Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях по курсу «Художественная культура Урала»: На материале национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исторический и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческой активности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности показал, что эта проблема остается одной из сложных, дискуссионных и до конца не решенных. Вопросы творчества и творческой активности имеют долгую историю. Человечество обращается к ним в переходные периоды, когда в социуме… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Развитие творческой активности в процессе обучения: исторический аспект
    • 2. Психолого-педагогические подходы к проблеме творческой деятельности школьников
    • 3. Возможности внеклассной работы в развитии творческой активности младших школьников
  • Выводы
  • Глава II. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УРАЛА»
    • 1. Характеристика констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы
    • 2. Организация творческой деятельности младших школьников на внеклассных занятиях
    • 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Развитие творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях по курсу «Художественная культура Урала»: На материале национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Динамические процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества требуют от современного человека способности гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, переносить имеющиеся знания, умения, навыки в другие виды деятельности, быстро включаться в решение трудных задач, находя неординарные, нестереотипные выходы из сложных ситуаций, самостоятельно реализуя их, ответственно относиться к конечному результату. Все это ставит перед современной школой задачу воспитания человека высокой творческой культуры, способного к активному образу жизни.

Обращение к проблеме становления и развития творческой активности составляет значимый аспект процесса образования любого возраста, но особую актуальность оно обретает для учащихся начальной школы, так как одной из возрастных особенностей младших школьников является их возрастающая активность в отношениях с окружающим миром. Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями, которые проявятся рано или поздно, только бы не мешали ребенку. Именно в школьный период как никогда нужны дополнительные условия, нужна помощь педагога, чтобы обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своей индивидуальности.

Неслучайно поэтому интерес философов, психологов, педагогов к проблеме формирования и развития творческой активности не угасает. Общие вопросы методологического характера затронуты в работах Д. Б. Богоявленской, А. Н. Лука, Я. А. Пономарева, Б. М. Теплова, O.K. Тихомирова, А. Т. Шумилина и др. Психологические и педагогические особенности творческого развития личности исследовались в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, К. М. Левитана, А. С. Макаренко, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, В. А. Сухомлинского и др. Особенности детского творчества освещены в трудах Б. Г. Ананьева, С. А. Аничкина, Г. В. Арзямовой, Н. А. Ветлугиной, Н. К. Винокуровой, Н. А. Горяевой, С. Д. Давыдовой, И. П. Волкова, Г. С. Голошумовой, Д. Б. Кабалевского, Т. С. Комаровой, А. Ф. Лобовой, Б. М. Неменского, Л. П. Постаноговой, А. И. Савенкова, В. И. Солодухина, Т. Я. Шпикаловой и др.

Развитие личности происходит в процессе познания окружающего мира, что оказывает влияние на становление творческих способностей детей (работы Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Г. И. Щукиной, Д. Б. Эльконина и др.). Важная роль здесь принадлежит учителю, который организует процесс познания, развивая творческое начало в младшем школьном возрасте (труды Э. Б. Аб-дуллина, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, А. С. Белкина, Е. П. Рогова, В. А. Сластенина, Ж. А. Сокольской, В. А. Сухомлинского, В. Д. Ширшова и др.).

Особой областью, влияющей на развитие творческой активности младших школьников, является область дополнительного образования, в целом, и внеклассные занятия, в частности (материалы исследований Ю. К. Бабанского, О. С. Богдановой, Е. В. Вансловой, И. П. Волкова, Т. Н. Калечиц, З. А. Кейлиной, С.Э. Каркали-ной, А. А. Огородникова, В. И. Петровой и др.). Данная область обладает некоторыми возможностями, значимыми для развития творческой активности детей, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода в содержании материала, в выборе форм и методов «проживания», творческого погружения в предлагаемый материал, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику, отсутствие жесткой системы оценок и т. д. Однако возможности школьного дополнительного образования в развитии творческой активности учащихся реализуется не в полную меру, поскольку чаще всего учителя используют часы внеклассной работы для продолжения урочной деятельности. Развитие творческого потенциала младших школьников, как показывают исследования последних лет, связано с прирощением витагенного опыта детей, их ближайшего жизненного пространства. Таким витально актуальным, творчески активизирующим материалом для ученика начальной школы может стать его собственная среда проживания — Урала. И не только может, но и должна: об этом свидетельствуют государственные федеральные и региональные документы в области образования. Согласно документам министерства образования Свердловской области, национально-региональный компонент определяется как дополнение к федеральному компоненту, который включает обязательный минимум содержания образовательных программ и выражает особенности. Уровень и тенденции развития Свердловской области и образовательные потребности жителей области.

Таким образом, сложились противоречия:

— между культурным потенциалом уральского региона и слабой его востребованностью и методической обеспеченностью в организации обучения и воспитания учащихся начальной школы;

— между номинативным введением национально-регионального компонента в государственный образовательный стандарт образования в период детства и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением в области школьного дополнительного образования;

— между формирующейся возрастной потребностью детей к самоактуализации в различных видах деятельности (в том числе и творческой) и недоиспользованием педагогического потенциала внеклассных занятий в этой области.

В итоге проблема исследования заключается в поиске педагогических возможностей развития творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях с учетом материалов национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области.

Тема исследования определяется следующим образом: «Развитие творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях по курсу „Художественная культура Урала“ (на материале национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области)».

Цель исследования заключается в выявлении, определении и обосновании педагогических возможностей внеклассных занятий на материале национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области в процессе развития творческой активности младших школьников.

Объектом работы является процесс развития творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях.

Предмет исследования составляет потенциал материалов национально-регионального компонента образовательного стандарта общего образования Свердловской области, актуализирующийся в процессе развития творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности младших школьников на внеклассных занятиях (с опорой на национально-региональный компонент образовательного стандарта Свердловской области) обусловливается:

— теоретическим обоснованием условий активизации творческой деятельности учащихся начальной школы на внеклассных занятиях;

— наличием соответствующей программы с использованием материалов национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования свердловской области для образовательного процесса младшего звена обучения;

— творческим построением внеклассных занятий, учитывающим возрастные и личностные особенности обучающихся, а также их витагенный опыт;

— обучением, предполагающим опору на проблемное изложение материала, вариативность использования форм, методов и средств обучения, создание условий для нестандартных ситуаций на занятиях.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. на основе осуществления целевого анализа условий развития творческой активности младших школьников в урочной и внеклассной деятельности разработать программу внеклассных занятий по курсу «Художественная культура Урала» (на материале национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области).

2. выявить показатели и критерии творческой активности учащихся начальной школы и на их базе провести диагностическое исследование по развитию творческой активности младших школьников, обучающихся по разработанной программе.

3. Систематизировать и обобщить результаты исследования.

Методологической основой и общетеоретической базой исследования являются философские концепции творческой деятельности (Е.А. Ануфриев, Н. А. Бердяев, М. С. Каган, И. Кант, Б. М. Кедров и др.) — положения теории деятель-ностного подхода в формировании личности (Б.Г. Ананьев, О. С. Анисимов,.

Л.И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др.), основы гуманистического подхода в воспитании (А.С. Белкин, В.И. Загвязин-ский, К. Роджерс, Ж. Ж. Руссо, А. Маслоу, В. А. Сухомлинский и др.), социализации как функции образовательного процесса (Е.А. Ануфриев, Л. А. Беляева, Л. Я. Рубина, В. Д. Ширшов и др.). Исследование опирается на методологию педагогики, понимающей воспитание личности как процесс ее активности в деятельности и общении (B.C. Безрукова, Л. С. Выготский, Э. Ф. Зеер, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др.).

Теоретическую базу диссертации составляют работы по теории и истории педагогики (Ю.К. Бабанский, Л. А. Беляевой, В. И. Загвязинский, Б. Т. Лихачев, A.M. Лушников, В. А. Сластенин и др.), исследования по организации и развитию педагогически целесообразной воспитательной среды (М.Н. Дудина, Л. Н. Новикова, В. Д. Семенов и др.), учение овозможности развития творческого потенциала личности (Г.В. Арзямова, С. А. Аничкин, Д. Б. Богоявленская, Н. Д. Ветлугина, Н. А. Горяева, Д. Б. Кабалевский, A.M. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, Б. М. Йеменский, З. Н. Новлянская, Дж. Родари, А. И. Савенков и др.), материалы национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области (С.А. Днепров, Н. П. Лабзенко, С. Т. Погорелов и др.).

В работе использовались следующие методы:

— теоретические: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы;

— эмпирические: изучение педагогического опытаанкетирование, групповые и индивидуальные беседы, опрос, интервьюирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности детей, включенное наблюдениеколичественный и качественный анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилась лингвистическая гимназия № 144 г. Екатеринбурга. В ходе исследования на различных этапах принимали участие младшие школьники и учителя начальных классов г. Екатеринбурга.

Первый этап (1997;1998 гг.) — поисково-теоретический: анализ философской, психолого-педагогической литературыопределение цели, объекта, предмета, задач, гипотезы исследованияизучение опыта работы учителей начальных классов с младшими школьниками на внеклассных занятияхопределение показателей творческой активности, разработка критериев показателей творческой активности для ееконстатирующая диагностика творческой активности учащихся.

Второй этап (1998;2000 гг.) — опытно-экспериментальный: разработка программы внеклассных занятий для младших школьников на материале национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области и проверка ее эффективностираспространение и внедрение теоретических и практических результатов исследования в школах г. Екатеринбурга №№ 56, 68, 144, 163, 178, 210 и др., на педагогических семинарах и научно-практических конференциях.

Третий этап (2000;2001 гг.) — заключительно-обобщающий: окончательная диагностика, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических положений, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается:

— в осуществлении целевого анализа условий развития творческой активности младших школьников во внеклассной деятельности с использованием материалов национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области;

— в определении показателей и критериев творческой активности, позволяющих отлеживать динамику последней во внеклассной деятельности младших школьников.

Теоретическая значимость работы заключается в выявлении условий, способствующих активизации творческой деятельности младших школьников на внеклассных занятияхв психолого-педагогическом обосновании курса «художественная культура Урала» с использованием материалов национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области, нацеленной на развитие творческой активности младших школьников.

Практическая значимость заключается в разработке программы внеклассных занятий младших школьников на материале национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской областив разработке форм и методов ее реализации.

Достоверность исследования определяется методологической обоснованностью теоретических положений, представленных в диссертационной работе, использованием педагогических, психологических методов исследования адекватных предмету, цели, задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа материала, позитивными изменениями в динамике развития творческой активности младших школьников на внеклассных занятиях, длительной экспериментальной работой.

Апробация результатов и выводов исследования осуществлялась путем проведения отдельных разделов программы на внеклассных занятиях с младшими школьниками в школах г. Екатеринбурга №№ 56, 68, 144, 163, 178, 210 и др.- публикаций промежуточных материалов, внедрения методических рекомендаций в практику школ. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях в Уральском государственном педагогическом университете г. Екатеринбургав учебном процессе для студентов УрГПУ и его филиалов (гг. Каменск-Уральский, Ноябрьск, Чернушка), а также для слушателей курсов повышения квалификации учителейна педагогических чтениях для учителей г. Екатеринбурга.

На защиту выносятся:

1. Программа внеклассных занятий по курсу «Художественная культура Урала», составленная с учетом материалов национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области, направленная на развитие творческой активности младших школьников.

2. Динамика показателей и критериев творческой активности, подтверждающая ее рост у младших школьников в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии, приложений.

выводы.

Опытно-поисковая работа по теме исследования проводилась с целью проверки эффективности влияния внеклассных занятий на развитие творческой активности младших школьников с использованием материалов национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области.

Для достижения, поставленной цели на констатирующем этапе опытно-поисковой работы были определены показатели творческой активности (быстрота вхождения в нестандартную ситуацию, оригинальность творческого продукта, разработанность продукта творческой деятельности, эмоциональная активность, отношение к результату деятельности, самостоятельность в выполнении задания) — разработана таблица, позволяющая отслеживать развитие творческой активности младших школьников на внеклассных занятиях и задания диагностического характера на выявление уровня творческой активности младших школьников, проведена констатирующая диагностика, показавшая необходимость развития творческой активности у учащихся начальных классов.

На формирующем этапе была разработана программа внеклассных занятий по курсу «Художественная культура Урала». В содержании программы внеклассных занятий на материале национально-регионального компонента были освещены следующие разделы: мифология древнего Урала, декоративно-прикладное искусство Урала, архитектура г. Екатеринбурга.

Формирующий этап опытно-экспериментального исследования включал три подэтапа: мотивационный, организационный, результативный. На каждом из подэ-тапов совершенствовались определенные показатели творческой активности.

Развитие творческой активности младших школьников в ходе формирующего этапа осуществлялось при следующих педагогических условиях. Начиная с моти-вационного подэтапа, на занятиях была создана комфортная, свободная, доброжелательная обстановка, что стимулировало творческую деятельность каждого ребенка и способствовало самовыражению, самоактуализации через рисование, лепку, конструирование, сочинение, драматизацию, а также активизировало витальный опыт детей. Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, при организации творческой деятельности задания давались от простого к сложному, через использование игровых ситуаций, этюдов, упражнений. При этом если на мотивационном подэтапе доминировала творческая активность учителя, то к результативному подэтапу педагог выполнял роль консультанта. Этому способствовало гибкое и вариативное использование разнообразных форм занятий: уроки творчества, экскурсии в музей и пешеходные прогулки по городу, выходы в театры г. Екатеринбурга, проведение творческих встреч с представителями творческой интеллигенции Урала, организация игр, викторин и т. п. Наряду с индивидуальной творческой деятельностью младших школьников важное место в занятиях занимала коллективная деятельность. Среди методов, стимулирующих творческую активность младших школьников, в ходе освоения содержания программы внеклассных занятий активно использовались методы проблемного обучения.

Систематическая, целенаправленная работа с учащимися экспериментального 3 В класса по развитию творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях на материале национально-регионального компонента позволило получить следующие результаты в ходе проведения контрольной диагностики на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы.

Так, по сравнению с контрольным 3 А классом в экспериментальном 3 В классе на репродуктивном уровне 10% учащихся, на частично-продуктивном 35%, на продуктивном 55%. Тогда как в контрольном 3 А классе на репродуктивном уровне 35% учеников, частично-репродуктивном 24%, на продуктивном 41% школьников. Вместе с тем в экспериментальном 3 В классе наблюдается устойчивая динамика выделенных показателей творческой активности по сравнению с констатирующим этапом. Помимо позитивной динамики творческой активности по уровням и показателям, в экспериментальном 3 В классе положительная динамика проявилась и внутри показателей.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность теоретических положений о возможности развития творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях на материале национально-регионального компонента в процессе творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исторический и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческой активности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности показал, что эта проблема остается одной из сложных, дискуссионных и до конца не решенных. Вопросы творчества и творческой активности имеют долгую историю. Человечество обращается к ним в переходные периоды, когда в социуме возникает потребность в инициативных, нестандартно мылящих людях, способных найти выход в проблемной ситуации, отличающихся самостоятельностью и ответственным отношением к выполняемой работе. Обращение к проблеме развития творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях несомненна как в теоретическом, так и практическом отношениях, поскольку младший школьный возраст является одним из важных возрастных этапов в становлении данного личностного качества.

Активность личности — это категория, стимулирующая проявление внутренних движущих сил личности. В развитии младших школьников активность выступает как свойство и условие их совершенствования. Развитие личности младшего школьника протекает активно, если ребенок включен в творческую деятельность, которая позволяет ему, опираясь на витальный опыт самовыразиться и самоактуализироваться. Творческая активность младших школьников представляет собой интегративное качество личности, характеризирующее деятельность, направленную на решение творческих задач, ориентируемых на новизну и значимость для личностного роста ребенка.

Хотя проблема развития творческой активности в течение многих лет была и остается предметом исследования философии, социологии, педагогики, психологии, физиологии и др. наук (труды Е. Н. Ануфриева, В. Г. Афанасьева, Н. А. Бердяева, Д. Б. Богоявленской, Г. В. Ф. Гегеля, С. Л. Выготского, И. Канта, Б. М. Кедрова, А. Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, К. Тихомирова, Г. И. Щукиной и др.), но, в основном исследования посвящены более старшим возрастным периодам, тогда как проблема развития творческой активности младших школьников несмотря на ряд педагогических исследований (работы Ш. А. Амонашвили, И. Я. Лернера, Б. М. Неменского, А. И. Савенкова, Н.П.

Сакулиной, Н. М. Сокольниковой, В. И. Солодухина и др.), до сих пор остается актуальной.

Анализ педагогической литературы показал, что большую роль в совершенствовании творческой активности младших школьников наряду с учебной, играют внеклассные занятия (материалы исследований И. П. Волкова, А. А. Огородникова, А. В. Сухомлинского и др.), однако их потенциал не всегда используется в полной мере. Между тем именно на внеклассных занятиях в силу объективных и субъективных причин есть возможность совершенствовать творческий потенциал через освоение культуры Урала. Изучение этой области диктуется требованием времени — введением в государственный образовательный стандарт общего образования Свердловской области национально-регионального компонента. Однако до сих пор практически отсутствует методическая литература по проблеме приобщения младших школьников к культуре Урала, учитывающая возрастные особенности данной категории учащихся (исключение составляют работы Г. С. Голошумовой, Н. В. Дягилевой, В.М. Путимцевой).

Таким образом, цель диссертационного исследования заключалась в теоретическом и практическом обосновании педагогических возможностей внеклассных занятий в процессе совершенствования творческой активности младших школьников на материале национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области.

Экспериментальной базой для опытно-экспериментальной работы явилась лингвистическая гимназия № 144 г. Екатеринбурга.

На констатирующем этапе были выделены показатели творческой активности (быстрота вхождения в нестандартную ситуацию, эмоциональная активность, оригинальность творческого продукта, разработанность продукта творческой деятельности, самостоятельность в выполнении задания, отношение к результату деятельности), разработана таблица количественных и качественных показателей творческой активности, проведена исходная диагностика творческой активности младших школьников.

Опираясь на теоретические исследования и учитывая результаты констатирующей диагностики на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, была разработана программа внеклассных занятий с младшими школьниками на материале национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области.

Для отслеживания динамики творческой активности учеников экспериментального 3 В класса в формирующем этапе были выделены три подэтапа: мотивационный, организационный, результативный.

На мотивационном этапе в результате создания на занятиях свободной, благоприятной, непринужденной обстановки, а также использования разных видов искусства, нестандартного начала занятий, игровых ситуаций, позитивного построения фраз, опоры на витальный опыт детей, использования в работе с учащимися творческих и опережающих заданий удалось стимулировать внешнее проявление творческой активности. Итог мотивационного подэтапа: эмоциональная активность в ходе занятий, реакция на начало и окончание занятия. Вступление в диалог с учителем по содержанию занятий и выполнения творческих и опережающих заданий, как в ходе занятий, так и во внеурочное время.

На организационном и результативном подэтапах включение учащихся в индивидуальную и коллективную творческую деятельность, гибкое и вариативное использование разнообразных форм (уроки-творчества, экскурсии в музеи города, пешеходные прогулки, посещение театров г. Екатеринбурга, проведение творческих встреч с деятелями культуры и др.), методов и приемов работы с детьми способствовало проявлению положительной динамики в проявлении творческой активности.

Анализ результатов заключительной диагностики выявил следующие результаты. В экспериментальном 3 В классе количество учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, уменьшилось на 21%, на частично-продуктивном на 6%, на продуктивный уровень «поднялось» 23% учеников. Таким образом, на репродуктивном уровне в экспериментальном 3 В классе находиться 10% учащихся, на частично-продуктивном 35%, на продуктивном 55%.

Тогда как в контрольном 3 А классе количество учащихся, представляющих Ф репродуктивный уровень сократилось только на 3%, частично-продуктивный уровень в процентном отношении остался прежним, на продуктивный уровень поднялось 3% учеников. Таким образом, на заключительном этапе опытно-экспериментального исследования на репродуктивном уровне в контрольном 3 А классе находилось 35% учеников, на частично-продуктивном 24%, на продуктивном 41% школьников.

Важным достижением опытно-экспериментальной работы явились положительные изменения в показателях творческой активности в экспериментальном 3 В классе по сравнению с контрольным 3 А классом. Так, совокупный процент сформированности показателей творческой активности в экспериментальном 3 В классе представлен следующими результатами: быстрота вхождения в нестандартную ситуацию 56%, эмоциональная активность 81%, оригинальность творческого продукта 65%, разработанность продукта творческой деятельности 83%, • самостоятельность в выполнении задания 71%, отношение к результату деятельности 70%. В то время как в контрольном 3 А классе быстрота вхождения в нестандартную ситуацию составила 52%, эмоциональная активность 70%, оригинальность творческого продукта 55%, разработанность продукта творческой деятельности 63%, самостоятельность в выполнении задания 61%, отношение к результату деятельности 64%.

Таким образом, анализ литературы и результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования позволили сделать следующие выводы: 1. На развитие творческой активности младших школьников на внеклассных занятиях влияет: учет витального опыта, возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей при организации индивидуальной и коллективной творческой деятельности, стиль преподавания и общения педагога, взаимоотношения сложившиеся с одноклассниками, свободная, доброжелательная, непринужденная атмосфера, создание ситуации успеха и корректное отношение к конечному результату деятельности со стороны педагога и одноклассников для всех без исключения учеников, соревновательный характер работы в ходе реализации творческого задания.

2. Развитию творческой активности младших школьников способствует разработка и включение во внеклассные занятия программы по освоению культурного наследия Урала, что соответствует содержанию национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области. Данный материал не только погружает учащихся в художественную среду, но и способствует творческому освоению окружающего жизненного пространства, формирует ценностное отношение к малой родине.

3. Творческая активность как интегральное качество личности может быть выражено в таких показателях как: быстрота вхождения в нестандартную ситуациюоригинальность творческого продуктаразработанность продукта творческой деятельностиотношение к результату деятельностисамостоятельность выполнения заданиястепень проявления данных показателей может быт выражена через репродуктивный, частично-продуктивный, продуктивный уровни творческой активности.

4. Разработанная программа курса «Художественная культура Урала» нацелена на развитие творческого потенциала младших школьников во внеклассных занятиях с опорой на материалы национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Свердловской области. Основными задачами курса являются: знакомство с поликультурной средой Уральского региона, отраженной в многообразии художественных проявлений (мифология, литература, архитектура, живопись и т. д.), а также освоение приемов и методов работы с художественным материалом, стимулирующих самоактуализацию и творческое развитие личности.

5. Сравнительный анализ данных диагностических процедур констатирующего и заключительного этапов опытно-экспериментальной работы показал значительное снижение числа учащихся с репродуктивным уровнем творческой активности в экспериментальном классе, что в итоге, подтверждает правильность теоретических предположений, выдвинутых в первой главе работы.

6. Развитие творческой активности младших школьников во внеклассной деятельности на материале национально-регионального компонента образовательного стандарта Свердловской области способствует снижению нервозности, напряженности учеников, улучшает эмоционального климата в классе, закрепляет некоторые знания и умения общедидактического порядка, что оказывает положительное влияние на освоение учебного материластимулирует родителей к участию в организации внеклассной работы с детьми, что позволяет вывести творческую деятельность учащихся за пределы образовательного учреждения, благотворно сказываясь на организации свободного времени учащихся начальных классов.

Диссертационное исследование подтвердило правомерность избранного пути в развитии творческой активности младших школьников во внеклассных занятиях на материале национально-регионального компонента образовательного стандарта общего образования Свердловской области. Результаты опытно-экспериментального исследования подтвердили справедливость гипотезы.

Проведенное исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы развития творческой активности младших школьников на внеклассных занятиях, поиску новых возможностей для взаимодействия, взаимовлияния и взаимообогащения классных и внеклассных занятий для будущего совершенствования личностного потенциала учеников, а также для подготовки педагогических кадров, способных проводить работу в данном направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112с.
  2. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Просвещение, 1996.446с.
  3. .Г. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. 287с.
  4. О.С. развивающие игры и игротехника / Инновац. Объединение АН СССР. Новгород, 1989. 179с.
  5. С.А. Развитие творчества детей младшего школьного возраста в основных видах их деятельности //Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста/ Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1984. С. 3−10с.
  6. Е.А. Социальный статус и активность личности: Личность как объект социальных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1984. 287с.
  7. Аристотель. Политика. М.: Мысль, 1997. 458с.
  8. О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224с.
  9. И. Путь к ученику: о педагогике сотрудничества // Нар. образ. 1989, № 2. С. 54−59.
  10. .В. Избр. Статьи о музыкальном просвещении и образовании. МЛ.: Музыка, 1965. 215с.
  11. М.Н. Западные концепции художественного творчества. Учеб. пособие для филос. фак. ун-тов и вузов искусств. М.: Высшая школа, 1990. 176с.
  12. Л.Г. Профессия учитель музыки. М.: Просвещение, 1984. 111с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.192с.
  14. А.В. Искусство в трудовой школе / Под ред. А. В. Бакушинского, М., 1923. 87с.
  15. B.C. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. /Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1982. 83с.
  16. B.C. Педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344с.
  17. B.C. Словарь нового педагогического мышления / Свердл. обл. ин-т усоверш. учителей. Екатеринбург, 1992. 93с.
  18. А. С. Витагенное образование: голографический подход // Урал. гос. пед. Ун-т. Департамент психолого-педагогического образования. Екатеринбург, 1999. 136с.
  19. А.С. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Часть 1 Урал. гос. пед. инт. Екатеринбург, 1992. 73 с.
  20. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 178 с.
  21. Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Урал. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1993. 115с.
  22. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. 542с.
  23. А. Измерение умственных способностей: пер. с фр. СПб.: Союз, 1998. 432с.
  24. П. П. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А. А. Петровского. М.: Педагогика. 1979.
  25. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1980. 207с.
  26. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. 96с.
  27. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка.1. М.: Знание, 1979. 39с.
  28. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464с.
  29. В.П. Избр. пед. соч. АПН СССР. М.: Педагогика. 1987. 400с.
  30. Н.Д. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. М.: Наука, 1972. С.7−21.
  31. Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. /М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 144с.
  32. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000. 272с.
  33. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288с.
  34. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  35. Воспитание детей в игре /Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М.: Просвещение, 1983. 192с.
  36. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. 379с.
  37. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479с.
  38. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96с.
  39. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т. Т.1. М.: Искусство. 1969. 326с.
  40. Ю.З. Так учиться и работать эффективно. Киев: VIPOL, 1993, 128с.
  41. Г. С. Нравственно-эстетические основы декоративно-прикладного искусства Урала / Нижний Тагил: Типлаборатория НТГПИ, 1994. 32с.
  42. Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: М.: Просвещение, 1991. 159с.
  43. Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования в период детства, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. 114с.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с. 1.141
  45. С.Д. Комплексное воздействие искусств, расширение ассоциатив-# ного фонда, развитие полихудожественного мышления // Художественноэстетическое образование и развитие школьников / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 1990. С.54−70.
  46. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения //Сов. педагогика. 1961, № 8.С.33 41.
  47. Дистервег Ф.В. А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. 371с.
  48. С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования убудущих учителей. Екатеринбург, 1998. 220с.
  49. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. 368с.
  50. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М.: Знание, 1975. 64с.
  51. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / Смолен-f* ский пед. ин.-т. Смоленск, 1974.154с.
  52. М.Н. Педагогика: долгий путь гуманистической этики / Урал. гос. унт. Екатеринбург, 1998. 312с.
  53. Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384с.
  54. Н.В. Активизация творческой деятельности детей средствами искусства // Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1984. С. 58 62.
  55. Н.В. Педагогическая диагностика и развитие творческих способностей на занятиях изобразительным искусством. Метод, реком. / Сост. Н. В. Дягилева. Екатеринбург, 1993. 31с.
  56. А.П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Воронеж: МОДЭК, 1995, 268с.
  57. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. 1982.160с.
  58. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1987. 424с.
  59. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. 270с.
  60. И.Я. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Зна→ ние, 1985. С. 80.
  61. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. 96с.
  62. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1986. 216с.
  63. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319с.
  64. Т.Н., Кейлина З. А. Внеклассная и внешкольная работа. М.: Просвещение. 1972. 96с.
  65. А.П. Развитие познавательной активности младших школьников: Ав-тореф. дис. канд.пед.наук. Казан, гос. ун-т. Казань, 1985, 23с.
  66. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество. М.: Педагогика. 1990. 140с.
  67. П.Ф. Избр. соч. М.: Педагогика, 1982. 388с.
  68. В.Н. Развитие творческой активности юных художников // Сов. педагогика. 1990, № 9. С. 22 27.
  69. Г. А. Педагогическая диагностика ученического коллектива. Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. 112с.
  70. С.Э. Педагогика продленного дня. М.: Просвещение, 1988. 142с.
  71. .М. Беседы о диалектике. М.: Молодая гвардия, 1989. 238с.
  72. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994, 223с.
  73. А.А. Активизация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. 240с.
  74. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: Науч-но-метод. центр пензенского городского отдела образования, 1994. 344с.
  75. Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей, учебное пособие. М.: Рос. пед. агентство. 1998. 106с.
  76. Я.А. Избр. пед. соч.: В 2 т. T.l. М.: Просвещение, 1982. 207с.
  77. Д.М. Основы теории творчества / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т, 1993. 78с.
  78. Е.В. Хочу, могу, умею: обучение, погруженное в общение. М.: КСП, ин-т психологии РАН, 1997. 187с.
  79. Е.И. Искусство и ты / Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 1997. 144 с.
  80. Л., Шейн Дж. Свобода учить, свобода учиться. М.: Народ, образ.1994.
  81. Н.К. К вопросу о социалистической школе // Крупская Н. К. Пед. соч.: В 6 т. T.l. М.: Педагогика, 1978. 146
  82. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 303 с.
  83. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. 126с.
  84. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа, Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие / Под ред. Е. Г. Вансловой. М.: МИРОС, 1995.176с.
  85. Лай В. Экспериментальная педагогика. М.: Тип т-ва И. Д. Сытина, 1912. 214с.
  86. В. А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977. 64с.
  87. К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.272с.
  88. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М.: Просвещение. 1964. 478с.
  89. Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Просвещение, 1984.215с.
  90. А.Н. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983.
  91. А.А. Педагогическое общение. Тарту: Тарт. гос. ун-т, 1974. 219с.
  92. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. 64с.
  93. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взросльми и сверстниками // Вопросы психологии. 1998, № 4. С. 18 29.
  94. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. 528с.
  95. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит. 1988. 237с.
  96. А. Ф. Школа самовыражения: Книга для педагогов и родителей / Урал, гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998. 248с.
  97. В.И., Троцко А. В. Познавательная активность как педагогическая проблема // Сов. педагогика. 1989, № 11. С. 25 31.
  98. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 128с.
  99. В., Никулина М. Прогулки по Екатеринбургу. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1995. 240с.
  100. А.В. О воспитании и образовании. М.: Просвещение, 1976. 636с.
  101. А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. 256с.
  102. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997, 430с.
  103. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 240с.
  104. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982, № 4. С. 5 12.
  105. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Искусство в школе, 1995. 144с.
  106. Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. М.: Просвещение, 1989. 147с.
  107. Методика экскурсионной работы с детьми младшего школьного возраста в художественном музее / Сост. Н. Д. Рева. Л.: Государственный русский музей, 1989. 19с.
  108. М.Я. Развитие творческого мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989. 144с.
  109. М. Разум ребенка. М.: Грааль, 1997, 175с.
  110. А.Е. Роль эстетических интересов родителей в повышении творческой активности детей // Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста / Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1984. С. 66 -72.
  111. И.Я. Художественная культура Урала: Учеб. пособ. для учащихся 10−11 классов. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999. 176с.
  112. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 208с.
  113. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. 255с.
  114. Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990. 301с.
  115. М.Ю., Шкерин В. А. Путеводитель по старому Екатеринбургу. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1998. 64с.
  116. Ф. Воля к власти. М.: REFL BOOK, 1994. 352с.
  117. А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1988. 208с.
  118. Т.Н., Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: первые шаги в мир культуры. М: BJIA-ДОС, 2000. 160с.
  119. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1988. 479с.
  120. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. об-во России, 1998. 640с.
  121. Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1990. 560с.
  122. И.Г. Избр. пед. соч. В 3-х т. М.: Просвещение, 1961 1965.
  123. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255с.
  124. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов на/Д: Феникс, 1996. 512с.
  125. В.П., Таран Л. Н. Младший школьник. М.: Знание. 1981. 96с.
  126. . Речь и мышление ребенка. СПб. Союз, 1977. 256с.
  127. Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1993. 528с.
  128. Подготовка внеклассных занятий в начальной школе по теме «Мифы Северного Урала» /Сост. Н. Г. Куприна. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. 19с.
  129. И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1996. 432с.
  130. А.Я. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280с.
  131. Практикум по психологии профессиональной школы // Под ред. Э. Ф. Зеера. Сверл, инж. пед. ин-т. Свердловск, 1997. 117с.
  132. В.М. Из истории Верхотурья: методическое пособие для учителей начальных классов. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 1999. 55с.
  133. Развитие творческой активности младших школьников на уроках иллюстрирования сказки / Сост. Л. П. Постоногова. Свердл. пед. ин-т. Свердловск, 1987. 26с.
  134. С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. 160с.
  135. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника. Пособ. для средн. и высш. педагогич. учебн. заведений, преп. начальн. классов и родит. / Сост. Л. В. Ковинько. М.: Академия, 1996. 288с.
  136. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Флинта, 1998. 264с.
  137. Революция искусство — дети: Материалы и документы. Из истории эстет, воспитания в сов. шк: кн. для учителя: В 2 ч. 1917−1923 / Сост. Н.П. Старо-сельцева. М.: Просвещение, 1987.4.1. 240с.
  138. Е.Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: ВЛАДОС, 2000. 128с.
  139. Т. Психология внимания. СПб.: Общественная польза, 1987. 96с.
  140. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов на/Д: Феникс, 1996. 512с.
  141. И.И. Творческая активность учащихся в процессе обучения. М.: Знание, 1969. 76с.146 147 148 149 150 144.152,153,154.155.156.157.158.159.160.161.
  142. Дж. Грамматика фантазии. Алма-Ата: Мектеп, 1982. 270с.
  143. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс-1. Универс, 1994. 480с.
  144. А.И. Фантазия и творчество // Вопр. философии. 1966, № 9. С. 112 -116.
  145. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т.1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
  146. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989. 476с.
  147. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М. Академия, 1995. 85с.
  148. .Ж. Избранное. М.: Дет. лит. 1976. 190с.
  149. В.Д. Педагогический процесс: социально-педагогический аспект. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1990. 70с.
  150. В.И. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора. Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. Улан-Уде, Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1999. 20с.
  151. Социология / Под ред. Л. Я. Рубиной. Урал гос. пед. ун-т. Центр проблем детства. Екатеринбург, 1999. 148с.
  152. Л.Н. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.
  153. В.Я. Избр. пед. соч. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. 367с.
  154. И.В. Психология творчества. Сарат. пед. ин-т. Саратов, 1968. 78с.
  155. В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. М.: Педагогика, 1979 1981.
  156. Теория и практика эстетического воспитания студентов средствами народного декоративно-прикладного искусства Урала: программ курса / Урал. гос. пед. ин-т- Сост. А. С. Максяшин. Екатеринбург, 19 993. Юс.
  157. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1947. 335с.
  158. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 270с.
  159. Л.Н. Пед. соч. М.: Педагогика, 1989. 544с.
  160. Трофимов М. В, Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 1997. 240с.
  161. К. Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1974.
  162. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 445с. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика
  163. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. 455с.
  164. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. 179с.
  165. Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении. М.: Педагогика, 1998. 110с.
  166. Г. Память, импринтинг и мозг: исслед. механизмов. М.: Мир, 1988. 343с.
  167. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пелинг, 1993. 270с.
  168. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208с.
  169. С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1968. Т. 1. 304с.
  170. В. Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы / Урал, гос. пед. ун-т, 1994. 128с.
  171. А. Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа. 1989. 142с.
  172. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1981. 208с.
  173. Д.Б. Избр. психол. труды. М.: Педагогика, 1989. 560с.
  174. Энциклопедия психологических тестов: личность, мотивация, потребность. М.: Изд-во ACT, 1997. 300с.
  175. Эстетическое воспитание школьников / Под ред. А.Е. Мосина- Омский ун-т, Омск, 1991. 105с.
  176. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. 48с.
  177. E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994, № 5. С. 37 49.
  178. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М: Флинта, 1997. 224с.
  179. Restrions, Threats and Punishments // Corporal Punishment in American Education. Piladelphia: Temple University Press, 1979. P. 628 654.
  180. Me. Leod G., CropleyAr. Fosterering Academic Excellence. Oxford, ext.: Perga-mon Press, 1989. 530p.
  181. Orlick T. Every Kidd Can Win. Chicago: Nelson Hall, 1975. 327p.
Заполнить форму текущей работой