Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На первом этапе (2001;2003гг.) проводился теоретический анализ проблемы активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки, изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по рассматриваемой проблеме, обобщался собственный опыт деятельности в качестве преподавателя вуза. Все это позволило… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы активизации самостоятельной работы студентов вуза в педагогической теории и практике
    • 1. 1. Состояние проблемы активизации самостоятельной работы студентов вуза в философской и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Структурно-функциональная модель, а ктивизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. 0пытно-экспериментальная работа по активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 1. Изучение состояния организации самостоятельной работы студентов в профессиональной подготовке
    • 2. 2. Методика реализации комплекса педагогических условий активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки
    • 2. 3. Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы по активизации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки
  • Выводы по второй главе

Активизация самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для современной системы высшего образования характерны тенденции усиления теоретических изысканий по созданию новой педагогической парадигмы, основанной на принципах гуманистического, личностно ориентированного, культурологического подходовфундаментализации высшего образования с учетом ведущих специальностейпересмотр традиционных образовательных моделей и увеличение комплекса новейших технологий, основанных на широком использовании индивидуальных, дистанционных и активных форм обучения, с целью сокращения аудиторного времени, предоставления студентам условий для самостоятельных занятий, получения и переработки информации, ведения самостоятельных научных исследований. Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года определены основные задачи профессионального образования, направленные на подготовку квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Решение этих задач осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств активизации самостоятельной познавательной деятельности, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности.

Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их освоения, осознавали, что самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности и становится подлинным достоянием личности.

Об актуальности проблемы активизации самостоятельной работы студентов свидетельствуют многочисленные работы психологов (К.А.Абульханова-Славская, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Г. Ковалев и др.) и педагогов (Л.П.Аристова, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, А.Ф.Эсауло'в и др.). Например, К.А.Абульханова-Славская рассматривая данную проблему через призму психологии личности, говорит о том, что активность — это типичный для данной личности обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее жизненных потребностейэто функционально-динамическое качество личности, которое интегрирует и регулирует в динамике всю ее личностную структуру. Это положение отражено и в работах многих исследователей. Другие ученые определяют активизацию познавательной деятельности студентов как умение и стремление творчески подходить к окружающей действительности, что обеспечивает успех и придает учебному труду студентов характер самостоятельного и творческого поиска истины (И.Я.Лернер, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова и др.). В частности М. Н. Скаткин в своих трудах подчеркивает, что активизация познавательной деятельности необходима не только для успешного решения учебных, но и воспитательных задач: она прививает умственные способности, воспитывает любовь, уважение и привычку к серьезному труду, пробуждает любознательность. Выделенные направления отражают гуманистический подход в образовании, отличительной чертой которого является индивидуальность человека, его личность.

Личностно ориентированное обучение по данным М. Ю. Бухаркиной, М. В. Моисеевой, А. Е. Петрова, Е. С. Полат, Г. К. Селевко, Н. Е. Эргановой и др. предполагает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития студента, его способностей и уровня подготовки по конкретной дисциплине. Новая парадигма образования предопределяет смену приоритетов — с традиционного усвоения готовых знаний в ходе лекционно-семинарских занятий на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого студента. Причем вовлечение, студента в активный познавательный процесс должно сопровождаться усвоением знаний и четким осознанием им где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены в будущей профессиональной деятельности. При такой организации учебного процесса педагогу отводится роль компетентного консультанта, менеджера самостоятельной активной познавательной деятельности студентов.

Проблема активизации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки представляется нам особо актуальной и в связи с тем, что за последние десятилетия в образовательный процесс все более глубоко проникают информационные технологии, базирующиеся на технических достижениях, таких как персональные компьютеры, мультимедийное оборудование, глобальные телекоммуникационные сети Internet. Компьютерные телекоммуникации способствуют созданию познавательной среды, используемой для решения различных дидактических задач (познавательных, информационных и т. д.). Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для индивидуального обучения и самообучения.

Следовательно, разрешение актуальных проблем профессионального образования зависит от грамотного использования педагогических и информационных технологий. Отделить одно от другого практически невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить парадигму образования, и только новые информационные технологии позволяют наиболее эффективно реализовать возможности самостоятельной работы.

Таким образом, обнаруживаются противоречия;

• между необходимостью активизации познавательной деятельности студентов и традиционной системой образования, не всегда учитывающей индивидуально-творческий характер деятельности студента, факты и тенденции информатизации образовательного процесса;

• между возросшей ролью самообразования в профессиональной деятельности будущего специалиста и отсутствием современных адаптивных дидактических средств, направленных на самообучение;

• между потребностями личности в вариативных, личностноориентированных технологиях обучения, взаимосвязанных с новыми информационными технологиями, и объективными трудностями их внедрения в практику системы образования.

В связи с вышеизложенным проблема исследования в поиске оптимальных условий активизации самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки.

Обозначенные противоречия и проблема обусловили выбор темы исследования: «Активизация самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки и комплекс педагогических условий, обеспечивающий ее эффективное функционирование.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих специалистов в вузе.

Предмет исследования: процесс активизации самостоятельной работы студентов вуза.

Гипотеза исследования: активизация самостоятельной работы студентов вуза может быть эффективной, если разработана и внедрена структурно-функциональная модель активизации самостоятельной работы студентов вуза и определен комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования:

• теоретической основой профессиональной подготовки студентов вуза выступает акмеологический подход;

• актуализация информационной потребности студентов в процессе профессиональной подготовки;

• учебно-методическое сопровождение на базе возможностей современных информационных технологий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике и на этой основе определить особенности самостоятельной работы студентов на современном этапе модернизации образования.

2. Разработать и внедрить структурно-функциональную модель активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки и реализовать ее в ходе опытно-экспериментального исследования.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки.

4. Разработать научно-методические рекомендации по активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— фундаментальные положения диалектико-материалистической теории познания и теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений;

— теория развития личности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.), а также идеи об интегральных характеристиках личности (Б.Г.Ананьев,.

A.Г.Асмолов, Л. И. Божович, Л. П. Буева, Н. Ф. Добрынин, А. Г. Ковалев,.

B.Н.Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— психолого-педагогические положения о механизмах самоорганизации, саморазвития и творческой самореализации личности (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.);

— исследования, посвященные различным аспектам организации самостоятельной деятельности студентов (С.И.Архангельский, А. П. Аристов, Н. Г. Дайри, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. И. Ильясов, ВЛ. Ляудис, Р. А. Низамов, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, А. В. Усова и др.).

Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Южно-Уральского государственного университета и Челябинского высшего. военного автомобильного командноинженерного училища (военного института). Всего в эксперименте участвовало 347 студентов и 24 преподавателя вузов. Исследование проводилось в три этапа с 2001 по 2006 год. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2001;2003гг.) проводился теоретический анализ проблемы активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки, изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по рассматриваемой проблеме, обобщался собственный опыт деятельности в качестве преподавателя вуза. Все это позволило, наметив исходные позиции исследования, уточнить проблему, определить цель, сформулировать рабочую гипотезу, конкретизировать задачи и наметить пути их решения, разработать модель активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки. Одновременно был уточнен понятийный аппарат исследования и проведен констатирующий эксперимент. На данном этапе использовались следующие методы: теоретические (анализ, обобщение, систематизация) — эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент) — методы математической статистики.

На втором этапе (2003;2004гг.) уточнялся комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки, разрабатывалась методика их реализации, анализировались ход и результаты обучающего эксперимента, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательный процесс вузов. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация, моделирование) — эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент) — методы математической статистики.

На третьем этапе (2004;2006гг.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация) — методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — уточнено понятие «активизация самостоятельной работы студентов вуза», которое мы рассматриваем как целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность. Данное понятие включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: мотивационный, технологический и личностно-творческийразработана структурно-функциональная модель активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки, включающая следующие блоки: целеполагания, организационный, содержательный, функциональный, результативный;

— теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, способствующий активизации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: а) расширено представление о сущности самостоятельной работы студентов на современном этапе модернизации образованияб) выявлены особенности активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по активизации самостоятельной работы студентов служат совершенствованию профессиональной подготовки студентов вузов. Разработано научно-методическое сопровождение данного процесса: программа решения творческих задач, научно-методические рекомендации по активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки.

Материалы исследования могут использоваться при модернизации действующих учебных планов и программ подготовки студентов, педагогами высших учебных заведений при разработке спецкурсов и спецсеминаров, а также в системе повышения квалификации работников высшего профессионального образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наукприменением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки обследованных студентов и преподавателейповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данныхвнедрением результатов исследования в образовательную практику вуза.

На защиту выносятся:

1.Содержание понятия «активизация самостоятельной работы студентов вуза», которое мы рассматриваем как целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность.

2.Модель активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки, включающая взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки целеполагания, содержания, функционирования, организации, оценки.

3.Комплекс педагогических условий активизации самостоятельной работы студентов вуза в процессе профессиональной подготовки: акмеологический подход — как теоретическая основа профессиональной подготовки студентов вузаактуализация информационной потребности студентов в процессе профессиональной подготовкиучебно-методическое сопровождение на базе возможностей современных информационных технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печативыступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ЮУрГУ, ЧВВАКИУ (ВИ), ЧелГУ, выступлений на методологических семинарах в вузах, выступлений на методических семинарах и курсах повышения квалификации педагогов высшей школы, выступлений на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования» (ЮУрГУ, 2003 — 2005гг.), научно-методической конференции «Преподаватель и образовательный процесс: проблемы и перспективы» (ЧВВАКИУ (ВИ) 2004 г.) — в практической деятельности автора исследования.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Выводы по второй главе.

Выполненная опытно-экспериментальная работа позволила проверить гипотезу исследования и сделать следующие выводы.

Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточной подготовке студентов к выполнению заданий самостоятельной работы. Полученные данные доказывают необходимость целенаправленной и систематической работы по активизации самостоятельной работы студентов.

Анализ теории и педагогической практики подтвердил необходимость внедрения в образовательный процесс модели активизации самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования. Для этого были созданы две экспериментальных и одна контрольная группа, сходные по уровню развития навыков самостоятельной работы.

В начале формирующего этапа эксперимента в экспериментальных группах была осуществлена диагностика уровней подготовки студентов к самостоятельной работе. Результаты проведённого исследования учитывались при определении методики работы в этих группах.

Методика активизации самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки базировалась на акмеологическом подходе как теоретической основе профессиональной подготовки студентов вузабыла представлена технология актуализации информационной потребности студентов в процессе профессиональной подготовки и учебно-методическое сопровождение самостоятельной работы на базе возможностей современных информационных технологий.

Результаты, полученные после завершения формирующего этапа эксперимента, свидетельствуют о повышении эффективности модели активизации самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.

Таким образом, цель опытно-экспериментальной работы достигнута, поставленные задачи решены.

Заключение

.

Самостоятельная работа, способствующая активизации познавательной деятельности студентов и повышению качества обучения, является насущной проблемой практики высшего образования. Ведущая роль в активизации самостоятельной работы студентов принадлежит развитию мотивационного, технологического и личностно-творческого компонентов самостоятельной работы.

На основе анализа теоретико-педагогических и методологических аспектов проблемы уточнено понятие «самостоятельная работа», которое мы рассматриваем как свободную по выбору высшую специфическую форму познавательной деятельности студентов, форму внутренне мотивированного самообразования, осуществляемого при косвенном руководстве извне. Самостоятельная работа формирует положительную мотивацию учения, профессиональную компетентность и важнейшие личностные качества — самостоятельность, познавательную и творческую активность и ответственность.

Активизация самостоятельной работы студентов с позиций акмеологического, системного и личностно ориентированного подходов, позволяет представить ее как целенаправленную совместную деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность.

Сложный многоаспектный и многоуровневый процесс активизации самостоятельной работы студентов проходит более успешно при разработке и внедрении соответствующей модели.

Предложенная модель активизации самостоятельной работы студентов построена на основе обеспечения процесса образования и самообразования, его содержания, форм, методовинтеграции целей, задач и функций самостоятельной работысвязей между всеми блоками модели с учетом поэтапного перехода исследуемого процесса на более высокий уровень. Основными особенностями разработанной нами модели активизации самостоятельной работы студентов являются: во-первых, её направленность на достижение поставленной целиво-вторых, интеграция функций отдельно взятых компонентов, позволяющая реализовать функции всей модели.

При выявлении педагогических условий эффективности активизации самостоятельной работы студентов вуза, мы учитывали социальный заказ общества, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, степень разработанности проблемы в психолого-педагогической литературе, критерии и уровни активизации самостоятельной работы студентов. Выявленные педагогические условия способствуют эффективности функционирования модели.

Активизация самостоятельной работы студентов в системе учебнопрофессиональной деятельности вуза успешно протекает на основе акмеологического подхода, что определено нами как первое педагогическое условие. Эффективность данного педагогического условия обеспечивается применением в учебном процессе сочетания учебных занятий с формированием личностных качеств студентов.

Второе педагогическое условие — актуализация информативной потребности студентов в процессе профессиональной подготовки обеспечивает организацию проблемного обучения, направленного на активизацию познавательной деятельности студентов и партнерского взаимодействия между студентами и преподавателями.

Третьим условием является учебно-методическое сопровождение самостоятельной работы на базе возможностей современных информационных технологий, способствующее управлению самостоятельной работой будущих специалистов.

Результаты, полученные после завершения формирующего этапа эксперимента, свидетельствуют об эффективности апробированной модели активизации самостоятельной работы студентов вузов в процессе профессиональной подготовки и комплекса педагогических условий ее успешного функционирования.

Данное исследование может быть продолжено в поиске путей оптимизации самостоятельной работы студентов, выявлении педагогических условий, обеспечивающих творческий уровень взаимодействия студентов и преподавателей в процессе самостоятельной работы, а также в разработке технологий организации данного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н. Структуризация учебного материала при составлении обучающих программ для АОС //Сб. трудов. — Казань, 1979.-С.34−38.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-335с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  4. Акмеология: методология, методы и технологии: Материалы научной сессии / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 232 с.
  5. Активные методы обучения в акмеологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Р.Ф.Жуков- СПбГИЭА. СПб., 1996. — 116 с.
  6. В.Д., Андреев Г. П., Давыдов Н. А. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса в академии на основе использования ЭВМ. М.: ВПА, 1988.-246 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Д., изд-во ЛГУ, 1968 -339с.
  8. А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 1997.- 154 с. ¦
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. — 240 с.
  10. Е.В., Леденев С. А., Логинова А. С. и др. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль.// Высшее образование в России.-1995.-№ 4.-С.59−63.
  11. Анисимов О. С, Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. Учеб. пособие. -Подольск: Изд-во «С.Е.Т.», 1995. 268 с.
  12. О.С. Акмеология мышления. -М., 1997. 534 с.
  13. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — С. 57.
  14. Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968. -139 с.
  15. В.Н. Средства оптимизации профессионально-педагогической подготовки студентов университета (на материалах работы факультетов физико-математического профиля): Дис. .канд.пед.наук.-Челябинск, 1988.- 178 с.
  16. М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: Автореф. дис. д-ра пед.наук. Новокузнецк, 1999.-38 с.
  17. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М: Высшая школа, 1989. — 368 с.
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Изд. МГУ, 1984.
  19. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-246 с.
  20. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Наука. 1982, — 192 с.
  21. .Ц., Съедин СИ., Иванов А. Д. Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности обучения воинов-специалистов. М.: 1974.- 136 с.
  22. М.А. Дидактические основы организации программированного контроля знаний студентов: Дис. .канд.пед.наук.-Ростов-на-Дону, 1972.-200 с.
  23. П.Н., Житницкий М. И., Захаров A.M. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в ВВУЗе. Проблемы управления, эффективности и пути их решения. Ленинград.: ВАС, 1990.212 с.
  24. А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 176с.
  25. В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности. Дис. доктора педагогических наук.-Челябинск, 1995.
  26. Е.Л., Корнев Л. П., Требулина Н. А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов: Учебное пособие.-Орел, 1989. 66 с.
  27. Белкин E. J1. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения.-Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1982. 107 с.
  28. Белкин E. JL, Корнев Л. П. Самостоятельная работа студентов в вузе: Методические рекомендации. Орел, 1985.- 21с.
  29. О.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке курсантов академии противопожарной службы: Дис. канд.пед.наук.- Челябинск, 2000, — 135 с.
  30. Беспал ько В. П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977.304 с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  32. В.П. О критериях качества подготовки специалиста //ВВШ.-1988.-№ 1.-С.З-8.
  33. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-68с.
  34. В.В. Взаимоотношения между учителем и учащимисякак фактор развития познавательной активности и самостоятельности школьников // Отношения как проблема психологии воспитания.-JI., 1973 .-С 74.
  35. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во Моск. ин-та практ. психологии, 1995. 352 с.
  36. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  37. Н.В., Эрганова Н. Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учебное пособие. Екатеринбург, 1994.- 87 с.
  38. П.Г. Информационное обеспечение высшего образования: проблемы и решения // Высшее образование в России.-1992.-№ 4.-С.27−35.
  39. В. Н. Морозов Н.И., Байков Ж. А. Самостоятельные занятия (работы) слушателей. -В кн.: Организация и учебного процесса высших военно-учебных заведениях./Под ред. П. Х. Хамова. -М.: 1971.-С.195−207.
  40. У.И., Кузнецов Ю. Ф., Петрова Т. Ф. Информатизация среднего профессионального образования: задачи, проблемы и пути их решения.// Информатика и образование. 1999. — № 4.- С. 12−15.
  41. В.А., Жданов B.C. Информатизация образования // Магистр. 1991- № 6.-С.32−36.
  42. Бюджет времени и организация самостоятельной работы студента. Методическая разработка в помощь преподавателям вузов./Под ред. Яшина Д.Я.- Кемерово: КГУ, 1979.-31 с.
  43. В.Н., Воронов В. В. Развитие информационной культуры и система непрерывного образования // Компьютерная революция и информатизация общества. М.: 1990.- 48 с.
  44. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.-204 с.
  45. А.Н., Попов ЮА. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт.// Высшее образование в России.-1995, — № 2.1. С.137−145.
  46. И.К., Вознюк М. А., Долматов А. В. и др. Интернет в высшем военном учебном заведении. /Под ред.М. А. Вознюка.- СПб: ВАС, 1998.-246 с.
  47. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М., 1990,-283 с.
  48. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс ВУЗа /Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа: Уч-метод. пособие. М: Военный университет, 1998. 152 с.
  49. Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками эффективное средство самообразования. /Вестник московского ун-та. Серия 11, Право.- 1995.- № 4. -С.49−62.
  50. М.А., Волостных В. А., Долматов А. В. и др. Организация методической работы в высших военных учебных заведениях. Учебное пособие./ Под ред. М. А. Вознюка.- СПб: ВАС, 1997.-216 с.
  51. A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в ввузе: Дис. .канд. пед. наук. -М.:ВПА, 1978. -176 с.
  52. Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1969. —62 с.
  53. Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Сборник 2.- Казань: КГПУ, 1969.- 60 с.
  54. JI.C. Развитие высших психических функций.-М., Прогресс, 1960−500с.
  55. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. —M.-JL: Гос.учеб.-педагог.изд., 1935. —133 с.
  56. Высшее образование в России: состояние и проблемы развития // НИИ высшего образования (П.П.Афанасьев и др.).- М.: НИИВО, 1994.- 64 с.
  57. Л.Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.- Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983.-128 с.
  58. Л.Г. Этапы исследований самостоятельной деятельности студентов//Актуальные проблемы развития самостоятельной учебной деятельности студентов.- Саратов. Изд-во Саратовского ун-та. 1986.-С.З-8.
  59. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988.-68 с.
  60. Л.Е. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения студентов университета: Автореф.дис. канд.пед.наук. Кемерово, 1998. — 31 с.
  61. П.Я., Кобыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания.-М.: МГУ, 1974−101 с.
  62. М.Г., Пустовит В. В., Тюков А. В. Проблемное обучение как средство развития у студентов опыта самостоятельной деятельности. //Современная высшая школа. 1984. — № 3 /47/ - с. 129−139.
  63. Я.Г. Интенсификация самостоятельной работы студентов при изучении физики в педвузе: Дис. .канд.пед.наук,-Тирасполь, 1975.- 159 с.
  64. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.-М.: Педагогика, 1987. 264 с.
  65. .С. Компьютеризация образования: проблемы и перспективы.-М. :Информатика, 1987.-112 с.
  66. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 4-е. Уч. пособие для вузов.- М: Высшая школа, 1972. 368 с.
  67. Е.Я. К вопросу о видах учебно-логических заданий в работе над книгой // Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. -356 с.
  68. Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активностии самостоятельности учащихся. Ч. 1. Казань. 1989. — 217с.
  69. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием -М: Знание, 1991.-160с.
  70. Государственный образовательный стандарт высшего образования.- М., 2000.
  71. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.:Педагогика, 1977.-135 с.
  72. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении //Педагогика. 1995. — № 1. — с.45−52.
  73. В.А., Ильясов И. М., Ляудис В. Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. -М.: МГУ, 1981.-78 с.
  74. И.В. Методологические проблемы компьютеризации обучения в школе // Педагогика. 1994. — № 5.- С.46−49.
  75. Н.П. Активизация самостоятельной работы студентов в процессе внеаудиторных занятий: Дис. .канд.пед.наук.- Минск, 1985.174 с.
  76. Т.Г. Организация самостоятельной работы курсантов. -В кн.: Методика преподавания общественных наук в высшей школе. / под ред. Э. Л. Васина, И. Л. Мариненко, Г. Ш. Штракс.-М.:Изд-во МГУ, 1975,200 с.
  77. В.Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия: Автореф.дис.канд.пед.наук. Елец, 2000.-16 с.
  78. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. -М.: Наука, 1984.-68 с.
  79. А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию.-М.: Просвещение, 1983.-144с.
  80. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.-135с.
  81. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных исследований. М.: Педагогика, 1996.-239 с.
  82. Г. А. Социально-психологические условия повышения эффективности обучения в военном вузе. М.: ВПА, 1987. — 162 с.
  83. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика.-1961.- № 8.-С.ЗЗ.
  84. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. -М., 1995. -210 с.
  85. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/ Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982. 319 с.
  86. Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов: Дис. .канд.пед.наук.- Москва, 2002. 176 с.
  87. А.В. Основы развивающего образования. Теория, методы, технологии креативной педагогики./ Под ред. А. Ю. Рунеева.-СПб: ВУС, 1998.-196 с.
  88. А.Г. Автоматизированная информационная система по общественным наукам: учебное пособие. М.:ВПА, 1988.- 144 с.
  89. А.А. Педагогическая технология дифференцированной организации самостоятельной работы курсантов (на опыте изучения общевойсковых дисциплин): Дис. .канд.пед.наук.- Орел, 1998. 195 с.
  90. С.А. Активизация самостоятельной работы курсантов военного вуза средствами новых информационных технологий: Дис. .канд.пед.наук. Кемерово 2003. — 233 с.
  91. В.В. Теория и практика формирования и развитиятворческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы: Автореф.дис.д-ра пед.наук.-Челябинск, 2000.-37 с.
  92. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Мн., 1993.-320с.
  93. М.И., Гарунов М. Г., Пивоварова Г. П. Оптимизация самостоятельных заданий студентов. / НИИ ВШ. -М., 1985.-44 с.
  94. JI.B. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. Учебное пособие по спецкурсу./ЛГПИ им. А. И. Герцена. -JL, 1986.-80 с.
  95. JI.B. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993.98 с.
  96. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 159с.
  97. Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе: Учебное пособие. Харьков: ХГУ, 1991.-72 с.
  98. Заир-Бек Е. С. Условия эффективного формирования познавательных интересов школьников в обучении // Активизация познавательной деятельности учащихся.- JL, 1985.-е. 124−127.
  99. И.Н. Творческая познавательная деятельность студентов (курсантов) военно-инженерного вуза как фактор совершенствования профессиональной подготовки: Автореф. дис.канд.пед.наук. Ставрополь, 2000.-22 с.
  100. Закон РФ «Об образовании» // Право и образование. 1999. — № 1. — С.61−86.
  101. Л.И. Обоснование комплексной системы организации самостоятельной работы студентов-первокурсников ВТУЗа: Дис.канд.пед.наук. -Одесса, 1979.-272 с.
  102. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997.- 244с.
  103. И.А. Педагогическая психология.- М., Логос, 2003- 384с.
  104. В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы.// Педагогика. 2000. -№ 2.- С.45−52.
  105. Г. В. Инвариантный подход к проектированию и применению информационных технологий в образовании/ Педагогическое образование и наука.-2002.-№ 1.-С.41−46.
  106. И.И. Система эвристических приемов решения задач. -М., 1992.-140с.
  107. Интенсификация учебного процесса в высшей школе на базе микропроцессорных вычислительных систем. Материалы Всесоюзной научно-методической конференции/Ворон.полит.ин-т. -Воронеж, 1987.- 49с.
  108. Информатизация образования// Межвуз. сб. научн. тр. / Под ред.
  109. B.Н.Врагова. Новосибирск: НГУ, 1994.-164 с.
  110. Информационная технология в университетском образовании// Сб.ст. МГУ / Под ред. В. В. Садовничьего М.: Изд. МГУ, 1991.-С.34−39.
  111. Информационная технология: вопросы развития и применения. Киев: Наук. думка, 1988.- 123 с.
  112. Использование ЭВМ в учебной и научно-исследовательской работе студентов. Тезисы республиканского совещания-семинара. НГУ, Новосибирск, 26−28 января 1988 г./НГУ. Новосибирск, 1988.1. C.58−64.
  113. Использование компьютеров в учебном процессе педагогического вуза: Сб.науч.тр./ Авт. сост. М. И. Жалдак, Ю. С. Рамский, Ю. А. Белый и др.-К.: КГПИД989. — 176 с.
  114. Использование ЭВМ в организации и планировании учебного процесса. -М.: Высшая школа, 1972.- 279 с.
  115. Исследование и применение АОС в учебном процессе. М.:1. НИИВШ, 1974.- 135 с.
  116. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1981−96 с.
  117. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328с.
  118. Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Академия, 1999. -216 с.
  119. Касаткина Н. Э Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дис. докт.пед.наук. М., 1995. -416 с.
  120. В.Г. Образование и цивилизация // Высшее образование в России.- 1996.- № 3. С.4−6.
  121. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1977.- 223 с.
  122. И. А. Организация самостоятельной работы студентов// Высшее образование в России.-2002. № 1 .-С.24−27.
  123. В.З. Понятие «активности личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности: Сб. аспирантских работ. -М., 1971.-С.128 -132.
  124. Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., 1993.-98с.
  125. Г. М. Культура профессионального самообразования. М., 1994.-154с.
  126. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.-М.:Академия. С. 155.
  127. В.П., Малитиков Е. М. и др. Теоретические и практические аспекты развития дистанционного образования в РФ.//Образование. 2000. -№ 1.- С.56−61.
  128. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы //
  129. Вопросы психологии. 1986. -№ 5.- С. 13−17.
  130. Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993 .-140с.
  131. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе/Росс. НИИ системной интеграции. М.: 1993.- 86 с.
  132. Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): Учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995. 84 с.
  133. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. М.:ВПА, 1990.-184 с.
  134. Краевский В. В Проблемы научного обоснования обучения: Методологический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  135. М.А., Лысиков А. Ф., Мазурук А. А., Рындач В.Д./Под ред. Довтелло A.M. Автоматизированные системы для обучения программированию. Проектирование и реализация. Кишинев: Штиинцы, 1989,-162 с.
  136. Э.А. Активизация учебного познания / Советская педагогика.- № 4.- 1990.- С.34−37.
  137. А.Р. Проблемы развития обучающих компьютерных программ /Высшее образование в России.-1994.-№ З.-С. 12−20.
  138. С.И. Методика применения автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. — М.: Знание, 1986.-99 с.
  139. А.А. Исследование автоматизированных технологий самоконтроля в повышении эффективности обучения курсантов (на примере пожарно-технических ВУЗов): Дис. .канд.пед.наук.- СПб, 1998. -146 с.
  140. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -172 с.
  141. Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук // Проблемы развития системы акмеологических наук / Пленарныедоклады.-1996.-С. 7−40.
  142. СП. Социальная оценка информатизации // Философия и современный мир. Минск, 1990. Вып. 17.- С.95−100.
  143. В.М., Порохин А. П. Самостоятельная работа слушателей (курсантов).- М.: Воениздат, 1973. 112с.
  144. З.А. Успешность решения учебных задач студентами при различных способах активизации их познавательной деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук.- JL, ЛГУ, 1985−24с.
  145. Культура умственного труда студентов.: Учебное пособие. //В.А.Сластенин, Н. И. Филиппенко и др. М., 1994. — 109 с.
  146. Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. -М.: Педагогика. 1981.- 120 с.
  147. Ю.К., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности. —М .: Педагогика, 1971. —111с.
  148. Ф. Кризис образования в современном мире. М.: Мир, 1970.
  149. В.Л., Леоненко Л. И. Подготовка автоматизированных учебных курсов на базе микроЭВМ: Учеб. пособие / Моск. авиац. институт им. С. Орджоникидзе. М.: Изд-во МАИ, 1990. — 39 с.
  150. И.И. Формирование умений самостоятельной работы учащихся в процессе теоретического обучения. М., 1988.-54с.
  151. Г. С. Самостоятельные работы учащихся по географии. -М.: Просвещение, 1967.- 91с.
  152. А.Н. Избранные психологические произведения Т.1.- М., Наука, 1983- 391с.
  153. И.Я. Дидактическая основа методов обучения.- М., Педагогика, 1981.- 185с.
  154. B.C., Годник СМ. Самостоятельная деятельность студентов: Пособие для преподавателей вузов. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996.-96 с.
  155. B.C., Иванников А. Д., Богатырь Б. Н. Концепцияинформатизации высшего образования России // Высшее образование в России. -1994.- № 5.- С.48−54.
  156. .Ф. методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.- 435 с.
  157. Лукинова Н. Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента: Дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 2003.- 177 с.
  158. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся.- М.: Высшая школа, 1979.-157с.
  159. М., Маклеод И. Компьютер в обучении / Импакт: наука и общество. 1984. -№ 2, — С.52−63.
  160. В.Я. Задачи и принципы психологии компьютерного обучения // Совершенствование процесса обучения на. основе использования вычислительной техники /Мордов. Ун-т. -Саранск, 1989. -С.4−11.
  161. В.Я. Проблемы организации знаний при обучении с помощью ЭВМ.- М.: Педагогика, 1980.-98 с.
  162. В.Я. Самостоятельная работа: проблемы активизации. -М.: Вестник противовоздушной обороны.- 1984.- № 7.-.46 с.
  163. Ю.В. Компьютеризация обучения // Обучение как проблема активизации человеческого фактора: Межвуз. сб науч.тр./МГПИ им. В. И. Ленина, — М., 1987. С.103−109.
  164. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 160с.
  165. Д.Ш. Информационная модель школы // Информатика и образование. 1996. — № 3. — с. 1−9.
  166. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972 -208с.
  167. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. /Вопросы психологии № 4, 1982 5−17с.
  168. В.В. Теоретические основы автоматизированной системы обучения. М.: МО, 1989.- 112 с.
  169. В.В. Роль новых информационных технологий в обеспечении преемственности естественнонаучного образования в средней и высшей школе: Автореф.дис.канд.пед.наук.-Тюмень, 2002.-26 с.
  170. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986, — 146 с.
  171. Методические рекомендации для пользователей по автоматизированной обучающей системе / НИИ ПВШ. -М., 1987. 184 с.
  172. Методы и средства управления процессом обучения в АОС. М.: НИИВШ, 1985.- 98 с.
  173. А.И., Черный А. И., Гиляровский Р. С. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука. 1976.- 78 с.
  174. В.А. Формирование у курсантов потребности, интереса к учебе -важное условие их творческой самостоятельной работы.-Энгельс: ЭВЗРКУПВО, 1984.-19 с.
  175. Г. В., Крутий И. А. Анализ условий эффективного использования видеолекций в учебном процессе СГУ.//Образование.-2000.-№ 1.-С.62−64.
  176. Н.Г. Учителю о познавательном интересе.- М.: Знание, 1979−48с.
  177. В.М., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов. //Вопросы психологии. 1994.- № 5.- С. 134−140.
  178. А.Г., Спасский С. А. К проблеме развития единого образовательного пространствам/Образование. 2000. -№ 1.- С.45−49.
  179. К. Психология ответственности./ Под ред. В. Е. Семенова.- J1., Наука, 1983.- 240с.
  180. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 288 с.
  181. Научно-методический сборник по организации самостоятельной работы студентов / Томский полит. Ин-т. Томск, 1973. -188 с.
  182. .П., Рябых С. М. Учим учиться.// Высшее образование в России.-1994.-№ 3.-С.49−52
  183. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М&bdquo- 1988. — 166 с.
  184. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. — 302 с.
  185. Новые образовательные технологии высшей военной школы. Метод, сборник / Под ред. М. А. Вознюка. СПб.: ВАС, 1997. — 62 с.
  186. Новые информационные технологии в образовании: Материалы международной научно-методической конференции. Сб. науч. Трудов /Новосибирск: Ин-т дискретной математики и информатики, 2001.- 289 с.
  187. Обучающие и контролирующие системы на базе ЭВМ. Сб.науч.тр. /Уральский ун-т. Свердловск, 1982. -263 с.
  188. С.И. Словарь русского языка. Изд. 7-е стереотип. М: «Советская энциклопедия», 1968. — 900 с.
  189. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина.- М: Высш. шк., 1990.- 382с.
  190. Н.А., Ляудис В. Я. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1982. — 199 с.
  191. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения. / Под ред. А. Н. Алексюка. Киев, 1993.-336 с.
  192. Ю.М. Восхождение к индивидуальности.- М.:1. Просвещение, 1991.- 225с.
  193. В.Г. Методы совершенствования самостоятельнойработы учащихся: Дис. канд.пед.наук.- М., 1996. — 165 с.
  194. В.И. Дидактические условия оптимизации самостоятельной работы как метода обучения.// Дис. канд. пед.наук., Челябинск., 1988.-188 с.
  195. Основы применения информационных технологий в учебном процессе военных вузов: Научно-методический сборник. М.: Военный университет, 1995.-48 с.
  196. А.Н., Королева М. В., Клочков И. А. Новые информационные технологии в преподавании общественных наук: Методические рекомендации. М.: ВПА, 1991.-106 с.
  197. Е.Н. Педагогическая информатика // Высшее образование в России. 1994. -№ 4.-С.46−49.
  198. Педагогические вопросы внедрения автоматизированных обучающих систем в учебный процесс. М.: Моск. ин-т стали и сплавов, 1981.-126 с.
  199. Педагогический словарь. В 2х т / гл. ред. И. Я. Каиров, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-Т 1.- 775 с.
  200. В.Н. Актуальные вопросы применения ТСО в преподавании общественных наук: Учебно-методическое пособие. М.:ВПА, 1989.-98 с.
  201. П.И. Основы классификации самостоятельных работ учащихся в процессе обучения// Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении / МГПИ. -М&bdquo- 1971.-С.135−153.
  202. П.И. Самостоятельная познавательная деятельностьшкольников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.:Педагогика, 1980. -240 с.
  203. JI.B. Дидактические приемы совершенствования самостоятельной контролируемой работы студентов технического вуза(на примере высшей математики): Дис. .канд.пед.наук.- СПб, 1999- 156 с.
  204. А.И. Информатика как комплексная научно-техническая дисциплина//Вопросы философии.- 1986.- № 5- С.35−41.
  205. Политика в области образования и новых информационных технологий: Национальный доклад РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО // Информатика и образование.- 1996.-№ 5.- С.68−72.
  206. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении: Дис. .канд.пед.наук.- Казань, 1975. -483 с.
  207. А.А., Макашов В. Я. Методические рекомендации по организации работы курсантов. Саратов.: Изд. СФВАУ, 2000.- 4'5 с.
  208. Применение автоматизированных обучающих систем в учебном процессе. Тезисы докл. межзональной научно-метод. конф. Минск: Белорус, гос. ун-т, 1984.-С.46−52.
  209. А.П., Крупнов А. И. Вопросы психологии активности и саморегуляции личности: Научн. Тр. Свердловского государственного педагогического института. / Сб. «81. Вып. 2. 1976.- С. 10.
  210. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  211. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском образовании: Учебное пособие, — М.: Изд-во МГУ, 1987. —167 с.
  212. Н.С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках. // Дис.канд.пед.наук.-М., 1972.-241 с.
  213. Развитие познавательной активности и самостоятельностистудентов младших курсов. Межвузовский научный сборник/ Под ред. Л. Г. Вяткина. -Саратов: Издательство Саратовского ун-та, 1985. -112 с.
  214. Л.Н. Применение компьютерных технологий в организации самостоятельной подготовки // Преподаватель и образовательный процесс: проблемы и перспективы: Сб. тез. докл. межвуз. научн.-метод. конф. Челябинск: ЧВВАИ, 2004.- С. 101−102.
  215. Л.Н. Активизация познавательной деятельности обучающихся // Методика вузовского преподавания: Материалы 7-й межвуз. научн.-практ.конф. Ч. И. 28 февраля 1 марта 2006 г. -Челябинск: ЧГПУ, 2006.-С.108−112.
  216. Л.Н. Особенности самостоятельной работы студентов // Проблемы организации самостоятельной работы курсантов и пути ее активизации: Сб. тез. докл. межвуз. научн.-метод. конф.- Челябинск: ЧВВАКИУ (ВИ), 2006.- С. 103−106.
  217. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательная активность личности. В кн. Психологическая служба в вузе. -Казань :Изд-во КГУ, 1981.- С.90−104.
  218. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Педагогика и психология.1. СПб.: Питер, 2003. 432с.
  219. Региональная научно-методическая конференция вузов Урала и Сибири: «ЭВМ на общетехнических кафедрах», «ЭВМ на энергетических специальностях» // Тез. докл. / Отв. за' выпуск: Т. И. Парубочная. Челябинск: ЧПИ, 1989.
  220. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.:Школа-Пресс, 1994.- 68 с.
  221. А.И. Философия компьютерной революции. М: Политиздат, 1991.-102 с.
  222. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии: в 2-х томах, т.1.- М.: Педагогика. 1989.-328с.
  223. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования// Высшее образование в России.- 1994.-№ 4.- С.34−36
  224. В. А. Компьютерная система проверки знаний студентов//Высшее образование в России.- 1994.-№ 3.-С.20−26.
  225. М.В. Дидактические условия активизации самостоятельной работы студентов (на примере графических дисциплин).- Автореф. дис.канд.пед.наук. Новосибирск, 2004. — 20с.
  226. Ю.А. Творчество // Педагогическая энциклопедия. -М., 1968.-т.4: — с. 215−219.
  227. Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя / Педагогика.-1995.- № 4, — С.63−65.
  228. И.И. О сущности и классификации видов самостоятельной работы учащихся //Уч.записки ЛГПИ. -1970. -т.335. С. 146−162.
  229. Р.С. Особенности проектирования эргономических технологий обучения в вузе/Педагогическое образование и наука.-2002.-№ 1.-С.36−41.
  230. С.С. Современные информационные технологии. М.:
  231. Радио и связь, 1989.-86 с.
  232. А.А. Самообразование курсантов ВВУЗа как фактор непрерывной профессиональной подготовки: Дис. .канд.пед.наук.-СПб., 1999.-192 с.
  233. Р.С. Исследование возможности осуществления индивидуального подхода при самостоятельной работе студентов: Дис.канд.пед.наук.-М., 1973.-192 с.
  234. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991.-232 с.
  235. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: Социально-психолог.центр, 1996.-349 с.
  236. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. — С. 121.
  237. А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. -1995.-№ 2 С.56−58.
  238. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 55 с.
  239. В.П. Организация процесса обучения в школе. —М.: Просвещение, 1968.-245 с.
  240. Л.Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-544с.
  241. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  242. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1969.-134 с.
  243. Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М.: Знание, 1977.-63 с.
  244. Г. А. Формирование умений интегративно-познавательной самостоятельной деятельности в процессеизучения общеобразовательных дисциплин в военно-инженерных учебных заведениях: Дис. .канд.пед.наук.- Челябинск, 1992. 173 с.
  245. А.Н., Иванников А. Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России.-1994.- № 3.- С.46−51.
  246. П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
  247. А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: Дис. .д-ра.пед.наук.- Д., 1970.-361с.
  248. А.В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1981.- 158 с.
  249. Н.Ф. Учет закономерностей психических познавательных процессов в обучении и воспитании курсантов. -В кн.: Психология и педагогика высшей военной школы. Учебное пособие./Под ред. А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Феденко. -М.: 1979.- С. 44−66.
  250. Философский словарь. /Под ред. И. Т. Фролова.- М.: Политиздат, 1986.-590 с.
  251. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  252. И.Ф. Как активизировать учение школьников.- Минск, 1975−208с.
  253. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. -М.:Педагогика, 1986.-392 с.
  254. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. -М.-.Педагогика, 1986.-408 с.
  255. Ю.Ф. Активизация познавательной деятельности курсантов военных училищ. -М.:ВПА, 1976.-34 с.
  256. Ю.М., Семенова Е. Ю. Эффективность компьютерного обучения. М.: Педагогика, 1991. — 84 с.
  257. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996.-122 с.
  258. Н.И. Самостоятельная работа учащихся средней школы в процессе обучения математике. Учеб.пособие. / МГПИ им. В. И. Ленина. -М., 1985. -64 с.
  259. В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход: / Высшее образование сегодня № 8, 2004-С. 24.
  260. Т.Н. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982.-209 с.
  261. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997.- 134 с.
  262. Е.В. Из опыта самостоятельной работы студентов./Русский язык в школе .- 1995.- № 5.- С.90−91.
  263. В. А. Проблемы методологии научного познания. М.: Высшая школа, 1978.-269 с.
  264. Н.М. Основные моменты процесса обучения в школе// Советская педагогика. 1938. -№ 6.- С.48−60
  265. Г. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979.-160с.
  266. А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1982. — 223 с.
  267. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391с.
  268. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 31−41.
  269. П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема.- М., 1973. 285 с.
  270. М.С. Психологические факторы и механизмы развитиясистемы ценностных ориентации личности: Автореф. дис. д-ра психол.наук. -Новосибирск, 2000.-41 с.
  271. Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высш.шк., 1986.-142 с.
  272. Frank Н. Kybernetische Grundladen der Padagogik. Baden-Baden, Agris Verlag, 1992.-84 s.
  273. Ludwig E. Die Technik zur Herstellung von Lehrprogrammen. Dusseldorf, Gartenbaum, 1995.-124 s.
Заполнить форму текущей работой