25.10.2010).
  147. Платон. Законы / Платон // Платон Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 2 — под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — [пер. с древнегреч.]. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та — «Изд-во Олега Абышко», 2007. С. 89−513.
  148. Платон. Филеб — Государство — Тимей — Критий / Платон — общ. ред.
  149. A. Ф. Лосева и др. — пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева [и др.]. М.: Мысль, 1999. — 654 с. — (Классическая философская мысль).
  150. Платон. Федр Электронный ресурс. / Платон. URL: http://psylib.org.ua/books/plato01/21fedr.htm (дата обращения: 20.09.2010).
  151. Плутарх. Об Эроте / Плутарх // Мир и Эрос. Антология философских текстов о любви / сост. Р. Г. По дольный. М.: Политиздат, 1991. -335 с.
  152. Т. Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России. Мировоззрение и исторический опыт: автореф. дис.. д-ра ист. наук: 07.00.02 / Т. Е. Покотилова. Ставрополь, 1998. — 39 с.
  153. Радуль-Затуловский Я. В. Конфуцианство и его распространение в Японии / Я. В. Радуль-Затуловский. М.-Л. :Изд-во АН. СССР, 1947. — 451 с.
  154. В. В. Люди лунного света: метафизика христианства /
  155. B. В. Розанов. М.: Дружба народов, 1990. — 304 с.
  156. В. М. Природа любви (понимание и изображение любви и сексуальности в разных культурах, в работах философов, в искусстве) / В. М. Розин, Р. Н. Шапинская. М.: Наука, 1993.- 176 с.
  157. О. К. От редактора / О. К. Румянцев // Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 11 / отв. ред. О. К. Румянцев и др. М.: М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии, 2002. — С. 3−6.
  158. Ю. Три влечения: любовь, ее вчера, сегодня, завтра / Ю. Рюриков. М.: Прогресс, 1984. — 208 с.
  159. Сартр Ж.-П. Аллюзия любви / Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар. М.: Алгоритм, 2008. — 240 с.
  160. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр — пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. — 639 с. — (Мыслители XX века).
  161. Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями Электронный ресурс. / Сартр Ж.-П. URL: http://www.kyvaev.narod.ru/prov/Lintr/Sartr.htm (дата обращения: 23.03.12).
  162. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм / Ж.-П. Сартр // Проблема человека в западной философии — сост. и послесл. П. С. Гуревич. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
  163. Сартр Ж.-П. Тошнота: избр. произведения / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 1994. — 496 с.
  164. В. В. Очерки христианской этики : учеб. пособие / В. В. Свешников. М.: Паломникъ, 2001. — 622 с.
  165. А. В. Культурно-исторические формы экзистенциального переживания: Тема любви и ее дискурсивные трансформации: дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / А. В. Севастеенко. -Екатеринбург, 2002. 172 с.
  166. А. В. Эмпедокл / А. В. Сёмушкин. М.: Мысль, 1985.192 с.
  167. А. П. Этика : учебник / А. П. Скрипник. М.: Проект, 2004.-352 с.
  168. , П. Критика цинического разума / Петер Слотердайк- пер. с нем. А. Перцева- испр. изд-е. Екатеринбург: У-Фактория, М.: ACT МОСКВА, 2009. — 800 с. — (Philosophy).
  169. А. Духовные истоки российского предпринимательства / А. Соболевская // Вопросы экономики. 1993. — № 8. -С. 88−96.
  170. С. И. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / С. И. Соболевский. М.: Наука, 1993. — 592 с.
  171. В. С. Смысл любви / В. С. Соловьев // Избранное — сост. А. В. Гулыга, С. J1. Кравец. — [вступ. ст. А. В. Гулыга] - [примеч. С. JI. Кравец]. М.: Сов. Россия, 1990. — С. 133−216.
  172. В. С. Избранные произведения / В. С. Соловьев. М.: Современник, 1991. — 543 с.
  173. В. С. Оправдание добра / В. С. Соловьев — отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. -656 с.
  174. П. Общие принципы цивилизационной теории и ее критика / П. Сорокин // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / сост. Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1998. — С. 47−53.
  175. К. С. Мое гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы / К. С. Станиславский. М. :1. Правда, 1990.-656 с.
  176. К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. М.: Вагриус, 2000. — 434 с.
  177. Ф. Собр. соч. В 15 т. Т. 4. / Ф. Стендаль — под общ. 1 ред. Б. Г. Реизова. — М.: Правда, 1959. — 608 с. — (Библиотека «Огонек»).
  178. Ю. С. Константы мировой культуры. Алфавит и алфавитные тексты в периоды двоеверия / Ю. С. Степанов, С. Г. Проскурин. -М.: Наука, 1993.- 158 с.
  179. Ю. С. Константы : словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект, 2004. — 992 с.
  180. В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 743 с.
  181. Сура 2. Корова // Коран — пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковского. — [пред. к изд. В. Беляева, П. Грязневича]. М.: МНПП «Буква», 1991.-С. 15−49.
  182. А. Цивилизация перед судом истории / А. Тойнби. М.: Прогресс- СПб.: Культура, 1996. — 477 с.
  183. Д. Меценатство в России Электронный ресурс. / Д. Толоконников. URL: http://www.rau.su/observer/Nl2005/lll.HTM (дата обращения: 25.09.2011).
  184. JI. Н. Христианство и патриотизм Электронный ресурс . / Л. Н. Толстой. URL: http://philosophy.ru/library/tolstoy/hrpatriot.html (дата обращения: 12.10.2012).
  185. Й. Сократ Электронный ресурс. / Йозеф Сократ. URL: http://bookz.ru/authors/toman-iozef/sokrat913/1 -sokrat913.html (дата обращения: 12.10.2012).
  186. Г. Л. Свобода как человеческое измерение бытия Электронный ресурс. / Г. Л. Тульчинский. URL: http://hpsy.ru/public/x2870.htm (дата обращения: 22.11.2012).
  187. Л. Сущность христианства Электронный ресурс. / Л. Фейербах. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/feyerbah-sushnost/00.aspx (дата обращения: 13.10.2011).
  188. Физиология человека. Гл. 3. Принципы организации управления функциями / под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько Электронный ресурс. URL: http://www.bibliotekar.ru/447/36.htm.
  189. Г. Исторический календарь за 1736 год // http://lib.ru/INOOLD/FILDING/fieldingl5.txt (дата обращения: 25.11.2012).
  190. М. В. История социальной работы в России / М. В. Фирсов. М.: ВЛАДОС, 1999. — 432 с.
  191. Фичино Марсилио. Комментарий на «Пир» Платона Электронный ресурс. / Марсилио Фичино. URL: http://renaissance.rchgi.spb.ru/Ficino/opusl.htm (дата обращения: 20.10.2011).
  192. В. Человек в поисках смысла : сборник / В. Франкл — пер. с англ. и нем. — [общ. ред. JL Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева] - [вступ. ст. Д. А. Леонтьева]. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  193. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия Электронный ресурс. / 3. Фрейд. URL: http://bookz.ru/authors/zigmund-freid/po-tu-st485/l-po-tu-st485.html (дата обращения: 20.11.2010).
  194. Э. Догмат о Христе Электронный ресурс. / Эрих Фромм. URL: http://www.fidel-kastro.ru/psihology/fromm/ef004.htm (дата обращения: 20.11.2010).
  195. Э. Душа человека / Э. Фромм. М.: ООО «Издательство ACT ЛТД», 1998. — 664 с. — (Классики зарубежной психологии).
  196. Э. Искусство любить / Э. Фромм — пер. с англ. Л. В. Трубициной, А. В. Ярхо, А. С. Соловейчика — под ред. Д. А. Леонтьева. -2-е изд. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. — 224 с.
  197. М. Забота о себе. История сексуальности-III Электронный ресурс. / М. Фуко. URL: http://www.politzone.in.ua/index.php?id=319 (дата обращения: 27.11.2010)
  198. С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 603 с.
  199. К. Невротическая личность нашего времени Электронный ресурс. / К. Хорни. URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/horney/nlnv/nlnv05.html (дата обращения: 23.12.2012).
  200. Ю. Л. Токарева Елена Львовна (биографический указатель) Электронный ресурс. / Ю. Л. Цинговатов. URL: http://www.hrono.ru/biograf/biot/tokarevael.php (дата обращения: 25.12.2012).
  201. П. Я. Апология сумасшедшего Электронный ресурс. / П. Я. Чаадаев. URL: http://www.vehi.net/chaadaev/apologiya.html (дата обращения: 25.05.2013).
  202. Р. Психология влияния. Социальное доказательство Электронный ресурс. / Роберт Чалдини. URL: http://www.oculus.ru/stat.php?id=106&gl=6 (дата обращения: 31.03.2013).
  203. П. Призрачное здание «истинной морали» Канта / П. Чичовачки // Этическая мысль. Вып. 7 / Рос. акад. наук, ин-т философии- отв. ред. А. А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2006. — С. 127−147.
  204. Ф. И. Маска и душа / Ф. П. Шаляпин. М.: Современный литератор, 1999. — 296 с. — (Мастера культуры).
  205. А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер — сост. и поел. А. А. Гусейнова. — [ общ. ред. А. А. Гусейнова и М. Г. Селезнева]. М.: Прогресс, 1992. — 576 с.
  206. В. П. Вступительная статья / В. П. Шестаков // Русский Эрос, или Философия любви в России — сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков.- [коммент. А. Н. Богословского]. -М.: Прогресс, 1991. С. 5−18.
  207. Е. М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. Италия и западные провинции / Е. М. Штаерман. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-256 с.
  208. Эко У. Имя Розы. Заметки на полях Имени розы / У. Эко. -СПб.: Симпозиум, 2001. 643 с.
  209. Эмпедокл. Очищения / Эмпедокл // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. ч. 1. Философия древности и средневековья.- ред. и сост. первого тома, авт. вступ. статьи В. В. Соколов. М.: Мысль, 1969. — С. 299−308. -(Философ.наследие).
  210. Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная Электронный ресурс. / Э. Янч. URL: http://www.spkurdyumov.narod.ru/ejanch.htm (дата обращения: 12.12.2012)
  211. В. Н. Благотворительность и милосердие как социокультурные ценности / В. Н. Ярская // Российский журнал социальной работы. -1995. № 2. — С. 27−33.
  212. Ladd J. The Ethics of Participation / J. Ladd // In.: Participationin Politics. N.Y.: Atherton-Lieber, 1975. — 229 p.
  213. Lewis C. S. The Allegory of Love. A Study of Medieval Tradition / C. S. Lewis. -N. Y.: Twayne Publishers, 1958. 378 p.
  214. Lyotard J.-F. La condition postmodrne: Rapport sur la savoir / J.-F. Lyotard. Paris: Gallimard, 1979. — 197 p.
  215. Maclntyre- A. C. After virtue: a study in moral theory / A. C. Maclntyre. Indiana: University of Notre Dame Press, 2007. — 306 p.
  216. Nygren A. Agape and Eros / A. Nygren. Philadelphia: Wesminster press, 1953.-764 p.
  217. Pound, E. Loomis Literary Essays of Ezra Pound / Ezra Loomis Pound — ed. with an introd. by T. S. Eliot. London: Faber & Faber, 1968. -484 p.
  218. Rimfinger G. V. Welfare Policy and Industrialization in Europe, America, and Russia / G. V. Rimfinger. New York-London-Sydney-Toronto: John Wiely & Sons, Inc., 1971.-340 p.
  219. Rougemont D. de Passion and Society / D. De Rougemont — translated by Montgomery Belgion. London: Faber and Faber, 1956. — 336 p.
  220. Santas G. Plato and Freud. Two Theories of Love / G. Santas. Oxford, England — N.Y.: B. Blackwell, 1988. — 195 p.
  221. Sarup M. An introductory guide to post-structuralism & postmodernism / M. Sarup. -N.-Y.: Harvester Wheatsheaf, 1993. 206 p.
  222. Secomb L. Philosophy and Love. From Plato to Popular Culture / L. Secomb. Edinburgh: University Press, 2007. — 185 p.
  223. Sorokin P. The American Sex Revolution / P. Sorokin. Boston: Porter Sargent Publishers, 1956. -186 p.
Заполнить форму текущей работой