Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов: К. Кулиев, А. Кешоков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наука формирует так называемую «картину мира». Для «картины мира» характерен объективный подход, формирование представлений о мире, взятом самом по себе. Философия же и искусство обращаются к мировоззренческим, бытийным аспектам картины мира, выражают отношение человека к миру. В итоге, мы получаем не просто знание, но знание, облаченное в ценностные, а если говорить об искусстве, в эстетические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ЧЕЛОВЕК И МИР: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Картины мира
    • 1. 2. Человек как основная категория философии и предмет литературы
  • Глава II. СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЭЗИИ 1960−80-х ГОДОВ
  • П. 1. Русская поэзия второй половины XX века в решении проблемы мира и человека
  • П. 2. Проблемно-тематический аспект концепции мира и человека в северокавказской поэзии 1960−80-х годов
  • Глава III. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПОЭЗИИ КАЙСЫНА КУЛИЕВА
    • III. 1. Лирика Кайсына Кулиева в контексте балкарской поэзии 1960−80-х годов
  • Ш. 2. Философские аспекты лирики Кайсына Кулиева
  • Глава IV. ЭТИКО-ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПОЭЗИИ АЛИМА КЕШОКОВА
    • IV. 1. Лирика Алима Кешокова в контексте кабардинской национальной поэзии 1960−80-х годов
    • IV. 2. Эволюция философских представлений в лирике
  • Алима Кешокова
  • ТУЗ. Философское осмысление морально-этического кодекса человека в лирике Алима Кешокова

Художественная концепция мира и человека в кабардинской и балкарской поэзии 1960-80-х годов: К. Кулиев, А. Кешоков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение искусства стало закономерным и необходимым этапом эволюционного развития человечества. Древний человек, зачастую бессильный перед непонятными, порой враждебными ему силами окружающего мира, смог противопоставить ему свое могущество — умение воспроизводить его в художественных образах, через искусство познавать окружающий мир и себя самого. Искусство с одной стороны субъективно, ибо отражает мир так, как его видит человекс другой же стороны, оно создает надсубъективные ценности, поскольку всегда ведет поиск человечески общезначимого, надвременного. Искусство возвращает аналитически расщеплённому, препарированному наукой миру изначальную целостность, гармонизирует его, выступает хранителем культуры, личности, жизненного опыта человечества.

Главная тема искусства и его основная ценность — обращенность к человеку, в отношении к которому художественно воплощаются все вещи и явления. Искусство в разных своих проявлениях отражает человеческий взгляд и отношение к миру, является своеобразным зеркалом, в котором человек видит себя не только в своем настоящем, но и в опыте прошлого и заложенной в нем перспективе своего будущего. Таким образом, человекэто основная тема и главный предмет искусства, творец эстетического пространства и одновременно его смысловое ядро.

Проблема человека, смысл его бытия были ключевыми вопросами на протяжении всей истории развития человечества. В трудах философов, начиная от древности и кончая современностью, можно найти размышления относительно природы человека и его сущности. Данная тема была, остается сегодня и, наверняка, будет актуальной во все времена. Проблема человеческого бытия и его взаимоотношения с миром стала такой же «вечной проблемой» мировой философии, а затем и литературы, как проблема жизни и смерти, Бога, любви и т. д.

На разных этапах развития человечества данный вопрос получал различное решение, научные и философские трактовки. Создавались новые концепции, отменялись старые — неизменными оставались актуальность проблемы и общечеловеческий интерес к ней.

В течение XX века и на рубеже XX—XXI вв.еков, резко возросло внимание к проблеме человека. Критическое отношение к современной науке и естественнонаучному подходу к изучению человеческого мира, осознание его ограниченности привели к переориентированию философии с науки на культуру в целом. Осуществляемый в настоящее время цивилизованный поворот, трансформация индустриальной цивилизации в информационное общество резко повышают роль человеческой индивидуальности, творческого начала в человеке в развитии всех сфер общества [158, 212]. Это приводит к обостренному вниманию, к экзистенциальной проблематике.

Наука формирует так называемую «картину мира». Для «картины мира» характерен объективный подход, формирование представлений о мире, взятом самом по себе. Философия же и искусство обращаются к мировоззренческим, бытийным аспектам картины мира, выражают отношение человека к миру. В итоге, мы получаем не просто знание, но знание, облаченное в ценностные, а если говорить об искусстве, в эстетические формы. Краеугольным становится не изучение мира как такового, а смысл бытия человека в мире. Человек перестает быть вещью среди вещей, явлением среди явлений, но признается субъектом, способным к изменению мира и самого себя. Человек рассматривается в широком контексте всевозможных взаимодействий и взаимоотношений с миром, в проявлении уникальных особенностей, присущих только человеку и никому более.

Актуальность темы

исследования. 1960;80-е годы характеризуются устойчивым интересом к поэтическому слову. Национальная поэзия отличается разноплановостью и разнохарактерностью художественных тенденций, существующих в художественном единстве с определяющей поэтической школой — реалистической. Подобная разнонаправленное гь литературных явлений одного хронологического промежутка усложняет исследование национальной литературы второй половины XX века и создание обобщающих работ по ней. Это определяет необходимость научно-теоретического осмысления творчества наиболее ярких поэтов — представителей столь неоднозначной и сложной литературной эпохи.

Общеизвестен тот факт, что стадиальное развитие новописьменных литератур изначально носило запаздывающий характер. Однако в конце 1960 — начале 1970;х годов северокавказские литературы, в числе которых кабардинская и балкарская, достигли определенного уровня и вписались в контекст сложившихся, самостоятельных, самобытных национальных литератур страны, развитие которых характеризовалось синтезом общих для отечественной многонациональной литературы черт, явлений, традиций с ярко выраженными специфическими особенностями.

Преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, резко изменили ситуацию. Можно с уверенностью говорить о смещении активности культурной жизни страны из центра на так называемую «периферию». Появляется все больше авторов — выходцев из малых народов, чье творчество определяет общие тенденции и вектор развития литературного процесса рубежа ХХ-ХХ1 веков.

В этой связи актуализируется внимание исследователей к культуре регионов, возникает повышенный интерес к национальным литературам страны. При этом анализ современного состояния национальной словесной культуры требует системного подхода, обращения не только к литературе сегодняшней, но к исследованию ее истории. Этим обусловлено бурное развитие национального литературоведения, в том числе литературоведения северокавказского.

Очевидно, что изучение основных тенденций эволюции и закономерностей функционирования национальных литератур предполагает обращение к творчеству наиболее ярких их представителей, определивших направленность литературного процесса, его динамику, включенность в общероссийский литературный контекст и национальное своеобразие.

В литературном процессе Кабардино-Балкарии 1960;80-х годов, несомненно, выделяются имена Алима Кешокова и Кайсына Кулиева, определивших пути развития поэзии республики, органично вошедших не только в северокавказский, но и в отечественный поэтический дискурс. Творчество этих поэтов отражает фундаментальные закономерности эволюции кабардинской и балкарской литератур, основные тенденции их развития и национального самоопределения.

Актуальность диссертации обусловлена потребностью в выработке целостной концепции творчества Алима Кешокова и Кайсына Кулиева и исследования созданного ими поэтического мироздания, включающего в себя отношение человека к миру.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы — исследовать специфику философской концепции мира и человека в поэзии Кабардино-Балкарии 1960;80-х годов на примере творчества Алима Кешокова и Кайсына Кулиева.

Для достижения основной целевой установки работы представляется необходимым решение ряда отдельных задач:

— выявить роль и место темы «человек и мир» в отечественной поэзии второй половины XX века;

— обозначить проблемно-тематические аспекты концепции мира и человека в северокавказской поэзии рассматриваемого периода;

— выявить основные составляющие концепции мира и человека в поэзии А. Кешокова и К. Кулиева;

— проанализировать особенности философской картины мира в творчестве А. Кешокова и К. Кулиева;

— выявить специфические и типологические категории антропологической концепции поэтов;

— проследить связи поэзии А. Кешокова и К. Кулиева с мифологическими и религиозными культурными традициями;

— соотнести открытия кабардинского и балкарского поэтов с историко-литературным контекстом времени.

Научная новизна диссертации заключается в том, что проблема взаимоотношений мира и человека в лирике Кабардино-Балкарии 1960;80-х годов впервые рассматривается через призму этико-философской концепции человека и мира, представленной в творчестве А. Кешокова и К.Кулиева.

В исследовании предпринимается попытка комплексного исследования лирики поэтов с целью выявления специфики национальной художественной концепции мира и человека в их творчестве. Произведения анализируются в данном ключе, рассматриваются связи с мифологическими и религиозными культурными традициями, выявляются особенности антропологической концепции авторов.

Предмет исследования — поэзия Кабардино-Балкарии 1960;80-х годов, аспекты концепции мира и человека, художественно воплощенные в лирике А. Кешокова и К. Кулиева и определяющие как ее общие с отечественной поэзией, так и специфические черты и особенности.

Объектом исследования является творчество А. Кешокова и К. Кулиева 1960;80-х годов, рассматриваемое как цельная, уникальная, художественно организованная система в контексте национальной северокавказской поэзии.

Материалом для исследования послужили лирические произведения А. Кешокова и К. Кулиева разных лет, в которых наиболее полно, характерно явлена концепция мира и человека, сформировавшаяся в творчестве двух наиболее ярких представителей поэзии Кабардино-Балкарии.

Методологическую основу исследования составили работы ученых и теоретиков литературы, в трудах которых были определены общепринятые, основные, ставшие классическими принципы литературоведческого анализа: М. М. Бахтина, А. Г. Бочарова, Г. Д. Гачева, В. М. Жирмунского, В. В. Кожинова, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева, М. Б. Храпченко и др.

Основные методы исследования. Основным методом исследования стал сравнительно-типологический метод анализа явлений кабардинской и балкарской национальной литературы второй половины XX века. В ходе исследования заявленной проблемы мы использовали и общенаучные методы (культурно-исторический, социологический, историко-типологический и др.).

Теоретическую базу работы составили научные, критические, литературоведческие исследования, посвященные лирическому роду литературы в его жанрово-видовом, проблемно-тематическом и поэтико-стилистическом аспектах. Наиболее существенное влияние на формирование научной концепции диссертационного исследования оказали труды Л. Гинзбург, В. Жирмунского, Ю. Лотмана, Ю. Манна, Б. Томашев ского.

Также мы опирались на работы А. Гулыги, В. Кувакина, Р. Спивака, И. Усок, посвященные философской поэзии, ориентировались на исследования М. Гиршмана, Б. Кормана и др., в которых рассматриваются проблемы литературоведческого анализа.

В XX веке появился ряд работ, посвященных общетеоретическим вопросам литературы в историческом, культурологическом и философском контексте: труды М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, В. Жирмунского, Н. И. Конрада, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Г. Д. Гачева, Н. К. Гея и др., позволяющие осмыслить литературу как составную часть эволюционного развития национальной культуры.

Степень исследованности темы диссертации. В литературоведении проблема художественной концепции мира и человека всегда была одной из основополагающих доминант. Ее актуальность обусловлена неизмененным интересом писателей и поэтов к данному аспекту освоения мира.

Начиная с 1960;х годов, проблема художественной интерпретации взаимоотношения человека и мира стала систематически разрабатываться в отечественном литературоведении.

Среди работ, осмысляющих комплекс вопросов, выходящих на тему нашего диссертационного исследования, выделяются труды М. Б. Храпченко «Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы», «Художественное творчество, действительность, человек». В работах ученого литературный процесс рассматривается как сложная система взаимосвязей и взаимодействий между авторской индивидуальностью, реальной действительностью и художественным творчеством, когда художественная концепция произведений того или иного автора определяется его мировоззрением, мироощущением, отношением к миру и человеку в нем, спецификой творческого мышления.

Исследованием понятия мира и его художественного отражения в литературном творчестве занимались Г. Д. Гачев («Национальные образы мира»), Н. К. Гей («Художественность литературы»), Д. С. Лихачев.

Литература

 — реальность — литература", «Внутренний мир художественного произведения»), М. М. Бахтин («Эстетика словесного творчества», «Эпос и роман»). Мировая литература в целом художественно отражает реальную действительность, национальная литература предполагает отображение особенностей национального мирообраза, обусловленных различными факторами психологического, этнографического, мировоззренческого, нравственно-этического и иного порядка.

Теоретико-методологические основы проблемы художественной концепции мира и человека были разработаны в трудах А. Г. Бочарова («Литература и время:: Из творческого опыта прозы 60−80-х годов.»), В. И. Воронова («Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60−80-х годов»), Н. Г. Жулинского («Человек в литературе»), ЛА. Колобаевой («Концепция личности в русской литературе рубежа XIX—XX вв.»), Д. С. Лихачева («Человек в литературе Древней Руси»), В. Р. Щербины («Наш современник. Концепция человека в литературе XX столетия») и др.

Проблема национальной концепции мира и человека в литературоведении Кабардино-Балкарии изучена не так широко и детально. Практически нет отдельных монографических исследований по обозначенной теме, однако многие ученые-литературоведы в своих трудах обращаются к различным аспектам этой большой темы. Изучая историю развития национальных литератур, к вопросам человеческой личности в ее взаимоотношениях с социальной и исторической действительностью обращались Л. Бекизова, Т. Биттирова, А. Гутов, З. Кучукова, А. Мусукаева, З. Толгуров, Ю. Тхагазитов, Ф. Урусбиева, А. Хакуашев, К. Шаззо и др.

Изучением творчества А. Кешокова и К. Кулиева занимались многие ученые, исследователи, литературоведы. На сегодняшний день имеется обширная критическая литература по художественному наследию этих авторов.

Впервые к монографическому исследованию творчества А. Кешокова подошел В.Гоффеншефер. После этого изучением творчества поэта' занимался М. Сокуров, создавший^ один из самых значительных монографических трудов «Лирика Алима Кешокова» (1969). В. Дементьев также обратился к критико-литературному анализу творчества кабардинского поэта и писателя.

В дальнейшем большая часть ученых-литературоведов, изучавших феномен кабардинской и в целом адыгских литератур, обращалась к творчеству А.Кешокова. Различные аспекты прозы и поэзии А. Кешокова рассматриваются в монографических трудах, литературоведческих работах, статьях Л. А. Бекизовой, А. М. Гутова, А. Х. Мусукаевой,' З. М. Налоева, М. Г. Сокурова, К. К. Султанова, Ю. М. Тхагазитова, А. Х. Хакуашева, К. Г. Шаззо и других авторов.

Однако следует отметить, что при столь активном научно-исследовательском интересе, проявляющемся, в том числе, и в обращении к изучению творчества А. Кешокова в целом ряде диссертационных работ последних лет, на сегодняшний день практически отсутствуют современные монографические исследования, в которых бы была представлена целостная концепция творчества А.Кешокова.

По творчеству К. Кулиева имеется гораздо более обширная монографическая база. Начало, исследованию поэзии К. Кулиева было положено еще в 1940;е годы Д. Кедриным, Б. Пастернаком, М.Фадеевым. В 1970;е годы появились статьи и очерки И. Андроникова, Р. Гамзатова, А. Теппеева, З. Х. Толгурова, были изданы серьезные монографические труды Н. Байрамуковой «Кайсын Кулиев: Очерки творчества» (1975), Ст. Рассадина «Кайсын Кулиев. Литературный портрет» (1974), Т. Е. Эфендиевой «Поэзия жизни. Очерк творчества» (1977).

В 1980;90-х годах появляются научные монографические исследования С. К. Башиевой «В оригинале и переводе» (1990), В. В. Дементьева «Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве» (1987), А. Теппеева «Кайсын Кулиев» (1995), Т. Е. Эфендиевой «Кайсын Кулиев. Литературные статьи» (1985), а также обстоятельные статьи и очерки З. Х. Толгурова в книгах «Движение балкарской поэзии» (1984) и «В контексте духовной общности. Проблемы развития литератур Северного Кавказа» (1991).

В 2000;е годы было продолжено исследование творческого наследия К.Кулиева. В эти годы опубликованы книги С. Гуртуева «Кайсын, каким я его знал. Статьи о жизни и творчестве» (2002), Э. Кулиевой «Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники» (2002), многотомный труд С. И. Эфендиева, Т. Е. Эфендиевой и Ф. С. Эфендиева о жизни и творчестве поэта.

Кроме того, в последние годы появился целый ряд отдельных диссертационных исследований по творчеству К. Кулиева, либо глав в диссертационных работах по северокавказской литературе: З. А. Кучукова «Поэзия К. Кулиева в русских переводах. К проблеме национального колорита» (1992) — А. Ф. Намазова «Вопросы этики в творчестве Кайсына Кулиева» (1997) — А. М. Казиева «Поэмы Кайсына Кулиева: Проблемы жанрового развития» (1998) — Ж. К. Кулиева «Кайсын Кулиев. Личность поэта в документах и воспоминаниях современников» (2003) — Б. Д. Хунагова «Фольклорные традиции и художественные особенности горской эпической поэмы (Р.Гамзатов, К. Кулиев)» (2004) — В. М. Перельгут «Художественное решение проблемы трагического в романе К. Кулиева «Была зима» (в контексте русской и северокавказской литератур) (2004) — М. Х. Хакулова «Лингвокультурологические аспекты творчества Кайсына Кулиева» (2005) — А. Хажметова «Творчество Кайсына Кулиева в системе художественной культуры России» (2005) — Ж. Т. Баккуева.

Художественная концепция личности женщины в творчестве Кайсына Кулиева" (2006) и др.

Тем не менее, несмотря на столь обширную научно-критическую базу по творчеству рассматриваемых нами поэтов, на сегодняшний день нет отдельных монографических. исследований по проблемам художественной концепции мира и человека в поэзии Кабардино-Балкарии, реализованной в творчестве величайших ее поэтовА. Кешокова и К.Кулиева.

В нашей работе мы пытались осуществить решение тех проблем, которые, на наш взгляд, наиболее актуальны сегодня.

Теоретическая значимость работы. На основе уже имеющихся и представленных в данной работе научных изысканий возможно создание обобщающих теоретических и критико-литературных работ, воссоздающих целостную картину эволюции поэзии Кабардино-Балкарии 1960;80-х годов. В диссертации имеется научно-теоретический потенциал для создания монографического труда по проблеме специфики и национального своеобразия художественной концепции мира и человека в, кабардинской и балкарской литературе второй половины XX века, исследованной на примере наиболее значимых фигур поэзии республики.

В более широком контексте исследование творчества отдельных авторов, в данном случае А. Кешокова и К. Кулиева, может способствовать осмыслению поэтической эпохи второй половины XX века в национальных северокавказских литературах в целом.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала, собранного и систематизированного в ней, а также ее результатов при изучении курса «Литература народов Российской Федерации» на филологических факультетах вузов. Диссертационное исследование может стать основой для разработки спецкурсов и спецдисциплин по творчеству А. Кешокова и К. Кулиева, по проблемам художественной концепции мира и человека в национальных северокавказских литературах либо литературах Кабардино-Балкарии. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы аспирантами и соискателями специальности 10.01.02. — Литература народов Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (декабрь 2008 г.).

Основные положения диссертации заслушаны и обсуждены на международных, общероссийских, региональных, университетских научных конференциях, а также отражены в научных публикациях автора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Лирика А. Кешокова и К. Кулиева наиболее адекватно и полно отражает специфику мировоззрения кабардинского и балкарского народов. Глубокое понимание и постижение национального миропонимания оформляется в поэтическом творчестве авторов.

2. Практически весь спектр тем и мотивов лирики А. Кешокова и К. Кулиева приобретает особое философское звучание, отражающее как общечеловеческие, так и национальные и индивидуальные взгляды поэтов на окружающую действительность, на личность в ее морально-этическом, социальном, национально-историческом аспектах.

3. Совокупность этих представлений оформляется в творчестве поэтов в целостную, обладающую внутренним единством и развивающуюся согласно определенной логике художественную концепцию мира и человека.

4. В поэзии А. Кешокова и К. Кулиева осмысливается и обобщается отношение поэтов к «вечным» вопросам и проблемам человеческого бытия. Это определяет философское звучание их лирики.

5. Мир изменчив. Изменчива история, социально-политические и общественно-экономические условия. Изменчива культура. Подвижно даже то, что характеризуется наибольшей стабильностью и устойчивостью — традиционная национальная этическая основа. Так же и человек в лирике А. Кешокова и К. Кулиева предстает во всем своем многообразии и изменчивости. Это то любящий жизнь, уверенный в своих ценностных ориентирах и поступках человек, то человек сомневающийся, рефлектирующий, переоценивающий свой взгляд на мир и прежние убеждения.

6. Художественная концепция мира и человека в лирике А. Кешокова и К. Кулиева отражает взгляд поэтов на человека, на его место и роль в эволюции человечества, истории, страны, нации. В центре ценностных координат творчества поэтов становится Личность. Они обращаются к внутреннему миру человека, к духовному, нравственно-этическому облику современника — представителя всего человечества и своей нации. Это обуславливает важнейшие аспекты лирики А. Кешокова и К. Кулиева — философичность, психологизм, органичное единство сугубо национального и общечеловеческого.

7. Специфика идейно-философского содержания поэзии А. Кешокова и К. Кулиева обусловили специфику проблемно-тематической направленности и поэтики их лирики 1960;80-х годов.

Структура работы определяется логикой исследования лирики К. Кулиева и А. Кешокова в аспекте проблемно-тематической реализации художественной концепции мира и человека поэзии Кабардино-Балкарии второй половины XX века. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Выводы по главе:

Кабардинская поэзия 1960;80-х годов представлена такими именами, как Ад. Шогенцуков, А. Шомахов, З. Тхагазитов, З. Налоев, К. Эльгаров, Б. Кагермазов, Л. Губжоков, П. Мисаков, Ф. Балкарова и др. Национальная кабардинская поэзия рассматриваемого периода проходит сложную эволюцию от простых декларативных форм к зрелым лирическим произведениям, которые отличаются широким охватом явлений действительности, стремлением к обобщению обширного жизненного материала, тенденцией к исследованию современности. В творчестве большинства поэтов складывается стройная, выверенная концепция человека и мира, отражающая художественное мировидение авторов.

Творчество названных и многих других поэтов свидетельствует о том, что кабардинская поэзия 1960;80-х годов характеризуется новаторским подходом, художественными открытиями, стилистическими поисками, расширением диапазона общественно-социальных, национально-исторических и нравственно-философских вопросов и проблем, осмысляемых в поэтическом пространстве кабардинской национальной словесной культуры.

Эволюция мировоззрения, динамика этико-философских представлений характеризуют творчество А.Кешокова. Темы ранней лирики поэта приобретают более развернутое звучание в его дальнейшей поэзии.

А.Кешоков конца 1960;х — начала 1970;х годов уходит от идеологической заданности. Все реже в творчестве поэта встречается ясное и наивное восприятие вещей, обусловленное советской идеологией. Его произведения становятся более обобщающими, а формулируемые идеи почти универсальными, его личная философия все чаще пересекается с философией народной. Отраженная в Хабзэ народная мудрость, принципы и понятия самой жизни становятся краеугольными в творчестве А.Кешокова.

Философские сентенции А. Кешокова облекаются в своеобразную форму, его лирика характеризуется четким ориентиром не только на традиции русской (советской) поэзии, но и на национальную мифопоэтическую основу. Это определяет особую образность и символику произведений поэта. В сочетании с представлениями различных философских школ и течений, национальные мифо-фольклорные традиции дают уникальные образцы философской лирики, в которой поэт все чаще задается вопросами широкого внесоциального, надгражданского толка. Главным предметом художественного осмысления А. Кешокова становится проблема человека и мира.

Художественная концепция мира и человека лирики А. Кешокова характеризуется обращением поэта к вопросам Бога, добра и зла, жизни и смерти, ответственности человека, его чести и совести и т. д. Человек воспринимается А. Кешоковым как органичная часть всеобщего бытия. Существование человека в мире, по мнению поэта, должно быть подчинено гармонии жизни, ее вечным непреходящим законам. Человек должен правильно понимать и оценивать суть вещей, делать различие между добром и злом, созиданием и разрушением.

Таким образом, в поэзии А. Кешокова сложилась стройная, глубокая, этико-философская концепция мира и человека. Основные аспекты этой концепции сводятся, в итоге, к пониманию жизни человека, его пребывания в мире как перманентного действия, бесконечного поискасебя, своей цели, смысла своего существования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Искусство всегда существует во имя людей, его природагуманистическая, его высшая цель — человек. Искусство утверждает самоценность личности, воспитывает в ней эстетическую культуру, пробуждает творческий дух. В свете этой цели художник и смотрит на мир, отбирая в нём необходимые связи.

Предмет литературы — реальность, взятая в свете гуманистических целей искусства, жизнь в её самом широком понимании, действительность в её эстетическом богатстве, мир в его значении для человечества.

Исследование своеобразия художественной концепции мира и человека в поэзии Кабардино-Балкарии 1960;80-х годов, представленной в творчестве Алима Кешокова и Кайсына Кулиева, позволяет сделать следующие заключения и выводы:

1. На протяжении веков религия, наука, философия и искусство сформировали самостоятельные традиции осмысления и постижения мира и человека, нашли различные подходы к целостному анализу их взаимодействия, взаимосвязи и взаимовлияния.

Художественная концепция мира и человека формируется, в первую очередь, в произведениях словесной культуры.

Литература

разработала свою методологию в понимании проблем человека. Человек во всех его проявлениях и всей совокупности отношений с окружающим миром является основной темой и предметом литературы.

2. Северокавказская поэзия 1960;80-х годов отличается разнообразием и многокомпонентностью жанровой и проблемно-тематической парадигмы. В поэзии наблюдаются эстетические сдвиги, расширение тематики, углубление философских мотивов, серьезные поиски новых форм и художественно-поэтических приемов.

Изменения на уровне стиля, жанров, поэтики и проблематики в северокавказской поэзии второй половины XX века непосредственно связаны с новым осмыслением человека и современной действительности в отечественной социологии, культуре и литературе рассматриваемого периода.

3. Кабардинская и балкарская литературы 1960;80-х годов существовали в контексте национальных литератур страны, развивались в тесном контакте и взаимодействии с ними, испытывали на себе влияние русской литературы и литератур других регионов. Это обусловило особенности эволюции национальных литератур республики, способствовало их включению в общенациональный литературный диалог и художественную коммуникацию, определило многие специфические черты, общие с национальными отечественными литературами, на фоне которых еще более ярко и выпукло вырисовывалась национальная, специфика и своеобразие кабардинской и балкарской словесных культур.

Для национальной поэзии Кабардино-Балкарии 1960;80-х годов характерно более углубленное отражение действительности, усиление связи с жизнью. Интенсивное развитие принципов реализма, широкое творческое использование национальных художественных традиций, а также эстетического опыта отечественной литературы (прежде всего русской) обусловили резкое расширение проблемно-тематического контекста лирических произведений, интенсивность художественных поисков, изменения на уровне поэтики и стиля.

4. Особенности эволюции балкарской поэзии второй половины XX века связаны с ее выходом на новый художественно-эстетический уровень развития, становлением в один ряд с национальной поэзией других регионов страны.

Вектор развития и направление художественных поисков в балкарской поэзии 1960;80-х годов не в последнюю очередь были определены творчеством Кайсына Кулиева. Он стал одним из первых балкарских авторов, в чьей поэзии глубина художественного осмысления действительности и самопознания обусловили выход за узконациональные рамки, приобщение к ценностям общемирового порядка и общечеловеческого масштаба.

Художественная концепция мира и человека, воплощенная в поэтическом творчестве К. Кулиева, опирается на многие философские, культурные, религиозные мировые концепции, на достижения русской классической поэзии, и при этом отражает основные смыслообразующие, ценностные ориентиры балкарского национального сознания и культуры.

5. Поэтическую парадигму кабардинской национальной литературы 1960;80-х годов составляет творчество многих авторов, принадлежащих к разным поколениям поэтов, представляющих различные художественные направления и тенденции. Среди других особо выделяется творчество Алима Кешокова.

В лирике 1960;80-х годов А. Кешоков предстает поэтом-философом, задается вопросами внесоциального, надгражданского толка. Человек в мире и отражение мира в человеке — основные философские вопросы, ставшие краеугольными для творчества А.Кешокова. Человек мыслится поэтом как часть всеобщего пространства и вечного времени, бесконечного цикла бытия. Основные аспекты художественной концепции мира и человека в лирике А. Кешокова сводятся, в итоге, к пониманию жизни человека, его пребывания в мире как перманентного действия, бесконечного поиска — себя, своей цели, смысла своего существования.

6. Кайсын Кулиев и Алим Кешоков изображали человека в его многообразных связях с окружающим миром, в его социально-бытовой и психологической конкретности. Их поэзия характеризуется жизненной достоверностью и глубиной нравственно-философского осмысления важнейших проблем бытия.

Лирика К. Кулиева и А. Кешокова 1960;80-х годов характеризуется тенденцией к выявлению важнейших коллизий эпохи, художественному осмыслению и постижению социально-исторической действительности. В центре поэтических структур исследуемых авторов находится человек во всей его противоречивости, сложности, во всем богатстве и многообразии его взаимодействия с миром.

Художественная концепция мира и человека, сложившаяся в творчестве К. Кулиева и А. Кешокова, отличается особой этико-философской направленностью, отражает специфику мировидения, мировоззрения названных авторов и особенности их индивидуальной творческой манеры, и при этом воплощает основные особенности и направленность поэтического осмысления проблемы взаимодействия мира и человека в поэзии Кабардино-Балкарии 1960;80-х годов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М. Кайсын Кулиев. Очерки творчества М.: Советский писатель, 1975. 270 с.
  2. X. И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. 254 с.
  3. З.Х. Алим Кешоков. Нальчик, 2000. 148 с.
  4. Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983. -416 с.
  5. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. —444 с.
  6. С.К. В оригинале и переводе. Нальчик: Эльбрус, 1990. 104с.
  7. .Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. 160 с.
  8. Р. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. писатель, 1983. -239 с.
  9. ., Пипинис В. Балкарские советские писатели. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1958. 115 с.
  10. В. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 6080-х годов: Статьи. М.: Сов. писатель, 1984. 384 с.
  11. П.С. Русская советская поэзия и народное творчество. М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. 552 с.
  12. A.M. Героический эпос. Нарты адыгских (черкесских) народов. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского книжн. изд-ва, 1987.-397 с.
  13. Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996. 651 с. ,
  14. М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.-488 с.
  15. Г. Национальные образы мира. М.: Сов. писатель, 1988. 448 с.
  16. Г. Д. Ментальности народов мира. Сходства и отличия. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 544 с.
  17. А.П. Русский советский роман 60−80-х годов (Некоторые аспекты концепции человека). М.: Изд-во МГУ, 1989. — 204 с.
  18. ГинзбургЛ.Я. О лирике. Д., 1973. 407 с.
  19. Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.
  20. Л.Я. О старом и новом. Статьи и очерки. Л.: Сов. писатель, 1982.-424 с.
  21. В.Ц. Путь всадника: Очерк жизни и творчества А.Кешокова. М., 1969. 48 с.
  22. И.Л. Три грани лирики. Современная баллада, ода и элегия. М.: Сов. писатель, 1975. 408 с.
  23. ГулыгаА.В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978.-182 с.
  24. С. Кайсын, каким’я его знал. Статьи о жизни и творчестве. Нальчик: Эльбрус, 2002. 160 с.
  25. Ч.Г. Этот живой феномен. М.: Сов. писатель, 1988. 429 с.
  26. A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. Нальчик: Эль-Фа, 2000. 216 с.
  27. В. Кайсын Кулиев: Размышления о жизни и творчестве. Нальчик: Эльбрус, 1987. 232 с.
  28. В.В. Кавказская тетрадь: М.: Современник, 1989. 431 с.
  29. Дементьев В. В. Со временем в ладу: Очерк жизни и творчества Алима Кешокова. Нальчик: Эльбрус, 1985. — 240 с.
  30. М. Ч. Ёзде надет. Этический кодекс карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 2005. 576 с.
  31. Ш. Художественное своеобразие адыгейской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания). Майкоп: Качество, 2003. 380 с.
  32. А. Г. Современная советская поэма. Минск: Изд-во БГУ, 1981.
  33. В.М. Теория стиха. JL, 1975. 663 с.
  34. O.A. Полная энциклопедия символов. М.: Мир книги, 2004. -416 с.
  35. История русской советской поэзии. 1941−1980. Л.: Наука, 1984. — 400 с.
  36. A.M. Художественные традиции в северокавказской поэзии XIX—XX вв.еков: этнокультурные факторы и контекст. М.: Воскресенье, 2003.-400 с.
  37. Л.Н. Совершеннолетие пера: Очерки о творчестве писателей Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1968. — 116 с.
  38. А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.-376 с.
  39. С.А. Художественный мир советской поэмы. Возможности жанра. М.: Наука, 1989. 272 с.
  40. В.А. Религиозная философия в России: Нач. XX в. М.: Мысль, 1980.-309 с.
  41. З.Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры. Нальчик: Эльбрус, 2008. 296 с.
  42. К. Поэт всегда с людьми. Статьи, эссе. М.: Сов. писатель, 1986. -336 с.
  43. К. Так растет и дерево. Критические размышления. М.: Современник, 1975. 463 с.
  44. . Остаться в памяти людской. К 70-летию К.Кулиева. Нальчик: Эльбрус, 1984. 368 с.
  45. Кулиева Э. Мой гений, мой ангел, мой друг. Воспоминания. Письма. Дневники. Нальчик: Эльбрус, 2002. 356 с.
  46. З.А. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики (карачаево-балкарская ментальность в зеркале поэзии). Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2005. — 312 с.
  47. Г. И. Единство и многообразие. М.: Наука, 1960. 243 с.
  48. Г. И. Чувство великой общности. М.: Сов. писатель, 1978. -272 с.
  49. Ю. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972. — 286 с.
  50. Ю. М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988.
  51. Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб.: Искусство. 1996. 846 с.
  52. Х.Х. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1990. — 152 с.
  53. Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев. Нальчик: ЭльФа, 1996. — 272 с.
  54. Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987.-317 с.
  55. Ю.В. Русская философская эстетика (1820−1830-е гг.). М.: Искусство, 1969. — 304 с.
  56. М.И. Мифологическая и обрядовая поэзия адыгов. Черкесск, 1973.-208 с.
  57. Н.С. Ритмы единения. М., 1986. 324 с.
  58. З.М. Послевоенная кабардинская поэзия. Нальчик, 1970.
  59. Новейший философский словарь. Мн.: Книжный Дом. 2003.
  60. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1986. 304 с.
  61. В.Ф. Горизонты поэзии: Избранные работы. В 2-х т. М.: Худож. лит., 1982. Т.1. Советская поэзия истоки и движение. 1982. — 559 с.
  62. Писатели Кабардино-Балкарии. XIX — конец 80-х гг. XX в.: Биобиблиографический словарь. Нальчик: Эль-Фа, 2003. 441 с.
  63. В. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. -М., 1997.
  64. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1946−1975. Л.: Наука, 1978.-288.
  65. В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике. М.: Наука, 1975.
  66. М.Г. Лирика Алима Кешокова. Нальчик, 1969. 224 с.
  67. P.C. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский: учеб. пособие. М: Флинта: Наука, 2003. 408 с.
  68. К. Преемственность и обновление. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  69. А. Кайсын Кулиев. (На балкарском языке). Нальчик: Эльбрус, 1995.-216 с.
  70. З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1984. — 248 с.
  71. Т.З. Информационно-эстетическое пространство поэзии Северного Кавказа. Нальчик, 2000. 330 с.
  72. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: Изд. группа «Прогресс» -«Культура», 1995. 624 с.
  73. А.К. Общественные процессы и их отражение в адыгейской поэзии: опыт социологического анализа. Майкоп: Зихи, 1994.-200 с.
  74. Философия. Учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс 1998.
  75. Х.Х. Восхождение. Творческий путь Алима Кешокова. М., 2002.-320 с.
  76. М.М., Кашу баев Дж. П. Всадник чести. Алим Кешоков: жизнь и творчество. Нальчик, 2003.
  77. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1978. 366 с.
  78. A.A. Мифоэпическая традиция адыгов. Нальчик: Эль-Фа, 2004. 175 с.
  79. Ш. Е. Художественное своеобразие адыгейской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания). Майкоп: Качество, 2003. -379с.
  80. Н. Опыт онтологической поэтики. М.: Наследие, 1995. -232 с.
  81. . О прозе. О поэзии: Сб. ст. JL: Худож. лит., 1986.
  82. М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. —303с.
  83. Эфендиева Г. Е1.Поэзия жизни. Очерк творчества. Нальчик: Эльбрус, 1977−255с.
  84. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991. 292 с.
  85. Ч. Пространство поэта (Перечитывая Кайсына Кулиева). Вступит, статья // Кулиев К. Ш. Прислушайся к словам.: Избранная лирика. Нальчик: Эльбрус, 2002. — 536 с.
  86. И. О Кайсыне Кулиеве // Кулиев К. Собр. соч. в 3 т. Т. 1. М., 1977.
  87. А.Ю. Теория архетипа на рубеже XX—XXI вв.. // Вопросы филологии. 2003. № 1 (13).
  88. В.В. Алим Кешоков // Дементьев В. В. Кавказская тетрадь. М.: Современник, 1989.
  89. В.В. Крылья песни // Дон. 1984. № 7.
  90. Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики//Вопросы философии. 1995. № 10.
  91. Е.М. Миф и двадцатый век // Мелетинский Е. М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.
  92. Н.И. Космогонические мифы адыгов // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1991.
  93. А.Х. Символика в адыгском и балкарском этикете // Адыги. 1992. № 3.
  94. Солоду б Ю. Текстообразующая функция символа в художественном произведении // Филологические науки. 2002. № 2.
  95. .И. Гора как этнопоэтическая константа в произведениях К.Кулиева // Антропоцентрическая парадигма в филологии: Матер, межд. научной конференции. Ставрополь, 2003.
  96. М.А. Признаки инициации в адыгском фольклоре // Вопросы кавказской филологии и истории. Вып. 3. Нальчик: Эль-Фа, 2000.1.I
  97. Антология балкарской поэзии. Нальчик, 1959. — 336 с.
  98. Р. Иду к тебе. М., 1960.
  99. X. Стихи. Черкесск, 1963.
  100. Р. Высокие звезды. М., 1962.
  101. Гурту ев Б. И. Избранное. В 2-х т. Нальчик: Эльбрус, 1993.
  102. Т. Стихи. М., 1966.
  103. КешоковА. Собр. соч. в 4-х т. М., 1981−1982.
  104. А. Стихотворения. Поэмы. М., 1957.
  105. КешоковА. Тавро. Стихи. М., 1969.
  106. А. У меня в гостях. Стихи. М., 1966.
  107. .И. Салам. Нальчик, 1955.
  108. К. Огонь на горе. М., 1962.
  109. К.Ш. Прислушайся к словам.: Избранная лирика. Нальчик: Эльбрус, 2002. — 536 с.
  110. К. Раненый камень. М., 1968.
  111. К. Собрание сочинений. В 3-х тт. — М.: Худож. лит., 1987.
  112. К. Стихотворения. М., 1959.
  113. К.Ш. Человек. Птица. Дерево: Стихи, поэма. М.: Советский писатель, 1985. -368 с.
  114. К. Мое имя // Юность. 1970. № 8.
  115. Лермонтов М. Ю. Сочинения в 4-х томах. М.: Правда, 1986.
  116. М. Дуб над Ассой. М., 1961.
  117. П.Т. Горные ручьи. Нальчик, 1955.
  118. К. Горный поток. M., 1963.
  119. К. Журавлиная песня. Стихи. Поэмы. Баллады. М.: Советская Россия, 1989.-128 с.
  120. . Сб. Ростов-на-Дону, 1965.
  121. Свет дружбы. Сб. Черкесск, 1963.
  122. М. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1990.
  123. П. Мой товарищ. Черкесск, 1957.
  124. М. Горное эхо. Черкесск, 1966.
  125. С. Избранное. Стихи. Поэма. Нальчик: Эльбрус, 1976. — 162 с.
  126. А. Дороги. Стихи. М.: Современник, 1981. 247 с.
  127. Ад. От сердца к сердцу. М., 1962.1.
  128. Д. Основные положения и принципы Адыгэ Хабзэ http://www.adygi.ru/index.php?link=culture&action=show&id=3 71
  129. Е.В. Новейший философский словарь. http://slovari.yandex.ru/dict/phil dict/article/filo/filo-896.htmV
  130. .А. Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Нальчик, 2002. -23 с.
  131. А.О. Художественная концепция мира и человека в романе Алима Теппеева «Мост Сират». Дисс. канд. филол. наук. Пятигорск, 2008.
  132. Н. Художественная концепция человека и природы в современной северокавказской повести: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Нальчик, 1998. 22 с.
Заполнить форму текущей работой