По обе стороны Атлантики: диалог литератур
Опыт сатиры в мировом масштабе, начиная с Рабле и Свифта, животворит художественную методологию Курта Воннегута. Европейский «театр абсурда» (Ионеско, Беккет) сыграл роль в становлении Эдварда Олби. Без художественных открытий Дж. Конрада, Д. Г. Лоренса и особенно Дж. Джойса, автора «Улисса», нельзя в полной мере оценить эстетическое своеобразие лучших образцов американской прозы XX в. Ю. О’Нила… Читать ещё >
По обе стороны Атлантики: диалог литератур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Литература
США, история которой начинается лишь в XVII в., не обладала, особенно на раннем этапе, собственными устойчивыми литературными традициями. В процессе становления и формирования она, естественно, опиралась на опыт развитых европейских литератур. Происходил интенсивный и плодотворный художественный диалог.
Европейский опыт.
Решающую роль играла литература бывшей метрополии — английская. В романтическую эпоху писатели США испытали влияние Шекспира, Мильтона, Байрона, Шелли, Вордсворта. Впрочем, мощное воздействие автора «Гамлета» дает себя знать и в более позднее время (у Фолкнера, Хемингуэя, Вулфа и др.).
Европейские сюжеты и формы оказали влияние на поэтическую методологию Лонгфелло. Огромной популярностью у американских романтиков пользовались немецкая эстетика и философия.
Во второй половине XIX в. в пору становления реалистических тенденций все большую роль начинают играть французские писатели Бальзак, Флобер и Золя, символисты. Теория и творчество автора «Жерминаля» сказались на развитии американского натурализма (в частности, у Ф. Норриса).
Многое значил Бальзак для Драйзера, французские символисты — для американских модернистов Э. Паунда, Т. С. Элиота.
В начале 1920;х годов группа американских писателей (Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд, Э. Паунд, Г. Стайн, Г. Миллер и др.) обосновались в Париже, в то время центре художественной жизни Европы. Знаменитый американский композитор Джордж Гершвин даже написал музыкальную поэму «Американец в Париже» (1928). Для Э. Паунда был важен также опыт восточной поэзии, для Т. С. Элиота — средневековой, в частности Данте.
На исходе XIX в. в США были популярны философские идеи Ницше, Спенсера (у Дж. Лондона, Драйзера); позднее Бергсона, Фрейда (у Фолкнера, Ш. Андерсона, Ю. О’Нила и др.).
Фолкнером, Райтом был востребован и опыт французских писателей-экзистенциалистов (Камю, Сартр). Английские, русские, другие европейские традиции аккумулировал Г. Джеймс.
Начиная с 1880-х годов США пережили то, что образно называли «русской экспансией». Пропагандистами русской литературы в США на исходе XIX в. стали Г. Джеймс и У. Д. Хоуэлле. Русские писатели, сначала Тургенев, потом Толстой и Достоевский, вошли в литературную жизнь США, оказав многообразное воздействие на своих американских коллег. Влияние Достоевского заметно у Драйзера и Фолкнера. Пожалуй, нет ни одного большого писателя США XX в., который прошел бы мимо опыта Толстого (Драйзер, Фолкнер, Хемингуэй, Томас Вулф, Стейнбек, Гарднер).
Древнегреческие трагики (прежде всего Эсхил), а также Ибсен, Шоу, Чехов в числе тех, кто повлияли на «отца американской драмы».
Ю. О’Нила. Знаменитую пьесу О’Нила «Продавец льда грядет» по праву сопоставляют с «На дне» Горького. Следы чеховского стиля ощутимы в американской новеллистике (Ш. Андерсон) и в драме (Л. Хеллман, Т. Уильямс). Без Ибсена трудно понять драматургию Артура Миллера. Среди писателей, оказавших влияние на художественный метод Синклера Льюиса, — Диккенс, Уэллс.
Опыт сатиры в мировом масштабе, начиная с Рабле и Свифта, животворит художественную методологию Курта Воннегута. Европейский «театр абсурда» (Ионеско, Беккет) сыграл роль в становлении Эдварда Олби. Без художественных открытий Дж. Конрада, Д. Г. Лоренса и особенно Дж. Джойса, автора «Улисса», нельзя в полной мере оценить эстетическое своеобразие лучших образцов американской прозы XX в.
Более подробно эти вопросы освещены в соответствующих главах и разделах пособия.