Формирование механизмов государственного регулирования рынка молока и молочной продукции
Связь с планом научных исследований. Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А. А. Никонова Россельхозакадемии и является составной частью проблемы: «Разработать показатели, критерии, нормативные и организационно-методические документы по переходу информатизации АПК и аграрной науки на промышленную технологию… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теория формирования эффективной системы механизмов государственного регулирования
- Раздел
- 1. 1. Экономическая сущность формирования эффективной аграрной политики государства в условиях рыночной экономики
- Раздел
- 1. 2. Государственное регулирование рынка молочной продукции в развитых странах мира
- Раздел
- 1. 3. Государственное регулирование рынка молочной продукции
- России
- Глава II. Анализ молочного рынка Российской Федерации
- Раздел
- 2. 1. Анализ региональной специфики спроса и предложения на рынке молочной продукции Российской Федерации
- Раздел
- 2. 2. Экономико-математическое моделирование объемов потребления молочных продуктов в разрезе регионов Российской
- Федерации
- Раздел
- 2. 3. Прогноз спроса на молочные продукты в регионах Российской
- Федерации до 2020 года
- Глава III. Формирование эффективной системы механизмов государственного регулирования на рынке молочной продукции
- Раздел
- 3. 1. Низкая эффективность механизмов государственного регулирования существующей отраслевой программы
- Раздел
- 3. 2. Рекомендации по совершенствованию системы механизмов государственного регулирования
Формирование механизмов государственного регулирования рынка молока и молочной продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В условиях переходной экономики неразвитые механизмы рыночного саморегулирования со слабым государственным вмешательством не в состоянии эффективно решать проблемы обеспечения населения отечественными молочными продуктами и гарантировать дальнейшее стабильное развитие отрасли молочного скотоводства. За последние 20 лет наблюдается устойчивые тенденции к снижению объемов производства отечественной молочной продукции и ее вытеснение импортом.
На протяжении 5 лет Правительство проводит в стране аграрные реформы, направленные на решение основных проблем отрасли молочного скотоводства. Однако ни в одном из принятых документов не произведен анализ региональных особенностей рынка молочной продукции, а большинство механизмов государственного регулирования одинаковы для всех субъектов страны. Принятие унифицированных управленческих решений и их реализация на базе усредненных данных в целом по стране, без учета региональной специфики является одной из причин низкой эффективности государственного регулирования рынка молочной продукции.
Ярко выраженная региональная специфика обусловлена разнообразием экономических условий, автономностью различных сегментов, географией страны, историческим фактором, особенностями интеграции в мировую экономику и другими. В таких условиях, проводимая унифицированная аграрная политика на федеральном уровне может не отвечать реальным процессам, которые происходят на различных региональных сегментах рынка и положительный эффект от ее проведения может быть в конечном итоге незначителен.
Таким образом, существующая аграрная политика в области развития и регулирования рынка молочной продукции нуждаются в дальнейшем совершенствовании и оптимизации, что и определяет актуальность данной темы исследования.
Степень изученности проблемы. Исследованием проблем формирования эффективной системы механизмов государственного регулирования занимались многие зарубежные и отечественные ученые такие, как Беспахотный Г. В., Гайсин P.C., Дубровин E.H., Иноземцев H.H., Кейнс Д., Крутов А. П., Леонтьев В. В., Никонов A.A., Узун В .Я, Хейне П., Хэзлитт Г., Хорст X., Чаянов A.B. и другие.
Анализом проблем функционирования рынка молочной продукции и отрасли молочного скотоводства занимались Ахметов Р. Г., Авдашева С. Б., Аничкина O.A., Гончаров В. Д., Демина М. П., Зинина Л. И., Ильина З. М., Ишмуратова М. М., Клюкач В. А., Коваленко Н. Я., Котеев C.B., Коротнев В. Д., Костомахин Н. М., Коротаевский А. Г., Мирочицкой И. В., Попова A.A., Столярова O.A., Туников Г. М., Энгельгардт А. Н. и другие.
Разработкой теории экономико-математического моделирования и его практическим применением для прогнозирования и анализа агропродовольственных рынков занимались Аганбегян А. Г., Арлазоров В. В., Багриновский К. А., Дубовский C.B., Кондратьев Н. Д., Кравченко P.A., Романенко И. А., Светлов Н. М., Сиптиц С. О., Штельмахер М. и другие.
Цель и задачи исследования
Целью исследования явилось обобщение теоретических положений и разработка практических рекомендаций по совершенствованию механизмов государственного регулирования рынка молочной продукции.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
S Обобщить научно-теоретические положения и мировой опыт государственного регулирования рынка молочной продукцииS выявить региональную специфику рынка молочной продукции России, а также определить основные особенности и проблемы рынка в целомразработать и применить методику оценки уровня совокупного спроса на молочные продукты в регионах Российской Федерацииоценить эффективность существующей системы механизмов государственного регулирования рынка молочной продукции и предложить практические рекомендации по их совершенствованию. Предмет исследования — система механизмов государственного регулирования спроса и предложения на рынке молочной продукции.
Объект исследования — региональные сегменты рынка молочной продукции страны.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков экономической науки, отечественных и зарубежных авторов по государственному регулированию агропродовольственного рынка.
В диссертационной работе в качестве инструмента исследования применялись следующие методы: монографический, абстрактно-логический, расчетно-конструктивный, системного анализа, многомерной статистики и эконометрики, экономико-математического моделирования.
Для накопления, хранения, обработки и представления информации использовались компьютерные технологии. В исследовании реализован системный подход, позволивший определить цель и пути ее достижения с учетом функционирования региональных сегментов рынка молочной продукции в процессе их функционирования.
Информационное обеспечение работы. Информационную базу составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, формы отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за 2000 — 2009 годы, балансы ресурсов и использования молока, так же законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в следующем: ¦S Исследованы проблемы торгового дисбаланса производства и потребления молочной продукции в регионах страны и экономической недоступности молочных продуктов на уровне рациональных норм потребления, как того требует Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далееДоктрина).
S Разработана методика оценки уровня совокупного спроса на молочные продукты, которая позволяет получить динамические ряды показателей среднедушевого потребления молочной продукции и потребительских расходов на них в децильных группах населения, сформированных по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов, для каждого региона страны,.
•S Адаптирована экономико-математическая модель Log типа, которая позволяет прогнозировать объемы совокупного потребления молочных продуктов с учетом региональной специфики среднедушевого потребления в децильных группах до 2020 года. S Используя экономико-математическую модель совокупного потребления, обоснован инерционный прогноз развития совокупного спроса в регионах страны на период до 2020 года. •S Определены параметры состояния рынка, при котором обеспечиваются требования Доктрины продовольственной безопасности в регионах страны.
S Разработаны рекомендации по совершенствованию аграрной политики, предложен дифференцированный подход к формированию системы механизмов государственного регулирования учитывающий развитие конкретного регионального сегмента рынка молочной продукции.
Практическая значимость работы. Предложенные рекомендации по совершенствованию системы механизмов государственного регулирования могут быть применены специалистами, работающими в данном секторе экономики, и Правительством Российской Федерации при формировании структуры аграрной политики государства в области регулирования и развития национального молочного рынка.
Применяемая в диссертации экономико-математическая модель может быть использована для анализа и прогнозирования совокупного спроса как страны в целом, так и отдельных регионов, что позволит также повысить эффективность государственного регулирования рынка молочной продукции.
Отдельные теоретические и практические разработки диссертации целесообразно использовать в учебном процессе на экономических факультетах аграрных вузов, а также при подготовке и повышении квалификации руководителей и главных специалистов экономических служб сельскохозяйственных предприятий и органов управления агропромышленным комплексом.
Связь с планом научных исследований. Диссертация выполнена в соответствии с планом научных исследований Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А. А. Никонова Россельхозакадемии и является составной частью проблемы: «Разработать показатели, критерии, нормативные и организационно-методические документы по переходу информатизации АПК и аграрной науки на промышленную технологию проектирования и внедрения информационных систем» (ГР № 01.2006.9 934),.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в докладах и выступлениях на всероссийских и региональных научно-практических конференциях, в том числе: «Никоновские чтения» (г. Москва, ВИАПИ им. A.A. Никонова и РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2008 — 2011 гг.), «Вавиловские чтения (г. Саратов, Саратовский ГАУ, ноябрь 2009 г.) и другие.
Результаты расчетов и практические рекомендации диссертационного исследования были переданы в Министерство сельского хозяйства РФ. Ряд рекомендаций и предложений автора по оценке объема и структуры аграрной политики на базе методики, применяемой в странах ОЭСР приняты к внедрению в практику работы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (справка о внедрении прилагается).
Основные положения диссертации нашли отражение в восьми работах общим объемом 2,6 п. л., (авторский вклад 1,2 п. л.), в том числе две статьи опубликованы в журналах, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ.