Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации в современных условиях
Основные проблемы реализации нравственно-духовного воспитания в современном обществе и пути их решения Заключение Список использованной литературы Введение нравственный воспитание мораль Социально-экономические и духовно-культурные преобразования начала XXІ века актуализировали идею гуманизма, привлекли внимание к проблемам человека и человечества. Все более очевиднымявляется тот факт, что… Читать ещё >
Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Понятие духовности и морали. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания личности
2. Методы воспитания духовности и нравственности в среде детей и молодежи
3. Основные проблемы реализации нравственно-духовного воспитания в современном обществе и пути их решения Заключение Список использованной литературы Введение нравственный воспитание мораль Социально-экономические и духовно-культурные преобразования начала XXІ века актуализировали идею гуманизма, привлекли внимание к проблемам человека и человечества. Все более очевиднымявляется тот факт, что глобальный цивилизационный кризис обусловлен, прежде всего, девальвацией духовно-моральных ценностей общества. Поэтому важнейшей задачей в контексте глобальных проблем человечества являетсянравственное воспитаниеличности, формирование моральной культуры, что отвечала бы гуманистическим запросам нашего времени. Актуально воспитание человека, способного ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, строить взаимоотношения на основе взаимопонимания, толерантности, человечности.
Образовательная и социальная политика РФ также обусловлена данной проблематикой, о чем свидетельствует ряд принятых на государственном уровне документов. Так, в Семейном Кодексе РФ в ст. 63 указано, что родители должны заботиться «о духовном и нравственном развитии детей». Право ребенка на духовно-нравственное развитие закреплено в Федеральном законе"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. От того, насколько образовательная практика страны будет отвечать новым социальным требованиям, решающим образом зависят перспективы интеграции ее в общемировоекультурное пространство на основе стратегии стойкого развития, провозглашенной Конференцией ООН в Йоханнесбурге (2002). В социально-педагогической теории и практике утверждается идея развития целостного мировоззрения, воспитания у подрастающего поколения чувства причастности ко всему, что происходит на планете, и моральной ответственности за последствия своей деятельности относительно других людей, природы, общества, самого себя (положения концепции ноосферы В. Вернадского).
Итак, очевидна общественная значимость проблемы, потребность поиска новых социально-педагогических тактик и технологий духовно-нравственного воспитания личности.
1.Понятие духовности и морали. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания личности Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ееморально — духовных ценностей. Ведь духовность, нравственность так или иначе предусматривает выход за границыэгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально — духовной культуре человечества. Поэтому и цели, и намерения духовно и морально зрелой личности, укорененные в системе сверхиндивидуальных ценностей, выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и почвы для личностногосамоопределения.
Однако, что следует понимать под духовностью и моралью? Существует довольно много разрозненных определений. Попытаемся подытожить их.
Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующихповедение людей, а также это непосредственное человеческое поведение (мотивы поступков, результатыдеятельности, чувства, мнения в человеческих отношениях). Это сфера субъективныхпредставлений человека о добре и зле.
Нравственность — это практическая сторона морали, которая воплощается в поведениилюдей. Это способность совершать добрые поступки не по принуждению, а благодарявнутреннему сознанию, по принципу добровольности. Ширшов В. Д., Существенные различия понятий «мораль и нравственность» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 951−955.
Духовность рассматривают иногда как всестороннее развитие личности, формирование высоконравственной, эстетично развитой личности, которая умеет творить и строить отношенияпо законам красоты. Порой ее трактуют как внутреннее качество личности, один из факторов сознаниячеловека. Психологи под духовностью понимают творческую способность личности ксамореализации и самосовершенствованию, что предопределяется такими особенностями когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которые являютсянеобходимыми для успешного формирования и реализации потребности вцеленаправленном познании и утверждении в ее жизнедеятельности истины, общечеловеческих этических и эстетических ценностей, осознание единства себя ивселенной.
Духовное развитие некоторые исследователи трактуют как"иерархию метамотивов и потребностей, исходя из которых, личность оценивает себя, других, окружающую среду". Наиболее важными длядуховного развития они называюттакие потребности, как: самоуважение, познание мира и себя, смысл жизни, восприятие и воспроизведение красоты, осуществление добра и справедливости, достижениепсихического совершенства. Иванченко Г. В. Казарян М.Ю., Кошелева Н. В. Творчество, профессионализм, духовность. Имплицитные концепции. — М.: Смысл, 2012. — 192 с.
Итак, мы видим, что духовность рассматривается психологами как интегрированноекачество личности, которая объединяет все ее компоненты: интеллектуальные, моральные, волевые, эстетические. При их гармоничном сочетании личность стремится к приоритету общечеловеческих ценностей, избегая чрезмерной гордости, эгоизма.
Р.С. Буре связывает духовность со сферой культуры. По егомнению, духовность — это сложный психический феномен самоосознания личности, внутреннее восприятие, присвоение ею сферы культуры, очеловечение,"врастание" внеё и понимание как собственного достояния.
Таким образом, обязанность педагога состоит в том, чтобы сформировать у воспитанника стойкую психологическуюустановку на постоянную и нелегкую воспитательную деятельность, которая требует максимальной концентрации его ума, чувств и воли. Любой успех в деле становления личности должен переживаться ею как удовлетворенностьсобственной жизнью, как праздник, которого нельзя достичь без приложения усилий. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3−7 лет. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 80 с.
Чтобы это стало реальностью, хотя бы частично, у воспитанника вырабатывают представлениео жизни не только как оявлении биологическом, а, прежде всего, как о явление высшего, духовного уровня. То есть речь идет о смысле жизни. Поэтому, даже физиологический акт в сознании субъекта должен бытьдетерминирован определенной социальной мотивацией. То или иное бытовое или коммуникативное действие должнослужить единому стремлению — морально — духовному развитию личности.
В воспитании духовно — моральной личности, которая не действует в разрез с общепринятой культурой, видное местозанимает эстетика духовности. Утверждаются эстетические переживания относительно морально — духовнойсферы как составляющей бытия человека. Формируются представления о прекрасном в области человеческих чувств и отношений. Воспитывая у молодежи эстетические чувства лишь к материальным предметам (естественные явления, вещи, достояния культуры), педагоги только обедняют ее мировосприятие. Духовная красота останется для нее закрытой, а значит, будут формироваться личностидалёкие от нравственного совершенства. Следовательно, усвоение морально-этетических ценностей должно сопровождаться их эстетизацией. И, наоборот, должна всячески избегаться эстетизация аморальности и зла.
На основе анализа общественно-политических, философско-педагогических иорганизационно-педагогических основ духовно-морального воспитания детей вхронологических границах исследования мы определили такие периоды духовно-морального воспитания в истории отечественногообразования: христианскаяпедагогика Просвещения и духовно-моральное воспитание детей в образовательныхучрежденияхРоссийской империи (XIXначало ХХвв.); альтернативные подходы к духовно-нравственному воспитанию в школах и ВУЗах советского периода ХХ в.; духовно-нравственное воспитание детей в учебно-воспитательных учреждениях после распада СССР конца ХХ — начала ХХІ в. Розина О. Б. История науки и нравственном воспитании // Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 118−120.
Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности были заложены Н А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Корфом, Н. И. Пироговым, Д. И. Писаревым, М. М. Рубинштейном, К. Д. Ушинским, Н. Г. Чернышевским, и др. Позже к ним присоединились методики таких известных педагогов, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н. К. Гончарова. На сегодняшний день проблемами разработки комплексного подхода к духовному и нравственному воспитанию подрастающего поколения посвящены труды С. Ф. Анисимова, Р. С. Буре, Б. С. Братуся, С. В. Кульневича, В. В. Николинойи др.
Из зарубежных учёных и мыслителей особое внимание проблеме нравственного воспитания уделяли И. Кант, А. Дистервег, Г. Спенсер, Я. Корчак, Р. Штайнер и др.
Современные педагоги должны использовать их наработки, стремясь также освоить зарубежный опыт, ведь РФ и ее образовательная система неизбежно вливаются в культурное и образовательно пространство мира.
Поэтому современное духовно-нравственное воспитание, по нашему мнению, должно включать в себя элементы христианской морали, патриотического воспитания с одновременным привитием представлений о толерантности имультикультурализме, эстетическое воспитание с учетом современных морально-этических проблем и вызовов времени.
В нынешних условиях экономического и духовного кризиса в обществе часть людей утратила веру, и потеряланастоящие идеалы высокого назначения человека. Прагматизм и рационализм воспитания детей в семьи и школе неспособны сами по себе создать целостную картину мира. Именно поэтому необходим коренной пересмотр духовных иморальных основ формирования личности. Прежде всего, необходимо вернуть людям высокиедуховные идеалы. В сфере духовных идеалов, как основополагающих ценностей человека, ведётсянепрерывнаяборьба за самого человека. И это, следует отметить, люди знали давно (с этой точки зрения следует опираться на культуру и философию, наследие античности, эпохи Возрождения). Ведь настоящие духовные ценности, идеалыможно заменить псевдоценностями, псевдоидеалами. Данилюк А. Я., Кондраков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2014. — 24 с.
2. Методы воспитания духовности и нравственности в среде детей и молодежи На основе изложенного выше, мы полагаем, что современное духовно-нравственное воспитание личности должно осуществляться по двум направлениям: привитие христианских и общечеловеческих моральных ценностей и использование произведений искусства с целью этико-эстетического воспитания.
Начиная с первых религиозных книг — Ветхого и Нового Завета, составляющих Библию, происходило становлениеосновоположных христианских ценностей. Они именуются добродетелями и в их числе: благоразумие, справедливость, мужество, честность, правдивость, верность слову. А также главные качества души: вера, надежда, любовь и милосердие. Постоянными моральными образцами, канонами являются десять христианскихзаповедей, которые также приняты в иудаизме и исламе.
Христианство, его базовые ценности стали источником и основой для синтеза в Европеморальных идей античности — истины, добра, красоты — с христианскими постулатами. Сформировалось активноеотношение человека к миру универсальности, не связанное с любыми политическими и этническимирамками, а личностьстала рассматривать как носитель исторической ответственности. Начиная со Средних веков, христианство формировало культурную традицию и обеспечивало культурное единство сначала Западной Европы, а постепенно мира в целом. Христианские культурные ценности стали основанием развития всей культуры, особенно музыки, живописи, литературы. Они интегрировались с другими родственными смыслами, например, моральными ценностями определенного народа, моральными обычаями и традициями, выстроили ценностныймир семьи, отношений детей, родителей, дружбы. Яковенко И. А. Христианская этика как социальный и индивидуальный феномен: научный поиск // В мире научных открытий. 2013. № 9.1 (45). С. 139−159.
Безусловно, в современном секуляризированном мире не все родители и дети будут готовы к сугубо религиозному воспитанию. Поэтому речь идет скорее о синтезе христианских ценностей и современных общечеловеческих ценностей гуманизма.
Также необходимо строить воспитание с учетом возраста. Количество ценностей ограничено для восприятия и осознание личностью, а внутренний мир ребёнка — своеобразен и богат. Поэтому цель педагогического влияния становитсяприобщениидетей к тем христианскимценностям, которые имеют универсальное гуманистическое значение, абсолютный характер. И, что важно длявоспитания, к ценностям с положительной направленностью.
Цель конкретизируется через систему задач, а именно:
— пробуждение у ребёнка желания быть моральной личностью;
— рассмотрение христианских ценностей как основы развития общественно значимых черт и качеств личности;
— формирование у детей и молодежи нравственного сознания на основе формированиянравственных отношений между детьмипутем включения их в стихийную или специально организованную деятельность;
— формирование у детей понимания и личностного отношения к сущностным вопросам о смысле и целижизни человека;
— выработка этико-эстетического отношения к жизни и к своей жизнедеятельности;
— формирование моральной культуры, толерантностипо отношению к другим культурам и традициям;
— развитие добродетелей и положительных моральных качеств ребёнка, побуждение к самосовершенствованию;
— поддержка способностей, культурного творчества, направленного на личностное саморазвитие. Кейра Ф. Характеры и нравственное воспитание. — М.: Либроком, 2015. — 136 с.
Могут использоваться методы убеждения, примера, стимулирования, например, поощрения. Целесообразно организовывать тематические классные часы, беседы, специальные мероприятия, например, посещения музеев, знакомство и привлечение детей к волонтёрской деятельности. Могут проводиться ролевые игры, инсценировки, ставится спектакли, показываться документальные и художественные фильмы и мультфильмы с этической проблематикой. Важно приобщать к работе и родителей, семью. Следует на ранних стадиях выявлять проблемы в нравственном развитии детей, привлекая к работе социальных педагогов и психологов. Зелинский К. В., Черникова Т. В. Нравственное воспитание школьников. — М.: Планета, 2010. — 288 с.
Особое место занимают формы и методы работы, которые приобщают детей к художественно-музыкальному миру, миру искусства, где запечатлены гуманистические ценности, где объединяются традиционные методы с художественной деятельностью самих детейживописью, лепкой, декоративно-прикладным искусством, музицированием, драматизацией и т. п.
Конечным результатом применения всех активных и пассивных методов воспитания должно стать формирование нравственных чувств, убеждений и отношений, как отражения духовного уровня личности, усвоения еюнравственно-духовных ценностей и идеалов.
Нравственные чувства — эмоциональная составляющая духовной деятельностиличности, которая характеризует ее внутреннюю позицию, отношение к людям, к самой себе, к явлениямобщественной жизни, к обществу в целом. К таким чувствам относят чувство любви, доверия, сочувствия, сопереживания. А также предполагается отвержение зависти, ненависти, гордости и т. п. Их характерная особенность — деление ценностей наположительно значимые и отрицательно значимые, а также нейтральные, что предусматривает выбор, коллизию, позицию, принятиерешения.
Следующая составляющая нравственности — моральные убеждения, т. е. укоренившиеся нравственные чувства и представления (нормы, принципы, идеалы), которые человек считает обязательными для исполнения, следования им. Моральные убеждения даютвозможность человеку осуществить то или иное действие, поступок с пониманием необходимости и целесообразности поведения.
И, в конечном итоге, формируются моральные отношения как составляющая нравственности, духовности. Они возникают в процессе деятельности человека, из его действий, поведения, их можно классифицировать по смыслу, форме, связям; в основе моральных отношений такжележит определенная позиция, которая сложилась согласно идеалам, нормам и принципам и т. п.
Как было отмечено нами и замечено многими исследователями этическое и эстетическое имеют тесные связи. Влияние искусства на развитие духовности предопределяется тем, что художественные произведения могут опосредованнопередавать наиболее интимные процессы внутренней жизни индивида, раскрыть сложный комплекс егосознательных и несознательных реакций. Проникновение в глубокий смысл искусства требует напряжённых переживаний, раздумий, диалогов с самим собой, что связано как с субъективной реальностью существования произведения, так и свнутренней диалектикой воспринимающего. По мнению Гегеля, потребность в общении с искусством возникаетпод действием стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представить его как предмет, вкотором он узнает своё личное «Я». Гегель полагал, что размышляя над художественными произведениями, человек может подняться допостижения высших духовных ценностей. Эти ценности уже заложены в нем, и через нихон лишь познает себя. Егоров П. А., Руднев В. Н. Основы этики и эстетики. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2015. — 222 с.
Духовное озарение всегда связано с особым наслаждением или страданием, переводящим отношениечеловека к художественному произведению из повседневной сферы в эстетическое пространство. Духовное наслаждение отличается отличностных чувств, которые возникают в процессе восприятия, поскольку его специфика заключается в возвышении надсущностью самого художественного произведения. Под влиянием художественных образов непосредственные чувства переходят вэстетические, этические, гуманные представления субъекта. В этих представлениях духовность приобретает своё реальное выражение какценностный акт общения с прекрасным, направленный на самопознание своей идеальной сущности. Именно вэтом проявляется характер эстетическихобъектов, которые выступают способом развития духовностичеловека.
Народное искусство также может служить инструментом патриотического воспитания, сохранения и передачи традиций, формирования у детей уважения к семье, народу, любви к родине. Прикладные занятия искусством на уроках (рисование, лепка и пр.) позволяют снять напряжение, служат в качестве арт-терапии. А рукоделие, прикладные искусства приучают ребёнка к труду. У младших школьников развивается мелкая моторика.
Но помимо лепки, пения, танцев, необходимо и знакомство с произведениями искусства, формирование навыков восприятия художественных произведений. С этой целью очень важно организовывать посещение художественных музеев, выставок, литературных встреч, театров и др. мероприятий культурной жизни родного города, региона, а также поездки в другие города. Ведь сама архитектура является одним из прекраснейших искусств. Да и путешествия способствуют выработке толерантного отношения к другим людям, народам, культурам.
К тому же овладение навыками восприятия художественных произведений позволяет развивать светский аспект духовности. Ведь духовность и нравственность, в конечном счёте, — это своеобразное интеллектуально-чувственное, эмоциональное состояние личности, существующее наположительном фоне поведения и деятельности человека и характеризующее его как целостное существо.
Духовность, как и счастье, существуют тогда, когда человек сам ощущает их наличие в своемсобственном «Я», равно как окружающие, что общаются с таким психофизическим «Я», осознающие, что перед ними, действительно, человек высокой духовности во всех проявлениях егожизнедеятельности и творчества. Истолкование духовности как интегрированногопонятия обязательно должно охватывать и его социальную, и психологическуюсоставляющие. Утлик Э. П. Психология личности. — М.: Academia, 2013. — 320 с.
3. Основные проблемы реализации нравственно-духовного воспитания в современном обществе и пути их решения В реализации задач духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития нашей системы образования и воспитания проявляется немало проблем. Главныеиз них:
— отсутствие системы общего духовно-нравственного воспитания, четко структурированногокультурологического учебного курса для всех уровней системы образования;
— распад традиционного уклада жизни, основанного на традиционном мировосприятии обычаев, отношений (доброжелательности, открытости), правил нравственной жизни;
— проблема малого количества настоящих носителей традиционной христианской культуры, что связано снедостаточностью духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования;
— неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения к восприятиюдуховного содержания традиционной культуры;
— распад и кризис семьи, низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей;
— некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания детей;
— недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методикидуховно-нравственного воспитания;
— отсутствие финансовых средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукциина духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов;
— отсутствие целостной программы духовного и нравственного воспитания в масштабах страны или региона. Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема // Педагогические науки. 2010. № 1. С. 77−81.
В такой ситуации необходим комплексный, системный подход к организации духовно-моральноговоспитания детей и молодежи.
Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единойцелью, общими формами организации и управления. Охарактеризуем семь основных аспектов системыдуховно-морального воспитания. Куприянова Н. С., Малыгина Т. А. Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Репутациология. 2015. № 1−2 (35−36). С. 64−66.
Содержательный аспект системного подхода предусматривает решение таких проблем как: разработки методологии, подробного описания всех элементов и форм развития нравственности и духовности, в т. ч. на основе опыта христианской этики; формирование системыобщественного духовно-нравственного воспитания и образования в условиях современного секуляризированного общества.
Содержательный аспект системного подхода включает разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования науровне отдельного учебного курса в виде составляющей, интегрированной во все школьные предметы;профессиональное образование; воспитание через средства массовой информации.
Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий духовно-нравственного воспитания разных возрастныхгрупп детей, подростков, молодежи.
Институционный аспект системного подхода предусматривает включение духовно-нравственных компонентов ввоспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений иобщегосударственных организаций.
Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мероприятий по подготовке и переподготовкеспециалистов разного уровня (управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) по вопросамдуховно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи.
Организационно-политический аспект. Перспективным является выстраивание системы духовно-нравственноговоспитания на уровне субъектов РФ, региональноми муниципальном уровне, в рамках территориальных компонентов образования. На основе существующих и новыхнормативно — правовых документов возможна реализация комплексных региональных программ духовно-нравственного воспитания.
Экономический аспект системного подхода открывает возможность поиска средств на реализацию комплекснойпрограммы духовно-нравственного воспитания из разных источников, включая местные бюджеты, целевые фонды развития морали и культуры, образования.
Управленческий аспект разрешает включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальныеи институционные) и обеспечить новые формы реализации программ духовно-нравственного воспитания.
Формирование духовности посредством привития христианских и общечеловеческих моральных ценностейвозлагается на внешкольныеи дошкольные образовательные учреждения, школы, клубы, общественные центры, библиотеки, общественные организации, подчиняющиеся или действующие в сотрудничестве с Министерство образования и науки РФ. Кним могут и должныприсоединиться средства массовой информации; газеты, журналы, радио, телевидение. Большая роль отводится родителям, которыепервыми традиционно формируют моральные ориентации ребёнка на основе внутрисемейных ценностей и норм, передающихся из поколения в поколение.
Эффективность привлечения детей и молодежи к культурному достояниюи этике общества будет зависеть отуспешной реализации всех ее составляющих:
— проведения научных и практических конференций, семинаров, круглых столов, посвящённых данной проблематике;
— проведения исследований в области христианской культуры как цивилизационного феномена;
— изучения и учёта положительного опыта зарубежных воспитательных программ;
— научной поддержки и научного сопровождения деятельности детских молодёжных организаций с положительной, конструктивной программой;
— разработки и внедрения программ, направленных на социализацию и нравственное воспитание детей сотклоняющимся поведением;
— участия педагогов и психологов и др. специалистов в подготовке телевизионных программ по вопросам морали, этики, народной культуры;
— разработки и внедрения новых методик и инновационных технологий воспитания и образования;
— научно-методического обеспечения подготовки учителей, работников внешкольных учреждений, социальных работников к деятельности в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
— участия научных работников в разработке и издании программ, методических материалов по вопросам развития нравственности и морали;
— участия воспитателей и педагогов, психологов в работе с родителями для повышения роли семейного воспитания в этой сфере. Гущина О. В. Современный поход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Научные труды SWorld. 2012. Т. 23. № 4. С. 61−66.
Все это должно способствовать общему духовно-нравственному возрождению российского общества, его успешному развитию. А также положительно влиять на прогресс и формирование благополучия социума, преодоление кризисных, негативных явлений в социально-культурной жизни нашей страны.
Заключение
Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, которые регулируют поведение людей, сфера субъективных представлений человека о добре и зле.
Нравственность — это практическая сторона морали, которая воплощается в поведении людей. А духовность можно рассматривать, как своеобразное интеллектуально-чувственное, эмоциональное состояние человека, формирующееся на положительном фоне поведения и деятельности человека и характеризующее его как целостную личность.
Следовательно, духовно-нравственное воспитание — это ряд педагогических мер, направленных на формирование высокой морали, нравственного поведения личности, выраженного в стремлении к реализации общечеловеческих ценностей, гармонии в отношениях между людьми, человеком и природой, самореализации и ощущению счастья от этой практической деятельности.
После краткого изучения истории духовно-нравственного воспитания молодежи в нашей стране, нами предложено использовать сегодня в этическом воспитании молодежи элементы христианской морали, патриотического воспитания с одновременным привитием представлений о толерантности имультикультурализме, эстетическое воспитание с учетом современных морально-этических проблем и вызовов времени.
Наиболее важно привить детям любовь и уважение к себе (без тщеславия), семье, людям, родине, выработать представление о главных ценностях бытия, его смысле, прекрасноми полезном. Могут использоваться методы убеждения, примера, стимулирования. Целесообразно организовывать тематические классные часы, беседы, специальные мероприятия, например, посещения музеев, знакомство и привлечение детей к волонтёрской деятельности и т. д. Также необходимо принять ряд организационных, экономических и др. мер в рамках системного подхода к воспитанию. Все это будет способствовать общему духовному возрождению российского народа.
Список использованной литературы Нормативно-правовые акты Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015). — М.: Эксмо, 2015. — 64 с.
Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». — М.: Омега-Л, 2015. — 16 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). — М.: Омега-Л, 2015. — 144 с.
Прочая литература Ширшов В. Д., Существенные различия понятий «мораль и нравственность» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 951−955.
Иванченко Г. В. Казарян М.Ю., Кошелева Н. В. Творчество, профессионализм, духовность. Имплицитные концепции. — М.: Смысл, 2012. — 192 с.
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3−7 лет. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 80 с.
Розина О. Б. История науки и нравственном воспитании // Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 118−120.
Данилюк А.Я., Кондраков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2014. — 24 с.
Зелинский К.В., Черникова Т. В. Нравственное воспитание школьников. — М.: Планета, 2010. — 288 с.
Кейра Ф. Характеры и нравственное воспитание. — М.: Либроком, 2015. — 136
Яковенко И. А. Христианская этика как социальный и индивидуальный феномен: научный поиск // В мире научных открытий. 2013. № 9.1 (45). С. 139−159.
Егоров П.А., Руднев В. Н. Основы этики и эстетики. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2015. — 222 с.
Куприянова Н.С., Малыгина Т. А. Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Репутациология. 2015. № 1−2 (35−36). С. 64−66.
Утлик Э. П. Психология личности. — М.: Academia, 2013. — 320 с.
Гущина О. В. Современный поход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Научные труды SWorld. 2012. Т. 23. № 4. С. 61−66.
Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема // Педагогические науки. 2010. № 1. С. 77−81.