Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие потребительской кооперации в системе АПК Кировской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время система потребительской кооперации достаточно прочно укрепилась на селе, и является равноправным субъектом агропромышленного производства. Она осуществляет производственную, торгово-закупочную деятельность, развивает сельское и подсобное хозяйство, сферу производственных и бытовых услуг, направляя результаты своей деятельности на удовлетворение потребностей отдельной личности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
    • 1. 1. Понятие и экономическая сущность системы потребительской кооперации
    • 1. 2. Теоретические и методологические основы формирования связей потребительской кооперации с хозяйствующими субъектами АПК
    • 1. 3. Исторические предпосылки создания системы потребительской кооперации в России
  • 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АПК КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Анализ условий формирования системы потребительской кооперации
    • 2. 2. Современное состояние и динамика развития потребительской кооперации в Кировской области
    • 2. 3. Анализ взаимодействия организаций потребительской кооперации и сельских товаропроизводителей
  • 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И АГРАРНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Системный подход к — обеспечению взаимодействия субъектов потребительской кооперации и сельскохозяйственных товаропроизводителей
    • 3. 2. Механизм обеспечения участия субъектов потребительской кооперации в развитии агропромышленного комплекса
    • 3. 3. Методика оценки эффективности взаимодействия потребительской кооперации и сельхозтоваропроизводителей субъектов

Формирование и развитие потребительской кооперации в системе АПК Кировской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Состояние агропромышленного комплекса определяет уровень продовольственного обеспечения населения и социально — экономическую ситуацию в стране. Поэтому одной из ключевых задач социально — экономического развития регионов и роста благосостояния населения является пропорциональное развитие отраслей АПК. Успешное решение этой задачи обусловлено необходимостью интенсификации агропромышленного производства, рационального1 использования ресурсного потенциала АПК, повышения эффективности межотраслевого взаимодействия. Эта задача объективно требует совершенствования всей совокупности общественно — производственных отношений и межотраслевых связей, в том числе взаимосвязеипотре-бительской кооперации с отраслями агропромышленного комплекса.

Потребительская кооперация, будучи тесно связанной с созданием и реализацией конечного продукта АПК, выполняет важные функции в воспроизводственном процессе и едином замкнутом технологическом цикле: производство сельскохозяйственной продукции — переработка — реализация. Такой «цикл» обеспечивает высокое качество и сохранение потребительских свойств производимой продукции.

На современном этапе развития АПК усложняются функции потребительской кооперации, усиливается роль и значение её связей с составными элементами АПК. Изменение принципов функционирования экономической системы вызывает необходимость разработки нового механизма взаимодействия потребительской кооперации и сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием инструментов стратегического управления для достижения сбалансированного развития отраслей агропромышленного производства и повышения уровня жизни сельского населения. Поэтому исследование состояния и развития потребительской кооперации во взаимодействии с субъектами АПК имеет важное теоретическое и практическое значение.

Состояние и степень изученности проблемы. Изучение научных публикаций, посвящённых вопросам кооперативного движения, показало, что в дореформенный период отечественная наука уделяла большое внимание исследованию проблем, связанных с развитием кооперации в АПК. Научным фундаментом исследования кооперативного движения являются работы Кондратьева Н. Д., Чаянова А. В., Маслова П. П., Туган-Барановского М.П. В советской экономической литературе проблемам изучения межхозяйственных связей потребительской кооперации и отраслей АПК посвящены работы Матусевич В. А., Апопий В. В. Широкий спектр теоретических, методологических и практических вопросов, связанных с деятельностью организаций потребительской кооперации, рассмотрен в научных трудах современных учёных: Башмачникова В. Ф., Буробки-на И.Н., Буздалова И. Н., Космачёвой Н. М., Крылатых Э. Н., Кузнецова В. В., Никонова А. А., Петрикова А. В., Хицкова И. Ф., Черняева А.А.

Несмотря на определённый задел, накопленный к настоящему времени, не все аспекты комплексного исследования проблемы взаимодействия потребительской кооперации с отраслями АПК в регионах России в условиях рыночных отношений получили освещение с позиций, адекватных действительности, в то время как практическая значимость этих вопросов является достаточно высокой. Данное обстоятельство определило выбор темы и направления диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состояла в разработке научно — методических и практических подходов к решению проблемы эффективного развития потребительской кооперации в системе АПК регионов.

В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

— уточнено понятие и экономическая сущность системы потребительской кооперации;

— исследованы методологические основы формирования связей организаций потребительской кооперации с хозяйствующими субъектами АПК в условиях кризисной ситуации на селе;

— проведён ретроспективный анализ тенденций развития потребительской кооперации, выявлены предпосылки и факторы устойчивого взаимодействия организаций потребительской кооперации с сельскохозяйственными товаропроизводителями;

— определено место кооперативных организаций Центросоюза в решении проблем сельских территорий;

— обобщены, критически осмыслены имеющиеся подходы к организации взаимодействия субъектов потребительской кооперации и сельских товаропроизводителей, предложена рациональная форма такого сотрудничества;

— разработан механизм обеспечения участия субъектов потребительской кооперации в развитии агропромышленного производства с целью повышения его конкурентоспособности и решения социальных проблем села;

— усовершенствована схема мониторинга и методика оценки эффективности участия субъектов потребительской кооперации в решении социальноэкономических проблем развития агропромышленного комплекса.

Область исследования. Исследование соответствует п. 15.45 «Система производственных и потребительских кооперативов в агропромышленном комплексе, развитие межхозяйственной кооперации» Паспорта специальностей ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (АПК и сельское хозяйство).

Предмет исследования — состояние, тенденции, особенности и условия формирования системы взаимодействия организаций потребительской кооперации и субъектов хозяйствования в АПК.

Объект исследования — организации и предприятия потребительской кооперации Российской Федерации, отдельных субъектов Приволжского федерального округа, сельскохозяйственные организации, личные подсобные и фермерские хозяйства, районные потребительские общества Кировской области, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую базу исследования составили труды классиков экономической теории, исследования российских и зарубежных учёных по проблемам потребительской кооперации, развития рыночных отношений в АПК.

В качестве инструментария исследования применялись общенаучные методы (диалектический, абстракции, дедукция и индукция, анализ и синтез, монографический), статистические методы (сравнение, анализ абсолютных и относительных величин, графический метод), экономико — математические методы (корреляционный и регрессионный анализ, моделирование), метод экспертных оценок. Расчёты в работе проведены с помощью программы Microsoft Office 2003 приложение Excel.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориального органа в Кировской области — Кировстата, статистические материалы Министерства сельского хозяйства, Центросоюза РФ и Кировского обл-потребсоюза, публикации в средствах массовой информации, и другие разработки.

Наиболее значимые результаты исследования, обладающие научной новизной, заключаются в следующем:

1. Уточнены понятие и экономическая сущность системы потребительской кооперации, предложен вариант классификации хозяйствующих субъектов и их видов деятельности в системе потребительской кооперации.

2. Выявлены особенности трансформации форм взаимоотношений субъектов потребительской кооперации и сельских товаропроизводителей на основе проведённого ретроспективного анализа их взаимодействия.

3. Выработаны предложения по развитию внутренней и внешней интеграции организаций потребительской кооперации, способствующие повышению роли потребительских обществ и кооперативов в развитии местных рынков регионов, рациональному взаимодействию сельских товаропроизводителей с потребительскими обществами на уровне административного района.

4. Предложен механизм участия организаций потребительской кооперации в развитии агропромышленного производства, позволяющий в рамках территориального комплекса решать некоторые проблемы экономического и социального развития сельских территорий.

5. Усовершенствована схема мониторинга и предложена методика оценки эффективности участия потребительской кооперации в решении социально-экономических проблем развития агропромышленного комплекса, отличающаяся от других методик тем, что включает систему показателей, позволяющих более объективно оценить вклад потребительских обществ.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования изложенных в ней предложений и рекомендаций для разработки и реализации Концепции развития потребительской кооперации в системе АПК в Кировской области. Материалы диссертационного исследования используются" при чтении курсов «Экономика предприятий (организаций)», «Экономика отраслей АПК», «Экономика сельского хозяйства».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы докладывались и обсуждались на II Международном практическом семинаре — конференции «Проблемы позиционирования российских регионов в мировом экономическом пространстве» (г. Киров, 2002 г.), на межрегиональном научно — практическом семинаре — конференции «Неоэкономика и стратегии развития российских регионов» (г. Киров, 2004 г.), на 5″, 6й, 1~ научных конференциях аспирантов и соискателей Вятской ГСХА «Науке нового века — знания молодых» (г. Киров, 2005, 2006, 2007 гг.), на 8-й международной научно — практической конференции «Актуальные вопросы экономической науки: организация системы взаимодействия властных и предпринимательских структур с целью обеспечения экономического развития регионов» (Киров, 2008 г.), на межвузовской научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей «Науке нового века — знания молодых» (Киров, 2009).

Подходы соискателя к использованию возможностей предприятий потребительской кооперации в организации переработки й сбыта продукции, повышении занятости населения в сельской местности и развитию системы сбыта и закупок сельскохозяйственной продукции были использованы при подготовке «Программы развития потребительской кооперации в Кировской области в 2008 -2015 гг.» Разработанная методика оценки вклада организаций потребительской кооперации в развитие АПК Кировской области внедрена в практику экономической службы Кировского облпотребсоюза.

По результатам исследования опубликовано 8 работ общим объёмом 3,1 печатных листа, в том числе авторских — 3,0 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Её содержание изложено на 164 страницах машинописного текста, содержит 18 таблиц, 16 рисунков, 21 приложение, список использованной литературы включает 190 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Естественнонаучной основой кооперирования в условиях рыночной экономики являются законы развития сложных природных систем, стремление их к упорядочиванию, совершенствованию механизмов формирования и функционирования. Способность к самоорганизации свойственна сложным системам. Самоорганизация хозяйствующих субъектов аграрной экономики приводит к различным эффектам, важнейшим из которых признаётся объединение и сотрудничество. Потребительскую кооперацию можно считать составной частью некоммерческого сектора экономики, одной из старейших организационных форм объединения людей для совместного решения своих насущных проблем на основе согласования экономических интересов участников этой организации и их самоуправления. Под системой потребительских кооперативов следует понимать совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях объединенных на национальном уровне, с одной стороны, в союзы, а с другой — хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с зарубежными кооперативными организациями и их объединениями (союзами) и успешно конкурировать с холдингами и другими объединениями крупного бизнеса. В системе потребительской кооперации России можно выделить два направления: сельскохозяйственная потребительская кооперация и «традиционная» потребительская кооперация системы Центросоюза.

2. Системное исследование потребительской кооперации в составе АПК позволяет детально рассмотреть отрасли её деятельности как компоненты целого, выявить характер взаимосвязей и взаимозависимостей между этой совокупностью и другими элементами АПК. Методологической основой системного подхода является принцип взаимосвязи. Системный подход к изучению потребительской кооперации в составе АПК предполагает рассмотрение не только ее функциональных связей, форм взаимодействия звеньев системы, но и ее социальных связей. Обобщение методологических подходов к формированию связей потребительской кооперации и сфер АПК позволило автору выделить три типа связей — социальные, организационно — экономические, технологические, которые по своей сущности не имеют принципиальных отличий от связей других образующих комплекс отраслей, но обладают рядом особенностей, обусловленных уровнем зрелости производственных отношений, многофункциональностью потребительской кооперации.

3. Проведенный ретроспективный анализ взаимоотношений потребительской кооперации и сельхозтоваропроизводителей позволяет сделать вывод, что практически с момента зарождения потребительской кооперации её существование и развитие было связано с аграрной сферой и обусловлено поддержкой со стороны государства. В дореволюционный период возможностей потребительской кооперации использовались в решении вопросов продовольственного обеспечения населения.

В период советского государства деятельность потребительской кооперации также была направлена на решение макроэкономических проблем: продовольственная безопасность страны, развитие сельской инфраструктуры, повышение уровня жизни сельских жителей за счет развития торговли, общественного питания, заготовок, промышленности и т. п., культурная и просветительская деятельность среди населения и др.

С переходом к рыночной форме хозяйствования снятие политического и идеологического контроля над деятельностью потребительской кооперации привело к необходимости пересмотра и формированию её на основе новых принципов. Кроме того, возникла необходимость поиска своей рыночной ниши и новых стратегических целей развития. В результате был сформирован современный подход и выбор: потребительская кооперация — социально ориентированная система, реализующая свою деятельность преимущественно в интересах сельских жителей на демократических принципах. Автором обозначены предпосылки, необходимые для реализации эффективного взаимодействия потребительской кооперации и сельхозтоваропроизводителей: материальные, социальные, политические, юридические, духовные.

4. Анализ условий развития потребительской кооперации Кировской области выявил тенденцию к сокращению объёмов производства сельскохозяйственной продукции, недостаточно эффективное использование производственного и социального потенциала К (Ф)Х, ЛПХ, других малых форм хозяйствования. Сформулирован ряд существенных правовых, экономических и социальных проблем, которые испытывают сельские предприниматели: затруднённый доступ малых форм хозяйствования к рынкам сбыта готовой продукции, услугам по выполнению полевых и транспортных работ, капиталу, информации, снабжение материально-техническими ресурсами, и т. д. Актуален вопрос развития рыночной инфраструктуры, и прежде всего, создания эффективного механизма распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Ряд проблем малых форм хозяйствования по-организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции могут быть решены путем развития их кооперации и интеграции.

5. Реализация вариантов интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей требует дополнительных финансовых вложений, организационной и административной поддержки. В силу ограниченности ресурсов для выполнения Государственной Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 гг. целесообразно включить организации потребительской кооперации системы Центросоюза, адаптированные к условиям оказания услуг малым формам хозяйствования, в инфраструктуру аграрного рынка.

В настоящее время система потребительской кооперации достаточно прочно укрепилась на селе, и является равноправным субъектом агропромышленного производства. Она осуществляет производственную, торгово-закупочную деятельность, развивает сельское и подсобное хозяйство, сферу производственных и бытовых услуг, направляя результаты своей деятельности на удовлетворение потребностей отдельной личности и хозяйственных единиц в товарах и услугах. Кроме того, налоговые платежи организаций потребкооперации выступают основой формирования доходов местных бюджетов: Кооперативные организации во многих муниципальных образованиях являются чуть ли не единственным источником доходов населенияучаствуют в выполнении государственных программ по развитию села, обеспечению продовольственной' безопасности страны, берут на себядополнительные функции по реализации государственной^ социальной политики .'заснёт собственных/финансовых источников-'.

6. Системный анализ взаимодействия потребительской кооперации и сельхозтоваропроизводителей позволил сделать вывод, что интересы субъектов носят стратегический характер и направлены на достижение синергиче-ского эффекта от совместного сотрудничества. Для обеспечения динамичного = и устойчивого экономического роста' требуется определенный механизм, управления, который, по мнению автора, может включать две подсистемы: система управления сельским хозяйством и система потребительской: кооперацииВ результате общая система взаимодействия имеет вертикаль. Высший уровень вертикали: задает стратегические ориентиры развития, средний уровень, реализует среднесрочные и тактические задачи, низший уровень исполняет оперативные планы. При этом каждый из субъектов имеет степень свободы в реализации поставленных задач. Взаимные: обязательства сторон отражаются в. соглашениях, заключаемых на каждом уровне.

7. Учитываяособенности сельскохозяйственного производства, основными направлениями: взаимодействия организаций: потребительской кооперации с производителями сельскохозяйственной продукции Кировской области представляются следующие:

— закупка продукции как у сельскохозяйственных предприятий на основе договоров, в этом случае воздействие осуществляетсячерез систему «поставщик — потребитель», так и у физических лиц на тех же условиях;

— деловое партнёрство с личными подсобными и крестьянскими хозяйствами;

— развитие подсобных хозяйств и сельскохозяйственного производства как сырьевой базы перерабатывающих предприятий потребительской кооперации;

— аренда сельскохозяйственных угодий, присоединение земельных паёв, перевод их в паевые фонды потребительских обществ.

Предлагаемый вариант не предполагает организации дополнительных структур. При районных потребительских обществах и на уровне облпотреб-союза в настоящее время действуют службы, оказывающие сбытовые и консультационные услуги сельским товаропроизводителям. Преимущество данного подхода заключается в том, что в вопросах заготовки сельскохозяйственной продукции организации потребительской кооперации идут не по пути, требующем немалых финансовых и других средств, а по пути рациональной организации заготовительной, производственной и торговой деятельности с различными производителями сельскохозяйственной продукции.

Определены 3 приоритетных направления развития потребительской кооперации, позволяющие выступать в роли организатора взаимодействия с аграрной сферой: организационное развитие, изучение внутренних и внешних условий хозяйствования, социальное развитие.

8. Систематизация методических подходов к оценке эффективности взаимодействия потребительской кооперации и сельскохозяйственных товаропроизводителей дала основание предположить, что оценка его действенности может быть основана лишь на системе показателей. Учитывая особенности развития потребительской кооперации и факторы взаимодействия участников, разработана авторская методика оценки эффективности на основе системного подхода с применением мониторинга. Она основана на допущении, что предметом мониторинга могут выступать направления деятельности кооперативных организаций в области взаимодействия с производителями сельскохозяйственной продукции и с государственными органами власти — в реализации стратегических задач развития АПК регионов.

Разработанная модель включает показатели темпов развития предприятий, возможностей организаций, человеческого капитала, взаимодействия с окружающей средой. Модель позволяет оценить вклад кооперативных организаций в достижение целей развития АПК региона.

Целью мониторинга состояния и развития социально-экономического взаимодействия сельхозтоваропроизводителей и потребительской кооперации является создание системы сбора, анализа и представления информации, адекватно отображающей взаимоотношения участников и результаты их деятельности по достижению общей стратегической цели.

Проведение мониторинга с применением предложенной модели может способствовать возникновению ряда положительных эффектов:

— в информационной сфере — получение принципиально новых данных, комплексно характеризующих состояние и развитие потребительской кооперации в системе АПК в целом и по регионам;

— в управленческой сфере — полученная информация упростит процесс принятия решений относительно будущего развития отношений субъектов взаимодействия;

— в методической сфере — появляется возможность получения и обработки новых индикаторов, оригинального инструментария сбора статистической и социологической информации;

— в аналитической сфере — использование нового информационного поля для проведения исследований и прогноза развития потребительской кооперации в системе АПК.

Представляется, что реализация этих предложений позволит повысить эффективность деятельности организаций и предприятий потребительской кооперации в системе агропромышленного комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008. № 6 ФКЗ и от 30.12.2008. № 7 — ФКЗ) // Российская газета, 21.01.2009. -№ 7.
  2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая- офиц. текст по состоянию на 1 ноября 2000 г. М.: Маркетинг, 2000. — 376 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117 ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 26.01.2009). // Российская газета, 30.12.2008.
  4. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 года № 3085 — 1. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2005 — 32 с.
  5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 2012 годы. / утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 446 от 14 июля 2007 года.
  6. О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием. Текст.: офиц. текст / утв. постановлением Правительства РФ от 07.01.1999 г. [Электронный ресурс] // Информационно справочная система „Консультант“.
  7. О развитии предпринимательской деятельности в системе потребительской кооперации РСФСР Текст.: офиц. текст / Письмо Министерства финансов РСФСР от 01 августа 1991 г. № 02/ 170 [Электронный» ресурс] // Информационно -справочная система «Консультант».
  8. Постановление Правительства РФ от 24.01.1994 г. № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» в ред. 20.02.2002 № 121. Электронный ресурс. // Информационно справочная система «Консультант».
  9. Постановление Правительства РФ от 07.01.1999 № 24 (с изм. от 17.03.2000) «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием». // Российская газета, 1999. № 16.
  10. Стратегия социально экономического развития региона до 2020 года Текст. / утв. Постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 г. № 142/319 //www.ako.kirov.ru/strategy.
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 271 -ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» // Российская газета, 2007 г. № 1.
  12. Федеральный закон от 22.07.2008. № 155 «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» // Бухгалтер и закон, 2008 г. № 10(118).
  13. И. Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Ml: Экономика, 2001. 319 с.
  14. С. Социальная- защита работников потребительской- кооперации. АПК: экономика, управление. — 2006 г. — № 12. — с. 44 — 45.
  15. Анциферова О- Развитие кооперативных форм организации аграрного производства // Международный сельскохозяйственный журнал, 2009. -№ 3. С. 18 — 20.
  16. Апопий В: В. Система связей потребительской кооперации в АПК. — М.: Экономика, 1986 167 с.
  17. Апопий В- В-Экономические связи потребительской кооперации с колхозами. М.: Экономика, 1977 — 95 с-
  18. A. F. Рейтинговая оценка деятельности предприятий // Экономический анализ. 2004. — № 14. — С.59−64.
  19. Е. Объединять усилия и ресурсы. // Деловой вестник «Российской кооперации» М.: ООО «Издательский дом. Центросоюза». — 2008 -№ 12(84).-78 с.
  20. З.С., Павлова Э. И., Устюкова В. В. Внутрихозяйственные отношения в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. // Государство вправо. 2003: — № 6. — С. 38 — 44.
  21. В. И. Кооперация крестьянских (фермерских)'хозяйств в Кировской области. // Экономика сельского хозяйства России: 2001. — № 1 -с.23.
  22. Боробов В: Н- Система кооперации: эффективное средство восстановления и развития межхозяйственных связей АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1999 г. — № 2 — с. 42 — 44.
  23. Н. Конкурентные стратегии агропредприятий // АПК: экономика, управление, 2006 г. № 3. — С. 26−28.
  24. JI. JI. Оценка эффективности стратегии предприятий АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2005 г. № 5 — с. 21−24.
  25. О. Мониторинг формирования эффективной системы сель-хозкооперации // АПК: экономика, управление. 2007 г. — № 4. — с. 22−24.
  26. Р. И., Кругляков Г. Н. Заготовительная деятельность в потребительской кооперации. М.: Феникс, 2008. 397 с.
  27. Д. В. Межколхозная и государственно-колхозная кооперация. М: Колос, 1977. — 252 с.
  28. Г. Г. Основы формирования социально экономического партнёрства государства и потребительской кооперации по развитию инфраструктуры агропромышленного комплекса. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук. Киров, 2005. — 22 с.
  29. Н. Заботы кооператоров // Экономика сельского хозяйства России. 2006. — № 3. — с.9.
  30. К. И. История потребительской кооперации России. Изд. 2~. М.: Дашков и К0, 2008. 400 с.
  31. К. И. Кооперация. Теория, история, практика: Избранные изречения, факты, материалы, комментарии. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006. — 560 с.
  32. П.П., Морехина М. Ю. Адаптивный потенциал сельского социума // Социс 2004. — № 12.
  33. Э. Введение в теорию сельскохозяйственного рынка М.: Информагртех, 1999. 254 с.
  34. Е. Г. Развитие организационно-экономического механизма взаимоотношений в системе агропромышленной кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2008. № 10 -С.50 — 52.
  35. Е. Г. Совершенствование организационно экономического механизма взаимоотношений в системе агропромышленной кооперации региона // Регионология, 2008. — № 2. — С. 147 — 148.
  36. В. Совещание в Минэкономразвития: Российская власть всерьез рассчитывает на потребительскую кооперацию // Российская кооперация. 2007 г. — № 43. — с. 1.
  37. Н. Формирование и регулирование регионального продовольственного рынка // АПК: Экономика и управление. 2007 г. — № 4. -с.47 — 49.
  38. И.П. Поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов // Экономика сельского хозяйства России. 1998 г. — № 9. — с. 35.
  39. И., Телегин В. Развивать сельскохозяйственную потребительскую кооперацию // Экономика сельского хозяйства России. 2004 г. — № 8. -с. 5.
  40. И.П., Демьяненко В. В., Демьяненко В. Н., Черняев А. А., Аксененко Ю. Н., Дворкин Б. З. Возрождение сельскохозяйственной кооперации в современной России (вопросы теории, законодательства, практики). Вып.1. Саратов, 1997.- 170 с.
  41. П. Роль интеграции в социальном развитии села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 3. — с.21.
  42. А.В. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России (изложение доклада на Всероссийской конференции) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. — № 4. — с. 10−11.
  43. В.И. Заготовительный перерабатывающий комплекс потребительской кооперации: механизм развития. Воронеж: Изд. ВГУ, 1993.
  44. М.П., Борисова О. В. Роль потребительской кооперации в социально экономическом развитии аграрного сектора. Власть, бизнес икрестьянство: механизмы эффективного взаимодействия. М.: Энциклопедия российских деревень, 20 021 — (3.217.
  45. Г., Дигилина О., Старостин В., Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. М.: ИТК «Дашков и К°», 2002.
  46. Г. В., Дигилина О. Б., Чукин Н. И, Ситько В. П., Калмыков- В'. В. Формы кооперативного движения в условиях рыночных реформ: Монография. -М.: Издательско-торговая корпорация'"Дашков и К0″, 2004. 384 с.
  47. В. А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства' в условиях перехода к рыночным отношениям. М-:. МСХА, 1994.
  48. П. Эффективное управление: Экономические задачи и оптимальные решения. М.-.ФАИР-ПРЕСС, 1998Г-285 с.
  49. Н. М., Рябухина Т. М. Потребительская кооперация на селе и ПНП «Развитие АПК» в Сибири (обзор межрегиональной научно-практической конференции) // Экономика1 сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2008. № 3. -с. 56 — 59.
  50. В. И., Кантеев В. Н. Организация маркетинга и кооперации предприятиями агропромышленного комплекса. Чебоксары, 2003 — 80 с.
  51. А. Коллизии становления многоукладное&trade- аграрного сектора экономики // Российский экономический журнал. 2001. — № 5−6.1. Л ¦ ,
  52. Жид Ш. О кооперации. Будущее кооперации. О тех преобразованиях, которые кооперация призвана внести* в экономические отношения / Ш. Жид. М: Изд — во «Университетская библиотека», 1918.
  53. И. В: Потребительская кооперация России в условиях трансформации экономических отношений. Монография: — М*.: Информационно -внедренческий центр «Маркетинг», 2001. — 120 с.
  54. Ш. А. Развитие сети-сельскохозяйственных потребительских кооперативов и кооперативных рынков // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2009. № 9: — С. 46−47
  55. . В., Стеблин А. И. Заготовительная, деятельность-потребительской кооперации в системе современного народнохозяйственного' агропромышленного комплекса и её эффективность. М., 1979.
  56. . В., Шадиев X. А. Заготовки-сельскохозяйственной продукции потребительской кооперацией. М.: Экономика, 1989. — 303 с.
  57. А. П. Проблемы развития товарного производства в-сельском- хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2008. № 6. — С. 1 — 4.
  58. Н. Развивать- потребительскую кооперацию // Экономика сельского хозяйства России, 2004. № 1. — С.8.
  59. И. И. Кооперативный менеджмент: исторические традиции, идеология, опыт реформирования. М.: Информвнедренческий центр «Маркетинг», 1999. 188 с.
  60. С. М. Теория и практика развития сельскохозяйственной кооперации в России: Монография. М.: Академический Проект, 2005. — 160 с.
  61. А. Система сельскохозяйственной кооперации // Экономист, 2006. -№ 1.
  62. М. М., Владимирская Е. В. Развитие инфраструктуры товаропроводящей сети в потребительской кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007. № 12. — С. 62 — 64.
  63. В. Н. Повышение запаса экономической прочности и эффективности деятельности предприятий АПК. Чебоксары, 2003 — 134 с.
  64. Капелюк 3. Роль потребительской кооперации в реализации проекта по развитию АПК в Кемеровской области. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. — № 3 — С. 52 — 55.
  65. Капелюк 3., Дроздова М. Определение безубыточной работы магазинов приёмозаготовительных пунктов. // Деловой вестник «Российской кооперации». — 2002. — № 5 — С. 57 — 62.
  66. Н. С. Социально экономическое прогнозирование в условиях рынка. — Йошкар-Ола, 2005 г. — 132 с.
  67. Кировская область в цифрах: краткий стат. сб. Киров: Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Киров, обл., 2009. — 80 с.
  68. А. П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. М.: Экономика, 1980. — 208 с.
  69. А. М. Интеграция в сельскохозяйственном производстве -путь к успеху // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 5. — С.59 — 61.
  70. В., Шкляр М. Потребительская кооперация в рыночной экономике. // АПК: экономика, управление. 2006 г. — № 7. — С. 64 — 68.
  71. Концепция развития Потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года, //www.rus.coop/union
  72. Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК / Г. А. Петранё-ва, Ю. И, Агибров, Р. Г. Ахметов и др.- Под ред. Г. А. Петранёвой. М.: КолосС, 2005 — 223 с.
  73. Н.М. Экономические и организационные основы кредитной кооперативной системы. Дис.. д-ра экон. наук сп. 08.00.10. СПб., 2003.- 394 с.
  74. А., Бойцов А. Комплексное развитие сельских территорий — веление времени. // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 8 -С.4.
  75. JI. Е. Заготовительная деятельность потребительской кооперации. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. — № 3 — с. 48 — 51.
  76. Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб.: Питер, 2001. — 495 с.
  77. А. В. Социальная ориентированность экономики АПК Рес-. публики Татарстан. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007 г. — № 9 — С. 29−30.
  78. А.П., Заводчиков Н. Д. Государственное регулирование и проблемы кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 8. — С. 35 — 36.
  79. Э.Н. Агропродовольственный сектор: кооперация производителей // ЭКО. 2000. — № 2. — С129.
  80. Ю.Ф. Сельскохозяйственные производственные кооперативы: состояние, направление развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008 г. — № 4 — 57 -59.
  81. И. М. Заготовки вторичного сырья в потребительской кооперации. М.: Экономика, 1983. — 79 с.
  82. В. Проблемы кооперации и интеграции в аграрном секторе экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2001 г. -№ 1. — С. 6.
  83. Е. Потребкооперация сохранилась // Деловой вестник «Российской кооперации». 2008 г. — № 1. — С. 18 — 24.
  84. В. Экономический механизм регионального агропродо-вольственного комплекса // Экономика сельского хозяйства России. 1998 г.- № 1. С. 28.
  85. Т.И. Оценка эффективности заготовительной деятельности потребительской кооперации. Науке нового века знания молодых: Матер. докл. 7-й науч. конф. аспирантов и соискателей. — Киров: Вятская ГСХА, 2007.-С. 164−167.
  86. Т. И., Шиврина Т. Б. Роль потребительской кооперации в развитии продовольственного рынка региона. Н Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 8. — С. 74 -76.
  87. Т.И. О роли потребительской кооперации в решении проблем развития сельских поселений. // Аграрный вестник Урала. 2008. -№ 12-С. 18−19.
  88. В.И. Вклад потребительской кооперации России в повышение уровня жизни сельского населения // Пищевая промышленность.-2007.-№ 12-С.28−29.
  89. В.И. Оценка устойчивого экономического развития организаций потребительской кооперации Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2007. — № 11 — С. 65 — 68.
  90. Ш. Лукьянов В. И. Роль потребительской кооперации в повышении уровня жизни сельского населения страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2008. № 1 — С. 74 — 75.
  91. В.И. Закупочная деятельность в рамках формирования торговой сети потребительской кооперации России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 6 — С. 59 — 63.
  92. Ю. Формирование и развитие экономического механизма хозяйствования предприятий // Экономика сельского хозяйства России.-2006. № 6 — С. 14.
  93. Магомедов А-Н. Д., Клочко Л. Н. Место сбытовых (торговых) кооперативов в инфраструктуре регионального аграрного рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2003. № 9. -С.46−48.
  94. А.П. Теория и история кооперативного движения: учебное пособие. 2-е изд. — М.: ИКЦ «Маркетинг». — 2002. — 328 с.
  95. Пб.Маламуд Д. Б. Теоретические основы создания устойчивого экономического развития // Пищевая промышленность. 2004 г. — № 5 — С.38−40.
  96. Ю. М. Основы организации, управления и информационного обеспечения потребкооперации. М.: ОАО «Внешторгиздат». — 2001 -468 с.
  97. О. В. Формирование системы маркетингового управления сбытом в потребительской кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 9. — С. 48−50.
  98. В. А. Потребительская кооперация в агропромышленном комплексе страны. М.: Экономика, 1983. — 223 с.
  99. В. А. Реализация экономических законов в сфере потребительской кооперации // Экономические науки. 1984. — № 7. — С.69.
  100. Международный кооперативный альянс: Декларация о кооперативной идентичности. Производственные кооперативы в России на пороге XXI века: в 2 т. / Под ред. С. В. Смолянского. М.: ЛИКОП- Институт государства и права РАН, 1996.-Т. 2.-с. 189−190.
  101. О. Интеграционные связи хозяйств населения // Экономика сельского хозяйства России. 2004 г. — № 12. — С. 7.
  102. А. Развитию кооперации постоянную поддержку // Экономика сельского хозяйства России. — 2003 г. — № 1 — С. 4 — 5.
  103. В., Трушин А. Кушать дорого // Прямые инвестиции. -2007 г.-№ 11.-С. 34- 36.
  104. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и по1литика России (XVIII XX вв.). — М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.-574с.
  105. Г. Н. Развивать предпринимательскую инициативу сельчан // Экономика сельского хозяйства России. 2004 г. — № 9. — С. 15.
  106. Новый экономический и юридический словарь / А. Н. Азрилиян, О. М. Азрилиян, Е. В. Калашникова, О. В. Квардакова.- Под ред. А.Н. Азри-лияна.-М.: Институт новой экономики, 2003. 1088 с.
  107. М.В. Оценка перспективности сбыта ягод методом самосбора на основе изучения потребительских предпочтений // Экономикасельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий: 2008. — № 3. -С.67 — 70.
  108. Омаров M. MLРазвитие российского потребительского рынка в условиях глобализации: экономики. // Успехи современного' естествознания. -2007.-№ 11.-С. 99−101.
  109. М.М., Шишкова Л. И. Методология государственного регулирования и бюджетной поддержки аграрного производства в рыночных условиях. В- Новгород, 2007.
  110. Организационная структура и торгово-закупочная деятельность потребительской кооперации. М.:ГНУВНИИЭСХ, 2006 г. G. 205−209:
  111. Основные показатели социально экономической- деятельности потребительской кооперации России за январь — декабрь 2007 г. — М.: Центросоюз, 2008.- 104 с.
  112. Основные показатели социально экономической деятельности- пот требительской кооперации России за 2005-год — М.: Центросоюз, 2006. — 166с.
  113. И.В., Зотова О. Б., Кокарева А. В. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих-предприятий: 2008. — № 9. — С. 45−47. '
  114. G. Вертикальная сельскохозяйственная кооперация // Экономика сельского хозяйства России. 1998 г. — № 1 — С. 4.
  115. А. Концепция- развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов.,// Экономика сельского хозяйства России-.- 2006. -№ 8. G. 10 — 12.
  116. А. Обеспечить устойчивое развитие сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2005. — № 6.
  117. А. Новое направление агроэкономических исследований // Экономика сельского хозяйства России. 2006 г. — № 3. — С. 5.
  118. А. Устойчивость сельского развития //Экономист,—2006.I
  119. Н. П. Эффективность заготовительной деятельности потребительской кооперации. М.: Экономика, 1979. 167 с.
  120. Н. П. Экономика, организация и планирование заготовок продукции сельского хозяйства. М.: Экономика, 1988. 216 с.
  121. М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов (пер. с англ). 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г. — 453 с.
  122. Иб.Постюшков А. В. Оценочный менеджмент: Учебное пособие. М.: ФАИР — ПРЕСС, 2004. — 272 с.
  123. Потребительская кооперация: Учебное пособие / Под общ. Ред. М. В. Сероштан. М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. -292 с.
  124. Н. Нужен социальный заказ // Деловой вестник «Потребительской кооперации». 2006 г. — № 12. — С. 54 — 55.
  125. К.А. Резервы повышения эффективности деятельности отраслей потребительской кооперации. М.: Центросоюз, 1999. — 126 с.
  126. К.А. Экономика потребительской кооперации: М.: Экономика, 1987−309 с.
  127. К.А. Эффективная экономика основа развития потребительской кооперации. — М.: Центросоюз РФ, 2001. — 234 с.
  128. Регионы России. Социально экономические показатели. 2007: Стат. сб. / Росстат. — М., 2007. — 991 с.
  129. Рейтинг развития регионов //www.5-tv.ru/rating/method.html#wrap
  130. Россия в цифрах.2008. М.: Росстат. — 2008. — 525 с.
  131. Т.А. Историко-правовые аспекты становления кооперации в России // История государства и права. 2000. — № 1. — С. 32 — 40.
  132. Н.П., Семенченко Е. В. Потребительское общество: практические рекомендации по организации деятельности и стратегии развития. -М.: ИД «Юриспруденция», 2005 144 с.
  133. А. Стабилизация и развитие муниципального АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2006 г. — № 5 — С. 18.
  134. И., Кирсанова Н., Кирсанова И. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования // Экономист. 2007 г. — № 1. — С. 49.
  135. Е.В. Сельскохозяйственная кооперация в СССР.- М.: Агро-промиздат, 1991. — 160 с.
  136. М.В. Кооперация необходимый институт рыночной инфраструктуры // Фундаментальные и прикладные исследования. — 2003. — № 1 -С. 18−27.
  137. И. Ю. Экономические закономерности формирования и развития народнохозяйственного аграрно-промышленного комплекса. Авто-реф. дис. на соиск. учён, степени д-ра экон. наук. Ростов на — Дону. — 1978. -с 29.
  138. .И. К вопросу о методике определения интегрального показателя эффективности сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002 г. — № 7 — С. 18−20.
  139. Статистические материалы финансово-экономического управления Кировского Облпотребсоюза, 2003 2008 гг.
  140. Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК // http://www.ako.kirov.ru.
  141. Л.Ф., Глаз В. Н., Чернова Н. А. Анализ финансового состояния и бизнес-план торговой организации потребительской кооперации. М.: Финансы и статистика, 2006. 288 с.
  142. А.О. Потребительская кооперация в системе региональной экономики. Алма-Ата: Гылым, 1990 123 с.
  143. А.В. Формирование государственной кооперативной политики. Сельская бедность: причины и пути преодоления. М.: Энциклопедия российских деревень. ВИАПИ. — 2004. — С.313−316.
  144. А.В. Сельскохозяйственная кооперация: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2006.-364 с.
  145. А.В., Аношина А. Развитие кооперации в АПК России. // АПК: экономика, управление. 2006. — № 10. — С. 10 — 12.
  146. А.В., Романова Ю. А. Основные направления участия потребительской кооперации в реализации национальных проектов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007 г. — № 11. -С.7 — 9.
  147. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации М.: Экономика, 1989.-496 с.
  148. И., Бондаренко Л. Концепция снижения сельской бедности // АПК: экономика, управление. 2007. — № 1 — С. 2 -13.
  149. Л.П. Экономика кооператива: механизм функционирования, идеология, опыт и методы реформирования Чебоксары: Руссика.-2001.-512 с.
  150. Л.П., Гаврилова М. П. Финансовые результаты хозяйствования: Практическое пособие. Чебоксары: Чебокс. кооперат. ин-т Моск. ун-та потреб. Кооперации.- 1999. 136 с.
  151. А. Основа устойчивого развития сельской территории // Экономика сельского хозяйства России. 2006. — № 2. — С.8.
  152. Т. Кооперация и интеграция факторы интенсификации // Экономика сельского хозяйства России. — 2001 г. — № 1. — С. 7.
  153. A.M. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества. М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К0». — 2007 г. — 628 с.
  154. Ф.Х. Рациональная организация маркетинга в кооперативных формированиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004 г. — № 8. — С. 48 — 51.
  155. Ф.Х. Стратегия эффективного развития потребительской кооперации в системе АПК регионов. Автореф. на соиск. уч. ст. д-ра экон. наук. Киров, 2004 г. — 42 с.
  156. А.В. Избранные труды. М.: Колос. 1993 г. — 176 с.
  157. А.А. Проблемы развития кооперации в аграрном секторе: поиск путей их решения. Личное и кооперативное в современной деревне. -М.: «Энциклопедия сёл и деревень». 1997. — С 121−122.
  158. П.М. Финансы потребительской кооперации. М.: Издательство РДЛ.- 2004 296с.
  159. И. Роль системы потребительской кооперации в заготовках сельскохозяйственной продукции на селе // Международный сельскохозяйственный журнал. 2007. — № 3. — С.40 — 42
  160. В.В., Ахметов П. Г., Коваленко Н. Я. Сельскохозяйственные рынки. М.: «Колос».- 2001. 258 с.
  161. Ю.Д. Оценка эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. — № 6 — С. 18 — 20.
  162. Экономические проблемы воспроизводства в АПК России. Под ред. Ушачёва И. Г. М.: Энциклопедия российских деревень.- 2003 г. — 116 с.
  163. Р.Г. Сельскохозяйственный кредит на кооперативной основе: международный опыт и текущее состояние в России. Аграрная экономика и политика: история и современность. М.: «Энциклопедия российских деревень». — 1996. -239 с.
  164. Р.Г. Сельская кредитная кооперация в постсоветский период. Актуальные проблемы современной аграрной теории и политики: Научн. тр. ВИАПИ им. А. А. Никонова. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова- «Энциклопедия российских деревень». — 2005. Вып. 15. — С 290.
Заполнить форму текущей работой