Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие высшего библиотечно-информационного образования в ФРГ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Федеративной Республике Германии реформирование высшего библиотечно-информационного образования происходит на фоне ярко выраженных интеграционных процессов как внутри страны, так и за ее пределами. С одной стороны, в 1990 г. произошло объединение ФРГ с ГДР и образование единого государства, с другой, — Германия довольно успешно интегрируется в Европейское сообщество. Эти события оказали… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ
    • 1. Особенности системы образования в ФРГ
    • 2. Исторические основы библиотечно-информационного образования
    • 3. Организационная структура библиотечно-информационного образования на современном этапе
  • ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНО ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ФРГ
    • 1. Структура профессиональных образовательных программ
    • 2. Информационно-технологическое сопровождение учебного процесса
    • 3. Научно-исследовательская деятельность студентов в системе библиотечно-информационного образования

Развитие высшего библиотечно-информационного образования в ФРГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях социально-экономических преобразований происходит становление системы подготовки профессиональных кадров, отличительными особенностями которой должны стать модернизация профессионально-образовательных программ, мобильность студентов и преподавателей, интеграция в мировую образовательную систему, широкое использование новых информационных технологий. Происходящие процессы глобализации оказывают существенное влияние на концепции профессионального образования. Вместе с тем подготовка кадров в разных странах ведется с учетом национальных культур.

Влияние идеи Болонской декларации о создании единого европейского образовательного пространства заставляет разрабатывать единый стандарт обучения с учетом опыта и особенностей развития системы образования каждой из стран-участниц. Различия в стандартах обучения стран требуют решения существенных методологических проблем, среди которых можно выделить осмысление стратегий развития, обеспечение готовности педагогических и управленческих кадров к осознанному действию, выявление условий и ресурсов развития сферы образования. Процесс создания европейской системы единых образовательных циклов, академических степеней и квалификаций затрагивает все больше стран. Целью совершенствования системы образования является повышение качества и конкурентоспособности европейской высшей школы.

В Федеративной Республике Германии реформирование высшего библиотечно-информационного образования происходит на фоне ярко выраженных интеграционных процессов как внутри страны, так и за ее пределами. С одной стороны, в 1990 г. произошло объединение ФРГ с ГДР и образование единого государства, с другой, — Германия довольно успешно интегрируется в Европейское сообщество. Эти события оказали огромное влияние на многие сферы жизни: все виды учебных заведений задействованы в реализации программы стран Европейского Союза в области образования, происходит унификация стандартов образования стран-участниц, ориентированная на взаимное признание дипломов. Вузы Германии интересны своими богатейшими историческими традициями, в силу которых им удавалось играть ведущую роль в области науки и образования на протяжении более чем двух столетий, а модель университета, основанного на идеях Гумбольдта (обучение через науку), служит эталоном для университетов Европы и мира.

Влияние мировых процессов глобализации и интернационализации определяет переход на трехступенчатую систему подготовки кадров, обеспечивая при этом ее мобильность и доступность. Усиление роли информации в обществе выводит профессию библиотекаря на иной качественный уровень, и с появлением новых специальностей расширяет сферы применения профессиональных навыков. Библиотечно-информационное образование сегодня не может ограничиваться реализацией традиционных вариантов учебных программ, а должно включать элементы новаторства и творчества.

Анализ опыта немецких вузов представляется важным и интересным для исследования, поскольку некоторые задачи, которые ставятся перед высшими учебными заведениями Российской Федерации, обсуждаются и решаются также и в ФРГ. Осмысление этапов развития, анализ современного состояния и выделение перспективных тенденций высшего библиотечно-информационного образования в этой стране позволяют выявить позитивный опыт, приемлемый для использования при подготовке квалифицированных кадров в России.

Актуальность обращения к данной проблеме объясняется признанием успехов, достигнутых немецкой высшей школой в области библиотечно-информационного образования, а также тем, что она не являлась до сих пор предметом специального исследования отечественных ученых.

Вопросы библиотечно-информационного образования в России являются объектом пристального внимания библиотековедов-теоретиков ипрактиков. Известные российские специалисты уделяют этой проблеме значительное внимание (К.И. Абрамов, С. Д. Бородина, М. Г. Вохрышева, К. Геда, Н. И. Гендина, О. П. Коршунов, Г. А. Кузичкина, Т. Я. Кузнецова, Т. Ф. Лиховид, A.M. Мазурицкий, Ю. П. Мелентьева, Р. С. Мотульский, Е. А. Набатникова, М. П. Набатова, Т. А. Недашковская, И. С. Пилко, С. В. Пушкова, В. В. Скворцов, Н. А. Сляднева, Ю. Н. Столяров, Э. Р. Сукиасян, В. И. Терешин, JI.B. Трапезникова, Е. М. Ястребова и др.), проводятся научно-теоретические и практические конференции. Подготовлены комплексные диссертационные исследования в области истории и современного состояния библиотечно-информационного образования в России: К. Г. Авгонов, С. Д. Бородина, С. И. Головко, Т. А. Зайцева, А. И. Каптерев, Т. И. Ключенко, О. Н. Морева, Е. А. Панкова, Е. Ю. Соколов, В. Н. Стрельников, Е. П. Титова, А. С. Чачко.

Постоянно увеличивается количество публикаций о развитии библиотечно-информационного образования в зарубежных странах, при этом особое внимание уделяется США, где функционирует одна из наиболее успешных систем (Т.В. Даниличева, А. И. Каптерев, Э. Р. Сукиасян, О.В. Шлыкова). Зарубежный опыт также стал предметом ряда диссертационных исследований: Т. В. Даниличева (США), НЛО. Дементьева (Польша), У. Боруах (Индия), В. Гуйсян (КНР).

Отдельные вопросы немецкой системы образования рассматриваются в исследовательских работах М. И. Ивановой (развитие научно-образовательной системы Германии в едином европейском образовательном пространстве), Н. И. Мирошниченко (современное состояние и тенденции развития системы высшего образования Германии), О. Н. Олейниковой (основные тенденции развития и современное состояние профессионального образования в странах европейского союза), Г. В. Кондрашевского (современное состояние и перспективы применения новых информационных технологий в профессиональной подготовке библиотечно-информационного специалиста), Г. А. Федотовой (развитие дуальной формы среднего профессионального образования: опыт ФРГ и России), в учебных пособиях У. В. Граулих, Х. М. Дауровой.

Последнее диссертационное исследование, связанное с особенностями библиотечного образования в Германии, было проведено в 1979 году Т. А. Ждановой по теме «Проблемы развития библиотечного образования в ГДР». В исследовании автор много внимания уделяет характеристике библиотечной профессии и сравнительной характеристике систем подготовки библиотечных специалистов в Западной и Восточной Германии. В настоящее время эта работа приобрела исторический характер, освещая определенный период развития немецкой системы библиотечного образования.

Проблемами немецкого библиотечно-информационного образования в нашей стране занимается небольшое количество специалистов. Модернизация системы высшего библиотечно-информационного образования в Германии освещается в отечественной литературе, в основном, в работах общего, обзорного характера (И.В. Балкова, Т. Ф. Лиховид, Р. С. Мотульский, Е. А. Набатникова, Н.И. Семина). Отсутствуют аналитические публикации, нет новых монографических исследований.

Между тем, в немецкой профессиональной печати в последние годы возрастает число публикаций по вопросам подготовки библиотечно-информационных кадров.

Роль библиотечно-информационной профессии и библиотекаря в обществе отражены в работах Д. Аурно, X. Бак. Многие авторы акцентируют внимание на влиянии новых информационных технологий в образовательном процессе высших учебных заведений (Б. Данкерт, С. Вальц, В. Годерт, И. Коузакис, М. Лерп, А. Отто, А. Флеминг, А. Фурманн,.

К. Хазивич, М. Хауф). Рассматриваются вопросы аттестации профессиональных образовательных программ вузов, сертификации выпускников и оценки качества выпускаемых специалистов (Г. Бем-Штайдель, А. Освальд, К. Хольсте-Флиншпах), проблемы реформирования структуры библиотечно-информационного образования (Н. Байер, С. Батнер, Д. Бекх, Г. Бем-Штайдель, М. Бехт, П. Водосек, В. Йенш, Г. Лаубах, Д. Лейс, Ф.-Д. Ляйтхольд, В. Сул-Штроменгер, Д. Хиг, С. Шафер, Д. Штегдих). Значительная часть работ посвящена историческому развитию системы библиотечно-информационного образования в Германии (В. Гауе, X. Кунц, Ф. Милкау, Р. Роде, А. Фишер, Х.-В. Факс, А. Хаберман, В. Хернер, Ф.-А. Эберт). Неоднократно обращаются к теме трудоустройства и занятости выпускников немецких вузов по специальности «Библиотековедение, документоведение, информатика» М. Мюллер, С. Ридер. Они анализируют уровень подготовки и тенденции развития кадрового рынка. Вопросами непрерывного образования и повышением квалификации библиотечно-информационных работников занимаются С. Вальц, У. Винтер, М.-Т. Кирхберг-Джеки, А. Флеминг.

Неразработанность проблемы высшего библиотечно-информационного образования в ФРГ в отечественной науке, отсутствие крупных работ, обобщающих и анализирующих современное состояние образования в этой стране с учетом новых тенденций Болонского процесса, делают данное исследование актуальным.

Объект исследования — система высшего профессионального образования ФРГ.

Предмет исследования — структура, содержание и особенности развития профессиональной подготовки библиотечно-информационного специалиста в системе высшего образования ФРГ.

Цель исследования — комплексная характеристика основных направлений и тенденций развития библиотечно-информационного образования в контексте культурно-исторических, социально-экономических и политических условий развития ФРГ.

Задачи исследования:

• выделить и охарактеризовать этапы развития библиотечно-информационного образования в ФРГ, провести анализ специфики развития библиотечно-информационного образования и высших библиотечно-информационных школ в период с конца XIX века до настоящего времени;

• показать структуру системы высшего библиотечно-информационного образования как составной части существующей системы высшего профессионального образования ФРГ;

• выявить и проанализировать тенденции развития высшего библиотечно-информационного образования в ФРГ;

• раскрыть особенности образовательных программ в области высшего библиотечно-информационного образования с учетом различных уровней и региональной специфики;

• осуществить анализ немецкой системы обучения в контексте проблем высшего библиотечно-информационного образования в России, а также возможность использования положительного опыта.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XIX века по настоящее время, что обусловлено началом развития системы библиотечного образования в Германии.

Территориальные рамки работы ограничиваются Федеративной Республикой Германией, однако исследование системы информационно-библиотечного образования связывается с изучением процессов, происходящих в мире.

Методологической основой исследования явились общие философские положения, раскрывающие эволюцию профессионального образования, взаимовлияние общего, особенного и единичного в библиотечно-информационной образовательной системе, единство исторического и логического подходов в изучении социальной жизни общества. Методы исследования определяются междисциплинарным характером объекта, а также кругом обозначенных в исследовании задач. Использованы методы теоретического и эмпирического анализа публикаций с целью выявления степени разработанности проблемы, библиографический метод для выявления источников по теме. С использованием метода сравнительного анализа определялись количественные и качественные характеристики содержания образования. Метод схематизации позволил наглядно и более четко сопоставить образовательные программы в области библиотечно-информационного образования.

Источниковедческой базой послужили:

• официальные документы (законодательные акты, правительственные постановления, официальные отчеты), касающиеся высшей профессиональной школы ФРГ;

• нормативные документы, учебные планы, профессиональные образовательные программы немецких учреждений высшего библиотечного образования;

• отечественная и зарубежная научная литература по вопросам профессионального образования (на русском, немецком, английском языках).

Научная новизна исследования:

• выявлены основные характеристики и особенности становления профессионального библиотечного образования в ФРГ;

• обозначены основные типы высших учебных заведений, входящие в систему высшего библиотечно-информационного образования ФРГ;

• осуществлен анализ направлений подготовки специалистов, систем обучения, дипломов в различных землях страны в сопоставлении с российским опытом;

• определены основные тенденции развития содержания и организационных форм, методов и средств обучения в немецкой высшей школе;

• показаны особенности применения новых информационных технологий в высшей библиотечной школе, связанные со спецификой образовательной системы ФРГ;

• выявлены формы научно-исследовательской работы студентов в системе высшего библиотечно-информационного образования;

• впервые введены в отечественный научный оборот многие работы немецких исследователей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что комплексно и многоаспектно рассматривается высшее библиотечно-информационное образование ФРГ как часть общемирового образовательного пространства. Материалы исследования могут быть использованы при анализе таких фундаментальных проблем российского высшего библиотечно-информационного образования, как разработка целей, задач, содержания, технологий, методов и приемов обучения при подготовке специалистов.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что опыт развития немецкого высшего библиотечно-информационного образования может быть учтен при переходе к международным стандартам с одновременным сохранением лучших национальных традиций отечественного образования. Сопоставительный анализ образовательных программ немецких и российских вузов позволяет использовать взаимосвязь, преемственность, согласованность в построении, организации, целях, содержании, технологиях высшего библиотечно-информационного образования для совершенствования учебного процесса и научно-исследовательской деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Библиотечно-информационное образование ФРГ прошло своеобразное историческое развитие и имеет богатые исторические традиции. Оно характеризуется следующими ключевыми периодами:

• период начального становления библиотечного образования (со второй половины XIX века и до 1945 г.);

• период активного развития системы библиотечных школ (1945 — 1990 гг.);

• современный период (с 1990 года по настоящее время).

2. Формирование и реализация концепции высшего библиотечно-информационного образования в ФРГ осуществляются в рамках университетов и высших специальных школ. Профессиональные образовательные программы в них отличаются многообразием и предоставляют выпускникам неодинаковые возможности для дальнейшей деятельности.

3. Присоединение ФРГ к Болонской конвенции и создание единого образовательного пространства повлекло за собой необходимость модернизации традиционной системы высшего профессионального образования в трехступенчатую систему «бакалавр-магистр-доктор». В образовательный процесс вузов активно вводятся модульная система обучения и Единая система зачетных единиц (ECTS).

4. Специфической чертой, отличающей немецкую систему, образования является то, что научная деятельность студентов в системе библиотечно-информационного образования рассматривается немецкими педагогами как одно из эффективных средств формирования творческой личности. Она является составной частью учебного процесса с разнообразными формами и осуществляется на двух этапах (младшие и старшие курсы). Разнообразие форм научной деятельности студентов обеспечивает возрастающую гибкость, индивидуализацию и дифференциацию системы высшего образования ФРГ.

5. Среди позитивных достижений немецкого высшего библиотечно-информационного образования, представляющих интерес для российской высшей школы, наиболее значимы: многоуровневость подготовки библиотечно-информационных кадров, наличие различных форм индивидуализации обучения, широкое использование методов активации научно-познавательной деятельности.

Достоверность научных результатов обеспечивалась привлечением большого количества источников, комплексом использованных исследовательских методов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе представления его предварительных результатов на научно-творческих конференциях аспирантов и студентов Самарской государственной академии культуры и искусств (2003, 2004, 2005 гг.), Всероссийской электронной научно-практической конференции «Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона» (2005 г.), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Компьютерные технологии в науке, практике, образовании» (2004 г.), региональной научно-практической конференции «Четвертые Азаровские чтения» (2004 г.).

Личный вклад автора в разработку проблемы высшего библиотечно-информационного образования в ФРГ представлен в восьми публикациях, где раскрыты основные положения диссертации. В работах рассматриваются современные библиотечные школы, направления развития и совершенствования системы высшего образования, научная деятельность сотрудников вузов в ФРГ.

Структура и основное содержание работы подчинены логике данного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ.

1. В настоящее время в ФРГ идет активная разработка и аккредитация образовательных программ бакалавра и магистра. Доля образовательных программ дипломированного специалиста составляет всего 42%, а соотношение между бакалаврами и магистрами примерно одинаково (32% и 26% соответственно).

2. Новое с точки зрения российской практики направление обучения «Медицинская документация» активно развивается в настоящее время в ФРГ. Специфика обучения состоит в изучении одновременно нескольких отраслей — документоведение, медицина, информатика, биометрия, менеджмент.

3. Для успешной реализации профессиональных учебных программ и достижении максимального результата в вузах практикуется совокупность различных форм занятий: лекциипрактические занятия, просеминары, семинары и др., при этом наиболее часто используются семинарские занятия.

4. Основным направлением обучения и дальнейшей профессиональной подготовки становятся информационные технологии, поиск и обработка информации, управление фондами, менеджмент. Вследствие смещения акцентов изменяется и традиционное наименование образовательной программы «Библиотековедение» и появляются такие как «Библиотечной и информационный менеджмент» (Гамбург), «Библиотечный и медиа-менеджмент» (Штутгарт), «Информационный и научный менеджмент» (Дармштадт).

5. Активная разработка и внедрение в педагогическую практику современных информационных и телекоммуникационных средств, а также передовых технологий обучения влечет за собой принципиально новое информационно-технологическое обеспечения, которое содействует развитию единой образовательной среды. Важную роль в информационном обеспечении учебного процесса играет вузовская библиотека/медиатека, которая не только предоставляет информационные ресурсы и услуги, но и сама является разработчиком учебных курсов для обучения и самоподготовки пользователей. Кроме нее в информационную составляющую входят в качестве источника — локальная и глобальная сети, а в качестве ресурсов — базы данных, прикладные программные продукты, научная и учебно-методическая литература. Второй составляющей, обеспечивающей качественную подготовку специалиста в вузе, выступает технологическое обеспечение, которое реализуется на основе применения в учебном процессе современных технологий. В качестве основы для успешной реализации информационно-технологического обеспечения выступает материально-техническая база вуза, в которую включаются современные технические и коммуникационные средства.

6. Постановка и исследование проблемы вовлечения студентов в научную деятельность в системе высшего образования ФРГ обусловлены необходимостью поиска положительного опыта совершенствования качества подготовки высококвалифицированных специалистов в российской высшей школе.

7. Ученые ФРГ рассматривают научную деятельность как одно из эффективных средств формирования творческой личности, в процессе которой необходимо развивать такие качества, как самостоятельность, активность и личную ответственность, творческое мышление, гибкость мысли, способность к риску, междисциплинарность в научной работе, способность к коммуникации. Научная деятельность рассматривается как составная часть учебного процесса с разнообразными формами.

8. Организация научной деятельности студентов библиотечно-информационного профиля осуществляется в два этапа. На первом этапе (младшие курсы) участие студентов в научной деятельности начинается с овладения методикой и техникой самостоятельной работы и завершается небольшим самостоятельным научным исследованием. Активизации научной деятельности студентов способствуют вводные пропедевтические курсы на первом году обучения, обзорные проблемно-ориентированные лекции, групповые и индивидуальные консультации, просеминары и особые семинары в форме научных дискуссий, коллективные письменные работы, проведение практики в библиотечно-информационных учреждениях. Проведение первого этапа вызвано необходимостью формирования способности и готовности к самостоятельному научному труду на старших курсах.

Анализ участия студентов в научной деятельности на втором этапе (на старших курсах) показал, что основное внимание уделяется творческой отработке различных научных проблем в период подготовки к зачетным, семестровым и дипломным работам в исследовательских группах, научных кружках. Разнообразие форм научной деятельности студентов этого этапа обеспечивает возрастающую гибкость, индивидуализацию и дифференциацию системы высшего образования ФРГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для полного понимания современных проблем библиотечно-информационного образования, сложившихся в нашей стране и успешного их разрешения, необходим как всесторонний анализ и учет требований, предъявляемых обществом к современному библиотечно-информационному специалисту и его профессиональной подготовке, так и активное изучение международного опыта в этой области.

Идея создания единого европейского пространства в сфере образования, провозглашенная в Болонской декларации, является одной из самых важных. Ее цель — наметить новые направления в развитии систем высшего образования Европы. Уже сейчас наблюдается ее повсеместное влияние на национальные структуры. Сфера европейского образования ставит себе целью реализацию этой идеи, тогда важность принятых мер по интернационализации (программы обеспечения мобильности и обмена, взаимное признание зачетных единиц, устранение препятствий на пути к мобильности и другое), а также профессиональной практики будут увеличиваться.

Анализ исторических фактов становления библиотечного образования, сегодняшнего положения реформируемой системы высшего библиотечно-информационного образования в ФРГ позволит определить основные тенденции и главные направления развития. Возникновение профессионального библиотечного образования в ФРГ произошло еще в конце XIX века, но объективные исторические условия замедлили его развитие. И только после Второй мировой войны, когда крупные библиотеки потеряли не только большую часть своих фондов, но и квалифицированные кадры, возникает ситуация острого дефицита профессиональных библиотекарей, что послужило толчком к появлению новых библиотечных школ. Если до середины 40-х годов подготовкой высших кадров занимались преимущественно крупные библиотеки, то теперь эта роль стала переходить к специальным высшим школам. В 70-х годах кафедра «библиотековедения» появилась в Кельнском университете, и библиотечное образование перешло на новую ступень развития. Примерно в это же время произошло сближение информационной, документоведческой и библиотечной деятельности, что повлияло на содержательную сторону учебных планов и наименование квалификаций.

Современная система подготовки специалистов в области библиотечно-информационного дела осуществляется на трех уровнях (среднем, высоком и высшем), в зависимости от которого определяются и функции будущего специалиста, основана на 14 высших учебных заведениях различного типа в Берлине, Штутгарте, Лейпциге, Потсдаме и других городах ФРГ. По окончании обучения присваивается степеньдипломированный специалист, бакалавр, магистр в зависимости от выбранной образовательной программы.

Отсутствие образовательных стандартов позволяет немецким вузам быстрее реагировать на требования рынка и разрабатывать собственные оригинальные образовательные программы. Контроль качества образования осуществляется как вузом самостоятельно, так и со стороны внешних организаций — аттестационных комиссий по разным направлениям. Причем данная образовательная программа проверяется одновременно во всех вузах региона, что позволяет осуществить сравнительный анализ качества подготовки в различных вузах.

Особенностью построения учебного процесса в немецком вузе является большой объем обязательно-выборных и факультативных дисциплин, что позволяет в рамках одной и той же программы готовить специалистов с разными направлениями знаний.

Одним из перспективных направлений развития является дуальное образование (одновременная практическая деятельность и теоретическое обучение) для специалистов, желающих усовершенствовать свои знания и получить более высокую квалификацию.

Реформирование системы обучения повлекло за собой не только изменение наименования специальностей, учебных планов и программ обучения, но и изменения подходов к организации учебного процесса в вузах. Акцент переносится с пассивных форм обучения на активную самостоятельную работу студентов под руководством опытных преподавателей и с использованием новых информационных технологий.

В немецкой высшей школе накоплен интересный опыт реорганизации учебного процесса. На протяжении последних лет разрабатывались инновационные подходы к индивидуализации процесса обучения в высшей школе, что позволит существенно улучшить базовую научную и профессиональную подготовку будущих специалистов.

Анализ профессиональной немецкой печати показал, что процесс глобализации и интернационализации высшей школы идет быстрыми темпами.

Проанализировав современное состояние процесса обучения библиотечно-информационного специалиста в ФРГ, выделим характерные тенденции:

• гибкая организация учебного процесса;

• устойчивая ориентация на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения;

• формирование у студентов способности быстрой адаптации к новым требованиям в процессе обучения и формирование готовности и способности у специалистов к непрерывно меняющемуся процессу производства и к переподготовке;

• привлечение к самостоятельной научной деятельности всех студентов, начиная с первого курса, с помощью дифференцированной системы обучения и воспитания, применения новой организации учебы в вузе по широкому профилю обязательно-выборных и факультативных занятий;

• изменение функций преподавателя в сторону усиления функций консультанта и научного руководителя;

• осуществление подготовки специалистов с высшим образованием по двум направлениям: за счет повышения качества научно-исследовательской работы для всех студентов и при целенаправленном поощрении лучших и талантливых студентов;

• расширение участия студентов в междисциплинарной проектной деятельности;

• развитие и совершенствование разнообразных форм морального и материального поощрения лучших студентов;

• поиск и развитие новых, специфических для высшей школы ФРГ форм научной деятельности студентов, направленных на применение системы раннего обнаружения, развития и поощрения способной и талантливой молодежи.

Сформировавшаяся система образования позволяет удовлетворять потребности библиотек, органов научной информации и документации в квалифицированных кадрах с учетом различных уровней профессиональной компетентности специалистов: от помощника до руководителя библиотекаря.

Задачи, стоящие перед немецким и российским высшим библиотечно-информационным образованием, сегодня во многом идентичны. Схожая система подготовки (традиционная гуманитарная основа библиотечно-информационного образования, широкий профиль подготовки специалистов проходит в сложных социально-политических условиях развития) позволяет успешно использовать интересные наработки немецких педагогов для совершенствования подготовки специалистов в нашей стране. Однако, это возможно только на основе серьезного анализа конкретного опыта и соотнесения его с отечественными реалиями. Важно базироваться на таких исходных положительных сторонах российского высшего профессионального образования, как высокий уровень общенаучной подготовки и фундаментальный характер образования, широкий профиль специализации, а также наличие отраслевых государственных стандартов.

Творческое использование опыта ФРГ в практике российской высшей школы может быть осуществлено только на основе понимания научной деятельности как неотъемлемой формы обучения в вузе, базу которого составляют принципы единства обучения и исследования, учебных и внеучебных форм, преемственности и непрерывности учебного процесса в вузе.

Изучение и анализ опыта европейских стран является актуальной задачей, стоящей перед системой библиотечно-информационного образования, так как присоединение России к Болонской конвенции означает принятие установленных правил. Решение проблем, связанных с реализацией положений конвенции в образовательной системе конкретной страны, является актуальной задачей и привлекает многих специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ю.В. Новые требования ИФЛА к библиотечно-информационному образованию Текст. / Ю. В. Акулич // Библиотековедение. 2003. — № 2. — С. 20−22.
  2. , И. В Германию по гранту «Рудомино» Текст. / И. Балкова // Библиотека.- 1999.- № 6.- С.78−79.
  3. , Т. Руководствуясь здравым смыслом: Новые стандарты системы образования Текст. / Т. Берестова // Библиотека.- 1999.- № 7.-С.10−14.
  4. , Т.Ф. Государственный образовательный стандарт -инструмент реформирования специального библиотечного образования Текст. / Т. Ф. Берестова // Непрерывное библ. образование. 2001. — Бюл. №¾. — С.27−29.
  5. Библиотеки за рубежом: сб. Текст. / ВГБИЛ. М.: Рудомино, 1995. -Вып. 2/3.-54с.
  6. Библиотеки за рубежом: сб. Текст. / ВГБИЛ. М.: Рудомино, 2001. -200с.
  7. Библиотечное дело 2002. Библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания Текст.: Тез. докл. Седьмой междунар. науч. конф. (Москва 24−25 апр. 2002 г.) [Сост., науч. ред. — Скворцов
  8. B.В. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2002 257, XII] с. табл. — В надзаг.: М-во культуры Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т культуры и искусств (каф. библиотековедения), Центр, науч. с.-х. б-ка, Рос. гос. б-ка [и др.].
  9. Библиотечно-информационная деятельность. Специальность 52 700. Государственный образовательный стандарт, примерные программы, учебные планы Текст.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- 992 с.-(специальный издательский проект для библиотек).
  10. , С.Д. Оптимизация содержания теоретических библиотековедческих курсов Текст. / С. Д. Бородина // Науч. и техн. б-ки.- 2000.- № 9. С.32−38.- Библиогр.: с.37−38.
  11. , С.Д. Профессиональная подготовка библиотекаря: содержание библиотековедческих дисциплин Текст. / С. Д. Бородина // Библиотековедение. 2001.- № 4.- С.29−33.
  12. , С.Д. Тенденции реформирования библиотечного образования в современной социокультурной ситуации Текст. /
  13. C.Д.Бородина // Библиотечное дело 2004: всеобщая доступность информации: материалы Девятой междунар. науч. конф., Москва, 2224 апр. 2004 г. — М., 2004. — С.232−233.
  14. , О.Л. Наука и творчество: торжество двуединства Текст. / О. Л. Бугрова // Сохранение и развитие научного потенциала
  15. Приволжского федерального округа: опыт высших учебныхзаведений: сб.ст. Н. Новгород, 2002.- С. 17−25.
  16. , О.Л. Юбилейный марафон СГАКИ: К 30-летию Самар. гос. акад. культуры и искусств. [Текст] / О. Л. Бугрова // Библиогр.- 2001.-№ 6, — С.123−125.
  17. , П. Высшая школа Баден-Вюртемберг: взгляд изнутри Текст. — / П. Водосек // Библиотека.- 1997.- № 7.- С.78−79: фото.
  18. , П. На пути в Европу: интернационализация образования в ® области информационных профессий Текст. / П. Водосек //
  19. Библиотечное дело 2002: библиотечное образование и практика: поиски взаимопонимания: тез. докл. Седьмой междунар. науч. конф., Москва, 24−25 апр. 2002 г./ М-во культуры РФ- МГУКИ. М., 2002. -С.11−14.
  20. Вопросы высшего образования Текст. // Вестн. высш. шк. -1999.-№ 12.-С. 18−20.
  21. М.Г. Взаимодействие различных уровней единой системы художественного образования // Проблемы непрерывного образования / М-во культуры РФ- КГАКИ.- Казань, 2000.- С.3−5.
  22. , Е.В. Компетентный подход в библиотечно-информационном образовании Текст. / Е. В. Вохрышева, В. Н. Стрельников // Академические тетради. Вып.4: Методология библиографии: сб.науч.ст. / МК РФ, СГАКИ.- Самара: Изд-во СГАКИ, 2005.- С. 127−143.
  23. , Е.В. Медиатехнологии путь в будущее современных библиотек Текст.: Учебн.-практ. пособие / Е. В. Вохрышева, В. Н. Стрельников.-М: Либерея-Бибинформ, 2005.- 144 с.
  24. , М.Г. Современные стратегии культурологического образования Текст. / М. Г. Вохрышева. Самара: Изд-во СГАКИ, 2001. -223 с.
  25. , Б.Л. Стратегия образования на Западе на пороге XXI в. Текст. / Б. Л. Вульфсон.- М.: Изд-во УРАО, 1999.- 204 с.
  26. , Е. Кадровый потенциал библиотечной отрасли России Текст. / Е. Высоцкая // Вестник Библ. Ассамблеи Евразии: Науч. -практ. журн.- 2002, — № 3.- С.56−59.
  27. , Н. Внимание: новые специальности: Повышение квалификации. [Текст] / Н. Гендина, Г. Брагина // Библиотека.- 2002.-№ 9.- С. 69.
  28. , Н. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования Текст. / Н. Гендина.- ГПНТБ России.-М., 2003.- 30 с.
  29. , Н. Разработка системы стандартов библиотечного образования: нормативные и концептуальные основыобразовательных стандартов нового поколения Текст. / Н. Гендина //
  30. Науч. и техн. б-ки.- 2002.- № 3.- С.57−65.
  31. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Электронный ресурс.- Режимдоступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.- Загл. с экрана.
  32. , У.В. Высшая школа в ФРГ Текст. / У. В Граулих.: Учеб. пособие.- СпБ.: Изд-во СпБГТУ, 2000.- 20 с.
  33. , П. Исследование квалификационных требований к знаниямпо библиотечно-информационным наукам в мире Текст. /
  34. П. Дальтон, К. Левинсон // Науч. и техн. б-ки. 2001. — № 4 — С.64−70.
  35. Х.М. Система образования в объединенной Германии Текст. / Х. М. Даурова.- Майкоп, 2000, — 31 с.
  36. Н.Ю. Библиотечное образование в Польше: история, современное состояние, тенденция развития Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03/ Н.Ю. Дементьева- Моск. гос. ун-т культуры.- М., 1998.- 16 с. Библиогр.: 15−16 с.
  37. , Е.В. Навигаторы знания: будущее библиотечной и информационной профессий Текст. / Е. В. Деревянко // Библиотековедение. 2000. — № 2. — С.8−11.
  38. , Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта Текст.: Науч. метод, пособие/ Ю. Н. Дрешер. -М.: Либерея, 2003.-247 с.: ил. -Библиогр.: 212−247с.
  39. , С.А. Сверх рамок вузовского образования Текст. / С.А. Езова// Библиотековедение, — 1998.- № 2.- С.81−83.
  40. Т.А. Проблемы развития библиотечного образования в ГДР Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 05.25.03 / Т. А. Жданова.- М., 1979.197 с.
  41. , Т. А. Методология подготовки и проведения аттестации персонала библиотек. [Текст] /Т. А. Жданова // Науч. и техн. б-ки / ГПНТБ России.- 2001. N 2. С. 142−157.
  42. , Т.А. Библиотекарь-профессионал: какой он сегодня? Текст. / Т. А. Жданова, О. П. Федотова, Б. С. Елепов // Библиотековедение. -1994. -№ 4(6).-С. 90−97.
  43. , Т.А. Программы обучения для профессионалов Текст./ Т. А. Жданова // Науч. и техн. б-ки.- 2000. -№ 11.- С. 53−57.
  44. , Н.А. Немецкий язык: учеба и обучение в Германии Текст.: Учеб. пособие для студентов библ.-информ. фак./ Н.А. Захарьина- Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М.: МГУКиИ, 1999.-51,1.- 15 с.
  45. , Н. Образовательные технологии в системе библиотечного обслуживания Текст. / Н. Збаровская // Библиотековедение.- 2004.-№ 5.- С.23−28.- Библиогр.: с.17−18 (15 назв.).
  46. Зона Европейского высшего образования: совместное заявление европейских министров образования, Болонья Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spbu.ru/News/edusem/bol.htm. Загл. с экрана.
  47. , А.Ф. МГУКИ: от библиотечного института к университету культуры и искусств Текст. / А. Ф. Иванова // Библиогр.- 2003.- № 1.-С.9−16.
  48. , X. Исследовательское обучение важная форма подготовки молодых научных кадров Текст. / Камфаузен X. // Современная высшая школа.- 1981.- № 2.- С.43−46.
  49. , А.И. Концепция информатизации университета: Отеч. система библ. образования Текст. / А. И. Каптерев // Науч. и техн. б-ки. -2000.-№ 4.-С. 10−16.
  50. , В. Пути и перспективы развития библиотечно-информационного образования в России Текст. / В. Клапиюк // Библиогр.- 1998.-№ 5.- С.25−31.
  51. , Г. В. Современное состояние и перспективы применения новых информационных технологий в профессиональной подготовке библиотечно-информационного специалиста Текст.: дис.. канд. пед. наук: (05.25.03) / Г. В. Кондрашевский. М., 2004.-248 с.
  52. Конференция министров культуры ФРГ Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www.kmk.org/indexl.shtml.- Загл. с экрана
  53. , О.П. Библиографическое образование: to be or not to be? o библ. кадрах. [Текст] / О. П. Коршунов // Мир библиогр. 1998. — № 1. -С.96−97.
  54. , Е. Две специальности нового государственного образовательного стандарта в вузах культуры и искусства: к постановке проблемы Текст. / Е. Кудрина, Н. Гендина, Н. Колкова // Науч. и техн. б-ки.- 2004.- № 5.- С.40−46.
  55. Г. А. «Профессия библиотекаря сегодня интересна» // Самар.неделя.- 2000.- 15 апр.- С. 11.
  56. Г. А. Эволюция профессии библиографа: методологический аспект Текст. / Г. А. Кузичкина // Академические тетради. Вып. 4: Методология библиографии: сб.науч.ст. / МК РФ, СГАКИ.- Самара: Изд-во СГАКИ, 2005.- С.118−127.
  57. , Г. Стратегия и тактика образовательной подготовки информационных специалистов на факультете информационных и межкультурных коммуникаций: на примере Самар. гос. академииф культуры и искусств. Текст] / Г. Кузичкина // Развитие библиотек
  58. Самарского региона: традиции и инновации: Материалы науч. практ. конф. (Россия, Самара- дек. 2002 г.)/ М-во культуры РФ. Сам. гос. академия культуры и искусств.- Самара, 2003.- С124−132.- Библиогр.: 132 (4 назв.).
  59. , Т.М. Компьютерный ликбез: особенности обучения взрослых Текст. / Т. М. Кузьмишина // Библиогр.- 1998.- № 6.- С.8−12.
  60. , Т.М. Так как нас все-таки называть? Текст. / Т. М. Кузьмишина // Библиотека. 2001. — № 5. — С.24−25.
  61. Ф 91. Лиховид, Т. Библиотечное образование за рубежом Текст. /
  62. Т.Лиховид // Мир библиогр.- 2004.- № 5.- С.9−11.
  63. , К. Конференция это форма учебы: Повышение квалификации библ. специалистов. [Текст] / К. Мажирина, Ю. Рябова // Библиотека.- 2002.- № 12.- С.60−62.
  64. , Д.А. Немецкое библиотековедение. Библиотечная политика Обзор семинара. Москва, ВГБИЛ, 15 сентября 1995 года. [Текст] / Д. А. Майорова // Библиотеки за рубежом ВГБИЛ. М.:
  65. Рудомино, 1996. Вып. ½. — С.47−49.
  66. , О. Проблемы развития библиотечно-информационного образования Текст. / О. Мезенцева // Независимый библ. адвокат.-2003.-№ 6.- С.27−29.
  67. Министерство культуры и образования ФРГ Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www.bmbf.de. Загл. с экрана.
  68. , Н.И. Современное состояние и тенденции развития системы высшего образования Германии Текст.: Дис.. канд. пед. Наук: 13.00.01 / Н. И. Мирошниченко.- Таганрог, 2000.- 209 с.
  69. , Р.С. Библиотечное дело в странах Центральной и Западной Европы: организационно-функциональный аспект Текст. / Р. С. Мотульский Минск, 2001.- 206 с.
  70. Немецкая служба академических обменов (DAAD) Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.daad.ru.- Загл. с экрана.
  71. Обучение в вузах Германии станет платным Электронный ресурс.-Режим доступа: http:// www. campus-germany.ru.- Загл. с экрана.
  72. Отчет совета ИФЛА (1995−1997 гг.) Текст. // Науч. и техн. б-ки.-1999.-№ 5.- С.64−77.
  73. Подготовка и непрерывное образование библиотечно-информационных кадров: Библиогр. указ. Текст. / Респ. мед. библ. -информ. центр М-ва здравоохранения Респ. Татарстан- сост.: Ю. Дрешер, С. Заборовская.- Казань: Медицина, 2002.- 127 с.
  74. , Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст.: Учебное пособие.- M.:Academia, 2005,-Высшее образование.- 272 с.
  75. , В.П. Государственные стандарты библиотечно-информационного образования как зеркало наших библиотечных преобразований Текст. / В. П. Полянов // Науч. и техн. б-ки.- 2002.-№ 9.- С.5−14.
  76. , Jl.А. Дипломная работа: тамбовский вариант Текст. / Л. А. Пронина // Библиогр.- 1997, — № 3.- С.62−65.
  77. Пути и перспективы развития библиотечно-информационного образования в России Текст.: Сб. тез. докл. науч. практ. конф., 28 мая 1998 г.- М., 1998 — 117 е.: ил., 20 см.
  78. Сетевая электронная библиотека тезисов и диссертаций Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.ndltd.org.- Загл. с экрана.
  79. , Н. ИТ образование менеджеров и информатиков: проблема государственной поддержки Текст. / Н. Сляднева // Информ. ресурсы России: Науч. — практ. журн.- 2001.- Вып.7.- С.9−11.
  80. Современное библиотечно-информационное образование Текст.: Учеб. тетр. СПб.: С.-петерб. гос. акад. культуры. — 1996.- Вып.1 / МК РФ, СГАК. -1996.-127 с.
  81. , П.С. Новые библиотечные специальности Текст. / П. С. Соков, В. И. Терешин // Библиогр.- 2001.- № 5.- С.31−33.
  82. , Э. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование Текст.: Сб. статей и докладов / Э. Сукиасян.- М.^АИР-ПРЕСС, 2004.- 448 с. (специальный издательский проект для библиотек).
  83. , В. Профессиональное образование и наука Текст. / В. Терешин //Библиогр. 1998.- № 4.- С.8−11.
  84. , В.И. Библиотечно-библиографическое образование в перспективе: Очеред. совещ. общерос. учеб. метод, совета по библ. информ. образованию. Орел, 15−19 февр. 1999 г. [Текст] / В. И. Терешин // Библиогр.- 1999.- № 3.- С. 123−124.
  85. , В.И. О проблемах заочного обучения: Науч. конф. «Высшее библ. образование без отрыва от производства: история, состояние, тенденции развития», 26 окт. 1997 г., Москва, МГУК. [Текст] / В. Терешин // Библиотековедение.- 1998.- № 2.- С. 119−120.
  86. , Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования (опыт ФРГ и России) Текст.: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03/ Г. А. Федотова- Моск. гос. ун-т. культуры и искусств. -М., 2002.-16 с. Библиогр.: 16с.
  87. Центр развития высшей школы ФРГ Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.che.de.- Загл. с экрана.
  88. , О. Немного мультимедиа в профессиональном образовании Текст. / О. Шлыкова // Библиотека.- 1998.-№ 4.-С.55−57.
  89. , Ю.Я. Школа для подготовки библиотекарей в Германии (Ледевиг и Гофман) Текст. / Ю. Я. Эйгер // Красный библиотекарь.-1924.-№ 10−11.- С.130−139.
  90. Aktenvermerk (Protokoll) des Kultusministeriums vom 12.8.1948 tiber die Besprechung am 9.8.1948 Universitatsarchiv Koln Der Text.- Zugang 9, Nr. 544.- S. 40 f.
  91. Anderthalb Jahre Ausbildung zum Fachangestellten fur Medien- und Informationsdienste Der Text. // Buch u. Bibl. 2000. — Jg. 52, N 2. — S. 137 — 140,142.
  92. Anordnung zur Regelung der Ausbildung von Bibliothekshelfen, Bibliothekaren und wissenschaftlichen Bibliothekaren Der Text. // Zeitschrift fur Bibliothekswessen.- 1954.- № 11/12.- S.435−437.
  93. Ausbildung Der Text. // Buch u. bibl. 1998. — Jg. 50, N 8. — S. 486 — 529.
  94. Ausbildungs- und Prufungsordnung fur die Laufbahn des hoheren Bibliotheksdienstes im Lande Nordrhein-Westfalen vom 28.2.1977 Der Text. // Gabl. KM/MWF NW. S. 148. Mitteilungsblatt NW N.F. 27 (1977) .-S. 299−308.
  95. Ausbildungs- und Prufungsordnung fur die wissenschaftlichen Bibliotheksdienstes vom 18.08.1938 Der Text. // Zeischrift fur Bibliothekswessen.- 1938.-№ 5.- S. 613−621.
  96. Baden-Wurttemberg: Neue Medienhochschule nimmt Gestalt an Der Text. // Bibliotheksdienst. 2000. — Jg. 34, N 4. — S. 627 — 629.
  97. Beck, C.H. Handbuch der deutschen Bildungsgeschichte. Band VI. 1945 bis Gegenwart. Teil 1. Verlag Der Text. / C.H.Beck, C.Fuhr.- Munchen, 1998.429 S.
  98. Behm-Steidel, G. Bibliothekarische Fern- und Weiterbildung weltweit Der Text. / G. Behm-Steidel, B. Jedwabski // Bibliothekdienst.- 1997, — Jg.31, № 10.- S/1927−1930.
  99. Behm-Steidel, G. Qualitatsorientierung in der Ausbildung: Fachbereich Informations- und Kommunikationswesen Hannover sertifiziert Der Text. / G. Behm-Steidel // Bibliotheksdienst. 2002. — Jg. 36, N 2. — S. 198 — 199.
  100. Bildung und Wissenschaft Der Text.- Bonn, 1996.- № 5.- S.40−49.
  101. Bildung und Wissenschaft Der Text.- Bonn, 1998, — № 1.- S.10−15.
  102. Boeckh, D. Alles Master oder was? Der Text. / D. Boeckh, N. Beier, C. Schafer // Bibliotheksdienst. — 2002. — Jg. 36, N 7. — S. 845 — 851.
  103. Boehm-Leitzbach, M. Offentlichkeitsarbeit fur ein heuest Bild des bibliothekarischen Berufes in der Gesellschaft Der Text. / M. Boehm-Leitzbach, C. Chmielus // Bibliothekdienst.- 1996.- Jg. 30, № 3. S. 429 435.
  104. Bohme, H.-J. Ziele und Aufgabenstellungen des Hochschulwesens Der Text. /Н.-J. Bohme // Das Hochschulwesen.- 1985, — № 9.- S.250−256.
  105. Biichnen-Uhder, W. Wenn das Studium beginnt Der Text. ./ W. Buchnen-Uhder. Berlin: Staatsverlag der DDR, 1987.- 160 S.
  106. Buck, H. Das hessische Modell fur die kiinftige Ausbildung des hoheren Bibliotheksdienst Der Text. / H. Buck // Z. fur Bibliothekswesen u. Bibliogr. 2001. — Jg. 48, N 2. — S. 111 — 114.
  107. Buck-Bechler, G. Zur Forderung des individuellen Leistungsvermogens der Studenten.- Berlin, 1988.- 57 S.
  108. Bundesgesetzblatt Der Text.- 1999.- № 1.- S. 706−710.
  109. Burgerengagement und Bibliothek. Stellungnahme des VBNW Der Text. // Prolibris. 2000. — N 3. — S. 162- 164.
  110. Busse, M. Essential management techniques for the technology-based special library Der Text. / M. Busse // Bibliotheksdienst. 1998. — Jg. 32, N 10.-S. 1758- 1765.
  111. Buttner, S. Reformierungsaspekte des bibliotheks- und informationswissenschaftlichen Studiums Der Text. / S. Buttner // Bibliotheksdienst. 1999. — Jg. 33, N 12. — S. 2073 — 2077.
  112. Capurro, R. Wissensmanagement in Theorie und Praxis Der Text. / R. Capurro // Bibl. Forschung u. Praxis. 1998. — Jg. 22, N 3. — S. 346 — 355. -Bibliogr.: S. 355.
  113. Chmielus, C. Perspektiven der Ausbildung in den Informationsberufen Der Text. / C. Chmielus // Bibliothekdienst.- 1996.- Jg.30, № 11.-S.1877−1887.
  114. Courzakis, I. Online-Workshops: Eine neue Art des Lernens und Lehrens Der Text. / I. Courzakis, A. Fuhrmann // Bibliotheksdienst. 2001. — Jg. 35, N 9. — S. 1177- 1179.
  115. Czudnochwski-Pelz, S. Learning by Doing. Vom Studiengang Bibliotheks- und Informationsmanagement Der Text. / S. Czudnochwski-Pelz // Bibliotheksdienst.- 1997.- Jg.31, № 7, — S. 1268−1281.-Bibliogr.:1271−1281
  116. Dankert, B. Von Gutenberg bis Internet neue Wege bibliothekarischer Ausbildung Der Text. / B. Dankert // Kvt. figyelo. — 1998. — T. 8, Kulonszam. — Old. 206 — 216.
  117. Dannenberg, D. Der schlaue Det Der Text. / D. Dannenberg // Buch u. Bibl.- 1999, — Jg.51, № 1.- S.44−48.
  118. Das Hochschulwesen der DDR: Ein Uberblick Der Text. / Leiter des Autorenkollektivs H.: Jurg. Schulz.- Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1980.- 259 S.
  119. Das Studieren lehren: Ratschlage fur Arbeit der Lehrkrafte mit Studenten des ersten Studienjahres (Direktstudium) Der Text.- Berlin, 1978.- 117 S.
  120. Depping, R. Bildungscontrolling als Instrument der Personalentwicklung in Bibliotheken Der Text. / R. Depping // Prolibris. 1999. — N 3. — S. 162 — 166.
  121. Der Bibliothekar und seine Leute Der Text. / F. Milkau // Handbuch der Bibliothekswissenschaft. Bd.2.- Leipzig, 1933.- S.635−716.
  122. Deutsche Angestellten-Akademie Marburg. Schule Medizinische Dokumentation Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://home.t-online.de/home/DAA-MR.mdschule/homepagl.htm .- Загл. с экрана.
  123. Deutschland Der Text.- 1996.- № 2.- S.10.
  124. Didszun, P. Weder Wissenschaftler noch Verwaltungsbeamter Der Text. / P. Didszun // Bibliothekdienst.- 1998.- Jg.32., № 8, — S.1352−1361.-Bibliogr.: S. 1360−1361.
  125. Die berufliche Situation der Fachhochschul-Absolventinnen in den bibliothekarischen Studiengangen Der Text. // Bibliotheklnfo.- Berlin.-1997.- Jg.7, № 4.- S. 200−204.
  126. Ebert, F.A. Die Bildung des Bibliothekars Der Text. / F.A.Ebert.-Leipzig: Harrasowitz, 1958.- 68 S.
  127. Empfehlendes fachbibliographisches Verzeichnis zur Ausbildung von-Bibliotheksfacharbeitern Auswahlverzeichnis Erarb. von Udo Germer u. Irene Naumann Berlin Der Text. .- Zentralist. fur Bibliothekswesen .1987−81 е.- Указ.: с. 61−81.
  128. Empfehlungen zur digitalen Informationsversorgung durch Wissenschaftliche Bibliotheken Der Text. Koln: Wissenschaftsrat, 2001.
  129. ErlaB betreffend die Befahigung zum wissenschaftlichen Bibliotheksdienst bei der Koniglichen Bibliothek zu Berlin und den Koniglichen Universitatsbibliotheken (13. Januar 1912) Der Text. // Bibliothekswesen.- 29(1912). S. 75−78.
  130. Fachhochschule Darmstadt Fachbereich Informations- und Wissenmanagement Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.iuw.fh-darmstadt.de, — Загл. с экрана.
  131. Fachhochschule flier Angewandte Wisseschaften Hamburg. Fachbereich Bibliothek und Information Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.bui.haw-hamburg.de.- Загл. с экрана.
  132. Fachhochschule Hannover. Fachbereich Informations- und Kommunikationswesen Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.ik.fh-hannover.de/ik/de.- Загл. с экрана.
  133. Fachhochschule Koln: Neuer Master-Zusatzstudiengang «Bibliotheks- und Informationswissenschaft Der Text. // Bibliotheksdienst. 2000. — Jg. 34, N 12. — S. 2045 — 2046.
  134. Fachhochschule Potsdam. Fachbereich Informationswissenschaften (A-B-D) Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.fh-potsdam.de/~ABD/abdhome.htm .- Загл. с экрана.
  135. Fachhochschule Stuttgart Hochschule der Medien Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.iuk.hdm-stuttgart.de.- Загл. с экрана.
  136. Fischer, A. Das Bildungssystem der DDR Entwicklung, Umbruch und Neugestaltung seit 1989 Der Text. / A.Fischer.- Darmstadt: Wiss Buchges, 1992.- 173 S.
  137. Flemming, A. Erfahrungen mit Inhouse Fortbildung in den Stadtischen Bibliotheken Dresden Der Text. / A. Flemming // Bibliotheksdienst. -1998. — Jg. 32, N 12. — S. 2077 — 2082.
  138. Fortbildung im Verein Deutscher Bibliothekare Der Text. // Bibliotesdienst.- 1997.- Jg.31, № 1.- S. 179−183.
  139. Fouric, I. Librarians and claning of new roles: how can we dry to make a difference? Text. / I. Fouric // Aslib proceedings.- 2004.- Vol.56, № 1.-P.62−74.
  140. Frankenstein, E. Fortbildungs-Adressbuch: Bibliothek. Information. Dokumentation Der Text. [Red.: Edeltraud Frankenstein], 3., uberarb. Aufl. — Berlin // Bibliothekdienst. (DBI), 1994 — 88 c.
  141. Fucks, H.-W. Bildungssystem sei der Wende. Dokumente zum Umbau des ostdeutschen Bildungssystem (1989 1994) Der Text. / H.-W. Fucks, R. Reuter Lutz // Leshe+Budrich.- Opladen, 1995.- 442 S.
  142. Fucks, H.-W. Bildungssystem und Wissenschaft seit der Wende. Zur Transformation des ostdeutschen Bildungssystems Der Text. / H.-W.Fucks.- Leshe+Udrick, Opladen, 1997.- 323 S.
  143. Gaus, W. Berufe im Archiv-, Bibliotheks-, Informations- und Dokumentationswesen Der Text. / Wilhelm Gaus. 2. erw. Aufl.- Berlin etc.: Springer-Verl., Cop. 1992 — 309c.
  144. Geeb, F. Fortbildungsangebote auf einen Blick Der Text. / F. Geeb, U. KrauB-Leichert // BuB. 2005. — Jg. 57, N 6. — S. 440 — 443.
  145. Gesetz zur Eingliederung der Fachhochschule fur Bibliotheks- und Dokumentationswesen in Koln als Fachbereich in die Fachhochschule Koln (FHBD-G) vom 7. Marz 1995 Der Text. // GVB1. NW S. 192. Mitteilungsblatt NW N.F. 45 (1995).- S. 199−201
  146. Godert, W. Surfen, Suchen, Finden Der Text. / W. Godert // Buch u. Bibl. 1998. — Jg. 50, N 5. — S. 320 — 325.
  147. , A., «Brauchst du einen Arbeitsmann, schlaff dir einen Lehrling an»? Der Text. / A. Graf, J. Kostorz, A. Schmidt // Buch u. Bibl.- 1998.- Jg.50, № 10/11.- S.656−658.
  148. Guidelines for professional library/information educational programs Text. // Inform, development.- 2001.- Vol.17, № 4.- P.269−271.
  149. Habermann, A. Lexikon deutscher wissenschaftlicher Bibliothekare 19 251 980 Der Text. / A.Habermann. Frankfort a. M, 1985.
  150. Halle, A. Wissenschafiliche Publikationskultur und Hochschulverlage Der Text. / A. Halle // Z. fur Bibliothekswesen u. Bibliogr. 2003.-Jg.50, № 5.- S.243−244, 246−248, 250. — Bibliogr.: S 250.- Рез.:англ.
  151. Handbuch der Bibliothekswissenschaft Der Text. Bd. 1. — Leipzig: Harrassowitz, 1931. — S.7.
  152. Harbo, O. The new act regarding the Royal school of library and information science Der Text. / O. Harbo // Scand. publ. libr. quart.-1998.- Vol. 31, № 1.- P.22−24.
  153. Harbo, O. Towards a Danish LIS university Der Text. / O. Harbo // J. of documentation.- 2000.- Vol. 56, № 1.- P. 5−11.- Bibliogr.: p. 10−11.
  154. Hasiewicz, C. Bibweb: an Internet training course for public libraries Text. / C. Hasiewicz // Electronic libr.- 2000.- Vol. 18, № 4.- P. 266−268.
  155. Hauff, M. Lerner online Der Text. / M. Hauff, C. Hasiewicz // Buch u. Bibl. 2000. — Jg. 52, N 10/11. — S. 676 — 678.
  156. Heeg, J. Die Ausbildung fur den hoheren Bibliotheksdienst in Deutschland Der Text. / J. Heeg // Z. fur Bibliothekswesen u. Bibliogr. -2001.-Jg. 48, N 2. S. 70−76.
  157. Hessen: Neuordnung der bibliothekarischen Ausbildung Der Text.// Bibliotheksdienst. 2000. — Jg. 34, N 7/8. — S. 1298 — 1299.
  158. Hochschule fur Technik, Wirtschaft und Kultur Leipzig. Fachbereich Buch- und Museum Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.htwk-leipzig.de/bum/index.html.- Загл. с экрана.
  159. Hoenscheid, J. Die Ausbildung des hoheren Bibliotheksdienstes im Lande Nordrhein-Westfalen Der Text. / J. Hoenscheid // De officio bibliothecarii. Festschrift Hans Limburg. Koln 1998.- S. 53−60.
  160. Hollmann, B. Bericht tiber eine Furungskrafiteschulung in der Universitatsbibliothek Bielefeld Der Text. / B. Hollmann // Prolibris. -2000.-N3.-S. 136−137.
  161. Holste-Flinspach, K. Die Einschatzung der Ausbildung fur die mittlere berufliche Ebene im Bibliothekswesen durch Berufsangehorige Der Text. / K. Holste-Flinspach // Bibliotheksdienst. 2002. — Jg. 36, N 8/9. — S. 1047 — 1057.
  162. Holste-Flinspach, К. Fachangestellte fur Medien- und Informationsdienste Der Text. / K. Holste-Flinspach 11 Bibl.: Forshung u. Praxis.- 1998.-Jg.22, № 3.- S.313−324.-Bibliogr.: S.324.
  163. Holste-Flinspach, K. Zersplitterung der Berufsbilder aufgehoben Der Text. / K. Holste-Flinspach // Buch u. bibl. 1998. — Jg. 50, N 6/7. — S. 434 — 437. — Bibliogr.: S. 437.
  164. Horner, Wolfgang. Bildung und Wissenschaft in der BRD. Ausgangslage und Reform bis Mitte Der Text., 1990, — Bonn, 1994, — 225 S.
  165. Huesmann, A.-M. Internet und Intranet fur Bibliotheken Der Text. / A.M. Huesmann // Bibliotheksdienst. 1999. — Jg. 33, N 7. — S. 1080 — 1082.
  166. Huesmann, A.-M. Qualitatssicherung in der bibliothekarischen Fortbildung Der Text. / A.-M. Huesmann // Bibliotheksdienst. 1999. -Jg. 33, N 5. — S. 748−759.
  167. Humboldt Universitat zu Berlin. Institut fur Bibliothekswissenschaft Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.ib.hu-berlin.de .-Загл. с экрана.
  168. Humboldt-Universitat Berlin: Postgraduales Fernstudium «Bibliothekswissenschaft» Der Text. // Bibliotheksdienst. 2002. — Jg. 36, N 3. — S. 346−347.
  169. Internationalizing library and information science degree programs -II.Text. / K. Cveljo // Inform, outlook.- 1997.- Vol.1, № 10.- P.34−38. -Bibliogr.: p.38.
  170. Jansch, W. Aktuelle Stand bei der Ausbildung von wissenschaftlichen Bibliothekaren Der Text. / W. Jansch, H.U. Kamke // Z. fur Bibliothekswesen u. Bibliogr. 2001. — Jg. 48, N 2. — S. 106 — 110: tabl.
  171. Jansch, W. Bibliothekarische Ausbildung im Umbruch Der Text. / W. Jansch // Bibliotheksdienst. 2000. — Jg. 34, N 6. — S. 980 — 990.
  172. Jansch, W. Das Bibliothekswissenschaftliche Fernstudium an der Humboldt-Universitat zu Berlin Der Text. / W. Jansch // Bibliotesdienst.-1997.- Jg.31, № 3.- S.390−401.
  173. Jansch, W. Erstmalig akademische Grade «Wissenschaftliche Bibliothekarin’V «Wissenschaftliche Bibliothekar» verliehen Der Text. / W. Jansch // Bibliotheksdienst. 1997.- Jg.31, № 12.- S.2263−2267.
  174. Jansch, W. Institut fur Bibliothekswissenschaft der Humboldt-Universitat zu Berlin Der Text. / W. Jansch // Bibliotesdienst.- 1997.- Jg.31, № 7,-S.1284−1284.
  175. Jansch, W. Mediengestutzten Fernstudium Der Text. / W. Jansh, S. Buttner// Humboldt Spektrum.- 2001.- Heft 1, 8.Jahrgang.- C.60−64.
  176. Jansch, W. Postgradualer Studiengang der Bibliothekswissenschaft an der
  177. Humboldt-Universitat zu Berlin nun im Routinenbetrieb Der Text. / W. Jansch // Bibliotheksdienst. 2000. — Jg. 34, N 4. — S. 547 — 553.
  178. Jochum, U. Die Situation des hoheren Dienstes Der Text. / U. Jochum // Bibliotheksdienst. 1998. — Jg. 32, N 2. — S. 241 — 247. — Bibliogr.: S. 246 -247.
  179. Jochum, U., Oehling H. Die das falsche Steckenpferd reiten Der Text. / U. Jochum // Bibliothekdienst.- 1998.- Jg.32, № 5.- S. 241−247.- Bibliogr.: S.857−865.
  180. Jung, R. Die Westdeutsche Buchereischule in Koln 1946 bis 1949. Der Text. / R. Jung // Biicher fur die Wissenschaft. Festschrift G. Gattermann.- Muenchen, 1994.- S. 179−194.
  181. King, M. New staff? Catch them and keep them Holmes glen Institute of TAFE library’s induction program Text. / M. King, F. Pattinson // Austral, libr. j. — 1997.- Vol.46, № 2.- P.195−198.
  182. Kinnell, M. From autonomy to systems: education for the information and library professions 1986−1999 Der Text. / M. Kinnell // J. of documentation.- 2000.- Vol. 56, № 4.- P.399−411.- Bibliogr.: p.409−411.
  183. Kirchberg-Jeske, M.-T., Westermann M. Auf dem Laufenden bleiben -funf Jahre Interne Fortbildung in der Universitatsbibliothek Essen Der Text. / M.-T.Kirchberg-Jeske, M. Westermann // Prolibris. 2003. — Jg. 8, N2.-S. 102- 104.
  184. Kisilowska, M. Instructive travel: comparing Polish and Western European systems of teaching library and information sciences Text. / M. Kisilowska // New libr.world.- 2000.- Vol.101, № 1154.- P.66−70.
  185. Klappler, A. Tatsachen liber Deutschland Der Text. / A.KIappler.-Frankfurt a.M., 1999.-512 S.
  186. Koblitz, J. Die Stellung der Bibliothekswissenschaft und der Informations-/ Dokumentationswissenschaft in der Informationswissenschaft Der Text. / J. Koblitz // Bibliothekwesen.-83(1969).-S. 719−720.
  187. Kratz, G. Moskau: Russisch-deutsches Zentrum fur Bibliothekswissenschaft eroffnet Der Text. / G. Kratz // Bibliothekdienst.-2001.- Jg.35, № 9.- S. l 169−1170.
  188. KrauB-Leichert, U. Agenda 2010 fur Dipl.-Bibl. und Magister Der Text. / U. KrauB-Leichert // BuB. 2004. — Jg. 56, N 4. — S. 302 — 304.
  189. Kunze, H. Grundzuge der Bibliothekslehre Der Text. / H. Kunze: Aufl.3.-Leipzig, 1966.- 529 S.
  190. Kunze, H. Zehn Jahre Institut fur Bibliothekswissenschaft den Humboldt-Universitat zu Berlin Der Text. / H. Kunze // Zeitschrift fur Bibliothekswessen.- 1965.-№ 79.- S.641−660.
  191. Laubach, G. Informationsspezialisten: internationaler KongreB der HBI Stuttgart Der Text. / G. Laubach // Bibliotekdienst.- 1996.- Jg. 30, № 2,-S.304−308.
  192. Lavagnino, M.B. Incorporating social information into the curriculum for library and information science professionals Text. / M.B. Lavagnino // Libri.- 1998.- Vol. 48, № 1.- P.13−25.- Bibliogr.: p.24−25.
  193. Leiss, J. Die kiinftige Ausbildung des hoheren Bibliotheksdienstes an der Bayerischen Bibliotheksschule in Mtinchen Der Text. / J. Leiss // Z. fur Bibliothekswesen u. Bibliogr. 2001. — Jg. 48, N 2. — S. 118 — 123.
  194. Leitner, E. Grundlagen der Hochschulbildung Der Text. / E. Leitner, K. Ulbricht, E. von Trostenburg, K.Zillober.- Frankfurt-am-Main.- 1984,34 S.
  195. Leonard, J. F. Wissenvermittlung im Wandel Vermittelberufe im Umbruch Der Text. / J. F. Leonard // Z. fur Bibliothekswesen u. Bibliogr. — 2001. — Jg. 48, N 2.-S. 77−84.
  196. , M. «Vision Kommunikation — Innovation» Der Text. / M. Lerp, A. Otto // Bibliotheksdienst. — 2000. — Jg. 34, N 7/8. — S. 1150 — 1158.
  197. Lewin, K. Hochschulabsolventen des Studienjahres 1974/75 in der Arbeitswelt bis 1979: Studienreform zwischen Disziplin- und Arbeitsmarktorientierung Der Text. / K.Lewin.- Berlin.- 1980.
  198. Library practicum 101 Text. // Inform, outlook.- 2002.- Vol.6, № 9.-P.36−38, 40−42.
  199. Linder, L. Hochschule der Medien stellte erstmals Struktur- und Entwicklungsplanung vor Der Text. /L.Linder // HdM Aktuell.- 2000.-№ 2.- P.7−8.
  200. Lohse, G. Zehn Jahre Koelner Ausbildung Der Text. / G. Lohse // Z. fur Bibliothekswesen u. Bibliogr.- 1959.- № 6.- S. 130−133.
  201. Mattes, B. Forderung von Beststudenten ein hoher gesellschaftlicher Anspruch Der Text. / B. Mattes, J. Panzram, B. Steinhardt // Das Hochschullwesen.- 1977, — № 5.- S. l 14−117.
  202. Milkau F. Der Bibliothekar und seine Leute // Handbuch der bibliotekswissenschaft. Bd.2.- Leipzig, 1933.- S.635−716.
  203. Milkau, F. Bibliothekswissenschaft als Universitatsdisziplin Der Text. / F. Milkau // Minerva-Zeitschrift .- 2(927). S. 27−31.
  204. Motulewski, M. Science-fiction und Internet Der Text. / M. Motulewski // Buch u. Bibl.- 1998.- Jg.50, № 3.- S.168−172.
  205. Motulskij, R.S. Das Bibliothekswesen und die bibliotekarische Ausbildung in der Republik Belarus Der Text. / R.S. Motulskij // Bibl.: Forschung u. Praxis.- 1998.- Jg.22., № 2.- S. 192−199:ill.
  206. Mtihle, W. Leitung und Planung von Bibliotheken in der DDR. Teil I: Grundzuge und Aufgaben der Arbeitsorganisation in Bibliotheken. 2, tiberarb. Aufl. Lehrbrif Der Text. / W. Mtihle.- Berlin: Humb.-Univ., 197.- 102 s.
  207. Neuer Ausbildungsberuf in Bibliotheken Der Text. // Prolibris. 1998. -N2.-S. 121 — 123.
  208. Oberdieck, K.D. Mit der gymnasialen Oberstufe in die Universitatsbibliothek?! Der Text. / K.D. Oberdieck // Bibliotheksdienst. 1999.-Jg. 33, N5.-S. 771 -776.
  209. Oehlig, H. Wissenschafilicher Bibliothekar 2000 quo vadus? Der Text. / H. Oehlig // Bibliothekdienst.- 1998.- Jg.32, № 2.- S. 247−254.
  210. One-Person Librarians. Fragebogen zur Selbstanalyse Teil 2 Der Text. //Bibliotheksdienst. — 1998.-Jg. 32, N 2. — S. 291 — 295.
  211. Osswald, A. Das Zusatzstudium «Bibliotheks- und Informationswissenschafi» Der Text. / A. Osswald // Z. fur Bibliothekswesen u. Bibliogr. 2001. — Jg. 48, N2. — S. 115 — 117.
  212. Osswald, A. Fachhochschule Koln Fachbereich Bibliotheks- und Informationswesen Der Text. / A. Osswald // Bibliothekdienst.- 1998.-Jg.32, № 12.- S.2082−2086.
  213. Osswald, A. Qualifizierung von wissenschaftlichen Mitarbeitern im Bibliotheks-und Infomationsbereich Der Text. / A. Osswald, W. Godert // Bibliotheksdienst. 1998. — Jg. 32, N 2. — S. 255 — 262.
  214. Positionen und Perspektiven der Ausbildung fur den hoheren Bibliotheksdienst. Positionspapier der Arbeitsgruppe Bibliotheken Der Text. // Bibliotheksdienst. 2004. — Jg. 38, N 2. — S. 182 — 200.
  215. Positionspapier zu einer verwaltungsexternen Ausbildung Wissenschaftlicher Bibliothekare Der Text. //Bibliotheksdienst. 1999. -Jg. 33, N 5. — S. 761 -770.
  216. Reisser, M. Der Dipl. Bibl. wird abgewickelt Der Text. / M. Reisser // Buch u. Bibl. — 2000. — Jg. 52, N 8. — S. 539 — 540.
  217. Ridder, C. Berufliche Situation der Absolventinnen der bibliothekarischen Studiengange Der Text. / C. Ridder, M. Muller // Bibliotheksdienst. -2001.-Jg. 35, N l.-S. 19−27.
  218. Rittberg, M. CERTIDoc Europaweite Zertifizierung von Informationsspezialisten Der Text. / M. Rittberg // Bibliotheksdienst. -2004. — Jg. 38, N 2. — S. 201 — 204.
  219. Roosendaal, Hans E. Eine neue Wertschopfungskette fur den Markt der wissenschaftlichen Information? Der Text. / Hans E. Roosendaal, Peter A.T.M.Geurts, Paul E. Vet // Bibliothek .- 2002.- Nr.2, C. 149−153.
  220. Roth-Plettenberg, V. Qualifiziert fur das neue Jahrtausend-Forderungen an die Aus-, Fort- und Weiterbildung Der Text. / V. Roth-Plettenberg, R. Blechscmidt // Bibliotheksdienst. 2000. — Jg. 34, N 7/8. — S. 1163 -1167.
  221. Schaper, C. Notwendige Eigeninitiative Der Text. / C. Schaper, H. Bohrmann, L. Schon // Bibliotheksdienst. 2000. — Jg. 34, N 9. — S. 1490 — 1493.
  222. , W. «Fachreferat 2000» Der Text. / W. Schibel // Bibliothekdienst.- 1998.-Jg.32, № 6.- S. 1040−1047.
  223. Schmolling, R. In Spanien unterwegs nach Europa Der Text. / R. Schmolling// Bibliothekdienst.- 2002.- Jg.36, № 2.- S. 141−149.
  224. Schrettinger M. Handbuch der Bibliothekswissenschaft.- Wien, 1834.243 S.
  225. Seefeldt, J. Portals to the past and to the future libraries in Germany Der Text. / J.Seefeldt. — Hildesheim etc.: Olms, 2003. — 112 p.
  226. SET Bulletin / IFLA .- Jerusalem, 2000.- Электронный ресурс-Режим доступа: http://www.ifla.org/VII/s23/bulletin/voll-2.html.- Загл. с экрана.
  227. Sjomina Natalia. Neuer Partner der HBI in RuBland Staatliche Akademie fur Kultur und Kunste Samara // HBI Aktuell.- 1997.- № 1.-S.13.
  228. Sonderdruck zu den Verfligungen und Mitteilungen des Ministeriums fur Hoch- und Fachschulwesen: Verbindliche Positionen der Ingenieur- und Okonomenbildung Der Text.- Berlin. 1986.- 21 S.
  229. Stadtbucherei Stuttgart. Deutsches Institut fur Erwachsenenbildung: Projekt EFIL Der Text. // Bibliotheksdienst. 2000. — Jg. 34, N 4. — S. 643 -645.
  230. Staeglich, D. Die Beendigung der verwaltungsinternen Ausbildung fuer den hoheren Bibliotheksdienst in Nordrhein-Westfalen Der Text. / D. Staeglich // Bibliotheken flihren und entwickeln.- Miinchen, 2002.- S. 239−249.
  231. Statistisches Bundesamt Deutschlands Die elektronische Ressource.-Режим доступа: http://www.destatis.de/dhome.html.- Загл. с экрана.
  232. Steinhauer, Е. Neue Richtlinie fur die Ausbildung der wissenschaftlichen Bibliothekare im Freistaat Thuringen Der Text. / E. Steinhauer // Bibliotheksdienst.- 2004.- Jg.38, № 12.- S.1581−1590.
  233. Steinhauer, E.W. Die Ausbildung der Wissenschaftlichen Bibliothekare und das Laufbahnrecht Der Text. / E.W. Steinhauer // Bibliotheksdienst. 2005. — Jg. 39, N 5. — S. — 654 — 673.
  234. Studieren via Funknetz: Notebook-Universities verandern den Studiengang Der Text. // Postscript. Magazin fur DAAD Alumni.-№l.(Mai).- 2003.- S.17.
  235. Stummeyer, S. Grenzbereiche der Assistententatigkeit. Assistenten in der Auskunft und Information: Ergebnisse einer Umfrage Der Text. / S. Stummeyer // Buch u. Bibl. 1999. — Jg. 51, N 4. — S. 230 — 234.
  236. Stuttgart: HdM verabschiedet zum ersten Mai Absolventen in Berufswelt Der Text. // Bibliotheksdienst. 2002. — Jg. 36, N 4. — S. 495 — 497.
  237. Siihl-Strohmenger, W. «Informations- und Medienkompetenz» in den neuen Bachelor-Studiengangen an der Universitat Freburg Der Text. / W. Suhl-Strohmenger, M. Becht, F.J.Leithold // Bibliothekdienst.- 2002.-Jg.36, № 2.- S.150−159.
  238. Thesen zur Vorbereitung der wissenschaftlich-methodischen Konferenz der Geschichtswissenschafiten (23./24.3.1984 in Leipzig) Der Text.-Wissenschaftlicher Beirat fur Geschichtswissenschafiten beim MHF, 1983.- November.- 12 S.
  239. Ulrich, P. S. PubliCA: Schulungsprogramm an der Zentral- und Landesbibliothek Berlin Der Text. / P. S. Ulrich // Bibliotheksdienst. -2000.-Jg. 34, N 4.-S. 615−617.
  240. Universitat Giessen. Schule Medizinische Dokumentation Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.uniklinikum-giefien.de/meddoc/info.html.- Загл. с экрана.
  241. Universitat Hildesheim. Fachbereich Informations- und Kommunikationswissenschaften Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.fb3.uni-hildesheim.de .- Загл. с экрана.
  242. Universitat Marburg. Archivschule Die elektronische Ressource.-Режим доступа: http://www.archivschule.de.- Загл. с экрана.
  243. Universitat Ulm. Akademie fur Medizinische Berufe. Schule fur Medizinische Dokumentation Die elektronische Ressource.- Режим доступа: http://www.uni-ulm.de/klinik/akademie/medizinische dokumentation.html. Загл. с экрана.
  244. Vodosek, P. Der Umgang mit geraubten Kulturgut: ein Thema fur die bibliothekarische Ausbildung? Ergebnisse einer Umfrage Der Text. / P. Vodosek//Bibliotheksdienst.- 2004.- Jg.38,№ll.- S.1493−1503.
  245. Vodosek, P. Hochschullandschaft im Umbruch. Neue Studienstrukturen im Fachhochschulbereich Der Text. / P. Vodosek // Buch u. Bibl. 1999. -Jg. 51, N4.-S. 245−247.
  246. Vodosek, P. Stuttgart: Von der Hochschule fur Bibliothekswesen zur Hochschule der Medien Der Text. / P. Vodosek // Bibliotheksdienst. -2001.-Jg. 35, N 6.-S. 750−751.
  247. Vorlaufige Ausbildungs- und Priifungsordnung flir den wissenschaftlichen Bibliotheksdienst in der sowjetischen Besatzungszone Der Text.-Zeitschrift fur Bibliothekswesen.- 1947/61.- № 3−4/- S. 135−141.
  248. Walz, S. Bibliothekarische Fortbildung online Interaktion mit Menschen im Netz Der Text. / S. Walz // Bibliotheksdienst. — 2001. — Jg. 35, N 5. -S. 559- 561.
  249. Wefers, S. Thesen zur Zukunft des Fachreferenten Der Text. / S. Wefers // Bibliothekdienst.- 1998.- Jg.32, № 5.- S. 865−870.
  250. Weigand, N. Wie sehen heute die Berufsaussichten fur Bibliothekare aus, wie verandert sich das Berufsbild und kummert sich jemand um diese Fragen? Der Text. / N. Weigand // Bibliotheksdienst. 2004. — Jg. 38, N 10. — S.1239- 1245.
  251. Winter, U. Fortbildungsforum auf dem Bibliothekartag 1999 in Freiburg Der Text. / U. Winter // Bibliotheksdienst. 1999. — Jg. 33, N 8. — S. 1253 — 1255.
  252. Wissenschaflt online. Elektronisches Publizieren in Bibl. u. Hochsch. Hrsg. von Beate Troger Der Text.- Frankfurt a. M.: Klostermann, Cop., 2000 430 с.ил.ф 312. Zukunfit der wissenschafltlichen und technischen Information in
  253. Deutschland: Schlussbericht / Arthur D. Little im Aufltrag des Bundesministeriums fur Bildung und Forschung Der Text. Berlin: BMBF, 2002.
  254. Zur Grundung und Entwicklung s. Klompen, Wilma: Das Bibliothekar-Lehrinstitut des Landes Nordrhein-Westfalen Der Text. // Bibliothekarische Ausbildung in Theorie und Praxis.- Koeln 1975.- S. 131.
Заполнить форму текущей работой