Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационное пространство учебного заведения как условие профилактики наркотизма учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дать методические рекомендации, направленные на оптимизацию информационного пространства с целью профилактики наркотизации учащихся. Теоретико-методологической основой исследования являются положения о профилактике употребления ПАВ (JI.X. Казаков, Д. В. Колесов, М. И. Мосягин, И. Н. Пятницкая, П.Д. Шабанов), здоровом образе жизни (Н.П. Абаскалова, В.А. Толкачев), культуре здоровья (Н.Б… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы наркотизма учащихся
    • 1. 1. Понятийно-категориальный аппарат исследования
    • 1. 2. Профилактика употребления психоактивных веществ учащимися: современные подходы
    • 1. 3. Наркотизм как информационно-пространственное явление
  • Глава 2. Инфотипизация информационного пространства учащейся молодежи
    • 2. 1. Теоретико-концептуальная модель наркогенной инфотипизации
    • 2. 2. Методы выявления инфотипов наркогенного содержания и диагностики климата наркотизма учебного заведения
    • 2. 3. Моделирование единого информационного пространства учебных заведений с целью профилактики наркотизма учащихся

Информационное пространство учебного заведения как условие профилактики наркотизма учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В начале XXI в. одной из злободневных проблем российского общества стало массовое приобщение детей и молодежи к психоактивным веществам (ПАВ), в том числе наркотикам, употребление которых представляет реальную угрозу государственной безопасности Российской Федерации. Эта тема неоднократно обсуждалась на заседаниях Правительства РФ, особую обеспокоенность вызвала у Президента России и лидеров религиозных конфессий. Уровень распространения наркомании и рост числа наркоманов, по разным подсчетам, от 200 тыс. до 3 млн человек, показал, что социальные институты не готовы эффективно противостоять наркотизации общества. По данным, озвученным 24−25 ноября 2005 г. в Москве на Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес, общество — против наркотиков», Россия входит в четверку самых наркотизированных государств мира, опережая другие страны по темпам роста наркомании.

Министерства здравоохранения, образования, культуры в разные годы включались в профилактику наркотизма. Например, программа «Культура против наркотиков» (авторы Т. Г. Киселева, А. Д. Жарков, В.М. Чижиков) охватила многие российские регионы.

Быстрое распространение наркомании требует разработки методов своевременного измерения социальной опасности, проведения профилактических мероприятий предупредительно-принудительного и педагогического характера. Большинство усилий в этой области сводится к контролю и сдерживанию незаконного оборота наркотиков правоохранительными органами, реабилитации уже зависимых граждан силами медицинских служб, профилактике наркомании путем описания опасных последствий «злоупотребления наркотиков».

Эти меры не достаточны в силу несовершенства законов, ограждающих россиян от наркотизации, отсутствия единого центра управления профилактической деятельностью, а также игнорирования системной профилактики употребления психоактивных веществ. Обращают на себя внимание масштабы употребления алкогольных и табачных изделий молодежью. Все чаще в орбиту наркотизма вовлекаются дети дошкольного и младшего школьного возраста. По данным 2002 г., в Красноярске 48% первоклассников имели опыт употребления спиртного, 23% - курения табака. Среди молодежи от 15 до 20 лет, учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений, алкогольный опыт имели 99%, табачный -66%, наркотический — 33%.

Употреблению наркотиков всегда предшествует употребление спиртного и табака. Эффективная профилактика наркомании невозможна без профилактики употребления ПАВ, в первую очередь алкогольных и табачных изделий.

Министерством образования Российской Федерации разработана Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами, определены приоритетные направления деятельности органов образования в сфере предупреждения наркотизации. В решении Коллегии Министерства образования и науки России от 14 сентября 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными беществами в образовательной среде» указывается, что в настоящее время в основном разработано научно-методическое обеспечение деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Во всех федеральных округах созданы центры повышения квалификации работников образовательных учреждений по указанной проблематике, налажено межведомственное взаимодействие в организации профилактической работы. Вместе с тем, необходимо дальнейшее совершенствование деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в образовательной среде. Приоритетными направлениями считаются: совершенствование научно-методического, информационного, кадрового, нормативного правового обеспечения профилактической работыорганизация комплексной системы профилактики на всех уровнях: региона, муниципального образования, образовательного учреждения.

Наркотизм представляет собой сложное и многоплановое явление, которое рассматривается в медико-биологическом, социальном, психолого-педагогическом, социально-культурном, экономико-правовом, информационном и других аспектах. Дефицит методических разработок по данным направлениям затрудняет эффективность профилактических мероприятий.

Таким образом, необходимость профилактики наркотизации детей и молодежи и, одновременно с тем, отсутствие оптимальных методик и достаточных ресурсов для качественной профилактики употребления ПАВ в образовательной среде актуализируют проблему исследования, которую мы видим в поиске оптимальных путей профилактики наркотизма в учебном заведении.

Степень разработанности проблемы. Различные подходы к профилактике употребления ПАВ предложены Н. П. Абаскаловой, Д. А. Авдеевым, Т. И. Авдониной, В. А. Ананьевым, С. В. Березиным, Н. А. Гусевой, В. И. Королевым, Н. Ю. Максимовой, К. А. Рузановым, И. Р. Сорокиной, А. П. Сугоняко, Г. Тростанецкой, И. И. Хажилиной, Р. Х. Шакуровым, JI.M. Шипициной, Д. В. Ярцевым, др. На массовое приобщение детей и молодежи к ПАВ, низкую эффективность профилактических мероприятий указывают А. Берестов, А. Д. Вислова, Э. А. Колесникова, Р.В. Овча-рова, В. В. Павлов, И. Л. Первова, Д. М. Пискарев, JI.K. Фортова, др.

Педагогической профилактике токсикоманий и наркоманий в подростковой и молодежной среде посвящены диссертационные исследования Е. В. Авериной, Т. Н. Беркулиева, З. Г. Габибовой, А. Н. Галагузова, К. Р. Исмагилова, JI.X. Казакова, Е. Г. Костылевой, А. С. Миронова, К. А. Разуванова, др. На общеобразовательную школу как самую мощную организационную структуру последовательной и целенаправленной профилактики наркотизма с младшего школьного возраста указывают Е. В. Аверина, Т. Н. Беркулиев, Н. А. Гринченко, А. Г. Макеева, Д. В. Колесов, др. Многие ученые обращают внимание на проблему досуга (А.Д. Жарков, В. М. Чижиков, др.): часто учащиеся предоставлены сами себе, а это — риск наркотизации (В.Ф. Круглянский, А. Н. Якушев, др.). На необходимость подготовки специалистов в области социально-досуговой деятельности, которые бы обучали людей способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга, а также на умение создать условия, в которых и дети, и взрослые могли бы в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности, указывают Т. Г. Киселева, JI.C. Жаркова, Ю. Д. Красильников, А. Д. Жарков, М. И. Мосягин, др.

Сдерживающим фактором наркотизации может выступать эвохомологическая (JI.K. Фортова), культурно-досуговая (А.Д. Жарков, В.М. Чижиков), рекреационно-игровая (С.А. Шмаков), социально-культурная (Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, М. И. Мосягин, Т.В. Христидис), собриологическая (З.В. Коробкина, А. Н. Маюров, JI.K. Фортова) деятельности. При этом особая роль должна отводиться социально-педагогическому проектированию пространства учебного заведения (А.К. Лукина, И. Д. Фрумин, В.А. Ясвин), открытости информационно-игрового пространства (Т.В. Скретнева, М.А. Аникина), качеству предметно-пространственного окружения учащихся в образовательной среде (Ю.Г. Панюкова).

Все вышеизложенное обусловило выбор темы диссертационного исследования — «Информационное пространство учебного заведения как условие профилактики наркотизма учащихся».

Объект исследования — информационное пространство учебного заведения. Предмет исследования — процесс профилактики наркотизации учащихся. Цель исследования — моделирование информационного пространства, способствующего профилактике наркотизации учащихся.

Гипотеза исследования: профилактика наркотизации учащихся будет эффективной в едином информационном пространстве, если его наполнить знаками трезвенного содержания, обучить учащихся критичному отношению к наркогенной информациив основу построения информационного пространства положены выделенные и обоснованные принципы и условия, способствующие успешной профилактике наркотизма учащихся.

Объект, предмет, цель, гипотеза исследования предполагают необходимость постановки и решения следующих задач: Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы профилактики употребления психоактивных веществ в учебном заведении.

2. Уточнить основные понятия и термины наркопрофилактики.

3. Показать специфику наркотизма как информационно-психологического явления.

4. Определить механизм инфотипизации сознания индивида, разработать способы выявления инфотипов наркогенного содержания у детей и молодежи.

5. Выявить условия и принципы организации эффективной профилактики наркотизма учащихся.

6. Дать методические рекомендации, направленные на оптимизацию информационного пространства с целью профилактики наркотизации учащихся. Теоретико-методологической основой исследования являются положения о профилактике употребления ПАВ (JI.X. Казаков, Д. В. Колесов, М. И. Мосягин, И. Н. Пятницкая, П.Д. Шабанов), здоровом образе жизни (Н.П. Абаскалова, В.А. Толкачев), культуре здоровья (Н.Б. Гребенникова, Е.Г. Новопадская), методах и формах трезвенного воспитания (Т.П. Авдонина, A. JL Афанасьев, Н. А. Гринченко, JI.K. Фортова, А.Н. Якушев), представления о собриологии — науке о трезвости (З.В. Ко-робкина, А.Н. Маюров). В основе исследования лежат концепции психологического программирования (П.И. ГубочкинО.А. Феофанов, Г. А. Шичко), социальной коммуникации (Т.З. Адамьянц, Т. М. Дридзе.), представления о влиянии информации на массовое и индивидуальное сознание (A.JI. Еремин, Е. А. Ерофеев, В.М. Ловчев), об информационной среде и информационном пространстве (И.И. Шабалина, Ю.С. Уфимцев), информационной культуре (А.А. Веряев, Н. И. Гендина, М.А. Монасыто-ва), представления о трех уровнях психического отражения информации: сенсорно-перцептивном, представленческом, речемыслительном (Б.Ф.Ломов, Н. Д. Завалова и др.). Использованы идеи средового, институционально-контекстного подхода (И.Д. Фрумин, А.Н. Лукина), представления о социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (А.Д. Жарков, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, М. И. Мосягин, В. М. Чижиков, Т.В. Христидис), положения теории и методики воспитания (Ю.П. Азаров, Б. Т. Лихачев, А. П. Макаренко, А. В. Мудрик, С. А. Рачинский, В. А. Сластенин, К. П. Ушинский, М.И. Шилова).

Методы исследования: теоретический анализ философской, религиозной, социологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме, изучение отечественного и зарубежного опыта профилактики наркотизма, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, тематическое рисование, контент-анализ, графическая и табличная интерпретация данных.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием методов, адекватных цели и задачам исследования, систематической проверкой и обработкой результатов опытно-экспериментальной работы на различных этапах, использованием методов математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении наркотизма как информационно-психологического феномена и введении понятия инфотипа наркогенного содержания. Предложена модель профилактики наркотизма через активное включение учащихся в процесс построения единого информационного пространства учебного заведения на основе критичного отношения к информации наркогенного содержания, развития собриологических культурно-досуговых навыков.

Теоретическая значимость. Вводится и раскрывается понятие трезвенного воспитания. Понятие «инфотип наркогенного содержания» используется для анализа уровня проникновения наркотизма в детскую и молодежную среду. Описывается механизм инфотипизации сознания,' дается характеристика стадий информационной зависимости учащихся.

Практическая значимость. В ходе работы получены средства для диагностики информационного проникновения наркотизма в детскую и молодежную среду. Определены формы и методы работы, направленные на построение в учебном заведении единого информационно-игрового пространства, свободного от знаков наркотизма. Выделены принципы организации эффективной профилактической работы, описаны условия организации работы с младшими подростками в рамках школьного дополнительного образования, а также условия проведения собриологических занятий на базе профессионального лицея. Материалы могут использоваться педагогами, психологами, социальными работниками, организаторами образования в целях профилактики наркотизма в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, при разработке собриологических курсов, написании методических рекомендаций и пособий.

Положения, выносимые на защиту:

• Собриологическая деятельность учащихся является сдерживающим фактором наркотизма.

• Активное включение учащихся в деятельность по формированию информационного пространства учебного заведения, ориентированную на трезвенное воспитание и собриологическую культуру, отражается на трезвенных установках учащихся.

• Создание оптимальных условий, обеспечивающих обучение учащихся критическому отношению к информации наркогенного содержания, существенно повышает эффективность профилактической деятельности.

• Применение в учебных. заведениях теоретико-концептуальной модели инфо-типизации сознания способствует профилактике наркотизма.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на всероссийских конференциях «Педагогика развития» (Красноярск, 1998, 2000, 2001) — на Российской научно-практической конференции «Вопросы интегральной физиологии» (Красноярск, 2001), на III Сибирской конференции по проблемам человековедения (Омск, 2001), на межрегиональной научно-практической конференции «Трезвость и здоровье нашим детям и обществу» (Красноярск, 2003) — IV Сибирском народном соборе (Красноярск, 2003) — на международной научно-практической конференции «XXI век: здоровый образ жизни» (Елец, 2003) — на Всероссийской научно-практической конференции «Трезвая Россия» (Санкт-Петербург, 2004) — на Всероссийской конференции «Национальная сфера ответственности: власть, церковь, бизнес, общество — против наркотиков» (Москва, 2005). Полученные результаты докладывались на заседании кафедры биомедицинских основ жизнедеятельности человека Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, на заседаниях кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Курагинской средней общеобразовательной школы № 1 Красноярского края РФ, профессионального лицея № 31 г. Красноярска, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.

Базы исследования. Информационное проникновение наркотизма в детскую и молодежную среду исследовалось на базе общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений г. Красноярска в период 1998;2005 гг. Профилактическая работа с младшими подростками осуществлялась на базе БЭСШ № 106 в 1997;98 учебном году. В 2001 году были получены данные сравнительного исследования, направленные на выявление эффективности профилактической работы. Профилактическая работа со старшими подростками осуществлялась на базе профессионального лицея № 31 г. Красноярска в 2004;2005 учебном году. В этом же году были получены данные сравнительного исследования.

Этапы исследования. На первом этапе (1995;1997) осуществлялся подбор, изучение и теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблемеанализировались понятийно-терминологическая система и методология исследованияразрабатывались исходные положения, формулировались объект, предмет, цельопределялись основные задачи, рабочая гипотеза, база исследования.

На втором этапе (1997;1999),' в соответствии с гипотезой исследования, конкретизировалась и внедрялась модель информационного пространства, проводилась опытно экспериментальная работа, в ходе которой создавались педагогические условия стратегического характера, обеспечивающие участие учащихся в конструировании единого информационно-игрового пространства.

На третьем этапе (2000;2002) разрабатывалась и внедрялась диагностическая программа изучения климата наркотизма в учебных заведениях г. Красноярска, проводились сравнительный (качественный и количественный) анализ результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация и статистическая обработка данных.

На четвертом этапе (2003;2006) осуществлялось обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, оформление диссертации, разрабатывались и внедрялись учебно-методические рекомендации.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, 29 рисунков и 27 таблиц, а также заключения, библиографического списка из 268 источников, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Изучение состояния проблемы профилактики употребления психоактивных веществ в учебном заведении показало, что для оптимальной результативности предупреждения наркотизации детей и молодежи требуются специалисты по трезвенному воспитанию, культурно-досуговой и рекреационно-игровой деятельностямсобриологи, которых в настоящее время не готовит ни одно учебное заведение. Современные педагоги, как правило, не обладают достаточным временным и методическим ресурсом для проведения подобных мероприятий, что сказывается на эффективности проводимых ими профилактических акций. Не везде и не во всех образовательных учреждениях до конца продумана система воспитательной работы, которая способствовала бы сохранению и поддержанию интереса учащихся к трезвому образу жизни и правильному поведению. Необходимость подготовки собриологовлюдей, призванных на профессиональном уровне развивать трезвенное мировоззрение подрастающего поколения на всем этапе обучения, назрела. Их приход в Школу (в широком смысле этого слова) позволит не только оценивать воспитанность учащихся по критериям трезвенности и духовно-нравственной ориентации, но и даст возможность воспитать личность, сознательно отвергающую парадигму опьянения, строящую свою жизнь без употребления психоактивных веществ. Воспитать трезвое поколение —задача современной школы, ибо от ее решения зависит будущее сегодняшних детей, будущее страны. Анализ показал, что отсутствие трезвенного воспитания в образовательной системе Российской Федерации является ахиллесовой пятой государства.

2. В результате проведенной работы изучено состояние проблемы профилактики употребления психоактивных веществ в учебном заведении и уточнены основные понятия и термины наркопрофилактики, что позволило проводить профилактику наркотизма более эффективно. Среди специалистов, занимающихся вопросами профилактики наркомании, нет единого мнения относительно терминологии и описания действия наркогенных средств. Разночтение приводит к непониманию и искажению фактов, порождает ложное представление, что отрицательно сказывается на мировоззрении человека и формах его жизнедеятельности. Использование неточных терминов является существенной методологической ошибкой при проведении психолого-педагогических профилактических мероприятий. Напротив, наличие четкого, отработанного понятийного аппарата становится гарантией взаимопонимания различных специалистов, работающих на решение общей проблемы. Поэтому архиважная задача — разработка глоссария для специалистов, участвующих в профилактике наркотизма в учебном заведении, которая должна быть, прежде всего, психолого-педагогической деятельностью, направленной на развитие трезвенного мировоззрения и формирование навыков трезвого здорового образа жизни у детей и молодежи. В данном контексте целесообразно минимально использовать терминологию из других научных областей, признав, что она может быть не только вредна, но и опасна. В частности, вызывает сомнение необходимость использования названия веществ и описания их действия в случае употребления. Целесообразно объединить все психоактивные вещества (наркотики, допинги, токсические, фармакологические вещества и т. д.) по общему признаку «опьянение», свести их в группу «опьяняющие вещества» и характеризовать как средства, отравляющие и оглупляющие человека. В этом контексте важно говорить о порочности самой парадигмы опьянения, а не о силе действия наркотиков.

При профилактической деятельности в учебном заведении следует максимально удалить наркогенную терминологию из образовательного пространства. Это необходимо сделать хотя бы потому, что речь идет о сравнительно психически здоровых учащихся, которые в силу любопытства осваивают и привносят в образовательную среду язык социума: уголовный сленг и аддиктивные формы поведения. Это проис ходит главным образом из-за того, что они живут в обществе, где употребление алкогольных и табачных изделий взрослыми людьми является нормой, а на жаргонном диалекте изъясняются герои телевизионных сериалов, политики, журналисты, сограждане. Школа как социальный институт служит площадкой для воспитания идеального, в этом смысле образцового человека и гражданина. Именно по этой причине в стенах образовательного учреждения должна звучать грамотная речь, усваиваться формы правильного поведения, что будет способствовать воспитанию и развитию культурного и образованного человека. Достичь этого можно только через упорный и многолетний труд при терпеливом, бережном отношении к ученику.

Для усвоения правил и норм, выработки ценностных качеств, становления характера требуется время, умение, знание, навыки, чего не предполагает профилактика. Изначально любая профилактика, будь то кратковременная акция или длительное мероприятие, призвана донести информацию о правилах поведения и предполагаемых последствиях в случае не соблюдения их. Главная цель профилактики не воспитание или формирование ценностных качеств личности, а осведомление, предупреждение чего-либо, в данном случае употребления наркотиков. Известна низкая эффективность профилактических мероприятий среди всех категорий учащихся и во все возрастные периоды. Одновременно с тем, российский и зарубежный опыт показывает высокую результативность трезвенного воспитания, стремящегося объединить передовые педагогические достижения, с помощью которых удается не только сохранить у молодежи естественную биологическую трезвость, но и закрепить аргументы в пользу сознательного выбора трезвого образа жизни, воспитать поистине здорового, духовно-нравственного, всесторонне развитого, образованного человека. Без сомнения, в этом целенаправленном процессе взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое употребление опьяняющих веществ, строящей свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах здравомыслия, правильного поведения и духовно-нравственных ценностях своего народа, большое внимание должно уделяться собриологической культуре.

3. До сих пор среди специалистов, участвующих в профилактике наркотизма, нет устоявшегося мнения относительно термина «наркотизм». Наш анализ показал, что наркотизм — это явление не только биологическое или социально-культурное, но и информационно-пространственное, которое включает в себя информационный и информационно-культурный компоненты окружающей среды индивида. При этом для принятия и развития наркотизма существенную роль играет психология потребителя наркогенной информации. В этом смысле наркотизм — информационно-психологический феномен, отражающий влияние наркогенной информации на психологию реципиента с индивидуальными особенностями восприятия, в результате взаимодействия которых образуется новое представление об окружающем мире с включением элементов наркотизма и формированием наркогенного мировоззрения, направленного на принятие модели адциктивного поведения и изменение жизненных ориентиров согласно развитию наркотических потребностей.

Наркотизм — ключевое понятие всей профилактической деятельности, без осмысления которого невозможна грамотная психолого-педагогическая профилактика наркотизма в образовательной среде. Анализ методов профилактики наркомании, алкоголизма, курения табака показал, что в нашей стране профилактика наркотизма как информационно-психологического явления, поддерживающего и развивающего формы аддиктивного поведения, прежде всего среди детей и молодежи, не достаточно разработана, что приводит к массовому приобщению названной категории лиц к употреблению психоактивных веществ. Отсутствие должного контроля со стороны государства и общественности за информационными потоками подрывает информационную безопасность Рбссии. Представители наркомафии используют средства массовой информации и коммуникации для прямого и косвенного рекламирования психоактивных веществ, в том числе и запрещенных к употреблению в Российской Федерации наркотиков, а также образа жизни, связанного с употреблением и распространением их. Дефицит методов диагностики климата наркотизма не позволяет выявить реальную ширину и глубину наркогенной инфотипизации населения, прежде всего детей и молодежи, что, в свою очередь, затрудняет соответствующим структурам принятие адекватных мер для пресечения распространения наркомании среди россиян. Результаты исследования позволяют заключить, что дети и молодежь находятся в информационном пространстве наркотизма, которое транслирует на них свои знаки, прививает установки, подвергая их сознание наркогенной инфотипизации, в связи с чем у подрастающего поколения проявляется интерес к употреблению психоактивных веществ и наркогенному образу жизни.

У детей и молодежи не развито критическое отношение к восприятию наркогенной информации, которое могло бы стать барьером на пути инфотипизации сознания, что способствует раннему проявлению поведенческого инфотипа наркогенного содержания — началу употребления психоактивных веществ, в результате к юношескому возрасту у подавляющей части молодежи оказывается сформированным наркогенное убеждение. Все это показывает, насколько в обществе сильна наркогенная идеология, которая, заняв информационное пространство трезвости, нарушила баланс равновесия волеизлияния человека, принцип свободного выбора индивидуумом образа жизни, создав тем самым прецедент забвения трезвости и принятия обществом наркогенной модели поведения. Разработанные и описанные в диссертационном исследовании многократно апробированные методы, как диагностики климата наркотизма в учебном заведении, так и сканирования инфотипизации сознания на предмет выявления у респондентов ин-фотипов наркогенного содержания, позволили увидеть реальную картину проникновения наркотизма не только в информационное пространство государства, но и во внутреннее пространство россиян. Было установлено, что подавляющая часть молодежи инфотипизирована наркогеннЪй идеологией и имеет опыт употребления ПАВ: спиртного (99%), табачных изделий (67%), запрещенных наркотиков (32%). Кроме того, было выявлено, что у учащихся школ и профессиональных заведений отсутствуют знания относительно психоактивных веществ, но изобилуют мифы о безвредности и «культуре» употребления как разрешенных, так и запрещенных наркотиков.

Анализ климата наркотизма в среде учащихся и уровень наркогенной инфотипизации сознания детей и молодежи, изучение наркотизма как информационно-психологического явления позволили рассмотреть причины аддиктивного поведения под углом информационно-деятельностного подхода. Обнаружено, что теория генетической предрасположенности к употреблению психоактивных веществ, постулирующая, что потребителями ПАВ становятся лица, по своим биологическим параметрам предрасположенные к наркомании, а также теория, в основу которой положено представления об аддиктивном поведении как результате социального неблагополучия ребенка, изъянах семейного воспитания, недостатках воспитанности, не нашли подтверждения в нашем исследовании. По нашим данным, среди детей и молодежи наблюдается аддиктивное поведение в массовом порядке, которое развивается по мере взросления ребенка, приобретая формы зависимого поведения. Это сигнализирует не о том, что юные потребители психоактивных веществ не воспитаны, так как они представители разных социальных стратов и семей, у них разный уровень образованности, а о том, что данный тип поведения искусственно прививается, вероятно, ради экономических интересов корпораций, заинтересованных в реализации своей психоактивной продукции. Все можно трактовать в пользу взгляда на наркотизм как на информационно-психологическое явление.

Под влиянием наркогенной информации в сознании респондента формируется образ «Я-действование» наркогенного содержания, который заставляет реципиента в определенной аддиктивной ситуации становиться потребителем, например, спиртного или табачных изделий. Этот поведенческий инфотип наркогенного содержания транслируется в социум, что дает возможность окружающим воспринимать его как поведенческий инфотип наркогенного содержания. В результате взаимодействия психоактивного вещества с биологической субстанцией — организмом человека, наблюдается адаптация и приспособление внутренней среды организма к вводимому веществу, что приводит к развитию физической зависимости. Данный процесс может быть обозначен схемой: трансляция информации — восприятие информациизависимость от эмоционального накала информации — проба ПАВ — реакция на ПАВ — психологическая зависимость (усвоение норм аддиктивного поведения, самопрограммирование, самоубеждение) — психическая зависимость (удовольствие вначале от пребывания среди значимых фигур, затем — от употребления ПАВ) — физическая зависимость (невозможность жить без ПАВ). Наглядным и обыденным примером действия данной схемы может быть курильщик табака. Известно, что из 10 человек, попробовавших курить, 9 — будут курильщиками, а из 10 человек, пытающихся «бросить» курить самостоятельно, 7 — не смогут этого сделать никогда, 2 — будут «бросать» с регулярной периодичностью, и только 1 человек сможет отказаться от самоотравления табачным дымом навсегда. По нашим данным, среди молодых людей до 20 лет, имеющих курительный опыт, каждый второй курит постоянно.

Исследование показало специфику наркотизма как информационно-психологического явления, в связи с чем был определен механизм инфотипизации сознания индивида и разработаны способы выявления инфотипов наркогенного содержания у детей и молодежи. Данные, полученные в результате исследования наркогенной инфотипизации сознания школьников и учащейся молодежи г. Красноярска, выявили следующее:

• во всех возрастных группах, от младшего школьников до юношей, наблюдается информационное проникновение наркотизма;

• подавляющее большинство школьников и учащейся молодежи, в возрасте от 7 до 20 лет, являются носителями инфотипов наркогенного содержания;

• девушки, так же как и юноши, демонстрируют полимодальную форму употребления психоактивных веществ;

• активное участие детей в деятельности, связанной с построением информационно-игрового пространства, направленной на развитие собриологических качеств личности, отражается на их установках относительно употребления опьяняющих веществ в будущемt.

• создание условий, обеспечивающих обучение учащихся 3−4 классов критическому отношению к информации вообще и информации наркогенного содержания в частности, существенно повышает эффективность профилактической деятельности и на более длительный срок предохраняет от начала употребления ПАВ;

• собриологические знания способствуют формированию трезвенного мировоззрения.

5. Экспериментальная часть работы позволила выявить условия и принципы организации эффективной профилактики наркотизма среди учащихся. Проекционные методики показали, что у молодежи нет представления о празднике как трезвенном мероприятии, что существенно снижает уровень профилактики наркомании, алкоголизма, никотинизма, а также аддиктивного поведения традиционными способами. В с этой связи необходимым условием продолжает оставаться формирование у учащихся навыков культурно-досуговой, социально-культурной, рекреационно-игровой и эвохомологической деятельностей, интегрированных с трезвенным воспитанием. Критическое отношение к информации наркогенного содержания, трезвенное воспитание интегрированное с деятельностью, направленной на умение конструировать свое свободное время, обозначена как собриологическая деятельность, продуктом которой является собриологическая культура, отражающая информационное пространство без знаков наркотизма. Исследование показало, что профилактика наркотизации учащихся будет эффективной, если освободить информационное пространство учебного заведения от знаков наркогенного содержания и наполнить его знаками трезвенного содержанияобучить учащихся критическому отношению к наркогенной информациив процессе моделирования информационного пространства использовать выделенные и обоснованные принципы и условия, способствующие успешной профилаюгике наркотизма у учащихся.

В констатирующей части диссертационного исследования установлено, что включение учащихся в конструирование единого информационного пространства учебного заведения — необходимое деятельностное условие для развития у учащихся собриологических навыков и умений. Данные навыки, совместно с обучением приемам критического отношения к информации наркогенного содержания, способствуют предохранению учащихся от употребления психоактивных веществ даже в том случае, если опыт аддиюгивного поведения имел место быть. Одновременно с тем знание о проблеме и умение критично отслеживать информационные потоки не всегда достаточны для противостояния наркогенной среде и ее квазикультуре, так как влияние среды и пребывание в ней оказывают существенное влияние на волеизъявление человека.

Проверенные в центральной части исследования содержание и формы собрио-логической деятельности учащихся в детском информационно игровом центре (ДИЦ), предположение говорят о том, что в результате собриологической деятельности создается возможность эффективного педагогического воздействия на процесс формирования критического отношения к наркогенной информации и выработки стойкого отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ. Кроме того, исследование показало, что создание в учебном заведении единого информационного пространства, смыслом которого являются собриологическне знания, и регулярное проведение с учащимися собриологических мероприятий способствуют выработке у учащихся критического отношения к информации и отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ, будучи сдерживающим фактором их употребления.

Совместная собриологическая деятельность объединяет учащихся по группам, одним из объединяющих мотивов становится отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ и критическое отношение к наркогенной информации. Такие собриологическне объединения способствуют со-реабилитации учащихся, помогая им выстоять в провоцирующих ситуациях, встать на путь здорового и трезвого образа жизни.

Доказательством эффективности данной формы профилактической деятельности служат изменения мотивов и ценностных ориентаций учащихся в сфере рекреационной и досуговой деятельности, навыки информационной культуры.

Мы далеки от мысли, что предложенная нами модель построения единого информационного пространства собриологического содержания в учебном заведении и вовлечение учащихся к его конструированию может быть единственным и идеальным условием профилактики наркотизма в учебном заведении. Профилактика может осуществляться в других формах и другими методами. Важно, чтобы в организованном педагогическом воздействии у учащихся происходило закрепление ценностного отношения к трезвому образу жизни, критического отношения к наркогенной информации, собриологических навыков.

6. По окончании исследования были даны методические рекомендации, направленные на оптимизацию информационного пространства учебного заведения с целью профилактики наркотизации учащихся. Изучение факторов развития наркотизма позволяет утверждать, что видимой причиной начала употребления психоактивных веществ является информация наркогенного содержания, которая может быть положена в основу развития наркотической зависимости: информационная зависимость (информация + эмоциональная разрядка) — психологическая зависимость (запрограммированность на употребление ПАВ) — аддиктивное поведение (употребление ПАВ) — психическая зависимость (употребление ПАВ + позитивная эмоция) -физическая зависимость (негативная эмоция + употребление ПАВ). Поэтому для того, чтобы предотвратить или уменьшить рост числа потребителей психоактивных веществ, требуется обратить внимание на информационно-психологическую сторону наркотизма. В частности, целесообразно:

• осуществлять экспертизу массовой информацией;

• предотвращать попытки сброса в информационное пространство социума ин-фотипов наркогенного содержания;

• культивировать информационное пространство без знаков наркотизма;

• наполнять информационную среду инфотипами трезвенного содержания;

• рассматривать трезвость в качестве единственной альтернативы наркотизма, а трезвый образ жизни — как единственно правильный и разумный образ жизни современного человека;

• понимать трезвость как сознательный отказ от употребления психоактивных веществ, как информационно-психологическое явление, характеризующееся духовно-нравственным идеологическим аспектомф.

• представлять массовой аудитории трезвость и трезвый образ жизни в позитивных тонах, формируя ценностное отношение к жизни без психоактивных веществ;

• актуальность развития собриологических знаний и умений требует введение в учебных заведениях предмета «собриологии» — науки о разумном образе жизни, разделы которой предполагают как трезвенное воспитание учащихся, так и развитие собриологических знаний и умений, направленных, в том числе, на культурно-досуговую и рекреационно-игровую деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.П. Системный подход к формированию здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-ВУЗ»: монография /Н.П. Абаскалова. — Новосибирск, 2001. — 365 с.
  2. Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «Школа-Вуз»: автореф. дис.. д-ра пед. наук /Н.П. Абаскалова. Барнаул, 2000. — 48 с.
  3. Абдульханова-Славина К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. М., 1981.- С. 19−45.
  4. Т.И. Формирование трезвого образа жизни учащихся ПТУ средствами культурно-просветительной работы: дис.. канд. пед. наук /Т.И. Авдонина. -Челябинск, 1991.-225 с.
  5. Е.В. Профилактика наркоманий в российской школе: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е.В. Аверина. М., 2003. — 26 с.
  6. Е. В. Антинаркотическре воспитание в школе/ Е. В. Аверина // Педаго-гика.-2002.-№ 1.-С.56−60.
  7. Т.З. Социальная коммуникация: учеб. пособие / Т. З. Адамьянц. М.: ИС РАН, 2005.- 158 с.
  8. Л.М. Педагогические основы формирования культуры здоровья школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук /Л.М. Алакаева. Н-Новгород, 2004. — 24 с.
  9. В.А. Легальные и нелегальные наркотики: Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков: в 2 ч. /В.А. Ананьев. -СПб.: ГМНПП «ИМАТОН», 2000. 200 с.
  10. О.Н. Формирование смысловой регуляции поведения подростков группы риска наркотизации: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.Н. Андрияненко. — Саратов, 2002. — 26 с.
  11. И.Апикова М. С. Средства массовой коммуникации в системе современной информационной культуры: автореф. дис.. канд. филос. наук /М.С. Апикова. — Ростов-на-Дону, 2002. 24 с.
  12. М.Афанасьев В. Г. Социальная информация /В.Г. Афанасьев. М.: Наука, 1994.-201с.
  13. Л.И. Особенности восприятия рекламы в России на современном этапе (ретроспективный анализ телевизионных рекламных клипов): дис.. канд. фи-лол. наук /Л.И. Батурина. М. 2000. — 160 с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979.
  15. С.А. Основы превентивной психологии /С.А. Беличева. М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.
  16. Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности /Т.Н. Березина. -М.: ПЕРСЭ, 2001.-319 с.
  17. Т.Н. Профилактика наркомании в территориальной системе общего образования: автореф. дис. канд. пед. наук / Т. Н. Беркулиев. СПб., 2003.26 с.
  18. А. Псевдокультура и наркомания в обществе/ А. Берестов //Культура против наркомании: Материалы «круглого стола"/ науч. ред. Т. Г. Киселева. — М.: МГУКИ, 2005.-С.11−15
  19. Берестов (иеромонах Анатолий). Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании. Наркомания и право/ А.Берестов. М.: Изд-во Душепопечительского Православного Центра св.прав. Иоанна Кронштадского, 20 004. — 304 с.
  20. Д.П. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий: учебное пособие/ Д. П. Билибин, В. Е. Дворников. М.: Изд-во УДН, 1991. — 104 с.
  21. Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения /Н.Н. Богомолова. — М.: изд-во МГУ, 1991. 128 с.
  22. А.А. Общее в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют/ А. А. Бодалаев //Мир психологии.- 1999. № 4. — С.26−29.
  23. С.А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности /С.А. Быков //Социол. иссл. 2000. — № 4. — С.48−52.
  24. Г. А. Эмоции и поведение/ Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. JL: Наука, 1989.- 160 с.
  25. JI.M. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.-685 с.
  26. А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: автореф. дис.. д-ра пед. наук /А.А. Веряев. Барнаул, 2000. — 36 с.
  27. Ю.В. Подростковый наркотизм: социальный анализ и профилактика. На материале Санкт-Петербурга: дис.. канд.социол. наук/ Ю.В. Вершинен-ко. — СПб., 2000.-156 с.
  28. Н. Кибернетика/ Н. Винер. — М.: Советское радио, 1958. 220 с.
  29. А.Д. Психололго-педагогические и социальные аспекты формирования профилактики наркотической зависимости у детей и подростков: автореф. дис.. канд. психол. наук /А.Д. Вислова. М. 2001. — 26 с.
  30. Л.Г. Курс лекций по физиологии высшей нервной деятельности /Л.Г. Воронин. -М.: Высш. шк., 1965. -С.420−434.
  31. З.Г. Современные возможности психологической профилактики токси-команического стереотипного поведения у подростков: автореф.дис.. канд. психол. наук / З. Г. Габибова. — Ставрополь, 2003. 26 с.
  32. А.А. Виктимология и ее роль в профилактике преступлений: автореф. дис.канд.юр. наук/ А. А. Гаджиева. Краснодар, 2000. — 24 с.
  33. Гаджиев А.Я. Ш. Роль радио и телевидения в формировании нового человека: дис.. канд.филос. наук/ А.Я. Ш. Гаджиев. Баку, 1984. — 160 с.
  34. А.Н. Социально-педагогические профилактики алкоголизма несовершеннолетних: дис. канд. пед. наук /А.Н. Галагузов. Н-Новгород, 2001.150 с.
  35. Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие/ Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. — 2-е изд., перераб. М.: Школьная б-ка, 2003.-296 с.
  36. С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей личности: автореф. дис.. канд. культурол. наук /С.А. Герасимова. СПб., 2000. -26 с.
  37. Д.Е. Формирование у учащихся — подростков установочной системы на здравотворчество: автореф. канд. пед. наук /Д.Е. Глушко. Якутск, 2003.26 с.
  38. Л.Я. Психология эмоциональных отношений /Л.Я. Гозман. М.: Изд-во МГУ, 1987.-176 с.
  39. Д.П. Краткий словарь по логике/ Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров.-М.: Просвещение, 1991.-208 с.
  40. М.К. Общественное мнение: История и современность /М.К. Горшков. -М.: Политиздат, 1988.-383 с.
  41. P.M. Элементы практической психологии/ P.M. Грановская. 4-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 2000. — 647 с.
  42. P.M. Восприятие и модели памяти/ P.M. Грановская. Л.: Наука -1974.
  43. Н.Б. Формирование культуры здорового образа жизни педагогов образовательного учреждения: автореф. дис.. канд. пед. наук /Н.Б. Гребенникова. Н. Новгород, 2003. — 24 с.
  44. Т.Н. Психофизиология: учебное пособие /Т.Н. Греченко. М.: Гарда-рики, 1999. -С.313−334
  45. Л.П. Гипноз в формировании здорового психологического пространства личности// Мир психологии. 1999. — № 4. — С.81−90
  46. Н.А. Метод убеждения в трезвенном воспитании /Н.А. Гринченко //Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии// под ред. проф. А. Н. Маюрова. Н. Новгород — Севастополь, 2004. — С. 122−133.
  47. Н.А. Наркотизм как социальное зло и пути его преодоления: учебное пособие /Н.А. Гринченко, А. Л. Афанасьев. — Томск, 2004. — 206 с.
  48. Н.А. Основы антинаркотического воспитания (Спецкурс для студентов педвузов) /Н.А. Гринченко. Липецк, 2000. — 224 с.
  49. Н.А. Пути предупреждения наркотического поведения школьников подросткового возраста: дис. канд. пед. наук /Н.А. Гринченко. Фрунзе, 1990. -160 с.
  50. И.И. Понятие информации (логико- методологический аспект) / И. И. Гришкин. М., 1973.
  51. П.И. Психология сознательной трезвости: учебное пособие /П.И. Гу-бочкин. — Рыбинск: Рыбинское подворье, 2001. 96 с.
  52. И.Н. Социальная психология здоровья: дис.. д-ра психол. наук /И.Н. Гурвич. — М., 1997.-216 с.
  53. Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под науч. ред. Л.М. Шипициной- Н. А. Гусева. СПб.: Речь, 2003. — 256 с.
  54. .И. Эмоция как ценность /Б.И. Додонов. М., 1978. — 272 с.
  55. Р. Эгоистичный ген /Р. Докинз. М.: Мир, 1993.
  56. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации/ Т. М. Дридзе. М.: Наука, 1984. — 194 с.
  57. А.Л. Информация и здоровье (как информацией влиять на людей, модели безопасного информационного поведения) /А.Л. Еремин. Краснодар, 2001. -164 с.
  58. В.А. Наркотизм несовершеннолетних Правовой и криминологический аспекты: дис. канд. юрид. наук /В.А. Жабский. Ростов н/Д, 1999. — 175 с.
  59. А.Д. Технология культуры досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств /А.Д. Жарков. — М., 1998. — 248 с.
  60. А.Д. Организация культурно-просветительной работы/ А. Д. Жарков. -М.: Просвещение, 1989.-237 с.
  61. В.Г. Алкогольный террор в России и пути его преодоления (доклад на XII съезде Союза борьбы за народную трезвость) /В.Г. Жданов // Соратник. № 2(75). — Абакан, 2002. — С.3−4. '
  62. А.А. -Язык утверждения и сохранения трезвости язык освобождения/
  63. Информационная безопасность России /Ю.С. Уфимцев, Е. А. Ерофеев и др. М.: Экзамен, 2003.-560 с.
  64. Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов /Д.Н. Исаев. -СПб.: СпецЛит, 2001. 463 с.
  65. К.Р. Педагогические условия повышения эффективности профилактики вредных привычек учащихбя профтехучилищ средствами физической культуры и спорта: дис. канд. пед. наук /К.Р. Исмагилдов. Казань, 1988. — 172 с.
  66. Л.Х. Профилактика наркомании (токсикомании) среди учащихся как социально-педагогическая проблема: дис.. канд. пед. наук /Л.Х. Казаков. М., 1992.-168 с.
  67. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием в России сегодня /С.Г. Кара-Мурза. -М.: Алгоритм, 2001.-544 с.
  68. A.M. Самозащита от наркомании. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии /A.M. Карпов. Казань, 2001. — 52 с.
  69. В.А. Информационная сфера социума: роль и место в системе социального управления: автореф. дис.. канд. социол. наук /В.А. Кибанов. — М., 2004. — 26 с.
  70. Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие/ Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та культуры, 1995. -136 с.
  71. Т.Г. Культура против наркотиков: Отраслевая программа (проект)/ Т. Г. Киселева, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. -М.: МГУКИ, 2001. 135 с.
  72. Р.П. Табакокурение и мозг/Р.П. Клещева. М.: Наука, 1991. — 123 с.
  73. Э.А. Молодежный наркотизм как социальное явление: дис.. канд. социол. наук /Э.А. Колесникова. СПб., 1999. — 209 с.
  74. Д.В. Антинаркотическое воспитание: учеб. пособие /Д.В. Колесов. М.: Москов. психолого-социальный ин-т, МОДЭК, (Воронеж: Воронеж. ИПФ), 2001. -224 с.
  75. Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма/ Д. В. Колесов. М.: Москов. психолого-социальный ин-т, МОДЭК, (Воронеж: Воронеж, ИПФ), 2000. -399 с.
  76. О.С. Подходы к изменению поведения населения в медицинских профилактических программах в США /О.С. Копина, А. МакАпистер //Вопросы психологии.- 1995. -№ 5, — С.128−141Г
  77. З.В. Наркобизнес и наркомания в XX веке / З. В. Коробкина, В. А. Попов. Владимир: ВГПУ, 2000. — 345 с.
  78. В.И. Педагогическая система профилактики делинквентного поведения военнослужащих по призыву: автореф. дис.. канд. пед. наук /В.И. Королев. -Калининград, 2001.-26 с.
  79. Е. А. Особенности смыслового восприятия текста реципиентами разного возраста: автореф. дис.. канд. филол. наук /Е.А. Костылева- РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2004. — 24 с.
  80. Е.Г. Социальный контроль наркотизма в общеобразовательной школе: дие.. канд. социол. наук /Е.Г. Костылева. Уфа, 2001. — С.55
  81. В.Ф. Наркомании и токсикомании у подростков /В.Ф. Круглянский. -Минск: Ваш.шк., 1989.
  82. В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)/ В. Г. Крысько. Минск, 1999. — 387 с.
  83. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: учеб. пособие для вузов культуры и искусств/ Л. С. Жаркова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. -М.: МГУК, 1994.
  84. Курение и здоровье (материалы МАИР): пер. с англ./под ред. Д. Г. Заридзе, Р. Пето. М.: Медицина, 1989. — 384 с.
  85. И.Т. Кора головного мозга и внутренние органы (Стенограмма публичной лекции из цикла «И. П. Павлов и его учение»)/ И. Т. Курцин. Ленинград, 1952.-30 с.
  86. Ю.П. Алкоголизм: Социально-гигиенические аспекты /Ю.П. Лисицын, Н. Я. Копыт. — М.: Медицина, 1983. — 264 с.
  87. В.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война /В.А. Лисичкин, Л. А. Шелепин. М.: Ин-т социально-политических исследований, 2000.-304 с.
  88. В.Т. Наркотизм как социальная проблема /В.Т. Лисовский, Э. А. Колесникова. СПб.: СПб ун-т, 2001. — 200 с.
  89. А.Е. Подростковая наркология: Руководство /А.Е. Личко, B.C. Битен-ский.-Л.: Медицина, 1991.-304 с.
  90. В.М. Пронаркотическое культурное поле: структура и тенденции его развития /В.М. Ловчев. Казань: Отечество, 2000. — 76 с.
  91. .Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии /Б.Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  92. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии /А.Ф. Лосев. -М.Мысль, 1993.-С.901.
  93. Ю.М. О семиосфере/ Ю. М. Лотман //Избр. ст.: 3 т. Таллинн, 1992.
  94. Е.А. Клиническая токсикология: учебник/ Е. А. Лужников. М.: Медицина, 1994.
  95. А.К. Проектирование пространства развития подростка в современных условиях /А.К. Лукина //Педагогика. 2001. — № 2. — С.23−27.
  96. А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков /А.Г. Макеева // Международная Ассоциация по борьбе с наркоманией и наркотизмом. -М., 2000.-128 с.
  97. А.Г. Профилактика раннего наркотизма у младших школьников: дис.. канд. пед. наук/А.Г. Макеева. — М., 1995.- 150 с.
  98. Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие /Н.Ю. Максимова. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-384 с.
  99. Н.Н. Типология отношений студентов к наркомании /Н.Н. Малико-ва // Социологические исследования. 2000. — № 7. — С.48−58.
  100. Е.Я. Психологический аспект деятельности субъекта массовой информации в выборе направления информационного потока: дис.. канд. психол. наук /Е.Я. Малышев. Тверь, 1999. — 160 с.
  101. М.К. Сознание это парадоксальность, к которой не возможно привыкнуть //Вопр. философии. — 1988,. — № 8.
  102. Н.Д. Социокультурные основания процесса формирования личностной структуры человека в условиях становления информационного общества: дис. канд. культурол. наук /Н.Д. Маркова. Кемерово: КГАКИ, 2003. — 146 с.
  103. Я.Л. Влияние курения на академическую успеваемость и некоторые показатели здоровья студентов /Я.Л. Мархоцкий, В. Н. Ермакова //Здравоохранение Белоруссии. 1984. — № 3. — С.36−37.
  104. А.Н. Уроки культуры здоровья. Алкоголь шаг в пропасть. Учебное пособие для ученика и учителя. 7−11 классы. Кн. 3. /А.Н. Маюров, Я. А. Маюров. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 208 с.
  105. JI.H. Паранаука как феномен культуры XX века: монография /JI.H. Медведев. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. — 52 с.
  106. Е.А. Основы информационной культуры/ Е. А. Медведева // Социс.-1994.- № 11. С. 59.
  107. И.Я. Иван-царевич он же серый волк. Влияние СМИ на детей и молодежь (статьи разных лет)/И.Я. Медведева, T.JI. Шишова. М., 2002. — 128 с.
  108. А.С. Педагогическая профилактика наркомании и таксикомании среди военнослужащих частей ВВС ВМФ: автореф. дис.. канд. пед. наук /А.С. Миронов. М., 2000. — 24 с.
  109. JI. Д. Организация антинаркотической работы с подростками/ Л. Д. Мирошниченко //Педагогика.-2000.-№ 9. С. 18−26.
  110. Митрополит Антоний (Храповицкий). О жизни по внутреннему человеку/ А. Храповицкий- СПб.: Библиос, 2002. 480 с.
  111. Модель подготовки специалиста по профилактике наркоманий в системе высшего профессионального образования: учебные программы/ под ред. Л. М. Шипициной. СПб., 2001. — 216 с.
  112. Модернизация образовательного процесса начальной, основной и старшей школы: варианты решений/ под ред. А. Г. Каспржак, Л. Ф. Ивановой. М., 2004. -415 с.
  113. Мозг и алкоголь. -М.: Наука, 1984. 209 с.
  114. Т.И. Девиантное поведение российской молодежи как факт социальной патологии духовной жизни общества: автореф. дис.. канд. пед. наук /Т.И. Монастырская. Новосибирск, 1999. — 26 с.
  115. М.А. Повышение информационной культуры старшеклассников средствами информационных технологий (на примере изучения иностранных языков): автореф. дис. канд. пед. наук /М.А. Монасытова. Якутск, 2002. -24с.
  116. М.И. Культурная политика в борьбе с наркоманией/ М. И. Мосягин // Культура против наркомании: Материалы «круглого стола"/ науч. ред. Т. Г. Киселева М.: МГУКИ, 2005 г.- С. 15−20.
  117. М.И. Наркотизм как форма измененного состояния сознания в контексте психологической антропологии/ М. И. Мосягин //Известия международной академии наук высшей школы. — 2004. № 4 (30). — С.78−92.
  118. Э. Влияние неблагоприятных факторов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков /Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и образование. — 2001. № 4. — С. 28−40.
  119. Л.Д. Моделирование психолого-педагогических условий предупреждения наркотизации подростков 14−15 лет в школьной и внешкольной практике: афтореф. дис. канд. пед. наук /Л.Д. Набатникова. — Липецк, 2001. — 26 с.
  120. А.А. Состояние психической напряженности как условие курения у лиц среднего возраста (на материале массового обследования): дис.. канд. пси-хол. наук /А.А. Немцов. М., 1990. — 146 с.
  121. Т.Ю. Валеологическое образование в формировании культуры здоровья у школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук /Т.Ю. Никифорова. — Липецк, 2002. 26 с.
  122. Е.Г. Формирование культуры здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е.Г. Новопадская. Новосибирск., 2003. — 24 с.
  123. А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками /А.С. Новоселова. — Пермь: ПГПИ, 1988.
  124. А.С. Педагогическое внушение как средство перевоспитания трудных подростков: дис.. канд. пед. наук /А.С. Новоселова. Пермь, 1974. -160 с.
  125. И.В. Традиции как социальный феномен и объект социолого-информалогического анализа: автореф. дис.. канд. психол. наук /И.В. Носова. -Новосибирск, 2000. 24 с.
  126. Образование и информационная культура: социологические аспекты/ под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000.
  127. Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: дис.. д-ра психол. наук /Р.В. Овчарова. М., 1995.- 196 с.
  128. С.И. Толковый словарь русского яз: 80 000 слов ьи фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- Российская АН.: Российский фонд культуры- 2-е изд., испр. и доп. — М.:АЗЪ, 1994. — 928 с.
  129. О концепции антинаркотической профилактики: Приказ Минобразования РФ //Нар. образование.-2000.-№ 7.- С.207−226.
  130. А.Н. Наркотизм и преступность: автореф. дис.. канд.юр.наук/ А. Н. Орлов.-М., 1969. -С.З.
  131. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя/ Ю. М. Орлов. — М.: Просвещение, 1991. '
  132. Основы собриологии (лекции по антинаркотическому воспитанию)/ под ред.
  133. A.Н. Маюрова. М., 2003. — 198 с.
  134. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых /М.В. Осо-рина. СПб., 1999. — 288 с.
  135. В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие- 4.1/
  136. B.И. Панов. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — 144 с.
  137. С.Л. Криминологические характеристики и предупреждение наркотизма среди несовершеннолетних: дис. канд. юр. наук./С.Л. Панов. Омск, 1998. -160 с.
  138. Ю.Г. Психология среды: человек и его пространственно-предметное окружение: монография /Ю.Г. Панюкова. Красноярск, 2002. -182 с.
  139. Первичная профилактика наркотизации детей и подростков: метод, пособие /Сост. Э.Ф. Ахметзянова- под ред. Ф. М. Мухамедшина. Казань, 2000. — 28 с.
  140. И.Л. Асоциальное поведение несовершеннолетних: социо-типологический анализ: дис.. д-ра социол. наук /И.Л. Первова. СПб., 2000.
  141. Л.В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю: Учебное пособие/ Л. В. Петров. СПб.: СПбГАК, 1999. — 211 с.
  142. Ф.Н. Подготовка кадров в современных условиях: монография /Ф.Н. Петрова. Тюмень: Вектор Бук, 2001.
  143. Л.П. Психология формирования здорового образа жизни подростков: дис. канд. психол. наук /Л.П. Пискалова. М., 2000. — 150 с.
  144. В.Ф. Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура) /В.Ф. Пирожков. Тверь: ИПП «Приз», 1994. — 320 с.
  145. Ч.С. Семиотика /Ч.С. Пирс. М.: Радуга, 1983.
  146. В.А. Наркотизация в России — шаг до национальной катастрофы /В.А. Попов, О. Ю. Кондратьева // Социологические исследования. 1998. — № 8. — С.65−68.
  147. Г. Г. Информационные войны/ Г. Г. Почеацев. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 2000. — 576 с.
  148. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/ под ред. С. В. Березина. К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. М: Ин-т психотерапии, 2000. — 256 с.
  149. Преступность и культура /Под ред. А. И. Долговой. — М.: Криминалогическая ассоциация, 1999. 160 с.
  150. Принципы антиалкогольной, антинаркотической и антитоксикоманической пропаганды среди подростков и молодежи /сост.В.В. Макаров- Красноярск, 1987.-12 с.
  151. M.JI. Наркотизм: социально-психологические, криминалогические, уголовно-правовые аспекты: автореф. дис.. д-ра юр. наук /M.JI. Прохорова. -Саратов, 2001.-24 с.
  152. В.П. Информационно-финансовый тоталитаризм: российский эксперимент по американскому сценарию /В.П. Пугачев // Вестник МГУ. 1999. — № 4.
  153. А.Ц. Представление и деятельность- Функция представлений/А.Ц. Пуни, Е. Н. Сурков //Психология: учебник для техникумов физ. Культуры/ под ред. А. Ц. Пуни. М.: ФИС, 1984. — С.70−71. — 255 с.
  154. И.Н. Наркомании: Руководство для врачей /И.Н. Пятницкая. М.: Медицина, 1994. — 544 с.
  155. И.Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма /И.Н. Пятницкая. — М.: Медицина. — 1988. 288 с.
  156. И.Н. Клиническая наркология /И.Н. Пятницкая. — JL, 1975. С. 19.
  157. О.С. Курение/ О. С. Радбиль, Ю. М. Комаров М.:Медицина, 1 988 160 с.
  158. К.А. Педагогичсекая профилактика пьянства и алкоголизма среди военнослужащих ЖДВ РФ: Автореф. дис.. канд. пед. наук /К.А. Разуванов. М., 2001.-24 с.
  159. А.Н. Влияние наркотиков различного типа действия на биоэлектрические реакции некоторых отделов головного мозга: автореф. дис.. канд.мед. наук /А.Н. Разуваев.- М., 1960. 24 с.
  160. С.А. Сельская школа: сб.ст./С.А. Рачинский. М.: Педагогика., 1991.
  161. Реклама табачных изделий и курения среди подростков //JAMA (Russia). -1998.-№ 3(1).-С. 23−30.
  162. О.В. Формирование культуры здорового образа жизни воспитанников учреждений дополнительного образования в процессе физкультурнооздоровительной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.В. Рихтер. -Ставрополь, 2004. 24 с.
  163. М.И. Профилактика наркомании у подростков: учеб метод. пособие/ М. И. Рожков, М. А. Ковальчук. М.: Туманит: изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 144 с .
  164. Л.И. Криминальный наркотизм в Российской Федерации и особенности его проявления в Дальневосточном регионе: Криминологические и уголовно-правовые аспекты: дис. д-ра юрид. наук в форме науч. докл./ Л. И. Романова.- Владивосток, 2001.
  165. Е.В. Реклама /Е.В. Ромат. Изд.4. — СПб: Питер, 2001.
  166. , М.М. Молодежный наркотизм в условиях крупного города : Социологический анализ: Дис.. канд. социол. наук/ М. М. Русакова. СПб., 2002. -160 с.
  167. .К. Формирование ценностных ориентаций как средство преодоления девиантного поведения подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук /Б.К. Салаев.- Волгоград, 2004. 24 с.
  168. В.И. «Массовый человек» реальность современного информационного общества/ В. И. Самохвалова // Материалы научной конференции «Проблемы человека: мультидисциплинарный подход». — М., 1998.
  169. Н. А. Наркотизм: социально-правовой аспект //Государство и право.-2003.-№ 2.-С.119−124.
  170. А.Е. Воспитание привычек дисциплинарного поведения у младших подростков в процессе учебной деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук /А.Е. Святская. Алма-Ата, 1988. — 24 с .
  171. Т.Н. Информационная культура российских масс-медиа (социокультурный анализ): автореф. дис.. канд. социол. наук /Т.Н. Селезцова. Ростов-на-Дону, 2004. — 24 с.
  172. О.В. Корректировка нравственного развития личности подростка средствами эмоционально-ценностного стимулирования: автореф. дис.. канд. пед. наук /О.В. Селецкая. Киров, 2000. — 26 с.
  173. Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики/ Э. Л. Семенюк // НТИ. Сер.1.-1994.-№ 7.-С.З.
  174. Е.С., Сулаберидзе Е. В. О распространении алкоголизации, курения и наркотизации среди старшеклассников Нижнего Новгорода/ Е. С. Скворцова, Е. В. Сулаберидзе // СоцИс: Соц. исслед.-1997.-Ы 4.-С.117−122
  175. Т.В. Детский информационно-игровой центр / Т. В. Скретнева, М. А. Аникина, С. С. Аникин //Начальная школа. 2001. — № 11. — С.70−72.
  176. А.П. Психотерапия, внушение, гипноз /А.П. Слободяник. Киев, 1977.-480 с.
  177. Словарь физиологических терминов /Под ред О. Г. Газенко. М.: Наука, 1987. -446 с.
  178. В.Н. Уголовно-правовая борьба с наркотизмом /В.Н. Смитенко. -Киев, 1965.
  179. B.C. Информационная среда и проблемы социализации подростков / B.C. Собкин // Педагогика развития: соотношение учения и обучения: Тез. докл. 7-й науч.-практ. конф. Красноярск, 2000. — 4.1. — С.79−85.
  180. B.C. Российский подростко 90-х: движение в зону риска: аналитический доклад /B.C. Собкин, Н. И. Кузнецова. М.: Центр социологии и образования РАО, 1998.
  181. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. М.: Рус. яз., 1993. — 740 с.
  182. В.Н. Психологические особенности несоврешеннолетних наркоманов и возможности их коррекции средствами спорта: автореф. дис.. канд. психол. наук /В.Н. Станиславский. СПб., 2004. — 24 с.
  183. Ю.С. Семиотика/ Ю. С. Степанов. М.: Наука, 1971.
  184. Стюарт В.-Работа с образами и символами в психологическом консультировании /В. Стюарт- пер. с англ. Н. А. Хмелик. М.: Класс, 2000.
  185. Г. Н. Самоубеждение как эффективный метод оздоровления-омоложения. Исцеляющие-омолаживающие настрои /Т.Н. Сытин. М.: Лабиринт-Пресс, 2001.-350 с.
  186. И.А. Алкоголь и мозг (нейрохимия алкоголизма)/ И. А. Сытинский. -М.: Знание, 1978.-64 с.
  187. Р.Ф. Психологические механизмы функционирование и трансформация курения: дис.. канд. психол. наук /Р.Ф. Теперик. М. 1997. — 160 с.
  188. С.В. Применение психологического механизма косвенного внушения в деятельности учителя: автореф.канд. психол. наук /С.В. Тимофеев. -Тверь: ТГУ, 1995.-24 с.
  189. В.В. Социально-экономические и демократические последствия алкоголизма в нечерноземной зоне Российской Федерации: дис.. канд. экон. наук /В.В. Тишаев. М., 1995. — 156 с.
  190. В.А. Организационно-методические основы формирования здорового образа жизни (на примере клуба «Оптималист»): дис.. канд. пед. наук в виде науч. доклада/ В. А. Толкачев. Минск: БГАФК, 2001. — 50 с.
  191. Толковый словарь по вычислительным системам/ под ред. В. Иллингуарта и др. — М.: Машиностроение, 1989. 568 с.
  192. Т.В. Взаимодействие средств массовой информации и власти в современных условиях: автореф. дис.. канд. социол. наук /Т.В. Тришина. Белгород, 2003. — 24 с.
  193. Г., Вителис С. Профилактика ранней алкоголизации и наркомании/ Г. Тростанецкая, С. Вителис //Нар. образование.-1998.-N 6.-С.194- 197.
  194. Ф.Г. Ломехузы: очерк /Ф.Г. Углов. Л., 1991. — 159 с.
  195. Н.И. Монтаж: учеб. пособие для вузов/ Н. И. Утилова. — М.: Аспект-пресс, 2004.-171 с.
  196. К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т./ сост. С.Ф. Егоров/ К. Д. Ушинский.-М.: Педагогика, 1990.
  197. Д.А. Возрастные особенности мозга ребенка и их значение в формировании психических функций/ Д. А. Фарбер // Биология в школе. 1976. — № 3.
  198. Федеральный закон Российской Федерации «О наркотических средствах и психотропных веществах». — М.: ИНФРА-А, 2001.
  199. Л.П. Табакокурение подростков как проблема отклоняющейся социализации: дис. канд. социол. наук/Л.П. Федоренко. — М., 1998.- 150 с.
  200. О.А. Агрессия лжи /О.А. Феофанов. М.: Политиздат, 1987. — 319 с.
  201. Философский словарь /Под ред. М. М. Резенталя. М.: Политическая лит-ра, 1975.-495 с.
  202. Г. Психология потребителя в маркетинге /Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун //пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб: Питер, 2001. — 352 с.
  203. Л.К. Антиалкогольное воспитание школьников в России (конец XIX начало XX веков): дис.. канд. пед. наук /Л.К. Фортова. — Владимир, 1993. -150 с.
  204. Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков: автореф. дис.. д-ра пед. наук /Л.К. Фортова. -Ярославль, 2001. 32 с.
  205. Л.С. Наркология: пер. с англ. /Л.С. Фридман. Н. Ф. Флемминг, Д. Х. Роберте, С. Е. Хайман (ред).- М.- СПб.: БИНОМ Невский Диалект, 1998. -318 с.
  206. Г. Профилактика наркозависимости: беду можно предотвратить/ Г. Фролова //Народное образование.- 2000.-№ 7.-С.114−122.
  207. И.Д. Образовательное пространство как пространство развития /И.Д.Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
  208. И.Д. Тайны школы /И.Д. Фрумин. Красноярск, 1999. — 256 с.
  209. И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования/ И. Д. Фрумин. Красноярск, 1998. — 318 с.
  210. И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 228 с .
  211. Р. Психология массовых коммуникаций /Р. Харрчс. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  212. Е.В. Формирование информационной культуры старшеклассников на основе интегративного подхода: автореф. дис.. канд. пед. наук /Е.В. Харунжева. Киров, 2003. — 24 с.
  213. Ф.Р. Наркотизм среди несовершеннолетних: криминолого-виктимологический анализ: на материалах Республики Татарстан: дис.. канд. юр. наук/ Ф. Р. Хисамутдинов. Н. Новгород, 2002. — 150 с.
  214. Т.В. Педагогические способности специалиста социально-культурной деятельности: диагностика и методика развития: монография/ Т. В. Христидис. -М: МГУКИ, 2005. 158 с.
  215. JI.P. Педагогическая профилактика девиантного поведения учащихся школы: автореф. дис. канд. пед. наук /JI.P. Хусаинов. Казань, 2004. — 26 с.
  216. О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: автореф. дис.. канд. д-ра пед. наук /О.В. Хухлаева. М., 2001. — 24 с.
  217. Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии /Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1998, № 3.
  218. С.А. Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни педагогов высшей школы* в условиях Кольского Севера: автореф. дис.. канд. пед. наук /С.А. Чайников. Мурманск, 2004. — 24 с.
  219. Т.В. Ценностные аспекты информационного взаимодействия в духовной сфере (Теоретико-методологический аспект): автореф. дис.. канд. психол. наук /Т.В. Чапля. Новосибирск. 1998. — 26 с.
  220. И.В. Основные этапы развития медиаобразования в России: автореф. дис.. канд. социол. наук/ И. В. Чельмева. Воронеж, 2002. — 24 с.
  221. Ю.Ю. Социально-педагогические условия коррекции отклоняющегося поведения подростков: автореф. дис.. канд. пед. наук /Ю.Ю. Черво. М. 1997. -24 с.
  222. Л.Ф. Знаковость: опыт теоретического синтеза идей о знаковом способе информационной связи /Л.Ф. Чертов. СПб., 1993. — 388 с.
  223. И.М. Основы политологии /И.М. Чудинова. Красноярск, 1995. -С.36.
  224. И.И. Формирование информационного пространства региона (на примере Республики Соха (Якутия)): автореф. дис.. канд. политол. наук /И.И. Шабалина. М., 2000. — 26 с.
  225. П.Д. Биология алкоголизма /П.Д. Шабанов, С. Ю. Калишевич. -СПб.: Лань, 1998.-272 с.
  226. П.Д. Руководство по наркологии /П.Д. Шабанов. СПб.: Лань, 1998. -352 с.
  227. М. Культура в интеграции национальных обществ /М. Шадсон // Международный журнал социальных наук. 1994, № 3(6).
  228. Р.Х. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся /Р.Х. Шакуров, P.P. Гарифуллин. Казань: РИЦ «Школа, 2002. — 178 с.
  229. М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды /М.И. Шилова. Красноярск: Универс, 2003. — 712 с.
  230. Г. Х. Условный рефлекс и проблема знака и значения/ Г. Х. Шинга-ров. М.: Наука, 1978. — 199 с.
  231. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности /Г.Х. Шингаров. -М.: Наука, 1971.-223 с.
  232. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей /под ред. Л.М. Ши-пициной, Е. И. Казаковой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. — 176 с.
  233. В.Э. Как сегодня изучают завтра. (Современные методы социального прогнозирования) /В.Э. Шляпентох. М., 1975. — 264 с.
  234. С.А. Игра учащихся как педагогический феномен культуры: дис. д-ра. пед. наук/С.А. Шмаков. М., 1997.
  235. Ю.А. Логика знаковых систем. М.: Знание. — 1974.
  236. А.В. Презумпция человечности // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / под ред. В. И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999. С. 66−68.
  237. Е.В. Диагностика понимания массовой информации как компонента умственного развития старшеклассника: автореф. дис.. канд. психол. наук /Е.В. Шуварикова. М., 1995. — 24 с.
  238. Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) /Т.П. Щедровицкий //Педагогика и логика. М.:Касталь, 1993. — С. 16 201.
  239. Эко У. О членениях кинематографического кода/ У. Эко //Строение фильма. -М.: Радуга, 1984. С.79−101.
  240. Эль-Хусейн А.Х. М. Национальное телевидение как средство культурного сближения племен и народов Судана: автореф. дис.. канд. психол. наук / А.Х.М. Эль-Хусейн. М., 2000. — 24 с.
  241. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы /В.А. Ядов. Л., 1987. — 248 с. '
  242. А.Н. Движение сторонников трезвого образа жизни: история и современность: дис. д-ра истор. наук /А.Н. Якушев, 1993.
  243. Д. В. Психотренинг как метод профилактики подростковой наркомании/ Д. В. Ярцев //Прикладная психология.-2002.-№ 2.-С.74−78.
  244. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  245. Koss A. Zur Geschihte der Internationalen Organisation der Guttempler. Luneburg, 1985.
  246. Kal P. 2192 Pullty Draevenor en 350 jaar alcoholvoorlichting. Utrecht: ANDO, 1993.
  247. N. Malamuth: Rape fantasies as a function of exposure to violent sexual stimuli, arch. Sex. Beh. 1981, 10, 1.
Заполнить форму текущей работой