Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Корпоративность как среда формирования единого библиотечно-информационного пространства региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативно-правовое регулирование библиотечной деятельности, является исходной базой менеджмента качества и основой формирования корпоративной системы библиотек юго-востока Республики Татарстан. Объектом исследования соответствия менеджмента качества в регионе стала научно-техническая библиотека института «ТатНИПИнефть». Определены показатели и критерии оценки качества работы библиотеки… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНИВШИХСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК НАСЕЛЕНИЯ
    • 1. 1. Внешняя среда функционирования библиотек юго-востока
  • Республики Татарстан
    • 1. 2. Библиотечно-информационные ресурсы библиотек юго-востока Республики Татарстан
    • 1. 3. Корпоративные библиотечные системы
  • Республики Татарстан
    • 1. 4. Выводы к главе 1

    ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АУДИТ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ КОРПОРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО БИБ-ЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЮГО-ВОСТОКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

    2.1. Методика проведения коммуникативного аудита: изучение сообщений, содержащихся во внешних, исходящих и внутренних информационных потоках библиотечных учреждений юго-востока Республики Татарстан

    2.2. Выявление компетенций как индикатора профессионального капитала организаций партнеров юго-востока Республики Татарстан.

    2.3. Определение критериев стратегии корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства юго-востока Республики Татарстан и возможности прогнозирования результатов её внедрения.

    2.4. Выводы к главе II.

    ГЛАВА III. ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНОСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ЮГО-ВОСТОКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В КОНТЕКСТЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

    3.1. Нормативно-правовое регулирование как исходная база формирования корпоративной системы библиотек юго-востока Республики Татарстан в контексте менеджмента качества.

    3.2. Промежуточный анализ текущего состояния базовой технической библиотеки региона для оценки соответствия информационно-библиотечных услуг потребностям пользователей и требованиям стандарта ИСО.

    3.3. Формирование программы внедрения корпоративности как единой среды библиотечно-информационного пространства юго-востока Республики Татарстан

    3.4. Выводы к главе III

Корпоративность как среда формирования единого библиотечно-информационного пространства региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Широкое использование современных средств доступа к информации и информационным технологиям открыло принципиально новые возможности построения более сбалансированного общества, к существенно большей реализации индивидуальных возможностей его членов, к объединению разрозненных и территориально удаленных друг от друга ресурсов, к созданию информационной инфраструктуры. Для того, чтобы в полной мере использовать открывающиеся возможности, следует признать необходимость интенсивного развития глобальной кооперации. В решении этой задачи весьма важное место отводится процессам взаимосближения библиотек как условия стимулирования интеграционных процессов в библиотечно-информационной среде. Осознание того, что дальнейшее развитие общества может быть только инновационным, превращение инно-вационности в непрерывный процесс деятельности «провоцировал» перенесение принципов инновационного развития на межбиблиотечное взаимодействие, разновидностью которого являются корпоративные библиотечные системы, понимание их как развивающихся систем и применение методов инноватики в их функционировании. Инновационные изменения деятельности корпоративных библиотечных систем предполагают мобильную переориентацию на изменяющиеся запросы общества, опережающую подготовку библиотечных специалистов библиотек-партнёров к деятельности в условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов на основе постоянного анализа тенденций развития в сферах их общественной жизни.

Новые подходы к созданию корпоративных библиотечных систем обуславливают новые качественные характеристики корпоративной культуры библиотечных специалистов, для которых характерен специфический набор ценностей: корпоративизм, социальное партнерство, социальная ответственность, социальная справедливость. Должен также существовать и необходимый мо-тивационный механизм инноваций, включающий научную, производственную, инвестиционную и рыночную деятельность.

Степень разработанности проблемы исследования.

Корпоративность как тенденция развития библиотечно-информационной среды имеет свою историю. Еще в 70-х годах XX в США, а позднее в европейских странах, библиотеки начали объединять свои ресурсы и свои усилия в части совместной каталогизации библиографических ресурсов и создавать адресно-библиографические сводные каталоги. Эти распространенные технологии и положили начало корпоративности в межбиблиотечном взаимодействии.

Корпоративность как неизбежный механизм разработки АБИС и межбиблиотечного взаимодействия был провозглашен Я. Л. Шрайбергом в ежегодном пленарном докладе на Международной конференции «Крым 2000» «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» (Судак, 2000) и теоретически, методологически обоснован в докторской диссертации в виде научного доклада.

В последующие 90-е и 2000;е годы развитие тенденции корпоративности нашло свое выражение в разработке концепции региональных центров обмена информационными, библиотечными ресурсами в условиях региональных библиотечных сетей, включающих участников различного организационно-технического уровня (Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), Библиотечная сеть учреждений науки и образования (ЯиЗЬАКе^, Корпоративная сеть Московских библиотек, КОРБИС.

Тверь и партнеры), Межрегиональная аналитическая роспись статей (МАРС), Корпоративная библиотечная сеть г. Казани, Нижегородская корпоративная библиотечная система, Омская корпоративная библиотечная система, Открытая корпоративная библиотечная система Челябинского региона, Открытая электронная библиотека Томска, Ярославская корпоративная сеть и т. д.). В эпоху Интернета эти тенденции получили свое развитие, и сегодня корпоративность является одним из характерных признаков функционирования современных библиотечно-информационных систем и технологий.

Анализ исследований, проведенный различными научными коллективами и изложенный в работах Я. Л. Шрайберга, Ф.С. Во-ройского, А. И. Племника, А. И. Вислого, Б. Р. Логинова, Е. И. Кузьмина, Е. В. Линдеман, М. А. Рагимовой, позволяет выделить следующие направления развития корпоративности, выразившиеся в определившихся видах корпоративных библиотечно-информационных систем и принципах их реализации: а) библиотечные системы корпоративной каталогизацииб) региональные корпоративные библиотечно-информационные системыв) межрегиональные и межведомственные объединения библиотек.

Учитывая направление нашего исследования, основное внимание уделим региональным корпоративным библиотечно-информационным системам (РКБИС). Создание и развитие РКБИС, как утверждает Я. Л. Шрайберг, тенденция преимущественно российская. Под РКБИС понимается добровольное объединение ряда взаимно независимых в административном и экономическом отношениях библиотек (возможно также информационных органов или служб) одного города, области, республики и т. п. для совместного решения их основных функциональных задач, преимущественно связанных с развитием качества библиотечно-информационного обслуживания пользователей региона. При этом на одном из первых мест в составе упомянутых задач стоит совместное создание библиотечно-информационных ресурсов общего пользования корпорации и обеспечение эффективного открытого доступа к ним через Интернет.

Массовое создание подобных систем было инициировано и организовано Институтом «Открытое общество — Россия» (фонд Сороса) в рамках объявленного в 1999 г. конкурса «Российские корпоративные библиотечные системы» и программы ИОО — Россия «Автоматизация библиотек», являющегося составной частью Мегапроекта «Пушкинская библиотека». В 2001 г. (на втором этапе) в результате жесткого отбора экспертами ИОО с учетом результатов выполнения первого этапа победителями стали корпоративные объединения библиотек Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска, Омска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Ярославля, Казани, Томска, Челябинска, Твери. Актуальность создания таких корпораций, а также решение многих организационных и технологических вопросов их функционирования и развития, нашли отражение в публикациях Я. Л. Шрайберга, Ф. С. Воройского, С. Р. Баженова, Б. С. Елепова, Л. А. Кожевниковой, О. И. Лаврик, Б. И. Маршака, Е. В. Линдеман, Б. Р. Логинова, А. И. Племника, М.А. Рагимо-вой, Н. В. Соколовой, В. Л. Баранова, О. Л. Жижимова, H.A. Мазова, A.A. Гаврилина, И. В. Бычкова, Г. А. Аухадиевой, Н.М. Барабанщи-ковой, Т. А. Белолюбской и др. Итоги деятельности РКБИС таковы: сформулированы общие принципы и положения создания развития функционирования систем, разработана экспериментальная модель технологического комплекса электронной доставки документов (ЭДД). РКБИС оказала заметное влияние на развитие инфраструктуры регионов России, в которых они были созданы, а также ак-туализовало поиск новых подходов в формировании стратегии корпоративности в условиях турбулентной среды. Накопленный опыт в этом направлении нашел отражение в профессиональной печати в журналах «Научные и технические библиотеки», «Библиотекарь», в материалах научно-технических конференций «Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества» (Судак, Крым), Международных конференциях и выставках «ЫВСОМ».

Изученный опыт РКБИС свидетельствует, что взаимодействие библиотек, формирующихся на деловых связях, открывает широкие возможности для развития межбиблиотечного сотрудничества. Их особенность состоит в том, что библиотеки и информационные службы как участники осознают взаимную зависимость и в полной мере используют преимущества кооперации. То есть каждый потенциальный участник должен быть готов к выполнению своих обязанностей, так как координация взаимодействия приносит значительно более высокие общие результаты, чем разрозненная деятельность, и от сотрудничества в добровольном объединении выигрывают все стороны. В 2002 году было создано межрегиональное и межведомственное объединение библиотекАРБИКОН, которое объединило 13 наиболее развитых библиотечных корпораций страны. АРБИКОН преследовал цель содействовать российским библиотекам в предоставлении более качественного информационного обеспечения пользователей на основе внедрения современных библиотечных технологий, модернизации управления библиотечно-информационными технологиями, управлении информационными ресурсами, в первую очередь, при обработке поступающей литературы, а также при оперативном использовании ресурсов удаленных библиотек страны на основе доступа через Интернет.

Происходит постепенный переход от регионального объединения библиотек одного вида (например, преимущественно публичных или вузовских, как в Москве и Санкт-Петербурге) к многовидовым региональным библиотечным сетям (признаки таких объединений уже наблюдаются).

Определенное руководством страны повышение инновационной и инвестиционной активности является важнейшей задачей идеи кооперирования библиотек. Решение её уже сегодня сталкивается с определенными трудностями и противоречиями:

• постоянным и быстрым ростом объемов мировых информационных ресурсов и отсутствием возможностей у каждой отдельной библиотеки или информационного органа/службы удовлетворить информационные потребности своих пользователей собственными фондами, базами данных и т. д.;

• развитием информационных телекоммуникационных технологий и отсутствием возможностей у библиотек, информационных органов/служб поддерживать только своими силами необходимый уровень подготовки своих сотрудников;

• потребностью общества в более всестороннем и полном доступе к имеющимся информационным ресурсам и трудностями перестройки библиотек, информационных органов/служб с автономных условий работы на корпоративные;

• потребностью общества в преобразовании вялотекущих процессов объединения библиотек для создания корпоративных многовидовых региональных библиотечных систем;

• потребностью общества в новом уровне менеджмента, новом виде состязательности, новой форме деловой и социальной культуры, отсутствием системы мер, направленных на формирование такой культуры.

Выявленные трудности и противоречия определили объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования — корпоративность как среда формирования единого библиотечно-информационного пространства региона. Определяя объект исследования, таким образом, учитывая разночтения в терминологическом определении понятия «корпоративность», под «корпоративностью» понимаем одну из форм организации межбиблиотечного взаимодействия в рамках единой системы, ориентированную на качественные изменения в сфере управления.

Предмет исследования — условия и механизм формирования корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона с использованием компе-тентностного подхода.

Цель диссертационного исследования — теоретическое обоснование условий и механизма внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона в контексте условий и механизма менеджмента качества и разработка программы внедрения.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что успешность позиционирования корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона определяется, с одной стороны, наличием корпоративной культуры, ключевой функцией которой выступают социально-партнерские отношения, а с другой — обоснованием и разработкой условий и механизма их реализации.

Для достижения цели исследования выдвинутая гипотеза потребовала решения следующих задач:

• Изучить внешнюю среду функционирования и библиотеч-но-информационные ресурсы библиотек юго-востока Республики Татарстан.

• Изучить функционирование корпоративных систем г. Казани.

• Провести коммуникативный аудит как средство диагностики корпоративного развития единого библиотечно-информационного пространства Республики Татарстан с использованием компетентностного подхода.

• Выявить компетенции партнерских отношений как условия реализации корпоративности единого библиотечно-информационного пространства региона.

• Провести промежуточный анализ текущего состояния базовой технической библиотеки юго-востока Республики Татарстан для оценки соответствия информационно-библиотечных услуг потребностям пользователей и сравнить деятельность библиотек с требованиями стандарта ISO 9001−2008 с целью определения стратегии формирования программы внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона.

• Разработать программу внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства библиотек юго-востока Республики Татарстан.

Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

• терминологический анализ использовался для выявления теории вопроса;

• метод сравнительного анализа — при изучении деятельности библиотек региона;

• метод системного анализа — для исследования совокупного потенциала региональных библиотек как организационных структур, объединяющих различные виды ресурсов и способы управления ими;

• метод диагностики для выявления, описания, классифицирования проблемы, анализа отклонений от желаемого состояния объекта, проектирования его последующего развития с использованием компетентностного подхода.

Методологической базой исследования является:

• Концепция постиндустриального (информационного) общества. В основе концепции лежит отношение к информации как наиболее значимому ресурсу. Новые информационные и телекоммуникационные технологии являются базовыми технологиями и техникой, информационная среда — новой средой обитания человека, а информатизация как объективная закономерность развития общества — необходимое условие его движения вперед.

• Концепция управления качеством в промышленности и сфере обслуживания, которая рассматривает систему качества как обязательную подсистему управления на основе международных стандартов ИСО серии 9000 едиными подходами в организации работы по гарантированию качества продуктов и услуг, как в производственной, так и в не производственной среде.

• Концепция сервисного развития библиотечно-информационной деятельности. В основе этой концепции лежит ориентация на достижение пользовательской удовлетворенности качеством библиотечно-информационного обслуживания путем выявления потребительских предпочтений и предоставления информационных услуг на уровне, превышающем ожидания пользователей.

• Концепция регионального библиотековедения, которая предполагает рассмотрение в контексте требований и методологии общего библиотековедения регионалистики закономерностей функционирования библиотек, специфики труда, отношений между субъектами библиотечной деятельности.

Научная новизна заключается в следующем:

• Стратегия внедрения корпоративности как инновации в формировании единого библиотечно-информационного пространства региона рассмотрена в контексте компетентностного подхода.

• Выявленные ключевые компетенции (знания, ноу-хау, отношения) в качестве индикаторов профессионального капитала библиотек-партнёров и компетенции партнёрских отношений (умение организовать, умение работать в команде, профессиональные знания, специализация, согласованность действий, координация процессов, объединение сетевых библиотечных ресурсов) рассмотрены в качестве условий эффективного внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона.

• Условия и механизм менеджмента качества представлен управляющим инструментом, который в силу своего потенциала способен актуализировать компетенции и поддерживать их в постоянном рабочем режиме.

Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании условий и механизма внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона в контексте условий и механизма менеджмента качества, в уточнении понятия «корпоративность», в расширении знаний о корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• результаты исследования технологии коммуникативного аудита библиотек региона для диагностики корпоративности развития единого библиотечно-информационного пространства региона с использованием компетентностного подхода;

• выявленны ключевые компетенции (знания, ноу-хау, отношения) и компетенции партнерских отношений (умение организовать, умение работать в команде, профессиональные знания, специализация, согласованность действий, координация процессов, объединение сетевых библиотечных ресурсов) в условиях корпоративности;

• разработан проект программы поэтапного внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства юго-востока Республики Татарстан и план его внедрения.

Апробация и внедрение результатов исследования изложено в семи публикациях, в том числе:

• в журнале «Научные и технические библиотеки», входящем в перечень рецензируемых ВАК;

• депонированной рукописи в ВИНИТИ (03.05.07 № 499-В 2007),.

• в выступлениях с докладами на Международных конференциях:

— «Новая формация специалиста сферы культуры и искусства: компетентность, творчество, конкурентоспособность» (г. Казань, 27 марта 2009 г.);

— «Духовно-нравственный потенциал современного общества в подготовке специалистов социально-культурной сферы третьего тысячелетия» (г. Казань, 28 апреля 2011 г.).

• в выступлении с докладом на Международном конгрессе «Тюрко-славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность», посвященном 40-летию КазГУКИ (г. Казань, 9−10 ноября 2009 г.).

• «Вестнике КазГУКИ» аспирантские чтения:

— «Молодежь, наука, культура: исследования и инновации» (г. Казань, 14 апреля 2006 г.);

— «Молодежь, наука, культура: прогностическая парадигма» (г. Казань, 18 апреля 2007 г.).

• в выступлении на методическом семинаре аспирантов и соискателей факультета информатики и медиатехнологий КазГУКИ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современное понимание региона основано на его типодея-тельной характеристике. Соответственно, возникают регионыэкономические, образовательные, культурные, корпоративные и так далее. В основу деления берется тот или иной приоритет типа деятельности. Именно по этому представляется правомерным рассмотрение корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона.

2. Позиционирование корпоративности в качестве среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона обусловлено изменениями современного общества и развитием инноваций. Под инновациями понимается совершенствование и трансформирование процессов, связанных с деятельностью организаций.

3. Стратегия корпоративности в контексте инноваций предполагает переход к глобальным процессам, важнейшую роль в которых будут играть: информация, знания и основанные на них компетенции, мобильная переориентация на изменяющиеся запросы общества, детальная научная проработка инновационных изменений с целью минимизирования инновационных рисков.

4. Критериями стратегии корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства и возможностями прогнозирования результатов её внедрения выступают компетентности (знания, ноу-хау, отношения) как индикаторы профессионального капитала библиотек-партнеров и как условие её реализации.

5. Условия и механизм менеджмента качества являются инструментом управления процессом внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона.

Объем работы: диссертационная работа изложена на 143-х страницах, включает: введение, три главы, заключение, 16 таблиц, 1 карту, 2 рисунка, список сокращений, список литературы, включающий 103 названия, 8 Приложений, 2 Акта внедрения.

3.4. Выводы к главе III.

1. В России и в регионах создается нормативно-правовое пространство деятельности библиотек, что способствует внедрению системы менеджмента качества работы и является условием формирования корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона.

2. Определены показатели и критерии оценки качества работы библиотеки, которые отражают социально-значимые результаты деятельности библиотеки. Анализ эффективности качества работы на примере НТВ института «ТатНИПИнефть» по данным библиотечной статистики, по качеству фонда, качеству каталогов, оперативности МБА, на основе анкетирования — удовлетворенность пользователей. Он позволил выявить слабые стороны деятельности библиотеки — это недостаточное комплектование отраслевой литературой, внедрение новых современных форм пропаганды книг, длительные сроки выполнения заказов МБА. Проведенный анализ и полученные результаты легли в основу разработки программы внедрения корпоративности в регионе.

3. Разработана программа внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства юго-востока Республики Татарстан, которая позволит библиотекам региона, улучшить качество обслуживания населения региона, объединит библиотеки региона, осуществит переход в новое информационное пространство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства юго-востока Республики Татарстан позволяют сформулировать следующие выводы:

Внешняя среда функционирования библиотек юго-востока Республики Татарстан формируется под воздействием бюджетной обеспеченности муниципальных образований, общей экономической ситуации в регионе, в республике, в стране и благоприятного инвестиционного климата. Выявлено, что чем больше муниципальный район, чем выше экономический потенциал муниципального района, тем меньше расходов выделяется из бюджета на культуру. Очевидно это связано с тем, что кроме муниципальных библиотек Министерства культуры, имеются библиотеки Министерства образования и науки, технические библиотеки предприятий и организаций. Например, Альметьевский муниципальный район — крупный центр нефтедобычи на юго-востоке Республики Татарстан, население 194 892 чел. Расходы муниципального бюджета в 2010 году на культуру составили 2,7% (2 293 030 тыс. руб.) от общего бюджета расходов, при доходах (включая безвозмездные поступления и доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности) — 2 288 770 тыс. руб. С развитием промышленного производства в городах региона происходит отток населения из сельской местности в город, что сказывается на демографической ситуации. Происходит сокращение численности сельского населения, концентрация населения в городах 70% (355 130 чел.) определила сосредоточенность библиотек в городах. В среднем на одну публичную библиотеку по региону приходится 2,7 тыс. человек по республике — 2,3 тыс. человек (50 место по РФ).

• Анализ функционирования корпоративных систем в Республике Татарстан убеждает в необходимости интенсификации процесса создания многовидовых региональных библиотечных систем. Объединение крупных областных, республиканских, вузовских библиотек в республике в корпоративные библиотечные системы имеет локальный характер, в них не участвуют библиотеки регионов. Основная причина сложившейся ситуации, которая является типичной и для библиотек других регионов России. Это слабое материально-техническое снабжение библиотек регионов, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие механизма внедрения корпоративности единого библиотечно-информационного пространства.

• Технология коммуникативного аудита библиотечных учреждений юго-востока Республики Татарстан использована для диагностики корпоративного развития библиотек региона. Проведенный коммуникативный аудит МУК «Межпоселенческой центральной библиотеки» Бугульминского муниципального района, позволяет сделать выводы, что библиотечные специалисты региона четко представляют себе основное предназначение библиотеки, проявили понимание цели их деятельности, ориентацию на региональные условия и внутренний потенциал библиотеки, среди населения создан положительный образ библиотек, о чём свидетельствуют публикации в местной периодической печати, выступления по местному телевидению, обращения к шеЬ-сайту библиотеки.

• Стратегия корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства и возможностями прогнозирования результатов её внедрения выступают компетентности (знания, ноу-хау, отношения) как индикаторы профессионального капитала библиотек-партнеров и как условие формирования единого корпоративного библиотечно-информационного пространства региона. Условия и механизм менеджмента качества являются инструментом управления процессом внедрения корпоративности как среды формирования единого библиотечно-информационного пространства региона.

• Нормативно-правовое регулирование библиотечной деятельности, является исходной базой менеджмента качества и основой формирования корпоративной системы библиотек юго-востока Республики Татарстан. Объектом исследования соответствия менеджмента качества в регионе стала научно-техническая библиотека института «ТатНИПИнефть». Определены показатели и критерии оценки качества работы библиотеки, отражающие социально-значимые результаты деятельности библиотеки. Разработана программа внедрения корпоративности формирования единого библиотечно-информационного пространства юго-востока Республики Татарстан, которая позволит библиотекам региона поэтапно провести переход в новое информационное пространство, улучшить качество обслуживания населения региона, объединит профессиональные усилия библиотек региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Е.Б. Библиотечные ресурсы удаленного региона в контексте системных трансформаций социума / Е. Б. Артемьева, Л. Ю. Данилова. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2008. -254 с.
  2. , Ю.А. ИСОО 9000 и современные российские библиотеки: возможно ли их взаимодействие? / Ю. А. Ахмадова // Библиотека. 2004. — № 3. — С.39−42.
  3. , Ю.А. Система менеджмента качества библиотеки: учебно-практич. пособие / Ю. А. Ахмадова. СПб.: Профессия, 2007. — 261 с. — (Библиотека)
  4. , Т.Ф. Информационное пространство библиотеки / Т. Ф. Берестова. М.: Либерия-Бибинформ, 2007. — 238 с. — (Библиотекарь и время. XXI век- вып. 76)
  5. , О.Ф. Реорганизация сети/ О. Ф. Бойкова // Библиотека. 2010. — № 2. — С.29−32
  6. , О.Ф. Стандартизация как инструмент правового регулирования библиотечной деятельности / О. Ф. Бойкова // Библиотека и закон: юридич. журн.-справ. М.: Либерия-Бибинформ, 2000. — Вып.9. — С.372−377.
  7. , Е.И. Библиотечное законодательство Российской Федерации: некоторые итоги развития на рубеже тысячелетия /Е.И. Борисова // Библиотека и закон: юридич. журн.-справ. М.: Либерия-Бибинформ, 2001. — Вып.11. — С.93−95.
  8. , В.В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учеб.-практич. пособ. / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. СПб.: Издательство «Профессия», 2004. — 303 с.
  9. , Р. История развития библиотек Татарстана: Вторая половина XX века. Становление и развитие сети государственных общедоступных библиотек/ Р. Валеев. Казань: Тат. книж. Издат., 2008. -142 с.
  10. , Ф.С. О корпоративных библиотечных системах и перспективах развития в России / Ф. С. Воройский // Информационные ресурсы России. 2001. — № 3−4. — С.7−10.
  11. , Ф.С. Создание корпоративной сети публичных библиотек Москвы: проблемы и решения / Ф. С. Воройский // Науч. и технич. б-ки. 2000. — № 12. — С.14−21.
  12. , Ф.С. Основы проектирования автоматизированных библиотечно-информационных систем / Ф. С. Воройский. М.: Физматлит, 2002. — 383 с.
  13. , О.Ю. Становление информационной службы предприятия (на примере компании ECL Telecom) / О. Ю. Гольдина // НТИ. Сер.1. 2009. — № 3. — С.14−18.
  14. , E.H. Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы и его воздействия на социокультурные изменения в обществе / E.H. Гусева // Информ. Бюл. РБА. -2008. № 49. — С.61−63
  15. ГОСТ Р ИСО 9001−2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2010. -32 с.
  16. ГОСТ Р ИСО 9004−2010. Подход на основе менеджмента качества. М.: Стандартинформ, 2011. — 41 с.
  17. , А.Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / А. Г. Гранберг. 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 495 с.
  18. , Е.Е. Эволюция миссии научно-технических библиотек в современных экономических условиях/ Е. Е. Долгополова // НТИ. Сер.1. 2009. — № 3. — С.6−11.
  19. , Ю.Н. Система управления качеством в биб-лиотечно-информационном пространстве / Ю. Н. Дрешер, Т. А. Атланова // Науч. технич. б-ки. 2005.- № 12. — С. 14
  20. , JI.A. Минимум управления, максимум управляемости: руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества / Л. А. Дубровина. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- 399 с.
  21. , Н.В. Концепция развития взаимодействия сельскохозяйственных библиотек / Н.В.Дунаева// Единое информационное пространство библиотек России: конф. РоссийАской библиотеч. Ассоциации, докл. и сообщ. СПб., 2002. -4.1. — С.238−239.
  22. Единогласно: год завершен успешно: конференция трудового коллектива ОАО «Татнефть» 24 января 2011 г. // Нефтяные вести. 2011. — 26 янв.
  23. , И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. Пособие / И. А. Ильяева, В. Н. Маркова. М.: КНОРУС, 2008. — 183 с.
  24. , Н.С. Региональное библиотековедение: науч. -практ. пособие / Н. С. Карташов. М.: Либерия, 2004. — 222 с. — (Библиотекарь и время. XXI век- вып. 12).
  25. , Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Ка-чанова. СПб.: Профессия, 2003. — 317 с. — (Библиотека).
  26. , С.Е. Научно-технические библиотеки США в начале 90-х годов / С. Е. Клещук // Науч. и технич. б-ки СССР. -1991. -№ 9. -С.16−22.
  27. , В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности (Маркетинг в системе управления библиотекой): учебное пособие / В. К. Клюев, Е. М. Ястребова. М.: Издательство МГУКИ, 2002. — 143 с. — (Современная библиотека- вып.1)
  28. , JI.A. Библиотека в структуре базовых социально-экономических процессов территории / Л. А. Кожевникова. Новосибирск, 2004. — 178 с.
  29. , Л.А. Методика региональных библиотековедческих исследований: социально-экономический и культурологический подходы: учеб.-метод. Пособие / Л. А. Кожевникова. Новосибирск, 2007. — 115 с.
  30. , Л.А. Экономика библиотечной деятельности в источниках и публикациях / Л. А. Кожевникова // Библио-сфера. 2006. — № 2. — С.43−49.
  31. , Л.А. Экономические ресурсы научных библиотек: моногр. / Л. А. Кожевникова. М.: Либерия-Бибинформ, 2006. — 190 с. — (Библиотекарь и время. XXI век- вып. 37)
  32. , М.В. Принципы менеджмента качества современной библиотеки: процессный подход / М. В. Коптяева // Науч. и технич. б-ки. 2009. — № 12. — С.27−35.
  33. Корпоративная библиотечная система Иркутского научного центра СО РАН / И. В. Бычков и др. // Науч. и технич. б-ки. -2000.-№ 10. -С.33−36
  34. , В.Н. Региональная диагностика: сущность, предмет и метод, специфика применения в современной России: ввод. Лекция предлагаемого учеб. курса // В. Н. Лексин // Рос. Экономии, журн. 2003. — № 9−10. — С.64−86.
  35. , И.Л. Новый инструмент оценки качества библиотечного обслуживания БЕКУСШАЬ/ЫЬСШАЬ/ И. Л. Линден // Науч. и технич. б-ки. — 2008. — № 4. — С.45−54.
  36. , О. Возможности метода 1лЬС>иАЬ: новая программа для увеличения эффективности работы / О. Макеева // Библиотека. 2010. — № 6. — С.38−42.
  37. , Б.И. Проблемы решения в области автоматизации в корпоративной телекоммуникационной библиотечной среде / Б. И. Маршак // Науч. и технич. б-ки. 2001. — № 3. -С.42−44.
  38. , С. Принципы юридического регулирования: Анализ действующего отраслевого законодательства/ С. Медведева // Библиотека. 2010. — № 7. — С.10−14.
  39. , С.П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности / С. П. Меньшикова. М.: Литера, 2009. — 93 с. — (Современная библиотека- вып. 48)
  40. , В.А. Коммуникационная политика библиотек содержание и особенности формирования / В. А. Минкина // Науч. и технич. б-ки. 2003. — № 6. — С.13−30.
  41. , Н.К. Аутсорсинг в развитии делового партнерства / Н. К. Моисеева, О. Н. Малютина, И.А. Москвина- под ред. Н. К. Моисеевой. М.: Финансы и статистика- ИНФРА-М, 2010. — 240 с.
  42. , И.К. Библиотеки Австралии / И.К. Наз-мутдинов // Науч. и технич. б-ки. 1996. — № 2. — С.90−100.
  43. , Л.В. Некоторые особенности и проблемы применения современных методик коммуникативного аудита / Л. В. Нургалеева, Л. Д. Тюлюпонова // Гуманитарная информатика: сб. ст. Томск: ТГУ, 2005. — Вып.2. — С.89−96.
  44. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 20 102 014 годы и на перспективу до 2020 года: Постановление КМ РТ от 31 августа 2009 г., № 502
  45. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Татарстан в 2010 г. // Экономический барометр. 2010. — № 12 (янв.-дек.). — С.11
  46. , Г. Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учебное пособие / Г. Б. Паршукова- ГБНТБ РАН. Новосибирск, 2004. С.137−151.
  47. , И.С. Информационные и библиотечные технологии: учебное пособие / И. С. Пилко. СПб.: Издательство Профессия, 2006. — 342 с.
  48. Программа социально-экономического развития на 2005−2010 годы. Казань, 2005. -332 с.
  49. Проект Библиотечной сети учреждений науки и образования Северо-Западного региона России 1Ш8ЬАЫе1 / А. И. Племник и др. // Науч. и технич. б-ки. — 1997. — № 11. — С.27−36.
  50. Публичная библиотека в условиях местного самоуправления: пособие / сост. Е. М. Борисов и др.- РГБ. М., 2000. — 112 с.
  51. , М.А. Новый взгляд на Сводные каталоги с точки зрения корпоративности / М. А. Рагимова // Науч. и технич. б-ки. 2002. — № 2. — С.13−16.
  52. , Н.М. Технические библиотеки в контексте формирования единого корпоративного информационно-библиотечного пространства региона / Н. М. Рахимова // Науч. и технич. б-ки. 2009. — № 7. — С. 21−26.
  53. , Н.С. Эффективность библиотечных сайтов/ Н. С. Редькина // Науч. технич. б-ки. 2010. — № 9. — С.56−66.
  54. , Л.М. Проблемы библиотечного обслуживания многонационального населения / Л. М. Резатдинова //
  55. Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство: материалы Междунар. форума библиотеч. Идей, Казань, 20−21 ноябр. 2008 г. Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. — С. 170−174.
  56. Сборник основных российских стандартов по библио-течно-информационной деятельности. СПб.: Изд-во „Профессия“, 2006. — 547 с. — (Библиотека)
  57. Справочник информационного работника / под общ. Ред. P.C. Гиляревского, В. А. Минкиной. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Профессия, 2007. — 584 с.
  58. Справочник библиотекаря. 2-е изд., исправ. И доп. -СПб.: Профессия, 2004. — 439 с.
  59. Стратегическая гибкость: пер. с англ. / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас. СПб.: Питер, 2005. -384 с.
  60. Татарский энциклопедический словарь / гл. ред. М. Х. Хасанов. Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1999. — 703 е., ил.
  61. Технология организации библиотечного консорциума пяти университетов Санкт-Петербурга / B.JI. Баранов и др. // Науч. и технич. б-ки. 2001. — № 3. — С.54−60.
  62. Указатель национальных, межгосударственных и международных стандартов: научно-техническая информация, библиотечное дело и издательское дело, управление документацией) // НТИ. Сер.1. 2010. — № 11. — С1−48.
  63. , Л.Р. Понять. Помочь. Принять / Л. Р. Фахриева // Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство: материалы Междунар. форума библиотеч. Идей, Казань, 20−21 ноября 2008 г. Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. — С.132−170.
  64. , Е.А. Критерий и показатели экономической эффективности и методика их применения в библиотечном деле: науч.-практ. пособ./ Е. А. Фенелонов. М.: Пашков дом, 2002. — 106 с.
  65. , В.В. О критериях и показателях экономической эффективности библиотечных фондов / В. В. Шилов // Науч. и технич. б-ки. 2010. — № 4. — С.28−40.
  66. , П.В. Менеджмент в схемах, таблицах и рисунках / П. В. Шеметов. Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2000. — 108 с.
  67. , Я.Л. Принципы построения автоматизированных систем и сетей: дис. в виде науч. докл. .док. тех. наук: Л0505.25: 05.25.03/ Я.Л. Шрайберг- ГПНТБ России. М., 1999. -40 с. — Библиогр.: 91 назв.
  68. , Я.Л. Российский OCLC на пути к интеграции в мировую информационную инфраструктуру / Я. Л. Шрайберг // Библиотека. -1996. № 1. — С.26−29.
  69. , Я.Л. Российский центр корпоративной? Аталогизации: состояние, разработки и перспективы реализации / Я. Л. Шрайберг // Науч. и технич. б-ки. 1997. — № 2. — С.5−16.
  70. , B.C. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа / B.C. Ефремов, И. А. Ханыков: Электронный ресурс. Режим доступа www.cfin.ru/press/management/2002−2/02.shtml. — Загл. с экрана.
  71. Концепция территориально экономической политики республики Татарстан: электронный ресурс. Режим доступа: www.mert.tatarstan.ru. — Загл. с экрана
  72. Корпоративная библиотечная сеть города Казани: Электронный ресурс. Режим доступа: www.libnet.ksu.ru. -Загл. с экрана.
  73. МУК „ЦБС“ Альметьевского муниципального района: Электронный ресурс. Режим доступа: www. almat-lib.ru. -Загл. с экрана.
  74. МУК Бавлинская ЦБС: Электронный ресурс. Режим доступа: www. bavlv-cbs.ru. — Загл. с экрана.
  75. МУК Бугульминская „Межпоселенческая центральная библиотека“: Электронный ресурс. Режим доступа: www. bugulma-lib.ru. — Загл. с экрана.
  76. МУК Лениногорская ЦБС: Электронный ресурс. -Режим доступа: www.lencbs.ru. Загл. с экрана.
  77. Национальная электронная библиотека Республики Татарстан. Сводный электронный библиотечный каталог: Электронный ресурс. Режим доступа: www.Kitap.tatar.ru. -Загл. с экрана.
  78. , Р. Измерение качества работы: Международное руководство по измерению эффективности работы университетских и других научных библиотеках» / Р. Полл, П. Бокхорста: Электронный ресурс. Режим доступа: www.unilib.neva.ru/dl/134/. — Загл. с экрана.
  79. Стратегия развития новые возможности: отчет об устойчивом развитии и социальной ответственности 2010: электронный ресурс. — Режим доступа: www.tatneft.ru. — Загл. с экрана
  80. Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Электронный ресурс. Режим доступа: www.msu.tatarstan.ru/ - Загл. с экрана.
  81. Andrews, К. The Concenpt of Corporate Strategy / К. Andrews // Irwin, Homewood, Iilinois, 1987.
  82. Cook, C. LibQUAL +: Service quality assessment in research libraries / C. Cook, F. Heath, B. Thompson, R.L. Thompson // IFLA Journal. 2001. — N 4. — P.264−268.
  83. Ferraris, E The nineties: new information themes in the industrial companies / E. Ferraris // Coll. Management. 1992. -Vol. 15, N 1−2. — P.73−77.
  84. Himmel, E.E. Are libraries (and librarians) kaput? / E.E. Himmel, W.Y. Wilson // Publ. Libr. Quart. 2001. — Vol.19, N 1. -P.3−9.
  85. Kinnell, M. Quality management and library information services competitive advantage for the information revolution / M. Kinnell // IFLA Journal. 1995. — Vol.21, N4. — P.265−273
  86. Prahalad, C.K., Hamel, G. The core competence of the corporation / C.K. Prahalad, G. Hamel // Harvard Business Review. 1990. — vol.68. — N3. — P.79−91
Заполнить форму текущей работой