Методика организации тематического дня
Обычно каждый вожатый (вожатый с напарником) разрабатывает и ведет одно из запланированных дел (конкурс, эстафета, мастерская и т. п.). Днем до обеда операция «Лесной тропой идем» (что-то познавательно-трудовое с подготовкой к конкурсно-творческому и ритуальному); Организация тематического дня. Предварительная подготовка тематического дня включает следующие важные моменты: Определение творческого… Читать ещё >
Методика организации тематического дня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тематические дни пришли в жизнь лагеря в прошедшую эпоху (в эпоху пионерских лагерей). Педагогическая находка оказалась живучей, поэтому и сегодня планы работы лагеря обязательно содержат один или несколько тематических дней. Наиболее встречающиеся среди них: День влюбленных, День сказок, День приколов, День рекордов, День леса и др.
Удобство такого дня, прежде всего, организационно-содержательное: не надо долго ломать голову, какое по направлению дело провести с детьми утром, днем и вечером. Логика дня выстраивается сама собой. Тема дня, как нить Ариадны, ведет весь лагерь от одного дела к другому.
Тематический день предполагает активное погружение всех детей и взрослых в выбранное дело. В программу тематического дня обычно закладывается что-то познавательное, что-то спортивное, что-то творческо-конкурсное, что-то трудовое и еще какой-нибудь ритуал. Например, планируется организовать День леса. Программа этого дня будет примерно такой:
- 1) утром «Зоологический бодрячок» (что-то спортивное);
- 2) днем до обеда операция «Лесной тропой идем» (что-то познавательно-трудовое с подготовкой к конкурсно-творческому и ритуальному);
- 3) после обеда конкурс «Природа и фантазия» (что-то конкурснотворческое);
- 4) вечером шоу-программа «Лесные Робинзоны», которая заканчивается ритуалом сжигания на костре мусора, собранного во время проведения операции «Лесной тропой идем».
Тематический день позволяет внести что-то «свеженькое» в режимные моменты, ведь и зарядка, и уборка территории, и посещение столовой тоже становятся тематическими.
Из практики
В День сказок режимные моменты могут выглядеть следующим образом:
- 1) подъем — свист Соловья-разбойника;
- 2) зарядка — уроки Буратино;
- 3) утренний туалет — встреча с Мойдодыром;
- 4) завтрак, обед, полдник, ужин — скатерть самобранка;
- 5) утренние дела — в гостях у сказочных героев;
- 6) тихий час и отбой — сказки Оле-Лукойе;
- 7) дела дня — путешествие по сказочной стране;
- 8) вечернее время — шоу Старушек-веселушек.
Организация тематического дня. Предварительная подготовка тематического дня включает следующие важные моменты:
- — определение творческого потенциала вожатых (возможности и желание), отрядов в организации тематического дня;
- — выбор отряда-организатора или отряда-помощника в проведении тематического дня;
- — составление списка всех предлагаемых конкурсов, эстафет, мастерских, общественно полезных дел, рассчитанных на самый широкий спектр творческой деятельности всех детей лагеря. Список корректируется с учетом возможностей, а также наличия необходимых материалов и инструментов для проведения тех или иных мероприятий в условиях лагеря;
- — определение времени и территории проведения мероприятий.
Необходимые условия и требования.
Педагог-организатор распределяет поручения: назначает ответственных за подготовку и контроль определенных мероприятий, формирует творческие группы по рекламе и оформлению места (мест) проведения дел.
Обычно каждый вожатый (вожатый с напарником) разрабатывает и ведет одно из запланированных дел (конкурс, эстафета, мастерская и т. п.).
Ответственный за мероприятие вожатый продумывает и готовит:
- — необходимые материалы и инструменты;
- — эстетично и уютно оформляет место проведения;
- — продумывает организацию деятельности и ее результат;
- — организует и контролирует уборку места проведения мероприятия.
Творческая группа по рекламе не позже чем за день до проведения дела развешивает рекламные плакаты с самой широкой информацией и с целью формирования у ребят повышенного интереса к предстоящему тематическому дню.
Предполагаемый результат успешной деятельности:
- — каждый ребенок получает удовлетворение от результатов индивидуальной творческой деятельности;
- — дети приобретают новые умения и навыки, у них развивается интерес к возможности творить, фантазировать;
- — ребенок убеждается в собственных умениях и навыках;
- — появляется стремление к дальнейшему творческому саморазвитию.
При планировании любого тематического дня может измениться очередность дел, их направленность, содержание, форма, количество, но алгоритм организации останется тем же.
Структурными элементами тематического дня являются:
- — тема;
- — внесение изменений в название режимных моментов;
- — торжественное открытие: линейка, театрализованное представление, парад, шествие и т. п.;
- — разнообразие площадок: игровые, спортивные, творческие и др.;
- — торжественное закрытие: концертная программа, костер, бал и т. п.
Педагогической ошибкой в организации тематического дня может стать «бедность ассортимента» — из смены в смену, особенно в летний период, во всех лагерях детям предлагается «стандартный» набор тематических дней: День влюбленных, День Нептуна, День именинника. В этом случае педагогу организатору следует задуматься не только о содержании тематического дня, но и о смене названия дня на более интригующее, нетрадиционное.