Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение катанию на коньках как фактор коррекции двигательных способностей у детей с нарушением слуха

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование двигательных действий у глухих детей подчиняется тем же закономерностям, что и у слышащих сверстников. Отличие состоит лишь в неравномерности темпа физической подготовки. Глухие школьники отстают от слышащих в скоростно-силовой выносливости, координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной реакции, быстроте примерно на 1,5—2 года. Наиболее зримая задержка развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Анализ литературных источников
      • 1. 1. 1. Особенности физического развития глухих детей
      • 1. 1. 2. Двигательные способности глухих детей
      • 1. 1. 3. Коррекция двигательных способностей глухих детей
      • 1. 1. 4. Формирование двигательного навыка — катания на коньках
      • 1. 1. 5. Коньки как способ формирования компенсаторных процессов у глухих младших школьников
  • ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЩ^^рССПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУхЖ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
    • 2. 1. Задачи, методы и организация исследований
      • 2. 1. 1. Организация исследования
      • 2. 1. 2. Анализ физического развития глухих младших школьников, занимающихся физической культурой по стандартным школьным программам
    • 2. 2. Модифицированная программа по физической культуре для глухих младших школьников
      • 2. 2. 1. Содержание модифицированной программы по физической культуре для учащихся первых классов специальной школы для глухих детей
      • 2. 2. 2. Организация и методика двигательной коррекции на занятиях по физической культуре во втором классе специальной школы,
      • 2. 2. 3. Содержание и методика выполнения модифицированной программы для глухих учащихся третьего класса
      • 2. 2. 4. Специализированные комплексы, корректирующие двигательную способность глухих младших школьников на уроках физической культуры
  • ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
    • 3. 1. Результаты формирующего эксперимента
    • 3. 2. Коррекция двигательных способностей и формирования двигательного навыка катания на коньках с применением мультимедийной программы
    • 3. 3. Результаты корригирующего эксперимента. г

Обучение катанию на коньках как фактор коррекции двигательных способностей у детей с нарушением слуха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последнее время наблюдается стойкая тенденция ухудшения здоровья детей. С переходом из класса в класс здоровье школьников ухудшается, в два раза возрастает количество детей с нейропсихическими расстройствами, функциональными отклонениями сердечно-сосудистой системы и другими заболеваниями (А. Велиев, 1991).

Важнейшую роль в гармоничном развитии учащихся играет физическое воспитание.

Формирование здорового образа жизни школьников является актуальной задачей. Для глухих школьников совершенствование системы физического воспитания становится еще более актуальной проблемой в связи с тем, что слуховые нарушения отрицательным образом сказываются на всем развитии индивида, в том числе и на его двигательной сфере, активности, на ориентировке в пространстве и во времени, что в дальнейшем, в свою очередь, негативно отражается на готовности к жизни и к труду (Т. А. Власова, 1967; Ш. И. Шиф, 1974; П. М. Боскис, 1993; Л. С. Выготский, 1995).

Основной целью предмета «Физическая культура», является физическое совершенствование личности. В то время как в специальной школе основной целью физического воспитания является помимо физического совершенствования личности еще коррекция и компенсация недостатков физического развития с помощью двигательной активности.

Предложенные комплексная и региональные программы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе (1992), выдвигают комплексные задачи по формированию двигательной способности и знаний в области физической культуры. Разработано множество различных методик и новых средств коррекции двигательных способностей глухих детей и в специальных школах. Однако, реальная ситуация свидетельствует о значительных расхождениях между положениями заявленными в теории физической культуры и реальными на практике. Это происходило либо в силу недостаточности средств, выделяемых для реализации вновь разрабатываемых программ, либо в связи с недостаточным уровнем квалификации педагогов. Последнее во многом объясняется тем, что в настоящее время учителями физической культуры в специальных школах являются люди, либо не имеющие отношения к дефектологии, либо дефектологи, имеющие узкий круг знаний в области физической культуры. А следствием всего этого является снижение интереса к физической активности у глухих учащихся. Ведь далеко не секрет, что большинством учителей физической культуры задачи урока понимаются достаточно узко, как развитие физических качеств и нормативов (В. И. Бельтюков, 1968 и др.).

На современном противоречивом этапе развития общества особое значение приобретает дальнейшее совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения (Т. А. Бассилова, 1988).

Перед общеобразовательной школой и, в равной мере, перед специальной школой для глухих детей стоят задачи глубокого и прочного овладения каждым учеником системы знаний и умений необходимых в процессе жизнедеятельности. Эти и другие задачи предопределяют поиск резервов для интенсификации процесса обучения.

Интенсифицировать процесс обучения — значит достигнуть целей обучения в более сжатые сроки, что может быть осуществлено за счет использования наиболее эффективных педагогических приемов и методов обучения, за счет уплотнения содержания обучения.

Актуальность исследования. Многочисленными исследованиями установлено, что нарушение функций слухового анализатора у детей, как правило, оказывает негативное воздействие на весь процесс развития ребенка, что неоднократно подтверждалось рядом авторов (Т. А. Власова, JI. С. Выготский, А. П. Гозова, А. И. Дьячков, JI. В. Занков, С. А. Зыков, Е. П. Кузь-мичева, М. М. Нудельман, JI. А. Новоселов, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.).

Р. Д. Бабенкова, Н. Г. Байкина, JI. С. Выготский, С. А. Зыков, Ф. A. Pay в своих исследованиях свидетельствуют, что при полном или частичном нарушении функции слуха у младших школьников намечается отставание в физическом развитии по сравнению со здоровыми детьми. Это обстоятельство объясняется не только нарушением слуха ребенка, но и социальной ситуацией, которая складывается вокруг него в связи с ограниченностью контактов со сверстниками, участия в различных видах совместной с нормально слышащими детьми деятельности.

Преодолеть негативные последствия воздействия сенсорного дефекта на социальное и физическое развитие неслышащих детей помогают специально организованные занятия физической культурой и спортом. Однако некоторые авторы (А. О. Костанян, Г. Ф. Козырнов, Г. В. Трофимова) считают, что школьные программы и методика физического воспитания детей с нарушенным слухом ориентированы более всего не на устранение имеющихся физических недостатков, а на общее физическое развитие. Но, как показано в этих исследованиях, функциональная недостаточность двигательного аппарата неслышащих детей отражается не только на общем физическом развитии, но и на функциях сердечно-сосудистой, дыхательной и других физиологических систем организма ребенка.

Установлена определенная корреляционная связь между уровнем физического развития и такими физическими качествами, как выносливость, быстрота, мышечная сила, гибкость (Н. Г. Байкина).

В ряде работ (М. Н. Алиев, В. В. Коркунов, В. И. Лях) указывается на необходимость разработки вариативных программ, учитывающих этнокультурные к социально-экономические особенности населения.

При анализе программы по физической культуре в специальных школах обращает на себя внимание отсутствие конькобежного спорта в начальных классах, несмотря на то, что геометеорологические особенности Уральского региона способствуют занятиям на коньках. Во многих регионах коньки становятся любимым развлечением, средством оздоровления, закаливания и физического развития детей. Для проведения занятий данного вида не требуется существенных материальных средств, отсутствие которых в наше время является серьезным барьером на пути реализации многих программ и методик.

Занятия на коньках способствуют накоплению положительного эмоционального заряда, благодаря воздействию свежего морозного воздуха затрагивают более тонкие двигательные и координационные механизмы (В. Г. Половцев) и воздействуют на улучшение пространственной ориентации, на развитие статического и динамического равновесия, увеличивают силу мышц спины (Г. К. Подарь).

Известно, что конькобежная подготовка обладает большими коррекци-онными возможностями в развитии как физиологических систем организма, так и координационных способностей, которые в совокупности обеспечивают развитие двигательной сферы детей с нарушенным слухом.

Кроме того, организованные занятия на коньках способствуют формированию у глухих детей соревновательности, сплоченности, выносливости и других качеств, необходимых для самостоятельной жизни. При этом становится очевидным противоречие между необходимостью коррекции двигательных способностей детей с нарушением слуха и отсутствием научно обоснованных методик обучения катанию на коньках в системе специального образования.

Устранение данного противоречия возможно в процессе научного исследования и разрешения поставленной нами проблемы.

Проблема исследования заключается в необходимости введения конькобежной подготовки с младшего школьного возраста, что существенно расширило бы базу развития двигательных способностей детей с нарушенным слухом.

Объектом исследования является процесс совершенствования физического воспитания младших школьников с нарушением слуха, направленный на когюекнию их двигательных способностей.

АХ' ' *.

Предметом исследования является процесс обучения младших школьников с нарушенным слухом катанию на коньках.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию развития и коррекции двигательных способностей детей с нарушенным слухом на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования. Коррекция двигательных способностей младших школьников с нарушенным слухом в процессе обучения их катанию на коньках окажется эффективной, если: при организации учебно-воспитательной работы будут учитываться нарушенные психофизические функции данной категории детей и использоваться в достаточной мере компенсаторные механизмы организмав процессе обучения двигательным действиям в программу специальных школ будут включены специализированные комплексы, внедренные в различные подразделы школьной программы по физической культурев процессе обучения двигательным действиям учащимися будет усвоен алгоритм двигательной программы, в том числе и с использованием мультимедийных технологий, обеспечивающий успешное овладение двигательным навыком катания на коньках.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы развития двигательных способностей у детей с нарушением слуха в теории и педагогической практике.

2. Изучить показатели физического здоровья и двигательных способностей младших школьников с нарушением слуха. Определить направление коррекционного воздействия средствами физической культуры.

3. Доказать важность компенсаторной функции упражнений, применяемых в конькобежном спорте, для коррекции двигательных способностей младших школьников с нарушением слуха.

4. Исследовать методы и средства повышения двигательной активности детей с нарушением слуха благодаря занятиям конькобежным спортом.

N PomO^rVTOTt TJ DUftniMTTt Т> П О ТГТТТ1ЛЛ 1 ^ЛП11ЛТГПТ1"ЛППТТ1Т11ТЛ пм/чппл. гхтт.

•J • У. UJ^UUU lUiU JM U1и и 11414 A JMJlvj' 1V1J Дн VJJ JT1 Jj^ipv." oan nj IJ UpVJl pdiVUVl У, в том числе и с использованием мультимедийных технологий, исследовать ее эффективность в начальных классах специальной школы.

Методологическую основу исследования составили психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и оздоровления детей. Среди них: общая теория живых саморазвивающихся и саморегулирующихся систем (П. К. Анохин, А. Н. БернштейнJI. Берта-ланфи, В. С. Тюхтин,) — теории о неравномерном созревании, взаимодействии различных функций в онтогенезе (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев) — теория обучения двигательным действиям (М. М. Боген) — теория компенсации дефекта (J1. С. Выготский) — теория поэтапного формирования действий и понятий, относящихся к управлению процессом знаний (П. Я. Гальперин и др.) — теория физической культуры (J1. П. Матвеев, А. Д. Новиков) — идеи о связи физического и умственного воспитания (Я. А. Коменский, П. Ф. Лесгафт) — теории компенсации и коррекции нарушенных функций (Л. С. Выготский, М. И. Земцова, Л. А. СеменовЛ. И. Солнцева,) — физиологическое учение об анализаторах (И. П. Павлов).

Научная новизна исследования:

1. Разработана и апробирована модифицированная программа для младших школьников с нарушением слуха, включающая раздел «Конькобежный спорт».

2. Разработаны и включены в каждый подраздел программы по физической Kvrnvrvne r спеттияттьной школе спеттияпизипотчанньте коппектипую.

V———J 1″ ~~ 1.. 1 .А 11 1 J щие комплексы физических упражнений для детей с нарушением слуха.

3. Впервые исследованы механизмы оздоровительного и коррекцион-ного эффекта уроков по конькобежному спорту в начальных классах для детей с нарушением слуха.

Теоретическая значимость исследования На основе анализа особенностей двигательной деятельности младших школьников с нарушенным слухом расширяются некоторые аспекты теории компенсации и коррекции нарушенных функций, что дает основание для более эффективного процесса коррекционного воздействия специальных физических упражнений на организм данной категории детей.

Практическая значимость исследования. Разработанная модифицированная программа по физическому воспитанию для младших школьников с нарушением слуха включает в себя как образовательную, так и коррекци-онную функцию, что позволяет повысить эффективность занятий физической культурой, осуществить целенаправленную коррекцию различных отклонений физического состояния детей, повысить уровень индивидуализации физического воспитания, имеющего в специальном образовательном учреждении коррекционно-оздоровительную направленность.

Разработанная мультимедийная программа может быть использована в других типах специальных (коррекционных) школ при подготовке и проведении уроков по физической культуредля создания правильного двигательного образадля коррекционного эффектаовладения теоретическими знаниями в области физической культурысамостоятельной работы и обогащения словарного запаса учащегося.

На защиту выносятся следующие положения:

Разработана и апробирована модель коррекции двигательных возможностей у младших школьников с нарушенным слухом, которая базируется на изучении особенностей развития двигательных способностей. Основными составляющими данной модели являются: специализированные комплексы, включенные в переработанную программу по физической культуре для специальных (коррекционных) школмультимедийная программа с эталонными зрительными образами.

Апробация результатов исследования проводилась в школе-интернате для глухих детей № 89, а также в общеобразовательной школе № 61 г. Екатеринбурга. Содержание исследования отражено в 9 публикациях автора. Основные теоретические положения, полученные результаты обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях: межрегиональной научной конференции «Развитие олимпийского движения в современном мире» (Ижевск, 1995) — всероссийской научно-практической конференции «Состояние и пути развития многоуровневого физкультурного образования» (Тюмень, 1996) — научной конференции «Педагогическая практика в профессиональной подготовке учителя физической культуры» (Екатеринбург, 1996) — межрегиональной научной конференции «Совершенствование преподавания физической культуры: педагогические, медико-биологические и организационные проблемы» (Екатеринбург, 1998) — межрегиональной научной конференции «Актуальные проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и формирования здорового образа жизни» (Екатеринбург, 2000).

Внедрение результатов исследования: апробация и внедрение модифицированной учебно-коррекционной программы по физической культуре для школьников младших классов с нарушенным слухом в школе-интернате № 89 г. Екатеринбургавнедрение учебного пособия «Школа двигательной коррекции для глухих младших школьников» и одноименной мультимедийной программы.

Этапы исследования.

1 этап — (1995—1997). Сбор и изучение педагогической и научно-методической литературы по теме диссертациисравнительный анализ физической подготовленности учащихся с нарушением слуха и слышащих детей, занимающихся по школьным программам, предложенным Министерством образования (констатирующий эксперимент).

2 этап — (1997—1998). Разработка вариативной части программы и проведение формирующего экспериментапроверка эффективности предла.

УО ?"TV>f ГЧТТ Л-СГЧ ТТ Т/Т гК ТЛГ Т Т ТЛ" Т" ADQU T-J ТД ПГЛ/ЛТ^ГЧОЛ tT.

JL ttvmwri lVJLVy^IlYIll^-I^ViJUiiliVIl.

3 этап — (1998—1999). На основе результатов формирующего эксперимента разработка и внедрение мультимедийной программы для младших школьников с нарушением слуха по предмету «Физическая культура».

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа изложена на ?89 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, содержащего 163 источника. Работа включает 51 таблицу и иллюстрирована.

Выводы.

1. Изучение развития двигательной сферы глухих учащихся и анализ школьной программы начальных классов позволило проанализировать особенности моторики детей, что послужило основанием для разработки модифицированной программы с включением в нее подраздела «Конькобежный спорт».

2. Формирование двигательных действий у глухих детей подчиняется тем же закономерностям, что и у слышащих сверстников. Отличие состоит лишь в неравномерности темпа физической подготовки. Глухие школьники отстают от слышащих в скоростно-силовой выносливости, координации, пространственной ориентации, зрительно-моторной реакции, быстроте примерно на 1,5—2 года. Наиболее зримая задержка развития приходится на начальные классы (1—3). В связи с этим нами была предложена модифицированная программа с коррекционной направленностью, основанная на специальных комплексах, применяемых в конькобежном спорте начиная с начальной школы.

3. Внедрение в учебный процесс модифицированной программы позволило улучшить координацию движений, походку, статическое и динамическое равновесие глухих младших школьников. Уменьшилась излишняя мышечная напряженность при выполнении двигательного акта, скорригиро-валась и частично сформировалась правильная осанка, почти на 80% снизились простудные заболевания. У 70% испытуемых сколиозные изменения стали носить компенсированный характер, улучшилась пространственная ориентация и быстрота двигательной реакции, сократилось время овладения двигательными навыками.

4. Привлечение конькобежного спорта в программу по физической культуре младших классов для специальных школ актуально в связи с тем, что здесь применяются не только собственно физические упражнения для развития ребенка, но и естественные силы природы которые представляют собой мощный рекреативный фактор. Мышечная нагрузка, пониженная температура, свежий воздух и нестандартное зрительное восприятие позволяют создать атмосферу большого эмоционального подъема у детей, что положительно сказывается не только на формировании их двигательных навыков, но и конструктивно влияет на качество усвоения гуманитарных дисциплин.

5. Сочетание двигательных образов с письменным и словесным объяснением в мультимедийной программе формирует у детей с нарушенным слухом целостность восприятия и понимания, что позволяет почти на 50% сократить сроки освоения сложных координационных двигательных действий. Это в свою очередь способствует более быстрому и правильному формированию двигательного стереотипа, обеспечивающего в конечном итоге улучшение ориентировочно-координационных функций, осанки и частичное устранение шаркающей походки.

6. Создание мультимедийной программы для глухих детей по физическому воспитанию и ее апробация позволили активно воздействовать на формирование двигательного образа, а также на овладение новыми знаниями в области спортивной терминологии и новых компьютерных технологий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Целесообразно занятия конькобежным спортом в специальных школах для глухих детей начинать с начальных классов.

2. Разработанные нами специализированные комплексы необходимо проводить на всем этапе начальной школы, начиная с первого класса. Причем методика обучения должна придерживаться строгого принципа от простого к сложному. В течение учебного года необходимо увеличивать количество упражнений и сложность их за счет координационных движений.

3. Внедрить в практическую деятельность учителей физической культуры специальной школы для глухих детей мультимедийную программу как основную методику при постановке задач урока и выборе средств обучения.

4. Использовать мультимедийную программу для обучения глухих детей специализированным комплексам, при помощи которых корректируются двигательные недостатки данного контингента, а также увеличивается словарный запас ребенка с представлением правильного зрительного образа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Н. Особенности развития двигательной сферы глухих детей младшего школьного возраста // Дефектология. 1992. № 4. С. 11—14.
  2. М. Н., Минаев Б. Н. Важнейший фактор укрепления здоровья детей: (Вопр. орг. двигат. режима школьников) // Физическая культура в школе. 1981. № 8. С. 13—14.
  3. П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979. 453 с.
  4. П. К. Узловые вопросы функциональной системы. М.: Наука, 1980. 196 с.
  5. И. В. Как определить тренированность спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1977. 102 с.
  6. . А., Завьялов Л. К. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников // Физическая культура в школе. 1980. № 9. С. 13—17.
  7. Г. Д., Какузин В. А. Развитие статического равновесия у учащихся специальных школ // Дефектология. 1973. № 1. С. 147—173.
  8. Р. Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста // Спец. шк. 1965. № 3. С. 11—14.
  9. Р. Д. Пути исправления моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1963. 19 с.
  10. Н. Г. Сермеев Б. В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих. М.: Сов. спорт, 1991.
  11. Н. Г. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста: Дисс.. докт. пед. наук / НИИ дефектологии РАО. 1992. 438 с.1 771. X / /
  12. Н. Г. Коррекция недостатков двигательной сферы глухих школьников среднего возраста на внеклассных занятиях по легкой атлетике // Дефектология. 1986. № 3. С. 39—43.
  13. Н. Г. Развитие быстроты и выносливости у глухих подростков средствами беговой подготовки в условиях жаркого климата и средне-горья. М., 1970. 212. с.
  14. Н. С. Возрастная динамика двигательных способностей и их формирование на уроках физической культуры у глухих школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Запорожье, 1979. 191 с.
  15. Т. А. Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70—80-ые годы) // Дефектология. 1988. № 5. С. 65—74.
  16. ., Брайтшпехер А. 30 лет дефектологии ГДР (статья из ГДР) // Дефектология. 1980. № 1. С. 14—17.
  17. Бегай, прыгай, метай. Школа легкой атлетики для детей 7—12 лет / Э. Брюнему, Э. Харнес, Я. Хоффи и др.: Пер. с норв. М.: Физкультура и спорт. 1982. 79 с.
  18. В. И. Возможности зрительного анализатора в процессе чтения с губ // Спец. шк. 1968. № 5. 47. с.
  19. Н. Т. Формирование правильной осанки // Физкультура в шк. 1999. № 4. С. 55.
  20. И. С., Хечинашвили С. Н. К вопросу о значении вестибулярного аппарата в пространственной ориентации // Сообщения АН ГССР. Тбилиси, 1952. Т. В. № 7. С. 423—431.
  21. Г. П., Соловьева И. JI. Модель специального коррекционного образовательного учреждения для глухих // Дефектология. 1997. № 6. С. 14.
  22. Г., Глазерман Т. Генетика глухоты // Дефектология. 1976. № 1. С. 78—82.
  23. Д. Компьютеры учат говорить (эксперимент Алабам. ун-та в Бирмингеме) // Америка, 1989. № 4. 35 с. 1 7Я1. I KJ
  24. М. М. Обучение двигательным действиям. М., 1985.
  25. Боген N1. М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и методика физической культуры. 1997. № 5. С. 18.
  26. В., Рославлев В. Система образования в Швеции // Физкультура в шк. 1997. № 2. С. 68.
  27. Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1993. 167. с.
  28. Р. М. Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей: В 2 т. Дисс.. докт. пед. наук / АПН РСФСР. НИИ психологии. М., 1952.
  29. Р. М. Педагогическая классификация школьников с недостатками слуха // Дефектология. 1972. № 1. С. 10—19.
  30. Р. М. Учителю о детях с нарушением слуха. М., 1975. 143 е., ил.
  31. Н. И. Для укрепления здоровья первоклассников // Нач. шк. 1998. № 3. С. 16—17.
  32. Н. И. Осанка первоклассника под контролем // Физкультура в шк. 1996. № 1. С. 55.
  33. А. Используя все имеющиеся резервы (в физическом воспитании школьников) // Физ. культура в шк. 1991. № 1. С. 7—8.
  34. И. А. Система специального образования в Канаде // Дефектология. 1994. № 1. С. 78—82.
  35. Т. А. Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. 207 с.
  36. Н. И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности. Дисс.. канд. мед. наук. М., 1968.
  37. И. К. Научно-практическая конференция в Новоуральске «Компьютер в специальном образовании—95″ // Дефектология. 1996. № 4. С. 64.
  38. JI. С. Основные проблемы современной дефектологии //
  39. Т~».. тт Г1 ГГ" «— Л л я 1 сгс п 1 1 гт^
  40. JJbiUJiOAilil JL. lipUUJlCMbi ДСЦ) СКТиЛШ ИИ. 1V1., 1УУЭ. У^. 1Ч-/-1 /
  41. Л. С. Основы дефектологии // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
  42. В. Б., Хомутова Н. Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся школьных классов // Дефектология. 1999. № 3. С. 37.
  43. Л. В., Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия в младших классах школы для глухих детей // Дефектология. 1987. № 4. С. 46—51.
  44. М. А., Шанина Т. А. О методике тестирования физического состояния детей // ТиП. 1973. № 8.
  45. А. П. Овладение глухими учащимися младших классов относительным понятиями. Спец. шк. 1968. № 2. С. 95—101.
  46. А. П. Профессионально-трудовое обучение глухих школьников / АПН РСФСР. М: Просвещение, 1966. 132 с.
  47. В. Г. От физкультуры двигательной к теоретической // Физкультура в шк. 1997. № 5. С. 11.
  48. Н. Д. Проба с повторными нагрузками / Спортивная медицина. М.: ФиС, 1980. С. 137—144.
  49. . И. Структура физической подготовленности юных конькобежцев и методы ее совершенствования // Автореф. дисс.. канд. пед. наук, М., 1980.
  50. К. Г. Ф. A. Pay о дифференцированном обучении детей с недостатками слуха//Дефектология. 1989. № 1. С. 89—91.
  51. А. Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. М.: ФиС, 1980.
  52. А. Н. Методические приемы программирования сопряженных форм двигательной активности и информационного общения глухонемых с использованием персональных компьютеров: Дисс.. канд.1. Л К 1 ГГ У 1 /"Лпед. наук, ivx., юи с.
  53. В. В. и др. Особенности физического воспитания глухих детей // Сов. педагогика. 1967. № 3. С. 73—83.
  54. В. В. О новой структуре урока физического воспитания в школе глухих детей // Спец. шк. 1966. Вып. 3. С. 79—83.
  55. В. В., Склют И. А. Классификация нарушений вестибулярной функции глухих школьников // Дефектология. 1978. № 2. 22 с.
  56. И. И. Планирование содержания уроков физической культуры I—XI классов // Физкультура в шк. 1997. № 4. С. 1—112.
  57. Д. Д. Развитие идей П. Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии // ТиМФК. 1997. № 3. С. 2.
  58. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под. ред. Л. П. Носковой М.: Просвещение, 1993.
  59. А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М.: АПН РСФСР, 1967. 348. с.
  60. Жук Э. И. Моторная зрелость, физическая подготовленность и успеваемость младших школьников // Гигиена и санитария. 1980. № 11. С. 15—17.
  61. . М. Изучение динамики работоспособности глухих учащихся в течении учебного дня: Автореф. дисс.. канд. психол. наук, М., 1974. 18 с.
  62. В. Н. Коррекция недостатков физического развития глухих детей в процессе физического воспитания (на примере уроков плавания) // Дефектология. 1986. № 6. С. 53—55.
  63. А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте. Сб. «Сенсорное воспитание дошкольников». М.: Изд-во АПН РСФСР, 1968.
  64. М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956. 420 с. 63,64,65,66,67.68,6970,7173,7475,
  65. Г. Ф. Мышечно-суставная чувствительность глухих школьников и некоторые особенности методики физического воспитания // Дефектология. 1975. № 3. С. 20—24.
  66. Э. А. Психология двигательной деятельности ребенка / Ба-лаш. гос. пед. ин-т. Балашов, 1990. 170 с.
  67. В. В. Специальное образование в уральском регионе: Анали-тич. справка по гранту амер. инфор. агентства (1 этап). Екатеринбург, 1994.
  68. Т. К. «Видимая речь»: десять лет в России // Дефектология. 1999. № 4. С. 57.
  69. Т. К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1995. № 1.С. 58—651 Г) ^10Z
  70. А. О. Особенности скоростных качеств и их развитие с помощью физических упражнений у глухих школьников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1963. 151 с.
  71. А. О. Об особенностях движений глухих школьников. В кн.: 5-ая науч. сессия по дефектологии, 27—30 марта. 1967. М., 1967. С. 29—30.
  72. А. О. Роль слухового восприятия в развитии двигательных способностей школьников: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1970. 33 с.
  73. А. О., Овакимян Э. А. О физической подготовленности глухих школьников // Спец. шк. 1967. № 1. С. 17—21.
  74. Кузнецова 3. И. Особенности физического воспитания детей младшего возраста // Сов. педагогика. 1996. № 3. С. 38—45.
  75. П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. М.: Физкультура и спорт, 1952. 384 с.
  76. В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической т Л/1 Л тх 1 лплкультуры, а 1—Л1 классах, ivihhck: пародная асветь, i you.
  77. . Ф., Грузнов Ю. Г., Кремень И. А. О пространственной ориентировке человека при непрерывном изменении положения тела // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1970. С. 133—138.
  78. А. Р. Дефектология и психология // Дети с нарушением развития. Хрестоматия. Сост. В. Астапов. М.: Международная психологическая академия. 1995. 264 с.
  79. Лях В. И. Двигательные способности // Физкультура в шк. 1996. № 2. С. 2.
  80. Лях В. И. Исследования ловкости детей и подростков в подвижных играх: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1976. 21 с.
  81. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физкультура в1. ЛЛЛЛ «X Г, А /-1 V 1 л1. ШК. ZUUU. J№ ч. о—1J.
  82. Лях В. И. Развивая координационные способности // Физкультура в шк. 1996. № 5. С. 31.
  83. Лях В. И. Скоростные способности: основа тестирования и методики развития // Физкультура в шк. 1996. № 3. С. 2.
  84. И. Н. Элементы ритмической гимнастики в подготовительной части урока в школе глухих детей // Дефектология. 1990. № 6. С. 44— 45.
  85. Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1999. № 4. С. 3.
  86. Мару сеева И. В. Компьютер в помощь людям с аномальным развитием зрения и слуха // Информатика и образование. 1994. № 6. С. 70—76.
  87. Н. А. Математико-статистические методы в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1974. 151 с.
  88. А. П., Петрова Т. В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы на физической культуре. Уч. изд. М., 1959. С. 45.
  89. И. Игры зимой на воздухе // Физкультура в шк. 1999. № 6. С. 70.
  90. В. Л. Круговая тренировка в начальных классах // Физкультура в шк. 1997. № 7. С. 25.
  91. Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. пособ. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. 4-е изд. М.: Просвещение, 1977. 176 с.
  92. А. Н., Коркунов В. В. Педагогическое изучение учащихся вспомогательной школы: Метод, рекомендации студентам II—V курсов дневного и заочного отделений. Свердловский гоС. пед. ин-т. Сост. А. Н. Нигаев, В. В. Коркунов. Свердловск, 1981.
  93. В. И. Особенности двигательных способностей и физического развития учащихся школы слепых и слабовидящих // Проблемы двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста / Свердл. пед. ин-т. Свердловск. 1983, С. 61—64.
  94. М. И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего шк. возраста с недостатками слуха // М. И. Никитина, Г. Н. Пенин, 3. А. Пономарева. Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. СПб, 1996.
  95. JI. В. Работа с текстом в начальных классах школы для слабослышащих детей // Дефектология. 1994. № 5. С. 39—43.
  96. Н. М. Воссоздающее воображение у глухих детей / Психология глухих детей. М. С. 130—136.
  97. Образовательный стандарт для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков // Дефектология. 1997. № 4. С. 43.
  98. Оздоровительная физическая культура и спорт инвалидов: Тез. докл. I Всесоюз. науч. практ. конф., 3—5 окт. 1989 г. Вып. 2. / Гос. Комспорт СССР. Одес. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского- Отв. ред. Б. В. Сермеев. Одесса, 1989. 76 с.
  99. . И. Значение временных представлений при формировании темпа трудовой деятельности у глухих учащихся // Проф. обучение у глухих. М.: Педагогика. 1975. С. 17—19.
  100. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М.: Просвещение, 1983. 175 с.
  101. И. П. Полное собрание трудов. М. Л.: АНСССР, 1951. Т. I, III. С. 439—595.
  102. Подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. // Дефектология. 1999. № 5. С. 52—70.
  103. В. Г. Панов Т. М. Юный конькобежец. М., 1977.
  104. В. Г. Конькобежный спорт в школе. Минск, 1973.
  105. . С. Современное состояние вопроса об этиологии, патогенезе и профилактике глухоты у детей. 13 кн.: Тр. научной сессии по дефектологии. М., 1958. С. 149—155.
  106. В. С. Педагогические основы подготовки конькобежцев: Уч. пособ. / СГИДК. Смоленск, 1996. 90 с.
  107. Программа по физической культуре для школ глухих / МП СССР. М., 1982. Подготовительный, 1—3 кл. 24 е.- 4—8 кл. 40 с.
  108. Pay Н. А. Дошкольное воспитание глухонемых: Опыт работы / Под ред. Ф. A. Pay. М.: Учпедгиз, 1947. 204 с.
  109. Т. В. К вопросу о рассуждающем мышлении глухих школьников // Дефектология. 1975. № 3. С. 7—12.
  110. Т. В. Проблемы развития слуха и речи у детей с нарушением слуха в Югославии // Дефектология. 1975. № 1. С. 56—61.
  111. Г. JI. Проблема компенсации глухоты. Киев: Рязанская школа, 1976. 113 с.
  112. А. С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1997. № 3. С. 11.
  113. А. С. Оздоровительное направление в учебно-воспитательном процессе специальной коррекционной школы-интерната // Дефектология. 2000. № 4. С. 71—73.
  114. А. С. Об изменениях в физическом воспитании учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1992. № 1. С. 14—17.
  115. JI. А. Оптимизация двигательных способностей учащихся специальной медицинской группы на уроках физкультуры // Дефектология. 1989 № 1.С. 53—57.
  116. . В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей / Горьковский пед. ин-т. Горький, 1976. 84 с.
  117. . В. Особенности физического воспитания аномальных детей // Дефектология. 1984. № 3. С. 39—^5.
  118. . В. Средства и методы развития движений у школьников / Горьковский пед. ин-т. Горький, 1971. 68 с.
  119. . В. Формы занятий физическими упражнениями в специальных школах // Физическое воспитание детей в специальных школах. Горький, 1983. С. 24—30.
  120. Специальный государственный стандарт младших классов школы для глухих детей // Дефектология. 1994. № 4. 21. с.
  121. В. JI. Нарушения слуха (глухие дети) // Страковская В. J1. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1-го года до 14 лет. М., 1994. С. 177—198.
  122. А. Т. Теоретические знания об осанке // Физ. культура в шк. 1998. № 3. С. 16—17.
  123. Типы детей с недостатком слухаи / Сурдопедагогика. Под ред. А. И. Дьячкова. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. Гл. III. 28 с.
  124. С. Б. Физическая работоспособность и показатели кардио-респираторной системы у детей и подростков. Автореф. дисс.. докт. мед. наук. Л., 1972.
  125. С. Б., Аулик И. В. Определение, методы и оценки физической работоспособности детей и подростков. М.: Медицина 1980. 24 с.
  126. Г. В. Развитие движений у детей с нарушениями слуха в специальном детском саду. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1980. 136с.
  127. Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 1979.
  128. Г. В. Физическое воспитание глухих и слабослышащих дошкольников на основе изучения особенностей их развития // Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. М., 1978. С. 65—76.
  129. Н. В. Методика комплексного развития выносливости у девушек 11—17 лет на уроках физической культуры // Развитие двигательной и функциональной подготовленности школьников. Свердловск, 1990. С. 34—37.'
  130. А. Д. Влияние умственной и физической нагрузок на показатели, отображающие состояние ЦНС у подростков вспомогательной школы//Науч. тр. СГПИ, 1974. Сб. 199. С. 105—110.
  131. JI. П. Расширение общей двигательной и зрительно-пространственной активности на уроке и ее цель в коррекции психофизического развития учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1996. № 6. С. 41.
  132. Е. Чтобы осанка была правильной. // Директор шк. 1999. № 3. С. 84—86.
  133. В. С. Развитие движений у детей школьного возраста / АПН РСФСР. М., 1959. 67 с.
  134. Г. Ю. Уроки легкой атлетики в начальное школе // Физкультура в шк. 2000. С. 13—18.
  135. Н. А. Основы возрастной физиологии спорта. Челябинск: Челяб. пед. ин-т, 1973.
  136. Н. А. Психофизиологическое здоровье. Челябинск: Издатель Татьяна Лурье. 1998. 396 с.
  137. Н. А., Вавилов Ю. Н. Физические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 1991.
  138. В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младшего класса (6—7 лет) // ТиМФК. 1997. № 9. С. 49.
  139. С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1980.
  140. В. В. Обучающие программы // Физическая культура в школе. 1982. № 9. С. 32—34.
  141. Р. А. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки. Свердловск, 1981. 80 с.
  142. Р. А., Терешкин А. Ф., Павлова И. В. и др. Влияние физических упражнений статического характера на развитие двигательных качеств детей младшего школьного возраста / Физическое воспитание и школьная гигиена. М., 1978. С. 238—240.
  143. В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физическая культура в школе. 1994. № 6.
  144. Л. М. Развитие слуховой функции и методы ее исследования: Лекция / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1990. 53 с.
  145. Л. М., Белова И. М. Центральные механизмы нарушения слуха при нейроинфекциях у детей // Дефектология. 1990. № 6. С. 24.
  146. А. А. и др. Биомеханика вестибулярного аппарата / А. А. Шипов, А. В. Кондрагул. М., 1997.
  147. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательных школ // Психологическая наука в СССР. М., 1960. 4. 2. С. 482—511. О деятельности Л. В. Занкова в области психологии глухонемых и умственно отсталых детей. С. 482—484, 486—491, 501.
  148. Шиф Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / АПН СССР. М.: Просвещение, 1968. 318 с.
  149. Шиф Ж. И.: (К 70-летию со дня рождения) // Вопр. психологии. 1974. № 3. 168. с.
  150. Школа движений: Учебно-методическое пособие для педагогов / Урал, гос. пед. ун-т- Сост. Симонов А. В., Розенфельд А. С. и др. Екатеринбург, 1997.
  151. Т. С. Особенности развития мышечной силы у глухих школьников // Теория и практика физической культуры. 1990. № 9. С. 282.
  152. И. С. Развитие пространственного мышления. М.: Педагогика, 1980. 240. с.
Заполнить форму текущей работой