Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Регулирование рынка зерна в условиях предстоящего присоединения Казахстана к ВТО

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение мирового опыта государственного регулирования рынка зерна позволило сформулировать следующие направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей зерна, приемлемые для РК в условиях его вступления в ВТО: поддержка государством достаточного уровня доходов сельхозтоваропроизводителей на основе применения минимальных цен и цен поддержки реализованной ими продукции, проведения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические подходы к исследованию проблемы регулирования рынка зерна в условиях открытой рыночной экономики
    • 1. 1. Формирование рынка зерна и необходимость его регулирования
    • 1. 2. Нормы и правила, регулирующие национальный аграрный рынок в соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ВТО
    • 1. 3. Опыт государственного регулирования рынка зерна в развитых странах мира
  • Глава 2. Регулирование и развитие рынка зерна в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан
    • 2. 1. Современное состояние и экономическая эффективность производства зерна в регионе
    • 2. 2. Регулирование зернового рынка на региональном уровне
    • 2. 3. Социально-экономические последствия присоединения Казахстана к
  • ВТО для его рынка зерна
    • 3. Основные направления совершенствования регулирования рынка зерна в
  • Западно-Казахстанской области
    • 3. 1. Обоснование перспектив развития производства зерна
    • 3. 2. Совершенствование государственной поддержки аграрного производства в контексте предстоящего присоединения Казахстана к ВТО
    • 3. 3. Совершенствование инфраструктуры торговли зерном на уровне региона

Регулирование рынка зерна в условиях предстоящего присоединения Казахстана к ВТО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Общая характеристика работы.

Актуальность темы

исследования. Нарастающие тенденции глобализации в современном мире и интернационализация экономики поставили перед Казахстаном задачу активной интеграции в мировое хозяйство и систему международных экономических отношений.

Достижение поставленных целей с учетом реалий мирового экономического порядка возможно только на основе использования такого инструмента регулирования и координации международного движения товаров, услуг, капитала и продуктов интеллектуальной собственности, каким является ВТО. Особую актуальность данное исследование приобретает в связи с созданием Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси, который вступил в силу с 1 января 2010 г. и дает возможность согласованного и скоординированного выхода сельхозпроизводителей этих стран на мировой рынок зерна.

В условиях функционирования открытой рыночной экономики Казахстана зерновая отрасль должна стать ключевой в обеспечении конкурентоспособности агропромышленного комплекса. Важным аспектом решения этого вопроса является разработка и реализация эффективного механизма государственного регулирования рынка зерна, оптимальной политики внешней торговли зерном, направленной, с одной стороны, на реализацию в максимально возможной степени национальных интересов и продовольственной безопасности, с другой стороны, — на активную интеграцию страны, в том числе региона Западного Казахстана, в мировой продовольственный рынок. Это предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Актуальность выбранной для исследования проблемы обусловлена также необходимостью изучения особенностей регулирования рынка зерна на региональном уровне, выявления экономических и социальных последствий для аграрного рынка предстоящего присоединения Казахстана к ВТО, обоснования путей совершенствования государственного регулирования рынка зерна.

Все это определяет необходимость разработки теоретических положений и регулирования рынка зерна на региональном уровне. В данной ситуации изучение опыта стран-участниц ВТО, исследование факторов и разработка практических рекомендаций по адаптации рынка зерна Казахстана и его регионов (на примере Западно-Казахстанской области) к требованиям мирового рынка приобретает особую актуальность и народнохозяйственную значимость.

Состояние изученности проблемы. Проблемам формирования, развития и государственного регулирования рынка зерна в условиях предстоящего присоединения Казахстана к ВТО на национальном и региональном уровнях посвящены исследования казахстанских ученых К. Сагадиева, Р. Жакуповой, А. Есентугелова, Р. Алшанова, Н. Исингарина, Т. Рахимбекова, К. Арыстанбекова и др. Вопросы межрегионального взаимодействия в АПК на продовольственном рынке и рынке зерна исследуются в работах российских ученых А. С. Васютина, Т. М. Лысенковой, И. И. Дудинова, Ю. А. Курбатова, Г. И. Макина, Ю. Д. Шмидта.

Проблемы формирования, развития и регулирования рынка зерна нашли освещение в научных трудах многих ученых-аграрников. Большой вклад в разработку различных аспектов формирования рынка зерна и его развития внесли российские ученые А. И. Алтухов, В. П. Арашуков, H.A. Борхунов, Ю. Д. Ванин, Д. Ф. Вермель, Н. А. Волкова, В. А. Клюкач, В. В .Милосердое, Э. А. Сагайдак, А. Ф. Серков, И. А. Ушачев, A.A. Черняев, а также казахстанские ученые Г. Калиев, К. Балгинова, Ш. Ахметова, А. Алибекова, Б. Мырзалиев, И. Петренко, П. Чужинов, М. Сигарев и др.

Однако, несмотря на большое количество опубликованных работ, требуют дальнейшего углубленного исследования проблемы совершенствования государственного регулирования рынка зерна и внешней торговли зерном в условиях интеграции Казахстана в мировую экономику. Оценивая по достоинству вклад вышеназванных ученых в изучение исследуемой проблемы, необходимо сделать акцент на выявлении региональных особенностей ее решения в условиях присоединения Республики Казахстан в мировой рынок.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании функционирования рынка зерна в условиях открытой рыночной экономики, а также в разработке оптимальной системы государственного регулирования зернового рынка на региональном уровне на примере Западно-Казахстанской области (ЗКО) Республики Казахстан (РК) в условиях активной интеграции Казахстана в мировую экономику.

Исходя из поставленной цели, в диссертации определены следующие задачи:

• обобщить имеющиеся теоретические положения по проблеме формирования и развития рынка зерна в условиях открытой рыночной экономики и раскрыть необходимость и особенности его государственного регулирования- •обосновать механизм государственного регулирования рынка зерна в соответствии с нормами и правилами ВТО;

• выявить основные тенденции развития рынка зерна ЗКО и особенности его регулирования в условиях интенсивной интеграции РК в мировую продовольственную систему;

• раскрыть экономические и социальные последствия для аграрного рынка региона предстоящего присоединения Республики Казахстан к ВТО;

• определить направления совершенствования государственного регулирования рынка зерна в целях повышения конкурентоспособности на региональном, национальном и мировом рынках;

•разработать пути совершенствования механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей с учетом «зеленой корзины» ВТО.

Объектом исследования являются участники рынка зерна ЗКО, в том числе, сельскохозяйственные предприятия-производители зерна, предприятия рыночной инфраструктуры, а также органы государственного и регионального управления рынком зерна.

Предметом исследования является система организационно-экономических отношений по регулированию рынка зерна на государственном и региональном уровнях в условиях интенсивной интеграции Республики Казахстан в мировую экономику.

Теоретической базой диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции и прикладные исследования, представленные и обоснованные в трудах ведущих российских и казахстанских ученых, а также ученых-экономистов зарубежных стран в области формирования и развития механизма государственного регулирования рынка зерна, научные исследования и рекомендации Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (КИСИ), Казахстанского НИИ АПК и развития сельских территорий, ГНУ ВНИИЭСХ, ГНУ ВИАПИ им. А. А. Никонова и др. научных учреждений России и Республики Казахстан.

Методологической основой исследования является системный подход как диалектический метод познания, отдельные аспекты синергетической и институциональной теории. В процессе исследования использовались методы: экономического анализа, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, экономико-математического моделирования с применением пакета прикладных программ (Microsoft office, Excel и SPSS), а также методы экспертных оценок и сравнительного анализа.

Информационной базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Агентства Республики Казахстан по статистике, Федеральной государственной службы статистики Российской Федерации, Соглашение по сельскому хозяйству и другие нормативные документы ВТО, данные Управления сельского хозяйства ЗКО, отчетная и аналитическая информация РК, нормативно-справочная литература, статистические данные периодической печати, информационные ресурсы: Internet, собственные исследования и разработки автора.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: по специальности 08.00.05:

•уточнены теоретические положения функционирования рынка зерна в условиях открытой рыночной экономики, в т. ч. сформулировано его содержание применительно к региональному уровнюопределены принципы, условия и особенности функционирования этого рынка, а также доказана необходимость и целесообразность его глубокого государственного регулирования;

•выявлены особенности организации и функционирования регионального рынка зерна ЗКО, а также тенденции его развития за последние 5 лет, связанные, с одной стороны, с ростом объемов валового производства зерна, с притоком инвестиций в отрасль (в 2,5 раза), с ростом рентабельности производства растениеводческой продукции (с -7,2 до 45%). С другой стороны, имеют место и неблагоприятные тенденции: сокращение посевных площадей зерновых и зернобобовых культур в основных зернопроизводящих районах ЗКО, нарушение научно системы научно-обоснованной системы севооборотовстирание ранее сложившейся специализации, что приводит к ухудшению качества продукцииj.

•уточнена классификация форм и методов государственной подцержки сельскохозяйственных товаропроизводителей: предложен новый критерий классификации с т. очки зрения институциональных преобразований (по инсппуциональности) — содействие развитию фермерства, поддержание земельных реституций, поддержка рыночной инфраструктуры рынка зерна- •на основе исследования механизмов функционирования рынка зерна в зарубежных странах-членах ВТО систематизированы меры его регулирования, что позволило сформулировать методические подходы к государственному регулированию производства и реализации зерна в РК, основанные на совершенствовании ценового, финансово-кредитного и налогового механизмов, а также усилении системы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей;

• выявлены недостатки существующей в Казахстане системы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей (в т.ч. организационные, институциональные, недостатки в статистическом отражении и т. д.) и обоснованы предложения по совершенствованию государственного регулирования рынка зерна на национальном и региональном уровнях, основными из которых являются: оптимизация и диверсификация структуры сельскохозяйственного производства, государственное стимулирование процесса интенсификации производства зерна, развитие биржевой торговли зерном, усиление мер государственной поддержки производителей зерна за счет мер «зеленой корзины» ВТО;

•разработана организационно-экономическая модель оптимизации структуры сельского хозяйства ЗКО на основе рациональной организации и диверсификации производства, что позволяет расширить экспортные возможности области по зерновым культурам и повысить ее конкурентоспособность в преддверии присоединения РК к ВТО- •предложена теоретическая, организационная и управленческая модель функционирования Западно-Казахстанской зерновой биржи, а также разработаны необходимые инструменты для ее эффективного функционирования, для региона рассчитан наиболее оптимальный логистический способ перевозки — использование железнодорожного пути для экспорта зерна в количестве 317,5 тыс т с Желаевского КХП (наиболее выгодного возможного местоположения Западно-Казахстанской зерновой биржи) до морского порта АктауПо специальности 08.00.14:

•определены как позитивные, так и негативные последствия возможного присоединения Казахстана к ВТО для его рынка зерна. К числу позитивных отнесены следующие: возможности расширения экспорта казахстанского зерна за счет либерализации режимов «входа» на рынке развитых странрасширение инвестиционно-финансового потенциала зернового производстваудешевление импортных товаров на потребительском рынке, расширение конечного спроса и емкости внутреннего рынка и др. К негативным последствиям отнесены: подавление активности отечественных производителей зерна за счет отмены всех неразрешенных в рамках ВТО мер их государственной поддержки, рост социальных издержек, усиление конкуренции на внутреннем рынке;

•на основе анализа норм и правил, регулирующих национальный аграрный рынок в соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ВТО, выявлены противоречия между действующим в РК национальным законодательством и нормами ВТО по регулированию рынка зерна, а также намечены пути разрешения существующего дисбаланса с целью оптимальной адаптации национального рынка зерна к требованиям ВТО;

Практическая значимость диссертации заключается в том, что полученные в ходе исследования теоретические выводы, методические разработки и рекомендации позволят повысить эффективность функционирования рынка зерна ЗКО на основе оптимизации структуры сельского хозяйства региона, совершенствования механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей с учетом «зеленой корзины» ВТОсоздания эффективного функционирования региональной зерновой биржи на территории ЗКО. Все это будет способствовать повышению конкурентоспособности производства и сбыта зерна в условиях интеграции РК в мировую экономику и присоединения к ВТО.

Выводы и предложения диссертационного исследования имеют практическое значение для органов управления АПК на хозяйственном, районном и областном уровнях, т.к. позволяют выработать оптимальную политику государственного регулирования рынка зерна.

Теоретические положения и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и практических занятий для студентов вузов аграрного профиля, в ходе дипломного проектирования, а также положены в основу методических и учебных пособий для студентов высших учебных заведений, слушателей институтов повышения квалификации в системе агробизнеса и делового администрирования.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на научных конференциях профессорско преподавательского состава и аспирантов по итогам научно-исследовательской и учебно-методической работы Саратовского государственного аграрного университета имени Н. И. Вавилова (2006;2009 гг.) — международных и всероссийских научно-практических конференциях (2007;2009 гг), на Международном научном семинаре «Производство сельскохозяйственной продукции в условиях ВТО» (РК, г. Уральск, 2007 г.), Межрегиональной научной конференции молодых ученых и специалистов АПК «Вавиловские чтения» (г.Саратов, 2007, 2009 гг.).

Публикации. Основные результаты и положения диссертационного исследования опубликованы в 14 печатных работах общим объемом 5,5 печатных листа (из них авторских 4,5 печ.л.), в том числе 3 научные статьи объемом 2.1 печ.л. (из них авторских- 1,3) в периодических изданиях, включенных в перечень ВАК РФ.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, приложений. Диссертация изложена на 236 страницах машинописного текста, включает 36 таблиц, 18 рисунков, 4 приложения. Список использованной литературы включает 205 наименований.

Выводы и предложения.

1 .В условиях тотального утверждения принципов глобализации, ускорившегося роста международной торговли зерном, как важнейшим стратегическим товаром, создание эффективного экономического механизма государственного регулирования рынка выступает главным условием успешной интеграции Казахстана в мировое хозяйство. Создание единого, организованного и стабильно функционирующего национального зернового рынка, способного дать значительный мультипликативный эффект является важной задачей в целях повышения конкурентоспособности аграрного сектора на международной арене в условиях предстоящего вступления Казахстана в ВТО.

Исследованиями установлена экономическая и социальная целесообразность усиления государственного регулирования зернового рынка. Важным аспектом решения этого вопроса является способность разрабатывать и реализовать эффективный механизм государственного регулирования зернового рынка, оптимальную политику внешней торговли зерном, направленную с одной стороны, на реализацию в максимально возможной степени национальных интересов и продовольственной безопасности, а с другой стороны, на активную интеграцию стран, и в том числе и ее регионов в мировой продовольственный рынок. 2. В процессе исследования выявлено, что существующая на современном этапе система мер по государственному регулированию зернового рынка как на государственном, так и на региональном уровне несовершенна и главное, не соответствует международным нормам и правилам, определенным в Соглашении ВТО по сельскому хозяйству. Сельскохозяйственное право ВТО фактически является универсальным институтом международного права, поскольку оно определяет правила международной торговли и производства I сельскохозяйственных продуктов не просто в рамках международной организации или договора, но практически в мировом масштабе.

Сельскохозяйственное законодательство РК не в полной мере готово к вступлению страны в ВТО, так как оно не содержит норм, регламентирующих все допускаемые правом ВТО меры поддержки «зеленой корзины», и норм, определяющих возможность и порядок введения защитных мер и технических регламентов. При этом большинство проблем сосредоточенно на региональном уровне зернового рынка вследствие его стихийности, институциональной недостаточности или отсутствия инфраструктурной базы.

3. В исследовании аргументирована необходимость глубокого государственного регулирования зернового рынка как на государственном, так и на региональном уровнях, которая связана, вопервых, с особенностями зерна, как специфического стратегически важного товара, а с другой стороны, со спецификой сельского хозяйства, в т. ч. растениеводства и его зависимостью от природно-климатических условий, с участием и функционированием зернового хозяйства в условиях возрастающей конкуренции между и отечественными и зарубежными товаропроизводителями зерна.

4. Разработаны концептуальные подходы к исследованию регионального зернового рынка, раскрывающие его содержание, как экономической категории, факторы (как внутренние, так и внешние), влияющие на его функционирование в условиях вступления страны в ВТО, особенности и принципы функционирования регионального зернового рынка, а также формы, методы и направления его государственного регулирования, к основным направлениям которого относятся:

— формирование и развитие биржевой торговли зерном;

— усиление мер государственной поддержки производителей зерна за счет мер «зеленой корзины» ВТО;

— адаптация казахстанской законодательной системы в области мер государственного регулирования зернового рынка к нормам и правилам ВТО.

5. Разработана авторская трактовка регионального зернового рынка, который представляет собой совокупность экономических, правовых и экологических отношений между региональными сельскохозяйственными производителями и потребителями зерна, производственной и социальной инфраструктуры зернового рынка региона (важными элементами которой является зерновая биржа, единый системный мониторинг регионального и национального зерновых рынков и др.), а также принципы, методы и направления регионального и государственного регулирования торговли зерном.

6. На основе анализа норм и правил, регулирующих национальный аграрный рынок в соответствии с Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ВТО, выявлены противоречия между действующим казахстанским законодательством и нормами ВТО по регулированию зернового рынка, а также намечены пути разрешения существующего дисбаланса с целью оптимальной адаптации национального зернового рынка к требованиям ВТО.

7. Дана характеристика особенностей организации и функционирования регионального рынка зерна ЗКО, а также тенденции его развития за последние 5 лет, связанные, с одной стороны, с ростом объемов валового производства зерна, что связано как с благоприятными природно-климатическими условиями, также с притоком инвестиций в отрасль (в 2,5 раза), с увеличением государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, как на республиканском, так и на областном уровне, что не могло не отразиться на росте рентабельности производства растениеводческой продукции (с -7,2 до 45%). Таким результатам способствовали работы по развитию семеноводства, увеличение использования минеральных удобрений и средств защиты растений, создание сервисных центров и информационно-маркетинговой системы, получение сельскохозяйственной техники товаропроизводителями через лизинг. С другой стороны, имели место и неблагоприятные тенденции — сокращение посевных площадей зерновых и зернобобовых культур в основных зернопроизводящих районах ЗКО, располагающих большим потенциалом для наращивания товарных ресурсов зерна, снижение технико — технологической оснащенности сельскохозяйственных производителей основными видами сельскохозяйственной техникинарушение системы научно-обоснованной системы севооборотовстирание ранее сложившейся специализации, что приводит к ухудшению качества продукции. В последние годы сельскохозяйственное производство в ЗКО стало рентабельным (от -1015% до 42−45%), происходит укрупнение сельскохозяйственных предприятий. С начала 2000 г. правительство РК особое внимание уделяет агропромышленному комплексу, уровень господдержки за эти годы вырос в 2,5 раза, как на республиканском, так и на областном уровне.

8. Выявлены как позитивные, так и негативные последствия предстоящего вступления Казахстана в ВТО. К числу позитивных последствий могут быть отнесены следующие:

• адаптация законодательства РК к международным нормам, что будет способствовать развитию внешней торговли;

• открытие новых рынков для казахстанских экспортеров;

• введение международных стандартов на товарную продукцию и услуги;

• ликвидация малоэффективных производств;

• рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке;

• расширение экспорта казахстанского зерна за счет либерализации режимов «входа» на рынке развитых стран;

• расширение инвестиционно-финансового потенциала зернового производстваудешевление импортных товаров на потребительском рынке, расширение конечного спроса и емкости внутреннего рынка.

К числу негативных последствий присоединения Казахстана в ВТО можно отнести следующие:

В АПК вступление Казахстана в ВТО вызовет рост безработицы на -25−30%, а также снижение жизненного уровня населенияусиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, в результате чего ожидается падение производства в ряде отраслей, что, в свою очередь, вызовет социальные последствия (сокращение занятости, уменьшения налоговой базы и т. п.) — ухудшение торгового и платежного балансапроизойдет снижение внутреннего потребления подорожавших энергоресурсов, что негативно отразится на развитии национальных производств, вызовет рост инфляции, в связи с открытием границувеличится импорт сельскохозяйственной продукции и возможность нового спада производства в АПК, уменьшение экспортных пошлин приведет к ослаблению государственного контроля за вывозом стратегического и другого важного сырья (при одновременном уменьшении поступлений в бюджет).

На региональном уровне нами выявлены следующие возможные последствия: расширение возможностей вывоза зерна на экспорт в условиях формирования и развития зерновой биржи с общим объемом на уровне 280- 317,5 тыс. тонн зерна ежегодно, что обеспечит продовольственную безопасность не только в ЗКО, но и в РКдля региона при экспорте зерна наиболее оптимальным путемперевозки зерна, несмотря на высокие тарифы является железнодорожный путь на перевозку зернапри эффективном госрегулировании производства и реализации зерновых культур (увеличении средств господдержки за счет «зеленой корзины») возможно увеличение урожайности зерновых культур до 20−22 ц/га, т. е. наращивание валового сбора зернаувеличение на основе переработки зерна производства муки, известной своими ценными качествами, превратившейся в бренд, марки «Корона», до 150 тыс. тонн.

9. Обоснованы перспективы развития зернового рынка ЗКО в условиях вступления РК в ВТО. Именно зерновая отрасль ЗКО имеет конкурентные преимущества в этом случае для того, чтобы занять достойное место на национальном и мировом зерновом рынке. Анализ состояния производства зерновых культур в ЗКО свидетельствует, что область имеет возможности наращивания производства зерновых культур. В качестве задач планирования развития сельскохозяйственного производства в контексте предстоящего вступления Казахстана в ВТО выступают следующие: обеспечить выполнение государственного заказа, в том числе потребности населения области по основным видам растениеводческой и животноводческой продукцииобеспечить формирование стабилизационного зернового фондаобеспечить полностью потребности животноводства в кормахучесть агрономические требования к севооборотам, т. е. соблюсти определенные пропорции в структуре посевных площадейрациональным/ образом распределить государственные субсидии по возможным направлениям использования- (приобретение минеральных удобрений, возделывание целинных и залежных земель, страхование посевов от неурожая и компенсация части процентной ставки по кредитам) — определить и увеличить количество зерновых культур, предназначенных для экспорта в условиях вступления Казахстана в ВТО.

При этом было учтено: вероятностный характер благоприятных и неблагоприятных погодных условийзависимость урожайности от внесения минеральных удобренийналичие у сельскохозяйственных предприятий собственных оборотных средствограниченность средств государственной поддержки.

Как показали расчеты на оптимизационной модели, в которой за критерии оптимальности берется достижение минимально допустимой рентабельности, ожидаемая совокупная прибыль составит 300 млн руб., ожидаемый валовой сбор зерна 567 тыс.т., из которых на собственные нужды (государственные закупки и стабилизационный фонд) области расходуется лишь 250 тыс.т. а остальные 317,5 тыс.т. могут экспортироваться. Общая выручка от реализации на мировом рынке 317,5 тыс.т. зерна ориентировочно может составить 96 млн.дол.США-Получение высоких и устойчивых урожаев невозможно без внесения минеральных удобрений. Поэтому средства господдержки согласно расчету следует направлять на: интенсификацию производства зерна, внесение удобрений, освоение залежных земель.

Как показали результаты моделирования, чисто финансовые меры помощи-субсидирование кредитной ставки и страховых платежей не столь привлекательны длясельхозпроизводителей, поскольку, прибыль получают сторонние наблюдатели.

10. В ходе исследования доказана необходимость совершенствования инфраструктуры зернового рынка региона за счет создания и восполнения таких недостающих звеньев механизма функционирования рынка зерна, как Западно-Казахстанской зерновой биржи, аукционов и других эффективныхинструментов регулирования регионального зернового рынка. Биржа является обязательным элементом цивилизованной рыночной 'торговли, так как зерноклассический, биржевой товар, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к биржевым сделкам. Это особенно важно в условиях формирования открытой рыночной экономики.

В диссертационном исследовании разработан проект создания на территории Западно-Казахстанской области межрегиональной зерновой биржи. В качестве Терминала, на территории которого планируется создание биржи, выбран АО «Желаевский КХП», расположенный в Теректинском районе ЗКО на пересечении всех трех транспортных магистралей: железнодорожнойавтомобильной, водной. В работе раскрыта теоретическая модель функционирования региональной зерновой биржи:

— модель взаимодействия: ПроизводительТерминалБиржаПорт Актау — Потребитель.

При выборе зернохранилища — Терминала (АО «Желаевский КХП») в качестве потенциального партнера Биржи, учитывались не только его техническая оснащенность, объем единовременного хранения зерна, удобное местоположение, но и возможная перспектива его дальнейшего развития в плане переоснащения элеваторных мощностей и возведения на его территории новых складов и перерабатывающих комплексов, собственного транспортного предприятия.

Выполнен пилотный проект создания региональной зерновой биржи в ЗКО, включающий разработку ее организационной и управленческой структуры, модели создания Терминала на базе АО «Желаевский КХП», а также алгоритма поэтапного финансирования плотного проекта. Срок окупаемости проекта составляет 4 года. Возможный объем продаж зерна на региональной зерновой бирже по произведенному прогнозу составит лишь на территории ЗКО не менее 317,5 тыс тонн. На основании многовариантного расчета экономической эффективности перевозки зерна с Желаевского КХП, выбранного в качестве наиболее удобного места расположения, до зернового терминала в морском порту Актау выявлено, что наиболее экономичным и оптимальным путем доставки 317,5 тыс. т. зерна является железнодорожный, при этом сравнительный анализ эффективности различных логистических способов перевозки показывает, что: затраты на доставку зерна железнодорожным транспортом составляют -5,5 млн. дол. СШАпри доставке автомобильным путемзатраты равны 25,6 млн дол. СШАпри использовании водного пути в порт Актаузатраты составляют 10,5 млн. долл США.

11. Изучение мирового опыта государственного регулирования рынка зерна позволило сформулировать следующие направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей зерна, приемлемые для РК в условиях его вступления в ВТО: поддержка государством достаточного уровня доходов сельхозтоваропроизводителей на основе применения минимальных цен и цен поддержки реализованной ими продукции, проведения товарно-закупочных и интервенционных операций. Это особенно важно в годы с неблагоприятными природноклиматическими условиями. средства господдержки согласно проведенным расчетам следует направлять на интенсификацию производства зернавнесение удобрений и освоение залежных земель. Чисто финансовые меры помощи — субсидирование кредитной ставки и страховых платежей не столь привлекательны для сельхозпроизводителей, поскольку прибыль получают сторонние организации. следует перенести акцент в системе мер господдержки с мер, предусмотренных в «желтой корзине» ВТО на разрешенные меры из «зеленой корзины», в том числе расширение лизинга сельскохозяйственных производителей зерна, организация страхования урожаев, стимулирование качества зерна.

12.Вступление Республики Казахстан в ВТО является важным условием интеграции экономики страны и региона в мировую экономическую систему. Проведенный в диссертации анализ регулирования регионального зернового рынка позволяет предложить ряд мер, осуществление которых позволит органам государственной власти на республиканском и региональном уровнях минимизировать негативные последствия для экономики области от вступления в ВТО и, с другой стороны, реализовать конкурентные преимущества области и отдельных сельхозтоваропроизводителей на мировом зерновом рынке. Для этого необходимо осуществить ряд «превентивных мер», таких как оптимизация структуры сельскохозяйственного производства области (ЗКО), создание региональной зерновой биржи, усиление господдержки производителей зерна за счет мер зеленой корзины" ВТОсоздание единой системы мониторинга зернового рынка, включающий в себя постоянно действующую систему статистического наблюдения, обработка информации и в особенности касающихся мирового аспекта функционирования зернового рынка.- поощрение экспорта зерновых культур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года № 481 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003. № 17.-«Казахстанская правда» от 17 июля 2003 года № 206−207.
  2. Гражданский кодекс РК./-А- Данекер, 2004 .-422 с.
  3. Закон Республики Казахстан. О зерне: //Казахстанская правда.-2001, 23 января № 9.
  4. Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании в растениеводстве» от 10 марта 2004 года № 533.- Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 5.- «Казахстанская правда» от 16 марта 2004 года N52
  5. Закон Республики Казахстан «О кредитных товариществах» от 28 марта 2003 года № 400.- Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003.- № 5 -«Казахстанская правда» от 2 апреля 2003 года № 91
  6. Закон Республики Казахстан «О микрокредитных организациях» от 6марта 2003 года № 392.- Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003. ¦г., № 4.- «Казахстанская правда» от 18 марта 2003 года № 75−76
  7. Закон Республики Казахстан «О семеноводстве» от 8 февраля 2003 года № 385 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 3.-«Казахстанская правда» от 14 февраля 2003 года № 45−46
  8. Закон РК «О техническом регулировании"от 9 ноября 2004 года № 603 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 21- «Казахстанская правда» от 13 ноября 2004 года № 259−260
  9. Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 13.- «Казахстанская правда» от 26 июня 2003 года № 183−184
  10. План мероприятий по реализации Концепции развития сети микрокредитных организаций для кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики Казахстан, № 675 от 14 июля 2006 года
  11. Региональная агропродовольственная программа Западно-Казахстанской области на 2006−2010 годы// Приуралье .- 2005 .-26 ноября
  12. О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года: Указ Президента РК //Правительственный бюллетень.-2006 -№ 3. С. 65−127.
  13. Н.А. «Рост благосостояния граждан Казахстана главная цель государственной политики». Послание Президента страны народу Казахстана от 6 февраля 2008 года//2008.-3 марта
  14. Назарбаев Н. А «Новое десятилетие новый экономический подъем -новые возможности Казахстана». Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда. -2010.-29 января.
  15. Положение о Министерстве сельского хозяйства РК от 07.10.2002.-№ 1096// Собрание актов Президента РК и Правительства РК.-2002.-№ 33
  16. Региональная программа по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями Западно-Казахстанской области на 2007−2009 годы// Уральск.-2007.
  17. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО// www.vto.kz
  18. Соглашение по специальным защитным мерам. // // www.vto.kz
  19. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, www.vto.kz
  20. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер// www.vto.kz
  21. Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года. // www.vto.kz
  22. Программа адаптации некоторых областей экономики в переходныйпериод в рамках вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию на 2007−2008 годы.- № 1259 от 23 декабря 2006 года.
  23. , Р. Экспорт-наше будущее/ Р. Азимов //Агроинформ.- 2005.-№ 12.-с.32−34
  24. , Р. Вступление Казахстана в ВТО:плюсы и минусы /Р. Алшанов // Вестник предпринимателя.-2002.-№ 12.-С.40−45.
  25. , Р. Защитные меры Казахстана при вступлении в ВТО (Всемирная торговая организация) / Р. Алшанов //Аль-Пари.-2002.-№ 4−5.-С.8−14.
  26. А. Сельскохозяйственное производство: формы государственной поддержки /А.Алибекова// Саясат.-2005.- № 3.-. с. 49−54
  27. , А. Мировые тенденции в продовольственном обеспечении населения/ А. Алтухов// АПК: экономика и управление.-2009.-№ 9.-с.10−18
  28. , А.И. Экономика зернового хозяйства России/А.И. Алтухов // М.- ОООНИПКЦ Восход-А.-2010.-с.800
  29. Амангалиева, З. К. Формы государственного управления зернового рынка Казахстана в условиях предстоящего вступления в ВТО./ З. К. Амангалиева //Вестник Саратовского государственного университета имени Н. И. Вавилова.-Саратов.-2006 г. -с.200−2003
  30. , З.К. «Повышение качества казахстанского зерна как условие расширения его экспорта»/ З. К. Амангалиева //Вавиловские чтения.-Саратов-2007.- с.43−45
  31. , З.К. И хочется, и колется или получим ли мы пропуск в ВТО/З.К.Амангалиева// Приуралье.-2008.-от 27.09.
  32. Амангалиева, З. К. Развитие маркетинга зерна в регионе/ З. К. Амангалиева //- Международная научно-практическая конференция, ЗКАТУ.- 1 ч,-Уральск, 2007.-1ч.-. Уральск-2007.-с.40. -42
  33. , З.К. Производство зерна в Республике Казахстан в условиях вступления в ВТО/З.К. Амангалиева // Международная научно-практическая конференция, ЗКАТУ, — 1 ч.-Уральск, 2008, 40−42с.
  34. , З.К. Современное состояние и тенденции развития регионального рынка зерна в ЗКО РК/ З. К. Амангалиева //Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы.- Саратов ИЦ «Наука». -2009.-с. 11−16
  35. , И.Д. Диалектическая логика /И.Д. Андреев //М. 1985
  36. Апсалямов, I I. Промышленная переработка сельскохозяйственной продукции в Казахстане: анализ и оценка ситуации /Н Апсалямов // Транзитная экономика. № 3 .-2004.-е. 131−132.
  37. Арашуков В. Тенденции развития интеграции и кооперации в АПК/В.Арашуков// Экономика сельского хозяйства России.-2005.-№ 11.-е.22−23.
  38. , К. Казахстан и ВТО (Всемирная торговая организация): шансы и упущения / К. Арыстанбеков /Аль Пари -2002.-№ 4−5.-С.15−17
  39. , К. Проблемы вступления Казахстана в ВТО/ К. Арыстанбеков //АльПари.- 2005. № 2.-С.З-8
  40. , С. Развитие инфраструктурного комплекса как фактор эффективного функционирования регионального зернового рынка./С.Асанова//Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана.- № Ц.-2006 .-№ ll.-c.4−6
  41. , Н. С. Необходимость в оценке и управлении качеством зерновых Казахстана /Н. С. Ахметов //Пищевая и перерабатывающая промышленность Казахстана.-2006.-№ 2. С. 30.
  42. , Ш. Некоторые проблемы государственного регулирования зернового рынка Казахстана /Ш. Ахметова // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана.- 2001. -№ 10.- С.21−23
  43. , Р.Г., Коваленко Н. Я., Шайкин В. В. и др. Сельскохозяйственные рынки./В. В. Шайкин, Р. Г. Ахметов, Н. Я. Коваленко и др. Сельскохозяйственные рынки.// -М. Колос. -С.2001.-264.
  44. , А. Переговорный процесс в ВТО (Всемирная- торговая организация): опыт, достижения и барьеры / А. АшимбаеваУ/Вестник предпринимателя.-2002.-№ 7.-С.23−25
  45. , С. А., Култаев А. Государственная агропродовольственная программа 2003−2005 года усилить государственное регулирование рынка зерна / С. А. Бабаев, А. Култаев // Известия Казахстана.-2003.-№ 2.-с, 3−7
  46. Балгинова, К Перспективы развития зернового производства в Казахстане/ К. Балгинова // Саясат.-2005.- № З.-с. 55−56
  47. , К. Научные подходы к обоснованию перспектив развития зернового производства в Казахстане./К. Балгинова //Саясат- Policy.- 2004.-№ 8 с.44−45
  48. Белова, Т. Математическая модель оптимизации производственной программы для фермерского хозяйства /Г.Белова//-Достижение науки и техники в АПК 1998.-№ 4.-с. 41−43
  49. , Г., Н. Барышников. Федеральный фонд поддержки сельского хозяйства необходим/ Г. Беспахотный, Н.Барышников//АПК: экономика и управление.- 2007 г.-№ 1.- с. 14−16
  50. , К. Вступление Казахстана в ВТО: плюсы и минусы/ К. Берентаев // Вестник предпринимателя.-2002.-№ 10.-С.24−26.
  51. Боголиз, А. Оптимизация механизма регулирования рынка зерна./А. Боголиз//Международный сельскохозяйственный журнал.-2006.-№ 5.- с.16−17
  52. Борбасова, 3. Экспортный потенциал Казахстана на мировом рынке зерна//3. Борбасова / Аль -Пари.- 2006 г.- № 1.-е. 107−113
  53. Борхунов, H.A., Родионова, О. О пропорции воспроизводства в сельскохозяйственных организациях/Н.Борхунов, О. Родионова//АПК: экономика и управление.- 2006.-№ 10.-с.13−18.
  54. Ю.Д. Формирование организационно-экономического механизма устойчивого и эффективного производства зерна/ Ю.Д.Ванин//Курск.-Изд-во Курская с.-х.академия.-2003 .-С.203
  55. Д.Ф., Исмуратова Г. Исмуратова Формы сельскохозяйственных предприятий и перспективы их развития./Д.Вермель, Г. И. Исмуратова// АПК: экономика, управление.-2005.-№ 7.-с.48−50.
  56. H.A. Проблемы материально-технического обеспечения зерновой отрасли региона/Н.А.Волкова//Региональная экономика: теория и практика.-2009.-№ 7.-с.50−54.
  57. A.C. Формирование и развитие межрегионального рынка зерна/А.С.Васютин//М.-1997.-с.97
  58. , А.Н. Маркетинг на сельскохозяйственном предприятии путь к лидерству/А.Н.Воробьев // Агробизнес- России.- 2005. -№ 4.- С. 35−36
  59. Голубев, А. В. Генетические закономерности в агроэкономике /А.В.Голубев// Саратов: Сарат.гос. агр. университет им. Н. И. Вавилова,-2001-с.172
  60. , A.M., Гаврилов Г. В., Сорокина Т. М. и др.- Под редакцией А.М.Гатаулина. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве// М., Агропромиздат, 1990 .-432 с. 81.
  61. Е.Х., Куанов Т.Д.Практикум по математической статистике. -Уральск, 1992.-40 с.
  62. , А. Государственная поддержка села в контексте ценового паритета/А.Грудкин// АПК: экономика и управление.-2008.-№ 12.-С.22−25
  63. Данильцев, А.Б.и др. Основы торговой политики и правила ВТО. /А.Б.Данильцев//-М- Междунар. отношения, 2005.- 448 с.
  64. , Т. Пять причин для ВТОржения: За строкой Послания /Т.Давлетов//Казахстанская правда.-2006.-29 апреля (№ 104−105).
  65. , К. Проблемы транспортировки казахстанского зерна/К.Даулетбекова//АгроИнформ.-2008.- № 10 с. 10
  66. , И. Повышение эффективности производства и сбыта зерна/И.Демешева//АПК: экономика и управление.-2006.-№ 8.-с. 18−20
  67. .Г. Основы экономической безопасности государства/ Б.Г.Дякин// Государство и право.-2008.-№ 7.-с.120−121
  68. Дякин, Б. Г. Международный бизнес/Б .Г. Дякин// -Учебник.-том 1.-Росби.-2010.-310.
  69. , Р. Вступление Казахстана в ВТО: Положительные и отрицательные стороны /Р.Жакупова //Евразийское сообщество.-2000.-№ 2.-С.85−94
  70. , М. А. Влияние конкурентоспособности на устойчивое развитие казахстанской экономики/М.А.Жаукина //Вестник КАЗНУ (сер. экономика.).-2004.-№ 6.-С. 120−124
  71. , Е. Экономические взаимоотношения Казахстана и России на пороге вступления в ВТО/Е.Жоламанов//Саясат-РОЫСУ.-2004.-№ 6.-С. 23−25.
  72. , Д. Экспорт казахстанского зерна: проблемы и решения /Д.Жолдасбаев//. Arpo Информ.-2008 г.-№ 2.-с. 7−8
  73. , А. На пути Казахстана нет серьезных преград /А.Есентугелов// Аль-Пари.-2003.-№ 3−4.-С. 12−20.
  74. , А. Перспективы развития зернового потенциала РК/ А. Есимов// Зерно и зернопродукты. -2003.- № 1 .- с.78−82
  75. , А.Б. Пути повышения конкурентоспособности продукции аграрного сектора в свете вступления Казахстана в ВТО/А.Б .Ерасылова// Tuesday, May 29 2007.-www.
  76. , Е.Ф., Коваленко З. Г. Модель процесса формирования биржевой цены на зерно на внешнем рынке /Е.Ф.Заворотин. З.Г.Коваленко//-2010.-№ 3.-с.65−68
  77. , А. Искусство ВТО и продовольственная безопасность Казахстана /А.Кайгородцев//Мысль.-2006.-№ 3. С. 57−62.
  78. Г., Ковалев А. Е. Зернопродуктовый подкомплекс и рынок зерна в странах мира / Г. Калиев, А. Е. Ковалев и др./ — Алматы: Кайнар, 1994. — 319 с.
  79. Г. Аграрные проблемы на рубеже веков./ Г. Калиев / — Алматы, 2003. —340 с.
  80. , Д. Актуальные проблемы развития АПК Казахстана/Д.Калиев // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана.-2003.-№ 3 .-с.7−9103 .Калиев, Д. Ж. Уверенный шаг информационных систем в АПК/Д.Ж.Калиев// АгроИнформ.-2005.-№ с.30−31
  81. В.А., Алтухов А. И., Пролыгина H.A., Государственное регулирование зернового рынка страны// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2000.-№ 11 .-с. 10−13.
  82. Клюкач, В. А. Маркетинг сельскохозяйственных предприятий/В.А.Клюкач // АПК: экономика и управление. 1995. № 2 .-с.41
  83. , В. Шершнев О. Организация закупочных интервенций на региональном рынке зерна/В.Киндиус, ОШершнев// АПК: экономика и управление.-2006 .-№ 11.-с.38−40
  84. , C.B. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики/С.В.Киселев.// М.:1997, № 1 с.4−68
  85. , Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков/ Н.Я. Коваленко// Курс лекций. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС.-2000.С.176
  86. , Ю.Б., Коротнев, В.Д. Менеджмент в АПК/Ю.Б.Королев, В.Д.Коротнев//-М, 2000.304 с.
  87. , А. Интеграция Казахстана в международную торговую систему и ВТО/А.Кошанов/ /АльПари.-1999.-№ 6.-С.47−51.
  88. , А. Неолиберальная концепция глобализации и система экономических интересов Республики Казахстан/А.К.Кошанов //Евразийское сообщество.-2002.-№ 4.-С.5−11.
  89. , А. К. Устойчивое развитие экономики Казахстана в условиях глобализации/А.К.Кошанов //Саясат.-2001 .-№ 12.-С. 14−18
  90. Краткий статистический ежегодник Казахстана. Статистический сборник. /Под ред. А. Мешимбаевой/Алматы, 2007−288 с. С. 174
  91. , В., Сушенцова С., Ивлев М. Система сбыта продукции крестьянских (фермерских) хозяйств/ ВЛСудряшов, С. Сушенцова, М. Ивлев// АПК: экономика и управление.-2009.-№ 9.-с.40−45
  92. , Л.П. Перспективы социально-экономического развития субъектов национальной экономики в условиях вступления России в ВТО: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Чебоксары, 18 января /Л.П.Кураков//2007. с. 34
  93. Курбатов Ю. А. Передовой опыт в аграрной экономике переходного периода/ Ю.А.Курбатов//АПК: экономика, управление.-2001.-№ 4.-с.32−36
  94. , С. Г., Байбусинов Т. К. Некоторые подходы по вхождению Казахстана в ВТО/С .Г, Курмангалиев, Т. К Байбусинов //Пищевая и перерабатывающая промышленность Казахстана.-2006.-№ 2. С. 26−27.
  95. Кусаинова, А. Законодательное обеспечение программы развития сельских территорий PK на 2004−2010 гг/А.Кусаинова//. Саясат.-2005.- № 3.- с.47−48, с. 48
  96. , К. Укрепление партнерства -определяющий вектор казахстанско-российских отношений/К.Кушербаев// Саясат.-2004.-№ 6.- с.
  97. Куришбаев, А. Б. Производству высококачественного зерна — государственную поддержку. /А.Б.Куришбаев // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана.- 2003. -№ 11.-е. 3−5
  98. , А. Крушение европейского реального социализма и аколапс либерализма (десятилетие после 1989 г.) Что произошло, почему и куда движется история?) /А. Лилов //Альтернативы — 2001 .-№ 2 -с. 14.
  99. , Д. Организационно-экономический механизм маркетинговой деятельности в АПК /Д.Логинов // Международный сельскохозяйственный журнал.- 2003.- № 2 .-с. 14−15
  100. , С. Направления адаптации к рынку основных форм крупного агробизнеса/С. Лысенкова// АПК: экономика и управление.-2007.-№ 11.-С.45−47.
  101. , Г. Р. Вопросы перехода сельхозпредприятий к средне- и крупнотоварному производству./Г.Р.Мадиев// -Агроинформ.-2007.- № 4 .-с. 8−9
  102. , Г. И. Система управления агропромышленным комплексом в переходный период ./Г.И.Макин// М., Агри-Пресс. 1998. -с.134
  103. , Г. Организация управления в АПК в современных условиях./Г.Макин// АПК: экономика и управление. — 1999.- № 1. — С. 26−31
  104. , С. Как государство регулирует сельское хозяйство в Японии/С.Маркарьянц// Проблемы теории и практики управления. -1995. № 2.-с.42−47
  105. Маркс, К, Энгельс Ф. соч. том 23. -С. 342, том 37. -С. 417
  106. Матвеев, И, Захарова, В. Государственная поддержка сельского хозяйства в регионе/И.Матвеев, В. Захарова //АПК: экономика, управление .-2007.-№ 9 .-с. 35−37
  107. Медведева, Т. Н. Концептуальные подходы к формированию зернового рынка /Т.Н.Медведева//Аграрная наука .-2005.-№ 5-. с.2−3
  108. Мескон, М, Альберт.М., Хедоури.Ф. Основы менеджмента/М.Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури.// М: Дело.- 1998.- 704с
  109. В.В. Нынешний экономический курс губителен для сельского хозяйства/ В. В. Милосердов //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.2005.-№ Ю.-с. 12−15.
  110. , Е.В., А.Н.Сидоров. Государственная политика протекционизма деятельности участников зернового рынка /Е.В .Минаева, А.Н.Сидоров// Хранение, переработка сельхозсырья.- 2006 .-№ 6 .с.8−10
  111. , А. Основы продовольственного благополучия страны// АПК: экономика и управление/А.Михалев//АПК: экономика и управление.-2005.-№ 1 с.4−9
  112. , Г. Оценка внутренней поддержки сельского хозяйства в Казахстане /Г.Мурзахметова//АгроИнформ.-2005.-№ 11. С. 8−9.
  113. , Г. Международный опыт госрегулирования и прогнозирование развития мирового рынка зерна/Г.Муханова //АльПари.-2003.-№ 1.-е. 99−104
  114. , К. Развитие аграрного сектора экономики Казахстана /К.Мухсина// Саясат.- 2005.-№ 3.- с. 59−61
  115. , Б.С., И.М. Баубекова Формы и методы государственного регулирования экономики в сельскохозяйственном производстве /Б.С.Мырзалиев, И.М.Баубекова// Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана.- 2005.-№ 7.- с. 8−10
  116. , М. Вступление в ВТО: последствия для отраслей и предприятий/ М. Мырзахмет //Вестник предпринимателя.-2002.-№ 8.-С.20−22.
  117. , A.M. Путь к ВТО: казахстанский опыт /А.М.Мурзахметова //Аль-Пари.-№ 3−4.- 2003. -С.21−24.
  118. , Е. В ВТО нужно входить плавно/Е.В.Никитинская// Новое поколение.-2002.-21 июня.-с.8
  119. , Г. Возможности регулирования аграрного рынка в условиях вхождения Казахстана в ВТО/Г.Никитина// АгроИнформ.-2005.-№ 8 (38).-с.15−17.
  120. , Р., В.Кретов, О. Чумакова Маркетинг на рынке зерна: проблемы и перпективы"/Р.Некрасов,В.Кретов, О. Чумакова// Агроинформ 2003.-№ 61−62.-е.
  121. , С.М. Экономический аспект вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию: таможенная политика /С.М.Нургалиева// Вестник по налогам и инвестициям.-2000.-№ 7−8.-С.29−41.
  122. , Л., Ж.Момьшбаев Эффективность развития аграрного сектора по программе «Аул» в 2003—2005 годах и повышение его конкурентоспособности/Л.Ж.Омарбакиев// Аль-Пари.-2006.-№ 1.-С. 159−162
  123. , Г. Процесс вступления Казахстана в ВТО и оценка последствий на экономику страны./Г.Оразбаков// АльПари.- 2002 г.- № 4−5.-с.-3−7
  124. Отчет акима Западно-Казахстанской области Б. С. Измухамбетова на встрече с избирателями//-Приуралье.-10.-№ .17
  125. , И. Бюджетная поддержка сельского хозяйства Республики Казахстан/ И. Палагина// АгроИнформ.- 2009.- № 5.-с.З-4.
  126. , А.Г. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах /А.Г.Папцов//-АПК: экономика, управление.-2005.-№ 11 .-68−72.
  127. , А. Новые направления аграрной политики Канады/А.Папцов// АПК: экономика, управление.-2007.-№ 1.-с.51−52.
  128. И.Я., Чужинов П. И., Исмуратов С. Б. Экономика крестьянского (фермерского) хозяйства/ И. Я. Петренко, П. И. Чужинов, С.Б.Исмуратов// Учебник.-Алматы.-Кайнар.-1993.-с.З 67.
  129. Пиличев, Н. А. Управление агропромышленным производством./Н.А.Пиличев //- Учебник.-М.: 2000.- 296с.
  130. , В. Формирование маркетинговой стратегии сельскохозяйственного предприятия/В.Поляк // АПК: экономика и управление. -2001 .-№ 5.-.с.30−35
  131. , Н.А., Федоров В. Ф. Основы менеджмента в аграрном производстве /Н. А. Попов//Учебник М, 2001. — 208с
  132. , Т. С. Подготовка отраслей переработки сельхозпродукции к вступлению в ВТО/Т.С.Рахимбеков //АгроИнформ.-2005.-№ 2.-С. 16−17.
  133. , Т. Научное обеспечение технологического прорыва в АПК/Т.Рахимбеков//. АгроИнформ.- 2008 г.- № 2.- с. 8−9
  134. Регулирование внешней торговли агропродукции ЕС// Экономика сельского хозяйства России. -Учебник.-1997.-№ 7.- с.31
  135. Рузавин, Г. И.и др. Курс рыночной экономики./Г.И.Рузавин// Учебник-М, Юнити, 1994.-319 с.
  136. , Б.А. ВТО и сельское хозяйство России экономический комментарий/Б.А.Рунов// Экономика сельского хозяйства России .- 2007.- № 6.-с. 34−35
  137. , К. От конкуренции к высоким стандартам жизни / К. Сагадиев //Казахстанская правда.-2006.-3 марта (№ 47−48).
  138. Э. Агропродовольственная политика и цены /Э.Сагайдак//АПК: экономика и управление.-2001.-№ 4.-с.42−50
  139. Сарсенов, Д О зерновой расписке. Рьшок ценных бумаг Казахстана УДО. Сарсенов//АгроИнформ. -2002.-№ 8.-е. 15 167. .Сартбаев, Б. Проблемы перевозки зерна: что будет завтра?/Б.Сартбаев// АгроИнформ.-2006.-№ 2.-с.9−10.
  140. , А., Мальцев, Н. Механизм господдержки сельхозтоваропроизводителей требует совершенствования./А.Семин, Н. Мальцев// АПК: экономика и управление.-2008.-№ 12.-е. 16−21
  141. , А.Ф. Стратегия развития отечественного агропродовольственного рынка (в свете расширения экономических отношений России и Украины)/А.Ф. Серков//Вестник Российского гуманитарного научного фонда.- 2008.-№ 1.-С.84−93.
  142. , М. Субсидирование производства сельскохозяйственной продукции в Казахстане. /М.Сигарев //АгроИнформ.- АгроИнформ.-2008 г.- № 10.-. с. 20−21
  143. Сидорук, А. Совершенствование регулирования поддержки сельскому хозяйству ВТО в Дохийском раунде переговоров/А.Сидорук// АПК: экономика и управление.-2009.-№ 9.-с. 19−24
  144. Статистический ежегодник Казахстана /Статистический сборник/Под ред. К.С. Абдиева-Алматы:Агентство Республики Казахстана по статистике, 2005 -502 с.
  145. Статистический ежегодник области, Департамент статистики по ЗКО, г. Уральск, 2008 -210 е., с.164
  146. , Е.В., Чебатуркин, Н.М. Аграрная реформа и в Европейском Союзе./Е.В.Стрелков, Н.М.Чебатуркин// -М.-Хлебпродинформ, 2000.-392 с.
  147. Строганов, В. В. Повышение эффективности производства и реализации зерна в Рязанской области/В, В, Строганов// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2007.-№ 10.- с.32−34
  148. , И.Ф., Амангалиева З. К. Опыт регулирования рынка зерна в развитых странах мира/И.Ф.Суханова, З. К. Амангалиева //-Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова.- 2010.-№ 1.-С.66−72
  149. , Б.Ш. Государственная поддержка развития агропромышленного сектора Казахстана/Б.Ш.Сыздыков // Вестник университета «Туран». -2003.-№ 1−2.-С.11−14
  150. Тимохина, Р. Конкурентоспособность казахстанских товаров./Р.Тимохина// Промышленность.- 2005 .-№ 4.-с.9−12
  151. , З.Ж. Цель аграрной политики — обеспечение конкурентоспособности отрасли при вступлении Казахстана в ВТО./З.Ж.Туебекова//АльПари.-2008.-№ 1−2.-С. 118−121
  152. , И. Нужны новые подходы к аграрной политике./И.Ушаков//АПК: экономика и управление.- 2007.- № 6 .- с. 2−7
  153. Хан, Ю. А. Рынок зерна: проблемы развития и регулирования. Научное издание./Ю.А.Хан// Астана, 2001. — 388с.
  154. , Ж. Использование минеральных удобрений в Казахстане и поддержка сельских товаропроизводителей/ ЖДПарахимбаев// Вестник сельскохозяйственной науки.-2006 г. -№ 10.-c.3−5
  155. Шмидт Ю. Д. Инфраструктура регионального продовольственного рынка: анализ и оценка /Ю.Д.Шимдт//Регион: экономика и социология.-2004.-с.63−71
  156. , Б. Управление аграрной сферой в условиях перехода к рыночным отношениям: принципы и направления./Б.Янгибаев// Экономика и статистика .-2004.-№ 2.-с. 32
  157. Eschenbach Felix. Services policies in transition economies: on the European Union and the World trade organization as commitment mechanisms -Washington: World bank, Development research group, Trade team, 2006. p. 24
  158. Bjornskov, C. and K.M. Lind. 2002. «Where do Developing Countries Go After Doha? An Analysis of WTO Positions and Potential Alliances». Danish Research Institute of Food Economics, Copenhagen. P. 13.
  159. Д.Карро, П.Жюйар. «Международное экономическое право». /Д.Карро, П. Жюйар// Международные отношения, Москва, 2002, стр. 116
  160. Robert E. Hudec. «does the Agreement on agriculture work? Agricultural disputes after the Uruguay round». International agricultural trade research consortium. 1998, p. 4
  161. Robert E. Hudec. «does the Agreement on agriculture work? Agricultural disputes after the Uruguay round». International agricultural trade research consortium. 1998, p. 5
  162. Rutherford Thomas. Regional impacts of Russia’s accession to the World trade organization Washington: World bank, Development research group, Trade team, 2006. p. 64
  163. Anderson Kym. Global impacts of doha trade reform scenarios on poverty-Washington: World bank, Development research group, Trade team, 2005. p. 75
  164. Bown Chad P. Trade remedies and World trade organization dispute settlement: why are so few challenged? Washington: World bank, Development research group, Trade team, 2005. p. 42
  165. Cass Deborah Z. The constitutionalization of the World trade organization: legitimacy, democracy, a. community in the intern, trading system -Oxford etc.: Oxford univ. press, 2005. p. 73
  166. В Казахстане будет создан зерновой пул МСХ Астана. 29 ноября. «Казахстан Сегодня» //. www.minagri.kz
  167. Казахстан не видит альтернативы зерновому пулу// www.minagro.kz
  168. Посевная площадь, валовой сбор и урожайность зерновых Западно-Казахстанской областизгузазг*' .лзй&э' '. * - ← ~ ' г л* г , — -а. — т'^ «'"^т. лг ^ аж кда'/? жжхсл .^х.,., к^агг^ «¦¦"¿-&-т> х .х^'.:" — '•¦гчг'.л. 'х^г^'-т. гаг^-йг^/х**"ж»
  169. Культур ' ы В среднем за 1991−1995 гг. В среднем за 1996−2000 гг. | i. ... 1 Изменение валового сбора, тыс. т В среднем за 2001−2005 гг. В среднем за 2006−2008 гг. Изменени е валового сборадыс .т
  170. Зерновы ' е- всего 1422,14 ¦ 1233 8,67. 677,78 252,8 3,73 -980,2 677,78 ¦ 424,5 7,22 660,4 346,932 1 6,1 171,7
  171. В т. ч: пшениц. а озимая 140,9 207,54 14,73 12,16 5,8 ! 4,7 | 1 | -201,84 12,16 49,17 10,8 45 872 31 639 10,6 43,37
  172. Рожь, озимая 198,4 236,1 11,9 18,66 4,52 2,4 -233,5 18,66 ! 10,02 8,1 7503,5 4608,5 7,3 5,5
  173. Пшениц • а яровая. 397,14 — 227,56 | ! 1 1 .! 5,73 408,22 139,2 3,4, -88,34 408,22 • 1 313,8 7,15 296 342,5. 181 259 6,8 174,6
  174. Ячмень ! яровой 566,14 490,11 8,657 191,92 89,2 4,65 — 5 } | -400,84 191,92 90,5 7,22 171 255 116 916,5 7,5 1,3
  175. Просо 102.6 59,81 5,83 | 40,92 11,46 2,8 -48,42 40,92 8,37 2,6 22 742,5 9076 7,0 -3,09
  176. Овес 4,12 4,41 10,7 | 3,82 2,16 5,6 | 1 -2,26 | 3,82 1,0 4,72 2808 1049,5 4,9 -1,16штмтшлгопп.а., I .чип пни пи н.ум.к. .ни.!,., ли л. шш^охшю^езгасга-
Заполнить форму текущей работой