Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры: На материале Алтайского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование гуманистических ценностных ориентаций рассматривается нами с позиций субъектного подхода: чем выше уровень сформированнности субъектности личности, тем более автономна она в проявлениях своего отношения, независима от проявления отношения со стороны других участников деятельности и общения. Уровень субъектности личности обеспечивает ее возможности в преобразовании окружающей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников средствами художественной культуры региона
    • 1. 1. Художественная культура как средство формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников
    • 1. 2. Гуманистические ценностные ориентации учащихся как цель художественного воспитания личности школьника
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников на основе художественной культуры региона
    • 2. 1. Методика формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников средствами художественной культуры региона
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистических ценностных ориентаций

Формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры: На материале Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Последние десятилетия XX века внесли коренные изменения в картину мира. Известные научные и технические открытия, вызвавшие освоение новых видов энергии, материалов, автоматизацию производства, выход человека в Космос, активно вовлекают все человечество в постиндустриальную или научно-техническую цивилизацию.

Коренные изменения в жизни человека и общества внесла информационная революция, связанная с развитием знаний как ресурса: развитие средств трансляции и тиражирования информации при помощи телевидения, видеосистем, компьютеров, электронной почты и т. д. Средства массовой информации (СМИ) сблизили страны и народы, прочно вошли в быт современного человека, меняя его образ жизни, мышление и поведение не всегда с положительным значением.

Переход общества в качественно новое информационное состояние обострил потребность в более «тонком» познании личности, возникла необходимость помочь каждому молодому человеку стать субъектом собственной жизни, реализовать стремления к самоопределению, самореализации, саморефлексии, к овладению культурой общения и поведения. Все это делает проблему педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников не просто актуальной задачей, но и социально-значимой характеристикой учебно-воспитательного процесса любой школы, любого воспитательного учреждения.

Современные психолого-педагогические исследования ориентированы на то, чтобы ответить на один из важных вопросов нашего времени: какие смысловые и жизненные установки должны измениться в культуре информационной и техногенной цивилизации, чтобы преодолеть духовно-нравственный кризис и выйти на новый «виток» цивилизационного развития, ориентированный на человека как высшую ценность бытия. На первый план в осмыслении путей и способов преодоления кризисного состояния выдвигаются не экономика, политика и т. п., а культура, сам человек как биосоциальное и духовное существо, способное к самоусовершенствованию, обновлению самого себя по мере того, как ему удается познавать мир.

Примером этому могут быть изменения традиционных ценностей и возникновение новых, стремительно нарастающие требования духовно-нравственного возрождения, восстановления преемственности поколений и потребности выработки концептуальных основ в ценностных ориентациях человека и человечества.

В процессе обновления гуманитарного образования в России выявилась важная проблема — регионализация образования и воспитания. Начавшееся создание каждым регионом своей образовательной структуры требует пристального внимания к литературным, историческим, культурным особенностям края, региона, области.

На этом фоне возникает острая необходимость изучения путей и педагогических условий повышения эффективности формирования гуманистических ценностных ориентаций, на основе обучения и воспитания детей на местном материале, используя, в широком смысле слова, прикладную и художественную культуру региона.

Степень разработанности проблемы.

В современной научной литературе имеется значительное количество работ, изучающих общие закономерности культурных процессов, связанных с ними особенностей формирования ценностных ориентаций школьников.

Важнейшими в разработке теории нравственных ценностей и духовных ориентаций человека являются труды отечественных ученых К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, JI.C. Выготского, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, Д. А. Леонтьева, Н. Д. Никандрова, В. Н. Мясищева, З. И. Равкина, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Сагатовского, В. Г. Сайко, В. П. Тугаринова, Ч. А. Шакеевой,.

Н.В. Шубкина, Д. Н. Узнадзе, Н. З. Чавчавадзе, Д. Б. Эльконина и других. Общим в исследованиях этих ученых выступает признание духовно-нравственных ценностей важнейшими регуляторами социально значимого поведения человека.

В общей теории культуры раскрываются способы ее сохранения как накопленного социального опыта и как условий адаптации человека к социальной среде (И.Г. Арзаканьян, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, М. А. Розов, М. А. Фролова и др.).

Вопросы нравственного воспитания рассмотрены в общетеоретических работах отечественных ученых-педагогов как прошлого, так и современного периодов: Н. И. Болдырева, Б. Т. Лихачева, И. П. Подласого, В. А. Сухомлинского, В. А. Сластенина, Н. Е. Щурковой, К. Д. Ушинского, И. Ф. Харламова.

Деятельность человека, вопросы его самоактуализации на основе ценностных ориентаций раскрыты в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, И. С. Кона, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Н. С. Розова и др., ими определяется смысловое содержание понятий «ценность», «ценностные ориентации», их природа, структура и классификация.

Наибольший интерес для нас представляют работы по проблемам формирования ценностных ориентаций учащихся с использованием художественной культуры, представленные исследованиями С. И. Гессена, М. С. Кагана, Ю. А. Лукина, Э. С. Маркаряна, Л. А. Рапацкой, Э. В. Соколова, А. П. Сидельникова, Л. Н. Столовича, Ч. А. Шакеевойискусствоведами и педагогами Алтайского края: С. А. Ан, С. М. Будкеева, Н. Еньшиной, В. И. Матиса, Г. И. Прибыткова и др. Культурологический подход этих исследователей является актуальным для общеобразовательных учреждений, при этом формирование ценностных ориентаций школьников на основе художественной культуры определяется как ценностно-смысловое, где культура личности выявляется как некая целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций, отношений, позволяющая индивиду развиваться в гармонии с культурой, миром, с самим собой.

Значительный интерес по данной проблеме представляют труды зарубежных ученых (М. Вебер, К. Клакхон, Д. Ли, Г. Оллпорт, К. Роджерс, М. Рокич, Т. Парсонс и др.).

Как показывает проведенный анализ научной и методической литературы все еще слабо исследованы специфические особенности процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников на основе художественной культуры региона, недостаточно раскрыты сущность указанного процесса, его внешние и внутренние причинынет единого научно-обоснованного подхода к уровням формирования ценностных ориентаций учащихся на основе художественной культуры региона, к морально-педагогической оценке их поступков и дел. Несмотря на усиление интереса учащихся к культуре своего народа, отсутствует целостное рассмотрение педагогического процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников в учебной и воспитательной деятельности. В этой связи возникло противоречие между необходимостью формирования гуманистических ценностных ориентаций учащихся средствами художественной культуры региона и отсутствием содержательной методической основы этого процесса в теории и практике общеобразовательной школы. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого заключается в определении педагогических условий формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников на основе художественной культуры региона.

Целью исследования является разработка теоретических основ методики формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников средствами художественной культуры региона.

Объект исследования: формирование гуманистических ценностных ориентаций школьников в среднем общеобразовательном учебном заведении.

Предмет исследования: процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников средствами художественной культуры региона.

Гипотеза исследования основана на том, что результативность формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников средствами художественной культуры региона будет успешной, если: ведется целенаправленное формирование компонентов гуманистических ценностных ориентаций школьников в учебно-воспитательной деятельностиреализуются специально разработанные программы изучения художественной культуры региона, методы воспитания (анализ и самоанализ, соблюдение народных традиций и уважение к ним, синтез положительного опыта и др.) и формы организации воспитательной деятельности (коллективное творческое дело, занятия старшеклассников в системе дополнительного образования, совместные выезды с концертами, народные праздники и т. д.) — осуществляется взаимосвязь учебной и внеклассной деятельности школьников на специально структурированном материале художественной культуры региона (спецкурсы, семинары) — обеспечивается развитие мотивационной сферы формирования гуманистических ценностных ориентаций учащихся в единстве с теоретическим знанием и использованием их в практической деятельности.

В соответствии с целью, гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать современные подходы и исходные положения, образующие теоретическую основу процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников средствами художественной культуры региона и определить ее значение в становлении и развитии личности.

2. Выявить уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников на основе особенностей их содержания и структуры.

3. Осуществить диагностику гуманистических ценностных ориентаций учащихся и определить динамику их развития.

4. Разработать и реализовать в учебно-воспитательный процесс средних общеобразовательных учебных заведений научно обоснованные рекомендации по совершенствованию процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников на основе содержания художественной культуры региона.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: на общефилософском уровне: положения о человеке, как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, О. Г. Дробницкий, М. С. Каган, Э. С. Маркарян В.Н. Сагатовский, В. П. Тугаринов и др.) — на общенаучном уровне: педагогическая аксиология (Н.А. Асташова, З. И. Равкин, В. А. Сластенин) — общая теория учебной деятельности (Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин) — вопросы нравственного воспитания (И.П. Подласый, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова, К.Д. Ушинский) — системный подход (В.П. Кузьмин, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов и др.) — концептуальные подходы отечественных и зарубежных ученых по вопросам художественной культуры, основополагающие положения в области теории ценностей, гуманистических ценностных ориентаций (К.А. Абульханова-Славская, И. С. Кон, Д. Ли, Д. А. Леонтьев, М. Рокич, К. Роджерс, Ч. А. Шакеева и др.).

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, нами использовался комплекс общефилософских методов исследования:

— анализ и синтез, историческое и логическоеобщенаучных методов:

— анализ философской, эстетической, культурологической и психолого-педагогической литературы, беседы с учителями и школьниками, интервью-шкалирование, создание педагогических ситуаций, метод независимых характеристик, опытно-экспериментальная работа как ведущий эмпирический метод исследованиянаблюдение, сравнение, обобщение, моделированиеметоды изучения гуманистических ценностных ориентаций учащихся: опрос, беседы, тестирование, анкетирование, включение в совместную деятельностьметоды изучения подготовленности педагогов к работе со школьниками по формированию гуманистических ценностных ориентаций средствами художественной культуры — анкетирование, опрос учителей, изучение школьной документациикачественный и количественный анализ полученных данных, математический метод обработки результатов педагогического эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования.

В эксперименте приняли участие 522 школьника старших классов и 96 учителей средних школ № 1,4, 17, 20, школы-гимназии № 11 г. Бийска, а также Бийского лицея.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1998 — 2000гг.) — поисково-теоретический, предусматривал анализ литературы (психолого-педагогической, философской, методической) по теме исследования, анализировалось содержание художественной культуры региона, влияющей на процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников.

Второй этап (2000 — 2002гг.) — опытно-экспериментальный, на котором выявлялись эффективные пути формирования гуманистических ценностных ориентаций учащихся 8−10 классов общеобразовательных школ, где диссертант руководил педагогической практикой студентов, проводились беседы, анкетирование среди учителей и учащихся, проведен сравнительный анализ особенностей формирования ценностных ориентаций школьников с разным уровнем их развития, разработана и апробирована методика формирования ценностных ориентаций.

Третий этап (2002 — 2003гг.) — заключительно-обобщающий, на этом этапе систематизировались результаты экспериментальной работы, сформулированы выводы и осуществлялось литературное оформление диссертационного исследования.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— выявлены уровни развития гуманистических ценностных ориентаций школьниковопределены этапы процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников и логика развития их отдельных компонентов (мысли, чувства, поведение). Характеристика этапов основывается на экспериментально-опытных данных взаимодействия учащихся старших классов в процессе деятельности в различных ситуациях и соответствующих условиях сформированности ценностных ориентацийразработаны теоретические основы методики формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников средствами художественной культуры региона, способствующие динамике развития личности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке критериев, конкретных показателей и методики выявления уровня сформированности гуманистических ценностных ориентацийсоздана региональная программа, способствующая процессу формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников средних общеобразовательных учебных заведенийразработаны рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности средних общеобразовательных учреждений региона по формированию гуманистических ценностных ориентаций учащихся на основе художественной культуры края.

Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений в ходе лекций, семинарских занятий, в процессе преподавания курсов «Мировая художественная культура», «Культурно-досуговая деятельность» при повышении квалификации работников образования.

Целесообразно внедрение методических рекомендаций в деятельность учреждений культуры (музыкальной школы, музыкального училища, школы ИЗО и т. д.) по изучению художественной культуры края учащимися. Полученные результаты дают возможность разработать новые концептуальные подходы к дальнейшему совершенствованию системы обучения и воспитания школьников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его задачам, объекту и логике, репрезентативностью выборки, сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом, качественным и количественным анализом полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование гуманистических ценностных ориентаций школьников на основе художественной культуры региона представляет собой педагогически поэтапный процесс, с использованием программ изучения художественной культуры, методов воспитания и форм организации воспитательной работы, в процессе которого возникает и развивается мотивационно-поведенческая устойчивость, согласованность единства компонентов формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников: личностной позиции, чувства долга, ответственности, патриотизма и т. п.

2. Становление гуманистических ценностных ориентаций учащихся происходит в контексте взаимосвязи педагогических, социально-педагогических, психолого-педагогических условий.

3. Процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры Алтайского края состоит из пяти этапов, в основе каждого из них лежит его интегральная характеристика как результат развития нравственной потребности старшеклассников.

4. Реализация педагогических условий к содержанию и организации деятельности и общения учащихся (осмысленность деятельности, ее проблемностьналичие интереса к деятельности и общению и т. д.) способствует успешному процессу формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников средствами художественной культуры региона.

5. Методика формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников на основе изучения материала по художественной культуре края повышает стимулирование познавательной самостоятельности, творческой активности учащихся, их ценностных ориентаций.

Апробацию и внедрение результатов исследования осуществляли в виде выступлений на международных научно-практических конференциях (Барнаул, 1997; Новосибирск, 1997; Санкт-Петербург, 1998), на всероссийской конференции (Челябинск, 1998), на межрегиональной конференции (Новочеркасск, 1998), на региональной конференции (Горно-Алтайск, 2000), на межвузовских конференциях (Бийск, 1998 — 2003гг.), на заседаниях кафедры педагогики в Бийском педагогическом государственном университете (1999 -2002гг.), семинарах аспирантов и учителей г. Бийска (1999;2002гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 217 наименований, из них 11 на иностранном языке и приложений. В работе содержится 7 таблиц и 6 рисунков. Общий объем диссертации составляет 180 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При анализе специальной литературы по проблеме исследования нами выделены следующие функции гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников как личностного образования: когнитивно-оценивающая (означает отбор, оценку, принятие мыслью, осознание определенных знаний, идей, потребностей, информированность об их содержании) — эмоциональная (проявляется в увлеченности, захваченности деятельностью и общением, нравственными ценностями, в страстном отвержении их антиподов) — мотивационно-поведенческая (обеспечивает действенность нравственной потребности, активную жизненную позицию личности).

Анализ указанных функций гуманистических ценностных ориентаций подтверждает идею о значимости действенной, согласованной взаимосвязи компонентов ценностных ориентаций личности. Позитивные ценностные ориентации являются показателем успешности нравственного формирования личности в процессе деятельности и общения средствами художественной культуры. Согласованность, взаимодополняемость компонентов ценностных ориентаций способствует действенной интеграции компонентов нравственной потребности как целостности.

Проанализированные нами научные факты, вскрывающие зависимость содержания, строения, действенности компонентов гуманистических ценностных ориентаций, а также характера их динамических связей от особенностей взаимодействия участников деятельности и общения, говорят о формировании гуманистических ценностных ориентаций как сложного личностного образования в качестве цели и результата художественного воспитания.

Предметом гуманистических ценностных ориентаций является отношение к окружающей действительности и, прежде всего, людям, выражающееся в гармоническом единстве мыслей, чувств, поведения.

Содержание же и характер соотношения указанных компонентов единства определяют нравственную воспитанность личности. Будучи целостным образованием, гуманистические ценностные ориентации тем не менее внутренне дифференцированы. Поэтому при решении задач их формирования необходимо, во-первых, иметь в виду особенности их функционирования как целостности (когнитивно-оценивающая, эмоциональная, мотивационно-поведенческая функции). Применение такого подхода в экспериментально-опытной работе позволило установить специфику вклада деятельности, общения и взаимодействия как в каждый из компонентов (мысли, чувства, поведение), так и в целом в ценностные ориентации, как потребность в нравственном отношении. Степень развития и характера соотношения компонентов гуманистических ценностных ориентаций определяет меру нравственной воспитанности личности.

Формирование гуманистических ценностных ориентаций рассматривается нами с позиций субъектного подхода: чем выше уровень сформированнности субъектности личности, тем более автономна она в проявлениях своего отношения, независима от проявления отношения со стороны других участников деятельности и общения. Уровень субъектности личности обеспечивает ее возможности в преобразовании окружающей действительности и себя. Субъектная позиция личности означает устойчивую согласованность ее мыслей, чувств, поведения в рамках ценностных ориентацийв этом случае противоречивые тенденции указанного единства по большей части завершаются ее нравственной «победой» в ситуации выбора, она занимает нравственную позицию, умеет противодействовать негативным влияниям, проявляет нравственную самостоятельность в мыслях, побуждениях, поступках. Именно эти проявления позволяют расценивать субъектность как сформировавшуюся нравственную потребность. Такой результат нравственного воспитания возможен при условии, что способы реализации гуманистических ценностных ориентаций будут носить самостоятельный характер.

Диагностика сформированности гуманистических ценностных ориентаций осуществлялась через такие проявления, как действия понимания, сопереживания, содействия в отношении других в процессе деятельности и общения личности.

Исследование, подтвердив детерминирующую роль деятельности и общения в процессе формирования гуманистических ценностных ориентаций средствами художественной культуры, одновременно позволило определить специфическую способность взаимодействия их участников в этом процессе: при одних характеристиках действовать на личность подавляющее, заставляя ее замыкаться в себе, либо переходить на агрессиюпри других — способствовать максимальному раскрытию ее творческих сил и возможностей, направленных на благо других, на преобразование окружающего мира. Это говорит о непосредственно воспитывающей функции взаимодействия. Такая функция взаимодействия осуществима при определенных условиях — реализации педагогических требований к содержанию и организации деятельности и общения при формировании ценностных ориентаций (осмысленность-осознанность деятельности, обеспеченная целеполаганиемактивная позиция личности на всех этапах осуществляемой деятельностисоблюдение «закона адекватности» деятельности, ее проблемностьналичие интереса к деятельности и общениюучет симпатий и антипатий участников деятельности и т. д.). Реализация указанных требований способствует реализации нравственно-деловых и нравственно-личностных характеристик взаимодействия старшеклассников в деятельности и общении, т. е. обеспечивает такое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен нравственными отношениями, возникает морально-психологическая атмосфера, где в процессе осуществления конкретных деятельности и общения осуществляется нравственное становление учащихся.

Особого внимания заслуживает вопрос о позиции учителя в ходе организуемого взаимодействия участников деятельности и общения. Важно во всех ситуациях взаимодействия обеспечить независимость, чувство собственного достоинства школьниковв отличие от конформности, подавленности — возможность творческого и нравственного самовыражения. Такие «личностные» результаты оказывались возможными при демократических субъект-субъектных взаимоотношениях: «учитель-ученик», «воспитатель-воспитанник». С другой стороны взаимодействие является существенным фактором развития педагога, его удовлетворенности профессиональной деятельностью в целом и выполнением отдельных функциональных ролей. Тем самым, личность учителя является фактором и результатом его взаимодействия с учащимися.

В исследовании экспериментально-опытным путем были определены уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций школьников, а также уровни развития их взаимодействия в деятельности и общении.

Формирование гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников средствами художественной культуры показало, что движущими силами развития взаимодействия как обмена нравственными отношениями выступают как противоречия, так и тенденции к гармонии. В основе описания каждого из этапов лежит его интегральная характеристика как результат развития нравственной потребности во взаимосвязи с взаимодействием старшеклассников: первый этап — начало обращения ими внимания на особенности отношений людей в процессе их деятельности и общения, специфику их взаимодействиявторой этап — появление заинтересованности к процессам нравственных отношенийтретий этаппоявление стремления проявлять нравственное отношение к окружающим людям как понимание, сопереживание, содействиечетвертый этапдостижение готовности компонентов ценностных ориентаций, связанных с развитием мотивов деятельности и общения, а также умением действоватьпятый этап — практическая реализация — проявление потребности в нравственном отношении как выражение субъектности личности.

Движение старшеклассников от этапа к этапу означало изменение в характере деятельности и общения, эмоционального состояния, поведения, а также как следствие этого — трансформацию единства компонентов нравственной потребности (содержание, действенность, характер соотношения мыслей, чувств-переживаний, поведения) во «внутренние» изменения.

Полученные в ходе исследования данные позволили сформулировать следующие выводы:

1. Гуманистические ценностные ориентации являются важнейшим компонентом культуры и культурной жизни общества, придавая смысл жизни каждому старшекласснику, а наличие освоенной системы ценностей, воплощенной в культуре, подтверждает положение о социализации школьника.

2. Исследование процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников выявило их основополагающую роль в становлении творческой, саморазвивающейся личности, познавательной самостоятельности и активности старшеклассника в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы.

3. Изучение художественной культуры региона (например, спецкурсов «Алтайский край в творчестве Н.К. Рериха», «М. Я. Будкеев и современная живопись») является эффективным способом формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников в связи с ее широкой представленностью и доступностью в различных краевых музеях и экспозициях, а также играет важную роль в развитии и воспитании учащихся старших классов.

4. Раскрыты пять этапов процесса формирования гуманистических ценностных ориентаций учащихся старших классов средствами художественной культуры края и на их основе — уровни сформированности гуманистических ценностных ориентаций (низкий, ниже среднего, средний, уровень выше среднего, высокийтворческий уровни).

5. Методика формирования гуманистических ценностных ориентаций средствами художественной культуры региона является результативной в том случае, когда учитываются возрастные особенности школьников и соответственно этому используются различные формы подачи материала (лекции, беседы, экскурсии, написание творческих работ и т. д.).

6. Предложенная нами методика оказывает действенное влияние на процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций школьников старших классов средствами художественной культуры Алтая, что подтверждается полученными результатами.

Проведенное опытно-экспериментальное исследование формирования гуманистических ценностных ориентаций старшеклассников средствами художественной культуры региона не является исчерпывающим. Определенный научный интерес представляет проблема формирования гуманистических ценностных ориентаций в связи с профессиональным самоопределением и профориентаций подрастающего поколения. С решением этой и возможных сопутствующих проблем связываются перспективы нашего дальнейшего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-365 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальн. личности): Избранные псих, труды.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.- 224 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JI: ЛГУ, 1968. — 338 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1980.-232 с.
  6. Ан С. А. Программа (экспериментальная) для общеобразовательных учебных учреждений. Мировая художественная культура (с региональным компонентом) XI -XI кл. Барнаул, 1996. 17 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 391с.
  8. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника» ее бытия // Психологический журнал. 1993. — № 2. -С. 3−16.
  9. Л.И. Психология личности как развивающая система // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — 365 с.
  10. Р.Г. Природа морали / Философские науки. 1990. — № 2.190 с.
  11. И.Г. Культура и цивилизация: проблемы теории и истории / Вестник истории мировой культуры. № 3, 1961. С. 119−122.
  12. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. — 152 с.
  13. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд. «Институт практической психологии», — Воронеж.: НПО, «МОДЭК», 1996. — 768 с. С. 262.
  14. И.Д., Кузьмина Н. В., Шапошникова Ю. С. Ценностное отношение к профессионализму педагогической деятельности. Усть-Каменогорск, 1989.- 162 с.
  15. И.Д., Нуралиева Г. К. Формирование у школьников ценностного отношения к педагогической профессии. Алма-Ата, 1986. — С. 26−27.
  16. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1986. — С. 108−109, 117.
  17. Бестужев-Лада И. В. Какая ты, молодежь? М.: Моск. рабочий, 1988.111с.
  18. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиология активности // Биомеханика и физиология. М.: Воронеж, 1997. — 598 с.
  19. B.C. Нравственность. Культура. Современность / Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знания, 1990. — 63 с.
  20. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. Автореферат дисс. докт. психол. наук. М., 1980. — 36 с.
  21. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965. 123 с.
  22. А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание // Социологические исследования. 1975. — № 2. — С. 53−61.
  23. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968.- 464 с.
  24. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. — № 4. — С. 23−34.
  25. .С. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии.-1977.-№ 2.-С. 121−124.
  26. В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. — 259 с.
  27. Будь лицом: ценности гражданского общества // Под ред. В. И. Бакштановского, Ю. В. Согомонова, т.1, Томск.: Изд. Томский университет, 1993.
  28. С.Д. Художественная культура и интеллигенция Сибири (1961 1985 г. г.). Историко-культурологический анализ. Барнаул, Изд. АГИИК, 1999.-205 с.
  29. В.А. Ценности и оценка. Киев, 1964. — 160 с.
  30. В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии. M.-JL- Наука, 1966. 261 с. С. 47.
  31. М. Избранные произведения / Под ред. Давыдова Ю. Н. М., 1990.-804 с.
  32. Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личных характеристик у школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1983. -16 с.
  33. Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.480 с.
  34. Л.С. Психология развития как феномен культуры // Избранные психологические труды. М., 1996. 386 с.
  35. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 378 с.
  36. Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Спб, 1999. 20 с.
  37. Гер дер И. Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Госполитиздат, 1959.392 с.
  38. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и составитель П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  39. Н.Я. Россия и Европа. Изд. 5-е, Спб, 1991. 574 с.
  40. В.А. Методическая направленность современного спорта. -Фрунзе, 1984.-32 с.
  41. И.А. Психология общения и развития личности / Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 127 159.
  42. .И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  43. .И. Направленность, характер и типичные переживания человека // Вопросы психологии. 1970. — № 1. — С. 28−29.
  44. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. — № 5 .- С. 18−30.
  45. О.Г. Ценность // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — 815 с.
  46. О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблемы ценности в философии. M.-JT., 1966. — 261 с.
  47. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 388 с.
  48. О.Г. Мир оживших предметов. М.: Политиздат, 1967.351 с.
  49. А.А. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. М., 1964. — 10 с.
  50. А.Г., Ядов В. А. О программировании конкретного социального исследования // Вопросы философии. 1963. — № 8. — С. 74−83.
  51. А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб.- М.: Аспект Пресс, 1996.-317 с.
  52. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. — 222 с. С. 206.
  53. А.Г. Жизненные потребности трудящихся, их удовлетворение в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1977. — 64 с.
  54. И.А., Боденко БН., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения), 3-е изд. М., 1999.-81 с.
  55. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
  56. Л.И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции // Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М.: Наука, 1981.- 238 с.
  57. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. М.: Прогресс, 1969.-478 с.
  58. Ион Э. Введение в эстетику. М.: Прогресс, 1964. — 167 с.
  59. С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974. — 116 с.
  60. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328с.
  61. М.Г. Формирование нравственных идеалов подростков в процессе общественной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1967.- 27 с.
  62. М.Г. Взаимосвязь развития коллектива и нравственное формирование личности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., 1983. — 37 с.
  63. В.А. Любимые мои ученики. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  64. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: ВЛАДОС, 1998. — 519 с.
  65. В.И. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы // Вестник Московского университета. 1994. Серия 12. № 1.-С. 3−7.
  66. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М., 1980. 191 с.
  67. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  68. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  69. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
  70. О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников: учебно-методическое пособие. Мн.: Ушверсггэцкая, 1999. — 157 с.
  71. Концепция воспитания студентов вузов РФ: Методическое пособие. / Под ред. В. Т. Лисовского. Спб, Изд-во С.-Петербургского университета, 1999. -92 с.
  72. А.И. Социология: Учебник для вузов. М.: Изд. корпорация «Логос», Екатеринбург: «Деловая книга», 2000. — 382 с.
  73. .С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // Психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. С. 4−11.
  74. Краткий философский словарь под ред. М. Розенталя, П. Юдина, 4-е доп. испр., М.: Госполитиздат, 1955. — 568 с.
  75. В. Нигилизм и идеалы. М.: Радуга, 1994. — 254 с.
  76. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сб. научных трудов. Вып.1 / Под ред. Мухиной B.C. М., 1979.
  77. М.Н. Мораль в действии. М.: Политиздат, 1977. — 255 с.
  78. В.Н. К вопросу о конкретно-историческом содержании человеческой личности // Социологические проблемы личности. Красноярск.: РНО, Сибти, 1973. — С. 3−33.
  79. В.И. Полн. собр. соч., 4-е изд. Т. 15, С. 583.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  81. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т.2 / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко и др., М., 1983. Т.1 — 319 е., Т. 2.- 317 с.
  82. А.Н. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: СМЫСЛ, 1992.- 17 с.
  83. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. — № 2. — С. 107−117.
  84. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. — № 1, 1981. — С. 3−17.
  85. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  86. Ю.А. Гармоническое развитие личности гармоническое развитие художественной культуры. — М.: Знание, 1974. — 48 с.
  87. Ю.А. Художественная культура в системе идейно-воспитательной работы. М.: Знание, 1979. — 63 с.
  88. Ю.А. Идеология и художественная культура. М.: Искусство, 1982.-247 с.
  89. Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М.: Искусство, 1977.-271 с.
  90. Дж. Марксистская критика социологических концепций М.Вебера. М., 1981.-200 с.
  91. А.С. Собр. соч. в 4-х томах. М., 1957. — Т. 4 — 552 с.
  92. В.А. Культура и человеческая целостность. Киев.: Наук, думка, 1984.- 119 с. С. 41.
  93. В.А. Смысл жизни и нравственные отношения личности к миру. М.: Знание, 1986. — 64с. / Новое в жизни, науке, технике. Сер." Этика" № 7.
  94. К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф., Собр. сочинений. М., 1974. — Т.З. — 629 с.
  95. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван.: Изд. АН Арм. ССР, 1969. — 228 с.
  96. Т.П., Фролова М. А. Ввведение в социальную философию. Учебное пособие для студентов. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  97. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980.— 183 с.
  98. П.Д., Буторин В. И. Развитие индивидуального творческого мышления. М.: ILAN, 1994. — 164 с.
  99. Н.А. Формирование ценностных ориентаций личности студента. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Барнаул, 1993. — 19 с.
  100. В.М. Норма и мотив поведения // Вопросы философии. -1972. -№ 8.-С. 107−117.
  101. В.М. Человек, мораль, воспитание: теоретико-методологические проблемы. -М.: Прогресс, 1975. 163 с.
  102. Морфология культуры: Структура и динамика. М.: Наука, 1994.415 с.
  103. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  104. А.В. Современный старшеклассник проблемы самоопределения. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
  105. А.В. О воспитании старшеклассников. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  106. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1977. — 96с.
  107. Г. А. Формирование нравственных потребностей личности. Ереван: Айастан, 1990. — 248 с.
  108. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд. Ленинградский университет, 1960.-425 с.
  109. В.Н. Социальная психология и психология отношений. В кн.: Проблемы общественной психологии. — М., 1965. — С. 273−286.
  110. B.C. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969.-246 с.
  111. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси.: Мецниереба, 1974. — 170 с.
  112. .М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. Изд. 2-е, перераб. и дополн. — М.: Просвещение, 1987. 255 с.
  113. .М. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе. М.: РОУ, 1992.-26 с.
  114. .М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы / Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Выпуск 3. М.: Инноватор. — 1995. — 153 с. С. 84−91.
  115. Наука и ценности / Отв. ред. Кочергин А. Н. — Новосибирск.: Наука, 1987.-242 с.
  116. Нравственное воспитание школьников в коллективе // Под ред. Т. Е. Конниковой. Л.: Издательство педагогического института, 1970. — 316 с.
  117. Нравственная культура личности. Киев.: Высшая школа, 1986.191 с.
  118. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования / Вестник образования № 8, 1986. — С. 76−81.
  119. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З. И. Равкина. М., 1995. — 628 с.
  120. О программировании конкретного социального исследования // Вопросы философии. 1963.- № 8.-186 с.
  121. A.M. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -287 с.
  122. .Д. Основы социально-психологических теорий. М.: Мысль, 1971.-348 с.
  123. .Д. Изучение ценностных ориентаций личности // Проблемы личности. -М., 1969. С. 371−380.
  124. Т., Говард J1. Человек в современном мире: сборник пер. с англ. / Общ. ред, сост. и предисл. В. А. Кувакина. -М.: Прогресс, 1985. 428 с.
  125. А.В., Шпалинский В. В. Групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство // Педагогическая теория коллектива. -М.: Просвещение, 1979. 174 с.
  126. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива: / Учебное пособие для пединститутов/ М.: Просвещение, 1978. -176 с.
  127. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  128. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986. — 607 с. С. 430.
  129. К.К. Вопросы психологии труда. 2-е изд., доп., М.: Медицина, 1970.-264 с.
  130. Т.Д. Единство мысли, чувства и действия. — М.: Знание, 1978.-48 с.
  131. В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла. Критический анализ ненаучного знания. М., 1989. — 76 с.
  132. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  133. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с.
  134. И.П. Педагогика. Учебное пособие. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  135. Проблемы эстетического развития личности школьника / Под ред. А. И. Бурова, Е. В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
  136. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности. -М., 1988.- 146 с.
  137. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой и М. И .Бобневой. М.: Наука, 1976. — 368 с.
  138. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Барнаул, 1973. — 265 с. // В. Э. Тамарин. Сравнительный анализ исходной и воспроизведенной информации. С. 227.
  139. М.А. Проблема ценностей и развитие науки / Наука и ценности. Новосибирск.: Наука, 1987. — 240 с.
  140. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса: Учебное пособие. Ярославль.: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1999. — 117 с.
  141. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. — 160 с.
  142. C.JT. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.704 с.
  143. C.JT. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  144. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: 1959. -354 с. С. 119−120.
  145. Л.И. Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Изд-во Просвещение, 1969. 182 с.
  146. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. — 224 с.
  147. Г. И. Надежность результатов социологического исследования / Под ред. В. А. Ядова, Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1983.- 189 с.
  148. Г. И. Социологическая информация: Статестическая оценка надежности исходных данных социологических исследований /Под ред. В. А. Ядова, Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979. — 142 с.
  149. С.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии. 1986. — № 2. С. 6774.
  150. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. М., 1979. — 264 с .
  151. .В. Эстетическое сознание и духовный мир личности. -М.: Знание, 1984.-96 с.
  152. А.П. Комплексный подход к формированию эстетических отношений школьников средствами природы и искусства (методические разработки и рекомендации). Карачаевск, 1980. — 36 с.
  153. А.П. Человек и природа. Формирование отношений. Ставрополь, 1975. — 223 с.
  154. П.В. Эмоциональный мозг. -М: Наука, 1981. 215 с.
  155. Н.Л., Караковский В. А. и др. Воспитание. .Воспитание! Воспитание? Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  156. Н.Л. Школьный класс. М.: Знание, 1988. — 80 с.
  157. В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л., 1987. — С. 96.
  158. В. И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа — Пресс, 1995. — 384 с.
  159. В.А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования. Сб. науч. тр. /Теория и практика высшего педагогического образования. М., 1993. -С. 3−19.
  160. Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 680 с.
  161. Г. А. Советский человек. М., Политиздат, 1973. — 415 с.
  162. П.А. Причины войны в условиях мира // Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994. -560 с. С. 491 -501.
  163. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543 с.
  164. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. М.: ИНФРА, Норма, 1998. — 488 с.
  165. JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. — 464 с.
  166. JI.H. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972.-271 с.
  167. В.А. О воспитании. -М.: Политиздат, 1985. 270 с.
  168. М., Балакирева М. Жизненные пути одного поколения. М.: Наука, 1992.- 184 с. С. 2.
  169. У., Знанецкий Ф. Методологические заметки (1918) // Американская социологическая мысль. М.: 1994. — 500 с. С. 343.
  170. В.П. Духовная ценность человека // Советская педагогика, № 1, 1966.-С. 24−32.
  171. В.П. О ценностях жизни и культуры. М.: Изд. Ленинградский университет, 1960. — 156 с.
  172. В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968. — 124 с.
  173. В.Э. О ценностных ориентациях студентов в области знаний / Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. -Новосибирск, 1976. С. 66−78.
  174. В.Э. Ценностные ориентации личности в сфере учебного познания // Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Барнаул, 1973. — С. 211−217.
  175. Э.Б. Первобытная культура. / Под ред. В. К. Никольского М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1939. — 561 с.
  176. Д.Н. Теория установки /Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. — М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997.-448 с.
  177. Филарет Игумен. Конспект по нравственному богословию. Московская патриархия. Куйбышевское епархиальное управление. М., 1990. -90 с.
  178. Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. Лавриненко, М.: Юрист, 1996.-512 с. С. 420.
  179. Философский энциклопедический словарь. — 2-е изд., М., / Советская энциклопедия, 1989. 815 с.
  180. Г. Культура. Философская энциклопедия. Т.З. М.: Изд. Советская энциклопедия, 164. — 584 с.
  181. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В. А. Сластенина, М.: Прометей, 1993. 177 с.
  182. В. Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990, 368 с.
  183. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. — 171 с. С. 103.
  184. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М: Наука, 1985.-271 с.
  185. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.-208 с.
  186. В.Э. Устойчивость личности как проблема психологии воспитания // Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С. 43−59.
  187. Ш. Н. Некоторые спорные проблемы установки. -Тбилиси: Мецниереба, 1971. 273 с.
  188. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 192 с.
  189. Ю.А. Проблема ценностной ориентации и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. — Т.З. № 5. — С. 135−146.
  190. В. Как сегодня изучают завтра. М.: Советская Россия, 1975.-263 с.
  191. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч. 1, Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. -М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.
  192. А.Д. Формирование ценностных ориентаций у студентов средних учебных учреждений на основе русских национальных традиций. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Иркутск, 2000. — 23 с.
  193. Е.В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М. 1974. — С.3−34.
  194. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  195. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  196. Д.Б. Детская психология. Курс лекций. М.: МГУ, 1977.328 с.
  197. В.П. Генетика этики и эстетики. Спб.: Талисман, 1995. -288 с.
  198. В. А. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень. М. 1969, № 19.
  199. В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1972. — 239 с.
  200. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев.: Наукова думка, 1977. -275 с. С. 153.
  201. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
  202. Allport G.W. Attitudes in Handook of social psychology Ed by Murchison Worcester, 1995.
  203. Allport G. W., Vernon P.E., Lidzey C. Study of values. Boston: Houg hton Mifflin, 1951.
  204. Hofstede G. Cultures consequences: International differences in work related values. Brewely Hills, 1990.
  205. Kultur als einigendes Band. / Erhard John (Berlin, 1984). 155 p.
  206. Kluckhohn G. Values and value orientations in the theory of action: An exploration in definition and classification // Toward a general of action / Eds. T. Parsons and E. Shils. Cambridge M.A.: Harvard Vn. Press. 1951. P. 388−433.
  207. Lee D. Valuing the self. What we can learn from ofher cultures. Prospect Heights// 1986.-v. 5.
  208. Maslow А. Н/ Toward a psychology of being (Abrahamh. Maslow, -2-d ed. — New York, etc: Van Hostram Reinhold (1982) — XVI, 240 s.
  209. Popielski K. Noetyczny wymiar osobowosci. Ludlin, 1994. S.147.
  210. Rokeach M. Belifs, Attitudes and values. San-Francisco, 1968. 463 p.
  211. Rogers C.R. Toward a modern approach to values: the valuing process in the mature person II. Abn. Soc. Psychol., 1964. v. 68, n.2.
  212. Rogers C.R. Frudom of personality, New York, 1972.
  213. КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ
  214. Отношение Уровни сформированности ценностных ориентаций личности Методы изучения Что наблюдать Характеристика проявлений ценностных ориентаций учащихся
Заполнить форму текущей работой