Роман Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей) »: Мир художественных образов и символов
Некрасова Е. А. Участие лексических дублетов в формировании символических значений // Некрасова Е. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. — М.: Наука, 1982. — С. 57. Некрасова Е. А. Участие лексических дублетов в формировании символических значений // Некрасова Е. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. — М.: Наука, 1982. — С. 57. Соловьев B. C… Читать ещё >
Содержание
- Том I. стр
- Сокращения
- 1. Публикация романа, первые критические отзывы
- 2. Проблематика, методика, материал исследования
- 3. Структура и объем диссертации
- Глава I. Характеристика персонажей романа Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» с точки зрения их семантики
- 1. Черты символистского «текста-мифа» в романе
- 2. Тема хамства и гротескно-карнавальный мир романа
- Глава II. Образный мир природы
- 1. Мифопоэтические, фольклорные и религиозные компоненты в романе Д.С. Мережковского
- Антихрист (Петр и Алексей)"
- 2. Приемы символизации образного мира природы на лексическом уровне
- 3. Художественное пространство романа Д.С. Мережковского
- Антихрист (Петр и Алексей)"
- Глава III. Структура сложного тропа в романе
- Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)»
Роман Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей) »: Мир художественных образов и символов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Примечания.8.
Именные образные парадигмы.9.
Образные парадигмы свойств.231.
Образные парадигмы действий.240.
Образные парадигмы ситуаций.248.
СОКРАЩЕНИЯ.
1. АН СССР — Академия наук Союза Советских Социалистических Республик.
2. БРЭ — Большая российская энциклопедия.
3. ВГПУ — Владимирский государственный педагогический университет.
4. Гослитиздат — Государственное издательство художественной литературы.
5. ИМЛИ РАН — Институт мировой литературы Российской Академии наук.
6. ИРЯ РАН — Институт русского языка Российской Академии наук.
7. ЛГУ — Ленинградский государственный университет.
8. МГУ — Московский государственный университет.
9. МГУК — Московский государственный университет культуры.
10. ОПТУ — Омский государственный педагогический университет.
11. ОР РГБ — Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. 12.111'ИУ — Пермский государственный педагогический университет.
13. Политиздат — Политическое издательство.
14. РЛ — Русская литература.
15. РЛЖ — Российский литературоведческий журнал.
16. РХГИ — Русский Христианский гуманитарный институт.
17. СГПИ — Смоленский государственный педагогический институт.
18. СГПУ — Смоленский государственный педагогический университет.
19. ТГУ — Тартуский государственный университет.
20. УГПУ — Уральский государственный педагогический университет.
Сокращение «И. X.» в тексте диссертации означает имя автора — Ирина Хромова.
Заключение
.
1.1) Русские писатели 1800 — 1917. Биографический словарь. Т. 4. — М.: БРЭ, 1999. — С. 19 — 22- 2) Минц З. Г. О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и антихрист» // Д. С. Мережковский. Христос и антихрист. Т. 1. — М.: Книга, 1989. — С. 10 — 24- 3) Бойчук А. Г. Дмитрий Мережковский // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920;х годов): В 2 кн. — Книга 1. -М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. — С. 802 — 817- 4) Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. — Екатеринбург: УГПУ, 1996. — С. 21 — 62- 5) Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Блоковский сборник III. Творчество А. А. Блока и русская культура XX века. — Тарту: ТГУ, 1979. — С. 100 — 105.
2. Барковская Н. В. Поэтика символистского романа. — Екатеринбург: УГПУ, 1996.-С. 40−43.
3. Там же.
4. Минц З. Г. О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и антихрист» // Д. С. Мережковский. Христос и антихрист. Т. 1. — М.: Книга, 1989. — С. 11.
5. Бернис Г. Розенталь. Мережковский и Ницше (К истории заимствований) // Д. С. Мережковский. Мысль и слово. — М.: Наследие, 1999. — С. 122.
6. Бернис Г. Розенталь. Мережковский и Ницше (К истории заимствований) // Д. С. Мережковский. Мысль и слово. — М.: Наследие, 1999. — С. 122 -123.
7. Николюкин А. Феномен Мережковского // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. — СПб.: РХГИ, 2001. — С. 13.
8. Андрущенко Е. А. Тайновидение Мережковского // Д. С. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. — М.: Наука, 2000. — С. 488.
9. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995.-С. 120.
10. Мережковский Д. С. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995.-С. 122.
11. Мережковский Д. С. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995. — С. 524.
12. Мережковский Д. С. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995. — С. 524.
13. Мережковский Д. С. JI. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М.: Республика, 1995.-С. 152.
14. Андрущенко Е. А. Тайновидение Мережковского // Д. С. Мережковский. JI. Толстой и Достоевский. — М.: Наука, 2000. — С. 502.
15. Павлович Н. В. Словарь поэтических образов: В 2 т. — Т. 1. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — С. XXXI — XXXV.
16. Мережковский Д. С. Теперь или никогда // Мережковский Д. С. Больная Россия. — JL: ЛГУ, 1991. — С. 68.
17. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Т. 1. — Таллинн: Александра, 1992. — С. 151.
18. Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3 т. — Т. 1. — Л.: Художественная литература, 1987. — С. 375.
19. Некрасова Е. А. Участие лексических дублетов в формировании символических значений // Некрасова Е. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. — М.: Наука, 1982. — С. 57.
20. Некрасова Е. А. Участие лексических дублетов в формировании символических значений // Некрасова Е. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. — М.: Наука, 1982. — С. 57.
21. 1) Лотман Ю. М. Отзвуки концепции «Москва — Третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Т. 3. — Таллинн: Александра, 1993. — С. 201 — 212- 2) Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Миф. Ритуал. Символ. Образ.
Исследования в области мифопоэтического. Избранное. — М.: Прогресс: Культура, 1995. — С. 259 — 367.
22. Быченкова Ю. А. Мир образов ранней Ахматовой: 1909 — 1921. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. — Смоленск, 2001. — С. 130 — 147.
23. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. — М.: ИРЯ РАН, 1995. — С. 209 — 218, 249 — 250.
24. Бойчук А. Г. «Лучезарный старец»: «Слой» Мережковского в «Кубке метелей» А. Белого // Известия АН. Серия литературы и языка. 1995. Т. 54. № 2.-С. 16−30.
25. Колобаева Л. А. Тотальное единство художественного мира (Мережковский — романист) // Д. С. Мережковский Мысль и слово. — М.: Наследие, 1999.-С. 11.
25. Там же.
27. Колобаева Л. А. Тотальное единство художественного мира (Мережковский — романист) // Д. С. Мережковский. Мысль и слово. — М.: Наследие, 1999.-С. 16.
Источники текстов.
1. Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений. — СПб.: Академический проект, 2000. — 526 с.
2. Блок А. А. Собрание сочинений: В 8 т. — Т. 1. — М.: Гослитиздат, 1960. -715 с.
3. Гиппиус З. Н. Сочинения: Стихотворения. Проза. — Л.: Художественная литература, 1991. — 664 с. — С. 546 — 553.
4. Из истории христианской церкви. Сказание о житии Алексия, человека Божия. — ML, 1999. — 216 с.
5. Мережковский Д. С. Балаган и трагедия // Д. С. Мережковский. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. — М.: Книжная палата, 1991.-352 с.-С. 252−260.
6. Мережковский Д. С. Гоголь и черт. (Исследование) // Д. С. Мережковский. В тихом омуте. — М.: Советский писатель, 1991. — 496 с. — С. 213 -309.
7. Мережковский Д. С. Грядущий хам // Д. С. Мережковский. Больная Россия.-Л.: ЛГУ, 1991.-272 с.-С. 13−45.
8. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Д. С. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. — М.: Республика, 1995. -620 с.-С. 5−350.
9. Мережковский Д. С. Мистическое движение нашего века // Д. С. Мережковский. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. — М.: Книжная палата, 1991. — 352 с. — С. 172 — 178.
10. Мережковский Д. С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Д. С. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. — М.: Республика, 1995. — 620 с. — С. 522 — 560.
11. Мережковский Д. С. Полное собрание сочинений: В 24 т. — Т. 4. -М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1914. — 277 с.
13. Мережковский Д. С. Св. София // Мережковский Д. С. Больная Россия. — Л.: ЛГУ, 1991. — 272 с. — С. 79 — 90.
14. Мережковский Д. С. Собрание сочинений: В 4 т. — Т. 3. — М.: Правда, 1990.-560 с.
15. Мережковский Д. С. Стихотворения и поэмы. — СПб.: Академический проект, 2000. — 926 с.
16. Мережковский Д. С. Теперь или никогда // Мережковский Д. С. Больная Россия. — Л.: ЛГУ, 1991. — 272 с. — С. 46 — 72.
17. Мережковский Д. С. Эстетика и критика: В 2 т. — Т. 1. — М.: ИскусствоХарьков: СП «Фолио», 1994. — 669 с.
18. Откровение Святого Иоанна Богослова // Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические с параллельными местами. — М.: Библейская лига, 2002. — 292 с. — С. 275 — 292.
19. Розанов В. В. Собрание сочинений. Мимолетное: [Сборник]. — М.: Республика, 1994. — 540 с.
20. Соловьев B.C. Лук и лира. Чтения о Богочеловечестве. Статьи. Стихотворения и поэма. Из «Трех разговоров». Краткая повесть об антихристе. — СПб.: Художественная литература, 1994. — 526 с.
21. Тургенев И. С. Собрание сочинений: В 12 т. — Т. 7. Повести и рассказы 1863 — 1870. — М.: Художественная литература, 1978. — 334 с.
22. Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений. — Л.: Советский писатель, 1987.-446 с.
Список литературы
- Аверинцев С.С. Поэты. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.-364 с.
- Андрущенко Е.А. Тайновидение Мережковского // Д. С. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. М.: Наука, 2000. — С. 481 — 530.
- Адамович Г. В. Мережковский // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 389 — 401.
- Алданов М.А. Д.С. Мережковский. Некролог // Д.С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 402 — 407.
- Аристотель. Поэтика // Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1984. — 830 с.
- Архив РГБ. Ф. 93 // II. Достоевские, 6, ед. хран. 74.
- Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М.: Современник, 1982.-464 с.
- Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 1. — М.: ЭКСМО- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 794 с.
- Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 2. — М.: ЭКСМО- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 762 с.
- Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т. 3. — М.: ЭКСМО- СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 765 с.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с миф. сказаниями других родственных народов: В 3 т. Т. 1. — М.: Современный писатель, 1995. — 412 с.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с миф. сказаниями других родственных народов: В 3 т. Т. 2. — М.: Современный писатель, 1995. — 397 с.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с миф. сказаниями других родственных народов: В 3 т. Т. 3. — М.: Современный писатель, 1995. — 415 с.
- Баевский B.C. Павлович Н. В. Язык образов: Парадигмы образов в русском поэтическом языке. (Рец.) // Вопросы языкознания. 1996. № 5. С. 140−142.
- Баевский B.C. Сквозь магический кристалл: Поэтика «Евгения Онегина», романа в стихах А. Пушкина. М.: Прометей, 1990. — 159 с.
- Баевский B.C. Стих русской советской поэзии. Пособие для слушателей спецкурса. — Смоленск: СГПИ, 1972. 145 с.
- Баевский B.C. Структурализм. Минимальная ретроспекция // Русская филология. Ученые записки. Т. 6. Смоленск: СГПУ, 2002. — С. 264 -269.
- Базаров В.А. Христиане Третьего Завета и строители Башни Вавилонской // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. -С. 197−241.
- Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург: УГЛУ, 1996.-285 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-318 с.
- Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука. 2000. — 300 с.
- Бахтин Н.М. Мережковский и история // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 363 — 364.
- Белоусова Е.Г. Дуализм стиля Д. Мережковского // Вестник челябинского университета. Серия 2. Филология № 2, 1997. С. 4 — 10.
- Белый А. Мережковский // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 257 — 266.
- Белый А. Мировая ектения. (По поводу «Трилогии» Мережковского) // Золотое Руно. 1906. № 3. С. 72 — 83.
- Бердяев Н.А. Новое христианство (Д.С. Мережковский) // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 331 -353.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. — Т. 2. М.: Искусство, 1994. — 508 с. — С. 447 — 455.
- Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.-382 с.
- Бернис Г. Розенталь. Мережковский и Ницше (К истории заимствований) // Д. С. Мережковский. Мысль и слово. М.: Наследие, 1999. — С. 119 -135.
- Блок А.А. Мережковский // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 242 — 247.
- Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. -СПб.: Мифрил, 1995. 252 с.
- Богданович А. Критические заметки // Мир Божий. Кн. III. 1904. С. 7−10.
- Богданович А. Критические заметки // Мир Божий. Кн. VII. СПб., 1905. С. 1−5.
- Брандес Г. Мережковский // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 313 — 321.
- Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: В 82 т. Т. 1.-СП6., 1890.-480 с.
- Брюсов В.Я. Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М.: Скорпион, 1912. — 214 с.
- Брюсов В.Я. Д.С. Мережковский как поэт // Д.С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 297 — 306.
- Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Философия хозяйства. Трагедия философии. — М.: Наука, 1993. — 603 с. — С. 154−173.
- Быченкова Ю.А. Мир образов ранней Ахматовой: 1909 1921. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. — Смоленск, 2001.-210 с.
- Василевская А.Л. Некоторые особенности структуры сложного тропа в эмигрантской поэзии Г. Иванова // Русская филология. Ученые записки. Т. 8. Смоленск: СГПУ, 2004. — С. 73 — 79.
- Велецкая Н.Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. -М.: Наука, 1978.-239 с.
- Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высшая школа, 1981.-320 с.
- Волынский А.Л. Книга великого гнева. СПб.: Труд, 1904. — 524 с.
- Воронцова Т.В. Концепция истории в трилогии Д.С. Мережковского «Христос и Антихрист». Дисс. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. -М., 1998.-С. 158.
- Гинзбург JI.Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. — 407 с.
- Гиппиус З.Н. Живые лица. Воспоминания: в 2 кн. Кн. 2. — Тбилиси: Мерани, 1991. -382 с.
- Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001. — 478 с.
- Гудзий Н.К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма // Известия по русскому языку и словесности АН СССР. Т. III. Кн. 2. 1930. -С. 468−475.
- Еремина В.И. Свадебный обряд в его исторической взаимосвязи с погребальным // Еремина В. И. Ритуал и фольклор. Л.: Наука, 1991. — 206 с. -С. 83−101.
- Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989.-174 с.
- Живов В.М., Успенский Б. А. Метаморфозы античного язычества в истории русской культуры XVII XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII — начало XIX века). — М.: Языки русской культуры, 1996. -С. 449−535.
- Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука — Классика, 2001. -496 с.-С. 162- 197.
- Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука — Классика, 2001. — 496 с. — С. 282 -350.
- Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб.: Азбука — классика, 2001.-496 с.
- Иванов В.И. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. -М.: Мусагет, 1916.-350 с.
- Иванов-Разумник Р. В. Мертвое мастерство // Творчество и критика. -СПб., 1911.-С. 110−179.
- Ильин И.А. Мережковский художник // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. — СПб.: РХГИ, 2001. — С. 374 — 388.
- Казюкевич А. О пространственно-временных структурах в романах Г. Сенкевича «Quo vadis» и Д. Мережковского «Юлиан Отступник» // Словесность и современность. Материалы научной конференции 20 24 ноября 2000 года. — Пермь: ПГПУ, 2000. — С. 179 — 187.
- Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: REFL — book, 1994. — 601 с.
- Книга о русских поэтах последнего десятилетия. Критические очерки Валерия Брюсова, Модеста Гофмана, Б. Дикса и др. // Под ред. М. Гофмана. СПб., М.: Вольф, 1909. — 410 с.
- Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. -М.: Наука, 1986. 251 с.
- Колобаева Л.А. Русский символизм. М.: МГУ, 2000. — 294 с.
- Колобаева JI.A. Тотальное единство художественного мира (Мережковский романист) // Д. С. Мережковский. Мысль и слово. — М.: Наследие, 1999.-с. 5−18.
- Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX в. М.: Мысль, 1980.-309 с.
- Кумпан К.А. Мережковский-поэт (У истоков «нового религиозного сознания») // Д. С. Мережковский. Стихотворения и поэмы. СПб.: Академический проект, 2000. — С. 5 — 114.
- Левин Ю.И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 822 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983.536 с.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990.719 с.
- Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1968. — С. 5 — 80.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.-319 с.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. — 374 с.
- Лотман Ю.М. Миф имя — культура (совместно с Б.А. Успенским) // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. — Т. 1. — Таллинн: Александра, 1992.-479 с.-С. 58−75.
- Лотман Ю.М. Отзвуки концепции «Москва — Третий Рим» в идеологии Петра Первого. (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. — Таллинн: Александра, 1993.-496 с.-С. 201 -212.
- Лотман Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века // Из истории русской культуры. Т. IV. (XVIII — начало XIX века). -М.: Языки русской культуры, 1996. — 832 с. — С. 13 — 346.
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. — Таллинн: Александра, 1992. — 479 с. — С. 191 — 199.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В Зт.-Т. 1.-Таллинн: Александра, 1992. -479 с. С. 148- 160.
- Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л.: Советский писатель, 1981.-552 с.
- Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 3. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1958.-415 с.
- Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса // Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. — С. 467−522.
- Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. Александр Блок и русские писатели. СПб.: Искусство — СПб, 2000. — 784 с.
- Минц З.Г. Комментарии // Д. С. Мережковский. Христос и антихрист: Трилогия. Т. 4. — М.: Книга, 1990. — 638 с. — С. 598 — 636.
- Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Блоковский сборник III. Творчество А. А. Блока и русская культура XX века. Тарту: ТГУ, 1979. — С. 76 — 120.
- Минц З.Г. О трилогии Д.С. Мережковского «Христос и антихрист» // Д. С. Мережковский. Христос и антихрист: Трилогия. Т. 1. — М.: Книга, 1989. — 416 с. — С. 5 — 26.
- Минц З.Г. Символ у Александра Блока // Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство — СПб., 1999. — 727 с. — С. 334 — 361.
- Минц З.Г. Строение «художественного мира» и семантика словесного образа в творчестве Александра Блока 1910-х годов // Минц З. Г. Поэтика Александра Блока. СПб.: Искусство — СПб., 1999. — 727 с. — С. 540 — 542.
- Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1. — М.: Олимп, 2000.-672 с.
- Москвина И.К. Город-символ: образ Петербурга в творчестве Д. С. Мережковского // Город и культура. Сборник научных трудов. СПб., 1992. -С. 147- 152.
- Некрасова Е.А. Участие лексических дублетов в формировании символических значений // Некрасова Е. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Наука, 1982. — 312 с. — С. 40 — 46.
- Низова И.И. Мотив сада и статуи в творчестве Д.С. Мережковского и пушкинская традиция // Пушкинский сборник (к 200-летию со Дня рождения А.С. Пушкина). М.: МГУК, 1999. — С. 63 — 79.
- Никольский Н. «Петр» Д. Мережковского // Православно-русское слово. 1905. № 14. С. 343−374.
- Николюкин А. Феномен Мережковского // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 7 — 28.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. — М.: Мысль, 2001.-634 с.
- Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 3. — М.: Мысль, 2001.-692 с.
- Павлова Л.В. Парадигмы 1907 года: «Ярь» С. Городецкого и «Эрос» Вяч. Иванова. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. -Смоленск, 1994.-С. 7.
- Павлович Н.В. Словарь поэтических образов: В 2 т. Т. 1. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 795 е.- Т. 2. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 872 с.
- Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: ИРЯ РАН, 1995. — 491 с.
- Переписка З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского, Д. В. Философова с В. Я. Брюсовым (1901 1903 гг.) // Публикация и подготовка текста М. В. Толмачева, вступительная заметка и комментарии Т. В. Воронцовой // РЛЖ. 1994. № 5−6.-С. 276−322.
- Письма Д. С. Мережковского В.В. Розанову (1899 1908) // Публикация, вступительная заметка и комментарии A.M. Ваховской // РЛЖ. 1994. № 5 — 6.-С. 234−251.
- Письма Д. С. Мережковского П.П. Перцову // Публикация и примечания М. Ю. Кореневой // РЛ. 1991. № 3. С. 132 — 159.
- Потебня А.А. Полное собрание трудов: В 2 т. Т. 2. Символ и Миф в народной культуре. — М.: Лабиринт, 2000. — 479 с.
- Приходько И. С. Мифопоэтика А. Блока. Владимир: ВГПУ, 1994. -133 с.
- Розанов В.В. Психология русского раскола // Розанов В. В. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Религия и культура. — М.: Правда, 1990. — 636 с. 1. С. 47−81.
- Розанов В.В. Среди иноязычных (Д.С. Мережковский) // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 82 — 103.
- Розанов В.В. Трагическое остроумие // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 104 — 108.
- Русские писатели 1800 1917 гг. Биографический словарь: В 4 т. / Гл. ред. П. А. Николаев. — Т. 4. — М.: БРЭ, 1999. — 703 с.
- Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репринт, изд. Рига: Корд, Б. г., 1991. — 607 с.
- Русский язык: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Л. Л. Касаткина. М.: Академия, 2004. — 766 с.
- Словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. — М.: Русский язык, 1999.800 с.
- Собенников А.С. А.П. Чехов и Д. С. Мережковский (к проблеме религиозного символа) // Чеховские чтения в Ялте: взгляд из 1980-х. М.: ГБЛ, 1990.-173 с.
- Соловьев Вл. Красота в природе // Соловьев Вл. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 540 с.
- Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. — М.: Правда, 1989.-735 с.-С. 219−246.
- Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1990.822 с.
- Стародум Н.Я. Журнальное обозрение // Русский вестник. Кн. II. Февраль. 1904. С. 787 809.
- Стародум Н.Я. Журнальное обозрение // Русский вестник. Кн. IV. 1905. С. 605−628.
- Стебляк В.В. Провидческий дар русской художественной культуры конца XIX начала XX веков. (Д.С. Мережковский, М.А. Врубель). — Омск: ОГПУ, 1998.-115 с.
- Терапиано Ю.К. Дмитрий Мережковский: взгляд в прошлое // Д. С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 437 -447.
- Томашевский Б.В. Стилистика: Учебное пособие Л.: ЛГУ, 1983. -288 с.
- Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: Прогресс: Культура, 1995. — 621 с.
- Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. — 110 с.
- Флорова JI.H. Трилогия Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист»: история изучения и вопросы поэтики. Дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. н. М., 1997. — С. 11 — 77.
- Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: ВЕЧЕ. ACT. 1996.-428 с.
- Ханзен-Леве Ore А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. — 512 с.
- Хромова И.А. Образный мир природы и пейзажных зарисовок. (Роман Д. С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)») // Риторика <=> Лингвистика. Выпуск 4: Сборник статей. Смоленск: СГПУ, 2003.1. С. 35−43.
- Хромова И.А. Семантика художественного образа царевича Алексея в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» // Русская филология. Ученые записки. Т. 7. Смоленск: СГПУ, 2003. — С. 104 — 112.
- Хромова И.А. Тема хамства и гротескно-карнавальный мир в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» // Русская филология. Ученые записки. Т. 8. Смоленск: СГПУ, 2004. — С. 317 — 327.
- Хромова И.А. Художественное пространство в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» // Смоленский филологический сборник. Труды молодых научных работников. Выпуск III. Смоленск: СГПУ, 2004.-С. 62−76.
- Хромова И.А. Черты символистского «текста мифа» в романе Д.С. Мережковского «Антихрист (Петр и Алексей)» // Русская филология. Ученые записки. Т.9. — Смоленск: СГПУ, 2004. — С. 229 — 246.
- Цетлин М.О. Д.С. Мережковский (1865 1941) // Д.С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. — СПб.: РХГИ, 2001. — С. 408 — 416.
- Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т.-Т. 1.-М.: Наука, 1991.-800 с.-С. 320−339.
- Чуковский К.И. Д.С. Мережковский (Тайновидец вещи) // Д.С. Мережковский: pro et contra. Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников. Антология. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 140 — 150.
- Энциклопедия символов. / В. Бауэр, И. Дюмоц, С. Головин- М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. 502 с.
- Юхименко Е.М. Старообрядческие источники романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» // De visu. 1994. № 3 4 (15). — С. 47 — 59.
- Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — 460 с.
- Смоленский государственный университет1. На правах рукописи
- ХРОМОВА Ирина Александровна
- РОМАН Д. С. МЕРЕЖКОВСКОГО «АНТИХРИСТ (ПЕТР И АЛЕКСЕЙ)»: МИР ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ