Системы управления и диагностики учебной деятельности в вербальных проблемных средах
Достоверность обеспечивается корректным применением математического аппарата теории систем искусственного интеллекта и кибернетики при создании модели информационного взаимодействия управляющего центра и объекта управления и вычислительной математики при решении системы функциональных критериев целевых требований управления. Эффективность систем автоматического управления учебной деятельностью… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АВТОМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ
- 1. 1. Понятие и классификация автоматических систем управления
- 1. 2. Типы автоматизированных обучающих систем (АОС)
- 1. 2. 1. АОС разомкнутой системой управления
- 1. 2. 2. АОС замкнутой системой управления
- 1. 2. 3. АОС комбинированной системой управления
- 1. 3. Постановка задачи управления учебной деятельностью по решению задач в проблемных средах
- 1. 4. Выводы к главе 1
- Глава II. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
- 2. 1. Системы автоматического управления учебной деятельностью
- 2. 1. 1. Управление без ограничения на ресурсы
- 2. 1. 2. Регулирование учебной деятельности в условиях ограничения на ресурс действий
- 2. 1. 3. Модель конечного автомата модуля отмены неправильных действий
- 2. 2. Суммарный коэффициент петель обратной связи в системе автоматического управления учебной деятельностью
- 2. 3. Поиск решения задач в пространстве состояний, представленном в виде графа
- 2. 4. Примеры моделирования проблемных сред задач различных типов
- 2. 5. Выводы к главе 2. Ю
- 2. 1. Системы автоматического управления учебной деятельностью
- Глава III. КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЕРБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СРЕДАХ
- 3. 1. Моделирование учебной деятельности в вербальной проблемной среде по решению вербальных задач с помощью цепей Маркова
- 3. 2. Исследование обучения с подкреплением
- 3. 3. Корреляция между вероятностью совершения ошибок при решении вербальных и математических задач
- 3. 4. Диагностика обучающихся в вербальных проблемных средах
- 3. 5. Аппроксимация суммарного коэффициента обратной связи в приближении модели Р. Буша и Ф. Мостеллера
- 3. 6. Оптимальное время работы в условиях ограничения на ресурс времени
- 3. 7. Экспериментальные фазовые портреты деятельности по решению задач в вербальных проблемных средах
- 3. 8. Выводы к главе 3
Системы управления и диагностики учебной деятельности в вербальных проблемных средах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
В современном постиндустриальном мире все большее значение приобретает автоматизация различных видов деятельности человека на основе средств ИКТ, в том числе и учебной. В связи с этим научные исследования, проводимые с середины 50-х годов прошлого столетия, были направлены на создание различных обучающих систем [1, 12, 33, 34, 55, 56, 94, 103, 105 и др.], позволяющие управлять учебной деятельностью.
С развитием информационных технологий создавались компьютерные системы управления учебной деятельностью, основанные на моделях передачи информации и знаний объекту. В таких обучающих системах обучаемый является объектом управления, а обучающий рассматривается как управляющее устройство, что позволило применять в обучении методы теории управления [67, 81, 94].
Как показывает анализ литературы [7, 8, 11, 15, 16, 53, 102, 108, 116, 117], среди подходов к проблеме управления учебно-познавательной деятельностью на основе компьютерных обучающих систем наиболее интересен подход к проблеме обучения, который был предложен Г. Паском [87] и развит профессором JI.A. Растригиным [94, 95, 96], в котором обучение рассматривается как процесс управления. Для использования такого подхода современные достижения теории искусственного интеллекта, кибернетики, управления сложными системами, психодиагностики [3, 119] и др. позволяют создавать компьютерные обучающие программы для применения в процессе обучения — от различных тестовых оболочек до автоматизированных распределенных обучающих систем.
Большинство традиционных адаптивных обучающих систем [34, 55, 56, 60, 61, 94, 95, 113, 128], направлены на запоминание учебного материала и применяют тестовый метод контроля для проверки усвоения 3 знаний, позволяющий фиксировать правильность — неправильность выполнения задания. Недостаток данного метода тестирования состоит в том, что можно получить только результативные характеристики процесса научения, но нельзя увидеть, как обучающийся достиг полученного результата.
Системы управления учебной деятельностью обучающихся решению задач в математических проблемных средах исследовались в работах П. П. Дьячука, C.B. Бортновского, И. В. Шадрина. Однако предлагаемые ими системы управления учебной деятельностью не рассматривают процесс научения решению вербальных задач, не учитывают ограничений на ресурсы и принцип взаимной адаптации управляющего центра и обучаемого.
Так как учебная деятельность всегда происходит в условиях ограничений на ресурсы, которые могут быть временными, материальными и т. д., то это существенно влияет на управление учебной деятельностью. Учет ограничений на ресурсы, основными из которых являются объем работ и время деятельности, позволит существенно повысить эффективность систем автоматического управления учебной деятельностью, представленных в виде динамических компьютерных тестов-тренажеров вербальных задач, а также диагностических систем процессуальных характеристик по научению решению вербальных задач.
Данные системы автоматического управления учебной деятельностью по решению вербальных задач позволяют получать результативные и процессуальные характеристики деятельности обучающихся, с помощью которых можно сформировать не только индивидуальные образовательные траектории, но и диагностировать профессиональные качества выпускников вузов и специалистов.
Использование систем автоматического управления учебной деятельностью по решению вербальных задач в условиях ограничения на ресурсы при решении проблем: функциональной безграмотности населения [27, 120]- профессиональной подготовки студентов вузовдиагностики 4 уровня развития письменной речи человекалогики его мышления и т. п. является эффективным и актуальным на сегодняшний день.
Следовательно, имеются противоречия:
— между необходимостью осуществления эффективного управления учебной деятельностью обучающихся в условиях ограничения ресурсов и недостаточной разработанностью инструментальных средств и методов их применения;
— между необходимостью диагностирования процессуальных характеристик деятельности обучающегося при решении задач и отсутствием возможности получить их при использовании традиционных обучающих систем.
Проблема исследования состоит в разработке систем автоматического управления учебной деятельностью по решению вербальных задачи ее диагностики в условиях ограничения ресурсов, позволяющих повысить эффективность учебной деятельности и получать полезный результат (обязательное решение задачи обучающимся) независимо от индивидуальных характеристик обучающегося.
Объект исследования — системы автоматического управления учебной деятельностью обучающихся.
Предмет исследования — создание и применение систем автоматического управления учебной деятельностью по решению задач в вербальных проблемных средах с учетом ограничений ресурсов на основе принципа взаимной адаптации.
Целью работы является повышение эффективности систем управления учебной деятельностью и ее диагностики в вербальной проблемной среде.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1) разработать математическую модель информационного взаимодействия управляющего центра и объекта управления (обучающегося), реализующую принцип взаимной адаптации в управлении учебной деятельностью посредством системы петель обратной связи с ограничением ресурсов;
2) на основе математической модели информационного взаимодействия управляющего центра и объекта управления создать структурно-функциональную модель системы автоматического управления адаптацией обучающихся к условиям проблемных сред с ограничением ресурсов и реализовать ее в вербальной проблемной среде;
3) используя структурно-функциональную модель системы автоматического управления учебной деятельностью в вербальных проблемных средах, решить задачу оптимизации выполнения объема работ и времени деятельности обучающегося;
4) разработать инструментальный метод диагностики учебной деятельности обучающихся по расстановке фрагментов текста, динамики ее изменения и получения процессуальных характеристик деятельности обучающихся при решении вербальных задач таких как: оптимальное время решения задач, обучаемость, трудозатраты, суммарный коэффициент обратной связи, фазовые портреты, функцию вознаграждения, функцию ценности состояния и др;
5) на основе математического аппарата цепей Маркова описать и количественно оценить вероятностные характеристики процесса адаптации к деятельности по решению задач в вербальной проблемной среде.
Методы исследования вытекают из поставленных задач. Для их решения использовались положения теории вероятности, комбинаторики, системного анализа, методов компьютерного моделирования, кибернетики, теории конечных автоматов. При программной реализации полученных концепций использовались методы:
— теории алгоритмов и языков программирования;
— объектно-ориентированного программированияматематического моделирования и визуализации, опирающиеся на методы вычислительной математики.
Научная новизна исследования.
1. Разработана математическая модель информационного взаимодействия управляющего центра и объекта управления в виде системы петель обратной связи, заданных рекурсивными уравнениями, описывающих изменение ресурса, величины рассогласования между целевым и текущим состояниемпрогнозируемым и реальным значением функции ценности. В основе модели лежит представление о деятельности как о системе равноценных действий. В модели учитываются синтаксические и семантические свойства действий.
2. Создана система автоматического управления учебной деятельностью по решению задач в вербальных проблемных средах, в основе которой лежит разработанная модель, позволяющая получать полезный результат независимо от индивидуальных качеств и свойств объекта управления: а) ограничением ресурса объема работ, позволяющим оптимизировать расход ресурса для выполнения заданного объема работб) с ограничением ресурса времени, позволяющим определять оптимальное время деятельности объекта управления;
Теоретическая значимость.
Заложены теоретические основы математической модели информационного взаимодействия управляющего центра и объекта управления, реализующей управление учебной деятельностью посредством системы петель обратной связи с учетом выделенных ресурсов. Введено новое понятие — коэффициент петель обратной связи, количественно описывающий адаптацию объекта управления к деятельности по решению задач.
Практическая значимость.
Создана система автоматического управления учебной деятельностью по решению задач в вербальной проблемной среде, учитывающая ресурсы, позволяющая проводить диагностику процессуальных характеристик учебной деятельности, а именно находить: оптимальное время решения 7 задач, обучаемость, трудозатраты, суммарный коэффициент обратной связи, фазовые портреты и др.
Достоверность обеспечивается корректным применением математического аппарата теории систем искусственного интеллекта и кибернетики при создании модели информационного взаимодействия управляющего центра и объекта управления и вычислительной математики при решении системы функциональных критериев целевых требований управления. Эффективность систем автоматического управления учебной деятельностью по решению вербальных задач подтверждается экспериментами, проведенными совместно с сотрудниками кафедры математических методов физики и ИТ Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева на базе факультета физики, информатики и ВТ, которые практически подтверждены данными по обучаемости независимых экспертов.
Основные результаты работы, выносимые на защиту.
1. Структурно-функциональная модель системы автоматического управления учебной деятельностью с ограничением ресурса объема работ и времени, позволяющая оптимизировать расход ресурса и время деятельности для выполнения заданного объема работ обучающимися при решении задач в вербальной проблемной среде.
2. Инструментальный метод диагностики учебной деятельности по расстановке фрагментов текста, позволяющий получить процессуальные характеристики деятельности обучающегося: оптимальное время решения задач, обучаемость, трудозатраты, суммарный коэффициент обратной связи, фазовые портреты, функцию вознаграждения, функцию ценности состояния и др.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на:
1) Заседании кафедры Математических методов физики и информационных технологий Красноярского государственного педагогического университета (2006;2010);
2) IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы» (Красноярск, 2008);
3)Х1Х Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 2008);
4) Международной научной конференции «Молодёжь. Образование. Карьера» (Красноярск, 2008);
5) XIV международной открытой научной конференции «Современные проблемы информатизации в моделировании и социальных технологиях» (Воронеж, 2009);
6) XII Всероссийском семинаре «Моделирование неравновесных систем — 2009», (Красноярск, 2009);
7) IV Международной конференции «Новые информационные технологии в образовании для всех: инновационные методы и модели» (Киев, 2009);
8) XIV международной открытой научной конференции «Современные проблемы информатизации в моделировании и социальных технологиях» (Воронеж, 2010);
9) Всероссийской научно-практической конференции «Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе» (Томск, 2010).
Экспериментальная проверка и внедрение основных положений диссертации проводились с 2006 по 2010 годы на базе факультета физики, информатики и вычислительной техники Красноярского государственного педагогического университета.
Публикации. По результатам выполненных исследований опубликовано 15 печатных работ. В их числе 5 статей в журналах, рекомендованных ВАК и одно авторское свидетельство на разработанные программы. 9.
Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии, Приложения. Основное содержание диссертационной работы изложено на 172 страницах машинописного текста, иллюстрированного таблицами и рисунками.
3.8 Выводы к главе 3.
• На основе структурно-функциональной модель системы автоматического управления учебной деятельностью в вербальной проблемной среде решена задача оптимизации времени деятельности обучающихся и найдено оптимальное время.
• Разработан инструментальный метод диагностики учебной деятельности и индивидуальных различий обучающихся при решении вербальных задач, динамики ее изменения и получения процессуальных и результативных характеристик деятельности обучающихся таких как: обучаемость, трудозатраты, время деятельности, фазовые портреты, функцию ценности состояния, кривые научения, скорость научения, структуру действий.
• Введено представление об обучаемости, как о векторной величине, состоящей из двух компонент информационной продуктивности учебной деятельности обучающегося: по количеству выполненных заданий и по количеству затраченного времени. Установлено, что низкая обучаемость требует дополнительного временного ресурса, а наивысшие показатели обучаемости по времени демонстрируют обучающиеся, выполнившие минимальное количество заданий. Тем не менее, высокий уровень у&bdquoне гарантирует высоких показателей V,.
• Моделирование учебной деятельности обучающегося расстановке фрагментов текста в проблемной среде с использованием математического аппарата цепей Маркова позволило получить количественную оценку вероятностных характеристик пребывания в состояниях структуры системы действий обучающегося. Данная модель позволила получить теоретические и практические значения трудозатрат в процессе научения решению вербальных задач. Выявленная корреляционная связь между данными значениями трудозатрат положительная, высокая, это означает, что Марковская модель расчета трудозатрат дает высокую корреляцию с практически полученными значениями.
• Исследование обучения с подкреплением выявило использование обучающимися в вербальной проблемной среде, различных стилей деятельности: с опорой на внешний контекст, внутренний контекст и смешанный стиль, эти стили индивидуальны для каждого.
• Выявлена связь между частотой совершения ошибок при решении вербальных и математических задач. Данная связь является слабой и положительной. Среди массива обучающихся выделяются две группы обучающихся: а) которые одновременно имеют недостаточную специфическую обучаемость по русскому языку и по математике, т. е. не могут адаптироваться к вербальной и математической проблемным средамб) которые полностью смогли адаптироваться к математической и вербальной проблемным средам. Большинство людей могут безошибочно работать в вербальной проблемной среде, но не могут в математической, и наоборот, те кто безошибочно работают в математической проблемной среде, делают ошибки при работе в вербальной проблемной среде, не могут к ней адаптироваться.
• На основе теории катастроф и методов системной динамики впервые получен обобщенный параметр, количественно описывающий процесс научения деятельности, который представляет собой суммарный коэффициент петель обратной связи системы автоматического управления учебной деятельностью. Показано, что в отличие от общепринятых параметров научения, (например, доля неправильных действий и т. п.) он позволяет учесть влияние поведения обучающегося на проблемную среду.
• На основе введения представления о фазовом пространстве, получены фазовые портреты обучающихся, которые характеризуют деятельность по решению задач в вербальной проблемной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Обобщим основные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования:
1. Разработана математическая модель информационного взаимодействия управляющего центра и объекта управления (обучающегося), реализующая управление учебной деятельностью посредством системы петель обратной связи, заданных рекурсивными уравнениями, описывающих изменение ресурса, величины рассогласования между целевым и текущим состояниемпрогнозируемым и реальным значением функции ценности. В основе модели лежит представление о деятельности как о системе равноценных действий. В модели учтены синтаксические и семантические свойства действий.
2. Создана структурно-функциональная модель системы автоматического управления учебной деятельностью по решению задач в вербальной проблемной среде, в основе которой лежит разработанная математическая модель, позволяющая получать полезный результат независимо от индивидуальных качеств и свойств обучающегося.
3. С помощью структурно-функциональной модели системы автоматического управления учебной деятельностью по решению задач в вербальной проблемной среде с ограничением ресурсов объема и времени работ решена задача оптимизации выполнения объема работ и найдено оптимальное время деятельности обучающегося.
4. Разработан инструментальный метод диагностики учебной деятельности обучающихся по расстановке фрагментов текста в виде компьютерной системы обработки массива протоколов продуктов учебной деятельности обучающихся и получены процессуальные характеристики деятельности обучающихся в процессе обучения.
5. Получена количественная оценка вероятностных характеристик процесса адаптации к деятельности по решению задач в вербальной проблемной среде на основе математического аппарата цепей Маркова.
Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы для проведения дальнейших исследований по проблеме организации управления учебной деятельностью при помощи компьютерной техники и диагностики процессуальных особенностей деятельности обучающихся.
Список литературы
- Gable A., Page C.V. The u Sq of Artificial Intelligence technique S in computer a S Si Sted in Struct ion: an overview // International J. of Man-Machine Studie S.-V. 12. — № 3. — P. 259−282. 1980.
- Forrester J. Industrial Dynamics / J. Forrester. M.I.T. Press, Cambridge, Mass.- Wiley, New York, 1961.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. -СПб: Питер, 2003. 688 с.
- Анохин, П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / П. К. Анохин. М.: Наука, 1979. — 453 с.
- Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин // Принципы системной организации функций: сб. ст.-М.: Наука, 1973. С. 5 — 61.
- Анохин, П.К. Теория функциональной системы / Анохин П. К. // Успехи физиологических наук. 1970, Т. 1. — № 1. — С. 19−54.
- Атанов, Г. А. Деятельностный подход в обучении / Г. А. Атанов. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001.
- Аткинсон, Р. Введение в математическую теорию обучения / Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кротерс. М.: Мир, 1969. — 468 с.
- Аттель, У. Обучающая вычислительная машина: моделирование в истинном масштабе времени обучающего диалога / У. Аттель // Кибернетика и проблемы обучения / ред. и предисл. А. И. Берга. М.: Прогресс, 1970. — С. 206 — 228.
- Ю.Ахлебинин, А. К. Интерактивный компьютерный самоучитель решению задач по химии / А. К. Ахлебинин, С. Г. Чайков // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г. М., 2003
- П.Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной образовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — С. 208.
- Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». — 2003. — 616 с.
- Бедный, Г. 3. Совершенствование нормирования труда. Психофизиологический аспект / Г. 3. Бедный. М., 1978. — 127 с.
- Бесекерский, В.А. Теория систем автоматического регулирования / В. А. Бесекерский, Е. П. Попов. Изд.3-е, исправл. — М.: Наука, 1975. — 768с.
- Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. — 302 с.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. -Воронеж, 1977
- Бобкина, С.М. Мультимедийная обучающая программа по геометрии на казахском и русском языках / С. М. Бобкина, Ф. Т. Сатов // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г. М., 2003.
- Бодров, В.И. Методы исследования операций при принятии решений: Учебное пособие / В. И. Бодров, Т. Я. Лазарева, Ю. Ф. Мартемьянов. -Тамбов: Изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2004. 160 с.
- Бортновский, C.B. Компьютерная диагностика недостаточной специфической обучаемости по математике / C.B. Бортновский, П. П. Дьячук // Современные проблемы преподавания математики и информатики: всероссийская научно-практическая конференция. Тула, 2004.
- Бортновский, C.B. Система автоматического управления целенаправленной деятельностью «Тг@сК» / C.B. Бортновский, П. П. Дьячук, И. В. Шадрин // Открытое образование № 3. 2010.
- Бубнов, В.А. Компьютерный практикум по линейной алгебре / В. А. Бубнов // Информационные технологии и методология обучения точным наукам: труды симпозиума. М., 2002.
- Бурцев, М.С. Модель эволюционного возникновения целенаправленного адаптивного поведения 1. Случай двух потребностей / М. С. Бурцев, Р. В. Гусарев, В. Г. Редько // Препринт ИПМ РАН, N 43. 2000.
- Буш, Р. Стохастические модели обучаемости / Р. Буш, Ф. Мостеллер. -М.: Физ.-мат. лит., 1962.-482 с.
- Васильева, C.B. ФОБОС система электронных практикумов / C.B. Васильева // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г. — М., 2003.
- Винер, Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. -М.: Советское радио, 1968. -314 с.
- Гаврилюк В.В. Преодоление функциональной неграмотности и повышение социальной компетентности как задачи образования. 2006
- Грибкова, В.А. Управление адаптивным диалогом в автоматизированных обучающих системах: методические указания / В. А. Грибкова, J1.B. Зайцева, Л. П. Новицкий. Рига: РПИ, 1988. — 52 с.
- Григорьев, В.В. Анализ систем автоматического управления / В. В. Григорьев, Г. В. Лукьянова К.А. Сергеев. Санкт-Петербург: изд-во Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, 2009. — 105 с.
- Грудин, Б.Н. Компьютеризированный практикум по когерентной оптике / Б. Н. Грудин // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г. -М., 2003.
- Гурова, Jl.JI. Психологический анализ решения задач / Л. Л. Гурова. Воронеж: изд-во Воронежского универсистета, 1976. 327 с.
- Данилюк, С.Г. Автоматизированные системы контроля /С.Г. Данилюк. -Серпухов: Минобороны РФ, 1998. 39 с.
- Домрачеев, В.Г. О классификации образовательных информационных технологий / В. Г Домрачеев, И. В. Ретинская // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 10 — 13.
- Доррер, А.Г. Моделирование и разработка интерактивных обучающих систем с адаптацией Электронный ресурс.: дис.. канд. техн. наук: 05.13.01. Красноярск: РГБ, 2006 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Доржиев, Ц.Ц. Разработка и методические рекомендации по применению автоматизированной обучающей системы (АОС) по начертательной геометрии в учебном процессе / Ц. Ц. Доржиев. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. — 72 с.
- Дьячук П.П. Система управления процессом адаптации к проблемной среде / П. П. Дьячук, Л. В. Пустовалов // Системы управления и информационные технологии. 2008. — № 3.1 (33). — с.144−148.
- Дьячук, П.П. Система, управляющая процессом поиска решения задач в условиях ограничений на ресурсы/ П. П. Дьячук, Ю. С. Николаева, Л. В. Пустовалов // Управляющие системы и машины, 2(226), 2010. С. 47−51,79
- Дьячук, П.П. Управление адаптацией обучающихся в проблемных средах и диагностика процессов саморегуляции учебных действий / П. П. Дьячук, Л. Н Дроздова, П. П. Дьячук (мл.), C.B. Бортновский, 177
- И.В. Шадрин // монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет, 2010. — 384 с.
- Дьячук, П.П. Компьютерные динамические тесты адаптивного поведения человека в проблемной среде / П. П. Дьячук, Ю. С. Николаева // Системы управления и информационные технологии № 3.1 (37). Воронеж, 2009. -с.135−139.
- Дьячук, П.П. Компьютерные системы управления поиском решения задач / П. П. Дьячук, П. П. Дьячук (мл.), Ю. С. Николаева // Программные продукты и системы: научное и научно-практическое издание № 2 (86). -Тверь, 2009. с.128−130.
- Дьячук, П.П. Система управления учебной деятельностью обучающегося решению задач / П. П. Дъячук, Л. В .Пустовалов // Информационные технологии моделирования и управления, выпуск 6(49). Воронеж, 2008. -с. 623−631
- Дьячук, П.П. Функциональные компьютерные системы управления деятельностью обучающихся решению задач / П. П. Дьячук // Информатика и образование. 2007, № 7. — с. 102−104
- Дьячук, П.П. Система автоматического управления учебной деятельностью и ее диагностики/ П. П. Дьячук, JI.H. Дроздова, И. В. Шадрин // Информационно управляющие системы № 5, 2010. — с.63−69.
- Дьячук, П.П. Фазовые портреты учебной деятельности обучающихся решению задач / П. П. Дьячук // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева № 1, 2011. с.30−35.
- Зайцев, Г. Ф. Теория автоматического управления и регулирования. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев, 1989. — 431 с.
- Карпов, В.В. Сигнальное программирование временной структуры и последовательности действий как предпосылка для самоконтроля в формировании и регулировании индивидуального темпа /В.В. Карпов // Вопросы психологии № 2, 1964. С. 102−111
- Кибернетика и проблемы обучения: сб. переводов / ред. и предисл. А. И. Берга. М.: Прогресс, 1970. — 389 с.
- Киевский, C.B. ОРФО-тренажер «Грамотей дом»: новые подходы / C.B. Киевский // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г. — М., 2003
- Ковалев, И.В. Разработка программного обеспечения. Информационно-обучающие технологии // И. В. Ковалев / Учеб. пособие. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2004. 297 с.
- Ковалев, И.В. Системные аспекты организации и применения мультилингвистической адаптивно обучающей технологии // Карасева М. В., Суздалева Е.А./ Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). — 2002. T. 5. № 2. С. 198−212.
- Конопкин, O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности / O.A. Конопкин. М., 1980. — 279с.
- Костин, B.C. Обучающая система по планиметрии / B.C. Костин, Т. А. Матунова, C.B. Попов // Информатика и образование. 2000. — № 10.
- Крамер Г. Математические методы статистики / Г. Крамер, пер. с англ., 2 изд. -М.: 1975.-648 с.
- Кудрявцев, В.Б. Компьютерные системы обучения в точных и гуманитарных науках / В. Б. Кудрявцев, A.C. Строгалов // Компьютерное моделирование в обучении точным наукам: труды симпозиума. М., 2003.
- Кудрявцев В.Б. Моделирование процесса обучения / В. Б. Кудрявцев, П. А. Алисейчик, К. Вашик, Ж. Кнап, A.C. Строгалов, С. Г. Шеховцов // Интеллектуальные системы. -Т.8. Вып. 1−4. -М.: 2004 с. 189−270
- Лазарева, Т.Я. Теория автоматического управления / Т. Я. Лазарева, Ю. Ф. Мартемьянов, В. Ю. Харченко. Тамбов: изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2006. — 56с.
- Лернер, А.Я. Начала кибернетики / А. Я. Лернер. М.: Наука, 1967. — 400 с.
- Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта / Ж.-Л. Лорьер: пер. с франц.-М.: 1991.-568 с.
- Мельников, A.B. Принципы построения обучающих систем и их классификация / A.B. Мельников, П. Л. Цытович // http:// 5cholar.urc.ac.ru/ped journal/numero4/pedag/t 5it3.html.ru180
- Минский, М. Вычисления и автоматы / М. Минский: пер. с англ. Б. Л. Овсиевича, Л. Я. Розенблюма. М.: 1971. — 367 с.
- Мирошник, И.В. Нелинейное и адаптивное управление сложными динамическими системами / И. В. Мирошник, В. О. Никифоров, А. Л. Фрадков. СПб.: Наука, 2000. — 550 с.
- Муравьева, Е.В. Электронное пособие по дисциплине «Природопользование» для технических вузов / Е. В. Муравьева // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г. М., 2003.
- Мурга, Л.О. Компьютерная обучающая система по решению графовых задач / Л. О. Мурга // Educational Technology & Society 3(2) 2000. с. 126— 133
- Неймарк, Ю.И. Динамические модели теории управления / Ю. И. Неймарк, Н. Я. Коган, В. П. Савельев. М.: Наука, 1985. — 400 с
- Никандров, Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука. — 1970. — 206 с.
- Николаева, Ю.С. Диагностика процесса научения решению алгебраических задач / Ю. С. Николаева // Применение новых технологий в образовании: материалы XIX Международной конференции. Троицк, 2008. — С.184−186.
- Николаева, Ю.С. Динамический компьютерный тест «Синтаксис» / Ю. С. Николаева // Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2 010 610 476 Москва, 2010
- Нильсон, Н. Искусственный интеллект. Методы поиска решений / Н. Нильсон. Пер. с англ. В. Л. Стефанюка. Под ред. С. В. Фомина. М.: Мир, 1973.-270 с.
- Новиков, Д.А. Закономерности итеративного научения / Д. А. Новиков. -М.: Институт проблем управления РАН, 1998. 77 с.
- Новиков, Д.А. Теория управления организационными системами / Д. А. Новиков. М.: МПСИ, 2005. — 584 с.
- Новиков, Д.А. Модели обучения в процессе работы / Д. А. Новиков // Управление большими системами № 19. 2007.
- Новикова Л.В. Обучающая компьютерная программа «Фраза» на уроке русского языка в 5−9 классах / Л. В. Новикова. http://rimc.moy.su/publ/3−1-0−6
- Останин, К.С. Система компьютерного тестирования «Тестэкзаменатор» / К. С. Останин // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г.-М., 2003.
- Отраслевой стандарт Госкомвуза Российской Федерации // Информационные технологии в высшей школе: Термины и определения (Утвержден и введен в действие Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 12.02.96. № 260).84
- Павлов, A.A. Автоматизированные системы контроля / A.A. Павлов, Ю. А. Романенко. Ч. 1. М.: Министерство обороны РФ, 1997. — 83 с.
- Паск, Г. Обучение как процесс создания системы управления / Г. Паск,
- A.И. Берг // Кибернетика и проблемы обучения. М.: Прогресс, 1970. — С. 25 — 86.
- Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем / Печников А. Н. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995. — 322 с.
- Пономаренко, A.B. Интерактивная автоматизированная система обучения для изучения авиационной техники / A.B. Пономаренко, В. Б. Калмыков,
- B.C. Кулабухов, В. М. Халтобин // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г. М., 2003.
- Применение ЭВМ в учебном процессе: сборник докладов научно-техн. семинара / под ред. А. И. Берга. М.: Сов. радио, 1969. — 248 с.
- Пустовал ob, JI.B. Институциональное и рефлексивное управление учебной деятельностью в компьютерных тренажёрных системах / JI.B. Пустовалов // Ползуновский альманах № 3. Барнаул, 2007. — с. 149−150
- Рассел, JT. О целеустремленных системах / JI. Акофф Рассел, И. Эмери Фред. М.: Советское радио, 1974. — 272 с.
- Рассел, С. Искусственный интеллект: современный подход: пер. с англ. /
- C. Рассел, П. Норвиг. 2-е изд. М.: Вильяме, 2006. — 1408 с.183
- Растригин, JI.A. Адаптация сложных систем / JI.A. Растригин. Рига: Зинатне, 1981.-375 с.
- Растригин, Л.А. Адаптивное обучение с моделью обучаемого / Л. А. Растригин, М. Х. Эренштейн. Рига: Зинатне, 1988. — 160 с.
- Растригин, Л.А. Современные принципы управления сложными системами / Л. А. Растригин. Рига: Зинатне, 1985.
- Редько В.Г. Модели адаптивного поведения биологически инспирированный подход к искусственному интеллекту // Искусственный интеллект и принятие решений № 2. — 2008 г. — с. 13−22
- Роберт, И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: ИИО РАО, 2006. — 88 с.
- Романенко, Ю.А. Автоматизированное тестирование слушателей по специальным дисциплинам на базе современных информационных технологий / Ю. А. Романенко. Серпухов: СВВКИУ PB, 1997. — 100 с.
- Романенко, Ю.А. Автоматизированные системы контроля / Ю. А. Романенко. Ч. 2. М.: Минобороны РФ, 1998. — 99 с.
- Светлов В. А. Управление конфликтом. СПб., «Росток», 2003.
- Сивохин, A.B. Представление знаний в интеллектуальных системах обучения: учебное пособие / A.B. Сивохин. Пенза: ППИ, 1 0. — 86 с.
- Скиннер, Б. Наука об управлении и искусство обучения: пер. с англ. / Б. Скиннер. Прогр. обуч. за рубежом. -М., 1968.
- Соловов, A.B. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология./ A.B. Соловов. Самара: Новая техника, 2006. — 462 с.
- Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / C.B. Агапонов, З. О. Джалишвили, Д. Л. Кречман и др. / под ред. З. О. Джалишвили СПб.: БХВ-Петербург. — 2003. — 336 с.
- Степанцов, В.А. Комплексный подход к разработке автоматизированных обучающих систем / В. А. Степанцов // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 16−20 ноября 2003 г. -М., 2003.184
- Стефанюк, В.JI. Теоретические аспекты разработки компьютерных систем обучения: учебное пособие / В. Л. Стефанюк. Саратов, 1995.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Психологические основы / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984.
- Тарасова, М.С. Электронный аналог учебника по компьютерному моделированию / М. С. Тарасова // Информационные технологии в образовании: мат. междунар. конгресса конференций ИТО-2003. Москва, 2003.
- Теренин, В.В. Образовательные ресурсы компании «Кирилл и Мефодий» в Интернет /В.В. Теренин // Информационные технологии и методология обучения точным наукам: труды симпозиума. М., 2002.
- Тихонов, В.И., Миронов М. А. Марковские процессы. М., «Сов. радио», 1977.-488 с.
- Туманов, М.П. Теория управления. Теория линейных систем автоматического управления / М. П. Туманов // Учебное пособие. М.: МГИЭМ, 2005. — 82 с.
- ИЗ. Усачев, A.B. Нейросетевая мультилингвистическая система адаптивного обучения терминологической лексике Электронный ресурс.: дис.. канд. техн. Наук: 05.13.01. М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Форрестер, Д. Мировая динамика / Д. Форрестер. Пер. с англ. — М: ООО «Издательство ACT- СПб.: Terra Fantastica, 2003. 379 с.
- Хант, Э. Искусственный интеллект / Э. Хант. Пер. с англ. Д. А. Белова, Ю. И. Крюкова. Под ред. В. Л. Стефанюка. М.: Мир, 1978. — 558 с.
- Хартли, Д. К вопросу об оценке обучающих программ. Кибернетика и проблемы обучения / Д. Хартли / под ред. А. И. Берга. М.: Прогресс, 1970.-С. 350−387.
- Хегенхан, Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2004. — 474 с.
- Цыпкин, Я.З. Основы теории автоматических систем / Я. З. Цыпкин. М.: Наука, 1977.-560 с.
- Червинская, K.P. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. -Санкт-Петербург: Речь, 2003. 335 с.
- Чудинова, В.П. Функциональная неграмотность проблема развитых стран. Социол. исслед. 1994. № 3.
- Шадрин, И.В. Системы управления и диагностики учебной деятельности по конструированию пространственных объектов: электронный ресурс. Дис. .канд. техн. наук: 05.13.01. Красноярск: РГБ, 2009
- Шадрин, И.В. Взаиморегулирование структуры системы действий в информационной системе «Обучающийся пазловая проблемная среда»/ И. В. Шадрин // Управляющие системы и машины.-2010- № 2. — с.17−22.
- Шеннон, К. Математическая теория связи /К. Шеннон // Работы по кибернетике и теории информации. ИЛ. 1963.
- Ширяева, Н.В. Особенности развития математического мышления у подростков / Н. В. Ширяева // Сборник научных трудов СевероКавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки» № 2 (14), 2005.
- Шмелев, А.Г. Адаптивное тестирование знаний в системе «Телетестинг»/ А. Г. Шмелев, А. И. Бельцер, А. Г. Ларионов, А. Г. Серебряков // Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». М. 2000.
- Эшби, У.Р. Введение в кибернетику / У. Р. Эшби. М., 1959.
- Эшби, У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения: пер. с англ. Ю. И. Лашкевич / У. Р. Эшби. Под ред. П. К. Анохина. М., 1962. — 398 с.
- Юн, Лю. Компьютерная обучающая система китайской письменности: электронный ресурс. Дис. .канд. техн. наук: 05.13.11. Москва: РГБ, 2006.