Инженерные игры как педагогическое средство формирования инновационного потенциала будущих специалистов
В результате проведенного исследования, выявлен перспективный подход, способствующий эффективной подготовке специалистов к инновационной инженерной деятельности — интегративный", подразумевающий развитие инновационного потенциала будущих специалистов на широкой междисциплинарной основе, тесной связи с промышленностью и освоении методологии инженерной деятельности. В рамках интегративного подхода… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты формирования инновационного потенциала будущих специалистов в процессе инженерных игр
- 1. 1. Инновационный потенциал будущих специалистов как педагогическая проблема и аспект квалификации инженера
- 1. 2. Инженерные игры в формировании инновационного потенциала будущих специалистов
- 1. 3. Модель реализации инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистов
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию инновационного потенциала будущих специалистов в процессе инженерных игр
- 2. 1. Цели и задачи опытно-поисковой работы
- 2. 2. Организационно-педагогических условия реализации инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистов
- 2. 3. Ход и результат экспериментальной проверки модели реализации инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистов
- Выводы по второй главе
Инженерные игры как педагогическое средство формирования инновационного потенциала будущих специалистов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Постиндустриальное общество характеризуется инновационными процессами в наукоемком производстве. Выбор инновационного типа развития, создание и внедрение наукоемких технологий, растущая роль знаний и информации в социально-экономическом преобразовании страны порождают массовый спрос на квалифицированных специалистов инновационного типа.
Важнейшими нормативными документами, определяющими работу в данном направлении, являются «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», федеральная программа «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений». От отечественного профессионального образования требуется ориентация на прогностические модели будущего инженера, поиск и внедрение новых форм интеграции образования, науки и производства, обеспечивающих формирование инновационного потенциала выпускников.
Сложившиеся организационные формы вузовского учебного процесса, методы и средства обучения не обеспечивают достаточную результативность формирования инновационного потенциала выпускников, так как исходно ориентированы на нормативную модель специалиста.
Как отмечается в Доктрине инженерного образования, принятой Ассоциацией инженерных обществ России, вопрос о формировании инновационных знаний, умений и отношений будущих специалистов, их креативности и самостоятельности в профессиональной деятельности эффективно решается при внедрении в образовательный процесс вуза активных методов обучения, среди которых все более значимым и продуктивным педагогическим средством становятся игровые технологии.
В практике профессионального образования установлено (Е.Р.Аргунова, М.В. Буланова-Топоркова, A.A. Вербицкий, В.В. Лихо-летов, И. Г. Маричев, E.H. Мирошниченко, B.C. Мухина, Т. М. Сорокина, Л. Д. Столяренко, Г. П. Щедровицкий), что инженерные игры могут обеспечить студентам формирование новых инженерных знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к профессии. Исследователями выявлены абстрагирующие, моделирующие, имитационные, креативные, инновационные и аксиологические свойства инженерных игр, определяющие их продуктивность.
В то же время до сих пор недостаточно изученными остаются вопросы методологического обоснования отбора содержания инженерных игр, их структурирования, сценирования, комплексной реализации, оценки результативности, систематического использования и условий продуктивности в учебном процессе вуза.
Таким образом, в современном инженерном образовании возникли противоречия между:
— потребностью общества и производства в специалистах инновационного типа и сложившейся системой инженерного образования, ориентированной преимущественно на нормативную модель специалиста;
— необходимостью формирования у студентов знаний, умений и отношений инновационной инженерной деятельности и неразработанностью подходов к внедрению в инженерное образование соответствующих профессионально-ориентированных игровых технологий;
— позитивным опытом использования инженерных игр в профессиональном образовании и недостаточной разработанностью методического обеспечения процесса их применения в целях формирования инновационного потенциала будущих специалистов.
Из выявленных противоречий следует основная проблема исследования, которая заключается в необходимости разработки организационно-педагогических условий реализации инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистов.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретико-практическая изученность, а также необходимость преодоления обозначенных противоречий определили тему исследования «Инженерные игры как педагогическое средство формирования инновационного потенциала будущих специалистов».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия реализации инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистов.
Объект исследования — формирование инновационного потенциала будущих специалистов.
Предмет исследования — профессионально-образовательные возможности инженерных игр в формировании инновационного потенциала будущих специалистов.
В исследовании введено ограничение — рассматривается подготовка специалистов технического профиля.
Гипотеза исследования:
Инновационный потенциал будущих специалистов — профессионально-личностное качество, включающее совокупность инновационных знаний, умений и отношений, определяющих готовность использовать новую междисциплинарную информацию, выдвигать конкурентоспособные идеи, создавать инновационные инженерные проекты, применять новую технику и технологии, находить способы решения нестандартных задач и новые способы решения стандартных задач в инновационной инженерной деятельности.
Инженерные игры будут являться эффективным педагогическим средством формирования инновационного потенциала будущих специалистов, если реализуются следующие организационно-педагогические условия:
— в учебном процессе на основе интегративного подхода реализован комплекс инженерных игр, направленный на поэтапное формирование инновационного потенциала будущих специалистов;
— инженерная игра обеспечивает активное участие будущих специалистов в интегративной учебной деятельности профессионально-ориентированного характера, воспроизводит способы решения инженерных задач, имитирует инновационную инженерную деятельность, моделирует систему производственных отношений, позволяет оценить инновационный потенциал будущих специалистов;
— вид, структура и содержание инженерной игры определяются учебными целями, этапами формирования компонентов инновационного потенциала будущих специалистов.
Исходя из цели, предмета, гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть специфику инновационного потенциала будущих специалистов.
2. Выявить сущность и функции инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистов.
3. Разработать и апробировать в ходе опытно-поисковой работы модель реализации инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистов.
4. Разработать и апробировать методическое и критериально-диагностическое обеспечение комплекса инженерных игр, ориентированных на формирование инновационного потенциала будущих специалистов.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
— исследования теории педагогических игр (Ю.П. Азаров, П. П. Блонский, А. А. Вербицкий, JI.C. Выготский, О. С. Газман,.
B.В.Кузнецов, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, C.JI. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин, H.J. Ellington, J. Megarry);
— современные концепции инженерного образования (Н.Г. Багда-сарьян, И. Д. Белоновская, В. Н. Бобриков, Г. Д. Бухарова, Л. И. Гурье,.
C.Г. Дьяконов, В. М. Жураковский, А. А. Кирсанов, Е. А. Климов, В. В. Кольга, II.В. Кузьмина, В. Ф. Мануйлов, Г. Н. Неустроев, Р. М. Петрунева, З. С. Сазонова, И. В. Федоров, Ю. Г. Фокин, А.И. Чуча-лин, В. Д. Шадриков, С. Brody, M. Kogan, D. Inwood, D. Von Hoynin-gen-Huene);
— основные положения методики профессионального обучения (С.Я. Батышев, К. Я. Вазина, Г. И. Кругликов, П. Ф. Кубрушко, Г. М. Романцев, В. А. Скакун, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, Н.Е. Эрга-нова) — исследования, посвященные аксиологии образования (К.А.Абульханова-Славская, В. П. Бездухов, Е. В. Бондаревская, А. С. Гаязов, А. В. Кирьякова, Г. А. Мелекесов, В.А. Сластенин);
— исследования в области деятельности инновационных учреждений общего и профессионального образования (Н.Н. Булынский, В. Г. Гладких, А. Т. Глазунов, В. Г. Рындак, Л.Г. Семушина);
— исследования, посвященные интегративному подходу (Г.К. Бо-розенцев, Е. О. Галицких, В. В. Гриншкун, В.П. Топоровский).
Методы исследования: анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартовобобщение и систематизация научных положений по теме исследованияобобщение педагогического опытадиагностические методы (анкетирование, тестирование, беседа) — методы опытно-поисковой работы и статистические методы обработки полученных результатов.
Первый этап (2004 — 2005 гг.). Изучалась философская, социологическая, педагогическая литература, были определены проблема, объект, предмет, цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы. Определялся исходный уровень сформированности инновационного потенциала будущих специалистов. На основе анализа теоретических источников были выявлены компоненты инновационного потенциала будущих специалистов и определен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих результативность процесса его формирования. Разработаны классификация и типология инженерных игр.
Второй этап (2005 — 2007 гг.). Проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, целью которого была апробация структурно-процессуальной модели реализации инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистов. Проводились инженерные игры и определялись уровни сформированности инновационного потенциала будущих специалистов, определяющие их показатели и критерии.
Третий этап (2007 — 2008 гг.). Проводился контролирующий этап опытно-поисковой работы. Были определены уровни сформированности компонентов инновационного потенциала будущих специалистов на основе самооценки, тестирования и игровых методов. Осуществлялись обработка, анализ, обобщение и оформление опытно-поисковой работы. По результатам проведенного исследования сделаны выводы, разработаны научно-методические рекомендации, обсуждались и публиковались материалы работы.
База исследования: опытно-поисковая работа проводилась в Кумертауском филиале, Бузулукском гуманитарно-технологическом институте (филиале), Уфимском филиале ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Оренбургском филиале Всемирного технологического университета, а также в рамках деятельности Федеральной экспериментальной площадки Минобразования РФ «Интегрированная образовательная система «колледж-вуз» (Оренбургский государственный университет), Республиканской экспериментальной площадки «Инновационные формы и методы личностно-ориептированного обучения и построение модели конкурентоспособного специалиста» (республика Башкортостан).
Научная новизна исследования:
— раскрыта сущность инновационного потенциала будущих специалистов как профессионально-личностного качества, включающего совокупность знаний, умений и отношений, определяющих готовность к инновационной инженерной деятельности;
— выявлены сущность и функции инженерной игры как вида профессионально-ориентированной игровой деятельности, которая воспроизводит способы решения инженерных задач, имитирует инженерную деятельность, моделирует систему производственных отношений и является педагогическим средством подготовки инженерных кадров;
— разработана и апробирована структурно-процессуальная модель реализации инженерных игр в учебном процессе, включающая блоки: целевой, содержательный, блок условий, процессуальный и результативный;
— разработано и апробировано методическое обеспечение игр (имитационная модель, игровая модель, предмет игры, сценарий игры, распределение ролей и функций игроков, правила игры, система оценивания) и критериально-диагностическое обеспечение формирования инновационного потенциала будущего специалиста в инженерной игре, включающее уровни, критерии и показатели сформированности компонентов инновационного потенциала на основании результативности участия студентов в инженерных играх.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— профессиональная педагогика уточняется включением инновационного потенциала в систему знаний о профессионально важных качествах специалиста;
— теория и методика профессионального образования дополняется знаниями о функциях и формирующих возможностях инженерных игр в профессиональном становлении специалиста;
— дидактика расширяется в аспекте систематизации активных средств обучения профессионально-ориентированного характера разработкой классификации инженерных игр по различным основаниям;
— концепция инженерной педагогики уточняется интегративным знанием о структуре, содержании и условиях проведения результативных инженерных игр в учебном процессе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
— разработано методическое обеспечение комплекса инженерных игр, ориентированных на формирование инновационного потенциала будущих специалистов на основе интегративного подхода;
— разработаны учебно-методические пособия «Материаловедение (инновации в регионе)», «Мультимедийные лекции по материаловедению (традиции и инновации)», «Инженерные игры в теории, методике и практике профессионального образования», которые могут быть использованы в непрерывном техническом образовании;
— установлены уровни, критерии и показатели сформированности инновационного потенциала будущих специалистов на основании оценки его инновационных знаний, умений и отношений. Результаты могут быть использованы в системе профессионального образования для подготовки специалистов технического профиля.
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется методологической обоснованностью исходных положенийиспользованием методов, адекватных предмету, цели, задачам исследованиязавершенностью опытно-экспериментальной работы, подтвердившей первоначально выдвинутую гипотезустатистической обработкой экспериментального материалаположительными результатами педагогического эксперимента.
Положения, выносимые на защиту.
1. Инновационный потенциал будущих специалистов — профессионально-личностное качество, включающее совокупность инновационных знаний, умений и отношений, определяющих готовность использовать новую междисциплинарную информацию, выдвигать конкурентоспособные идеи, создавать инновационные инженерные проекты, применять новую технику и технологии, находить способы решения нестандартных задач и новые способы решения стандартных задач в инновационной инженерной деятельности. Компонентами инновационного потенциала являются: творческий, профессиональный и бизнес-компонент. Формирование инновационного потенциала включает ориентационный, установочный и формирующий этапы.
2. Организационно-педагогические условия поэтапного формирования инновационного потенциала будущих специалистов включают внедрение в учебный процесс комплекса инженерных игр, активизацию участия будущих специалистов в интегративной деятельности и подчиненность вида, структуры и содержания инженерной игры формированию инновационного потенциала будущих специалистов в учебном процессе.
3. Комплекс инженерных игр (дидактические, ролевые, деловые) интегрирован в учебный процесс и направлен на поэтапное (ориентационный, установочный, формирующий этапы) формирование инновационного потенциала будущих специалистов в ходе аудиторных занятий и производственной практики.
4. Инженерная игра активизирует участие будущих специалистов в интегративной деятельности учебного и профессионально-ориентированного характера, представленной развертыванием и разрешением условных ситуаций инновационной инженерной деятельностивоспроизводит решение нестандартных задач и новые способы решения стандартных задач в инновационной инженерной деятельностивключает игровые методики оценки инновационного потенциала будущих специалистовимитирует инновационную инженерную деятельность (воспроизведя значимые условия принятия инновационного решенияиспользуя элементы промышленной среды базового предприятия с применением автоматизированных интегрированных систем, виртуальных лаборатории и программно-методических комплексов) — моделирует систему производственных отношений на основе разрешения конфликтных ситуаций в инновационной инженерной деятельности.
5. Вид, структура и содержание инженерной игры подчинены учебным целям (когнитивным, праксиологическим, аксиологическим) — этапам формирования инновационного потенциала будущих специалистоввиду имитируемой инженерной деятельности (производственной, профессионально-коммуникативной, проектировочной, исследовательской, экономико-управленческой) — направлениям инженерной иннова-тики и специфики региональных предприятий (в сфере материалов, техники, технологии, организации производства).
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем участия в работе международных (Оренбург, 2006; Уфа, 2006; Пенза, 2006), всероссийских (Оренбург: 2007 — 2008; Уфа, 2008), республиканских (Кумертау: 2007, 2008) и региональных (Уфа — Оренбург, 2006; Оренбург, 2006) научно-практических и научно-методических конференциях.
Результаты диссертационного исследования используются в образовательной практике Кумертауского филиала ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».
Личный вклад автора состоит в выявлении организационно-педагогических условий проведения инженерных игр, обеспечивающих эффективное формирование инновационного потенциала будущих специалистовв разработке структурно-процессуальной модели реализации инженерных игр как педагогического средства формирования инновационного потенциала будущих специалистовв создании и содержательном наполнении инженерных игрв подготовке научно-методического обеспечения инженерных игр.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Выводы по второй главе.
1. Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, подтвердили актуальность проблемы формирования инновационного потенциала будущих специалистов, которая обусловлена объективной потребностью общества и производства в инженерах инновационного типанедостаточным уровнем подготовки будущего специалиста к использованию знаний об инноватике на практикевысокими темпами изменения научно-технической информации, наукоемких технологий и потребностью выпускника в дополнительном времени адаптации и вхождению «в курс дела» на конкретном рабочем месте.
2. Критерием сформированности уровня инновационного потенциала в нашем исследовании является комплекс инновационных знаний, умений и отношений, которые объединены в компоненты инновационного потенциала: творческий, профессиональный и бизнес компонент.
3. В ходе опытно-поисковой работы было выявлено, что использование инженерных игр станет действенным средством формирования инновационного потенциала будущих специалистов в том случае, если реализуются следующие организационно-педагогические условия: 1. в учебном процессе на основе интегративного подхода последовательно реализован комплекс инженерных игр, ориентированных на формирование инновационного потенциала будущих специалистов- 2. вид, содержание и структура инженерной игры определяются учебными целями, этапами формирования компонентов инновационного потенциала, моделируемой инженерной деятельностью, инженерной инновати-кой и региональной спецификой базовых предприятий- 3. инженерная игра основана на инновационной задаче, интеграции учебной и квази-профессионалыюй деятельности, имитации значимых условий принятия инновационного решения, использовании элементов промышленной среды базового предприятия, научно-методическом обеспечении и включает средства оценки инновационного потенциала будущих специалистов.
4. Опытно-поисковая работа показала, что успешное участие в инженерных играх студентов в условиях филиала вуза способствовало не только усвоению и закреплению знанийформированию умений самостоятельного поиска знаний и применения их в профессиональной инновационной деятельностиразвитию ценностного отношения к деятельности инженера и выработке ответственности за принимаемые в профессиональной деятельности решения, но и явилось эффективным средством формирования инновационного потенциала будущих специалистов.
5. Таким образом, положительные изменения уровней сформированное&tradeинновационного потенциала будущих специалистов в ходе опытно-поисковой работы позволили признать проведение исследовательских изысканий успешными, а поэтапное проведение инженерных игр в процессе профессиональной подготовки — средством формирования инновационного потенциала будущих специалистов. Педагогические условия, обеспечивающие формирование инновационного потенциала будущих специалистов, обоснованы, их состоятельность доказана.
Заключение
.
В практике профессионального образования установлено, что благодаря своим абстрагирующим, моделирующим, имитационным, креативным и инновационным свойствам инженерные игры могут обеспечить обучающимся формирование новых инженерных компетенций. Инженерные игры обеспечивают опыт решения нестандартных междисциплинарных технических задач, освоение творческого подхода, успешную квазипрофессиональную деятельность, активизацию познания, мотивацию труда и обучения, моделирование адекватного поведения в новых условиях, успешное преодоление традиционных технологических и организационных ограничений, участие в инновационных проектных, развитие коммуникаций и взаимодействий и т. д.
В результате проведенного исследования, выявлен перспективный подход, способствующий эффективной подготовке специалистов к инновационной инженерной деятельности — интегративный", подразумевающий развитие инновационного потенциала будущих специалистов на широкой междисциплинарной основе, тесной связи с промышленностью и освоении методологии инженерной деятельности. В рамках интегративного подхода выявлены и раскрыты основные педагогические условия, способствующие формированию инновационного потенциала студентов: тесное сотрудничество филиала вуза с базовыми предприятиями региона, привлечение специалистов предприятий к разработке сценариев инженерных игр и непосредственному участию в играх, вовлечение студентов в инженерные игры, направленность образовательного процесса филиала вуза, его содержания, форм организации, методов обучения на формирование инновационного потенциала студентов.
Использование тесного сотрудничества с промышленностью, ориентация на решение реальных инновационных задач и консультирование студентов профессионалами базовых предприятий региона способствует усилению интегративного характера подготовки.
Инновационный потенциал мы определяем как интегративное профессионально-личностное качество, включающее совокупность знаний, умений и отношений, определяющих его готовность использовать новую междисциплинарную информациювыдвигать конкурентоспособные идеисоздавать инновационные инженерные проектыприменять новую технику и технологиинаходить решения нестандартных задач и новые способы решения стандартных задач в инновационной инженерной деятельности.
Формирование инновационного потенциала будущих специалистов наиболее эффективно на основе разработанной структурно-процессуальной модели, включающей цель, компоненты, методы, формы, средства, критерии, условия, этапы, а также предполагаемый результат — инновационный потенциал будущих специалистов. Процесс формирования инновационного потенциала будущих специалистов включает три этапа: ориентационный, установочный, формирующий.
Разработана классификация и типология педагогических и инженерных игр, на основании которых разработан и апробирован в учебном процессе комплекс инженерных игр, которые явились средством формирования и диагностики инновационного потенциала будущих специалистов.
В результате проведенного исследования выяснено, что использование инженерных игр станет действенным средством формирования инновационного потенциала будущих специалистов в том случае, если реализуются следующие организационно-педагогические условия: в учебном процессе на основе интегративного подхода последовательно реализован комплекс инженерных игр, ориентированных на формирование инновационного потенциала будущих специалистоввид, содержание и структура инженерной игры определяются учебными целями, этапами формирования компонентов инновационного потенциала, моделируемой инженерной деятельностью, инженерной инноватикой и региональной спецификой базовых предприятийинженерная игра основана на инновационной задаче, интеграции учебной и квазипрофессиональной деятельности, имитации значимых условий принятия инновационного решения, использовании элементов промышленной среды базового предприятия, научно-методическом обеспечении и включает средства оценки инновационного потенциала будущих специалистов.
Результаты опытно-поисковой работы свидетельствуют, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, поставленные задачи решены.
Перспективным направлением дальнейшей разработки проблемы является исследование вопросов о:
— формировании компетенций инженера с помощью инженерных игр;
— формировании информационного компонента компетентности инженера с помощью информационно — деятельностных игр.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: Психология формирования и развития личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1981. — 230 с.
- Агранович, Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б. Л. Агранович, А. И. Чучалин, М. А. Соловьев // Инженерное образование. 2003. — № 1 (март). — С. 11−14.
- Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства / Ю. П. Азаров. М.: МПСИ/Воронеж: МОДЭК, 2004. — 432 с.
- Азаров, Ю.П. Руководство по развитию талантов / Ю. П. Азаров. М: УРАО, 2003. — 152 с.
- Акимов, С.С. Развитие технического и технологического образования в России (XVIII XX вв.) / С. С. Акимов. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 78 с.
- Аккредитационный центр АИОР. — ЬМр:// www. ac-raee.ru. Проверено 13.12.2007.
- Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности / Б. Г. Ананьев. — М.: Политиздат, 1962. 156 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды : Т. 2 / Б. Г. Ананьев. М.: Просвещение, 1980. — 246 с.
- Андрианов, П.Н. Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения : межвузовский сборник / П. Н. Андрианов, В. Д. Путилин. Петрозоводск: Изд-во ПТУ, 1983. -176 с.
- Арефьев, О.Н. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития: учебное пособие / О. Н. Арефьев, Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. — 357 с.
- Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения. Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. член-корр. РАО, д-ра пед. наук, профессора Н. В. Кузьминой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 106 с.
- Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание, управление / В. Г. Афанасьев. М.: Просвещение, 1983. — 230 с.
- Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения / Н. Г. Багдасарьян. Москва: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 247 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 98 с.
- Баранчеев, В.П. Маркетинг инноваций (радикальные и «подрывные» инновации хайтек — маркетинг) / В. П. Баранчеев. — Москва: Изд-во Благовест-В, 2007. — 232 с.
- Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев. — М.: Ассоциация «Профессионального образования», 1997. 512с.
- Бахарев, Н.П. Теория и практика реализации системы много-уровнего профессионально-технического образования : автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Н. П. Бахарев. Тольятти, 2001. — 44 с.
- Бездухов, В.П. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя / В. П. Бездухов, A.B. Бездухов. Самара: 2000. — 184 с.
- Белоновская, И. Д. Инженерная компетентность специалиста: теория и практика формирования: монография / И. Д. Белоновская. -М.: Дом педагогики, 2005. 253 с.
- Белоновская, И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста: региональный опыт: монография / И. Д. Белоновская. — М.: Институт развития профессионального образования, 2005. 352 с.
- Бендрат, Э. Основные направления организации инженерного образования в ГДР / Э. Бендрат, X. Бауэр, X. Готтханс // Современная высшая школа. 1985. — № 3. — С. 69−77.
- Бессараб, В.Ф. Особенности формирования личности инженера- педагога в техническом вузе / В. Ф. Бессараб, Г. Н. Неустроев. — Челябинск: ЧИРПРО, 2000. 140с.
- Блонский, П.П. Педагогика / П. П. Блонский. М.: Просвещение, 1999. — 167 с.
- Бобриков, В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического образования : атореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. Н. Бобриков. Кемерово, 2003. — 48 с.
- Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества : электронный ресурс, http://www.treko.ru/show diet 340 / Д. Б. Богоявленская. Ростов-на-Дону, 1993. Проверено 23.11.2007.
- Большая Российская Энциклопедия: Электронное оформление. Москва, «Свободный доступ», 2003. Проверено 05.05.2007.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. — 352 с.
- Борозенцев, Г. К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка Электронный ресурс.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Г. К. Борозенцев. Тольятти, 2005.
- Буланова-Топоркова, M.B. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
- Булынский, H.H. Инновационный характер управления качеством профессионального образования / H.H. Булынский // Вестник Челябинского университета, 2001. № 1 (3). — С. 72 — 83.
- Бухарова, Г. Д. Профессиональная педагогика : учебник / Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: РГППУ, 2004. — 321 с.
- Вазина, К.Я. Саморазвитие человека: резонансное взаимодействие с миром и собой / К. Я. Вазина. — М.: Моск. гос. ун-т печати, 2005. 123 с.
- Веников, В.А. Теория подобия и моделирования. — М.: Высш.шк., 1976 86 с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие / A.A. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991.-207 с.
- Вербицкий, A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / A.A. Вербицкий, H.A. Бакшаева. М.: ИЦПКПС, 2000. — 200с.
- Вербицкий, А. А Компетентностный подход и теория контекстного обучения / A.A. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 84 с.
- Вербицкий, A.A. Гуманизация, компетентность, контекст — поиски оснований интеграции / A.A. Вербицкий, О. Г. Ларионова // Aima mater. 2006. — № 5. — С. 19 — 25.
- Взятышев, В.Ф. Инновационное образование, качество деятельности и устойчивое социальное развитие России ': сб. трудов / В. Ф. Взятышев. Великий Новгород, 2001. — С. 79−83.
- Взятышев, В.Ф. Введение в методологию инновационной деятельности : учебник для вузов / В. Ф. Взятышев. М.: Европейскийцентр по качеству, 2002. 82 с.
- Выготский, J1.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / J1.C. Выготский // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 14−16.
- Выготский, J1.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991 С. 31−42.
- Газман, О.С. Неклассическое воспитание / О. С. Газман. — М.: Мирос, 2002. 187 с.
- Гаязов, A.C. Образование и образованность гражданина в современном мире / A.C. Гаязов. М.: Наука, 2003. — 256 с.
- Гладких, В.Г. К вопросу о взаимодействии университета и предприятия по формированию профессиональной компетенции будущего инженера / В. Г. Гладких, A.B. Попов // Вестник ОГУ. 2006. — № 1.- С. 89−94.
- Глазунов, А.Т. Регионализация профессионального образования: программа развития и эффективность управления/ А. Т. Глазунов, В. Б. Золотарев. М.: ИЦ АПО. — 2002. — 104с.
- Глазунов, А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов / А. Т. Глазунов. Издательский отдел НОУ ИСОМ, 2005. — 40 с.
- Глотова, Г. В. Развитие творческого потенциала будущих инженеров в вузах США и западной Европы : автореф. дис.. к-та. пед. наук: 13.00.08 / Г. В. Глотова. Казань, 2005. — 20 с.
- Гризенберг, С.О. Феномен творчества: строение творческого процесса / С. О. Гризенберг. Минск: Белтрестпечать, 1993. — 216 с.
- Гриншкун, В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования Электронный ресурс.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02 / В. В. Гриншкун. — Москва, 2004.
- Гунин, В.Н. Управление инновациями : 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / В. Н. Гунин, В. П. Баранчеев, В. А. Устинов, С. Ю. Ляпина. М.: Юнити, 1999. — 328 с.
- Гурье, Л.И. Методологическая подготовка в технологическом университете / Л. И. Гурье. Казань, 2005. — 322 с.
- Гусаков, М. Формирование потенциала инновационного развития / М. Гусаков. — Экономист. 1999. — № 2. — С. 3−38.
- Десятый симпозиум: квалиметрия человека и образование: методология и практика. Книга 5. М., 2000.
- Диксон, Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений / Дж. Диксон. М.: Мир, 1969. — 440 с.
- Добряков, А. А. Психолого-педагогические основы подготовки элитных специалистов как творческих личностей: содержательные элементы субъектно-объектной педагогической технологии: учебноепособие / А. А. Добряков. М.: Логос, 2001. — 358 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей : 3-е изд., расш. и доп. / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
- Дружинин, В.Н. Психология / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер Ком, 2001. — 656 с.
- Дьяконов С.Г. «Технологический университет» феномен XXI века / С. Г. Дьяконов, В. И. Курашов // Высшее образование в России. — 2001. — № 5. — С. 31−34.
- Ершов, П.М. Потребности человека / П. М. Ершов. М., 1990. — 84 с.
- Жураковский, В. Высшая школа на рубеже веков / В. Жура-ковский, В. Приходько, И. Федоров // Высшее образование в России. -1999. № 1. — С. 3−11.
- Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Академия, 2001. 208 с.
- Зарипов Р.Н. Новые образовательные технологии подготовки современных инженеров : монография / Р. Н. Зарипов Казань: Изд-во КГТУ, 2001. — 196 с.
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер, H.H. Гордеева. Екатеринбург: РГППУ. — 2005. — 341 с.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессии : учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. М.: Академический Проект, 2003. — 336 с.
- Земцова, В.И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода : монография / В. И. Земцова. М.: Компания Спутник +, 2008. — 208 с.
- Зиновкина, М.М. Креативное инженерное образование. Теория и педагогические инновационные технологии: монография / М. М. Зиновкина. М.: МГИУ, 2003. — 350 с.
- Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2005. — № 11. — С. 15−20.
- Зимняя, И.А. Психологические аспекты практической готовности к деятельности : сборник статей / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. С. 19 — 25.
- Зиновкина, М.М. Основы технического творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка творческих решений : учебное пособие / М. М. Зиновкина. М.: МГИУ, 2001. — 184 с.
- Зиновкина, М.М. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ (РТВ и Ф — ТРИЗ): учебное пособие / М. М. Зиновкина, Р. Т. Гареев, С. П. Андреев. М.: Институт ИНФО, 2003. — 320 с.
- Змеевская, Е.В. Учебная деловая игра в организации самостоятельной работы студентов педагогических вузов : автореф. дис.. кан-та пед. наук: 13.00.01 / Е. В. Змеевская, 2003. 22 с.
- Иванов, В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы / В. Г. Иванов. Казань: Карпол, 1997. — 258 с.
- Иловайский, И.В. Инженерное дело в высшей школе. Чему учить инженера? / И. В. Иловайский // Интеллектуальные инновации в обществе и развитие образования. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 1997. -С. 77−92.
- Инженерная педагогика: сборник статей. Вып. 4. — М.: Центр инженерной педагогики МАДИ (ГТУ), 2003. — 267 с.
- Инновационный образовательный процесс в высшей технической школе: материалы семинара. Казан, гос. технол. ун-т сост.: A.A. Кирсанов, A.M. Кочнев. — Казань: Изд-во КГТУ, 2005. — 60 с.
- Инновации в высшей технической школе России. Состояние и проблемы модернизации инженерного образования: сб. ст. — Вып. 1. — М.: Изд. МАДИ, 2002. 496 с.
- Кирсанов, A.A. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань: КГТУ, 2000. — 228 с.
- Кирьякова, А. В. Развитие образовательных тенденций в контексте социокультурной динамики региона / А. В. Кирьякова. Сургут, 1999. — 221 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. — М.: Наука, 1997. 222 с.
- Климов, Е.А. Путь в профессионализм / Е. А. Климов. М.: Флинта, 2003. — 320 с.
- Кольга, В.В. Сущность и особенности формирования педагогической концепции интегративного аэрокосмического образования / В. В. Кольга // Интеграция образования. — 2004. № 4. — С.33−38.
- Кондратьев, В.В. Фундаменталнзацня профессионального образования специалиста в технологическом университете / В. В. Кондратьев. Казань: КГТУ, 2000. — 323 с.
- Кравченко, А.И. Социология управления. Фундаментальный курс / А. И. Кравченко, И. О. Тюрина. М.: Академический проспект, 2005. — 1136 с.
- Кругликов, Г. И. Основы технического творчества / Г. И. Круг-ликов, В. Д. Симоненко, М. Д. Цирлин. М.: Академия, 1996. — 169с.
- Кубрушко, П.Ф. Педагогическая инноватика: теория и практика: учеб.-практ. пособие / П. Ф. Кубрушко, JI.H. Назарова — Департамент кадровой политики и образования М-ва сел. хоз-ва и продовольствия РФ. М.: МГАУ им. В. П. Горячкина, 2001. — 40 с.
- Кузнецов, В.В. Методика разработки педагогических игр / В. В. Кузнецов. М.: Академия, 1987. — 74 с.
- Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность / В. В. Кузнецов. — М.: Академия, 2007. — 83 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М., 1990. -320с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.II. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Лисин, Б. Инновационный потенциал как фактор развития (Межгосударственное социально-экономическое исследование) / Б. Лисин, Б Фридлянов // http://masters.donntu.edu.ua. Проверено 13.09.2007.
- Лихолетов, В.В., Теория и технологии интенсификации творчества в профессиональном образовании : автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / В. В. Лихолетов. Екатеринбург, 2002. — 44 с.
- Макаренко, A.C. Сочинения в семи томах : Т. 2 / A.C. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 235 с.
- Маливанов, H.H. Подготовка инженеров к инновационной деятельности в системе непрерывного образования / H.H. Маливанов // Вестник высшей школы. «Aima mater». 2004. — № 8. — С. 62−64.
- Маливанов, H.H. Теория и практика формирования в системе непрерывного образования профессионально важных качеств инженера как субъекта инновационной деятельности : автореф. дис. д-ра. пед. наук: 13.00.08 / H. Н. Маливанов. Казань, 2005. — 48 с.
- Маливанов, H.H. Требования к инженеру в условиях инновационного производства и их реализация в системе непрерывного профессионального образования / H.H. Маливанов // Вестник КГТУ им.
- A.Н. Туполева. 2005. — № 2. — С.67−69.
- Мануйлов, В.Ф. Инновации в подготовке специалистов в области техники и технологии : сборник статей «Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы» /
- B.Ф. Мануйлов, В. М. Приходько, В. М. Жураковский, И. В. Федоров. -Томск: Изд-во ТПУ, 2003. С. 14−16.
- Маричев, И.Г. Активные методы обучения : учебно-методическое пособие / Под науч. ред. член-корр. РАО, д-ра пед. наук, профессора Н. В. Кузьминой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 106 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996. — 309 с.
- Мелекесов, Г. А. Резервы повышения эффективности образовательного процесса в гуманитарном вузе / Г. А. Мелекесов, А.И. Хо-даков. Оренбург: ИПК ОГУ, 2002. — 35 с.
- Мельникова, А.Я. Материаловедение (инновации в регионе) / А. Я. Мельникова. Кумертау: РИО Кумертауского филиала ГОУ ОГУ, 2007. — 347 с.
- Мельникова, А.Я. Применение дидактических игр для формирования инновационного потенциала будущих технологов / А. Я. Мельникова // Профессиональное образование. Столица. 2008. — № 4. -С. 34−35.
- Мельникова, А.Я. Инженерные игры в теории, методике и практике профессионального образования / А. Я. Мельникова, И.Д. Бе-лоновская. — М.: Дом педагогики, 2008. 280 с.
- Мельникова, А.Я. Мультимедийные лекции. Материаловедение (традиции и инновации) / А. Я. Мельникова. Кумертау: РИО Ку-мертауского филиала ГОУ ОГУ, 2008. — 167 с.
- Месяц, Г. А. Инновационный университет: интеграция академических ценностей и предпринимательской культуры: сб. статей «Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы» / Г. А. Месяц. Томск: Изд-во ТПУ, 2003. — С. 5−6.
- Методология исследования, проектирования и менеджмента в области высшего образования: сб. науч. трудов НИИ ВО. М.: НИИ ВО. — 1996. — 332 с.
- Мирошниченко, E.H. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности студента технического вуза : автореф. дис. к-та наук: 13.00.08 / Е. Н. Мирошниченко. Воронеж, 2005. — 22 с.
- Морозов, A.B. Креативная педагогика и психология : учебное пособие / A.B. Морозов. М.: Академический Проект, 2004. — 2-е изд., испр. доп, — 560 с.
- Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С. А. Мухина, A.A. Соловьева. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004. — 384 с.
- Наин, А.Я. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект / А. Я. Найн. Челябинск: ЧИРПРО, 1998. -261 с.
- Неустроев, Г. Н. Умения и навыки студентов как основа профессионального мастерства специалиста / Г. Н. Неустроев // Вестник Челябинского университета. 2001. — № 1 (3). — С. 100 — 109.
- Никандаров, Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: основные вопросы дидактики / Н. Д. Никондаров. М.: Высшая школа, 1978. — 279 с.
- Новиков, A.M. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / A.M. Новиков, Д. А. Новиков. М.: Эгвес, 2004.-120 с.
- Новиков, A.M. Введение в методологию игровой деятельности / A.M. Новиков. М.: Издательство «Эгвес», 2006. — 48 с.
- Новоселов, С.А. Педагогическая система развития технического творчества в учреждениях профессионального образования : ав-тореф. дис. .кан-та. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Новоселов. — Екатеринбург, 1997. 47 с.
- Носкова, О.Г. Психология труда / О. Г. Носкова — под ред. Е. А. Климова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
- Олейникова, О. Н. Многоуровневые учебные заведения профессионального образования за рубежом / О. И. Олейникова. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001. — 46 с.
- Олейникова, О. Н. Реформирование профессионального образования за рубежом / О. Н. Олейникова. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2003. — 152 с.
- Олейникова, О.П. Основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах Европейского союза / О. П. Олейникова. Казань: Институт среднего профессионального образования РАО, 2003. — 252 с.
- Онищенко, H.A. Решение аэрокосмических задач как средство формирование инженерной компетентности будущего специалиста : монография / H.A. Онищенко М.: Дом педагогики, 2006. — 253 с.
- Петров, А. Методология и организация элитной подготовки инженеров / А. Петров, В. Мануйлов, В. Приходько, И. Федоров // Высшее образование в России. 2003. — № 4 — С.56−65.
- Петрунева, P.M. Гуманитаризация инженерного образования на основе моделирования социогуманитарпой экспертизы технических решений : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Р. М. Петрунева. Волгоград, 2001. — 44 с.
- Печерская, Э. П. Методология формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста в условиях высшей школы Электронный ресурс.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Э. П. Печерская. Тамбов, 2003. — 361 с.
- Пидкасистый, П.И. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
- Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии : учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. М., 1996. — 87 с.
- Поташник, М.М. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении / М. М. Поташник, О. Г. Хомерики // Магистр. 1994. — № 5. — С. 16−18.
- Пошконяк, Н.М. Образование: традиции и нововведения в условиях социальных изменений: сб. статей «Инновации и традиции в образовании» / Под ред. М. Ботко. Белград, 1996. — С. 10−11.
- Пригожин, А.И. Новвоведения: стимулы и припятствия: Социальные проблемы инноватики / А. И. Пригожин. М., 1989.
- Романова, Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. / Е. С. Романова. СПб.: Питер, 2003. -464с.
- Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рубинштейн, C.JI. Проблемы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. М., СПб: ПИТЕР, 2003. — 203 с.
- Рындак, В.Г. Методологические основы образования : учебное пособие / В. Г. Рындак. Оренбург: ИЦ ОГАУ, 2000. — 192 с.
- Сазонова, З.С. Инженерное образование в третьем тысячелетии (европейские тенденции и российские реалии) / З. С. Сазонова // Высшее образование в России. 2006. — № 1. — С. 36−41.
- Сазонова, З.С. Инженерная педагогика: становление, развитие, перспективы / 3. Сазонова, В. Приходько //Высшее образование в России. 2007 — № 1 — С.10−26.
- Сайт глоссариев интернет-ресурсов. http://www.gIossary.ru. Проверено 9.10.2007.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 58 с.
- Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н.Г. Ярошен-ко. М.: Мастерство, 2001. — 44 с.
- Скакун, В.А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений / В. А. Скакун. М., 2001. — 85 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
- Смирнов, В. П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества / В. П. Смирнов, И. П. Смирнов. -М., 2001. 145 с.
- Смолкин, A.M. Методы активного обучения : научно-методическое пособие / A.M. Смолкин. М.: ВШ, 1991. — 176 с.
- Спивак, В.И. Организационные формы продвижения инноваций Электронный ресурс. / В. И. Спивак. Режим доступа: http://inno vbusiness.ru/content/doc-3 26 .html. Проверено 18.08.2007.
- Степанов, Ю.С. Эвристические методы в технологии машиностроения / Ю. С. Степанов, А. Е. Щукин, Б. И. Афонасьев. — М.?Машиностроение, 1996. 128 с.
- Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 512 с.
- Суходольский, Г. В. Моделирование профессиональной деятельности современного инженера / Г. В. Суходольский // Интеграция образования. 2002. — № 2. — С. 36−39.
- Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : Т. 2 / В. А. Сухомлинский. М., 1979. — 320 с.
- Тарасов, В.К. Искусство управленческой борьбы / В. К. Тарасов. Екатеринбург: Линк, 1999. — 104 с.
- Теоретические основы прогнозирования научно-инновационного развития профессионального образования М.: ИУО РАО, 2006. — 192с.
- Ткаченко, Е.В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития / Е. В. Ткаченко, А. Т. Глазунов. -Чебоксары: ЧГУ (ИРПО), 2001. 253 с.
- Топоровский, В.П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы Электронный ресурс.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / В. П. Топоровский. СПб, 2002.
- Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические технологии : сборник активных методов и учебных деловых игр: В 3 т. / В. А. Трайнев, JI.H. Матросова, И. В. Трайнев. Т.З. — М.: Прометей, 2001. — 410 с.
- Трифилова, A.A. Использование инновационного подхода в стратегическом управлении предприятием : автореф. дис.. канд. экон. наук.: 08.00.05 / А. А. Трифилова. Н. Новгород, 2000. — 23 с.
- Тюрина, И.О. Социология управления. Фундаментальный курс / И. О. Тюрина, А. И. Кравченко. Академический проспект, 2005.- 1136 с.
- Уман, А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход / А. И. Уман. Орел: ОГПИ, 1993. — 128 с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений : Т. 2 / К. Д. Ушинский.- М.: Политиздат, 1948. 236 с.
- Федоров, И.Б. Подготовка инженерных и научных кадров в исследовательских технических университетах : Инновации в высшейтехнической школе России. Состояние и проблемы модернизации инженерного образования / И. Б. Федоров. М., 2002. — Вып. 1. — 446 с.
- Флерина, Е.А. Игра и игрушка / Е. А. Флерина. М.: Просвещение, 1973. — 83 с.
- Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели, содержание и творчество: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Г. Фокин. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-224 с.
- Фридлянов, В. Инновации как фактор экономического роста / В. Фридлянов, Р. Некрасов, С. Остапюк // Общество и экономика. -1999. № 7. — С. 104−128.
- Фридман, J1.M. Как научиться решать задачи / JI.M. Фридман. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 121 с.
- Хазиев, B.C., http: postmodern.narod.ru/game/indexgame.html. Проверено 24.07.2007.
- Хейзинга, И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерл. / И. Хейзинга. М., Изд. Группа «Прогресс», «Прогресс Академия», 1992. — 98 с.
- Хомерики, О.Г. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Г. Хомерики. М, 1996. — 20 с.
- Цейкович, К. Н. Проблемы качества образования : материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Использование зарубежного опыта» / К. Н. Цейкович, О. JI. Ворожейкина, JI. Н. Тарасюк. Уфа, 2005. — 95 с.
- Цодикова, Д. С. Ключевые компетенции менеджера XX века / Д. С. Цодикова Электронный ресурс. htpp: /www.buk.irk.ru/ chairs/management/ programs/ zodik.ova.htra. Проверено 08.11.2007.
- Чучалин, А. Качество инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций/ А. Чучалин, О. Боев, А. Криушова // Высшее образование в России. 2006. — № 8. — С. 9 — 17.
- Чучалин, А.И. «Американская» и «болонская">модель инженера: сравнительный анализ компетенций / А. И. Чучалин // Вопросы образования. 2007. — № 1. — С. 8−10.
- Чучалин, А.И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетентностей специалистов / А. И. Чучалин, О. В. Боев, E.H. Коростелева. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 87 с.
- Шадриков, В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход /В.Д. Шадриков //Высшее образование сегодня. 2004. — № 8.- С. 26−33.
- Шленов, Ю.В. Наука инновационный ресурс модернизации образования / Ю. В. Шленов // Инновации. — 2002. — № 2−3. — С. 12−14.
- Шляхова, JT.C. Методические указания к деловой игре «Выпуск» / JT.C. Шляхова, Н. Б. Яблокова, А. Т. Никифоренко. Одесса, 1984.-35 с.
- Штофф, В.А. Моделирование и философия / В. А. Штоф. -М.: Наука, 1966. 301 с.
- Щедровицкий, Г. П. Организационно-деятельностные игры как возможная форма и метод внедрения АСУ: Второй научно-практический семинар по психологическому обеспечению АСУ / Г. П. Щедровицкий. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1982. — 26−29 с.
- Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. / Г. П. Щедровицкий. М.: Наследие, 2005. — 779 с.
- Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1986. — 352 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978. — 85 с.
- Энгельмейер, П.К. Теория творчества / П. К. Энгельмейер. — СПб.: Образование, 1910. 208 с.
- Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. / Н. Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 150 с.
- Эсаулов, А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике / А. Ф. Эсаулов.- Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1979.- 199с.
- Эсаулов, А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
- Юсуфбекова, И.Р. Общие основы педагогической инновати-ки. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова. М.: НИИ теории и истории педагогики, 1991. — 91 с.
- Becker, H.J. A model for improving the performance of integrated learning systems / H.J. Becker 11 Educational Technology. 1992. № 2. — P. 6−15.
- Brody, C. Ethical and Social issues in professional Education / C. Brody. NY: Yale UP, 1994. — 94 p.
- Chausi, M.S. Cooperative Training and Educational Between University, Government Laboratory and Industry / M.S. Chausi // Proceedings of World Congress of Engineering Educators and Industry Leaders. -Paris: UNESCO. 1996. — Vol.1. — P. 401−405.
- Ellington, H.J. Games and simulations in science education / H.J. Ellington, E. Addinal, F. Percival. L.: N.Y., 1984. — № 2. — P. 77−87
- Good, D. University Collaboration for Innovation: Lessons from the Cambridge MIT Institute. — Rotterdam, Netherlands: Sense Publishers, 2007. — 224 p.
- Green, M. The Brave New (and Smaller) world of higher education / M. Green, P. Eckel, A. Barblan // European University Association EUA- American Council on Education. 2002. — P.31
- Guilford, G.P. The Nature of Human Intelligence / G.P. Guilford. New York: McGraw Hill, 1967. — 41 p.
- Inwood, D. Product Development, An Integrated Approach / D. Inwood, J. Hammond. London: Kogan Page Ltd., 2003. — 369 p.
- Jakson, P. Life in Classrooms / P. Jakson. N.Y.: Holt, 1968. — p. 273.
- Kogan, M. Lifelong learning in the UK / M. Kogan // European Journal of Education. Blackwell Publishers Ltd., 2000. — V.35. -N.35. -p. 34−45.
- Kogan, M. Key Challenges to the Academic Profession. Kassel, Germany: International Center for Higher Educational Research, 2007. — 211 p.
- Massen, P. University Dinamics and European Integration. — Dordrecht, Netherlands: Springer, 2007. 245 p.
- McLeod F. Non-stop Creativity and Innovation: How to Generate Winning Ideas / F. McLeod, R. Thomson. McGraw-Hill Publishing Co., 2001. — 168 p.
- Megarry, J. Simulation and gaming / J. Megarry. The international encyclopedia of education: Research and studies. Oxford, 1985. — Vol. 3. — p. 4575.
- Megarry, J. CIRCUITRON: An electric circuit game / Ed. By J. Megarry // Aspects of simulation and gaming. L.: Kogan Page, 1977. — P. 47−53.
- Michalko M. Cracking Creativity: The Secrets of Creative Genius for Business and Beyond / M. Michalko. Ten Speed Press, 2001. -319 p.
- Torrance, P. Causes for Concern. Creativiti. Selected Readings / Edited by P.E. Vernon. Harmondsworth: Richard Clay (The Chauser Press) Ltd, 1975. p. 442.
- University of New South Wales, Australia. Handbook, 2003. -196 p.