Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие системы библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим фактором оптимизации системы библиотечноинформационного образования Республики Мордовия является развитие в ней интеграционных процессов, сущность которых определяется организационным и содержательным единством, преемственностью, непрерывностью и взаимосвязью всех звеньев образовательной цепи. В связи с тем, что интеграционный процесс представлен сложной структурой, при исследовании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
    • 1. 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
    • 1. 2. ЭВОЛЮЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
    • 2. 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ
    • 2. 2. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УРОВНЕЙ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 3. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Становление и развитие системы библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Социально-экономические преобразования, протекающие в последнее время в России, оказали заметное влияние на все стороны общественной жизни, в том числе на сферу профессионального образования. В условиях формирования единого образовательного пространства ярче проявляется необходимость научного обоснования стратегии подготовки библиотечных специалистов в полиэтнических регионах. Обновление методов, принципов, содержания профессионального образования требуют повышенного внимания к изучению этих процессов.

Информатизация общества, переход к принципиально новым технологиям все в большей степени усиливают социальную роль библиотекарейпрофессионалов как трансляторов человеческого знания. Именно библиотечные специалисты по сущности своей профессиональной деятельности призваны влиять на рост знаний специалистов других отраслей производства и социальной сферы, формировать и обогащать их информационную базу. Эффективность воздействия библиотекарей на другие сферы общественной жизни во многом обусловлена уровнем и качеством их профессионального образования.

В этом ракурсе несомненный интерес представляют история и современное состояние библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия. Как показало проведенное нами исследование состояния библиотечных кадров республики, только 10% библиотечных специалистов имеют высшее, и 59% - среднее профессиональное образование. Именно эта категория работающих библиотекарей (69%) наиболее активна и плодотворна в своей отрасли, что нельзя сказать об оставшейся части (31%) работников публичных библиотек.

Проблема подготовки библиотечных специалистов в республике остается острой и нуждается в совершенствовании. Ориентация образовательных структур на максимальное удовлетворение потребностей личности, ее стремление к непрерывному образованию привели к диверсификации системы библиотечно-информационного образования и, как следствие, к созданию образовательных учреждений нового типа, в частности, многоуровневых образовательных учреждений.

Развитие многоуровневого образования и ступенчатой подготовки кадров обострило проблему содержания программ высшего профессионального образования (ВПО), получаемого на базе среднего профессионального образования (СПО). При реализации требований Государственных образовательных стандартов ВПО и СПО нового поколения возникает объективная потребность в проектировании новой системы библиотечно-информационного образования. Сущность данной системы определяется организационным и содержательным единством, преемственностью и взаимосвязью всех звеньев образовательной цепи.

Проблемы преемственности содержания разных уровней профессионального образования рассматриваются не впервые. Они исследованы в работах известных ученых: Е. И. Борисовой (50), Н. И. Гендиной (68),.

И.А.Ивашовой (102), А. И. Каптерева (114), А. В. Соколова (192). Тем не менее, специфика интеграционных процессов в многоуровневых библиотечно-информационных образовательных системах, в том числе и Республики Мордовия, исследована пока недостаточно. Ограничиваясь рамками настоящего исследования библиотечно-информационного образования, можно констатировать наличие в данной системе ряда противоречий: между объективной необходимостью многоуровневой подготовки библиотечно-информационных специалистов и отсутствием четкого механизма ее реализации;

— между формальной возможностью получения ВПО по сокращенной форме для выпускников со средним профессиональным образованием и отсутствием нормативных документов, обеспечивающих преемственность в содержании образовательных программ разных уровней;

— между квалификационными требованиями к специалистам и отсутствием критериев оценки качества образования на каждой ступени обучения;

— между потребностью создания целостной библиотечной индустрии региона и неразработанностью принципов функционирования региональных образовательных систем, направленных на структурно-организационные связи в образовательном пространстве России.

Именно эти обстоятельства побудили нас к исследованию данной проблемы.

ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Процесс формирования и развития библиотечного образования в Российской Федерации находится в центре внимания многих ученых. Теоретической основой данного диссертационного исследования стал анализ опубликованных отечественных и зарубежных документов в области библиотековедения, информатики, педагогики, /< социологии и других наук. Наибольшее влияние на позицию диссертанта оказали публикации библиотековедов: К. И. Абрамова (28), А. Н. Ванеева (54), Н. И. Гендиной (68), И. А. Ивашовой (102), JI.B. Казанцевой (107), А. И. Каптерева (114), Е. ПТитовой (206), А. С. Чачко (212) — специалистов в области информатики: Т. И. Ключенко (128), А. В. Соколова (192), Я. Л. Шрайберга (226) — педагогов, исследовавших теорию интеграции: А. Я. Данилкжа (77), И. Д. Зверева (95), Н. Т. Костюка (137). ^ С целью выявления широкого спектра мнений о состоянии библиотечного образования в зарубежных странах были активно привлечены работы следующих ученых: Л. Вич (58), Т. А. Ждановой (90), Т. А. Недашковской (161), А. А. Новиковой (163), Н. Олейниковой (165), В. Шлыковой (224) и др.

В результате ретроспективного анализа выявленных публикаций их можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа представлена учеными, занимавшими ключевые позиции в р, области библиотековедения в начале XX в. Это Ю. В. Григорьев, Л. Б. Хавкина,.

А.А.Покровский и их преемники: К. И. Абрамов (28), Н. С. Карташов (119), Ю. Н. Столяров (196).

Вторую группу библиотековедов-исследователей представляют К. Л. Воронько (62), Л. В. Казанцева (107), которые первыми в 60−70-е годы XX в. ш изучили процессы становления среднего профессионального образования.

Исследователи третьей группы (Н.Е.Андреева (35), Н. И. Гендина (68), А. И. Каптерев (114), А. В. Соколов (192), В. И. Терешин (204), Е. П. Титова (206)), посвятили свои исследования высшему профессиональному библиотечному образованию, базируясь на системном подходе к формированию модели библиотечного специалиста, способного активно включаться в созидательно-преобразовательные процессы по формированию инфраструктуры социума. Особо в этом ряду следует выделить исследования А. И. Каптерева и А. В. Соколова, посвященные проблемам профессионализации современного библиотечного специалиста.

Так, А. И. Каптерев (114) рассматривает модульный подход к формированию профессиональной квалификационной структуры библиотечных кадров. Он отмечает, что основной тенденцией, определяющей будущую деятельность библиотекаря-специалиста, будет усиление и расширение диверсификации информационной деятельности, развертывание более широкого образовательного поля с многовариантной направленностью. Профессионализация рассматривается автором как важный элемент непрерывного многоуровневого образовательного процесса. А. И. Каптерев выдвигает в качестве одной из важных проблем проблему усиления преемственности среднего и высшего библиотечного образования.

Проблемы преемственности содержания разных уровней профессионального образования исследованы также в работах известных ученых: Е. И. Борисовой (50), Н. И. Гендиной (68), И. А. Ивашовой (102), А. В .Соколова (192). А. В. Соколов в своем исследовании обращает особое внимание на содержание образования, которое, по его мнению, должно быть двухуровневым. Этот подход разделяют ученые И. А. Ивашова и Н. И. Гендина.

К четвертой группе исследователей отнесены ученые, посвятившие свои труды проблемам профессионального образования в национальных регионах. История становления и развития среднего профессионального образования в национальных регионах рассматривается в работах Л. И. Аттаевой (Кабардино-Балкария) (38), М. А. Василенко (Адыгея) (56), З. Р. Валеевой (Татарстан) (53), Н. В. Горюнова (Мордовия) (75). В частности, среднему библиотечному профессиональному образованию посвящено исследование К. Г. Авгонова (Таджикистан) (30).

В конце 90-х г. XX в. в профессиональном образовании все более настойчиво и последовательно изучается проблема развития региональных систем образования. Наиболее серьезный вклад в разработку регионализации профессионального образования внесли П. Ф. Анисимов (37), Р. З. Богоудинова (47), С. Д. Бородина (51), О. Н. Морева (157), И. Л. Наумченко (160).

В работах О. Н. Моревой и С. Д. Бородиной обоснована значимость формирования региональных библиотечных образовательных систем, хотя их подходы к разработке концепции регионализации библиотечного образования значительно отличаются. Перспективу библиотечного образования О. И. Морева связывает с региональными потребностями в специалистах. Главной идеей ее теории является рациональная организация производства кадров и, в связи с этим, использование разных методик по определению в регионе потребности в специалистах. В исследовании С. Д. Бородиной обоснована комплексность регионального компонента, включающая содержание и организационную структуру.

Об интеграции всех уровней и ступеней в единое образовательное пространство в Мордовии в середине 90-х годов XX в. писали И. Л. Наумченко (160), Н. П. Макаркин (147), А. И. Сухарев (148). В конце 90-х годов они обосновывают концепцию университетского научно-исследовательского и учебно-производственного комплекса.

Однако проблемы интеграционных процессов в библиотечном образовании Республики Мордовия до настоящего времени не исследовались. Общим методологическим проблемам образовательной интеграции посвящены монографии А. Я. Данилюка (77), И. Д. Зверева (95), Б. М. Кедрова (122), Н. Т. Костюка (137). Авторы предлагают исследовать интеграцию с помощью понятий «цементация», «фундаментация», «стержнезация». Такой подход для нашего исследования очень важен, поскольку он позволяет уточнить и смоделировать перспективы развития библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия, подойти к разработке более современной системы профессионального библиотечного образования, основанной на интеграционных процессах.

Таким образом, ОБЪЕКТОМ данного исследования выступает система библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является процесс формирования многоуровневой системы библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в научном обосновании процесса формирования многоуровневой системы библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия и определении механизма его реализации.

В качестве ГИПОТЕЗЫ настоящего исследования выдвинуто предположение о том, что формирование многоуровневой системы библиотечно-информационного образования будет результативным только при условии развития в образовательном пространстве интеграционных процессов (взаимодействия, преемственности, последовательности и непрерывности).

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

— выявить на основе анализа архивных материалов и научной литературы основные тенденции развития библиотечно-информационного образования;

— исследовать характер взаимосвязей библиотечно-информационного образования с библиотечной практикой, определить методологические подходы к разработке теоретико-прикладной модели специалиста;

— обосновать структуру многоуровневой системы библиотечно-информационного образования в республике;

— определить основные принципы развития библиотечно-информационной образовательной системы в образовательном пространстве Мордовии, России в целом.

БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились:

1) Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку библиотечно-информационных специалистов для Республики Мордовия.

2) Система государственных библиотек республики, определяющая потребность в специалистах.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились общие философские положения, раскрывающие эволюцию профессионального образования в республике, взаимовлияние общего, особенного и единичного в библиотечно-информационной образовательной системе, единство исторического и логического подходов в изучении явлений социальной жизни.

Теоретическую основу работы составили исследования разных научных школ Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерова, Казани, Орла, которые помогли сформулировать общую методологию настоящего исследования, определить i структурный подход к проблеме.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ были определены междисциплинарным * характером объекта, а также кругом обозначенных в исследовании задач. В качестве основного библиотековедческого метода применялся контент-анализ документальных потоков. Из арсенала педагогических методов использовался метод моделирования образованияиз социологических — анкетирование, интервьюированиеиз философских — метод системного анализа. Системный анализ позволил нам рассматривать проблемы библиотечного образования на трех уровнях: микроуровне (в учебных заведениях), мезоуровне (в условиях республики, региона), макроуровне (в рамках российской государственной образовательной политики).

Используя метод сравнительного анализа, нам удалось определить количественные и качественные характеристики содержания образования и уровень потребности библиотек Республики Мордовия в специалистах.

Библиотечное образование республики нельзя рассматривать изолированно от общества. Нами определены корреляционные связи в развитии системы, что позволило проследить, как изменения в одном элементе системы приводят к изменениям в другом. Методы корреляции помогли нам осуществить прогноз изменения образовательной ситуации.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Использованные при работе над диссертацией материалы можно разделить на 4 группы.

Первую группу источников составляют законодательные документы, регламентирующие деятельность, развитие и реформирование профессионального библиотечного образования в России и Республике Мордовия. Это Конституции Российской Федерации и Республики Мордовия (134), Закон Российской Федерации «Об образовании» и Закон Республики Мордовия «Об образовании в Республике Мордовия» (93), а также «Программа развития СПО России на 2000 — 2005 годы» (175), «Программа развития образования Республики Мордовия на 2002 — 2006 годы» (174), Законы Российской Федерации и Республики Мордовия «О библиотечном деле» (41).

Во вторую группу источников вошли архивные материалы по истории вопроса, которые включены в научный оборот впервые. В Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГА РМ) нами были обследованы фонды: Р-464 — Министерства просвещения МАССР, Р-1122 -Министерства культуры МАССР.

Третью группу составляют публикации о развитии профессионального образования в Российской Федерации и Республике Мордовия. Среди них периодические издания «Специалист», «Библиотека», «Библиотековедение», научно-методический журнал регионального учебного округа при Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева «Интеграция образования» и др.

К четвертой группе относятся документы и материалы, непосредственно характеризующие работу библиотек и образовательных учреждений (планы, отчеты), изучение которых позволило проследить процесс становления и развития библиотек и библиотечного образования в Мордовии и определить факторы, влияющие на процессы, происходящие в профессиональном образовании.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в следующем:

1 .Впервые обобщен процесс становления и развития библиотечно-информационного образования Республики Мордовия и научно обоснован механизм формирования многоуровневой системы профессионального образования;

2. Определены этапы в развитии библиотечно-информационного образования, повлекшие за собой изменение организационных структур образования и их внутреннего содержания. Доказано, что в каждом из обозначенных этапов есть свои показатели роста;

3. Выявлены мотивационно-ценностные компоненты интеграционных процессов, способствующие эффективному функционированию библиотечно-информационной образовательной системы:

— взаимодействие профессионального образования с социально-культурной средой и практикой;

— преемственность образовательных уровней внутри образовательной системы;

— последовательность в расширении и укреплении образовательных связей в едином образовательном пространстве России.

4. Предложена и научно обоснована структура теоретико-прикладной модели специалиста, представляющая собой результат взаимодействия профессиональной деятельности и образования, СПО и ВПО.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования обусловлена необходимостью решения накопившихся проблем в области библиотечно-информационного образования Республики Мордовия. Реализация научного материала диссертации позволит построить современную, достаточно мобильную как с точки зрения содержания, так и внешней организации, систему библиотечного образования в регионе.

В исследовании не просто обосновываются реальные условия существования такой системы, но и раскрываются механизмы их реализации. Предлагаемая структура модели библиотечного специалиста может быть легко адаптирована и к другим системам профессионального образования. Эмпирический материал исследования, представленный в графическом и табличном вариантах, может быть использован при разработке сквозных учебных планов, а также в преподавании различных специальных курсах.

ДОСТОВЕРНОСТЬ научных результатов обеспечивалась привлечением обширных литературных и архивных материалов, комплексом использованных исследовательских методов, а также частичным внедрением полученных результатов в практику.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования осуществлялась на заседаниях кафедры библиотековедения КазГУКИ, научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава университета (2000, 2002,2003 гг.) — на международных, всероссийских, региональных конференциях в Москве, Саранске (2001, 2002, 2003 it.) по проблемам библиотечно-информационного образования. Материалы исследования были широко представлены на конференции, круглых столах в КГУКИ в рамках Федеральной программы «Культура России».

Основные положения диссертации в виде статей нашли отражение в ряде журналов и сборников: «Интеграция образования», «Профессиональное образование» (1998), «Современные проблемы образовательного процесса учреждений СПО культуры и искусства» (2001), «Социально-культурная деятельность как объект социального и исторического познания» (2002), «Интеграционные процессы в системе единого культурно-образовательного пространства региона» (2003), «Культура народов Мордовии: традиции, современность» (2003), «Культурологическое образование нового тысячелетия» (2003). Частичное внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе экспериментальной работы по подготовке библиотечных специалистов в системе СПО — ВПО в соответствии с договорами между Мордовским республиканским колледжем культуры и искусств, Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева и Казанским государственным университетом культуры и искусств.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Первый этап (1997 — 2000 гг.) — изучение материалов и документов по проблеме, обоснование необходимости преобразований в системе библиотечной подготовки специалистов, выдвижение рабочих гипотез.

Второй этап (2000 — 2001 гт.) — расширение опытно-экспериментальной работы, вовлечение в режим поиска других образовательных учреждений и баз библиотечной практики. Разработка экспериментальных учебных планов «ссуз-вуз» и апробация образовательных проектов.

Третий этап (2001 — 2004 гг.) — углубление исследовательской работы. Завершение первого и второго этапов эксперимента по ряду направлений, обработка статистических и эмпирических данных, их обобщение и выработка рекомендаций.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ исследования охватывают период с 1930 года, времени становления библиотечного образования в республике, по 2004 год.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ РАМКИ работы ограничиваются Республикой Мордовия, однако исследование системы библиотечного образования в республике увязывается с изучением процессов, происходящих в регионе Среднего Поволжья и стране в целом.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Система многоуровневого библиотечно-информационного образования Республики Мордовия представляет собой эффективно действующий в современных условиях социальный механизм со специфическим набором интеграционных принципов в его развитии.

2. Модель специалиста есть результат взаимодействия профессиональной деятельности и образования, а также является основным элементом развивающейся многоуровневой системы профессионального образования.

3. Принципы регионализации, системности, непрерывности, интеграции с обязательной дифференциацией, партнерства составляют базу построения образовательного пространства Республики Мордовии и направлены на развитие структурно-организационных связей в образовательном пространстве России.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ подчинены логике диссертационного исследования, Основное содержание диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка сокращений, списка использованных источников (229 назв.), 20 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выработанные в диссертации концептуальные подходы нацелены на поиск адаптации системы библиотечно-информационного образования в современной социально-культурной среде. В этой связи в работе разработана и предложена к использованию технология рациональной организации системы библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия.

Система библиотечно-информационного образования представлена как эффективно действующий в современных условиях социальный механизм со специфическим набором интеграционных принципов. Она оформлена под государственные текущие задачи и перспективные цели и определена важной составной частью целостной системы библиотечно-информационного образования в образовательном пространстве России.

Важнейшим фактором оптимизации системы библиотечноинформационного образования Республики Мордовия является развитие в ней интеграционных процессов, сущность которых определяется организационным и содержательным единством, преемственностью, непрерывностью и взаимосвязью всех звеньев образовательной цепи. В связи с тем, что интеграционный процесс представлен сложной структурой, при исследовании стержневых свойств интеграционной структуры были выделены три главных аспекта: взаимосвязь образования и практики, преемственность образовательных уровней СПО и ВПОпоследовательность в укреплении связей в едином образовательном пространстве. Такой подход позволил выявить необходимые условия и факторы, оказывающие влияние на этот процесс, и тем самым наметить механизмы решения проблемы. Роль и значение интеграционных процессов как базовой ценности будут возрастать и станут необходимым элементом развивающегося образования.

Процесс развития библиотечного образования в Республике Мордовия представлен с позиций целостности, как закономерный итог длительного развития, имеет свою логику, форму и внутрисистемные связи. Исследование показало, что, являясь частью единой образовательной системы Российской Федерации, библиотечное образование республики имеет немало общего с другими регионами. Опираясь на критерии исторического развития, качественного совершенства и логической целостности, были обозначены этапы становления развития библиотечного образования в РМ, повлекшие за собой изменение организационной структуры и его внутреннего содержания. На первом этапе (1930;1960 гг.) определились функции библиотечных работников, цели и задачи профессионального обучения. Второй этап (19 601 990 г. г.) характеризуется усложнением функций и началом профильности образования. Третий этап (1990 г. по настоящее время) обозначен усилением интеграционных процессов в многоуровневой библиотечно-информационной системе образования и ее региональным построением.

Документы показывают, что каждый этап в системе образования характеризовался определенным уровнем разработанности содержания образования. Изменение задач, содержания и форм обучения дают основание говорить об эволюции образовательных процессов.

В ходе исследования доказано, что важным условием интеграции библиотечно-информационного образования является его взаимодействие с практикой. Именно профессиональная деятельность формирует модель библиотеки, предопределяет стратегию ее дальнейшего развития. Без учета качественных изменений, происходящих в сфере профессиональной деятельности, нельзя говорить о задачах, стоящих перед ее образованием. Подробно рассмотренный в работе метод моделирования профессиональной компетентности предполагает его применение в целях упорядочения внутрисистемной регуляции и координации, уточнения и перераспределения полномочий субъектов, упреждения несоответствия, совершенствования механизма информационно-образовательной деятельности. Модель специалиста не может оставаться инвариантной в условиях меняющегося общества. Ценность предлагаемой модели специалиста заключается в ее мобильности, универсальности, позволяющей адаптировать ее и к другим сферам. Модель специалиста выводит на новый алгоритм существования библиотечно-информационного образования, так как представляет собой необходимую базу профессиональных качеств, адекватно увязанных с содержанием образования и направленных на преемственность уровней СПО-ВПО.5).

Библиотечное образование как институт производства специалистов в республике наиболее продуктивно может развиваться, если образовательные учреждения будут представлять собой многоуровневую, многокомпонентную структуру подготовки библиотечно-информационных специалистов (школа-СПО-ВПО-ДПО), а содержание образования в данной структуре будет выстраиваться с последующим приращением и углублением. Определяя данную многоуровневую структуру, мы базировались на важных для республики принципах: общности задач СПО и ВПО, устранения дублирования в содержании обучения, повышения практической направленности обучения через введение образовательных программ СПО в образовательные программы ВПО.

Создание многоуровневой структуры образовательных учреждений делает крайне актуальной задачу согласования Государственных образовательных стандартов СПО и ВПО. Результаты исследования показали, что такие интегрирующие факторы, как последовательность, преемственность, и взаимодействие, в полной мере могут формироваться только при наличии (сквозных) Государственных образовательных стандартов (СПО-ВПО), разработанных на новой методологической, преемственной основе.

Средством адаптации специалистов в постоянно меняющихся условиях жизни является непрерывное образование, сопровождающее весь период активной жизнедеятельности специалиста. В этом контексте особую значимость приобретают региональные системы библиотечного образования.

Необходимость создания целостной образовательной библиотечной индустрии региона потребовало определения принципов ее построения: регионализации, системности, сочетания интеграции с обязательной дифференциацией, непрерывности, национального обогащения регионального компонента и социального партнерства.

Итак, основополагающими принципами развития системы библиотечно-информационного образования в Республике Мордовия являются многофункциональность, многопрофильность, многоуровневость и непрерывность образования. Процесс создания современной системы библиотечно-информационного образования как нового единства в образовательном пространстве предполагает три уровня влияния на интеграционную систему: российского, регионального и местного Обеспечение высокого уровня целостности библиотечно-информационной системы образования возможно через усиление таких мотивационно-ценностных компонентов интеграционных процессов, как последовательность, преемственность и взаимодействие.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования подтверждают правомерность поставленной цели и выдвинутой гипотезы. Положения, выносимые на защиту, нашли свое должное обоснование. Выявленный и проанализированный материал о библиотечно-информационном образовании РМ может быть использован как научная база при разработке Программы развития библиотечного образования республики в рамках государственной политики, направленной на модернизацию образования.

Определив ключевые направления стратегии развития библиотечно-информационного образования республики, проведенное исследование обозначило другой, более высокий, уровень методологических проблем в области разработки сквозных образовательных программ в многоуровневом обучении, которые остались за пределами нашего исследования, и в решении которых заложен успех развития библиотечно-информационного образования каждого национального региона и государства в целом.

Автор выражает благодарность за помощь при работе над диссертацией всем сотрудникам кафедры библиотечно-информационной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусства, О. А. Калегиной, научному руководителю кандидату педагогических наук, профессору, Р. З. Богоудиновой и Т. И. Ключенко, докторам педагогических наук, профессорам Казанского государственного университета культуры и искусств, а также А. И. Сухареву, доктору философских наук, профессору, директору научно-исследовательского института регионологии МГУ им. Н. П. Огарева Республики Мордовия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архивные материалы
  2. Центральный государственный архив республики Мордовия
  3. К.И. История библиотечного дела в СССР: Учебник для библиотечных фак-тов ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Книга, 1980. — 352с.
  4. К.И. Нужна ли коренная ломка сложившихся стереотипов // Сов. библиотековедение. 1991. — № 2. — С.З.
  5. К.Г. Проблемы совершенствования библиотечного образования на примере учебных заведений Республики Таждикистан: Автореф. дис.. к-та пед. наук. Душанбе, 1999. — 21с.
  6. В.А. Будущим библиотекарям о профессиональной этике // Сов. библиотековедение. 1989. — № 4. — С.50−52.
  7. Г. Профессиональная этика библиотекаря: Учеб. пособие.2.е изд. испр. и доп. — М., 2000. 112 с.
  8. О. В сфере профобразования назрела необходимость реформы // Известия Мордовии. 2001. — 18 дек. — С.З.
  9. Т.М. Становление и развитие системы педагогического образования в Башкирии: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. Уфа, 1997. — 23 с.
  10. Н.М. Что положить в основу подготовки специалистов высшей квалификации // Сов. библиотековедение. 1988. — № 4. — С.26−30.
  11. П.Ф. Формирование региональных систем среднего профессионального образования: Монография /Под ред. д-ра экон. наук, проф. В. М. Зуева. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 217с.
  12. Л.И. Развитие региональной образовательной системы Кабардино Балкарской республики РФ (90-е гг.): Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. — М., 1999. — 26 с.
  13. М. Модернизация библиотечного дела. Манифест.// Как привлечь внебюджетные средства, чтобы стать фандрайзером: Принципы и практика развития библиотеки: Пер. с англ. М.: ОГИ, 2000.- 272с.
  14. Е.В. Инновационные методы обучения в непрерывномпрофессиональном образовании: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. 1. Саратов, 2000. 26с.
  15. Библиотека и закон: Справочник: Документы, комментарии, консультации. Юридические советы на каждый день/ Ред.-сост.: А. В .Кукушкин, Л. В. Фирсова. М.: Либерия, 1996. — 384с.
  16. Библиотечно-библиографическое информационное образование // Библиотечное дело и проблемы информатизации общества: Тез. докл. Междунар. науч. конф. (Москва, 27−28 апр. 1999 г.). М., 1999. — 4.2. — С.59−146.
  17. Библиотечное дело, информационные системы и образование: Материалы респ. науч.- практ. конф. (Саранск, 26 дек. 2001 г.). Саранск: 2002. — 82с.
  18. Н.Н., Стефаненко Н. Г. Контент- анализ. М.: Изд-во МГУ, 1992.-62с.
  19. Р.З. Интеграционные процессы профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы. Казань, 1997. -94с.
  20. Р.З. Региональная программа развития непрерывнойпрофессиональной подготовки кадров социокультурной сферы// Инновации впрофессиональном образовании: Мат-лы науч.- практ. конф. Казань, 1997.136 152с.
  21. Р.З. Региональная система профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы в современных условиях: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1996. — 33с.
  22. Р.З., Юсупов P.P. Формирование единого культурно-образовательного пространства региона: проблемы и решения. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2002. — 140с.
  23. Е.И. Среднее библиотечное образование в России: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. С. Петербург, 1993. — 26с.
  24. С.Д. Региональный компонент подготовки специалистов библиотечно-информационной сферы: Автореф. дис. к-та пед. наук: 05.25.03. Казань, 2000. — 18с. 59.
  25. Н.П. Университетские комплексы: опыт, проблемы формирования // Интеграция образования. 2001. — № 4. — С. 18−30.
  26. З.Р. Состояние и основные тенденции развития среднего профессионального образования в Республике Татарстан: Автореф. дис.. к-тапед. наук: 13.00.01.-Казань, 2001.-22с.
  27. А.Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. М.: Книга, 1980.- 232с.
  28. М.А. Система профессионального образования Республики Адыгея: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2000. — 22с.
  29. О.Н. Совершенствование системы довузовской подготовки абитуриентов в условиях модернизации высшего профессионального образования: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.08. Тольятти, 2000. -21с.
  30. Вич T.JI. Дистанционное обучение в библиотечно-информационном образовании США // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов: Тез. докл. Всерос. науч. конф. (Москва, 5−7 дек. 2000 г.). М., 2000. — С.63.
  31. А.Я. Вузовская библиотека молодые специалисты //Проблемы развития национальной культуры народов Поволжья: Тез. докл. науч. конф. (Казань, 9 февр. 1994 г.). — Казань, 1994. — С.203−204.
  32. А.Я. Проблемы совершенствования системы повышения квалификации библиотечных кадров села: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03.- М., 1973.-38с.
  33. АЛ. Реформа библиотечного образования: плюсы и минусы // Культура и общество: Тезисы науч.-практ. конф. Кемерово, 1995.- С.15−19.
  34. K.JI. Проблемы совершенствования функциональнойподготовки кадров средней квалификации для ЦБ: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.2503. Д., 1977. — 16с.
  35. В.М. Информационные потребности специалистов -энергетиков: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. Казань, 2000. — 16с.
  36. Н.В. Подготовка библиотечных специалистов в системе «Колледж-Институт» // Библиотекарь. 1994. — № 2. — С.86−91.
  37. А.В. Библиотеки и их роль в развитии национальной культуры // Проблемы развития национальной культуры. Казань, 1994. -С.190.
  38. А.В. Библиотечное строительство в Татарской АССР в 1917 -1941 г.: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. Казань, 1984. — 35с.
  39. Н.И. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования // Науч. и техн. б-ки. 2000. — № 4. — С. 20−28.
  40. Н.И. Нужна система образовательных стандартов // Библиогр. -2001. № 2. — С.25−33.
  41. Е. Куда движется Россия? Роль библиотек в трансформации139государства // Библиотека. 2000. — № 8. — С.6−10.
  42. С.И. Профессиональная подготовка специалистов библиотечной отрасли в системе непрерывного образования. Автореф. дис.. к-та. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2002. — 28с.
  43. Гончаров A. J1. Теоретическо-методологические основы изучения профессионального библиотечного общения. Автореф. дис. к-та пед. наук: 05.25.03.- СПб., 1998.-20с.
  44. И.И., Дулатова А. Н. Проблемы подготовки специалистов для сельских библиотек //Сов. библиотековедение. 1989. — № 1. — С.63−70.
  45. Н.В. История становления и развития среднего профессионального образования в Мордовии: Автореф. дис.. к-та ист. наук: 07.00.02. Саранск, 2001. — 32с.
  46. Гук А. Г. Дистанционное и заочное образование на современном этапе // Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов: Тез. докл. Всерос. науч. конф. (Москва, 5−7 дек. 2000 г.). -М., 2000.- С. 61−62.
  47. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов на Дону, 2000. -С.232.
  48. М. Библиотечное обслуживание. Новая реальность: Лекции. -М., 2000.-48с.
  49. В.М. Реформа среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. 2000. — № 5. — С.2−3.
  50. С.К., Ротманова С. Б. Уточнить квалификацию выпускника140библиотечного факультета // Сов. блиотековедение. 1990.-№ 3. — С.40−43.
  51. Э. Надо быть библиотекарем, чтобы не платить штраф за превышение скорости // Науч. и техн. библиотеки. -2002.- № 10. С.101−103.
  52. Диагностика состояния социокультурного образовательного потенциала региона Среднего Поволжья / Сост. Р. З. Богоудинова. Казань: Изд-во Казан, гос. ун-та, 2002.-164 с.
  53. Ю.Н. Педагогические основы профессиональной подготовки библиотерапевтов: Дис.. д-ра пед. наук: 05.25.03 / Казан, гос. ун-т. -Казань, 2000. 201с.
  54. Ю.Н. Повышение квалификации библиотечных кадров за рубежем // Науч. и техн. б-ки. 1996. — № 9. — С.38−49.
  55. Н.В. Проектное развитие библиотек. М.: Елена, 2000.- 96с.
  56. Н.В. Стратегия развития тренинг-центров. М.: Елена, 1999.64с.
  57. Н.В. Факторы стабилизации библиотеки как социокультурного института в условиях переходного периода: Дис.. канд. пед. наук: 05.25.03.- М., 1996.-160с.
  58. Т.А. Проблемы развития библиотечного образования в ГДР.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1979. 24с.
  59. С.В. Библиотечно-библиографическое обслуживание специалистов в условиях междисциплинарного взаимодействия: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 05.25.03. Казань, 2000. — 16с.
  60. Е.А., Соколов А. В. На путях научного познания библиотечной профессии // Сов. библиотековедение. 1990. — № 4.- С.60−67.
  61. Закон Республики Мордовия «Об образовании». Саранск, 1993. — 43с.
  62. Т. Где живет библиотечная наука // Библиотекарь. 1999.- № 9. -С.29.
  63. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.-С. 14.
  64. А.И., Шрайберг Я. Л. Электронные библиотеки: Учеб. пособие для студентов ун-тов и вузов культуры и искусств. М., 2001. — 72с.
  65. В.Д. О многоуровневой системе подготовке специалистов (из опыта работы Саранского кооперативного института потребительской кооперации) // Интеграция образования. 2001. — № 4. — С.93−95.
  66. Л.А., Киричек П. Н. Социальное партнерство: новый модус бытия. Саранск, 2002. — 196 с.
  67. И.А. Образовательные системы и проблемы библиотечно-информационного образования// Перспективы непрерывного образования библиотекарей и информационных специалистов: Тез. докл. Всерос. науч. конф. (Москва, 5−7 дек. 2000 г.). М., 2000. — С.53.
  68. И.А. Многоуровневая система подготовки библиотечно-информационных кадров// Двухзвенка в действии: Сб. статей. Орел: ОГИИК, 2000. — С.6−9.
  69. И.А. Развитие взаимосвязи высшего и среднего библиотечного образования в целях повышения профессиональной подготовки кадров: Автореф. дис.. к-та пед. наук / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1987. — 16с.
  70. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования: Сб. науч. тр. /Ред. Г. И. Батурина. М: Изд.-во АПН СССР, 1983. — 96с.
  71. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс / Под ред. М. А. Розова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 232 с.
  72. Интеграция образования, науки и производства: Сб.ст. Томск, 1988. -206с.
  73. История Мордовской АССР: В 2 т. / Ответ, ред. В. З. Дробижев. —
  74. Саранск, 1981.-Т.2 (1917−1981). 130с.
  75. Казанцева J1.B. Среднее библиотечное образование в РСФСР: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. JL, 1961. — 21с.
  76. О.А. Библиотекарь массовой библиотеки как руководитель чтения: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03 Л., 1983. — 24с.
  77. О. А. Возможность активизации учебного процесса //Современные проблемы образования: Мат-лы науч.-практ. конф. Казань, 1997. — С.118 -120.
  78. А.И. Библиотечное образование должно быть разным //Сов. библиотековедение. 1992. — № 1.- С.24−29.
  79. А.И. Виртуальный мир российского библиотекаря: Опытсоциологического исследования профессионального сознания библиотечныхспециалистов. М, 2001. — 272 с. 26.
  80. А.И. Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных специалистов: Дис.. д-ра пед. наук: 05.25.03.-М., 1994.-460с.
  81. Н.С. Задачи перестройки научно-исследовательской работы по библиотечному делу // Сов. библиотековедение. 1987. — № 3. — С.3−17.
  82. Карташов Н. С. Проблемы и задачи региональных библиотековедческих исследований // Проблемы регионального размещения и использования библиотечных ресурсов в стране: Сб. науч. тр./ Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. М., 1984. — С. 5−23.
  83. Н.С. Факторный анализ потребностей специалистов в библиотечных ресурсах // Науч. библиотеки Сибири и Дальнего Востока-Новосибирск, 1972.-Вып. 12. С. 5−59.
  84. Н.С. Методологические проблемы комплексного развития библиотечных ресурсов // Сов. библиотековедение. 1986. — № 3. — С. 11−22.
  85. Е.Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек // Науч. и техн. библиотеки. -2002.-№ Ю.-С. 5−23.
  86. .Н. О синтезе наук // Вопросы философии 1973. — № 3. — С. 9.
  87. Киселев A. JL Социалистическая культуры Мордовии. Саранск.: Морд, кн. изд-во, 1959.— 32с.
  88. А.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке: Сб. науч. тр./ Под ред. В. М. Демина.-М., 2003.- С. 24−37.
  89. В., Ястребова Е. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: Учеб. пособие. -М., 1999. 144 с.
  90. В.К. Маркетинговая подготовка менеджеров библиотечного дела // Науч. и техн. б-ки. 1993. — № 3 — С. 26−36.
  91. В.К. Современная библиотека: финансово-экономические аспекты деятельности: Практ. пособие. М.:НВЦ «Библиомаркет».- 1 993 144 с.
  92. Т.И. Математизация библиотечного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук: 05.25.03. СПб, 1996. — 36с.
  93. В.П., Красильникова В.А.Интеграция информационнообразовательных систем регионов фактор модернизации образования // Интеграция региональных систем образования. В 2 ч. Ч. 1 — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — С. 11−16.
  94. Н. Модель профессиональной деятельности основа совершенствования стандартизации образования // Библиогр. — 2001. — № 2. -С.39−44.
  95. В.В. О политике Республики Мордовия в области образования // Интеграция образования. 2001. — № 4. — С.7−8.
  96. Г. С. В поиске путей перестройки библиотечного образования //Двухзвенка в действии: Сб. ст. Орел: ОГИИК, 2000.- С.42−44.
  97. Конституция Российской Федерации. М.: Известия, 1993. — 59с.
  98. М.В. Библиотечно-информационная подготовка старшеклассников как начальный этап библиотечной профессионализации: Автореф. дис.. к-тапед.наук: 05.25.03. М., 2000. — 21с.
  99. Н.Т. Интеграция современного научного знания как философская проблема // Интеграция современного научного знания. Киев: Изд-во Киев. гос. ун-та, 1984. — С. 33.
  100. С.В. Библиотека в информационном обществе: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. СПб., 1993. — 17с.
  101. B.C. Библиотечные исследования: Научные основы. М.: Книга, 1983. — 142с.
  102. Н.А. Высшая школа Мордовии 1931−1956 гг. (Формирование научно-педагогических кадров). Саранск, 1999. — 22с.
  103. В.А. Взаимодействие систем высшего профессионального образования в Республике Мордовия // Интеграция региональных систем образования. В 2 ч. Ч. 1- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С.72−74.
  104. Ф.А. Кандидатская диссертация: Методика написания, правила оформления и порядок защиты. 4-е изд. — М.: Ось-89,1999. — 248с.
  105. В.А., Медведева Л. Б. Колледж при университете как первая ступень высшего образования. // Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С.83−91.
  106. A.M., Никитина Г. Я. Новое направление профессионального образования // Библиогр. 2001. — № 4. — С.20−22.
  107. Н.П. Основные направления и опыт интеграции региональных систем образования: Доклад на Всерос. науч.-практ. конф. «Интеграция региональных систем образования». Саранск, 1995.- С. 1−3.
  108. Н.П., Наумченко И. Л. Интеграция региональных системобразования: Из опыта работы Регионального учебного округа Мордовскогоуниверситета. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. — 116с.
  109. Н. П. Сухарев А.И. Университеты и формирование политики Российской Федерации в области высшего образования.// Университеты как ведущие центры региональных систем образования. Саранск, 1993.- С.3−14.
  110. Манифест ЮНЕСКО о Публичных библиотеках // Библиотека.-1995. -№ 6. С. 6.
  111. Методика исследования содержания труда рабочих и квалификация рабочих профессий / Ред. Н. Е. Колесников. М.: Высш.шк., 1985.- С. 42.
  112. Г. Я. История культуры и науки Мордовской АССР. Л., 1973.-42с.
  113. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е. Э. Смирновой. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. -37с.
  114. О.Н. Региональная специфика потребности в специалистах с высшим библиотечным образованием в России: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03.: СПб., 1995. — 23 с.
  115. В.А. Региональная библиотечная политика // Мир библиотек сегодня. М., 1997. — Вып.2. — С.8−14.
  116. Е.А. Современное состояние библиотечного образования за рубежом: Лекции для студентов библ. фак-тов/ Моск. гос. ин-т культуры. -М., 1989.-40 с.
  117. И.Л. Интеграция региональных систем образования. // Регионология. Саранск, 1994. — № 4. — С. 186.
  118. Т.А. Система непрерывного библиотечного образования во Франции. Ее совершенствование и развитие// Непрерывное образование: Бюллетень / Под ред. Н. В. Жадько. М.: Елена, 2000.- ВыпД-2. — С.46−49.
  119. A.M. Как работать над диссертацией: Пособие дляначинающего педагога-исследователя. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во
  120. ИПК и ПРНО МО, 1996. 168с.
  121. А.А. Теория и история развития медиаобразования в США: 1960−2000: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. Таганрог, 2000. — 21с.
  122. Образование МАССР. Документы и материалы. Саранск, 1986. — С.ЗЗ.
  123. О.Н. Принципы разработки стандартов профессионального образования и обучения в странах Западной Европы.// Среднее профессиональное образование. 2002. — № 1. — С.15−17.
  124. О.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования. М.: Центр изучения проблем проф. образования, 2001. — 87 с.
  125. Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 12−13 февр. 2002 г.)/ КГАКИ- Науч. ред. П. П. Терехов. Казань: Гран Дан, 2002. — 244с.
  126. Педагогический словарь: В 2 т./ Науч. ред. И. А. Каирова. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1960. — Т.1 — 774с.
  127. А.А. Функции научной теории: Философия, методология, наука. М.: Наука, 1972. — С.203.
  128. План действий Минобразования России на 2002−2004 годы по реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 года //Официальные документы в образовании. 2002. — № 26. — С.4−48.
  129. Повышение квалификации библиотечных работников системы образования: Метод.рек./ Рос.акад.образования- ГНПБ им. К. Д. Ушинского. -М., 2000.-76 с.
  130. В.П. Современные проблемы развития двухступенчатой системы образования «Колледж-вуз» // Двухзвенка в действии: Сб. ст. Орел: ОГИИК, 2000.-С. 14−17.
  131. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию. — Саранск, 2001.- 18с.
  132. Программа развития образования Республики Мордовия на 2002−2006 годы. Саранск, 2002. — 87с.
  133. Программа развития среднего профессионального образования России на 2000−2005 гг. М., 1999. — 46с.
  134. О.И. Формирование информационной культуры учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. Самара, 2000. — 24с.
  135. Л.П. Региональный компонент общего среднего образования как средство развития национального самосознания учащихся (на примере Чувашской Республики): Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2000 .-21с.
  136. Региональный учебный округ Мордовского государственного университета. Саранск, 1995. — 25с.
  137. Г. Электронные библиотеки и образование: возможности и перспективы // Науч. и техн. б-ки. 2002.- № 10.- С.77−89.
  138. Э.Е. Информационная составляющая маркетинговой деятельности: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. СПб, 1999. — 21с.
  139. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред.
  140. В.В.Давыдова. М., 1998. — Т.2. -80с.
  141. JI.E. Кадровые ресурсы библиотек высших учебных заведений: Дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. СПб., 1994. -293с.
  142. В.А. Среднее профессиональное образование и будущее России// Какое среднее профессиональное образование нужно России в ХХГ веке: Сборник./ Под ред. В. М. Демина. М., 2003. — С.80−83.
  143. Т.П. Новые информационные технологии в Челябинском колледже культуры // Современные проблемы образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования культуры и искусства. -М., 2001. С.44−46.
  144. .А. Библиотечное образование как обьект диссертационных исследований // Библиотековедение. 1994. — № 3 (6). — С.77−83.
  145. Система непрерывного образования в регионе: Межвуз. сб. науч.тр. /
  146. Отв. ред. и сост. И. Л. Наумченко. Саранск: Изд-во Морд, ун-та, 1992. -180с.
  147. В.В. Библиотека 21 века // Библиотечное дело. М., 2001.4.1. — С.92−93.
  148. Современный словарь иностранных слов.-М.: Рус. язык, 1993. С. 240.
  149. А. О модели библиотечного образования на пороге XXI в.: Взгляд на проблему //Библиотекарь. 1990. -№ 5.-С.14−18.
  150. Социокультурная деятельность как объект социального и исторического познания: Сб. науч. статей и сообщ. / Сост. и ответ, ред.: В. М. Бухараев, Г. П. Мягков. Казань: Новое Знание, 2002. — 151с.
  151. Среднее профессиональное образование на рубеже веков: Доклад о состоянии и развитии среднего профессионального образования. -М., 1999. -80с.
  152. Ю.Н. Комплектование и использование книжных фондов библиотек.- М., 1967. 173с.
  153. Ю.Н. Размышления по поводу этического кодекса библиотекаря //Науч. и техн. б-ки. 2001.-№ 12. -С. 48−61.
  154. Э. Каким будет завтра библиотекарь профессионал // Библиотековедение. — 1993. — № 5. — С. 124−139.
  155. Э. Подготовка специалистов процесс непрерывный. // Библиотека. — 1999. — № 9. -С.47−48.
  156. И. Менеджер библиотеки: Требования к профессии: Учеб. пособие.- 2-е изд. -М., 2000. 144с.
  157. А.И. Теоретические и методологические основы социологии социального партнерства // Социология социального партнерства: Сб. науч. ст. Саранск: НИИ регионологии при Мордов. гос. ун-те, 1999. — С.4.
  158. В.И. Диссертационные исследования профессионального образования // Библиогр. 2001. — № 4. — С.91−96.
  159. В.И. К вопросу о подготовке библиотечно информационных работников // Проблемы подготовки специалистов в вузах культуры: Сб. науч. тр.- М., 1990. — Вып. 93. — С. 119−123.
  160. В.И. Формирование рыночных отношений процесс непростой //Библиотека. — 1993. — № 6.-С.26.
  161. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / Сост. З. Г. Высоцкая. М., 1995. — 268 с.
  162. Е.П. Модель специалиста как инструмент совершенствованиявысшего библиотечно-библиографического и информационного образованияв условиях информатизации общества: Дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. М., 1996. 174с.
  163. С.Ю. К вопросу определения сущностных признаков интегративных процессов в сфере обучения.// Интеграция образования. -2000.-№ 3.-С.94−97.
  164. Федерализм и местное самоуправление (Из послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию)// Региональная политика Российской Федерации в области высшего и среднего профессионального образования. Саранск, 1995.- Вып. 5. — С.4−7.
  165. Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» от 29 декабря 1994 г. // Справочник библиотекаря / Под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. СПб., 2000. — С. 15−30.
  166. Философия современного социокультурного образования: Мат.-лы межвуз. науч.-метод. конф. (Казань, 20 апр. 1999 г.)./ Под ред. З. А Сафиуллиной. Казань, 1999. — С. 37−39.
  167. Р.А. Преемственность системы «колледж-вуз» в подготовке кадров для базовых учреждений культуры: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.05.-М., 1998.-21с.
  168. А.С. Библиотечный специалист, особенности труда и профессионализация: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 05.25.03. Киев, 1986. -20с.
  169. Р.Л. Навигаторы знания. Chase R.L. Knowledge Navigators. // Information Outlook. 1998. — Vol. 2, № 9. — P. 17−26.
  170. Черняк А. Я. Общенаучные дисциплины в системе высшего образования
  171. Сов. библиотековедение. 1991. — № 1. — С.30−35.
  172. Н.А. Методологические основы проектирования содержания среднего профессионального образования с учетом требований регионального рынка труда // Среднее профессиональное образование. -2002. № 2. — С.9−12.
  173. А.Н. Специалист культуры XXI века: профессионализм, творчество, духовность // Библиотечное дело, информационные системы и образование: Мат-лы респ. науч.- практ. конф. (Саранск, 26 дек. 2001 г.) / Сост. А. А. Булычева. Саранск, 2002. — С.6−9.
  174. Г. М. Социально-педагогические основы регионализации образования (на примере Волго-Камского края): Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. Йошкар-Ола, 2000. — 23с.
  175. А.Ф. Из истории развития профессионального образования //
  176. Среднее профессиональное образование. 2000. — № 4. — С.37−40.
  177. Дж.Х. Социологические основы библиотечного дела. М., 1973. -52с.
  178. А.Б. Библиотеки и библиотечное образование: проблемы, поиски, решения //Двухзвенка в действии: Сб. ст. Орел: ОГИИК, 2000.-С. 17−21.
  179. Н.Н. Колледж в системе непрерывного образования малого города: Автореф. дис.. к-та пед. наук: 13.00.01. Брянск, 2001. — 19с.
  180. О.В. Библиотечное образование в США // Библиотековедение. 1996.- № 3.- С.94−100.
  181. Е.М. Библиотечное отделение: вчера, сегодня, завтра // Двухзвенка в действии: Сб. ст. Орел: ОГПИК, 2000. — С. 40−41.
  182. Я.Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя // Библиотека в школе. 2004. — № 18. — С.2−7.
  183. Энциклопедия профессионального образования: • В 3 т. / Под ред. С. Я. Батышева. М., 1999. — Т.З. — С. 170.
  184. Н.Г. Концептуальные подходы и основные этапы формирования второго поколения государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования// Среднее профессиональное образование. 2002. — № 1. — С.2−6.
  185. И.А., Бибин М. Т. Языковая жизнь мордовского народа. -Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. 64с.
  186. АССР Автономная Советская Социалистическая республика. АСОД — Аналитико-синтетическая обработка документов. БИО — Библиотечно-информационное образование. ВПО — Высшее профессиональное образование. Вуз — Высшее учебное заведение.
  187. ВКП б Всесоюзная коммунистическая партия большевиков.
  188. ВЦИК Всесоюзный Центральный исполнительный комитет.
  189. ГОС Государственный образовательный стандарт.
  190. ДПО Дополнительное профессиональное образование.
  191. КГУКИ Казанский государственный университет культуры и искусств.
  192. КПСС Коммунистическая партия Советского Союза.
  193. КПУ Культурно-просветительное училище.
  194. КПШ Культурно-просветительная школа.
  195. МАССР Мордовская Автономная Советская Социалистическая республика.
  196. МГУ Мордовский государственный университет.
  197. НКП Народный комиссариат просвещения.
  198. СНК Совет народных комиссаров.
  199. СПО Среднее профессиональное образование.
  200. Ссуз Среднее специальное учебное заведение.1. РМ Республика Мордовия.
  201. РСФСР Российская Советская Федеративная Социалистическая республика.
  202. РУО Региональный учебный округ. РФ — Российская Федерация.
  203. ЦГА РМ Центральный государственный архив Республики Мордовия. ЦК КПСС — Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза.
Заполнить форму текущей работой