Концептуальные подходы к управлению конкурентоспособностью машиностроительных организаций России: на примере ОАО «Ново-Вятка»
Практическая значимость результатов исследования. В диссертации предложены практические рекомендации по разработке концептуальных подходов к формированию организационно-экономической системы управления конкурентоспособностью машиностроительных организаций, основывающиеся на математическом аппарате количественного определения основных экономических показателей и показателей, характеризующих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ НАРАЩИВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РОССИЙСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
- 1. 1. Исследование развития машиностроения России в условиях конкурентной борьбы
- 1. 2. Теоретические основы формирования конкурентных преимуществ и развития систем управления организациями
- 1. 3. Специфические особенности формирования систем управления созданием конкурентных преимуществ
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПОДХОДОВ К СОЗДАНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОДУКЦИИ И
- ОРГАНИЗАЦИИ
- 2. 1. Исследование методов оценки конкурентоспособности продукции и организации
- 2. 2. Определение интегрального показателя конкурентоспособности продукции
- 2. 3. Разработка математической модели определения конкурентоспособности организации
Концептуальные подходы к управлению конкурентоспособностью машиностроительных организаций России: на примере ОАО «Ново-Вятка» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. В современном мире в условиях развития процессов глобализации, интеграции стран в мировое хозяйство и интернационализации их хозяйственной деятельности происходит международное разделение труда, определяющее специализацию стран во всемирных рыночных отношениях. Важнейшим фактором, обусловливающим место страны в системе мирового хозяйства, является национальная конкурентоспособность.
Проблемы конкурентоспособности — многоплановые и многоуровневые. Они затрагивают практически все страны мира, всех товаропроизводителей и все факторы воспроизводства общественного продукта. В условиях приоритетного воздействия на национальные экономики научно-технического прогресса (НТП), интенсивного развития транснациональных корпораций конкурентоспособность становится основным фактором устойчивого развития национального хозяйства. Даже для стран, обладающих высококонкурентным товаром (как на национальном, так и мировом уровне), проблемы конкурентоспособности становятся ключевыми.
Завоевание прочных позиций в конкурентной борьбе в условиях глобализации мировой экономики — чрезвычайно актуальная задача, решение которой в первую очередь связано с наращиванием конкурентных преимуществ выпускаемой продукции, организации, промышленности, что обеспечит государству увеличение объемов производства, рост доходов от экспорта и рост валового внутреннего продукта (ВВП). Это приведет к экономической, политической и социальной устойчивости государства, даст возможность стране принимать активное участие в мировой торговле, реализуя достижения науки и техники, привлекать производственные и интеллектуальные ресурсы других стран и отстаивать свои интересы на международной арене. Таким образом, повышение конкурентоспособности для каждой страны — основная цель проведения эффективной экономической политики.
В настоящее время для России,' когда в рамках государственной экономической и промышленной политики взят курс на инновационное развитие, обеспечивающее переориентацию внешней торговли страны от экспорта сырья к экспорту наукоемкой, высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, чрезвычайно важной задачей становится разработка механизмов эффективного управления промышленностью с целью перехода экономики в новое качество. Поэтому Правительство Российской Федерации все больше внимания уделяет совершенствованию механизмов экономического управления, позволяющих наращивать конкурентные преимущества, обеспечивающие повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции отечественных производителей и отрасли в целом как главного капиталообразующего сектора экономики. В этот сектор в рамках таких государственных программ, как «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007;2012 гг.», «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008;2010 гг.» начали поступать государственные инвестиции, создаваться привлекательные условия для притока иностранного капитала. Однако с учетом значительного отставания наукоемких отраслей российской промышленности в темпах технического перевооружения, создании новых образцов техники на основе нанотехнологий этих мер для кардинального изменения ситуации, обеспечивающей увеличение экспорта наукоемкой продукции, явно недостаточно. В связи с этим Правительством РФ разрабатывается новая «Государственная промышленная политика на период до 2015 года», которая обеспечит инновационное развитие промышленности, повышение конкурентоспособности продукции и совершенствование государственных методов управления.
Совершенствование механизмов управления должно основываться на глубоком мониторинге рынка, прогнозировании развития инноваций, экономики отрасли, техники, технологий, математическом моделировании экономических и производственных параметров состояния организаций и отрасли в целом, применении экономических механизмов создания конкурентных преимуществ промышленной продукции и организации.
Актуальность данного диссертационного исследования заключается в необходимости количественной оценки конкурентоспособности отечественной машиностроительной продукции и организации, создания на базе этой оценки с помощью инновационных технологий конкурентных преимуществ, регулирование этих процессов с помощью сформированной системы управления конкурентоспособностью организации.
Такая система, используя современные высокоэффективные информационные технологии, должна обеспечить целенаправленное повышение конкурентоспособности машиностроительной продукции и организации, учитывать все факторы, прямо или косвенно влияющие на формирование их конкурентоспособности, эффективно воздействовать на прогрессивное функционирование организации и создание конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются машиностроительные организации, реализующие продукцию на внешнем и внутреннем рынке.
Предметом исследования являются факторы и тенденции, определяющие конкурентоспособность продукции и организации, создание конкурентных преимуществ и формирования системы управления ими.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических и практических концептуальных подходов к оценке конкурентоспособности организации и выпускаемой ею продукции и формированию системы управления ими.
Заявленные цели диссертационного исследования обусловили необходимость решения следующих задач: изучить совокупность факторов создания конкурентных преимуществ продукции и организации и выделить характеризующие их экономические, технические, организационные и производственные показателиопределить интегральный показатель конкурентоспособности машиностроительной продукции на основе частных и обобщенных показателей конкурентоспособности с учетом технических и экономических характеристик продукцииразработать экономико-математическую модель оценки конкурентоспособности машиностроительной организации на основе частных и обобщенных показателей, их связей с основными характеристиками системы управления конкурентоспособностью организации и взаимосвязей между ее техническими, стоимостными, ресурсными параметрамираскрыть механизмы формирования системы управления конкурентоспособностью машиностроительной организациисоздать механизм ранжирования автоматизированных систем управления, функционирующих в организации, с учетом их использования в системе управления конкурентоспособностью организациисформировать основные подходы к созданию механизма управления конкурентоспособностью машиностроительной организацииразработать предложения по совершенствованию регулирования деятельности машиностроительных организаций и управления их конкурентоспособностью.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в обобщении и развитии методов количественной оценки конкурентоспособности машиностроительной продукции и организации, включая формирование организационно-экономической системы управления конкурентоспособностью машиностроительной организации.
Наиболее существенные результаты, полученные автором, состоят в следующем: исследованы методы количественной оценки конкурентоспособности продукции и организации на основе экономических, технических, организационных, производственных показателей, позволяющие прогнозировать и определять взаимосвязи между показателями, их весавыявлены основные группы факторов внешней и внутренней среды организации, определяющие экономические, технические, организационные, производственные процессы, влияющие на конкурентоспособность выпускаемой продукции и организации в современных условиях с учетом глобализацииразработаны экономико-математические механизмы, позволяющие количественно оценить конкурентоспособность выпускаемой продукции и организации с учетом взаимосвязи факторов и связи с основными характеристиками системы управления конкурентоспособностью организации как большой системыразработаны подходы к созданию системы управления конкурентоспособностью организации на основе известных методов реинжиниринга бизнес-процессов организации, математического моделирования, системного подхода, применения автоматизированных систем управлениядана теоретическая трактовка понятия системы управления конкурентоспособностью продукции и организации как человеко-машинной организационно-экономической системы, которая позволяет управляющим сознательно воздействовать на способность организации сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности по созданию конкурентных преимуществ как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и производителям-конкурентам, осуществляемой с целью получения желаемых результатов, а именно для повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и организации в целомустановлено, что система управления конкурентоспособностью организации является большой системой, т. е. системой, состоящей из множества сложных связанных между собой подсистем — систем управления различными направлениями деятельности организации (проектирование, подготовка производства, производство и т. д.), службами, подразделениями организации, их частями и элементамипредложены подходы к совершенствованию государственного административно-управленческого и организационно-экономического механизма регулирования конкурентоспособности машиностроительных организации.
Теоретическая база работы. На сегодняшний день исследования процессов повышения эффективности производства и управления1 организацией, создания ее конкурентных преимуществ представлены значительным числом теоретических и практических работ таких ученых, как Ф. У. Тейлор, Г. Форд, А. А. Богданов, JI.B. Канторович, A.JI. Лурье, В. В. Новожилов, Ю. А. Петров, E.JI. Колимович, В. М. Глушков, Т. П. Подчасов,.
A.П. Лагода, В. Ф. Рудницкий и др. Изучением проблем управления крупными организациями/корпорациями и создания конкурентных преимуществ выпускаемой продукции и организаций в целом занимались, в частности М. Портер, Я. Гордон, Е. А. Горбашко, Р. М. Тихонов,.
B.Б.Кондратьев, Н. П. Веретенников, Р. Г. Леонтьев, М. И. Кныш, В. И. Россинский и др.
В работе использованы результаты исследований авторитетных зарубежных и отечественных ученых, включая Р. А. Фатхутдинова, Е.С.
Брулева, В. Е. Швеца, О. Н. Дмитриева, А. И. Дергунова, А. А. Чурсина и др., которые впервые попытались решить проблемы оценки конкурентоспособности выпускаемой продукции, организаций и отдельных отраслей и управления ею, а также задачи формирования организационно-экономической системы управления конкурентоспособностью организации.
Однако, при всей важности проведенных ими исследований нужно отметить, что уровень конкурентоспособности продукции оценивается посредством сравнения конкурентных свойств выпускаемой продукции и аналогичной продукции конкурента, присутствующей на рынке сбыта, а не в результате количественного определения интегрального показателя конкурентоспособности машиностроительной продукции на основе ее технических, стоимостных и ресурсных характеристик, тогда как именно такой интегральный показатель может стать основой формирования организационно-экономической системы управления конкурентоспособностью машиностроительной организации. Это позволит оценивать конкурентные преимущества продукции в процессе ее жизненного цикласоздавать условия для оптимизации управления всеми процессами функционирования организации, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности не только продукции, но и организации в целомпрогнозировать конкурентоспособность продукции и организации.
Кроме того, необходимость перехода экономики России на инновационный путь развития обусловила постановку ряда теоретических и практических задач, которые в настоящее время малоизученны.
Методологическими основами исследования являются фундаментальные труды российских и зарубежных ученых и специалистов-практиков по проблемам теории управления организацией, подходы к формированию систем управления конкурентоспособностью организации, а также материалы по разрабатываемым на государственном уровне механизмам стимулирования развития отраслей промышленности и повышения их конкурентоспособности.
Объективность и достоверность положений и выводов работы обеспечивается совокупностью используемых инструментов и научных методов — системного анализа, сравнительного анализа, синтеза, моделирования и абстрагирования.
Решение поставленных задач позволило автору разработать математические зависимости для количественного определения конкурентоспособности продукции и организации и концептуальные подходы к формированию системы управления конкурентоспособностью машиностроительной организации, а также к совершенствованию государственного административно-управленческого и организационно-экономического механизма регулирования конкурентоспособности машиностроения.
Практическая значимость результатов исследования. В диссертации предложены практические рекомендации по разработке концептуальных подходов к формированию организационно-экономической системы управления конкурентоспособностью машиностроительных организаций, основывающиеся на математическом аппарате количественного определения основных экономических показателей и показателей, характеризующих конкурентоспособность организации машиностроения и выпускаемой ею продукциипо формированию стратегии деятельности организации в целях повышения уровня ее конкурентоспособности. Эти рекомендации могут быть полезны не только отдельной организации, но и корпорациям и союзам промышленных организаций в силу того, что система управления конкурентоспособностью является большой системой, включающей несколько сложных систем (служб, подразделений организации), поэтому предложенные подходы к ее построению могут быть применены к более сложной структуре.
Некоторые концептуальные положения и практические рекомендации могут быть использованы при формировании государственной политики управления конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей.
Апробация результатов исследования. Результаты работы были доложены в Российском университете дружбы народов на научно-практической конференции магистров, аспирантов и молодых ученых «Экономический рост и трансформация отраслевых рынков в транзитивной экономике» 10.11.2007 г. По ним опубликовано 6 статей в различных источниках. Применены в научно-исследовательских работах «Государственная промышленная политика на период до 2015 года» (заказчик: Министерство промышленности и энергетики РФ) — «Разработка методики формирования и актуализации цен на изделие „Выключатель автоматический серии ВА“ в краткосрочном и долгосрочном периоде в условиях неопределенности» (заказчик: ОАО «Оборонметхимпром»).
Диссертационное исследование проведено в рамках специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» п. 15.1 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности» Паспорта специальностей ВАК РФ.
Структура и объем диссертации
Работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. Диссертация изложена на 177 страницах машинописного текста, содержит 14 таблиц, 5 рисунков, 1 схему, 53 формулы, 18 приложений. Список использованной литературы включает 165 наименований.
Выводы к главе 3.
1. Разработано дерево целей системы управления конкурентоспособностью организации с учетом сложности структуры и иерархии последней, позволяющее такой системе осуществить оценку конкурентоспособности организации и выпускаемой ею продукции.
2. Количественно определены приоритеты наиболее распространенных в промышленных машиностроительных организациях автоматизированных систем управления в формировании конкурентных преимуществ машиностроительной организации. Выявлены наиболее значимые системы. Проанализирован результат расчетов.
3. Проанализированы и выявлены особенности основных характеристик организационно-экономической системы управления конкурентоспособностью организации как большой системы с учетом приоритетности входящих в ее состав автоматизированных систем управления. Установлены математические методы определения таких характеристик в системе.
4. Разработана схема функционирования такой системы, определяющая: основные входные и выходные потоки данных системыиспользование этих данных для определения с помощью разработанных математических моделей конкурентоспособности каждого вида продукции и организации в целомматематические методы формирования для каждой автоматизированной системы управления, функционирующей в организации, основных ее характеристикприоритетность автоматизированных систем в формировании их основных характеристик.
5. Проанализированы и выявлены особенности структурных компонент и связей системы управления конкурентоспособностью организации как большой системы управления, являющейся надсистемой для системы управления организацией.
6. Предложен метод формирования системы управления конкурентоспособностью организации и разработаны последовательные этапы ее создания.
7. Проанализированы основные экономические показатели деятельности машиностроительного завода ОАО «Ново-Вятка», его организационная структура, конкурентная политика. Выявлена необходимость реорганизации системы управления заводом с целью повышения его конкурентоспособности и выпускаемой на нем продукции.
10. На основе разработанных математических зависимостях рассчитан интегральный коэффициент конкурентоспособности одного из видов продукции завода — электроплиты «Ново-Вятка Престиж-110». Проанализированы результаты вычислений.
11. Разработана организационная структура ОАО «Ново-Вятка», позволяющая с учетом проведенного анализа оптимизировать деятельность завода и повысить его конкурентоспособность, а также основные этапы реорганизации системы управления заводом и создания организационно-экономической системы управления его конкурентоспособностью как надсистемы.
12. Сформулированы предложения по совершенствованию механизмов государственного регулирования конкурентоспособности машиностроительных организаций и отрасли в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В заключении диссертационной работы обобщены итоги проведенного исследования, сформулированы следующие выводы:
1. Для развития экспортного потенциала российского машиностроения в современных условиях требуется принятие кардинальных мер по повышению его конкурентоспособности на основе широкого применения инновационных и нанотехнологий, разработки наукоемкой, конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Это обеспечит создание условий для увеличения объема экспорта машиностроительной продукции и перехода страны от преобладающего в настоящее время экспорта сырьевых отраслей к экспорту продукции машиностроения.
2. Состояние российского машиностроения все еще не обеспечивает его высокую конкурентоспособность и значительный прирост объемов экспорта продукции отрасли. Продукция отечественных машиностроительных организаций не обладает достаточными конкурентными преимуществами на мировом и внутреннем рынках в сравнении с продукцией зарубежных машиностроительных организаций. В связи с этим возникла необходимость разработки новой промышленной политики государства, направленной на создание наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, способной конкурировать с аналогичной продукцией развитых стран на мировом рынке.
3. Проводимая Правительством РФ инновационная политика, направленная на формирование конкурентных преимуществ машиностроительных организаций и отрасли в целом и повышение на их основе конкурентоспособности, нуждается в разработке целенаправленных, комплексных мер по совершенствованию инструментов государственного регулирования конкурентоспособности машиностроительных организаций и отрасли в целом. Такие инструменты должны применяться с учетом количественной оценки конкурентоспособности продукции и организации, используя информационные, в том числе виртуальные, технологии, виртуальные пространства и другие современные достижения науки и техники. В — зависимости от полученной оценки конкурентоспособности продукции и организации должны применяться те или иные инструменты государственного регулирования для создания конкурентных преимуществ машиностроительной организации и достижения определенного уровня конкурентоспособности, обеспечивающего выход на мировой рынок выпускаемой продукции.
4. При формировании конкурентных преимуществ организации необходимо учитывать воздействующие на нее в процессе функционирования многочисленные факторы внешней и внутренней среды. Эти воздействия приводят к изменению экономических, технических и других показателей организации, определяющих ее конкурентоспособность. Оценка изменений показателей деятельности организации под влиянием различных факторов осуществляется на основе частных и обобщенных показателей конкурентоспособности продукции и организации.
При оценке конкурентоспособности организации следует применять разработанную автором математическую модель, учитывающую:
• иерархическую сложность формирования обобщенных показателей конкурентоспособности организации с учетом функциональных зависимостей между ними и приоритетности показателя в формировании конкурентоспособности организации на каждом уровне иерархии;
• достижения НТП в области автоматизации, механизации, техники и технологий, разрабатываемых для машиностроительных организаций в настоящем и прогнозировать их изменение в будущем;
• возможность прогнозирования изменений частных и обобщенных показателей конкурентоспособности организации на основе данных об изменении экономических и технических показателей организации, их приоритетности в формировании конкурентоспособности организации и интегрального показателя конкурентоспособности организации.
5. Предлагается для различных видов машиностроительной продукции использовать разработанную автором математическую модель оценки ее конкурентоспособности, в основе которой лежит определение частных, обобщенных и интегрального показателей конкурентоспособности. Интегральный показатель учитывает:
— весомость частных показателей конкурентоспособности продукции;
— достижения НТП в создании аналогичного вида продукции в настоящем и возможность прогнозировать их развитие в будущем;
— прогнозирование изменения частных, обобщенных показателей конкурентоспособности продукции, их приоритетности.
Применение этой модели на практике при определении конкурентоспособности некоторых видов продукции, выпускаемой ОАО «Ново-Вятка», показало возможность ее использования для" оценки конкурентоспособности различных видов машиностроительной продукции.
6. Среди особенностей формирования системы управления конкурентоспособностью организации можно выделить структурные компоненты, связи системы управления конкурентоспособностью организации как надсистемы для системы управления организацией и предложить математические методы определения основных ее характеристик с учетом приоритетности автоматизированных систем, функционирующих в организации. На базе выявленных особенностей предлагается определенная последовательность этапов формирования такой системы.
7. При совершенствовании системы государственного регулирования деятельности машиностроительных организаций могут быть использованы сформированные автором предложения, в основе которых заложена оценка конкурентоспособности российских машиностроительных организаций и выпускаемой ими продукции, индивидуальный подход к применению тех или иных инструментов государственного регулирования в зависимости от установленного приоритета создания, производства наукоемкой продукции или инновационных технологий.
В результате проведенного исследования достигнуты его цели и решены поставленные задачи.
Список литературы
- Официальные материалы
- Основы политики Российской Федерации в области развития наук и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30.03.2002 г. № ПР-576).
- Постановление Правительства Российской Федерации «О концепции инвестиционной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы» от 24 июля 1998 г. № 832.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Основы политики Российской Федерации в области развития наук и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» от 30 марта 2002 г. №ПР-576.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий» от 11 декабря 2002 г. № 1764-р.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 7 апреля 2004 г. № 179.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Национальная технологическая база» на 2007−2011 годы» от 29 января 2007 г. № 54.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008−2010 годы» от 2 августа 2007 г. № 498.
- Концепция государственной инновационной политики Российской Федерации на 2002−2005 годы // Инновации. -2002. -№ 4. -С.51.
- Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база на 2007−2011 гг». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 января 2007 г. № 54.
- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.)
- Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ.
- Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ.
- Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / Пер. с англ. М.: Наука, 1978.-272с.
- Александрович А.Е., Спирон В. М. Корпоративная философия. — М.: Лилия Принт, 2006. 544с.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. -М.: Наука, 1978. 400с.
- Антонов В.Г. Корпоративное управление. -М.: Форум, 2006. -288с.
- Артюшин JI.M., Зиатдинов Ю. К., Попов И. А., Харченко А. В. Большие технические системы: проектирование и управление. — Харьков: ФАКТ, 1997. 399с.
- Балаганская А.Г., Хорошилова О. В. Исследование системы управления предприятием: Учеб. пособие. -Воронеж: Воронежский гос. технич. ун-т, 2000.
- Бандурин А.В., Зинатулин Л. Ф. Экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в России. -М.: БУКВИЦА, 1999.-212с.
- Бесекерский В.А., Попов Е. П. Теория систем автоматического управления. -М.: Наука, 1972.
- Богатко А.Н. Система управления развитием предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2001. 752с.
- Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология: В 2 т. М.: Экономика, 1989. — 2 т.
- Бушуев С.Н. Основы общей теории систем: В 2-х т. -СПб.: ВАС, 1992.-2 т.
- Васильченко Н.Г. Современная система управления предприятием. Учеб.-практ. пособие. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. -320с.
- Веретенников Н.П., Леонтьев Р. Г. Корпорации: организационные формы, принципы и функции управления. -М.: ВИНИТИ РАН, 2003.-624с.
- Виссема X. Стратегический менеджмент. / Пер. с англ. Под ред. Ю. Джарова, P.M. Курева. -М.: Финпресс, 2000. 272с.
- Волкова В.Н., Денисова А. А. Теория систем. -М.: Высшая школа, 2007.-511с.29.