Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Воспитательное пространство школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Три первых вопроса направлены на определение наличия возможностей для свободного развития ребенка, другие три — возможностей для развития его личностной активности. Каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале один пункт. Пространство Детства — составляющая конкретно-исторического пространства социума, и в частности, воспитательного пространства — среды наиболее благоприятного… Читать ещё >

Воспитательное пространство школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Академик Л. И. Новикова отмечает: «управляя процессом личностного развития детей, мы никак не можем игнорировать наличие окружающей их среды, тех ниш, в которых им уютно, тех стихий, которые их подстерегают. В рамках среды мы от чего-то предостерегаем детей, что-то целенаправленно используем в воспитательном процессе школы. А что-то и меняем в окружающей их среде, вовлекая в процесс совершенствования самих детей». Школа — субъект пространства и времени, в которых протекает жизнь ребенка, своеобразный отчасти нормированный (формализованный) элемент Пространства Детства.

В последнее время в теории воспитания широко используется категория «пространство», которое рассматривается как часть педагогической реальности, как мера бытийного объема, обусловливающего существование конкретного типа воспитания. Это, образно говоря, территория, где имеются источники воспитательного влияния, порождаются его факторы, действуют закономерности и принципы, возможна деятельность, цель которой — воспитание человека.

Пространство — множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые характером этих объектов, расстоянием между ними.

Пространство Детства — составляющая конкретно-исторического пространства социума, и в частности, воспитательного пространства — среды наиболее благоприятного позитивного развития личности ребенка.

Воспитательное пространство — педагогически организованная конкретно-историческая социальная среда, в которой интегрируется воспитательный потенциал основных структур пространства с целью создания наиболее благоприятных условий для индивидуально-личностного развития детей и их активизации как созидателей собственной среды жизнедеятельности («среды взросления») (Н. Л. Селиванова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский, И. Д. Демакова, А. В. Мудрик и др.). Неорганизованная в воспитательном плане среда способна свести «на нет» все усилия педагогов. Если ребенок находится в пространстве, но не усваивает и не присваивает его, в таких случаях пространство не работает как воспитательное (Н. Л. Селиванова).

Предосновой воспитательного пространства выступает воспитательная среда. Чтобы оценить ее характеристики, можно воспользоваться методом векторного моделирования, предложенного В. Левиным.

Первый шаг — проведение микроэкспертизы воспитательного процесса в школе. С этой целью предлагается ответить на шесть вопросов.

  • 1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в моей школе?
  • а) личность каждого учащегося; б) общества (коллектива).
  • 2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия?
  • а) воспитатель к ребенку; б) ребенок к воспитателю.
  • 3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется?
  • а) индивидуальная; б) коллективная (групповая).
  • 4. Практикуется ли в школе наказание детей?
  • а) пожалуй, да; б) скорее, нет.
  • 5. Стимулируется ли проявление ребенком какой-либо инициативы?
  • а) обычно, да; б) пожалуй, далеко не всегда.
  • 6. Всегда ли находят какой-либо положительный отклик те или иные творческие проявления ребенка?
  • а) скорее, да; б) пожалуй, нет.

Второй шаг: на основе полученных ответов необходимо построить векторную модель образовательной среды школы в системе координат, состоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность — пассивность». «Активность» в данном случае понимается как педагогическая поддержка таких свойств, как инициативность, стремление к чему-либо, упорство в этом стремлении, отстаивание личностью своих интересов и т. п. «Пассивность» — отсутствие этих свойств. «Свобода» связывается в данном случае с независимостью суждений и поступков, свободой выбора, самостоятельностью и т. п., а «зависимость» — полное послушание, приспособленчество, жесткая обусловленность поведения внешними требованиями и контролем и т. п.

Три первых вопроса направлены на определение наличия возможностей для свободного развития ребенка, другие три — возможностей для развития его личностной активности. Каждый вопрос позволяет отметить на соответствующей шкале один пункт.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой