Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансформация культуры Западной Европы в свете социально-политических и идеологических стратегий нового времени

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от военной сферы, как показывает анализ теоретических работ и реальное соотнесение их содержания с исторической практикой, существует отличие в степени обязательности выполнения стратегических планов одних субъектов от других. Так, считается, что для военной деятельности стратегия едина и ее рекомендации обязательны для всех участников военных действий в данной политической системе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Социально-политические стратегии как предпосылка культурных трансформаций в обществе
    • 2. Роль идеологических стратегий в формировании культурного облика Западной Европы Нового времени
  • ГЛАВА II.
  • ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ КУЛЬТУРЫ
    • 1. Влияние политических и идеологических стратегий на трансформацию художественных институтов общества
    • 2. Влияние социально-политических и идеологических стратегий на институт научной деятельности
    • 3. Образование в контексте идейно-политических стратегий в Новое время

Трансформация культуры Западной Европы в свете социально-политических и идеологических стратегий нового времени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования избранной темы вытекает из того состояния культурного развития современного российского общества, которое во многих своих проявлениях характеризуется как кризисное. Несмотря на то, что культура общества обладает относительной самостоятельностью, она, тем не менее, в огромной мере зависит от экономики, политики, права. Они в настоящее время не обеспечивают в полной мере разностороннего, поступательного развития науки, образования, общественного воспитания, культуры досуга, художественного развития и др. Изменение сложившегося положения немыслимо без выработки определенных стратегий развития, выбора социально значимых целей, приоритетов. В связи со сложившейся ситуацией особое значение приобретают разнообразные стратегии в разных областях общественной практики, разрабатываемые и предлагаемые для осуществления, в том числе и в области культуры. Проблемами разработки, обсуждения, пропаганды стратегий в области экономики, политика, права и других областях занимается огромное число как правительственных, официальных учреждений и научно-исследовательских институтов, так и множество общественных организаций, фондов, движений. (В числе таких организаций можно назвать: Научно-исследовательский институт экономических стратегий РАН РФ, Национальный экологический фонд, НИИ социологии, различные институты, исследующие политические, экономические и другие проблемы, Фонд Горбачева, Центр стратегических разработок и т. п.).

Подобные разработки как способ реализации долговременных планов развития применяются и в сфере культуры. В основе общегосударственных и региональных программ культурного развития лежат принципы стратегического планирования.

Стратегические разработки как способ реализации долговременных планов не являются новшеством нашего времени. Исторически эта форма общественно-прогностической деятельности есть проявление интеллектуальных действий субъектов власти, различных профессиональных коллективов и отдельных личностей, предопределенная особенностями человеческого мышления, способного выбирать цели, в соответствии с ними вырабатывать модели поведения, связанные с осуществлением этих целей. Исторический аспект стратегического поведения в сферах, с одной стороны, политики, а с другой — культуры и является, с точки зрения диссертанта, наиболее предпочтительным для освещения взаимосвязей процессов социально-политического и культурного характера. Как показывает историческая практика, в периоды реформ усиление экономических основ государства, укрепление исполнительной и законодательной власти сопровождаются, как правило, привнесением в духовную жизнь общества элементов социального оптимизма, сплоченности, порождают новые организационные формы в разных областях жизни, в том числе и в культуре.

В свете проблемы выбора стратегии государственной культурной политики возникает необходимость разработки частных стратегий развития видов общественной практической деятельности, необходимость рассмотрения меры влияния их на те или иные стороны жизни общества, на социальные институты, определения степени эффективности этого влияния, а также прогнозирования последствий этих мероприятий. Существующие противоречия во взаимоотношениях сфер культуры, с одной стороны, и государственных структур — с другой, выражаются в требованиях невмешательства государства в дела творчества. Но вместе с тем, все чаще можно слышать настоятельные требования усилить экономическую поддержку учреждений культуры, увеличить финансирование, оказать помощь в строительстве и ремонте зданий, ослабить налогообложение и т. п. В этих условиях учреждения культуры и государственные структуры вырабатывают свою стратегию поведения. Живая, развивающаяся, противоречивая действительность постоянно ищет пути равновесия, которое постоянно нарушается в отсутствии четко прописанных правил, законодательных актов о соотношении должного и сущего в отношениях государство — деятель культуры. В этой связи представляются более значимыми шаги по выработке стратегии государственного регулирования сфер культуры в разные периоды истории культуры. Это относится особенно к тем периодам, которые отмечены реформированием социальных, идейных, художественно-культурных, образовательных и других областей культуры. По мнению диссертанта, особый интерес представляет период XVI—XVIII вв.еков, время проведения значительного числа реформ в разных областях жизни в европейских обществах.

Политические и идеологические стратегии, используемые разными социальными, профессиональными слоями в тех или иных ситуациях общественного развития, позволяют понять, как осуществлялся процесс приспособления этих слоев к новым условиям, как выработанные стратегии влияли на характер институтов культуры конкретных эпох.

Степень научной разработанности проблемы. В связи с тем, что данная теоретическая проблема тесно связана с практикой перспективного планирования культурного развития страны в целом, разработкой региональных программ культурного развития, вопросы стратегического характера, естественно, вышли в такой практике за рамки лишь умозрительных схем и получили не только культурологическое, но и экономическое обоснование. Они рассматривались в тех работах, которые были посвящены в последние годы проблемам прикладной культурологии.

Уже на заре новых социальных преобразований в нашей стране стратегическим проблемам развития культуры в 20-е годы были посвящены работы В. И. Ленина «О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и другие. Социологические исследования в сфере развития культуры дают представление о направлениях такого развития, характере управленческих стратегий. Они также имеют цель не только продемонстрировать современное состояние культуры в стране, но и выявить тенденции дальнейшего развития, предложить пути выработки государственной стратегии применительно к разным сферам культурной практики1.

Однако историко-культурные исследования разных авторов дают возможность рассмотреть проблему под разными углами зрения. Разные периоды истории древних цивилизаций, политических и культурных событий Средневековья, период Нового времени — все они содержат информацию об идейно-политических стратегиях, послуживших отправными точками в изменении характера культуры эпохи2.

Эти исторические труды насыщены описанием конкретных социальных событий, содержат множество юридических, фактических данных, рисующих облик исторических эпох, демонстрирующих политические, религиозные, научные, художественно-стилевые и другие стратегии.

Воссоздать изменения, имевшие место в национальных культурах, в том числе и в художественной, в разных странах помогают труды зарубежных историков и историков педагогики, искусства, филологов,.

Художественная культура и развитие личности / Под ред. Ю.У. Фохт-Бабушкина. — М., 1987; Художественная жизнь современного общества. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. В 4-х т. — СПб., 1997; Культурная деятельность. Опыт социологического исследования / Отв. ред. Л. Н. Коган. — M., 1981.

2 Авдиев В. Древнеегипетская реформация. — М., 1923; БаргМ.А. Кромвель и его время. — М., 1950. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М., 1966; Его же: Феодализм и народные массы. — М., 1964; Тарле Е. В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. — Пг., 1924; Его же: Крестьяне и рабочие во Франции в эпоху Великой революции. Изд. 4-е. — Пг., 1922; Его же: Наполеон // Тарле Е. В. Соч. в 12-ти т. Т. 7. — М., 1959; МанфредА.З. Великая французская революция XVIII в. — М., 1956; Матье И. Э. Искусство Древнего Египта. — М., 1970; Морэ А. Во времена фараонов — М., 1913 и др. социологов. В них рассматриваются конкретные проблемы культуры тех или иных стран, особенности трансформации разных видов культурной деятельности в результате проводимых в обществе реформ. К ним следует отнести труды: Альмамира-и-Кревеа Р., Арьеса Ф., Баха А., Броделя Ф., БруннераК., ВебераМ., Вульфиуса А. Г., Доза А., Жигульского К., Зеворта Э., Сен-Симона, Тревельяна Д. М., Тьерсо Ж. и др.1.

Следующая группа источников относится к истории разных видов культурно-исторической практики. В этих источниках содержится материал, конкретизирующий стратегии государства в отношении научной, художественной деятельности, учреждений искусства, положения художников и ученых в обществе, даются ответы на многие художественно-мировоззренческие вопросы. В ряду таких исследований в первую очередь должны быть названы труды научных коллективов, а также отдельных исследователей, содержащие сведения, касающиеся рассматриваемого в диссертационном исследовании времени. Такие работы включают в себя самые разные жанры научной публицистики, отрывки из эпистолярного наследия художников, архитекторов, драматурговфундаментальные исследования, ставшие частью учебного материала2.

Историко-искусствоведческие работы, анализирующие истоки изменений в художественно-стилевых приемах творчества, происходящих под влиянием разных идейно-политических реформ. В том числе времени.

1 Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. В 2-х т. Т. 2. — М., 1951; Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. — М., 1992; Бах А. История немецкого языка. — М., 1956; Бруннер К. История английского языка.

— М., 1956; Вульфиус А. Г. Западная Европа в Новое время. — М., 1920; Доза А. История французского языка. — М., 1956; Жигульский К. Праздник и культура. — М., 1985; ЗевортЭ. История Нового времени. XVI—XVIII вв.- Тревельян Д. М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. — М., 1959 и др.

2 В числе таких работ: Мастера искусств об искусстве. Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7-ми т. — М., 1965;1970. — Т. 7- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. — М., 1962;1970. — Т. II-IIIИстория западноевропейского театра. В 5-ти т. — М., 1956;1970. -Т. 1−2- История зарубежного театра. В 4-х т. Изд. 2-е. — М., 1984. — Т. 3- Державин К. Театр французской революции. — Л.-М., 1937; ДороговаЛ.Н. Западноевропейская культура Нового времени. — М., 2001; Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: от истоков до середины XVIII в.

— Л., 1979; История зарубежного искусства. Изд. 3-е. — М., 1983; Мастера архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. — М., 1972 и др. амарнской реформы, средневекового периода, эпохи Возрождения, эпох барокко и классицизма. Рассматриваемое в этих трудах художественное наследие архитекторов, скульпторов, литераторов, композиторов, театральных деятелей, художников, творивших в периоды крупных социальных реформ. В их числе труды: Матье И. Э., Богославского Е. С., Либмана М. Я., Жирмунского В. М., Мюллера В. К., Вельфлина Г., Кон-Винера, Берковского Н., Асафьева Б. Д., Конен В. Д., Холоповой В. Н., Скребкова С. С., Ливановой Т. Н. и других.

К особой группе трудов, созданных на границе науки и литературного творчества и позволяющих констатировать изменения в культурном облике эпох, относятся изыскания в области биографий выдающихся художников, музыкантов, литераторов, архитекторов. В этих трудах исследованы не только художественные процессы разных периодов, но также дана картина повседневной жизни, показаны процессы выработки социально-художественных стратегий того или иного времени. В этом ряду следует отметить труды, которые опираются на огромную документальную базу, например: Андронова С. А., Буркхарта Я., Вольской В. Н., Золотова Ю. К., Полевого В. М., Роллана Р., Сарабь-янова Д.В., Чегодаева А. Д. и других искусствоведов.

Рассмотрение проблем, связанных с развитием идейных стратегий, складывающихся на базе научных, эстетических и философских воззрений мыслителей прошлого, было бы невозможно без обращения к трудам по философии, истории науки и образования: БойдаУ., Вернадского В. И., Веймера Г., Гоббса, Паульсена Ф., Локка, Руссо, Лессинга и других.

Все это в совокупности позволяет диссертанту продолжить исследования по выявлению трансформирующих влияний политики и идеологии на социальные институты культуры, а также проанализировать характер «ответных» стратегий разных социальных сил и социальных институтов культуры на действия властей. Тем самым выявить сущность трансформаций, переход одних качественных состояний институтов культуры в другие качественные состояния.

Цель и задачи исследования

состоят в том, чтобы показать зависимость культурных трансформаций от тех или иных социально-политических и идеологических стратегий на примере социальных институтов культуры некоторых стран Западной Европы Нового временидля этого: раскрыть общественно-исторический смысл социально-политических и идеологических стратегий, избранных властными силамипоказать характер влияния социально-политических и идеологических стратегий на культурные преобразования в Западной Европе XVI—XVIII вв. (в сферах художественной практики, науке, образовании).

Объектом исследования является процесс трансформации культурного облика Западной Европы Нового времени, складывающийся под влиянием тех или иных идеологических и политических стратегий.

Предмет исследования — специфика разнообразных стратегий, влияющих на институты культуры, на субъекты культурной деятельности.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основе таковой лежат работы историков и искусствоведов по проблемам истории западноевропейской культуры Нового времени. В ходе написания работы применялись различные методы и приемы исследования. В основном это методы — сравнительного культурно-исторического анализа и синтеза, систематизации, теоретической рефлексии. В отдельных случаях, по причине необходимости восстановления недостающей исторической информации, применялся метод реконструкции.

Научная новизна работы: впервые показана зависимость культурных трансформаций от основных социально-политических и идеологических стратегий Нового времени (Возрождения, Реформации и Просвещения) — новым является анализ смысла социально-политических и идеологических стратегий, а также их определениеэлементом новизны обладает установление особенностей влияния социально-политических и идеологических стратегий на культурные преобразования в Западной Европе Нового времени.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать выводы исследования при формировании новых культурных программ и выработки стратегий развития разными институтами культуры, построении социокультурных моделей развития общественной практики, прогнозировании последствий огосударствления и разгосударствления учреждений культуры. Выводы и конкретные положения работы могут быть использованы при подготовке учебных программ, пособий по истории искусства, культурной политике государства, по проблемам художественного, культурного развития общества и т. д.

Положения, выносимые на защиту:

1. Реализация политических и идеологических стратегий разных социальных сил в период XVI—XVIII вв. привела к трансформации институтов культуры в странах Западной Европы.

2. Процесс трансформации институтов культуры осуществлялся как целенаправленно с помощью реформ, проводимых властными структурами, так и через различные способы самоорганизации и кооперации внутри этих социальных институтов культуры, путем выработки собственных адаптивных стратегий.

Прежде чем приступить к изложению заявленной в названии работы темы, следовало бы определить ключевые понятия и некоторые исходные положения. Они касаются в первую очередь содержания понятия «стратегии». Понятие «стратегия» пришло из греческого языка и было связано с военной деятельностью.

В древней Греции стратегами называли лиц, избираемых народным собранием для осуществления командных действий во время войн. Под стратегией длительное время понимали подготовку и ведение войн, деятельность высшего военного командования по подготовке и осуществлению военных операций. В ходе общественно-исторического развития смысловое поле понятия расширилось, и ныне это понятие стало применяться к разным областям деятельности: политике, праву, экономике, экологии, культуре.

Под стратегией в диссертационном исследовании понимается совокупность теоретических прогностических разработок и практических действий, направленных на их реализацию.

Ныне в разных работах можно обнаружить широкий набор понятий, основанных на использовании термина стратегия. К ним относятся: «стратегическое мышление», «стратегические действия», «стратегическое планирование», «стратегические разработки», «стратегические цели», «стратегические принципы» и т. п.

В историко-культурном развитии понятие стратегии применимо, с точки зрения диссертанта, в тех ситуациях, когда появляются условия, связанные с изменением существующих социально-экономических, политических, религиозно-идеологических порядков, и когда появляются силы, способные провести те или иные реформы, соответствующие новым объективно-историческим тенденциям развития.

Реформа — это преобразование, изменение содержания отдельного социального (политического, экономического, культурного) объекта или процесса. Реформа — необходимый элемент социального изменения, эволюционный этап общественного процесса, способ введения инноваций.

Разработка мер, содействующих осуществлению таких реформ, а также реализация этих мер на практике неизменно отражаются на разных сторонах жизни общества, в том числе и на культурных феноменах. В древний период наиболее ярким примером несоответствия стратегического поведения в области культуры, равно как и в политике, можно считать реформы Аменхотепа IV или Эхнатона.

Выработка стратегии предполагает использование как реформ, так и коренных переворотов, революций. В любом случае это включает в себя ряд последовательных действий: изучение конкретной ситуации, постановку целей и задач, выбор средств осуществления этих целей. Стратегическое мышление должно включать в себя учет интересов разных сил, так или иначе втянутых в реализацию действий по осуществлению стратегического поведения.

В отличие от военной сферы, как показывает анализ теоретических работ и реальное соотнесение их содержания с исторической практикой, существует отличие в степени обязательности выполнения стратегических планов одних субъектов от других. Так, считается, что для военной деятельности стратегия едина и ее рекомендации обязательны для всех участников военных действий в данной политической системе. Что же касается реального поведения субъектов в других сферах деятельности, то обязательность выполнения стратегических действий для них может и не быть обязательной. Основываясь на материалах по истории культуры, можно констатировать отсутствие такой же меры обязательности для тех социальных сил, которые не включают себя в данную стратегическую линию поведения, враждебны ей. Так, стратегические действия королевских дворов Западной Европы в XV—XVIII вв. по обузданию феодальной анархии и установлению абсолютистских режимов наталкивались на отчаянное сопротивление феодалов, что вынуждало при реализации стратегии единовластия определять меры борьбы с этой социальной силой.

Стратегическое поведение всегда осознано и целенаправленно. Оно включает в себя целенаправленные действия по организации и самоорганизации.

Целенаправленная деятельность осуществляется в обществе не только в форме внешних предписаний, но и в формах внутренней самоорганизации различных групп. При этом внутри социальных групп происходят культурообразующие процессы, затрагивающие самые разные аспекты структурирования производственной практики, духовной жизни, способов и органов управления и др. Проведение церковной реформы в западноевропейских государствах в XVI — начале XVII вв., как известно, сопровождалось рядом нововведений, затронувших самые разные стороны жизни. В соответствующих разделах диссертационного исследования будут рассмотрены примеры самоорганизации различных социальных групп, связанные с проявлением их стремления к национальной сплоченности, к преодолению раздробленности и сословной разобщенности, что ярко проявилось, в частности, в годы Великой французской революции. Целенаправленная практика властей по проведению в жизнь своих стратегических намерений сопровождается формированием внутренних защитных механизмов в самых разных социальных институтах, в том числе в институтах, обеспечивающих функционирование основных культурных потребностей общества, этноса. Самоорганизация различных социальных слоев, социальных страт осуществляется на принципах кооперации, благодаря кооперации, благодаря усилиям, связанным с отказом от некоторых индивидуальных групповых интересов в пользу общества. Так реализуется культуро-творческая деятельность людей. «Существует, — писал Спенсер, самопроизвольная кооперация, которая происходит непреднамеренно во время преследования целей частного характера, существует также сознательно установленная кооперация, предполагающая признанные цели общественного интереса"1.

1 Цит. по: Дюркгейм Э. Социология. — С. 426.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование проблемы «Трансформация культуры Западной Европы в процессе социально-политических и идеологических стратегий Нового времени» позволило сделать следующие выводы.

Культура общества на любом этапе ее развития в огромной мере зависит от экономики, политики, права. Изменения, происходящие в культурной, экономической и социальной сферах общественной жизни, обусловливаются определенными стратегиями, вырабатываемыми разными социальными силами, классами, сословиями, обществами.

В диссертации раскрыто, что стратегические разработки, и как формы общественно-практической деятельности, предопределенные ходом общественно-экономического развития общества, и как способы проявления интеллектуальных действий различных субъектов (властных структур, различных коллективов и отдельных личностей), предопределены особенностями социокультурной динамики и определенного ей человеческого мышления, способного выбирать цели и в соответствии с ними вырабатывать модели поведения, связанные с осуществлением этих целей.

Выработка стратегий разными социальными силами является обязательным условием изменений, трансформаций в обществе. Трансформация культурных институтов осуществляется в ходе реализации социально-политических и идеологических стратегий. Исследование показывает, что социально-политические стратегии, реализуемые в практической жизни властными структурами, могут оказывать как позитивную роль в развитии культурной жизни общества, так и подавлять те или иные социокультурные процессы. Стратегическое поведение в сфере политики неизбежно включает в себя прогностический элемент и учитывает социально-культурные потребности тех социальных слоев, которые имеют принципиальное значение для полноты реализации намеченных политиками целей, в том числе, и в сфере культурного развития общества.

Рассматривая действия властных сил по преобразованию структуры общества, созданию сословной пирамиды, удобной для распределения различных экономических и идеологических функций, было показано, что при этом идет выработка разными социальными силами собственных стратегий поведения, которые в период образования абсолютных монархий связаны с таким социокультурным состоянием, как демонстративная сплоченность, что свидетельствует о наличии факторов, объединяющих действия разных сословий.

В ходе анализа роли идеологических стратегий в процессе формирования культурного облика стран Западной Европы выявлены действия разных социальных сил, представлявших гуманистические, реформационные, философско-рационалистические, просветительские идеи и соответствующие им способы действий, оказавшие влияние на развитие разных сфер культурной деятельности. Установлено, что Ренессанс, Реформация, Просвещение как идейные течения содействовали тому, что формирование национальной государственности и укрепление центральной власти сопровождалось оформлением, если и не принципиально новой, то значительно обновленной идеологии, позволявшей подчинить власти королей столь мощный социокультурный институт, каким была церковь, создать на этой основе новые идеологические установки, соответствующие новым социально-экономическим и культурно-историческим условиям, и содействовать возникновению принципиально новых явлений в разных областях культуры.

В результате исследования проблемы влияния политических и идеологических стратегий на институты художественной культуры было дано определение понятия социальный институт, выявлено, с помощью каких мер властные структуры осуществляли свои стратегические действия в отношении институтов художественной культуры, каким образом в результате подобных действий происходила институализация в разных областях культурной практики (появились королевские театры, академии наук и искусств, возникли музеи, была поставлена на службу Ф государству цензура и авторское право, введена практика художественного образования, соответствующая официальным политико-идеологическим стратегиям).

В результате исследования проблемы влияния социально-политических и идеологических стратегий на институты научной деятельности диссертантом были показаны истоки процесса институализации науки, рассмотрено влияние социально-политических Щ стратегий на процесс огосударствления науки, продемонстрированы идейные истоки философско-эстетических доктрин, обосновывавших с позиций рационализма эстетические каноны классицизма.

В результате исследования установлено, что теоретическая практика рассматриваемого периода ориентировалась на «образцовое», щ «нормированное» искусство античности, расценивала обязательность следования ему как в общественной, так и в художественной жизни. При этом выявлена непосредственная связь нормативного классицистского творчества с задачами государственной, гражданской значимости искусства, с его воспитательной ролью, с поощрением такого понимания роли искусства и эстетических теорий правящими слоями государства. % Рассмотрение трансформаций в области культурной жизни XVI—.

XVIII вв также включало анализ процессов, происходивших в сфере образования. Данный аспект проблемы связывался с влиянием стратегий различных социальных сил в области образования. В результате было выявлено, что активизация интереса к образованию, с одной стороны, порождалась объективным ходом развития общественного производства, необходимостью применять полученные знания на практике, использовать новое знание в развитии машинного производства. С другой стороны, активизация образовательной деятельности явилась следствием развития идейных стратегий образованных слоев, просветительских кругов, призывавших в своих выступлениях, работах, лекциях к расширению доступа народа к образованию.

Таким образом, заявленная в названии тема была раскрыта, и замысел был реализован в ходе анализа перечисленных аспектов проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Д. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1−2. — М., 1930.
  2. В.Ф. Немецкая эстетика XVIII в. М., 1963.
  3. М.А. Кромвель и его время. М., 1950.
  4. Р. и Эскарпи Р. Жажда чтения. М., 1990.
  5. Бах А. История немецкого языка. М., 1956.
  6. Ф. Людовик XIV, король-артист. М., 2002.
  7. Л.М. Итальянский гуманизм. М., 1977.
  8. Брод ель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. — М., 1986.
  9. К. История английского языка. Т. II. М., 1956. Быкова А. О. Англия и англичане, их прошлое и настоящее. — Ростов-на-Дону, б/г.
  10. С.И. Наука и техника в эпоху французской революции // Вестник
  11. АН СССР.- 1939.-№ 7. Вебер М. Протестантская этика. Сб. статей. Ч. 1. М., 1972. Век Просвещения. — М.-Париж, 1970.
  12. Г. Основные понятия истории искусств. -М., 1930. Веселовский А. Н. Старинный театр в Европе. Исторические очерки
  13. А. Веселовского. М., 1870. Винкельман И. Избранные произведения и письма. — М., 1965. Винкельман И. История искусства древности. — М.-Л., 1933. Виппер Р. Ю. и др. История Нового времени. — М., 1995.
  14. В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. — М., 1972.
  15. В.Н. Пуссен. М., 1964. Вольтер. Философские сочинения. — М., 1988. Вульфиус А. Г. Западная Европа в Новое время. — Пб., 1920. Вызинский Г. Англия в 18 столетии. — СПб., 1860.
  16. П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.): Формированиенаучных программ нового времени. — М., 1987. Гете и Шиллер. Переписка. Т. 1. М., 1937.
  17. Ги Бесс. «Полезность» как основное понятие Просвещения // Вопросыфилософии. 1972. — № 4. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. — СПб., 1898. Гликман А. С. Никола Пуссен. — M.-JL, 1964. Гоббс. Избранные сочинения. — М., 1936. Гоббс. Левиафан. — М., 1936.
  18. Гоббс. Философские основания учения о гражданине. М., 1914. Голованов Я. К. Этюды об ученых. — М., 1976. Градобитова и др. Дания. — М., 1990.
  19. В.Г. Всеобщая история государства и права. — М., 2000. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII вв. В 2-х ч. -СПб., 2001.
  20. Р.И. История музыкальной культуры. Т. II. М.-Л., 1941. Гулыга А. Кант. — М., 1977.
  21. А. Очерки по истории материализма XVII—XVIII вв.. М.-Л., 1929.
  22. Декарт. Правила для руководства ума. М., 1936. Державин К. Театр французской революции. — Л.-М., 1937. Дилакторская Н. Повесть о Гайдне. — Л., 1974.
  23. Н.А. Краткая история искусств. Вып. I—III. М., 1986−1993.
  24. А. История французского языка. М., 1956.
  25. К. Праздник и культура. М., 1985.
  26. Э. История Нового времени. XVI—XVIII вв. Кн. 1. Киев, 1883.
  27. Ю.К. Пуссен. -М., 1988.
  28. Идеи эстетического воспитания. В 2-х т. М., 1973. — Т. 2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М., 1983. Искусство Запада. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. — М., 1971.
  29. Искусство и культура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. М., 1997.
  30. Искусство нового времени. СПб, 2000. Искусство XVIII в. -М., 1977.
  31. История XIX в. / П/р Лависса и Рамбо. М., 1938. Каган М. С. Морфология искусства. — Л., 1972.
  32. Ю.И. Театр на века: Театр эпохи Просвещения: тенденции итрадиции. — М., 1987. Кареев Н. История Западной Европы в Новое время. Т. 2. Реформация. -М., 1893.
  33. К. Предшественники научного социализма. Пг., 1923. Книгге А. Об обращении с людьми. — Дубна, 1994. Конен В. Д. Этюды о зарубежной музыке. — М., 1968. Конен В. Д. Клаудио Монтеверди. — М., 1971.
  34. В.Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии). Изд. 2-е. М., 1974.
  35. JI.M. Социокультурный генезис науки Нового времени. — М., 1987.
  36. В. Очерки театрального дела в Европе. Б/м, б/г.
  37. Н.С. Английское государство. М., 1981.
  38. У. Краткая история современного рабочего движения в Англии. — М., б/г.
  39. Культура Испании. М., 1940.
  40. Культура эпохи Возрождения и Реформации: Сборник статей. — M.-JL, 1981.
  41. Культура эпохи Просвещения: Сборник статей. М., 1993.
  42. Культурология: История мировой культуры. Учебное пособие / Под ред. Марковой А. Н. М., 1995.
  43. В.М., Барг М. А. Английская буржуазная революция. — М., 1958.
  44. В.Н. История византийского искусства. Т. 1. — М., 1947.
  45. . История зарубежной музыки. Вторая половина XVIII в. Вып. 2. — М., 1980.
  46. Г. Э. Избранные произведения. — М., 1953.
  47. Т.Н. На пути от Возрождения к Просвещению 18 века. (Некоторые проблемы музыкального стиля) / От эпохи Возрождения к двадцатому веку. Сб. — М., 1963.
  48. М. Западноевропейская музыка барокко. — М., 1994.
  49. А. Великая французская революция XVIII в. М., 1956.
  50. Дж. Дидро и энциклопедисты. — М., 1982.
  51. С.Т., Еремин С. Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск, 1991.
  52. А. Как побеждала Великая французская революция. М., 1928. Мелье Ж. Завещание. — М., 1937.
  53. .Ф. Мелье. М., 1964.
  54. .Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964. Пуссен Н. Письма Пуссена. — М.-Л., 1939. Рат-Вег И. История человеческой глупости. — Дубна, 1996. Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. -М., 1988.
  55. А.Е. Очерки по истории Франции XVII—XIX вв.. М., 1958. Роллан Р. Гендель. -М., 1984.
  56. Е.И. Искусство Голландии XVII в. М., 1971. Руссо Ж.-Ж. Об искусстве: статьи, высказывания, отрывки из произведений.-Л., 1959. Савин А. Н. Век Людовика XIV. — М., 1930.
  57. А.П., Грушевицкая Т. Г. Мировая художественная культура. М., 2000.
  58. К.И. История трудового обучения в Англии (От Т. Мора до наших дней). М., 1967.
  59. М.А. Искусство импровизации. М., 1982.
  60. М.А. Менестрели. М., 1996.
  61. Сен-Симон. Мемуары: В 2-х т. -М., 1934.
  62. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973.
  63. В.В. Европейская философия XV—XVIII вв.. М., 1984.
  64. Старосельска-Никитина О. Очерки по истории науки и техники периода Французской буржуазной революции 1789−1794 гг. М., 1940.
  65. Театр французского классицизма. М., 1970.
  66. Типология и периодизация культуры Возрождения. — М., 1978.
  67. Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. — М., 1959.
  68. М.В., Урнов Д. М. Шекспир, его герой и его время. М., 1964.
  69. Французский театр эпохи Просвещения. — М., 1957.
  70. Французское Просвещение и революция. — М., 1989.
  71. В.Н. О понятии «музыка» // Музыкальное содержание: наука и педагогика (Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3−5 декабря 2002 года). Астрахань, 2002.
  72. Художественная культура в капиталистическом обществе. JL, 1986.
  73. Художественная культура XVIII в. М., 1974.
  74. О.В. Празднества революции. — JL, 1931.
  75. Человек эпохи Просвещения. — М., 1999.
  76. Е.Б. Невидимые империи: Тайные общества старого и нового времени на Западе. М., 1987.
  77. Е. Приговор веков. М., 1971. Черняк Е. Судьи и заговорщики. — М., 1984.
  78. А.Н. Реформационные движения и классовая борьба в Нидерландах в I половине XVI в. М., 1964. Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена. — СПб., 1902. Эйнштейн А. Моцарт. — М., 1977. Энгр об искусстве. — М., 1952.
  79. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. — СПб., 1890— 1907.1. Эстетическое. М., 1964.
Заполнить форму текущей работой