Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика реконструкции использования тканей в погребальной обрядности: По материалам археологических памятников XIII — XIX вв. Среднего Приобья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При работе с источниками в качестве основного метода применялись методы источниковедения — источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. В процессе источниковедческого анализа были уточнены вопросы происхождения и авторства источников (внешняя критика источника), раскрыты информационные возможности источников для последующих реконструкций, дана их интерпретация (внутренняя критика… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Изучение одежды и ткани в погребениях в отечественной историографии
    • 1. 1. Проблемы теории погребального обряда в отечественной археологии и этнографии
    • 1. 2. Реконструкция погребальной одежды в работах отечественных исследователей
    • 1. 3. Методика реконструкции использования тканей в погребениях археологических памятников таежной зоны Западной Сибири
  • Глава 2. Этнографическое моделирование ткани и тканых изделий в погребальном обряде таежного населения Западной Сибири
    • 2. 1. Этнографические свидетельства использования ткани в погребальном обряде
    • 2. 2. Инвариант тканого костюма, подстилок и покрывал таежных народов Западной Сибири
    • 2. 3. Этноархеологическая модель использования ткани в погребальном обряде этносов таежной полосы Западной Сибири
  • Глава 3. Источники для реконструкции использования тканей в погребальном обряде древнего населения Среднего Приобья
    • 3. 1. Описание археологического источника
    • 3. 2. Реконструкция использования ткани в погребениях в археологических культурах Среднего Приобья

Методика реконструкции использования тканей в погребальной обрядности: По материалам археологических памятников XIII — XIX вв. Среднего Приобья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время имеется множество разрозненных упоминаний исследователей о находках фрагментов тканей в захоронениях, в том числе и в археологических памятниках Западной Сибири. В связи с этим встает необходимость собрать и систематизировать разнообразную информацию с точки зрения использования тканых материалов в археологическом погребальном обряде.

За последние десятилетия опубликовано немало работ по теории погребального обряда, в которых рассматриваются вопросы определения понятий «погребальный обряд» и «погребение», структуры погребального обряда и погребального памятника, проблемы археолого-этнографических реконструкций и т. д. (Дьяконова, 1975; Леонова, Смирнов, 1976; Алекшин, 1980; Каменецкий, 1983, 1986; Ольховский, 1986; Смирнов, 1990; Мельник, 1993; Рындина, 2002а и т. д.) Целый ряд исследований касаются вопроса изучения погребального инвентаря и реконструкции на его основе различных сторон жизни общества (Дьяконова, 1975; Генинг и др., 1990; Смирнов, 1990; Мельник, 1993; Смирнов, Тендрякова, 1990; Рындина, 2002, 2003 и др.). В них связь археологического источника с историческим оригиналом раскрывается достаточно обобщенно, без фиксации механизма трансформации состояний «историческая вещь — археологический источник». Таким образом, процедура реконструкции остается методически непроработанной, необозначенной ориентировочной основой действий.

Погребальный инвентарь, который соотносится с костюмом, изучается, как правило, отдельно, вне теоретико-методических построений. Эффективность реконструкции зависит не столько от методики, сколько от сохранности археологического текстиля как источника реконструкции погребального костюма. Авторами используются самые различные методики реконструкции: на основе сохранившихся украшений с учетом их месторасположения (Сальников, 1952; Худяков, Карпекина, 1984; Савельева, 1987 и др.) — с привлечением сведений о найденных в погребениях органических материалах, в том числе и тканей (Генинг, 1963; Плетнева, 1990; Чиндина, 1993; Травкин, 1999 и др.) — ряд работ характеризуется попытками отнесения тканей к тем или иным элементам костюма с учетом их местоположения в могиле и имеющихся этнографических данных (Боброва, Торощина, 2003; Чиндина, 2003 и др.). При этом чаще всего происходит механический перенос данных из этнографии на археологический материал, что снижает логическую доказательность самой реконструкции.

Исходя из этого, можно констатировать, что в настоящее время отсутствует специальная методика как методологический конструкт, позволяющая с определенной долей вероятности реконструировать использование тканых материалов в погребениях. Это актуализирует тему настоящего исследования, предлагающего вариант подобной методики с использованием системы связей археологических и этнографических источников в рамках погребальных комплексов на примере тканых материалов.

Цель и задачи исследования

Основной целью работы является разработка методики для реконструкции использования тканей в погребальной обрядности по археологическим источникам на материалах Среднего Приобья.

В связи с представленной целью в работе поставлены следующие задачи:

1) выделить в отечественной литературе основные теоретические проблемы в изучении погребального обряда и основные достижения в методике реконструкции одежды по археологическим источникам;

2) дать характеристику археологического текстиля как источника по реконструкции погребальной одежды;

3) теоретически обосновать методику реконструкции использования тканей в погребениях на материалах памятников XIII — XIX вв. Среднего Приобья;

4) сформировать этноархеологическую модель использования ткани в погребальном обряде по западносибирским памятникам ХШ-Х1Х вв.

Объект исследования — реконструкция погребального обряда по археологическим и этнографическим источникам.

Предмет исследования — методика реконструкции использования тканей в погребальных археологических памятниках Западной Сибири ХШ-Х1Х вв.

Территориальные и хронологические рамки работы достаточно широки. Хронологический диапазон исследования охватывает период с XIII по XIX вв., именно на этот период приходится основной массив археологического текстиля, обнаруженного в погребениях. Кроме того, материалы, относящиеся к этому периоду в силу устойчивости традиций погребальной обрядности можно в большей или меньшей степени соотносить с имеющимися данными этнографии. Еще одним фактором, позволяющим использовать столь широкие хронологические рамки, является устойчивость текстильных традиций и технологий в Западной Сибири, начиная с XIII в. (Глушкова, 2002).

Территориальные рамки охватывают Среднее и Нижнее Приобье, в рамках первого выделяется ряд более мелких регионов — Сургутское Приобье, Томско-Нарымское Приобье и Причулымье. Позднесредневековые памятники каждой из рассматриваемых территорий соотносятся с определенным этносом, что особенно важно для настоящего исследования в смысле привлечения территориально и культурно близкого этнографического материала. I.

Памятники Сургутского Приобья имеют обско-угорскую принадлежность, могильники Томско-Нарымского Приобья относятся к самодийцам (селькупам), Причулымья — чулымским тюркам, памятники Нижнего Приобья — уг-ро-самодийские (хантыйско-ненецкие).

В целом, подобное расширение хронологических и территориальных рамок дает возможность для более глубокого исторического обобщения и поиска некоторых особенностей и закономерностей использования тканей в погребениях у таежных этносов Западной Сибири.

Источники исследования. В рамках исследования были использованы два вида основных источников — археологические и этнографические.

Основным археологическим источником выступают материалы могильников из Томско-Нарымского Приобья (Тискинский курганный могильник, курганная группа Барклай, грунтовый могильник Бедеревский Бор I и И, Гре-бенщиковский могильник, Кустовский могильник, Пачангский могильник, Лукьяновский курганный могильник, Остяцкие могилы, могильник Мигалка, могильник Путяка), Сургутского Приобья (Сайгатинские III и IV могильники, могильники Киняминский II и Усть-Балык) и Причулымья (Тургайский курганный могильник 1 и 2, Балагачево). Материалы хранятся в научных центрах городов Томска, Екатеринбурга, Тюмени, Тобольска. Всего в работе использовались данные из 144 могил, содержащие текстильные артефакты из 18 памятников.

Из археологических отчетов бралась информация только по тем погребениям, в которых были обнаружены фрагменты тканых материалов. Особенности залегания ткани в могиле предоставляют необходимые сведения для реконструкции её использования с применением этноархеологического моделирования.

Большинство рассматриваемых материалов не опубликованы, в связи с чем автор выражает глубокую признательность А. И. Бобровой, Г. И. Гребневой, Ю. И. Ожередову, В. И. Семеновой, JI.M. Тереховой, JI.A. Чиндиной за предоставленную возможность их анализа в настоящей диссертации. В качестве источника в работе используются также опубликованные археологические отчеты А. П. Дульзона (Дульзон, 1953, 1955, 1957).

Среди этнографических источников, применяемых для получения информации об использовании тканей, тканой одежды и тканых изделий в погребальном обряде таежных западносибирских этносов, следует выделить, в первую очередь, сообщения путешественников и исследователей XVIII-начала XX вв. — В. Зуева, К. Ф. Карьялайнена, С. К. Патканова, Г. Старцева,.

М.Б. Шатилова и других — непосредственно посвященных описанию культуры рассматриваемых этносов (ханты, манси, селькупы, чулымские тюрки).

В качестве дополнительного (вторичного) этнографического источника выступают работы этнографов, содержащие сведения об одежде и погребальном обряде таежных этносов Западной Сибири. Это работы В.Н. Черне-цова (1959), В. М. Кулемзина (1984, 1986, 1994, 1994а, 19 946, 1994в), Н. В. Лукиной (1985), З. П. Соколовой (1975, 1979, 1980, 1982, 1990, 2000), Н. Ф. Прытковой (1953, 1961, 1961а, 1970), А. П. Зенько (1997), Е. Г. Федоровой (1978, 1992, 1994, 1996, 2000) и других. Эти исследования основываются, прежде всего, на полевых материалах авторов и поэтому выступают важным этнографическим источником для решения задач настоящей работы.

Научная новизна работы определяется исследованием новой проблемы, ранее не затрагивавшейся в науке — разработка методики реконструкции использования тканей в археологических погребальных памятниках. В работе предлагается новая методика, основанная на методологии этноархеологи-ческого моделирования, использовании взаимосвязей археологических и этнографических источников. Кроме того, в диссертационном исследовании впервые выделяются особенности использования тканей в погребальном обряде у таежных этносов Западной Сибири, вводятся в научный оборот новые материалы по текстильному производству.

Методология и методы. Основным методом, нашедшем отражение в диссертационном исследовании, является метод моделирования, подразумевающий создание аналогии (модели) определенного фрагмента реальности (оригинала). В исторических исследованиях модель может выступать как некий итог, обобщение всего изученного комплекса источников (если речь идет о реконструктивной модели как авторской версии исторического процесса) (Глушков, 2001, с.38−39).

В нашем случае в качестве моделируемого и реконструируемого явления (на основе археологических и этнографических источников) выступает использование ткани и тканых изделий в погребальном обряде таежных этносов Западной Сибири со средневековья до этнографической современности.

При работе с источниками в качестве основного метода применялись методы источниковедения — источниковедческий анализ и источниковедческий синтез. В процессе источниковедческого анализа были уточнены вопросы происхождения и авторства источников (внешняя критика источника), раскрыты информационные возможности источников для последующих реконструкций, дана их интерпретация (внутренняя критика источника). На основе анализа были обобщены полученные сведения (синтез) и выявлены возможности использования источников для исследования, что выразилось в создании этноархеологических моделей реального археологического источника.

При анализе источников и создании моделей широко применялись методы систематизации, классификации и типологизации.

Для количественной оценки признаков этноархеологической модели использовался метод экспертной оценки. Этот же метод применялся и при выявлении вероятности реконструкции того или иного элемента инварианта.

Метод историко-сравнительного анализа связан с определением сходства и различия в процессах использования тканей и тканых изделий в погребальном обряде в различные хронологические периоды и на разных территориях по археологическим источникам в диахронном и синхронном аспектах.

Метод типологизации связан с выделением в рамках исследования разнообразных типов использования тканей и тканых изделий в погребальном обряде таежных этносов Западной Сибири.

Для определения соционормативных функций (социальной, половозрастной, апотропейной, семиотической) ткани, тканой одежды и других тканых изделий в археологическом погребальном обряде аборигенных этносов Западной Сибири применялся метод аналогий.

Практическая значимость работы определяется тем, что представленные материалы могут быть использованы при подготовке работ по археологии и истории Западной Сибири, при разработке учебных курсов, для будущих исследований по подобной же проблематике. Методика реконструкции использования тканей в погребениях может быть использована археологами для обработки археологических коллекций, содержащих древний текстиль.

Материалы диссертации используются автором для проведения спецкурсов в Сургутском государственном педагогическом университете.

Апробация основных положений диссертации была проведена на конференциях различного уровня, проводившихся в 2001;2005 гг. в городах Новосибирске, Томске, Омске, Кемерово, Тобольске, Ханты-Мансийске, Сургуте, Санкт-Петербурге. Результаты исследования изложены в более чем 20 научных публикациях.

Структура работы отражает последовательность решения основных задач диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, текстовых и иллюстративных приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема использования тканей и тканых изделий в погребальном обряде в отечественной литературе поднималась, прежде всего, в отношении этнографического обряда. Археологическая обрядность долгое время оставалась вне этого исследовательского направления. Теоретическим построениям по проблеме погребальной обрядности не хватало методического обеспечения. Самостоятельно, без связи с погребальным обрядом развивались реконструкции погребального костюма, которые основывались в основном на анализе системы украшений, редко с привлечением текстильных материалов.

Однако имеющийся на сегодня богатый археологический материал (ткани) позволяет по-иному взглянуть на проблему реконструкции использования тканей в погребениях. На сегодняшний день значительная часть известных текстильных материалов из могильников различных территорий Западной Сибири (Сургутское Приобье, Причулымье, Томско-Нарымское При-обье, Прииртышье и др.) исследованы, описаны и опубликованы (Глушкова, 2002), что позволяет делать выводы о реконструкциях, так как одним из признаков, который используется при реконструкциях является вид ткани.

Для решения проблемы реконструкции использования ткани в погребениях археологических памятников применительно к таежных этносам Западной Сибири (обские угры, нарымские селькупы, чулымские тюрки) была разработана специальная методика, позволяющая соотнести имеющийся археологический и этнографический материал.

Данная методика включает несколько этапов работы:

I этап связан с разработкой этнографической модели, включающий следующие подэтапы: а) установление факта использования тканых изделий в погребальном обряде по этнографическим даннымб) создание инварианта тканого костюма, подстилок и покрывал.

II этап предусматривает преобразование этнографической модели в эт-ноархеологическую путем археологизации;

III этап — этап формализованной экспертной оценки — перевод качественной этноархеологической модели в количественную этноархеологиче-скую модель;

IV этап включает анализ остатков неопределенных тканых изделий в погребениях в системе координат этноархеологической модели и формирование суждений о реконструкции;

V этап связан с формированием на основе полученных реконструкций заключений различного характера (этнокультурного, методического и историко-культурного).

Исходя из полученных реконструкций на территориях Сургутского Приобья, Томско-Нарымского Приобья и Причулымья можно констатировать следующие факты.

В использовании тканей в этнографическом погребальном обряде и археологических памятниках XIII — XIX вв. таежных этносов Западной Сибири наблюдается большое сходство. Ткань применялась в качестве покрывала, в том числе и лицевого покрытия, в качестве подстилки, как материал для изготовления одежды (головного убора, пояса, халатов и т. д.) и украшений (ложные косы).

Используя инвариант как инструмент для реконструкции использования тканых изделий, можно отметить, что лучше всего поддаются определению головные уборы, пояса и лицевые покрытия, в меньшей степени — халаты, рубахи, кафтаны, штаны и другие элементы инварианта, что объясняется наличием у первых металлических украшений и компактным расположением в погребении в одной зоне (головы, на лицевой части черепа и пояса).

В целом следует отметить, что в текстильных изделиях, реконструируемых у обских угров и селькупов, можно увидеть много сходных черт — наличие лицевого покрытия, использование подстилок и покрывал, наличие головных уборов и поясов в качестве важных элементов одежды, распашная одежда. В отношении чулымцев можно констатировать, что ряд предметов у них сходны с обскими уграми и селькупами — наличие головных уборов и поясов, видимо, распашной одежды, подстилок. Однако выделяются и особенности — преобладание войлочных подстилок, отсутствие лицевых покрытий и наличие, по-видимому, глухого типа одежды (типа кофты).

Следует также отметить, что при работе с археологическим источником удалось выделить предметы, сходные с элементами рассматриваемого инварианта, а также предметы, которые не фиксируются в этнографии в погребениях. Это, например, тканые кошельки с монетами в поздних памятниках (XVIII — XIX вв.) Томско-Нарымского Приобья, наличие сумок, изготавливавшихся из ткани и кожи, тряпичных кукол в берестяных свертках и пр.

Можно отметить, что подобная методика позволяет реконструировать не только варианты использования тканей в погребальном обряде, но и частично восстановить элементы одежды, что особенно ценно в отношении этносов, давно утративших свой традиционный костюм (это относится, прежде всего, к селькупам и чулымцам).

Кроме того, исследование, проведенное с применением данной методики дает возможность говорить о древности традиции использования тканей в погребальном обряде (начиная с XIII в.), что приходит в противоречие с существующей сегодня точкой зрения о том, что ткань довольно поздно заменила собой меховую одежду (Карьялайнен, 1995, с.59- Гемуев, Сагалаев, 1986, с. 146- Гемуев, Бауло, 2001, с.24- Бауло, 2002, с. 66 и др.). На основании реконструкций, полученных в исследовании, факте преобладания в погребениях именно тканей, а также других косвенных доказательств подтверждается гипотеза о значительной роли ткани и тканой одежды не только в погребальном обряде (и других обрядах и праздниках), но и в культуре в целом с глубокой древности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Костюм «золотого человека» и проблема катафрактария // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. — Новосибирск: Наука, 1981. — С. 54−64.
  2. К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: «Искусство», 1978. -130 с.
  3. К.А., Акишев А. К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора // Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. Алма-Ата: «Наука» КазССР, 1980. — С. 14−31.
  4. Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX начало XX в.). — Новосибирск: Наука, 2003. — 158 с.
  5. Е.А. Домашние покровители у кетов // СМАЭ. 1971. -T.XXVII.-C. 264−274.
  6. Е.А. Кеты. СПб.: Отделение издательства «Просвещение», 1999.-111 с.
  7. В.А. Погребальный обряд как археологический источник // КСИА. Вып. 167. — 1980. — С. 3−9.
  8. В.А. Социальная структура и погребальный обряд древне-земледельческих обществ (по археологическим материалам Средней Азии и Ближнего Востока). Л.: Наука, 1986. — 190 с.
  9. А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. Перевод с немецкого и публикация д-ра наук Н. В. Лукиной. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 179 с.
  10. В.В. Культура и быт коряков. Л.: Наука, 1971. — 216 с.
  11. С.А. Обычай, ритуал, традиция // ЭО. 1981. — № 2. — С. 97−99.
  12. В.Г. Манси // Вопросы истории. 1973. — № 3. — С. 214−218.
  13. А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М.: Наука. — 188 с.
  14. A.B. Культовая атрибутика березовских хантов. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002. — 92 с.
  15. Н.В., Боброва А. И. Бедеревский Бор, комплекс археологических памятников // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.-С. 31−32.
  16. А.И. Лукьяновский Бор, комплекс археологических памятников // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001а. — С. 92−93.
  17. А.И. О типах и формах погребений Тискинского курганного могильника // Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1980. — С. 22−27.
  18. А.И. Отчет о полевых исследованиях Среднеобского отряда АЭ ТГУ на р. Тым в Каргасокском районе Томской области в 1989 г. // Архив МАЭС, № 1057. Томск, 1990.
  19. А.И. Отчет о полевых исследованиях Среднеобского отряда Археологической экспедиции Томского госуниверситета в 1980 г. // Архив МАЭС, № 864. Томск, 1981.
  20. А.И. Отчет о полевых работах Среднеобского Археологического отряда летом 1979 г. // Архив МАЭС, № 810 (1). Томск, 1980а.
  21. А.И. Отчет о полевых работах Среднеобского Археологического отряда летом 1979 г. // Архив МАЭС, № 810 (2). Томск, 19 806.
  22. А.И. Отчет о стационарных работах Тымской экспедиции ТГУ в 1990 г. в Каргасокском районе Томской области // Архив МАЭС, № 1162.-Томск, 1996.
  23. А.И. Отчет об археологических исследованиях Молчанов-ского отряда летом 1978 года // Архив МАЭС, № 775. Томск, 1979.
  24. А.И. Погребально-поминальный обряд коренного населения Нарымского Приобья и Причулымья: Автореф. дис.. канд. истор. наук. Новосибирск, 1992. 15 с.
  25. А.И. Погребения XVIII—XIX вв.. Тискинского курганного могильника // Западная Сибирь в эпоху средневековья. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984.-С. 146−167.
  26. А.И. Тискинский комплекс археологических памятников // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 20 016. — С. 161−163.
  27. А.И., Петрова Н. В. Реконструкция поясов позднесредневе-кового населения Нарымского Приобья и Причулымья // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока: Тезисы докладов / Под ред. JI.A. Чиндиной. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. С. 105−107.
  28. А.И., Торощина Н. В. К вопросу о реконструкции одежды средневекового населения р. Тыма // Культура Сибири и сопредельных территорий в прошлом и настоящем. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. — С. 268 270.
  29. А.И., Яковлев Я. А. К вопросу о роли и значении погребального инвентаря позднесредневекового населения Нарымского Приобья: пояс
  30. Кузнецкая старина. Вып. 2. Новокузнецк: Изд-во «Кузнецкая крепость», 1994.-С. 61−90.
  31. В.Б., Томилов H.A. Теоретические и методологические аспекты археолого-этнографических исследований в Западной Сибири // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск, 1981.-С. 125−128.
  32. A.A. О локальных особенностях традиционной одежды обских угров // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Вып. 2. -Тюмень: ИПОС СО РАН, 2001.-С. 187−198.
  33. A.A. Сигнификативные функции одежды в традиционной обрядности обских угров // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Вып. 4. Тюмень: ИПОС СО РАН, 2002. — С. 184−192.
  34. A.A. Типология съемных украшений обских угров // Древняя и современная культура народов Западной Сибири: Сборник научных трудов. Тюмень: Тюменский гос. университет, 1995. — С. 85−90.
  35. А.П., Глушков И. Г. Экспериментальное исследование погребальной обрядности // Экспериментальная археология: Известия лаборатории экспериментальной археологии Тобольского пединститута. Вып.1. -Тобольск: Изд-во ТГПИ, 1991. С. 15−22.
  36. Большая советская энциклопедия. М., 1977. — Т.26. — С. 241.
  37. Г. М. Типы обуви народов Сибири // СМАЭ. 1963. — Т. XXI. — С. 3−64.
  38. Р.Ф. Женский головной убор среднецнинской мордвы VIII—XI вв.. // КСИА. 1973. — Вып. 136. — С. 47−53.
  39. И.Н., Бауло A.B. Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов. Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2001.- 160 с.
  40. И.Н., Сагалаев A.M. Религия народа манси: Культовые места XIX начала XX вв. — Новосибирск: Наука, 1986. — 192 с.
  41. В.Ф. Женский наряд периода пьяноборской культуры (опыт реконструкции) // СЭ. 1963. — № 3. — С. 83−94.
  42. В.Ф., Бунятян Е. П., Пустовалов С. Ж., Рынков H.A. Формализованно-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников). Киев, 1990.-301 с.
  43. И.Г. Квалификационная работа по истории. Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета. Сургут: РИО СурГПИ, 2001. — 64 с.
  44. И.Г. Этноархеология как область экспериментальной археологии // Археологические микрорайоны Западной Сибири. Омск, 1994. — 4.2. — С. 107−109.
  45. И.Г. Этноархеология: к истории археолого-этнографических параллелей // Историческое познание: традиции и инновации: Тез. докл. к конф. Ижевск, 1993. — 4.1. — С. 62−66.
  46. Т.Н. Археологические ткани Западной Сибири. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. — 206 с.
  47. Т.Н. Ткань и тканая одежда в культуре хантов // Экология древних и современных обществ. Тюмень: Изд-во ИПОС, 1999. — С. 229 232.
  48. Т.Н., Дудкина С. А. Роль ткани и тканой одежды в обрядовой практике обских угров // Археология, этнография и антропология Евразии.-2003.-№ 3. С. 112−121.
  49. A.B. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров.-Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 608 с.
  50. H.JI. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири.-М., 1888.- 91 с.
  51. Д.С. Практикум по психологическому исследованию. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2000. 248 с.
  52. Г. Н. Ненцы. Похоронная обрядность // Семейная обрядность нраодов Сибири (опыт сравнительного изучения). М.: Изд-во «Наука», 1980.-С. 144−148.
  53. Г. Н. Погребальные сооружения ненцев устья р. Оби // СМАЭ. 1971. — T.XXVII. — С. 248−262.
  54. Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX начала XX вв.). — Д.: «Наука», Ленингр. Отделение, 1983.- 173 с.
  55. Г. И. Отчет об археологических исследованиях Кетского отряда летом 1976 г. // Архив МАЭС, № 688.
  56. Г. И. Отчет об археологических исследованиях Кетского отряда летом 1977 г. // Архив МАЭС, № 739.
  57. Г. И. Отчет об археологических исследованиях Кетского отряда летом 1980 г. // Архив МАЭС, № 843. Томск, 1980.
  58. Г. И. Работы Кетского отряда Среднеобской экспедиции // АО 1976 г. М.: Изд-во «Наука», 1977. — С. 197−198.
  59. H.H. Культовые предметы хантов // Ежегодник музея истории религии и атеизма. 1960. — № IV. — С. 427−438.
  60. В.Н. Наборные пояса кочевников Азии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. — 164 с.
  61. Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М.: «Наука», 1986. — 272 с.
  62. С.А. Использование ткани и тканой одежды в погребальном обряде народов Западной Сибири // Россия: история и современность: Тезисы IV Межвузовской конференции студентов и молодых ученых. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. — С. 13−15.
  63. С.А. Использование тканей в погребальном обряде народов Западной Сибири по археологическим источникам // Источники по истории Западной Сибири. Часть I. Материалы региональной научной конференции. -Сургут: РИО СурГПИ, 2003. С. 12−17.
  64. С.А. Использование тканей в погребальном обряде чулымских тюрков (по материалам А.П. Дульзона) // Тюркские народы. Материалы V-ro Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». Тобольск-Омск: ОмГПУ, 2002 В. — С. 429−431.
  65. С.А. Роль ткани и тканой одежды в культуре и мировоззрении обских угров // Диалог культур и цивилизаций. Тезисы конференции молодых историков Сибири и Урала. Тобольск, 1999. — С. 10−11.
  66. С.А. Ткань в погребальном обряде чулымских тюрок // VI Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов / Отв. Ред. Ю. К. Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2005. — 532с.
  67. С.А. Ткань и тканая одежда в медвежьем празднике // Диалог культур и цивилизаций. Тезисы научной конференции молодых историков Сибири и Урала. Тобольск, 2000. — С. 55−57.
  68. С.А. Ткань и тканая одежда в обряде жертвоприношения // Россия: история и современность. Тезисы III Межвузовской конференции студентов и молодых ученых. Сургут: РИО СурГПИ, 2001а. — С. 19−20.
  69. С.А. Традиция покрытия лица умершего тканью у западносибирских народов по археологическим и этнографическим данным // Наука и инновации Ханты-Мансийского автономного округа: Сб. тез. докл. Сургут: Изд-во СурГУ, 2002 г. — С. 43−46.
  70. С.А., Глушкова Т. Н. Применение ткани и тканой одежды в погребальном обряде обских угров // Наука и образование XXI века: Сб. тезисов докладов Второй окружной конференции молодых ученых ХМАО. Ч. 1. Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. — С. 71−74.
  71. А.П. Археологические памятники Томской области (материалы к археологической карте Среднего Приобья) // Труды ТОКМ. 1956. -Т.5.-С. 89−316.
  72. А.П. Остяцкие могильники XVI и XVII веков у села Молчанова на Оби // Ученые записки ТГПИ. 1955. — Т. XIII. — С. 97−154.
  73. А.П. Остяцкий курганный могильник XVII века у села Мол-чаново на Оби // Ученые записки ТГПИ. 1957. — Т. XVI. — С. 443−488.
  74. А.П. Пачангский курганный могильник // Ученые записки ТГПИ. 1955а. — Т. XIV. — С. 230−250.
  75. А.П. Поздние археологические памятники Чулыма и проблема происхождения чулымских татар // Ученые записки ТГПИ. 1953. — Т. Х.-С. 127−334.
  76. В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. JL: Изд-во «Наука», Ленинградское отд-е, 1975. -164 с.
  77. М.П. Проблема моделирования в историческом исследовании: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Томск, 1970. 20 с.
  78. А.П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров: Структура и вариативность. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997. — 160 с.
  79. А.П., Козьмин В. А. Представления о человеке в погребальном обряде северных хантов // Обряды народов Западной Сибири / Под ред. В. М. Кулемзина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. — С. 147−156.
  80. Т.А. Обряд рождения восточных ханты: опыт этнокультуро-логического наблюдения // Югра. 1994. — № 5. — С. 9−13.
  81. И.С. Код для описания погребального обряда (часть вторая) // Археологические открытия на новостройках. Вып. 1. М.: Изд-во «Наука», 1986.-С. 136−194.
  82. И.С. Код для описания погребального обряда // Древности Дона. М.: Изд-во «Наука», 1983. — С. 221−250.
  83. К.Ф. Религия югорских народов. Т.1. Перевод с немецкого и публикация д-ра ист. наук Н. В. Лукиной.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994.- 152 с.
  84. A.B. Этноархеология как метод археологических реконструкций (по материалам тазовских селькупов). Автореф. дис.. канд. истор. наук. Сургут, 1997.-25 с.
  85. Л.С. Археологическая типология. Л.: 1991. — 448 с.
  86. Н.И., Михайлова Е. А. Накосиые украшения у сибирских народов // СМАЭ. 1988. — Вып. XLII. — С. 105−128.
  87. И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 2003.-486 с.
  88. М.А. Погребальный обряд тюркского населения низовьев р. Тара в XVII—XX вв.: Опыт анализа структуры и содержания. — Новосибирск: Наука, 2003. 192 с.
  89. JI.H., Кулемзин В. М. Введение // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. — С. 7−17.
  90. Н.Б. История прикамского костюма. Костюм средневекового населения Пермского Предуралья. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2001. -220 с.
  91. В.М. Об изображении умерших у северных хантов // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. Кемерово, 1986. —С. 79−84.
  92. В.М. Ненцы // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т.2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994.-С. 379−383.
  93. В.М. Селькупы // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т.2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во Том. унта, 1994а.-С. 355−360.
  94. В.М. Ханты и манси // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т.2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 19 946.-С. 363−379.
  95. В.М. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. — 192 с.
  96. В.М. Чулымские тюрки // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т.2. Мир реальный и потусторонний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994 В. — С. 345−348.
  97. В.М., Лукина Н. В. Васюгано-ваховские ханты: Этнографические очерки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. — 225 с.
  98. В.М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты.- Новосибирск: ВО Наука, Сибирская издательская фирма, 1992. 136 с.
  99. П.И. Отчет об археологических исследованиях по На-рымскому округу за 1938 год. T. II // Архив ККМ.
  100. В.В. Селькупы. Похоронная обрядность // Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). М.: Изд-во «Наука», 1980.-С. 154−158.
  101. Н.Б., Смирнов Ю. А. Погребение как объект формального анализа//КСИА.- 1976. Вып. 148.-С. 16−23.
  102. Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1985. — 368 с.
  103. Э.Л. Чулымцы // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.-С. 196−202.
  104. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // СЭ.-1981.-№ 2.-С. 78−96.
  105. А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования: Учеб. пособие. М.: Высш. шк, 2002. — 240 с.
  106. Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
  107. В.Е. Опыт реконструкции поясов чжурчжэньского времени // Проблемы реконструкции в археологии. Новосибирск: Наука, 1985. -С. 154−159.
  108. В.И. Обряд в погребальном процессе проблема структуры // Мировоззрение древнего населения Евразии. — М., 2001.
  109. В.И. Погребальная практика и погребальный обряд // КСИА.-Вып. 201.- 1990.
  110. В.И. Погребальный обычай и погребальный памятник // РА. 1993. — № 1. — С. 94−97.
  111. Мец Ф.И., Чиндина Л. А. Местонахождение Мигалка // Материалы и исследования культурно-исторических проблем Народов Сибири: Сб. статей / Под ред. Л. А. Чиндиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. — С. 163−177.
  112. В.А. Элементы древних угорских культур в материале хантыйского могильника Халас-Погор на Оби // Археология и этнография Башкирии. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1964. — С. 265−270.
  113. Молданов Тимофей. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов.- Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1999. 141 с.
  114. O.A., Кренке H.A. Культура аборигенов Обдорского Севера в XIX веке (по археологическим коллекциям Музея антропологии МГУ). -М.: Наука, 2001.-155 с.
  115. Народы и религии мира. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1999.-928 с.
  116. К.Д. У вогулов: Очерки и наброски / Составление тома Ю. Л. Мандрики. Тюмень: СофтДизайн, 1997. — 304 с.
  117. Ю.И. Барклай, курганный могильник // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — С. 26−28.
  118. Ю.И. Кустовский комплекс археологических памятников // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001а. — С. 84−86.
  119. Ю.И. Отчет о полевых исследованиях Южнотаежного отряда археологической экспедиции Томского госуниверситета в Чаинскомрайоне Томской области в 1987 году // Архив МАЭС, № 1045/1. Томск, 1989.
  120. Ю.И. Отчет о полевых исследованиях Южнотаежного отряда археологической экспедиции Томского госуниверситета в Чаинском районе Томской области в 1985 году // Архив МАЭС, № 972. Томск, 1986.
  121. Ю.И. Приложения к Отчету о полевых исследованиях Южнотаежного отряда археологической экспедиции Томского госуниверситета в Чаинском районе Томской области в 1987 году // Архив МАЭС, № 1045/3.-Томск, 1989а.
  122. Ю.И. Раскопки курганной группы Барклай // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока: Тезисы докладов / Под ред. JI.A. Чиндиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1992. — С. 97−101.
  123. Ю.И., Яковлев Я. А. Археологическая карта Томской области. Т.2. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1993. — 208 с.
  124. B.C. Погребальная обрядность (содержание и структура) // РА. 1993. — № 1. — С. 78−93.
  125. B.C. Погребально-поминальная обрядность в системе взаимосвязанных понятий // СА. 1986. — № 1. — С. 65−76.
  126. B.C. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII-III вв. до н.э.). -М.: Наука, 1991. -256 с.
  127. Основы психодиагностики / Под общ. ред. А. Г. Шмелева. М. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  128. С.К. Сочинения в двух томах: Т.1. Остяцкая молитва / Под ред. С. Пархимовича- Сост. и вступ. статья Ю. Мандрики- Пер. Е. Матю-хиной- Коммент. С. Пархимовича. Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1999.-400 с.
  129. Г. И. Происхождение селькупов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1972.-422 с.
  130. А.И. Традиции и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. — № 4.
  131. В. Краткое сообщение о поездке на р. Конду М. Кондин-ская волость, Тобольского уезда летом 1910. // ЕТГМ. 1912. — Вып. 20. — С. 1−15.
  132. JI.M. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. (по археологическим источникам). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. — 350 с.
  133. JI.M. Томское Приобье в позднем средневековье (по археологическим источникам). Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1990. — 134 с.
  134. Н.В. «Стерегущие золото грифы» (ак-алахинские курганы). Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская форма, 1994. — 125 с.
  135. Н.В. Всадники Укока. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. — 336 с.
  136. С.А. Мужской и женский миры в системе отношений традиционной культуры манси: обряды перехода: Автореф. дис.. канд. истор. наук. Томск, 2002. 16 с.
  137. С.А. Обряды перехода в традиционной культуре манси. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 180 с.
  138. В.А. Хозяйство еловского населения Приобья (Эпоха поздней бронзы) // ИИС. 1975. — Вып. 16. — С. 3−28.
  139. Т.М., Усманова Э. Р. Реконструкция костюма из могильника Дашти-Козы // Вестник археологии, антропологии и этнографии. Вып. 3. Тюмень: ИПОС СО РАН, 2001. — С. 73−78.
  140. Н.Ф. Верхняя одежда // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. — С. 227−328.
  141. Н.Ф. Головные уборы // Историко-этнографический атлас Сибири. М.-Л.: Изд-во Академии Наук СССР, 1961а. — С. 329−368.
  142. Н.Ф. Одежда народов самодийской группы как исторический источник // Одежда народов Сибири. Л.: Изд-во «Наука», 1970.-С. 3−99.
  143. Н.Ф. Одежда хантов // СМАЭ. 1953. — Вып. 15. — С. 123 233.
  144. Т.Д. Очерки по истории одежды населения СевероЗападного Кавказа (V в. до н.э. конец XVII в.). — JL: «Наука», Ленинградское отделение, 1990. — 140 с.
  145. Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). Сургут: АИИК «Северный дом» и Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1993. — 208 с.
  146. И.Л. Похоронные обряды остяков // ЕТГМ. — 1896. — Вып. 5. —С. 1−9.
  147. О.М. Мир вещный и мир вечный в погребальной обрядности хантов Салымского края // Труды Музея археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского Томского государственного университета. T.I. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. С. 165−198.
  148. О.М. Орнамент // Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. — 640 с.
  149. О.М. Погребальный обряд в аспекте археолого-этнографического синтеза // Междисциплинарные исследования в археологии и этнографии Западной Сибири: Материалы Всероссийской научной конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002а. — С. 62−72.
  150. H.A. Традиция, обычай, обряд // РА. 1997. — № 2.
  151. М.А. Шерстяные головные уборы с бахромой из курганов вятичей // СЭ. 1976. — № з. — С. 127−132.
  152. Д.Г. Основные вопросы теории палеоэтнографических исследований // Археологические микрорайоны Западной Сибири. Омск, 1994.-4.2.-С. 130−132.
  153. Д.Г. Палеоэтнография как самостоятельное направление культурно-исторических исследований // Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998. — С. 9−11.
  154. A.M. Алтай в зеркале мифа. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. — 176 с.
  155. К.В. Курганы на озере Алакуль // Материалы и исследования по археологии Сибири. Т.1. М.: Изд-во АН СССР, 1952. — С. 51−71.
  156. В.И. Отчет об археологических исследованиях в Сургутском районе Тюменской области в 1989 году. Тюмень: Тюменский областной краеведческий музей, 1990.
  157. В.И. Отчет об археологических раскопках могильника Усть-Балык в Нефтеюганском районе Тюменской области в 1986 году. Тюмень, 1987.
  158. В.И. Средневековые могильники Юганского Приобья. -Новосибирск: Наука, 2001.-296 с.
  159. Ю.А. Морфология погребения (Опыт создания базовой модели) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: (Погребальный обряд). М.: Наука, 1990. — С. 216−224.
  160. Ю.А., Тендрякова М. Ф. О роли обыденного сознания в археологической реконструкции: погребальный обряд // КСИА. 1990. — Вып. 201.-С. 68−73.
  161. Соколова 3. П. Платок в культуре хантов и манси // Этнография народов Западной Сибири. К юбилею доктора исторических наук, профессора З. П. Соколовой / Отв. ред. Д. А. Функ, А. П. Зенько. М., 2000. — С. 49−70.
  162. З.П. Изображения умерших у народов Западной Сибири // Обряды народов Западной Сибири / Под ред. В. М. Кулемзина. Томск: Изд-во Том. ун-та. — 1990. — С. 106−116.
  163. З.П. Новые данные о погребальном обряде северных хантов // Полевые исследования Института этнографии 1974 г.- М.: Изд-во «Наука», 1975.-С. 165−174.
  164. З.П. Похороны у казымских хантов // Полевые исследования Института этнографии 1977 г. М.: Изд-во «Наука», 1979. — С. 249−253.
  165. З.П. Путешествие в Югру. М., 1982. — 173 с.
  166. З.П. Ханты и манси. Похоронная обрядность // Семейная обрядность народов Сибири (опыт сравнительного изучения). М.: Изд-во «Наука», 1980.-С. 125−144.
  167. Г. П. Древнейшие шерстяные ткани Сибири // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1934. — № 2. — С. 92−96.
  168. Г. Остяки. — Л.: Прибой, 1928. — 152 с.
  169. A.M. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 248 с.
  170. Л.М. Отчет о раскопках в районе пос. Сайгатино Сургутского района Тюменской области в 1986 г. Архив ИА РАН. Р-1. № 11 432. Т. 2.-183 л.
  171. Л.М. Отчет о раскопках в районе пос. Сайгатино Сургутского района Тюменской области в 1986 г. Архив ИА РАН. Р-1. № 11 431. Т. 1.-221 л.
  172. JI.M. Отчет о раскопках Сайгатинского IV могильника в 1991 г. Архив ИА РАН. Р-1.№ 16 196.-248 л.
  173. JI.M. Отчет об археологических исследованиях в Сургутском, Ханты-Мансийском, Уватском районах Тюменской области в 1985 г. Архив ИА РАН. Р-1. № 11 090. 96 л.
  174. JI.M., Карачаров К. Г. Раскопки Сайгатинских могильников // Археологические открытия Урала и Поволжья. Сыктывкар: Коми научный центр УрО АН СССР, 1989. — С. 160−161.
  175. Т.Д. Роль моделирования в познании социально-исторических явлений // Методологические вопросы науки. Вып. 5. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1977. — С. 118−128.
  176. С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ. 1980. — № 3. — С. 26−36.
  177. H.A. Этноархеология и этнографо-археологический комплекс // Этнографо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Т.1: Культура тарских татар. Новосибирск: «Наука», Сибирская издательская форма РАН, 1996. — С. 10−25.
  178. П.Н. Древний костюм Ивановского края. Раннее средневековье. Иваново: «Ивановская газета», 1999. — 112 с.
  179. H.A. Селькупы // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.-С. 132−137.
  180. Э.Р., Ткачев A.A. Головной убор и его статус в погребальном обряде (По материалам андроновских некрополей) // Вопросы древней истории. 1993. — № 2. — С. 75−83.
  181. Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. — СПб: Изд. МАЭ РАН, 1994. — 285 с.
  182. Е.Г. Материалы по погребально-поминальной обрядности салымских хантов // Материалы полевых этнографических исследований. -1996. Вып. 3.- С. 102−117.
  183. Е.Г. О значении предмета (на примере плечевой одежды хантов) // Модель в культорологии Сибири и Севера: Сб. науч. трудов. Екатеринбург: УрО РАН, 1992. — С. 98−103.
  184. Е.Г. Одежда манси Х1Х-ХХ вв. // Этнокультурные явления в Западной Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. — С. 196−207.
  185. Е.Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб.: Европейский Дом, 2000. — 367 с.
  186. К.В. К вопросу о погребальных масках и куклах у Западно-Сибирских инородцев // ИОАИЭ. Казань, 1908. — Т. 23, вып. 6. — С. 472−482.
  187. Л.В. Ненцы. СПб.: Русский Двор, 1995.-336 с.
  188. Л.В. Ненцы: Историко-этнографические очерки. М.-Л.: Наука, 1966.-329 с.
  189. Л.В. О некоторых предметах культа надымских ненцев // СМАЭ. 1971. — Т.ХХУП. — С. 239−247.
  190. Л.В. Религиозные культы у ненцев // СМАЭ. 1977. — Вып. XXXIII.-С. 3−28.
  191. Ю.В., Карпекина М. В. Реконструкция шаманского костюма из могильника Ортызы-Оба // Проблемы реконструкции в этнографии: Сб. науч. трудов. Новосибирск: Институт истории, филологии и философии, 1984.-С. 94−104.
  192. В.Н. Источники по этнографии Западной Сибири. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. 284 с.
  193. В.Н. Представления о душе у обских угров // ТИЭ. Нов. сер. 1959.-Т. 51.-С. 114−156.
  194. JI.A. Комплект торсового костюма нарымской селькупки конца XVII в. // Археолого-этнографические исследования в южнотаежной зоне Западной Сибири: Сб. статей / Под ред. JI.A. Чиндиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. — С. 95−98.
  195. JI.A. Мигалка, грунтовый могильник // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. — С. 97−98.
  196. JI.A. О погребальном обряде поздних могильников На-рымского Приобья // ИИС. 1975. — Вып. 16. — С. 61−93.
  197. JI.A. О ритуальной одежде селькупской женщины XVII века // Проблемы этнической истории самодийских народов. Ч. 1. Омск, 1993.-С. 179−187.
  198. JI.A. Отчет о полевых исследованиях археологического памятника Мигалка летом 1992 г. Томск, 1993.
  199. JI.A. Отчет о полевых исследованиях Нарымского археологического отряда летом 1991 г.-Томск, 1992.
  200. JI.A. Отчет о полевых исследованиях Нарымской археологической экспедиции летом 1990 г. Томск, 1991.
  201. JI.A., Яковлев Я. А., Ожередов Ю. И. Археологическая карта Томской области. Т. 1. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. — 340 с.
  202. М.Б. Ваховские остяки: Этнографические очерки / Под ред. С. Г. Пархимовича. Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 2000. — 288 с.
  203. Binford L.R. Archaeological perspectives // New perspectives in archaeology. Chicago, 1968. — P. 5−32.
  204. Binford L.R. Archaeological systematic and the study of culture process // American Antiquity. 1965. — Vol.31. — № 2. — P. 203−210.
Заполнить форму текущей работой