Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Немалое место в поэзии Полонского занимают гражданские мотивы, где он выражает свое отношение ко многим общественным. проблемам своего времени. И здесь на смену эмоциональности и образности приходят открытость, прямота и категоричность суждений и оценок. Данный принцип прослеживается в изображении Кавказа, традиционно изображаемом в отечественной литературе в соответствии с романтическими… Читать ещё >

Содержание

  • Первая глава. МИРОВИДЕНИЕ Я. П. ПОЛОНСКОГО И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ
  • 1. Мировоззренческая позиция Я. П. Полонского в системе его творческого развития
  • 2. Истоки становления творческой индивидуальности Я. П. Полонского. Сборник «Гаммы»
  • Вторая глава. СООТНОШЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКИХ И РОМАНТИЧЕСКИХ НАЧАЛ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Я. П. ПОЛОНСКОГО
  • 1. Традиции романтизма и их преломление в «кавказском» периоде творчества Я. П. Полонского
  • 2. Реалистическая доминанта и элементы художественного натурализма в гражданской лирике Я. П. Полонского
  • 3. Единство объективного и субъективного в интимной лирике Я. П. Полонского
  • Третья глава. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ УРОВНИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Я. П. ПОЛОНСКОГО В АСПЕКТЕ РОМАНТИЧЕСКИХ И РЕАЛИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ
  • 1. Жанр романса в творчестве Я. П. Полонского: синтез романтического и реалистического
  • 2. Синкретизм художественного метода Я. П. Полонского в эпических и лиро-эпических жанрах
  • 3. Демократизация лексико-стилистических средств художественной выразительности в поэтическом творчестве Я. П. Полонского

Творческая индивидуальность Я.П. Полонского: взаимосвязь романтических и реалистических традиций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, несмотря на большую работу, проделанную нашими литературоведами за последние двадцать лет, одним из важнейших вопросов изучения русской литературы все еще оказывается восполнение так называемых «белых пятен» в истории ее становления. Объективная и полная характеристика развития литературы, воссоздание целостной картины историко-литературного процесса возможны при усилении внимания к творчеству поэтов и писателей, которых обычно относят ко «второму», «второстепенному ряду». Не поднимая вопрос о правомерности такой классификации, скажем, что роль таких писателей в развитии отечественной литературы несомненна и значительна. Конкретное изучение их творчества позволяет выявить специфику русской литературы, расширить представление о жанровом разнообразии и художественных особенностях, более точно охарактеризовать историко-литературный контекст, в котором развивалась деятельность выдающихся художников. Здесь будет нелишним упомянуть высказывание Белинского о значении таких писателей: «Иногда в целое столетие едва ли явится один гениальный писатель: неужели же из этого должно следовать, что иногда целое столетие общество должно быть совсем без литературы? Нет! Литература, в обширном значении этого слова, представляет собою целый живой мир, исполненный разнообразия и оттенков. Бедна литература, не блистающая именами гениальнымино не богата и литература, в которой все — или произведения гениальные, или произведения бездарные и пошлые. Обыкновенные таланты необходимы для богатства литературы, и чем больше их, тем лучше для литературы» [1, VII, 131].

Литературное творчество большинства таких, не самых известных, поэтов и писателей за последнее время изучено достаточно тщательно, чего нельзя сказать о поэтическом наследии Я. П. Полонского. Несмотря на то, что к его произведениям обращаются не только ученые-литературоведы, но и широкие круги читателей, само творчество поэта до сих пор не рассмотрено с желаемой полнотой.

Исследование лирики Полонского далеко от убедительных итогов, а отдельные точные наблюдения в немногочисленных анализах его текстов, не позволяют еще судить с достаточной определенностью о специфике его поэтического мышления, об особенностях лирического дара. Пока что не выявлен главный «стержень» лирики Я. П. Полонского, определяющий' ценность его художественной системы.

Первые этапы творческой деятельности Я. П. Полонского приходятся на 40-е годы XIX века, когда в литературном процессе поэзия как бы отошла на второй план по сравнению с прозой. Печаталось меньше стихотворений, поэтические сборники почти не издавались. «Прошлый год был не богат стихами, а будущий — это можно сказать смело — будет еще беднее, — заявлял Белинский в обзоре русской литературы за 1842 год. — Лермонтова уже нет, а другого Лермонтова не предвидится. хоть совсем не пиши стихов. И их, в самом деле, пишут или по крайней мере печатают меньше». Причину такого упадка поэзии Белинский видел «. в духе времени, во< всеобщем, можно сказать, всемирном направлении» [1,1,261].

Из старшего поколения на этом этапе развития поэзии печатались В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Н. М. Языков, Ф. Н. Глинка, М. А. Дмитриев, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев, Е. П. Ростопчина, Э. И. Губер. В данный период были сильны традиции романтизма, в рамках которого создавали свои произведения в 40-е годы XIX века Н. М. Языков, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков.

Веяния эпохи оказали влияние и на творчество Полонского, в ранней лирике которого преобладает романтический взгляд на мир, и произведения данного периода времени отражают многие традиции романтизма. Я. П. Полонский пытается передать тончайшие душевные изменения человека, стихотворения его отличаются исповедальностью и психологизмом.

Влияние романтических идей на формирование поэтического мышления Я: П. Полонского происходило еще и потому, что в поэзии 40−50-х годов XIX века была популярна лирика Лермонтова с присущими ей романтическимимотивами, страдания: и отчаянияТакиемотивы звучат у Ы. ГЕ Огарева, А. Н. Плещеева и других поэтова Это влияние: испытал и Я. П. Полонский.

С другой1 стороныв эти же годыв литературевозрастал интерес к народной' теме: Позднее: Полонский неоднократнобудет обращаться к ней, следуя лучшим традициям Некрасова. Здесь уже можнонаблюдать постепенную демократизацию не только тематики, но и жанровых форм, лексики^ которая на зрелом этапе творчества поэта охватит большую часть его стихотворений.

С начала 50-х XIX века годов: начинается подъем в поэзии. Лирикастановится вновь, востребованной: Стихотворенияпоявляются1 в печати, о поэзии' много пишут критики (И. Г. ЧернышевскийА. В: Дружинин, На А. Добролюбов): Выходят сборники многих современных поэтовв том числе первое собрание стихотворений Полонского. за 1840−1855 годы.

Творчество Ш П: Полонского нельзя отнести к числу незамеченных как со стороны обществатак и со стороны критиков. В немалой степени на это повлияло то, что Полонский был известен в различных литературных кругах и его стихотворения сыграли, заметную роль в качественном обогащении русской поэзии XIX века. О востребованности творчества поэта говорит и тот факт, что сборники стихотворений при его жизни издавались большими тиражами.

Однако как при жизни Полонскоготак, и после смерти о его произведениях высказывались самые разноречивые, полярные, (нередко взаимоисключающие) суждения. Истекший XX век мало что прибавил к пониманию его творчества. Собственно, трудно говорить о какой-то истории изучениятворчества Я. П. Полонского — покрайней мере, в, отечественной науке, — это, скорее, история «отзывов» о поэте В: разного рода обзорных работах, посвященных поэзии второй половины XIX века. Подавляющее большинство позднейших литературоведческих высказываний о Полонском представляют в основном повторение мнений и суждений современной, ему критики, хотя некоторые исследователи высказывали достаточно точные и глубокие замечания" об отдельных особенностях поэтической манеры Полонского.

Уже первый сборник Полонского «Гаммы» (1844) обратил насебя внимание критики, котораяв целом была доброжелательна в своих суждениях. Это одобрение наиболее авторитетно было выражено в статье Белинского «Взгляд на русскую литературу 1846 года», который отмечает «чистый элемент поэзии» художника [1,1, 327].

И в дальнейшем литературная критика не раз обращала внимание на поэзию Полонского. Известны, отзывы П: Н. КудрявцеваЕ. М. Гаршина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. А. Григорьева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. №. Страхова, В. Л. Соловьева и других исследователей.

Н. Н. Страхов назвал Я. П. Полонского «самым труднымиз наших поэтов» [177, 215]. Трудность понимания-* поэта проистекает не из-за необычности и неоднозначности толкования его произведений, а скорее из-за недостаточно полной изученности и оценки творчества поэта.

В 1869 году выходит рецензия М. Е. Салтыкова-Щедрина на двухтомник Я. П. Полонского 1869 года. Называя его поэтом второстепенным, Щедрин обвиняет его в эклектизме, определяя творчество Я. П. Полонского как «бессодержательное сотрясение воздуха» [22, 373]. Далее он продолжает в еще более резкой форме: «С именем каждого писателя (или почти каждого) соединяется в глазах публики представление о какой-нибудь физиономии, хорошей или плохойс именем г. Полонского не сопрягается ничего определенного» [22, 373−374]. Идеи и идеалы автора-критик обозначает как «презрение к полезному», «поддержание невежества» в массах и «возведение понятия „свободы“ на степень, секрета» — словом, Полонский не более как «пропагандист уличной философии» [22, 423]. А рецензируя сборник поэта «Снопы», вышедший в 1871 году, Щедрин утверждает: «Неясность миросозерцания есть недостаток настолько важный, что всю творческую деятельность художника сводит к нулю» [22, 423].

Однако у Я. П. Полонского нашлись и защитники, отстаивавшие оригинальность его поэтического таланта. Так, например, И. С. Тургенев писал, что в. стихах поэта присутствует «смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором еще лежит отблеск пушкинского изящества и какой-то иногда неловкой, но всегда любезной честности и правдивости впечатлений» [25, 312].

Знакомство Полонского с Тургеневым состоялось в начале 1840-х годов. Именно И. С. Тургенев явился поддержкой и опорой поэту в особо тяжелые периоды жизни, в минуты душевной усталости и неверия в собственное призвание. В знак особого расположения поэт посвятил И. С. Тургеневу несколько стихотворений: «Тургеневу» (1856) — «И. С. Тургеневу» (1879) — «27 сентября 1883 года» (1883).

Н. Н. Страхов также не разделял щедринских упреков в отношении таланта Я. П. Полонского. Он не соглашается с утверждением М. Е. Салтыкова-Щедрина об отсутствии у поэта направления, которое Страхов определяет как «. поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к просвещению и свободе, ненависть ко всякому насилию и мраку» [176, 235].

Н. А. Добролюбов очень точно охарактеризовал стиль Я. П. Полонского: «Он во всем видит какой-то особенный, таинственный смысл». В целом не очень высоко оценивший творчество поэта, Добролюбов особенно выделяет органичность такого видения для лирики поэта: «. он не придумывал подобий, не холодно навязывал человеческие думы — и тучам, и волнам, и утесам, и насекомым, и деревьям, — нет, для него в самом деле вся природа полна была. таинственной жизни». Анализируя один из отрывков прозы Полонского, Добролюбов указывает на деталь, которая лучше всего передает неповторимое своеобразие видения героем окружающего мира: каждая вещь была для него (маленького героя рассказа) чем-то одушевленным, требующим от него известной степени сочувствия. Стук вбиваемого гвоздя был для него криком несчастного, которому не хочется лезть в стену." [73, 315].

Полонский упоминается также в статье Д. И. Писарева «Писемский, Тургенев и Гончаров», напечатанной в журнале «Русское слово» (журнал был основан графом Г. А. Кушелевым-Безбородко), в котором некоторое время помощником редактора работал Полонский. Поэта, однако, вскоре едва ли не выжили из журнала, впоследствии на долгое время ставшего оплотом радикальной журналистики. Статья не посвящена конкретно Я. П. Полонскому. Д. И. Писарев лишь вскользь в своей работе о названных в заглавии писателях упоминает поэта, причисляя его к «микроскопическим поэтикам», которые «забудутся так же скоро, как те журнальные книжки, в которых они печатаются». «Им доступны только маленькие треволнения их собственного узенькогопсихического мира». Критик с иронией замечает: «. кому охота вооружаться терпеньем и микроскопом, чтобы через несколько десятков* стихотворений следить за тем, каким манером любит свою возлюбленную г. Фет, или г. Мей, или г. Полонский?» [150, 168].

Поэт не ждал восторженных похвал в адрес своих стихотворений, но столь отрицательный отзыв неприятно поразил его и* не лучшим образом сказался на творческой деятельности.

60 — 70-е годы XIX века были нелегкими для Я. П. Полонского. На это повлияло много факторов: неприятие критикой, невнимание широкого читателя и в некоторой степени социальная неустроенность. С 1860 года поэт работает в комитете иностранной цензуры. Причем работает не по причине личной склонности к этой работе, а чтобы добыть необходимые средства к существованию. П. П. Перцов, близко знакомый с Я. П. Полонским в 1890-е годы небезосновательно заметит: «Было очень заметно, как тяжело досталась Полонскому середина жизни — весь этот долгий период легкомысленного и обидного „отрицания“, которым встретили его антиэстетические 60-е и 70-е годы. Всякое упоминание об этой эпохе воспринималось поэтом болезненно. он был по-женски впечатлителен и по-женски беззащитен.» [147, 112].

Многие современники были склонны истолковывать, творчество Полонского символически. Так, Л. Е. Оболенский, о стихотворении «В глуши» писал- «Это не только женская русская душа, это. вообще душа целой Руси, с ее исканиями правды, с ее тоской по неведомому» [137].

Для В. С. Соловьева, а потом для А. А. Блока сказочная «Царь-девица» Полонского стала символом, «женственной тенью божества» [173, 257].

Это объясняется тем, что все события общественной и литературной жизни, свидетелем и участником которых был Полонский, прошли через его сердце. В одной из статей о творчестве поэта (написанной в связи с присуждением ему пушкинской премии) говорилось: «Читая произведения Полонского, чувствуешь себя во всевозможных сферах русской жизни, которая ему близка, которую он не только. внимательно наблюдает, но в которой он сам — непрестанный участник» [153, 26].

Но внутреннее сопереживание всем событиям окружающего мира может приводить порою к недостаткам поэтической манеры. Здесь можно назвать и небрежность «журналистского» слога, и вялую рассудочную риторику. В то же время мгновенный отклик души на все волнующие ее события придает поэзии Полонского глубокую «человечность», обнаруживает невозможность пройти мимо любого унижения человеческой личности без искреннего взволнованного движения души, направленного на устранение несправедливости, и именно в этом и проявляется привлекательность многих стихотворений поэта.

Неоднозначность критических отзывов о Я. П. Полонском обусловлена сложностью определения того, к какой общественной и литературной эпохе он принадлежит. С другой стороны, на оценку творческой деятельности поэта влияли собственные убеждения критиков. Уже упоминались резкие, почти уничижительные суждения критиков радикального крыла.

М. Е. Салтыкова-Щедрина, Д. И. Писарева), которые в некоторой степени «дезавуалированы» положительными отзывами И". С. Тургенева, отчасти Н. А. Добролюбова. Однако ситуация «pro at contra» сопровождала Полонского, можно-сказать, на протяжении всей его жизни и в последующие десятилетия после смерти. Так, в 1902 году В. И. Покровский, публикуя серию статей, о поэте, именует его «либералом-идеалистом» [152, 276], подразумевая под этим выражением свойство людей? с гуманистическим складомдуши. Ранее М. Е. Салтыков-Щедрин эту же приверженность Полонского к возвышенным, «идеальным» идеям рассматривал как признак слабости, знаменующей отрыв поэта от действительности, его неспособность включиться в решение «кричащих» проблем современности.

В поэзии Полонского есть черты, которые сближают его с одним из литературных направлений начала XX века — символизмом. Неслучайно А. А. Блок в 1901 году называет Полонского «избранником», «великим учителем», в 1907 году — среди «основных литературных влияний» [3, V, 217]. Имя и стихи Полонского несколько раз* упомянуты в его записках, статьях и письмах. «С раннего детства, — писал Блок в автобиографии, — я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные с чьим-либо именем. Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф:

Снится.мне: я свеж и молод, Я влюблен. Мечты кипят. От зари роскошный холод Проникает в сад" [2, 456].

В то же время в «Записных книжках» 1903 года у А. А. Блока есть высказывание, которое во многом определяет отношение к Я. П. Полонскому как самого автора «Стихов о Прекрасной Даме», так и его современников: «Публика любит большие масштабы: Полонский уже второстепенность!» [2, 55]. С этим, вероятно, вряд ли мог бы согласиться Л. Н. Толстой, находивший у Полонского черту, которую он называл свойством великих поэтов". Как полагал автор «Войны и мира», эта особенность — «лирическая дерзость», которую применительно к поэзии Полонского можно истолковать как создание своего собственного поэтического мира, во многом не совпадающего* с традиционными представлениями о-содержании ¡-и задачах поэзии в целом.

Все сказанное так или иначе подтверждает значимость поэтического творчества Я*. П. Полонского. Тем* не менее обстоятельных работ о его творчестве не так много. Научная традиция в1 изучении наследия поэта так и не сложилась ни в XIX, ни в XX веке, по крайней мере, в том объеме тематических и проблемных наработок, какой мы имеем применительно к творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Среди работ, посвященных Полонскому после 1917 года, особую ценность имеет статья Б. М. Эйхенбаума «Я. П. Полонский» (1935). В ней достаточно подробно и глубоко1 характеризуется тематика произведений поэта, основные* этапы его творческойдеятельности, а также даются комментарии к стихотворениям виздании, 19 351 года. Произведения рассматриваются в соответствии с хронологией и с учетом современной Полонскому литературы. Автор указывает на романтическую направленность многих стихотворений поэта и новаторство* формы и содержания.

Б. М. Эйхенбаум не упускает и гражданскую линию в лирике поэта, отмечая его связи с Н. А. Некрасовым. И в самом деле, позиция Полонского была в ряде случаев близка Некрасову, и под благотворным влиянием «некрасовской школы» он создал многие свои сильные стихотворения («Узница», «Слепой тапер», «Болгарка», «Старая няня», «Казимир Великий»).

Ученому удалось решить и другие проблемы, связанные с исследованием творчества писателя. В примечаниях к изданию стихотворений 1935 года используются материалы изархива.

Я. П. Полонского, впервые изучены публицистические и мемуарные источники, нигде ранее не опубликованные. По существу мы имеем дело с попыткой создания научной биографии поэта, однако эта попытка не была реализована.

Одним из наиболее обстоятельных исследований творчества Полонского в советский период является монография П. А. Орлова «Я. П. Полонский» (1961). Е^той работе рассмотрен внутренний мир поэта, осмыслен поэтический мир его стихотворных сборников, дан обзор творчества в целом. Говоря о политических убеждениях Полонского, П. А. Орлов отмечает недостаточную четкость его взглядов, что не дает возможности отнести его к какому-либо лагерю. Всю свою жизнь поэт избегал крайностей. «Я всю жизнь был ничей, — писал Полонский Чехову, — для того, чтобы принадлежать всем, кому я понадоблюсь, а не кому-нибудь». Исследователь указывает в связи с этим на демократизм поэтаотмечает его несогласие с утилитарным подходом к искусству. В поэзии Полонский призывал не к борьбе, а к любви и согласию, к братству, хотя" и понимаемому весьма умозрительно.

В книге П. А. Орлова обозначен круг тем и проблем, но незначительный объем монографии обусловил отсутствие подробного изучения его отдельных произведений. Ценность книги заключается в том, что общий анализ творчества Полонского претендует на некую универсальность и биографичность значительного числа произведений поэта. В работе подчеркнуто единство жизни и творчества Полонского, однако на сегодняшний день ряд положений этого труда уже устарели.

Литературоведческое исследование И. С. Богомолова «Я. П. Полонский в Грузии» (1966) посвящено грузинским связям Я. П. Полонского. Творчество поэта «кавказского» периода рассматривается на широком фоне общественно-культурной жизни Грузии и России первой половины XIX века.

Обширный материал автор посвятил общественной деятельности и кругу знакомств Полонского. Отмечая реалистическую направленность многих произведений поэта рассматриваемого периода, автор отмечает, что Полонский «. продолжил лучшие традиции великих предшественников.» [42, 116], проповедовавших идеалы свободы ибратства. Отдельно И. Богомолов выделяет прозаические произведения< писателя, указывая их социальное звучание. Новым можно считать подход исследователя* к прочтению отдельных произведений поэта с позиций его увлечения живописью. Но не совсем обоснованно, нанаш взгляд, автор монографии опускает анализ поэтических текстов, — написанных Полонским в этот период времени.

В 70-е годы XX века в связи с обостренным вниманием к проблемам соотношения поэзии и научно-технического прогресса обозначился и заметный интерес к лирике Я. П. Полонского. Так, в книге А. Ф. Захаркина «Русские поэты второй половины XIX века» (1975) Полонскому посвящена целая глава. Автор ставит вопрос об отношении поэта к «чистому искусству» и приходит к выводу, что своеобразие творчества Полонского проявляется в, синтезе двух начал — романтического и гражданского, причем «гражданское задано изначально, а задачей художника является раскрытие в нем романтического» [86, 189]. Мысль интересная и плодотворная, и жаль немного, что ввиду небольшого объема статьи, она не получила достаточно развернутого текстового подтверждения. В статье дан, краткий очерк о творчестве Полонского, не претендующий на окончательное решение поставленных вопросов:

В работе Н. П: Суховой «Мастера русской лирики» (1978) рассматривается творчество нескольких поэтов: А. К. Толстого, А. Н. Майкова, А. А. Фета и Я. П. Полонского. Автор указывает на бытовую направленность многих стихотворений Полонского в соединении с мелодической линией. Дан подробный анализ стихотворения «Подойди ко мне, старушка.», которое Сухова называет новеллой. На примере этого стихотворения она отметила своеобразие стиля поэта (близкого к разговорному). Выделяя схожие моменты в творчестве поэтов, Сухова тем не менее не сопоставляет их, а дает параллельночто оставляет впечатление некой поверхности анализа.

Книгу С. С. Тхоржевского «Высокая лестница: Документальная повесть (О Я. П. Полонском)» (1978) можно назвать художественным изложением биографии поэта с одновременным обращением ю отдельным этапам его творческой деятельности. Большое внимание автор уделяет кругу общения Полонского и приводит многочисленные выдержки писем и высказываний-как самого Полонского, так и его современников. Автор попытался отразить влияние общественных событий на отдельные факты жизни и творчества Полонского. Широкое привлечение отзывов критиков и современников является несомненным достоинством данной монографии, но подробное цитирование текстов в отдельных случаях не позволяет сосредоточить внимание на творчестве поэта, на отдельных художественных текстах.

Заслуживают внимания и попытки раскрыть связи Я. П. Полонского с символистским направлением в статье П. А. Гапоненко «Менягармония учила по-человечески страдать (Заметки о поэзии Я. П. Полонского)» (1998). Но «автор, к сожалению, не обращается к романтической и реалистической направленности многих стихотворений Полонского указанного периода, которые присутствуют в большей степени, чем художественные открытия символистов.

Много споров* возникает при отнесении Полонского к тому или иному литературному направлению. Некоторые исследователи в отдельных статьях причисляют его к романтической школе (Мирошникова О. В. [131]), другие считали, что его творчество принадлежит реалистическому искусству (Л. А. Пронина [160]). Анализ творчества поэта раннего и позднего периодов позволяет сделать вывод о том, что оно представляет собой своеобразный синтез названных направлений в литературе, при этом не просто их схематическое сложение, а преобразование в новом качестве.

Определенный вклад в изучение творчества и биографии Я. П. Полонского вносят диссертации, написанные о нем в XX, начале XXI веков. Однако знакомство с ними убеждает в том, что их авторы, как правило, рассматривают лишь отдельные аспекты творчества писателя: проза Полонского ([136]), поэтические мотивы и лирика ([35], [134]), мифопоэтика ([163]), личные и литературные связи поэта ([102]).

В итоге достаточно широкий спектр интересов" диссертационных исследований творчества Полонского представлен эпизодически и не имеет системного характера. В настоящее время не существует труда, в котором проблема творческого наследия Я. П. Полонского была бы изучена с необходимой тщательностью, как некое целостное, хотя и не лишенное известной противоречивости, единство.

В последние годы интерес к Полонскому несколько повысился, причем не со стороны исследователей, а со стороны работников культуры, пропагандистов творчества Я. П. Полонского. С 2001е года Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина регулярно проводит музыкальные вечера — «пятницы» Полонского, на которых звучат рассказы о жизни и творчестве знаменитого земляка, его стихи и романсы.

В 2000 года проведен первый Рязанский областной литературный конкурс имени Я. П. Полонского. В 2008″ года учреждена Премия Рязанской области имени Я. П1 Полонского в области литературы. Ежегодно ко дню рождения поэта проводятся литературно-музыкальные вечера, традицией стало чтение стихов Полонского в декабре у его могилы.

В целом же литературоведческое представление на сегодняшний день о поэте сводится к разделению биографического облика его самого и лирического героя, сведению смысла всего творчества к тем или иным «колебаниям» между различными литературными партиями, хотя этот вопрос составляет далеко не главную проблему изучения художественного наследия поэта. При всем том, Я. П. Полонский — один из самых «упоминаемых» авторов в работах отечественных литературоведов, посвященных корифеям русской поэзии XIX века, начиная от Лермонтова и кончая Блоком. Исследователи вполне осознают значение Я. П. Полонского как. крупного поэта, поскольку включают его в ряд именитых. Однако очень редко упоминание переходит в конкретныйа тем более развернутый анализ поэтики Я. П. Полонского. Имяего присутствует в многочисленных обзорах как, условно говоря, «эмблема» литературнойэпохи в целом. Разумеетсяи это ценно, так сказать, само по себе. И тем не менее, отсутствие внятных характеристик, пусть иполузабытого потомками-, но широко известного в свою эпоху поэта,-может привести к тому, что общая картина окажется не только неполной, но и искаженной. Даже если признать справедливым упрек в неясности (точка зрения Н. Щедрина) творческой позиции Полонского (с чем категорически не согласен автор данной работы), онзаслуживает внимания! хотя бы как заметное явление текущего литературного процесса второй половины XIX векаВедь не зря же у него, как справедливо отмечается в, «Истории русской литературы XIX века», «были и продолжатели» [93- 647]. Отзвуки его стихов можно уловить, к примеру, в лирике А. Н: Апухтина.

Для' дальнейшего анализа творчества? Полонского важноуяснить отношение к нему современников, которое, как мы. уже сказали, не было однозначным. Творческийпуть поэта пришелся на время ¦ зарождения? новых течений и частой переоценкиценностей, в" связи с чем поэзияПолонского претерпела значительную эволюцию. Какие-то весьма заметные сдвиги в содержанииего лирики в сторону тех или иных политических направлений века установить вряд ли возможно. Но качественные изменения, несомненно, происходили в творчестве поэта. Именно они, будучи постоянными, обусловили трудности в части выявления типологических свойств лирики поэта. Отношение к нему критиков всегда было неоднозначным. В итоге и само его творчество чаще рассматривалось, вне господствующих течений. Поэзия Полонского оказалась как бы визоляции: к сторонникам «чистого искусства» он не примкнул, а представители демократического направления поэта в свои ряды не приняли.

Возможно, этим, если не в полной, то в значительной мере объясняется тот факт, что поэзия Я. П. Полонского осталась сегодня в стороне от больших, «магистральных» дорог отечественного литературоведения. Во всяком случае, последнее десятилетие, к сожалению, не отмечено новыми исследованиями творчества Я. П. Полонского, что свидетельствует, с одной стороны, об исчерпанности прежних литературоведческих подходов в оценках поэта (к примеру, социологического), а с другой стороны — о недостаточной активности самих современных исследователей дать более полную картину развития Полонского. Все это дает основание говорить о том, что здесь образовался явный пробел в нашем литературоведении.

Актуальность исследования. В диссертации впервые исследуется взаимосвязь романтических и реалистических традиций в произведениях Я. П. Полонского с целью уяснения творческой индивидуальности поэта, что не было осуществлено прежними исследователями. Известные работы, посвященные творчеству поэта обращены, как правило, к передаче биографии поэта или анализу отдельных текстов.

В* предлагаемой работе восполняются пробелы, которые существуют в исследовательской литературе о Полонском, с учетом достоинств и недостатков предыдущего изучения творчества поэта. Тщательное изучение особенностей поэтики произведений Полонского, в первую очередь в плане выявления связей романтических и реалистических элементов, позволит, по нашему мнению, более глубоко уяснить своеобразие и богатство русской литературы XIX века, показать неповторимую творческую индивидуальность поэта. Мы выделяем только важнейшие этапы творческого пути Полонского, в которых с наибольшей остротой проступает внутреннее «я» писателя.

Объект исследования — романтические и реалистические традиции в художественном творчестве Я. П. Полонского.

Предмет исследования — эволюция творческой индивидуальности Я. П. Полонского в аспекте взаимосвязи романтических и реалистических традиций.

Материалом диссертационного исследования послужили произведения Я. ППолонского в их многожанровости, дневниковые записи, мемуаристикафрагменты, переписки, материалы архивов-Я. П. Полонского, хранящиеся в, Институте русской литературы (г. Москва), романсы русских композиторов XIX века на стихотворения поэта.

Целью? диссертацииявляется исследование взаимосвязи романтических и реалистических традиций? в литературном наследии Я. П., Полонскогоих влияния на творческую индивидуальность писателя в целом.

Реализация поставленной: целипредполагает решение следующих задач:

— исследовать особенности мировидения Я: П. Полонского, обусловившего творческую позицию поэта;

— обозначить важные этапы творчества Я. П. Полонскогона основе характеристики ведущих мотивов лирики и выявлениям связей с традициями II. А. Некрасова и Л. А. Фета;

— показать характер соотношения реалистических и романтических начал в эпических и лиро-эпических произведениях Я. П. Полонского;

— определить характерные черты жанра романса в творчестве Я. П. Полонского на основе установления соотношения^ романтических и реалистических литературных традицийвыявить традиции и новаторство Я: П. Полонского в использовании средств художественной выразительности.

Важность выделенных задач состоит в том, что их решение позволит ответить на вопрос: что составляло творческуюиндивидуальность Я. П. Полонского, было ли это подражание уже известным литературным образцам или же — оригинальное: и самобытное, явление в русской литературе, имеющее глубинные связи с предшествующими традициями?

Теоретико-методологической основой диссертации явились статьи отечественных критиков XIX века (В: Г. Белинского, Н. А. Добролюбова,.

Н. Щедрина) — литературоведческие труды по истории русской литературы ХХ-ХХГ веков (работы В. Н. Аношкиной, Л. Я. Гинзбург, БП. Городецкого, А-. Ф. Захаркина, В. В. Кожинова, В. И: Коровина, Ю. Г. Круглова, В. И. Кулешова, П. А. Орлова, Н. № Скатова, И. ГГ. ГЦеблыкина) — работы по теории литературы, и стиховедению) (публикации М. Л. Гаспарова, В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана, Г. Н. Поспелова, Л. И: Тимофеева, Б. В. Томашевского, Ю: Н. Тынянова, В: Е. Хализева, В• Е. Холшевникова, БМ. Эйхенбаума) — исследованияпосвященные проблемам поэтики русской литературы и романтизма (работы А. Н. Веселовского, А. А. Потебни, В. В. ВиноградоваМ. М. Бахтина, Н. А. Гуляева, Д. С. Лихачева, Ю. В. Манна, Г. М. Фридлендера, Н. В. Фридмана, Е. Г. Рудневой).

Методология исследованиясочетает сравнительно-исторический, историко-культурный, сравнительно-типологический, биографический методы исследования, атакже метод целостногоанализа художественного произведения:

Научная новизна? работы определяетсятем, что впервые в отечественном, литературоведении в столь развернутоми, системном виде представлен: целостный анализ особенностей творческой индивидуальности Я. П. Полонского в. аспекте взаимопроникновения романтических, и реалистических традиций вего произведенияхвпервые выявлено и изучено наличие в. лирике поэта органичного синтеза фетовских и некрасовских литературных традиций нев качестве противоположных, а как взаимообогащающих и дополняющих друг друга поэтических компонентов.

Теоретическая ценность исследования заключается в освещении специфики творческой индивидуальности Я. П. Полонского на основе синтеза, органического взаимопроникновения элементов романтического и реалистического искусства.

Практическаязначимость диссертации определяется возможностью использования теоретических положений, конкретных материалов и выводов исследования при дальнейшем изучении творчества Я. П. Полонского, создании учебников и учебных пособий, разработке лекционных и практических курсов по истории отечественной литературы XIX века. Представленный обширный материал может быть использован в научных комментариях при издании творческого наследия Я. П. Полонского.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование мировоззренческой позиции и личности Я. П. Полонского на начальных стадиях его становления как поэта определяется взаимодействием и взаимопроникновением умеренно либеральных идей, народно-утопических представлений и вовлеченностью поэта в активную общественно-политическую жизньна этом этапе ведущим в лирике автора выступает духовно-нравственное начало, в полной мере отразившее его мировидение, проявляющееся не только в художественных произведениях, но и в жизненных убеждениях и поступках.

2. В' процессе эволюции творческого мастерства Я. П. Полонского единое пространство художественного мира поэта организуется и структурируется сквозными мотивами, пронизывающими большинство его произведений. Переходя, из текста в текст, эти мотивы оттеняют романтические краски в произведениях Я. П: Полонского, а их комбинации дают всякий раз новое образно-творческое, реалистическое по преимуществу, оформление текста. Этому во многом способствует сближение фетовских и некрасовских традиций, которые следует рассматривать в творчестве Я. П. Полонского как существенное обогащение поэтической палитры, имеющее самостоятельное значение.

3. Эпические и лиро-эпические произведения Я. П. Полонского испытали на себе влияние поэзии романтизма (особенно в художественной подаче того или иного явления в соответствии с тенденциями романтического искусства). Одновременно с этим во многих произведениях поэта присутствует проблемное, реалистическое осмысление общественных явлений, свойственное поэтике Н. А. Некрасова.

4. Глубокое воздействие реалистических тенденций, многое определявших в литературе второй половины XIX века, сказалось в обращении Я. П. Полонского к сюжетно-психологическим образцам бытового романса. Вместе с тем реалистические традиции не приглушают романтических красок романсной системы Полонского, что составляет заметную особенность лучших образцов его поэтического искусства.

5. Отличительными чертами использования Я. П. Полонским лексико-стилистических средств художественной выразительности являются простота, проявляющаяся в нарочитом отказе от броскости и вычурности языка с целью акцентирования внимания на чувствах и настроениях лирического героя, а также естественность, лаконизм и экспрессия языкового выражения, наглядность и конкретность, подкрепляемые реалистическими принципами изображения действительности.

Апробация работы. Научные результаты исследования отражены в статьях, опубликованных в сборниках всероссийского и международного значения, в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Материалы и результаты диссертационного исследованияобсуждались на кафедре русской и зарубежной литературы Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского, кафедре литературы и методики обучения литературе Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Основные положения диссертации были представлены на IX Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (2010, г. Москва), Международной научной конференции молодых ученых «Россия и Восток: язык — культура — ментальность» (2010, г. Владимир),. Всероссийской конференции молодых учёных «Филология и журналистика в начале XXI века» (2010, г. Саратов), Международной научно-практической конференции «Филологические науки: современность и перспективы» (2010, г. Стерлитамак), на итоговых научно-практических конференциях ПГПУ им. В. Г. Белинского (г. Пенза).

Структура и объем диссертационного исследования определены спецификой выдвинутых в исследовании задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Библиографический список включает 213 наименований.

Заключение

.

Подводя итоги проведенного исследования творческой индивидуальности Полонского, можно сделать следующие выводы.

Творчество Я1 П. Полонского — одно из значительных явлений русской литературы второй половины XIX века. Это закономерная, объективно предопределенная, ярко выраженная веха в развитии отечественной классической поэзии, нуждавшейся в лирике такого тона и смысла, в-которой личностное начало органически включало бы в себя общественные задачи, а слово было бы неотделимо от песенной стихии. Должен был появиться поэт такого склада души, такого мироощущения, каким был Я. П. Полонский. Мы не ставили своей задачей утвердить поэта одним из выдающихся явлений своей эпохи, но важно было определить место, которое занимал он в поэзии как «второстепенный» писатель (термин употребляем в условном смысле).

Определив место Полонского в литературном процессе второй половины XIX века, мы приходим к выводу о том, что поэта следует рассматривать как представителя течения позднего романтизма с элементами, свойственными новым реалистическим тенденциям. В его произведениях своеобразно переплелись традиции романтического искусства с поэтикой реализма (особенно ярко это прослеживается в выборе мотивов, жанровой типологии и лексико-стилистических особенностях). В. этом и проявляется своеобразие творчества" поэта, воспринимать которое можно только в целостности, не пытаясь свести его значение к десятку стихотворений на ту или иную тему, в зависимости от личных вкусов и убеждений того или иного исследователя.

В’Мировидении (под этим термином мы понимаем весь комплекс по преимуществу духовно-нравственных представлений поэта) Полонского несомненной значимой доминантой является примирение между тем прекрасным и светлым миром, где живет его муза, и суровой действительностью. Не уходя всецело в мир чисто поэтических ощущений, поэт видит выход в идее, которая вдохновляла более мыслителей и общественных деятелей, нежели поэтов. Полонский считает, что исправить неустроенность человеческой жизни должна идея совершенствования или прогресса, выражающаяся в духе всечеловечности, исключающем национальную вражду. Не примыкая к радикальным общественным движениямсвоего времени, Полонский, тем не менееотносился' к ним с сердечной гуманностью (например, стихотворение «Узница»). В< ранние годы надежда поэта на лучшее будущее для. человечества была связана с его верой во всемогущество, науки. Но вскоре он отказался от культа науки, муза подсказала поэту, что мир может быть перерожден лишь силой нравственного труда при вере в Бога. В 40−50 годы XIX века эта особенность способствовала росту популярности поэта, впоследствии же, когда выявились существенные расхождения между его позицией и настроем общества в целом, заслуги поэта стали преуменьшаться.

Лирика Полонского опиралась на литературную традицию, идущую от устного народного творчества, русской классики. Стихотворения поэта были ответом на вечный зов прекрасного и доброго. В современных исследованиях прослеживается тенденция сближения творчества Я. П. Полонского и поэтов определенно иных направлений, например, А. А. Фета. Основанием для этого зачастую-является факт принадлежности обоих поколению поэтов-второй половины XIX века, времени расцвета «чистого искусства». Но хронологический аспект недостаточен для литературоведческого сравнения-уподобления поэтических миров столь различных по мироощущению авторов. Нужны типологические сопоставления и выводы. Творческая индивидуальность любого поэта не бывает однокрасочной и однотонной. Духовный мир Фета состоит в умении проникнуть в глубинные тайны человеческой души человека, увидеть поэзию в самых обыкновенных предметах, в то времякак индивидуальная, особенность лирики Полонского отличается силой непосредственного задушевного лиризма в сочетании с обыденностью описываемого явления.

Можно обнаружить лишь внешнее, не являющееся сущностным, сходство отдельных мотивов и художественных приемов в лирике поэтов. Но живут они оба в восприятии читателей по-разному.

Немалое место в поэзии Полонского занимают гражданские мотивы, где он выражает свое отношение ко многим общественным. проблемам своего времени. И здесь на смену эмоциональности и образности приходят открытость, прямота и категоричность суждений и оценок. Данный принцип прослеживается в изображении Кавказа, традиционно изображаемом в отечественной литературе в соответствии с романтическими представлениями действительности. Я: П. Полонского интересует мирная, повседневная сторона взаимоотношений кавказского народа с русским, для чего он старается найти нужные слова для более глубокого анализа исторических событий с точки зрения не только русского человека, но и местного жителя. Реализуя эту цель, поэт воссоздает Кавказ, таким, каков он есть, придавая* равное значение и внешнему описанию и внутреннему состоянию лирического героя, что позволяет воспринимать образ Кавказа как целостный, единообразный, динамичный. В связи с этим особую важность приобретает именно созерцание действительности, отсюда — пристальное внимание к незнакомым людям, деталям обстановки, действиям, движениям внешней жизни, сопрягающимся с внутренним миром.

Полонский вносит в содержание романтическогопредставления" о Кавказе изменения, связанные с его личным опытом. Как отмечает Ю. И. Айхенвальд, поэту удалось посмотреть на «кавказскую» тему иначе, чем было принято, «.это не Кавказ лермонтовский, буйный и дикий, а Кавказ — быт. Можно сказать, что Полонский Кавказ усмирил, покорил, обезопасил» [30, I, 211]. У Полонского эпическая объективность повествования получает повышенную эмоциональную окраску, создавая впечатление особой заинтересованности поэта, его участия в судьбе своих персонажей, интимно-личного отношения к ним. Позиция поэта вытекает не из нормативных требований романтического или реалистического искусства, а, скорее, продиктована жизненными принципами поэта, внутренними предпосылками развития его личности.

При анализе поэтики произведений Я. П: Полонского необходимо сделать следующие выводы. При.' разработке жанра романса Полонский следовал лучшим традициям отечественной литературы, но проявил и свою творческую неординарность. Новаторство поэта следует искать не во внешних признаках данного жанра, а в новом внутреннемсодержании, которым этот жанр наполнился. Полонский создает демократические образцы жанра романса. Романтические тенденции в этом жанре определяются сюжетно-психологическим наполнением, например, поэт использует прием, характерный для романтизма: в романсе зачастую действует бытовая деталь, которая символизирует психологическое состояние героев. Такая романтическая декоративность и символика, тем не менее, не умаляет воздействие на романтическуюсистему Полонского реалистического метода. Романсы поэта представляют собой стихи очеркового плана, написанные под явным влияниям «натуральной школы», в которых звучат прозаические, разговорные интонации, мелькают подробности городского быта. Колорит такого романса вполне соответствует быту городских жителей, облюбованному физиологическим очерком. Отмеченные особенности романса Полонского добавляют и обогащают общий фон произведения, придавая новое наполнение жанру, в котором соотношении романтического и реалистического не должно рассматриваться в количественном соотношении, а, скорее, как способ организации внутреннего содержания произведения.

В наследии поэта важное место занимает взаимосвязь романтических и реалистических традиций. Без сомнения, для анализа подходят произведения всех жанров, представленные в творчестве Полонского, но мы отдельно останавливались на эпических и лиро-эпических жанрах, так как этот пласт является мало изученным в творчестве поэта. Между тем, вряд ли в русской лирике XIX века можно назвать поэта, творческая индивидуальность которого выражалась бы не только через стихотворные жанры.

В' своих рассказах, романах, поэмах Полонский со всей полнотой воссоздавал глубочайший внутренний мир человека, а также затрагивал общественные проблемы. Присущий романтическому искусству глубокий-психологизм * в совокупности с бытовым^ сюжетом действуют в его произведениях не изолированно, но составляют некоторое художественное единство, позволяющее^ говорить о бытовании* в творчестве Полонского специфической художественной ситуациив, которой наблюдается взаимопроникновение и взаимодействиеромантических и реалистических особенностей.

Нами были проанализированы лексико-стилистические особенности лирики Полонского. На выбор поэтических средств отображения действительности влиял не только, романтическийметод, но прежде всего нравственно-эстетическая позиция поэта и его мировидение.

При выборе художественных средств выразительности Полонский придерживался сознательной эстетической установки на предельную простоту, лаконизм, поэтому когда мы говорим о том, что лирике поэта была присуща особая метафоричность в сочетании с использованием разнообразных сравнений, народно-песенных приемов мелодизацииповторов, анафор и других средств выразительности, мы имеем в виду прежде всего тот факт, что эти средства использовались не для внешней красоты и вычурности, а для передачи глубины психологических переживаний, при обрисовке которых зачастую оказывается недостаточным использование слова в его обычном обозначении. В лирике поэта немного пейзажных деталей, но если они присутствуют, то служат цели бытописания.

В целом стиль Я. П. Полонского не имеет выраженных признаков радикального новаторства, но вместе с тем, он индивидуален и неповторим. Его дарование было вполне самодостаточно и на протяжении всего творческого пути обнаруживало способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Творческой индивидуальности Полонского свойственны духовно-эстетические искания смысла жизни, жизненных основ. Это обусловило значимость его произведений в контексте современной социокультурной ситуации, когда интерес к классической литературе заметно снижен. Изучение творчества Полонского необходимо и продуктивно для индивидуального развития самооценки, самоопределения в поиске своего внутреннего «я». Оно ценно для анализа личных проблем и взаимоотношений человека со сложной и противоречивой реальностью.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Полонский внес скромный, но необходимый вклад в развитие русской поэзии второй половины XIX века. Его лирика представляет собой синтез романтических и реалистических традиций в русской литературе.

Предложенное в настоящей работе решение творческой индивидуальности Я. П. Полонского с точки зрения особенностей поэтики не исчерпывает всех аспектов многогранного творчества’поэта. Работа, однако, убеждает, что ее замысел, задачи своевременны, и дает основу для дальнейшего изучения.

Общий и главный вывод, к которому приводят результаты нашего исследования, заключается в том, что Полонский — поэт, сохраняющий и поныне за собой не только историческое, но и эстетическое значение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В. Г. Собр. соч.: в 9 т. / В. Г. Белинский. — М.: Худож. лит., 1982.
  2. , А. А. Записные книжки 1901−1920 / А. А. Блок. М.: Худож. лит., 1965.-659 с.
  3. , А. А. Собрание сочинений: в 8 т. / А. А. Блок. M.-JL: Гослитиздат, 1963.
  4. , И. А. Собрание сочинений: в 6 т. / И. А. Бунин. — М.: Худож. лит., 1987.
  5. , Н. А. Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 3 / Н. А. Добролюбов. М.: Гослитиздат, 1950. — 315 с.
  6. , Ф. М. Униженные и оскорбленные / Ф. М. Достоевский. — СПб.: Азбука, 2009. С. 358.
  7. , А. Н. Избранное / А. Н. Майков. Кемерово: Кн. изд-во, 1982. -158 с.
  8. , А. Н. Сочинения в двух томах. Т. 1 / Под ред. Ф. Я. Приймы. -М.: Правда, 1984.-425 с.
  9. , М. Л. Сочинения в 3 т. Т. 3. / М. Л. Михайлов. М.: Госуд. изд-во худ. лит., 1958. — С. 203.
  10. , Н. А. Собрание сочинений: в 8 т. / Н. А. Некрасов. М.: Худож. лит., 1966.
  11. , Н. А. Стихотворения. Поэмы / Н. А. Некрасов. М.: Худож. лит., 1978. — 415 с.
  12. , Н. А. Полное собрание сочинений и писем: в 12 т. Т. 11 / Н. А. Некрасов. М.: Гослитиздат, 1950. — С. 612.
  13. , Я. П. Лирика. Проза / Я. П. Полонский. М.: Правда, 1984.-607 с.
  14. Я. П. На высотах спиритизма: прибавление к Поли. собр. соч. / Я. П. Полонский. СПб.: тип. И. Н. Скороходова, 1889 — 597 с.
  15. , Я. П^ Проза / Я. П. Полонский. Л.: Сов. Россия, 1988. -496 с.
  16. , Я. П. Стихотворения / Я. П. Полонский. М.: Советская Россия, 1981.-272 с.
  17. , Я. П. Стихотворения и поэмы / Я. П. Полонский- ред. и примеч. Б. М. Эйхенбаума. М.: Сов. писатель, 1935. — 780 с.
  18. , Н. Г. Мещанское счастье. Молотов. Очерки бурсы / Н. Г. Помяловский. М.: Современник, 1987. — 443 с.
  19. , Н. Г. Сочинения / Н. Г. Помяловский. М-Л.: Госуд. изд-во худож. лит-ры, 1951. — 321 с.
  20. Салтыков-Щедрин, М. Е. Собрание сочинений в 20 т. Т.9. Критика и публицистика (1868−1883) / М. Е. Салтыков-Щедрин. М.: Худож. лит, 1970. — 648 с.
  21. Саят-Нова. Стихотворения: Перевод. / Саят-Нова- сост. и примеч. Г. А. Татосяна. Л.: Советский писатель, 1982. — 207 с.
  22. , Л. Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. Т. 84. Письма. / Л. Н. Толстой. М.-Л.: Госуд. изд-во худ. лит-ры, 1949. — 840 с.
  23. , И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 28 т. Т. 15. Корреспонденции. Речи. Предисловия. Открытые письма / И. С. Тургенев. -М.-Л.: Наука, 1964. 486 с.
  24. , Н. Г. Собрание сочинений в 5 т. Т. 4 / Н. Г. Чернышевский- ред. Ю. С. Мелентьева. -М.: Правда, 1974. 623 с. 1.
  25. , Ю. И. Силуэты русских писателей: в 2 т. / Ю. И. Айхенвальд. М.: Терра-Книжный клуб, 1998.
  26. , В. М. В спорах о художественном методе / В. М. Акимов. -Л.: Худож. лит., 1979. 375 с.
  27. , И. А. Источники пленительных образов: Традиции в рус. романт. лит. / И. А. Балашова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 1996. -176 с.
  28. , С. Д. Вопросы поэтики / С. Д. Балухатый. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-320 с.
  29. , Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики / Ю. Я. Барабаш. 4. изд., испр. и доп. — М.: Современник, 1983. — 414 с.
  30. , Н. М. Русский реализм первой половины XIX в. / Н. М. Белова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. — 147 с.
  31. , А. Переписка (Андрей Белый и Александр Блок) / Публ. А. В. Лавров. М.: Прогресс-Плеяда, 2001. — 606 с.
  32. , Л. П. Я. П. Полонский / Л. П. Вельский. Тула: тип. Губ. правл., 1901.-24 с.
  33. , И. С. Армения в творчестве Полонского / И. С. Богомолов. Тбилиси: Изд-во АН Армянской ССР, 1963. — 96 с.
  34. , С. Г. О художественных мирах / С. Г. Бочаров. — М.: Советская Россия, 1985. -295 с.
  35. , С. Н. Историческая поэтика / С. Н. Бройтман. М.: Академия, 2001. — 359 с.
  36. , Б. Я. Русская поэзия 1840−1850-х годов // Поэты 1840−1850-х годов. Л.: Советский писатель, 1972. — С. 3—78.
  37. , Г. А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову / Г. А. Бялый. -Л.: Сов. писатель, 1990. 637 с.
  38. , Л. В. Исповедь женского сердца или История России XIX столетия в дневниках, записках, письмах и стихах современниц в 2 т. Т. 2 / Л. В. Василенко. М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 2000. — 300 с.
  39. , А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. — 404 с.
  40. , С. П. Фет, Полонский и А. Жемчужников: «Вечерние огни», «Вечерний звон» и «Стихотворения» / С. П. Весин. Житомир: типо-лит. Е. П. Льва, 1893.-43 с.
  41. , И. П. «Натуральная школа» и ее роль в становлении русского реализма / И. П. Видуэцкая. М.: Специализир. изд.-торговое предприятие «Наследие», 1997 — 255 с.
  42. , В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1971. — 238 с.
  43. , Ф. А. Яков Петрович Полонский: Речь Ф. А. Витберга, чит. в открытом общ. собр. Союза ревнителей рус. слова. — Спб: тип. т-ва «Обществ. Польза», 1899. 22 с.
  44. , И. Ф. Развитие теории социалистического реализма / И. Ф. Волков. М.: Знание, 1982. — 62 с.
  45. , М. С. Выписки из дневника светлейшего князя М. С. Воронцова с 1845 по 1854 г. СПб.: тип. М. М. Стасюлевича, 1902 — 45 с.
  46. П. А. «Меня гармония учила по-человечески страдать» (Заметки о поэзии Я. П. Полонского) // Русский язык в школе. 1998. № 4. С. 70−75.
  47. , M. JI. Русское стихосложение XIX в.: материалы по метрике и строфике русских поэтов / M. JI. Гаспаров. М.: Наука, 1979. — 452 с.
  48. , А. И. Об искусстве / Сост.: В. А. Путилов, Я. Е. Эльсберг. -М.: Искусство, 1954. С. 95.
  49. , JI. Я. О лирике / JI. Я. Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1974.-405 с.
  50. , Я. А. Кавказ: земля и кровь: Россия в кавказской войне XIX века / Я. А. Гордин. СПб.: Журнал «Звезда», 2000. — 462 с.
  51. , А. А. Письма / Изд. подгот. Р. Виттакер, Б. Ф. Егоров. -М.: Наука, 1999.-473 с.
  52. , К.Н. Лермонтов и романтизм / К. Н. Григорьян. М.-Л.: Наука, 1964, — 299 с.
  53. , Г. А. Пушкин и русские романтики / Г. А. Гуковский. -М.: Наука, 1965.-320 с.
  54. , Н. А. Введение в теорию романтизма : Пособие по спецкурсу / Н. А. Гуляев. Тверь: ТГУ, 1991. — 91 с.68″. Гура, В. В. Жанрово-композиционное своеобразие реалистического" повествования / В. В. Гура. Вологда: ВГГ1И, 1982. — 175 с.
  55. , И. Е. О пути-дороге // Романтизм: Вечное странствие.- М.: Наука, 2005. С. 282−290.
  56. Евгеньев-Максимов- В. Е. Н- А. Некрасов и его современники: очерки / В. Е. Евгеньев-Максимов. — М.: Федерация, 1930. 336 с:
  57. , А. Б. Психологизм русской классической прозы/ А. Б. Есин- — М.: Просвещение, 1988. 174 с.
  58. , В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский. -СПб.: Азбука-классика, 2001.-485с.
  59. Журавлев, В: Невозможности! реализма: Причинность и историзм / В. П. Журавлев. Минск: Наука и техника, 1982.-232 с.
  60. , Д. В. Взаимодействие формы и содержания в реалистическом художественном произведении / Д. В- Затонский. Киев: Наук, думка, 1988. — 300 с.
  61. , А. Ф. «И начнет рассказ свой месяц.» // Русская речь. 1975, № 1. С. 31−36.
  62. , А. Ф. Русские поэты второй половины XIX века: пособие для учителя / А. Ф. Захаркин. — М-: Просвещение, 1975. 253 с.
  63. Зырянов,. О. В. Новеллизация* лирики: Термин, понятие, теория // Зырянов О: В- Эволюция жанрового сознания русской лирики: Феноменологический аспект. Екатеринбург, 2003. — С. 310−320.
  64. , Р. В. Поэзия русского романтизма начала XIX века // История русской поэзии: в 2 т. Т. 1. М., 1968. — С. 234−268.
  65. ИРЛИРАН. Архив Полонского Ф. 241- Р. 1, оп. 23- 2891 л.
  66. ИР ЛИ РАН. Дневник Полонского 1858−1860 гг. Ф. 403. Оп. 1. Д. 209. 173 л.
  67. , С. Л. Русский романтизм и Восток: Специфика межнац. взаимодействия / С. Л. Каганович. Ташкент: Фан, 1984. — 113 с.
  68. , С. М. Суд присяжных в России: Громкие уголовные процессы 1864−1917 гг. / С. М. Казанцев. Л.: Лениздат, 1991. — 512 с.
  69. , Ф. 3. Эстетика русской романтической повести / Ф. 3. Канунова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1973. — 216 с.
  70. Ковал енская, Т. М. Русский реализм и проблема идеала / Т. М. Коваленская. М.: Изобразит, искусство, 1983. — 303 с.
  71. , В. В. Вершины русской поэзии. Век XIX: Стихи и поэмы / В. В. Кожинов. М.: ЭКСМО, 2002. — 636 с.
  72. , А. Ф. А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи: дис. канд. филол. наук / А. Ф. Коковин. Тверь, 2010. — 212 с.
  73. ЮЗ.Корман, Б. О. Лирика и реализм / Б. О. Корман. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986. — 93 с.
  74. , В. И. Русская поэзия XIX века / В. И. Коровин. М.: Знание, 1983. — 125 с.
  75. , Е. С. Поэтика романтической прозы / Е. С. Кривушина. -Иваново: ИвГУ, 1988. 79 с. 107." Круглов, Ю. Г. Вечерний звон: Любимые рус. романсы и песни / Ю. Г. Круглов. -М.: Логос, 2002. 163 с.
  76. , А. В. Я. П. Полонский: Биогр. и характеристика: С портр. поэта / А. В. Круглов. Москва: тип. А. С. Панафидина, 1914. — 47 с.
  77. , А. Реализм и романтизм: Пробл. метода и стиля. Лит. ст. /•
  78. A. Кулджанов. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1983. — 280 с.
  79. B. И. Кулешов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. — 623 с.
  80. , М. К. М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке в Зт.Т.З/М. К. Лемке. Т. З.-М., 1912.-791 с.
  81. Лермонтовская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. -784 с.
  82. , Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 1996. — 848 с.
  83. , Н. А. Яков Петрович Полонский и его стихотворения / Н. А. Майков. СПб: Постоян. комис. нар. чтений, 1907. — 28 с.
  84. , Е. А. О русском романтизме / Е. А. Маймин. Москва: Просвещение, 1975. — 237 с.
  85. , Ю. В. Динамика русского романтизма / Ю. В. Манн. М.: Аспект-Пресс, 1995.-383 с.
  86. , А. Е. Любовная риторика романтиков / А. Е. Махов. М.: Знание, 1991.-62 с.
  87. , Е. Г. Дуализм эстетического сознания романтиков: опыт систематики дуалистических мотивов II Романтизм: Вопросы эстетики и художественной практики. Тверь: изд-во Тверского гос. ун-та, 1992. — С. 15−29.
  88. Миропонимание и творчество романтиков: Межвуз. темат. сб. науч. тр. / Отв. ред. Н. А. Гуляев. Калинин: КГУ, 1986. — 154 с.
  89. , О. В. Лирическая книга в современной научной рецензии: коллективная монография / О. В'. Мирошникова. — Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2008. 257 с.
  90. , М. И. Из истории социальных движений и общественной мысли: Сб. статей / АН СССР. М.: Наука, 1981.-220 с.
  91. , Л. В. Жанрово-стилевая эволюция реализма: Сб: науч. тр. / Редкол.: Михайлова Л. В. (отв. ред.) и др. Фрунзе: КГУ, 1988. — 127 с.
  92. , И. С. Динамика контекстовых форм в творчестве Я. П. Полонского: дисс. кандидата филологических наук / И. С. Назарова. -Омск, 2009.- 188 с.
  93. , Ю. Г. Романтизм в системе реалистического произведения / Под ред. Нигматуллиной Ю. Г., Немальцевой Т. В., Азбукина В. Н. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1985. — 149 с.
  94. , Е. Г. Поэтика автобиографической прозы русских поэтов второй половины XIX в.: А. А. Григорьева, Я. П. Полонского, А. А. Фета: дисс. кандидата филологических наук / Е. Г. Новокрещенных. -Улан-Удэ, 2008.- 176 с.
  95. , Л. Е. Нечто об идеалах, поэзии и Я. Полонском // Русское богатство,.апрель, № 4. 1887.— С. 129.
  96. , В. П. Идейно-эстетическая борьба за реализм в русской критике и публицистике второй половины XIX начала XX веков: (Изуч. истории лит. критики в пединститутах) / В. П. Оводенко. — Белгород: Белгород, изд-во, 1985. — 100 с.
  97. , H. М. Воспоминания/ H. М. Орлов. Москва: ИПЦ Маска, 2008.- 161 с.
  98. , П. А. Я. П. Полонский (1819 1898 годы): Критико-биографический очерк / П. А. Орлов. — Рязань: Рязанское книжное издательство, 1961. — 56 с.
  99. , В. А. Русский романтизм как явление культуры: Направления. Типология. Метод. Поэтика: Опыт прочтения / В. А. Осанкина. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2002. — 86 с.
  100. , JI. Ф. Из ранних воспоминаний / JI. Ф. Пантелеев. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1903. — 188 с.
  101. , А. М. О русской истории и культуре / А. М. Панченко. -СПб.: Азбука, 2000. 462 с.
  102. , В. М. Я. П. Полонский и его лирика / В. М. Парадиев. -Киев: C.B. Кульженко, 1913. 32 с.
  103. , В. Ф. У истоков русского реализма / В. Ф. Переверзев. -М.: Современник, 1989. 750 с.
  104. , С. М. Критический реализм. 2-е изд. / С. М. Петров. М.: Высш. школа, 1980. — 359 с.
  105. , М. П. Несколько слов о поэзии / М. П. Погодин // «Москвитянин», 1850, ч. II, № 5. С. 1−6.
  106. , В. И. Яков Петрович Полонский: Его жизнь и сочинения: Сб. ист.-лит. ст. / Сост. В. И. Покровский. М.: тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1906. — 470 с.
  107. , JI. И. Вечерний звон: Стихи 1887−1890 гг. Я. П. Полонского / Л. И. Поливанов. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1891.-63 с.
  108. , Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: сб. ст. / Г. Н. Поспелов. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 336 с.
  109. , А. А. Теоретическая поэтика: учеб. пособие: / А. А. Потебня. 2-е изд., испр. — М.: СПб.: Академия: Филол. фак. СПбГУ, 2003.-373 с.
  110. Поэтика реализма: межвуз. сб. / Редкол.: Л. А. Финк (отв. ред.) и др. -Куйбышев: КГУ, 1985.-175 с.
  111. Проблемы романтического метода и стиля: межвуз. темат. сб. / Редкол.: Н. А. Гуляев (отв. ред.) и др. Калинин: КГУ, 1980. — 161 с.
  112. , Л. А. Полонский и время / Л. А. Пронина. Рязань: Поверенный, 2000. — 150 с.
  113. , С. И. К истории русского романтизма / С. И. Родзевич. -Петроград: Тип. А. В. Орлова, 1917. 45 с.
  114. , С. М. Кавказский миф в русском романтизме и его эволюция в творчестве Я. П. Полонского: дис. канд. филол. наук / С. М. Романенко. Томск, 2006. — 201 с.
  115. , Е. Г. Романтика в русском критическом реализме: (Вопр. теории) / Е. Г. Руднева- М-: Изд-во МТУ, 1988. — 173 с.
  116. , В. И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики / В. И. Сахаров. 2-е изд. — Москва: Рус. слово, 2006. — 317 с.
  117. Сборник русских народных песен и пословиц для юношества / Сост. Н. Крылова: СПб.: тип. Л. Демиса, 1861. — 378 с.
  118. Села меняющийся облик: Сборник / Сост. В. А. Величко, А. Ф. Лысюк. Львов: Каменяр, 1985. — 128 с.
  119. , В. С., О- лирической поэзии. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского // Соловьев В- С. Чтение о богочеловечестве: Статьи, стихотворения и поэмы. — Спб.: Азбука, 1994. С. 252−289.
  120. , Г. Ю. Типология русского реализма второй половины XIX века / Г. Ю. Стернин. М.: Наука, 1990. — 246 с.
  121. Я. Полонского // Отечественные записки. 1844. Т. 36. № 10. Отд. VI. С. 37−45.
  122. , Н. Н. Заметки о Пушкине и других поэтах / И. Н. Страхов. -Киев: Типография И- И- Чоколова, 1897. 302 с.
  123. , Н. Ф. Я. П. Полонский: Биогр. и избр. стихотворения / Н. Ф. Сумцов. Харьков: тип. И. В. Попова, 1883. — 32 с.
  124. , Н. П. Дары жизни: Книга о трех поэтах: А. А. Фет, Я. П. Полонский, А. Н. Майков / Н. П. Сухова. М.: Советский писатель, 1978.-268 с.
  125. , Д. И. А. Н. Майков и Я. П. Полонский: Биогр. и избр. стихотворения / Д. И. Тихомиров. — Москва: тип. К. Л. Меньшова, 1909. 64 с.
  126. , И. С. Статьи и воспоминания / Сост. А. Д. Шавкута. Вступит, статья и примеч. С. Е. Шаталова. М.: Современник, 1981. — 303 с.
  127. , С. С. Высокая лестница: Документальная повесть (О Я. П. Полонском) / С. С. Тхоржевский. М.: Советский писатель, 1978. -268 с.
  128. , Ю. Н. Проблема стихотворного языка / Ю. Н. Тынянов. -Изд. 4-е, стер. Москва: URSS, 2007. — 176 с.
  129. , Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000. — 347 с.
  130. , В. Л. Государственное межевание и судопроизводство по межевым делам / В. Л. Утин. 2-е изд., доп. — СПб: типо-лит. А. Рабиновича иЦ. Крайза, 1895.-55 с.
  131. , Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время / Ф. П. Федоров. Рига: Зинатне, 1988. — 454 с.
  132. Фет А. А. Избранное / А. А. Фет. Москва: Белый город, 2010. — 478с.
  133. Фет, А. А. О стихотворениях Ф. Тютчева // Русское слово. 1859. — № 2.-С. 65−66.
  134. , У. Р. Проблемы романтизма: сборник статей. / У. Р. Фохт. -М.: Искусство, 1967. 358 с.
  135. Халанский, М: Г. Я. П. Полонский в его поэзии / М. Г. Халанский. -Харьков: типо-лит. «Печ. Дело» кн. К. Н. Гагарина, 1900. -51 с.
  136. , А. И. Пути народности и реализма / А. И. Хватов. Л.: Сов. писатель, 1980. — 352 с.
  137. , В. Е. Основы стиховедения: Рус. стихосложение: Учеб. пособие для студентов филол. фак. / В. Е. Холшевников. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Ака<1е1ша, 2002. — 202 с.
  138. , В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учеб. пособие / В. И. Хрулев. Уфа: БГУ, 1985. — 80 с.
  139. , К. И. Александр Блок как человек и поэт: введение в поэзию Блока / К. И. Чуковский. Москва: Русский путь, 2010. — 181 с.
  140. , Л. П. Из далекого прошлого: Переписка Н. В. Шелгунова с женой / Сост. Л. П. Шелгунова. — Спб.: Тип. М-ва пут. сообщ. (т-ва И. Н. Кушнерев и К0), 1901.-239 с.
  141. , Е. А. Дневник и записки (1854−1886). М.-Л.: «Academia», 1934. — 586 с.
  142. , И. П. Вопросы стилевого новаторства в русской поэзии XIX века: Сб. науч. тр. Рязань: РГПИ, 1981. — 106 с.
  143. , Н. Ф. Полное собрание сочинений / Ред. журнала «Русская старина». Спб.: Тип. М-ва пут. сообщ. (А. Бенке), 1873. — 440 с.
  144. , Б. М. Полонский Я. П. // Я. П. Полонский. Стихотворения. М.: Советский писатель, 1935. — С. 346.
  145. , Я. Е. Основные этапы развития русского реализма / Я. Е. Эльсберг. Москва: Гос. изд-во художественной лит., 1961. — 172 с.
  146. Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков: Сб. науч. тр. / Редкол.: Н. А. Гуляев (отв. ред.) и др. Калинин: КГУ, 1983. — 183 с.
Заполнить форму текущей работой