Профессиональная переподготовка библиотечных кадров в России: становление и современное состояние
Технологическая модернизация библиотечного дела и повышение социального статуса библиотек обусловливают необходимость формирования новой кадровой политики в отрасли, в которой работающие специалисты должны постоянно решать все усложняющиеся профессиональные задачи для успешной деятельности применительно к необходимости внедрения новых информационных технологий. Система переподготовки библиотечных… Читать ещё >
Содержание
- Глава. Т. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
- 1. 1. Переподготовка библиотечных кадров: понятие, цели, методы, структура
- 1. 2. Формирование теоретических и методических представлений о профессиональной подготовке и переподготовке библиотечных кадров
- Глава II. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
- 2. 1. Условия и предпосылки возникновения переподготовки библиотечных кадров в контексте становления библиотечного образования в России
- 2. 2. Переподготовка библиотечных кадров в советский период
- Глава III. ПЕРЕПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3. 1. Общая характеристика современной системы переподготовки библиотечных кадров
- 3. 2. Основные формы, программы и методики профессиональной переподготовки
Профессиональная переподготовка библиотечных кадров в России: становление и современное состояние (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Современные библиотеки как никогда нуждаются в квалифицированных кадрах, поскольку стремительно меняются социальные приоритеты, модернизируются библиотечная техника и технология, меняются структура и содержание информационных запросов, появляются все новые виды документов. Библиотечные школы среднего и высшего учебного звена в новой ситуации слишком медленно перестраивают свою деятельность, значительная часть выпускников по объективным причинам уходит работать в другие сферы. Вместе с тем универсальные научные библиотеки не могут довольствоваться специалистами только библиотечного профиля. В силу особой специфики в таких библиотеках крайне востребованы специалисты с отраслевым образованием, однако они не имеют библиотечных знаний и нуждаются в переподготовке.
Кадровая библиотечная политика должна быть направлена не только на сохранение отраслевого профессионального потенциала, но и на создание корпуса специалистов новой формации, отвечающих современным требованиям социального заказа на профессиональные знания библиотечных работников. В свою очередь решение этой задачи предусматривает формирование соответствующей образовательной инфраструктуры, все более заметное место в которой начинает занимать система дополнительного профессионального библиотечного образования, одной из форм которой является профессиональная переподготовка.
Переподготовка библиотечных кадров, являясь составной частью системы непрерывного образования, нуждается в исследовании, оценке ее нынешнего состояния, выявлении положительного опыта, с тем чтобы вскрыть причины имеющихся недостатков, выработать прогрессивные модели обучения, спрогнозировать пути дальнейшего развития этой системы.
Реалии сегодняшнего дня заставляют по-новому посмотреть на систему профессиональной переподготовки как составную часть непрерывного образования библиотечных кадров. Ключевым моментом в ее модернизации является повышение качества подготовки обучающегося к профессиональной деятельности, при этом основной функцией выступает функция превращения образовательного процесса в реальный механизм развития личности.
Однако теоретические и методологические основы внедрения идей модернизации в системе профессиональной переподготовки разработаны недостаточно.
Современный этап развития системы профессиональной переподготовки библиотечных кадров является этапом анализа и обобщения, научного переосмысления, использования новых методологических подходов к проблемам обучения специалистов с небиблиотечным образованием.
Имеются трудности и сложности с определением как общей, так и локальной стратегий поиска оптимальной модели обучения в системе профессиональной переподготовки библиотечных кадров, что требует внесения изменении в содержание, структуру и организацию подготовки будущего специалиста к новому виду профессиональной деятельности.
Проблемная ситуация в системе переподготовки библиотечных кадров с выражается в противоречии между: потребностями в обеспечении качества профессиональной переподготовки библиотечных кадров и отсутствием целостной системы ее функционирования в общей структуре непрерывного образования на поствузовском этапенедостаточном законодательном, регулировании этой деятельности;
— потребностями внедрения прогрессивных моделей обучения в систему профессиональной переподготовки и традиционными подходами организации учебного процессаотсутствием критериев эффективности и качества переподготовки, научных основ переподготовки кадров в библиотековеденииориентацией структур профессиональной переподготовки на государственные стандарты и личностными образовательными потребностями обучающихся.
Наличие проблемной ситуации в сфере переподготовки кадров определяет актуальность данного исследования.
Разработанность темы. Одним из первых публичных выступлений, посвященных подготовке специалистов библиотечного дела, был доклад «О профессиональной подготовке библиотекарей» Л. Б. Хавкиной, которая в 1904 году выступила на Третьем Всероссийском съезде деятелей по профессиональному и техническому образованию, где впервые предложила проект организации библиотечного образования в России. Отдельные фундаментальные исследования, посвященные переподготовке библиотечных кадров, отсутствуют. Проблема переподготовки кадров рассматривается фрагментарно в литературе, посвященной профессиональной подготовке работников библиотек. Формирование системы повышения" квалификации и переподготовки библиотечных кадров в нашей стране относится к началу 1920;х гг. XX века. Именно в этот период были выработаны основные принципы ее построения. Первая дискуссия проводилась на страницах журнала «Красный библиотекарь» (1924 г.) В 1925 г. были изданы «Программные материалы по подготовке и повышению квалификации ликвидаторов неграмотности, библиотекарей и клубных работников». В нем определялись основные задачи системы, сроки, формы повышен я квалификации. Оно утверждало основные правила построения системы: обязательность, плановость, непрерывность, массовость. И все же повышение квалификации библиотечных работников в этот период, как отмечала Ф. Э. Доблер, продолжало носить эпизодический характер [87].
Работы Н. К Крупской [153], Л. Б. Хавкиной [310], Ф. Э. Доблер [87], А. А. Покровского [216], М. И. Слуховского [242], В. Э. Банка [28], были отчасти посвящены подготовке и переподготовке библиотечных работников в условиях военного времени и первых послереволюционных лет. Эти труды рассматривают переподготовку кадров не столько в профессиональном смысле слова, сколько в смысле идеологического перевоспитания библиотечных кадров и обучения навыкам библиотечного воздействия на характер и качество чтения.
Среди немногочисленных работ, посвященных истории организации и первым годам работы Высших библиотечных курсов как формы переподготовки библиотечных кадров можно назвать труды В. Э. Банка «Е. Н. Добржинский и высшие курсы библиотековедения» [28], «Подготовка научных библиотекарей» [29], изданные в 1926 году.
В годы войны и послевоенного восстановления страны вопрос переподготовки кадров решался практически, но его теоретическое осмысление отсутствовало. В 1940;1960 гг. активно развивалось библиотечное ученичество как наиболее эффективная форма подготовки/переподготовки кадров.
Новым периодом в изучении подготовки и повышении квалификации, куда входила и переподготовка библиотечных кадров как одна из форм, стали 1960;1980;е годы XX века.
В 1970;е гг. определились системные черты, основные формы повышения квалификации, получившие разработку у ряда авторов (А.Н. Ванеева [47, 49], И. М. Фрумина [308], Е. К. Высоцкой [62], А. Я. Водолазской [60], и др.). Для них характерен комплексный подход к проблеме, при котором система повышения квалификации рассматривается как часть общей системы образования и переподготовки кадров. Этот период характеризуется масштабными исследованиями, инициированными методическими центрами страныГосударственной библиотекой СССР им. В. И. Ленина, Государственной публичной библиотекой РСФСР им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и институтами культуры.
В 70-е годы различные аспекты образования библиотечных кадров рассматривает Ю. В. Григорьев [78]. Его труды посвящены не только проблемам образования того времени. Они замечательны еще тем, что в них исследованы вопросы зарождения и развития библиотечного образования в.
России, начиная с XVIII века. Им изучена и проанализирована деятельность таких личностей как Ф. С. Салтыков, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, Б. М. Салтыков, М. И. Салтыков, М. И. Антоновский, Ф. Ф. Рейсе, В. И. Собольщиков, B.C. Сопиков, С. И. Селивановский, Н. К. Крупская, Л. Б. Хавкина, а также ряд менее известных деятелей в области подготовки библиотечных кадров.
Большое внимание вопросам подготовки библиотечных специалистов уделял К. И. Абрамов. Помимо статей по актуальным вопросам библиотечного образования, в своих трудах он рассматривал вопросы библиотечного образования как составную часть истории библиотечного дела.
Позднее в 1980;е гг. предпринимались усилия по совершенствованию системы повышения квалификации в соответствии с изменениями внешней среды, стали востребованными активные формы обучения (И.С. Геллер, А.С. Побежимова).
Серьезным исследованием содержания обучения на Высших курсах библиотековедения Государственной публичной библиотеки (ныне РНБ) является диссертационное исследование В. А. Симоновского «Становление и развитие советского книговедения в 1920;1930 гг.: в связи с подготовкой книговедческих кадров» [240]. В диссертации основное внимание уделено преподаванию цикла книговедческих дисциплин на ВБК РНБ, деятельности предметной комиссии по книговедению.
Библиотечной профессии посвящена монография А. С. Чачко «Библиотечный специалист: особенности труда и профессионализации» (1986 г.). Автором проанализирована специфика профессиональной деятельности библиотечных специалистов, обобщены профессиональные требования к ним и даны рекомендации по повышению квалификации кадров, введению в библиотечную профессию молодых специалистов [318].
Модель библиотечного образования и концепция реформы библиотечной школы разрабатывались коллективом исследователей Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. Непосредственное отношение к формированию перспективной концепции библиотечного образования имеют работы А. Н. Ванеева [47], А. В. Соколова [244], JI.B. Трапезниковой [291], B.C. Крейденко [149] и других ученых.
В последнее десятилетие XX века в центре внимания специалистов находятся, прежде всего, подготовка методических и учебных материалов специально для слушателей курсов повышения квалификации, обеспечение возможности повышения квалификации, взаимосвязь учреждений повышения квалификации с научно-исследовательскими центрами и библиотекаминосителями передового опыта, функционирование системы повышения квалификации в регионах и т. д.
Проблемы образования рассматривает Ю. Н. Столяров: от характеристики первой древнерусской учебной библиотеки, созданной Евфросиньей Полоцкой в XII веке, деятельности первого российского государственного библиотекаря И.-Д. Шумахера (XVIII в.) до современной государственной кадровой библиотечной политики. Он уделяет внимание углубленной разработке «библиотечного персоналоведения» как частной библиотековедческой дисциплины. Большой интерес представляют его исследования по истории становления отечественного библиотечного образования.
Переподготовку библиотечных специалистов как одну из форм повышения квалификации библиотечных работников с небиблиотечным образованием рассматривает Э. Р. Сукиасян [267]. Детально изучив библиотечную работу и образование в США, не отрицая того, что высшее библиотечное образование необходимо в нашей стране, он полагает, что библиотекам нужны специалисты-отраслевики, а для работы в библиотеке повышать их квалификацию должны библиотечные школы, созданные по американскому образцу.
Вопросы проблемного обучения в системе повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров обстоятельно и углубленно рассматривает Т. Я. Кузнецова [156−160].
Ю.Н. Дрешер занимается вопросами повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров медицинских библиотек. Ею разработаны тематический план, учебная программа и методические материалы для работников с высшим небиблиотечным образованием. Основная работа ведется в библиотерапевтическом направлении [93].
Т.А. Жданова [104] работала над проблемами повышения квалификации кадров в библиотеках Сибири и Дальнего Востока и развития системы непрерывного образования, осветив поиски и достижения региональной переподготовки библиотечных кадров.
JI.C. Мартынова [184] занимается вопросами непрерывного образования библиотечных кадров с учетом специфики национальной библиотеки страны.
Деятельность Высших библиотечных курсов (ВБК) РГБ отражена и в ряде публикаций автора данной диссертации [96−100], JI.C. Мартыновой [184], Л. Н. Тихоновой [287]- ГПНТБ СО РАН — Е. Б. Артемьевой [17], Т. А. Ждановой [104].
Диссертация Е. В. Тихоновой «Библиотеки в системе дополнительного профессионального образования» (2006 г.) заслуживает особого внимания. Автор представляет Высшие курсы библиотековедения (ВКБ) как самостоятельный компонент системы библиотечного дополнительного профессионального образования (ДПО), который обеспечивает реализацию образовательного процесса специалистов с небиблиотечным базовым образованием. В работе проведен глубокий анализ истории организации и функционирования ВКБ РЫБ, которая является неотъемлемой частью истории развития высшего и дополнительного профессионального образования. Утверждается, что организация Высших курсов библиотековедения имела не только местное, но и государственное значение. Курсы оказали реальное влияние не только на подготовку профессионалов-библиотекарей, но и на развитие библиотековедения и на библиотечную практику в целом [286].
В целом все работы по различным аспектам деятельности ВБК рассматривают специфические проблемы конкретных библиотек. Отсутствие сравнительных исследований деятельности ВБК требует научного обращения к этой проблематике.
Полностью отсутствуют работы, анализирующие правовое положение и статус библиотечных кадров, прошедших переподготовку.
Специально данной проблеме посвящены только публикации диссертанта [95−100]. В них рассматривается история и основная проблематика переподготовки библиотечных кадров, обоснованы предложения по ее совершенствованию.
Анализ изученной литературы свидетельствует о высоком интересе исследователей к разработке проблем переподготовки библиотечных кадров, особенно в системе дополнительного профессионального образования.
Трактовка термина «профессиональная переподготовка» дается в публикациях Э. М. Никитина, вкладывающего следующий смысл в это понятие: «Переподготовка — получение новой специальности или квалификации путем освоения профессиональных или дополнительных программ» [200]. Важно и замечание свою очередь, А. С. Арзуханова о том, что дополнительное профессиональное образование библиотечных работников не является самостоятельным уровнем профессионального образования. Обучение по программам дополнительного образования возможно только при наличии обязательного базового общего и специального среднего, высшего и послевузовского образования [15].
В определении Э. М. Никитина акцентируются такие стороны понятия «переподготовка» как: 1) получение новой специальности или квалификации- 2) освоение профессиональных или дополнительных программ.
Однако анализ существующей литературы показывает, что в ней не раскрывается в полной мере содержание доминантного понятия «профессиональная переподготовка».
Задача исследования заключается в проведении анализа состояния переподготовки библиотечных кадров в нашей стране как составной части библиотечного образования и выработке рекомендаций по совершенствованию переподготовки библиотечных кадров.
Научная задача решается в следующей последовательности:
— осуществить исторического анализа зарождения и развития переподготовки библиотечных кадров в нашей стране;
— уточнение содержания и структуры функционирования и развития системы профессиональной переподготовки, определение ее научных основ;
— конкретизация определений доминантных терминов исследованияанализ состояния современной системы профессиональной переподготовки для выявления наиболее перспективных моделей обучения.
Объектом исследования выступает переподготовка специалистов, не имеющих базового библиотечного образования.
Предметом исследования являются эволюция и современное состояние переподготовки библиотечных кадров.
Основное внимание в диссертации уделяется анализу работы Высших библиотечных курсов (ВБК) Российской государственной библиотеки как формы переподготовки специалистов с небиблиотечным образованием в условиях библиотек. Исследуется также опыт в области переподготовки и повышения квалификации Российской национальной библиотеки (РНБ), Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН, Новосибирск), Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ — с 2008 года она именуется Академией инновационных программ в сфере культуры и искусств), Государственной публичной научно-технической библиотеки Российской Федерации (ГПНТБ России), универсальных научных библиотек.
Гипотеза исследования: система переподготовки библиотечных кадров является эффективным способом решения кадровой библиотечной проблемы, по масштабам сопоставимой с системой их подготовки.
Эффективность и качество функционирования этой системы напрямую зависит от разработки в библиотековедении научных основ переподготовки с учетом специфики небиблиотечного базового образования и направленности деятельности библиотек.
Научная новизна. Воссоздана картина возникновения и развития профессиональной переподготовки библиотечных работников в Российской Федерации, свидетельствующая о том, что система переподготовки является серьезным подспорьем в кадровом обеспечении крупнейших универсальных научных библиотек (в меньшей степени она значима для решения кадровой проблемы в библиотеках других типов и видов). Раскрыты психолого-педагогические особенности контингента обучающихся, специфика учебного процесса на Высших библиотечных курсах.
Уточнено понятие «переподготовка библиотечных кадров», а также ряд терминов, связанных с подготовкой и повышением квалификации библиотечных работников.
Выявлены основные факторы, содействующие организации обучения специалистов с высшим небиблиотечным образованием в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) на базе крупных и крупнейших научных библиотек: организащтонно-правовое обеспечение деятельности этой системы, квалифицированный корпус преподавателей, современная материально-техническая база, источники профессиональной информации, тесные контакты с другими библиотеками федерального уровня, ведущими методическими и образовательными центрами, высшей профессиональной школой.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении библиотековедения новыми научными фактами, позволившими на их основе разработать теорию, методику и организацию переподготовки библиотечных кадров.
Практическая значимость заключается в том, что основные положения диссертации применяются в деятельности Высших библиотечных курсов РГБ, где диссертант является организатором учебного процесса. Программы, формы и методы Высших библиотечных курсов РГБ в целом соответствуют потребностям контингента слушателей при переподготовке библиотечных кадров в системе дополнительного профессионального образования и служат образцом для программного обеспечения аналогичных учебных структур в других библиотеках страны.
Достоверность исследования обеспечена применением комплекса методов, адекватных цели и задачам работы, тщательностью подбора источников исследования, их репрезентативностью и объективностью их анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации и отдельные результаты исследования были представлены автором в виде докладов на VII Ежегодной Конференции Российской библиотечной ассоциации (Ярославль, 12−18 мая 2002 г.), на Румянцевских чтениях 2002 г. По теме исследований автором был опубликован ряд статей и тезисов докладов. Апробация осуществляется также в виде организации учебного процесса Высших библиотечных курсов РГБ на протяжении последних 15 летстатистические данные Учебного центра РГБ. На защиту выносятся следующие положения:
1. Отечественная система переподготовки библиотечных кадров ведет начало с 1913 года. Она охватывает библиотеки всех типов и видов, все направления библиотечной деятельности. Первый период развития системы переподготовки библиотечных кадров был синкретичным: образовательные структуры выполняли одновременно, но для разного контингента слушателей, функции подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. Начиная с 1920;х гг. обозначилась дифференциация этих функций. Подготовка библиотечных кадров закрепилась за учебными заведениями разного уровня (техникумы, училища, институты, колледжи и т. д.). Для системы же переподготовки оптимальной оказалась курсовая система.
2. Профессиональная переподготовка — одна из форм системы дополнительного профессионального образования, направленная на повышение уровня профессиональной подготовки путем получения специальных знаний, умений и компетенций, необходимых специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности и его квалификационного роста.
3. Основой успешной переподготовки библиотечных специалистов служит государственный образовательный стандарт для библиотечно-информационных высших учебных заведений, адаптированный применительно к объему учебной нагрузки и специфике курсов переподготовки и обогащенный опытом библиотеки — учредителя Курсов.
Технологическая модернизация библиотечного дела и повышение социального статуса библиотек обусловливают необходимость формирования новой кадровой политики в отрасли, в которой работающие специалисты должны постоянно решать все усложняющиеся профессиональные задачи для успешной деятельности применительно к необходимости внедрения новых информационных технологий. Система переподготовки библиотечных кадров должна представлять со бой многофункциональную, преемственно-взаимосвязанную структуру адапта ции специалистов к меняющимся социальным условиям. Этот механизм функ ционирует и развивается в достаточно однородном образовательном простран стве, включая начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Эта образовательная отрасль формировалась в течение многих десятилетий и в на стоящее время представляет совокупность образовательных учреждений, осу ществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку работников библиотек разных образовательных уровней. Сфера дополнительного профессионального образования, включая переподготовку кадров, с ее разнообразием учебных программ для различных категорий библиотечных работников может служить экспериментальной площадкой для реализации инновационных проектов и творческих идей, направленных на развитие библиотечного дела в России. Сегодня содержание многих сфер деятельности быстро устаревает и поэтому должно быть предметом постоянного внимания специалиста. Особенно остро эта проблема стоит в информационной индустрии. Поэтому в XXI веке преимущество перед другими библиотеками будут иметь те из них, которые вложили значительные средства в отбор и подготовку сотрудников, наиболее подходящих для выполнения соответствующих видов работ. В процессе получения дополнительного профессионального образования наряду с уже полученными знаниями и личностными качествами закладываются новые профессиональные навыки, которые формируют необходимую профессиональную компетенцию специалиста. Одной из задач системы переподготовки библиотечных кадров на нынешнем этапе является формирование профессиональной культуры и целевых установок специалиста. Востребованность учреждений в переподготовке библиотечных кадров определяется социальным заказом, ресурсным обеспечением учреждения (кад ровым, материально-техническим, информационным), готовностью к осуществлению качественного образовательного процесса. Интеграция базово го и дополнительного образования значима для любой профессиональной об ласти, что подразумевает гибкость при профессиональной адаптации и творческую активность специалистов при работе в библиотеке. После окончания Высших библиотечных курсов специалист с небиблио течным базовым образованием получает равные права и возможность карьерно го роста наряду с библиотечными специалистами. Дальнейшее продвижение по карьерной лестнице зависит уже от самого человека, от его способности раз виваться в избранной области. На период учебы Высшие библиотечные курсы объединяют из разных библиотек и отделов коллег, которые хотят научиться решать проблемы, с кото рыми они ежедневно сталкиваются в своей профессиональной деятельности. Помимо этого, переобучение способствует формированию новой профессио нальной культуры, так как очень важно, чтобы коллектив был не только про фессионально образован, но и профессионально воспитан на лучших традициях библиотечного дела. При внедрении конкретной модели учебной программы по переподготовке библиотечных кадров необходимо учитывать ее соответствие целям переподготовки (адекватность профессионально-образовательных про грамм), вариативность и возможность непрерывного обновления содержания, форм и методов профессионального обучения, степень его интегрированное&tradeв общемировую образовательную систему. Важно таюке учитывать степень соот ветствия выбранной модели сложившейся ситуации в библиотечной практике. Обязательными условиями при составлении образовательной программы является научная обоснованность, четкость изложения авторского курса, после довательность, логичность, аргументированность и системность его реализа ции, научно-педагогическая компетентность изложения, профессиональная со стоятельность автора, приближенность к реалиям жизни, интересам и запросам специалистов. Одним из основных факторов при разработке программ переподготовки в системе непрерывного образования в библиотеках является ориентация на профильные учебные заведения. Организационные принципы вузов автоматически переносятся на Высшие библиотечные курсы, но библиотека ;
совершенно иная структура, где должны быть свои подходы к обучению. Здесь необходимы как предметно-тематические курсы, близкие по содержанию к про граммам дисциплин учебных заведений, так и позволяющие освоить накоплен ный опыт, которым вузы не могут владеть при всем их желании. Для дальнейшего совершенствования системы переподготовки кадров необходимо решить ряд правовых вопросов, определяющих роль и место библиотек в системе дополнительного профессионального образования, характер взаимодействия между библиотеками и учебными заведениями. Отрицательно сказывается на переподготовке и отсутствие нормативных документов, которые ставили бы деловую карьеру специалиста в прямую зави симость от регулярности обновления им знаний на различных уровнях непре рывного образования. Хорошим стимулом к направлению на профессиональ ную переподготовку работников библиотек, не имеющих специального образо вания, являются тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации, утвержденные Мин труда России в 1995 г. Но соответствующей реакции со стороны библиотек по ка не последовало, хотя в других отраслях подобные документы служат серьез ным основанием для включения механизма обязательной переподготовки кад ров по стандартизированным образовательным программам.1Л «-> Одной из самых насущных задач сегодня является обобщение и анализ накопленного различными библиотеками опыта: различные варианты учебных планов и программ ВБК, реализуемые в крупных научных библиотеках, свидетельствуют о необходимости систематического обмена опытом при пере подготовке сотрудников библиотек. Еще одна проблема — вопросы научно-методического и информационно методического обеспечения. В настоящее время отсутствует система распространения учебных пособий, разработанных или адаптированных специ ально для сотрудников с высшим небиблиотечным образованием. Правда, от сутствие учебных пособий может быть компенсировано библиографическими базами данных. Специализированные электронные ресурсы, наряду с традици онными печатными источниками, служат научно-исследовательской базой ;
полноценным источником информации в процессе получения дополнительного профессионального библиотечного образования. Новая социально-культурная парадигма и технологическая модернизация библиотечного дела являются основными предпосылками формирования новой профессионально-образовательной политики в отрасли. Совершенствуются дидактические подходы, содержание, методика, технология, программное и информационное обеспечение учебного процесса на всех уровнях специального библиотечного образования. Компенсаторная функция дополнительного профессионального библиотечного образования определяет особенности его целевой ориентации, содержания, организации и методико-педагогических приемов обучения. В частности, если среднее и высшее профессиональное образование базируется на нормативных принципах и нормативной дидактике, то дополнительное ;
преимущественно на концепции инновационного обучения, что означает активизацию процессов социализации личности, включая и ее профессиональную социализацию — важное условие развития не только профессионального библиотечного сообщества, но и повышения социального статуса отрасли в целом. В образовательном процессе наиболее заметную роль играют междисциплинарные знания, что отражает интеграцию профессиональной, научной и практической сфер, социума и новейших технологий. Эти знания составляют основу специализированных, проблемно-ориентированных курсов, которые, как правило, максимально открыты для библиотечной инноватики. В зависимости от характера профессиональной деятельности обучаемого, объема и этапов, решаемых им производственных задач предусматривается оперативная корректировка учебного плана. Необходима также координация деятельности всех учреждений, имеющих отношение к переподготовке библиотечных кадров как на федеральном, так и на региональном уровнях. Такая координация предполагает согласованные действия по формированию коштшгента слушателей и разработке учебных планов и программ нового поколения с учетом реализации общероссийских либо региональных библиотечных задач и проектов, мониторинговые акции по диагностике кадровой ситуации в отрасли. Таковы основные пути развития системы переподготовки работников в небиблиотечным образованием в рамках дополнительного профессионального библиотечного образования, от которого напрямую зависит успешная модернизация библиотечного дела в стране. Если говорить конкретно о Высших библиотечных курсах РГБ, то они на протяжении ряда десятилетий сохраняют свое основное, первоначальное назна чение — служить базой для получения профессиональных знаний специали стами с небиблиотечным образованием, работающих в системе научных биб лиотек. Российская государственная библиотека способна готовить профессио налов, демонстрирующих стабильно высокие результаты работы. Но при этом остро встает вопрос о подготовке и переподготовке преподавателей для Высших библиотечных курсов. Необходимость интеграции образовательных процессов с практической деятельностью выдвигает Высшие библиотечные курсы в разряд основных по сравнению с другими формами дополнительного профессионального образования (ДПО). Успешность их функционирования в крупных научных библиотеках определяется комплексом факторов, среди которых наибольшее значение имеют уровень обеспеченности ресурсами (кадровыми, информацион ными, материально-техническими).Важным инструментом управления качеством образовательного процесса может стать создание при Российской библиотечной ассоциации (при секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования) соответствующей комиссии по сертификации наиболее значимых образовательных программ переподготовки и повышения квалификации на региональном уровне. Определенная доля свободы при формировании образовательной политики каждой из трех библиотек, имеющих Высшие библиотечные курсы (РГБ, РНБ и ГПНТБ СО РАН) в рамках общей концепции дополнительного профессионального образования позволяет самостоятельно разрабатывать про граммы и учебные планы, определять формы и методы занятий для специали стов с небиблиотечным образованием. При этом библиотеки должны стремить ся максимально учитывать имеющиеся у слушателей образование и опыт. В то же время восприятие слушателями библиотечной теории и практики во многом зависит от полученного ранее базового образования. По закону каждый сотрудник библиотеки обязан повышать свою квалификацию каждые 5 лет. И объем его подготовки должен укладываться минимум в 72 учебных часа. А если учесть, что штат РГБ составляет 3000 человек, то, соответственно, необходимо обучать как минимум 600 человек в год. Из них по программе переподготовки — 240 человек, т.к. 40% от общего числа — сотрудники библиотеки — имеют высшее и среднее профессиональное небиблиотечное образование (в приложении 2 приведены статистические данные профессионального образовательного уровня сотрудников РГБ). На сегодняшний день условий для этого нет, а именно — нет соответствующего финансирования, недостаточно учебных площадей, оборудования, наполненности кадрового потенциала. Иными словами, закон в части переподготовки и повышения квалификации не выполняется. Поэтому одна из первоочередных задач, стоящих перед управлением кадров РГБ, состоит в разработке предложений по обучению, переподготовке и повышению квалификации библиотечных работников. Администрация РГБ старается уделять соответствующее внимание деятельности Учебного центра. В частности, в мае 2008 года на заседании учебного совета РГБ обсуждался проект концепции модернизации Учебного центра в свете тенденций развития образовательной и инновационной деятельности в стране, рассматривались основные цели и задачи модернизации образовательной деятельности Библиотеки, механизмы реализации концепции. Принятие защищаемых положений и высказанных предложений послужит поднятию системы переподготовки библиотечных кадров на следующую, более высокую степень.
Список литературы
- Современные подходы к управлению деятельности библиотек-
- Современные тенденции развития автоматизированных корпоративных библиотечно-информационных систем и технологий-
- Библиотечно-информационное обеспечение области права-
- С какой установкой вы начали обучаться на Высших библиотечных курсах.
- Выскажите мнение об учебном плане и изученных предметах.
- Оцените уровень квалификации преподавательского состава.
- Насколько вас устраивает диплом о профессиональной переподготовке.
- Насколько адекватна стоимость обучения полученным знаниям.
- История библиотечного дела
- Библиографическая деятельность библиотеки11. Библиотечно-информационное обслуживание
- Официальные и нормативные документы: характеристика источников и методика поиска. Использование справочно-правовых систем в информационно-библиографическом обслуживании
- Экономика библиотечной деятельности
- Основы библиотечной психологии
- Комплексная безопасность библиотек
- Аналитико-синтетическая обработка документов.
- Информационные ресурсы гуманитарной тематики.
- Информационные ресурсы общественно-социальной тематики
- Информационные ресурсы научно-технической тематики
- Информационные ресурсы по библиотечному делуДля сотрудников научных отделов набор был иным:
- Организация научных исследований в библиотечной и информационной науках
- PR связи с общественностью
- Государственная политика в области библиотечного дела
- Проблемы развития крупнейших национальных библиотек мира
- Всемирная история библиотек
- Правовые основы и организация деятельности библиотек