Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институционализация отношений субъектов конкурсных торгов как фактор развития конкуренции в российской экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационной работе дается обоснование перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационной социально ориентированному типу развитияустанавливается связь между институтом и экономическим ростом в экономической системеопределяется институт конкурсных торгов, как инструмент обеспечения эффективного расходования* бюджетных средств, единства экономического пространства… Читать ещё >

Содержание

  • I. Теоретико — методологические предпосылки институциональной организации конкурса в рыночных условиях
    • 1. 1. Конкурсные торги как институт современной экономики
    • 1. 2. Влияние оппортунистического поведения на развитие института конкурсных торгов
    • 1. 3. Проектирование института конкурсных торгов и систематизация его базовых черт
  • II. Генезис конкурсных торгов и экспликация понятия институциональной организации конкурса
    • 2. 1. Экономическое содержание институциональной эволюции конкурсных торгов в дореволюционной России
    • 2. 2. Модификация института конкурсных торгов в командно — административной системе
    • 2. 3. Современная институциональная организация конкурсных торгов как результат её эволюции
  • III. Организация формирования и развития конкурсных торгов как поддержка конкуренции в России *
    • 3. 1. Сущностные параметры, функции и формы конкурсных торгов
    • 3. 2. Динамика развития конкурсных торгов в современной России
    • 3. 3. Организация воспроизводства конкурса в современных российских условиях (на примере ООО «Техснаб»)

Институционализация отношений субъектов конкурсных торгов как фактор развития конкуренции в российской экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Учитывая стратегическую цель российского государства, ориентированную на достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность, реализацию конституционных прав граждан, стремление России к 2015I.

2020 годам войти в пятёрку стран-лидеров по объёму валового внутреннего продукта, необходимо достичь высокого уровня конкурентоспособности российской экономики не только в условиях возрастающего геополитического соперничества, повышения роли человеческого капитала, но и принятия эффективных антикризисных мер, преодоления высоких рисков предпринимательской деятельности, факторов, мешающих развитию добросовестной конкуренции, динамичному экономическому росту, реальному переходу экономики к инновационному социально-ориентированному развитию. Для этого следует обеспечить создание совокупности базовых правовых норм и институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений, внедрение в процесс государственного управления современных методов и механизмов стратегического планирования и управления по результатам, их увязку с механизмами принятия бюджетных решений, а также усиление роли государства в обеспечении благоприятных и равных условий ведения бизнеса для всех субъектов экономической деятельности, как на национальном, так и на мировом уровнях.

В этой связи актуальность исследуемой проблемы институционализации отношений субъектов конкурсных торгов как фактора развития конкуренции в российской экономике определяется рядом обстоятельств. Возрастает роль институтов поддержки конкуренции и устойчивой экономической динамики, эффективного расходования бюджетных средств и системы бюджетирования на всех уровнях хозяйствования, как одного из приоритетных направлений макроэкономической политики государства. Необходимой составляющей и инструментом реализации данного направления являются государственные (муниципальные) и негосударственные заказы, осуществляемые на основе конкурсных и внеконкурсных торгов. Концепцией долгосрочного социально — экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено повышение прозрачности процедур составления, изменения и использования бюджетов всех уровней, в том числе процедур размещения государственного и муниципального заказа.

От степени совершенствования институциональной среды зависит диверI I сификация российской экономики, создание новых предприятий, расширение ассортимента товара, освоение новых форм и сфер деятельности экономическими субъектами, обновление традиционных ресурсов, отход от сырьевой зависимости.

Степень разработанности проблемы. Институциональные ориентиры в теоретическом и прикладном аспектах содержательно многогранны и неоднозначны по направлению исследовательского поиска. В-начале XVIII века Д-Юм придавал большое значение регулирующей роли правил во взаимодействии экономических индивидов: А. Смит подходил к экономике как к системе, в. которой действуют ключевые факты, влияющие на рост производительности труда. В рамках традиционного институционализма (Т.Веблен, У. К. Митчелл, Д. Коммонс) развиваются идеи праздного класса, институционального человека, эволюции институтов, дихотомии, вмешательства государства в экономику, а также методы сбора и обработки статистических данных для прогнозирования экономических колебаний, заключения сделок (соглашений) как результата взаимодействия покупателя и продавца. Ведущими теоретиками неоинститу-ционализма (Р.Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон) проведено исследование проблем трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики, институциональных изменений, их агентов, факторов, направлений, оппортунистического поведения;

В отечественной социально-экономической мысли О. С. Белокрылова, В. В. Вольчик, Ю. А. Данилов, Р. А. Кокарев, А. Н. Козырев, А. И. Олейник изучают прогнозирование развития институтов рыночной структуры, типологию институтовД.В.Клепиков, О. В. Крачинская, О. В. Лысенко, В. А. Музыкант, П. В. Попов, В. В. Хухлина акцентируют внимание на характеристике социальных институтовИ.Е.Дискин, О. С. Сухарев, А. Д. Некипелов изучают проблему связи переходной экономики и становления, функционирования экономических институтовС.Т.Кирдина, определяет институт как центральное понятие теории институциональных матрицС.В.Наумов исследует институциональную организацию экономики и методологические подходы к её исследованию, смыслоf вое различие понятий «институт» и «институции" — В. Д. Дементьев, О. В. Иншаков, Р. М. Нуреев, О. Ю. Мамедов, Д. П. Фролов исследуют формирование постсоветского институционализмаЛ. Фрейнкман, В. В. Дашкеев, B.A.May, А. Д. Радыгин, Р. М. Энтов рассматривают основные понятия институциональной и эволюционной экономики, связь экономического роста и институтов;

A.Московский определяет пределы институционализмаГ.Б.Клейнер делает упор на анализе эволюции институциональных системН.А.Кротов, Е. А. Попова обращают внимание на связь институциональных основ и закупочной политики в Российской ФедерацииГ.М.Веденеев, А. Р. Ефимов, Г. Н. Кобзев рассматривают формы документов, их подготовку, ведение документооборота для проведения конкурсов на закупкуД.А.Абрахимов, С. Б. Дашков,.

B.И.Лутков выявляют недостатки действующих технологий государственных закупок на регональном уровнеГ.Н.Кобзев, Е. Комолова, А. Г. Лерман рассматривают проблему профессионального образования в области организации и проведения конкурсных торговИ.В.Гришин, А. Р. Ефимов, А. Ю. Иванов анализируют направления экспертизы, используемых в конкурсных торгах (экспертиза правомочности, квалификации, финансовой устойчивости, технического и финансового предложения) — М. И. Брагинский, Е. С. Бурдаева, К. В. Кузнецов, Г. А. Суходольский, Н. С. Шелег и др. определяют связь институциональных основ с конкурсными торгами и др.

Однако, несмотря на количественные и качественные оценки институциональных ориентиров, варьирующих в довольно широком диапазоне, проблема институционализации отношений субъектов конкурсных торгов в системном аспекте ещё не получает достаточного осмысления и становится все более востребованной с позиций как теоретико — методологического обоснования, так и разработки рекомендаций по совершенствованию практики конкурса. Все это определяет актуальность и возможность дальнейшего изучения указанной проблемы, ее практическую значимость, что и определило выбор темы диссертационного исследования, ее цель, задачи и практическую направленность.

Цель диссертационного исследования заключается в расширении, углублении и совершенствовании сущности институционализации отношений субъектов конкурсных торгов как фактора развития конкуренции в российской экономике, проектировании институционально — экономической организации конкурсных торгов и оценки их роли в стабилизации устойчивой динамики российской экономики, а также в разработке путей противодействия влиянию коррупции в конкурсных торгах.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— на основе логического, сравнительного и статистического анализа обосновать необходимость развития экономических институтов, обеспечивающих формирование модели российской рыночной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, с переходом к экономике от доминирования экспортно-сырьевого развития к инновационному социально-ориентированному развитию, к диверсифицированной экономике с развитой конкуренцией на отраслевых рынках;

— определить содержание и функциональность «институциональной организации конкурса», обусловливающие снижение трансакционных издержек, эффективное расходование ресурсов и поддержку добросовестной конкуренции;

— доказать, что объёмы и интенсивность оппортунистического поведения и коррупциогенности в институте конкурсных торгов превышают допустимый предел «оптимальности» и противодействуют экономическому росту, и формированию добросовестной конкуренции в экономической системе;

— систематизировать базовые черты института конкурсных торгов и предложить проект с его структурно-функциональными элементами, способными отражать типичную субъектно-объективную сущность института и установить важность связей между элементами, необходимыми для осуществления и совершенствования конкурсной практики и её воздействия на конкуренцию;

— определить этапы развития и экономическое содержание институциональной эволюции конкурса и выявить динамику тенденций конкурсной стратегии в разные исторические периоды (ранний, монархический, советский, постсоветский) с особенностями формирования организации конкурса;

— раскрыть сущность современных конкурсных торгов и систематизировать основополагающие принципы, обеспечивающие институционализацию отношений субъектов конкурсных торгов как фактора развития конкуренции в российской экономике;

— определить эффективность экономии денежных средств в системе государственных и внегосударственных закупок, осуществляемых путём конкурсных торгов, а также характер динамики их контроля на основе анализа состояния современной электронной интегрально-информационной системы (официальные сайты) по размещению закупок;

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает процесс институционализации отношений субъектов конкурсных торгов как фактор развития конкуренции в российской экономике. Предметом диссертационной работы является институциональная организация конкура в торгах, анализ ее эволюции и функций, экономические условия и виды конкурсных торгов, влияющих на формирование добросовестной конкуренции в целях эффективного использования бюджетных средств и ресурсов хозяйствующих субъектов.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют положения и выводы, обоснованные и представленные в работах за' рубежных и российских экономистов институциональной и неоинституциональной школ, теории социальных изменений, теории государства, теории контрактов, теории переходной экономики, ориентирующих на обеспечение кон! курентоспособности экономических субъектов на разных уровнях хозяйствования и на рынке бюджетных заказов, коммерческих закупок, а также программно — прогнозируемые и учётные разработки государственных органов Российской Федерации и Ростовской области в сфере развития и контроля конкурсных и внеконкурсных форм закупок для государственных, муниципальных и коммерческих нужд.

Инструментарно-методический аппарат работы. В ходе исследования институциональной организации конкурсных форм и поддержки добросовестной конкуренции были использованы общенаучные методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, обобщения, аналогии, историко-логический, диалектический, системный, структурно-функциональный, аксиологический, технологический), а также частные методы (экономико-статистический, табличный, графический), вторичный анализ социологических опросов. Указанные методы использовались в разных комбинациях в зависимости от логики изложения теоретического и практического материала, решения поставленных задач в комплексном подходе.

Информационно-эмпирическая база диссертационной работы образована отчётами Федеральной антимонопольной службы России, официальными статистическими данными Федеральной службы государственной статистики, Всемирным экономическим форумом, результатами социологических исследований, форумами выставок «Госзаказ», материалами сайтов организаций федерального уровня и Ростовской области, периодической печати, историческими первоисточниками, методическими материалами по организации конкурсных торгов ООО «Техснаб» и ОАО «Ростовэнерго».

Нормативно-правовая база диссертационного исследования образована Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Административным кодексом РФ, федеральными законами, указами, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, официальными письмами Минэкономразвития, а также Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

Исследование выполнено в рамках Паспорта специальностей ВАК (экономические науки): 08.00.01 — экономическая теория, п. 1.2. Микроэкономическая теория: теория организации рынковтеория конкуренции и антимонопольного регулированияп. 1.4. Институциональная и эволюционная экономическая теория: теория трансакционных издержекэволюционная теория экономической динамики.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в доказательстве научного предположения о том, что институционализация отношений субъектов конкурсных торгов является важным фактором создания механизма поддержки трансформации российской экономики в инновационную и социальноориентированную экономику, развития добросовестной конкуренции, эффективного расходования бюджетных и внебюджетных средств, получения прибыли, удовлетворения закупочных потребностей и нужд хозяйствующих субъектов и населения России.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Конкурсные торги как институт рыночной экономики выполняет функцию поддержки добросовестной рыночной конкуренции посредством обора хозяйствующих субъектов на принципах минимизации трансакционных издержек, рациональности, лидерства, преодоления оппортунистических тенденций. Конкурсные торги являются дискретным, традиционным (консервативным), отборочно-распределительным рыночным институтом, способным оказывать воздействие на изменение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и национальной экономики в целом. Дискретный характер конкурсных торгов проявляется в адаптации и мобилизации конкретных рыночных субъектов, которые отвечают его требованиям с учетом глобальной конкуренции и цикличности экономического развития. Традиционный институт конкурсных торгов актуализируется в условиях современного экономического кризиса, который обусловил необходимость модернизации трансакционной инфраструктуры.

2. Роль института конкурсных торгов как адаптационно-мобилизационного инструмента поддержки конкуренции, формирования пропорций распределения и обмена экономических благ подрывается оппортунистическим поведением и коррупционными явлениями, которые встраиваются как разновидность институциональной ловушки, формируют двойные стандарты для участников и приводят к отказу добросовестных поставщиков от участия в конкурсных торгах, развитию дис-функциональности и коррупциогенности конкурса, снижению интенсивности конкуренции.

3. В генезисе институциональной организации конкурсных торгов в России прослеживается синтез консервативных и инновационных ориентиров, воспроизводство новых институциональных форм и отмена старых, динамика институциональных стратегий, обеспечивающая прикладной характер конкурсных торговнаблюдается движение от доминирования бюрократической стратегии с ее единоначалием и институциональным компонентами экономической дискриминации к совершенствованию и углублению институционально-экономической стратегии в процедурном процессе и вытеснения субъективизма и оппортунистического поведения из практики конкурсных торгов (закупок);

4. Современная система институциональной организации конкурсных торгов распределения и-обмена экономических благ имеет сложную структуру, состоящую из законодательных норм проведения конкурса, устоявшихся на отраслевых рынках правил и обычаев, организационно-управленческого механизма, участников конкурсных торгов и институционального эффекта. Целью проектирования институциональной организации конкурсных торгов является обеспечение упорядоченности, активности экономических субъектов в конкурсной деятельности посредством правил, регулирующих их взаимодействие в соревновательном отборе по заключению контракта на организационно-экономических принципах альтернативности выбора, прозрачности, комплементарности, равного доступа, экономии ресурсов. Дисфункция какого-либо из элементов организации конкурсных торгов приводит к неэффективному экономическому функционированию всей системы.

5. Организация реализации конкурсных торгов, ее алгоритм и этапность определяются не только количественными показателями доли закупок, проводимой на конкурсной основе, но и качественными характеристиками участников торгов, его предмета, и соответствующей динамикой эффективности расходования ресурсов. Эффективность экономии бюджетных средств и расходов коммерческих организаций обусловливается совокупностью факторов: динамичность в совершенствовании нормативно-правовой базы, усиление регламентации и формализации конкурсных торгов (закупок), минимизация рисков, систематический контроль проведения торгов, приобретение заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями) опыта в институциональной организации конкурсов, снижение числа нарушений законодательства по закупкам.

6. Современная институциональная организация конкурсных торгов для государственных и муниципальных нужд способна трансформироваться в конкурсные торги коммерческих структур и совместима с их специфичностью. Для совершенствования технологий воспроизводства конкурса в процессе закупок коммерческих организаций необходимо внести в институциональную базу конкурсных торгов обязательность процедурного аудита на коррупциогенность и формализованность различных форм конкурентных торгов, что позволит ограничить рыночные и финансовые риски.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в обосновании концептуального подхода к анализу сущности, функций и этапов развития^ конкурсных торгов как института рыночной экономики, способствующего формированию добросовестной конкуренции и противодействию оппортунистическому поведению, а также определении методов совершенствования организации проведения конкурсных торгов. К числу положений, содержащих приращение научного знания, относится следующее:

— раскрыта категориальная и функциональная определенность конкурсных торгов как института рыночной экономики, инструмента поддержки добросовестной конкуренции, развития трансакционного сектора, достижения эффективного расходования бюджетных и внебюджетных средств, обеспечения единства экономического пространства;

— проведено проектирование и определены базовые и инновационные свойства современной институциональной организации конкурсных торгов, являющиеся результатом ее эволюции: традиционность (консервативность), дискретность, функциональность, способность стимулировать адаптацию, лидерство и мобилизацию хозяйствующих субъектов;

— обобщены и систематизированы виды стратегий проведения конкурсных торгов, выявлены доминирующие стратегии: бюрократическая, нормативная, институционально-экономическая, процедурная, определяющие экономические принципы конкурсных торгов, обуславливающие их функциональность.

— выявлены виды оппортунистического поведения, как институциональной ловушки в конкурсных и неконкурсных торгах и предложены меры по снижению коррупциогенности путем совершенствования институциональных норм (прав, ответственности, обязанностей, запретов) в отношении субъектов конкурсной деятельности и внедрения единой интегрально-информационной системы аналитического учета конкурсных торгов;

— на основе анализа динамики государственных и муниципальных закупок в современной России и их сравнения с организацией открытого конкурса в коммерческих структурах, на примере ООО «Техснаб» и ОАО «Ростовэнерго» определена экономическая эффективность конкурсных торгов на разных уровнях: государственном, региональном, предприятия;

— разработан «Аналитический стандарт учета экономической прозрачности конкурсных торгов о размещении заказов» в интегрально-информационной системе государственных и муниципальных закупок, анализ расчетных данных которого по Ростовской области за 2007;2008 гг. позволит повысить оперативность принятия эффективных управленческих решений, качество аналитической и контролирующей управленческой деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется теоретико — методологической актуальностью поставленной проблемы и состоит в обосновании значимости институционализации отношений экономических субъектов и институциональной организации конкурсных торгов в системном аспекте, обеспечивающей формирование и развитие добросовестной конкуренции, а также расширение конкурентной среды в российских условиях.

Практическая значимость заключается в возможности реального использования рекомендаций, разработанных в диссертации, органами государственного управления и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, что позволит им более эффективно практиковать институциональную организацию конкурсных торгов, иметь инструментарно-методический механизм формирования конкурентной стратегии на рынках товаров и услуг.

Результаты, содержащиеся в диссертации, используются в учебном процессе ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы» при изучении курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование предпринимательства» и в других спецкурсах по проблемам управления конкурентоспособностью, управления государственными и муниципальными закупками, в процессе переподготовки и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих, а также приняты к внедрению ООО «Техснаб».

Апробация основных результатов исследования. Основные результаты исследования изложены в докладах и выступлениях на: научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы и факторы модернизации государственного и муниципального управления», «Проблемы налогообложения и предпринимательства» (г. Ростов-на-Дону, СКАГС, в 2006,2007,2008 гг.).. ^.

Основное содержание диссертации и, результаты проведенных исследований изложены в 4 публикациях общим объемом 1,8 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Структура и объем диссертационного исследования обусловлены объектом и предметом исследования, целью и задачами работы и последовательно вытекают из логики работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего 155 источников и приложений. Основной текст изложен на 165 страницах, содержит 17 таблиц и 14 рисунков.

Заключение

.

Проблема институционализации отношений субъектов конкурсных торгов как фактор развития" конкуренции в российской экономике содержательно разнообразна и многоаспектна, что обусловлено, с одной стороны, принятым распоряжением Правительства РФ от 17 ноября* 2008 г. № 1662-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а с другой, потребностями современной социально-экономической практики в конкурентных торгах и в развитии добросовестной конкуренции.

В современной кризисной финансовой ситуации в мире и стране общепризнанным становится тот факт, что государственный заказ и государственные гарантии являются едва ли не единственным залогом стабильности, благополучия и условием выживания, бизнеса, сохранения рабочих мест, обеспечения работников зарплатой, загрузки? высокотехнологического производства беспрерывного цикла, сохранения отлаженных сложных технологий, поддержки субъектов малого предпринимательства.

При взаимодействии государства и частного бизнеса как субъектов инновационного развития в перспективе, конкурентов и партнёров в экономической системе, государство не подменяет бизнес собственной активностью, а создаёт те институциональные условия, которые обеспечивают развитие добросовестной конкуренции и вытеснение из бизнеса оппортунистических, в том числе коррупционных тенденций. В целом, от степени совершенствования институциональной среды зависит диверсификация российской экономики, создание новых предприятий, расширение ассортимента товара, освоение новых форм и сфер деятельности экономическими субъектами, обновление традиционных ресурсов, отход от сырьевой зависимости и т. д.

В. своём высказывании от 11 ноября 2008 года Президент России Дмитрий Медведев заявил, что сфера госзакупок в рыночной экономике любого государства достаточно сложная и, вне всякого сомнения, одна из самых коррумпированных, и надо дать оценку той системе государственных закупок, которая была у нас сформирована за последнее время, посмотреть на то, сколь она эффективна, посмотреть на то, какие документы приняты, а какие документы ещё необходимо разработать.

В диссертационной работе дается обоснование перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационной социально ориентированному типу развитияустанавливается связь между институтом и экономическим ростом в экономической системеопределяется институт конкурсных торгов, как инструмент обеспечения эффективного расходования* бюджетных средств, единства экономического пространства, упорядоченности технологий конкурсных формопределяются базовые и инновационные свойства института конкурсных торгов, его генезис, сущностные параметры, функции, формы конкурса в Российской Федерациивычленяются отдельные системообразующие элементы > института конкурсных торговобобщаются экономические принципы, регулирующие конкурсные торги (закупки) — осваивается динамика торгов в современной России длягосударственных и муниципальных нужд, а также идентифицируется и. сравнивается организация открытого конкурса в коммерческих структурахопределяется экономическая эффективность конкурсных форм на разных уровняханализируется информационный уровень конкурсных и неконкурсных закупок на официальных сайтах (регионы) — исследуются количественные и качественные параметры институционального обеспечения конкурсных торгов развития и поддержки конкуренции в России и их прикладной характервыясняется степень проявления оппортунистических тенденций в конкурсных и в неконкурсных торгах.

Институт конкурсных торгов не является дополнительным факторным ресурсом, а представляет собой актуальный элемент в экономической системе, в факторном кластере. Недооценка экономическими субъектами значимости регулирующей и обеспечивающей функций институционального фактора создает условия для проникновения в конкурсные торги коррупционных тенденt I ций и замедлению перехода Российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному социально — ориентированному типу развития.

Институт конкурсных торгов является разновидностью институционального фактора и характеризуется многомерностью черт, что отражено автором диссертации в сконструированном проекте. Базовые, общие и специфические черты института конкурса: свойства, общезначимые цели, предметность, адресат, статусы и роли экономических субъектов, типологичность, характер правил (консервативные, инновационные), логическая структура (базовые основыматрица, дополнения, поправки и т. д), сфера приложения правил, формы проявления торгов.

В генезисе институциональной организации конкурсных торгов прослеживается синтез консервативных и инновационных ориентиров, воспроизводство новых институциональных форм и отмена старых, динамика институциональных стратегий, обеспечивающие прикладной характер конкурсных технологийнаблюдается движение от доминирования бюрократической' стратегии с ее единоначальным и институциональным компонентами, экономическойдис-, криминационной, репрессивной стратегий к совершенствованию и углублению процедурной стратегии, ее детализации, создавая тем самым условия вытеснения субъективизма, девиантного поведения из практики конкурсных торгов (закупок) и, обеспечивая их прозрачность, оперативность управления.

Динамика отчетности конкурсных и вне конкурсных форм развития и поддержки конкуренции в России нуждается в совершенствовании, для чего и предлагается автором диссертационной работы проект учета прозрачности завершенных конкурсных торгов о размещении государственных и муниципальных заказов. Институциональная организация конкурсных торгов для государственных и* муниципальных нужд способна трансформироваться в конкурсные торги коммерческих структур и совместима с их специфичностью. Однако, автор диссертации предлагает внести в институциональную базу обязательность процедурного аудита на коррупциогенность и заформализованнось институционального обеспечения конкурентных торгов, что позволит ограничить или вытеснить новую разновидность девиантного поведения экономических субъектов, как откат в некоммерческих и коммерческих организациях.

Институционализация отношений субъектов конкурсных торгов, институциональная организация конкурса представляет собой интегральное образование, функционально направленное на развитие экономических потребностей, формирование конкурентных отношений, ориентирующих экономику России на инновационный тип развития.

Современная система институциональной организации конкурсных торгов в государственной и муниципальной закупочной деятельности, а также в практике проведении открытых конкурсов коммерческими организациями в российской Федерации находится в процессе своего становления, требует дальнейшего изучения и анализа, чтобы ее модернизация обеспечила повышение конкурентоспособности национальной экономики в условиях нарастания кризисных тенденций и обострения глобальной конкуренции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2005.
  2. Гражданский кодекс РФ 4.1,2. М., 2003.
  3. Бюджетный кодекс РФ. М., 2005.
  4. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948−1 // Справочная правовая система КонсультантПлюс
  5. Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от З июля- 1991 г. № 1531−1 // Справочная правовая, система КонсультантПлюс
  6. Указ Президента Российской? Федерации «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. № 22 845// Справочная правовая- система КонсультантПлюс
  7. Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных^ государственных нужд» от 13 декабря, 1994 г. № 60-ФЗ // Справочная, правовая система КонсультантПлюс
  8. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 2008-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс
  9. Федеральный закон- «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2″. декабря 1994 г. № 53-Ф3 // Справочная правовая система КонсультантПлюс
  10. Федеральный закон «О размещении заказов на- поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Справочная правовая система КонсультантПлюс:
  11. Профессиональные, требования к специалисту по организации и проведению государственных закупок. Министерство экономики Российской Федерации от 30 октября 1998 // Справочная правовая система КонсультантПлюс
  12. Послание Президента России Владимира* Путина Федеральному Собранию РФ / Российская газета. — 2003. 17 мая.
  13. Декрет для страны. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации / Российская газета. 2006i — 1 Г мая:
  14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию / Российская газета. — 2008. 6 ноября // Справочная правовая система КонсультантПлюс
  15. Концепция административной* реформьг в Российской Федерации, в. 2006−2008 годах. Распоряжение Правительства Российской Федерации, от 25 октября 2005 // Справочная правовая система-КонсультантПлюс
  16. Социально-экономическое положение, России: Январь-ноябрь 2007 года. Росстат. М, 2007.
  17. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации. Росстат. М., октябрь 2007.
  18. Р. Как поддерживать экономический рост в ресурсно-зависимой экономике // Вопросы экономики. 2006.- № 7.
  19. А.А. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. — М.: ИНФО, 2007.
  20. О.С. Организация государственных и муниципальных закупок. Ростов н/Д.: Наука-Спектр, 2007.
  21. Белокрылова OlC., Бережной" И.В., Вольчик В. В. Эволюция институциональных ограничений конкуренции. в переходной экономике. — Ростов н/Д.: Ростовский университет, 2003.
  22. А. Перестройка: правда о социализме и судьбе социализма // Афанасьев Ю. И. Иного не дано. М.: Прогресс, 1988.
  23. Большая экономическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007.
  24. М.Б. Развитие системы государственных закупок нуждается в электронной доверенной третьей стороне // Госзаказ. 2007. — № 8.
  25. М.И. Конкурс. М.: Статут, 2005.36Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики. — 2003. № 5.
  26. О. Торг уместен // Вестник-юг: Экономика. Инфраструктура. Инвестиции. АПК. 2008. — 9 ноября.
  27. Е.С. Коммерческие закупки: взгляд изнутри. СПб., 2008.
  28. Н.И. Путь к социализму. — Новосибирск: Наука, 1990.40i' Буцкая1 Н. Г. Соотношение понятий «конкурентоспособность» и* «конкурентное преимущество» // Социология власти. 2006. — № 5.
  29. М. Происхождение современного капитализма // Фетисов Г. Г. Мировая экономическая мысль сквозь призму веков. — М.: Мысль, 2005. -T.III.
  30. М. Хозяйство и общество // Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993
  31. Г. М., Ефимов А. Р. Подготовка документов для проведения открытых конкурсов на закупку товаров. М.: МЭИ, 2004.
  32. Г. М., Ефимов А. Р. Документооборот при конкурсных закупках товаров. М.: МЭИ- 2004.
  33. Г. М., Ефимов А. Р., Иванов А. Ю. Регламенты процедур размещения заказа для государственных и муниципальных нужд. — М.: МЭИ, 2006.
  34. Г. М., Кобзев Г. Н., Гончаров Е. Ю. Конкурсные торги в России: исторический опыт-М.: МЭИ, 1999.
  35. М. Номенклатура. М.: НП «Октябрь», «Советская Россия», 1991.
  36. Второй Международный форум. Государственные закупки: перспектива развития // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. 2008. -№ 12.
  37. Где в России жить хорошо. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2007 году / Российская газета. 2008. — № 55. — 14 марта.
  38. Н. Конкурентоспособность — основной фактор развития современной экономики // Проблемы теории и практики управления. — 2006. -№ 4.
  39. О.В., Гончар К. и др. Доклад ГУ ВШЭ // Вопросы экономики. — 2007. — № 3.
  40. Е., Малева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2008. — № 2.
  41. Е. История торгов в России XVII- XVIII вв. // Конкурсные торги. 1998. — № 8.
  42. М., Ткаченко Д. Сила отката // Ростовский бизнес. 2007. -№ 23.
  43. Д., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации // Вопросы экономики. 2008. — № 2.
  44. Л., Тамбовцев В. Модернизация через коалиции // Вопросы экономики. 2008. — № 1.
  45. М.И. Законодательные и иные меры предупреждения коррупции в системе закупок для- государственных и муниципальных нужд 7/ Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2007. № 10-
  46. С. Конкурентоспособность экономики функция системы воспроизводства // Экономист. — 2003. — № 4.
  47. С. Что известно о коррупции в России и можно ли с ней бороться? // Вопросыэкономики. 2007. — №Г.60: Егоров" А.Г., Ильичев- Л.Ф., Константинов Ф. В. Владимир? Ильич Ленин- Биография. М.: Политиздат, 1987.
  48. Е. Исследование коррупции, на основе методов экономической теории // Вопросы экономики. 2007. — № 1.
  49. В.И., Трофимова И. Н., Чертко Н. Т. Конкурентные позиции России на сырьевых рынках Европы // Вопросы статистики: 2006.- № 5.
  50. Г. Б. Менеджмент. Ростов-на-Дону, 2000.
  51. Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике //Вопросы экономики. — 2004: № 4.
  52. Коваленко В: И., Медушевский А. Н., Мощелков Е. Н. Политическая история России: Хрестоматия. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  53. Е.В., Нуждин С. Т. и др. Основные положения по руководству внутризаводским социалистическим соревнованием. Новочеркасский Ордена Ленина электровозостроительный завод — ВПШ, 1979.
  54. Н. «Взяткоёмкий» бизнес // Реальный бизнес. — 2008.6.
  55. М.А., Талапина Э. В. и др. Анализ коррупциогенности законодательства: Памятка эксперту по первичному анализу коррупциогенности законодательного акта. М.: Статус, 2004.
  56. К.В. Настольная книга поставщика и закупщика. — М., 2003.
  57. К. В. Конкурентные закупки. Торги. Тендеры. Конкурсы. -М., СПб, 2005.
  58. Р.А. Экономическая теория. М.: Экономика, 2007.
  59. М. Экономические интересы и социальное природопользование // Протащик А. А. Через тернии. М.: Прогресс, 1990.
  60. Г. Конкурсы, тендеры и предложения. Днепропетровск. Баланс Бизнес Букс. 2007.
  61. В. О применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики. 1997. — № 3.
  62. Е. Коррупция по конкурсу / Российская газета. — 2008. № 61. — 21 марта.
  63. May В. Экономическая политика 2006 года: на пути к инвестиционному росту // Вопросы экономики. 2007. — № 2.
  64. А. Современное состояние и основные проблемы институционально-эволюционной теории // Вопросы экономики. — 1997. № 3.
  65. НельсонР., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2002.
  66. А. Необходима смена приоритетов // Экономист. — 2006. -№ 2.
  67. Д. Институты и экономический рост: историческое- введение. -THESIS.- 1993. -Т. 1.- вып.2.
  68. А. Н. Сценарии институционального развития: переходного периода // Мировая экономика и международные отношения: 1996:.- № 7.
  69. А. Н: Институциональная экономика. — М.:ИМФРА-М, 2000.
  70. Орлова^МгМ, Суходольский? Г:А. Управление- муниципальными? закупками: Учебное пособие. М., 20 071
  71. Осипова-Дербас Л.В., Кармаев Н. А., Войцеховский С. Н. Социология и психология управления. СПб, 2007.
  72. Отчёт: Госзаказ. Четвертый Всероссийский форум-выставка 24−26 марта 2008.
  73. Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты // Вопросы экономики. — 2007. № 2
  74. Д., Фаткина Н. Этические принципы в социально-экономической политике России // Вопросы экономики: — 2008:.- № 2.
  75. А.В. Управление государственными закупками: — М., Финансовый-контроль, 2006.
  76. В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. — № 4.
  77. В., Шмелёв Н. Великий плановый эксперимент // Ноткина Т. А. Погружение в трясину. Анатомия застоя. — М.: Прогресс, 1991.
  78. Е.А. Становление и развитие государственной закупочной политики в Российской Федерации // Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. СКАГС. — 2005.
  79. А., Энтов Р. Институциональные компоненты экономического роста // Вопросы экономики. 2005. -№ 11.
  80. .А. Психология в экономике и управлении. М., 2005.
  81. Реформа госслужбы в России: исследование государственных и муниципальных служащих. Государственный университет — Высшая школа экономики. М., 2004.
  82. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. М.: Логос, 2003.
  83. Ю.А., Абрамова А. В. Влияние информационных технологий на конкурентоспособность стран в мировой экономике // Вопросы статистики. 2006. — № 5.
  84. М.А. История экономических учений. М.: Норма, 2007.
  85. В. Владимир Лисин. Вольный стрелок // Аргументы недели. 2008. — № 23. — 5 июня.
  86. В. Пионер капитализма / Аргументы недели. 2008. -№ 21. — 21 мая.
  87. Р. Институциональный монополизм: сущность и особенности регулирования // Вопросы экономики. — 2007. № 1.
  88. М. Конкурентоспособность: многоуровневый анализ. — М., 2004.
  89. Г. Как измерить и контролировать коррупцию? // Вопросы экономики. 2007. — № 1.
  90. В. Рынок: химеры и реальности // Протащик А. А. Через тернии. М.: Прогресс, 1990.
  91. Д.С. Информационное обеспечение системы размещения заказов. Перспективы развития // Госзаказ. — 2007. № 8.
  92. Дж. Что такое институты // Вопросы экономики. 2007. — № 8.
  93. С.М. История предпринимательства в России. — М., 2008:
  94. Соблюдая баланс интересов / Ростов официальный. 2008. — № 26.25 июня.
  95. Д.Л. Проблемы границ компании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции // Актуальные проблемы современной науки. 2006. — № 4.
  96. В. Программы развития: к методологии разработки // Вопросы экономики. 2007. — № 12.
  97. В. У истоков // Ноткина Т. А. Погружение в трясину. Анатомия застоя. М.: Прогресс, 1991.
  98. О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. — СПб.: Лениздат, 1996.
  99. Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. — М.: ЗАО «Экономист», 2005.
  100. Л., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического роста на фоне сохраняющейся институциональной стагнации // Вопросы экономики. — 2008. № 4.
  101. Т.Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  102. Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория. — СПб., 2005.
  103. В. Скоростной вираж // Эксперт. 2008. — № 26. — 30 июня.
  104. Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. — 2007.8
  105. А., Афонцев С., Плаксин С. Структурные альтернативы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. — 2008. -№ 1.
  106. Н.С., Калинушкин А. В. Тендерные торги: теория, практика, документация. Мн., 2006.
  107. Е. А вы когда в последний раз сталкивались с коррупцией? / Российская газета. 2008. — № 28. — 24 июля.
  108. П. Социология социальных изменений. М., 1966.
  109. А.В. Конец полугодия // Русский вестник. — 2008. № 14
  110. Юнь О. М. Интенсификация экономики: теория и практика планирования. М., 1986.
  111. К.Н., Янгиров А. В., Таймасов А. Р. Национальная экономика.-М., 2008.
  112. А., Голанд Ю. От замораживания к инвестированию: новые подходы к денежно-кредитной и валютной политике // Вопросы экономики. 2008. — № 3.
  113. Е. Модернизация и общество // Вопросы экономики. 2007.5.
  114. Knack S., Keefer P., Institutions and Economic Performance: Crosscountry Tests Using Alternative Measures // Economic and Politics. 1995. — Vol. 7.
  115. Nelson R., Winter S. An Evolutionary of Economic Change.//Cambridge Harvard University Press. 1982.
  116. Global Competitiveness Report 2008−2009 / Global Competitiveness In-dex//http ://gcr07. weforum.org/
  117. B.B. Гесиод. Труды и дни // www. veresaev. net. ru
  118. M. Законы Вавилонского царя Хаммурапи // www. humanities. cdu. Ru
  119. Доклад. Диагностика российской коррупции: социологический анализ. М., 2001 // www. ant-corr.ru
  120. Домпингование на рынке госзаказа стало препятствием для «честного бизнеса» Время и деньги. — 2008. — вып. 102. — 4 июня. // www. e-vid.ru
  121. Информационно-аналитическая торгово-операционная система1 // www. b2b-energo.ru
  122. История, состояние и развитие торгов в России и за рубежом / Левченко А. Н. Пособие по организации и проведению конкурсов. М., 2008 // www.torgi. nvn. Ru
  123. Каждая третья закупка’для госнужд проходит в области без конкуренции — Интервью зампреда1 правительства Саратовской области Щербакова. — 2008. 26 мая. // www.news.sarbc.ru
  124. О производстве и использовании валового внутреннего продукта за 2008 rofl//http://www.gks.ru/bgd/free/B0403/IssWWW.exe/Stg/d02/54.htm
  125. Отчёт: госзаказ. Четвёртый Всероссийский форум-выставка 24−26 марта 2008 // www. goszakaz-inconnect.ru.
  126. Пресс-служба ФАС России. 2008. — 6 ноября. // www.fas.gov.ru
  127. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь, 5-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007 // www.slovari.yandex.ru
  128. Рейтинговая оценка международного центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл за 2007 год // http ://www. transparency .org.ru/doc/1 RUSCPI2007ful0100023 5 .pdf
  129. С. Госзаказ — Жалоба на итоги торгов как инструмент вымогательства. 2008. — 23 мая. // www.prizv.ru
  130. Свод Законов Российской империи. Положение о казённых подрядах и поставках. Издание 1900 года // www.civil.consultant.ru
  131. Т. Конкурс на коррупцию. — 2008. 19 марта // www.rg.ru
  132. Ткачев штрафами добьётся прозрачности размещения госзаказа на Кубани Информационное агентство «Росбалт». — 2008. — 7 мая. // www.rosbaltsouth.ru
  133. Хозяйство — Российские регионы разрабатывают инновационные системы «внутреннего аудита» для контроля над размещением госзаказа. -2008. 16 июня. // www.polit.ru
  134. Форум-выставка «Госзаказ-2009» // http: // www.goszakaz.inconnect.ru
Заполнить форму текущей работой