Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическую компетентность преподавателей вузов можно повысить в системе послевузовского образования. При этом учебные планы и программы, сама технология обучения преподавателей должны строиться на основе деятельностного подхода. Обучение конкретным дисциплинам должно базироваться на знании преподавателями общих положений педагогики высшей школы — принципов разработки и применения эффективной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ
    • 1. 1. Современное состояние разработки проблемы качества подготовки специалиста в теории и практике высшего образования
    • 1. 2. Система государственных документов, регламентирующих уровень подготовки врача в вузе и средства его измерения
  • Глава 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Психолого-педагогическая наука в решении проблемы эффективности технологии обучения в вузе
    • 2. 2. Система понятий и методология разработки системы управления качеством обучения в медицинском вузе
    • 2. 3. Проектирование целей и содержания образовательных программ обучения врачей в вузе
  • Глава 3. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
    • 3. 1. Технология обучения отдельной дисциплине в системе управления качеством вузовской подготовки врачей
    • 3. 2. Теоретико-методологические подходы к разработке технологии обучения отдельной дисциплине
      • 3. 2. 1. Определение целей обучения дисциплине
      • 3. 2. 2. Разработка ориентировочной основы целевой деятельности
      • 3. 2. 3. Создание графа логической структуры дисциплины
      • 3. 2. 4. Отбор содержания дисциплины
      • 3. 2. 5. Отбор и/или разработка методов обучения дисциплине
      • 3. 2. 6. Планирование учебного процесса
      • 3. 2. 7. Отбор и/или разработка средств обучения
      • 3. 2. 8. Создание системы педагогического контроля
  • Глава 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ
    • 4. 1. Методика проведения педагогического эксперимента и характеристика испытуемых студентов
    • 4. 2. Педагогическое тестирование как метод измерения качества результатов обучения дисциплине
      • 4. 2. 1. Эксперимент 2000 года
      • 4. 2. 2. Эксперимент
      • 4. 2. 3. Эксперимент 2002 год
    • 4. 3. Экспертная оценка умения выполнять целевой вид деятельности в системе контроля качества обучения дисциплине
  • Глава 5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
    • 5. 1. Государственная система подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы
    • 5. 2. Педагогическая компетентность преподавателей и метод её повышения

Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование системы высшего профессионального образования, осуществляемое в современный период, предусматривает существенное повышение его качества в соответствии с рыночными моделями его организации и функционирования. Эта идея, в частности, подчеркнута в документах Болонской декларации (1999 г.), целью которой являются формирование общеевропейского пространства высшего образования и закрепление за европейской высшей школой ведущих позиций в мире.

В современном мире большинство услуг (в том числе и образовательных) имеет товарную природу, т. е. услуги могут быть проданы и куплены. Следовательно, для изучения и управления их качеством можно применять принципы и методы менеджмента, согласно которым качество производственного процесса складывается из трех компонентов: качество ресурсов (материальных и человеческих), качество самого процесса (технологии) и качество его продукта — результата.

Между тем проблема определения качества подготовки выпускников как конечного результата обучения в вузе до настоящего времени остается не решенной. В то же время наметилась тенденция к описанию и оценке результатов учебного процесса высшей школы через т.н. «компетентностный подход» (В.И.Байденко, Ж. Делор, Ю. Колер, И. А. Зимняя, Б. Оскарссон, Ю. Г. Татур и др.). Однако конкретные рекомендации по его реализации в повышении качества подготовки специалистов еще научно не разработаны.

Чтобы оценить качество результата обучения в высшей школе, необходимо измерить его количественно. В настоящее время для достижения этой цели широко используется педагогическое тестирование, обладающее такими свойствами, как объективность, технологичность, математическая точность и быстрота, охват всего объема учебного материала (О.ИазсЬ, В. С. Аванесов, В. П. Беспалько, В. И. Васильев, Д. С. Горбатов, А. С. Масленников,.

Ю.М.Нейман, А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, Б. А. Савельев, Т. Н. Тягунова, В. А. Хлебников, М. Б. Челышкова и др.). Между тем результаты выполненных в этой области исследований не оказывают существенного влияния на эффективность использования педагогического тестирования в практике измерения результатов обучения. К тому же требуется уточнение ряда общих положений применительно к разработке контрольно-измерительных материалов для проведения педагогического контроля в вузе по конкретным специальностям и для итоговой государственной аттестации выпускников.

Главным действующим субъектом образовательного процесса в высшей школе выступают преподаватели, которые, разрабатывая и осуществляя педагогические технологии, реально обеспечивают управление качеством подготовки специалистов. От педагогической компетентности ученого, специалиста-профессионала (врача, провизора и пр.), его профессионально-личностных характеристик зависят и качество образовательного процесса, и качество подготовки специалистов.

Российская высшая медицинская школа к настоящему времени накопила богатый опыт, создающий необходимые предпосылки для перевода профессионального образования в новое качественное состояние. Вместе с тем в этой области существует ряд противоречий, которые указывают на несоответствие между растущими требованиями к качеству высшего медицинского образования и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы основные тенденции, педагогические условия и технология управления качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — качество профессиональной подготовки врачей.

Предмет исследования — процесс управления качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс управления качеством подготовки врачей в высшей профессиональной школе может быть существенно улучшен, если:

— уровень компетентности выпускника задан государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в форме квалификационной характеристики, представленной системой диагностируемых видов профессиональных деятельностей и действий;

— уровень компетентности контролируется и измеряется педагогическим тестированием на всех этапах обучения в вузе (от отдельной темы дисциплины до итоговой государственной аттестации выпускников);

— управление опирается на результаты контроля и обеспечивается рационально спроектированным учебным процессом вуза в целом, основанным на создании и реализации интегрированной системы целей обучения дисциплинам — сквозной программе специальности;

— используются технологии обучения отдельной дисциплине, все компоненты которой (цели, содержание, методы, средства обучения и контроля) разработаны на основе деятельностной теории;

— педагогическая компетентность преподавателей высшей медицинской школы соединяет в себе владение теорией управления образовательными системами, проектированием, проведением и оценкой эффективности учебного процесса.

Задачи исследования.

1. Определить теоретико-методологические предпосылки исследования управления качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования;

2. Проанализировать существующую государственную систему оценки качества профессиональной подготовки выпускников высшей медицинской школы;

3. Разработать и обосновать подходы к созданию системы управления качеством обучения в вузе через проектирование учебного процесса с учетом специфики технологии профессиональной подготовки врача;

4. Спроектировать и апробировать технологическое обеспечение обучения отдельной дисциплине ГОС ВПО врачебных специальностей;

5. Выявить эффективность технологии обучения дисциплине в управлении качеством профессиональной подготовки врача в вузе.

6. Охарактеризовать сущность педагогической компетентности преподавателей медицинских вузов как фактора управления качеством образовательной технологии подготовки врача.

Методологические основы исследования. В качестве их выступают важнейшие положения диалектики, философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, личностно-деятельностный, системно-целевой, компетентностный и квалитативный подходы, положения теории управления и профессионализма, а также идеи о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности реального мира, о социальной, деятельностной и творческой сущности личности.

Теоретическую базу исследования составляют:

— философия и методология науки (М.А.Барг, Н. А. Бердяев, Дж. Бернал, А. В. Вебер, В. И. Вернадский, Г. Гегель, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский,.

A.Ф.Лосев, Н. Н. Моисеев, Ю. А. Петров, Д. Радьяр, В. С. Стёпин, А. Д. Урсул, П. А. Флоренский, К. Ясперс и др.);

— теория и история культуры (А.И.Арнольдов, В. С. Библер, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев,.

B.М.Розин, Е. М. Скворцова, Е. П. Тайлор и др.);

— идеи фундаментализации, гуманитаризации и информатизации образования (М.А.Алексеев, В. П. Беспалько, В. А. Болотов, Г. А. Бордовский,.

A.А.Вербицкий, В. П. Зинченко, Р. С. Корпинская, В. В. Краевский, В. Л. Матросов,.

B.И.Осипов, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков, А. П. Тряпицына, Г. П. Щедровицкий и др.);

— культурология (Е.В.Бондаревская, А. Н. Джуринский, И. Ф. Исаев, А. Н. Малюков, Л. А. Рапацкая, Б. П. Юсов и др);

— акмеология (О.С.Анисимов, А. А. Деркач, В. П. Зазыкин, Н. В. Кузьмина и др-);

— теория и методика профессионального медицинского образования (В.А.Аверин, В. А. Белогурова, Т. Л. Бухарина, Л. А. Быкова, И. Н. Денисов, М. С. Дианкина, В. И. Каган, Н. В. Кудрявая, Ю. М. Орлов, М. А. Пальцев, И. А. Сычеников, Н. Д. Творогова, И. М. Фейгенберг и др.);

— теория управления (М.Айберт, О. С. Виханский, Э. Н. Коробков, М. Мескон, А. И. Наумов, Ф. Хедуори и др.).

Методы исследования ориентированы на исходные теоретические позиции и его общий замысел. Среди теоретических методов исследования нашел применение теоретический анализ (ретроспективный, системный, индуктивно-дедуктивный, сравнительно-сопоставительный). В группе методов эмпирического исследования стержневым был педагогический эксперимент. Использовались рефлексивно-оценочные процедуры, а также вопросно-диагностические, праксио-метрические методы анализа деятельности преподавателей и студентов, статистический анализ результатов эксперимента. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1984;1994) — разработка научных подходов к определению роли и места педагогики высшей школы в системе государственного управления качеством подготовки медицинских кадровразработка на основе деятельностной теории конечных целей вузовского этапа обучения врача (создание квалификационных характеристик врачебных специальностей) и методологии определения целей и содержания изучения дисциплины (создание сквозных программ врачебных специальностей) — обобщение эмпирического опыта высшей медицинской школыизучение теории систем, управления, теорий педагогики и психологии, опыта преподавания отдельных дисциплин в системе вузовского медицинского образования.

Второй этап (1994;2002) (опытно-экспериментальный) — определение и формулирование принципов и разработка технологии преподавания дисциплины «Оперативная хирургия и топографическая анатомия" — создание методического обеспечения инновационной технологииобобщение учебной информации по предмету, разработка модернизированных источников информации, методик чтения лекций и проведения практических занятийсоздание банков обучающих и контролирующих заданий, системы педагогического контроляпроведение педагогического эксперимента и анализ его результатовпостроение и чтение спецкурса для преподавателей медицинских вузов.

Третий этап (2002;2006) — обобщение и систематизация материалов исследования, издание монографии и методических рекомендаций, литературное оформление диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна.

1. Осуществлен с позиций квалитологии анализ качества подготовки специалистов, включающего качество ресурсов, качество образовательного процесса и качество конечного результата.

2. Дано определение управления качеством подготовки врачей как сложной, динамической, рефлексивной системы многообразных факторов, обеспечивающей достижение высокой эффективности профессионального образования.

3. Установлено, что нормативной основой оценки качества подготовки специалиста является его квалификационная характеристика, входящая в состав государственного образовательного стандарта и соединяющая обобщенные и конкретизированные требования к профессиональной компетентности и личности выпускников.

4. Доказано, что управление качеством подготовки студентов реализуется через рациональное проектирование учебного процесса в целом по специальности, а также через разработку и внедрение эффективной технологии обучения (цели, содержание, средства и методы) отдельным дисциплинам.

5. Предложена система разработки аналитических средств измерения качества профессиональной подготовки специалистов, в частности методика педагогического тестирования.

6. Обоснована роль педагогической компетентности и повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы в системе управления качеством профессиональной подготовки специалистов.

Теоретическое значение исследования:

1. Сформирован и скорректирован понятийно-категориальный аппарат квалиметрии высшего профессионального образования: «качество обучения», «качество профессиональной подготовки специалистов», «управление качеством подготовки специалистов в системе высшего образования».

2. Дано целостное представление о качестве профессиональной подготовки специалистов.

3. Выдвинуто и доказано понимание управления качеством подготовки врачей как социокультурного феномена.

4. Обоснована совокупность системно-квалиметрических характеристик качества профессиональной подготовки врачей в вузе.

5. Разработана методика определения качества обучения и профессиональной подготовки студентов.

6. Предлагаемая в работе концепция создает предпосылки для построения теории управления качеством подготовки медицинских кадров.

Практическая значимость исследования:

— разработанная в исследовании система управления качеством профессиональной подготовки специалистов может и должна найти применение в высшей медицинской школе;

— содержащиеся в работе теоретические положения и выводы обеспечивают повышение качества самого «продукта» образовательного процесса, т. е. уровня подготовленности обучаемых за счет рационализации их учебно-познавательной деятельности;

— предлагаемые в диссертации программные документы могут быть использованы в процессе совершенствования педагогической компетентности преподавателей.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров работы, опирающихся на системно-целевой, личностно-деятельностный, компетентностный, квалитативный и инвариантный подходыиспользованием современных психолого-педагогических идей, применением методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью и статистической значимостью источниковой базы, опытной проверкой эмпирических данных, их непротиворечивостью и сравнимостью с массовой практикой.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Качество высшего профессионального образования — это совокупность составляющих его свойств, определяющих высокий уровень личностной и функциональной готовности его субъектов к решению социально и профессионально обусловленных проблем и задач. Одной из характеристик качества образования выступает образованность, субстратным носителем которой является личность. Образованность как результирующая сторона качества образования включает в себя систему деятельностно-освоенных родов культуры личности, а также адекватную ей систему функциональных механизмов психики и личностных типологических качеств.

2. Качество подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования — это интегративная характеристика, отражающая их способность компетентно и продуктивно осуществлять профессиональную деятельность. Оно соединяет в себе качество ресурсов, качество учебного процесса, качество конечного результата.

3. Управление качеством профессиональной подготовкой врачейсложная, динамическая, рефлексивная система синергетического типа, цель которой состоит в объединении и интеграции организационных, методических, научных, управленческих ресурсов на основе научных принципов и закономерностей и с учетом многообразных факторов для повышения эффективности высшего профессионального образования.

4. В вузе система управления качеством профессиональной подготовки врачей создается с учетом его критериев и видов профессиональной деятельности, формируемой в процессе обучения.

5. Нормативной основой оценки качества профессиональной подготовки врачей в вузе является государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, системообразующим элементом которого является квалификационная характеристика выпускника.

6. Методология разработки эффективной системы управления качеством образовательного процесса вуза основывается на создании иерархии его компонентов (конечные цели, содержание, методы и средства обучения, педагогический контроль), начиная с квалификационной характеристики и основной образовательной программы ГОС и кончая технологией обучения отдельной дисциплине.

7. Количественное измерение результата обучения в вузе может быть проведено средствами педагогического тестирования при соблюдении рекомендаций теории квалиметрии и валидности тестов целям обучения на всех его этапах (от темы отдельной дисциплины до итоговой государственной аттестации).

8. Педагогическая компетентность преподавателей медицинских вузоводин из основных факторов обеспечения качества обучения, необходимое условие его эффективности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались автором на VII Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в высшей школе» (г. Краснодар, 27−29 сентября 2001 г.), IX Международной научно-практической конференции «Качество профессионального образования: проблемы и правовое обеспечение» (г. Москва, Академия труда и социальных отношений, 17 декабря 2004 г.), Второй международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (г. Москва, Московский гуманитарный университет, 20−22 октября 2005 г.), всероссийских конференциях преподавателей кафедр оперативной хирургии и топографической анатомии (г. Пермь, 2000 г., г. С-Петербург, 2001), научно-методических конференциях преподавателей ММА им. И. М. Сеченова (г. Москва, 2000;2005 гг.),.

Технология обучения дисциплине внедрена в учебный процесс Белгородского государственного университета и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. На основании материалов исследования автором подготовлен и проведен курс повышения квалификации преподавателей ММА им. И. М. Сеченова, преподавателей медицинских училищ. Разработана также программа авторского курса «Педагогика и методика преподавания» для специальности 40 600 «Сестринское дело», прочитан цикл лекций и проведены практические занятия со студентами.

ВЫВОДЫ.

1. Качество профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования соединяет в себе качество ресурсов, качество учебного процесса и качество конечного результата. Управление этим качеством — сложная динамическая, рефлексивная система синергетического типа, цель которой состоит в координации организационных, научно-методических, управленческих ресурсов на основе научных принципов и закономерностей и с учетом многообразных факторов в интересах достижения высокой эффективности высшего образования.

2. В современной системе государственного контроля качества подготовки врачей Российской Федерации (аттестация, аккредитация, лицензирование вузов, итоговая государственная аттестация выпускников) не используются рекомендации психолого-педагогической науки и тенденции высшей школы европейского сообщества определения качества выпускника на основе компетентностного подхода, остаются не обоснованными критерии его измерения.

3. Действующие в настоящее время нормативные документы и программы итоговой государственной аттестации, регламентирующие цели и содержание учебного процесса медицинского вуза по врачебным специальностям, не связаны в единую систему. Квалификационная характеристика специальности «Медико-профилактическое дело» содержат слишком обобщенные виды деятельности, которые не могут быть диагностированы у выпускника унифицированными контролирующими заданиями (в частноститестированием).

4. Контрольно-измерительные материалы итоговой государственной аттестации — тесты государственного междисциплинарного экзамена по специальности «Медико-профилактическое дело», не могут точно определять и оценивать качество врачей-выпускников, так как не обладают параметрами тестов, определенными квалиметрической теорией.

5. Управление качеством профессиональной подготовки врачей на уровне государства может быть обеспечено ГОС ВПО, системообразующим компонентом которого являются квалификационные характеристики (КХ), разработанные на основе деятельностной теории и реализующие компетентностный подход к определению целей высшего образования. В этом случае качество конечного результата обучения врачей в вузе может быть определено как уровень подготовленности выпускника, т. е. степень соответствия требованиям КХ ГОС сформированных у него умений и знаний.

6. Управление качеством профессиональной подготовки врачей в вузе возможно через проектирование технологии обучения специальности в целом, рационально реализующей требования КХ. Для этого необходима разработка сквозной программы специальности — системы целей изучения дисциплин ООП, иерархия которых позволяет определить место каждой дисциплины в подготовке выпускника с определенными КХ умениями и знаниями.

7. Эффективная технология обучения конкретной дисциплине, как компонент управления качеством профессиональной подготовки студентов является подсистемой технологии обучения в вузе по определенной специальности. Ее проектирование должно основываться на положениях теории поэтапного формирования умственных действий психологии, вытекающих из нее подходах (деятельностном, системном и инвариантном) и принципах. Управление по ходу ее реализации должно осуществляться с учетом результатов систематизированного педагогического контроля.

8. Количественное измерение качества профессиональной подготовки врачей на всех её этапах от изучения темы дисциплины до итоговой государственной аттестации выпускника, может быть проведено средствами педагогического тестирования, если при этом соблюдаются положения теории квалиметрии, содержание тестов ориентировано на цели обучения, а само тестирование является компонентом технологии учебного процесса специальности.

9. Важнейшим фактором управления качеством подготовки специалистов с высшим медицинским образованием выступает педагогическая компетентность преподавателей, включающая умение эффективно проектировать, организовывать, проводить и контролировать ход и результат учебного процесса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования врачей необходимо составлять так, чтобы КХ стала системообразующим компонентом, и представляла собой:

— совокупность видов профессиональной деятельности, выпускников, конкретизированных в действиях, их составляющих;

— реализацию требований общества, и отражала современный уровень развития медицины и её перспективы;

— частный случай педагогических целей, т. е. указанные в ней виды деятельности были однозначны, диагностичны, достижимы в процессе обучения, сведены в систему.

Раздел ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы» целесообразно составлять на основе сквозной программы специальности — системы целей изучения дисциплин, позволяющей определить место и цели изучения каждой дисциплины в системе вузовской подготовки врачей.

2. Количественное измерение (мониторинг) качества подготовки выпускников на всех этапах обучения в вузе можно проводить методом педагогического тестирования. При этом тесты должны быть:

— валидны по содержанию нормативным документам (разделу ГОС ВПОКХ), и целям обучения (от темы дисциплины до конечных целей её изучения);

— составлены с учетом требований теории педагогических измерений.

3. Для реализации предложенной системы управления качеством профессиональной подготовки специалистов необходимо создание административных и общественных структур вуза. Центральный орган этих структур — Методический центр, выполняющий консультативную и контролирующую функцию на всех уровнях (от дисциплины до специальности в целом). Он должен быть укомплектован высокопрофессиональными преподавателями, владеющими методикой управления учебным процессом и подчиняться непосредственно ректору. Управленческие решения по представлению Методического центра принимает Ученый совет вуза. Проектирование учебного процесса обучения специальности и контроль за реализацией проекта осуществляет административная структура — деканат (заместитель декана по учебному процессу) и общественная — методический совет специальности. На уровне административной структуры — кафедрыуправляет качеством обучения заведующий кафедрой и заведующий учебной частью кафедры, учитывая результаты обсуждений методических вопросов на конференции кафедры.

4. Педагогическую компетентность преподавателей вузов можно повысить в системе послевузовского образования. При этом учебные планы и программы, сама технология обучения преподавателей должны строиться на основе деятельностного подхода. Обучение конкретным дисциплинам должно базироваться на знании преподавателями общих положений педагогики высшей школы — принципов разработки и применения эффективной технологии учебного процесса. Эти общие положения должны учитывать специфику профессиональной школы и войти в цели и содержание программы дисциплины «Технологии профессионально-ориентированного обучения» Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Возможно ли распространение патологического процесса? Дайтетопографо-анатомичсскос обоснование.
  2. Какие слои будут рассечены при вскрытии флегмоны?
  3. B.C. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд., доп.М.: Центр тестирования. 2002. — 240 с.
  4. A.B. Методические указания по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов врачебных факультетов 6 семестра. Сибирский гос. мед. университет, Томск. 1999. — 26 с.
  5. Актуальные проблемы междисциплинарной интеграции в медицинском образовании: методология, технология и практика. Материалы научно-методической конференции преподавателей академии (октябрь, 1999).- М.: «Русский врач». 1999. — 210 с.
  6. Алгоритмы в хирургии: Учебное пособие по хирургии с алгоритмом действий для учащихся мед. училищ / Дьячков Г. Г. Кудымкар: 1995. — 236 с.
  7. С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. М.: Высшая школа, 1975.
  8. В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2002. — 128 с.
  9. В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Лекция в слайдах. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  10. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методическийсборник. М., 2002.
  11. В.А. Построение нового метода обучения, адекватного инварианту деятельности. М.
  12. В.А. Путь к сквозной программе.// Вестник высшей школы, 1988, № 9, с. 50−53.
  13. В.А. Современная технология проектирования целей и содержания подготовки специалистов со средним и высшим образованием. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М. 1993. — 40 с.
  14. В.А. Теоретические и практические основы внедрения инвариантного подхода при подготовке специалиста. Учебно-методические пособие для преподавателей. Часть I. М. 1995, 16 с.
  15. В.А. Теоретические и практические основы разработки и внедрения нового типа кафедральных, медкафедральных и сквозных программ в медицинских и фармацевтических вузах. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М. -1999. — 18 с.
  16. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М., 2002.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. 336 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика1989.- 172 с.
  19. И.Н., Маколкин В. И., Мещерякова М. А., Померанцев В. П. и др. Квалификационная характеристика врача-выпускника по специальности 40 100 «Лечебое дело» // Рекомендована к утверждению Гособразованием СССР, 1989 (Приказ № 623 от 31 июля 1989). 11 с.
  20. О.П., Семенов Г. М. Лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. СПб.: Питер, 2000. — 480 с.
  21. О.П., Семенов Г. М. Лекции по оперативной хирургии и клинической анатомии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 480 с.
  22. О.П., Семенов Г. М. Оперативная хирургия и топографическая анатомия: практикум. СПб.: Питер. — 2001 — 880 с.
  23. В.А., Маркин В. И. Основы логики. М.: Космополис, 1994. 272 с.
  24. М.П. Общие основы технологии хирургических операций. -Ростов н/Д.: изд-во «Феникс». 1999. 544 с.
  25. М.П. Операционная техника. Тесты, ответы, комментарии. -Харьков, 1995.- 132 с.
  26. М.П. Шея. Клиническая анатомия и оперативная техника. Тесты. -Харьков. 1998.-48 с.
  27. М.П., Григорова И. А. Клиническая анатомия мозгового отдела головы. Харьков: Каравелла, 2002. — 240 с.
  28. М.П., Михалин М. А., Логвинов Ж. И., Падалица М. А. Вопросы для семестрового контроля знаний по клинической анатомии и технологии хирургических операций. Харьков, 2001, 42 с.
  29. М.П., Топоров Г. Н. Клиническая анатомия головы и шеи. -Харьков. «Фолио». — 2001. — 240 с.
  30. Т.Л., Аверин В. А. Психолого-педагогические аспекты медицинского образования. Екатеринбург: УрО РАН. — 2002. — 402 с.
  31. В.И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Часть IV. Форма тестовой ситуации и формирование теста. М.: МГУП, 2002, 83 с.
  32. В.И., Тягунова Т. Н. Культура компьютерного тестирования. Часть II. Программно-дидактическое тестовое задание. М.: МГУП, 2002,90 с.
  33. A.A. Психолого-педагогические основы образования взрослых контекстный подход. Новые знания. — 2001, № 1, — с. 8−12.
  34. A.A. Психолого-педагогические основы образования взрослых: современные модели обучения. Новые знания. 2002. — с.13−17.
  35. A.A. Психолого-педагогические проблемы повышения качества образования. Права личности и образование: глобальные и региональные проблемы и перспективы. Нижневартовск, 2001. — с. 170−178.
  36. A.A. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий. Завуч. 1998. 5, — с. 96−110.
  37. A.A., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для средних специальных учебных заведений). М.: 1990.-48 с.
  38. В. И., Прошутин В. Л., Рамишвили А. Д. Методическое обеспечение и опыт проведения экзаменов по системе компьютерного тестирования // Современные вопросы судебной медицины и экспертной практики: Сб.науч. работ. Ижевск, 1998.- Вып. 10. — С. 49−51.
  39. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Изд. МГУ, 1995,416 с.
  40. В.А., Белогурова В. А., Мещерякова М. А. О квалификационных характеристиках специалистов-выпускников медицинских и фармацевтических вузов. // Советское здравоохранение. 1991, № 5, с.57−62.
  41. Е.К., Дегтярев М. Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). Учебное пособие. М.: Наука, 1994.
  42. И.А., Митина A.M. Педагогические цели обучения в современной высшей школе. М.: Педагогика, 1989.
  43. О. В., Карась С. И. Структурирование тестовых заданий для компьютерного контроля в медицинских вузах // Медико-биологические аспекты нейро-гуморальной регуляции.: Тез. конф., посвящ. 35-летию ЦНИЛ. -Томск, 1997.-С. 348−350.
  44. А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. — 180 с.
  45. Высокие технологии в технике, медицине и образовании: Межвуз. сб. науч. тр. / Рос. акад. естеств. наук и др.- Редкол.: Я. Е. Львович отв. ред. и др. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. техн. ун-та.
  46. Высшее образование: Нормативные документы. Выпуск 1. Дополнительные квалификации / Сост. В. С. Сенашенко, М. П. Баранов, Ю. Б. Васенев и др. СПб., Изд-во С.Петерб. ун-та, 2002. — 488 с.
  47. И. В. Инновационные технологии преподавания нормальной анатомии в Военно-медицинской академии // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. 2000. — N 1. — С. 104−107.
  48. П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. -М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
  49. И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 1995.
  50. Главное качество // Вузовские вести. 2002. № 3.
  51. Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход // Педагогика, 1995. № 4. С. 94−105.
  52. Е.А. Менеджмент качества в образовательном учреждении. Ч. 1. Системы качества, основы менеджмента качества и управление затратами на качество / Е. А. Горбашко, А. А. Колесников, Т. И. Леонова, С. А. Степанов. СПб.: ИПЦ СПбГЭТУ (ЛЭТИ), 2000. 160с.
  53. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 40 100 «Лечебное дело». Квалификация врач. М.: 2000.
  54. Государственный образовательный стандарт высшего профессиональногообразования. Специальность 40 200 «Педиатрия». Квалификация врач. М.: 2000.
  55. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 40 300 «Медико-профилактическое дело». Квалификация врач. М.: 2000.
  56. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 40 400 «Стоматология». Квалификация врач-стоматолог. М.: 2000.
  57. В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  58. Р. К., Хилова Ю. К. Мультимедиа технологии: возможности и методология использования в учебном процессе // Вестн. Рос. воен.-мед. акад. -2000.-N 1.-С. 98−103.
  59. В. В., Лаптина В. И. Этапность и унификация педагогического процесса в курсе оперативной хирургии и топографической анатомии // Секция 1−3: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Сургут, 2000. — Ч. 1. — С. 37−38.
  60. . Образование сокрытое сокровище. UNESCO, 1996 // Университетская книга. 1997. № 4.
  61. М. С., Арсенова С. П. Современные тенденции системного подхода к разработке тестовых заданий (методические рекомендации для преподавателей) // Педиатрия. 2000. — N 2. — С. 75−81.
  62. М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект). М.: 2000. 276 с.
  63. А. Б., Иванова Л. И. Применение ЭВМ при тестовом контроле знаний // Материалы 49-й Региональной конференции по фармации, фармакологии и подготовке кадров. Пятигорск, 1994. — С. 226.
  64. Дополнительная профессиональная образовательная программа «Преподаватель высшей школы». Сборник рабочих программ и методическихрекомендаций./ Ред. О. Г. Проворов. Красноярск: Красноярский гос. университет, 2002. — 80 с.
  65. E.H., Юликов Л. И. Менеджмент: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.
  66. В. В., Бобрик А. В., Давыдова И. Б. Компьютерный мультимедийный учебный атлас «Lues». // Рос. журн. кож. и венер. Болезней. -1999.-N2.-С. 75−77.
  67. Единая методическая система института как методика внедрения современных достижений педагогической науки в практику обучения (Нормативная модель организации и управления учебным процессом). Проспект к экспозиции на ВДНХ. М. 1978. — 24 с.
  68. С.И., Калашников Р. Н. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Изд.2-е, испр. и прер. М.: «Медицина», 1979. -512с.
  69. Н. Ф., Орлов С. А., Койносов П. Г., Белов H. Н. Значение практических навыков в процессе изучения анатомии человека // Секция 1−3: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Сургут, 2000. — Ч. 1. — С. 27−29.
  70. Е. А., Андронов В. П., Аношкин Н. К. Формирование профессионального мышления у студентов // Анатомо-хирургическое и экспериментальное обоснование оперативных вмешательств. Саратов, 1996. — С. 6−7.
  71. В. Т., Бойко В. В. Имитационное моделирование в подготовке студентов старших курсов по хирургии // Клинич. Хирургия. 1995. — N 6. -С. 41−43.
  72. A.A. Двадцать шесть времен за двадцать шесть минут: Практическое руководство для очень занятых людей, начинающих обучаться переводу с английского на русский язык. 3-е изд., испр., дополн. — М.: 2001. -40 с.
  73. A.A., Захарова Т. Г. Как написать и защитить диссертацию. -СПб.: Питер, 2003.- 157 с.
  74. И.А. Ключевые компетентности новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня, 2003, № 5.
  75. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  76. Л.И., Коваленко A.B. Психология и педагогика высшей школы: Конспект лекций. Томский политех, ун-т. — Томск: Изд-во ТПУ, 1999.- 83 с.
  77. A.A. Логика: Учебник. М.: Гардарики, 1999. — 352 с.
  78. Избранные лекции по оперативной хирургии и топографической анатомии / A.B. Волков, В. А. Головнев. Новосибирск, 2001. — 243 с.
  79. Избранные лекции по оперативной хирургии и топографической анатомии / А. В. Волков, В. А. Головнев Новосибирск, 2001. — 243 с.
  80. Инновационные процессы в высшей школе // Материалы VII Международной научно-практической конференции / Кубан. гос. технол. ун-т. Краснодар, 2001. — 286 с.
  81. В. И. Сычеников И.А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе: Науч.-метод. пособие.-М.: Высшая школа, 1987.-141 с.
  82. И.И. Анатомо-хирургические задачи. Учебное пособие. -Куйбышев.: КМИ, 1985. 56 с.
  83. И.И. Топографическая анатомия и оперативная хирургия в терминах, понятиях, классификациях. Учебное пособие Оренбург, 1997. 148 с.
  84. О. М., Чмыхов А. Н. Сравнительно-тезаурусный метод и перспективы его использования при создании учебных пособий // Журн. приклад. Психологии. 2000. — N 1. — С. 39−43.
  85. А. М. Традиции и новации в обучении хирургии в медицинском вузе // Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1999. — 158. — N 4. — + 89−90.
  86. Качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995.
  87. Качество медицинской помощи (анализ и контроль): Учебно-метод. разработка для студентов и ординаторов факультета управления здравоохранением / В. В. Кучеренко и др. М.: 1997. — 30 с.
  88. Качество медицинской помощи. Учебно-методическая разработка кафедры социальной медицины, экономики и организации здравоохранения / Под ред. Проф. В. 3. Кучеренко М.: ММА им И. М. Сеченова 1997. 30 с.
  89. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Второй (1993 г.) и третий (1994 г.) симпозиумы / Под ред. А. И. Субетто и Н. А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста.
  90. И.Д., Смирнова Э. Д. Клиническая анатомия. Кн. 1: Клиническая анатомия: голова, шея, торс. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2002.-421 с.
  91. И.Д., Смирнова Э. Д. Клиническая анатомия. Кн. 2: Клиническая анатомия: верхняя и нижняя конечности. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2002. — 316 с.
  92. Клиническая анатомия и оперативная хирургия (задачи и вопросы с вариантами ответов), ред.В. К. Татьянченко. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. 640 с.
  93. Клиническая анатомия и оперативная хирургия: (Задачи и вопросы с вариантами ответов) / Татьянченко В. К., Овсянников А. В., Коган М. И. и др. -Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 638 с.
  94. И.И. Основы педагогики высшей школы. Киев-Одесса: Вища школа, 1978. — 286 с.
  95. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  96. Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. № 3.
  97. Г. А., Наваркин М. В. Современные технологии высшего медицинского образования // Бюл. НИИ социал. гигиены, экономики и упр. здравоохранением им. H.A. Семашко. 2001. — N 1. — С. 146−148.
  98. А. В., Шевченко Е. В., Рязанова Е. JI. Формирование профессионально-значимых мыслительных знаний и способов деятельности устудентов медвузов при изучении курса физики // Сиб. мед. журнал. 1999. -16.-N 1.-С. 70−72.
  99. A.B., Попков В. А. Очерки прикладной методологии процесса вузовского обучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. — 352 с.
  100. A.B., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 300 с.
  101. Э.Н. Концепция менеджмента. Учебное пособие. М. «Дека». -1996,303 с.
  102. И. И. Попков В.А. Педагогические аспекты высшего медицинского образования. М.: 2003. — 200 с.
  103. Краткий терминологический словарь по тестовой теории. Информационный бюллетень «Тесты в образовании», 1999, вып. 1.
  104. М. Г., Удальцов Ю. А., Погромов А. П. и др. Активные компьютерные системы для медицинского образования: Подход и реализация // Вестн. Рос. АМН. 1995.-N 10. — С. 68−71.
  105. Н.В., Уколова Е. М., Молчанов A.C., Смирнова Н. Б., Зорин К. В. Врач-педагог в изменяющимся мире: традиции и новации. М.: ГОУ ВУНМЦ1. МЗ РФ, 2001.-304 с.
  106. В.Г. Концепция развития тестовой технологии контроля уровня обученности студентов в системе профессионального образования России. Информационный бюллетень «Тесты в образовании», 1999, вып. 1.
  107. И.Ж., Новоднов В. Г. О сравнении педагогических технологий // Высшее образование в России. 1994, № 1.
  108. В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 320 с.
  109. Г. А. Психолого-педагогические основы подготовки студентов ВТУЗа к применению знаний в профессиональной деятельности. Челябинск: Изд-во ЧГАУ, 2000.- 130 с.
  110. Ю.М. Лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии. М. РГМУ, — 1994, 278 с.
  111. И. А., Карась С. И. Программный комплекс для компьютерной реализации клинических задач // Медико-биологические аспекты нейро-гуморальной регуляции: Труды конф., посвящ. 35-летию ЦНИЛ. Томск, 1997.-С. 359−361.
  112. Ю. М., Маркварде М. М. Информационные технологии в учебном процессе высшей школы в современных условиях. // Мед. новости.1999.-N5.-С. 21−26.
  113. Материалы государственной аттестации выпускников специальности 40 300 «Медико-профилактическое дело».
  114. Материалы к итоговой государственной аттестации выпускников медицинских и фармацевтических вузов по специальности 40 300 «Медико-профилактическое дело». М.: 2000. 48 с.
  115. М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
  116. М., Айберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М., «Дело». -2004. 702 с.
  117. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе / Под ред. М. Б. Челышковой и Б. А. Савельева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995, — 78 с.
  118. Мониторинг качества образования / Н. Д. Гуськова, Н. П. Макаркин, Т. А. Салимова // Стандарты и качество. 2000. № 5. С. 86−88.
  119. Т.Е. Теоретические основы операционально-деятельностных технологий обучения. М.: Прометей, 2000. — 146 с.
  120. Настройка образовательных структур в Европе- Основы/Качество образования. Библиографический указатель. Болонский процесс в документах /
  121. Сост. и пер. Е. В. Шевченко. М.: Логос, 2003.- 200 с.
  122. Ю.М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М.: 2000. — 168 с.
  123. А. В. Постановка и разработка проблемы перехода к педагогике со-творчества // Народ, медицина России: теория и практика. 2001. — N 2. — С. 12−14.
  124. H.H. Концепция непрерывного образования: выступление на заседании бюро отделения базового проф. Образования Рос. академии образования. Специалист. 1996. — № 4. — с. 2−3.
  125. К. А. Видеофильм в учебном процессе // Новые технологии в здравоохранении и медицинском образовании: Материалы науч.-метод. конф. СПбГМУ им. И. П. Павлова, 7 июня 1999 г. СПб., 1999. — С. 220−221.
  126. А. А., Максимов А. Г. Использование компьютерных программ для оценки знаний и обучения // Воен.-мед. журн. 1998. — 319. — N 9. — 20 с.
  127. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон РФ от 22.08.96 № 125-ФЗ, в ред. Федерального закона от 10.07.2000 № 92-ФЗ.
  128. Об образовании. Закон РФ от 10.07.92 № 3266−1, в ред. федеральных законов от 13.01.96 № 12-ФЗ, от 16.11.97 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ и от 07.08.200 № 122-ФЗ.
  129. Образование, которое мы можем потерять. Сборник под общей редакцией
  130. В.А.Садовничего. M.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт компьютерных исследований, 2002. — 288 с.
  131. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов. Под ред.
  132. A.В.Петровского. Изд. 2-е, доп. и перер. М.: «Просвещение», 1976.-480 с.
  133. С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1991.
  134. О.П. Современные технологии обучения в вузе. Сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994, № 2.
  135. В. Введение в общую дидактику. М.: 1990. — 382 с.
  136. Оперативная хирургия и топографическая анатомия с элементами программированного контроля (для студентов педиатрических факультетов). Учебно-методическое пособие. Ред. В. Г. Владимиров., М., РГМУ, 1994, 94 с.
  137. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Под ред.В. В. Кованова. М.: «Медицина», 1978.-416 с.
  138. Операции на покровах тела и конечностях: Учеб. пособие по оперативной хирургии и топографической анатомии / Минеев К. П. -Ульяновск: Симб. кн., 1995.- 236 с.
  139. Организация курсового экзамена по оперативной хирургии и топографической анатомии: Методические рекомендации / Составители:
  140. B.Г.Владимиров, И. И. Каган, Н. С. Желтиков, С. В. Чемезов, А. Н. Андрейцев, А. А. Коноплев. Под ред проф. В. Г. Владимирова и проф. И. И. Кагана. Москва -Оренбург, 2005.-60 с.
  141. Ю.М. Компоненты педагогического мастерства как факторы эффективности деятельности обучения. Метод, разработка для преподавателей мед.вузов. M.: I ММИ им. И. М. Сеченова, 1984. 27 с.
  142. Ю.М. Эксперимент в педагогике. Серия: Педагогика. М.: «Имприт-Гольфстрим», 1998. 36 с.
  143. Оскарссон Б. Базовые навыки как интегрирующий фактор учебного плана
  144. Оценка качества профессионального образования. Доклад 5, май 2001 г. / Под общ.ред. В. И. Байденко и Дж. ван Зантворта. Проект Тасис ДЕЛФИ. 186 с.
  145. Основы педагогики и психологии высшей школы. Ред. А. В. Петровского. -М. Московский университет. — 1986. — 304 с.
  146. Г. Е., Бомаш Ю. М., Лубоцкий Д. Н. Оперативная хирургия и топографическая анатомия. Курск.: АП «Курск" — Москва: АОЗТ «Литера», 1995.-720 с.
  147. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1998.
  148. Педагогика и психология высшего медицинского образования: Материалы науч.-метод. конф. / Чуваш, гос. ун-т им. И. Н. Ульянова- Редкол.: А. В. Голенков (отв. ред.) и др. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002. — 126 с.
  149. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для студентов и аспирантов вузов. Авт. кол. М.В.Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко и др. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 543 с.
  150. Педагогика профессионального образования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. П. Пашков и др.- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  151. Ю.А., Захаров A.A. Методические принципы теорий. Озерск: ОТИМИФИ, 2000.-35 с.
  152. Ю.А., Захаров A.A. Общая методология мышления. М.: Компания Спутник+, 2001. — 43 с.
  153. Ю.А., Захаров A.A. Практическая методология. Озерск.: ОТИ МИФИ, 2001.- 107 с.
  154. П.И., Фридман Л. М., Тару нов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Пед. общество России, 1999.-352 с.
  155. И. С., Булгаров А. П. Технология компьютерного контролязнаний на стоматологическом факультете // Актуальные проблемы стоматологии: Материалы Всерос. науч.-практ.конф., (14−15 окт. 1998 г.). -Чита, 1998.-С. 21−22.
  156. С. 3., Петрик Ю. С., Пискунов Г. 3., Лица Д. В. и др. Типы тестовых заданий для контроля знаний в оториноларингологии, оценка их трудности и надежности // Рос. Ринология. 1997. — N 4. — С. 35-39.
  157. С.И. Качество высшего образования. М.: Национальный институт бизнеса. 2003. — 654 с.
  158. A.A. Психология, педагогика, акмеология высшего образования: Учебное пособие для преподавателей вузов. Саратов: Сарат.гос. техн. ун-т, 2002. — 32 с.
  159. В.А., Коржуев A.B., Рязанова E.J1. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования. М.: Изд-во МГУ, 2001.- 168 с.
  160. В. Н. Новые информационные образовательные технологии XXI века: По материалам междунар. науч.-практ. конф., 15−16 мая 2001 г., Москва // Медицина катастроф. 2001. — N 2. — С. 67−68.
  161. Прикладная социология и менеджмент: Хрестоматия / Под редакцией А. И. Кравченко. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 512 с.
  162. Программа по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов лечебных, педиатрических, стоматологических факультетов медицинских институтов. М. 1975. — 36 с.
  163. Программа по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов высших медицинских учебных заведений. М. 1995. — 34 с.
  164. Н. Э. Опыт внедрения новых образовательных технологий в систему высшего сестринского медицинского образования // Рос. морфол. Ведомости. 2000. — N3−4. — С. 12−15.
  165. Психология и педагогика: Учебное пособие. Авт. кол. К. А. Абульханова, Е. Г. Баранов, Е. Н. Богданов и др. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. — 584 с.
  166. А. Н. Применение мультимедийных технологий в травматологии и ортопедии // Компьютерные технологии в медицине, 1997. — N 1.- С. 82−84.
  167. Реформы образования: аналитический обзор / Под ред. В. М. Филиппова. -М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003. 303 с.
  168. Д. А., Ананьев И. Н. Самообучающиеся нейронные сети в медицине // Впервые в медицине, 1995. — N 1. — С. 8−10.
  169. СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. — ил. -(Серия «Мастера психологии»).
  170. А.Ф. Топографическая анатомия и хирургия органов брюшной пололости.: Практическое пособие. 2-е изд., стер. — М.: Высшая школа, 1997. -319с.
  171. С лидерами, но без аутсайдеров.// Платное образование, 2003, № 7(9), с.4
  172. А. И. «Алгоритм диагностики болезни» как средство обучения внутренним болезням студентов IV-V курсов // Актуальные вопросы внутренней медицины и педагогики: Сб. науч. тр. М., 2000. — С. 265−274.
  173. А .Я. Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа. 1990, № 3−4.
  174. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования //Высшее образование в России, 1994. № 2.
  175. .А., Масленников A.C. Оценка уровня обученности студентов в целях аттестации образовательного учреждения профессионального образования: Учеб. пособие. Йошкар-Ола: Центр государственной аккредитации, 2004. — 84 с.
  176. А. Н. Об учебном задании по тестовому контролю знаний //Секция 1−3: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Сургут, 2000. — Ч. 1. -С. 31−33.
  177. М.Р., Никитюк Д. Б., Оганесян М. В., Чава C.B. Ситуационные задачи по ангионеврологии. M. — ММА им. И. М. Сеченова, 2002. — 24 с.
  178. М.Р., Герасимович Г. И. Моделирование типовых гинекологических операций в ходе учебного процесса. // Казан, мед. журнал. -1997.78.-№ 2.-С. 150−151.
  179. Сборник тестовых заданий для итоговой государственной аттестации выпускников медвуза по специальности 40 100 «Лечебное дело». Выпуск 1. Изд. дом «Русский врач», М.: 1998,376 с.
  180. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — 79 с.
  181. Г. М. Основные направления учебно-методической работы на кафедре оперативной хирургии и клинической анатомии СПбГМУ им. акад. И.
  182. П. Павлова // Вопросы клинической, экспериментальной хирургии и прикладной анатомии. СПб., 1998.-С. 16−22.
  183. Система обеспечения качества подготовки специалистов в медицинском вузе: / Под ред. Проф.П.В.Ромашова/ СПб: СПбГМА им. И. И. Мечникова. -2004. 234 с.
  184. В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 368 с.
  185. В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2000. — 216 с.
  186. Ю. П. Некоторые вопросы формирования хирургических навыков у студентов // Человек и его здоровье: (Сб. науч. работ). Курск, 2000. — Вып. 3.-С. 363−369.
  187. Ю.П. К определению понятий и содержания в анатомии / Теория и практика прикладных анатомических исследований в хирургии. Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред.Н. Ф. Фомина. -Спб.: Воен.-мед. акад., 2001. С. 126−127.
  188. Ю.П., Бежин А. И. Методические рекомендации по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов 3−4 курсов лечебного факультета и факультета медицинских психологов. Курск, КГМУ, 1998.-68 с.
  189. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для студентов. М.: Academia, 2001. -302 с.
  190. А.Г. Основы философии: учебное пособие для вузов. М.: Политиздат, 1988. — 592 с.
  191. И.А., Владимирцев В. А., Белогурова В. А. Опыт разработки сквозных программ специальностей в медицинских и фармацевтических вузах // Современная высшая школа. 1988, № 3(63), с. 61−69.
  192. Н.Ф. Деятельностный подход к механизмам обобщений в процессе обучения. Вопросы психологии. -2001. -№ 3. с. 3−16.
  193. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.-288 с.
  194. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. Учебное пособие. Для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Academia, 2002.- 189 с.
  195. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа. 1977, № 1.
  196. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  197. Н.Ф., Печенюк Н. Г. Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1987. — 176 с.
  198. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня, 2004. № 3. с.20−26.
  199. Теория и практика прикладных анатомических исследований в хирургии. Материалы Всероссийской научной конференции / Под ред.Н. Ф. Фомина. -Спб.: Воен.-мед. акад., 2001. 156 с.
  200. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 40 300 «Медико-профилактическое дело» / Ред. В. Ф. Кириллов. М.: ГОУ ВУНМЦРФ, 2001.-368 с.
  201. В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России // Aima mater.- M., — 2002. № 1. — С.33−35.
  202. С.Н. Педагогика и психология высшей школы в схемах и определениях. Учебное пособие. М.: Моск. академия МВД России, 2001.-116 с.
  203. Топографическая анатомия и оперативная хирургия: Учеб. для студентов мед. вузов: В 2 т. / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян, И. В. Фраучи- Под ред. Ю. М. Лопухина. М.: ГЭОТАР-МЕД., 2001. — 1424 с.
  204. В. И., Федянин В. И. Анализ применения компьютерных технологий для оптимизации процесса обучения // Высокие технологии в технике, медицине и образовании: Межвуз. сб.науч. тр. Воронеж, 1997. — Ч. 2.-С. 176−182.
  205. Р. К., Бисенова H. М. Некоторые методические принципыпреподавания в медицинских вузах // Астана медициналык журналы. 1999. -N3.-С. 113−116.
  206. Т.Н. Философия и концепция компьютерного тестирования. М.: МГУП, 2003.-246 с.
  207. Управление качеством образовательной деятельности / Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина, Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2003. — 56 с. (Серия «Внутривузовские системы обеспечения и контроля качества подготовки специалистов»).
  208. Управление качеством подготовки специалистов по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия». Сост. М. Д. Романов, Изд. Мордов. гос. университет, Саранск, 2002.
  209. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. — 262 с.
  210. Л. В., Решетова 3. А., Зюков О. Л., Сизоненко Н. С. Создание обучающих технологий по неотложной медицинской помощи // Мед. вести, -1997.- N2.- С. 39−41.
  211. Учебно-методическое пособие по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов педиатрического факультета медицинских вузов / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян. М.: ГЭОТАР-МЕД., 2001.-279 с.
  212. Учебно-методическое пособие по топографической анатомии и оперативной хирургии для студентов педиатрического факультета медицинских вузов: Учебное пособие для вузовХХ1 век / В. И. Сергиенко, Э. А. Петросян М.: Гэотар-Мед., 2001, — 279 с.
  213. Г. А., Григорук Н. П., Шраер О. Т. и др. Компьютерное тестирование при изучении акушерства // Вестн. Росс, ассоц. акушеров-гинекологов. 1996.- N3.- С. 64−65.
  214. И.М. Проблемные ситуации и развитие активности личности //М.: Знание, 1981,45 с.
  215. В.М. Модернизация Российского образования. М.: Просвещение, 2003. — 96 с. — (Тематическое приложение № 1 к журналу «Вестник образования»).
  216. Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  217. Ю.Г. Психодидактика высшей школы. Психолого-дидактические основы преподавания. М.: Изд-во МГТУ, 2000. 423 с.
  218. Фонды комплексных квалификационных заданий по специальностям высшего образования. Методические рекомендации по разработке / Под ред. В. П. Беспалько, Н. А. Селезневой М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1989 г.
  219. Формирование клинического мышления у студентов на кафедрах оперативной хирургии в современных условиях. Материалы Всероссийской учебно-методической конференции. Пермь.: 2000. 202 с.
  220. Формирование приемов математического мышления / Ред. Н. Ф. Талызина.- М.: ТОО «Вентана-Граф», 1995. 232 с.
  221. Р. М. Компьютеризация учебного процесса: Внедрение или концепция? // Морфология. 2001. — 119. — N 3. — С. 94−96.
  222. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.
  223. A.B., Витчинкин В. Г., Котюх Ю. В., Малеев Ю. В. Топографо-анатомические задачи (учебно-методические рекомендации для студентов, клинических интернов и ординаторов). Воронеж, 1999. — 33 с.
  224. A.B., Витчинкин В. Г., Котюх Ю. В., Якушева Н. В., Малеев Ю. В., Исаев A.B. Методические разработки к практическим занятиям для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Воронеж, 2001. — 69 с.
  225. Е. В., Хлопенко Н. А. Новый взгляд на работу преподавателя в вузе // Бюл. Вост-Сиб. науч. центра Сиб. отд-ния Рос. акад. мед.наук. 1997. -N 1. — С. 84−85.
  226. Н.В. Высшая школа: технология обучения. М.: Вузовская книга, 2000.-80 с.
  227. Н. А., Игнатов Ю. Д., Петрищев Н. Н., Гриценко В. В. и др. Цель старая, задачи новые. О преподавании хирургии студентам медицинских вузов
  228. Вестн. хирургии им. И. И. Грекова. 1999. — 158. — N 4. — С. 91−94.
  229. Amin А., Amen F. eSTEP: a Web-based learning resource for basic surgical trainees // Hosp. Med.- 2002 Feb.- vol.63(2).-P.l 10−111
  230. Avis N.J., Briggs N.M., Kleinermann F., Hose D.R., Brown B.H., Edwards M.H. Anatomical and physiological models for surgical simulation // Stud. Health. Technol. Inform.-1999.- vol. 62.- P. 23−29.
  231. Awad S.S., Liscum K.R., Aoki N et al. Does the subjective evaluation of medical student surgical knowledge correlate with written and oral exam performance?//J. Surg. Res.- 2002 May 1.- vol. 104(1).- P.36−39.
  232. Aziz M.A., McKenzie J.C., Wilson J.S.et al. The human cadaver in the age of biomedical informatics//Anat. Ree.- 2002 Feb 15.- vol.269(l).- P.20−32.
  233. Bacro Т., Gilbertson В., Coultas J. Web-delivery of anatomy video clips using a CD-ROM // Anat.Rec.- 2000 Apr 15.- vol. 261(2).- P. 78−82.
  234. Ballantyne G.H., Kelley W. E Jr. Granting clinical privileges for telerobotic surgery // Surg. Laparosc. Endosc. Percutan. Tech.- 2002 Feb.- vol.12(1).- P.17−25
  235. Beard J.D., Robinson J., Smout J. Problem-based learning for surgical trainees. // Ann. R. Coll. Surg. Engl.- 2002 Jul.- vol.84(4).-P.227−229.
  236. Berns Т., Peuker E, Filler Т., Senninger N. Klinische Anatomie in der Chirurgischen Aus- und Weiterbildung // Langenbecks Arch.Chir.Suppl.Kongressbd. 1998.- bd. 115.- S.816−819.
  237. Boon J.M., Meiring J.H., Richards P.A., Jacobs C.J. Evaluation of clinical relevance of problem-oriented teaching in undergraduate anatomy at the University of Pretoria// Surg. Radiol. Anat.-2001.- vol. 23(1).- P. 57−60.
  238. Bourguet C.C., Whittier W.L., Taslitz N. Survey of the educational roles of thefaculty of anatomy departments I I Clin. Anat.-1997. vol. 10(4).- P. 264−271.
  239. Carmichael S.W., Pawlina W. Animated PowerPoint as a tool to teach anatomy // Anat.Rec.- 2000 Apr 15.- vol. 261(2).-P.3−8.
  240. Chen M.Y., Boehme J.M., Schwarz D.L., Liebkemann W.D., Bartholmai B.J., Wolfman N.T. Radiographic anatomy: multimedia interactive instructional software on CD-ROM// AJR Am. J. Roentgenol.-1999 Nov.- vol. 173(5).- P. 1181−1184.
  241. Cook P. Sheet plastination as a clinically based teaching aid at the University of Auckland // Acta. Anat-(Basel).-1997.- vol. 158(1).- P. 33−36.
  242. Delingette H., Cotin S., Ayache N. Efficient linear elastic models of soft tissues for real-time surgery simulation // Stud. Health. Technol. Inform.-1999.- vol. 62, — P. 100−101.
  243. Dev P., Montgomery K., Senger S. et al. Simulated medical learning environments on the Internet // J. Am. Med. Inform. Assoc.- 2002 Sep-Oct.-vol.9(5).- P.437−447.
  244. Dinsmore C.E., Daugherty S., Zeitz H.J. Student responses to the grossanatomy laboratory in a medical curriculum 11 Clin. Anat.-2001 May.- vol. 14(3).- P. 231−236.
  245. Donias H.W., Karamanoukian R.L., Glick P.L. et al. Survey of resident training in robotic surgery // Am. Surg.- 2002 Feb.- vol.68(2).- P. 177−181
  246. Drake R.L. Anatomy education in a changing medical curriculum // Kaibogaku. Zasshi.-1999 Aug.- vol. 74(4).- P. 487−490.
  247. Feigin D.S., Smirniotopoulos J.G., Neher T.J. Retention of radiographic anatomy of the chest by 4th-year medical students //Acad. Radiol.- 2002 Jan.-vol.9(l).- P.82−88.
  248. Filler T.J., Abele H, Vollmar-Hesse I., Peuker E.T. Neue Wege der Internetgestutzten Lehre in der Anatomie. New paths for Internet generated learning in anatomy. // Anat. Anz. -1999 Sep.- vol. 181(5).- P. 499−508.
  249. Filler T.J., Jerosch J., Peuker E.T. Live interdisciplinary teaching via the internet// Comput. Methods. Programs Biomed.- 2000 Mar.- vol. 61(3).- P. 157−162.
  250. Franke C., Holzum A., Bohner H. et al Computer-assisted case-based education in surgery. [Article in German] //Chirurg.- 2002 May.- vol.73(5).- P.487−491
  251. Frasca D., Malezieux R., Mertens P., Neidhardt J.P., Voiglio E.J. Review anc evaluation of anatomy sites on the Internet (updated 1999) // Surg. Radiol. Anat.-2000.-vol. 22(2).-P. 107−110.
  252. Giffin B.F., Drake R.L. Gross anatomy of the head and neck and neuroscience in an integrated first-year medical school curriculum //Anat. Ree.- 2000 Apr 15.- vol. 261(2).-P. 89−93.
  253. Gorman P.J., Meier A.H., Krummel T.M. Simulation and virtual reality in surgical // Stud. Health. Technol. Inform.-1999.- vol. 62.- P. 174−178.
  254. Gul Y.A., Wan A.C., Darzi A. Undergraduate surgical teaching utilizing telemedicine // Med. Educ.-1999 Aug.- vol. 33(8).- P. 596−599.
  255. Guttmann G.D. Animating functional anatomy for the web // Anat.Rec. 2000 Apr 15.- vol. 261(2).- P. 57−63.
  256. Guttmann G.D. Spilling the beans on java 3D: a tool for the virtual anatomist // Anat. Rec.-1999 Apr.- vol. 257(2).- P. 73−79.
  257. Hallgren R.C., Parkhurst P.E., Monson C.L., Crewe N.M. An interactive, web-based tool for learning anatomic landmarks // Acad. Med.- 2002 Mar.- vol.77(3).-P.263−265.
  258. Hamdorf J.M., Hall J.C. The development of undergraduate curricula in surgery: III. Assessment//ANZ J. Surg.-2001 Mar.-vol. 71(3). P. 178−183.
  259. Hashizume M., Konishi K., Tsutsumi N., et al. A new era of robotic surgery assisted by a computer-enhanced surgical system // Surgery.- 2002 Jan.- vol. 131(1 Suppl).- P. S330−333
  260. Hoffman H., Murray M. Anatomic VisualizeR: realizing the vision of a VR-based learning environment // Stud. Health. Technol. Inform.-1999.- vol. 62.- P. 134 140.
  261. Hoffman H., Murray M. Hettinger L., Viirre E. Assessing a VR-based learning environment for anatomy education // Stud.Health.Technol.Inform. 1998.- vol.50.-P.336−340.
  262. Hoffman H., Murray M., Danks M., Prayaga R., Irwin A., Vu D. A flexible and extensible object-oriented 3D architecture: application in the development of virtual anatomy lessons // Stud. Health. Technol. Inform.-1997.- vol. 39.- P. 461 466.
  263. Hoffman H., Vu D. Virtual reality: teaching tool of the twenty-first century? // Acad. Med.-1997 Dec.- vol. 72(12).- P. 1076−1081.
  264. Hoffman H.M., Colt H.G., Haas A. Development of an experimental paradigm in which to examine human learning using two computer-based formats // Stud. Health. Technol. Inform.-2001.- vol. 81.- P. 187−191.
  265. Hubbell D.S., Dwornik J.J., Alway S.E. et al. Teaching gross anatomy using living tissue//Clin. Anat.- 2002 Mar.- vol. 15(2).- P. 157−159.
  266. John N.W., Riding M., Phillips N.I., Mackay S., Steineke L., Fontaine B., Reitmayr G., Valencic V., Zimic N., Emmen A., Manolakaki E., Theodoros D. Web-based surgical educational tools // Stud. Health. Technol. Inform. -2001.- vol. 81.- P. 212−217.
  267. Johnson J.H. Importance of dissection in learning anatomy: personal dissection versus peer teaching // Clin. Anat.- 2002 Jan.- vol. 15(1).- P.38−44
  268. Jones D.G. What is anatomy? Implications for anatomy as a discipline and for Clinical Anatomy as a journal.// Clin. Anat.- 2000.- vol. 13(2). P. 151−154.
  269. Jonsson V., Lyngdorf P., Bygum T. et al. Problembaseret undervisning pa medicinstudiet // Ugeskr.Laeger.- 2000 Feb 21.- 162(8): 1068−72
  270. Kagan I.I. Traditions and peculiarities of clinical anatomy education in Russia // Clin. Anat.- 2002 Mar.- vol. 15(2).- P. 152−156
  271. Kallinowski F., Mehrabi A., Schwarzer H., Herfarth C. Entwicklung einer multimedialen CD-ROM-Reihe zur Verbesserung der chirurgischen Aus- und Weiterbildung // Langenbecks Arch.Chir.Suppl.Kongressbd.- 1998.- bd. l 15.- S.885−887.
  272. Kaufmann C., Rhee P., Burris D. Telepresence surgery system enhances medical student surgery training // Stud. Health. Technol. Inform.-1999.- vol. 62.- P. 174−178.
  273. Kaufmann C.R. Computers in surgical education and the operating room // Ann. Chir. Gynaecol.-2001.- vol. 90(2).- P. 141−146.
  274. Kim S., Brinkley J.F., Rosse C. Design features of on-line anatomy information resources: a comparison with the Digital Anatomist // Proc. AMIA1. Symp.-1999.- P. 560−564.
  275. Konig S., Markus P.M., Becker H. Lehren und Lernen in der Chirurgie--das Gottinger Curriculum. Teaching and learning in surgery—The Gottingen curriculum. // Chirurg.-2001 May.- vol. 72(5).- P. 613−620.
  276. Kuppersmith R.B., Johnston R., Moreau D., Loftin R.B., Jenkins H. Building a virtual reality temporal bone dissection simulator // Stud. Health. Technol. Inform.-1997.-vol. 39.-P. 180−39.
  277. Lange T., Indelicato D J., Rosen J.M. Virtual reality in surgical training // Surg. Oncol. Clin. N. Am. -2000 Jan.- vol.9(l).- P. 61−79.
  278. Larsson A. Intracorporeal suturing and knot tying in surgical simulation // Stud. Health. Technol. Inform. -2001. vol. 81, — P. 266−271.
  279. Larsson A. An open and flexible framework for computer aided surgical training// Stud. Health. Technol. Inform.-2001.- vol. 81.- P. 263−265.
  280. Leong S.K. Back to basics // Clin. Anat.-1999.- vol. 12(6).- P. 422−426.
  281. Levine M.G., Stempak J. Conyers G., Walters J.A. Implementing and integrating computer-based activities into a problem-based gross anatomy curriculum //Clin. Anat.-1999.-vol. 12(3).-P. 191−198.
  282. Lukic I. K., Gluncic V., Katavic V., Petanjek Z., Jalsovec D., Marusic A. Weekly quizzes in extended-matching format as a means of monitoring students' progress in gross anatomy // Ann. Anat.-2001 Nov.- vol. 183(6).- P. 575−579.
  283. Lynch T.G., Steele D.J., Johnson Palensky J.E., Lacy N.L., Duffy S.W. Learning preferences, computer attitudes, and test performance with computer-aided instruction// Am. J. Surg.-2001 Apr.- vol. 181(4). P. 368−371.
  284. Mackay S., Morgan P., Datta V. et al. Practice distribution in procedural skillstraining: a randomized controlled trial // Surg. Endosc.- 2002 Jun.- vol. 16(6).-P.957−961.
  285. Marescaux J., Soler L., Mutter D. et al. Virtual university applied to telesurgery: from teleeducation to telemanipulation // Stud.Health.Technol.Inform. -2000.- vol. 70.-P. 195−201.
  286. Mason T.P., Applebaum E.L., Rasmussen M et al. The virtual temporal be Stud.Health.Technol.Inform.- 1998.- vol.50.- P 346−352.
  287. Masuda Y., Yoshida Y., Minagawa K., Zhang J., Yohro T. Setting up and features of a database of images of plastinated materials // Acta. Anat-(Basel).-1997.-vol. 158(1).-P. 10−20.
  288. Mc-Garvey M.A., Farrell T., Conroy R.M., Kandiah S., Monkhouse W.S. Dissection: a positive experience // Clin. Anat.-2001 May.- vol. 14(3).- P. 227−230.
  289. Miller S.A., Perrotti W., Silverthorn D.U.et al. From college to clinic: reasoning over memorization is key for understanding anatomy// Anat. Rec.- 2002 Apr 15.- vol.269(2).- P.69−80.
  290. Nieder G. L, Scott J.N., Anderson M.D. Using Quick Time virtual reality objects in computer-assisted instruction of gross anatomy: Yorick-the VR Skull // Clin. Anat.- 2000.- vol. 13(4).- P.287−293.
  291. O’Toole R.V., Playter R.R., Krummel T.M., Blank W.C., Cornelius N.H., Roberts W.R., Bell W.J., Raibert M. Measuring and developing suturing technique with a virtual reality surgical simulator // J. Am. Coll. Surg.-1999 Jul.- vol. 189(1). -P. 114−127.
  292. Pabst R., Rothkotter H.J. Retrospective evaluation of undergraduate medical education by doctors at the end of their residency time in hospitals: consequences forthe anatomical curriculum //Anat. Rec.-1997 Dec.- vol. 249(4).- P. 431−434.
  293. Park A., Schwartz R.W., Witzke D.B., Roth J.S., Mastrangelo M., Birch D.W., Jennings C.D., Lee E.Y., Hoskins J. A pilot study of new approaches to teaching anatomy and pathology// Surg. Endosc.-2001 Mar.- vol. 15 (3)P. 245−250.
  294. Parker L.M. What’s wrong with the dead body? Use of the human cadaver in medical education //Med. J. Aust.- 2002, Jan 21.- vol. 176(2).- P 74−76.
  295. Percac S., McArdle P.J. Anatomy teaching: students' perceptions // Surg. Radiol. Anat.-1997.-vol. 19(5).-P. 315−317.
  296. Peuker.E-T, Filler T.J., Berns T. et al. Klinische Anatomie als integrierendes Element in der Lehre der operativen Facher // Chirurg.- 1998 Dec.-69(12).- vol.l.-P.324−328.
  297. Phillips P. S. Running a life drawing class for pre-clinical medical students // Med. Educ.-2000 Dec.- vol. 34(12).- P. 1020−1025.
  298. Power D.M., Forshaw M.J., Dinkara E.B. Anatomy, demonstrating and basic surgical training // Ann. R. Coll. Surg. Engl.-1999 May.- vol. 81(3 Suppl).- P. 133 134.
  299. Rasch G. Probabilistic Models for Some Intelligence and Attainment Tests, 1960, Copenhagen, Denmark: Danish Institute for Educational Research.
  300. Reidenberg J.S., Laitman J.T. The new face of gross anatomy // Anat. Rec-2002, — Apr 15.- vol.269(2).- P.81−88.
  301. Ribas G.C., Bento R.F., Rodrigues A.J. Anaglyphic three-dimensional stereoscopic printing: revival of an old method for anatomical and surgical teaching and reporting // J. Neurosurg.-2001 Dec.- vol. 95(6).- P. 1057−1066.
  302. Rizzolo L. J, Aden M., Stewart W.B.Correlation of Web usage and exam performance in a human anatomy and development course //Clin. Anat.- 2002,-Aug.-vol. 15(5).-P.351−355.
  303. Rogers D.A., Regehr G., MacDonald J. A role for error training in surgical technical skill instruction and evaluation // Am. J.Surg.- 2002 Mar.- vol. 183(3).1. P.242−245
  304. Rolland J.P., Wright D.L., Kancherla A.R. Towards a novel augmented-reality tool to visualize dynamic 3-D anatomy // Stud. Health. Technol. Inform.-1997.- vol. 39.-P 337−348.
  305. Summers A.N., Rinehart G.C., Simpson D., Redlich P.N. Acquisition of surgical skills: a randomized trial of didactic, videotape, and computer-based training // Surgery.-1999 Aug.- vol. 126(2).- P.330−336.
  306. Suzuki N., Hattori.A., Ezumi T. et al. Simulator for virtual surgery using deformable organ models and force feedback system / /Stud. Health.Technol. Inform.- 1998.- vol.50.- P.227−233.
  307. Taguchi M. Shimaguchi S., Koike F., Yoshida Y. The potentially best stereographic presentation of the plastinated anatomical specimen // Acta. Anat-(Basel).-1997.- vol. 158(1).- P.21−25.
  308. Tavares M.A., Amandio J.V., Cunha N.T. et al. Evaluation of practical sessions in clinical anatomy: a strategy for educational improvement // Clin. Anat.-2002 Jan.- vol. 15(1).-P: 51−55
  309. Tavares M.A., Dinis-Machado J., Silva M.C. Computer-based sessions in radiological anatomy: one year’s experience in clinical anatomy // Surg. Radiol. Anat.-2000.- vol. 22(1).- P. 29−34.
  310. Tavares M.A., Silva M.C. Evaluation of the Clinical Anatomy Program in the Medical School of Porto by two cohorts of students //Clin. Anat.- 2002 Jan.-vol.l5(l).- P.56−61.
  311. Tavares M.A., Silva M.C. Handouts as an educational support for the teaching/learning program in clinical anatomy // Clin. Anat.-1999.- vol. 12(5).- P. 337−344.
  312. Temkin B., Acosta E., Hatfield P. et al. Web-based three-dimensional Virtual Body Structures: W3D-VBS //J. Am. Med. Inform. Assoc.- 2002.- Sep-Oct-9(5).-P.425−436.
  313. The Bologna Declaration on European space for Higher education an explanation.
  314. Torkington J, Smith S.G., Rees B.I., Darzi A. The role of simulation in surgical training // Ann.R.Coll.Surg.Engl. 2000 Mar.- vol.82(2).- P. 88−94.
  315. Tutarel O., Luedemann W., Nautrup C.P. et al. Introduction and evaluation of a modular seminar system in gross anatomy teaching at the Hannover Medical School // Anat-Anz.- 2000 Jul.- vol. 182(4).- P. 393−396.
  316. Voiglio E.J., Frasca D., Malezieux R., Moreau S., Rodier M.N., Neidhardt J.P. Prospecting and evaluation of the anatomy sites on the Internet // Surg. Radiol. Anat.-1999.- vol. 21(1).- P. 65−68.
  317. Voss G., Hahn J.K., Muller W., Lindeman R. Virtual cutting of anatomical structures // Stud. Health. Technol. Inform.-1999.- vol. 62.- P. 381−383.
  318. Wanzel Kyle.R., Matsumoto Edward D., Hamstra Stanley J., Anastakis Dimitri J. Teaching technical skills: training on a simple, inexpensive, and portable model // Plast. Reconstr. Surg.-2002 Jan.- vol. 109(1).- P. 258−263.
  319. Wolfson P.J., Veloski J.J., Robeson M.R., Maxwell K.S. Administration of open-ended test questions by computer in a clerkship final examination // Acad. Med.-2001 Aug.- vol. 76(8).- P. 835−839.
  320. Wong B.A., Rosse C., Brinkley J.F. Semi-automatic scene generation using the Digital Anatomist Foundational Model // Proc. AMI A Symp.-1999.- P. 637−641.
Заполнить форму текущей работой