Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления процессом обеспечения качества продукции на машиностроительном предприятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан способ многокритериальной оценки оптимальности годового планирования КМ на основе модификации метода Балаша с применением схем компромисса по Парето. Выполнена практическая апробация методики. В работе предложена математическая постановка задачи оптимизации планирования КМ по целевому управлению качеством изготовления продукции, позволяющая достаточно просто решить задачу выбора… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Исследование особенностей и проблем управления процессом обеспечения качества продукции на предприятиях машиностроения
    • 1. 1. Роль и значение качества в системе управления предприятием и повышении конкурентоспособности продукции
    • 1. 2. Исследование этапов и перспектив развития теории управления процессом обеспечения качества продукции
    • 1. 3. Анализ отечественного опыта и проблем управления процессом обеспечения качества продукции
    • 1. 4. Особенности системы управления качеством машиностроительного предприятия на современном этапе
    • 1. 5. Анализ методов управления процессом обеспечения качества продукции
    • 1. 6. Разработка концептуальной модели системы обеспечения качества
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Разработка механизма оптимизации системы планирования мероприятий по обеспечению качества продукции на машиностроительном предприятии
    • 2. 1. Разработка концептуальных основ оптимизации плана мероприятий по обеспечению качества продукции
    • 2. 2. Формирование системы условий и критериев оптимизации плана
    • 2. 3. Разработка структурной модели оптимизации плана мероприятий по обеспечению качества продукции на машиностроительных предприятиях
    • 2. 4. Разработка экономико-математической модели оптимизации плана обеспечения качества продукции
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. Совершенствование процесса управления качеством машиностроительного предприятия
    • 3. 1. Совершенствование процесса управления качеством продукции
    • 3. 2. Организационно-правовое обеспечение процесса управления качеством
    • 3. 3. Информационная модель системы обеспечения качества
    • 3. 4. Модель оценки эффективности деятельности предприятия
  • Выводы по третьей главе

Совершенствование управления процессом обеспечения качества продукции на машиностроительном предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

связана с необходимостью повышения конкурентоспособности, устойчивости отечественных предприятий машиностроения на основе повышения качества выпускаемой ими продукции и эффективности их деятельности. В условиях глобализации рынков требования к уровню качества непрерывно растут. Обеспечение соответствующего уровня качества сопряжено с большими затратами времени и средств, требует высокой квалификации кадров и непрерывного совершенствования процессов управления качеством и менеджмента предприятия.

В мировом машиностроительном производстве накоплен ценный опыт применения эффективных, отвечающих требованиям информационного века принципов и методов управления. Новые подходы к обеспечению качества позволили производителям удовлетворять все новые требования потребителей, увеличивать объемы продаж и доходы. На основе достижений теории эффективного управления и практических результатов деятельности предприятий, имеющих высокую конкурентоспособность, разработаны международные стандарты по управлению качеством продукции. ИСО серии 9000 и 14 000 давно приняты в РФ, но значительного повышения качества продукции на предприятиях пока не наблюдается. Большая часть отечественных предприятий используют ранее разработанные системы управления качеством, в определенной мере новые принципы для того, чтобы получить сертификат на продукцию и/или на систему управления. В результате, реализуя продукцию в своей стране или за рубежом, они выживают, но конкурентоспособность их продукции и эффективность не повышаются. Существуют объективные причины, объясняющие эту ситуацию: отсутствие в стране длительное время конкурентной среды, финансовых средств, недостаточная подготовка руководства и топ-менеджеров в области совершенствования управления процессами обеспечения качества. Но самое главное это то, что практика российских предприятий отстает от уровня развития современной науки управления.

Степень разработанности проблемы характеризуется значительным количеством научных исследований и фундаментальных работ в области обеспечения качества продукции и повышения эффективности управления промышленными предприятиями. К ним относятся труды отечественных и зарубежных авторов: А. Шухарта, Э. Деминга, Д. Джурана, А. Фейгенбаума, Ф. Кросби, Г. Тагути, И. Каору, Н. Винера, Р. Каплана, В. Нортона, В. Бойцова, А. Гличева, Ю. Адлера, А. Голикова, В. Лапидуса, В. Сиськова, И. Мазура, В. Шапиро, В. Ионова, В. Протасьева, JI. Качалиной, В. Чаринцевой, М. Свиткина, Б. Андерсена, А. Лабордера, Л. Скрипко и других.

В настоящее время созданы предпосылки для эффективной деятельности предприятий на основе постоянного совершенствования систем управления качеством продукции. Вместе с тем не решаются вопросы разработки и внедрения системно — процессного управления, учета затрат на качество, оптимизации планирования, организации и реализации мероприятий по улучшению качества, использования информационных технологий, повышения компетентности и ответственности руководства в вопросах организации управления на основе качества, привлечения всего персонала предприятия к решению проблем качества и повышения эффективности предприятия.

Целью работы является на основе исследования трудов отечественных и зарубежных авторов в области совершенствования системы обеспечения качества продукции, анализа фактических материалов, математического моделирования, нормативно — правовых актов разработать концепцию, методологию оптимального планирования и организации корректирующих мероприятий, что позволит повысить качество продукции и эффективность функционирования предприятия в целях практического их использования.

Реализация цели обусловила постановку задач исследования и направлений их разрешения: исследование эволюции теории и практики обеспечения качества в отечественном и зарубежном промышленном производстве в индустриальную эпохуанализ современных требований и перспектив развития международных стандартов ИСО серии 9000- анализ современной организации процесса планирования мероприятий по улучшению качества на отечественных предприятияхреализация современных требований к системе управления качеством, в виде концептуальной модели, с использованием процессно — системного подхода, современных методов и математического аппарата управленияразработка структурной модели оптимизации предупреждающих мероприятийразработка экономикоматематической модели оптимизации системы управления качествомразработка улучшенной модели процесса формирования годового и оперативного планов предупреждающих мероприятий повышения качества продукцииразработка организационного обеспечения процесса управления качеством на основе использования современных информационных технологий и ЭММпредложение информационной модели системы управления качествомпредложение модели оценки эффективности деятельности как результата совершенствования системы качества управления.

Объектом исследования являются серийные машиностроительные предприятия различных форм собственности в частности предприятия по производству и реализации инструментальной продукции.

Предметом исследования являются процессы обеспечения качества машиностроительной продукции, оперативного принятия решений при управлении качеством и эффективностью в условиях глобализации рынков и ужесточения конкуренции.

Теоретическую основу составляют базовые положения современной теории в области конкурентоспособности, управления предприятием, системой качества, оценки эффективности деятельности предприятия, работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, справочные и методические материалы, специализированные периодические издания по проблемам качества, ресурсы Интернет и другие.

Методическую основу составляют системно — процессный, программноцелевой, количественный подходы, графические методы, методы экспертных оценок, математического анализа, экономико — математического моделирования, целочисленного программирования для решения многокритериальных задач оптимизации программы предупредительных мероприятий по повышению качества.

Научная новизна исследования заключается в разработке метода эффективного управления процессом планирования мероприятий по улучшению качества продукции на машиностроительном предприятии, который позволяет обеспечить эффективное функционирование организационно — планового механизма целевого управления качеством изготовления продукции с использованием ЭММ.

Личный вклад автора заключается в:

• систематизации и уточнении имеющихся научных и практических подходов к системе обеспечения качества и одновременном повышении производительности функционирования отечественных машиностроительных предприятий;

• реализации процессно — системного подхода к исследованию системы управления процессом обеспечения качества в целях повышения ее эффективности и оперативности воздействия на качество;

• определении приоритетов наиболее существенных отклонений в качестве производимой продукции (ранжирование дефектов и неисправностей), позволяющее сконцентрировать внимание на устранении наиболее существенных причин возникновения отклонений в качестве изготовления продукции;

• разработке метода оценки возможностей предприятия и его подразделений по повышению качества изготовления продукции;

• предложении метода многокритериальной оптимизации задачи обеспечения качества изготовления продукции на машиностроительном предприятии при минимуме финансовых и производственных затрат;

• разработке и реализации концептуальной схемы двухуровневой системы оптимального планирования предупреждающих мероприятий и его оперативного регулирования.

Практическая значимость исследования состоит в доведении научных результатов разработок до конкретных управленческих решений, повышающих эффективность управления деятельностью отечественных промышленных предприятий. Полученные результаты позволяют создать логически стройный алгоритм функционирования всей системы управления качеством продукции, не нарушая традиционно сложившейся процедуры планирования мероприятий по повышению качества, но с учетом новых возможностей экономического, организационного и технического характера. Разработанная система оптимального планирования мероприятий, предупреждающих причины потенциальных несоответствий, может применяться на предприятиях машиностроительных отраслей для повышения оперативности принимаемых решений в области планирования, реализации задачи повышения качества и конкурентоспособности продукции. Результаты исследования используются в учебных дисциплинах «Управление производительностью», «Организация производства», «Планиорвание бизнес — процессов», «Оперативное планирование».

Апробация результатов. Основные научные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры «Экономика и организация производства» Ml 1У «МАМИ», докладывались на международных научных конференциях. Методические материалы приняты к внедрению на трех серийных заводах, что подтверждено актами о внедрении.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Объем диссертации составляет 165 стр. основного текста, в том числе 7 таблиц, 41 рисунок.

Список использованных источников

-152 наименования.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Материалы, представленные в третьей главе завершают разработку комплексной системы управления качеством в системе управления машиностроительным предприятием.

Формализация процессов оценки и расчета требуемого уровня качества, оптимизация плана предупреждающих мероприятий, расчет экономической эффективности предлагаемых усовершенствований поддерживаются моделями: формирования оптимального плана ПМ, организационного обеспечения двухуровнего процесса управления качеством, информационного обеспечения системы управления качеством и оценки эффективности деятельности предприятия в условиях использования современных информационных технологий и вычислительной техники.

2. Разработан организационный механизм выполнения каждой службой задач в новой системе, их взаимосвязь друг с другом. В условиях действующего предприятия с учетом его особенностей должны определяться периодичность выполнения работ, сроки и ответственные за выполнение этих задач. При внедрении новой системы оптимального планирования ПМ осуществляется перераспределение обязанностей и ответственности.

3. К числу особенностей предлагаемой системы планирования ПМ следует отнести: большую самостоятельность цехов — изготовителей в вопросах принятия мер по повышению качества (на основе разработанных ЭММ, участия коллектива в разработке ПМ) — повышение мотивации персонала в улучшении качества продукции и конкурентоспособности предприятияширокое использование видиотерминальных устройств для передачи информации непосредственно с рабочих местпереход от директивных методов управления качеством к экономическим и информационно — советующим.

4. Предложенный процесс оптимизации плана ПМ в два этапа сокращает объем планово-учетной документации и длительность формирования плана. В процесс управления качеством включается персонал производственных подразделений.

5. Использование вычислительных комплексов освобождает ОУК от рутинной работы (расчеты в ИВЦ), увеличивает оперативность формирования плана ПМ, хода его выполнения и учета выполнения, увеличивает скорость и качество принятия управленческих решений, что делает весь процесс управления качеством более эффективным. (Продолжительность формирования плана может быть снижена до 2 — 4 недель на крупном машиностроительном предприятии).

6. Поскольку в настоящее время в организациях финансовая оценка результатов совершенствования системы качеств продукции в бухучете не находит отражения, в диссертации для этих целей предлагается использовать сбалансированную систему показателей эффективности (ССП). ССП сохраняет традиционные и иные показатели и дополняет ее системой оценок перспектив, предупреждающих мероприятий и инноваций.

7. Деятельность предприятия оценивается по четырем составляющим: финансовой, взаимоотношений с клиентами, внутренних бизнес-процессов и развития персонала. Понятие «сбалансированность» отражает: баланс между внешними данными для клиентов и акционеров и внутренними характеристиками наиболее значимых бизнес-процессов, инноваций и обучения, а также между показателями результатов прошлой деятельности и будущего роста.

8. Система сбалансированных показателей направлена на постоянное улучшение качества, бизнес-процессов, а не только на их оценку. Для оценки стратегически важных направлений используется 15 — 20 основных показателей. ССП представляет собой общую модель бизнеса и его совершенствования, в создание которой каждый менеджер вносит свой вклад.

Разработанная система управления качеством для предприятия является основой создания ССП для подразделений и соответствует целям и задачам всей организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе исследования и решения поставленных в диссертации задач были получены следующие научные результаты:

1. Разработана концептуальная модель совершенствования системы обеспечения качества.

2. Разработана концептуальная схема двухуровневой системы оптимального планирования корректирующих мероприятий (КМ) и его оперативного регулирования.

3. Сформулированы принципы структурной увязки показателей качества изготовления продукции (в соответствии с производственной структурой предприятия, основных процессов управления) и оценки возможностей предприятия и его подразделений по повышению качества изготовления продукции.

4. Сформулированы принципы анализа учетной информации по качеству продукции и ранжированию выявленных отклонений в качестве продукции.

Указанные научные достижения позволили:

1. Разработать единую комплексную систему оптимального планирования КМ, включающую анализ учетной информации по качеству, анализ возможностей подразделений по повышению качества и двухуровневую систему годового и оперативного планирования КМ.

2. Предложить организационный, информационный и экономический механизм ее реализации на машиностроительном предприятии.

3. Апробировать результаты предложенных моделей при создании автоматизированной системы организационного управления на Серпуховском опытном инструментальном заводе, Московском инструментальном заводе, Московском машиностроительном заводе «Вымпел».

Выполненные в диссертации исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Предложен методический подход к формированию единой системы обеспечения качества продукции на машиностроительном предприятии.

2. Разработан способ многокритериальной оценки оптимальности годового планирования КМ на основе модификации метода Балаша с применением схем компромисса по Парето. Выполнена практическая апробация методики. В работе предложена математическая постановка задачи оптимизации планирования КМ по целевому управлению качеством изготовления продукции, позволяющая достаточно просто решить задачу выбора оптимального плана КМ из общего массива разработанных мероприятий, с помощью использования одного из методов, связанных с реализацией алгоритмов выбора оптимальной альтернативы из некоторого множества альтернатив — метод Балаша, который позволяет в ограниченные сроки найти оптимальный вариант плана КМ. Предложенная математическая постановка может быть без ущерба для ее разрешимости расширена за счет введения ограничений по другим, не рассмотренным в данной работе техникоэкономическим показателям, приведенным к форме ограничений, либо заменяющим критерий оптимизации (после переведения имевшего место критерия оптимизации в форму ограничения).

3. Предложена совокупность показателей для их использования в качестве критериев при решении задачи оперативного управления качеством на предприятии. Произведена сравнительная оценка их адекватности поставленной задаче.

4. Разработана процедура выбора ключевых мероприятий по оперативному регулированию качества в связи с возникающими отклонениями в производстве и эксплуатации.

5. Решена задача ранжирования выявленных в производственном процессе и эксплуатации дефектов и неисправностей, что позволяет выделить и устранить наиболее существенные отклонения в качестве продукции на уровне цеха.

6. Разработан методологический подход к решению задачи увязки показателей качества изготовления продукции в единую систему. Произведена структурная увязка показателей, отражающих качество изготовления изделия от верхнего уровня — показателя качества изготовления продукции, до нижнего — количества дефектов по каждому контролируемому фактору производственного процесса, позволяющая производить расчет требований по качеству сверху донизу — от показателя качества изготовления продукции (JC) до величины снижения количества дефектов по каждому подразделению (Д^) и снизу доверху — от величины снижения количества дефектов по факторам производственного процесса (Д/^^), до величины снижения количества дефектов по подразделению в целом (Д/яД что позволяет связать воедино весь комплекс расчетов, связанных с планированием повышения качества.

7. Разработана процедура распределения требований по повышению качества по подразделениям предприятия.

8. Разработан способ оценки степени влияния локального повышения качества от внедрения отдельных КМ на конечное качество продукции.

9. Разработан информационно — организационный механизм реализации системы оптимального планирования КМ на машиностроительном предприятии с использованием современной вычислительной техники. Предложенный механизм наиболее адекватен поставленной задаче и предполагает возможность ее эффективного решения независимо от размерности.

10. Предложен способ определения возможностей предприятия по повышению показателя качества изготовления продукции (Дf («n3r) в зависимости от уровня организации производства на предприятии, при этом в качестве основной посылки принято, что уровень организации производства на предприятии определяется прежде всего уровнем дефектности производимой им продукции (дпп) и (д^).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 № 2300−1 (в ред. от 16.10.06).
  2. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 № 5151−1 (в ред. от 10.03.03).
  3. Закон РФ «О стандартизации» от 10.06.93 № 5154−1 (в ред. от 10.01.03).
  4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 № 4871−1 (в ред. от 10.01.03).
  5. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.02 № 184-ФЗ (в ред. от 09.05.05).
  6. Е.К. Японская модель устойчивого роста основа пересмотра стандарта ИСО 9004 //Методы менеджмента качества. — 2005. — № 10. — С. 40 — 44.
  7. Ю.П. Практика применения методов Тагути в индустриально развитых странах / Ю. П. Адлер //Стандарты и качество. 1999. — № 9.
  8. Ю.П., Маркова Е. В., Грановский Ю. В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М., 1976.
  9. Ю.П., Щепетова С. Е. Система экономики качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
  10. Ю.Адлер Ю. П., Щепетова С. Е. Чего же мы ждем от системы экономики качества? // Стандарты и качество. 2002. — № 1.
  11. П.Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования /Пер. с англ. С. В. Арничева / Науч. Ред. Ю. П. Адлер. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.
  12. Аронов И.З. TQM как система управления Тейлора //Стандарты и качество. 2001. -№ 12.
  13. Э., Жак С.В. Аддитивный алгоритм для задач линейного программирования с переменными, принимающими значения 0 или 1. Сборник, 1969. № 6.
  14. JI.E., Протасьев В. Б. Управление качеством. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000.
  15. А.С. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
  16. Н.Б. Функция потерь инструмент управления качеством /Н.Б. Борисова, В. Б. Протасьев //Изд-во ТулГУ. Сер. «Машиностроение». Вып. 2.
  17. Инструментальные системы прошлое, настоящее, будущее. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2001.
  18. П.Бронштейн И. Н., Семендяев К. А. Справочник по математике. М.: Изд-во «Наука», — 1964.
  19. М., Греорги Д. Управление качеством: затраты и выгоды //Корпоративный менеджмент. — Internet-всрсия. — 2001.
  20. А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. М.: Финпресс, 2000.
  21. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. -М.: Изд-во стандартов, 1994.
  22. Н., Розенберг А., Биглоу Д. Поведение, целенаправленность и телеология, 1943.
  23. А.П., Сотиров Г. Р. Оптимизация в условиях неопределенности М.: МЭИ-София: Техника, 1989.
  24. Всеобщее управление на основе качества / Ю. С. Карабасов, А. И. Кочетов, В. П. Соловьев, JI.A. Дубровина: Учеб. Пособие МИСиС. М.: Изд-во «Учеба», 2003.
  25. Дж. Современные информационные информационные технологии совместной работы //Пер. с англ. М.: Русская Редакция Майкрософт, 1999.
  26. . Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО — пресс, 2001.
  27. И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2001.
  28. В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пос. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  29. А.В. Основы управления качеством продукции. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
  30. О.П. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов /О.П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999.
  31. О.П., Горбунов Н. М., Гуров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством. М.: «Лаборатория базовых знаний», 2001.
  32. .В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в теории надежности. М., 1965.
  33. Э. Мониторинг административных процессов //Стандарты и качество. -2006.-№ 2.
  34. В.Г., Адлер Ю. П. Планирование промышленных экспериментов. М.: «Металлургия», 1974.
  35. И.С., Протопопов В. И. Проектная конкурентоспособность авиа- и автотракторных средств: Основы теории и практические приложения: Учеб. Пособие. М.: Изд-во МАИ, 2000.
  36. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М.: МННИПУ, 1998.
  37. В. В. Управление различными стадиями производства. М.: МНИИПУ, 1998.
  38. Н.И., Демьянченко А. Г., Михайлова Н. В. Проблема качества и роль системы повышения квалификации //Приборы и системы управления. 1985. — № 9.
  39. ГОСТ 24 026–80 Исследовательские испытания. Планирование эксперимента. Термины и определения. Введ. 1981−01−01. М., Госстандарт России: Изд-во стандартов. Переиздание. Январь 1991.
  40. ГОСТ Р 507 790.30. 95. Статистические методы. Приемочный контроль качества. Общие требования. — М.: Госстандарт России.
  41. ГОСТ Р 50 779.75−99 (ИСО 8422−91) Статистические методы. Последовательные планы выборочного контроля по альтернативному признаку. Введ. 2000−07−01. -М.: Госстанадрт России: Изд-во стандартов, 2000.
  42. ГОСТ Р 51 897−2002. Менеджмент риска. Термины и определения.
  43. ГОСТ Р 52 380.1 2005 Руководство по экономике качества. Часть 1. Модель затрат на процесс. Введ. 2006−02−01. — М.: Стандартинформ, 2005.
  44. ГОСТ Р 52 380.2 2005 Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов. — Введ. 2006−02−01. — М.: Стандартинформ, 2005.
  45. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 2001−08−31. — М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001.
  46. В.Г., Юдин С. В., Козлова И. О., Шильдин В. В. Информационные методы в управлении качеством. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
  47. Э. Выход из кризиса. / Пер. с англ. Тверь: Альба, 1994.
  48. Д.С., Балашов О. В. Затраты на качество и их влияние на финансовые показатели предприятия. Ученые записки СПбГУЭФ. — С.-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  49. Д.С., Балашов О. В. Экономика качества в системах управления. -Сборник трудов СПбГУЭФ. С.-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
  50. С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM). СПб., Изд-во «Виктория плюс», 2002.
  51. Дракер, Питер Ф. Практика менеджмента /Пер. с англ. М.: Вильяме, 2000.
  52. С. А. Управление производством и кибернетика. М.: Машиностроение, 1969.
  53. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  54. Г. Метод парных сравнений. М.: Статистика, 1978.
  55. Е.А. Оценка и выбор решений по многим критериям. М.: МИФИ, 1995.
  56. Игнатова J1.A., Скородумов М. А. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта цеха (участка): метод, указ. М.: МГТУ Станкин, 1996.
  57. А.Ф., Солодов М. В. Численные методы оптимизации. М., 2005.
  58. С.Д., Ильенкова Н. Д., Мхитарян B.C. Управление качеством: Учебник для вузов /Под ред. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ, 1999.
  59. В.И., Алешина О. Н. Оптимизация планирования работ по управлению качеством изготовления продукции на самолетостроительном предприятии //Вестник Московского Авиационного Института, 2001, т. 8, № 1.
  60. В.И., Чаринцева В. А., Волокитина И. В. Функция потерь экономический инструмент управления качеством //Технология, экономика и организация производства технических систем: Межвузовский сборник научных трудов. — М.: МГИУ, 2006.
  61. Исикава Каору. Японские методы управления качеством / Пер. с англ. М.: Экономика, 1988.
  62. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования.
  63. ИСО 9004:2000. Системы менеджмента качества. Руководство по улучшению деятельности.
  64. Т.Ю., Ольсен В. Управление затратами на качество на малых предприятиях Дании /Избранные труды 40-го конгресса Европейской организации по качеству. М.: РИА «Стандарты и качество», 1997.
  65. Т. Системы управления качеством: по стандарту ИСО 9001 или по предприятию? //Стандарты и качество. 2006. — № 2.
  66. Р. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. 2-е изд., испр. и доп. /Пер. с англ. — М.: ЗАО «ОЛИМП-Бизнес», 2004.
  67. П.А. От погрешности к допуску, от допуска к погрешности /П.А. Карелии // Методы менеджмента качества. М., 1998.
  68. JI.H. Конкурентоспособный менеджмент. М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  69. В.А. Всеобщий менеджмент качества стратегия XXI века /В.А. Качалов // Стандарты и качество. — 1998. № 8- №. 9.
  70. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона / Пер. с англ. А. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
  71. И.Э., Шадрин А. Д. Внедрение стандартов по системам менеджмента в практику организаций //Все о качестве. Отечественные разработки. 2005. — № 3.
  72. И.Э., Шадрин А. Д. Менеджмент инфраструктуры в системе менеджмента качества //Стандарты и качество. 2006. — № 3.
  73. И.Э., Шадрин А. Д. Менеджмент качества предприятия с использованием ИСО / МЭК 17 025 и ИСО / ТУ 29 001 //Стандарты и качество. 2005. — № 11.
  74. В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. И доп. М.: Изд-во НОРМА, 2001.
  75. Е., Хосин Канри один из подходов японского менеджмента качества. Методы менеджмента качества — 2001. — № 5 — с. 5
  76. В.В., Краснова В. Б. Реструктуризация управления компанией. М., 2000.
  77. П.В. Математические методы исследования операций в экономике. -СПб: Питер, 2000.
  78. В.Д. Методы исследования систем управления. М.: Вагриус, 2000.
  79. А. и Анри-Лабордер А. Методы и модели исследования операций. Т. 3. Целочисленное программирование, 1977.
  80. М.Г., Сергеев С. К. Такташов В.А. и др. Менеджмент систем качества / учеб. Пособие. М.: ИПК Изд-во стандартов, 1997.
  81. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкуренции. М., 2000.
  82. А.Н. Секреты эффективной работы: опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М.: Изд-во стандартов, 1994.
  83. .Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. М.: Радио и связь, 1982.
  84. И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. Качеством» /И.И. Мазур, В. Д. Шапиро. 3-е изд., стер. — М.: Изд-во Омега-Л, 2006.
  85. М.В. Производственный менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998.
  86. Т.Ю. Основы экономической теории: Учебное пособие для вузов /Т.Ю. Матвеева, И. Н. Никулина. М.: Дрофа, 2003.
  87. Методы иерархических схем в программно-целевом планировании научных исследований. Ларичев О. И., Бойченко B.C., Мошкович Е. М., Шепталова Л. П. -М., 1978.
  88. Н.В. Стандарт SA 8000 «Социальная ответственность». Некоторые комментарии к стандарту // Стандарты и качество. — 1999. — № 5.
  89. Н., Федорова Л. Основной фактор улучшения качества жизни //Стандарты и качество. 2004. — № 10.
  90. Н.В., Федорова Л. А. Социальная ответственность как основной фактор повышения качества жизни //Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 49 (в совместном издании с Международным Союзом экономистов. Т. 14).-М.-СПб., 2004.
  91. В.А. Теория надежности. М.: Высшая школа, 2003.
  92. Ф.И., Солдак Ю. М. Теоретические основы производственного менеджмента. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  93. Производственный менеджмент /Под ред. Ильенковой С. Д. (учебник для вузов). -М.: ЮНИТИ, 2001.
  94. .В. Технико-экономический анализ производства: Учеб. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  95. Р 50.1.028−2001. Методология функционального моделирования: рекомендации по стандартизации. Введ. 2002−07−01. — М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.
  96. К.М., Скрипко Л. Е. Принципы планирования и учета затрат на качество // Стандарты и качество. — 2000. — № 3.
  97. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес процессов. — 4-е изд. — М.: РИА «Сиандарты и качество», 2006.
  98. . Лекции об аудите качества: Пер. с англ. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. Изд. 2-е, испр. М.: Редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество». — 2000.
  99. Т.Д. Принятие решений. Метод анализа иерархий //Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1989.
  100. Т.Д., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем / Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1991.
  101. М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. Теория для вузов. М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.
  102. И.Д. Математическое программирование. Компьютерный учебник. М.: МИФИ, 1998.
  103. И.Д. Лабораторный практикум по курсу «Методы оптимизации». М.: МИФИ, 1992.
  104. А.А., Вабищевич П. Н., Самарская Е. А. Задачи и упражнения по численным методам: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр., 2003.
  105. Ш. Свиткин М. З. Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000.
  106. Сертификация сложных технических систем /Л.А. Александровская, И. З. Аронов, В. В. Смирнов, A.M. Шолом /Под ред. В. И. Круглова //Учеб. Пособие. М.: Логос, 2001.
  107. Системы качества: сборник нормативно-методологических документов. М.: Изд-во стандартов, 1989.
  108. Л.Е. Анализ и оценивание затрат на качество. — Экономика качества Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. Вып. 4. — М.: НТК «Трек», 2001.
  109. Л.Е. Практика применения экономических методов в системе менеджмента качества на российских предприятиях. Экономика качества. Сер. Все о качестве. Отечественные разработки. — Вып. 4. — М.: НТК «Трек», 2001
  110. Стаффорд Бир. Мозг фирмы. М., «Едиториал УРСС», 2005.
  111. Е.Ю. Чему следует учить в области качества /Е.Ю. Тишина //Стандарты и качество. 2001. — № 10.
  112. Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности /Пер. с англ. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.
  113. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Вып. 1. М.: Академия проблем качества России. АО «ТКБ Интерсертифика», 1994.
  114. К. Ключевые показатели менеджмента. М.: Дело, 2001.
  115. Управление качеством: Учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, B.C. Мхитарян и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  116. Управление качеством и сертификация: Учеб. пособие / В. А. Васильев, Ш. Н. Каландаришвили, В. А. Новиков, С.А. Одиноков- Под ред. В. А. Васильева. М.: Интермет Инжиниринг, 2002.
  117. Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. Бизнес-школа. М.: Интел-синтез, 2000.
  118. В.В. Экономико-математические методы и прикладные модели. Изд. 2-е, 2005.
  119. Г. Моя жизнь, мои достижения. J1.: Время, 1924- М.: Финансы и статистика, 1989.
  120. Фундаментальные и прикладные проблемы технологии машиностроения -Технология 2003.
  121. Дж. Управление качеством в американских корпорациях. М.: Экономика, 1990.
  122. Т. Статистические выводы, основанные на рангах. М.: Финансы и статистика, 1987.
  123. Хитоси Кумэ. Статистические методы повышения качества /Пер. с англ. М.: Финансы и качество, 1990.
  124. И.И. Конкурентная борьба предприятий это соревнование систем управления качеством. — М.: Стандарты и качество, 1996.
  125. И. И. Что будет со стандартами ИСО серии 9000 в 2008 году? //Стандарты и качество. 2006. № 3. — С. 64 — 69.
  126. В.А. Управление производительностью: учебное пособие /Под ред. д.э.н., проф. Парамонов Ф. И. М.: ООО фирма «Благовест — В», 2006.
  127. В.А., Ионов В. И., Звекова Е. А. Управление производительностью на предприятиях и организациях //"Автомобильная промышленность" № 1 М., «Машиностроение», 2006.
  128. В.А., Смирнова И. И., Звекова Е. А. Принципы построения управленческого учета затрат на промышленном предприятии //Сборник научных трудов «Технология, экономика и организация производства технических систем» М., МГИУ, 2006.
  129. А.Д. О концепции системы менеджмента предприятия на основе международных стандартов // Стандарты и качество. 2004. -№ 11.
  130. А.Д. 5 потребностей, 8 принципов, 10 заповедей // Стандарты и качество. -2002.-№ 2.
  131. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента. М.: Стандарты и качество, 1997.
  132. С.И. Экономико-математические методы и модели. М.: «ЮНИТИ», 2005.
  133. И.Ф., Станякин В. М. Квалиметрия и управление качеством: Учебник для вузов. -М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.
  134. К. Система управления затратами на предприятии // Консультант директора. — 2000. — № 2.
  135. Экономика качества. Основные принципы и их применение /Под ред. Дж. Кампанеллы /Пер. с англ. А. Раскина /Науч. ред. Ю. П. Адлер и С. Е. Шепетова. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.
  136. Японская экономика в преддверии XXI века. М.: Наука, 1991.144. .A new Approach to Managing the Cost of Non-Quality in an Organization. — 44th EOQ Congress, Budapest, 2000, vol. 3.
  137. Bredrup, Harald. Performance Measurement in a Changing Competitive Industrial Environment: Breaking the Financial Paradigm. Ph. D. Thesis, Norwegian Institute of Technology, Trondheim, Norway, 1995.
  138. Deming, W. Edwards. Out of Crisis: Quality, Productivity and Competitive Position. Cambridge University Press, Cambridge, Massachussetts, USA, 1986.
  139. Dependability and Total Ownership Cost. 44th EOQ Congress, Budapest, 2000, vol. 3.
  140. Harrington, H. James. Business Process Improvement: The Breakthrough Strategy for Total Quality, Productivity, and Competitiveness/ McGraw-Hill, New York, USA, 1991.
  141. Kaplan R. S. Analog Devices: The Half Life System, 9−190−061. Boston: Harvard Business School, 1990- R/ S/ Kaplan, D/ P. Norton. The Balanced Scorecard: Measures That Drive Performance // Harvard Business Review, 1992, January/ February.
  142. Rogerson J.H. The Economic Aspects / Quality Assurance in Process Plant Manufacture, 1988.
  143. The world competitiveness year book 2002, JMD, Lousanne Switzerland, 2002.
Заполнить форму текущей работой