Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономическая сущность государственного бюджета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В государственном бюджете реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития… Читать ещё >

Экономическая сущность государственного бюджета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Экономическая сущность государственного бюджета
  • 2. Порядок выплаты специального государственного пособия
  • 3. Особенности финансирования высшего образования в РК
  • Список используемой литературы

1. Экономическая сущность государственного бюджета

Существование бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах оптимальной структуры производства.

Существование специфической бюджетной среды стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Именно оно нуждается в централизованных средствах для финансирования областей, развивающихся ускоренными темпами, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Совокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет», объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

В государственном бюджете реально воплощен принцип финансовой централизации, который осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству обеспечивать запланированные темпы и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Как особая область стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции и т. д.

Таким образом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

является особой экономической формой распределительных отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;

предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих субъектов, опосредствующих процесс создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном «отрыве» от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными;

пропорции и формы бюджетного распределения стоимости общественного продукта определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

область бюджетного распределения занимает центральное место в составе финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т. д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета на стоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственной сферы.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода и от 10 до 15% валового общественного продукта (расходная часть). Он распределяет денежные средства между различными отраслями народного хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего народного хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

2. Порядок выплаты специального государственного пособия

Выплата пособий осуществляется уполномоченным органом по выплате пособия через уполномоченные органы по выдаче пособия.

Уполномоченный орган по выплате пособия составляет заявку потребности средств на выплату пособий на основании решений, утвержденных уполномоченными органами по назначению пособия, и 25 числа текущего месяца представляет в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее — Министерство).

Министерство направляет сводную заявку по республике в Министерство финансов Республики Казахстан. Министерство финансов Республики Казахстан в установленном порядке выделяет Министерству средства на выплату пособий.

Министерство на основании договора на текущий финансовый год перечисляет эти средства на счет уполномоченного органа по выплате пособия. Перечисление средств производится в соответствии с утвержденным ежедневным графиком выплат, согласованным с Министерством финансов Республики Казахстан.

По выделенным средствам между Министерством и уполномоченным органом по выплате пособия ежемесячно составляется акт сверки.

Уполномоченный орган по выплате пособия составляет график по выплате пособия в разрезе областей, городов Астаны и Алматы.

Уполномоченный орган по выплате пособия полученные средства в течение трех банковских дней перечисляет платежными поручениями в установленном порядке в уполномоченный орган по выдаче пособия, с которым заключен договор на обслуживание.

По выплаченным суммам между уполномоченным органом по выплате и уполномоченным органом по выдаче пособия ежемесячно составляются акты сверки.

Оплата услуг по выдаче пособий производится на основании заключенного в установленном законодательством порядке договора между уполномоченным органом по выплате и уполномоченным органом по выдаче пособий.

После смерти лица, имеющего право на пособие, полученная уполномоченным органом по выдаче пособия сумма пособия, не перечисленная на счет умершего, возвращается уполномоченному органу по выплате пособия на основании письма (распоряжения) его районного (городского) отделения.

3. Особенности финансирования высшего образования в РК

В развитии любого государства во все времена очень важную роль играло качественное и доступное образование, для того чтобы потом получить квалифицированный рабочий класс. Поэтому особое внимание уделяется развитию образования, его модернизации. Очень важно иметь в государстве опыт других стран, поэтому постановлением президента Республики Казахстан учреждается международная стипендия «Болашак», которая дает возможность учиться за границей за счет государства. Большой прорыв в развитии получило высшее образование в Казахстане, на сегодня вузы Казахстана входят в сто самых лучших вузов мира, включая Назарбаев Университет и КазНУ.

Постоянно увеличивая финансирование в образование в Казахстане становится больше грантов, премий, стипендий и наград за высокие баллы, отличную учебу, научные и исследовательские работы, диссертации, а также за победу на различных олимпиадах, конкурсах и спортивных соревнованиях. Все это благоприятно сказывается на успеваемости в целом.

С 2005 года действует программа подготовки кадров высшей квалификации по докторантура PhD и финансируется тоже за счет республиканского бюджета. Это связано с нехваткой научных и педагогических кадров. Суть программы заключается в защите докторских диссертаций (очно) с двумя или более научными руководителями (зарубежные или отечественные). Для прохождения научной стажировки необходимо выступать с докладами на международных конференциях, опубликовывать научные статьи, одна из которых должна быть напечатана в зарубежном издании. Наличие этой программы позволяет готовить ученных высокой степени потребности.

Все что можно сказать на сегодня, Казахстан развит в системе образования и это еще не пределы.

государственный бюджет казахстан финансирование

Список используемой литературы

1. Государственный бюджет РК.

2. Лившиц А. Я.

Введение

в рыночную экономику. М.

3. Закон РК «о специальном государственном пособии в РК»

4. Информация о текущем состоянии и развитии сферы образования и науки за 2011 год.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой