Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реформа отношений собственности в условиях строительства в КНР социалистической рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подобная практика, имевшая место в Советском Союзе и в странах Восточной Европы до конца 80-х гг. XX века, в целом, оживила деятельность государственных промышленных предприятий страны, находящихся в собственности государства. Она позволила руководству страны не только сохранить организационно-правовые формы государственного участия в экономике, но и существенно расширить их, придав предприятиям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Государственная стратегия КНР и преобразования отношений собственности
    • 1. 1. Эволюция государственной стратегии страны и реальной практики реформирования отношений собственности
    • 1. 2. Методологические основы преобразований отношений собственности

Реформа отношений собственности в условиях строительства в КНР социалистической рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Достигнутые успехи экономического развития Китая за годы экономической реформы 1978 г. -увеличение объема ВВП в 16 разсреднегодовые темпы роста ВВП на 9,8%- выход на третье место в мире по объему ВВПсокращение бедности сельского населения с 250 млн. до 15 млн. человек (2007г.) и другие масштабные достижения, по достоинству названные в стране и за ее пределами историческими, не могли бы быть достигнуты без реформы отношений социалистической собственности.

Опыт Китая по реформированию отношений государственной собственности, по развитию государственного предпринимательства, по созданию разнообразия отношений собственности между государственным и частным капиталом, позволивший достигнуть более высокой степени гармонизации частных интересов с общественными, все чаще привлекает внимание мирового научного и делового сообщества.

Современная государственная стратегия преобразований в системе отношений собственности, обусловленная решениями Ш Пленума одиннадцатого созыва (1978г.), основанная на институциональных преобразованиях социалистической собственности и преследующая цель превращения страны в современную индустриальную державу, доказала свою эффективность не только в плане возможности эволюционного подхода к реформе собственности. Она позволила создать разнообразную по формам и вариантам собственности многоукладную экономическую структуру в интересах всех слоев общества, в которой государство сохраняет контроль над производственной деятельностью, как косвенными методами регулирования, так и непосредственно через управление капиталом в стратегически важных отраслях экономики.

Задачи, поставленные планами 12-й пятилетки (2011;2015 гг.) — создание единого механизма социально-экономического развития города и деревни, переход на интенсивные факторы роста, развитие инновационной экономики в целях создания в КНР к 2015 г. «общества малого благоденствия», требуют продолжения реформы отношений собственности в государственном и в коллективном сельскохозяйственном секторе производства.

В этой связи тема диссертационного исследования имеет не только научный и практический интерес в плане обобщения и попытки осмысления реформы отношений собственности в Китае в целях повышения эффективности дальнейшего хода ее развития, но и в плане ознакомления с китайским опытом реформирования отношений собственности других стран, вступивших или готовящихся вступить на путь модернизации и инновационного развития своих экономик.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем реформирования отношений собственности в условиях строительства в КНР социалистической рыночной экономики посвящены труды многих известных китайских, российских и зарубежных ученых. Однако, несмотря на значительное количество научных исследований, посвященных данной проблеме, многие методологические и практические аспекты процесса реформы отношений собственности в условиях перехода от планово-централизорванной к рыночной экономике отсутствуют, либо остаются недостаточно исследованными, что и определило цель и основные задачи диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является анализ реформы отношений социалистической собственности в условиях строительства КНР социалистической рыночной экономики, находящейся на начальной стадии социализма, предполагающий исследование методологических основ процесса преобразования отношений собственности, эволюции научно-теоретических исследований экономистов Китая и практических проблем реформирования отношений собственности, предпринятых руководством страны.

В соответствии с данной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1 .Рассмотрена эволюция государственной стратегии страны и реальной практики реформирования отношений собственности;

2.Исследованы методологические основы процесса преобразования отношений социалистической собственности в условиях развития рынка;

3.Выявлены характерные особенности развития современной экономической мысли Китая по проблемам реформирования собственности;

4.Раскрыты основные этапы развития экономической мысли Китая по реформе отношений собственности в условиях развития социалистической рыночной экономики;

5.Проведен анализ современной структуры собственности в плане эволюции ее конституционно-правовой структуры;

6.Дан аналитический обзор современного состояния реформы собственности промышленных предприятий и развития частного предпринимательства.

Объектом исследования работы являются отношения собственности в КНР.

Предмет исследования — реформа отношений собственности в условиях строительства в КНР социалистической рыночной экономики.

Теоретической и методологической базой диссертации послужила советская политико-экономическая концепция собственности, основанная на марксистско-ленинской трактовке собственностиинституциональные теории собственности западных экономистов-Алчияна А., Блауга М., Коуза Р., Норта Д., Стиглица Дж., фундаментальные труды и прикладные исследования российских ученых — Бенедиктова A.B., Гельбраса В. Г., Бонн Л., Борох О. Н., Капелюшникова Р. И., Колесова Н. Д., Кондрашовой Л. И., Островского A.A., Пивоваровой Э. П., Портякова В. Я., Устюжаниной Е. В., Чуванковой В. В., а также материалы и постановления Пленумов ЦК КПК, съездов КПК, труды ученых экономистов и выдающихся государственных деятелей Китая, занимавшихся изучением реального практического опыта реформ собственности в зарубежных странах и собственного опыта реформирования социалистической собственности в условиях развития товарно-денежных отношений.

Особо следует отметить исследования института экономики Академии общественных наук (АОН) Китая, в частности, ученого экономиста Дун Фужэна, который одним из первых в 70-е гг. XX века официально заявил о необходимости реформирования государственной собственности.

Важное значение с точки зрения методологии исследования проблем реформирования социалистической собственности в условиях перехода к рыночным отношениям имели работы Сунь Ефана, Дун Фужэна, У. Цзинляня, Чэнь Ицзы, Линь Линя, Ли Инина, Цзи Пэна, Юй Гуанъюаня, Лю Гогуана, Хуа Шэна, Чжан Сюэцзюня, Ло Сяопэна, Чжоу Сяочуаня, Го Шуцина, Лоу Цзивэя, Лю Вэйема, Пин Сяньцяо, Ван Юэшэна, Тан, Фэньи, Лю Шибо, Тянь Юаня, Фань Ганна, Линь Ифу, Хуае Югуан, Ян Сяокая, Фан Личжи, Лю Бао, Су Шаочниси, Шэн Хуна, Цянь Иньи, Сюй Чэнгана. Чжан Вэйина, Ли Шухе, Ли Хуна, Ма Хуна, Лан Сяньпина, Хан Пина, Хун Чаохуня, Лю Цзи, Чжун Сюаньли, Чжан Чуньлиня и других.

Информационную и эмпирическую основу исследования составили издания государственного статистического управления КНРстатистические материалы, содержащиеся в научных публикациях российских и китайских ученыхматериалы государственных средств массовой информации КитаяИнтернет ресурсы.

Наиболее существенные результаты и научная новизна диссертационного исследования отражены в следующих положениях: 1. Впервые дана периодизация государственной стратегии преобразований отношений собственности за весь период существования КНР, позволившая определить главную особенность эволюции стратегии реформы собственности, заключающуюся в верности Вс ех четырех поколений руководителей страны марксистско-ленинской трактовке общественной собственности на средства производства и в сохранении ее доминирующих позиций, несмотря на институциональные преобразования в процессе построения социалистической рыночной экономики, легитимизацию рыночных отношений и института частной собственности;

2.Доказано, что реформа собственности явилась ключевым фактором всей экономической реформы, хотя руководством КПК официально она никогда не рассматривалась в качестве центрального звена реформы 1978 г., и, первоначально, проявилась как вынужденная мера реакции государства на массовые крестьянские волнения, охватившие страну в конце 70-х гг. XX века;

3.Показано, что в качестве методологической основы реформы собственности в условиях развития рыночных отношений в экономике КНР, первоначально была использована теория прав собственности A.B.Бенедиктова, позволившая ученым экономистам Китая разработать концепцию «Разделения двух прав» — отделения права собственности от права хозяйствования. В дальнейшем, творческий подход ученых к осмыслению современных институциональных теорий прав собственности, давшим им новый импульс, способствовал продолжению развития теории социалистической собственности в условиях рыночной экономики, теоретическому обновлению необходимости разделения самого права собственности.

4.Пред ставлена авторская систематизация выявленных пяти условных этапов развития научной мысли ученых экономистов Китая по проблемам реформы собственности за период с 1978 по 2011гг., основанных на критерии установок Пленумов ЦК КПК и съездов КПК, определивших ход реформы собственности и направление научных дискуссий;

5.Конкретизированы основные научно-теоретические позиции экономистов Китая, которые, по мнению автора, вносят неоценимый вклад в теорию социалистической собственности в условиях развития рыночных отношений;

6.Дана авторская типология и характеристика действующих в настоящее время в Китае моделей акционерной собственности: модель акционерной собственности с контрольным пакетом акций государственного участиямодель коллективной акционерной собственности с государственным участиеммодель негосударственной акционерной собственности;

7.Выявлена тенденция особенностей формирования института частной собственности в условиях развития социалистической рыночной экономики: от дополнения чрез важнейшую составляющую к центральной регулирующей роли частных фирмособенностей его формирования в городе и в деревне.

Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в разработке методологии и методических положений, результаты которых могут найти применение в государственных и ведомственных структурах, деятельность которых связана с реформой собственности, с управленческими функциями предприятий государственной и иных форм собственностиа также в научных и учебных заведениях при разработке методических и лекционных курсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены и опубликованы в материалах 3-х международных и 2-х всероссийских конференциях молодых ученых в период 2005;2010 гг.

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных тезисов, 3 научных статьи, в том числе в журналах «Проблемы Современной Экономики» и «Социологические исследования», включенных в перечень ВАК. Общий объем печатных листов составляет 2,3 п.л.

Область исследования. Исследование соответствует п. 1.1. «Политическая экономия: закономерности эволюции социальноэкономических систем" — п. 2.2. «История становления развития социально-экономических систем и цивилизаций, их типология и сравнительно-исторический анализ» и п. 2.4. «История опытов и способов трансформации экономических систем (этапов эволюции систем, переходных эпох, социальных революций, экономических реформ)» паспорта специальности 08.00.01 «Экономическая теория» Паспорта научных специальностей ВАК.

Структура и объем диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка, включающего 153 наименования литературных источников. Исследование содержит 181 страницу, 10 таблиц.

Основные выводы по третьей Гпаве.

1 .Действующая Конституция 1982 г. зафиксировала наличие в КНР многоукладной экономики, основанной на социалистической общественной собственности на средства производства. Согласно Конституции социалистическая общественная собственность подразделяется на общенародную (государственный сектор) и коллективную собственность (кооперативный сектор) трудящихся масс. На начальной стадии социализма общественная форма собственности является доминирующей, другие формы собственности — индивидуальная, частная, смешанная и другие необобществленные хозяйства развиваются параллельно.

2.С момента принятия Конституции в 1982 г., в нее было внесено четыре серии поправок (поправки 1988 г., 1993 г., 1999 г., 2004 г.), зафиксировавшие реальные изменения, произошедшие в системе отношений собственности за период ее реформирования. Общий смысл поправок заключался в признании равноправия развития различных форм собственности и в установлении правового равенства «необобществленного» (индивидуальной и частной формы собственности) с «обобществленным» сектором (предприятиями государственной и коллективной собственности) при сохранении доминирующих позиций общественной собственности.

3. Изменения в структуре собственности проявились в создании «системы современных предприятий» — самостоятельных полноценных рыночных субъектов (1993г.), которая предусматривала процесс массового акционирования, развернувшийся в стране после принятия Закона о компаниях (1993г.) и проходивший под контролем и руководством страны на основе результатов промышленных переписей.

4.В целом за период с 1993 г. по настоящее время можно выделить три основных модели акционирования общенародной собственности: модель акционерной собственности с контрольным пакетом акций государственного участия, модель коллективной акционерной собственности (частной собственности юридических лиц) с государственным участием и модель негосударственной акционерной собственности.

5.Другим важным направлением реформы собственности явилось развитие необобществленных форм собственности, в частности, частного предпринимательства, возрождение которого началось с деревни в 1978 г.

6.Современная позиция руководства КПК в отношении частных хозяйств выражается в признании необходимости их развития и придании им центральной регулирующей, но не определяющей роли в социалистической рыночной экономике, находящейся на начальной стадии социализма, в силу двух основных причин: во-первых, частный сектор является частью социалистической рыночной экономики, в которой существуют отношения наемного труда и «эксплуатации», во-вторых, частные хозяйства и другие типы хозяйств необобществленных форм собственности занимают неосновное положение в экономике страны.

7.0сновные направления дальнейшего процесса реформирования отношений собственности, по нашему мнению, должны быть основаны: на достижении единого консенсуса учеными экономистами страны в решении вопроса о дальнейшем ходе реформы собственности в условиях развития социалистической рыночной экономики, находящейся на начальной стадии социализмана разработке единого научного терминологического аппарата, позволяющего ученым экономистам теоретически обосновать основные процессы реформирования отношений собственности, предпринятые руководством КПК в ходе экономической реформы, в целях продолжения реформы собственностина совершенствовании уже сложившихся институциональных отношений между субъектами собственности в плане повышения их четкости и определенности относительно самих прав собственностина реформировании госмонополий в плане расширения рыночных отношений на базе совершенствования механизма конкуренции и диверсификации субъектов инвестиций и прав собственностина оптимизации структуры собственности и создании на базе собственного опыта новой теории развития общенародной собственности на средства производства в условиях построения социалистической рыночной экономики и повышения эффективности используемых государством методов прямого и косвенного управления разнообразных по формам собственности экономических субъектов рынка.

Заключение

.

Ключевым моментом государственной стратегии КНР в период экономической реформы 1978 г., преследующей цель превращения страны в современную индустриальную державу, явилась реформа социалистической собственности.

За тридцатилетний период экономической реформы процесс трансформации собственности прошел два условных этапа, каждый из которых отражал поиск и апробацию различных подходов и методов решения проблем сохранения ведущих позиций и повышения эффективности использования общественной собственности на средства производства в условиях становления и развития института частной собственности, смешанной и других ее видов, присущих современному этапу развития производительных сил.

К этим этапам можно отнести два периода времени. Первый период с 1978 г. по 2003 г., в течение которого реформирование отношений собственности инициировалось неформальным лидером страны Дэн Сяопином, которого в Китае называют современным Марксом. Второй период охватывает отрезок времени с 2003 г. -период прихода к власти четвертого поколения руководителей страны Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябаопо настоящее время.

Главной особенностью этих этапов реформирования социалистической собственности явилось то, что, несмотря на изменение политико-идеологических ориентиров, на институциональные преобразования в сфере общественной собственности всем четырем поколениям руководителей страны удалось сохранить приверженность идеологии марксистско-ленинской концепции социалистической собственности. В настоящее время, несмотря на признание руководством страны равноправного развития всех форм собственности и установлении правового равенства необобществленного" (индивидуальной и частной формы собственности) с «общественным» сектором (предприятиями государственной и коллективной собственности), общественная собственность сохраняет свои доминирующие позиции в экономике страны.

Стратегия реформ отношений собственности в период Дэн Сяопина была обусловлена решениями Ш Пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва (декабрь 1978 г.), объявившего о завершении в стране «Культурной революции» и переходе к решению актуальных задач развития экономики, решение которых должно превратить страну в современную социалистическую державу.

В определенной степени курс на создание многоукладной экономики был инициирован снизу и обусловлен массовыми крестьянскими волнениями, охватившими страну в конце 70 -х гг. Крестьяне, составлявшие 84% всего населения Китая (1978 г.), требовали перехода к уравнительному распределению земель и отказа от уравнительного распределения результатов труда в коммунах, основанных на трехуровневой системе собственности (коммуна, большая и малая бригада), фактические права распоряжения которой были сосредоточены в руках руководителей коммун и больших бригад.

В этих условиях руководство КПК приступило к преобразованиям отношений собственности в деревне, с которой и началась экономическая реформа 1978 г.

Были сняты ограничения на развитие коллективного сектора экономики, индивидуальных хозяйств. В сентябре 1980 г. был отменен запрет на использование в сельском хозяйстве семейного подряда, основанного на закреплении производственных заданий за двором (семьей, домашним хозяйством) и полной ответственности двора за производство продукции.

Крестьянам было предоставлено право хозяйствования на подрядных участках. Земли вне города получили статус коллективной собственности сельских жителей.

Государство, введя семейный подряд, продолжило осуществление плановых закупок сельскохозяйственной продукции, одновременно предоставив крестьянам право не только самостоятельно производить и управлять своим хозяйством, но и свободно реализовывать свою продукцию на рынке.

Политика руководства КПК в сфере сельского хозяйства была направлена на создание слоя самостоятельных товаропроизводителей как независимых экономических субъектов рынка.

Роспуск коммун официально был предпринят руководством страны только в 1984 г., когда возникла окончательная уверенность в правильности выбранного пути реформирования отношения собственности в деревне.

Одновременно с реформой собственности в деревне начались поэтапные эксперименты собственности в городе.

Исходным методологическим моментом процесса реформирования отношений государственной собственности в промышленности явилась теория прав собственности советского ученого A.B.Бенедиктова, которая была положена руководством КПК в основу разработки экономистами Китая концепции «Разделения двух прав» — отделения права хозяйствования от права собственности, положившей начало реформе социалистической собственности в стране.

Данная правовая конструкция прав собственности, явившись порождением планово-централизованной экономики, возникла как необходимость организационно-имущественного обособления государственных предприятий от самого государства, как необходимость юридического и логического обоснования деятельности юридических лицгосударственных предприятий и учреждений, не являющихся собственниками своего имущества.

Подобная практика, имевшая место в Советском Союзе и в странах Восточной Европы до конца 80-х гг. XX века, в целом, оживила деятельность государственных промышленных предприятий страны, находящихся в собственности государства. Она позволила руководству страны не только сохранить организационно-правовые формы государственного участия в экономике, но и существенно расширить их, придав предприятиям статус юридических лиц и передав им государственное имущество в оперативное управление. Тем самым, была признана имущественная самостоятельность государственных предприятий, которые, в соответствии с предоставленным им государством правом оперативного управления, получили возможность осуществлять права владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, субъектом которого являлось государство.

Концепция «Разделения двух прав» действовала в государственном секторе экономики страны до 1993 г, до перехода к созданию «системы современных предприятий». Она позволила экономистам страны осмыслить систему подряда в городе и деревне, дала новый импульс к дальнейшему развитию теории социалистической собственности в условиях рыночной экономики.

Творческий подход ученых экономистов к осмыслению современных западных институциональных теорий собственности — Р. Коуза, А. Алчияна, Д. Норта и других экономистов — проявился в дальнейшем развитии реформы собственности, в частности, в теоретическом обосновании необходимости разделения самого права собственности.

Ценность институционального подхода к реформе прав собственности, основанного на отношении к собственности как к объекту права на долю полномочий в отношении определенного блага, экономисты видели в том, что данный подход позволяет государству как собственнику, в зависимости от уровня развития производительных сил, акцентировать внимание на каком — то определенном праве собственности, например, на праве на доход от использования госимуществапозволяет государству как собственнику временно отчуждать от себя отдельные права или часть прав, поскольку помимо классических прав владения, пользования и распоряжения права собственности включают в себя целую систему прав: право на управление, право на доход, право на наследование и т. д. Институциональная теория прав собственности не только расширяет набор полномочий на одно и то же благо, которые могут быть рассредоточены между разными людьми, но и дает возможность оборачиваемости этих прав, поскольку объектом купли-продажи становится не само это благо, а права на него.

Одним из способов реализации разделения права собственности явился перевод с 1993 г. государственных предприятий на систему акционирования и создания на ее основе «системы современных предприятий» в целях преобразования их в самостоятельных хозяйствующих субъектов рынка, находящихся в собственности государства. Другой формой реализации разделения права собственности явилась приватизация малых государственных предприятий, одобренная в 1997 г. Госсоветом КНР.

Стратегия реформ в период с 2003 г. по настоящее время характеризуется двумя главными чертами: усилением государственного регулирования развитием социалистической рыночной экономики, о чем свидетельствует четвертая серия поправок в Конституцию КНР, зафиксировавшая расширение сферы деятельности Председателя КНР, и продолжение курса на углубление рыночных преобразований, в том числе, и в системе отношений собственности.

В целом суть экспериментов в сфере отношений собственности, последующих за решениями Ш исторического Пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, заключалась в подготовке условий для формирования новой структуры собственности и совершенствования экономических отношений в рамках социалистической собственности, необходимых для перехода от планово-централизованной к социалистической рыночной экономике, основанной на сохранении руководящей роли КПК, государственном регулировании экономики и ведущих позиций общественной собственности на средства производства в условиях развития необобществленного сектора экономики.

Характерные черты стратегии реформы собственности заключались в глубокой проработки всей концепции реформирования экономикивсестороннем анализе и учете как собственного, так и зарубежного опыта реформ собственностив поэтапности и постепенности внедряемых нововведений, в локальности и экспериментальности проведения намеченных мероприятий.

В итоге руководству страны удалось создать многообразную структуру собственности, необходимую для устойчивого эффективного развития страны, сохранив при этом доминирующие позиции общенародной собственности посредством сохранения либо собственно предприятий государственной собственности, либо, посредством акционирования, той или иной степени участия государства в различных формах реализации общественной собственности.

Творческий подход к осмыслению наследия марксистско-ленинского наследия, зарубежных экономических концепций собственности, мирового опыта реформы отношений собственности, в том числе, опыта СССР и РФ позволили ученым экономистам Китая совершить несколько методологических прорывов в теории социалистической собственности в условиях рыночных отношений, заключающихся в отказе от традиционных подходов к возможностям развития социалистической собственности в условиях перехода к рынку и развития рыночных отношений.

К этим методологическим прорывам относятся: 1. отказ от признания того, что при социализме общественная собственность на средства производства является единственным фундаментом социалистического общества- 2. утверждение, что в условиях социализма при сохранении доминирующей роли общественной собственности на средства производства, возможно равноправное сосуществование и развитие разнообразных форм собственности, различных по формам собственности типов хозяйств- 3. придание новой роли и значения необобществленным формам собственности в период строительства социализма, в частности, госкапитализму, рассматриваемому экономистами страны в качестве средства социалистической модернизации экономики.

Данные методологические прорывы опираются на теоретическое осмысление учеными экономистами Китая реального собственного положительного опыта использования товарно-денежных отношений при социализме, основанного на преобразованиях в системе отношений коллективной и государственной собственности на основе введения семейного подряда в деревне, перевода крупных и средних предприятий промышленного сектора на систему акционирования, приватизации малых предприятий госсектора, развития смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.

Теоретический и научно-практический интерес к развитию отношений социалистической собственности среди экономистов Китая был обусловлен не только тем, что собственность с момента образования КНР прошла несколько этапов обобществления производства: национализацию собственности компрадорской и отчасти национальной буржуазии после образования в 1949 г. КНРпреобразования отношений собственности в промышленности и торговле в 1956 г.- «коммунизацию» в периоды «Большого скачка» (1958;1960 гг.) и «Культурной революции» (1966 -1969гг.), но и пониманием необходимости процесса преобразований в системе отношений собственности, ее роли, которую она играет в решении проблемы ускорения социально-экономического развития страны.

В период экономической реформы 1978 г. у экономистов Китая и видных государственных деятелей появилось значительно больше возможностей для научных изысканий и практической реализации своих рекомендации, связанных с совершенствованием развития и модернизаций отношений социалистической собственности в условиях рынка.

Развитие экономической мысли Китая в пореформенный период прошло пять условных этапов, основным критерием выделения которых явились установки Пленумов ЦК КПК и съездов КПК, определяющие дальнейший ход реформы собственности, а также направление научно-теоретических дискуссий экономистов страны.

К основным итогам развития научной мысли в соответствии с выделенными пяти условными этапами научных дискуссий экономистов Китая, относятся следующие теоретически обоснованные утверждения, понятия, положения и зависимости:

1 этап-декабрь 1978 г.- октябрь 1984 г.: разграничение понятий «государственная собственность» и «общенародная собственность» — «общенародная собственность» и «формы реализации общенародной собственности» — концепция «Разделения двух прав» — необходимость существования при социализме необобществленных форм ведения хозяйства;

2 этап — октябрь 1984 г.- октябрь 1992 г.: признание, что подрядная система в госсекторе не дала ожидаемых результатовпризнание преимуществ акционерной формы собственностиразработка концепции реформы общественной собственности на этапе начальной стадии социализма — одновременное развитие всех форм собственности при доминирующем положении общественной формы собственности, которое обеспечивается наличием собственно предприятий государственной формы собственности и долевым участием государства посредством системы акционирования госпредприятий, созданием предприятий смешанной формы собственностиутверждение, что экономическая эффективность зависит не от формы собственности, а от четкого разделения прав и обязанностей.

3 этап — октябрь 1992 г. — сентябрь 1997 г.: создание предпосылок для развития собственной экономической теории институциональных изменений в системе отношений собственности в условиях начальной стадии социализма, в частности, положения о необходимости разграничения социалистической собственности как сочетания государственной, коллективной, кооперативной, смешанной, общественных организаций на собственность социалистического государства как более узкое понятие и собственность социалистического общества как более широкое понятие, что нашло отражение в материалах ХУ съезда КПК (1997 г.) — институционализация и легитимизация рыночных отношений и частной собственности как доказательство практической реализации научных разработок экономистов.

4 этап — сентябрь 1997 г.- ноябрь 2002 г.: теоретическое переосмысление итогов реформы отношений собственности сторонниками переосмысления реформдискуссии по поводу поиска научного консенсуса о дальнейшем ходе реформы собственности.

5 этапноябрь 2002 г. по настоящее время: консенсус не достигнут, но идет сближение позиций сторонников переосмысления реформ и реформаторов под контролем КПКосновное внимание направлено на разграничение прав собственности, методов и форм управления собственностью, создание системы национальной собственности по административно-территориальному принципу, так как от решения этих проблем зависит успех политической реформы, направленной на усиление социальной составляющей в экономической реформе.

Таким образом, за тридцатилетний период реформ в системе отношений собственности произошли следующие изменения: общественная собственность на средства производства из абсолютной трансформировалась в доминирующуюобщественная собственность включает в себя не только государственный и коллективный сектор, но и государственные и коллективные компоненты в смешанных формах собственности, в частности, в акционерных компанияхобщественная собственность приобрела различные формы реализации: государственная, коллективная, смешаннаягосударственная собственность разделена на различные формы региональной собственностичастная собственность получила официальный статусоснову экономической системы страны, находящейся на начальной стадии социализма, составляет одновременное и равноправное развитие всех форм собственности при доминирующей роли общественной собственности на средства производства.

Процесс реформирования современной структуры собственности не закончен. Развитие различных форм собственности необобществленного и обобществленного сектора экономики находится под контролем и регулированием государства в силу, прежде всего, двух причин: быстро и эффективно развивающегося частного и индивидуального секторов, а также формирования и развития новых типов хозяйственных структур форм собственности, не предусмотренных решениями ЦК КПК, как например, в случае с развитием частного предпринимательства.

Кроме того, существующие в стране формы собственности еще не достигли своей зрелости и по содержанию реальных отношений (прав) собственности не всегда полностью соответствуют заявленной им форме собственности как в городе, так и в деревне. Этому несоответствию, например, способствует законодательная нечеткость определения прав собственности. Например, коллективные предприятия в городе и волостно-поселковые предприятия в деревне фактически находятся в собственности государственных органов, работников предприятий и частных лиц. Процесс превращения их в хозяйственные структуры с четко выраженными правами собственности еще не закончен и его завершение напрямую связано с дальнейшим развитием рыночных отношений как в городе, так и в деревне.

В целом за годы экономической реформы изменения в структуре собственности проявились в интенсивном развитии новых форм собственности: смешанной, частной и индивидуальной.

В 2007 г. на долю городских негосударственных предприятий (исключая небольшие производства с годовым объемом продаж менее 5 млн. юаней) приходилось свыше 70% всего объема выпуска продукции и 78% занятых на предприятиях промышленного сектора.

За период с 1996 по 2006 гг. количество государственных предприятий промышленного сектора сократилось со 113,8 тыс. до 24,9 тыс. (собственно госпредприятия и акционерные компании с контрольным пакетом государственного участия).

В последние годы государственное регулирование экономики страны значительно возросло, в силу, прежде всего, двух причин: во-первых, роста потребностей экономики и социальной сферы в инвестициях в инфраструктуру и социальную защиту, обусловленную ростом имущественного неравенства, во — вторых, повышения эффективности управления государственным сектором экономики, основанным на общественной собственности, призванной сохранить доминирующие позиции в социально-рыночной экономике, находящейся на этапе начальной стадии социализма, о чем свидетельствует и антикризисная политика государства, направленная на поддержку государственного сектора экономики.

Дальнейший процесс трансформации отношений собственности во многом зависит от результатов достигнутого консенсуса ученых экономистов страны о дальнейшем ходе реформы собственности в условиях развития социалистической рыночной экономики, находящейся на начальной стадии развития социализма.

В настоящее время усилия экономистов сосредоточены на решении проблемы прав собственности, создания национальной системы собственности, методов и форм управления ею.

Основные задачи, стоящие в настоящее время перед экономистами страны в условиях ориентации на развитие внутреннего рынка, сельского хозяйства, повышения уровня жизни крестьян, создания «в основном единого механизма социально-экономического развития города и деревни», провозглашенного ХУП съездом КПК и Ш Пленумом ЦК КПК семнадцатого созыва, заключаются в накоплении эмпирического материала и изучении конкретных экономических явлений и перемен, происходящих в экономике страны в целях создания на базе собственного опыта новой институциональной экономической теории, в которой ключевая роль должна быть отведена решению проблем институциональных изменений в системе отношений социалистической собственности в условиях строительства социалистической рыночной экономики.

В целом за тридцатилетний период реформы социалистической собственности КНР удалось создать стратегический конкурентоспособный государственный промышленный сектор, представленный эффективными предприятиями и акционерными компаниями с высокой капиталоемкостью, мощной базой НИОКР и крепнущими на мировом рынке.

Государственный сектор явился экономической основой модернизации экономики — перехода к качественному преобразованию производительных сил-, начавшейся во второй половине 90-х гг. XX столетия с изменения имущественного статуса госпредприятий и их частчной приватизации.

Главная особенность модернизации госсектора заключалась в том, что она проходила в уже созданной рукодством страны рыночной ситуации, наличия частного предпринимательства и присутствия иностранного капитала, что позволило государству существенно снивелировать негативные последствия модернизации государственных предприятий, связанные, предже всего, с сокращением занятости.

В итоге КНР удалось институализировать систему воспроизводства доминирующего положения общественной собственности в промышленном секторе страны посредством сохранения общественной собственности собственно госпредприятий, участия государства в различных формах реализации общественной собственности, обусловлнной диверсификацией прав собственности (имущественных прав) госпредприятий, и участия государства в новых формах собственности.

Реформа отношений собственности не закончена. В планах 12-й пятилетки центральным звеном является рост конкурентоспособности промышленности КНР, что обусловливает необходимость продолжения теоретических и научно-практических разработок институциональной теории прав собственности, так как в условиях сохранения доминирующих позиций общественной собственности, институциональный подход к решению проблем собственности, с одной стороны, позволяет государству сохранть права собственности на принадлежащее ему имущество, с другойобеспечить его использование в интересах всего общества.

Основные напралениями процесса дальнейшего процесса реформирования отношений собственности должны быть основаны: на достижении единого консенсуса учеными экономистами страны в решении вопроса о дальнейшем ходе реформы собственности в условиях развития социалистической рыночной экономики, находящейся на начальной стадии социализмана разработке единого научного терминологического аппарата, позволяющего ученым экономистам теоретически обосновать основные процессы реформирования отношений собственности, предпринятые руководством КПК в ходе экономической реформы в целях продолжения реформы собственности, оптимизации ее структуры и создания на базе собственного опыта новой теории развития общенародной собственности на средства производства в условиях построения социалистической рыночной экономики и повышения эффективности используемых государством методов прямого и косвенного управления разнообразных по формам собственности экономических субъектов рынка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Карлусов В. В. Китай стратегия, динамика, факторы и проблемы догоняющего развития: к итогам ХУЛ съезда КПК. ХУП съезд КПК и проблемы социально-экономического развития Китая на современном этапе/ РАН, Ин-т Дальнего Востока. М., 2009. 271с.
  2. Э.П. Социализм с китайской спецификой: итоги теоретического и практического поиска / РАН, Ин-т Дальнего Востока. М., Химия и бизнес, 1999. 272с.
  3. В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций в 2 ч., М., Квадрига, 2010. 643с.
  4. Китай. Большой исторический путеводитель. М., Эксмо, 2008. 846с.
  5. В.Г. Тридцатилетие эпохи «реформ и стратегии» в Китае // Мировая экономика и международные отношения, 2009, № 6. С.73−847. Ноодь 1958. № 4.
  6. Экономика отдельных стран и регионов мира во второй половине XX века. Очерки экономической истории. Часть Ш / СПб., МБИ, 2000. 355с.
  7. В.Я. Реформа отношений собственности в КНР (к 20-летию 3-го Пленума ЦК КПК 11 созыва) //Проблемы Дальнего Востока, 1998, № 6. С.52−68
  8. Л. Приватизация с китайской спецификой (проблема классификации форм собственности) // Российский экономический журнал, 2004, № 7. С.42−56
  9. A.A. Китайская модель перехода к рыночной экономике / М., Ин-и Дальнего Востока РАН, 2007. 205с.
  10. Бао Юницзян. Особый путь экономического развития Китая и его влияние на мировое экономическое развитие //Проблемы Дальнего Востока, 1995, № 1. С.72−80
  11. Ли Теин. Гайге кайфан таньсо. Шэхуэй кэсюэ вэньсянь чубаныпэ (Поиск курса реформ и открытости). Пекин, 2000. 127с.
  12. Э.П. Экономическая мысль в КНР. Научные труды Международного союза экономистов и ВЭО России. Т.19 (63) / М., Академия РАЕН, 2006. 50с.16. Цзинцзи яньцзю. 1987, № 7.
  13. Янь Имэй. Развитие теории пава государственной собственности при переходе к рыночной экономике в Китае и России. Автореферат диссертации на соиск. учен. степени к.ю.н. / МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1995. 26с.
  14. Частная собственность в капиталистических и развивающихся странах / Л., изд-во Ленинградского университета, 1982. 184с.
  15. Н.Д. Общественная собственность на средства производства -основное производственное отношение социализма / Л., изд-во Ленинградского университета, 1967. 248с.
  16. К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.46, 4.1. М., 1962.
  17. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. М., Политиздат, 1988. 735с.
  18. P.A. Право оперативного управления имуществом юридических лиц в современных условиях. Автореферат диссертации на соиск. уч. степени к.ю.н. / Росс. гуманитарный ун-т. М., 2009. 29с.
  19. A.B. Государственная социалистическая собственность. Изд-во АН СССР в Ленинграде, М.Л., 1948. 840с.
  20. Гражданский кодекс РФ. 4.1, Глава 19, Ст. 2 940 300, М., Контракт, 1995. 176с.
  21. К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения. СПб., Пресс. 2004. 449с.
  22. Е.В. Проблемы развития отношений собственности в современной российской экономике. М., 2006. 286с.
  23. Жэньминь жибао.21 октября 1992.
  24. Ленин В.И. XI съезд РКП (б). 27марта-2апреля 1922 г. Политический отчет ЦК РКП) б) и заключительное слово по политическому отчету. Т.45.Соч" 2 изд., М., 1951.
  25. Материалы УШ Всекитайского съезда КПК. Пекин, изд-во лит. на ин. языках, 1958. 249с.
  26. Юй Гуанъюань. Бэйзцин ревью. 1987, № 40.31. 60 лет Китайской Народной республике: итоги и перспективы//Проблемы Дальнего Востока, 2009, № 5. С.80−121
  27. Hua Shens, Zhanq Xuejun, Luo Xiaopenq. China: From Revolution to Reform. 1993.
  28. Юй Гуанъюань. Дуй цие соючжи фачжань цяньту дэ сыкао (Размышления о перспективах развития собственности предприятий). Цзинцзи яньцзю. 1988, № 6.
  29. Цзи Пэн. Лунь цие соючжи юй цие фажэнь союцюань (О собственности предприятий и праве собственности предприятия как юридического лица). Цзинцзи яньцзю. 1988, № 6.
  30. Лю Шибо. Шэхуйчжуи шанпинь цзинцзи юй цие чаньцюань (Социалистическое товарное хозяйство и права собственности предприятий). Цзинцзи яньцзю. 1988, № 3.
  31. Лю Вэй, Пин Синьцяо. Сяньдай сифан чаньцюань лилунь юй цие синвэй фэнси (Современная западная теория прав собственности и анализ поведения предприятий). Цзинцзи яньцзю. 1989, № 1.
  32. Кэсы. Цие шичан юй фалюй. Шанхай, саньлянь шудянь (Фирма, рынок и право).1990.
  33. Цзинцзи яньцзю. 1989, № 2.
  34. О.Н. Развитие китайской экономической науки в период реформ / Информ. бюллетень Ин-та Дальнего Востока РАН. М., 1997, № 10
  35. Цзинцзи яньцзю. 1990, № 8.42. Цзинцзи жибао.4.01.1986.
  36. Материалы совещания по вопросам советской экономической науки. Пекин, изд-во литер, на иностр. языках, 1983.
  37. Сунь Сяолян. Лунь цзинцзи гайгэ мяньлинь дэ цзюэцзэ (Об альтернативах перед которыми стоит экономическая реформа).Гуанмин жибао.03.01.1987.
  38. У.Цзинлянь. Гуаньюй чжаньлюэ сюаньцзэ аэ жогань сыкао (Некоторые размышления о выборе стратегии реформ). Цзинцзи яньцзю.1987.№ 2.
  39. Дун Фужэн. Цзинцзи юньсин цзичжи дэ гайгэ хэ соючжи гайгэ (К вопросу о формах социалистической собственности в Китае). Цзинцзи яньцзю. 1988, № 7.
  40. Цзян Сюэмо. Пин «соючжэ цюэвэй лунь» (Оценка теории «вакантного места собственника»). Цзинцзи яньцзю.1988, № 3.
  41. Чжунго цзинцзи кэсюэ няньцзянь (Ежегодник китайской экономической науки). 1986.
  42. Хуа Шэн, Чжан Сюэцзюнь, Ло Сяопэн. Чжунго гайгэ ши нянь: хуйгу, фаньсы юй Чжаньвин (10 лет китайской реформы: ретроспектива, размышления и перспективы). Цзинцзи яньцзю.1988, № 9.
  43. Ли Инин Гою цие цзай гунъючжи цзичу шан шисянь гуфэньчжи дэ туцин (Перспективы акционирования госпредприятий на основе общественной собственности). Гайгэ. 1991, № 1.
  44. Линь Лин. Цун чэнбаочжи Дао гуфэньчжи (От подряда к акционерной системе). Цюши.1988, № 4.
  45. Водэ цзинзци гуань. Дандай Чжунго бай мин цзинцзисюэцзя цзышу (Мои экономические взгляды. 100 современных китайских экономистов о себе). Т. 1, Нанкин. 1991.
  46. Чжан Сэнь. Сулянь цзинцзи лихунь вэньти таолуньхуй цзай Цзин чжаокай (Совещание по вопросам экономической теории в Пекине). Синьхуа вэньчжай. 1983, № 11.
  47. Сяо Лян. Данцянь ю чжэньи дэ шигэ цзинцзи лилунь вэньти. (Десять дискуссий теоретических проблем экономики на нынешнем этапе). Цзинцзисюэ дунтай. 1990, № 9.
  48. Лю Гуанди. Лунь гуфэньчжи цзай шэньхуа цие гайгэ чжун дэ цзоюн (О роли акционерной системы в углублении экономической реформы на предприятиях). Хунци, 1988, № 12.
  49. Цзо Му. Таньтань гуфэньчжи дэ цзигэ лилунь хэ чжэнцэ вэньти (Поговорим о нескольких теоретических и политических проблемах акционерной системы). Хунци, 1988, № 1.
  50. Дун Фужэн. Таньтань гайгэ чжун дэ бяньсин вэньги (Поговорим о проблеме превращенных форм в ходе реформы). Жэньминь жибао. 12.12.1988.
  51. Цзинцзи жибао. 09.05.1989.
  52. Жэньминь жибао. 15.11.1988.
  53. Чжань Сэнь-Сулянь цзинцзи лилунь вэньти таолуньхуй Цзай Цзин чжаокай (Совещание по вопросам советской экономической теории в Пекине). Синьхуа вэньчжай. 1983, № 11.
  54. Ли Инин. Фэй цзюньхэн дэ Чжунго цзинцзи (Неравновесная экономика Китая). Пекин, 1990.
  55. Ли Инин, Чжунго цзинцзи гайгэ дэ сылу (Пути реформы экономической системы Китая). Пекин, 1989.
  56. Лю Гогуан. Няньхуай Сунь Ефан тунчжи, туйцзин гайгэ да е (Вспоминая товарища Сунь Ефана, продвигать вперед дело реформы). Цзинцзи яньцзю. 1993, № 2.
  57. Цзяньго илай чжэнчжи цзинцзисюэ чжунъяо вэньти чжэнлунь (1949−1980) (Дискуссии по основным проблемам политэкономии со времен образования КНР (1949−1980). Пекин, 1981.
  58. О.Н. Развитие китайской экономической науки в период реформ / Инфом. бюллетень Ин-та Дальнего Востока РАН. М., 1997, № 11.
  59. У.Цзинлянь. Луцзин илай юй чжунго гайгэ. Цзинцзисюэ юй чжунго цзинцзи гайгэ (Зависимость от пути развития и китайская реформа. Экономическая теория и китайская экономическая реформа). Шанхай, 1995.
  60. Лю Гогуан. Чжунго гоючжи цзинцзи гайгэ дэ таньсо (Поиск путей экономической реформы государственной собственности). Синьхуа вэньчжай. 1991, № 2.
  61. Линь Ифу. Чжунго цзинцзи гайгэ юй цзинцзисюэ дэ фачжань. Цзинцзисюэ юй чжунго цзинцзи найгэ (Китайская экономическая реформа и развитие экономической науки. Экономическая наука и китайская экономическая теория). Шанхай, 1995.
  62. Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу. Чжонго дэ цицзи: фачжань чжаньлюс юй цзинцзи гайгэ (Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа). Шанхай, 1994.71. China Daily. 07.05.1993.
  63. К. Капитал.Т. 1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд. Т.23.М.Д962.
  64. Хуан Югуан, Ян Сяокай. Вэй хэ Чжунго ин и тяо го хэ дэ цзиньсин миньхуа? (Почему Китай должен одним прыжком перепрыгнуть через реку и перейти к народному хозяйствованию?). Шицзе цзинцзи даобао. 20.02.1989.
  65. Ли Ляньчжун. Сыюхуа сычао чанынэн юаньинь поуси (Анализ причин появления идейного течения приватизации). Цзинцзи жибао, 03.11.1989.
  66. Чжоу Лунбинь. Чзхинцзи сыюхуа дэ сыньчуань ши цзецзи сыюхуа фаньлань чэ цзучэн буфэнь (Пропаганда приватизации составная часть буржуазной либерализации). Гуанмин жибао. 04.07.1989.
  67. Цун цзюйти моши аэ таньсо цзоусян шэньцзы дэ лисин сыкао (От поиска конфетных моделей к глубоким рациональным размышлениям).Гуанмин жибао. 29.04.1989.
  68. Лю Гогуан. Чжунго цзинцзи тяочжэн юй гайгэ дэ минъюнь (Урегулирование китайской экономики и судьба реформы). Цзинцзи жибао. 28.02.1989.
  69. Ли Чжэннин. Кээрнэй цзинцзи сысян цзинхуа (Квинтэссенция экономических идей Корнай). Цзинцзи яньцзю. 1986, № 9.
  70. Цзяньчи гунь ъючжи, пипань сыюхуа (Придерживаться общественной собственности, критиковать приватизацию). Гуанмин жибао. 07.10.1989.
  71. Лю Гогуан, Ван Мэнкуй, Ян Цисянь, Сунь Сяолян, Хэ Вэй и др. Цзюши няньдай чжунго цзинцзи фвчжань чжаньван битань (Заметки о перспективах развития экономики Китая в 90-е годы). Цзинцзи лилунь юй цзинцзи ганьли. 1991, № 2.
  72. Гуанмин жибао. 06.07.1992.
  73. Сюэ Муцяо. Лишунь уцзя, пинчжэн шичан, шэньхуа гайгэ (Упорядочить цены, сбалансировать рынок, углубить реформу). Гайгэ. 1991, № 1.
  74. Ли Инин. Гою цие цзай гунъючжи цзичу шан шисянь гуфэньчжи дэ туцин (Перспективы акционирования государственных предприятий на основе общественной собственности). Гайгэ. 1991, № 1.
  75. Цзинцзи яньцзю. 1992, № 8.
  76. Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) / М., ИМЭМО АН СССР, 1990. 90с.
  77. Цзинцзи яньцзю. 1989, № 1.
  78. Цзинцзи яньцзю. 1988, № 9.
  79. Ли Маошэн. Гоючжи гайгэ: куньцзин, сяньцзин хэ цяньцзин. Цзянь юй Хуа Шэн туичжи шанцюэ (Реформа государственной собственности: трудности, ловушки и перспективы. Дискуссия с Хуа Шэном). Цзинцзи яньцзю. 1989, № 9.
  80. Цзинцзи яньцзю. 1991, № 3.
  81. Цзинцзи яньцзю. 1991, № 9.
  82. Цзинцзи яньцзю. 1991, № 5.
  83. Л. Госсектор КНР: приватизация или модернизация // Проблемы Дальнего Востока, 1998, № 5. С.79−87
  84. Сюэ Муцяо. Гуаньюй шэхуйчжуи цзинцзи дэ жогань лилунь вэньти (О некоторых теоретических проблемах социалистической экономики). Чжунго шэхуй кэсюэ. 1991, № 1.
  85. О. Теория прав собственности и китайская реформа // Проблемы Дальнего Востока, 1995, № 1.С.55−71
  86. Документы ХШ Всекитайского съезда КПК. Пекин, изд-во лит. на ин. языках, 1988. 249с.
  87. Э. П. Общая концепция социально-экономического развития КНР / Экономическая теория и проблемы собственности в КНР. М., Ин. т Дальнего Востока РАН, 1990. 230с.
  88. Гуаньси сяньдайхуа цзяныдэ цюаньцзюй дэ и гэ чжунда вэньги. Цзяньли шэхуйчжин шичан цзинцзи тичжи битанб (Один важный вопрос, связанный с общей обстановкой модернизации. Заметки о создании системы социалистической рыночной экономики). Цюши. 1992, № 23.
  89. Дж. Гуаньюй чжуаньгуй вэньти дэ цзигэ цзяньи (Несколько предложений, касающихся перехода к рынку). Цзинцзи шэхуй тичжи бицзяо. 1997, № 2
  90. Цзинь най соючжи ши бу го удэ (Только изменения собственности недостаточно). Найгэ нэйцань. 1995, № 8
  91. Ян Сяокай. Цие лилунь дэ синь фачжань (Новое развитие теории фирмы). Гайгэ. 1993, № 4.
  92. Цзяньли щэхуйчжуи шичан цзинцзи тичжи дэ лилунь сыкао юй чжэнцэ сюаньцзэ (Теоретические размышления о создании системы социалистической рыночной экономики и выбор политики). Цзинцзи яньцзю.1993, № 8.
  93. Хой Цзиньгуан. Создание системы современных предприятий в Китае: теория и практика // Проблемы Дальнего Востока, № 3, 2001.
  94. М. 100 великих экономиста после Кейнса. СПб., Экономическая школа, 2005. 352с.
  95. Д. Чжиду бяньцянь лилунь ганьяо (Основные положения теории институциональных изменений). Цзинцзисюэ юй Чжунго цзинцзи гайгэ (Экономическая теория и китайская экономическая реформа). Шанхай, 1995.
  96. Ю.В. Реформа собственности на государственных предприятиях в Китае /Экономика и управление в зарубежных странах. Ежегодный информ. бюллетень, 2008, № 7. С.22−40
  97. Цинмучанъянь (Аоки М.) Бицзяо чжиду фэньси: ци инь хэ исе чубу дэ цзелунь (Сравнительный анализ институтов: причины, некоторые результаты). Цзинцзи шэхуй тичжи бицзяо. 1997, № 1.
  98. Кун Цзиньюань. Чжунго цзинцзи шэнхо чжун дэ фэй чжэнши чжиду аньпай (Неофициальные институциональные установления в экономической жизни Китая). Цзинцзи яньцзю. 1992, № 7.
  99. Д. Чжиду бяньцянь хэ цзинцзи гайгэ (Институциональные изменения и экономическая реформа). Цзинцзи кэсюэ.1995, № 2.
  100. North D. Transaction Costs, Institutions and Economie Perfomens (occasional Papers). San-Francisco. 1992.
  101. Ян Жуйлун. Лунь вого чжиду бяньцянь фанши юй чжиду сюаньцзэ мубяо дэ чунту цзи ци сетяо (О конфликте между способом изменения институтов и целью выбора институтов в нашей стране и разрешение этого конфликта). Цзинцзи яньцзю. 1994, № 5.
  102. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. Статьи и выступления. М., Об-во дружбы и сотрудничества с зарубежными странами, 2002. 527с.
  103. В.Г., Кузнецов B.B. КНР / Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет. М., Юристъ, 2003. 603с.114. Жэнь жибао. 22.09. 1997.
  104. Цзиньцзи яньцзю. 1997, № 6.
  105. Цзайцзин яньцзю. 2001, № 5.
  106. Цзайцзин яньцзю. 2001. № 7.
  107. Цзинцзи яньцзю. 1998, № 2.
  108. Цзинцзи лилунь юй цзинцзи гуаньли. 1995. № 1.
  109. О.Н. Обсуждение курса реформ в экономических кругах КНР (2005−2006) / Экономическая реформа в КНР на рубеже веков. М., Ин-т Дальнего Востока РАН, 2008. С.41−53
  110. Лю Гогуан. Сюаньфэн шилу: гайгэ кайфан бисюй и макэснчжди вэй чжидао дэ да Таолунь. Пекин, 2006.
  111. Экономика и управление в зарубежных странах. Ежегодный информационный бюллетень / М., 2010, № 2, С. 12−22
  112. Business Week. 26.04.2009.
  113. Лю Цзи. Цуе «Лан сюаньфэн» кань фоудан гайгэ ди Сань цы сычао. Гайгэ нэйцань. 2006, № 17.
  114. Материалам сайта http: // chinaelections.org.
  115. Материалы сайта http: // www, chinaeforum .com / showPost. aspx. postLD=43 405.
  116. Жэньминь жибао. 10.06.2006.
  117. Экономика и управление в зарубежных странах. Ежегодный информационный бюллетень / М., 2010, № 1. С.36−49
  118. О. Экономические дискуссии в КНР в посткризисный период // Проблемы Дальнего Востока. 2011, № 4. С. 126−139 130. «Ши эр у», цзуй да дэ тяочжань ши шэнмо? (Какие самые большие вызовы 12-й пятилетки?) http: // theory.people.com.cn/GB/14 065 085.html.
  119. Хуан Мэнфу: Шифан Чжунго холи (Хуан Мэнфу: Высвободить жизненную силу Китая) // Ляован. 2011. 4 марта. http: // theory.people.com.cn/GB/14 061 005 .html.
  120. Вэнь Цзябао цзунли да цзичжэ вэнь. (Премьер Вэнь Цзябао отвечает на вопрос корреспондентов) http: //www.people.com.cn/zhibo/85 8 110 312 184 344—ctdzb—001 — all. htm
  121. Политическая модернизация Китая. //Мировая экономика и международные отношения. // 2011, № 7, С. 79 97
  122. Жэньминь жибао. 16.10.2007.
  123. Л. Конституция КНР в процессе исторических перемен и реформ // Проблемы Дальнего Востока. 2002, № 3. С. 12−22
  124. Л., Поляков В. Развитие конституционного права КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2004, № 4. С.47−53
  125. Цзинцзи юй гуаньли яньцзю. 1995, № 3.138. Цзинцзи яньцзю. 1995, № 7.
  126. Кондрашова Л. Госсектор КНР: приватизация или модернизация // Проблемы Дальнего Востока. 1998, № 4. С.47−56
  127. Цзинцзи яньцзю. 1997, № 11.
  128. Инь Вэньцюань. Некоторые проблемы реформы имущественных прав государственных предприятий. Цзинцзи шэхуэй тичжи бицяо. 1995, № 2.
  129. Го Кэсо. Исследование качества промышленного роста. Пекин. 1988.
  130. Л. И. 30 лет экономической реформы в КНР. Научный доклад / М., Ин-т экономика РАН, 2008. 51с.
  131. Жэнь жибао. 1998, 1 марта.
  132. Жэнь жибао.2003.23 сентября.
  133. Ван С., Фан Г. Экономические преобразования в Китае: анализ и сопоставление с российским реформационным опытом // Российский экономический журнал, 2009, № 9. С.38−50
  134. Муромцева 3. Промышленная политика КНР в 2006 2015гг. // Проблемы Дальнего Востока, 2011, № 4. С. 34 — 47
  135. Жэньминь жибао. 2011.16 марта
  136. Г., Ли Цян. Некоторые сведения о частных хозяйствах Китая // Проблемы Дальнего Востока, 2001, № 5. С.79−85
  137. Чуванкова. Частное предпринимательство в экономике Китая в условиях глобального кризиса // Проблемы Дальнего Востока, 2009, № 3. С.60−67
  138. Савинский С. Экономика КНР в условиях мирового кризиса //Проблемы Дальнего Востока, 2010, № 4. С.149−158
  139. China Statistics Yearbook.2008.
  140. China Statistics Press.2008.
Заполнить форму текущей работой