Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование информационной культуры студентов-психологов в библиотеке вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема самореализации и саморазвития личности имеет множество аспектов рассмотрения как в теоретическом, так и в практическом планах. Несмотря на возросший интерес к ней, феномен самореализации остается нераскрытым на этапах взросления и профессионального становления личности. Психологическая составляющая информационной культуры предполагает точность и четкость восприятия, переработки… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические проблемы информационной культуры 14 1.1 .Общенаучные аспекты проблемы формирования информационной культуры
    • 1. 2. Понятийный аппарат информационной культуры
    • 1. 3. Информационная культура как явление: моделирование общепрофессионального восприятия информационной культуры
  • Выводы
  • Глава II. Деятельность библиотеки вуза как необходимое условие формирования информационной культуры студентов
    • 2. 1. История и современное состояние проблемы формирования информационной культуры в вузе
    • 2. 2. Информационно-библиотечная деятельность в формировании информационной культуры студентов вуза
    • 2. 3. Основные направления формирования информационной культуры студента-психолога в библиотеке вуза
    • 2. 4. Особенности формирования информационной культуры студента-психолога в процессе личностного саморазвития и профессиональной подготовки
  • Выводы
  • Глава III. Разработка учебно-методического обеспечения вопросов формирования информационной культуры студента-психолога
    • 3. 1. Основные этапы технологической схемы исследования

    3.2. Характеристика информационных потребностей студентов-психологов: возможности их изучения библиотекой вуза 105 3.3.Оценка готовности студентов-психологов к информационному поиску и условия ее определяющие

    3.4. Разработка программы курса «Основы информационной культуры», направленной на повышение уровня информационной культуры студента-психолога

    3.5. Исследование психологического компонента информационной культуры студентов-психологов

    Выводы

Формирование информационной культуры студентов-психологов в библиотеке вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях экономических и социальных преобразований современного общества к личности человека предъявляются самые высокие требования, и, прежде всего, они касаются способности человека самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей. В информационном обществе непременным условием существования человека является наличие компьютерной культуры и изменение самого мышления как элемента общей культуры. Высокий уровень информационной культуры — непременный атрибут информационной личности конца XX — начала XXI столетия.

В рамках концепции высшего образования и в соответствии с существующими в России государственными образовательными стандартами профессионального высшего образования обосновано требование к учебному процессу: он должен быть организован так, чтобы студент максимально полно осознал и усвоил систему научных знаний, приобрел навыки самообразования, научился эффективно использовать информацию в профессиональной деятельности для достижения вершин профессионального мастерства («акте»). При этом, как отмечается в Законе РФ «Об образовании», содержание образования в информационном обществе должно быть направлено на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [118].

Проблема подготовки практического психолога приобретает в настоящее время в России особую актуальность. Стремительная трансформация общества создает целые области деятельности, требующие психологического обеспечения, расширяет круг психологических проблем, решение которых невозможно на основе прошлого опыта, готовых алгоритмов и схем деятельности. Все это позволяет охарактеризовать деятельность практического психолога как творческую, инновационную, связанную с разработкой собственной авторской практики. Поэтому, для специалиста, осуществляющего сложную социальную деятельность, какими являются психолог и социальный работник, информационная культура является профессионально важной. Информационная культура является профессиональной составляющей профес-сиограммы выпускника любого вуза и студента-психолога, в частности. От уровня информационной культуры напрямую зависит и уровень профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза, качество его профессиональной деятельности, его конкурентоспособность. В настоящее время в программах дисциплин вузовского цикла не уделено достойного внимания информационной составляющей, в большинстве вузов страны не предусмотрено преподавание информационной культуры, как учебной дисциплины.

В новой информационно-технологической ситуации переосмысляется и роль библиотеки вуза в научно-образовательном процессе: библиотека вуза преобразуется в информационный центр, обеспечивающий пользователям доступ в мировое информационное пространство, и становится ядром образовательного процесса, а не вспомогательным подразделением в образовательном пространстве вуза. Задачей библиотек как информационных центров, как ядра образовательного процесса, становится не только обеспечение доступа к информации, но и формирование у студентов культуры нового типа — информационной, являющейся основой профессиональной составляющей, обеспечивающей качество профессиональной деятельности и самореализацию личности.

Проблема информационного образования отдельных категорий читателей актуальна и для крупных научных библиотек таких, например, как Библиотека Российской академии наук и Российская Национальная библиотека. Отсутствие знаний и навыков информационного самообслуживания, как показывает опыт, наблюдается у студентов-дипломников, поэтому они нуждаются в постоянной помощи и внимании со стороны сотрудников библиотек. Низкий уровень информационной культуры студентов создает дополнительные трудности в получении информации для других категорий читателей.

— профессорско-преподавательского состава, аспирантов, докторантов, сотрудников вузов.

Анализ доступных информационных источников показывает, что на данный момент недостаточно изучен процесс развития информационной культуры будущего педагога-психолога, учитывающий особенности высшего психолого-педагогического образования, хотя теоретические и практические предпосылки в педагогике, информатике, психологии, социологии и философии имеются. Для профессионального становления психолога особенно важным является отношение к себе как к творческой личности, оценка своей способности к самореализации. Поэтому информационную культуру можно рассматривать как основу информационной готовности к профессиональной деятельности, к профессиональной и личностной самореализации.

Актуальность проблемы формирования информационной культуры, помимо выше изложенного, обусловлена следующими противоречиями:

— постоянно увеличивающимся объемом информации, и ограниченными возможностями усвоения ее личностью с недостаточно сформированным уровнем информационной культуры;

— возросшими требованиями общества к уровню подготовки специалистов и их способностью к самореализации;

— уровнем развития информационного общества и качеством информационной подготовки студентов-психологов;

— необходимостью повышения уровня ИК в процессе обучения в вузе и недостаточной разработанностью теоретических и методических аспектов ее развития.

Состояние разработанности проблемы.

Теоретической и методологической основой работы явились положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых-библиотековедов, педагогов и психологов.

Изучение данного феномена характеризуется многогранностью подходов. Ряд аспектов информационной культуры давно разработан, и к настоящему времени подтвержден значительным эмпирическим материалом, однако, многие аспекты не стали объектом специальных исследований и не получили комплексной, всесторонней и глубокой разработки.

Теоретические, методологические и практические проблемы информационной культуры начали разрабатываться сравнительно недавно. Первые работы были опубликованы в 1974;1975гг.- это статьи библиографов К. М. Войханской и Б. А. Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» и Э. Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» и др. Первые попытки проанализировать генезис информационной культуры, выявить ее историческую и социальную обусловленность были предприняты в работах Н. Б. Зиновьевой, Б.А. Семеновке-ра, Э. П. Семенюка, А. И. Ракитова. В исследовании Н. В. Зиновьевой отмечена необходимость исследований, рассматривающих информационную культуру той или иной категории потребителей с учетом специфики основного вида деятельности, объема обязательных для усвоения сведений, необходимого погружения в накопленный информационный массив, глубины и оперативности получения информации, предпочтительной формы ее потребления. Исследований, посвященных проблеме формирования и развития информационной культуры различных категорий пользователей достаточно много: проблема формирования ИК школьников представлена в работах А. А. Витухновской, О. И. Пугач, Р. С. Сафаровой, E.JI. Харчевниковойинформационная культура педагогов в системе последипломного образования исследована в работе Т. И. Поляковой.

Для теоретического осмысления проблемы формирования ИК студентов представляют интерес работы, в которых отражена роль библиотек в информационном обществе (С.С. Антонова, А. М. Атаян, В. В. Брежнева, Ю. С. Зубов, М. Я. Дворкина, А. И. Каптерев, В. В. Минкина, И. Г. Моргенштерн, Ю. Н. Столяров и др.).

Вопросы формирования информационной культуры в профессиональном образовании рассматривались И. М. Андреевой, М. Г. Вохрышевой,.

Н.И.Гендиной, Н. Г. Закревской, Н. Б. Зиновьевой, Н. А. Коряковцевой, J1.K. Ло-боденко, Н. В. Лопатиной, Л. В. Мизиновой, Н. В. Огурцовой, Н. А. Слядневой, и др. Имеются работы, посвященные личностно-профессиональному росту студентов, и в связи с этим, формированию информационной культуры или отдельных ее аспектов в процессе вузовской подготовки (Е.А. Ковалева, Е. Л. Майорова, Н. В. Стрелкова и др.).

Различные аспекты профессионального развития психолога стали предметом изучения И. В. Коноваловой, Л. В. Темновой, профессионально важные качества личности психолога исследованы А. А. Коростылевой, Е. В. Швецовой.

В ряде работ отмечено, что сформировался стандарт, эталон информационной культуры специалиста, который еще далек от реальности (Л.К Ло-боденко, Г. П. Чепуренко, Е. В. Швецова и др).

Преподавание курса ИК в средних и высших учебных заведениях нашло отражение в ряде публикаций (М.Г.Вохрышева, Н. И. Гендина, Н. И. Зиновьева, Е. В. Мартынова, Е. А. Медведева, Г. И. Сбитнева, Л. Н. Тихонова и др.). Сфера образования рассматривается при этом как важнейший фактор формирования информационной культуры студентов.

Проведенный анализ специальной литературы выявил, что основным и традиционным направлением деятельности вузовских библиотек является обучение студентов самостоятельному поиску информации. Главное внимание исследователей прошлых лет привлекали:

— проблемы формирования библиографической культуры,.

— культура чтения,.

— культура общения,.

— компьютерная грамотность.

Особое значение для достижения целей диссертационного исследования имеют работы как зарубежных (А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), так и отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, и др.), посвященные самореализации личности.

Проблема самореализации и саморазвития личности имеет множество аспектов рассмотрения как в теоретическом, так и в практическом планах. Несмотря на возросший интерес к ней, феномен самореализации остается нераскрытым на этапах взросления и профессионального становления личности. Психологическая составляющая информационной культуры предполагает точность и четкость восприятия, переработки и передачи информации, без которой деятельность психолога невозможна. В исследовании мы обратили внимание на психологические особенности человека, отвечающие за его информационную культуру. По концепции самореализации личности А. Маслоу, процесс самореализации как процесс развития личности имеет место на протяжении всей жизни человека, особенно важен он при выборе и обучении профессии. Обращение к данной концепции продиктовано тем, что в условиях экономических и социальных преобразований к личности человека предъявлены самые высокие требования, которые, прежде всего, касаются способности человека самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей. Концепция отражает интегрированную характеристику психических возможностей человека, благодаря которым он формирует собственный уровень информационного поведения и информационную культуры.

Недостаточная разработанность вопросов формирования информационной культуры студентов-психологов в библиотеке вуза, взаимосвязь информационной культуры с самореализацией и определяют тему нашего исследования, его объект, предмет, цель и задачи.

Объект исследования — библиотека как среда формирования информационной культуры.

Предмет исследования — информационная культура студента-психолога в процессе личностно-профессионального развития.

Цель исследования — разработка модели формирования информационной культуры студентов-психологов в библиотеке вуза.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить опыт теоретической разработки проблем информационной культуры и практический опыт библиотек по ее формированиюуточнить содержание и структуру понятия «информационная культура студента», обосновав критерии и показатели ее развития;

— определить основные направления работы вузовской библиотеки по формированию информационной культуры студентов-психологов в процессе личностного развития и профессиональной подготовки;

— рассмотреть психологические составляющие информационной культуры, проследить динамику их изменения в результате профессиональной подготовки и соотнести их с реальным уровнем информационной культуры;

— разработать и проверить на практике программу формирования информационной культуры для студентов-психологов;

— разработать диагностический пакет по оценке уровней информационной культуры и проследить реальные изменения в готовности студентов к информационной деятельности в процессе обучения.

Гипотеза исследования — формирование информационно грамотного выпускника вуза обусловлено многоплановым воздействием его составляющих: взаимосвязью библиотечного, педагогического и психологического аспектовкомплексный подход к данной проблеме обеспечивает и позволяет представить процесс развития информационной культуры студента как управляемый, постепенный и многоуровневый, а самого студента как активного и сознательного его участника.

Методологические основы исследования.

Для проведения исследования учитывалось множество факторов, так как объект исследования сложен и противоречив и весьма динамичен в процессе обучения. В связи с этим выбран следующий комплекс методов и приемов, фиксирующих отдельные стороны информационно-психологической деятельности.

Теоретические:

— анализ научной литературы;

— контент-анализ;

— анализ и обобщение педагогического опыта по проблеме развития ИК в публикациях, относящихся к разным областям знания (философии, библиотековедения, библиографоведения, педагогики, культурологии, информатики);

— терминологический анализ для определения понятия «информационная культура».

Эмпирические:

— анкетирование (опрос) для сбора сведений, характеризующих особенности информационных потребностей студентов-психологов;

— экспертная оценка;

— самооценка различных умений: умения самостоятельного поиска литературы, умения работать с первоисточниками;

— педагогическое наблюдение;

— анализ учебной документации (ведомости успеваемости);

— констатирующий и формирующий эксперимент;

— математические методы обработки статистических данных;

— метод сравнительного анализа данных;

— методы психодиагностики: методика измерения уровня самореализации личноститест-опросник уровня субъективного контроляметодика диагностики уровня невротизацииопросник «Самоотношение».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— выявлена и подтверждена взаимосвязь информационной культуры и личностного развития студента-психолога в процессе профессионального обучения в вузе;

— подтверждена связь успешности самореализации личности и уровня информационной культуры;

— переосмыслена роль информационной культуры студента-психолога как значимой интеллектуальной ценности, имеющей огромное мотивацион-ное стимулирующее значение для самореализации личности;

— выявлены особенности формирования информационной культуры студентов-психологов в процессе личностного саморазвития и профессиональной подготовки;

— определена схема исследования психологических составляющих информационной культуры, прослежена динамика их изменения в результате профессиональной подготовки и использования программы «Основы информационной культуры»;

— раскрыт механизм формирования информационной культуры студентов в системе деятельности библиотеки вуза.

Практическая значимость работы определяется формированием нового отношения к вузовской библиотеке, повышением ее престижа. Результаты научной деятельности автора внедрены в практику работы библиотеки института психологии и педагогики ГОУ ВПО «ЛГУ им. А.С.Пушкина». Разработанная программа курса «Информационная культура специалиста» может быть использована библиотеками вузов. Разработан методический блок для диагностики основных компонентов информационной культуры. Представленный теоретический материал, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы сотрудниками вузовских библиотек при разработке собственных курсов по информационной культуре и организации информационной среды библиотеки в конкретных условиях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость формирования всех компонентов информационной культуры личности (психологического, когнитивного, аксиологического, процессуально-технологического) в процессе обучения начинают осознаваться студентами как личностно-значимая ценность, оказывающая мотива-ционное воздействие в самореализации личности.

2. Обоснована и подтверждена взаимосвязь информационной культуры с личностным и профессиональным развитием студента: изменение уровня информационной культуры повышает успешность самореализации в учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

3.Формирование информационно-образовательной среды является специальной задачей вузовской библиотеки в новой информационно-технологической ситуации. Основой для этого может служить разработанный и апробированный методический инструментарий: диагностические пакеты со специальными методическими блоками для тестирования уровня готовности к информационной деятельности, а также предлагаемая программа курса «Основы информационной культуры», составленная с учетом образовательного стандарта и специфики самореализации личности студентов.

4. В процессе формирования информационной культуры студентов-психологов, наряду с типовыми требованиями, необходимо учитывать:

— многопрофильность образовательной и профессиональной деятельности специалистов-психологов;

— органичное сочетание потребностей в естественнонаучной, социально-экономической и гуманитарной информации;

— способность к адекватному восприятию и передаче информации с минимальными искажениями;

— наличие развитых коммуникативных качеств;

— способность к сопереживанию и гибкость поведения в процессе обучения;

— относительную замкнутость профессионального сообщества психологов (узкая специализация источников информации, необходимость использования специализированного профессионального инструментария и ДР-).

5. Необходимость создания на государственном уровне: системы повышения квалификации библиотекарей и библиографов, занятых формированием информационной культуры студентов колледжей и вузовметодического центра, систематически собирающего и анализирующего учебно-методические материалы в помощь обучениювзаимодействие всех звеньев непрерывного образования (семья, школа, колледж, вуз — последипломное образование) в формировании информационной культуры личности.

Струюура диссертации: диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы, содержащего 371 источник (из них 8 — на иностранных языках), 7 приложений.

Экспериментальной базой исследования явилась научная библиотека института психологии и педагогики ГОУ ВПО «Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина».

Апробация работы осуществлялась в процессе разработки программы учебного курса «Основы информационной культуры» и его преподавания студентам института психологии и педагогики ГОУ ВПО «Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина».

Обсуждение темы диссертации, основных ее положений поводилось на заседаниях кафедр акмеологии и ПД и СОТ (Педагогики детства и современных образовательных технологий) института психологии и педагогики «ЛГУ им. А.С.Пушкина».

Некоторые положения диссертации доложены на заседании научно-методического семинара 11−12 мая 2001 «Грамотность в новом векена межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей: «Перспективы развития психологического образования в XXI веке» 24 ноября 2006 года в Санкт-Петербургской акмеологической академии.

По теме диссертационного исследования опубликовано 5 статей.

Результаты исследования свидетельствуют о постепенной трансформации информационной потребности: от простой ориентировки, связанной с состоянием интереса, установки и мотива, через поиск недостающей информации к активному информационному поведению.

Особенностью информационных потребностей студентов-психологов является, прежде всего, освоение специализированных массивов информационных ресурсов, так называемого психолого-педагогического инструментария: а) диагностических методик по психологии:

— изучение объективных тестов (тесты личности, тесты интеллекта (способностей), достижений, критериально-оценочные тесты);

— изучение субъективных методик (личностные и специальные опросники, мотивационные опросники, опросники оценки коммуникативных качеств личности);

— изучение проективных методик (конструктивные, интерпретационные, экспрессивные, семантические) и т. дб) тренингов, непосредственно связанных с психокоррекционной деятельностью психолога:

— тренинги общения (тренинги делового, партнерского общения);

— игровые тренинги (техники), предусматривающие психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка (техники работы с марионетками, техники работы с фантазией, техники сочинения историй, техники художественной экспрессии (использование различных изобразительных материалов), техники, использующие игрушки и т. д.

Все выявленные особенности специализированных массивов информационных ресурсов нашли отражение и в программе курса.

Современная профессиональная подготовка предполагает и формирование компьютерной грамотности и компетентности. Затрагивая вопросы формирования информационной культуры, мы интересовались и мнением студентов о применении персонального компьютера (ПК) в обучении, о его влиянии на развитие информационной культуры личности. К сожалению, очень долгое время в институте не было Интернета. Поэтому практикумы (обучающие семинары) по работе с электронными ресурсами проводились на базе других организаций, в частности, в Ленинградской областной детской библиотеке, создавшей прекрасные электронные ресурсы для ребенка — читателя (Приложение 8).

Данные анализа опросника позволили выявить следующее: несмотря на то, что 74,3% респондентов не имеют дома ПК, полученные данные позволяют утверждать, что владеют основами компьютерной грамотности 67,9% респондентов, на уровне пользователя владеют компьютером 29,5%, на уровне программиста -2,6% респондентов. Предпочитают получать информацию:

— на традиционных носителях (книги) — 36,7% респондентов;

— только при помощи ПК -3,5%;

— на аудио и видео кассетах — 3,3%;

— рационально использовать все компоненты -56,5%. Умение использовать ПК в учебно-информационной деятельности, — это не только возможность поиска информации (30,3%), неограниченные возможности доступа к информационным ресурсам, в том числе и к удаленным (69,7%), но и лично-стно-значимая интеллектуальная ценность, имеющая огромное мотиваци-онное стимулирующее значение. На вопрос «Развивается ли мышление при применении ПК в обучении», 61,7% респондентов ответили положительно, 29,4% - не знают, и 8,9% ответили отрицательно. Таким образом, «информационные умения» отодвигают на задний план традиционные «трудовые навыки». Среди позитивных преобразований личности на основе качественного изменения коммуникативной и познавательной деятельности, самого стиля обучения при применении Интернет-технологий можно отметить: активность субъекта, индивидуализацию процесса обучения, доступ к различным, часто противоречивым источникам информации. Все это стимулирует развитие личности студента — самостоятельность его суждений, инициативность, мобильность (см. Приложение 4).

Информационная культура студента-психолога предполагает наличие определенных качеств личности, как необходимых условий ее развития.

Мнение студентов о приоритетности профессиональных качеств разделились: так, студенты-психологи 1 курса заочного отделения, по сравнению с теми, кто учится на дневном, существенно более высоко оценивают значимость наличия моральных качеств (t3 = 2,23 при р<0,05), творческой активности (t3 = 2,71 при р<0,01) и критического мышления (t3 = 2,58 при р<0,01). Значимость таких качеств, как: глубокие профессиональные качества, высокая общая культура и высокая информационная культура для студентов дневного и заочного отделений существенно не различается (рис. 3.1).

1 2 3 4 5 6.

Качества 1 ДО ¦ 1 030.

Условные обозначения качеств молодого специалиста:

1 -глубокие профессиональные качества- 4 — высокая информационная культура;

2 — высокие моральные качества- 5 — творческая активность;

3 — высокая общая культура- 6 — критическое мышление.

Рисунок 3.1. Оценка значимости качеств молодого специалиста студентами 1 курса дневного и заочного отделений.

Сравнение значимости качеств молодого специалиста для студентов-психологов 5-го курса показало, что студенты дневного отделения, по сравнению с заочниками, существенно более высоко оценивают значимость критического мышления в профессиональной деятельности (Ъ = 2,29 при р<0,05. Рис. 3.2). g 10 ц со ю.

922 к.

S I.

Q) т аз х со Q О.

8 6 4 2 О.

§-СБ § 79.

3 Кэ-еаш 4 $ 33 530 4,96 5ДЭ|5СЮ.

Условные обозначения качеств молодого специалиста:

1 -глубокие профессиональные качества- 4 — высокая информационная культура;

2 — высокие моральные качества- 5 — творческая активность;

3 — высокая общая культура- 6 — критическое мышление.

Рисунок 3.2. Оценка значимости качеств молодого специалиста студентами 5 курса дневного и заочного отделений.

Значимость остальных изучаемых качеств для студентов-психологов 5-го курса дневного и заочного отделений существенно не различается (рис. 3.2).

Сравнение значимости качеств молодого специалиста для студентов-психологов 1-го и 5-го курсов дневного отделения показало, что пятикурсники, по сравнению с первокурсниками, существенно более высоко оценивают значимость критического мышления в профессиональной деятельности (t3 = 4,15 при р<0,001).

Значимость остальных изучаемых качеств для студентов-психологов 1-го и 5-го курсов дневного отделения существенно не различается (рис. 3.3).

1 2 3 4 5 6.

Качества 1Д015Д0.

Условные обозначения качеств молодого специалиста:

1 -глубокие профессиональные качества- 4 — высокая информационная культура:

2 — высокие моральные качества- 5 — творческая активность;

3 — высокая общая культура- 6 — критическое мышление.

Рисунок 3.3. Оценка значимости качеств молодого специалиста студентами 1-го и 5-го курса дневного отделения.

Сравнение значимости качеств молодого специалиста для студентов-психологов 1-го и 5-го курсов заочного отделения показало, что первокурсники, по сравнению с пятикурсниками, существенно более высоко оценивают значимость в профессиональной деятельности наличия моральных качеств (t3 = 3,14 при р<0,01).

Значимость остальных изучаемых качеств для студентов-психологов 1-го и 5-го курсов заочного отделения существенно не различается (рис. 3.4). 1С9Э15С0Э.

Условные обозначения качеств молодого специалиста:

1 -глубокие профессиональные качества- 4 — высокая информационная культура;

2 — высокие моральные качества- 5 — творческая активность;

3 — высокая общая культура- 6 — критическое мышление.

Рисунок 3.4. Оценка значимости качеств молодого специалиста студентами 1-го и 5-го курса заочного отделения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Рисунок 3.10. Самооценка умения работать с первоисточниками студентов 5-го курса дневного и заочного отделений
  2. Рисунок 3.11. Самооценка умения работать с первоисточниками студентов 1 -го и 5-го курсов заочного отделения
  3. По остальным показателям самооценки умения работать с первоисточниками студенты 1-го и 5-го курсов заочного отделения значимо не отличаются (рис. 3.11).1 2 3 4 5 6 7 81. Умемя1. ЗДЭ11ДО
  4. Рисунок 3.12. Самооценка умения работать с первоисточниками студентов 1-го и 5-го курсов дневного отделения
  5. Тезисы (11,7%) Аннотацию (11,1%)-библиографическое описание книги (11,1%) —
  6. Библиографическое описание статьи (8,6%) Библиографическое описание статьи^, 2%)
  7. Разработка программы курса «Основы информационной культуры», направленной на повышение уровня информационной культуры студента-психолога
  8. В процессе проведения эксперимента была разработана программа курса «Основы информационной культуры» (см. Приложение 3).
  9. В дальнейшем предполагается издание методико-библиографического материала по основным разделам предмета.
  10. Исследование психологического компонента информационной культуры студентов-психологов
  11. Для исследования психологического компонента ИК (успешности самореализации) были подобраны и использованы соответствующие методики. Интерпретируя данные, полученные с помощью методики «Самсактуа-лизационный тест», можно сказать следующее:
  12. Умеренно выраженное преобладание (р<0,01) показателей группы 5-го курса над показателями группы 1-го курса по шкалам: гибкости поведения, сензитивности, самопринятия, представлений о природе человека.
  13. Небольшое преобладание (р<0,05) показателей группы 5-го курса над показателями группы 1-го курса по шкале синергии.
  14. Сходные показатели (р<0,05) у группы испытуемых 5-го курса и группы 1-го курса по шкале принятия агрессии и по шкале контактности (табл. 3.6).
Заполнить форму текущей работой